Дополнительная общеразвивающая программа «Я познаю мир. Я познаю мир! Развиваем познавательную активность ребенка Я узнал, что у меня, есть огромная семья - и тропинка, и лесок, в поле каждый колосок

Программа интеллектуально-развивающих занятий

«Я ПОЗНАЮ МИР»

(для старших дошкольников).

В современном образовании логическому мышлению отводится особое место. Многие педагоги и практические психологи работают в направлении освоения детьми правил логики и приемов логического мышления. Эти правила и приемы понадобятся и в школе, и в жизни.

Воснове мышления лежат мыслительные операции, на основе которых, целостная картина мира складываются как мозаика. И именно в дошкольном детстве очень важно научить ребенка обобщать, сравнивать предметы, анализировать и синтезировать признаки, различные части или стороны объекта.

На протяжении дошкольного периода у ребенка не только интенсивно развиваются все психологические функции, но и происходит закладка общего фундамента способностей. Естественно, чем раньше с ребенком начнут заниматься, тем больше способностей к усвоению новых знаний, творческому их использованию он проявит.

Именно для этого была разработана программа развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста «Я познаю мир».

Основная цель:

Развитие личности ребенка, содействие в его разностороннем совершенствовании.

Основные задачи:

· Развивать визуальное, аудиальное, тактильное восприятие, память, внимание.

· Учить работать по вербальному и зрительному образцам.

· Развивать наглядно-образное и творческое мышление.

· Развивать зрительно-пространственную ориентацию.

· Учить строить логические цепочки, различать общее и частное, целое и часть, устанавливать закономерности и причинно-следственные связи.

· Развивать произвольную сферу, учить согласовывать свои действия с действиями взрослого и других детей.

· Осуществлять организацию взаимодействия между детьми как предпосылки формирования навыков учебного сотрудничества.

При проведении занятий необходимо осуществлять оптимальное сочетание интеллектуальной нагрузки с периодами активного отдыха детей и упражнениями на снятие психо-эмоционального напряжения.

На занятиях используются задачи различной сложности с применением разнообразных приемов:

Задачи на сериацию. Название логической операции сериация происходит от слова серия. Она предполагает выстраивание строгих, логических рядов – логических закономерностей (арифметическая, геометрическая последовательность и т.д.), шкал различных приборов.

Задачи на поиск закономерностей в расположении фигур. Эта группа задач очень похожа на предыдущую, но в них требуется найти закономерность в расположенных так же в определенной последовательности фигурах.

Задачи на объемно-пространственное мышление. Данный раздел включает в себя ряд разнообразных задач. Это и мысленное разворачивание листа бумаги с надрезом, и изображение видов сверху, слева и справа объемных тел, а так же мысленное составление разрезанных кубиков.

Задачи для развития памяти представлены группой заданий, ориентированных в основном на зрительную память с опорой на запоминание логических последовательностей.

Задачи на классификацию в ряду приемов логического мышления занимают одно из центральных мест. Здесь представлены традиционные задания, такие как «четвертый лишний», а так же относительно редко встречающиеся задачи на исправление ошибок классифицирования.

Задачи на внимание. Важность развития внимания и внимательности трудно переоценить. Этим обусловлено включение задач этого плана в наши занятия. Это задачи типа: «Найди различия в похожих изображениях», «Найди два одинаковых квадрата», «Расшифруй изображение» и др.

Задачи на развитие мелкой моторики. Система «мозг-глаз-рука» едина. Развитие мелкой моторики не просто важно для будущего обучения в школе, это необходимо для развития детского интеллекта в целом. Здесь используются задания типа «Нарисуй вторую половину рисунка», «Нарисуй фигуру по точкам» и др.

Программа состоит из 32 занятий продолжительностью 30-35 минут с периодичностью 1 раз в неделю.

Целесообразно проводить занятия с группой 6-8 детей. В группу набираются дети в возрасте 5-7 лет.

При организации занятий необходимо учитывать:

· возрастные физиологические возможности детей;

· постепенность подачи материала (от простого к сложному);

· чередование видов деятельности и своевременное переключение с одного вида на другой;

· наличие динамических пауз между частями занятий.

Программа составлена с опорой на следующие методические пособия:

  • О. Севастьянова. Занятия по развитию интеллекта детей 5-7 лет. – М.: ТЦ «Сфера», 2010.
  • А.З. Зак. Будем смышлеными. Развитие интеллектуальных способностей у детей пяти-шести лет. – М.: АРКТИ, 2003.
  • О.А. Холодова. Юным умникам и умницам. Информатика, логика, математика. Задания по развитию познавательных способностей.


Примерный план тематических занятий «Я ПОЗНАЮ МИР»

№ п/п

Примерная тема занятия

Задачи

Программное содержание

Количество часов

Давайте знакомиться!

Развитие познавательного интереса.

Познакомить детей с программой, вызвать интерес к занятиям.

Послушный карандаш.

Развивать систему «глаз-рука», ориентировка на листе бумаги.

Рисование фигур по точкам, второй половины рисунка.

Нарисуй, не ошибись.

Развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации, ориентировка на листе бумаги.

Копирование образцов, расположение на листе бумаги геометрических фигур по словесной инструкции.

