Дидактическая игра как средство формирования межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста. Сюжетно-ролевой игры как средства развития межличностных отношений старших дошкольников Психологические игры для дошкольников на межличностные отно

Игры, направленные на улучшения межличностных отношений

у детей старшего дошкольного возраста

«Комплименты»

Цель: Помочь ребёнку увидеть свои положительные стороны, а также положительные качества других детей, сплочённость группы.

Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу. Упражнение проводится по кругу.

«Клоуны ругаются»

Цель: снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме.

Ведущий говорит детям: «Ребята, передавая мяч по кругу, давайте называть друг друга разными необидными словами (заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов, или мебели. Каждое обращение должно начинаться со слов: «А ты, …, морковка»! Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное, например: «А ты,…, солнышко!»

«Прогони бабу ягу»

Цель : Содействовать символическому уничтожению страхов детей.

Ребёнка просят представить, что в стул залезла Баба-Яга, надо обязательно прогнать её оттуда. Она очень боится громких криков и шумов. Ребёнку предлагается прогнать Бабу-Ягу. Для этого надо покричать и постучать по стулу пустыми пластмассовыми бутылками.

«Тропинка»

Цель : Развивать дисциплинированность, организованность, сплочённость.

Дети берутся за руки, образуя круг, и по сигналу ведущего начинают двигаться по кругу в правую сторону до тех пор, пока ведущий не произнесёт слово – задание. Если ведущий говорит: «Тропинка!», все дети становятся друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего. Если ведущий говорит: «Копна!», - дети направляются к центру круга, выставив руки вперёд. Если говорит: «Кочки!», дети приседают, положив руки на голову. Задания ведущим чередуются.

«Уходи, злость, уходи!»

Цель : Снять агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме.

Играющие ложатся на ковёр по кругу. Между ними подушки. Закрыв глаза, они начинают со всей силой бить ногами по полу, а руками по подушкам с громким криком «Уходи, злость, уходи!» Упражнение продолжается 3 минуты, затем участники по команде взрослого ложатся в позу «звезды», широко раздвинув ноги и руки, и спокойно лежат, слушая музыку 3 минуты.

« Подарок другу»

Цель : Развивать умение невербально описывать предметы, сплочение группы.

Один ребёнок становится именинником, остальные дарят ему подарки, передавая движениями и мимикой своё отношение к имениннику.

«Я хочу подружиться»

Цель: Формировать взаимопонимание, содействовать формированию доброжелательных отношений.

Выбирается водящий. Он произносит слова «Я хочу подружиться с…», а дальше описывает внешность одного из детей. Тот, кого загадали, должен себя узнать, быстро подбежать к водящему и пожать ему руку. После этого он сам становится водящим.

«Я знаю пять имён своих друзей»

Цель : Содействовать улучшению общения со сверстниками.

Один из детей ударяет мячом об пол со словами: «Я знаю пять имён моих друзей. Ваня – раз, Лена – два… и т.д.,а затем передаёт мяч другому ребёнку, тот делает то же самое и передаёт мяч следующему. Мяч должен обойти всю группу.

«Обижаться не могу, ой смеюсь, кукареку»

Цель: Способствовать уменьшению обидчивости у детей.

Один ребёнок садится на «волшебный стульчик», другой понарошку должен обидеть его. Взрослый начинает при этом говорить слова: «Обижаться не могу…» – ребёнок продолжает: «Ой, смеюсь, кукареку!»

«Сиамские близнецы»

Цель

Дети разбиваются на пары, встают плечом к плечу, обнимают друг друга одной рукой за пояс, одну ногу ставят рядом. Теперь они сросшиеся близнецы: 2 головы, 3 ноги, одно туловище и 2 руки. Предложите им походить по помещению, присесть, что-то сделать, повернуться, лечь, встать, порисовать и т.д.

Совет: чтобы третья нога была «дружной», её можно скрепить верёвочкой.

«Психологическая лепка»

Цель : Содействовать улучшению общения со сверстниками, сплочение

В этой игре многое зависит от фантазии взрослого. Он просит детей «слепить» из своих тел одну общую фигуру, например морскую звезду (можно лёжа на ковре), и показать, как она движется. Можно предложить ракушку, кота, птицу, цветок, машину и т.д. Дети не только «лепят» фигуру, но и «оживляют» её, двигаясь плавно и синхронно, не нарушая её целостности.

Список используемой литературы

Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. Санкт-Петербург, 2001.

Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций дети 5-7 лет. – Ярославль, 2000.

Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль, 1996.

Панфилова М.А. Игротерапия общения. – М.; Просвещение, 2000.

Ильина М.Н. Подготовка к школе. Развивающие тесты и упражнения. Москва-Санкт-Петербург, 2004.

Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. – М.: Просвещение, 2003.

Чистякова М.И. Психогимнастика. – М.: Просвещение, 1995, 2003.

