Сотрудничество между детьми в логопедической работе. Взаимодействие логопеда и семьи в процессе коррекционной работы с детьми-логопатами

Скрынникова Наталия Николаевна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МДОУ д/с "Рябинка"
Населённый пункт: город Балашов, Саратовской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Взаимодействие учителя-логопеда и семьи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста
Дата публикации: 17.01.2016
Раздел: дошкольное образование

г.Балашов. МДОУ д/с «Рябинка».
Тема: «
Взаимодействие учителя - логопеда и семьи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста ». Составила учитель - логопед: Скрынникова Н. Н.

Тематический план работы на год.

Месяц

Тема
Сентябрь. Цели, задачи, формы и методы работы с родителями. Октябрь. Работа с родителями детей, нуждающихся в коррекционно- развивающем обучении Ноябрь. Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста Декабрь. Поиск новых форм взаимодействия ДОУ и семьи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста Январь. Условия эффективного взаимодействия учителя-логопеда с родителями. Февраль. Классификации форм взаимодействия учителя-логопеда с родителями. Март. Современные формы работы учителя – логопеда с родителями Апрель. Заключение. Май. Разработка анкет.
Актуальность проблемы.

Как показывают современные исследования, целенаправленное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания, развития и коррекции значительно повышает его эффективность. В настоящее время наблюдается острая потребность работы педагога с семьей. Рост интереса к проблемам семейного воспитания связан с новыми социально-экономическими условиями. А новые условия требуют новых подходов и методов работы с родителями, имеющими детей с речевыми нарушениями. Учитель, воспитатель, психолог, учитель-логопед должны оказывать помощь родителям в развитии и воспитании детей, особенно если у детей наблюдаются проблемы речевого развития. Некоторые родители пытаются повлиять на формирование речи своего ребенка, начиная с ранних лет жизни. Они стараются, чтобы их ребенок слышал правильную, выразительную и отчетливую речь, читают ребенку сказки, стихи, рассказы, развивают кругозор. Но не у всех так получается. Часто семья не в состоянии (в силу разных причин) оказать действенную помощь ребенку в развитии речи и коррекции речевых дефектов. Большинство родителей не понимают реальных причин, из-за которых у их ребенка те или иные речевые нарушения. В таких случаях усложняется процесс воспитания и обучения. Многие родители достаточно хорошо осознают недостатки в воспитании своих детей, беспомощность в устранении речевых нарушений. Родителям не хватает психолого- педагогической грамотности. Создание единого пространства развития ребенка невозможно без объединения усилий педагогов и родителей. Для успешной работы воспитателям и логопеду необходимо поддерживать тесный контакт с семьей ребенка. В коррекционной работе важно сделать родителей не только своими союзниками, но и грамотными помощниками.
1.

Цели, задачи, формы и методы работы с родителями.

Цель совместной работы
– активизировать родителей, привлечь их внимание к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание ребенка в семье и в детском саду более последовательным и эффективным.

Задачи родителей в коррекционной работе заключаются:
в создании в семье условий, благоприятных для общего и речевого развития детей; в проведении целенаправленной и систематической работы по общему, речевому развитию детей и необходимой коррекции недостатков в этом развитии. Задачи, которые ставит педагогический коллектив и логопед, работая с родителями в течение учебного года: обеспечение дошкольникам с нарушениями речи комфортных во всех отношениях условий развития, воспитание и обучение, создание среды психолого-педагогической и речевой поддержки ребенка; проведение необходимой работы по профилактике и коррекции недостатков речевого развития у детей, обеспечение их эффективной общей и речевой подготовки к школе; повышение психолого-педагогической культуры и воспитательной компетентности родителей, побуждение их к сознательной деятельности по общему и речевому развитию дошкольников в семье выявить характер семейных взаимоотношений, авторитет родителей; определить их влияние на развитие ребенка и на этой основе скоординировать воспитательно- образовательную работу ДОУ и семьи; целенаправленно воздействовать на родителей с учетом их подготовленности к воспитанию детей; учитывать пожелания родителей, их предложения; познакомить родителей с кругом знаний для успешной подготовки детей к школе.
В работе с семьей используются традиционные и нетрадиционные формы и методы:

групповые собрания;
индивидуальные беседы; консультации; анкетирование; наглядная агитация; открытые занятия с детьми; День открытых дверей; приглашение родителей на празднике; совместные мероприятия; закрытые ящики и информационные корзины. Один из аспектов этого вопроса – поиск действенных путей сотрудничества, в равной степени необходимого как педагогам, так и родителям. Уровень развития ребенка в первую очередь зависит от той атмосферы, которую создают сознательно, а большей частью, и безсознательно взрослые в семье. Степень влияния домашней работы родителей с детьми на время и качество коррекции речи ребенка велика. Ожидания и надежды родителей связаны, как правило, только с работой логопеда. Поэтому необходимо привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка, так как это во многом облегчает работу специалиста и ускоряет успехи ребенка. Родители в известной мере привыкают к речи своих детей и не замечают в ней недочетов, а поэтому и не помогают им усваивать правильную речь. Логопед должен помочь родителям правильно организовать эту работу. Поэтому необходимо познакомить родителей с индивидуальными особенностями всех сторон речи ребенка (словаря, грамматического строя, звукопроизношения) и наметить коррекционные мероприятия. Помощь детям тогда будет эффективной, когда к их речи и поведению предъявляют единые требования (и дома, и в детском саду). Это вполне достижимо, если родители будут посещать логопедические занятия и консультации у логопеда. Участие родителей в коррекционном процессе очень полезно как для ребенка, так и для самих родителей. Всесторонняя воспитательно-образовательная работа с родителями, в целях повышения их педагогической культуры, установления единства воздействия на ребенка крайне полезно. От успеха сотрудничества педагогического коллектива и родителей, имеющих ребенка с речевыми нарушениями зависит результат коррекционной работы. Только в тесном контакте с родителями, повышая их
педагогическую культуру и свой педагогический опыт, можно добиться положительных результатов в коррекции речевых недостатков у ребенка и устранении причин трудностей в обучении. Участвуя в образовательно-воспитательном процессе, родители постепенно становятся более активными, начинают ответственнее относиться к выполнению детьми домашних заданий. Только тесный контакт в работе логопеда и родителей может способствовать устранению речевых нарушений в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему полноценному школьному обучению.
2.

Работа с родителями детей, нуждающихся в коррекционно-развивающем

обучении.
Одной из важнейших задач организации в ДОУ коррекционно-развивающей работы является привлечение родителей к активному сотрудничеству, т.к. только в процессе совместной деятельности детского сада и семьи удается максимально помочь ребенку, который испытывает трудности в своем развитии.
1.^ Коллективные формы общения
В соответствие с годовым планом: - общие родительские собрания (1 раз в год); - групповые родительские собрания с привлечением специалистов (не реже трех раз в год); - «День открытых дверей» (в апреле для родителей, чьи дети, поступают в ДОУ в следующем учебном году). Планируются на основании запросов родителей: - семинары; - тренинги;
- «круглые столы»; - «плановые консультации»; - «тематические доклады» и другие коллективные формы работы с семьей.
2. ^ Индивидуальные формы работы семьей:
- анкетирование и опросы; - беседы и консультирование учителя-логопеда (по запросу родителей и по плану индивидуальной работы с родителями); - «Родительский час» - проводится 1 раз в неделю во второй половине дня.
3.

«Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста».
Тысячи семей могли бы помочь своим детям догнать в развитии своих сверстников. Грамотная помощь детям, отстающим в развитии со стороны семьи существенно дополняет комплекс лечебно- педагогических мероприятия в ДОУ. Терпение и настойчивость, стимулируемые любовью к ребенку и подкрепленные научными знаниями могут в значительной степени последствия той или иной ошибки природы. Многие зарубежные терапевты убеждены, что дети не смогут достичь успехов терапии до тех пор, пока их родители не пройдут эмоциональную переориентацию. Они уверены, что противодействие родителей может уничтожить самые лучшие стремления детей. Родительское отношение определяется как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенности восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков. Детско-родительские отношения в семьях детей с недостатками в развитии представляют собой чрезвычайно важную и сложную проблему. Не вызывает сомнения тот факт, что социальная адаптация ребенка зависит от правильного родительского (прежде всего материнского) поведения. Недостатки познавательной деятельности уже в раннем детстве препятствуют установлению нормальных взаимоотношений ребенка с родителями, что затрудняет усвоение социального опыта, формирование способов личностного общения, тормозит эмоциональное развитие детей с недостатками интеллекта.
Дети с нарушением в развитии нуждаются в своевременной грамотной диагностики и в коррекционном воспитании. К тому же такие дети часто воспитываются в проблемных семьях, роль микро среды, семьи и типа семейного воспитания в формировании личности ребенка велика. Изучение семей выявляет их экономический, социокультурный уровень, особенности семейного микроклимата, условия воспитания ребенка и ряд других важных для выбора стратегий и тактики работы с семьей и с ребенком. Дефицит общения в семье приводит к незрелости эмоционально волевой сферы ребенка, к отставанию в развитии интеллектуальной деятельности. Или наоборот, чрезмерный родительский контроль подавляет активность и самостоятельность у ребенка, вырабатывает и закрепляет у него инфальтивную систему поведения. Наблюдение и другие специальные исследования выявляют дисгармоничные и искаженное семейное воспитание, разные эмоциональные реакции родителей на отклонения в развитии детей, их трудности. Семья не всегда понимает своеобразия личности ребенка, неадекватно расценивает его психические возможности. У некоторых родителей отмечается негативное отношение к рекомендуемым оздоровительно-воспитательным мерам воздействия, неверие в успех работы с ребенком, сомнения в целесообразности что-то менять. У одних родителей нет ни желания, ни возможности заниматься с ребенком, это как правило, семье с низким социально-экономическим статусом, неблагополучные семьи, с недостаточным культурным развитием. Другие родители имеют выраженное желание работать с ребенком, но при этом не имеют соответствующих материальных и бытовых условий. Есть родители, которые хотят заниматься с ребенком, следовать всем указаниям специалистов, имеют соответствующие условия для этого, но не знают конкретно, что могут и должны делать. У родителей даже в благоприятных семьях порой отсутствуют достаточные знания, умения и навыки, необходимая подготовка для коррекционной работы с ребенком. Перед специалистами стоит задачи найти пути взаимодействия с родителями, расширить их знания, помочь им понять своеобразие личности ребенка и правильно определить пути воспитательного воздействия.
4.

Поиск новых форм взаимодействия ДОУ и семьи в преодолении речевых

нарушений у детей дошкольного возраста
В статье раскрываются цель, направления и формы работы с семьями воспитанников с особыми образовательными потребностями. Семья – это то естественное пространство (речевое, воспитательное, развивающее), которое окружает малыша с момента его появления и которое оказывает решающее влияние на его комплексное развитие. Именно в силу приоритетной роли семьи в процессе воздействия на ребёнка необходимо привлекать родителей в союзники в деле воспитания развития ребёнка. Многоаспектное сотрудничество с семьёй является обязательным, неизменным элементом любой развивающей программы. Педагоги в любой группе должны приложить немало усилий, чтобы создать неформальное объединение всех участников воспитательного процесса, главенствующая роль в котором, несомненно, принадлежит семье. Один из авторов программы «Радуга» Т.Н. Доронова, на концептуальных основах которой мы строим своё взаимодействие с родителями, так оценивает важность взаимодействия дошкольного учреждения и семьи: «Только общими усилиями семьи и образовательного учреждения можно помочь ребёнку, с уважением и пониманием относясь друг к друг» . Особую значимость приобретает сотрудничество с семьёй в логопедических группах. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребёнка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушение в ходе развития речи ребёнка отражаются на его поведении, а также на его деятельности в различных её формах.
За последние годы резко возрос процент детей с речевыми нарушениями. Каждый ребёнок, имеющий те или иные отклонения в развитии, нуждается в эффективной и скоростной реабилитации, позволяющей ребёнку преодолеть нарушения развития, при этом он должен справиться со своими трудностями в максимально короткие сроки, чтобы «догнать» в развитии детей, не имеющих отклонений в развитии. Это возможно лишь при условии формирования вокруг каждого такого ребёнка единого коррекционно-развивающего пространства, поддерживать которое призваны не только логопед и педагоги детского сада, который посещает ребёнок, но и родители ребёнка. Эффективная коррекция речевых и сопутствующих им нарушений в логопедической группе возможна только в результате комплексного подхода, то есть при активной, скоординированной работе логопеда, воспитателей и родителей дошкольника. Так как наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги и родители действуют согласованно. Подобное согласованное взаимодействие возникает не сразу. Ему предшествует целенаправленная работа. Девиз нашей работы можно выразить тремя словами: «Принимаем, понимаем, помогаем». Строим своё общение с родителями на принципах доверия, диалога, учёта интереса родителей и их опыта в воспитании. Выстраиваем партнёрские отношения с семьями воспитанников на принципах, заложенных в программе Т.Н. Дороновой: · Взаимоуважения педагогов и родителей; · Уникальности и индивидуальности личности ребёнка, недопустимости сравнения его с другими сверстниками; · Включённости родителей в жизнь группы; · Диалога с конкретным ребёнком и его родителями с учётом предшествующего опыта ребёнка, его интересов, способностей и трудностей; · Уважительного отношения к продуктам детской деятельности, поддержки самостоятельности и инициативности» . Основной целью сотрудничества с семьями воспитанников с ограниченными возможностями здоровья является полноценное развитие ребёнка с особыми образовательными потребностями посредством тесного взаимодействия всех участников коррекционно-образовательного процесса. Сотрудничество с семьями воспитанников с недоразвитием речи осуществляем по нескольким направлениям. 1. Информационно-аналитическое: изучение потребностей родителей в образовательных услугах, с целью определения содержания и форм работы; установление преемственности и единства требований ДОУ и семьи в процессе воспитания детей; 2. Познавательное: повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения дошкольников с особыми образовательными потребностями; вовлечение родителей в содержательную деятельность; 3. Наглядно-информационное: ознакомление родителей с условиями организации образовательной деятельности ДОУ; 4. Досуговое: привлечение родителей к совместной деятельности. Родители становятся не сторонними наблюдателями, а активными помощниками в преодолении речевого недоразвития детей. Используем разнообразные формы совместной работы педагогов и родителей. Выбирая формы работы с семьёй, исходим, прежде всего, из особенностей коллектива (и педагогов, и семей воспитанников) и учёта индивидуальностей его членов.
Формы работы с семьями воспитанников

