Конспект занятия логопеда подготовительная группа притяжательные прилагательные. Конспект образовательной деятельности по речевому развитию «Притяжательные прилагательные

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий у детей в подготовительной к школе группе.

Притяжательные прилагательные.

Лексическая тема: Как звери зимуют?

Программное содержание:

1. Создать условия для расширения, уточнения и активизации активного словаря у детей по теме занятия;

2. Создать условия для упражнения в практическом употреблении притяжательных прилагательных;

3. Создать условия для упражнения в подборе родственных слов.

Оборудование: ноутбук, мультимедийная презентация , предметные картинки по теме, мяч.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ (Игра «Кто спрятался?»)

Ход образовательной деятельности:

Организационный момент

Глубокий вдох - выдох. Настраиваемся на занятие. Вспомним наше правило (проговариваем вместе) : «Наши ушки внимательно слушают, наши глазки внимательно смотрят, наши ручки не мешают, а помогают».

(Перед детьми на доске изображения диких животных) Как вы думаете, о ком мы сегодня с вами поговорим? (Мы будем говорить о диких животных)

Как зимуют дикие животные ? (проговариваем и имитируем движения: заяц скачет, волк по лесу бегает, охотится, лиса хвостиком следы заметает, белка с ветки на ветку скачет, медведь в берлоге сладко спит).

Основная часть

1. Игра «Чьи следы?»

Ребята, если мы зимой придем в лес, то сможем ли мы увидеть диких животных? (нет) Почему? (потому что они спрячутся от нас) Правильно, а что мы можем увидеть на снегу? (следы животных) Верно! Я приготовила для вас карточки с разными следами и предлагаю вам определить, чьи же они?

следы волка - волчьи; следы лисы - лисьи;

следы белки - беличьи; следы кабана - кабаньи;

следы лося - лосиные; следы зайца - заячьи;

следы медведя - медвежьи. (Медведь зимой спит, но иногда медведь может проснуться, если его потревожат, или если зима очень-очень теплая).

А теперь вы сами выберите карточку с изображением следа дикого животного, сравните его с картинками, и скажите, чей это след?

Пример: Это волчий след.

2. Игра «Кто спрятался» с использованием ИКТ (см. презентацию) .

Со следами мы с вами разобрались. А теперь предлагаю вам поиграть еще в одну игру. Вы уже говорили о том, что животные умеют хорошо прятаться. И сейчас мы с вами попробуем угадать, кто же спрятался на наших картинках. (Педагог включает мультимедийную презентацию. Детям предлагается рассмотреть картинку на слайде и ответить на вопрос «Чьи ноги/лапы? Чьи уши? Чей хвост?»)

3. Офтальмологическая пауза

Нашим глазкам нужен отдых. Давайте быстро-быстро, легко-легко поморгаем, а теперь закроем глазки.

«Закрываем мы глаза,

Вот какие чудеса.

Наши глазки отдыхают,

Упражнения выполняют».

4. Физ. минутка «Прогулка в зимнем лесу».

А теперь настало время отдохнуть и отправиться в зимний лес на прогулку.

Мы пришли в зимний лес - ходьба на месте.
Снежинки в небе круж а тся - руки фонариком, кружатся вокруг себя.
На землю красиво ложатся - движение рук (фонарики)
Вот и зайка проскакал, от лисы он убежал - прыжки на двух ногах.
Это серый волк здесь рыщет, он себе добычу ищет - руки на поясе, наклоны.
Вот мы спрячемся сейчас, не найдёт тогда он нас - приседаем.
В лесу тишина и покой, а мы опять пришли домой - ходьба на месте.

5. Игра с мячом «Подберем родственные слова»

А теперь предлагаю вам встать в круг и немного поиграть. Но для этого давайте вспомним, как мы подбираем слова-родственники. (Педагог бросает мяч детям по очереди и предлагает подобрать родственные слова к словам: ЗИМА, БЕЛКА и т.д.)

6. Игры «Чей хвост длиннее?», «Чья лапа больше?»

Словообразование и употребление притяжательных прилагательных с суффиксами - ий, -ья, -ье, -ьи с опорой на изображения животных.

