Как развить мышление у ребенка. Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста

Развитие логического мышления ребенка не менее важно, чем освоение им чтения, письма и речевых навыков. Логика для детей является базисом хорошего интеллекта, помогает обширно мыслить, анализировать, рассуждать, сравнивать и делать выводы. Формированию логических навыков ребенка следует уделять внимание уже с раннего возраста.

Ученые подчеркнули, что развитие логического мышления у детей дошкольного возраста является одним из главных направлений развития, поэтому ему нужно уделять серьезное внимание. Это поможет в будущем ребенку добиться успеха в учебе и интеллектуальной сфере.

Как развивать логику у ребенка?

Логическое мышление помогает отделять первоочередную информацию от второстепенной, находить связь между различными объектами, создавать умозаключения, находить им подтверждения или опровержения. Специалисты советуют тренировать логическое мышление, как и любой другой навык. Для детей младшего возраста отлично подойдут специально разработанные игры, упражнения и задачи. Такие занятия помогут:

  • увеличить скорость мышления;
  • повысить его гибкость и глубину;
  • развить воображение и свободу мысли;
  • увеличить эффективность мышления.

Развитие мышления у детей

Мышление — одна из высших форм деятельности человека. Это социально обусловленный психический процесс, неразрывно связанный с речью. В процессе мыслительной деятельности вырабатываются определенные приемы или операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация).

Выделяют три вида мышления:

1) наглядно-действенное (познание с помощью манипулирования предметами)

2) наглядно-образное (познание с помощью представлений предметов, явлений)

3) словесно-логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений).

Наглядно-действенное мышление особенно интенсивно развивается у ребенка с 3-4 лет. Он постигает свойства предметов, учится оперировать предметами, устанавливать отношения между ними и решать самые разные практические задачи.

На основании наглядно-действенного мышления формируется и более сложная форма мышления — наглядно-образное . Оно характеризуется тем, что ребенок уже может решать задачи на основе представлений, без применения практических действий. Это позволяет ребенку, например, использовать схематические изображения или считать в уме.

К шести-семи годам начинается более интенсивное формирование словесно-логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий. Однако оно не является ведущим у дошкольников.

Все виды мышления тесно связаны между собой. При решении задач словесные рассуждения опираются на яркие образы. В то же время решение даже самой простой, самой конкретной задачи требует словесных обобщений.

Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение, общение и т.д., то есть все то, чем занимается ребенок до школы, развивают у него такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно-следственных связей, понимание взаимозависимостей, способность рассуждать.

Способы тренировки логического мышления

  • Тренируем внимание и наблюдательность. Ведь именно эти навыки позволят дошкольнику успешно анализировать и классифицировать свойства и признаки предметов. Начиная с 3–4 лет можно смело предлагать ребёнку проанализировать тот или иной предмет с точки зрения разных его признаков: формы, цвета, вкуса, запаха.
  • Решаем логические задачи и упражнения. Здесь хорошими помощниками будут обычные счётные палочки. Учите ребёнка составлять из них различные геометрические фигуры, например, два треугольника из пяти счётных палочек либо предлагайте ему упражнения по продолжению составленных вами элементов узора.
  • Играем в противоположности. Учим ребёнка находить понятия, противоположные заданным: день – ночь, тепло – холодно, сладкий – горький и т.д.
    Своевременное развитие логических способностей у дошкольника будет чрезвычайно полезно не только для его дальнейшего обучения, но и в повседневной жизни

Игры и упражнения для тренировки логического мышления

КТО, ЧТО ЛЮБИТ?
Подбираются картинки с изображениями животных и пищи для этих животных. Перед ребенком раскладывают картинки с животными и отдельно картинки с изображением пищи, предлагают всех «накормить».

НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ
Ребенку зачитывают слова и просят назвать их одним словом. Например: лиса, заяц, медведь, волк — дикие животные; лимон, яблоко, банан, слива — фрукты.

Для детей старшего возраста можно видоизменить игру, давая обобщающее слово и предлагая им назвать конкретные предметы, относящиеся к обобщающему слову. Транспорт — …, птицы — …

КЛАССИФИКАЦИЯ
Ребенку дают набор картинок с изображением различных предметов. Взрослый просит рассмотреть их и разложить на группы, т.е. подходящие с подходящими.

НАЙДИ ЛИШНЮЮ КАРТИНКУ: развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков.
Подберите серию картинок, среди которых три картинки можно объединить в группу по какому-либо общему признаку, а четвертая — лишняя. Предложите ребенку найти лишнюю картинку. Спросите, почему он так думает. Чем похожи картинки, которые он оставил.

НАЙДИ ЛИШНЕЕ СЛОВО
Прочитайте ребенку серию слов. Предложите определить, какое слово является «лишним».

Примеры:
Старый, дряхлый, маленький, ветхий;
Храбрый, злой, смелый, отважный;
Яблоко, слива, огурец, груша;
Молоко, творог, сметана, хлеб;
Час, минута, лето, секунда;
Ложка, тарелка, кастрюля, сумка;
Платье, свитер, шапка, рубашка;
Мыло, метла, зубная паста, шампунь;
Береза, дуб, сосна, земляника;
Книга, телевизор, радио, магнитофон.

ЧЕРЕДОВАНИЕ
Предложите ребенку нарисовать, раскрасить или нанизать бусы. Обратите внимание, что бусинки должны чередоваться в определенной последовательности. Таким образом можно выложить забор из разноцветных палочек и т.д.

СЛОВА НАОБОРОТ
Предложите ребенку игру «Я буду говорить слово, а ты тоже говори, только наоборот, например, большой — маленький.» Можно использовать следующие пары слов: веселый — грустный, быстрый — медленный, пустой — полный, умный — глупый, трудолюбивый — ленивый, сильный — слабый, тяжелый — легкий, трусливый — храбрый, белый — черный, твердый — мягкий, шершавый — гладкий и т.д.

БЫВАЕТ-НЕ БЫВАЕТ
Называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если — нет, то мяч надо отбить.

Ситуации можно предлагать разные: папа ушел на работу; поезд летит по небу; кошка хочет есть; почтальон принес письмо; яблоко соленое; дом пошел гулять; туфли стеклянные и т.д.

СРАВНЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ (ПОНЯТИЙ)
Ребенок должен представлять себе то, что он будет сравнивать. Задайте ему вопросы: «Ты видел муху? А бабочку?» После таких вопросов о каждом слове предложите их сравнить. Снова задайте вопросы: «Похожи муха и бабочка или нет? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?»

Дети особенно затрудняются в нахождении сходства. Ребенок 6-7 лет должен правильно производить сравнение: выделять и черты сходства, и различия, причем по существенным признакам.

Пары слов для сравнения: муха и бабочка; дом и избушка; стол и стул; книга и тетрадь; вода и молоко; топор и молоток; пианино и скрипка; шалость и драка; город и деревня.

УГАДАЙ ПО ОПИСАНИЮ
Взрослый предлагает угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке) он говорит и дает описание этого предмета. Например: Это овощ. Он красный, круглый, сочный (помидор). Если ребенок затрудняется с ответом, перед ним выкладывают картинки с различными овощами, и он находит нужный.

РАЗЛОЖИ ПО ПОРЯДКУ
Используются готовые серии сюжетных последовательных картинок. Ребенку дают картинки и просят их рассмотреть. Объясняют, что картинки должны быть разложены по порядку развертывания событий. В заключение ребенок составляет рассказ по картинкам.

ОТГАДЫВАНИЕ НЕБЫЛИЦ
Взрослый рассказывает о чем-то, включая в свой рассказ несколько небылиц. Ребенок должен заметить и объяснить, почему так не бывает.

Пример: Я вот что хочу вам рассказать. Вот вчера — иду я по дороге, солнышко светит, темно, листочки синие под ногами шуршат. И вдруг из-за угла как выскочит собака, как зарычит на меня: «Ку-ка-ре-ку!» — и рога уже наставила. Я испугался и убежал. А ты бы испугался?

Иду я вчера по лесу. Кругом машины ездят, светофоры мигают. Вдруг вижу — гриб. На веточке растет. Среди листочков зеленых спрятался. Я подпрыгнул и сорвал его.

