Сенсорный опыт и познавательное развитие дошкольников. Сенсорное развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой

Тема проекта: Сенсорное развитие у детей младшего возраста через познавательно-исследовательскую деятельность.

Алиарстанова Е.Ю – воспитатель МДОУ № 51

Цель: Формирование предпосылок познавательно - исследовательской деятельности. Активизация желания искать пути решения проблемной ситуации с педагогом.

Задачи:

Вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

Активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

Способность пристальному и целенаправленному расследованию объекта;

Формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).

Актуальность проекта

На четвертом году жизни у детей возникает наглядно-образное мышление. У детей появляется любопытство, они начинают задавать взрослым многочисленные вопросы, что свидетельствует о важных достижениях:

Накопилась определенная сумма знаний;

Появилось понимание, что знания можно получить вербальным путем от взрослого;

Сформировалась потребность сопоставлять факты.

Ребенок видит пробелы в знаниях, но сам еще не может устанавливать простейшие отношения между фактами. Поэтому задача взрослого не сообщать знания в готовом виде, а помочь получить их самостоятельно, поставив небольшой опыт. В этом случае детский вопрос превращается в формулирование цели, а взрослый помогает придумать методику, дает советы и рекомендации, вместе с ним осуществляет необходимые действия.

Паспорт проекта:

Проект по сенсорному развитию предназначен для детей младшего дошкольного возраста и реализован в МДОУ №51.

Тип проекта - познавательный, исследовательский, творческий

По числу участников – групповой

По времени проведения – долгосрочный (с октября 2017 г по март 2018 г)

По характеру контактов – в контакте с семьёй

Участники проекта: воспитатель, дети младшего дошкольного возраста, родители.

Предполагаемые результаты:

Предполагаемый продукт проекта : мероприятие для педагогов методического объединения «Волшебные губки»; фоторепортаж (составленного совместными усилиями детей и их родителей); рекомендации для педагогов по теме: « Формирование предпосылок познавательной исследовательской деятельности у детей младшего возраста»; рекомендации для родителей по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста.

Этапы реализации проекта:

I этап.

Организационно – информационный:

Изучение научной и методической литературы;

Составление диагностических карт и проведение педагогической диагностики;

Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта;

Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта;

Выявление компетентности родителей и вовлечение их в процесс реализации проекта.

II этап.

Практический :

Реализация плана проекта;

Различные формы работы с детьми (экспериментирование, д/и, беседы, наблюдение, анализ, художественное слово;

Проведение итогового мероприятия;

Взаимодействие с родителями по реализации проекта (консультации для родителей, помощь родителей в изготовлении раздаточного и дидактического материала)

III Этап: Заключительный

Мини-выставка продуктов проекта;

Подведение итогов;

Заключительное мероприятие в рамках проекта.

Приложение №1

Перспективный план работы с детьми:

Месяц: Октябрь

Участники

Занятие по сенсорному развитию: «Цветные карандаши»

Цель: дать детям представление о том, что цвет – признак разнообразных предметов и может быть использован для обозначения.

«Цветная вода»

Цель: Знакомить детей с цветами.

Дидактическая игра:

«Найди такую же фигуру»

Цель: Учить находить нужную фигуру методом зрительного соотносения.

Исследовательская деятельность:

«Опыты шаром, кубом»

Цель: Познакомить с объемными геометрическими фигурами – шаром, кубом.

Занятие по сенсорному развитию:

«Веселые матрешки»

Цель: Познакомить с величиной предметов, с понятиями большой, маленький.

Дидактическая игра:

«Две коробки»

Цель: Закрепить знания о величине, умение сравнивать предметы по величине способом зрительного соотнесения.

Приложение №2

Перспективное планирование и конспекты занятий.

Декабрь

1-я неделя

Тема №1: Занятие по сенсорному развитию: «Цветные карандаши».

Задачи:

3-я неделя

Тема №2: Исследовательская деятельность: «Цветная вода».

Задачи:

Январь

1-я неделя

Тема №1: Дидактическая игра: «Найди такую же фигуру»

Задачи:

3-я неделя

Тема №2:

Задачи:

Февраль

1-я неделя

Тема №1: Занятие по сенсорному развитию: «Веселые матрешки»

Задачи: Закреплять знания о величине в ходе практических действий с игрушками (использование методов в ходе практического примеривания и зрительного соотнесения).

3-я неделя

Тема №2: Дидактическая игра: «Две коробки»

Задачи:

Тема: «Цветные карандаши»

Задачи: Дать детям представление о том, что цвет – признак разнообразных предметов и может быть использован для обозначения. Учить сравнивать цвета по принципу «такой – не так такой», сортировать предметы по цвету.

Материалы: коробки, предметы одинаковые по цвету.

Словарная работа: красный, желтый, зеленый.

Перед началом занятия подберите разные предметы одинаковые по цвету (например: красный карандаш, красный помидор и т.д.) На стол положите три коробки, остальные предметы разложите перед коробками, чтобы дети могли рассмотреть все предметы перед собой. В начале занятия воспитатель вносит цветные карандаши для знакомства с ребятами. Карандаши пришли за помощью, чтобы дети помогли убрать все цветные предметы в коробки, которые лежат на столе. Не просто убрать, а разложить по цвету. Затем воспитатель каждому ребенку предлагает разложить предметы по цвету, группируя их. В конце карандаши благодарят ребят и обещают прийти в гости еще раз.

Тема: «Цветная вода».

Задачи: Познакомить детей с цветами. Выявить свойства воды (вода прозрачная, без запаха, может менять свой цвет, вкус).

развивать у детей интерес к экспериментированию с жидкостями, умение сравнивать, анализировать, делать выводы;

Материалы: акварельные краски, кисточки, пластиковые стаканы и вода.

В расставьте на столе стаканы и наполовину наполните их водой. Обмакните кисточку в краску одного из основных цветов и разведите ее в стакане с водой. Комментируя свои действия, постарайтесь привлечь внимание детей. Таким же образом разведите остальные краски. Раздайте детям краски, кисточки и стаканы с водой. Пусть дети выберут понравившиеся краски и разведу их в воде. Предложите ребятам взять другую краску и смешать ее в стакане. В конце экспериментирования вместе с ребятами сделайте вывод, что смешивая краски можно получить другой цвет.

Тема: «Найди такую же фигуру»

Задачи: Учить находить нужную фигуру методом зрительного соотносения. Учить детей группировать предметы по одному из сенсорных признаков, закреплять знания цвета. Развивать мелкую моторику рук.

Материалы: Два набора плоских геометрических фигур одного и разного цвета и размера.

Разложите на столе фигуры двух форм, например, квадраты и круги и предложите отобрать фигуры одной формы: «Вот тебе фигурка. Отбери все фигуры такой же формы. Что это за фигурки? Это круги». Постепенно можно увеличивать количество фигур, использовать фигуры разного размера и цвета, давать задание одновременно нескольким детям.

Тема: Исследовательская деятельность: «Опыты шаром, кубом»

Задачи: Познакомить с объемными геометрическими фигурами – шаром, кубом. Учить подбирать нужные фигуры с помощью обследования предмета по сенсорным признакам.

Материалы: шары и кубы.