Самый внимательный.

Развитие зрительного внимания, воображения.

Расшифровка зашумленных изображений, поиск различия в похожих картинках.

Думай, делай, объясняй и ответ скорей давай.

Учить классифицировать, устанавливать закономерности.

Исключение четвертого лишнего, установление закономерности в расположенных в определенной последовательности фигурах, составление заданий на установление закономерности.

Что к чему – не пойму.

Учить сравнивать по основному признаку, развитие операций обобщения и классификации.

Объединение предметов в группы по разным основаниям, сравнение предметов.

Что за чем?

Развитие логического мышления.

Восстановление последовательности серии сюжетных картинок, установление причинно-следственных связей.

Выбери нужное.

Учить устанавливать аналогии.

Развитие умения устанавливать вербальные и невербальные аналогии, объясняя свой выбор.

Запоминай-ка.

Развитие логической памяти.

Запоминание изображений, логических последовательностей.

Город фигур.

Развитие воображения.

Закрепление знания геометрических фигур, их сравнение, создание сюжетной картинки из геометрических фигур.

Что получится?

Развитие объемно-пространственного мышления.

Мысленное разворачивание листа бумаги с надрезом, мысленное составление разрезных фигур.

АБВГД-йка

Обучение грамоте.

Составление слов из бук, обучение умению разгадывать ребусы, разгадывание кроссвордов.

Я – учитель.

Развитие внимания, формирование умения адекватно оценивать свою работу и работу своих товарищей.

Самостоятельное оставление заданий на внимание, память, исключение лишнего и предъявление их участникам клуба.

Пора прощаться.

Поддержание познавательного интереса.

Подведение итогов, игровая программа.

Итого:

Номинация «Внеурочная деятельность и дополнительное образование в период детства »

Дошкольный возраст важный период в жизни человека. В данном возрастном периоде закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребенка. Если ребенок не интересуется окружающей жизнью, жизнью природы, людей, он не накопит ярких впечатлений и сведений, которые служат основой дальнейшего приобретения системы знаний.

Колоссальная роль в процессе формирования отношения к миру у детей принадлежит взрослым. Отношению к миру дети учатся у нас, взрослых, часто принимая все на веру и не требуя доказательств. Процесс формирования отношения к чему-либо - скрытый процесс, пока идет непосредственное формирование, мы не знаем, какое отношение получим в результате. Истинное отношение проявляется только в действиях и поступках человека.

Поэтому в работе с детьми важно помнить следующее: чем бы мы ни занимались с ними, о чем бы ни рассказывали им, что бы мы ни развивали в них - всегда и везде интенсивно, помимо нашей с вами воли, идет процесс формирования отношения ребенка к миру, в котором мы живем. И, в конечном счете, именно это отношение будет определять, на что в будущем направит ребенок свои знания и развитые способности: на созидание или на расточительство и разрушение.

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного элементарного образа мира, который совершенствуется всю последующую жизнь. Познавательное развитие дошкольника охватывает все его компоненты, все они неразрывно связаны между собой. Причем приоритет взрослый отдает формированию эмоционально-чувственного опыта как наиболее соответствующего.

Однако далеко не все может быть правильно понято детьми при самостоятельном познании окружающего мира, поэтому развитие познавательной сферы является одним из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста.

Детей 3-5 лет часто называют «почемучками», и именно этот возраст является сенситивным периодом для развития познавательных способностей у детей, расширения кругозора и знаний об окружающем мире. Считаем, в связи с вышеизложенным, что в возрасте «почемучек» у детей необходимо удовлетворять любознательность, для того, чтобы не погас интерес к познанию окружающего мира.

Дополнительные занятия по познавательному развитию дают возможность больше внимания и времени уделять данному направлению в работе с детьми. Учитывая мнение ученых, и опираясь на личный опыт, я пришла к выводу, что именно ознакомление детей с окружающим будет наиболее эффективным и позволит мне достичь поставленной цели в познавательном развитии ребенка.

Основной целью программы дополнительного образования «Я познаю мир» является развитие познавательных способностей через знакомство детей с миром природы и человека.

Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач :

1. Развитие кругозора и любознательности у детей.

2. Формирование элементарных научно-экологических знаний, доступных пониманию ребенка.

3. Развитие познавательного интереса к миру природы и окружающей среде.

4. Воспитание гуманного, эмоционального, бережного, заботливого отношения к природе и окружающему миру.

5. Формирование экологически грамотного поведения, безопасного для природы и самого ребенка.

6. Способствовать развитию психических процессов, а также способов умственной деятельности.

7. Привлекать детей к творческой деятельности, развивать интерес к эстетико-эмоциональному творчеству.

8. Содействовать развитию художественных способностей ребенка.

Данная программа расчитана на младший и средний дошкольный возраст. При разработке содержания, мы руководствовались тем, что уровень познавательной деятельности возрастает, если дети воспринимают информацию не пассивно, а активно и если она вызывает у детей интерес.

Важным моментом в развитии у детей способностей выступает их комплексность, то есть одновременное совершенствование нескольких взаимодополняющих друг друга способностей. Одно из необходимых условий комплексного и разностороннего развития способностей человека - многоплановость и разнообразие видов деятельности.