Пришел я на речку. Смотрю — сидит на берегу рыба, ногу на ногу закинула и сосиску жует. Я подошел, а она прыг в воду — и уплыла.

НЕЛЕПИЦЫ
Предложите ребенку рисунки, в которых содержатся какие-нибудь противоречия, несообразности, нарушения в поведении персонажей. Попросите ребенка найти ошибки и неточности и объяснить свой ответ. Спросите, как бывает на самом деле.

Мышление представляет собой высшую форму познавательной деятельности человека, процесс поиска и открытия нового. Развитие мышления у детей является важным элементом воспитания, так как развитое мышление поможет ребенку понимать закономерности окружающего мира, причинно-следственные связи в отношениях, жизни и природе. Логическое мышление - это основополагающая часть достижения успеха в жизни, которая поможет правильно проанализировать любую сложившуюся ситуацию или проблему, выбрав рациональный вариант решения.

Логическое мышление нужно постоянно тренировать. Чтобы ребенок не использовал стереотипное мышление, которое свойственно многим людям, следует развивать логику с раннего детства.

Критическое мышление поможет детям не стать жертвами провокаций и манипуляций со стороны сверстников.

Для любого человека в нашем современном мире играет роль умение критически мыслить. Развивать критическое мышление у ребенка рекомендуется с 4-5 лет. В этом возрасте малыш активно задает вопросы об устройстве окружающего мира. Именно критическое мышление и умение отделять правду от манипуляций поможет ему в дальнейшем уметь правильно ориентироваться в окружающем мире и лучше понимать логику происходящих событий и отношений между людьми.

Для чего это нужно?

Это так называемый мыслительный процесс, в ходе которого ребенок получает информацию, необходимую для принятия обдуманного решения и формирования своего отношения к событиям.

Взрослые неоднократно замечали, что самый распространенный детский вопрос - «почему?» Именно с него и начинается развитие критического мышления у ребенка. Ответы на вопросы, которые он задает, помогают понять суть явлений, мотивы поступков и отношении между людьми. Если родители игнорируют его вопросы, то он может постепенно утратить любознательность и интерес ко многим сторонам жизни. Если ребенок часто задает вопрос «почему?», то это может также свидетельствовать о недостатке внимания со стороны значимых взрослых.

К сожалению, слабость критического мышления может нередко наблюдаться не только у детей, но и у взрослых. О необходимости его развития родители и педагоги стали задумываться сравнительно недавно.

Распространенные ответы вроде «не спорь со старшими» и «не задавай лишних вопросов» признаны архаичными и вредными. Именно развитие критического мышления у ребенка способно сделать его самостоятельным и свободным человеком.

Как развивать критическое мышление в разных возрастах?

Сегодня все больше родителей отказываются от авторитарной модели воспитания и считают нужным учить своих детей критически мыслить. Основной вопрос, который волнует их, - каков самый подходящий возраст для развития подобных навыков? Это 4-5 лет, когда дошкольники уже имеют социальные контакты с другими детьми и взрослыми и способны анализировать взаимоотношения и поступки людей.

В 5 лет дети способны строить логические заключения на основе прочитанных книг, рассказов и сказок. При анализе художественного произведения они уже могут прогнозировать развитие событий, а также отвечать на вопросы по содержанию текста и обосновывать свой ответ.

Обучение критическому мышлению детей младшего школьного возраста включает в себя следующее:

1.Выделение причины и следствия событий и поступков.

2. Понимание взаимосвязи между фрагментами информации.

3. Отвержение ненужной или недостоверной информации.

4. Определение ложных стереотипов, ведущих к неправильным выводам.

5. Умение различать реальные факты и личное мнение.

6. Умение отделять значимое от несущественного.

Основной целью развития критического мышления у детей является не увеличение объема информации, а ее анализ, выводы и применение в жизни. Развитие критического мышления не подразумевает поиск недостатков, как может показаться некоторым, а способствует объективной оценке, включающей в себя положительные и отрицательные стороны объекта познания. Яркий пример обучения критическому мышлению - анализ литературного произведения. Культурно-исторический фон написания романа помогает сделать выводы о мотивах поступков героев и дать им свою собственную оценку, отличающуюся от мнения авторов учебника и известных литературных критиков.

Советы для родителей по развитию критического мышления

Прежде всего умение критически мыслить, должно прививаться в семье. Это и есть «умение думать», отсутствие которого так часто беспокоит взрослых. Обучаясь вместе с детьми, они сами могут сформировать у себя навыки критического мышления.

Не просто отвечать на вопрос «почему? », но и задавать вопрос «как ты думаешь, почему?»; не ругать детей за проступки, не обвинять их, а спокойно объяснять причины своего недовольства. Это способно существенно улучшить коммуникацию между детьми и взрослыми. Более того, дети не будут испытывать чувства вины, и отношения в семье будут более гармоничными;

Делиться своими проблемами в доступной детям форме . Например, вполне можно предложить найти решение проблемы ссор между братьями и сестрами, которые так утомляют маму, спросив, что сделали бы дети на ее месте;

Учить рассматривать разные точки зрения , например, на мнение бабушки о продуктах питания или на конфликт с другом или подругой. Один из распространенных приемов - попробовать представить себя на месте подруги или бабушки, и таким образом понять мнение противоположной стороны;

Всегда сохранять спокойствие. Полезно объяснять детям, как эмоции могут повлиять на принятие решения.

Обучение не поддаваться на провокации одноклассников и не подчиняться их мнению слишком слепо - тоже одна из составляющих критического мышления.

Развитие критического мышления поможет детям избежать многих проблем не только в детском саду или при общении со взрослыми, но и гораздо позже. К сожалению, примеров развития критического мышления не так много. Но семья может сделать это самостоятельно, даже без учебных пособий и репетиторов. Именно критическое мышление поможет детям не стать жертвами провокаций и манипуляций со стороны сверстников, а также необъективных средств массовой информации.

Даже если члены семьи сами не обладают критическим мышлением, им будет полезно научиться ему самим и научить детей. Развитие критического мышления позволяет решить и другую важную задачу - выстроить полноценную коммуникацию между взрослыми и детьми и наладить гармоничное взаимодействие.

Налаженное общение между членами семьи всегда способствует укреплению отношений и помогает избежать многих конфликтов.

Жми «Нравится » и получай лучшие посты в Фейсбуке!

Развитие мышления у детей

У детей становление мышления проходит через определенные этапы.

1 этап. Наглядно-действенное мышление.

Ребенок на практике решает примитивные задачи - вертит, тянет, открывает, нажимает. Здесь он на практике выявляет причину со следствием, такой своеобразный метод проб и ошибок. Таким мышлением обладает не только ребенок, часто и взрослые им пользуются.

2 этап. Наглядно-образное (конкретно-предметное) мышление.

На этом этапе, ребенку не обязательно совершать действия руками, он уже способен образно (наглядно) представить, что будет, если он совершит какое-то действие.

3 этап. Словесно-логическое (абстрактно-логическое) мышление.

Самый сложный процесс мышления для детей. Здесь ребенок оперирует не конкретными образами, а сложными отвлеченными понятиями, выраженными словами. Например, в раннем детстве определенное слово ассоциируется у ребенка с конкретным, виденным им предметом. Например, при слове кошка ребенок младшего дошкольного возраста представляет себе именно свою кошку, и может удивится, что другую кошку тоже зовут кошкой. Дети старшего дошкольного возраста понятие “кошка” уже могут обобщить. Ребенок с развитым словесно-логическим мышлением способен оперировать такими например, абстрактными понятиями как время и пространство.

При правильно развитом мышлении человек способен:

* Анализировать - разделять предметы или явления на составляющие компоненты.

* Синтезировать - объединять разделённые анализом с выявлением при этом существенных связей.

* Сравнивать - сопоставление предметы и явления, при этом обнаруживать их сходства и различия.

* Классифицировать - группировать предметы по признакам.

* Обобщать - объединять предметы по общим существенным признакам.

* Конкретизировать - выделять частное из общего.

* Абстрагировать - выделять какую-либо одну сторону или аспект предмета с игнорированием других.