Традиционные:
· анкетирование по выявлению реальных родительских запросов;
· просмотр занятий и режимных моментов с последующим обсуждением игровых коррекционных приёмов; · индивидуальное и групповое консультирование; · приглашение специалистов ДОУ по интересующим вопросам; · обновление тематических материалов в родительском уголке «Заботливым и умным родителям»; · групповые родительские собрания; · круглые столы «Семья глазами ребёнка», «На пороге школы»; · дни открытых дверей для ознакомления с коррекционно-оздоровительной средой группы «Давайте познакомимся»; · неформальные беседы о детях для коррекции индивидуального развития; · практические тренинги «Учитесь папы, учитесь мамы»; · обмен опытом семейного воспитания «Семейные традиции»; · выставка педагогической литературы.
Инновационные:
· почтовый ящик «Спрашиваете – отвечаем»; · совместные экскурсии в музеи и центры города; · семейные игры типа «Я дарю тебе словечко», «Копилка слов»; · вечер совместного творчества «Делаем игрушки для пальчиковых игр»; · издательская деятельность: изготовление самописных книг, журнала о жизни группы, буклетов, летописи жизни группы; · выставки семейного творчества, коллекций; фотовыставки «Мир увлечений»; · совместное проведение праздников и развлечений; · ярмарки, конкурсы, конференции; · чайные посиделки «Мамины сладости». Применение разнообразных форм сотрудничества с семьями воспитанников создаёт благоприятный психологический климат для раскрытия индивидуальных особенностей детей, повышает культурный и педагогический уровень родителей, способствует укреплению доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами группы. На наш взгляд, родители наших воспитанников: · уважают мнение педагогов группы, прислушиваются к нашим рекомендациям; · проявляют интерес к жизни и занятиям ребёнка в детском саду; · оказывают помощь в организации жизни детей в ДОУ; · активно участвуют в подготовке и проведении праздников и детских досугов; · чаще и больше занимаются совместной деятельностью с детьми дома, играют с ними. Результатом взаимодействия педагогов и родителей является преодоление нарушения речевого развития ребёнка, повышение качества коррекционной работы, коррекция недостатков в сенсорной, эмоционально-волевой и интеллектуальной сфере, которые обусловлены особенностями речевого дефекта дошкольников.
5.
Условия эффективного взаимодействия учителя-логопеда с родителями.
Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где логопеды и родители действуют согласованно. Понятие «взаимодействия с семьёй» нельзя путать с понятием «работа с родителями»; хотя второе является составной частью первого. Взаимодействие подразумевает не только распределение задач между участниками процесса для достижения единой цели. Взаимодействие обязательно подразумевает контроль, или обратную связь; при этом контроль должен быть ненавязчивым, опосредованным. Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность работы логопеда и родителей. Они должны стать сотрудниками, коллегами, помощниками друг другу, решающими общие задачи. Задачи работы учителя-логопеда по взаимодействию с родителями:  Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;  Объединить усилия для развития и воспитания детей;  Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;  Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях. Задачи родителей в коррекционной работе со своими детьми:  Создание в семье условий, благоприятных для общего и речевого развития детей;  Проведение целенаправленной и систематической работы по общему, речевому развитию детей и необходимости коррекции недостатков в этом развитии согласно рекомендациям специалистов. Для эффективного решения данных задач учителю-логопеду необходимо лучше знать каждую семью, учитывая: -роль всех членов семьи в воспитании ребенка; -тип семейного воспитания; -позицию, занимаемую родителями по отношению к ребенку. Родители предъявляют разные требования к ребенку, у некоторых детей ощущается дефицит общения с родителями, потому что большую часть времени дети находятся на попечении бабушек или старших братьев и сестер. Если родители стараются самостоятельно развивать и корригировать речь детей, без помощи специалистов, то чаще сталкиваются со следующими ошибками: -адаптация к неправильной речи ребёнка; многократные повторения одних и тех же упражнений; -незнание специальных приёмов контроля и коррекции звуков; -недостаточное использование приёмов сравнения, сопоставления; -монотонность занятий, проведение их без наглядности, игровых приёмов, дидактических материалов, создания соответствующих ситуаций; -частое порицание и поправки речи без учёта места, времени и эмоционального состояния ребёнка, неумение подчеркнуть его успехи, что вызывает психологический дискомфорт; -незнание индивидуальных особенностей ребёнка. Следовательно, необходимо проводить просветительскую работу, настроить и привлечь внимание родителей к проблеме ребенка, помочь им правильно воспринимать своего ребенка, научить их
действовать совместно, предъявлять одинаковые требования для успешной коррекции речевого нарушения. Немаловажную роль в совместной, комплексной работе логопеда и семьи играет анкетирование родителей, которое позволяет проанализировать отношения между взрослыми и детьми в семье и спланировать работу с родителями на учебный год. Весь коррекционно-педагогичекий процесс взаимодействия с семьей включает три блока: просветительский, консультативный и собственно коррекционную работу. Задачей просветительского блока коррекционной работы с семьей является ознакомление с основными закономерностями развития ребенка, с индивидуально-психическими особенностями, с фактами и причинами, обусловившими нарушение онтогенеза. Консультативный блок представлен индивидуальной формой работ с семьей. Организация индивидуальных консультаций должна помочь родителям найти ответы на имеющиеся вопросы, получить систему рекомендаций по построению благоприятных отношений в семье. Индивидуальные консультации могут проводить психологи, логопеды, медики, педагоги. Возможно консультирование родителей на совместных консилиумах всеми специалистами сразу. Собственно, коррекционная работа направлена на создание в семье оптимальных условий для развития и коррекции речи ребенка. В данном блоке используются различные традиционные и нетрадиционные формы
6.
Классификации форм взаимодействия учителя-логопеда с родителями.
В настоящее время в методической литературе описано множество разнообразных форм взаимодействия логопеда с родителями. По источнику информации, предъявляемой родителям, все формы работы условно можно разделить на 3 группы:
словесные, наглядные и практические.
(Приложение 1) К словесным формам относятся:  Беседы. Их цель – оказание родителям своевременной помощи по вопросам развития и коррекции речи. Во время таких бесед дается установка на сознательное включение родителей в коррекционный процесс.  Индивидуальные консультации– каждый родитель должен как можно больше знать о речевом нарушении своего ребенка и получать необходимые рекомендации о том, как заниматься с ним дома. Привлекая родителей к обсуждению различных проблем, логопед старается вызвать у них желание сотрудничать.  Диалоги за «круглым столом» с приглашением специалистов (психолога, медработника и др.).  Анкетирование по разным видам деятельности, по вопросам нравственного и физического воспитания, по выявлению отношения родителей к речевым дефектам их ребенка. Анализ ответов дает возможность правильно спланировать работу с родителями, наметить темы индивидуальных бесед.  Родительские собрания – здесь закладываются основы сотрудничества и взаимодействия, формируются дружеские, партнерские отношения, происходит обмен мнениями, решение проблем, возникающих в процессе воспитания и развития ребенка. Эти встречи могут проводится в форме классического собрания (донесение информации для родителей, вопросы родителей, ответы педагога), но могут быть и в виде тренингов, конференции, ролевой игры. К наглядным формам работы относятся:  Речевой уголок – он отражает подготовку язычка к артикуляционной гимнастики.  Информационные стенды - представляют собой сменяемый 3 раза в год материал с практическими советами и рекомендациями.  Выставки совместных творческих работ детей и их родителей. К практическим формам работы можно отнести:  Открытые интегрированные занятия.  Занятия-практикумы, на которых взрослые обучаются практическим приёмам работы с ребёнком.  Основной формой взаимодействия с родителями у логопеда является тетрадь для домашних заданий. Она служит для нас «телефоном доверия» - взрослый может написать в ней любой вопрос, сомнение относительно качества выполнений заданий ребёнком.  Групповые и массовые праздники. По количеству участников взаимодействия можно выделить
коллективную и индивидуальную
формы работы с родителями (Приложение 2). Коллективную работу можно представить в нескольких видах:  Выступление на групповых родительских собраниях – по просьбе воспитателей групп.  Консультации, семинары – логопеду важно построить так, чтобы они не были формальными, а по возможности привлекали родителей для решения проблем. К индивидуальным формам работы относятся: -Анкетирование; -Беседы; -Индивидуальные практикумы; -Тетради для домашних заданий.
Наряду с традиционными формами взаимодействия с родителями: анкетирование, собрание, беседы, консультации и т.п., в настоящее время логопедами-практиками все чаще используются нетрадиционные формы, такие как: видеотека, библиотека игр и упражнений. Многие занятия, а так же некоторые консультации и индивидуальные практикумы снимаются на видео. У родителей возникает возможность взять видеокассету с занятиями, консультациями, практикумами по интересующей теме и просмотреть её дома, чтобы практически точно выполнять с ребёнком задания логопеда. В любой форме работы с родителями можно найти и выделить ту «изюминку», на которой строится обучение родителей практическим приёмам работы по коррекции и развитию речи детей.
7.Современные формы работы учителя – логопеда с родителями