Воспитатель показывает ребятам, как катится шар и предлагает ребятам потрогать шар и описать его. После этого воспитатель предлагает посмотреть как будет катиться кубик, кубик не катиться. И вместе с ребятами рассматривают кубик. И пытаются понять почему кубик не может катиться, как шар. Сравнивают шар и кубик. Воспитатель предлагает поиграть с ними, покатать шары друг другу, а из кубиков построить башню. В конце занятия дети помогают воспитателю убрать в коробки все кубики и шары.

Тема: «Веселые матрешки»

Задачи: Закрепить знания о величине, умение сравнивать предметы по величине способом зрительного соотнесения. Учить детей объединять одинаковые (по цвету, величине) предметы в предметные множества по словесному заданию.

Материалы: Матрешки.

Привлечь внимание детей, тем, что в гости к ним пришли матрешка со своими подружками и предлагает ребятам поиграть с ней. Предложите детям разобрать матрешку и построить подружек в ряд, начиная с самой высокой и заканчивая самой низкой. Попросите детей показать, где самая маленькая матрешка, а где самая большая матрешка. Предложите ребятам закрыть глаза, в это время убрать матрешку, когда ребята откроют глаза, спросить какой матрешки не хватает. В конце занятия пусть ребята сами прособирают и разбирают матрешки на части.

Тема: «Две коробки»

Задачи: Закрепить знания о величине, умение сравнивать предметы по величине способом зрительного соотнесения. Учить детей объединять одинаковые (по цвету, величине) предметы в предметные множества по словесному заданию.

Материалы: Две картонные коробки с прорезями для проталкивания предметов; большие и маленькие предметы (по 3-6 шт. каждого размера).

Раздайте детям большие и маленькие шарики одного цвета и предложите протолкнуть их в соответствующие прорези в коробках. Обратите внимание детей, что большие шары проталкиваются только в большие отверстия, а маленькие шарики можно протолкнуть в любое отверстие.

Приложение №3

Консультация для родителей на тему:

«Формирование предпосылок познавательной исследовательской деятельности у детей младшего возраста»

Ребенок с рождения является первооткрывателем, пытливым исследователем того мира, который его окружает. Познавательно-исследовательская деятельность является одной из ведущих видов деятельности ребенка-дошкольника. В процессе познавательно-исследовательской деятельности ребёнок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, первооткрывателем. При этом взрослый не учитель и наставник, а равноправный партнер, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.

Большое значение в развитии детей младшего возраста имеет развитие их познавательной активности. Под познавательной активностью детей дошкольного возраста следует понимать активность, проявляемую в процессе познания. Она выражается в заинтересованности принятия информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применить его на другом материале.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой Родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

Основные цели и задачи познавательно-исследовательской деятельности:

Развитие познавательных интересов детей; расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.).

Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.

Вторая группа раннего возраста (от 2 до 3 лет)

Знакомить детей с обобщёнными способами исследования разных объектов окружающей жизни. Стимулировать любознательность. Включать детей в совместные с взрослым практические познавательные действия экспериментального характера.

Младшая группа (от 3 до 4 лет)

Учить детей обобщённым способам исследования разных объектов окружающей жизни с помощью специально разработанных систем эталонов, перцептивных действий. Стимулировать использование исследовательских действий. Включать детей в совместные с взрослым практические познавательные действия экспериментального характера, в процессе которых выделяются ранее скрытые свойства изучаемого объекта.

Предлагать выполнять действия в соответствии с задачей и содержанием алгоритма деятельности. С помощью взрослого использовать действия моделирующего характера.

С вступлением в силу федерального государственного образовательного стандарта, познавательно-исследовательская деятельность, наряду с игрой становится наиболее актуальной формой организации деятельности дошкольников.

Организовывать познавательно-исследовательскую деятельность детей нужно с учетом:

Возрастных и индивидуальных особенностей детей

Интеграции содержания образовательных областей

Предметно-пространственной развивающей образовательной среды

Взаимодействия с семьей.

Основная цель – непрерывное накопление ребенком опыта деятельности и общения в процессе активного взаимодействия с окружающей средой, общения с другими детьми и взрослыми при решение задач и проблем (познавательных, социальных, нравственных, художественно-эстетических, исследовательских и др.) в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, что станет основой формирования в его сознании целостной картины мира, готовности к саморазвитию и успешной самореализации на всех этапах жизни.

Для того, чтобы познавательно-исследовательская деятельность успешно развивалась и осуществлялась в группах создаются уголки экспериментирования.

Оснащение уголка экспериментирования в младшей группе:

Природные материалы: песок, глина, земля, камни, жёлуди, шишки, фасоль, семена цветов;

Железо, резина, пластмасса, дерево;

Бросовый материал: кусочки ткани, кожи, меха, бумага разной фактуры, проволока, пробки, прищепки и т.п.

Сыпучие продукты: мука, соль, сахар, разнообразные виды круп.

Материалы для игр с мыльной пеной, красители – пищевые и не пищевые (гуашь, акварельные краски и др.);

Прозрачные ёмкости для воды разной формы, трубочки для коктейля, палочки, воронки;

Простейшие приборы и приспособления: лупы, зеркала, «чудесный мешочек», «подушечки» с крупами, контейнеры от «киндер-сюрпризов» с отверстиями;

Картотека опытов и экспериментов.

Весь материал расположен в доступном для детей месте.

У детей младшего дошкольного возраста преобладает наглядно – образное мышление, поэтому наблюдения играют важную роль в системе подачи материала по познавательной деятельности.

Грамотно проведенная тематическая беседа с использованием иллюстраций, слайдов, макетов также способствует накоплению знаний о законах окружающего мира.

Опыты – один из интереснейших и любимых детьми вид деятельности, где переплетаются и беседы, и наблюдения. Еще опыты способствуют развитию таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, сравнение.

Использование проектной деятельности играет важную роль в развитии познавательно-исследовательской активности детей. Проектная деятельность подразумевает взаимодействие всех участников образовательного процесса: ребенок, родители, педагоги. Совместный сбор материалов по теме исследовательского проекта раскрывает творческие способности детей, вовлекает родителей в воспитательный процесс.

Такой вид детской деятельности, как игра , позволяет в непринужденной форме проводить детскую исследовательскую деятельность.

Таким образом, наблюдения, беседы, опыты, игры и проектная деятельность способствуют развитию познавательно - исследовательской деятельности, любознательности, психических процессов: память, мышление, внимание, речь, восприятие, воображение.

В младшей группе дети осваивают действия по переливанию, пересыпанию различных материалов и веществ. Знакомятся со свойствами некоторых материалов и объектов неживой природы: воды, льда, снега, стекла. Узнают об источниках света, о том, что если светить на предмет, то появится тень; о том, что разные предметы и животные издают разные звуки; и др.

Проводим следующие эксперименты: «Лепим колобки» где дети получают представления о том, что из влажного песка можно лепить. Знакомим детей с тем, что вода бывает чистой и грязной, холодной и горячей, она необходима для жизни растений, животных и людей. Формируем умения узнавать предметы, сделанные из бумаги, дерева, ткани и пр. Знакомим с органами чувств и их назначением (глаза – смотреть, уши – слышать, нос – определять запах, язык – определять вкус, пальцы – определять форму, структуру поверхности), др. Постепенно привлекаем детей к прогнозированию результатов своих действий: «Что станет с водой, если добавить в стакан с водой гуашь?» "Что получится, если мы подуем на одуванчик? " и т. д.