Детское мышление - процесс сложный, кардинально отличающийся от взрослого. Первым средством решения задач для ребенка является его практическое действие. Так, например, получив в руки игрушку вертолет, у которой неожиданно перестают вращаться пропеллер и крылышки, или закрытую на щеколду коробочку, ребенок трех - пяти лет не обдумывает пути и средства решения этой задачи. Он сразу начинает действовать: что-то тянет, крутит, дергает, трясет, стучит... Дети четырех-пяти лет начинают переходить от внешних действий с предметами к действиям с образами этих предметов, совершаемым в уме.

Особенные дети стремятся избежать любых интеллектуальных усилий. Для них непривлекателен момент преодоления трудностей (отказ выполнять трудную задачу, подмена интеллектуальной задачи более близкой, игровой задачей.). Такой ребенок выполняет задачу не полностью, а ее более простую часть.

Мышление у детей необходимо развивать. Рассмотрим несколько игр, позволяющих развить мышление ребенка.

Примеры дидактических игр, которые можно использовать для развития мышления.

«Бывает – не бывает» Называете какую-нибудь ситуацию (папа ушел на работу; поезд летит по небу; кошка хочет есть; почтальон принес письмо; яблоко соленое; дом пошел гулять; туфли стеклянные и т.д.) и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если нет, то мяч надо отбить.

«Назови предмет» Взрослый, бросая ребенку мяч, называет цвет, ребенок, возвращая мяч, должен назвать предмет этого цвета. Можно называть не только цвет, но любое и качество (вкус, форму) предмета.

«В чем сходство?» Набор предметных картинок складываются в колоду. Каждому игроку раздается по одной предметной картинки. Игроки по очереди берут из колоды любую карточку и кладут ее рисунком вверх. Затем они сравнивают свою карточку с той, которая лежит на колоде. Если им удается найти сходство и пояснить его, тогда они забирают карточку и кладут ее поверх своей. Следующее сходство ищется с этой карточкой.

«Сравни предметы» Предложите ребенку рассмотреть шарики (воздушные), например, группу шариков одного цвета и спросите, что у них похожего, Вместо шариков можете взять любые другие предметы: кубики, мячики. Можете вообще сделать подборку игрушек на одну тему, скажем, машины (танк, легковой автомобиль, вертолет) и одну игрушку, не вписывающуюся в общий ряд, например, животное. Пусть определит, какая игрушка лишняя, почему.

«Придумай заголовок» Детям читается небольшой рассказик, после чего выясняется понимание смысла рассказа. Если смысл понят, то детям дается задание подобрать к рассказу как можно больше различных заглавий, отражающих его содержание.

«Почему нравится, не нравится?» Скажи, что тебе нравится в этом предмете или явлении, а что - нет. Например: почему тебе нравится зима, а почему - нет? Нравится, потому что зимой можно кататься на санках, играть в снежки, встречать Новый год. Не нравится зима, потому что холодно, надо тепло одеваться, дни короткие, а ночи длинные. Дай оценку таким понятиям, как дождь, укол, авторучка, будильник, бант".

«Чередование» Предложите ребенку нарисовать и раскрасить или нанизать на веревочку бусы. Обратите внимание, что бусины должны чередоваться в определенной последовательности. Таким образом, можно выложить забор из разноцветных палочек.

«Радуга» Соберите и перемешайте несколько различных предметов (игрушки, тряпочки, стаканчики) базовых цветов. Лучше начинать с двух цветов, постепенно увеличивая количество. Предложите ребенку разложить синее к синему, а красное к красному. Комментируйте происходящее, называйте и описывайте предметы.

«Поиграй с котенком» Нарисуйте или наклейте на лист бумаги картинку котенка. Вспомните вместе с ребенком, во что любят играться котята. Вырежьте маленькие картинки. Пусть малыш сам подберет из набора картинок игрушки для котенка, наклейте их на лист с котенком. Если у вас нет каких-то картинок, о которых вспомнит ребенок, вы можете их нарисовать вместе. Получится настоящая забавная картинка. Так же можно подбирать продукты для супа, мебель для спальни и пр.

«Что внутри?» Ведущий называет предмет или место, а игроки в ответ называют что-то или кого-то, что может быть внутри названного предмета или места. (дом - стол, шкаф - свитер, холодильник - кефир, кастрюля – суп и др.)

«Сложи картинку» Покажите ребенку одну картинку со схематичным изображением предмета (вагончик, корабль, снеговик, гриб), рассмотрите, из скольких частей состоит предмет, какие они по форме. Затем предложите найти такие же среди геометрических фигур, лежащих рядом, попросите ребенка попробовать сложить картинку из геометрических фигур по образцу.

«Узнай и нарисуй» Детям предлагается картинка с изображением «зашумленных» предметов (изображения предметов наложены друг на друга). Такую картинку легко получить, переведя на один и тот же кусочек кальки несколько 3 - 6 изображений отдельных предметов. Для начала объекты берутся из одной смысловой группы. Дети должны узнать и назвать предметы. В качестве подсказки можно начать обводить контур предмета. После того как все предметы названы, детям предлагается нарисовать каждый из них отдельно.

«На кухне» Попросите ребенка помочь, например, отсчитать картофелины по количеству членов семьи (четыре большие - для папы, три большие - для мамы, - две маленькие - для зайки и куклы и т.д.); отличить картофель от морковки и свеклы; отсортировать крупу разных видов.

«Отгадай предмет по его частям» Играющим раздаются карточки с изображением различных предметов - мебель, овощи, животные, транспорт и т.д. Ребёнок, не показывая свою карточку другим игрокам, и не говоря, что именно нарисовано, называет части предмета. Тот, кто первым догадается, о чем идет речь, забирает карточку себе и получает одно очко.

«Найди предмет» Ребенок и взрослый поочередно прячут в комнате игрушку и отмечают на плане место ее расположения. Водящий должен найти в комнате игрушку, опираясь на схему. В эту игру можно играть на детской площадке, что значительно усложнит задание.

«Угадай предмет» Игра заключается в том, что взрослый выбирает любой предмет, находящийся в комнате, и описывает его ребенку, рассказывая, где находится этот предмет, для чего он нужен, их какого материала он сделан и т. д. Ребенок должен отгадать, какой предмет загадал взрослый. Потом играющие меняются местами.Для того чтобы усложнить задание, можно предложить ребенку самому задавать вопросы о загаданном предмете, и в этом случае ребенок лучше научиться выделять существенные признаки предмета.

«Говори наоборот» Игра заключается в том, что один играющий говорит слово, а другой – противоположное по значению, антоним. Например: «холодный – горячий», «небо – земля», «светло – темно» и т. д.

«Универсальный магазин» Для игры нужны картинки с изображением предметов 4 групп: фрукты, овощи, музыкальные инструменты, школьные принадлежности (по 3-4 карточки каждой группы). Сюжет игры таков. В универмаг привезли много разного товара, но сложили его в беспорядке. Малышу, который играет роль продавца, предстоит трудная работа разложить товар по отделам. В один отдел должны попасть товары, которые подходят друг другу так, что их можно назвать одним словом. Подскажите ребенку, что всего должно получиться четыре отдела. После выполнения этого задания предложите малышу сократить количество отделов в два раза, но так, чтобы в каждом из двух оставшихся отделов товары также подходили друг другу, были бы чем-то похожи, чтобы их тоже можно было назвать одним словом.

«Кто самый-самый» Если ребенок не понял условие, перефразируйте задачу. Если опять возникнет затруднение – изобразите условие в виде рисунков или полосок цветной бумаги (более узких-широких, длинных-коротких). Итак, примеры задач (читать условие надо медленно, при необходимости повторить еще раз).

–Дружили три девочки – Люся, Оксана, Лена. Люся выше Оксаны, а Оксана выше Лены. Кто из девочек самая высокая? Кто самая низкая?

–Роман, Саша, Борис любят играть в теннис. Роман играет лучше Саши, а Саша играет лучше Бориса. Кто играет лучше всех? А кто играет средне?

–Алла, Ира, Люда научились шить. Алла шьет хуже Иры, а Ира хуже Люды. Кто шьет лучше всех? А кто хуже всех?

«Я луна, а ты звезда» Один из участников говорит, например: "Я - гроза!". Другой должен быстро ответить что-либо подходящее, к примеру: "А я -дождь". Следующий продолжает тему: "Я - большая туча!". Ему можно быстро ответить: "Я - осень". И так далее...

