Как знакомить родителей с результатами педагогической диагностики. Педагогическая диагностика «Оценка уровня взаимодействия педагогов с родителями

Тема контроля: «Оценка уровня взаимодействия педагога с родителями».

Цель тематического контроля: оценить уровень коммуникабельности педагога с родителями.

Педагогам предлагается ответить на 16 вопросов. Отвечать нужно быстро, однозначно «да», «нет», «иногда».

    Вам предстоит ординарная беседа с одним из родителей. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи?

    Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, информацией перед родителями?

    Не откладываете ли Вы неприятную беседу о сложном ребенке с его родителями до последнего момента?

    Считаете ли Вы, что не следует лично беседовать с родителями об особенностях воспитания в семье, а лучше провести анкетирование, письменный опрос?

    Вам предлагают подготовить общее родительское собрание для родителей дошкольного учреждения. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этого поручения?

    Любите ли Вы делиться своими переживаниями от общения с родителями с коллегами, руководством?

    Убеждены ли Вы, что общаться с родителями гораздо сложнее, чем с детьми?

    Раздражаетесь ли Вы, если один из родителей Ваших воспитанников постоянно задает Вам вопросы?

    Верите ли Вы, что существует проблема «воспитателей и родителей» и что они разговаривают на «разных языках»?

    Постесняетесь ли Вы напомнить родителям об обещании, которое они забыли выполнить?

    Вызывает ли у Вас досаду просьба кого-либо из родителей помочь разобраться в том или ином сложном воспитательном вопросе?

    Услышав высказывание явно ошибочной точки зрения по вопросу воспитания, предпочтете ли Вы промолчать и не вступать в спор?

    Боитесь ли Вы участвовать в разборе конфликтных ситуаций между педагогами и родителями?

    У Вас есть собственные, сугубо индивидуальные критерии оценки семейного воспитания и других мнений на этот счет Вы не приемлете?

    Считаете ли Вы, что воспитывать необходимо и родителей, а не только детей?

    Проще ли Вам подготовить информацию для родителей в письменном виде, чем провести устную консультацию?

Оценка ответов: «да» - 2 очка, «иногда» - 1 очко, «нет» - 0 очков. Полученные очки суммируются, и определяется, к какой категории относится испытуемый.

30-32 очка. Вам явно сложно вступать в общение с родителями. Скорее всего, Вы вообще не коммуникабельны. Это Ваша беда, так как страдаете от этого больше Вы сами. Но и окружающим Вас людям нелегко. На Вас трудно положиться в деле, которое требует коллективных усилий. Контакты с родителями Вы стараетесь свести к минимуму. В основном они формальны. Причины трудностей в общении Вы стремитесь переложить на родителей. Вы убеждены, что большинство родителей - это всегда недовольные, придирчивые люди, ищущие в Вашей работе только недостатки, не желающие прислушиваться к Вашему мнению. Ваше неумение построить общение с родителями приводит к тому, что и они стремятся избегать общения с Вами. Постарайтесь стать общительнее, контролируйте себя.

25-29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы. Новая работа и необходимость новых контактов надолго выводят Вас из равновесия. Общение с родителями воспитанников является для Вас сложным и не слишком приятным делом. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Однако в неудачных контактах с родителями стремитесь в большей степени обвинить их, а не собственную коммуникабельность. В Ваших силах изменить особенности своего характера. Вспомните, ведь участие в общем интересном деле позволяет Вам легко находить общий язык с родителями!

19-24 очка. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Вам удается достаточно легко наладить контакты с большинством родителей своей группы, но с «трудными» родителями Вы не стремитесь активно общаться. В незнакомой ситуации Вы выбираете тактику «присматривания». Сложности общения с родителями не пугают Вас, однако порой Вы бываете излишне критичны по отношению к ним. Эти недостатки исправимы.

