Консультация для педагогов на тему: "Патриотические чувства, как компонент нравственного воспитания". Хэмминг

09Ноя

Что такое Патриотизм

Патриотизм – это термин, который применяется для описания чувства любви и преданности своему народу, нации, стране или сообществу. Сам по себе, термин патриотизм является весьма обширным и неоднозначным. Он включает в себя целую массу различных чувств, и аспектов о которых мы поговорим ниже.

Что такое Патриотизм простыми словами – краткое определение.

Простыми словами, патриотизм – это любовь к своей стране, своей нации и своей культуре. Как правило, патриотизм включает в себя такие основные аспекты как:

  • Особая привязанность к своей стране;
  • Чувство личной идентификации со страной;
  • Особая забота о благосостоянии страны;
  • Готовность жертвовать собой, чтобы способствовать благополучию страны.

В некотором отношении, патриотизм это определенный социальный и моральный принцип, который вызывает у человека чувство привязанности к своей стране. Он вызывает чувство гордости за свою нацию, страну или культуру.

Основа и суть Патриотизма.

Как уже стало понятно из самого определения, основой или сутью патриотизма служит самоотверженная любовь и привязанность к своей стране.

«Но, так ли это хорошо, и зачем собственно нужен патриотизм? »

Ответ на этот вопрос весьма сложный и неоднозначный. Дело в том, что, если полагаться на фундаментальные труды различных исследователей данного явления, можно обнаружить что они разделились на два лагеря.

Одни утверждают, что патриотизм — это очень положительное явление способное развивать и укреплять государство, поддерживать и сохранять его культурные традиции и обычаи. Другие утверждают, что подобная привязанность к своему государству и конкретно своей культуре способствует развитию излишне националистических и настроений, которые не особо вяжутся с .

О связи патриотизма и национализма мы поговорим позже, а сейчас продолжим развивать ответ на поставленный выше вопрос. Так вот, если абстрагироваться от уже сформированных точек зрения, можно сказать, что все заявления приверженцев, и противников патриотизма по-своему правы. Дело в том, что в самой идее любви к своей стране нет ничего плохого, но все должно быть в меру и идти, так сказать, от сердца. Но, история знает массу примеров, когда подобная любовь к отечеству мутировала в фанатизм под влиянием манипуляций с народным сознанием. Патриотизмом часто оправдывались многие военные и прочие преступления. Таким образом, можно сказать, что патриотизм помимо всего прочего это еще и отличный инструмент для управления массами. Так вот, отвечая на поставленный выше вопрос можно сказать, что патриотизм — это весьма положительное явление в разумных пределах, которое нужно для сохранения и развития отдельных государств наций и культур.

Патриотизм и национализм – в чем разница.

Действительно, помимо того, что эти два термина довольно часто используются вместе, а иногда и подменяют друг друга, между ними существует разница. Основные различия в данных понятиях заключаются в том, что национализм – это любовь именно к своей нации, своей культуре, и своим традициям, а патриотизм – это любовь к стране в целом, включая населяющие ее меньшинства со своими культурными особенностями.

Стоит отметить, что в реальной жизни эти понятия действительно довольно часто переплетаются, так как патриоты в большинстве случаев являются националистами, хотя это не является правилом.

По улице ровным строем шагают пионеры. Белые накрахмаленные рубашки с погончиками и нашивкой на рукаве, девочки с аккуратными косичками, в синих юбочках, мальчики – в синих брючках, ярко-красные галстуки, пионерские значки сверкают на солнце. В руках пионер-вожатого маленьких красный флажок «Славься, КПСС». Чувство патриотизма невольно охватывает любого, кто наблюдает гордые осанки и прямой взгляд юных ленинцев.

Их законы – заповеди, простые, но такие правильные:

1. Пионер верен рабочему классу и коммунизму.

2. Пионер - друг и брат всякому другому пионеру и комсомольцу.

3. Пионер честен и правдив . Его слово - как гранит.

4. Пионер дисциплинирован.

5. Пионер ежедневно помогает трудовым собратьям в строительстве коммунистического общества.

6. Пионер трудолюбив и уважает полезный труд.

