Конспект познавательно исследовательской деят ти средняя группа. Конспект поисково-исследовательской деятельности в детском саду

Конспект познавательно – исследовательской деятельности в средней группе
Тема «Где можно найти воздух».

Автор: Константинова М. Ф., воспитатель второй квалификационной категории МАДОУ Детский сад «Валдай», посёлок Старая Торопа, Тверская область, Западнодвинский район.
Цель: Систематизировать знания людей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности.
Задачи:
Развивающая: развивать наблюдательность, любознательность, мышление, память, речь, познавательную активность.
Образовательная: расширять кругозор детей о воздухе и его свойствах, используя опыты и эксперименты (образовательная область - познание). Развивать свободное общение со взрослыми и сверстниками в процессе проведения опытов, обогащать словарь детей, лаборатория, прозрачный, невидимый опыты (речевая область). Закрепить навыки взаимодействия в коллективе, в группе (социально-коммуникативная область), формировать первоначальные знания о здоровом образе жизни (физическое развитие).
Воспитательная: воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, интерес к познавательной деятельности, самостоятельности. Вызвать желание помочь Петрушке.
Предварительная работа: игры «Поддувалочки», «Воздушные шары», чтение художественной литературы, изготовление корабликов, вееров.
Материалы и оборудование: полиэтиленовые пакеты, стаканчики, горох, трубочки для коктейля, чеснок, мыльные пузыри, игрушка Петрушка, полиэтиленовая плёнка.

Ход образовательной деятельности:

Организационный момент «Солнышко».
Воспитатель: Дети давайте поздороваемся с гостями и согреем их своими улыбками. А что нас ещё согревает и улучшает наше настроение?
Дети: Солнышко
Воспитатель: Правильно, солнышко. А давайте представим, что наши руки это солнечные лучики, коснёмся друг друга пальчиками и подарим тепло своим друзьям (дети становятся вкруг, вытягивают руки вверх, соприкасаясь друг с другом).
Дети:
Солнышко, солнышко
Мы твои лучи!
Быть людьми хорошими,
Ты нас научи.
Стук в дверь (входит Петрушка).
Петрушка: Здравствуйте ребята, я Петрушка. Я хочу загадать вам загадку:
Он нам нужен чтоб дышать
Чтобы шарик надувать
С нами рядом каждый час
Но не видим он для нас.
Дети: Воздух
Петрушка: Ребята я тоже часто слышу это слово. А что оно обозначает, я не знаю. И очень хочу узнать.
Воспитатель: А вам интересно узнать, где можно найти воздух?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда я вас приглашаю в нашу лабораторию. Сейчас мы будем делать опыты, как настоящие учёные. А что такое лаборатория? Правильно, это помещение, где проводят разные опыты. Все сотрудники нашей лаборатории должны соблюдать ряд правил:
Правило №1. На столах ничего не трогать без разрешения.
Правило №2. Соблюдать тишину, не мешать другим ребятам.
Правило №3. Содержимое сосудов не пробовать на вкус.
Правило №4. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал – убери на место.

Правило №5. Помни – некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых.
Дети подходят к столам.


Воспитатель: Скажите ребята Петрушке, вы видите воздух вокруг нас?
Дети: нет, не видим.
Воспитатель: Если мы его не видим то он какой?
Дети: Воздух прозрачный невидимый бесцветный.
Петрушка: Вот-вот невидимый, значит его и, совсем, нет.


Воспитатель: Погоди Петрушка, я вот тоже воздух не видела, а знаю, что он есть вокруг нас.
Петрушка: А я вам не верю. Вот докажите, что этот самый воздух всё таки есть.
Воспитатель: Ребята давайте докажем Петрушке что воздух есть. А чтобы он его увидел его надо поймать. Хотите, я вас научу ловить воздух?
Дети: Да!
Воспитатель: Давайте подойдём к столам. Что у меня лежит на столе?
Дети: Полиэтиленовые пакеты.
Опыт № 1 (с полиэтиленовым пакетом).
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовые пакеты. Какие они?
Дети: Пустые, мятые.
Воспитатель: Спокойно наберите воздух через нос и медленно вдохните его в пакет, а потом его заверните, чтобы он не сдулся. Какой он стал?
Дети: толстый, надутый.
Воспитатель: Почему он таким стал? Что наполнило пакет? Конечно мы наполнили пакет воздухом и увидели его. (дети переходят к другому столу).
Опыт №2. На столе у каждого ребёнка стаканчик с водой, на дне лежат горошинки, стоят трубочки для коктейля.
Воспитатель: Что вы видите в стаканчиках
Дети: Вода
Воспитатель: Какая вода?
Дети: Прозрачная
Воспитатель: Что лежит на дне?
Дети: Горошины
Воспитатель: Хотите оживить горошины? Что нам поможет в этом?.
Дети: Воздух.
Воспитатель: Что для этого нужно сделать?
Дети: Подуть в трубочки.
Воспитатель: Что происходит?
Дети: появились пузырьки.
Воспитатель: Это воздух. Мы снова его увидели. А что же делают наши горошины?
Дети: Двигаются.
Воспитатель: Что же нам помогло оживить горошины?
Дети: Воздух.
Воспитатель: Ну конечно же, это воздух. Мы его не только нашли, но и увидели, как он заставил двигаться горошины. (Петрушка хвалит детей)
Игра с воздухом «Парашют».
Воспитатель: У меня для вас сюрприз. Посмотрите, какой большой у меня кусок полиэтиленовой плёнки. Она какая? Лёгкая воздушная, воздуху послушная. А вы знаете, кто такие парашютисты (дети отвечают). А что у них раскрывается над головой при прыжке с самолёта?
Дети: Парашют.
Воспитатель: Давайте тоже сделаем парашют. А поможет нам в этом конечно же воздух (воспитатель предлагает стать в круг и взяться за края плёнки)
Дружно мы все стали в круг (встают)
Будем делать парашют (берутся за плёнку)
Друг за другом мы идём
Парашют в руках несём (идут по кругу)
Руки вверх мы поднимаем (поднимают руки)
Парашют наш надуваем.
Вот какой наш парашют
Легким воздухом надут (опускают на пол).
Воспитатель: здорово мы поиграли с воздухом? Вам понравилось?
Опыт №3. Дети подходят к столу, на котором на тарелочке лежит чеснок.
Воспитатель: Ребята, а у воздуха есть запах.
Дети: Нет
Воспитатель: Подойдите к столу и посмотрите, что у меня лежит на столе.
Дети: Чеснок.
Воспитатель: Правильно, это чеснок. А давайте его понюхаем (нюхают). Что можно сказать?
Дети: Чеснок пахнет
Воспитатель: Можно сделать вывод, что запах передаётся по воздуху. А сейчас подойдите ко мне. Понравились вам опыты. Кому из вас какой опыт понравился больше всего (дети отвечают). Сегодня мы узнали много интересного. (Воспитатель подводит итог)
- Вокруг нас везде есть воздух.
- Мы с вами дышим воздухом.
- Воздух невидим, но его можно найти разными способами.
- Воздух заставил двигаться горошины.
- С воздухом можно играть.
- Петрушка, а тебе понравилось у нас.
Петрушка: Да ребята, теперь я знаю, где можно найти воздух. Спасибо вам. На память я дарю вам мыльные пузыри.
Дети благодарят, Петрушка уходит.