Чей хвост длиннее:

Заячий или лисий?

Медвежий или волчий?

Волчий или беличий?

Медвежий или беличий?

Заячий или волчий?

Лисий или медвежий?

Чья лапа больше?

Медвежья или лисья?

Беличья или медвежья?

Заячья или волчья?

Лисья или беличья? И т.д.

Подведение итогов.

О ком мы сегодня говорили?

В какие игры мы с вами играли?

Что вам понравилось больше всего?

Оценка деятельности детей педагогом.

ОО «Речевое развитие»

Используемые технологии: «Ниткотерапия», «Сказкотерапия», «Технология игрового обучения связной речи для детей с ОНР», «Здоровьесбережение».

Цель: закрепление образования притяжательных прилагательных.

Задачи:

Коррекционно-обучающие:

  1. Активизировать словарь по теме: «Дикие животные».
  2. Закрепить содержание сказки «Теремок».
  3. Обучать пониманию и выражению эмоциональных состояний персонажей сказки.

Коррекционно-развивающие:

  1. Развивать общие речевые навыки (звукопроизношение, интонационную выразительность речи).
  2. Развитие мелкой моторики.
  3. Развитие общей моторики.
  4. Развитие логического мышления, памяти, произвольного внимания, воображения.

Коррекционно-воспитательные:

1. Воспитывать интерес к занятиям, усидчивость, аккуратность.

2. Воспитывать желание помогать друг другу, приходить на помощь при затруднениях товарища.

3. Содействовать физическому воспитанию (профилактика утомляемости).

Оборудование:

Картинка с изображением «невиданного зверя»;

Фигурки животных, сделанных из ниток (медведь, мышь, белка, волк, лиса, лягушка, еж, заяц);

Круги Луллия с набором карточек «Кто, где живет»;

Индивидуальные фланелеграфы, нитки, су-джок;

Индивидуальные наборы карточек с изображением эмоциональных состояний.

Ход занятия

1. Организационный момент «Добрый день»

– Посмотрите, как за окном пасмурно и настроение какое-то грустное. Сейчас я вам подарю «добрый день» и всем сразу станет веселее.

Логопед кладет в ладошки первому ребенку «добрый день», далее дети передают друг другу.

– Добрый день, Илюша.

2. Д/У «Невиданный зверь»

– Посмотрите, какую интересную картинку я вам принесла. Скажите, чьи части тела вы узнали.

(Медвежье туловище, мышиный хвост, беличий хвост, лисьи лапы, лягушачьи лапы, ежиную голову, заячьи уши, волчья пасть.)

По мере узнавания на стол ставятся фигурки животных сделанные из ниток.

3. Отгадывание загадки.

Если вы отгадаете загадку, то узнаете, из какой сказки пришли эти животные.

Он не низок, не высок.

И не заперт на замок.

Весь из бревен и досок Стоит в поле... (теремок).

– Все ли эти животные из сказки «Теремок». Кто лишний? (Белка.)

Ну, пусть она тоже останется у нас в гостях.

4. Д/у «Чье, чьи, чья»

– Посмотрите внимательно на этих животных и скажите:

– Чьи лапы самые зеленые? – лягушачьи;

– Чьи уши самые длинные? – заячьи;

– Чьи зубы самые острые? – волчьи;

– Чьи лапы самые сильные? – медвежьи;

– Чья спинка самая колючая? – ежиная;

– Чья шубка зимой становится серой? – беличья.

5. Физкультминутка «Белки делают зарядку»

Сейчас мы с вами станем белочками.

6. Круги Луллия «Кто, где живет»

В сказке все животные живут в теремке. А где же живут настоящие дикие животные?

Логопед показывает животное, а дети ищут его на круге и его жилище.

Лягушачий дом - болото Мышиный дом - нора Заячий дом - под кустом Лисий дом - нора

Волчий дом - логово Медвежий дом - берлога Ежиный дом - гнездо, нора

Беличий дом – дупло

7. Пальчиковая гимнастика «Есть у каждого свой дом»

У лисы в лесу глухом

Есть нора - надежный дом.