Много ребенок познает дома из общения с родителями, участия в повседневных делах, наблюдая за действиями членов семьи. Родители могут многое сделать для развития у детей познавательно-исследовательской деятельности, используя естественные ситуации (по дороге домой, дома на кухне, в магазине, купая ребенка, играя с ним и т. д.). Поэтому нужно привлекать родителей к совместному развитию детей в познавательно-исследовательской деятельности. Нацеливать родителей на то, что любознательность - это черта характера, которую необходимо развивать с раннего возраста, что врожденная потребность в новых впечатлениях составляет основу гармоничного всестороннего развития ребенка.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБОГАЩЕНИЕ СЕНСОРНОГО ОПЫТА ДОШКОЛЬНИКОВ В ДЕТСКОМ САДУ Березина Татьяна Анатольевна канд. пед. наук, доцент кафедры психологии и педагогики детства ЛОИРО berezinat@list. ru

Особое внимание в современном педагогическом процессе уделяется организации познавательной деятельности дошкольников, развитию их любознательности, поддержке познавательных интересов и способностей. Почему?

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяет следующее содержание образовательной области «Познание»: развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

Исследовательские интересы присущи дошкольникам. Маленькие дети по своей природе исследователи. Им хочется испытывать все самим, удивляться неизведанному. Постепенно у них формируется любознательность желание познать особенности окружающего мира. Развитие любознательности, познавательных интересов происходит постепенно. Ее первые проявления возникают уже на 1 году жизни. На протяжении второго и третьего года жизни происходят качественные изменения в активной ориентировке: от бессознательного, рефлекторного поведения – «реакции на новизну» , любопытства – малыш переходит к сознательной ориентировочно – исследовательской деятельности.

В 2 3 года объектом познания для детей являются окружающие предметы, их действия. Дети этого возраста активно познают мир по принципу: «Что вижу, с чем действую, то и познаю» . Накопление информации происходит благодаря манипуляции с предметами, личному участию ребенка в различных ситуациях, событиях, наблюдениям ребенка за реальными явлениями. Необходимым условием развития познавательной деятельности в этот период являются разнообразие и сменяемость предметной среды окружающей ребенка, предоставление свободы исследования (предметно манипулятивная игра), резерв свободного времени и места для разворачивания игр.

Дальнейшее развитие познавательной активности происходит в младшем дошкольном возрасте. В конце на четвертом году дети часто задают такие вопросы как «Где ночует солнышко? » , «О чем думает деревце? » . Но развитие познавательных интересов в этот период тесно связано с деятельностью ребенка продуктивной, игровой. В 4 5 лет познавательное развитие ребёнка переходит на другую ступень более высокую и качественно отличную от предыдущей. Средством познания становится речь. Развивается умение принимать и правильно понимать информацию, переданную посредством слова. Ребёнок активно реагирует на образную и вербальную (речевую) информацию и может ее продуктивно усваивать, анализировать, запомнить и оперировать ею.

В старшем дошкольном возрасте дошкольники начинают осознавать свои познавательные интересы, они становятся самостоятельными мотивами его познавательной деятельности. Развиваются их мыслительные процессы дети уже могут систематизировать полученную информацию, устанавливать связи, закономерности. Развивается знаково символическая функция сознания – умение использовать знаки, символы для обозначение свойств предметов, действий.

В развитии познавательной деятельности дошкольников можно выделить два направления: 1. Постепенное обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями и об окружающем мире, которое и вызывает познавательную активность дошкольника. 2. Постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и той же сферы действительности природа, техника, искусство. Для того чтобы успешно развивать познавательные интересы ребенка, педагоги должны знать, чем интересуются их воспитанники, обогащать и углублять их интересы, создавать новые.

Основные задачи познавательного развития дошкольников. Развитие познавательных интересов и любознательности дошкольников. Воспитание сенсорной культуры, обогащение сенсорного опыта. Формирование у детей системы элементарных знаний, представлений о предметах и явлениях окружающей жизни; Развитие познавательных процессов, речи и интеллектуальных способностей;

Однако, основы познавательной деятельности, интеллектуального развития человека закладывается в процессе чувственного восприятия свойств предметов и явлений окружающего мира.

Основы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста. Познание ребенком окружающего мира начинается с ощущений и восприятия предметов. Остальные формы познания запоминание, мышление, воображение строятся на основе образов чувственного познания, являются результатом их переработки. Именно дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития всех органов чувств, накопления представлений о мире. Сенсорное развитие основа интеллектуального развития ребенка. Почему?

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в I классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, в построении рисунка, неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда. Случается, что ребенок не может воспроизводить образцы движений на занятиях физической культурой.

Но дело не только в том, что низкий уровень сенсорного развития резко снижает возможность успешного обучения ребенка. Не менее важно иметь в виду значение высокого уровня такого развития для человеческой деятельности в целом, особенно для творческой деятельности. Важнейшее место в ряду способностей, обеспечивающих успехи музыканта, художника, архитектора, писателя, конструктора, занимают сенсорные способности, позволяющие с особой глубиной, ясностью и точностью улавливать и передавать тончайшие нюансы формы, цвета, звучания и других внешних свойств предметов и явлений. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемом в ранние периоды детства.

Освоит ли ребенок представления о свойствах и качествах предметов без сенсорного воспитания? Сенсорное воспитание- целенаправленный процесс, в ходе которого при организации педагогического взаимодействия взрослого с ребенком развивается восприятие, накапливается сенсорный опыт ребенка, формируется представления об окружающем.

Результатом сенсорного воспитания является сенсорное развитие дошкольников Сенсорное развитие предполагает развитие представлений детей о цвете, величине и форме предметов Развитие слуховой чувствительности, умения вслушиваться и различать звуки в окружаю щей обстановке, развитие речевого слуха (звуковой стороны ре чи, способности анализировать звуковую структуру слова) и му зыкального слуха. Сенсорное развитие включает в себя также развитие тактильной чувствительности - умения различать на ощупь качества предметов и правильно называть их (гладкий, пушистый, мягкий, твердый, тяжелый, легкий, хо лодный, теплый). Одна из сторон сенсорного воспитания - развитие обонятельных и вкусовых ощущений

Цель сенсорного воспитания –обогащение чувственного опыта восприятия окружающего мира и развитие сенсорных способностей дошкольников. Задачи сенсорного воспитания: формирование обследовательских действий Формирование систем сенсорных эталонов Развитие умений точно обозначать словом обследовательские действия, свойства и качества предметов Развитие умений применять обследовательские действие и представления о сенсорных эталонах свойств предметов в самостоятельной деятельности.

Сенсорные эталоны Сенсорные эталоны - выделенные человечеством в процессе общественно исторической практики системы чувственных качеств предметов, которые усваиваются ребенком в ходе разных видов деятельности и применяются в качестве образцов при обследовании объектов и выделении их свойств. Какие сенсорные эталоны знаете? Системы общепринятых сенсорных эталонов: звуковысотная шкала музыкальных звуков, система звуков родного языка, системы мер веса, длины, направлений, геометрических фигур, система спектров цвета и другие.