«Схема сказки» Любую историю или сказку можно зашифровать, перевести в схематический вид. Это полезно для тренировки таких сложных мыслительных процессов как анализ и редукция. Сказку можно разыграть с помощью игрушек-заместителей. Это хорошо знакомый ребенку процесс. Сложнее будет разыграть ту же сказку с помощью геометрических фигур. Вырежьте из бумаги десяток всевозможных фигур разного размера, а затем предложите ребенку выбрать, какие фигуры будут замещать героев сказки. Например, вполне справедливо, если малыш для сказки "Три медведя" выберет 3 кружка: большой, средний, маленький и квадратик, размером равный маленькому кружку. После того как роли розданы, разыграйте сказку уже с помощью фигур-заместителей, а потом схематически зарисуйте её.

«Скорость мышления» Предложите ребенку поиграть в такую игру: вы будете начинать слово, а он - его заканчивать. "Отгадай, что я хочу сказать!" Всего предлагается 10 слогов: ПО, НА, ЗА, МИ, МУ, ДО, ЧЕ, ПРЫ, КУ, ЗО. Если ребенок быстро и легко справляется с заданием, предложите ему придумать не одно слово, а столько, сколько он сможет.

«Кто кем будет?» Ведущий показывает или называет предметы и явления, а ребенок должен ответить на вопрос, как они изменятся, кем будут. Кем (чем) будет: яйцо, цыпленок, желудь, семечко, гусеница, икринка, мука, деревянная доска, железо, кирпичи, ткань, кожа, день, ученик, больной, слабый, лето и т.д. Может существовать несколько ответов на один вопрос. Необходимо поощрять ребенка за несколько ответов на вопрос.

«Отгадывание небылиц» Взрослый рассказывает о чем-то, включая в свой рассказ несколько небылиц. Ребенок должен заметить и объяснить, почему так не бывает.

–Пример: Я вот что хочу вам рассказать. Вот вчера - иду я по дороге, солнышко светит, темно, листочки синие под ногами шуршат. И вдруг из-за угла как выскочит собака, как зарычит на меня: "Ку-ка-ре-ку!" - и рога уже наставила. Я испугался и убежал. А ты бы испугался?

–Иду я вчера по лесу. Кругом машины ездят, светофоры мигают. Вдруг вижу - гриб. На веточке растет. Среди листочков зеленых спрятался. Я подпрыгнул и сорвал его.

–Пришел я на речку. Смотрю - сидит на берегу рыба, ногу на ногу закинула и сосиску жует. Я подошел, а она прыг в воду - и уплыла.

«Успей дотронуться» Предложите малышу, пока вы считаете до пяти, дотронуться до «чего-нибудь красного, мягкого, холодного и т.д.» Можно усложнить игру, увеличив количество объектов: «Дотронься, пожалуйста, до двух круглых предметов»

“Что лишнее” Выбрать из нескольких карточек с картинками изображение с лишним предметом.

“Опиши словами” Открывая карточку с картинкой, и не показывая ее другим игрокам нужно постараться описать словами, что изображено у тебя на картинке, при этом само название предмета называть нельзя.

“Нравится - не нравится” Можно играть с карточками, а можно словесно. Выбираем предмет, или явление и рассказываем, что именно нравится, а что нет, то есть оцениваем предмет. Например, картинка кошки: нравится - мягкая, приятная на ощупь, игручая, ловит мышей…; не нравится - царапается, убегает и т.д.

“Назови одним словом” Называем несколько предметов одним словом. например, при названных словах тарелка, чашка, ложка - нужно озвучить слово “посуда”.

“Бывает - не бывает” Вариант игры “съедобное -не съедобное”. Бросаем мяч и говорим правду либо небылицы. При правильной фразе ребенок мяч ловит, при обнаружении ошибки - нужно мяч отбросить. Примерные небылицы: самолет плывет по морю, квадратный мячик, соленый сахар.

“Отвечаем быстро” Тоже игра с мячом. Взрослый бросает мяч ребенку с названием предметов (существительным), а ребенок должен быстро назвать прилагательное. Можно договорится что малыш будет называть только цвета предметов. Например: огурец - зеленый, солнце - желтое, потолок - белый… Как вариант, можно игру усложнить: взрослый будет говорить то существительные, то прилагательные по очереди. Если игрок сказал ответ невпопад, и он не соответствует действительности - родитель и ребенок меняются местами.

Игры со словарями

“С толковым словарем” Играем в игру “опиши словами”, только с толковым словарем. Читаем определение из детского толкового словаря, ребенок угадывает, о чем идет речь.

“Фразеологический словарь” Здесь нужно попытаться объяснить смысл фраз таких как: “повесить нос”, “сыт по горло”, “проще пареной репы”…

“Игра Перевертыши”. (Словарь антонимов) Попробуйте рассказать сказку малышу по другому: заменяйте ключевые слова на антонимы. Примерные сказки: “Пес без шляпы” (Кот в сапогах), “Синий сапожок” (красная шапочка)… Меняем не только название сказки, но и по мере возможности содержание


Разделы: Работа с дошкольниками

Классы: д/с, 1

Ключевые слова: логическое мышление , наглядно-действенное мышление

Мышление у детей младшего возраста развивается - от восприятия к наглядно-действенному мышлению, а затем к наглядно-образному и логическому мышлению.

Развитие мышления в раннем и дошкольном возрасте. Первые мыслительные процессы возникают у ребенка в результате познания свойств и отношений окружающих его предметов в процессе их восприятия и в ходе опыта собственных действий с предметами, в результате знакомства с рядом явлений, происходящих в окружающей действительности. Следовательно, развитие восприятия и мышления тесно связаны между собой, и первые проблески детского мышления носят практический (действенный) характер, т.е. они неотделимы от предметной деятельности ребенка. Эта форма мышления называется «наглядно-действенной» и является наиболее ранней.

Наглядно-действенное мышление возникает там, где человек встречается с новыми условиями и новым способом решения проблемной практической задачи. С задачами такого типа ребенок встречается на протяжении всего детства - в бытовой и игровой ситуациях.

Важной особенностью наглядно-действенного мышления является то, что способами преобразования ситуации служит практическое действие, которое осуществляется методом проб. При выявлении скрытых свойств и связей объекта дети используют метод проб и ошибок, который в определенных жизненных обстоятельствах является необходимым и единственным. Этот метод основан на отбрасывании неправильных вариантов действия и фиксации правильных, результативных и, таким образом, выполняет роль мыслительной операции.

При решении проблемных практических задач происходит выявление, «открытие свойств и отношений предметов или явлений, обнаруживаются скрытые, внутренние свойства предметов. Умение получать новые сведения в процессе практических преобразований непосредственно связано с развитием наглядно-действенного мышления.

Как же происходит развитие мышления у ребенка? Первые проявления наглядно-действенного мышления можно наблюдать в конце первого - начале второго года жизни. С овладением ходьбой встречи ребенка с новыми предметами значительно расширяются. Передвигаясь по комнате, трогая предметы, перемещая их и манипулируя ими, ребенок постоянно наталкивается на препятствия, на затруднения, ищет выход, широко используя в этих случаях пробы, попытки и т.д. В действиях с предметами ребенок отходит от простого манипулирования и переходит к предметно-игровым действиям, соответствующим свойствам предметов, с которыми действуют: например, колясочкой не стучит, а катает ее;, куклу кладет на кроватку; чашечку ставит на стол; ложкой мешает в кастрюльке и т. д. Производя различные действия с предметами (ощупывания, поглаживания, бросания, рассматривания и др.), он практически познает как внешние, так и скрытые свойства предметов, обнаруживает некоторые связи, существующие между предметами. Так, при ударе одного предмета о другой возникает шум, один предмет можно вставить в другой, два предмета, столкнувшись, могут отодвинуться в разные стороны и т.д. В результате предмет становится как бы проводником воздействия ребенка на другой предмет, т.е. результативные действия могут совершаться не только воздействием непосредственно рукой на предмет, но и с помощью другого предмета - опосредованно. За предметом в результате накопления некоторого опыта его использования закрепляется роль средства, с помощью которого можно получать желаемый результат. Формируется качественно новая форма деятельности - орудийная, когда ребенок для достижения цели использует вспомогательные средства.

