Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Далеко Близко

Цели: Развитие интереса к математике, на основе познавательной активности и любознательности.

Задачи:

  • Совершенствовать навыки устного счета в пределах 10 в разных направлениях
  • Совершенствовать умению решать логические упражнения на внимательность
  • Упражнять в умение узнавать в окружающих предметах форму геометрических фигур
  • развивать умение вычленять из представленного ряда лишний по характерному признаку
  • развивать внимание, умение ориентироваться в пространстве
  • развивать мелкую моторику, любознательность и навыки самооценки
  • воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Оборудование:

  • ковер - самолет;
  • карточки с цифрами;
  • 2 домика;
  • бусы из геометрических фигур;
  • геометрические фигуры;
  • картинки;
  • музыкальное сопровождение;
  • лабиринты и пуговицы;
  • звездочки.

Методы и приемы: словесные (объяснение, рассказ) и наглядно – действенные (демонстрация, иллюстрация) .

Вводная часть.

Ребята к нам пришли гости, давайте поздороваемся!!

Дети вместе с воспитателем становятся в круг.

В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево,

В центре круга соберемся,
И на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем,
И опять играть начнем.

Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом.

Дидактическая игра “Определи свое место”

Ребенок определяет свое место в кругу по отношению к другим детям.

Маша, кто находится справа от тебя?

Егор, а кто находится слева от тебя?

Даша К, кто стоит впереди тебя? А сзади?

Молодцы.

Ребята, а давайте отправимся с вами в путешествие в королевство Математики. (Ответы детей)

На чем мы можем отправиться в путешествие? (Ответы детей)

Я вам предлагаю отправиться в путешествие в королевство Математики на ковре-самолете.

Звучит волшебная мелодия, под которую дети, сидя на ковре, попадают в королевство.

Наш ковер-самолет поднимается все выше и выше.

Ветерок ласкает нас, а мимо проплывают облака.

Мы попали с вами в королевство Математики. Но кто живет в этом королевстве? Давайте знакомиться

Основная часть.

Вот первый домик жителей математического королевства. В этом доме живут Цифры. Они так долго готовились к встрече с вами, что совсем перепутали свои места в числовом ряду. Помогите им ребята найти своё место.

Дидактическая игра “Найди место в ряду”

Дети по очереди выходят к домику и выполняют задание. Затем детям предлагается посчитать до десяти прямым и обратным счетом.

Ребята, давайте посчитаем до 10, а теперь в обратном порядке. Молодцы.

Дидактическая игра «Числа-соседи»

А вот следующие жители потеряли своих соседей, давайте им поможем найти их. Вам нужно вставить цифры с карточками в пустые окошки.

Дети вставляют карточки с цифрами в пустые окошки.

А теперь становитесь все в круг, поиграем в мяч. Я вам называю слово, а вы мне противоположное.

Дидактические игры «Скажи наоборот»

Игра проводится с мячом. Воспитатель кидает мяч ребенку и называет одно из математических понятий, а ребенок кидает мяч обратно и называет противоположность названному понятию.

Длинный – короткий;
Большой – маленький;
Высокий – низкий;
Широкий – узкий;

Толстый – худой;
Далеко – близко;
Вверху – внизу;
Слева – справа;

Вперед – назад;
Легкий – тяжелый;
Сильный - слабый;
Быстро - медленно.

Вот второй домик математических жителей. Только кто живет в этом доме, я вам не скажу. Я хочу, что бы вы сами догадались. Узнали??

Маша какую геометрическую фигуру ты видишь?

Даша а ты какую фигуру видишь

Геометрические фигуры – большие озорники, очень любят играть. И хотят с вами поиграть. Вы согласны?

Вот мы сейчас и посмотрим, кто из вас сможет правильно выложить геометрические бусы.

Дидактическая игра “Бусы”

Дети подходят к столу и выполняют задания. логическую цепочку из геометрических фигур.

А теперь подберите к предметам геометрические фигуры, похожие на них.

На какую геометрическую фигуру похож телевизор? (на квадрат) Егор?

На какую геометрическую фигуру похожа пирамида? (на треугольник) Маша?

А солнце? (на круг) Даша К?

А шарик? (на овал) Даша Ч?

А стол (на прямоугольник) Аня Ч?

А юбка у девочки, на какую фигуру похожа? (на трапецию) Вика А?

Молодцы, справились.!!!