Развитие представлений дошкольников о сенсорных эталонах происходит постепенно В раннем возрасте ребенок усваивает сенсомоторные предэталоны, когда он отображает лишь отдельные особенности предметов некоторые особенности формы, величину предметов, расстояние. В этом возрасте ребенок, как правило, не выражает их в речи В возрасте до 4 - 5 лет ребенок пользуется предметными эталонами, т. е. образы свойств предметов соотносит с определенными предметами. Например: " похож на огурчик « (овал), "такой, как крыша у домика « (треугольник). В старшем дошкольном возрасте происходит усвоение детьми системы общепринятых эталонов, когда сами свойства предметов приобретают эталонное значение в отрыве от конкретного предмета. В этот период ребенок уже соотносит качество предметов с освоенными общепринятыми эталонами предметов: трава зеленая, яблоко как шар, крыша у домика треугольная.

Обследовательские действия Обследовательские действия направленные на точное выделение определенных свойств и качеств предмета. Какие обследовательские действия вы знаете? Чтобы определить форму предмета(геометрической фигуры) нужно… Чтобы определить величину (ширину, длину) предмета нужно. . Чтобы определить гладкость предмета нужно. . Чтобы определить мягкость предмета нужно. . Чтобы определить прозрачность предмета нужно. . …

Условиями сенсорного воспитания в детском саду являются 1. Организация предметной среды, способствующей накоплению разнообразного сенсорного опыта ребенка. 2. Использование в педагогическом процессе различных методов и форм организации обучения: проблемных ситуаций, практических заданий, дидактических игр, дидактических упражнений. 3. Решение задач сенсорного воспитания в содержательной, результативной деятельности детей: Например, художественная деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование) не только создает благоприятные условия для развития ощущений и восприятий, но и вызывает потребность в овладении формой, цветом, пространственными ориентировками.

В методике сенсорного воспитания дошкольников можно выделить несколько этапов. Целью I этапа является привлечение внимания детей к тому сенсорному признаку, который должен быть освоен. Для этого воспитатель предлагает детям что нибудь нарисовать, слепить, построить, сделать какой то предмет, который должен удовлетворять определенным требованиям. Например, выбрать бумагу для лодочки, чтобы она могла плавать. Предлагаемые виды бумаги папиросная, картон, салфетки, альбомная и др. Если дети не имеют достаточного сенсорного опыта, они начинают выполнять задание, не проанализировав образец, не отобрав нужный материал. В результате рисунок или постройка оказываются непохожими, результат нельзя использовать в деятельности. Невозможность достигнуть результата ставит ребенка перед необходимостью познания, выделения особенностей предметов, материала. Взрослый помогает детям увидеть, выделить, осознать то свойство, которое должно быть учтено в деятельности. Этот момент является исходным для обучения детей способам выделения свойств, особенностей предметов.

Цель 2 этапа обучение детей обследовательским действиям и накопление представлений о сенсорных признаках. В процессе обучения воспитатель показывает и называет перцептивное действие и то чувственное впечатление, которое стало результатом обследования. Сравниваем свойства дерева и металла. Какие действия для выделения признаков используем? В ходе организации самостоятельной деятельности он предлагает детям все это повторить. Самое главное организовать многократные упражнения в выделении разных качеств в практических заданиях, играх. упражнениях. При этом важно следить за точностью способа, которым пользуется ребенок, точностью словесных обозначений

Цель 3 -го этапа формирование представлений об эталонах. На этом этапе детей знакомят с сенсорными эталонами, учат обозначать их в речи. Детей учат применять освоенные эталоны качеств для анализа предметов, учат сравнивать предмет с эталоном, замечать сходство и отличие. Дети 3 5 лет учатся выделять одно два свойства и качества предмета форма, цвет, величина, гладкость и т. д. Старшие дошкольники выделяют в предмете сразу несколько свойств и по их сочетанию отличают один предмет(материал) от другого. Чтобы отличить из какого материала сделаны игрушки дерева, металла или пластмассы какие свойства материала надо выделить? Цель 4 -го этапа создание условий для самостоятельного применения детьми освоенных знаний и навыков для анализа окружающей действительности и в собственной деятельности. Здесь важна система заданий, требующих при их выполнении самостоятельного анализа, учета определенных качеств, свойств, отношений. Например, отбор игрушек и инструментов для труда на прогулке в осеннюю погоду. Или решение проблемной ситуации «Подскажи Незнайке из какого материала лучше сделать самолет»

Формы и методы сенсорного воспитания и организации познавательной деятельности Совместная деятельность педагога с детьми, направленная на выделение, называние, обследование предметов, знакомство с материалами. Дидактические игры и игровые упражнения Проблемные и практические ситуации, стимулирующие выделение свойств и качеств предметов. Детское экспериментирование.

Проблемные и практические ситуации Ситуация «Наведи порядок» (разложить предметы по убыванию или нарастанию какого либо свойства) Посмотри и подумай, какие цветы сегодня надо поливать, а какие нет. Проблемные вопросы: во что превратится квадрат, если у него отрезать один угол? , Есть ли стороны вершины, углы у круга? Надо нарисовать арбуз, но есть только красная. Синяя и желтая краска. Что делать?

Условия развития познавательной деятельности и обогащения сенсорного опыта дошкольников в детском саду Создание предметно пространственной среды, стимулирующей возникновение познавательных интересов Создание педагогом проблемно поисковых ситуаций; Вовлечение детей в выполнение творческих заданий; Интеграция разнообразных видов детской деятельности; Организация детского экспериментирования; Стимулирование проявления положительно эмоционального отношения ребёнка к явлениям, предметам и видам деятельности.

Использование проблемных ситуаций. Проблемная ситуация это задача, содержащая противоречие, требующая своего решения. Требования: Доступность содержания проблемы для детей Опора на имеющиеся знания Наличие противоречия в самой ситуации. Например, Незнайка пошел в сад собирать яблоки и забыл дома корзину. Как ему собрать побольше яблок для друзей?

Ситуация становится проблемной при следующих условиях: 1. Она имеет логическую связь с ранее изученными понятиями и с тем, которые подлежат усвоению в определенной проблемной ситуации; 2. Содержит познавательную трудность и видимые границы известного и неизвестного , 3. Вызывает чувства удивления при сопоставлении нового с ранее известным, не удовлетворяет имеющимся запасам знаний, умений, навыков.

Оценить проблемные ситуации: Ты с бабушкой едешь в электричке. Она сошла на платформу, а ты не успел. Что будешь делать? Почему? Дети получают письмо из леса о том, что там появились люди, которые ломают молодые деревья, ветки, рвут цветы. Задача детей: организовывать отряд помощи и предложить пути решения проблемы. Незнайка зовёт детей в лес за грибами, но не знает, какие грибы съедобные, а какие нет.

Структура решения проблемных ситуаций A) совместный с детьми анализ проблемной ситуации; Б) формулировка проблем; B) анализ вариантов решения проблемы и выдвижения предположений; Г)выбор наилучшего решения; Е) иногда проверка варианта решения проблемы. .

Николай Николаевич Поддъяков указывает, что детское экспериментирование – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и новых знаний. Значение экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента: Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы. Происходит развитие умственных умений, речевой деятельности. Формируется самостоятельность, целеполагание, способность преобразовывать какие либо предметы и явления для достижения определенного результата.