Игра с мыльными пузырями.

Семилеткова Татьяна Валерьевна
МБДОУ города Иркутска детский сад № 172 "Радуга", г. Иркутск, микрорайон Зеленый, 10а
должность: воспитатель
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе

«В гостях у сказки»

Образовательные задачи : закреплять счет в пределах пяти; закреплять умение ориентироваться в пространстве: наверху, внизу, лево, право; продолжать учить сравнивать предметы по размерам: длине; закреплять умение продолжать несложный логический ряд; закреплять название геометрических фигур.

Развивающие задачи : развивать у детей логическое мышление, внимание, воображение.

Воспитательные задачи : воспитывать интерес к математике.

Материалы: цифры от 1 до 5; плоскостные предметы: грибы, цветы; картинки - половинки; листы бумаги, карандаши; геометрические фигуры: разных размеров и цветов.

Оборудование: домик, мольберт, деревья, кочки, паутина - веревка, пеньки, воздушные шары, тропинки разной длины.

Организационный этап

Звучит музыка. Дети входят в зал .

Воспитатель : ребята, сегодня к нам в детский сад пришло письмо. Давайте все вместе его прочтем: «Дорогие ребята, помогите найти Иванушку. Очень надеюсь на вашу помощь. Аленушка.»

Воспитатель : ребята, а вы согласны помочь Аленушке? Но в пути нам могут встретиться препятствия. Вы не боитесь?

Ребята, а в какой сказке живут Аленушка и Иванушка? (ответы детей).

Воспитатель : прежде чем нам отправиться в путь, нам нужно попасть в сказку. А как нам туда попасть? На чем можно отправиться? (ответы детей).

Ребята, а я вам предлагаю полететь на воздушном шарике. А вы на нем летали? Берите шарики, закрывайте глазки, и свершится чудо.

Звучит музыка: шарики, шарики по небу летят

везут в сказочный лес

компанию ребят.

Основной этап

Воспитатель : вот мы и оказались в сказочном лесу. Посмотрите, вход закрыт, чтобы туда попасть, надо выполнить первое задание.

Дидактическая игра « Цифры по порядку»- 2,4,1,5,3.

Хорошо, молодцы ребята, исправили ошибку, добро пожаловать в сказочный лес.

Сколько здесь цветов и грибов, давайте их соберем.

Звучит музыка, дети собирают цветы и грибы.

Воспитатель : много собрали цветов и грибов. Садитесь на пенечки, будем с вами разбираться, чего собрали больше, а чего меньше.

Задание второе. Дидактическая игра «Больше, меньше»

Выложи на верхнюю полоску все цветы.

Выложи на нижнюю полоску все грибы.

Скажите чего больше цветов или грибов?

А чего меньше цветов или грибов?

А как нам проверить? (ответы детей).

Что нужно сделать? (ответы детей).

А как сделать, чтобы было их поровну? (ответы детей).

Физкультурная пауза

Воспитатель : молодцы, с препятствием справились, идем дальше. Наш путь лежит через болото, а пройти его надо по кочкам. Идите друг за другом, и смотрите, не провалитесь в болото.

Звучит музыка, дети идут по кочкам.

Воспитатель : в паутине запутались бабочки, давайте им поможем. А чтобы помочь бабочкам, нужно выполнить задание.

3 задание: Дидактическая игра «Где, чей хвост? смотрите, картинки с изображением животных, но вот беда - а хвосты они растеряли, вам нужно найти где, чей хвост.

Звучит музыка, дети выполняют задание.

Воспитатель : молодцы, с этим заданием вы справились, и одну бабочку освободили.

4 задание: Дидактическая игра «Ориентировка на листе бумаги»

проходите, ребята за столы и слушайте второе задание.

Поставьте точку в центре листа.

В нижнем правом углу.

В верхнем левом углу.

В нижнем левом углу.

В верхнем правом углу.

Соедините прямой линией верхние точки.

Соедините кривой линией нижние точки.

Воспитатель : молодцы, и с этим заданием вы справились и спасли ещё одну бабочку.

Где нам Иванушку искать? Давайте покричим: Ау! Ау! может нам кто то и поможет.

Звучит музыка, из-за дерева выходит ёжик.

Ёжик : что, случилось? Почему вы так громко кричите? (ответы детей)

Ёжик : я, с удовольствием вам помогу, но сначала поиграйте со мной.

Подвижная игра «Самолеты»

Пролетает самолет, Смотрят вверх и водят за пролетающим самолетом.

С ним собрался я в полет.

Правое крыло отвел, посмотрел. Отводят руки попеременно в стороны.

Левое крыло отвел, посмотрел.

Я мотор завожу Делают вращательные движения руками перед грудью.

И внимательно гляжу.

