Танграм собрать геометрические фигуры. Танграм, своими руками сделанный: веселое и полезное занятие

Танграм - старинная восточная головоломка из фигур, получившихся при разрезании квадрата на 7 частей особым образом: 2 больших треугольника, один средний, 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм. В результате складывания этих частей друг с другом получаются плоские фигуры, контуры которых напоминают всевозможные предметы, начиная от человека, животных и заканчивая орудиями труда и предметами обихода. Такого рода головоломки часто называют "геометрическими конструкторами", "головоломками из картона" или "разрезными головоломками".

С танграмом ребенок научится анализировать изображения, выделять в них геометрические фигуры, научится визуально разбивать целый объект на части, и наоборот - составлять из элементов заданную модель, а самое главное - логически мыслить.

Как сделать танграм

Танграм можно сделать из картона или бумаги, распечатав шаблон и разрезав по линиям. Вы можете скачать и распечатать схему квадрата танграма, кликнув по картинке и выбрав "печать" или "сохранить картинку как...".

Можно и без шаблона. В квадрате чертим диагональ - получается 2 треугольника. Один из них разрезаем пополам на 2 небольших треугольника. Отмечаем на каждой стороне второго большого треугольника середину. Отсекаем по этим отметкам средний треугольник и остальные фигуры. Есть и другие варианты, как расчертить танграм, но когда вы его разрежете на части, они будут абсолютно те же самые.

Более практичный и долговечный танграм можно вырезать из жесткой офисной папки или пластиковой коробки из под DVD. Можно немного усложнить себе задачу, вырезав танграм из кусочков разного фетра, обметав их по краям, или вовсе из фанеры или дерева.

Как играть в танграм

Каждая фигура игры должна складываться из семи частей танграма, и при этом они не должны перекрываться.

Самый легкий вариант для детей дошкольников 4-5 лет - собирать фигуры по расчерченным на элементы схемам (ответам), как мозаику. Немного практики, и ребенок научится составлять фигуры по образцу-контуру и даже придумывать свои фигуры по такому же принципу.

Схемы и фигуры игры танграм

В последнее время танграм частенько используют дизайнеры. Самое удачное применение танграма, пожалуй, в качестве мебели. Есть и столы-танграмы, и трансформируемая мягкая мебель, и корпусная мебель. Вся мебель, построенная по принципу танграма, довольно удобна и функциональна. Она может видоизменятся в зависимости от настроения и желания хозяина. Сколько всевозможных вариантов и комбинаций можно составить из треугольных, квадратных и четырехугольных полок. При покупке такой мебели вместе с инструкцией покупателю выдаются несколько листов с картинками на разные темы, которые можно сложить из этих полок. В гостиной можно повесить полки в виде людей, в детской из этих же полок можно сложить котов, зайцев и птиц, а в столовой или библиотеке - рисунок может быть на строительную тему - дома, замки, храмы.

Вот такой многофункциональный танграм.

Игры-головоломки нравятся и детям, и взрослым: они увлекательны, развивают сообразительность и нестандартность мышления, поднимают самооценку, не требуют специальных знаний. Кроме того, такие игры являются отличной заменой электронным гаджетам, захватившим время и разум современных людей. Пожалуй, одной из самых известных головоломок является танграм – разрезанный на семь частей квадрат. В сегодняшней статье мы рассмотрим основные аспекты, связанные с этой увлекательной игрой: историю возникновения танграма, правила игры, пользу для детского развития и способы сделать танграм самостоятельно.

Китайская игра-головоломка танграм: правила и история возникновения

Танграм (от китайского «семь дощечек мастерства») состоит из семи плоских фигур, или танов. Их необходимо сложить определенным образом для получения более сложной фигуры, изображающей человека, животное, растение, предмет, цифру, букву и т.д. Условиями игры являются использование всех семи фигур танграма и отсутствие наложения между фигурами. Начинать сложение головоломки следует с нахождения местоположения самого большого треугольника.

Танграм считается древней игрой, возникшей более 4000 лет назад. По легенде у одного человека выпала из рук и разбилась фарфоровая плитка. Получилось 7 частей, и расстроенный человек попытался поскорее сложить их снова в единое целое, но результатом стало появление разнообразных фигур. Занятие оказалось очень увлекательным, впоследствии оно превратилось в игру и нашло множество поклонников.