7. Пионер чист в мыслях, словах и делах .

Между этими законами и чувством патриотизма существует сильнейшая связь, но нельзя говорить, что это причинно-следственные явления.

— Ах, — вздохнет любой добропорядочный анальный гражданин , — а сегодня молодежь-то, молодежь куда катится?? Начисто отсутствует чувство патриотизма, любви к родине. Эти самые заповеди канули в лучшие времена. Алкоголь, сигареты, наркотики, секс – вот вам и все интересы современных молодых людей. И деньги! Побольше, да на халяву.

Почему в советском союзе было чувство патриотизма, а сегодня его нет? Дело ли в железном занавесе, кипе небылиц, которыми кормили граждан великой страны, гонке вооружений, идее коммунизма или вере в светлое коммунистическое будущее? И почему сегодня невозможно воспитать патриотов, которые готовы жизнь отдать за землю родимую?

Чувство патриотизма под системным микроскопом

На все эти вопросы отвечает системно-векторная психология Юрия Бурлана.

Чем отличается человек от животного? Животные имеют базовые желания: есть, пить, дышать спать + сохранение температуры тела, целостности живого вещества и желание продолжить себя во времени. Люди помимо этих желаний имеют также и добавочные. Добавочные желания иными словами называются векторами, всего их 8. Каждый вектор обладает своей особенной системой ценностей, своим отличным мышлением и свойствами для реализации заложенных в нем желаний.

Так, например, ценности кожного вектора: все материальные ресурсы, в том числе деньги, закон, дисциплина. Кожный человек, обладая огромным желанием зарабатывать, имеет также и свойства к реализации этих желаний: гибкая психика, изворотливый, предприимчивый ум.

Другое дело, представитель человечества с анальным вектором, который, собственно, и может обладать чувством патриотизма. Ценности анального вектора это ВЕРНОСТЬ, ЧЕСТНОСТЬ, СПРАВЕДЛИВОСТЬ, ПРАВДА, ЧИСТОТА, БРАТСТВО, ДРУГ, СЕМЬЯ, ДОМ, РОДИНА.

В первобытной стае анальные люди охраняли пещеру, женщин и детей. В пещере существовало некое «анальное братство», круговая порука, где не было места предателям. Остальные воины, уходя на охоту, спокойно доверяли своих жен анальным братьям. Зная, что те верные, порядочные. Не прикоснутся к чужой женщине. Эти люди строят базу, фундамент любого государства. В любые времена – это надежный тыл, как раньше была надежной пещера. Чувство патриотизма – чисто анальное: они любят родину, любят пещеру, они патриоты.

В советском союзе такие люди были реализованы и социально, и в семейной жизни. Их ценности комплиментарны уретральной формации, которой и была СССР. Общество давало им возможность развиваться: профессионалы были востребованы, уважаемы и почитаемы всеми. Ими и являются анальные люди в развитом состоянии — «золотые руки», а с верхними векторами – «золотые головы».

Разводы не приветствовались, добрачный секс – тем более, так что анальному мужчине не составляло труда найти себе «чистую», непорочную женщину и прожить с ней до конца своих дней, имея при этом хорошую реализацию. И неважно, что при этом платили мало или был дефицит товаров, главное, что эти люди были действительно счастливы, потому что наполняли свои нехватки.

Анальники первыми голосовали за партийную власть, первыми вступали в партию. Они искренне и лояльно поддерживали советскую власть. Дело не в том, что она воспитывала чувство патриотизма в своих гражданах, рассказывая про великие свершения советского народа, а в том, что давала возможность реализоваться анальным людям.

Чувство патриотизма – это любовь к родине, то есть позитивное состояние анального вектора. Национализм – обратное от патриотизма, то есть ненависть к чужой родине – это состояние неразвитого или нереализованного анального вектора.

Конечно, каждый Homo Soveticus в свое время знал о разлагающемся западном обществе, читая антиамериканскую пропаганду в газетах и на плакатах. Даже при всем этом, произнося антиамериканские или антикитайские лозунги, анальные люди не испытывали ненависти к Америке, но большую любовь к своей родине. Во многом их поведение кажется «карикатурным», надуманным, а советские лозунги типа «Славься, КПСС» — полной безвкусицей. Не имея одежду от Армани, не обладая достаточным вкусом, они ощущали любовь к родине.