В ходе организации детской экспериментальной деятельности решаются следующие задачи: развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, через создание проблемных ситуаций; подводить детей к формулировке проблемы, анализу ситуаций; развивать умения планировать свою деятельность, выдвигать гипотезы, сравнивать и делать выводы; развивать коммуникативные навыки; помогать накоплению и расширению конкретных представлений у детей о свойствах различных объектов неживой природы; способствовать развитию умения обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости; развивать умения организовывать свою деятельность: подбирать материал, продумывать ход деятельности

Детское экспериментирование. С детьми 3 -4 -х лет проводится подготовка детей к экспериментированию. С помощью игровых персонажей детям предлагаются простейшие проблемные ситуации: Утонет ли резиновый мяч? Как спрятать от лисы колечко в воде? Как пройти по льду и не упасть? В средней и старшей группе идет практическое освоение детьми свойств и качеств различных материалов, дети активно участвуют в исследовании и преобразовании различных проблемных ситуаций, знакомятся со способами фиксации полученных результатов. Для введения в эксперимент можно предложить проблемные ситуации: "Как из воды сделать значок? ", "Тонет не тонет? ", "Из каких материалов можно сделать лодку? ", "Поймай солнышко" С детьми старшего возраста мы проводим эксперименты по выявлению причин отдельных явлений, например "Почему этот платочек высох быстрее? " (потому что он был на солнце); "Чей домик крепче» (из каких материалов ветер сдул домик и почему). Можно в экспериментальной деятельности исследовать состав почвы, сравнивать свойства песка, и глины, расширять представления о свойствах воды и воздуха их значении, о видах и свойствах тканей, о свойствах магнита и увеличительного стекла. Во время совместного экспериментирования с со старшими дошкольниками важно ставить цель, выдвигать гипотезы, совместно определять этапы работы, делать выводы.

Для развития умений детской экспериментальной деятельности необходимо: 1. Создание предметной среды уголка или центра экспериментирования – детской лаборатории, . Например, в содержание уголка может входить: зона "песка и воды", разнообразные сосуды, природный и бросовый материал, разные виды бумаги, увеличительные стекла, магниты, пипетки, колбы, мерные ложки и стаканчики и т. д. различные крупы, соль, сахар, свечи, совочки, мерные стаканчики. Но не все материалы находятся там одновременно. Необходимо обновлять, видоизменять его содержание в соответствии с интересами детей и образовательными задачами.

2. Совместная с воспитателем деятельность в центре экспериментирования организация опытов, простейших экспериментов. Учим детей выделять вопрос для решения, высказывать предположения, проверять его, делать выводы. Возможные темы для организации совместной и самостоятельной деятельности по экспериментированию для детей 4 7 лет: свойства воды, воздух и его свойства, условия необходимые для жизни растений, свойства материалов песок, глина, почва, дерево, железо, резина, бумага, стекло, пластмасса, свет: отражение света, источники света, цвет: что такое радуга, смешение цветов, магнит и его свойства, увеличительное стекло.

4. Создание ситуаций поддерживающих интерес к экспериментированию: Включение игрового персонажа (Ворона Каркуши, Незнайки и др.) от имени которого высказываются проблемы, затруднения. Создание понятных детей проблемных ситуаций: Как спрятать от лисы колечко в воде? Почему нельзя плавать на бумажном корабле? Бывает ли сахар жидким? Включение в уголок экспериментирования схем, моделей, стимулирующих организацию опытов.

Таким образом, познание предметов и явлений окружающего мира детьми в дошкольном учреждении происходит на основе организации разнообразных видов детской деятельности при опоре на чувственное познание и развитие детской любознательности.

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования Центр анимационного творчества «Перспектива»

Доклад на тему:

«Сенсорное развитие - фундамент познавательного развития дошкольника;

развивающий потенциал анимационной педагогики»

Подготовила: педагог-психолог

Голкина В.А.

Февраль 2017

В системе образования РФ большое значение придаётся дошкольному образованию (ДОУ), где важное место отдано системе дополнительного образования, призванной дать детям то, что по ряду причин не в состоянии сделать основное звено системы образования (другие образовательные задачи, отсутствие необходимой материальной базы, недостаток специалистов и пр.).

Свое уникальное место в системе дополнительного образования занимает Центр анимационного творчества «Перспектива». Ребенок, занимающийся анимацией, осваивает различные виды творческой деятельности, постоянно получая новые знания, а также обретает неограниченные возможности для воплощения своего неповторимого опыта и первых жизненных открытий. Освоение анимационной деятельности – это творческий процесс, который является не спонтанным и стихийным, а планомерным и педагогически организованным.

Главная педагогическая ценность анимации в универсальности ее языка, позволяющая организовать всеобъемлющую систему комплексного развивающего обучения для детей всех возрастных групп (так говорят педагоги Ю.Е.Красный и Л.И.Курдюкова). Анимационная педагогика явление молодое и мало изученное, первые воспитательные шаги относит режиссер-мультипликатор Е.Сивоконь к 1985 году, когда этот вид искусства обрел способность учить и воспитывать, а не развлекать и назидать.

Анимация – это театр! Это актерское мастерство! Это искусство! Анимация – это движение! Это ощущение нового, неизвестного, неожиданного! Это совместное творчество! Это открытие внутреннего мира людей!

Анимация – комплексный вид деятельности, включающий в себя музыку, изобразительное творчество, декламацию, драматургию, трудовое воспитание и многое другое.

Воспитанник Центра - прежде всего человек творческий, интересующийся культурой, развивающий свой культурный уровень. Это ребенок, имеющий творческий взгляд на мир, размышляющий, способный передать свое восприятие мира посредством анимационного фильма.

Это ребенок с достаточно высоким уровнем познавательной активности и широким кругозором, глубоким восприятием мира, умением видеть связи между различными явлениями мира, воспринимающий явления мира как бы впервые – ярко, образно, эмоционально.

Как выше было сказано: осваивание различных видов творческой деятельности требует постоянного внимания к внешним и внутренним свойствам предметов, т.е. определенный уровень развития сенсорной сферы.

Основная педагогическая цель обучения в Центре анимационного творчества «Перспектива» – основываясь на внутренних возможностях и резервах ребенка, воспитать у него устойчивую потребность в творчестве.

Дети в «Перспективу» приходят в дошкольном возрасте, но анализ работы Центра в последние 2-3 года показывает востребованность этой деятельности и у младших дошкольников.

Одной из первых ступенек в овладении анимационной деятельностью для детей этого возраста на подготовительном отделении Школы анимации является предмет «Растем, играя», направленный на развитие сенсорной сферы. Основой этой программы явились базовые подходы по сенсорному воспитанию детей, разработанные в отечественной психологии и педагогике, Л.А.Венгер, А.В.Запорожцем, Н.П.Сакулиной, А.П.Усовой и др. Эти психологи, сенсорное развитие, рассматривали как процесс усвоения общественного сенсорного опыта, приводящий к формированию восприятия и представлений о внешних свойствах вещей (усвоению сенсорных эталонов). Программа состоит из двух взаимосвязанных блоков, задача первого блока − формирование основных сенсорных эталонов, задача второго блока − на основе сформированных эталонов пробудить познавательный интерес развить воображение, дать стимул к развитию творческих способностей. Структура занятий типовая.