Еще одно красивое сказание повествует о битве Бога Грома и Великого дракона. Бог Грома разбил небо на 7 частей, упавших на землю. Черные куски поглотили земной свет и все существовавшие формы объектов. Дракон начал создавать из «кусков неба» различные формы – животных, растения, человека.

Однако, несмотря на устоявшееся представление о танграме как о древнейшей игре, самое раннее изображение его фигур в китайской книге датируется 1813 годом. Уже в начале XIX века благодаря развитию торговых отношений с Китаем эта игра стала популярна в Европе и Америке. Старейший экземпляр танграма был подарен сыну американского судовладельца в 1802 году; он сделан из слоновой кости и хранится в шелковом футляре.

Любителями игры были, например, Эдгар Аллан По и Льюис Кэрролл. В библиотеке последнего имелась книга с 323 заданиями для этой головоломки.

Сколько фигур в танграме и какие они?

Танграм состоит из 7 частей, полученных в результате разрезания квадрата. Какие фигуры входят в состав танграма? Это 5 треугольников (2 больших, 1 средний и 2 маленьких), параллелограмм и квадрат. Из такого небольшого количества деталей можно получить огромное количество разнообразных фигур – подсчитано, что вариантов более 7000!

Как играть в танграм: правила

Танграм – игра простая и бесхитростная. Правила ее заключаются в следующем:

  1. Из деталей танграма нужно сложить изображение животного, человека, предмета, буквы, цифры, геометрической фигуры;
  2. Собранная фигура должна включать все 7 частей танграма;
  3. Детали должны соприкасаться, не перекрывая друг друга;
  4. Сложение фигуры начинается с нахождения места большого треугольника.

Польза развивающей игры танграм

Несмотря на кажущуюся простоту, танграм является отличным развивающим пособием. Не зря его называют также разрезной головоломкой или геометрическим конструктором. Собирая различные фигуры из деталей танграма, ребенок может многому научиться.

Что развивает танграм:

  • усидчивость (как и любая другая головоломка, танграм требует времени);
  • внимание, умение концентрироваться на деталях;
  • воображение – ребенок представляет себе конечный результат и способы его достижения;
  • логическое мышление, поскольку ребенок создает из частей целое, анализирует варианты;
  • умение действовать по правилам.

Все эти качества и навыки являются важными не только для обучения, но и для жизни в целом.

Материал танграма: деревянный, магнитный, картонный, пластиковый

Танграм может быть выполнен из разных материалов. Самый простой вариант, который легко сделать в домашних условиях – это картонный танграм. Но, как вы понимаете, он является и самым непрочным.

Отличным решением будет приобретение или изготовление в домашних условиях деревянного танграма. Долговечный, прочный и экологичный, он наверняка перейдет от нынешних детей к их собственным.

С магнитным танграмом играть очень удобно: можно составлять фигуры на специальном поле, где они не будут никуда съезжать или перекрывать друг друга. Его довольно просто сделать в домашних условиях из специальной пенки и магнитов или специальной магнитной ленты (мягкого магнита).

Пластиковые танграмы достаточно прочные и долговечные. Сделать самостоятельно их тоже можно.

Как сделать танграм своими руками?

Сделать танграм своими руками совсем не сложно. Сначала определитесь с материалом. В домашних условиях проще всего сделать картонный, резиновый (из пористой резины или пенки) или магнитный танграм. Можно также сделать танграм из фетра или офисной папки из жесткого пластика или очень толстого картона.

Схема любого танграма выглядит следующим образом:

Размер танграма – на ваше усмотрение. Ребенку наверняка будет удобно играть с головоломкой со стороной квадрата 10-12 см.

Вырежьте квадрат из выбранного материала и расчертите его в соответствии со схемой (можно по шаблону, а можно и без него). Вначале разделите квадрат диагональю пополам на два больших треугольника. Найдите центр квадрата и середины боковых сторон одного из больших треугольников. Второй большой треугольник разделите пополам, соединив вершину прямого угла с центром квадрата. Другой большой треугольник расчертите по полученным точкам с помощью угольника на остальные фигуры: средний треугольник, два маленьких, квадрат и параллелограмм.