Не страшны зимой метели.

Белочке в дупле на ели.

Под кустами еж колючий Нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней, коры Хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосет он лапу.

Есть у каждого свой дом,

Всем тепло, уютно в нем.

8. Д/ и «Лабиринт»

Логопед раздает животных каждому ребенку.

– Мы на прошлом занятии сделали с вами из ниток домики-теремки. Сейчас проведем дорожку от своего животного до теремка.

– Возьмите «каштанчик» и прокатите по дорожке.

Все животные добрались до теремка.

В нем теперь живут все вместе

И поют такие песни.

Стой в поле теремок

Он ни низок, ни высок.

9. Итог занятия.

Молодцы! Вы сегодня хорошо занимались. Что вам понравилось больше всего?

У меня хорошее настроение. Вот такое (показывает карточку).

А у вас, какое? (Дети показывают карточки с изображением своего эмоционального состояния.)

Используемая литература:

  1. Рузина М.С. Пальчиковый игротренинг. - Екатеринбург: У - Фактория, 2006.
  2. Светлова И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. - М.,«Олма Пресс», 2001.

Тема: Притяжательные прилагательные.

Цель: закрепить навык практического употребления в речи притяжательных
прилагательных, согласовывая их с существительным.

Задачи:

1.Активизировать и уточнить словарь по темам: “Домашние животные”, “Дикие животные”,“Зимующие птицы”, “Перелётные птицы”;

2.Закреплять умение детей строить словосочетания с заданным словом; 3.Автоматизировать звук [с] , в самостоятельной и произвольной речи;

4.Воспитывать у детей дружелюбное отношение к своим сверстникам, развивать умение сотрудничать друг с другом;

5.Развивать память, слуховое и зрительное внимание, логическое мышление;

Ход занятия.

п/п

Этапы занятия.

Приемы работы.

Оргмомент.

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг,

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Психологический настрой.

Дети стоят в кругу. Логопед подходит к каждому ребёнку с веером картинок и предлагает выбрать одну картинку. Далее логопед даёт установку, на то, что дети должны назвать животного или птицу, изображённую на картинке и запомнить картинку до конца занятия. Логопед называет только обобщающее слово (домашние животные, птицы, дикие животные). Дети должны поднять соответствующую картинку и назвать её. Например: У меня лось.

Лось дикое животное и т.д. Затем дети отдают свои картинки логопеду и занимают свои места за столами.

Артикуляционная гимнастика.

Комплекс упражнений для выработки артикуляционных укладов свистящих звуков: «накажи не послушный язык», «лопатка», «качели», «язык перешагивает через зубы», «почистим зубки», «желобок», «чашечка», «самосвал», «горка» или «киска сердится», «катушка», упражнение для произнесения звука и, «загони мяч в ворота», «подуть через трубочку», «кто дальше загонит мяч», «сдуть снежинку», «буря в стакане», «заборчик», «рупор», «трубочка», «заборчик»-«рупор»-«трубочка», упражнения в произнесении звуков т-с.

Работа по теме

На доске с правой стороны выставляются картинки с изображением животных и птиц, а с левой - недостающие детали.

Логопед обращает внимание детей на то, как по-разному называют части тела у разных животных и птиц. Даются соответствующие образцы. Например:

Это хвост коровы, он чей? - Это коровий хвост.

Это хвост лисы, он чей? - Это лисий хвост.

Это хвост белки, он чей? - Это беличий хвост.

Это хвост медведя, он чей? - Это медвежий хвост. И т.д.

Дети хором и индивидуально повторяют предложения: “Это медвежий хвост” и т. д. Аналогично проговариваются названия других частей тела, животных и птиц: Логопед интонационно подчеркивает связь между вопросами Чей? Чье? и прилагательными мужского и женского рода.

Упражнения для развития моторики.

Поиграем в зоопарк.

1-2 1-3 1-4 1-5

Мы в зверинце с мамой были, ( правая рука)

1-5 1-4 1-3 1-2

Мы к животным там ходили. (левая рука)

1-2 1-3 1-4 1-5

В этом мире каждый важен

1-5 1-4 1-3 1-2

Мы вам всех зверей покажем. -

С длинной шеею жираф

(вытягиваем шею, опускаем плечи)

Выступает словно граф.