14-18 очков. У Вас нормальная коммуникабельность. Вы убеждены, что с любым родителем всегда можно найти «общий язык». Вы охотно выслушиваете родителей, достаточно терпеливы в общении с ними, умеете отстоять свою точку зрения, не навязывая ее при этом другому. И индивидуальное и коллективное общение с родителями не вызывает у Вас неприятных переживаний. Родители так же стремятся поддерживать контакты с Вами, ищут Вашего совета, поддержки. В то же время Вы не любите многословия, излишней эмоциональности, стремитесь избегать ненужных конфликтов.

9-13 очков. Вы бываете весьма общительны. Постоянно стремитесь вступить в беседу с родителями, но часто эти беседы носят бессодержательный характер. Вы любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Стремитесь высказать родителям собственное мнение о том, как они воспитывают детей, в любой ситуации дать совет, что способно вызывать у них раздражение. Вы вспыльчивы, но отходчивы. Вам недостает терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, Вы умеете выстраивать содержательное общение.

4-8 очков. Вы чрезмерно общительны. Стремитесь стать «другом» каждому родителю, быть в курсе всех их проблем. Любите принимать участие во всех спорах и дискуссиях. Всегда охотно беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. Имеете собственное мнение по любому вопросу и всегда стремитесь ею высказать. Возможно, по этой причине родители и коллеги относятся к Вам с опаской и сомнениями. Вам следует задуматься над этими фактами.

3 очка и менее. Ваша общительность носит болезненный характер. Вы многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно не компетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов, в том числе и среди родителей. Общаясь с родителями, бываете грубоваты, фамильярны. Вас отличают необъективность, обидчивость. Любую проблему Вы стремитесь вынести на всеобщее обсуждение. Серьезное общение с родителями не для Вас. Окружающим сложно с Вами. Постарайтесь задуматься, почему, несмотря на все Ваши усилия наладить общение с родителями, из этого ничего не выходит? Воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям.

Родительское собрание №1 на тему:

«Ознакомление родителей с результатами диагностики речевого развития детей»

Цель: Ознакомить родителей с результатами диагностики речевого развития детей.

Задачи:

    Познакомиться с родителями;

    Рассказать, что изучает логопедия, чем занимается логопед;

    Раскрыть особенности логопедической работы;

    Ознакомить родителей с результатами обследования речи детей мини-центра;

    Познакомить родителей с особенностями проведения логопедических занятий;

    Подчеркнуть роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей.

План проведения

    Знакомство родителей с функциями логопеда;

    Особенности логопедической работы:

Содержание логопедической работы;

Формы логопедической работы.

3. Ознакомление родителей с результатами обследования речи детей мини-центра.

5. Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей.

6. Прочие вопросы.

Содержание

    Здравствуйте, уважаемые родители. Хочу представиться, я, Вирко Алена Геннадьевна, занимаю должность логопеда.

    Логопедия – это наука о нарушениях речи, их коррекции посредством специального обучения и воспитания. Специалист соответственно занимается коррекцией или воспитанием речи.

    В логопедических группах проводится специализированная работа с детьми по следующим направлениям:

Формирование правильного звукопроизношения;

Развитие движений органов речи (губ, щек, языка);

Совершенствование умения различать на слух звуки речи, слоги, слова в речи, схожие по звучанию, артикуляции;

Обогащение, активизация словарного запаса речи;

Развитие мелкой моторики рук, т.е. движений пальчиков (учеными доказано, что развитие мелких движений пальчиков взаимосвязано с развитием речевых зон головного мозга); подготовка руки к письму;

Развитие связной речи, подразумевающее умение составлять рассказы, пересказывать тексты, рассказывать стихотворения, загадки, пословицы;

Совершенствование просодической стороны речи, включающее выработку дикции, выразительности речи, правильного дыхания, работу над правильным ударением, темпом речи.

Вся перечисленная работа проводится в логопедических группах в форме индивидуальных занятий со всеми детьми. Даже с такими детьми как Алина, Сания мы проводим общеразвивающие упражнения.