Вы можете сделать все детали головоломки одного цвета, но интереснее и красивее будет создать разноцветный, яркий танграм. Обклейте получившиеся детали (если они нецветные или однотонные) с обеих сторон цветной бумагой или пленкой. Если ребенок делает танграм сам, при желании он может раскрасить каждую деталь карандашами или фломастерами.

Для изготовления деревянного танграма лучше всего подойдет тонкая фанера. Заготовку так же нужно будет расчертить и разрезать по схеме, а получившиеся детали раскрасить.

Как собрать танграм?

Познакомить ребенка с танграмом можно уже в 3-4 года. Начать следует с объяснения, как называются его детали. Самый простой вариант игры – складывание фигур по контурам, расчерченным по элементам. Ребенку нужно найти очертание нужной фигуры и наложить ее сверху. Позже он научится собирать композиции не поверх, а рядом с фигуркой-образцом, которая будет другого размера. Попрактиковавшись, малыш постепенно сможет перейти к сложению фигур, видя лишь их наружный контур, или же будет придумывать фигуры сам.

Играть с танграмом можно по одному, а можно и устраивать соревнования между игроками.

Как уже было сказано выше, начинать сложение танграма нужно с нахождения места большого треугольника.

Ниже представлены некоторые варианты фигур, которые можно собрать из элементов головоломки.

Танграм, как и любая другая головоломка – замечательный тренажер для развития логики и воображения. Его особенностью является простота и одновременно многофункциональность, ведь всего из 7 деталей можно сложить несколько тысяч вариантов фигур! Надеемся, что вы и ваш ребенок по достоинству оцените эту увлекательную игру. Приятного вам досуга!

Для развития мышления и воображения ребенка можно использовать различные средства и способы, одним из которых является игра танграм. Работать с такой увлекательной и полезной головоломкой можно начинать в дошкольном возрасте. Детям будет интересно сложить домик, рыбку или котика из простых фигур, а красочные схемы помогут им не допустить ошибку.

Что это такое?

Сама головоломка пришла к нам из древнего Китая, и уже тот факт, что ей более тысячи лет, говорит о том, что она увлекательна и полезна. Слово, несколько непривычное для носителей русского языка, в переводе с китайского означает «семь дощечек мастерства».

Суть игры проста: из семи геометрических фигур на плоскости необходимо построить нечто, заданное схемой. Это может быть фигурка человека или животного, растений, каких-то бытовых предметов, игрушек, а дошкольникам постарше можно предложить построить цифры и буквы.

Состав набора таков:

  • треугольники (их пять) различаются по размеру – больших и малых по два, средний один;
  • параллелограмм;
  • квадрат.

Интересно, что если сложить элементы в определенной последовательности, то получится квадрат. Можно купить готовую головоломку, а еще интереснее – сделать ее самостоятельно из плотного картона, раскрашенного в разные цвета, – так малышу будет проще ориентироваться в схемах.

Свободу творчества ограничивает два простых правила – нельзя накладывать один элемент на другой, а в построении должны быть задействованы они все.

Краткая история методики

Легенда гласит, что впервые использовать танграм начал некий император Китая, которого очень тревожило, что его будущий наследник не проявлял должного интереса к процессу обучения. Тогда монарх призвал на помощь трех мудрецов – математика, художника и философа, которые совместными усилиями и придумали магический квадрат. Благодаря ему можно выполнить огромное количество задач. И капризный принц наконец начал обучаться.

Известно, что даже Наполеон в свое время занимался складыванием фигурок танграм.

О пользе

Упражнения с головоломкой, безусловно, полезны для детей дошкольного возраста, поскольку в ненавязчивой форме развивают у них полезные умения:

  • учат пространственному мышлению;
  • формируют и закрепляют понятия цвета и формы;
  • улучшают внимание, воображение;
  • развивают способность «читать» схему-инструкцию;
  • учат визуально делить целый объект на части;
  • помогают развитию мелкой моторики, поскольку фигурки малыши складывают на столе при помощи пальцев.

Целью таких тренировок становится улучшение мышления ребенка. При этом многообразие схем помогает поддерживать интерес.