Смотрит влево, смотрит в право:

(поворачиваем голову влево и вправо)

Нет ли тигра иль удава;

Нет ли в небе самолета, (поднимаем голову)

Под ногами бегемота. (опускаем голову)

И вращает головой- (вращаем головой)

Ищет веточки с листвой.

Развитие слухового восприятия.

Подними руку, когда услышишь звук [с].

Подними руку, когда услышишь слова со звуком [с].

Назови первый звук в словах: Сом, сено, Саша, сахар, солома. Хлопаем в ладоши когда услышим звук [с]. Логопед произносит ряд звуков: [с], [о],[ж],[с],[ы],[ж],[с].

7 .

Речевой материал.

Проговаривание чистоговорки:

Са-са-са, в лесу бегает лиса.

Со-со-со, лиса катит колесо.

Су-су-су, в лесу видел я лису.

Сы-сы-сы, хвост красивый у лисы.

Этап закрепления

1.Игра “Кто первый догадается?” (на развитие логического мышления)

Логопед сообщает, что к нам в гости на занятие должна была прийти кошка, но она приходила раньше времени и оставила для нас конверт с заданиями. Этот конверт лежит на столе учителя. В конверте лежат маленькие конверты на каждого ребёнка. Логопед раздает конверты с разрезанными картинками детям. На счет “раз” - картинки достаются из конвертов, на счет “два”, раскладываются на столе, на счет “три” - определяется, кому и какая нужна недостающая картинка.

Например: Мне нужен кошачий хвост (лошадиная морда, вороний клюв и т.д.)

2.Логопед предлагает послушать загадку.

По деревьям скок - скок, а орешки щелк - щелк”. (Белка)

Ребенок, давший правильный ответ, надевает маску белки и развешивает на волшебном дереве гирлянды, состоящие из контурных картинок, изображающих животных и птиц. Дети вспоминают, кто из них, где живет, и прикрепляют карточки в соответствии с контурными образцами правильного ответа: Медведь живет в берлоге. Это медвежья берлога; лиса живет в норе. Это лисья нора и т.д.

Сначала дети повторяют ответы за логопедом, а затем самостоятельно называют жилище животных и птиц, ориентируясь на вопросы: Чей? Чья? Чьё? - беличье дупло, собачья конура, ласточкино гнездо и т.д.

Итог.

Игра с мячом

Дети становятся в круг, логопед - в центре. Бросая ребенку мяч, он называет притяжательные прилагательные из числа тех, что отрабатывались на занятии. Ребенок, отдавая назад мяч, проговаривает с этим словом сочетание. Например:

Вороний - вороний клюв;

Утиный - утиный хвост;

Оленья - оленья морда;

Медвежье - медвежье туловище;

Баранья - баранья морда.

Занятие № 1. Тема: Относительные прилагательные.

Цели: формировать навыки словообразования. Упражнять в образовании относительных прилагательных, развивать зрительную, слуховую память. Воспитывать навыки самоконтроля.

Оборудование: пакетики с крупами, сухофруктами, вермишелью; предметные картинки, игрушка или картинка с изображением Карлсона, мяч.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Логопед спрашивает детей, знают ли они сказку про Карлсона и просит изобразить сердитого, грустного, веселого Карлсона. Логопед показывает игрушку Карлсона и говорит, что он прилетел к ним на занятие.

2. Педагог говорит детям, что сегодня мы будем говорить о том, что очень любит Карлсон, что можно приготовить ему из продуктов.

3. Дидактическая игра "Угадай, что в пакете”.

У детей на столах маленькие полиэтиленовые пакетики, в которых различные крупы, лапша, кисель, сухофрукты. Дети на ощупь определяют, что находится в пакете, затем рассказывают, что можно приготовить из этих продуктов. (Кашу гречневую, рисовую, ячневую, перловую; вермишелевый суп; фруктовый кисель; яблочный, грушевый, абрикосовый компот.)