Структура логопедического занятия всегда одна и включает следующие этапы:

Проведение пальчиковой гимнастики, артикуляционной гимнастики, выработка правильного речевого выдоха и работа со звуком. Однако обследовав детей и выявив индивидуальные особенности каждого ребенка, структура занятия может меняться и роль каждого этапа увеличивается или уменьшается в особенности от типа нарушения. Остановимся более подробно на проведенном обследовании.

В первые две недели сентября было проведено речевое обследование детей. Таким образом, мной были обследованы дети: Женя, Руслан, Ансар, Айбар, Вика, Шамшутдинова и Тайсерикова Камила.

Следует отметить, что у всех детей имеются нарушения звукопроизношения свистящих, шипящих и звуков Л и Р.

    Так же у детей выявлено нарушение всех сторон речи. У детей наблюдаются такие особенности речи, как несформированность грамматического строя речи, бедный словарный запас, неумение составлять рассказ. Хотя в рамках данного нарушения уровень речевого развития всех детей разный. Хочется отметить, что у Жени, Айбара, Камилы Ш. и Ансара, уровень речевого развития несколько ниже возрастной нормы.

    У Руслана, Камилы Ш., Жени наблюдаются затруднения в различении и воспроизведения звуков речи на слух.

    Нарушение звукопроизношения имеет свои особенности и у Ансара, с ним ведется тщательная работа по развитию мимической мускулатуры и выработке правильного речевого дыхания.

    Особо следует отметить, что диагностика мелкой моторики рук детей показала, что не все дети могут справляться с заданиями легко. С результатами вы также можете ознакомиться, просмотрев данный лист.

СОВЕТ: Для этого небольшой совет для родителей. Просите детей помогать вам разбирать горох, фасоль, пуговицы. Сделайте для него специальную коробочку, в которой смешаете крупы и попросите его разобрать в разные чашки. Заинтересуйте ребенка, пусть это будет для него как соревнование или просто помощь для вас.

Учите своего ребенка завязывать шнурки, делать бантики, застегивать пуговицы. Потому что развитие мелкой моторики рук напрямую связано с развитием речи вашего ребенка.

Занятия проходят строго индивидуально и по длительности имеют продолжительность 20-15 минут. Однако проведение занятия чаще зависит от настроения всех детей, у Жени, Камилы наблюдается повышенная активность, которая несколько снижает время проведения всего занятия.

    Какова же роль семьи, родителей в преодолении речевых нарушений у детей?

Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми. Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка. Всем родителям необходимо соблюдать речевой режим в семье. Известно, что ребенок овладевает речью по подражанию. Поэтому речевое окружение ребенка играет важную роль.

    Родители должны следить за правильностью собственной речи . Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, выразительной. Дома чаще читайте стихи, сказки, загадки, пойте песенки. На улице наблюдайте за птицами, деревьями, людьми, явлениями природы, обсуждайте с детьми увиденное.

    Избегайте частого просмотра телепрограмм , особенно взрослого содержания. Играйте вместе с ребенком, налаживайте речевой, эмоциональный контакт.

    Нередко причиной неправильного звукопроизношения является подражание ребенком неправильной речи взрослых, старших братьев, сестер, сверстников, с которыми малыш часто общается . Родителям стоит обратить внимание и на то, что в общении с ребенком, особенно в раннем и младшем дошкольном возрасте, нельзя произносить слова искаженно, употреблять вместо общепринятых слов усеченные слова или звукоподражания ("бибика", "ляля", "ням-ням" и т.д.) Это будет лишь тормозить усвоение звуков, задерживать своевременное овладение словарем.

    Не способствует развитию речи ребенка частое употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, а также слов, недоступных для его понимания или сложных по звуко-слоговому составу.

    Если ваш ребенок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, фразы, не следует передразнивать его, смеяться или, наоборот, хвалить. Также нельзя требовать правильного произношения звуков в тот период жизни малыша, когда процесс становления и автоматизации не закончен.

    Нельзя заставлять ребенка долго выполнять домашнее задание . Нельзя чтобы у ребенка вырабатывалось нежелание учиться, поэтому проводите все задания в игровой форме. Стремитесь так заинтересовать ребенка, чтобы следующее задание он выполнял с еще большим желанием. Для этого важен эмоциональный контакт с ребенком, никогда не ругайте его если что-то не получается у него.