другие презентации на тему «Формирование межличностных отношений дошкольников»

«Экологическое воспитание дошкольников» - Обосновать необходимость развивающей работы по экологическому воспитанию старших дошкольников. Преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семье. Возрастной адресованности. Некоторые охраняемые растения и животные своего края, страны. Вести наблюдения в природе под руководством воспитателя.

«Правовое воспитание дошкольников» - Право на жизнь и воспитание в своей семье. Знают все на свете взрослые и дети, Что семья наш лучший друг на большой планете. Право на медицинский уход. «Золушка». Без семьи надежной людям не прожить помните! Семьею нужно дорожить! Правовое воспитание дошкольников. Здесь здоровье детям берегут Медсёстры деток взвесят и привьют.

«Общение и межличностные отношения» - Правила, соблюдение которых позволяет понравиться людям. Способы решения конфликтов. Какую роль играет общение в межличностных отношениях? Оба мальчика молчали. Добро - … Законность - … Тема урока «Радости и сложности общения». Правило 1. Искренне интересуйтесь другими людьми. Конфликт – серьёзное разногласие.

«Психологическое здоровье дошкольника» - Результаты исследования по зрительно-моторному гештальт тесту Бендер. В исследовании приняли участие 9 территориальных управлений и городских округов Самарской области. Результаты исследования по методике Р.И.Лалаевой, Е.В.Мальцевой, Т.А.Фотековой «Пересказ прослушанного текста». Результаты исследования по методике Прогрессивные матрицы Дж.Равена.

«Экологическое образование дошкольников» - Формы и методы экологического образования дошкольников. Работа с родителями. Освещение результатов работы в средствах массовой информации. Модель организации экологического образования в детском саду. Видеотренинги. Экологическое просвещение (пропаганда). Организация экологического театра «Радуга». Передовой педагогический опыт.

«Музыкальное воспитание дошкольников» - Музыкально-дидактическая игра (МДИ). Музыкально-дидактические игры в детском саду. Сфера применения МДИ. Вопросы темы. Классификация МДИ. Что такое музыкальная культура? Как организовать музыкальный досуг? Праздники Развлечения Досуг Музыкально-ритмические занятия Самостоятельная деятельность детей.

Елена Кузнецова
Формирование межличностных отношений дошкольников в сюжетно-ролевой игре

Аннотация : Целью статьи является разработать проблему формирования межличностных отношений дошкольников в сюжетно-ролевой игре .

Дошкольное детство - короткий , но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни. У ребенка формируется отношение к людям , к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Огромное значение в развитии ребенка принадлежит игре . Игра является важнейшим видом детской деятельности.

Сюжетно -ролевые игры оказывают большое влияние на межличностные отношения между детьми . Правила, обязательные при проведении игры, воспитывают у детей умение контролировать свое поведение, ограничивать свою импульсивность, способствуют тем самым формированию характера . Во время совместной игры со сверстниками дети учатся общению, умению учитывать желания и действия других, отстаивать свое мнение, умению настоять на своем, а также совместно строить и реализовывать планы. Исполняя различные роли, ребенок начинает охватывать все стороны различных видов деятельности, что, в свою очередь, помогает развивать мыслительную способность человека, воспринимать чужую точку зрения. В сюжетно-ролевой игре дети вступают в реальные организационные отношения . В то же время между ними устанавливаются сложные ролевые отношения .

В связи с внедрением ФГОС в образовательный процесс ДОУ изменились формы , методы организации воспитательно-образовательной деятельности.

Согласно ФГОС должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия :

Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения.

Игра – это подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых , уточняют свои знания об окружающей действительности. Поэтому актуальной является проблема использования игры в целях всестороннего развития ребенка, формирования его положительных личностных качеств, нравственности и социализации как члена общества.

Проблемы межличностных отношений в дошкольной игре оказались в центре внимания с первых лет развития дошкольного воспитания . Педагоги и психологи отмечали огромное значение игры в дошкольном возрасте .

Сюжетно -ролевая игра в своей развитой форме носит коллективный характер. Это не означает, что дети не могут играть в одиночку, но наличие детского общества - это наиболее благоприятное условие для развития сюжетно-ролевых игр . Это самая привлекательная деятельность для детей дошкольного возраста . Она всегда увлекают детей возможностью «прожить» хотя бы несколько минут интересно, активно, по-взрослому. Игра дает возможность применять уже имеющиеся знания в новых обстоятельствах, и дети учатся решать возникающие проблемы не только с помощью игрушек, но и путем логических находок и рассуждений.

Специфика игровой деятельности такова, что в ней все “понарошку” - и действия, и пространство, и роли. Ребенку достаточно провести черту, чтобы обозначить : “Здесь будет детский сад, а здесь, где я стою, - твой дом”. Открыть дверной замок с помощью воображаемого ключа или палочки, которая его заменяет, налить чай в чашку из кулачка, ребенку ничего не стоит.

В реальной жизни все эти простые, на наш взгляд, действия ребенок не всегда может выполнить сам, без помощи взрослого. А игра не требует от него в этом плане особых умений, так как не связана с получением определенного практического результата.