(подходите ко мне, маленькая пауза,)

Физкультминутка

1, 2, 3, 4, 5, (прыжки)
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем то же:
Руки за спину положим,

Голову поднимем выше
И легко, легко подышим. (дыхательное упражнение)

Ребята в этом королевстве есть улица где живут Логические упражнения на внимательность.

Их задания самые сложные. Они сейчас попробуют вас запутать, будьте особенно внимательны.

Дидактическая игра “Найди лишнее”

Дети должны найти лишний предмет из предложенных.

  1. Зима, Весна, Март, Лето? (Маша что здесь лишнее?)
  2. Декабрь, Апрель, Осень, Июль? (Даша К.здесь что лишнее?)
  3. Среда, Ночь, Четверг, Суббота? (Даша Ч. Ответь что здесь лишнее?)
  4. Пять, Восемь, Утро, Семь? (Егор Что здесь лишнее?)

Молодцы!!

А теперь проведем игру быстро отвечай!

  1. Сколько месяцев в году? Аня?
  2. Назови мне зимние месяца, Вика.
  3. С какого дня, Даша, начинаются дни недели?
  4. Сколько дней в неделе, Маша?

Какие вы молодцы!!

А нам пора возвращаться в детский сад. Вернуться назад можно только пройдя лабиринт.

Давайте пройдем за столы. Усядемся по удобнее, приготовили ручки для разминки

«Пальчиковая гимнастика»

Мы с вами должны пройти Лабиринт с помощью пуговиц.

Ищите правильный путь и выкладывайте пуговицами дорогу...

Графическое упражнение «Лабиринт»

Дети с помощью пуговиц должны проложить дорогу «лабиринт.»

Все вы молодцы, с заданиями справились, теперь мы может отправляться домой.

Заключительная часть.

Я приглашаю всех на ковер – самолет, чтобы совершить перелет в наш детский сад. (1,2, 3, 4, 5 можно глазки открывать)

Звучит волшебная мелодия, под которую дети, сидя на ковре, попадают в детский сад.

Сегодня мы с вами совершили увлекательное путешествие в Королевство Математики. Какое задание было самым сложным? С каким заданием вы справились быстро? Вам понравилось путешествие? Предлагаю вечером рассказать родителям о нашем путешествии.

А сейчас я вам предлагаю оценить свою работу. Тот, кто считает, что полностью справился с заданиями – пусть возьмет по красной звездочке, а кто считает, что не все у него сегодня получалось – тот пусть возьмет по синей звездочке.

Дети оценивают себя сами!!

Александра Гостева
«Далеко-Близко». Интегрированное занятие по математическому развитию

Далеко-Близко

(интегрированное занятие )

Цель занятия

Учить делить квадрат на четыре части путем его складывания по

диагонали; составлять предмет из четырех частей измерять

протяженность с помощью условной мерки : развивать представление о

расстоянии : «далеко » , «близко» .

Материалы

для воспитателя : два больших листа бумаги белого или голубого

для детей : по одному бумажному квадрату, все квадраты одного

(зеленого) цвета, но разных размеров (3х3 см; 2,5х2,5 см : 2х3 :

ножницы, клей, мешочек с песком, полоска длиной 4 см.

Ход занятия

Сидя за столом

У каждого ребенка по одному квадрату. Воспитатель предлагает по-

разному назвать фигуру, которая лежит перед ними (квадрат,

четырехугольник).

Затем детям предлагается самостоятельно разделить квадрзи на четыр

треугольника. По окончании работы воспитатель предлагает показап

треугольники и, показывая на части от разных квадратов, проси"

ответить, почему получились разные треугольники.

Дети самостоятельно делают вывод : квадраты были разные, поэтом

и треугольники разной величины.

Воспитатель предлагает детям отгадать загадку :

Что же это за девица? Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет, А в иголках круглый год? (Елка)

Ответ выложите из всех треугольников

Дети приступают к выполнению задания. Если : воспитатель видит, что

ребенок сделал самую простую елку, он предлагает собрать ее по-

другому. Полезно еще раз напомнить детям, что в работе нужно

использовать все треугольники, прикладывая один к другому без

наложения.

По окончании работы предложите детям наклеить елки на большие

листы бумаги, лежащие на столах. Напомните им, что елки необходимо

располагать по всему листу.

Какой красивый лес у нас получился! Но как узнать, какая елка

самая высокая? Какая самая низкая? Что для этого

надо сделать? {Измерить.) Чем можно измерить высоту елок?