Со вспомогательными предметами дети знакомятся прежде всего в быту. Детей кормят, а потом они сами едят с помощью ложки, пьют из чашки и т.д., начинают использовать вспомогательные средства, когда нужно что-то достать, закрепить, передвинуть и т.п. Опыт ребенка, полученный при решении практических задач, закрепляется в способах действия. Постепенно ребенок обобщает свой опыт и начинает использовать его в различных условиях. Например, если ребенок научился использовать палку для приближения к себе игрушки, то закатившуюся под шкаф игрушку он достает с помощью другой, подходящей по форме и длине: игрушкой-лопаткой, сачком, клюшкой и т.д. Обобщение опыта деятельности с предметами подготавливает обобщение опыта в слове, т.е. подготавливает формирование у ребенка наглядно-действенного мышления.

Развитие предметной деятельности и ее «оречевление» у ребенка происходит при активном участии окружающих его людей. Взрослые ставят перед ребенком те или иные задачи, показывают способы их решения, называют действия. Включение слова, обозначающего выполняемое действие, качественно меняет мыслительный процесс ребенка, даже еще не владеющего разговорной речью. Обозначенное словом действие приобретает характер обобщенного способа решения группы однородных практических задач и легко переносится в другие аналогичные ситуации. Включаясь в практическую деятельность ребенка, речь, даже сначала только слышимая, как бы изнутри перестраивает процесс его мышления. Изменение содержания мышления требует более совершенных его форм, и уже в процессе наглядно-действенного мышления формируются предпосылки для наглядно-образного мышления.

В младшем дошкольном возрасте происходят глубокие изменения как в содержании, так и в формах наглядно-действенного мышления. Изменение содержания наглядно-действенного мышления детей приводит к изменению его структуры. Используя свой обобщенный опыт, ребенок может мысленно подготовить, предусмотреть характер последующих событий.

Наглядно-действенное мышление содержит все основные компоненты мыслительной деятельности: определение цели, анализ условий, выбор средств достижения. При решении практической проблемной задачи проявляются ориентировочные действия не только на внешние свойства и качества предметов, но и на внутренние взаимосвязи предметов в определенной ситуации. В дошкольном возрасте ребенок уже свободно ориентируется в условиях возникающих перед ним практическихзадач, может самостоятельно найти выход из проблемной ситуации. Под проблемной ситуацией понимают такую ситуацию, в которой нельзя действовать привычными способами, а нужно преобразовать свой прошлый опыт, найти новые пути его использования.

В основу формирования наглядно-действенного мышления дошкольников положено развитие самостоятельной ориентировочно-исследовательской деятельности при решении проблемно-практических задач, а также формирование основных функций речи. В свою очередь, это позволяет укрепить слабую взаимосвязь между основными компонентами познания: действием, словом и образом.
В процессе действия с предметами у дошкольника появляется мотив для собственных высказываний: рассуждений, умозаключений. На этой основе формируются образы-представления, которые становятся более гибкими, динамичными. При совершении действий с предметами и изменении реальной ситуации у ребенка создается фундаментальная основа для становления образов-представлений. Таким образом, наглядно-практическая ситуация является своеобразным этапом установления у дошкольника прочной связи между действием и словом. На основании этой связи могут строиться полноценные образы-представления.

Формирование соотношения между словом и образом

Умение правильно представить ситуацию по ее словесному описанию является необходимой предпосылкой развития образных форм мышления и речи ребенка. Оно лежит в основе формирования механизма мысленного оперирования образами воссоздающего воображения. В дальнейшем это позволяет совершать адекватные действия по инструкции, решать интеллектуальные задачи, планировать. Таким образом, это умение составляет фундамент качественной, целенаправленной произвольной деятельности.

Именно взаимосвязь между словом и образом составляет основу для развития элементов логического мышления.

Задания на формирование умений находить игрушку или предмет по словесному описанию, закрепление представлений об окружающем.

ЗАДАНИЕ «ОТГАДАЙ!»

Оборудование : игрушки: мяч, матрешка, елочка, ежик, зайчик, мышка.

Ход занятия. Педагог показывает детям красивую коробку и говорит: «Давайте рассмотрим, что там лежит». Педагог рассматривает с детьми все игрушки и просит их запомнить. Затем он закрывает игрушки салфеткой и говорит: «Сейчас я расскажу про какую-то одну игрушку, а вы отгадаете, о какой игрушке я говорю». Педагог рассказывает стихотворение: «Круглый, резиновый, катится, его бьют, а он не плачет, только выше, выше скачет». В случае затруднения он открывает салфетку и повторяет описание игрушки при непосредственном восприятии ее детьми. После того как ребенок выберет игрушку по описанию, его просят рассказать о ней: «Расскажи об этой игрушке. Какая она?»

Занятие продолжается, педагог рассказывает о других игрушках.

ЗАДАНИЕ «НАЙДИ МЯЧ!»

Оборудование : пять мячей: красный маленький, большой красный с белой полосой, большой синий, маленький зеленый с белой полосой, большой зеленый с белой полосой.

Ход занятия. Детям показывают по одному все мячи и просят их запомнить. Затем педагог закрывает все мячи салфеткой. После этого он дает описание одного из мячей в виде рассказа. Он говорит: «Вова принес мяч в детский сад. Мяч был большой, красный, с белой полосой. Найдите мяч, который принес Вова. Мы с ним поиграем». Педагог открывает салфетку и просит ребенка выбрать мяч, о котором он рассказал. В случае затруднения или ошибочном выборе педагог повторяет описание мяча, при этом мячи остаются открытыми. Если этот прием не помогает ребенку, то надо использовать уточняющие вопросы: «Какой мячик по величине принес Вова? Какого цвета? Что было нарисовано на мяче? Какая по цвету полоска?»

После того как ребенок выберет мяч, его просят рассказать, какой он выбрал мяч, т.е. в речевом высказывании обосновать свой выбор. Затем дети становятся в круг и играют с этим мячом. Игру можно продолжить, предложив детям описание другого мяча. Такими приемами педагог привлекает внимание детей к рассмотрению и анализу внешних признаков игрушек, что, в свою очередь, способствует соединению этих признаков с собственной речью ребенка.

Оборудование : трафареты, изображающие животных: зайца, крокодила, жирафа; прямоугольники, изображающие клетки; игрушки: заяц, крокодил, жираф и строительный набор - кирпичики.

Ход занятия. Педагог предлагает детям помочь «поселить» животных в клетки зоопарка, он говорит: «В зоопарке свободны три клетки, они разные по размеру: одна - маленькая, низкая; другая - большая и очень высокая; третья - большая и очень длинная. В зоопарк привезли животных: крокодила, зайца и жирафа. Помогите поселить этих животных в удобные для них клетки. Расскажите, какое животное в какую клетку надо «поселить». В случае затруднения педагог предлагает детям построить клетки из кирпичиков и поселить животных в эти клетки. После практической деятельности детей просят рассказать, каких животных в какие клетки они «поселили» и почему.

ЗАДАНИЕ «КТО ГДЕ ЖИВЕТ?»

ЗАДАНИЕ «ОТГАДАЙ И НАРИСУЙ!»

ЗАДАНИЕ «ИГРУШКИ-ПОЛОВИНКИ»

Оборудование: на каждого играющего - сборно-разборная игрушка (или предмет): гриб, машинка, молоток, самолет, зонтик, удочка, лопатка; мешочки на каждого играющего.

Ход занятия . Детям раздают в мешочках одну половинку от игрушки и предлагают отгадать игрушку на ощупь, не называя ее вслух. Затем надо о ней рассказать так, чтобы другой ребенок, у которого окажется вторая половинка от этой игрушки, догадался и показал свою половинку. После этого дети соединяют обе половинки и делают целую игрушку.

Загадки.

  • Шапочка да ножка - вот и весь Ермошка (гриб).
  • Кабина и кузов, да четыре колеса, два блестящих огонька, не жужжит, а гудит и по улице бежит (машина).
  • Деревянная шея, железный клюв, стучит «тук, тук, тук» (молоток).
  • Что за птица: песен не поет, гнезд не вьет, людей и груз везет (самолет).
  • В ясный день в углу стою, в дождливый день гулять иду, вы носите меня над вами, но что же я - скажите сами (зонтик).
  • Ниточка на палочке, палочка в руке, а ниточка в воде (удочка).
  • Рядом с дворником шагаю, разгребаю снег кругом и ребятам помогаю делать горку, строить дом (лопатка).