Аппликация - один из видов художественной деятельности, для формирования умственных, творческих способностей дошкольника, для становления его нравственных представлений, трудовых умений, художественного вкуса. Эта техника, основанная на вырезывании деталей, наложения их на фон и закрепление, особенно подходит для занятий с детьми младшего дошкольного возраста, так как их деятельность в этот период носит предметный характер, то есть основана на активном взаимодействии с различными предметами.

Знакомясь с материалами, техникой и способами обработки бумаги, ребята приобретают навыки графического и пластического изображения предметов, получают возможность творчески перерабатывать свои впечатления, получаемые при знакомстве с окружающем миром, во время чтения художественной литературы, рассматривания иллюстраций, картин.

Знания, умения, навыки дети воплощают в созидательной деятельности: мастерят красочные панно, декорации для настольного театра, элементы убранства к развлечениям, украшения для группы и детского сада, подарки младшим детям и родителям.

Работа по познавательному развитию детей младшего и среднего дошкольного возраста проводится по двум направлениям - ознакомление детей с окружающим миром, взаимодействие с родителями.

Ознакомление детей с окружающим миром осуществляется по следующим разделам: «Рядом с природой», «Я - человек», «Познавая я - творю», «Делу - время, потехе - час».

Вся работа по познавательному развитию детей организована и проводится с учетом возрастных особенностей детей, методологических принципов, а также осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, познавательно - исследовательской, продуктивной).

Основная форма организации детей - групповая, подгрупповая. Количество детей в группе 8 - 10 человек.

Литература:
1. Артемова, Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников: кн. для воспитателей детского сада и родителей / Л.В. Артемова. - М.: Просвещение, 1992. - 98 с.
2. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя детского сада / А.К. Бондаренко.- 2-е изд., - М.: Просвещение, 1991.- 134 с.
3. Венгер, Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Л.А. Венгер. - М.: Просвещение, 1986. - 174 с.
4. Годовикова, Д. Формирование познавательной активности / Д. Годовикова / / Дошкольное воспитание. - 1986. - № 1. - С. 28 - 31.
5. Гризик, Т.И. Познавательное развитие детей 4 - 5 лет. Книга для воспитателей, работающих по программе «Из детства в отрочество» / Т.И. Гризик. - М.,1997 - 140 с.
6. Гризик, Т. Методологические основы познавательного развития детей / Т. Гризик // Дошкольное воспитание. -1998. - № 10. - С.12 -14.
7. Дьяченко, О.М. Чего на свете не бывает / О.М. Дьяченко. - М.:
Знание, 1994. - 124 с.
8. Зацепина, М.Б. Культурно - досуговая деятельность в детском саду / М.Б. Зацепина. - М.: Мозаика - Синтез, 2006. - 73 с.
9. Каменева, Л.А. Как знакомить дошкольников с природой: Пособие для воспитателей дет. сада / Л.А. Каменева, А.К. Матвеева. - 2-е изд. - М.:
Просвещение, 1983. - 207 с.
10. Лучич, М.В. Детям о природе; книга для воспит. дет. сада / М.В. Лучич. -М.: Просвещение, 1989. -143 с.
11. Максаков, А.И. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. Пособие для воспитателя дет. сада / А.И. Максаков, Г.А. Тумакова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1983. -176 с.
12. Мариничева, О.В. Учим детей наблюдать и рассказывать / О.В. Мариничева, Н.В. Елкина. - Ярославль: Академия Развития, 1997. - 224 с.
13. Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя детского сада / под ред. Т.А. Марковой. - М.: Просвещение, 1982. - 216 с.
14. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / под ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 1986. - 174 с.
15. Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания // Физическая культура. 1998. - №1.
16. Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада / А.И. Сорокина. - М.: Просвещение, 1982. - 263 с. 17. Тарабарина, Т.И. И учеба и игра: природоведение / Т.И. Тарабарина, Е.И. Соколова. - Ярославль: Ак. развития, 2006. - 168 с.
18. Цвынтарный, В.В. Играем пальчиками и развиваем речь / В.В. Цвынтарный. - СПб.: Лань, 1997. - 47 с.

Презентация «Я познаю мир».

Введение

1. Пояснительная записка к рабочей программе по исследовательской деятельности «Я познаю мир»

1. 1. Цели программы

1. 2. Основные задачи программы

1. 3. Задачи реализуются

  1. 4. Программа включает в себя
  2. Методические рекомендации по использованию игр поисковой деятельности детей
  3. 1. Рекомендации для родителей по организации игр с песком (основные принципы игр на песке, что нужно для игр в песок.)
  4. 2. Рекомендуемые игры
  5. Общее содержание и задачи:
  6. 1 Задачи экспериментально – исследовательской деятельности для детей
  7. Перспективное планирование работы по экспериментально-исследовательской деятельности
  8. Литература

Пояснительная записка к рабочей программе по исследовательской деятельности «Я ПОЗНАЮ МИР» .

Изучая новинки методической литературы, наблюдая за детьми, педагоги обратили внимание на замечательное средство интеллектуального развития дошкольников – детское экспериментирование.