Дети самостоятельно делают мерку и с ее помощью измеряют высоту

Какая елка далеко , а какая елка ближе?

Как узнать, где больше елок, не пересчитывая их?

с помощью заместителей дети устанавливают соответствие между

двумя группами предметов.

На земле чертится линия. Дети становятся за нее. У них в руках

мешочки с песком. По сигналу дети бросают мешочки вдаль.

Усложнение. Бросить мешочек левой рукой.

Примечание. Доказать дальность полета можно с помощью измерения.

Дети могут предложить разные мерки : палочку, прутик и т. д. В этом

случае скажите детям, чтобы они представили, что этих предметов нет, пусть придумают, чем еще можно измерить расстояние. Не торопите их с ответом. Дайте возможность высказаться всем. Можно подсказать, что расстояние можно измерить с помощью ступни.

«Что ближе?»

Предложите детям разделиться на две команды. Одной команде дайте

задание назвать предметы, которые находятся вдали, другой - вблизи. В конце предложить детям подсчитать, сколько предметов назвала каждая команда и сколько предметов назвали обе команды вместе.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ НА СТАРШЕЙ ГРУППЕ Задачи: преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности, развитие коммуникативных навыков, развитие способности понимать эмоциональное состояние партнеров по обещанию; снижение психоэмоционального напряжения. Материалы к занятию: игрушка Чебурашка, запись «Песни Чебурашки» магнитофон. ХОД ЗАНЯТИЯ *Приветствие. *Этюд «Робкий Чебурашка». Воспитатель показывает детям Чебурашку, сажает его на стульчик. -Ребята, к нам в детский сад пришел Чебурашка. Он очень стесняется, не хочет ни с кем разговаривать и играть. Я сейчас прочитаю ему стихотворение про новичка. Может быть, это стихотворение поможет ему стать более смелым и подружиться с другими детьми. В детский сад пришел Молчок - очень робкий новичок, Он сначала был не смел, с нами песенок не пел. А потом, глядим, привык: словно зайка-скок да прыг, До чего же осмелел: даже песенку запел! *Этюд «Смелый Чебурашка». Ребенок – Чебурашка встает со стула, подпрыгивает и подпевает под запись песню Чебурашки: « Я был когда – то странной игрушкой безымянной…». Дети по очереди исполняют оба этюда. *Упражнение «Глубокое дыхание». Дети садятся на стулья, выпрямляют и расслабляют спину. На счет 1-2-3-4 – делаем глубокий вдох носом, на счет 4-3-2-1- выдыхаем через рот. Время выполнения 2-3 минуты. КОНСПЕКТ КОМПЛЕКСНОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «НЕЗНАЙКА В СТРАНЕ ВЕЖЛИВОСТИ» Программное содержание: продолжать развивать связную речь детей, пополнять активный словарный запас, продолжать знакомить с правилами общения, с этикетом, развивать коммуникативные навыки, дать определение словам «вежливость», «доброта», воспитывать сострадание, желание помочь, сочувствие, закреплять навыки работы с гуашью и кисточкой (закрашивание по свечке). Материал: кукла Незнайка, 2 игрушечных телефона. У детей – гуашь, кисточка ½ альбомного листа с нарисованными свечкой снежинками (до закрашивания они не видны). Х О Д З А Н Я Т И Я: Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие в страну Вежливости. Хотите? А далеко или близко находится эта страна, вы потом скажите мне сами. Итак, чтобы начать наше путешествие, нужно занять свое место, получить свой волшебный билет. А для этого каждый из вас должен назвать слово, противоположное по назначению моему слову. Начали! (Игра «Скажи наоборот») Воспитатель: Молодцы, все справились с заданием, можем отправляться. Сначала мы полетим на вертолете (движения руками над головой), поедем на поезде, пойдем пешком по высокой траве, высоко поднимаем колени (упражнения выполняются сидя на стульях). -Ой, ребята, подождите, кто-то здесь плачет. Да это же Незнайка! Как ты сюда попал? Кто тебя обидел? Незнайка:(говорит воспитатель) – Я обиделся на всех коротышек и ушел из Цветочного города, куда глаза глядят. Со мной никто не хочет дружить, говорят, что я невежливый, злой, невоспитанный. Ну и ладно, буду жить здесь один! (плачет) Воспитатель: Незнайка, тебе очень повезло! Посмотри на этих ребят, они самые добрые, вежливые и они обязательно тебе помогут. Правда, ребята? Незнайка, скажи, пожалуйста, умеешь ли