с использованием ИКТ:
а) газета дошкольного учреждения «Теремок», б) индивидуальные тетради для домашних заданий, 14 в) информационно-просветительская работа на стендах. Преимущества использования ИКТ во взаимодействии с родителями: · индивидуальный подход к родителям детей с нарушениями речевого развития; · возможность показа и использования заданий, фотоматериалов, картинок и необходимой информации родителям детей с нарушениями речевого развития. За последние годы возросло поступление детей в детский сад с задержкой психического и речевого развития. Поэтому, в ноябре 2007 года возникла необходимость создания
ПМП консилиума
, целью которого является: обеспечение диагностико-коррекционного, психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с отклонениями в развитии и тесного сотрудничества с родителями. Членами ПМПк являются: учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатель обследуемого ребенка и медсестра.
На индивидуальных консультациях
родителям выпускников раздаются памятки, в которых отражены критерии уровня готовности детей к школьному обучению. В конце учебного года для выпускников, занимавшихся с логопедом и другими педагогами, и их родителей организуется
праздник
«Выпускной бал», на котором дети танцуют, поют песни, читают стихи и участвуют в инсценировании сказок, что является результатом работы по коррекции и общему развитию речи за учебный год. (Приложение 8) Такие праздники полезны для развития коммуникативных умений и навыков, повышения самооценки, осознания необходимости правильной речи, закрепления пройденного материала. Моя работа направлена на оказание помощи и поддержки не только родителям детей, зачисленных на логопедические занятия, но и всем желающим. Любой родитель может обратиться ко мне за профессиональным советом, консультацией по вопросам развития речи детей, коррекции и профилактики речевых нарушений. Для удобства родителей 3 раза в неделю я работаю во второй половине дня. В графике работы выделено специальное время для консультаций и бесед с родителями.
Наглядная форма работы
очень важна для родителей, чьи дети посещают дошкольное учреждение. Большую часть информации, по утверждению психологов, мы запоминаем, воспринимая её зрительно. Наглядность агитации обеспечивается применением разнообразных сопровождающих иллюстраций, демонстраций практических работ, выставочным материалом, она служит стимуляции активности родителей. Внедряя в практику разнообразные формы наглядности, я активизирую родителей в вопросах коррекции речи ребёнка. Для всех родителей на стенде «Логопед рекомендует» представлена информация:  о нормах речевого развития;  о возможных причинах нарушений речи;  о профилактике речевых нарушений;  о видах и проявлениях нарушений речи. Также оформляю памятки для родителей (Приложение 9), которые предлагаются родителям в начале учебного года и размещаются в «Уголке логопеда». Следует обратить внимание родителей на то, что дети имеют разные речевые нарушения и упражнения для выполнения артикуляционной и дыхательной гимнастики предлагаются логопедов в зависимости от нарушений. В старших и подготовительных группах оформлены информационные «Уголки логопеда», на которых периодически меняется материал по темам:  «Рекомендации родителям по проведению артикуляционной гимнастики»;  «Тренируем пальчики – развиваем речь»;  «Игры и упражнения на развитие фонематического восприятия»;  «Значение сформированности устной речи в подготовке к школе»;  «Речевые игры и упражнения на кухне»;  «Как учить звуко-буквенному анализу» и др. Из всех перечисленных форм работы наиболее эффективными считаю словесные и практические, так как они дают возможность непосредственно взаимодействовать с родителями, вызывают у них больший интерес, эмоциональный отклик, желание обращаться за помощью к логопеду.
В конце своей логопедической работы с ребенком прошу родителей заполнить книгу отзывов и анкету, позволяющую уточнить уровень их наблюдательности. (Приложение 10) Некоторые родители очень быстро забывают, с какой речью пришел их ребенок к логопеду, им начинает казаться, что ребенок всегда так говорил. Благодарных родителей очень мало, а это способ напомнить им об изменениях в речи их детей. После того, как все звуки речи уже поставлены и автоматизированы, даю рекомендации родителям по контролю над речью ребенка после прекращения логопедических занятий. Чтобы не было рецидивов, родители должны в течение некоторого времени следить за речью ребенка дома и поправлять ребенка в случае неправильного произношения. Даже при нарушениях звукопроизношения может произойти возврат к старой артикуляции, являющейся более упроченной, чем вновь воспитанная артикуляция. Здесь важно дать понять родителям, что вновь воспитанный навык правильной речи является еще очень непрочным и поэтому для его полноценной автоматизации необходимо определенное время и непрерывная работа по закреплению. Опыт работы показывает: работа с родителями детей, имеющих нарушения в произношении, должна рассматриваться как важная часть коррекционной работы. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Сама проблема содружества детского сада и семьи не нова. Но сегодня она носит творческий характер через дифференцированный подход к семье и детям. Этому надо учиться. Каждая вышеописанная форма взаимодействия с родителями по-своему приносит «плоды» в работе учителя-логопеда. А самый главный «плод» - это достижения и успехи детей, это взаимопонимание с родителями и радость от общения с ними. Конечно, не все родители сразу идут на контакт с нами, но мы стараемся работать так, чтобы они понимали: педагоги хотят помочь их детям преодолеть трудности, поэтому необходимо стремиться к взаимопониманию и сотрудничеству. Только так мы сможем добиться положительных результатов.
Для достижения оптимальных результатов коррекционно-педагогической работы необходимо выполнять следующие требования: 1. Занятия должны проводиться систематически, как в ДОУ, так и дома. 2. В ДОУ и в семье необходимо осуществлять к ребенку индивидуальный подход. 3. Родители должны неукоснительно выполнять требования логопеда и воспитателей. 4. Речевой материал, который закрепляет малыш дома, необходимо скомпоновать, систематизировать; четко объяснять ему и родителям, как и сколько выполнять упражнения (задания) дома. 5. Постоянно обеспечивать совместную плодотворную деятельность логопеда, воспитателя, родителей и других специалистов. 6. Поддерживать взаимопонимание между родителями и детьми. 7. Учитель-логопед должен использовать в своей работе различные формы взаимодействия с родителями с учетом уровня их образования и интересов. Данная практика взаимодействия с родителями за все годы работы показала себя достаточно эффективной:  дети лучше стали усваивать пройденный материал;  большинство детей с интересом занимаются с логопедом и дома с родителями;  поднялся уровень речевого и эмоционального развития детей;  повысилась активность и компетентность родителей в коррекционно-педагогическом процессе. Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс, их заинтересованное участие в коррекционно-педагогической деятельности важно не потому, что это хочет учитель-логопед, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась определенная система в скомпоновать, систематизировать; четко объяснять ему и родителям, как и сколько выполнять упражнения (задания) дома. 5. Постоянно обеспечивать совместную плодотворную деятельность логопеда, воспитателя, родителей и других специалистов. 6. Поддерживать взаимопонимание между родителями и детьми. 7. Учитель-логопед должен использовать в своей работе различные формы взаимодействия с родителями с учетом уровня их образования и интересов. Данная практика взаимодействия с родителями за все годы работы показала себя достаточно эффективной:  дети лучше стали усваивать пройденный материал;  большинство детей с интересом занимаются с логопедом и дома с родителями;  поднялся уровень речевого и эмоционального развития детей;  повысилась активность и компетентность родителей в коррекционно-педагогическом процессе. Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс, их заинтересованное участие в коррекционно-педагогической деятельности важно не потому, что это хочет учитель-логопед, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась определенная система в работе с родителями, создана система взаимоуважения. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из "зрителей" и "наблюдателей" стали активными участниками встреч и помощниками учителя-логопеда.