Здоровое чувство патриотизма консолидировало нашу родину: ведь патриоты внутри группы это и есть те люди, которые консолидируют группу.

Чувство патриотизма. Тёмная сторона

Тех, кого мы видим сегодня под знаменем патриотов – НЕ патриоты, а националисты. После развала Советского Союза прошло более 20 лет. Этого времени оказалось достаточно, чтобы полностью вытолкнуть анальных людей из общественной и социальной жизни.

Сегодня они не востребованы профессионально, и они не обладают гибкой и прагматичной психикой, чтобы приспособится к изменяющемуся ландшафту. Семейные ценности также отошли на второй план в обществе в целом, не говоря уже о том, что анальные мужчины сегодня не пользуются большим успехом у женщин в отличие, к примеру, от кожных. Неспособные реализовать себя, а значит, обеспечить свою семью, они оказываются невостребованными, что только усугубляет их обиды и ступор.

Гордость за свою страну сплачивает и воодушевляет: достаточно вспомнить кадры кинохроники, где тысячи людей приветствуют Юрия Гагарина, или оказаться на улицах Испании после победы футбольной сборной. Но делают ли патриотические чувства нас счастливее? Социологи Тим Рискенс и Метью Райт (Tim Reeskens, Matthew Wright) решили понять, как влияют на самоощущение этнический патриотизм (основанный на общем происхождении, истории, религии) и патриотизм гражданский (который опирается на либеральные ценности, уважение закона и государственных институтов)*. Анализ данных опроса более 40 тысяч европейцев из трех десятков стран дал однозначный результат: только гражданский патриотизм делает нас оптимистами и повышает наше субъективное благополучие. Почему так происходит?

Мнение экспертов

Максим Руднев, социолог: «Чувство любви к Родине должно подпитываться гордостью, чтобы быть настоящим. Между тем россияне чаще испытывает стыд за свою страну, а повод для гордости дают разве что спортсмены. Возможно, поэтому многие говорят о «хорошем» прошлом и «плохом» настоящем, ищут утешения в великой истории. Разочарование и нелюбовь ко всему новому оборачиваются национализмом и не делают нас счастливее».

Дмитрий Леонтьев, психолог: «Обживая пространство вокруг себя, мы расширяем понятие «свое» до границ страны, а потом и до всего человечества. Так возникает толерантность – признание ценности других людей и культур. Она исключает враждебность к чужому и уже поэтому делает жизнь лучше. В желании же видеть во всем превосходство своего (этноса, государства, религии) проявляется групповой нарциссизм – склонность абсолютизировать свои представления и считать любые иные заведомо ложными».

Светлана Федорова, психоаналитик: «Этнический патриотизм означает сильную привязанность к Родине, которая может вызывать архаический страх симбиоза со всемогущей матерью, способной поглотить. И тогда любовь к Родине на бессознательном уровне может тревожить нас. Тот, кому недостаточно самого себя, самореализации в семье, сексе, работе, вынужден опираться на мифы о великой расе, истории или культуре. Эта искусственная «подпорка» не может заменить собственного «Я» и сделать человека счастливым».

Акоп Назаретян, политический психолог: «Современный образованный человек все чаще мыслит себя не как часть конфессии или нации, а в масштабах цивилизации. Поэтому когда мы ограничены рамками этнической общности, то испытываем когнитивный диссонанс, проще говоря, мы несчастливы. Напротив, там, где слабее разделение на «наших» и «чужих», у граждан возникает чувство взаимного уважения и сопричастности ко всему происходящему в их стране. Снижается агрессивность и уровень насилия, появляются основания для оптимизма».

Анализ педагогической литературы показал, что в истории педагогики можно выделить три этапа постановки и развития проблемы патриотического воспитания: I этап (XVI-XVIII вв.); II этап (XIX- середина XX вв.); III этап (середина XX - и по настоящее время). На всех трёх этапах первая и основная мысль великих педагогов и просветителей - воспитание любви к Отечеству и своей Родине, что свидетельствует об актуальности данной проблемы в разные исторические эпохи и в настоящее время.