Младший дошкольный возраст является сензитивным для совершенствования деятельности органов чувств, восприятия, накопления представлений об окружающем мире, формирования сенсорных эталонов. Воображение начинает свое развитие тоже на этом возрастном этапе, являясь процессом переработки восприятия. Внутреннюю связь творчества с воображением выделяют и подчеркивают многие психологи. Так, Л.С.Выготский в свое время писал: «...Все решительно, что окружает нас и что сделано рукой человека... является продуктом человеческого воображения и творчества, основанного на этом воображении».

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: не только их форме, цвете, величине, но и положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п.

На примере 2-го занятия 1-го блока проиллюстрируем, как реализуются поставленные цели и задачи.

Ход занятия

Методический комментарий

Занятие 2.

В кабинете психолога детей встречает игрушка-марионетка «Лиса»

1. - Наша лиса какая-то печальная. Она чем-то расстроена. Спросите, что с ней случилось? Почему она такая грустная?

Дети интересуются.

Лиса – горе-то какое, рыбки не знают, какие красивые бывают цвета. Вот красный, вот синий, вот зеленый, а это желтый. (Лиса, называя цвет, показывает детям картон соответствующего цвета). Вот как красочен мир. Помогите рыбкам найти нужные цвета.

2. Игра "Помоги рыбкам" - найди нужные цвета (к наклеенным образцам цвета подобрать нужные полосочки картона).

3. Затем дети вместе с психологом называют вслух найденные цвета.

4. Лиса вновь выкладывает цветной картон на стол к детям, просит их запомнить то, что лежит на столе. Дети закрывают глаза – лиса убирает один цвет со стола - дети, открыв глаза, вспоминают, какого цвета недостает (упражнение повторяется 3-4 раза)

5. Педагог-психолог

Психолог ставит на стол большую коробку с карандашами, раздает детям чистые листы бумаги.

Лиса - в лесу был дождь, а потом на небе появилась разноцветная радуга

Ребята давайте нарисуем ее и подарим рыбкам, чтобы они тоже увидели множество ярких цветов.

6. Рисуем радугу, проговаривая каждый цвет.

Ну вот, наше путешествие закончилось, давайте вспомним, что мы сегодня делали.

Цель: Закрепление сенсорных эталонов. Различение основных цветов спектра по образцу (красный, синий, зеленый, желтый).

Задачи:

1.Ознакомление с цветами.

2.Закрепление словесного обозначения цветов.

3.Развитие речи (активизация и обогащение словарного запаса, развитие умения пользоваться фразовой речью при ответах на вопросы)

4. Развитие внимания и памяти.

5. Совершенствование навыков общения, воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

6. Рефлексия.

Значение сенсорного развития в раннем дошкольном детстве переоценить трудно. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов творческой деятельности.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное интеллектуальное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают заместителями других. Игровые действия происходят в мнимой ситуации; реальные предметы используются в качестве других, воображаемых; ребенок берет на себя роли отсутствующих персонажей. Такая практика действия в придуманном пространстве способствует тому, что дети приобретают способность к творческому воображению, являющимся одним из важнейших новообразований дошкольного возраста.

На примере 2-го занятия 2-го блока проиллюстрируем, как реализуются поставленные цели и задачи.

Ход занятия

Методический комментарий

Занятие 2.

В кабинете психолога детей встречает игрушка-марионетка «Лиса».

Дети по очереди здороваются с лисой.

1. - Наша лиса. В волшебный лес, где живет лиса, прилетели разноцветные тучки. Каждая из них поливает цветным дождем.

Психолог спрашивает, какие цвета дети знают.

2. Игра "Разноцветие" – дети раскрашивают иллюстрацию леса и лесных зверей в разные цвета.

3. Затем воспитанники по очереди рассказывают, какое «Разноцветие» у них получилась.

4. Лиса, выслушав детей, приглашает их в свой лес, предлагая одеть колпачки фантазии.

5. Педагог-психолог – а сейчас мы прогуляемся по лесу с лисой, встанем в круг (игра «Тропинка»)

Прогулялись мы по лесу – отдохнем. В лесу Лиса рассказывает, что у нее за «Разноцветие».

Психолог, разложив на полу листы детей говорит,что у все получились разные картины, т.к. мы все разные и фантазируем по разному.

Попрощаемся с Лисичкой, скажем ей добрые слова.

Цель: Развитие воображения используя сформированные эталоны цвета.

Задачи:

    Развитие воображения.

    Повторение эталонов цвета.

    Закрепление словесного обозначения цветов.

    Развитие речи (активизация и обогащение словарного запаса, развитие умения пользоваться фразовой речью при ответах на вопросы)

    Развитие внимания и памяти.

    Совершенствование навыков общения, воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

    Рефлексия.

Воображение – способность к перекомбинированию образов, позволяющая ребенку строить и создавать что-то новое оригинальное, чего раньше в его опыте не было и заключающаяся в своеобразном «отлете» от действительности. Ребенок создает воображаемую ситуацию в игре, сочиняет фантастические истории, рисует придуманные им персонажи. В этот период ребенок не просто придумывает, он верит в свой воображаемый мир и живет в нем . Таким образом, развитие воображения обогащает восприятие, наполняя его новыми красками, звучаниями делая ярче и богаче, и наоборот, сенсорное развитие как восприятие новых сенсорных эталонов дает все новый материал для развития воображения. Воображение является, на наш взгляд, основой символического замещения - они неразрывно связаны друг с другом. Воображение позволяет человеку выполнять существенные функции одних предметов в каком-либо другом предмете или символе (предметное «тело» самого символа этих функций не имеет). Возможность человека строить символы направляет его на создание существенно новых образов и предметов, не замыкаясь в кругу мелочных и пустяковых нововведений. Основная задача познавательного воображения - это специфическое отражение объективного мира, преодоление возникших противоречий в представлениях ребенка о действительности, достраивание и уточнение целостной картины мира. С помощью воображения дети могут либо творчески овладевать схемами и смыслами человеческих действий, либо, отталкиваясь от отдельных впечатлений действительности, строить целостный образ какого-либо события или явления. Аффективное воображение возникает в ситуациях противоречия, складывающегося у ребенка образа «я» реальности и является в таких случаях одним из механизмов его построения.

Ребенок постепенно начинает осваивать рисование, лепку, конструирование, знакомится с явлениями природы, основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним и внутренним свойствам предметов. Так, для того чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметом, ребенок должен достаточно точно уловить особенности его формы, цвета, материала. Конструирование требует тщательного исследования формы предмета (образца), его структуры и строения. Ребенок выясняет взаимоотношение частей в пространстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала. Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить объективные представления о явлениях живой и неживой природы, в частности об их сезонных изменениях. Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине.

Таким образом, возраст младшего дошкольного является наиболее сензитивным для развития сенсорной сферы, мышление, речь, эстетическое восприятие окружающего мира, воображение, и как следствие творческие способности ребенка. Ведь только тонко чувствующий, замечающий малейшие оттенки цветов или звуков ребенок способен по-настоящему насладиться красотой музыкального или художественного произведения, а в последствие и создать его самостоятельно.