При повторении игры надо положить другие игрушки в мешочки.

ЗАДАНИЕ «КАРТИНКИ-ПОЛОВИНКИ»

Оборудование : предметные разрезные картинки из двух частей: ножницы, лейка, листья, репа, удочка, очки, огурец, морковь, снежинка; конверты.

Ход занятия . Детям раздают в конвертах одну часть разрезной картинки и предлагают ее рассмотреть, не показывая другим детям. Отгадав предмет, изображенный на разрезной картинке, ребенок должен нарисовать целый предмет. Далее каждый ребенок загадывает детям загадку или рассказывает о предмете, изображенном на картинке (или описывает его: какой он по форме, цвету, где растет, для чего нужен и т.д.). После того как дети отгадают загадку, ребенок показывает свой рисунок-отгадку. В случае затруднения педагог предлагает ребенку вместе с ним загадать детям загадку.

Загадки.

  • Два конца, два кольца, посередине гвоздик (ножницы).
  • Из пластмассы тучка, а у тучки ручка. Эта тучка по порядку обошла за грядкой грядку (лейка).
  • Растут на дереве весной зеленые, а осенью падают с ветки золотые монетки (листья).
  • Круглая, да не лук, желтая, да не масло, сладкая, да не сахар, с хвостом, да не мышь (репа).
  • Что такое перед нами: две оглобли за ушами, на глазах по колесу и сиденье на носу? (очки).
  • Палочка волшебная есть у меня, друзья. Палочкою этой могу построить я: башню, дом, и самолет, и большущий пароход. Как называется эта палочка? (карандаш).
  • Ускользает, как живое, но не выпущу его я. Белой пеной пенится, руки мыть не ленится (мыло).
  • Красный нос в землю врос, а зеленый хвост снаружи. Нам зеленый хвост не нужен, нужен только красный нос (морковь).
  • Летом в огороде - свежие, зеленые, а зимою в бочке - зеленые, соленые, отгадайте, молодцы, как зовут нас... ? (огурцы).
  • Белая звездочка с неба упала, мне на ладошку легла и пропала (снежинка).
  • При повторном проведении игры детям надо предложить другие картинки.

Задания на формирование умений выполнять классификацию

Цель - учить детей выделять существенное и второстепенное, объединять предметы по различным основаниям, в одну группу на основе общих признаков.

Игры и задания «Группировка предметов (картинок)» без образца и без обобщающего слова. Цель - учить детей пользоваться наглядной моделью при решении элементарных логических задач на классификацию.

ИГРА «РАЗЛОЖИ ИГРУШКИ!»

Оборудование : набор игрушек разных по величине (по три): матрешки, колокольчики, вазочки, домики, елочки, зайчики, ежики, машинки; три одинаковые коробочки.

Ход занятия. Педагог показывает детям игрушки и говорит: «Эти игрушки надо разложить в три коробочки. В каждой коробочке должны быть игрушки, похожие чем-то между собой. Подумайте, какие игрушки вы положите в одну коробочку, какие - в другую, а какие - в третью». Если ребенок раскладывает игрушки в произвольном порядке, педагог оказывает ему помощь: «Какие игрушки похожи между собой, выбери их (например матрешки). Чем эти матрешки между собой различаются? Разложи их по коробочкам». Затем педагог дает ребенку колокольчики и просит раздать их матрешкам: « Подумай, какой колокольчик ты дашь самой большой матрешке». Далее ребенок раскладывает игрушки сам и обобщает принцип группировки. Педагог просит: «Расскажи, какие игрушки ты положил в первую коробку, какие - во вторую, а какие - в третью». В случае затруднения сам обобщает: «В одной коробке - самые маленькие игрушки; в другой - побольше, а в третьей - самые большие».

ИГРА «РАЗЛОЖИ КАРТИНКИ!»

Оборудование : картинки с изображением предметов: транспорта, посуды, мебели (по восемь каждого вида).

Ход занятия. Педагог показывает детям набор картинок и просит их разложить на несколько групп так, чтобы в каждой группе картинки были чем-то похожи. В случае затруднения педагог дает ребенку в качестве основания группировки инструкцию: «Выбери все картинки с изображением посуды. А теперь давай посмотрим, где здесь мебель» и т.д. После того как ребенок разложит все картинки, необходимо помочь ему сформулировать принцип группировки: «В одной группе все картинки с изображением посуды, в другой - мебели, а в третьей - транспорта».

ИГРА «РАЗЛОЖИ ПРЕДМЕТЫ!»

Оборудование: набор из восьми игрушек и предметов различных по назначению, но одни - деревянные, а другие -пластмассовые: машинки, пирамидки, грибочки, тарелочки, бусы, кубики, домики, елочки по две; две одинаковые коробочки.

Ход занятия. Педагог рассматривает с ребенком все игрушки по одной (не по парам), а затем говорит: «Эти игрушки надо разложить в две коробочки так, чтобы в каждой коробке оказались игрушки - чем-то похожие между собой». В случае затруднения педагог берет первую пару игрушек - елочки - ставит их рядом и просит детей сравнить: «Чем эти елочки различаются между собой?» Если дети не могут найти основное отличие, педагог обращает внимание детей на материал, из которого сделаны эти игрушки. Затем дети действуют самостоятельно. В конце игры надо обобщить принцип группировки: «В одной коробке - все деревянные игрушки, а в другой - все пластмассовые».

ЗАДАНИЕ «НАРИСУЙ КАРТИНКУ!»

Оборудование : 24 карточки с изображением рыб, птиц и животных (по восемь каждого вида); три конверта.

Ход занятия. Педагог говорит детям: «У меня кто-то перепутал картинки. Надо разложить эти картинки в три конверта так, чтобы картинки были между собой чем-то похожи. На каждом конверте надо нарисовать такой рисунок, чтобы было понятно, какие там лежат картинки». В процесс выполнения задания педагог не вмешивается, даже если ребенок выполняет задание неверно. После того как ребенок разложит картинки, педагог говорит: «Расскажи, какие картинки ты в этот конверт положил, почему? Чем они похожи между собой?» и т.д. В случае затруднения педагог дает образцы для раскладывания картинок по конвертам. Затем просит ребенка назвать эту группу картинок одним словом и нарисовать на конверте картинку.

ЗАДАНИЕ «ПАРНЫЕ КАРТИНКИ»

Оборудование: восемь пар картинок, на которых изображены одни и те же предметы, только одни - в единственном числе, а другие - во множественном: один кубик - три кубика; один цыпленок- пять цыплят; один карандаш - два карандаша; одно яблоко- четыре яблока; одна матрешка - три матрешки; один цветок - восемь цветков; одна вишенка - семь вишенок; одна машинка - шесть машинок.

Ход занятия . Педагог дает ребенку рассмотреть все картинки, а потом предлагает их разложить на две группы: «Разложи их так, чтобы в каждой группе оказались картинки, похожие чем-то между собой». Независимо от того, как ребенок раскладывает картинки, педагог не вмешивается. После того, как ребенок разложил картинки, педагог спрашивает: «Какие картинки ты положил в одну группу, а какие - в другую?» Затем предлагает объяснить принцип группировки. В случае затруднения педагог просит ребенка выбрать одну пару кабинок сравнить их, объяснить, чем они отличаются. После этого снова предлагается разложить картинки по образцу, а затем объяснить принцип группировки.

Словесные игры

«ЧТО КРУГЛОЕ, А ЧТО ОВАЛЬНОЕ?»

Ход занятия. Педагог предлагает ребенку назвать как можно больше предметов круглой и овальной формы. Ребенок начинает игру. Если он не может назвать, педагог начинает: «Я вспомнил, яблоко - круглое, а яичко - овальное. Теперь ты продолжай. Вспомни, какая по форме слива, а какой крыжовник? Верно, слива - овальная, а крыжовник - круглый». (Помогает ребенку называть предметы и сравнивать их по форме: колечко-рыбка, ежик-мячик, вишня-листок вишни, арбуз-дыня, желудь-малина, помидор-баклажан, подсолнух-семечко, кабачок-яблоко). В случае затруднения педагог показывает ребенку набор картинок и они вместе раскладывают их на две группы.