В Философском словаре «патриотизм» определяется как нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины.

А.Я. Коменский подчеркивал, что патриотизм в человеке воспитывается на самых ранних ступенях его становления: сначала это любовь к родителям, затем к своему дому, месту, где он родился, и как следствие - к отечеству в целом .

Ярко идея патриотизма отражена в произведениях Н.М. Карамзина: «любовь к собственному благу производит в нас любовь к Отечеству, а личное самолюбие - гордость народную, которая служит опорою патриотизма». Историк и писатель акцентировал внимание на патриотической составляющей гражданственности, выделив различные проявления любви к Отечеству:

  • 1) физическую любовь, то есть привязанность к месту своего рождения, «малой родине»;
  • 2) нравственную, то есть любовь к согражданам, с которыми человек растет, воспитывается и живет;
  • 3) политическую, то есть любовь к благу и славе Отечества и желание способствовать «им во всех отношениях».

Эти отношения к Отечеству не возникают сами по себе, а специально воспитываются, формируются.

Патриотическое чувство раскрывается и крепнет еще в дошкольном возрасте; оно не требует особенного заботливого культивирования, ибо оно столь же естественно и неизбежно, как чувство семейной привязанности, каждый день, каждый час, каждое событие и явление, ровно, как и все картины окружающей жизни и окружающей природы, помогает ему расти и развиваться лучше каких бы то ни было воспитательных мероприятий.

Развития теории и практики патриотического воспитания характеризуется выдающимися педагогическими экспериментами А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, направленными на воспитание в коллективе гражданина-патриота, которые актуальны и в настоящее время.

В 60-80-е гг. ХХ в. теория и практика патриотического воспитания нашла отражение в научных работах Ю.К. Бабанского, А.В. Барабанщикова, А.Н. Вырщикова, В.А. Караковского, В.И.Ковалева, М.Н. Терентия и др.

В современной науке имеет место разное мнение по вопросу о сущности патриотизма. Некоторые философы Н.И. Матюшкин, М.В.Митин, П.М. Рогачев и др. определяют патриотизм как высшее нравственное чувство.

В педагогических исследованиях ряд ученых Н.И.Болдырев, Н.К. Гончаров, И.П. Тугаев считают патриотизм политическим принципом. К нравственным качествам относят патриотизм В.В. Белоусов, Д.Н. Щербаков, Н.Е.Щуркова. Однако большинство педагогов Л.Р. Болотина, Н.П. Егоров, Т.А. Ильина, Т.Н. Мальковская, И.С. Марьенко, Р.А. Полуянова, Ю.П. Сокольников определяют патриотизм как сложное нравственное качество.

В «Концепции патриотического воспитания» (А.К. Быкова) патриотизм рассматривается с позиции индивидуального самосознания, формируемого в условиях рыночной экономики и предполагающего рациональное соотношение общественного и личного в реализации конституционного долга гражданина по защите государственных интересов. Исследователь считает, что на уровне личностных качеств патриотизм - это любовь к большой и малой Родине, готовность выполнить конституционный долг, современное патриотическое мировоззрение, соответствующие установки и ценности, социальная (в том числе религиозная и национальная) толерантность, общественно значимые поведение и деятельность. Приведенный перечень личностных качеств коррелирует с основными компонентами патриотизма - сознанием, отношениями и деятельностью - и может рассматриваться как конечная цель патриотического воспитания в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности .

Такое множество мнений обусловлено сложностью рассматриваемого явления. Исходя из этого, необходимо уточнить сущность и содержание патриотизма, так как эффективность патриотического воспитания зависит от точного определения исходных понятий и положений.

Определение патриотизма как нравственного чувства не отражает его сущности в полном объеме, так как нравственные чувства - это переживания человеком своего отношения к окружающей действительности, поступкам и действиям, нормам ответственности. Патриотизм предполагает переживания личностью своего отношения к Родине, Отечеству, осознание своего патриотического долга, а также стремление к его реализации.