К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной активности ребёнка. Именно в этом возрасте познавательная активность выражается в поисковой и исследовательской деятельности, которая направлена на «открытие» нового и которая развивает продуктивные формы мышления. Как подчёркивают психологи, для развития ребёнка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый типом деятельности, в которой знания приобретаются.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму» . Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основана актуальность внедрение детского экспериментирования в практику работы ДОУ. Воспитателями делается всё больший акцент на создание условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?» . Ребёнок выступает как полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит цели, ищет пути и способы их достижения. Большую радость, удивление и даже восторг дети испытывают от своих маленьких и больших «открытий» , которые вызывают у детей чувства удовлетворения от проделанной работы.

Цели программы:

  • Развитие у детей познавательной активности через поисковую деятельность.
  • Обогащение знаний детей об окружающем мире.
  • Усвоение ребёнком представлений о взаимосвязи природы и человека.
  • Развитие личности ребёнка.

Основные задачи программы:

  • Формирование у детей диалектического мышления.
  • Расширение перспективного развития поисково-познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.
  • Поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.

Эти задачи реализуются:

  • Занятия по ознакомлению с окружающим через поисковую деятельность.
  • Наблюдения.
  • Эксперименты.
  • Беседы.
  • Игры.
  • Пояснительную записку.
  • Методические рекомендации по использованию игр в поисковой деятельности детей.
  • Задачи по старшим возрастным группам.
  • Перспективный план
  • Рекомендации для родителей по организации игр с песком
  • Список предлагаемой литературы.

Практика показала, что для работы по этой программе необходимо:

  • наличие уголка для детского экспериментирования, для самостоятельной и свободной деятельности и индивидуальных занятий.
  • демонстрационное лабораторное оборудование.
  • дидактический материал, игры, направленные на развитие поисковой деятельности.

Для организации игр и проведения опытов целесообразно иметь:

  • приборы – помощники: увеличительные стёкла, весы, компас, песочные часы, магниты.
  • разнообразные сосуды из различных материалов (стекло, метал, пластмасса) разного объёма и формы.
  • природный материал: камешки, земля, глина, песок, ракушки, шишки, мох, семена и т. д.
  • бросовый материал: проволока, пробки и т. д.
  • технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди и т. д.
  • разные виды бумаги: обычная, картон, копировальная и т. д.
  • красители: пищевые и непищевые (гуашь и акварельные краски) .
  • медицинские материалы: микроскоп, пипетки, колбы, шприцы, мерные стаканы и ложки, резиновые груши, деревянные палочки.
  • прочие материалы: зеркала, мыльные и воздушные шары, цветные и прозрачные стеклышки, сито, восковые свечи, наборы игрушек для воды и песка и д. р.

Дополнительное оборудование:

  • детские халаты, клеёнчатые фартуки, полотенца, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.
  • дневник наблюдений и экспериментов, в котором ставится дата эксперимента, название и помечается самостоятельно или совместно с воспитателем.

Рекомендации по организации игр с песком. Принцип «песочной терапии» был предложен ещё Карлом Юнгом, психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим, психологи утверждают, что он поглощает «негативную» психическую энергию и взаимодействие с ним очищает энергетику. Наблюдения показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, и это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребёнка.

Основные принципы игр на песке.

  • Создать среду, в которой ребёнок будет чувствовать себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность.
  • Реальное «проживание» , проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр.

Что нужно для игры в песок?

Практика показала, что наиболее приемлемо использовать в работе пластмассовую ёмкость размером 60см -45см. Такой размер соответствует оптимальному полю зрительного восприятия. Песок должен быть чистым и просеянным. Он не должен быть слишком крупным или слишком мелким. Для песочных игр лучше, если он будет влажным. Рекомендуется песок закрывать крышкой от пыли и загрязнения. Раз в месяц необходимо проводить обработку песка. Для игр с песком необходимо иметь разнообразную «коллекцию» миниатюрных фигурок (киндеры, зверюшки, песочные наборы, воронки и т. д.) , которые обрабатываются согласно санпину и хранятся в специальных отведённых доступных местах. Для разнообразия игр можно изготовить плоскостные фигурки домов, построек, животных, растений, сказочных персонажей и т.д. Естественные предметы: ракушки, веточки, камни и т.д. Словом, всё, что встречается в окружающем мире, может занять достойное место в вашей «коллекции» .

Теперь, у Вас есть всё, чтобы отправиться вместе с ребёнком в увлекательный мир путешествия, где увидите творческий полёт его фантазии. Окружающий мир многогранен и удивителен. Именно на песке мы можем создать разные миры: путешествовать во времени, по разным странам и планетам. При этом, не только воображать, представлять, фантазировать, но и реально создавать и проживать. Например:

  • используя фигурки доисторических животных и людей, мы знакомим ребёнка с жизнью Древней Земли.
  • выкладывая в песке красивые ракушки, фигурки морских жителей мы отправляемся в подводный мир.
  • фигурки трансформеров, космонавтов помогут нам побывать на др. планетах.
  • фигурки животных, насекомых, транспорта, деревьев, озёра, поля, реки и т.д. помогут нам знакомиться с окружающим миром.
  • экзотические деревья и животные помогут нам узнать как живут люди и животные в разных уголках планеты.

Игрового материала должно быть в достаточном количестве.