Самый интенсивный период творческого развития – от 2 до 5 лет. В этом возрасте закладывается фундамент личности, и она уже проявляет себя. Первичное проявление способностей в непреодолимой, непроизвольной тяге к различным сферам деятельности. Значит, предпосылки творческих возможностей надо искать здесь, наше дело поддержать эти стремления ребенка, пробудить интерес к познанию мира. Занятия «Растем играя» направлены на это.

Проведенное исследование в 2009-10 год у, направленное на изучение динамики развития детей, занимающихся по этой программе, показало следующее . Результаты диагностики показали эффективность развивающей работы программы «Растем играя» для детей младшего дошкольного возраста. У 100 % детей принявших участие, в занятиях наблюдается положительная динамика в усвоении сенсорных эталонов посредством обогащения чувственного познавательного опыта; формирования умений: наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений; а также обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии, совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности. У детей качественно изменилась способность организовывать себя, скорость и качество выполнения заданий, внимание стало более устойчивым, активизировалось стремление преодолевать трудности, помогать сверстникам.

Приведенная положительная динамика говорит о развивающем потенциале анимационной педагогики.

Программа разработана, и мы наблюдаем необходимость продолжения работы, направленной на раскрытие творческого потенциала более старших дошкольников, обеспечивая преемственность работы психолога и аниматоров.

Литература.

    Асенин С. Мир мультфильма. М.,1986.

    Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства: Учебного пособия. Ярославль, 1998.

    Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Кн. для воспитателя детского сада. М., 1991.

    Выготский Л.С. Избранные психологические исследования.М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.

    Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М.: Логос, 2002.

    Нижегородцева Н.В., ШадриковВ.Д., Воронин Н.П. Готовность к обучению в школе: теория и методы исследования![текст]- Ярославль: Изд-во ЯГПУ,1999 г.

    Смирнова Е.О. Детская психология: Учебник. М., 2003.

Педагог-психолог

Голкина В.А.

Сенсорные основы познавательного развития ребенка и освоения основных видов деятельности. Накопление чувственного опыта, формирование обследовательских действий, освоение сенсорных эталонов в дошкольном детстве.

Этапы педагогической технологии. Роль дидактических игр в сенсорном развитии ребенка. Условия самостоятельного применения детьми сенсорных эталонов и обследовательских действий в разных видах деятельности.

Предметно-развивающая среда как условие организации сенсорного развития дошкольников.

Направления психолого-педагогической диагностики сенсорного развития ребенка: развитие моторики и зрительно-моторных координаций; зрительно-пространственное восприятие (нахождение образца из предложенных предметов (изображений), определение недостающего предмета или его части, различение направления в пространстве, определение местоположения); слуховое восприятие (различение на слух неречевых, музыкальных и речевых звуков, их воспроизведение); восприятие формы, величины, цвета (узнавание и называние основных сенсорных эталонов); тактильно-двигательные ощущения (определение на ощупь поверхностей предметов (объектов) различного качества).

Детское экспериментирование как способ познавательной деятельности.

Познавательная деятельность в дошкольном возрасте. Особенности проявления любознательности, познавательной активности и интересов в дошкольном детстве.

Детское экспериментирование как способ познавательной деятельности. Особенности детского экспериментирования (родство детского экспериментирования с игрой, с манипулированием предметами, служащими для детей важнейшими способами познания мира). Активно-преобразующий характер детского экспериментирования. Мотивы детского экспериментирования. Роль детского экспериментирования в развитии самостоятельности и творчества у детей дошкольного возраста. Развитие эмоциональной сферы ребенка в процессе экспериментирования.

Организация взаимодействия педагога и детей в процессе экспериментирования. Развитие самостоятельности детей в деятельности экспериментирования. Роль детских вопросов в организации детского экспериментирования. Организация опытов с детьми дошкольного возраста. Организация места для детского экспериментирования и опытов.

Педагогические основы развития художественного творчества у детей дошкольного возраста.

Понятия «творчество» и «воображение». Показатели и своеобразие проявления творчества в дошкольном возрасте. Идеи, подходы к развитию творчества у дошкольников (Л.С. Выготский, Н.П. Сакулина, Н.А. Ветлугина, Р.М. Чумичева, Е.И. Торшилова и др.). Развитие творческих способностей у дошкольников. Уровни и этапы развития детского творчества. Ориентиры современных образовательных программ в области развития детского творчества. Приемы и методы развития детского изобразительного творчества. Использование разных техник, творческое экспериментирование. Соотношение деятельности по собственному замыслу и по теме, предложенной педагогом.

Театрально-игровая деятельность игра как разновидность художественно-творческой деятельности дошкольников. Виды детского театра. Педагогические условия накопления и обогащения художественно-игрового опыта у детей дошкольного возраста. Развитие способности восприятия художественного образа и творческих художественно-игровых умений детей. Роль сотворчества воспитателя и детей в развитии творческой активности в театрализованных играх. Режиссерская позиция воспитателя в процессе организации театрализованных игр.

На чтение 7 мин. Просмотров 3.3k.

При правильной, целенаправленной и систематичной у ребенка будут успешно формироваться все личностные черты, которые станут влиять на их познавательное развитие, являющееся одним из важнейших направлений в работе с дошкольниками.

Каждый ребенок уже при рождении имеет направленность к познаниям. Познавательное развитие детей в ДОУ позволяет маленькому человеку адаптироваться по жизни. Со временем стремление познавать у малыша перерождается в активный процесс познания.

Она считается внутренней готовностью ребенка к познавательной деятельности, проявляющаяся в выполнении дошкольником определенных поисково-исследовательских заданий, нацеленных на приобретение разного вида и рода впечатлений об объектах живой и неживой природы, окружающих малыша. Благодаря познавательной активности в дошкольном детстве зарождаются первичные образы, формируются представления малыша о мире вокруг.

Представления и образ мира формируются в три этапа:

Сначала происходит становление познавательных процессов. Их мы также называем психическими — память, внимание, мышление, воображение и восприятие.

И, наконец, формируется познавательное отношение ребенка к миру. Развиваются его эмоциональные реакции через исследование определенных объектов, явлений и событий.

Все этапы тесно взаимосвязаны.

В результате познавательное развитие детей в ДОУ осуществляется поэтапно.

Обратившись к работам А.В. Запорожца, мы отмечаем, что на первых этапах познавательные задачи дошкольников включаются в игровую и практическую деятельность детей. Разрешаются такие задачи время от времени, не систематически и не целенаправленно. Поэтому они и не влияют на развитие мышления ребенка. Затем начинается становление интеллектуальной деятельности.

И вот тогда у дошкольника появляется познавательная мотивация. Теперь у ребенка начинают проявляться рассуждения. Об этом писала Е.А. Коссаковская, результаты исследования которой показали, что интеллектуальные умения дошкольника развиваются в процессе решения различных головоломок, интеллектуальных операций разного вида.

Лучшим методом экспериментирования в ДОУ является экспериментирование.

Экспериментом называют опыт или пробу, направленные на приобретение каких-то знаний. Эксперимент определенным образом воздействует на процесс исследования и предполагает осуществление действий для проверки каких-то гипотез или предположений.