В основе метода руководства сюжетно -ролевой игрой лежат принципы

Воспитатель должен играть вместе с детьми;

На каждом возрастном этапе игра развертывается особым образом, так, чтобы детьми «открывался» и усваивался новый, более сложный способ построения игры;

На каждом возрастном этапе при формировании игровых умений необходимо ориентировать детей, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам.

Также необходимо применять комплексный метод руководства игрой, который заключается в оказании педагогической поддержки сюжетных игр и обеспечении педагогических условий развития игры.

В сюжетно-ролевой игре происходит социализация, всестороннее развитие ребенка, формируется личность в целом . Ребенок как личность развивается в реальных взаимоотношениях , которые складываются у него со сверстниками в ролевой игре под влиянием принятой на себя роли.

Сюжетно -ролевая игра в её типичной форме – это свободный вид совместной деятельности детей. Дети объединяются между собой по собственной инициативе, сами определяют сюжет игры , берут на себя соответствующие роли, распределяют игровой материал, намечают и развивают содержание игры, выполняя те или иные игровые действия. Важно, что сюжет и содержание игры они берут из окружающей жизни, отражают те её моменты, которые привлекли их внимание, вызвали интерес, произвели особое впечатление. Конечно, всё это возможно лишь при условии, что дошкольники в достаточной мере с помощью педагога овладели игровой деятельностью.

Тем самым, игра занимает особое положение в педагогическом процессе и имеет большое преимущество перед другими видами детской деятельности.

Стремление дошкольника стать взрослым и взросление заключается в подчинении своих действий принятым в обществе нормам и правилам поведения взрослых людей. Именно в дошкольном возрасте происходит формирование системы взаимоотношений между детьми и взрослыми, усложняются виды детской деятельности, формируется совместная деятельность детей. Поскольку ведущим видом деятельности дошкольника является игра , то сюжетно -ролевая игра становится главной в формировании социально-коммуникативных навыков у ребенка. Благодаря игре малыши моделируют поведение и взаимоотношения взрослых людей . При этом на первом плане у детей - отношения между людьми и смысл их труда. Выполняя определенные роли в игре , мальчики и девочки учатся действовать, подчиняя свое поведение нравственным нормам. Например, дети часто играют в больницу. Они берут на себя роли больного и врача. Причем роль врача всегда более конкурентная, поскольку она несет функцию выздоровления и помощи. Игра в больницу закрепляет отношения взаимного уважения доктора и пациента, выполнения его рекомендаций и назначений. Обычно дети наследуют модель поведения врачей, которых они посещали в поликлинике либо своих участковых педиатров.

Если понаблюдать за детьми в сюжетно-ролевой игре „Семья” или , как говорят дети, „в папу и маму”, то можно узнать, какая атмосфера царит в семье детей. При этом в детской игре может проявляться и моральный климат, взаимоотношения между родителями . Копирование ребенком стандартов поведения родителей говорит о том, что именно они формируют у ребенка образец отношений в семье . Они должны помнить об этом каждую минуту.

Детство без игры и вне игры ненормально. Лишение ребенка игровой практики - это лишение его главного источника развития. Игра - это единственная центральная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов. В ней дети знакомятся с такими сторонами действительности, как действия и взаимоотношения взрослых .

Современное общество требует инициативных молодых людей, способных найти «себя» и своё место в жизни, восстановить русскую духовную культуру, нравственно стойких, социально адаптированных, способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию.

Пояснительная записка.

Отношение к другому в отличие от общения далеко не всегда имеет внешние проявления. Оно может существовать и проявляться без каких-либо коммуникативных актов; его можно испытывать и к отсутствующему или даже вымышленному, идеальному персонажу; оно может существовать и на уровне сознания или внутренней душевной жизни (в форме переживаний, представлений, образов и т.д.). Поэтому отношение можно считать более широкой категорией, чем общение. В то же время в реальной жизни отношение к другому человеку проявляется, прежде всего, в действиях, направленных на него, т.е. в общении. Отношения можно рассматривать как мотивационную основу общения и взаимодействия людей.

Проблема становления и развития межличностных отношений детей является актуальной. И привлекает внимание, общественности: многих известных психологов, и педагогов. Этой теме посвящено значительное число исследований (В.В. Абраменковой, Я.Л. Коломинский, Т.А. Репина, Е.О. Смирнова и другие). Так как в наше время общество требует воспитывать социализированного ребенка: самостоятельного, владеющего правилами взаимодействия и моралью общества, в котором он живет.

Отношение ребенка к сверстнику можно увидеть в действиях направленных на него, которые ребенок проявляет в различных видах деятельности. Особое внимание необходимо обратить на ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста – игровую деятельность.