    Осуществляйте позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами. Очень важную роль имеете и вы в положительном настрое ребенка на занятия с педагогами. Следует объяснять ребенку что это все просто игра, которая нужна ему, чтобы он не боялся идти на занятие и не проявлял нежелание выполнять то или иное занятие.

Кроме того, родители сами должны научиться выполнять и показывать ребенку простые артикуляционные упражнения для подготовки речевого аппарата к правильному звукопроизношению.

Для этого мы сейчас с вами выполним самые простые упражнения. Не стесняйтесь выполнять все вместе с ребенком, ведь от этого зависит речевое развитие вашего малыша и то, как он будет учиться в дальнейшем. Потому что именно сейчас тот возраст который наиболее пластичен и легче поддается любым изменениям. Так давайте воспитывать их правильно, чтобы вы могли еще больше радоваться за успехи своих чад.

Артикуляционная гимнастика: «Часики», «Лопаточка», «Трубочка», «Вкусное варенье», «Чистим зубки», «Чашечка», «Горка», «Лошадка», «Грибок», «Футбол».

Особое внимание родители должны уделять выполнению домашних заданий . Если материал не закреплять, то, во-первых, не будет достигнута необходимая эффективность в работе, а во-вторых, значительно удлинится период коррекционной работы с ребенком.

Отмечу, что существуют определенные правила работы в домашних тетрадях:

Тетради забираются на выходные, возвращаются в понедельник;

Задания на развитие мелкой моторики рук (рисование, штриховка и пр.) выполняются карандашами;

Весь речевой материал должен быть отработан, т.е. родители должны добиваться правильного и четкого выполнения ребенком задания, даже путем заучивания;

Задания должны быть прочитаны ребенку;

Все задания выполняются до конца,

Обязательно следует делать пометки о том, как ребенок выполняет задание.

Уважаемые родители! Вы наравне с логопедом несете ответственность за посещение логопедических занятий своими детьми.

2 раза в неделю будут проводиться консультации для родителей по возникающим вопросам :

Понедельник: 8:00 – 9:30

Пятница: 17:00 – 18:00

А так же для всех желающих родителей мы пригласим на так называемый «день открытых дверей», с целью знакомства вас с проведением занятий логопеда и наглядным показом того, как занимается ваш ребенок.

Спасибо за внимание!

    Прочие вопросы.

Повышение сензитивности родителей к проблемам детей, снижение эмоционального дискомфорта у родителей в связи с отклонениями в развитии ребенка, формирование у родителей адекватных представлений о потенциальных возможностях детей с ОВЗ, оптимизация их педагогического потенциала.

Задачи:

· Снизить эмоциональный дискомфорт, в связи с заболеванием ребенка;

· Укрепить уверенность родителей в возможностях ребенка;

· Сформировать у родителей адекватного отношения к ребенку;

· Установить адекватные детско-родительские отношения и стили семейного воспитания.

Программа состоит из двух блоков:

1. Информационно-методический (работа с родителями, специалистами)

2. Коррекционный

Формы проведения занятий с детьми:

Индивидуальные на базе Центра и на дому, групповые (4-8 человек) . Занятия с детьми проводится по 40 минут каждое с периодичностью 1-2 раза в неделю.

Встречи с родителями индивидуальные (еженедельно) и групповые с периодичностью два раза в месяц продолжительностью по 45-60 минут.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Процесс реализации психологической поддержки родителей является длительным и требует обязательного комплексного участия всех специалистов, наблюдающих ребенка (педагог-дефектолог, врач, социальный работник, др.), однако главная роль в этом процессе принадлежит психологу, поскольку он разрабатывает конкретные мероприятия, направленные на психологическую поддержку родителей.

1. Набор родителей в «Школу понимания» - проводится раз в два месяца.

2. Информационно-методическая работа – еженедельно.

3. Групповые консультации, собрания – два раза в месяц.