Поднимаюсь ввысь, лечу, Встают на носочки и выполняют летательные движения.

Возвращаться не хочу.

Ёжик : спасибо, ребята, развеселили меня, но прежде чем показать вам дорогу, я хочу, чтобы вы выполнили мое задание. Проходите, присаживайтесь за столы. Ребята, вы пришли в сказочный лес, и сделайте сказочную тропинку.

Дидактическая игра «Составь узор» Ёжик показывает схему.

Звучит музыка, дети выкладывают из геометрических фигур цепочку.

Ёжик : хорошо, ребята молодцы. Все справились с заданием. Вам нужно выбрать одну из трёх тропинок. Эта тропинка должна быть не самая длинная, и не самая короткая, вот по ней и пойдете дальше. А я побежал, до свидания, ребята.

Воспитатель : ребята, по какой же тропинке нам нужно идти? (ответы детей).

А как же мы узнаем, какая из них средняя? Что надо для этого сделать? (ответы детей).

Воспитатель : давайте пойдем по этой тропинке и посмотрим, туда ли она нас приведет. Ребята, смотрите избушка. А как вы думаете, кто в ней живет? (ответы детей).

А в избушку мы войти не можем, потому что её охраняет стражник, а, чтобы стражник нас пустил, надо назвать из каких геометрических фигур он состоит. (ответы детей).

Дидактическая игра по типу «Почини одеяло»

Воспитатель : смотрите ребята, а стражник, какой то грустный стоит, давайте сделаем его веселым. Вот здесь лежат геометрические фигуры, они разного цвета, нужно эти фигуры наклеить на стражника.

Звучит музыка, дети выполняют задание.

В избушке раздаются крики, выбегает Баба - Яга.

Баба - Яга : фу-фу, что-то русским духом пахнет. Кто вы такие и что вам тут надо.

Воспитатель: мы ищем Иванушку, верните его, пожалуйста.

Баба - Яга : ишь, чего захотели, вы сначала мое задание выполните, а потом своего Иванушку просите. Баба - Яга показывает плакат с изображением загадочного животного.

Баба - Яга : может это ваш Иванушка?

Воспитател ь: нет, нет, что ты бабушка.

Баба - Яга : тогда вы мне скажите, что за животное здесь нарисовано?

Дети называют животных, которые изображены на рисунке. Если они затрудняются с ответом, воспитатель задает наводящие вопросы. (может здесь несколько животных нарисовано? а каких животных вы видите?).

Баба - Яга: ну какие молодцы, я то думала, что вы не справитесь с моим заданием, забирайте своего Иванушку.

Заключительный этап.

Баба - Яга выводит Иванушку.

Иванушка : спасибо, ребята, что выручили меня из беды. А за это вот вам угощенье. А мне нужно торопиться к Аленушке, до свидания.

Воспитатель : ну, что же ребята и нам пора возвращаться в детский сад. Понравилось вам наше путешествие в сказку? Что понравилось больше? Берите свои шарики.

Звучит музыка, воспитатель произносит слова.

Шарики, шарики по небу летят.

Везут обратно в садик компанию ребят.

Дети возвращаются в группу.

Особенности развития познавательно-исследовательской деятельности

Познавательно-исследовательская деятельность предоставляет детям возможность самостоятельно найти ответы на вопросы: «Почему?», «Как?» и «Зачем?». Ребенок стремится познать мир, все узнать, исследовать, изучить, открыть для себя неизведанное. Самым эффективным методом познания явлений окружающего мира является экспериментирование. Экспериментирование заключает в себе значительный развивающий потенциал: оно дает детям представления о разных сторонах изучаемого объекта, его взаимосвязях с другими объектами и, самое главное, сопровождает практические действия. Следствием этого является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и развитие умственных процессов. В ходе опытно-экспериментальной деятельности развивается память, активизируются мыслительные процессы, а необходимость представления словесного отчета о результате опыта стимулирует развитие речи.

Познавательное развитие дошкольников 4-5 лет становится более целенаправленным: развивается умение принимать и правильно понимать информацию. Познавательная деятельность усложняется: дети активно реагируют на зрительную и осязательную информацию, могут оперировать ею. Благодаря накоплению личного опыта действия становятся более обдуманными, проявляются попытки работать самостоятельно. Дошкольникам средней группы можно давать 2-3 указания сразу, если действия просты и знакомы им. В этой возрастной группе следует начинать проводить эксперименты по выяснению причин отдельных явлений. При фиксации экспериментов рекомендуется использовать готовые формы, но в конце года постепенно начать применять простые карточки-схемы.

В познавательно-исследовательской деятельности дошкольников 4-5 лет выделяются следующие основные направления познавательного развития: знакомство с предметами и явлениями, находящимися за пределами непосредственного восприятия и опыта детей; установление связей и зависимостей между предметами, явлениями и событиями, приводящее к формированию в сознании ребенка целостной системы представлений; развитие наблюдательности и формирование положительного отношения к явлениям окружающей действительности.

Цели познавательно-исследовательской деятельности

1. Создать условия для удовлетворения любознательности детей, их стремления к эксперименту, желания самостоятельно находить решения в проблемной ситуации; обеспечить безопасность дошкольников в ходе экспериментальной деятельности.

2. Способствовать развитию наблюдательности детей, необходимого условия исследовательской деятельности. Поощрять самостоятельные наблюдения, умение подмечать в предмете новые стороны и специфические особенности; не просто фиксировать объект, а формировать представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

3. Поддерживать стремление к самостоятельному поиску проблемы и выдвижению гипотезы, поиску путей решения проблемы в ходе исследований; способствовать развитию мыслительных способностей (анализ, классификация, сравнение, обобщение); формировать способы познания с помощью сенсорного анализа; развивать навыки элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.

Методы и приемы руководства познавательно-исследовательской деятельностью

При организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста необходимо учитывать следующее:

1. Деятельность по экспериментированию можно проводить еженедельно, в группе и на прогулке, длительность -15-20 мин.