Многообразие заданий

Танграм для дошкольников – увлекательное и полезное занятие, к которому можно приступать с 4-5 лет. Сначала малыши знакомятся с новым для себя набором, изучают его элементы, находят по заданию родителей треугольник, показывают, какой из них большой, какой – маленький. Далее взрослые распечатывают схему в полную величину, предлагая крохам наложить элементы на рисунок. Это могут быть домики, животные, птицы, рыбы, елочка, человечек.

Постепенно задания усложняются, детям предлагается схема-подсказка, которая по размеру уже может не соответствовать реальным «габаритам» фигурок, и задание сложить что-либо, например птицу.

Детям, как правило, становится интересно еще и то, что из конкретного числа элементов можно сложить несколько разновидностей пернатых.

Чтобы дошкольникам не было скучно, следует придумать сюжет – например, сочинить сказку про животных, которые хотели бы поселиться в домике. Чтобы каждый из них занял свою «комнату», следует собрать зверя из элементов головоломки. Далее дошкольникам предлагается следующая схема:

Они делают котика, зайца, лошадь, рыбу, утку, собаку. Рядом с домиком мы можем «посадить» ель, чтобы было красиво (ее схема также представлена выше). Наконец, жилище для зверинца выстроил человек – его фигурка также есть на схеме.

Не стоит мучить ребенка многочисленными составлениями зверей, для одного занятия 2-3 вполне достаточно, на следующий день можно продолжить «заселение».

Любителям котиков можно предложить составить этих животных из элементов головоломки по следующим схемам:

Установка дается примерно такая: сегодня день кошек, давай попробуем собрать как можно большее количество различных видов. Или другой вариант: к нам в гости пришла кошка, рассказала много нового о своих родственниках. Давай покажем ей, как мы умеем собирать котиков.

Еще очень интересны домики, которых из элементов танграма можно составить огромное множество:

Вместе с ребенком следует обсудить, какой именно домик он хотел бы построить, например, для своих питомцев, после чего предложить ему поработать. Если что-то не получается, не стоит нервничать и кричать на малыша, такое отношение только уничтожит его стремление к постижению тайн китайской головоломки. Лучше всего помочь, подержать, похвалить за старания, тогда и результат будет очень скоро.

При работе с танграмом важно использовать игровой элемент, придумывать сказки и увлекательные сюжеты. В противном случае малыш быстро заскучает и будет заниматься через силу. Поэтому лучше рассказать ему про волшебный квадрат, который по велению доброй волшебницы распался на несколько фрагментов, из них можно создать буквально все. Но волшебнице нужен помощник, поэтому ребенок на время наделяется чудесной силой, а по магической книге (рисункам и схемам) он будет населять вымышленное царство различными жителями, строить там дома, лодки, елки и прочее.

Танграм – замечательная тренировка для ума, которая поможет весело провести время и закрепить полезные навыки. Среди огромного количества схем можно найти те, которые придутся по душе каждому дошкольнику.

Татьяна Холявская

Всем доброго времени суток!

Думаю, что все педагоги знакомы с игрой-головоломкой "Танграм ", писать о ней много не буду. Этой китайской игре, которая получила распространение по всему миру более 4 тысяч лет!

Дети очень любят играть в такую игру , поиграть всем хочется , одного-двух комплектов на группу мало. Решила сделать побольше комплектов этой головоломки на всех детей в группе в детском саду из картона. На листы картона наклеила сверху самоклеящуюся пленку. Так фигуры выглядят красивее, да и прочнее.

Игра представляет собой равносторонний квадрат. Для детей 5-6 лет я сделала квадрат 12*12 см. Крупнее, я думаю, не нужно. Все же эта игра не только знакомит детей с геометрическими фигурами, развивает мышление , воображение, логику, сообразительность, но и мелкую моторику, а значит детали не должны быть слишком крупные.

Квадрат делится на 7 частей : два больших прямоугольных треугольника, два маленьких прямоугольных треугольника, один равносторонний квадрат, один средний треугольник и параллелограмм.

Размеры основные я подписала на фото : квадрат - 4,2 см*4,2 см, большие треугольники - 8,5*8,5*12 см.