4. Работа с группами – еженедельно.

5. Коррекционная работа – еженедельно (в зависимости от случая).

Информационно-методический блок.

Цель: Информирование родителей о психологических особенностях ребенка, психологии воспитания и психологии семейных отношений.

Проведение диагностических мероприятий с родителями.

Ознакомление родителей с результатами обследований на индивидуальных консультациях и беседах.

3. Проведение тематических родительских собраний, групповых консультаций. Они способствуют расширению знаний родителей о психологических особенностях детей, имеющих отклонения в развитии, о типичных возрастных закономерностях в развитии личности.

4. Обобщение результатов диагностической работы, а также на основании запросов родителей, формирование родительской группы психологом. Подбор семей проводится с учетом сходства проблем и запросов.

5. Работа с родительскими группами. Работа проводится в форме родительских семинаров, которые включают в себя лекционные приемы и групповые дискуссии. Групповые дискуссии способствуют повышению мотивации родителей в совместной работе и вовлеченности в решении обсуждаемых проблем. Такая форма работы позволяет родителям осознать, что они не одиноки, что подобные трудности испытывают и другие семьи. В процессе дискуссий у родителей возрастает уверенность в своих родительских возможностях, они делятся опытом, знакомятся с психолого-педагогическими приемами, играми, занятиями, пригодными для домашнего использования. Информация предлагается в рекомендательной форме. Такой демократичный стиль в общения психолога с родителями позволяет эффективней построить деловое сотрудничество в воспитании и развитии ребенка.


Родительское собрание №1 на тему:
«Ознакомление родителей с результатами диагностики речевого развития детей»
Цель: Ознакомить родителей с результатами диагностики речевого развития детей.
Задачи:
Познакомиться с родителями;
Рассказать, что изучает логопедия, чем занимается логопед;
Раскрыть особенности логопедической работы;
Ознакомить родителей с результатами обследования речи детей мини-центра;
Познакомить родителей с особенностями проведения логопедических занятий;
Подчеркнуть роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей.
План проведения
Знакомство родителей с функциями логопеда;
Особенности логопедической работы:
- содержание логопедической работы;
- формы логопедической работы.
3. Ознакомление родителей с результатами обследования речи детей мини-центра.
5. Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей.
6. Прочие вопросы.
Содержание
Здравствуйте, уважаемые родители. Хочу представиться, я, Вирко Алена Геннадьевна, занимаю должность логопеда.
Логопедия – это наука о нарушениях речи, их коррекции посредством специального обучения и воспитания. Специалист соответственно занимается коррекцией или воспитанием речи.
В логопедических группах проводится специализированная работа с детьми по следующим направлениям:
- формирование правильного звукопроизношения;
- развитие движений органов речи (губ, щек, языка);
- совершенствование умения различать на слух звуки речи, слоги, слова в речи, схожие по звучанию, артикуляции;
- обогащение, активизация словарного запаса речи;
- развитие мелкой моторики рук, т.е. движений пальчиков (учеными доказано, что развитие мелких движений пальчиков взаимосвязано с развитием речевых зон головного мозга); подготовка руки к письму;
- развитие связной речи, подразумевающее умение составлять рассказы, пересказывать тексты, рассказывать стихотворения, загадки, пословицы;
- совершенствование просодической стороны речи, включающее выработку дикции, выразительности речи, правильного дыхания, работу над правильным ударением, темпом речи.
Вся перечисленная работа проводится в логопедических группах в форме индивидуальных занятий со всеми детьми. Даже с такими детьми как Алина, Сания мы проводим общеразвивающие упражнения.
Структура логопедического занятия всегда одна и включает следующие этапы:
-проведение пальчиковой гимнастики, артикуляционной гимнастики, выработка правильного речевого выдоха и работа со звуком. Однако обследовав детей и выявив индивидуальные особенности каждого ребенка, структура занятия может меняться и роль каждого этапа увеличивается или уменьшается в особенности от типа нарушения. Остановимся более подробно на проведенном обследовании.
В первые две недели сентября было проведено речевое обследование детей. Таким образом, мной были обследованы дети: Женя, Руслан, Ансар, Айбар, Вика, Шамшутдинова и Тайсерикова Камила.
Следует отметить, что у всех детей имеются нарушения звукопроизношения свистящих, шипящих и звуков Л и Р.
Так же у детей выявлено нарушение всех сторон речи. У детей наблюдаются такие особенности речи, как несформированность грамматического строя речи, бедный словарный запас, неумение составлять рассказ. Хотя в рамках данного нарушения уровень речевого развития всех детей разный. Хочется отметить, что у Жени, Айбара, Камилы Ш. и Ансара, уровень речевого развития несколько ниже возрастной нормы.
У Руслана, Камилы Ш., Жени наблюдаются затруднения в различении и воспроизведения звуков речи на слух.
Нарушение звукопроизношения имеет свои особенности и у Ансара, с ним ведется тщательная работа по развитию мимической мускулатуры и выработке правильного речевого дыхания.
Особо следует отметить, что диагностика мелкой моторики рук детей показала, что не все дети могут справляться с заданиями легко. С результатами вы также можете ознакомиться, просмотрев данный лист.
СОВЕТ: Для этого небольшой совет для родителей. Просите детей помогать вам разбирать горох, фасоль, пуговицы. Сделайте для него специальную коробочку, в которой смешаете крупы и попросите его разобрать в разные чашки. Заинтересуйте ребенка, пусть это будет для него как соревнование или просто помощь для вас.
Учите своего ребенка завязывать шнурки, делать бантики, застегивать пуговицы. Потому что развитие мелкой моторики рук напрямую связано с развитием речи вашего ребенка.
Занятия проходят строго индивидуально и по длительности имеют продолжительность 20-15 минут. Однако проведение занятия чаще зависит от настроения всех детей, у Жени, Камилы наблюдается повышенная активность, которая несколько снижает время проведения всего занятия.