4. Дидактическая игра "Найди лишнюю картинку”

На панно выставлены картинки, на которых нарисованы продукты питания и другие предметы. Дети должны сказать, из чего нельзя приготовить кушанье и убрать лишнюю картинку. Игра повторяется 2-3 раза.

5. Физминутка. "Полеты с Карлсоном”.

Дети бегают по группе, выполняя круговые движения руками, как пропеллером.

6. Дидактическая игра "Назови одним словом”.

Дети стоят в кругу. Логопед объясняет, что тот, кому бросят мяч, должен ответить одним словом. Педагог бросает мяч и произносит словосочетания:

  • напиток из брусники – брусничный,
  • пирог с яблоками – яблочный,
  • кисель с клубникой – клубничный,
  • сок из слив – сливовый,
  • варенье из груш – грушевое,
  • запеканка из творога – творожная,
  • сок из яблок – яблочный.

7. Составление предложений по предметным картинкам.

У детей на столах предметные картинки на которых нарисованы фрукты, овощи, продукты питания. Логопед предлагает придумать "вкусные” предложения для Карлсона.

8. Письмо от Карлсона.

Логопед достает письмо и говорит, что Карлсон допустил много ошибок. Он просит детей исправить ошибки:

  • Мама купила яблока сок (яблочный сок).
  • Миша съел клубника мороженое (клубничное мороженое).
  • Бабушка сварила вишня варенье (вишневое варенье).
  • Папа купил липа мед (липовый мед).

9. Итог занятия.

Оценка деятельности детей. Карлсон угощает детей сладостями, прощается и улетает.

Занятие №2. Тема: Притяжательные прилагательные.

Цель : образовывать притяжательные прилагательные от существительных. Развивать память, мышление. Воспитывать умение понимать и выполнять инструкцию логопеда.

Оборудование: предметные картинки с изображением диких животных, макет леса, мяч, картинка лешего.

Ход занятия:

1. Организационный момент:

Логоритмическое упражнение: при помощи левой руки дети загибают пальцы правой руки, начиная с большого:

Сидит белка на тележке

Продает она орешки:

Лисичке – сестричке,

Воробью, волчишке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Логопед спрашивает, про кого говорится в потешке, кто лишний.

3. На столе логопеда макет леса (елочки, деревья). Логопед говорит о том, что в лесу беда. Маленький леший по имени Лешик, учился колдовать и перепутал у животных все части тела. Логопед говорит детям, что животные просят вас исправить ошибки, и навести порядок в лесу.

3. Логопед показывает из-за ширмы часть тела и просит назвать: чей хвост, чья голова, чьи рога? Если ребенок ответил правильно, педагог показывает игрушку и говорит ребенку, что он помог животному найти свою часть тела.

4. Дидактическая игра "Чьи следы?”

Логопед показывает картинку, на которой нарисованы следы животных и говорит, что Лешик не знает, чьи следы, просит помочь ему. Педагог показывает и спрашивает: "Чьи следы?” (Лисьи, заячьи, волчьи, медвежьи и т.д.).

5. Физминутка. Игра с мячом.

Педагог бросает мяч детям и просит назвать часть тела того животного, которое укажет логопед:

  • у медведя голова -…медвежья,
  • у белки уши - беличьи,
  • у волка хвост - волчий,
  • у лисы лапы - лисьи,
  • у оленя рога - оленьи и т.д.

6. Дидактическая игра "Назови части тела”

На столах у детей предметные картинки с изображением диких животных. Дети называют все части тела животного. (Лисья голова, лисий хвост, лисья морда и т.д.)

7. Дидактическая игра "Угадай чьи шаги”.

Логопед производит определенные звуки, создавая образ зверей, и просит угадать чьи шаги дети слышат. (Медвежьи, заячьи, оленьи и т.д.)

8. Итог занятия.

Оценка деятельности детей. Лешик раздает детям поощрительные орешки.

ТЕМА: ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ

Цель: закрепить навык практического употребления в речи притяжательных прилагательных;

развитие навыков использования в речи различных видов связи в словосочетаниях;
обучение синтаксически правильному оформлению предложения.