2. Педагог должен стимулировать детей к самостоятельным действиям. Обязателен контроль со стороны взрослого: как для обеспечения безопасности экспериментирования, так и для поддержки, достижения точных результатов, правильного понимания выявленных свойств или явлений, формулирования заключительного вывода.

3. Необходимо подводить детей к самостоятельному анализу, обобщению увиденного в ходе эксперимента; способствовать умению формулировать выводы, излагать свою точку зрения. В процессе экспериментирования каждый ребенок должен получить возможность удовлетворить свою любознательность, почувствовать себя исследователем.

Календарно-тематическое планирование познавательно-исследовательской деятельности в средней группе

Месяц

Раздел познавательно-исследовательской деятельности

Темы, цель совместной образовательной деятельности

Сентябрь

История воды и воздуха

Тема: Что растворяется в воде? (соль, сахар, песок, крупа). Цели: развивать представления о свойствах воды, растворимости воды; учить формулировать вывод в ходе совершения практических действий.

Что на поверхности?

Тема: Рыхлая и твердая почва.

Цели: развивать умение выявлять свойства почвы (определять отличия рыхлой и твердой почвы); закреплять умение устанавливать взаимосвязь между объектами исследования; развивать интерес к практическим действиям.

Предметы с секретом

Тема: Пройдем по лужам?

Цели: познакомить со свойством резины - непромокаемостью; учить выделять и обобщать свойства исследуемого объекта; развивать познавательный интерес, умение самостоятельно осуществлять практические действия.

Четыре сезона (природные явления)

Тема: Листопад.

Цели: формировать представление о взаимосвязи живой и неживой природы (ветер помогает деревьям сбрасывать листья), умение обобщать полученные знания, формулируя выводы; развивать познавательный интерес

Тайны живой природы (мир растений и животных)

Тема: Листочки к солнышку.

Цели: формировать представление о том, что растениям для роста необходим свет; закреплять умение устанавливать взаимосвязь между объектами исследования

Что мы знаем о себе? (организм человека)

Тема: Что может нос?

Цели: развивать интерес к опытно-экспериментальной деятельности; умения выделять особенности исследуемого объекта, обобщать полученные знания, самостоятельно формулировать выводы

Октябрь

История воды и воздуха

Тема: Испарение (1-я часть).

Цели: расширять представления о свойствах воды (испарение); совершенствовать умение делать выводы в процессе обследовательских действий; развивать познавательный интерес

Что на поверхности? (свойства песка, почвы, глины)

Тема: Почему осенью бывает грязно?

Цели: формировать представление о свойстве почвы впитывать воду; продолжать обучать способам исследования; развивать мыслительные процессы (анализ, обобщение, сравнение)

История воды и воздуха

Тема: Испарение (2-я часть). Цели: продолжать знакомить со свойствами воды (испарение); совершенствовать умение делать выводы в процессе обследовательских действий; развивать познавательный интерес

Предметы с секретом (свойства веществ и материалов) "

Тема: Магнитная задачка.

Цели: познакомить с магнитом, его свойством притягивать металлические предметы; учить обобщенным способам исследования различных объектов; развивать интерес к исследованиям

Тайны живой природы (мир растений и животных)

Тема: Для чего растениям плоды? Цели: формировать представление о развитии растений; привлекать к совместным со взрослыми практическим познавательным действиям экспериментального характера; закреплять умение устанавливать взаимосвязь между объектами исследования

Ноябрь

История воды и воздуха

Тема: Чем пахнет вода?

Цели: познакомить со свойством воды (в чистом виде не имеет запаха, но может приобретать его в результате растворения ароматных веществ); привлекать к совместным со взрослыми практическим познавательным действиям экспериментального характера

Что на поверхности? (свойства песка, почвы, глины)

Тема: Превращения песка и глины.

Цели: познакомить с некоторыми свойствами песка и глины в сравнении (водопроницаемость песка и водонепроницаемость глины); закреплять умение исследовать явления окружающей действительности с помощью практических познавательных действий; развивать интерес к объектам исследования

Предметы с секретом (свойства веществ и материалов)

Тема: Картон.

Цели: познакомить со свойствами картона; совершенствовать умение самостоятельно осуществлять практические действия; развивать познавательный интерес

Четыре сезона (природные явления)

Тема: Спокойной ночи, солнышко!

Цели: формировать начальные представления о вращении Земли; закреплять умение исследовать явления окружающей действительности с помощью практических познавательных действий; развивать интерес к объектам исследования

Тайны живой природы (мир растений и животных)

Тема: Почему животным тепло зимой?

Цели: познакомить с особенностями приспособления животных к зиме (теплая шерсть); закреплять умение исследовать явления окружающей действительности с помощью практических познавательных действий

Декабрь

История воды и воздуха

Тема: Гололедица.

Цель: закреплять знания детей о свойствах различных состояний воды (жидкое - твердое), продолжать учить устанавливать взаимосвязь между объектами неживой природы; учить детей формулировать вывод в ходе совершения практических действий

Тема: Камни.

Цель: продолжать учить детей выявлять свойства веществ и материалов (камней); закреплять умения устанавливать взаимосвязь между объектами исследования; развивать интерес к практическим действиям

Тема: Деревянный мир.

Цель: продолжать знакомить детей со свойствами древесины, учить выделять и обобщать свойства исследуемого объекта, самостоятельно осуществлять практические действия; развивать познавательный интерес

История воды и воздуха

Тема: Как «растет» вода?

Цель: формировать у детей представление о том, что уровень воды повышается при помещении в емкость с водой посторонних предметов; развивать интерес к экспериментальной деятельности

Тема: Как корень «служит»?

Цель: формировать у детей понятие о значении корня для роста и развития растений; закреплять умения устанавливать взаимосвязь между объектами исследования

Тема: Что «умеет» язычок?

Цель: продолжать знакомить детей с организмом человека (функцией языка); закреплять умение выделять особенности исследуемого объекта, обобщать полученные знания; развивать интерес к опытно-экспериментальной деятельности

Январь

История воды и воздуха

Тема: Где прячется воздух?

Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воздуха, выявить его повсеместное присутствие; продолжать учить делать выводы в процессе обследовательских действий; развивать познавательный интерес

Тема: Мерзнет ли песок?