Одним из главных методов, является подвижная игра. Подвижная игра является ведущим методом как физического, так и всестороннего воспитания. Она оказывает всесторонне воздействие на ребенка дошкольного возраста. Играя, дети познают окружающий мир, себя и сверстников, свое тело, изобретают, творят окружающее, а так же устанавливают отношения со сверстниками, при этом развиваются гармонично и целостно. Именно подвижная игра выступает, способствует формированию межличностных отношений и общению между сверстниками, умственному развитию ребенка, совершенствованию познавательных процессов, развитию творческой активности детей.

Подвижная игра – сложная эмоциональная деятельность детей, активные движения, обусловленные содержанием игры, вызывают у детей положительные эмоции.

Для подвижных игр характерно нравственно ценное содержание. Они воспитывают доброжелательность, стремление к взаимопомощи, совестливость, организованность, инициативу. Кроме того, проведение подвижных игр сопряжено с большим эмоциональным подъемом, радостью, весельем, ощущением свободы.

Подвижные игры создают атмосферу радости, активные движения, обусловленные содержанием игры, вызывают у детей положительные эмоции. Именно подвижные игры создают эффективные условия для развития межличностных отношений ребенка дошкольного возраста. В подвижных играх ребенок может проявить свое бескорыстное желание помочь сверстнику, подарить или уступить ему безоценочную эмоциональную вовлеченность в его действиях, все эти действия могут, свидетельствует о том, что ровесник стал для ребенка не только предметом сравнения с собой, но и самоценной целостной личностью.

Подвижные игры являются одним из условий развития культуры ребенка. В них он осмысливает и познает окружающий мир, в них развиваются его интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества.

Межличностные отношения детей дошкольного возраста формируется наиболее эффективно, когда целенаправленным педагогическим средством выступает подвижная игра, в ней ребенок овладевает правилами взаимоотношений со сверстниками, усваивает мораль общества, в котором он живет, таким образом, способствует взаимоотношению детей.

Техническая база.

Помещение.

Помещение необходимое для проведения подвижных игр должно представлять собой оборудованный спортивный зал. Зал должен быть свободным и не загроможденным. Который содержит спортивный инвентарь: кегли, обручи, кубики, мячи (различных размеров), дорожки различной фактуры, специальные пособия (индивидуальные коврики (различной конфигурации)), веревочки и шнуры, спортивный уголок (гимнастическая лестница и т.д.). Инвентарь (его размер) должен соответствовать возрасту и индивидуальным особенностям детей.

Помещение должно быть безопасным для ребенка (без острых углов и т.д.).

Дети находятся в разновозрастной группе от 1,5 до 3лет. Разного типа темперамента и характера (от меланхоличного до холеричного), уровня физического развития, а так же уровень развития психических процессов: внимание, мышление, память и т.д.). С учетом этого детям необходимо объяснить правила игры, показать образец для выполнения, донести суть игры, которая приведет ребенка к познанию окружающего мира, себя и сверстников, свое тело, изобретать, и творят окружающее, а так же устанавливать отношения со сверстниками, при этом развиваются гармонично и целостного. В процессе игры необходимо направлять ребенка на достижение цели.

Организация работы по оптимизации межличностных отношений детей дошкольного возраста в подвижных играх.

Подвижные игры имеют большое значение для всестороннего, гармоничного развития детей дошкольного возраста. Участие дошкольников в подвижной игре позволяет установить доброжелательные и позитивные межличностные отношения.

Были использованы следующие методы и приемы: показ и демонстрация игры, объяснение ее правил, беседа с детьми о результатах игры; метод наблюдения.

Целью подвижных игр и занятий является формирование межличностных отношений детей дошкольного возраста.

Выбор данных подвижных игр был обусловлен возрастными особенностями детей и были учтены интересы детей. Игры должны быть направлены как на совместную деятельность, командное взаимодействие, так и игры где ребенок может выразить себя индивидуально.

Игры для детей младшего дошкольного возраста (1-3 года):

“Перелет птиц”

Дети – птицы собираются на одной стороне зала (площадки), напротив гимнастической скамеек. По сигналу “Долетала!” птицы разлетаются по всему залу, расправив руки, как крылышками, и помахивая ими. По сигналу “Буря!” птицы летят к деревьям (дети забираются на гимнастическую скамейку). Когда воспитатель говорит: “Буря прошла!”, птицы спокойно опускаются с деревьев, продолжают летать.

“Мышеловка”

Дети распределяются на две группы. Одна образует круг – мышеловку. Остальные изображают мышей и находятся вне круга. Дети изображающие мышеловку берутся за руки, идут по кругу влево (вправо) приговаривая:

Ах, как мыши надоели

Развелось их просто страсть,

Все погрызли и поели,

Всюду лезут – вот напасть.

Берегитесь же плутовки,

Доберемся мы до вас

Вот поставим мышеловки.

Переловим всех за раз!

По мере произнесения слов дети-мыши вбегают в круг, подлезая под сцепленные руки детей, идущих по кругу, выбегают из круга. По окончании слов мышеловка закрывается – дети опускают руки, кто остался в кругу считается пойманным. Они встают в круг – мышеловка увеличивается. Игра повторяется.