Квадрат разрезается на части :

Переворачиваем :


Шаблоны для построения фигурок можно скачать в интернете, от самых простых до сложных. Для маленьких детей (4 лет) лучше сделать шаблоны самим, наклеив на лист картона детали этого же размера, сначала они будут накладывать детали сверху, со временем рядом. Например вот такая карточка с рыбкой :


По нарисованным схемам им будет строить пока еще сложно. А вот дети 5-6 лет уже вполне могут строить по схемам, сначала такого плана, где видны границы геометрических фигур :

затем уже без границ :

Дети играть в такую игру могут довольно долго и с увлечением (игра развивает усидчивость ) . ВОт такие фигурки получаются :


У меня дети старшей группы, выкладывают по нарисованным схемам



Каждый комплект я положила в конверт


а конверты в коробку


Теперь хочу сделать танграм из фетра .

Публикации по теме:

Цель: Упражнять детей в умении осуществлять поисковые действия умственного и практического плана. Создавать в воображении новые образы на.

В НОД по ФЭМП при ознакомлении детей с геометрическими фигурами я использовала дидактическую игру «Танграм». Для того, чтобы детям было.

Развивающая игра «Бродилка» Правила игры «Бродилка» Игра поможет активизировать мышление, приучат к самим мыслительным операциям, убедят ребенка в необходимости искать.

Консультация для родителей «Развивающая головоломка «Танграм» Игра-головоломка «Танграм» для дошкольников является одной из составных частей методического сопровождения по разделу “Элементарные математические.

НОД для детей подготовительной группы «Танграм» Цели: 1. Развивать воображение; 2. Закрепить количественный и порядковый счет; 3. Ориентировка на листе бумаги. Оборудование: задание «Найди.

Дошкольник стремится к активному взаимодействию с окружающей его средой. Непосредственный контакт ребёнка с доступными ему предметами позволяет.

Это древняя китайская игра. Если разделить квадрат на семь геометрических фигур, как это показано на рисунке, то из них можно составить огромное количество (несколько сотен) самых разнообразных силуэтов: человека, предметов домашнего обихода, игрушек, различных видов транспорта, цифр, букв.

Игра очень проста в изготовлении. Квадрат (величина его практически может быть любой: 5×5, 7×7, 10×10, 12×12 см и т.д.) из картона или пластика, одинаково раскрашенный с двух сторон, разрезают на 7 частей. В результате получается 2 больших, 1 средний и 2 маленьких треугольника, квадрат, равный по размерам двум маленьким треугольникам, и параллелограмм, по площади равный квадрату.

Правила игры:

1. В каждую собранную фигуру должны входить все семь элементов.
2. При составлении фигур элементы не должны налегать друг на друга.
3. Элементы фигур должны примыкать один к другому.

При составлении силуэтов взрослый постоянно напоминает детям, что необходимо использовать все части набора, плотно присоединяя их друг к другу.

Взрослый может применять некоторые приёмы, которые помогут дошкольнику достичь наилучших результатов: предложить анализ образца в целом или наиболее сложной его части, указать на расположение одной-двух фигур в составляемом силуэте, начать выкладывание, а затем предложить ребёнку закончить силуэт или, наоборот, завершить то, что начато ребёнком. Следует постоянно подтверждать правильность хода мысли и действий ребёнка, побуждать его планировать ход своей работы, обсуждать способы выкладывания и результаты, поощрять стремление доводить начатое дело до конца, преодолевая трудности в достижении поставленной цели, выполнении задуманного.
Помощь ребёнку должна быть тактичной, побуждающей к самостоятельности, активности, настойчивости, инициативным действиям, ведущим к достижению результата. Прямых указаний, что и как делать, лучше избегать. Уместны такие советы детям: «Посмотри (рассмотри) картинку внимательно. Из каких фигур она составлена?», «Попробуй сделать ещё раз, но по-другому», «Вспомни, как ты выкладывал в прошлый раз, и начни так же», «Вначале хорошо подумай, а потом делай».

Игра «Танграм» вызывает у детей огромный интерес, способствует развитию аналитико-синтетической и планирующей деятельности, открывает новые возможности для совершенствования сенсорики, развития творческого, продуктивного мышления, а также нравственно-волевых качеств личности.