«Чьи следы?» , «Каменная дорожка» , «Спрячь игрушку» .

«Угадай на ощупь» , «Нарисуй узор» , «Подземный город» ,

«Песочный замок» , «Секретики» , «Полёт на луну» , «Озеро в песке» , «Посади дерево» , «Подарок для друзей» , «Песочные гонки» ,

«Подводный мир» , «Путешествие в пустыню» .

Задачи экспериментально-исследовательской деятельности для детей старших групп.

  • Воспитывать у детей экологическую культуру, через познание окружающего мира. Способствовать воспитанию самостоятельности, эстетического вкуса и коммуникативных навыков.
  • Способствовать развитию творческого начала ребёнка. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, планировать свою деятельность, делать выводы.
  • Через эксперименты и опыты дать детям элементарное представления о явлениях природы: суточный цикл оборота Земли вокруг своей оси, процесс формирования облаков при охлаждении теплого воздуха, образование радуги

Познакомить детей с проявлением статического электричества, с различными видами ткани, бумаги, стекла.

  • Учить понимать детей значение воздуха, воды и света в жизни человека и растений.
  • Воспитывать в детях любовь к природе, доброе отношение к окружающему миру, через исследовательскую деятельность
  • Развивать в детях мыслительные операции: выделять и ставить проблему, выдвигать гипотезы, разрешать проблемные ситуации, делать выводы на основе наблюдений, делать обобщения.
  • Познакомить детей с функционированием организма человека, с материалами и их свойствами, с преобразованием предметов. Познакомить с многообразием живых организмов и приспособлением к окружающей среде.

1. Тема: Воздух

Сколько весит воздух?

Цель: Знакомство со свойствами воздуха. Выявить с детьми, что воздух имеет вес.

2. Тема: Воздух

Подводная лодка №1 из винограда»

Цель: Выявить, что воздух легче воды, он имеет силу и вытесняет воду. Воздух помогает поднимать предметы со дна и превращает их в плавучие.

3. Тема: Воздух

Подводная лодка №2 из яйца»

Цель: Определить с детьми, по какому принципу плавает подводная лодка. Знакомство со свойствами соленой и пресной воды.

4. Тема: Вода

Делаем облако»

Цель: Выявить с детьми процесс формирование облаков, при охлаждении теплого воздуха. Выявить откуда же берется дождь.

1. Тема: Воздух

«Ветер, ветер - ты могуч» (игра- соревнование)

Цель: Выявить, что воздух имеет разную силу и с помощью этой силы двигает различные предметы.

2. Тема: Бумага

«Цветы лотоса» (опыты с бумагой и водой)

Цель: Знакомство со свойствами бумаги.

3. Тема: Ткань

«Волшебная куртка» (опыты с тканью)

Цель: Знакомство со свойствами и видами тканей.

4. Тема: Воздух

«Раздувайся пузырь» Игровое экспериментальное занятие с мыльными пузырями.

Цель: Выявить с детьми, что в каждом мыльном пузыре внутри находится воздух и как он туда попадает.

1. Тема: Вода

«Чем пахнет вода и какого она цвета»

Цель: Выявить с детьми, что вода впитывает запах того предмета, который в неё положили.

2. Тема: Вода

«Хитрый карандаш»

Цель: Выявить с детьми, как вода может искажать предметы.

3. Тема: Вещества. Латэ. Рисование на молоке.

«Распустились цветы на молоке»

4. Тема: Вода

«Мне мало места»

Цель: Обнаружить с детьми, как вода при охлаждении расширяется, меняет форму.

5. Тема: Вещества

«Письмо Деду Морозу»

Цель: Выявить, как с помощью молока можно создать секретное письмо и как при нагревании письмо проявляется.

1. Тема: Воздух

«Бывает ли воздуху холодно?

Цель: обнаружить, что воздух при охлаждении сужается и занимает меньший объем.

2. Тема: Воздух

«Танцующая монетка»

Цель: Обнаружить с детьми, что воздух при нагревании расширяется и может управлять легкими по весу предметами.

3. Тема: Центр тяжести

«Почему не падают падающие башни»

Цель: Познакомить детей с понятием центр тяжести

4. Тема: Центр тяжести

Я - фокусник»

Цель: Выяснить с детьми, для чего нужен центр тяжести и как он действует.

1. Тема: Магнитные силы. «Мы - волшебники»

Цель: выявить материалы, взаимодействующие с магнитами. Выявить свойства магнита: прохождение магнетических сил через различные материалы и вещества.

2. Тема: Магнитные силы.

«Живая скрепка»

Цель: Определить способность металлических предметов намагничиваться.

3. Тема: Магнитные силы.

«Парусная Регата» /игра- развлечение/

Цель: Выявить свойства магнита: притягивание магнетических предметов, умение управлять ими, действовать через преграду.

4. Тема: Магнитные силы.

«Горнолыжник» /игра-развлечение/

Цель: Объяснить действие магнитных сил, использовать знания для создания картины.

1. Тема: Вещества. Нетрадиционное рисование

«Подарок для мамы»

Цель: Выявить, как можно рисовать на ткани с помощью лепестков цветов.

2. Тема: Вещества. Нетрадиционное рисование на молоке. Латэ.