На одной стороне зала (площадки) ставятся скамейки или стулья, и дети садятся – они воробышки в гнездышках. Немного поодаль находиться воспитатель, который изображает автомобиль у него в руках руль (обруч). Воспитатель говорит: “Воробышки полетели клевать зернышки”, дети выбегают на площадку, размахивая руками как крылышками, присаживаются вновь, бегают. Воспитатель произносит: “Автомобиль едет!” – воробышки улетают в свои гнезда.

“Самолеты”

Дети распределяются на три команды и размещаются в разных сторонах зала (площадки), перед каждым ставят по одному предмету разного цвета (кубик, кегля и т.д.). Играющие изображают летчиков. По команде педагога “К полету приготовиться” дети выполняют круговые движения согнутыми руками – заводят моторы. На сигнал “Летите!” дети поднимают прямые руки в стороны и бегут в разных направлениях по всей площадке. По команде “На посадку” самолеты возвращаются и приземляются (строятся в свои звенья и опускаются на одно колено прямые руки в стороны) отмечают то звено, которое построилось быстрее и красиво.

“Цветные автомобили”

Дети располагаются на одной стороне площадки (зала), они автомобили. Каждому дают цветной круг – руль (обруч). В руках у водящего (педагог) два цветных флажка. Он поднимает флажок зеленого цвета – и дети, имеющие кружок соответствующего цвета разбегаются по всей площадке в любом направлении. Они гуляют, подражая автомобилю. Педагог поднимает флажок другого цвета, например синего, - и дети второй группы также разбегаются. Через некоторое время флажки опускаются вниз и играющие останавливаются. Игра повторяется. Предварительно педагог дает указания – бегать в разных направлениях и, не наталкиваясь друг на друга, иначе будет авария.

“Карусель”

Дети образуют круг, держась за руки, и идут по кругу сначала медленно, а потом быстрее и переходят на бег. Движения выполняются в соответствии с текстом, произносимым вслух:

Еле – еле? Еле – еле

Закружились карусели,

А потом кругом, кругом

Все бегом, бегом, бегом!

После того как дети пробегут 2 – 3 круга, педагог останавливает их и подает сигнал к изменению направления движения и продолжают ходьбу и бег. Затем педагог вместе с детьми произносит:

Тише, тише, не спешите!

Карусель остановите!

Раз – два, раз – два.

Вот и кончилась игра!

Движение карусели замедляется и с окончанием дети останавливаются.

Игры для детей среднего и старшего дошкольного возраста (4-6 лет):

"Большой мяч"

Для игры нужен большой мяч. Играющие становятся в круг и берутся за руки. Водящий с мячом находится в середине круга. Он старается выкатить мяч из круга ногами, и тот, кто пропустил мяч между ног, становится водящим. Но он встает за кругом. Играющие поворачиваются спиной к центру. Теперь водящему нужно вкатить мяч в круг. Когда же мяч попадает в круг, играющие опять поворачиваются лицом друг к другу, а в середину встает тот, кто пропустил мяч. Играющие не берут мяч в руки в течение всей игры, они перекатывают его только ногами.

“Липкие пеньки”

Три – четыре игрока садятся на корточки как можно дальше друг от друга. Они изображают липкие пеньки. Остальные играющие бегают по площадке, стараясь не подходить близко к пенькам. Пенечки должны постараться коснуться пробегающих мимо детей. Осаленные становятся пеньками. Пеньки не должны вставать с мест.

“Догони свою пару”

Первая шеренга детей становится у исходной черты. На расстоянии 1м. от первой шеренги, каждый определяет свою пару. По сигналу воспитателя дети первой шеренги убегают, а дети второй шеренги догоняют их, стараясь коснуться рукой, прежде чем те окажутся за второй чертой. При повторении игры дети меняются ролями.

“Выгони мяч”

На противоположных сторонах площадки отмечают две коновые линии. Расстояние между ними 5-10 м.

Играющие делятся на две команды, встают друг против друга за линиями. По жребию одна из них начинает игру. Дети поочередно сильным ударом ноги посылают мяч в сторону своих противников. Те стараются не пропустить мяч за черту кона, отбивают его ногой. Если мяч не докатился до линии кона, то играющие передают его руками. Так мяч переходит от команды к команде, пока не пройдет за линию кона. Играющий пропустивший мяч, штрафуется (сзади него кладут любой предмет). Выигрывает команда, набравшая меньшее количество штрафных очков. Встречая мяч, играющий может выйти за коновую линию только на один шаг. Если мяч послан слабо и не докатился до кона, играющий также штрафуется.

“Блуждающий мяч”

Все играющие, кроме водящего, встают в круг на расстоянии вытянутой руки.