Какова же роль семьи, родителей в преодолении речевых нарушений у детей?
Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми. Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка. Всем родителям необходимо соблюдать речевой режим в семье. Известно, что ребенок овладевает речью по подражанию. Поэтому речевое окружение ребенка играет важную роль.
Родители должны следить за правильностью собственной речи. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, выразительной. Дома чаще читайте стихи, сказки, загадки, пойте песенки. На улице наблюдайте за птицами, деревьями, людьми, явлениями природы, обсуждайте с детьми увиденное.
Избегайте частого просмотра телепрограмм, особенно взрослого содержания. Играйте вместе с ребенком, налаживайте речевой, эмоциональный контакт.
Нередко причиной неправильного звукопроизношения является подражание ребенком неправильной речи взрослых, старших братьев, сестер, сверстников, с которыми малыш часто общается. Родителям стоит обратить внимание и на то, что в общении с ребенком, особенно в раннем и младшем дошкольном возрасте, нельзя произносить слова искаженно, употреблять вместо общепринятых слов усеченные слова или звукоподражания ("бибика", "ляля", "ням-ням" и т.д.) Это будет лишь тормозить усвоение звуков, задерживать своевременное овладение словарем.
Не способствует развитию речи ребенка частое употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, а также слов, недоступных для его понимания или сложных по звуко-слоговому составу.
Если ваш ребенок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, фразы, не следует передразнивать его, смеяться или, наоборот, хвалить. Также нельзя требовать правильного произношения звуков в тот период жизни малыша, когда процесс становления и автоматизации не закончен.
Нельзя заставлять ребенка долго выполнять домашнее задание. Нельзя чтобы у ребенка вырабатывалось нежелание учиться, поэтому проводите все задания в игровой форме. Стремитесь так заинтересовать ребенка, чтобы следующее задание он выполнял с еще большим желанием. Для этого важен эмоциональный контакт с ребенком, никогда не ругайте его если что-то не получается у него.
Осуществляйте позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами. Очень важную роль имеете и вы в положительном настрое ребенка на занятия с педагогами. Следует объяснять ребенку что это все просто игра, которая нужна ему, чтобы он не боялся идти на занятие и не проявлял нежелание выполнять то или иное занятие.
Кроме того, родители сами должны научиться выполнять и показывать ребенку простые артикуляционные упражнения для подготовки речевого аппарата к правильному звукопроизношению.
Для этого мы сейчас с вами выполним самые простые упражнения. Не стесняйтесь выполнять все вместе с ребенком, ведь от этого зависит речевое развитие вашего малыша и то, как он будет учиться в дальнейшем. Потому что именно сейчас тот возраст который наиболее пластичен и легче поддается любым изменениям. Так давайте воспитывать их правильно, чтобы вы могли еще больше радоваться за успехи своих чад.
Артикуляционная гимнастика: «Часики», «Лопаточка», «Трубочка», «Вкусное варенье», «Чистим зубки», «Чашечка», «Горка», «Лошадка», «Грибок», «Футбол».Особое внимание родители должны уделять выполнению домашних заданий. Если материал не закреплять, то, во-первых, не будет достигнута необходимая эффективность в работе, а во-вторых, значительно удлинится период коррекционной работы с ребенком.
Отмечу, что существуют определенные правила работы в домашних тетрадях:
- тетради забираются на выходные, возвращаются в понедельник;
- задания на развитие мелкой моторики рук (рисование, штриховка и пр.) выполняются карандашами;
- весь речевой материал должен быть отработан, т.е. родители должны добиваться правильного и четкого выполнения ребенком задания, даже путем заучивания;
- задания должны быть прочитаны ребенку;
- все задания выполняются до конца,
- обязательно следует делать пометки о том, как ребенок выполняет задание.
Уважаемые родители! Вы наравне с логопедом несете ответственность за посещение логопедических занятий своими детьми.
2 раза в неделю будут проводиться консультации для родителей по возникающим вопросам:
Понедельник: 8:00 – 9:30
Пятница: 17:00 – 18:00
А так же для всех желающих родителей мы пригласим на так называемый «день открытых дверей», с целью знакомства вас с проведением занятий логопеда и наглядным показом того, как занимается ваш ребенок.
Спасибо за внимание!
Прочие вопросы.

ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

Перед поступлением ребенка в 1-й класс мы проводим диагностику его школьной зрелости. Цель – определить наиболее благоприятные для дальнейшего развития ребенка условия образования, включая выбор образовательной программы, найти способы коррекции обнаруженных отклонений, выявить одаренных детей. Объективную оценку уровня школьной зрелости возможно дать, определив:

􀀹 физическую готовность к школе, уровень физического развития ребенка, его соответствие возрастным нормам, группу здоровья, от которой зависит работоспособность ученика в условиях систематического обучения;

􀀹 психическую готовность к школе – соответствие возрастным нормам: уровню развития интеллекта, эмоций, высших психических функций, усидчивости, терпения, настойчивости;

􀀹социальную готовность к школе – развитие ребенка как личности в его системе отношений с миром (отношение к вещам, игрушкам, родителям, сверстникам и т. д., правил поведения, коммуникативных умений);

􀀹дидактическую готовность к школе – готовность ребенка как субъекта учебной деятельности, наличие учебных умений читать, писать, считать (что не является обязательным) или предпосылок таких умений (развитие речи, мелкой моторики, представлений о количестве и т. д.).

На основе сравнения результатов системной диагностики определяется уровень школьной зрелости ребенка (высокий, средний, низкий, нулевой), в соответствии с которым ему будет предложена та или иная образовательная программа. Диагностика умственного развития ребенка, а также изучение навыков учебной деятельности необходимы, как минимум, для следующих целей.

Во-первых , чтобы определить, насколько соответствует уровень его развития тем нормам, которые характерны для детей данного возраста. Если ребенок в эти нормы вписывается – все в порядке. А вот если нет, то необходимо срочно что-то делать, поскольку если оставить эту проблему без внимания, то в дальнейшем решить ее будет очень сложно.