«Распустились цветы»

Цель: Выявить с детьми, как происходит взаимодействие двух веществ и как можно ими управлять.

3. Тема: Галактика

«Где ночует солнышко?

Цель: Выяснить с детьми, что Земля вращается вокруг своей оси, за 24 часа, и это время называется сутками. Выявить, как день и ночь сменяют друг друга.

4. Тема: Вещества.

«Куда делся сахар, когда я размешал его ложечкой…»

Цель: Выявить с детьми реакцию различных веществ, которые часто встречаются в быту.

5. Тема: Тень

«Почему тень перемещается или «Солнечные часы» »

Цель: Выявить с детьми, что такое тень и как она зависит от источника света. Что размер тени зависит от расстояния между источником света и объектом.

1. Тема: Тень. «Рисуем теневой портрет»

Цель: Выявить с детьми, что тени повторяют контур разных предметов и тела человека в том числе

2. Тема: Вещества

«На что похож мой остров?» /Игра-развлечение/

Цель: Познакомить детей со свойствами воска. Выяснить, как воск взаимодействует с водой. Развивать воображение.

3. Тема: Вещества

«Выращиваем кристалл»

Цель: Провести с детьми исследования по выращиванию кристалла из поваренной соли. Выявить, как соль кристаллизуется, в домашних условиях

4. Тема: Свет.

«Солнечный зайчик»

Цель: Выявить с детьми, как можно многократно отразить свет и изображение предмета. т. е. увидеть его там, где его не должно быть видно.

5. «Играем в сыщиков»

Цель: Выявить, что у каждого человека на пальчиках есть свой рисунок – «отпечаток» и он не повторяется и по этому отпечатку можно разыскать человека.

1. Тема: Статическое электричество

«Умный шарик»

Цель: Выявить с детьми, причину образования статического электричества. Выявить, какие вещества электризуются.

2. Тема: Статическое электричество

«Танцующая фольга»

Цель: Выявить, как с помощью статического электричества, можно управлять предметами.

3. Тема: Статическое электричество»

«Гибкая вода»

Цель: Выявить с детьми, как статическое электричество может менять траекторию струи воды.

4. Тема: Звук.

«Спичечный телефон»

Цель: Знакомство детей с понятием «звуковые волны»

5. Тема. Вода.

«Комната смеха» /развлечение/

Цель: Выявить, как с помощью воды и зеркала можно создавать смешные образы и искажать предметы.

Елена Масолова
Проект «Я познаю мир»

Название : " Я ПОЗНАЮ МИР "

Тема проекта : «Развитие сенсорных способностей детей младшего возраста, посредством использования дидактических игр»

Актуальность темы :

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе. Период первых трех лет – наиболее интенсивного психического и физического развития малышей. Успешность умственного, физического, здорового развития ребенка в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития, т. е. от того, насколько ребенок слышит, видит, осязает окружающий мир.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно : является основой для интеллектуального развития, развивает наблюдательность, позитивно влияет на эстетическое чувство, является основой для развития воображения, развивает внимание, дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности , обеспечивает усвоение сенсорных эталонов, обеспечивает освоение навыков учебной деятельности, влияет на расширение словарного запаса ребенка, влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Огромную роль в развитие сенсорных способностей детей раннего возраста отводиться дидактической игре, так как ребенок практически все в этом мире познает через игру . Дидактические игры выполняют функцию контроля за состоянием сенсорного развития детей.

Образовательная область, время работы над поставленной темой, возрастная категория

ОО «Познавательное развитие » - ФГОС ДО

Тип проекта :

групповой

долгосрочный (сентябрь - декабрь,

Участники проекта :

воспитатель Масолова Е. В.

дети и родители группы № 2 «Солнышко»

1. Цель и задачи работы по проекту

Цель проекта : формирование сенсорного восприятия детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры.

Задачи проекта :

Провести анализ научно – методической и педагогической литературы по проблеме сенсорного воспитания дошкольников.

Выявить уровень сформированности сенсорного развития дошкольников

Изготовить дидактические игры по сенсорному развитию.

Обосновать и апробировать содержание, формы и методы формирования сенсорного восприятия детей дошкольного возраста через дидактические игры.

Повышать уровень педагогической компетентности родителей по формированию представлений о сенсомоторной деятельности детей;

Педагогические технологии, используемые педагогом в работе по проекту :

игровая (дидактические игры, игры настольные, метод создания проблемных ситуаций)

Главные принципы, на которые мы опираемся в работе :

принцип научности определяет содержание сенсорного развития;

принцип систематичности и последовательности, все должно быть взаимосвязано и целесообразно;

принцип активности ребенка в процессе обучения;

принцип наглядности основной в педагогической деятельности;

принцип интеграции заключается в синтезе содержания дошкольного компонента сенсорного воспитания содержанием из разных областей;

принцип доступности подразумевает подбор игр, материала соответствующим возрасту детей.

2. Основные формы реализации поставленных задач

Тема Задачи Сроки

Д. и. «Соберем петушку» (пирамидка) . Учить собирать пирамидку, выбирая кольца по величине. сентябрь

Д. и. «Веселые матрешки» Учить соотносить предметы по величине, развивать зрительное восприятие.