Они передают друг другу большой мяч. Водящий бегает вне круга, старается дотронуться до мяча рукой. Если это ему удалось, то он идет на место того игрока, в руках которого находился мяч, а играющий выходит за круг. Передавая мяч, играющие не должны сходить с места. Нельзя мяч передавать через одного, можно только рядом стоящему игроку. Водящему запрещается заходить в круг. Мяч можно передавать в любую сторону. Передача мяча начинается с того игрока, за которым стоит водящий перед началом игры. Играющий, уронивший мяч, становится водящим. Игра повторяется.

“Замороженные”

В ней Дед Мороз детей “морозит”, дотрагиваясь до них рукой, дети убегают. “Замороженный” ребенок разводит руки в стороны и стоит неподвижно. Играющие могут его “разморозить” – уворачиваясь от Деда Мороза, подбежать и дотронуться до “замороженного” рукой. Дед Мороз этого сделать не позволяет. Он “морозит” тех, кто не успел от него убежать. Игра заканчивается, когда “заморожена” большая часть детей.

“Пустое место”

Играющие становятся в круг, положив руки на пояс, образуют окошки. Выбирается водящий. Он ходит среди круга и говорит:

Вокруг домика хожу

И в окошко гляжу

К одному я подойду

М тихонько постучу.

После слова “постучу” водящий останавливается, заглядывает в “окошко” против которого останавливается и говорит: “Тук-тук-тук”. Стоящий впереди спрашивается “Кто пришел”. Водящий называет свое имя. Стоящий в кругу спрашивает: “Зачем пришел”. Водящий отвечает: “Бежим наперегонки”. Оба бегут вокруг играющих в разные стороны. В кругу играющих остается пустое место. Тот, кто добежит до него первым остается в кругу. Опоздавший становится водящим и игра продолжается.

“Кто быстрее вдоль дорожки”

Из реек (шнуров) образуют две дорожки длиной 3м, шириной 30см. играющие становятся в две колоны, в руках игроков, стоящих первыми, по одной кегле. По сигналу воспитателя (свисток) первые игроки бегут от исходной черты по дорожке, затем огибают стоящий в 1м. от дорожки предмет (набивной мяч, кубик), возвращаются в свою колонну и передают кеглю, следующему игроку, а сами становятся в конце колонны. Так последовательно бегают игроки. Когда впереди колонны окажется первый игрок команды, то он поднимает предмет высоко над головой. Отмечается команда – победитель.

“Кто скорее перенесет предмет”

На одной стороне комнаты на стульях (2-3) кладутся мелкие предметы (например: 4 кубика, 4 игрушки) на другой стороне столько же стульев без предметов. Вызываются играющие к стульям с предметами. По сигналу взрослого: “Раз – два – три - беги!”. Играющие начинают переносить по одному предмету на другую сторону комнаты. Выигрывает тот, кто первый перенесет все предметы.

“Посигутки”

Играющие распределяются на две команды по жребию, одна из них – водящая. Игроки этой команды образуют пары, которые встают коридором друг к другу лицом на расстоянии 1 – 2 м одна пара от другой. Затем дети также попарно садятся на пол, ноги выпрямляют, ступнями касаются друг друга. Играющие другой партии встают гуськом и стараются как можно быстрее перепрыгнуть через ноги. Водящие пытаются осалить прыгающего игрока. Каждый осаленный встает за спиной того водящего, кто его осалил. Игроки меняются местами после того, как прошли все дети, и игра повторяется. Осаленный не должен прыгать дальше той пары игроков, которые его осалили. Водящий салит играющего только тогда, когда он перепрыгивает, при этом он не должен менять положение ног.

Другой вариант. Играющие водящей команды могут не садиться, вытягивая ноги, а держать шнур или резинку, стоя на коленях.

“Хлопушки”

На противоположных сторонах комнаты или площадки отмечаются двумя параллельными линиями два города. Расстояние между ними 20 - 30 м. все дети выстраиваются у одного из городов в одну шеренгу: левая рука на поясе, правая рука вытянута вперед ладонью вверх. Выбирается водящий. Он подходит к стоящим у города и произносит слова:

Хлоп, да, хлоп – сигнал такой:

Я бегу, а ты за мной!

С этим словам водящий легко хлопает кого-нибудь по ладони. Водящий и запятнанный бегут к противоположному городу. Кто быстрее добежит, тот остается в новом городе, а отставший становится водящим. Пока водящий не коснулся чьей-либо ладони, бежать нельзя. Во время бега игроки не должны задевать друг друга.

“Кто живет в избушке”

В лесу стоит избушка. В ней живут разные звери. Нужно отгадать, кто именно живет в избушке. Дети делятся на две группы: одни изображают животных, живущих в избушке, другие отгадывают.

Ребята выходят по одному из домика, изображая зайца, лису, медведя, белочку и др. через движения они передают повадки, настроения, состояния животных.

“Гроза”

По кругу раскладываются обручи соответственно количеству детей. Выйдя из домиков (обручей), дети бегают, прыгают по всей площадке в разных направлениях, проговаривая в такт движениям:

Поднял гром тарарам,

Прокатился по полям.

Теплым дождичком звеня,

Докатился до меня.