Цель: продолжать знакомить детей со свойствами сухого и влажного песка (при его замораживании); обобщать полученные знания, самостоятельно формулируя выводы; развивать любознательность

Предметы с секретом (свойства веществ и материалов)

Тема: Стеклянный мир.

Цель: познакомить со свойствами стекла, продолжать учить детей обобщенным способам обследования объектов; развивать интерес к исследовательской деятельности

История воды и воздуха

Тема: Какой бывает вода?

Цель: закреплять знания детей о свойствах воды; формировать понятия «чистая вода - прозрачная», «грязная - непрозрачная», «фильтрация»; продолжать учить самостоятельно осуществлять практические познавательные действия; развивать любознательность

Тайны живой природы (мир растений и животных)

Тема: Чем полезен холодный снег для растений?

Цель: формировать у детей понятие о взаимосвязи живой и неживой природы (польза снега для растений); закреплять умение устанавливать взаимосвязь между объектами исследования

Февраль

История воды и воздуха

Тема: Помощница вода.

Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воды (обладает очищающим свойством); продолжать включать детей в совместные практические познавательные действия экспериментального характера

Что на поверхности? (Свойства песка, почвы, глины.)

Тема: Сравнение свойств песка, глины и почвы.

Цель: продолжать учить детей выявлять свойства и качества материалов в сравнении, обобщать полученные знания, самостоятельно формулируя выводы; развивать интерес к объектам исследования

Предметы с секретом (свойства веществ и материалов)

Тема: Какие разные игрушки!

Цель: продолжать учить выявлять свойства и качества материалов в сравнении, закреплять умение самостоятельно осуществлять практические действия; развивать познавательный интерес

Предметы с секретом (свойства веществ и материалов)

Тема: Поплаваем?

Цель: учить детей выделять определенные свойства предметов (тонет - не тонет в воде), используя практические действия; развивать интерес к объектам исследования

Тайны живой природы (мир растений и животных)

Тема: Расти, семечко, расти!

Цель: формировать у детей понятие о необходимости влаги на начальном этапе роста и развития растения; закреплять умение исследовать явления окружающей действительности с помощью практических познавательных действий

Март

История воды и воздуха

Тема: Водяные переливы.

Цели: продолжать знакомить детей со свойствами воды, формировать понятие о том, что вода принимает форму сосуда, в который она налита; учить детей формулировать вывод в ходе совершения практических действий

Предметы с секретом (свойства веществ и материалов). История воды и воздуха

Тема: Мыльные сказки.

Цели: учить детей выявлять свойства исследуемого объекта (мыла), закреплять умение устанавливать взаимосвязи между объектами исследования (мыло и вода); развивать интерес к практическим действиям

Предметы с секретом (свойства веществ и материалов)

Тема: Сравнение свойств резины и древесины.

Цели: закрепить знания детей о свойствах резины и древесины в сравнении; учить выделять и обобщать свойства исследуемых объектов, продолжать учить самостоятельно осуществлять практические действия, развивать познавательный интерес

Четыре сезона (природные явления)

Тема: Почему тает снег?

Цели: формировать у детей понятие о зависимости смены сезонов от Солнца; учить обобщать полученные знания, самостоятельно формулируя выводы, развивать познавательный интерес

Тайны живой природы (мир растений и животных)

Тема: Сажаем лук.

Цели: продолжать формировать у детей понятие о том, что растениям для роста необходимы вода и свет; закреплять знания о росте и развитии растений, учить устанавливать взаимосвязи между объектами исследования

Что мы знаем о себе? (Организм человека)

Тема: Ушки - «подслушки».

Цели: продолжать знакомить детей с организмом человека (функцией органа слуха); закреплять умение выделять особенности объекта исследования, обобщать полученные знания; развивать познавательный интерес

Апрель

История воды и воздуха

Тема: На поиски воды.

Цели: продолжать знакомить детей со свойствами воды (впитываемостью); продолжать учить делать выводы в процессе обследовательских действий, развивать познавательный интерес

История воды и воздуха

Тема: Где прячется воздух?

Цели: продолжать знакомить детей со свойством воздуха заполнять все окружающее пространство; обучать способам исследования, развивать мыслительные процессы: анализ, обобщение, сравнение

Предметы с секретом (свойства веществ и материалов)

Тема: Магнитная сила.

Цели: продолжать знакомить детей с магнитом, его свойством притягивать металлические предметы на расстоянии; учить детей обобщенным способам исследования объектов, развивать интерес к исследованиям

Предметы с секретом. Тайны живой природы

Тема: Что природа создала? Что сделал человек?

Цели: продолжать знакомить детей с объектами природы и предметами, созданными человеком, учить отличать эти объекты друг от друга; развивать интерес к познавательно-исследовательской деятельности

Тайны живой природы (мир растений и животных)

Тема: Птичьи дома.

Цели: формировать у детей понятие об особенностях жизни птиц весной (постройка гнезд); включать детей в совместные со взрослым практические познавательные действия экспериментального характера, развивать любознательность

Май

История воды и воздуха

Тема: Чистая вода.

Цели: продолжать знакомить детей со свойствами воды, способами ее очистки; закреплять умение самостоятельно осуществлять практические познавательные действия экспериментального характера

Что на поверхности? (Свойства песка, почвы, глины)

Тема: Ищем клад (на прогулке).

Цели: продолжать знакомить детей со свойствами песка; закреплять умение исследовать явления окружающей действительности с помощью практических познавательных действий, развивать интерес к объектам исследования

Что мы знаем о себе? (Организм человека)

Тема: Видимые - невидимые отпечатки.

Ц ел и: продолжать учить самостоятельно осуществлять практические действия, развивать познавательный интерес

История воды и воздуха

Т е м а: Из чего «сделаны» облака? (на прогулке).

Цели: продолжать знакомить детей со свойствами воздуха; включать их в совместные со взрослым практические познавательные действия экспериментального характера, развивать любознательность

Что на поверхности?

Тема: Что быстрее осядет? (на прогулке).