Интересна история появления этой игры. Почти две с половиной тысячи лет тому назад у немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник. Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным не по летам. Мальчику доставляло большое удовольствие целый день забавляться игрушками. И тогда император призвал к себе трёх мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом. И повелел он им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, а также и понял, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. Три мудреца придумали «Ши-Чао-Тю» – квадрат, разрезанный на семь частей.

Этапы освоения игры «Танграм»

Первый этап — ознакомление с набором фигур к игре, преобразование их с целью составления из 2-3 имеющихся новой.

I.
Цель. Упражнять детей в сравнении треугольников по размеру, составлении из них новых геометрических фигур: квадратов, четырехугольников, треугольников.
Материал: у детей наборы фигур к игре «Танграм», у воспитателя фланелеграф и набор фигур к нему.
Ход работы. Воспитатель предлагает детям рассмотреть набор фигур, назвать их, сосчитать и определить общее количество. Дает задания:
1. Отобрать все треугольники, сосчитать. Сравнить по размеру, накладывая один на другой.
Вопросы для анализа: «Сколько больших, одинаковых по размеру треугольников? Сколько маленьких? Сравните этот треугольник (среднего размера) с большим и маленьким. (Он больше самого маленького и меньше самого большого из имеющихся.) Сколько всего треугольников и какого они размера?» (Два больших, 2 маленьких и 1 средний по размеру.)
2. Взять 2 больших треугольника и составить из них последовательно: квадрат, треугольник, четырехугольник. Один из детей составляет фигуры на фланелеграфе. Воспитатель просит назвать вновь полученную фигуру и сказать, из каких фигур она составлена.
3. Из 2 маленьких треугольников составить те же фигуры, располагая их по-разному в пространстве.
4. Из большого и среднего по размеру треугольников составить четырехугольник.
Вопросы для анализа: «Какую фигуру составим? Как? (Присоединим к большому треугольнику средний или наоборот.) Покажите стороны и углы четырехугольника, каждой отдельной фигуры».
В итоге воспитатель обобщает: «Из треугольников можно составлять новые различные фигуры — квадраты, четырехугольники, треугольники. Фигуры присоединяются одна к другой по сторонам». (Показывает на фланелеграфе)

II.
Цель. Упражнять детей в умении составлять новые геометрические фигуры из имеющихся по образцу и замыслу.
Материал: у детей — наборы фигур к игре «Танграм». У воспитателя — фланелеграф и таблицы с изображенными на них геометрическими фигурами.
Ход работы. Дети, рассмотрев фигуры, делят их по заданию воспитателя на 2 группы: треугольники и четырехугольники.
Воспитатель поясняет, что это набор фигур к игре, называется она головоломка или танграм; так ее назвали по имени ученого; придумавшего игру. Можно составить много интересных изображений.
1.Составить четырехугольник из большого и среднего треугольников.
2.Составить новую фигуру из квадрата и 2 маленьких треугольников. (Сначала — квадрат, затем — четырехугольник.).
3.Составить новую фигуру из 2 больших и среднего треугольника. (Пятиугольник и четырехугольник.)
4.Воспитатель показывает таблицы и просит детей составить такие же фигуры (см. рис.). Дети последовательно составляют фигуры, рассказывают, как они делали, называют их.
Воспитатель составляет их на фланелеграфе.

Дается задание на составление нескольких фигур по собственному замыслу детей.
Итак, на первом этапе освоения игры «Танграм» проводится ряд упражнений, направленных на развитие у детей пространственных представлений, элементов геометрического воображения, на выработку практических умений в составлении новых фигур путем присоединения одной из них к другой, соотношение сторон фигур по размерам. Задания видоизменяют. Дети составляют новые фигуры по образцу, устному заданию, замыслу. Им предлагают выполнить задание в плане представления, а затем — практически: «Какую фигуру можно составить из 2 треугольников и 1 квадрата? Сначала скажите, а затем составьте».

Второй этап — составление фигур-силуэтов по расчлененным образцам. Второй этап работы с детьми является наиболее важным для усвоения ими в дальнейшем более сложных способов составления фигур. Игры должны быть эффективно использованы воспитателем не только с целью упражнения в расположении частей составляемой фигуры, но и в приобщении детей к зрительному и мысленному анализу образца.