Дождь, дождь, надо нам

Разбегаться по домам!

Пока играющие бегают, проговаривая текст, ведущий убирает один-два обруча. С последними словами: “По домам!” – дети занимают любой свободный обруч. Оставшиеся без домика, выбывают из игры. Игра продолжается, пока не останется один победитель.

“Найди и промолчи”

Дети стоят на одной стороне площадке лицом к водящему. Водящий предлагает всем играющим повернуться к нему спиной и закрыть глаза, а сам в это время прячет маленький мяч или какой-нибудь другой предмет. Затем по сигналу водящего: “Пора!” – дети открывают глаза, поворачиваются и начинают поиск мяча. Нашедший мяч должен подойти к водящему, тихо сказать ему на ухо, где он увидел мяч, и сесть на свое место. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не найдут мяч. В конце игры отмечается тот, кто сумел сделать это первым.

Игру можно повторить 3-4 раза. Водящим становится тот, кто первым нашел мяч.

Правила игры:

  1. нельзя отрывать глаза, пока водящий не скажет: “Пора!”
  2. заметив мяч, играющие не должны брать его, а только сообщить на ухо водящему, где он спрятан.
  3. тот, кто подсмотрел, не участвует в поиске мяча.

Указания к проведению игры: мяч можно заменить другим предметом. Надо следить за тем, чтобы дети не подсматривали, куда прячется мяч.

“Хитрая лиса”

Дети идут по кругу, произнося:

Ходит, бродит вдоль села

Плутовка – рыжая лиса.

Как ее нам увидать?

Лап плутовки избежать?

Воспитатель незаметно дотрагиваются до ребенка, который становиться Хитрой лисой.

Дети хором произносят: “Хитрая лиса, где ты?”

Хитрая лиса выбегает в центр с возгласом: “Я здесь!”. Все играющие разбегаются по площадке врассыпную, лиса их ловит, дотрагиваясь до убегающего рукой. Пойманные лисой игроки становятся лисятами. И тоже ловят убегающих, но, не дотрагиваясь до них, а крепко обхватывая двумя руками. Победителем оказывается последний пойманный ребенок. В повторной игре победитель становится хитрой лисой.

“Ветерок”

Выбирается по считалке ребенок на роль “ветерка”, остальные становятся “зайчатами”.

Из сугроба на опушке

Чьи-то выглянули ушки,

И помчался: прыг да скок –

Белый маленький клубок.

Дети на корточках располагаются по всей площадке, представляя себя в роли зайчиков, отдыхающих под кустиком, на пригорке и т.д. под текстовое сопровождение прыгают на двух ногах с продвижением вперед.

Вот запрыгал он с разгона

По проталинкам зеленым.

Он вокруг березок кружит,

Перепрыгивая лужи.

Дети прыгают вокруг предметов-заместителей и перепрыгивают через лужи (плоские небольшие картонки, определяющие размер лужи).

Ветер! Ветер! Догоняй-ка!

Не догнать лихого зайку?

Дети разбегаются по площадке или залу. Ветерок должен осалить убегающего зайца. Осаленный ребенок превращается в Ветерок и тоже осаливает следующего. Так до тех пор, пока все не станут Ветерками. Последний осаленный ребенок становится водящим Ветерком. Игра повторяется.

“Дождик”

Играющие делятся на две команды. В каждой команде водящий с зонтиком. Дети запоминают своего водящего, рисунок и цвет его зонтика.

Под музыку ребята бегают по площадке, выполняя произвольные упражнения. По сигналу: “Стой!” – играющие замирают, закрыв глаза, сохраняют принятую позу. Оба водящих быстро перемещаются в любое место площадки. По сигналу воспитателя: “Дождик!” – играющие открывают глаза, определяют местонахождение своего водящего и бегут под его зонтик.

Побеждает команда, быстрее ориентирующаяся в пространстве и безошибочно находящая своего водящего.

“Зеркало”

По считалке выбирается водящий. Он встает перед детьми и говорит:

Эй, ребята, не зевайте,

А за мною повторяйте.

Водящий показывает разнообразные физические упражнения, которые за ним повторяют дети, “зеркально” выполняя движения.

“Репка ”

Игра на тему известной народной сказки. Играющие делятся на две команды по 6 человек. Между играющими распределяются роли: дед, бабка, внучка, Жучка, кошка и мышка.

На расстоянии 4-5 м от играющих ставятся репки (2 кегли). По сигналу в каждой команде бежит сначала дед. Обежав репку, добегает до своей команды, к нему присоединяется бабка, и, взявшись за руки, они уже вдвоем обегают репку. Затем, захватив следующего участника, снова обегает репку. Сорвать репку можно только тогда, когда все участники команды, взявшись за руки, добегут до нее. Побеждает та команда, которая первой вернулась на свое место с репкой в руках.

“Поезда”

Организуется две команды по 5-7 человек. Взяв друг друга за пояс, по сигналу воспитателя игроки обеих команд начинают движение от стартовой черты. Ведущие каждой команды перед выполнением нового вида движения изображают гудки поезда.