ты правильно говорить по телефону? Незнайка: Ой, велика наука! А чего тут уметь? Вот я тут хотел к Карлсону в гости сходить, ну и позвонил его другу Малышу. Воспитатель: И что же ты сказал? Незнайка: Ну я сказал: «Эй, ты, Малыш, позвони-ка быстро по телефону Карлсону! Воспитатель: И ты так грубо, невежливо сказал? Незнайка: И что такого? Воспитатель: Да, ребята, вы, наверное, тоже поняли, почему с Незнайкой никто дружить не хочет. А хочешь, Незнайка, ребята тебя научат правильно говорить по телефону? (Дети имитируют разговор) Воспитатель: Ребята, а если вы совершенно случайно ошиблись номером и попали не в ту квартиру, что нужно сказать? (Дети отвечают) Воспитатель: Незнайка, скажи, пожалуйста, как ты поступаешь, если у входа в детский сад встретишься с чьей-либо мамой или бабушкой? Незнайка: Конечно, вперед пробегу, мне же быстрее надо. Воспитатель: А вы, ребята, как поступите? (Дети отвечают) Далее разыгрываются ситуации с покупкой в магазине, приходом гостей в группу детского сада и так далее). Воспитатель: Ну, Незнайка, я думаю, теперь ты понял, как нужно вести себя, если ты с кем-то разговариваешь. Да, вежливым человеком быть не просто, но окружающим тебя людям это очень нравится. А как вы думаете, ребята, что означают слова «вежливость», «доброта»? (Дети отвечают) Ты знаешь, Незнайка, оказывается даже имя человека можно сказать поразному. Вот тебя мама в детстве как называла? Незнайка: - Баловник! Воспитатель: - А ведь любое имя можно произнести очень ласково. Давайте, ребята, научим Незнайку! (Каждый ребенок по очереди встает, остальные называют его имя в уменьшительно-ласкательной форме). Воспитатель: - А сейчас я предлагаю вам поиграть. Вы будете повторять за мной различные движения, но только в том случае, если я скажу слово «пожалуйста». (Физкультминутка) Воспитатель: - А сейчас мы поиграем по-другому. Я буду читать стихи, но не простые. Слушайте: Я начну, а вы кончайте, Хором дружно отвечайте! Растет даже ледяная глыба От слова теплого… (спасибо) Зазеленеет старый пень, Когда услышит… (добрый день) Кода нас бранят за шалости, Говорим мы: … (простите, пожалуйста) Если больше есть не в силах, Скажем маме мы: … (спасибо) - Молодцы, ребята, очень хорошо у нас получилось. Ты убедился, Незнайка, что у нас самые вежливые и воспитанные ребята? А такие ребята больше всего любят дарить подарки. Давайте подарим Незнайке наш волшебный подарок - все добрые и вежливые слова, которые так ему нужны. Запоминай, Незнайка! (ответы детей) -Знаешь, Незнайка, у нас для тебя есть еще один подарок. Видишь у ребят на столах чистые листы бумаги? Сейчас наши волшебники – ребята закрасят эти листы голубой гуашью, и получится чудо! (Идет закрашивание) -Понравились тебе наши подарки, Незнайка? Никогда не забывай волшебные слова и тогда с тобой будут дружить все твои друзья. До свидания, Незнайка, тебе пора возвращаться в свой Цветочный город, а мы вновь очутились в своей группе. Так далеко или близко от нас находится страна Вежливости? (Ответы детей, окончание занятие) УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ И ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К СВЕРСТНИКАМ «ОПИШИ ДРУГА» Упражнение проводится в парах. В течение 2-3 минут дети рассматривают друг друга, затем поворачиваются спиной и по очереди описывают прическу, лицо, одежду партнера. Описание сравнивается с оригиналом и делается вывод о том, насколько ребенок был точен. «ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ» Водящий (поочередно им становится каждый ребенок) выходит из комнаты. В это время производится 2-3 изменения в одежде, прическе, местоположении детей. Водящий должен правильно подметить, что изменилось. «УГАДАЙ-КА» Дети сидят в кругу. Ведущий дает задание: «Угадайте, что нравится в вашем соседе слева его маме». Дети вслух высказывают свои предположения. Затем выбирают самые лучшие качества, которые были названы. При повторении игры можно предложить угадать, что нравится в соседе его друзьям. «УЗНАЙ, КТО ТЕБЯ ПОЗВАЛ» Водящий (ребенок) закрывает глаза. Двое детей по очереди называют его имя. Водящий должен догадаться, кто его позвал. Упражнение можно усложнить – предложить детям, называющим имя ребенка, изменить голос.