«ЛЕТАЕТ - НЕ ЛЕТАЕТ»

Ход занятия. Педагог предлагает детям быстро называть предметы, когда он скажет слово «летает», а затем называть другие предметы, когда он скажет слово «не летает». Педагог говорит: «Летает». Дети называют: «Ворона, самолет, бабочка, комар, муха, ракета, голубь» и т.д. Затем педагог произносит: «Не летает». Дети называют: «Велосипед, ромашка, чашка, собака, карандаш, котенок» и т.д. Игра продолжается: слова «летает», «не летает» называет один из детей, а педагог называет предметы вместе с детьми. Игру можно проводить на прогулке.

«СЪЕДОБНОЕ-НЕСЪЕДОБНОЕ»

Игра проводится по аналогии с предыдущей.

«ЖИВОЕ-НЕЖИВОЕ»

Игра проводится по аналогии с игрой «Летает не летает».

«ЧТО БЫВАЕТ ВНИЗУ, А ЧТО БЫВАЕТ НАВЕРХУ?»

Ход занятия . Педагог предлагает детям подумать и назвать то, что бывает только наверху. Если дети затрудняются, он подсказывает: «Давайте посмотрим вверх, над нами - небо. Оно бывает внизу? Нет, оно бывает всегда только вверху. А что еще бывает только вверху? Облака где бывают? (звезды, луна). А теперь подумайте, что бывает только внизу? Посмотрите на землю. Трава где растет? Она где бывает? » (растения, водоемы, земля, песок, камни и т.д.). После этого дети самостоятельно перечисляют объекты природы, которые бывают только вверху, и те, которые бывают только внизу.

«ЧТО БЫВАЕТ СЛАДКИМ?»

Ход занятия. Педагог предлагает детям: «Слушайте внимательно, я буду называть то, что бывает сладким. А если я ошибусь, то меня надо остановить, надо сказать: «Стоп!» Педагог говорит: «Сахар, зефир, малина, клубника, лимон». Дети внимательно слушают и останавливают его на том слове, где он «ошибся». Затем дети сами называют то, что бывает сладким.

«ОТВЕЧАЙ БЫСТРО»

Оборудование : мяч.

Ход занятия . Педагог, держа в руках мяч, становится вместе с детьми в круг и объясняет правила игры: «Сейчас я назову какой-нибудь цвет и брошу кому-нибудь из вас мяч. Тот, кто поймает мяч, должен назвать предмет такого же цвета. Потом он сам называет любой другой цвет и бросает мяч следующему. Тот тоже ловит мяч, называет предмет, потом свой цвет и т. д.». Например «Зеленый», - говорит педагог (делает маленькую паузу, давая детям возможность вспомнить предметы зеленого цвета) и бросает мяч Вите. «Трава», - отвечает Витя и, сказав: «Желтый», бросает мяч следующему. Один и тот же цвет можно повторять несколько раз, так как предметов одинакового цвета много.

Основным признаком для классификации может быть не только цвет, но и качество предмета. Начинающий говорит, например: «Деревянный», и бросает мяч. «Стол», - отвечает ребенок, поймавший мяч, и предлагает свое слово: «Каменный». «Дом», - отвечает следующий играющий и говорит: «Железный» и т.д. В следующий раз за основной признак берется форма. Педагог говорит слово «круглый» и бросает мяч любому играющему. «Солнце», - отвечает тот и называет другую форму, например «квадратный», бросая мяч следующему игроку. Тот называет предмет квадратной формы (окно, платок, книга) и предлагает какую-либо форму. Одну и ту же форму можно повторять несколько раз, поскольку многие предметы имеют одинаковую форму. При повторении игру можно усложнить, предложив называть не один, а два или несколько предметов.

«ЧЕМ ПОХОЖИ?»

Ход занятия. Педагог предлагает детям посмотреть вокруг и найти два предмета, которые между собой чем-то похожи. Он говорит: «Я назову: солнце-цыпленок. Как вы думаете, чем они между собой похожи? Да, правильно, они между собой похожи цветом. А вот еще два предмета: стакан и окно. Чем же они похожи между собой? А теперь каждый из вас назовет свои два похожие между собой предмета».
Игры на исключение четвертого «лишнего» слова.

«БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ!»

Ход занятия. Педагог говорит детям: «Я буду называть четыре слова, одно слово сюда не подходит. Вы должны слушать внимательно и назвать «лишнее» слово». Например: матрешка, неваляшка, чашка, кукла; стол, диван, цветок, стул; ромашка, заяц, одуванчик, василек; лошадь, автобус, трамвай, троллейбус; волк, ворона, собака, лиса; воробей, ворона, голубь, цыпленок; яблоко, елка, морковь, огурец. После каждого выделенного «лишнего» слова педагог просит ребенка объяснить, почему это слово не подходит в данную группу слов, т.е. объяснить принцип группировки.

«УГАДАЙ, КАКОЕ СЛОВО НЕ ПОДХОДИТ!»

Ход занятия. Педагог говорит, что эта игра похожа на предыдущую, только здесь слова объединяются по-другому. Далее он объясняет: «Я назову слова, а вы подумайте, чем три слова похожи, а одно не похоже. Назови «лишнее» слово». Педагог говорит: «Кот, дом, нос, машина. Какое слово не подходит?» В случае затруднения он сам сравнивает эти слова по звуковому составу. Затем предлагает детям другой ряд слов: лягушка, бабушка, уточка, кот; барабан, кран, машина, малина; береза, собака, волк, котенок и т.д. Педагог в каждом предложенном ряду слов помогает ребенку сравнить слова по слоговому составу.

«ПРИДУМАЙ СЛОВО!»

Ход занятия. Педагог предлагает детям придумать слова на определенный звук: «Сейчас мы с вами узнаем из чего состоят слова. Я говорю: са-са-са - вот летит оса. Ши-ши-ши -вот какие малыши. В первом случае я много повторял(а) звук «с», а во втором какой звук я называла больше всех? - Верно звук «ш». Теперь вы придумайте слова со звуком «с». Первое слово я назову - «сахар», а теперь вы называете слова со звуком «с». Затем по аналогии продолжается игра со звуком «ш».

«СЛУШАЙ ВНИМАТЕЛЬНО!»

Ход занятия. Педагог говорит ребенку: «Я буду называть слова, а ты скажешь какое слово не подходит: кошка, шишка, платье, шапка; трактор, корзина, резина, бузина; река, репа, свекла, морковь; книга, кран, мяч, кошка; вода, ручка, вахтер, вата». В случае затруднения он медленно повторяет определенный набор слов и помогает ребенку выделить в словах общий звук. При повторном проведении игры педагог предлагает детям различные варианты заданий на исключение четвертого «лишнего».

Если каждый человек обратится к своему детству, то он не сможет сказать, в какой момент он начал мыслить, запоминать, логически думать. Кажется, что человек обладал мыслительными умениями всю жизнь. На самом деле мышление требует своего развития, которое происходит на основе той внешней обстановки, в которой ребенок дошкольного возраста находится. За развитость в первую очередь отвечают родители, которые являются первыми учителями, работающими с физическим и интеллектуальным развитием своего чада.

Интернет-журнал сайт указывает, что развитием мышления можно заниматься в любом возрасте. Однако чем раньше ребенок будет получать нужные ему навыки, тем быстрее он будет приспосабливаться к социальным условиям. Родители должны понимать, как мыслит их малыш и какие упражнения с ним можно проводить в период дошкольного возраста.

Что такое развитие мышления у детей?

Развитие мышление у детей начинается с самого рождения, несмотря на то, что они пока еще не понимают, что их окружает, не обладают речью и не могут рассуждать. Развитие мышления начинается с того, в каких условиях малыш находится. Он пока только смотрит, наблюдает и запоминает, какие предметы и люди его окружают, какие явления происходят, какие действия совершаются.

Параллельно с этим ребенок научается тем действиям, которое позволяет его тело. Мышление развивается параллельно с теми поступками, которые человек совершает. Таким образом, если малыш уже может брать в руки игрушки, то он не только начинает их видеть, но и изучать состав, манипуляции, которые с ними можно совершить, явления, которые выполняют сами игрушки.

Развивается по мере того, как малыш осваивает свой организм и начинает сам двигаться. Если поначалу он может только наблюдать и запоминать, то в более старшем возрасте у него развиваются фантазирование, воображение, рассуждение, измышление и излагание своих мыслей.