Мы рассматриваем патриотизм как любовь к Родине - это активная гражданская позиция. Патриотизм - это чувство гордости за свое Отечество, его историю, свершения. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, счастливее. Это источник мужества, стойкости, силы народа. Это отношение к необъятным просторам страны, её природным богатствам, героическому историческому прошлому и сегодняшним противоречивым реалиям, народам ее населяющим, их национальному достоинству, культурам, традициям, соотечественникам.

Таким образом, патриотизм включает в себя:

  • - чувство привязанности к своей семье и тем местам, где человек родился и вырос;
  • - уважительное отношение к жителям своего села, города, своему народу, его языку и культуре;
  • - желание заботиться о других людях и об интересах Родины;
  • - осознание долга перед людьми ближайшего окружения, местом своего проживания, Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости, готовность к защите Отечества;
  • - проявление гражданских чувств и верности Родине;
  • - гордость за социальные и культурные достижения своей страны;
  • - гордость за свое Отечество, символы государства, за свой народ;
  • - уважительное отношение к историческому прошлому своей большой и малой Родины, своего народа, его обычаям и традициям;
  • - ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;
  • - гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

Патриотизм выражает отношение человека к Родине и Отечеству, которое является объектами ценностного отношения и имеет социальный характер, является социально обусловленным.

Современное понимание патриотизма характеризуется многовариантностью, разнообразием и неоднозначностью. Во многом оно объясняется сложной природой данного явления, многоаспектностью его содержания и многообразия форм проявления. Кроме того, проблема патриотизма рассматривается разными исследователями в различных исторических, социально-экономических и политических условиях, в зависимости от личной гражданской позиции, отношения к своему Отечеству, от использования различных сфер знаний и т.п.

Термин «патриотизм» употребляется не только в научно-исследовательской литературе, но и выступлениях, дискуссиях, статьях, предвыборных программах политиков и политических партий, движений, деятелей культуры, искусства и т.д. Диапазон толкования термина очень велик: от идеально-возвышенного до ругательно-унизительного.

Спекулятивные воззрения на почве патриотизма представляют собой формы так называемого лжепатриотизма. Все они рассматриваются как преднамеренные извращения истинного смысла и значения патриотической идеи.

Достаточно полно раскрыто содержание данного понятия в монографии И.Е.Кравцова: «Патриотизм - это Любовь к своему отечеству: к родным местам («земле отцов»), к родному языку, к передовой культуре и традициям, к продуктам труда своего народа, к прогрессивному ответственному общественному и государственному строю. Патриотизм - это беззаветная преданность своей Родине, готовность защищать ее независимость» .

Я.Л.Коменский отмечал, что одним из главных направлений воспитания должны быть воспитание у ребенка стремления оказывать пользу своими услугами возможно большему числу людей. Он писал в «Великой дидактике»: «Тогда лишь наступило бы счастливое состояние в делах в частных и общественных, если бы все прониклись желанием действовать в интересах общего благополучия» .

А.С. Макаренко отмечал, что патриотизм проявляется не только в героических поступках. От настоящего патриота требуется не только «героическая вспышка», но и длительная, мучительная, нажимная работа, часто даже очень тяжелая, неинтересная, грязная.

Т.Н. Манькорская, относя патриотизм к нравственным качествам, включает в его любовь к Отечеству, готовность к его защите, неразрывную связь с интернационализмом, нетерпимость к другим проявлениям национализма и шовинизма, приверженность к народной культуре, знание национальных традиций, национальное достоинство, гордость и честь, что находит свое воплощение в гражданственности .

Воспитание является механизмом взаимодействия между поколениями, обеспечивающим вхождение подрастающих поколений в жизнь общества, становления их активными субъектами конкретного исторического процесса.

В различных исторических эпохах, в зависимости от социально-экономических условий жизни общества и господствующей в нем идеологии в воспитание вкладывали различные аспекты.

И.Ф. Харламов рассматривает патриотизм как взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения, включающую любовь к Родине, активный труд на благо Родины, следование и умножение трудовых традиций народа, бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны, привязанность к родным местам, стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее, воинскую храбрость, мужество и самоотверженность, братство и дружбу народов, нетерпимость к расовой и национальной неприязни, уважение обычаев и культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними .

В отечественной школе всегда уделялось большое внимание воспитанию у подрастающих поколений нравственных качеств личности, коллективизма, гражданственности, любви к своей Родине, уважительного отношения к истории своей родины, к геральдике, к своему народу. При этом большую роль в воспитании патриотических чувств играли средства массовой информации: радио, высокохудожественные отечественные кинофильмы, театр, художественная литература.

Педагогические исследования по проблеме патриотического воспитания советского периода многочисленны и разнообразны. В них раскрываются как теоретико-методологические аспекты (сущность понятия «патриотизм» и «советский патриотизм», его характеристики, пути и средства формирования и др.), так и прикладные (различные направления патриотического воспитания: военно-патриотическое, воспитание на трудовых и боевых традициях советского народа, взаимосвязь патриотического, эстетического, группового воспитания учащихся различного возраста и др.)

Особое значение в исследовании вопросов патриотического воспитания этого периода имеют работы В.А. Сухомлинского, который считал, что школа должна воспитывать у молодежи стремление к беззаветному служению Родине, к активной трудовой и общественной деятельности. Определяя советский патриотизм как «благородную любовь советского народа к своему социалистическому отечеству». Он подчеркивал, что одна из главных воспитательных задач школы является подготовка учащихся к простому, будничному, повседневному труду, труду для общества как к патриотической деятельности, причем сама деятельность детей, организуемая педагогом с данной целью, представляет движущую силу формирования личности растущего гражданина . В своих работах В.А. Сухомлинский также указывал и на трудности в воспитании патриотизма, объясняя их тем, что в повседневной жизни мы не встречаемся с мерой, с помощью которой можно было бы измерить эту «трудно постижимую ценность» - патриотизм. Любовь к Отечеству становится силой духа только тогда, когда у человека запечатлены в сознании образы, связанные с родным краем, языком, когда появляется чувство гордости от того, что все это твоя Родина .

Идеологической основой патриотического воспитания в современной школе является духовно-нравственные ценности нации. Сущность патриотического воспитания в современных условия может трактоваться как развитие чувства личности, патриотического сознания, основанного на гуманистических духовных ценностях своего народа.

Так, еще недавно вместо воспитания коллективизма стала внедряться идея воспитания индивидуализма, эгоцентризма, вместо воспитания патриотизма стало пропагандироваться воспитание космополитизма, неуважительного отношения к отечественной истории, к своему народу. Это приводит к тому, что понятия «патриотизм», «патриот» приобретает негативный оттенок. Однако для большинства жителей Украины оно сохранило свое первоначальное, полностью позитивное значение. Это чувство гордости своим отечеством, историей, свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче, счастливее…утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения.

Как пишет А.В. Усова, «если мы хотим сохранить свою страну, если мы хотим возродить прежнее величие своей Родины, нам необходимо коренным образом пересмотреть свое отношение к воспитанию школьников». Тем более, что в отечественной педагогике есть много наработок в области воспитания подрастающего поколения, в том числе и воспитания патриотизма - самого высокого чувства в человеке, являющимся как бы общественным цементом, связывающим людей в честное, дружное общество, чувства, которое, по утверждению К.Д. Ушинского, последним гибнет даже в злодее».

Выделяя патриотическое воспитание в условно самостоятельное направление воспитательной работы, необходимо отметить его органическую взаимосвязь с другими направлениями (гражданским, нравственным, трудовым, эстетическим и другими видами воспитания), что представляет собой гораздо более сложное сочетание, чем соотношение части и целого. Это связано еще и с тем, что:

  • - во-первых, патриотизм, особенно если иметь в виду его генезис, возникает и развивается как чувство, все более социализируясь и возвышаясь посредством духовно-нравственного обогащения;
  • - во-вторых, понимание высшего развития чувства патриотизма неразрывно связано с его действительностью, что в более конкретном плане проявляется в активной социальной деятельности, действиях и поступках, осуществляемых субъектом на благо Отечества;
  • - в-третьих, патриотизм, будучи глубоко социальным по своей природе явлением, представляет собой не только грань жизни общества, но источник его существования и развития, выступает как атрибут жизнеспособности, а иногда и выживаемости социума;
  • - в-четвертых, в качестве первоосновного субъекта патриотизма выступает личность, приоритетной социально-нравственной задачей, которой является осознание своей исторической, культурной, национальной, духовной и иной принадлежности к Родине как высшего принципа, определяющего смысл и стратегию ее жизни, исполненной служению Отечеству;
  • - в-пятых, истинный патриотизм - в его духовности.