Разделы: Работа с дошкольниками

  • Закрепить знания детей о гласных и согласных /твердых и мягких/ звуках, определении первого звука в слове.
  • Закреплять умение делить слова на звуки и слога.
  • Упражнять детей в подборе антонимов – слов с противоположным значением.

Грамматика:

  • Упражнять детей в умении определять родовую принадлежность слов: мужской, женский, средний.
  • Закрепить умение детей называть прилагательные и глаголы к существительным.
  • Закреплять умение составлять короткий рассказ по серии сюжетных картинок.
  • Воспитывать внимание, умение отвечать четко и грамотно на поставленный вопрос.

Ход занятия

Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас с вами итоговое занятие по развитию речи. Один знакомый веселый человечек, которого вы все очень хорошо уже знаете, предложил нам отправиться в космос. Правда он не очень много знает, но, надеюсь, мы поможем ему справиться с задачами, которые ставит Космос.

А вот и наш герой (иллюстрация Незнайки) <Рисунок 1> . Какой он по характеру? (Веселый, смешной, непоседливый, озорной, любознательный, любопытный, добрый, дружелюбный…). Незнайка говорит, что он будет управлять кораблем, и внимательно наблюдать и слушать нас, чтобы научиться чему-то новому.

Итак, Незнайка собрался лететь в космос. Он собрал все принадлежности и отправился в путь. Но сначала Стекляшкин в свой телескоп увидел летающую тарелку и рассказал об этом Незнайке <Рисунок 2> . Ой, у меня рассыпались все картинки, я же теперь все перепутаю и не смогу рассказать, что случилось с Незнайкой дальше, прежде чем он попал к нам…Ребята, поможете мне расставить картинки по порядку? <Рисунок 3 , Рисунок 4 , Рисунок 5 , Рисунок 6 >.

Дети рассматривают картинки (на столах по одной), затем выходят и рассказывают сначала отдельно по каждой картинке, потом упорядочивают их и составляют рассказ.

Вот Незнайка долетел до нас с вами. А в полете надо быть внимательным, чтобы следить за всеми приборами и что делается за бортом корабля. Давайте вместе с Незнайкой отгадаем загадки-шутки и проверим, насколько мы тоже внимательны.

В чаще голову задрав.
Воет с голоду... жираф. (Волк.)

Кто в малине знает толк,
Косолапый бурый... волк. (Медведь.)

Дочерей и сыновей
Учит хрюкать …муравей. (Свинья.)

Кто любит по ветвям носится?
Конечно, рыжая... лисица. (Белка.)

Быстрее всех от страха несется... черепаха.. (Заяц.)

В теплой лужице своей
Громко квакал... Бармалей. (Лягушонок.)

С пальмы вниз, на пальму снова
Ловко прыгает … корова. (Обезьяна.)

Молодцы, вы справились с заданием. Теперь можно отправляться в полет, для этого начинаем обратный отсчет!

Запуск ракеты: обратный счет.

10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1 – Пуск!

Пока мы находимся в полете, расскажите Незнайке, из чего состоят слова? Из звуков.

На какие две группы делятся все звуки русского языка? На гласные и согласные.

Как произносятся гласные звуки? Легко, свободно, поются, тянутся.

Давайте назовем их. А, О, У, И, Ы, Э Сколько их?

А какие препятствия встречает воздух во рту, когда мы произносим согласные звуки?

Какие бывают согласные звуки? Твердые и мягкие.

Каким цветом обозначаются гласные звуки? (Красные. ) Согласные твердые? (Синие. ) Согласные мягкие? (Зеленые. )

Полет в космосе.

Теперь мы можем увидеть за иллюминатором разные объекты. Ребята, давайте будем называть эти объекты и считать в них слоги. Приготовьте для этого руки, будем прохлопывать.

Луна, звезды, солнце, планеты, корабль, комета, млечный путь (считаем слоги в слове путь). <Рисунок 7 , Рисунок 8 , Рисунок 9 , Рисунок 10 , Рисунок 11 , Рисунок 12 , Рисунок 13 >.