Взаимодействие логопеда и воспитателя в коррекционном процессе по развитию речи у дошкольников

Методический материал рекомендован воспитателям, логопедам и другим специалистам ДОУ.
Совместная работа логопеда и воспитателя должна проводиться по следующим направлениям:
- своевременное обследование детей с целью выявления уровня их психического развития, особенностей памяти, мышления, внимания, воображения, речи;
- обеспечение гибкости педагогических воздействий на учащихся с учетом изменяющихся возможностей учащихся на основе коррекционной работы;
- планирование индивидуальной работы с каждым ребенком;
- развитие познавательных интересов, познавательной активности на основе освоения окружающей действительности;
- овладение детьми коммуникативными средствами общения.
Особенно взаимодействие логопеда и воспитателя необходимо при организации личностного подхода к детям, так как при его организации необходимо создавать следующие педагогические условия:
- видеть в каждом ребенке уникальную личность;
- проектировать ситуации успеха для каждого ребенка в учебно-воспитательном процессе;
- изучать причины детского незнания и устранять их.

Взаимодействие логопеда и воспитателя необходимо еще и потому, что устранение дефектов речи требует комплексного подхода, поскольку речевые нарушения связаны с целым рядом причин как биологического, так и социального характера. Комплексный подход к преодолению нарушения речи предполагает сочетание коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы, а для этого требуется взаимодействие логопеда и воспитателя.
К сожалению такое взаимодействие воспитателя с логопедом не во многих детских садах реализуется. Это зависит от многих причин, но прежде всего от руководства детского сада, от личностных особенностей логопеда и воспитателя, от их желания совершенствовать процесс речевого развития дошкольников.
Учеными изучены и исследованы конкретные виды взаимодействия логопеда и воспитателя.
Так, совместно с логопедом воспитатель планирует занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, подготовке к грамоте и подготовке руки к письму. Преемственность в работе логопеда и воспитателя предполагает не только совместное планирование, но и обмен информацией, обсуждение достижений детей, как в речи, так и на других занятиях. На основе такого взаимодействия воспитатель выполняет помимо общеобразовательных и ряд коррекционных задач, суть которых в устранении недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями речевого дефекта. При этом воспитатель обращает свое внимание не только на коррекцию имеющихся недостатков в развитии ребенка, на обогащение представлений об окружающем, но и на дальнейшее развитие и совершенствование деятельности сохранных анализаторов. Этим создается основа для благоприятного развития компенсаторных возможностей ребенка, что в итоге влияет на эффективное овладение речью.
Компенсация речевого недоразвития ребенка, его социальная адаптация и подготовка к дальнейшему обучению в школе диктуют необходимость овладения под руководством воспитателя теми видами деятельности, которые предусмотрены программами массового детского сада общеразвивающего типа. Особое внимание воспитатель должен уделять развитию восприятия (зрительного, слухового, тактильного), мнестических процессов, доступных форм наглядно-образного и словесно-логического мышления, мотивации.
Важный аспект работы воспитателя развитие познавательной активности и познавательных интересов у детей. При этом нужно учитывать своеобразное отставание в формировании познавательных процессов в целом, которое складывается у детей под влиянием речевого недоразвития, сужения контактов с окружающими, неправильных приемов семейного воспитания и других причин.
Правильное, педагогически оправданное взаимодействие воспитателя и логопеда, объединяющее их усилия в интересах коррекции речи у детей, в своей основе имеет создание доброжелательной, эмоционально-положительной обстановки в детском саду. Психологическая атмосфера в детском коллективе укрепляет веру детей в собственные возможности, позволяет сглаживать отрицательные переживания, связанные с речевой неполноценностью, формировать интерес к занятиям. Для этого воспитатель, как и учитель-логопед, должны иметь знания в области возрастной психологии, индивидуальных психофизических различий у детей дошкольного возраста. Им необходимо уметь разбираться в различных негативных проявлениях поведения детей, вовремя замечать признаки повышенной утомляемости, истощаемости пассивности и вялости. Правильно организованное психолого-педагогическое взаимодействие воспитателя с детьми, предупреждает появление стойких нежелательных отклонений в их поведении, формирует доброжелательные отношения.
Работа воспитателя по развитию речи во многих случаях предшествует логопедическим занятиям, готовит детей к восприятию материала на будущих логопедических занятиях, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых знаний и умений. В других случаях воспитатель сосредотачивает свое внимание на закреплении результатов, достигнутых детьми на логопедических занятиях.
В задачу воспитателя логопедической группы также входит повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей в каждом периоде коррекционного процесса, контроль за правильным использованием поставленных или исправленных логопедом звуков, усвоенных грамматических форм и т.п. Особое внимание воспитателя должно быть обращено на детей с поздним началом речевой деятельности, имеющих отягченный анамнез, отличающихся психофизиологической незрелостью.
Воспитателю не следует фиксировать внимание детей на возникновении возможных ошибок или запинок в речи, повторений первых слогов и слов. О таких проявлениях необходимо сообщить логопеду. В обязанности воспитателя входит также хорошее знание индивидуальных особенностей детей с общим недоразвитием речи, по-разному реагирующих на свой дефект, на коммуникативные затруднения, на изменения условий общения.
Важное значение имеет речь воспитателя в повседневном общении с детьми. Она должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, образно-выразительной и грамматически правильной. Следует избегать сложных конструкций, оборотов, вводных слов, усложняющих понимание речи.
Специфика работы воспитателя при взаимодействии с логопедом заключается в том, что воспитатель организует и проводит занятия по заданию учителя-логопеда. Индивидуальные или подгрупповые занятия с детьми воспитатель планирует во второй половине. На вечерний логопедический сеанс приглашается 5-7 детей. Рекомендуются следующие виды упражнений:
- закрепление хорошо поставленных звуков (произношение слогов, слов, предложений);
- повторение стихотворений, рассказов;
- упражнения на развитие внимания, памяти, логическое мышление, фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза;
- активизация связной речи в беседе на знакомые лексические или бытовые темы.
В процессе коррекционной работы воспитателем уделяется большое внимание развитию мелкой моторики. Так, во внеучебное время можно предложить детям складывать мозаику, пазлы, фигуры из спичек или счетных палочек, тренироваться в развязывании и завязывании шнурков, собирать рассыпанные пуговицы или мелкие предметы, карандаши разного размера. Детям можно предложить работу в тетрадях для развития навыков письма, рекомендованные для детей с речевыми нарушениями.
Особое место в работе воспитателя занимает организация подвижных игр для детей с речевыми нарушениями, ввиду того, что дети данной категории часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Планируя работу по организации игровой деятельности, воспитатель должен четко представлять реальность физических возможностей каждого ребенка и дифференцированно подбирать подвижные игры. Подвижные игры, которые обычно составляют часть физкультурных, музыкальных занятий, могут быть проведены на прогулке, на праздничных утренниках, в час развлечений.
Игры с движением необходимо сочетать с другими видами деятельности детей. Подвижные игры одновременно помогают успешному формированию речи. В них часто встречаются присказки, четверостишия, они могут предваряться считалкой для выбора водящего. Такие игры способствуют также развитию чувства ритма, гармоничности и координированности движений, положительно влияют на психологическое состояние детей.
Работа воспитателя по обучению детей сюжетно-ролевой игре - также необходимый элемент его педагогической деятельности. В сюжетно-ролевых играх воспитатель активизирует и обогащает словарь, развивает связную речь, обучает ритуальному взаимодействию в знакомых ребенку социально-бытовых ситуациях (прием у врача, покупки в магазине, поездка в транспорте и пр.). Сюжетно-ролевые игры способствуют развитию коммуникативно-речевых навыков, стимулируют общительность детей, воспитывают социальные навыки и умения.
Изучив научную литературу о взаимодействии воспитателя и логопеда в детском саду по развитию речи у детей с речевыми нарушениями, я пришла к следующим выводам.
1. Совместно с логопедом воспитатель планирует занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, подготовке к грамоте и подготовке руки к письму. Преемственность в работе логопеда и воспитателя предполагает не только совместное планирование, но и обмен информаций, обсуждение достижений детей, как в речи, так и на других занятиях.
2. Воспитатель в специализированных детских садах выполняет помимо общеобразовательных и ряд коррекционных задач, суть которых состоит в устранении недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных недостатками речевого дефекта. Особое внимание воспитатель должен уделять развитию восприятия, наглядно-образного и словесно-логического мышления, развитию интереса к познанию.
3. Педагогически оправданное взаимодействие воспитателя и логопеда, объединяющее их усилия в интересах коррекции речи у детей, в своей основе имеет создание доброжелательной обстановки в специализированной группе детского сада. Психологическая атмосфера в детском коллективе укрепляет веру детей в собственные возможности, позволяет сглаживать отрицательные переживания, связанные с речевой неполноценностью.
4. Работа воспитателя по развитию речи во многих случаях предшествует логопедическим занятиям, готовит детей к восприятию материала на будущих логопедических занятиях, обеспечивая этим самым базу для формирования речевых знаний и умений. В других случаях воспитатель сосредотачивает свое внимание на закреплении результатов, достигнутых детьми на логопедических занятиях.
5. В задачу воспитателя входит повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей. Важное значение имеет речь воспитателя в повседневном общении с детьми. Она должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями.
6. Взаимодействие логопеда и воспитателя необходимо потому, что устранение дефектов речи требует комплексного подхода, поскольку речевые нарушения связаны с целым рядом причин как биологического, так и психологического характера.