Составление фигуры-силуэта зайца
Цель . Учить детей анализировать способ расположения частей, составлять, фигуру-силуэт, ориентируясь на образец.
Материал: у детей — набор фигур к игре «Танграм», образец.

Ход работы. Воспитатель показывает детям образец фигуры-силуэта зайца (см. рис.) и говорит: «Посмотрите внимательно на зайца и расскажите, как он составлен. Из каких геометрических фигур составлены туловище, голова, ноги зайца?» Надо назвать фигуру и ее величину, так как треугольники, из которых составлен заяц (показывает), разных размеров; предлагает нескольким детям ответить.

Р. Голова зайца составлена из квадрата, ухо — из четырехугольника, туловище — из двух треугольников, а лапы — тоже из треугольников.

В. Правильно ли рассказал Коля? Если заметили ошибки, исправьте их.
Воспитатель просит рассказать другого ребенка.

Р. Туловище надо составить из 2 больших треугольников, лапу (вот эту) — из среднего треугольника и маленького, а другую — из маленького треугольника.

В. Теперь посмотрите, какую геометрическую фигуру образуют 2 больших треугольника. Покажите стороны, углы этой фигуры.

Р. Это четырехугольник (показывает его контур, считает углы, стороны).

В. А какую фигуру образует вместе средний и маленький треугольник?

Р. Это четырехугольник, вот здесь (показывает) не как у прямоугольника.

В. Вот мы и рассмотрели, как составлен заяц, из каких фигур составлены туловище, голова, лапы. А теперь возьмите свои наборы и составляйте. Кто выполнит задание, проверьте, правильно ли составил.
После того как фигура составлена, воспитатель просит двоих детей рассказать, как они составили фигуру, т. е. назвать расположение составных частей по порядку.

Р. Я составила так: голову и ухо — из квадрата и четырехугольника, туловище — из 2 больших треугольников, лапы — из среднего и маленького и 1 лапку — из маленького треугольника.

Р. У меня ухо составлено из четырехугольника, голова — из квадрата, лапа — из треугольника, туловище — из больших треугольников, лапы — вот эти — из 2 треугольников.
Анализ образца в данном случае проводился под руководством педагога. В дальнейшем следует предлагать детям самостоятельно провести анализ фигуры и составить ее.

Третий этап освоения игры — воссоздание фигур по образцам контурного характера (нерасчлененным)

Воссоздание фигуры-силуэта бегущего гуся
Цель. Учить детей предположительно рассказывать способ расположения частей в составляемой фигуре, планировать ход составления.
Материал: наборы, фигур к игре «Танграм», фланелеграф, образец, доска и мел.

Ход работы. Воспитатель обращает внимание детей на образец: «Посмотрите внимательно на этот образец. Фигуру бегущего гуся можно составить из 7 частей игры. Надо сначала рассказать, как это можно сделать. Из каких геометрических фигур можно составить туловище, голову, шею, ноги гуся?»

Р. Я думаю, что туловище составлено из 2 больших треугольников, голова — из маленького треугольника, шея — из квадрата, лапы — треугольники.

Р. Я думаю, что голова из среднего треугольника составлена, а дальше все так же, как Лена говорила.

Р. Голова из среднего треугольника, шея — из квадрата, а туловище — из 2 больших треугольников, вот так они лежат (показывает), и четырехугольника, а ноги — из маленьких треугольников.

В. Возьмите фигуры и составляйте. И мы узнаем, кто из ребят прав.

После того как большинство детей составят силуэт гуся, воспитатель вызывает одного ребенка, который мелом на доске рисует расположение частей. Все дети сверяют составленные ими фигуры с изображением на доске.

В дальнейшем возможно проведение анализа образца составляемой фигуры не в начале занятия, а в ходе его, когда дети апробируют различные пути составления на основе предположительного самостоятельного анализа.

Четвертый этап — упражнения в составлении изображений по собственному, замыслу. Задумав составить какое-либо изображение, мысленно, в плане представления, членят его на составные части, соотнося их с формой танграмов, затем составляют.