Патриотизм как возвышенное чувство, незаменимая ценность и источник, важнейший мотив социальной значимой деятельности, наиболее полно проявляется в личности, социальной группе, достигшей высшего уровня духовно-нравственного и культурного развития. Истинный, духовный в своей основе патриотизм предполагает бескорыстное, беззаветное вплоть до самопожертвования служение Отечеству.

В связи с этим мнением учителю при организации воспитательно-образовательного процесса правомерно учитывать замечание Е.А. Ануфриева о том, что систематическое глубокое обогащение всех сторон воспитательной работы патриотическим содержанием есть необходимое условие воспитания патриота .

Осуществление патриотического воспитания основывается на совокупности принципов, которые отражают общие закономерности и принципы воспитательного процесса, и специфику патриотического воспитания младших школьников в общеобразовательной школе. К их числу относятся:

  • - обусловленность патриотического воспитания развитием общества и происходящими в нем событиями;
  • - обусловленность содержания, форм и методов, средств и приемов патриотического воспитания возрастными и индивидуальными особенностями учащихся;
  • - диалектическое единство и органическая связь между учебным материалом и содержанием внеклассных и внешкольных мероприятий;
  • - интеграция патриотического воспитания с другими направлениями воспитательной работы;

Опора на новые концепции организации и осуществления учебно-воспитательного процесса и на новое понимание основных педагогических понятий;

  • - опора на положительное в личности воспитанника и создание благоприятной психологической атмосферы в процессе педагогического взаимодействия:
  • - координация взаимодействия школы, семьи и общественности в системе патриотического воспитания.

С учетом особенностей патриотического воспитания в современном обществе цель данного процесса определяется как воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы.

Так, Л.И. Мищенко, отмечая, что нравственные качества личности, определяющие ее направленность, подразделяются на три группы, характеризующие отношения человека к самому себе, другим людям и обществу, к различным видам деятельности и к различным материальным ценностям, предлагает рассматривать патриотизм как сложное, многогранное интегральное качество, охватывающее все три группы, проявляющиеся в отношении личности к людям, обществу, труду и другим видам деятельности, к материальным ценностям и формирующимся в процессе реализации этой системы взаимосвязанных отношений .

Ещё в ноябре прошлого года в Госдуму был внесён проект закона «О патриотическом воспитании в РФ». В Иркутской области Молодежным парламентом в 2016 году был разработан проект закона «О патриотическом воспитании в Иркутской области». Однако, ни региональный, ни федеральный законы так и не были приняты. В то же время в среде общественности не утихают обсуждения законопроекта в целом и отдельных вопросов патриотического воспитания в частности.

«Клуб Публичной Политики» также решил разобраться в этом вопросе и обратился к эксперту Общественной палаты Иркутской области Татьяне Токаревой.

Согласно федеральному законопроекту, «патриотизм - нравственный принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к России, своему народу, осознание неразрывности с ними, стремление и готовность своими действиями служить их интересам, подчинить им свои частные интересы, проявлять верность долгу в защите Отечества».

Как Вы считаете, необходим ли закон «О патриотическом воспитании в РФ»? И можно ли вообще «воспитывать» патриотизм?

Патриотизм – это чувство (не нравственный принцип). Чувства поддаются воспитанию. Только сомневаюсь, что Закон сможет сформировать правильные подходы к воспитанию патриотических чувств. Законы, скорее, это нормы, которые поддаются подсчету, планированию, могут выполняться или нет. Это нормы, о которых люди договариваются, нормы, которым можно следовать или их нарушить. Нельзя, по моему мнению, законодательно обязать людей испытывать чувства.