Чтобы Незнайка не скучал, мы ему покажем, как правильно можно грамматически разобрать слово: разбор слова “Луна” по звукам, выделение гласных и согласных; счет слогов в слове “Луна”, “Планета”, “Луч”. <Рисунок 14 >.

А теперь мои хорошие давайте сделаем звуковой анализ слова “Луна”. Сколько в слове букв Луна. Ответ 4, а звуков тоже 4 . Молодцы. Теперь давайте каждый звук разберем и поставим нужную карточку у себя на столе, а я буду делать на доске. Первый звук у нас будет, скажет нам Аня “Л ”. Молодец. Каким цветом будет синим , правильно. Следующий звук “У” красным . молодцы. Следующий звук нам назовет Миша “Н ” каким цветом будет? Синим , согласный , да? И последний звук, назовет Тимур “А ” красным и он, гласный . Молодцы. Саша, а в слове Планета какой звук последний? “А” , гласный , обозначается красным цветом. Марина, а в слове луч последний звук какой? Согласный , мягкий , обозначается зеленым цветом. Молодцы, вы справились с заданием.

Загрустил Незнайка. Ох, как много всего он еще не знает! Упало у него настроение. Давайте сделаем так, чтобы Незнайка снова был весел.

Физкультминутка “Если есть хороший друг…”

Настроение упало, (Стоят лицом друг к другу, руки вверх.)
Дело валится из рук… (“Бросают” вниз руки…)
Но еще не все пропало, (Грозят указательным пальчиком.)
Если есть хороший друг. (Хлопают в ладоши.)
С делом справимся вдвоем, (Берутся за руки.)
С облегчением вздохнем – (Вздыхают.)
Настроение поднимем (Поднимают сцепленные руки вверх.)
И от пыли отряхнем! (“Отряхиваются” от пыли, улыбаются друг другу.)

А еще мы удивим Незнайку, как много мы знаем удивительного о космосе!

Дидактическая игра “Скажи наоборот”.

У Луны может быть сторона светлая и темная.

Луч Солнца может быть длинный или короткий.

Звезды бывают холодными и горячими.

Звезды могут быть гиганты и карлики.

Вращение планет может быть быстрым или медленным.

Планеты могут находиться близко или далеко.

Незнайка решил, что все космические объекты он подарит Вам. Но как сказать, чей объект будет? Поможем в этом нелегком задании ему? Да .

Итак, нужно будет сказать, кому принадлежит объект. Незнайка говорит, что он хочет подарить и кому. А вы отвечаете, чей объект – Анин, Сашин, ее, его. А кому подарили, соглашается, что этот объект принимает, и говорит это теперь мой, моя, или мое и называет, что именно ему принадлежит теперь….

Незнайка очень рад, что его спутниками оказались именно вы! Он так обрадовался, что каждому из Вас подарил какой-то космический объект. Давайте напомним Незнайке, чему его мы с вами научили, чтоб это отложилось в его памяти. (Подведение итогов.)

Итак, наш полет на космическом корабле подошел к концу. Внимательный Незнайка приземлил наш корабль, и мы с вами возвращаемся в группу. Из вас вышли замечательные космонавты!

Из опыта работы. Подбирая слова с противоположным значением, детей учу сознательно сопоставлять различные предметы и явления окружающего мира:временные (день - ночь, утро - вечер); пространственные (далеко - близко); явления природы (темно - светло); соотношение по вкусу, весу, величине (кислый - сладкий, тяжелый - лёгкий, широкий - узкий. На занятиях используются различные дидактические игры: «Скажи наоборот», «Кто больше» -дети делятся на 2 команды и придумывают как можно больше слов - противоположностей; «Закончи предложение» -эта игра учит детей подбирать антонимы к наречиям и существительным; «Посмотри вокруг» - предлагается детям посмотреть вокруг и назвать высокие и низкие, широкие и узкие, короткие и длинные, большие и маленькие предметы.

Тема: «Путешествие в страну наоборот»

Цели:

Коррекционно-образовательные:

  1. Повторить и закрепить знания детей по теме «Антонимы».
  2. Учить детей размышлять, сравнивать противоположные качества, находить причинно - следственные связи.
  3. Упражнять детей в подборе существительных к прилагательному.
  4. Формирование связной речи детей.