Цели: закрепить знания о свойствах песка, глины, почвы, камня; продолжать учить выявлять свойства веществ с помощью опытно-экспериментальной деятельности

Август Июль Июнь

История воды

Тема: Мыльные шутки.

Цели: продолжать знакомить детей со свойствами воды, изменениями её свойств под воздействием других веществ (мыла); закреплять умение формулировать вывод в ходе совершения практических действий

Тема: Сделаем чище!

Цели: закреплять знания об очищающем свойстве воды; продолжать учить детей устанавливать взаимосвязь между объектами исследования

Тема: Вода в решете.

Цели: закреплять знания детей о свойствах воды; познакомить со свойством растительного масла образовывать тонкую плёнку, мешая проникновению воды; продолжать учить делать выводы в процессе обследовательских действий; развивать познавательный интерес

Тема: Кто выпил водичку?

Цели: продолжать учить детей определять свойства исследуемого объекта (воды); включать детей в совместные со взрослым практические познавательные действия экспериментального характера

Всё о воздухе

Тема: Играй и пой, трубочка!

Цели: продолжать знакомить детей со свойствами воздуха; закреплять умение делать выводы в процессе обследовательских действий; развивать познавательный интерес

Тема: Воздух, воздух, ты могуч!

Цели: закреплять знания детей о свойствах воздуха; продолжать учить формулировать вывод в ходе исследования; развивать мыслительные процессы: анализ, обобщение, сравнение

Тайны живой природы (мир растений и животных)

Тема: Какого цвета... цветок?

Цели: продолжать учить детей обобщённым способам исследования различных объектов; развивать интерес к исследовательской деятельности

Тема: В цветнике.

Цели: продолжать знакомить детей с условиями, необходимыми для роста и развития растений; закреплять умение формулировать выводы в ходе практических действий; развивать любознательность

Тема: Прилип, как репей!

Цели: закреплять умение детей устанавливать взаимосвязь внешнего вида растений с их приспособляемостью к окружающему; развивать любознательность

Предметы с секретом

Тема: «Сильный» металл.

Цели: формировать у детей знания о свойствах магнита; включать детей в совместные со взрослым практические познавательные действия экспериментального характера

Тема: Собиратели воды.

Цели: продолжать знакомить детей со свойствами различных материалов; закреплять умение исследовать явления окружающей действительности с помощью практических познавательных действий; развивать интерес к объектам исследования

Тема: Сминаем - разминаем...

Цели: продолжать знакомить детей со свойствами ткани в сравнении; закреплять умение самостоятельно осуществлять практические действия; развивать познавательный интерес

Что на поверхности? (Свойства песка, почвы, глины)

Тема: Есть ли жизнь... в песке?

Цели: продолжать закреплять знания детей о свойствах песка; развивать умения констатировать факты, формулировать выводы

Тема: Глиняные превращения.

Цели: продолжать учить детей выделять свойства исследуемого объекта (глины), самостоятельно осуществлять практические действия; развивать познавательный интерес

История звука

Тема: Кто громче крикнет?

Цели: закреплять у детей знания о свойствах звука; продолжать учить совершать обследовательские действия; развивать интерес к опытной деятельности

Цели: продолжать знакомить детей со свойствами звука, возможностями его извлечения; развивать познавательный интерес

ЛИТЕРАТУРА

1. Иванова, А. И. Детское экспериментирование как метод обучения / А. И. Иванова // Управление ДОУ -2014. -№ 4.

2. Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: пособие для работников дошкольных учреждений / А. И. Иванова. - М.: Сфера, 2014.

3. Королева, Л. А. Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. Тематические дни / Л. А. Королева. - СПб.: Детство-Пресс, 2014.

4. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/авт.-сост. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова.-Волгоград: Учитель, 2016.

5. Организация экспериментальной деятельности дошкольников /под ред. Л. Н. Прохоровой.-М., 2014.

6. Прохорова, Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации/Л. Н. Прохорова. -М.: АРКТИ, 2015.

7. Соловьёва, Е. Как организовать поисковую деятельность детей / Е. Соловьёва // Дошкольное воспитание. -2005.-№1.


Конспект занятия

по позновательно - исследовательской деятельности

на тему "Песочная страна"

воспитатель МДОУ детский сад №23 «Алёнушка» с. Балахоновское

Программное содержание:

    формировать представление о песке как об объекте неживой природы, его свойствах (сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить);

    развивать мыслительную активность, сообразительность, умение сравнивать, выдвигать гипотезы, делать выводы;

    познакомить со способами изготовления рисунка из песка;

    развивать познавательную активность.

Материалы: песок, лупы, трубочки коктейля, песочные наборы, листы плотной цветной бумаги, клеевые карандаши.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята сегодня мы с вами (стук в дверь, воспитатель приносит письмо). Здравствуйте, ребята! Сегодня я вам хочу загадать новую загадку:

Он у реки - на берегу,

В реке, но не вода

И босиком я по нему бегу,

И строю замки, города.

Дети: это песок!

Воспитатель: Ребята давайте с вами посмотрим на песок, какого он цвета.

Дети: белый, коричневый, серый.

Воспитатель: Песок - это природный материал, из него можно построить замки, башни и мосты, а еще на песке можно отпечатать следы.

Ребята как вы думаете, при помощи чего мы можем сделать следы???

Дети: Кулачками, пальчиками, ладошками, ребром ладони...

(Затем дети "оставляют следы) на песке).

Воспитатель: Что вы почувствовали? Какой песок?

Дети: Песок мягкий, рыхлый, вязкий, рассыпчатый, сыпучий...

Воспитатель: ребята песок состоит из отдельных песчинок. Как выглядят песчинки? С помощью чего можем рассмотреть песчинки?.

Дети: (С помощью лупы) песчинки маленькие, полупрозрачные, круглые, не прилипают друг к другу.

Воспитатель: Прохладный он или теплый, сухой или сырой? Как вы думаете почему? (ответы детей.)

Воспитатель предлагает детям рассмотреть влажный песок через лупу. Чем отличаются песчинки?