Во-вторых , диагностика нужна для того, чтобы узнать индивидуальные особенности развития способностей. Ведь какие-то из них могут быть развиты хорошо, а какие-то не очень. Наличие у ребенка отдельных недостаточно развитых интеллектуальных способностей может стать причиной серьезных затруднений в процессе обучения в школе. Заранее выявленные «слабые места» могут быть скорректированы. Например, с помощью специалиста можно подобрать игры и упражнения, направленные на развитие требуемой способности.

В-третьих , диагностика позволяет оценить эффективность тех средств и методов, которые использовались для развития ребенка в дошкольном учреждении, а также будут использованы в учителем в школе. Например, школьный психолог может протестировать ребенка в начале учебного года, а затем в конце. Сравнение полученных результатов покажет, у кого какие произошли изменения (и произошли ли они вообще).

И, наконец, в-четвертых , детей необходимо знакомить с различными формами тестирования, чтобы они таким образом готовились к проверочным испытаниям, которые их ожидают на раз-личных этапах обучения в будущем. Очень важно создать для ребенка нормальные условия во время проведения диагностики. Таким образом, диагностика нужна для семьи дошкольника, чтобы знать, как подойти к успехам и неудачам своего ребенка, в каком направлении вносить коррекцию. В такой же степени диагностика нужна учителю: чтобы учить, надо знать ребенка во всех его проявлениях.

Как относиться к результатам диагностики? (Советы родителям.)


Самое главное – это, независимо от полученных результатов, относиться к ним спокойно. Никакие психологические тесты и учебные задания не дают однозначной, категорической оценки, особенно в плане интеллектуального развития. А если возникли какие-либо вопросы и сомнения, лучше всего обратиться к специалистам. Обращайте, прежде всего, внимание на низкие и высокие оценки диагностики. Если оценки низкие, не расстраивайтесь, займитесь развивающими играми и тренировочными упражнениями. Через определенное время, скажем, один – два месяца, попробуйте повторить диагностику. Если результаты не улучшились, следует обратиться к психологу, особенно что периодически это полезно делать в любом случае. Если же ребенок показал высокие результаты, можете быть довольны. Однако вместе с приятным известием вы имеете и повод для беспокойства. Скорее всего, ваш ребенок интеллектуально одаренный, и беспокоиться нужно о том, как эту одаренность не загубить. Для него нужна специальная программа обучения и развития. И здесь помогут консультации педагога и психолога. Средние результаты обещают больше спокойствия. Но это лишь в том случае, если вы не захотите, чтобы ваш ребенок стал еще более интеллектуально мыслящим.

Нижеследующие тесты, вопросы, творческие задания не претендуют на систему диагностики. Мы делаем лишь попытку обратить внимание родителей на своего ребенка.

Выделим несколько основных аспектов готовности ребенка к школе:

􀀹 здоровье детей, идущих в школу. Накануне, лучше весной, важно обследовать психологическое и физическое состояние ребенка. Консультации психолога и педиатра помогут укрепить здоровье с учетом выявленных недостатков. Важно выяснить, знакома ли ребенку программа «Забочусь о себе сам» и владеет ли он элементами самозащиты;

􀀹 уровень воспитанности и нравственных качеств. Трудолюбие. Отношение к окружающим;

􀀹 выражение себя и своего отношения к окружающему миру в изобразительной деятельности (рисунок ребенка «Моя семья»);

􀀹 знания и специальные практические умения, необходимые будущему первокласснику: элементарные вычислительные навыки, ориентировка в фонетической стороне речи, готовность руки ребенка к письму;

􀀹 навыки учебной деятельности. Мотивационная готовность ребенка к школе.

Необходимо подумать о том, овладел ли ребенок системой межличностных отношений для нахождения в школьном коллективе. Эта система либо создает для ребенка атмосферу эмоционального благополучия и таким образом стимулирует его учебную деятельность, либо, наоборот, складывается неблагополучно. Очень важно своевременно формировать навыки учебной деятельности, не пугать школой, но и не показывать ее в развлекательном ракурсе. Ребенок еще до поступления в школу должен усвоить.