Д. и. Разрезные картинки. Развивать сенсорные способности детей : умение по части восстанавливать целое.

Д. и. «Огурчики и помидорчики» . Учить отличать круг от овала, помещая формы в соответствующие корзины. октябрь

Д. и. «Найди такую же фигуру» Учить находить нужную форму методом зрительного соотнесения.

Д. и. «Разложи фигурки по домикам» Учить сортировать предметы в соответствие с их формой, методом зрительного соотнесения.

Д. и. «Соберем

пирамидку». Учить собирать пирамидку из последовательно уменьшающих колец. Ноябрь

Д. и. «Грибы на поляне» . Учить детей различать количество предметов, обозначать словами : один, мало, много.

Д. и. «Поручения» .

Обучать ребенка различать и называть игрушки, а также выделять их основные качества (цвет, размер) . Развивать слуховое восприятие.

Раскладывание однородных предметов разного цвета на две группы. Закреплять у детей умение группировать однородные объекты по цвету.

Соотнесение предметов двух заданных цветов при выборе из четырех. Обучать детей выбирать объекты двух заданных цветов из четырех возможных.

Д. и. «Башенки для гномиков» . Закреплять знания о величине предметов, познакомить с понятием высокий , низкий.

3. Список литературы :

М. Д. Маханева, С. В. Рещикова. «Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет» .

Э. Г. Пилюгина «Игры-занятия с малышом от рождения до 3-х лет»

Венгер Л. А. «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» – М.: Просвещение, 1995.

Венгер Л. А. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников «– М.: Просвещение, 1997.

Е. А. Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста» . Издательство «Мозаика» - Синтез 2009 г.

Планирование работы в детском саду с детьми 3 – 4 лет. Методические рекомендации для воспитателей по программе «Радуга» . Москва. «Просвещение 2010 г.

4. План работы и предполагаемый результат

План работы по проекту :

I этап - ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ

Срок реализации – сентябрь

Задачи :

повышение уровня профессиональной компетентности;

определение объема материала, который будет адресован детям.

планирование системы развивающих игр на развитие сенсорного и моторного восприятия.

Предполагаемый результат :

1. Изучение специализированной литературы;

2. Изучены индивидуальных особенностей и потребностей детей;

3. Подобран диагностический материал и выявлен уровнь сформированности сенсорного восприятия детей дошкольного возраста;

4. По результатам диагностики подобрана система игр и упражнений;

5. Разработан перспективный план по сенсорному воспитанию (цвет, форма, величина) .

II этап – ПРАКТИЧЕСКИЙ (технологическая фаза, стадия реализации) .

Срок реализации – октябрь - ноябрь

Задачи :

1. Изготовление игр на развитие сенсорных навыков;

2. Оформление стендов для родителей по теме проекта ;

3. Консультации для педагогов.

Предполагаемый результат :

1. Приобретены и созданы с помощью родителей дидактические игры на развитие сенсорно-моторных навыков;

2. Проведена работа с родителями на тему : «Что такое сенсорное развитие. Почему его необходимо развивать?» Консультации, беседы, оформление уголка для родителей.

3. Сформированы у детей основы познавательного , бережного, созидательного отношения к окружающему миру;

4. Дети познакомятся с дидактическим материалом и играми;

5. Проведены дидактические игры и игр-занятия.

Работа с родителями :

Привлечение к изготовлению игр и пособий для сенсорного развития детей.

III этап – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ (рефлексивная фаза)

Срок реализации – декабрь

Задачи :

Проведение мониторинга;

Проведение совместной деятельности с детьми;

Самооценка, выводы

Предполагаемый результат : В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр.

У детей вырастет уровень знаний по сенсорному развитию.

Дополнительная общеразвивающая программа

«Я познаю мир»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа дополнительного образования по развитию представлений об окружающем мире и о себе «Я познаю мир» рассчитана на одногодичное обучение детей 6-7-летнего возраста.

Ребёнок познаёт мир в процессе разных видов деятельности – самостоятельной или в партнёрстве со взрослым. Вместе с тем в данной образовательной программе целесообразно выделить познавательно-исследовательскую деятельность, направленную на постижение устройства мира (вещей, явлений, находящихся в определённых взаимосвязях и отношениях), упорядочение, систематизацию представлений об окружающем мире.

Цель программы - всестороннее развитие личности ребенка, его ценностных представлений об окружающем мире, кругозора, интеллекта, личностных качеств.

Задачи программы:

Сформировать у учащихся устойчивый интерес к изучению окружающего мира;

Научить наблюдать, анализировать, сопоставлять, сравнивать и выделять характерные и существенные признаки предметов;

научить обобщать, рассуждать и делать выводы;

Воспитывать экологическую культуру, чувства ответственности и восхищения природой во всех её проявлениях;

воспитание ранней самостоятельности и умения использовать полученные знания в самостоятельной деятельности;

воспитание патриотических чувств, любви к родному краю.

Общая характеристика программы

Истоки познавательно-исследовательской деятельности обнаруживаются в свойственном дошкольнику свободном экспериментировании с предметами, в поисковой активности, отвечающей на вопросы: почему? зачем? как устроен мир?