Развивая способности дошкольников к экспериментированию педагоги демонстрируют различные опыты, организуют наблюдения детей за различными явлениями. Некоторые наблюдения дети осуществляют самостоятельно. Это могут быть пробы с посевами. Очень нравится ребятишкам видеть, как из малюсенького семечка вырастает красивое растение. Им еще не совсем понятен такой процесс, но постепенный рост всходов приводит дошкольников в восторг.

Уголок природы в группе оснащен разными баночками, ванночками с высаженными семенами. Иногда дошколята сами активно участвуют в процессе посева семян. А потом ждут свои растеньица, наблюдают за их ростом, поливают, ухаживают за ними. В таком случае экспериментальное наблюдение имеет взаимосвязь с трудовой обязанностью дошкольников.

Знания, приобретаемые через познавательное развитие детей в ДОУ и проведение экспериментов, нацелены на развитие интеллекта, познавательного интереса. Когда дети принимают участие в конкретном опыте или эксперименте, их знания становятся значительно глубже и надежнее.

Какие достоинства у метода экспериментирования в детском саду?

  • Во-первых, у детей формируются первичные представления о разных объектах.
  • Обогащается память ребенка, развиваются мыслительные процессы.
  • Идет речевое развитие ребенка, ведь он учится делать выводы, получая результаты опытов.
  • Формируются умственные или интеллектуальные умения.
  • Осуществляется процесс становления самостоятельных навыков у детей.
  • Обогащается эмоциональная сфера, улучшаются творческие способности, усложняются трудовые навыки.

Классификация принципов экспериментирования

  1. Характер объектов. К данному принципу относят опыты, которые можно проводить с саженцами, животными, с различными объектами неживой природы.
  2. Место осуществления опыта. В групповой комнате, на огороде, в лесном массиве и т.д.
  3. Число участников. Можно провести опыт с одним ребенком, или включить в него несколько дошкольников, или даже организовать эксперимент с детьми всей группы.
  4. Причина организации опыта. Случайный эксперимент, плановый и т.п.
  5. Продолжительность эксперимента или опыта. Кратковременный (от 5 до 15 минут), продолжительные (свыше 5 минут).
  6. Характер познавательной активности. Иллюстративный опыт, если дети знают, чем закончится опыт; поисковый, если дети не догадываются о предстоящем результате опыта.

Структура и развитие детского эксперимента включает следующее:

  • Сначала дети формируют проблему, которую нужно разрешить в ходе эксперимента.
  • Потом следует поставить цель для его достижения или осуществления.
  • Выдвинуть гипотезу для предполагаемых результатов решения проблемы.
  • Собрать данные для эксперимента, проверить выдвинутую гипотезу или предположение.
  • Проанализировать результаты экспериментального исследования.
  • Сформировать вывод.

Детское экспериментирование проходит при определенных педагогических условиях. Рассмотрим их кратко.

Педагог при проведении детского экспериментирования сам должен быть увлечен экспериментом, получать удовольствие не меньшее, чем у дошкольников. Это эмоционально передается всем детям, как участникам экспериментирования. Ребенок, видя положительный настрой взрослого, сам увлекается и испытывает удовольствие от опыта.

Для проявления познавательной активности в ходе проведения эксперимента педагог стимулирует любознательность детей, используя различные материалы, вызывающие интерес и удивление дошкольников.

Взрослый передает инициативу детям. Очень хорошо, когда дети заинтересованы, но чтобы они сами приняли участие в проведении эксперимента их необходимо к этому подтолкнуть, показать пример, показать, что они сами могут проводить несложные опыты.

Когда дети приступают к эксперименту, нужно их поддержать, помочь детям осуществить замыслы. Если что-то сделано неправильно, помочь найти ошибки, исправить их, преодолеть возникающие трудности. Не нужно настаивать продолжать эксперимент, если ребенок вдруг остановил опыт, можно предложить закончить уже начатое. Как правило, дети соглашаются довести дело до конца.

Мотивируя познавательное развитие детей в ДОУ через экспериментальную деятельность детей, взрослый использует необычные объекты, выдает необходимость проведения опыта как некий сюрприз или тайну. При этом у детей всегда есть выбор для организации опыта. Сначала дошкольники проводят исследования в специально организованных видах деятельности при непосредственным руководстве педагога.

Потом опытные материалы и оборудование становятся частью оформления группового пространства, дети постоянно их видят. У них возникает любопытство, и дошкольники начинают понемногу самостоятельно исследовать. Но есть одно требование к объектам исследования и экспериментирования. Их безопасность для жизни дошкольников. То есть это не будут острые или горячие предметы. При обращении с предметами экспериментов дошкольники не должны получить увечья или раны.

Познавательное развитие детей в ДОУ в экспериментальной деятельности

Детское познавательное экспериментирование нельзя продолжать, если ребенок к нему не готов, не проявляет желания им заниматься.

Запрещено устанавливать продолжительный регламент организации опыта. Дошкольник должен заниматься им с удовольствием. Если ребенок сильно заинтересовался, не разрешается прерывать эксперимент.

Не нужно строго следовать плану, который заранее намечен. Можно детям самим изменять условия эксперимента. Главное, чтобы была достигнута цель, а каким образом ребенок придет к ней, это не так важно для проведения эксперимента. Тогда дошкольник будет чувствовать свою значимость в экспериментальной деятельности, будет осуществляться быстрое развитие его мышления и самостоятельности. Это будет его увлекать, и поспособствует умственному и познавательному развитию малыша.

Конечно же, дети не могут заниматься какой-либо деятельностью молча. Они всегда разговаривают увлеченно, возможно громко. Не следует заставлять детей прекратить разговоры. Пусть они беседуют в ходе эксперимента, делятся своими впечатлениями и замыслами. Просто нужно следить, чтобы при этом дети не нарушали дисциплину.

Если ребенок допустил ошибку, не нужно требовать немедленно ее исправить, можно предложить ребенку пофантазировать, чем может закончиться эксперимент, если ее не исправить.

Всегда нужно помнить о правилах безопасности во время организации эксперимента. Когда дети увлечены, они часто забывают соблюдать личную безопасность. Поэтому воспитатель обязан следить за безопасностью дошкольников, когда проводит экспериментальную деятельность дошкольников.

Познавательное развитие детей в ДОУ и экспериментирование

В старших группах дети научены задавать вопросы, у них наблюдается развитие самостоятельной деятельности в плане постановки вопросов.

Дети старшей группы выслушивают педагога, выполняют задания, получают следующие, могут сами следить за проведением опыта. Однако, надо всегда напоминать детям, чтобы при самостоятельном экспериментировании они были очень внимательны, делали все аккуратно, чтобы опыт проходил в безопасной атмосфере. Старшие дошкольники учатся экспериментированию, самостоятельно анализируют полученные в процессе опыта результаты, формулируют выводы. Учатся подробно рассказывать об увиденном в ходе эксперимента.

Когда дети переходят в подготовительную группу, они знакомятся с окружающим миром, как наиболее успешным приемом развития процесса мышления. Именно в результате эксперимента объединяются все виды детской деятельности. У дошкольников развиваются наблюдательность, познавательные умения. Они учатся изобретать при использовании принятия нестандартных решений. Трудные ситуации способствуют становлению творческой личности.