Сотрудничество учителя-логопеда и родителей в старшей логопедической группе детей с ОНР.
Цель:
Повышение уровня знаний, умений родителей и активизация их внимания к тем коррекционно-педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, делая воспитание ребёнка в семье и в детском саду более последовательным и эффективным.
Задачи:
Улучшить коррекционно-педагогическую работу с детьми;
Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника, побудив интерес и желание заниматься со своими детьми;
Закрепить с детьми знания, полученные на занятиях о профессии пожарного, развить наблюдательность, дисциплинированность.
Принципы:
закрепление сотрудничества между родителями и детским садом;
разъяснение ответственности родителей за воспитание детей;
воспитание чувства взаимного доверия всех участников коррекционно-развивающего процесса.
Условия:
целенаправленность, систематичность, плановость;
индивидуально - дифференцированный подход;
доброжелательность.
Дошкольное детство - уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. Вместе с тем это время, в течение которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих взрослых - родителей, педагогов.
Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности должно проводиться и в семье. Только систематическая планомерная работа педагогов в содружестве с семьёй поможет сформировать у дошкольников прочные знания о правилах противопожарной безопасности.
Осознанное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания и развития ребёнка позволяют значительно повысить его эффективность. Создание единого пространства развития невозможно, если усилия педагогов и родителей будут осуществляться независимо друг от друга, и обе стороны будут оставаться в неведении относительно планов и намерений друг друга.
Очень важно работать в сотрудничестве с родителями, так как им принадлежит ведущая роль в воспитании своего ребёнка. При этом педагогам и родителям необходимо понимание того, что физическое, умственное, эмоциональное, и социальное развитие детей дошкольного возраста происходит быстрыми темпами. А совместная работа родителей и педагогов будет иметь положительное влияние, если она будет носить партнёрский характер. Устанавливая партнёрское сотрудничество с родителями, надо стремиться к обеспечению индивидуального подхода к каждому ребёнку, чтобы ни один из них не оказался исключённым из этого процесса.
Идея объединение педагогов Белоярского детского сада «Буратино», родителей, детей на сотрудничество была выражена в девизе: «Не жалейте затраченного времени! Оно многократно окупится!»
А основной формой сотрудничества стали «Домашние задания», при выполнении которых помощь родителей педагогам чрезвычайно ценна. Во-первых, именно родительское мнение является наиболее авторитетным для ребёнка, и, во-вторых, только у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе «живого», непосредственного общения в быту с малышом.
Cсодержание домашних заданий отражает коррекционные задачи:
выработать у детей навык продуктивной учебной деятельности;
развивать лексический запас и грамматический строй речи;
развивать связную речь.
Еженедельная работа с родителями начинается с групповых консультации, как лучше организовать выполнение «домашних заданий» с детьми. Каждому родителю предлагается «Памятка по организации выполнения домашнего задания», в зависимости от этапа работы, которую он может поместить в удобном для себя месте и регулярно пользоваться ею.

Памятка родителям.
1. Для закрепления результатов логопедической работы ваши дети нуждаются в постоянных домашних занятиях.
2. Время занятий (15-20 мин) должно быть закреплено в режиме дня. Постоянное время занятий дисциплинирует ребенка, помогает усвоению учебного материала.
3. Необходимо определить, кто именно из взрослого окружения ребенка будет с ним заниматься по заданиям логопеда; необходимо выработать единые требования, которые будут предъявляться к ребенку.
4. При получении задания внимательно ознакомьтесь с его содержанием, убедитесь в том, что оно вами понято. В случаях затруднений проконсультируйтесь с воспитателем или логопедом.
5. Подберите наглядный или игровой материал, который вам потребуется для занятий.
Продумайте, какой материал вы можете изготовить совместно с ребенком.
6. Будьте терпеливы с ребенком, внимательны к нему во время занятий. Вы должны быть доброжелательны, участливы, но достаточно требовательны. Не забывайте отмечать успехи детей, хвалить их за достигнутые результаты.

Все «домашние задания» объединены общей лексической темой и задачами, а содержание определяется целью.
При выполнении «домашних заданий» решаются не только коррекционные и образовательные задачи, но и проблемы нравственного воспитания ребёнка, а совместное творчество радует и детей и всех членов семьи. Взрослые начинают интересоваться успехами
своих малышей, помогают логопеду формировать правильную и красивую речь.
Родители отмечают, что у детей не ослабевает интерес к выполнению «домашних заданий» в течение всего периода обучения. Они становятся более самостоятельными, организованными, а время выполнения заданий детьми дома постепенно сокращается.
В группе сами ребята с удовольствием организуют выставку домашних рисунков, а за рассказанное стихотворение каждый получает лепесток ромашки, цветок которого «распускается» на его шкафчике для одежды. Благодаря такому тесному сотрудничеству логопеда и родителей удаётся добиться самого главного – хороших результатов в развитии речи и психических процессов у детей с речевой патологией разной степени тяжести.
Итогом работы являются результаты проводимой диагностики, которые показывают эффективность сотрудничества логопеда и родителей по коррекции речевого развития детей с речевой патологией разной степени тяжести и подготовки их к школе.
Ведь положительный результат коррекционной работы во многом зависит от того, какие условия для общего и речевого развития детей созданы в семье. Что целенаправленные и систематические мероприятия по своевременной коррекции речи необходимы как в ДОУ, так и дома, и именно совместная деятельность родителей и специалистов является наиболее эффективной.

(образец «домашнего задания»).
Тема: "Профессия пожарного».
Выучите стихотворение:
Сам не справишься с пожаром,
Это труд не для детей.
Не теряя время даром,
«01» звони скорей.
Набирай умело,
Чтоб не всё сгорело! (Л.Зильберг)
Побеседуйте с ребёнком:
- Кто такие пожарные?
- Для чего служит одежда пожарного?
- Зачем пожарному широкий пояс?
- Зачем пожарному каска, топор, противогаз, рация, пила для резки металла?
- Какого цвета пожарная машина? Почему?
- Какой номер телефона нужно набрать в случае пожара?
- В квартире много дыма. Как необходимо вести себя?
- Какие огнеопасные предметы вы знаете?
- Какие предметы нужны для тушения пожара?
Объясните значение пословицы:
Спичка - невеличка, а огонь от неё великан.
Пожарный, какой? (сильный, смелый, находчивый, отважный, быстрый, подготовленный, решительный и т. д.)
Рассмотрите одежду пожарного. Она нужна для защиты от воды, высокой температуры и травматических повреждений при тушении пожаров. Это куртка, брюки, рукавицы, каска, сапоги, ремень.
Наклейте в тетрадь (нарисуйте) пожарную машину и составьте описательный рассказ по образцу:
Это специальная машина называется пожарная.
Она большая, красная быстрая.
У неё есть кабина, двери, колёса, лестница, шланги, сирена.
Она нужна, чтобы тушить пожар.
На альбомных листах:
Попросите ребёнка нарисовать ситуацию, в которой действуют пожарные. По окончании работы поинтересуйтесь, почему малыш изобразил на своём рисунке те или иные объекты. Пусть он расскажет, что хотел нарисовать и по какой причине, по его мнению, произошёл изображённый ими пожар.
Научите ребёнка набирать по телефону «01», чётко называя Ф.И.О. и домашний адрес.
15


Приложенные файлы

Статью подготовила
Учитель-логопед
Ерина Марина Александровна

Цель — создание системы взаимодействия педагогов дошкольного образовательного учреждения в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности с детьми, имеющими речевые нарушения.