В образовательную программу предшкольной подготовки введено ознакомление дошкольников с окружающим миром. Курс выстроен с учётом специфики групп кратковременного пребывания детей. Учитываются, в частности, следующие особенности:

    разнородность группы по уровню познавательного развития, что требует гибкого проектирования содержания занятий с целью заинтересовать и сделать успешными всех детей в группе (независимо от исходного уровня развития);

    необходимость максимально компактного построения образовательного процесса, чтобы в условиях сжатого времени обеспечить освоение детьми культурных средств познания и дать им наиболее значимые представления об окружающем мире.

В целях привлечения интереса детей к занятиям и возбуждения их исследовательской активности используются различные формы организации и приёмы работы:

    экскурсия и наблюдение в природе;

    классификация;

    опыты по установлению связей и зависимостей в живой и неживой природе;

    путешествие по карте и во времени и т.д.

Содержание программы

Предлагаемая программа представляет собой цикл занятий по развитию экологических знаний у детей 6 – 7 лет и позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы с помощью наблюдений, бесед, игр, экспериментирования, экскурсий, целевых прогулок, слушания музыки и звуков природы, просмотр образовательных фильмов, рассматривания и сравнения. Количество занятий по учебной программе составляет 1 занятие в неделю .

Содержание программы составляют следующие темы:

    Волшебница природа

    Кладовая природы

    Земля, вода, воздух

Программа по ознакомлению дошкольников с окружающим миром предполагает использование различных средств и методов. Прежде всего, это наблюдение (рассматривание, исследование, выявление свойств). Большое внимание отводится беседам с детьми, во время которых педагог не только закрепляет знания, но и формирует у детей положительное эмоциональное отношение к содержанию беседы.
Основным видом деятельности по-прежнему остаётся игра. Большое значение приобретают дидактические игры и упражнения, развивающие мышление, внимание, воображение ребят. Они помогают детям не только закрепить полученные ими ранее знания, но и учат общаться друг с другом, быть увереннее.

Особый смысл приобретает учебная деятельность, так как дети готовятся к школе и этот переход не должен быть резким. Целесообразным является проведение викторин, конкурсов.

В целом, работа с дошкольниками по данной программе поможет сформировать у них целостное представление об окружающем мире.

Тематическое планирование

п/п

Раздел

Количество часов

Практика

Теория

Волшебница природа

Кладовая природы

Земля, вода, воздух

Экскурсия и наблюдение в природе

ИТОГО

35 часов

Описание методического обеспечения образовательного процесса

Учебно – методические пособия для учителя:

    А.А.Вахрушев, Е.Е.Кочемасова, Ю.А.Акимова, И.К.Белова Здравствуй,мир! окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей,учителей и родителей-М. : Баласс

    Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Наша Родина - М.: Просвещение

    Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных - М.: Просвещение

Планируемые результаты освоения программы по развитию представлений об окружающем мире и о себе «Я познаю мир»:

Обучающиеся по дополнительной общеобразовательной программе по развитию представлений об окружающем мире и о себе «Я познаю мир» будут уметь :

наблюдать, анализировать, сопоставлять, сравнивать и выделять характерные и существенные признаки предметов;

обобщать, рассуждать и делать выводы;

правильно оценивать результаты своей деятельности и деятельности сверстников;

самостоятельно планировать свои действия, выполняя поставленную задачу;

заниматься в коллективе, оказывать друг другу помощь в выполнении заданий.

Знать:

Лечебные травы и растения, используемые в народной медицине;

Основные правила поведения в природе, бережного отношения к природе, основы безопасности жизнедеятельности человека;

Методы и приемы работы с природным материалом, способы его заготовки.

Календарно – тематическое планирование

Тема занятия

Кол-во часов

Что такое природа? Живая и не живая природа

1ч.

Я – человек

1ч.

Я и природа

1ч.

Сравнение диких и домашних животных

1ч.

Перелетные птицы

1ч.

Зимующие птицы

1ч.

Какие бывают насекомые

1ч.

Беседа о лесе

1ч.

Кто главный в лесу

1ч.

Времена года

1ч.

Кто живет в воде

1ч.

Наш дом – природа

1ч.

Красная книга – сигнал опасности

1ч.

Кругосветное путешествие

1ч.

Почему бывают разные времена года

1ч.

Знакомим детей с почвой

1ч.

Овощи и фрукты на нашем столе

1ч.

Хлеб всему голова

1ч.

Луг – экосистема. Заочная экскурсия на луг

1ч.

Как растения готовятся к зиме

1ч.

Вода вокруг нас. Круговорот воды в природе

1ч.

У воды, на воде. Вода и её загрязнение

1ч.

Что мы знаем о воздухе

1ч.

Как рождается ветер

1ч.

Приборы – помощники. Термометр

1ч.

Солнце – большая звезда. Как солнце жизнь дает земле

1ч.

Камни, песок, глина

1ч.

Планета Земля в опасности

1ч.

Через добрые дела можно стать юным экологом

1ч.

Комнатные растения – живой организм

1ч.

Экскурсия в парк

1ч.

Мой край родной

1ч.

Заповедные места

1ч.

Когда животных в природе становится много или мало

1ч.

Земля – живая планета

1ч.