Коррекционно - развивающие:

  1. Развивать чувство языка у детей.
  2. Развивать мышление, память, внимание, мелкую моторику пальцев рук.

Коррекционно-воспитательные:

  1. Воспитывать умение выражать своё мнение.
  2. Воспитывать чувство взаимовыручки, поддержки, ответственности.
    Оборудование: магнитофон, аудиозапись с голосом королевы - антонимов, музыкальные фонограммы для проведения игр, дома с изображением Великана и мальчика с пальчика, предметные картинки по теме «Антонимы», мяч, волшебная палочка.
    Герои: Фея из страны знаний, Мальчик - наоборот.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы занятия.

Заходит фея и рассказывает детям историю:- Здравствуйте, ребята! Вы, конечно же, узнали меня. Я фея из страны знаний. Мне очень хочется рассказать одну поучительную историю
.- Жил - был мальчик - упрямый, невоспмтанный. Он всё делал наоборот. Велит ему мама ложиться спать - он встаёт. Просит повернуться к ней - он отворачивается; улыбнуться -он плакал. Мама очень огорчилась и называла сына Мальчиком Наоборот.

Услышала, про мальчика королева -Наоборот, обрадовалась и забрала его в свою страну, где живут слова с противоположным значением. Помогите отыскать этого мальчика и вернуть его домой. Дорога в этот город будет дальняя. А я с вами прощаюсь, до свидания, счастливого пути!
Логопед: Все мы любим путешествовать. Но сегодня мы отправимся в необычное путешествие.

3. Закрепление изученного материала.

Ребята посмотрите на дороге лежит камень. Отодвину - ка я травку и посмотрю, что там под ней. А на камне нарисована карта нашего путешествия. В страну - наоборот мы можем пройти по двум дорогам: одна длинная, а другая короткая. По какой пойдём? Ребёнок: «Пойдём по длинной дороге».
Логопед: «Ну что ж отправляемся в путь
Сначала я буду ребёнком, к коленочкам прижмусь
Потом я стану взрослым, до лампы дотянусь
Я по узкой дороге, медленно иду, по широкой дороге я быстро пробегу.
И в страну -наоборот я дойду.

1. Пришли в гости к Великану и мальчику с пальчику.
Логопед: Ой, ребята посмотрите, а куда же мы с вами пришли. Длинная дорога привела нас в гости к Великану и мальчику с пальчику. Это дом Великана. А это дом мальчика с пальчика. Давайте посмотрим на их дома и сравним, какие они. У великана дом, какой? (Высокий, большой) А у мальчика с пальчика, какой? (маленький, низкий).
А сейчас давайте заглянем внутрь домиков и посмотрим, как они в них живут.
Давайте мы с вами разделимся. Кто хочет пойти в гости в Великану? А остальные пойдут к мальчику с пальчику. Давайте поглядим, какая мебель в доме.


Великан Мальчик с пальчик
Стол большой маленький
высокий низкий
стул большой маленький
высокий низкий
Полы грязные Чистые
Какую посуду вы видете на столе:
Новая кастрюля старая кастрюля
Большой стакан маленький стакан
Горячий чай, потому что идет пар холодный чай
Глубокая тарелка мелкая тарелка
Что ещё интересного вы видете?
Большую морковь маленькую
крупную мелкую
Чёрный хлеб белый хлеб
Яблоки крупные мелкие
Сладкий сахар горький перец
Полная сахарница — пустая сахарница чай горячий, а мороженное холодное.
Чистая ложка — грязная ложка
черный хлеб— горячий — холодный
Сахар сладкий, а перец горький.
Вам понравилось в гостях?


2. Мы с вами немного устали. Посмотрите, какая чудесная поляна. Я предлагаю вам отдохнуть. Ребята посмотрите на поляне что - то лежит. Да это же волшебный мешочек. Давайте поглядим, что в нём.
Игра «картинки перевёртыши». Логопед объясняет, что сейчас дети будут составлять предложения по картинкам. Если составят правильно, он им покажет картинку и с обратной стороны.
Логопед: Ребята, какие же вы все молодцы! Справились с заданием.

4. Физкультминутка.