Дети: песчинки мокрого песка прилипают друг к другу, они более темного цвета.

Воспитатель: Возьмемся за руки и встанем все по кругу. Чтоб передать свое тепло друг другу и пусть частичка вашего тепла Вас греет всюду и всегда. А сейчас мы с Вами построим воображаемый дом из песка.

Физминутка: "Строители"

Увлечены своим трудом

Мы из песка построим дом

Сердитый ветер налетел,

Лил дождь, но дом остался цел.

и пусть не сердятся родители

Что измажутся строители

Потому что тот, кто строит,

Тот чего-нибудь да стоит.

Воспитатель: Можно ли лепить из песка?

Дети: можно лепить из влажного.

Воспитатель: Почему мы не можем ничего слепить из сухого песка?

Дети: он сыплется.

Воспитатель: Попробуем слепить из влажного. (дети лепят пасочки). Как можно играть с сухим песком? Давайте поиграем с сухим песком.

Дыхательная гимнастика: сдуваем песчинки с ладошки.

Воспитатель: А еще ребята песком можно рисовать, а какое животное мы будем рисовать вы сейчас отгадаете.

Загадка про жирафа:

С высоты такого роста

Все узнать довольно просто

И не нужен телеграф

Шею вытянул......(жираф).

Воспитатель объясняет задание (........), Дети выполняют (...........).

Все вместе рассматриваем детские рисунки.

Татьяна Березина
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Чудесница вода»

Интеграция образовательных областей : познавательное развитие , речевое развитие, физическое развитие.

Вид деятельности : Познавательно-исследовательская .

Цель : вовлечь детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению некоторых свойств воды.

Задачи :

Обучающая :

Познакомить детей с некоторыми свойствами воды (не имеет вкуса, запаха, бесцветная, жидкая, окрашивается в любой цвет) ;

Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия .

Развивающая :

Развивать навыки проведения первых опытов;

Развивать мышление, речь, кругозор и любознательность детей; рассказать о значении воды для всего живого;

Развивать у детей познавательный интерес , самостоятельность, наблюдательность, способность сравнивать.

Воспитательная :

Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, умение работать в группе .

Воспитывать бережное экономное отношение к воде.

Обогащение словаря : бесцветная, прозрачная, без запаха.

Материалы и оборудование : магнитофон, компьютер, стаканчики по количеству детей, камешки по количеству детей, тарелочки, губки-тучки, салфетки, бусы по количеству детей, символы, обозначающие свойства воды.

Методы и приемы : игровой (внесение игрового персонажа, сюрпризные моменты, наглядный (компьютерная презентация, баночки с водой, практический (опыты, словесный (беседа) .

Технологии, используемые педагогом в занятии :

1. Технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми :

– педагогическая поддержка, оказание педагогом оперативной помощи в решении проблемных ситуаций;

2. Игровые технологии :

– игровые задания и упражнения.

3. Здоровье сберегающие технологии :

музыкальная пауза;

– подвижная игра.

4. Мультимедийные технологии :

– показ презентации.

Ход занятия:

Дети входят в зал, воспитатель обращает внимание на гостей.

Воспитатель : Ребята, сегодня к нам пришли гости. А мы с вами знаем :

«Придумано кем – то просто и мудро

При встрече здороваться – доброе утро!».

– Гостей мы поприветствовали, а теперь поприветствуем друг друга. Сделайте кружок.

«Друг к другу лицом повернулись

И друг другу улыбнулись.

Руку правую подали,

Руку левую пожали

И друг друга мы обняли.

Отошли. И поклонились.

И немного покружились.

Все готовы заниматься,

Будем очень мы стараться!»

Воспитатель : А сейчас, поудобнее садитесь,

Не вертитесь, не крутитесь.

Дети, ой, что утром было,

Я же вам сказать забыла -

Только в садик я зашла,

Ко мне Капелька пришла (показывает Капельку,

Плачет бедная, грустит,

А потом мне говорит :

Капелька : «Дети кран закрыть забыли,

И все капельки уплыли!»

Воспитатель : И сказала я в ответ :

«Нет, таких детей здесь нет!

Воду попусту не льем,

Мы водичку бережем!» (Правда, ребята)

Капелька заулыбалась

И в саду у нас осталась.

Хочет с вами поиграть, о воде всё рассказать.

Воспитатель : Ребятки, а кто из вас знает, где можно встретить воду? (В речке, в море, океане) .

Посмотрите на экран, и вы точно узнаете, где же встречается вода .

Читаю стихотворение Н. Рыжовой

(Стихотворение сопровождается показом презентации)

Воспитатель : Что мы знаем о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить :

Без нее нам не прожить!

Воспитатель : Ребята, скажите мне, пожалуйста, а для чего нужна вода ? (На экране показывают картинки подсказки дети отвечают) .

Дети : Чтобы купаться, пить, мыть руки, посуду, варить еду, стирать, поливать растения; для чего нужно поливать растения? (Чтобы они росли, нужна рыбам; для чего? (Они там живут – это их дом) .

Воспитатель : Какие вы молодцы, столько много знаете о воде. И Капелька желает познакомить вас с некоторыми её свойствами. Потому что вода – это одно из самых удивительных веществ на планете. Хотите более подробно ознакомиться с водичкой. (Да) . Тогда нам необходимо попасть в «Научную лабораторию» , но вот вопрос как же нам туда добраться? (Ответы детей : на самолете, поезде, автобусе, машине, воздушном шаре). Я предлагаю вам отправиться в лабораторию на корабле. Посмотрите, у меня есть волшебные бусы, они могут превращаться в любые фигуры, сделаем из них кораблики и в путь (выкладывают фигуру корабля) . Ну что готовы ваши кораблики, тогда в путь, а чтобы в пути нам не скучать предлагаю станцевать (танец «Хорошее настроение» ).

Ну вот мы с вами и в лаборатории, проходите, рассаживайтесь за столы.

2 часть. Опытно-экспериментальная.

Ребята, а как называют людей, которые работают в лаборатории?

Правильно, мы сейчас с вами тоже будем учеными, и будем проводить опыты с водой.