  1. Использование современных разработок для совершенствования взаимодействия педагогов дошкольного образовательного учреждения для создания комплексной системы коррекционно-развивающей деятельности.
  2. Создание условий для системной коррекционной работы специалистов детского сада на основе диагностического, профилактического, коррекционно-развивающего подхода.
  3. Формирование механизма, обеспечивающего непрерывное возрастание речевого, интеллектуально-психического, художественно-эстетического и физического развития детей с речевыми нарушениями.

Этапы работы:

  1. Проведение комплексной диагностики всеми специалистами ДОУ;
  2. Создание комплексной системы коррекционно-развивающей деятельности специалистов.
  3. Отработка механизма взаимодействия специалистов ДОУ.

Организация учебно-воспитательного процесса в соответствии с поставленными целями и задачами .

Первый этап Комплексная диагностика, которая помогает выявить уровень знаний и навыков детей с речевой патологией и построить коррекционно-развивающий процесс с учётом личностно-ориентированного подхода. Все специалисты ДОУ проводят диагностику по своему направлению работы. Такая диагностика осуществляется в соответствии с нормами профессиональной этики и помогает корректировать все имеющиеся у ребёнка отклонения на основе всестороннего обследования. Таким образом, в течение 3-4 недель составляем представление о каждом ребёнке с речевой патологией. У детей проверяется фонематический слух, лексика, грамматика, просодическая сторона речи, моторика (общая и мелкая), изодеятельность (анализ рисунков).

Данные такой диагностики служат основанием для выбора педагогами наиболее эффективных путей коррекционной работы с детьми с нарушением речи.

Второй этап — Коррекционно-развивающая деятельность представляет собой целостную систему. Её цель состоит в организации воспитательно-образовательной деятельности дошкольного учреждения как системы, включающей диагностический, профилактический и коррекционно-развивающий аспекты, обеспечивающие высокий, надёжный уровень речевого, интеллектуального и психического развития ребёнка.

Учитель-логопед проводит медико-педагогические консилиумы, осуществляет коррекционную работу по исправлению дефектов речи, способствует логопедизации режимных моментов и занятий, что помогает личностному росту ребёнка, формированию уверенного поведения, чувства достоинства, адаптации в обществе сверстников, а в дальнейшем – успешному обучению в школе.

Третий этап — Система коррекционно-развивающей деятельности предусматривает:

  • проведение системы занятий (индивидуальные, подгрупповые, фронтальные);
  • создание пространственно-речевой среды в детском саду, стимулирующей речевое развитие ребёнка;
  • отработка механизма модели взаимодействия педагогов (логопеда, воспитателей, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, руководителя изостудии);
  • применение эффективных методов и приёмов, активизирующих речевую деятельность детей-логопатов.

Основное направление — создание единого речевого пространства, стимулирующего речевое развитие ребёнка (оборудование речевых зон: зеркала для артикуляционной и мимической гимнастики, наглядно — иллюстрированный материал по лексическим темам, основным фонетическим группам, сюжетные картинки для работы над фразой, игрушки для совершенствования речевого дыхания, различные пособия для развития мелкой моторики, зрительной памяти и фонематического слуха).

Организация взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя :

Ведущая роль логопеда в педагогическом процессе объясняется тем, что логопед как специалист лучше знает речевые особенности и возможности детей с разной речевой патологией, степень отставания в речевом развитии сравнительно с возрастной нормой, динамику коррекционной работы, а также принципы, методы и приемы формирования правильных речевых навыков у детей с речевой патологией.

В начале учебного года логопед знакомит воспитателей с результатами обследования детей, обращает их внимание на особенности речевого развития.

Воспитателям следует слышать дефекты речи детей не только в фонетическом, но и в грамматическом ее оформлении и знать, что ошибки детей - не случайность, а симптом их речевого неблагополучия.

Вместе с тем речь воспитателей должна быть предельно грамотной, фонетически правильной, так как она служит образцом для детей с речевой патологией.

Воспитатели должны содействовать развитию всех сохранных анализаторов детей, тем самым, укрепляя и расширяя компенсаторные возможности детей, осуществляя коррекционную работу в различных направлениях.

Логопед осуществляет формирование навыков правильной речи, а воспитатель занимается закреплением этих навыков.

Для плодотворной работы по преодолению речевых дефектов у детей в работе с воспитателями может использоваться:

  • ведение тетради взаимодействия специалистов с рекомендациями и заданиями;
  • проведение предшествующей логопедическим занятиям работы по накоплению, расширению, активизации словаря, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений.
  • логопедизация режимных моментов и занятий;
  • проведение систематических упражнений для развития дыхания, артикуляционной, мелкой и общей моторики;
  • проведение занятий по математике, познавательному развитию, художественно-творческой деятельности, интегрируя логопедические цели.
  • создание в группе условий, способствующих активизации речи детей;
  • систематический контроль за речью детей не только во время занятий, но и в режимные моменты;
  • объяснение (при необходимости) заданий логопеда родителям для закрепления пройденного материала во время домашних занятий, которые включают пополнение, уточнение, активизацию словаря, закрепление правильного звукопроизношения, развитие мелкой и артикуляционной моторики.

Логопед осуществляет контроль и оказывает воспитателю необходимую помощь.

Рекомендуется выделить в группе место для логопедических занятий, так называемый логопедический уголок, в котором должны находиться настольно-печатные игры для формирования правильной воздушной струи, для развития неречевых процессов и пр.

Совместная работа логопеда и психолога:

Задачи коррекционной работы логопеда и психолога тесно взаимосвязаны и решаются в рамках целостного подхода к формированию психической деятельности ребенка. Обучение направлено на общее развитие, а не на тренировку отдельных процессов.

Основным направлением коррекционно-развивающей работы психолога является развитие эмоционально-волевой сферы, содействие полноценному психическому и личностному росту каждого ребёнка.

Совместно с психологом в начале учебного года проводится обследование, диагностика, выявляются компенсаторные возможности, трудности в личностном развитии и интеллектуально-познавательной деятельности.

Необходимо сочетать психокоррекционную работу с педагогической коррекцией. С этой целью используются следующие приемы:

  • Приёмы сказкотерапии с использованием произведений отечественных и зарубежных авторов;
  • Приёмы арттерапии и музыкотерапии;
  • Приёмы телесно-ориентированной психотерапии.
  • Психокоррекционные игры.

Психокоррекционные игры могут проводиться психологом, воспитателями, а иногда совместно. Игры подбираются соответственно особенностям детей. Робких, медлительных детей назначают водящими, выбирают для них главные роли. Для гиперактивных детей подбираются более спокойные игры.

Сказкотерапия предполагает психокоррекционное воздействие на детей с помощью чтения специально подобранной литературы в целях нормализации и оптимизации их психического состояния.

При чтении произведений учитывается:

  • Степени доступности изложения, которая зависит от понимания текста и уровня речевого развития детей;
  • Сходства ситуаций в книге с ситуациями, в которых находится ребёнок;
  • Лексическая тема.

Приёмы арттерапии и музыкотерапии.

Психокоррекционная работа средствами арттерапии несет большой терапевтический и коррекционный эффект в работе с детьми с проблемами и в интеллектуальном, и в эмоционально-личностном развитии. Для усиления позитивных внутренних процессов у детей, для стимуляции их речи может использоваться специальное музыкальное сопровождение.