Понимая это, взрослые должны создавать соответствующие условия для развития своего малыша. Они не только должны его кормить и ухаживать, но и развивать его физиологическое тело, показывать окружающий мир, разговаривать, рассказывать, а также постепенно предлагать ребенку самостоятельно столкнуться с окружающими явлениями и предметами, самому их прочувствовать и ощутить на себе.

Выделяют три этапа развития мышления, которые занимают огромный промежуток времени, включая школьный возраст:

  1. Наглядное мышление, когда малыш пока только наблюдает или сам совершает с предметами примитивные действия.
  2. Конкретно-предметное мышление, когда малыш уже начинает использовать предметы, совершать с ними определенные действия, задействовать руки для совершения определенных манипуляций.
  3. Логико-абстрактное мышление, когда малыш начинает оперировать словами и образами.

Развитие мышления у детей дошкольного возраста

Дошкольное мышление в первый черед базируется на представлениях, которыми малыш обладает, исходя из своего прошлого опыта. Он уже знаком с определенными предметами и явлениями, поэтому может с ними не контактировать, однако оперировать образами, что позволяет ему выходить за пределы имеющейся ситуации и расширять границы своего мышления.

Постепенно усваивая речь, малыш начинает расширять границы своей интеллектуальной деятельности, когда:

  • Речь связывается с действиями и, соответственно, мышлением – рассуждение. В данном процессе главным становится вопрос. Когда внутри ребенка возникает вопрос, это указывает на его стремление постичь проблемы и истины окружающего мира (любознательность). Вопросы возникают в зависимости от того, какими интересами малыш обладает и как смотрит на мир. Сталкиваясь с новым предметом, он желает его изучить, найти ему место и согласовать с прошлым опытом, которым обладает.

Вопросы возникают и тогда, когда ребенок сталкивается с противоречиями во внешнем мире и тем опытом, которым он обладает. Если то, что он знает, не совпадает с тем, что он видит или слышит, тогда возникает вопрос, который он желает решить.

Также вопросы появляются при желании ребенка подтвердить свою идею или вывод. Он обращается к взрослым, чью компетентность признает. С каждым годом таких вопросов становится все больше.

Здесь важным становится осознание причинности происходящих событий. Ребенок постепенно начинает замечать закономерности, видит множественность причин одного и того же явления, задаваться вопросами, по каким причинам возникают те явления, которые ему являются новыми. Он отмечает несоответствия с действительностью. Критичность мышления позволяет ребенку формировать свои выводы и умозаключения, что делает его независимым и самостоятельным от взрослых.

Порой детские умозаключения являются необычными и новыми для взрослых. Это связано с тем, что мышление ребенка пока не такое, как у взрослых. Он оперирует имеющимися знаниями и тем, что видит. Причем заострение внимания всегда происходит на ярком, необычном, несоответствующем, что позволяет делать такие выводы, которые просто не могут быть вынесены взрослым человеком, который не замечает того, что видит малыш.

Ребенок отличается необычным мышлением по трем причинам:

  1. Нехватка знаний, опыта, информации, поэтому он не может понять сути происходящего.
  2. Неразвитость умственных процессов.
  3. Отсутствие критичности мышления. В происходящем ребенок зачастую выделяет отдельные детали, яркие и видимые на первый взгляд, не замечая всего остального.

На основе этого рассуждения малыша оригинальные, вместе с тем субъективные (здесь отсутствует объективность). Ребенок исходит из того, что видит и слышит он, воспринимает и ощущает лично, не обладая способностью посмотреть на ситуацию с различных сторон.

Такое мышление позволяет ребенку формировать первые зачатки того, в каком мире он появился. Несомненно, его знания являются поверхностными и неглубокими. Однако постепенно он будет приобретать знания, которые и помогут ему в более полной мере расширить горизонты своих познаний.

  • Речь становится планирующей, то есть в некоторой степени заменять физические действия. Это связывают с теми экспериментами, которые ребенок начинает производить с окружающими предметами. Уже бросание камня в воду позволяет ему увидеть явления, которые за его действием последуют. В дальнейшем малыш уже сможет в голове воспроизвести пережитый опыт. Чем больше экспериментов ребенок проведет в дошкольном возрасте, тем больше знаний он будет иметь, когда будет сталкиваться с новыми ситуациями.

Имеющийся опыт позволяет ребенку обращаться к нему, когда нужно решать, что делать дальше. Если ребенок уже сталкивался с какими-то явлениями, то уже может прогнозировать, что последует за каждым его действием. Он начинает рассуждать и выбирать, какое действие совершить, опираясь на те причинно-следственные связи, с которыми уже сталкивался.

Постепенно ребенок начинает выделять не только видимые признаки окружающих предметов, но и их невидимые функции. Это позволяет предметы делить на виды, классифицировать их, хотя и примитивным образом: «съедобное»/«несъедобное», «подвижное»/«неподвижное» и пр.

  • Речь помогает активизировать воображение.

Таким образом, можно выделить следующие особенности мышления у детей дошкольного возраста:

  1. Все, что ребенок видит и слышит, ощущает и переживает, воспринимается им, запоминается и создает первые представления о мире.
  2. Включение речи позволяет дополнительно влиять на окружающий мир, рассуждать, делать выводы.
  3. Опосредованное восприятие мира, то есть когда незнакомые явления объясняются знакомыми. Это позволяет ребенку понять мир, который ему незнаком, и заполнить пробелы информации.
  4. По мере наработки опыта малыш все больше сначала начинает анализировать и рассуждать, а затем предпринимает какие-либо действия.
  5. Способность оперировать предметами в уме на основе имеющегося опыта.
  6. Деление предметов на категории приводит ребенка к использованию абстрактного мышления, когда он воспринимает мир, которого не существует, делит его.

Игра является главной операцией, где ребенок начинает познавать окружающий мир. Вот почему она должна осуществляться под контролем взрослых, которые могут через игровые моменты повлиять на то, как их ребенок будет воспринимать окружающий мир.

Логическое мышление начинает свое зарождение тогда, когда малыш начинает узнавать и пользоваться словами. Сначала он понимает значение слов, которые характеризуют функцию или понятие определенного предмета. Затем ребенок понимает правила рассуждений и отношений между предметами и явлениями.

Развитие логического мышления у детей

Логическое мышление является главной формой интеллектуальной деятельности, которая выделяет человека на фоне животного. Человек воспринимает мир, делает суждения, оперирует выводами, понятиями и абстрактными терминами, выражает свои мысли – все это формы логического мышления.

У детей дошкольного возраста логическое мышление начинается с 3-летнего возраста, когда начинает активное познание мира. Оно включает такие мыслительные операции, как:

  1. Анализ и синтез.
  2. Абстрагирование и конкретизация.
  3. Обобщение и сопоставление.

Развитие одного вида мышления неизбежно влечет за собой развитие другого. Также родителям не следует перескакивать стадии развития и упражнения, которые направлены на конкретный вид мышления, какими бы простыми они ни казались. Логическое мышление базируется на умении ребенка воспроизводить в голове образы. А для их появления он сначала должен их на физическом уровне воспринять, проработать, задействовать.

Творческое мышление базируется на фантазиях и воображении ребенка. Его также необходимо развивать, несмотря на то, что оно базируется на некоторой естественности проявления. Логика часто обладает шаблонностью и стереотипностью, то есть человек должен мыслить определенным образом, что диктуется обществом. Это создает ограниченное мышление. Однако благодаря творческому подходу ребенок может расширить границы своей мыслительной деятельности.

Родители должны развивать все виды мышления, поскольку все они дополняют друг друга и способствуют развитию личности в целом.

Итог

Зачем знать о том, как развивается детское мышление в период, когда малыши еще не ходят в школу? Родители должны обладать данными знаниями, чтобы способствовать развитию мыслительной деятельности своих детей. Во-первых, взрослые начинают понимать мотивы действий своих малышей, которые часто делают то, что считается плохим и неправильным в обществе. Во-вторых, они способствуют развитию своего ребенка, который вскоре пойдет в школу, где будут полезны все виды мышления.

Отдельное внимание специалисты рекомендуют уделять творческому мышлению, которое позволит их чаду в любом возрасте выходить за границы предложенного, оставаться гибким и рассуждающим.