Опыт 1. «Вода – жидкость » .

Воспитатель : Перед вами два стаканчика. Один пустой, а другой как вы думаете с чем? (С водой) . Перелейте аккуратно воду из одного стаканчика в другой. Придерживайте пустой стаканчик рукой и переливайте. Алина у тебя вода льётся , а у Тимофея льётся, у Вики льётся, у всех льется?

Воспитатель : Как вы думаете, почему вода льётся из одного стаканчика в другой?

Дети делают вывод : потому что она жидкая. И для того чтоб вам это лучше запомнить я приготовила вот такой знак (на доску вывешивается знак, который означает что вода-это жидкость ). Что означает этот знак? (Дети отвечают) .

Воспитатель : Поскольку вода жидкая , может течь, её называют жидкостью. Повторите ребята вода это что – это жидкость.

Опыт 2. «Вода не имеет запаха » .

Воспитатель : Ребят, а теперь возьмите стакан с водичкой и поднесите его к вашим носикам, понюхайте воду (дети нюхают воду) . Пахнет ли чем-нибудь вода (ответы детей) .

Правильно, вода ничем не пахнет , значит она не имеет … (чего) запаха. И мы с вами определили ещё одно свойство (вывешивается на доску знак, который означает, что вода не имеет запаха ) какое Женя, какое Гриша. Что означает этот знак Юля?

Опыт 3. «Вода не имеет вкуса » .

Воспитатель : Возьмите трубочку и попробуйте воду на вкус. Какая вода ? (Ответы) . Правильно. У воды нет вкуса. Она какая Паша безвкусная. (Вывешивается знак с обозначением, что вода безвкусная ) . И вот у нас появилось ещё одно свойство, что вода не имеет чего ? (Вкуса) .

Опыт 4. «Вода бесцветная » .

Воспитатель : Ребята, мы уже узнали, что вода не имеет запаха , не имеет вкуса, а как вы считаете, какого цвета вода ? (Ответы детей) .

Воспитатель : Сейчас мы это проверим (у воспитателя стакан с молоком и стакан с водой) .

– Какого цвета молоко? (Белого) . А можно сказать про воду, что она белого цвета?

(Ответы детей) .

– Ребята, закройте глаза, я покажу вам фокус! (Дети закрывают глаза, в это время воспитатель кладет по одному камешку в стакан с молоком и в стакан с водой). Открывайте глаза! А теперь угадайте, что я положила в стакан с молоком? А, что я положила в стакан с водой? (Ответы детей) .

– Как вы думаете, почему в стакане с молоком предмет не видно, а в стакане с водой видно? (Ответы детей) .

А теперь вы попробуйте сделать этот опыт сами, положите камешек в воду и в молоко, что вы увидели? (Ответы детей, (вывешивается на доску знак, который означает, что вода бесцветная ). Что означает этот знак? (Вода не имеет цвета , она бесцветная) .

Сейчас мы с вами немного отдохнем и поиграем.

Физминутка : игра «Тучка» .

Представьте, что я мама тучка, а вы мои капельки детки, выходите ко мне в кружок, пусть облако нас подружит (возьмитесь за руки, а ветерок нас закружит (кружатся) .

В хоровод скорей вставайте и за мною повторяйте.

Мы будем весело шагать (шагают на месте)

И улыбаться (показывают руками на улыбку) .

Руками солнышку махать (поднимаем руки вверх и машем)

И наклоняться (наклон) .

Чтоб растения полить (показывают полив одной рукой)

И животных напоить (показ 2-мя руками вниз на животных) .

Землю мы умоем с вами (круговые движения в стороны показываем умывание)

И вернемся к тучке маме (дети подбегают к воспитателю и обнимают её) .

– Вам понравилась игра?

– А вот интересно ребята, а откуда на нас льется дождик? Как вы думаете? (С неба капает, из туч) .

– Правильно, из тучки. А вы знаете, как он появляется в тучке? (Нет.)

– А хотите узнать тайну дождя.

Воспитатель приглашает детей к столу, где стоят тарелочки с водой и губки-тучки.

– У нас на столе лежат губки – это будут наши тучки. Возьмите их в руку и почувствуйте, сначала тучки какие? (Сухие и лёгкие, потому что в них нет ни капельки воды.

– А в тарелочках у нас – реки, моря, океаны из которых тучка набирает капельки. Опускаем нашу тучку, набираем в неё водичку, тучка наполняется, а затем поднимается вверх. Посмотрите, как много капелек воды собралось в тучке и она становится какой? (Тяжелой и мокрой) . И вот из тучки начинает капать дождик. А теперь ещё наберем в тучку капельки, тучка поднимается и из неё снова начинает идти дождь. – Юля, скажи, пожалуйста, какой дождик у тебя получился : сильный или слабый? (Сильный) .

– Правильно, сильный. Такой дождь называется «проливной» . Вот так ребята, соберутся капельки вместе в тучке, а когда им становится тесно, убегают из тучки на землю, падают дождем.

– Вот так и наша Капелька попала к нам на землю.

– Положите тучки на стол, вытрите руки салфеткой, подойдите, пожалуйста всё ко мне.

Наша работа в лаборатории на сегодня закончена, предлагаю вам, вспомнить всё что мы узнали о свойствах воды, а поможет нам в этом эта таблица : 1-е – что мы узнали : вода жидкость , её можно наливать, переливать; 2-е – она не имеет вкуса, запаха; она бесцветная.

Воспитатель. Ну вот и всё ребята, нам пора возвращаться, сейчас я произнесу волшебные слова и мы окажемся в детском саду, закрывайте глазки : Эни, бени покружились, бумс (хлопок в ладоши) в детский сад возвратились.

Ну вот мы и вернулись в детский сад. Понравилось вам играть с капелькой, и мне очень понравилось, спасибо вам за то, что вы были внимательными и сообразительными, как настоящие ученые проводили опыты, выполняли все задания. Капелька хочет Вас похвалить и подарить Вам в подарок сок.

Попрощаемся с гостями. До свидание.

И идём в группу пить сок .