Ребята, хотите поиграть и на несколько минут превратиться в мальчиков и девочек наоборот? Тогда вы должны выполнять все движения наоборот.
Сели - (встали)
Опустили руки - (подняли)
Подняли руки - (опустили руки)
Открыли широко глаза - (закрыли широко глаза)
Закрыли рот - (открыли рот)
Открыли рот - (закрыли рот)
Показали ладони - (спрятали)
Встали на пяточки - (встали на мысочки)
5. Понравилась вам игра?
Ну а нам пора отправляться дальше в путь. По какой дороге отправимся в путь? Ребёнок: По короткой. Логопед: Интересно, куда же она нас приведёт.
Ребята, кажется, мы дошли. А вот и дворец, где живёт королева - наоборот. Какой он необычный. Картинки висят, Давайте позвоним в колокольчик.
Королева - наоборот: Кто нарушил мой покой?
Дети: Мы ребята из детского садика «Росинка» пришли выручать мальчика - наоборот.
Королева - наоборот: Я вам мальчика просто так не отдам, сначала я проверю, как вы выполните мои задания.

5. Игра «Скажи наоборот».

Используется аудиозапись с голосом Королевы,
Игра “Исправь ошибку” (с опорой на предметную картинку).
Королева - наоборот: Но это не все задания, которые я для вас приготовила. У меня есть ещё более сложное задание. Посмотрите на картинки и исправьте меня.
День пасмурный? (Солнечный)
Небо тёмное? (Светлое).
Солнце тусклое? (Ясное).
Земля белая? (Чёрная).
День летний? (Зимний).
Лимон сладкий? (Кислый).
Платье короткое? (Длинное).
Девочка грустная? (Весёлая).(Логопед добивается полных ответов от детей).Королева - наоборот: Молодцы ребята! Вы выполнили все мои задания. И я больше не могу задерживать у себя мальчика - наоборот.

6. Появляется мальчик-наоборот.

Логопед: Вот он, какой мальчик - наоборот. Как же тебя зовут? - Здравствуйте, ребята. Меня зовут Серёжа. Я благодарю вас, что освободили меня от королевы - наоборот.
Ребята, давайте поздороваемся с Серёжей.
Логопед: скажи нам, пожалуйста, Серёжа, что у тебя в руках?

С помощью этой палочки мы поможем научиться дружить. Королева - наоборот рассказала мне, что палочка поможет подружиться толстому и тонкому, высокому и низкому, узкому и широкому. Например, с помощью палочки я помогу подружиться большому слону и маленькой мышке. А вы кому поможете, ребята? Ответьте, с кем хочет дружить горячий огонь?
Дети. Горячий огонь хочет дружить с холодным льдом.
Логопед. С кем хочет дружить легкое перышко?
Дети. Легкое перышко хочет дружить с тяжелой гирей.
Логопед. С кем хочет дружить сладкая конфета?
Дети. Сладкая конфета хочет дружить с горьким перцем.
Логопед. Понравилось ли вам делать добрые дела? А какое доброе дело мы с вами совершили? Ребёнок: мы спасли Серёжу от королевы - наоборот. А какое у вас сейчас настроение? Дети: Радостное, весёлое, хорошее.
Дети отвечают на вопросы.

7. Игра «наоборот»

Ребята вставайте все в круг.
И нам с вами пришел черед
Сыграть в игру
“Наоборот”.Скажу тебе назад, ответишь ты вперед.
Скажу я слово высоко,
а ты ответишь низко
Скажу я слово далеко,
А ты ответишь близко
Скажу я слово тяжело,
Ответишь мне - легко,
Скажу тебе мороз, а ты ответишь зной,
Скажу я слова вам густой, ответишь ты мне жидкий
Скажу я слово потерял,
И скажешь ты нашел
Скажу тебе я слово трус,
Ответишь ты: храбрец
Теперь начало я скажу,
Ну отвечай: конец.
Логопед: Ну а нам с вами пора возвращаться домой. Закрывайте глазки и как только я назову число 5 вы глаза откроите.
1,2.3.4.5 вот и дома мы опять.

8. Итог занятия.

Ребята, какое же у нас с вами замечательное получилось путешествие. У кого мы сегодня были в гостям. Дети: мы побывали в гостях у Великана и мальчика с пальчика, у королевы - наоборот. Я думаю, что вы никогда не будете такими, каким был мальчик - наоборот. Всегда будете слушаться своих родителей, бабушек, дедушек и воспитателей. Будете воспитанными, культурными, добрыми детьми.
Мне понравилось, как вы работали. Наше занятие окончено, всем спасибо! До свидания.