Словарь :

Предметный (названия домашних животных, диких животных, птиц, частей их тела, названия жилищ этих животных и птиц);

Глагольный (названия действий, связанных с передвижением птиц, животных, принятием пищи, подачей голоса).

Ход занятия

I. Организационный этап

Игра «Четвёртый лишний»

На доске выставляются картинки в той последовательности, в которой их называет логопед:

Ласточка, воробей, змея, грач.

Корова, лошадь, волк, кошка.

Медведь, лиса, скворец, заяц.

Дети определяют в каждом ряду лишнюю картинку, объясняя, почему она не подходит.

Игра «Кто самый внимательный?»

Помощник логопеда (из числа детей) подходит к каждому ребёнку с веером из картинок, предлагая выбрать любые три. Картинки раскладываются на столах перед детьми. Логопед называет только обобщающее слово (домашние животные, дикие животные). Дети должны поднять соответствующую картинку. Далее определяется самый внимательный ребёнок, это тот, кто вспоминает всех названных птиц, домашних и диких животных. Логопед указывает на то, что художник на каждой их картинке забыл нарисовать отдельные детали. Дети меняются друг с другом картинками и называют, чего не хватает у животных и птиц. Например, у коровы нет рога, у лошади хвоста, у белки морды и т.д.

II. Обучающий этап

На доске с правой стороны выставляются картинки с изображением животных и птиц, а с левой – недостающие детали.

Логопед обращает внимание детей на то, как по-разному называют части тела у разных животных и птиц. Даются соответствующие образцы. Например:

Это хвост лисы, он чей? – Лисий.

Это хвост белки, он чей? – Беличий.

Это хвост медведя, он чей? – Медвежий.

Это хвост коровы, он чей? – Коровий.

Это клюв курицы, он чей? – Куриный.

Это клюв воробья, он чей? – Воробьиный.

Дети хором и индивидуально повторяют предложения: «это медвежий хвост» и т.д., при этом допускается любое фонетическое оформление высказываний.

Аналогично проговариваются названия других частей тела, животных и птиц:

Морда лошади, она чья? – Лошадиная.

Морда лисы, она чья? – Лисья.

Морда белки, она чья? – Беличья.

Морда зайца, она чья? – Заячья.

Морда кошки, она чья? – Кошачья и т.д.

Логопед интонационно подчёркивает связь между вопросами Чей? Чьё? и прилагательными мужского и женского рода.

III. Этап закрепления.

Раздаётся стук в дверь. Появляются гости, которых узнают по маскам. Это собаки, кошки, мышь, коза. Они раздают детям конверты с разрезанными картинками. На счёт «раз» - картинки достаются из конвертов, на счёт «два», раскладываются на столе, на счёт «три» -определяется, кому и какая нужна недостающая картинка.

Например:

Мне нужен кошачий хвост (лошадиная морда, петушиный клюв и т.д.)

Игра «Кто первый догадается?» (на развитие логического мышления)

Логопед предлагает послушать загадку.

«По деревьям скок – скок, а орешки щёлк – щёлк» (белка)

Ребёнок, давший правильный ответ, надевает маску белки и развешивает на волшебном дереве гирлянды, состоящие из контурных картинок, изображающих животных и птиц. Дети вспоминают, кто из них где живёт и прикрепляют карточки в соответствии с контурными образцами правильного ответа: Медведь живёт в берлоге. Это медвежья берлога; лиса живёт в норе. Это лисья нора и т.д.

Сначала дети повторяют ответы за логопедом, а затем самостоятельно называют жилище животных и птиц, ориентируясь на вопросы: Чем? Чья? Чье? –беличье дупло, собачья конура, куриный насест и т.д.

IV . Итог занятия

Игра с мячом

Дети становятся в круг, логопед - в центре. Бросая ребёнку мяч, он называет притяжательные прилагательные из числа тех, что отрабатывались на занятии. Ребёнок, отдавая назад мяч, проговаривает с этим словом сочетание. Например:

Куриный - куриный клюв

Змеиный – змеиный хвост

Рефлексия……