Приёмы телесно-ориентированной психотерапии

В коррекционной работе с детьми упор делается на анализ своих ощущений, эмоционального состояния, и поведения в настоящий момент времени в данной ситуации, научиться самостоятельно, принимать решения и нести за них ответственность. Такие навыки дети приобретают путём освоения упражнений по следующим направлениям:

  • Отработка коммуникативных навыков, развитие навыков сотрудничества;
  • Освобождение от мышечных зажимов;
  • Развитие внимания, чувственного восприятия.

Основные цели упражнений, направленных на развитие пластики тела у детей с речевыми нарушениями:

  • Увеличение диапазона эмоциональных проявлений;
  • Совершенствование психомоторики, развитие умения свободно владеть своим телом.

Таким образом, психокоррекционная работа, основанная на сочетании известных психотерапевтических техник, существенно повышает эффективность коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями речи.

Совместная работа логопеда и руководителя изостудии

  • Развитие художественно-творческих способностей.
  • Вырабатывается умение действовать по словесной инструкции.
  • Развитие мелкой моторики.
  • Придумывание сказок по рисункам.
  • Включение в занятие пословиц, поговорок, скороговорок и коротких стихотворений.

Совместная работа учителя-логопеда и музыкального руководителя

Музыкальный руководитель осуществляет подбор и внедрение в повседневную жизнь ребёнка музыкотерапевтических произведений, проводит плановые музыкальные занятия, где используются элементы логоритмики, совместно с логопедом проводит логоритмические занятия.

На логоритмических занятиях происходит совершенствование общей и мелкой моторики (координация движений, ручной праксис, артикуляционная мускулатура), выразительность мимики, пластика движений, постановка дыхания, голоса, просодическая сторона речи (темп, тембр, выразительность, сила голоса).

На музыкальных занятиях – усвоение музыкального, двигательного и речевого материалов. В процессе совместной работы могут использоваться:

  • музыкальные произведения различных жанров;
  • логоритмические упражнения;
  • упражнения на развитие координации между движением и словом;
  • игры и упражнения на развитие дыхания;
  • игры и упражнения на развитие просодической стороны речи (темп, сила голоса, выразительность).
  • упражнения на развитие мимических движений.

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и инструктора по физической культуре.

Обследование детей, имеющих речевую патологию, часто показывает наличие у них недостаточной координации сложных движений, моторную неловкость, неточность, отставание от заданного темпа выполнения движений, нарушение плавности и амплитуды выполняемых движений.

Совместное обсуждение результатов диагностики позволит наметить план коррекционно-образовательной работы на занятиях по физической культуре.

  • постановка правильного дыхания (разделение носового и ротового дыхания, отработка нижнего диафрагмального дыхания);
  • развитие моторики: общей (координация движений) и мелкой (пальцы рук);
  • расширение и обогащение лексического запаса.

Взаимодействие с семьёй

Работу по взаимодействию детского сада и семьи педагоги выстраивают в процессе личностного ориентированного общения. Основой общения являются индивидуальные особенности речевого развития каждого ребёнка, полученные в результате обследования в начале учебного года.

Цель взаимодействия – объединить усилия взрослых для успешного речевого развития каждого ребёнка с речевой патологией; сформировать у родителей желание помогать своему ребёнку, общаться с ним; уметь правильно реагировать на проблемы (помогать преодолевать их) и достижения (радоваться успехам). Активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Непрерывная связь с родителями осуществляется с помощью коллективной, индивидуальной, наглядной форм работы и включает в себя:

  • анкетирования, опросы,
  • родительские собрания,
  • индивидуальные и групповые встречи, консультации,
  • просмотры занятий,
  • дни открытых дверей,
  • домашние задания для детей, которые выполняются совместно с родителями,
  • тематические вечера «Уроки для родителей»,
  • тематические выставки.

Групповые родительские собрания проводятся 3 раза в год. Они помогают объединить родителей, активно включиться в процесс воспитания детей. На первом групповом родительском собрании родителям разъясняется, что на них лежит ответственность за создание мотивации ребёнка к занятиям дома, проведение занятий с ребёнком в разных формах вне детского сада, принятие дополнительных мер при наличии сопутствующих основному дефекту нарушений. Чрезвычайно важно разъяснить родителям, необходимость усиленной, ежедневной работы со своим ребёнком по заданию педагогов. Только в таком случае возможны наилучшие результаты.

Консультации, групповые встречи строятся так, чтобы они не были формальными, а по возможности привлекали родителей для решения проблем, развивали дух плодотворного сотрудничества. Консультации содержат только необходимый родителям конкретный материал.

Примерные темы для консультаций:

  • Артикуляционная гимнастика;
  • Развитие мелкой моторики;
  • Выполнение домашнего задания;
  • Развитие памяти, внимания и мышления (совместно с психологом);
  • Речевые игры дома;
  • Автоматизацией звука дома;
  • Как научить ребёнка читать;
  • Обучение практическим приёмам работы.

Индивидуальная работа позволяет установить более тесный контакт с родителями.

Анкетирование предполагает фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа. При помощи анкетирования можно узнать состав семьи, особенности семейного воспитания, положительный опыт родителей, их трудности, ошибки. Отвечая на вопросы анкеты, родители начинают задумываться о проблемах воспитания, об особенностях воспитания ребёнка. Важным считается выявить потребности родителей в педагогических знаниях. Например, “по каким вопросам в обучения ребёнка вы хотели бы получить рекомендацию логопеда”. Родители сообщают о том, какие проблемы их волнуют, а я эти вопросы раскрываются на собраниях, групповых и индивидуальных встречах. Особенности семейного воспитания потребности родителей в знаниях можно выявить также при помощи беседы, важнейший признак которой двусторонняя активность. Вначале года, после обследования детей. Логопед знакомит родителей с результатами. Родные ребёнка получают советы, рекомендации. Беседа ведется в тактичной форме: её задача в том, чтобы помочь семье в речевом воспитании ребёнка. От того, как протекают первые встречи логопеда с родителями, будет зависеть, наладится ли в дальнейшем их сотрудничество.

Индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми носят коррекционную направленность (артикуляционная гимнастика, формирование звукопроизношения, развитие фонематического слуха, формирование слоговой структуры слова и пр.). Те родители, у которых возникают трудности в работе с детьми дома из-за отсутствия навыков организации поведения ребёнка или низкой педагогической грамотности приглашаются на просмотр индивидуальных занятий логопеда. Взрослые обучаются практическим приёмам работы с ребёнком, которые очень важны для достижения результатов в коррекционном процессе.

Основной формой взаимодействия с родителями у логопеда является тетрадь для домашних заданий. В зависимости от тяжести нарушения речи задания в тетради даются не только по звукопроизношению, но и по формированию словаря, грамматических умений и навыков на развитие внимания и памяти и пр.

Наглядная форма работы также очень важна. Наглядность агитации может обеспечиваться применением разнообразных сопровождающих иллюстраций, демонстраций практических работ, выставочным материалом — она стимулирует активность родителей.

Индивидуальную работу с родителями было бы целесообразно проводить не только в устной, но и в письменной форме (дневник работы с родителями, тетрадь обратной связи и пр., где каждый специалист мог бы записывать свои рекомендации). Так как обращение только в устной форме требует много времени и не всегда родители в состоянии удержать в памяти всю информацию, которую они последовательно получают от педагогов. И, поэтому, для того, чтобы родители смогли осмыслить полученные рекомендации и следовать им их необходимо вначале убедить в этом, предложить определённый алгоритм действий и вооружить памяткой, которая позволит осуществлять эти действия последовательно и точно.

Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников.

Данная система взаимодействия может способствовать эффективным, качественным изменениям в речевом развитии детей, профессиональному росту педагогов, повышению компетентности и педагогической грамотности родителей.