- Можно ли дать однозначное и исчерпывающее определение таким понятиям, как «патриотизм» и «патриот»?

Думаю, что патриотизм, как чувство, это глубоко индивидуальное чувство человека по отношению к месту рождения и проживания. По определению, если человек живет и работает где-либо, на благо того сообщества, которому он принадлежит, знает и проводит культурные ценности определенной страны, при необходимости готов защитить ценности территории, народа, культуры, он уже испытывает патриотические чувства.

Мне очень близко определение патриотизма, данное на одной из европейских встреч молодой девушкой, совсем недавно работавшей послом Польской Республики в Москве. По ее мнению патриотизм – это взаимная ответственность человека перед государством (Родиной) и государства перед человеком.

Это, как в семье, вступая в которую, мы несём обязательства и ждем выполнения обязательств от другой стороны. К слову сказать, чаще всего, это приятные обязательства, которые, если все хорошо, не напрягают.

Как Вы относитесь к тому, что патриотизм в нашей стране строится преимущественно на военных победах нашего Отечества? И как иначе можно воспитать патриотическое чувство?

Очень давно я проходила стажировку в американском штате Вермонт. Очень много общалась с молодыми американцами. Мы много говорили обо всем: история, политика, будущее, пели русские и американские песни, размышляли о наших различиях. Так вот, у меня создалось впечатление, что каждый из них знает и относится с уважением к каждой исторической странице Соединенных штатов. Практически, помнит каждый день из 200-летней истории государства. Тогда это меня поразило. Ведь НАША история еще весомее (даже по годам), интересней и ярче! А на уроках истории переписываются параграфы, пересказываются учебники и нет того захватывающего интереса, который позволяет формироваться чувствам. Конечно, не везде и не всегда.

Немного отвлекусь и расскажу о некоторых своих наблюдениях женской дружбы. Бывают подруги, которые не способны разделить с тобой радость, а вот, когда ты попадаешь в жуткую ситуацию, они – лучшие помощники.

Вот у нас на Родине почти так. Когда в мирное время мы не способны адекватно хорошо и светло относиться к ней, творить, приумножать, радоваться счастью «быть дома», а зато, «если снова война, если завтра в поход» - мы мобилизуемся, мы проявляем героизм, мы вспоминаем про патриотизм. И это, на мой взгляд, не совсем верно. Любить спокойно и уверенно, знать, что ты всегда под защитой, что ты нужен, что ты актуален – это позволяет мобилизоваться в момент опасности с чувством справедливого патриотизма. В труде, в творчестве, в конфликтах.

Мой супруг – офицер, участник боевых действий. После увольнения в запас организовал Детский оздоровительный лагерь, где одной из программ стала программа ФСКН «Неприкосновенный запас – дети Отчизны». Сначала, казалось, чтобы ощутить силу и патриотический подъем важно обучить девочку или парня стрелять, метать оружие, штурмовать препятствия, защищаться в рукопашной схватке. Но не получается так! Куда он или она направят оружие, кого защитит, на кого нападет, накачает физическую силу – для чего? Поэтому родился профессиональный союз военных специалистов, историков, педагогов, психологов. И, бывает, не важно, стали ли наши повзрослевшие воспитанники военными, сотрудниками правоохранительных органов (которых не мало). Важно, что побывав в программе, они научились ценить себя, родных, свой мир, свое будущее, быть верным другом, ответственным человеком, рассматривающим свое настоящее и будущее здесь в России.

- Преподаватель журфака МГУ и соучредитель фонда «Галчонок» Татьяна Краснова в своей статье «У нас так не принято» предложила «крайне важной составляющей истинного патриотизма» чувство стыда за свое Отечество. Допускаете ли Вы такой подход к формированию патриотических чувств?

Я согласна с Татьяной Красновой лишь в том, что патриотизм это не приоритет чиновников. Патриотизм – это чувство каждого, в той реальности, в которой он проживает, которую, если нужно, он сможет защитить, и не обязательно с оружием в руках. Защитить достойно и спокойно, сознательно и твердо, без шума и гама.

Текст: Валентина Макаревич