  1. Ходьба по рельсам – по двум параллельным извилистым линиям, след в след.
  2. Бег за ведущим со сменой направления между препятствиями (кеглями, флажками, мячами).
  3. Ходьба по лежащему на полу мосту-бревну высотой 10-15 см.

Побеждает команда, первой прибывшая к финишу.

“Путешествие по дну моря”

Соревнуется две команды по 5 человек. В каждой команде распределяются роли морских животных, которые будут соревноваться между собой в скорости передвижения. Это краб, рак, черепаха, осьминог, морской конек.

По сигналу педагога или с окончанием слов “никто не разберет” крабы со старта начинают движение к финишу. Прибывший к финишу краб одной команды звонит в колокольчик, а краб другой команды ударяет в бубен, что является сигналом для начала движения следующего игрока. Соревнование продолжается до тех пор, пока все игроки не пересекут финишную прямую. Победившей считается команда быстрее достигшая финиша и правильно имитировавшая движения морских животных.

На дне морском среди кораллов дивных,

Живет прекрасный удивительный “народ”,

Ползает и плавает красиво…

Но вот куда зачем, никто не разберет.

Вот краб ползет,

Клешни вперед расставив.

(Ходьба на низких четвереньках с упором на локти и колени.)

А рак, смотрите,

Ловко пятится назад.

(Ходьба на низких четвереньках назад.)

Под панцирем ползает морская черепаха –

Непробиваемый подводный вездеход.

(Ходьба на средних четвереньках с упором на кисти и колени, спина с напряжением выгнута.)

Но кто же это весело шагает?

Конечно, это добрый осьминог!

(Ходьба на высоких четвереньках с опорой на пальцы рук и ног.)

Морской конек резвиться и играет,

Прыжок вперед и в сторону прыжок!

(Прыжки с продвижением вперед на корточках, руки, на коленях.)

“Наоборот”

Дети встают по кругу. В центре – ведущий с мячом в руке. Показывая движения или действия с мячом, он бросает его одному из игроков со словами: “Сделай наоборот!”. Игрок, получивший мяч, должен выполнить противоположное движение и вернуть мяч ведущему (например, при подбросе ведущим мяча вверх – ударить об пол, при перебросе из рук в руки – прокатить по полу, при приседании с мячом – подпрыгнуть). В конце игры отмечаются дети, правильно выполнявшие противоположные действия.

“Белые медведи”

По считалке выбирается белый медведь, живущий на льдине, остальные медвежата располагаются по всей площадке. Белый медведь с криком: “Выхожу на ловлю!” – догоняет медвежат, салит и уводит на льдину. Двое пойманных медвежат берутся за руки и тоже помогают ловить остальных. Но они должны взять пойманного в круг сцепленных рук, после чего медвежата кричат: “Медведь на помощь!”. Медведь подбегает, осаливает игрока и уводит на льдину. Когда на льдине появляются двое следующих медвежат, они тоже парой начинают ловить остальных. Игра продолжается до тех пор, пока не будут переловлены все медвежата. Последний пойманный становится Белым медведем.

“Большие и малые колеса”

Ребята образуют два круга, один в другом. По команде под музыку круги (колеса) движутся в противоположные стороны. Резкая смена характера музыки или хлопок дает сигнал к изменению направления движения колес. Побеждает команда, сделавшая меньше ошибок.

Игра в “кувшинчик”

Водящий ударяет мячом о землю со словами:

Я кувшинчик уронил (а)

И об пол его разбил (а)

Раз, два, три –

Его, (имя ребенка), лови!

На слово “лови” сильно бьет мячом о землю и отбегает. Мяч на лету подхватывает тот ребенок, чье имя назвали.

Игра продолжается.

“Воевода”

Играющие по кругу перекатывают мяч от одного к другому, произнося:

Катится яблоко в круг хоровода,

Кто его поднял, тот воевода…

Ребенок, у которого в этот момент окажется мяч, - воевода. Он говорит:

Я сегодня воевода.
Я бегу из хоровода.

Бежит за кругом, кладет мяч на пол между двумя игроками. Дети хором говорят:

Раз, два, не воронь

И беги, как огонь!

Игроки бегут по кругу в противоположные стороны, стараясь раньше напарника схватить мяч. Тот, кто первым добежал и схватил мяч, катит его по кругу. Игра продолжается.

“Почта”

По кругу раскладываются обручи – адреса доставки почты (названия населенных пунктов и близлежащих городов). Каждый игрок получает адрес.

В центре стоит почтальон, в обручах – игроки – адресаты. Воспитатель объявляет: “Почта идет из Москвы в Петербург” (или какие-нибудь другие города). Игроки, чьи города названы должны поменяться местами. Почтальон в это время стремиться занять одно из свободных мест. Если это ему удается, то оставшийся без места игрок становится почтальоном. Если почтальону долго не удается занять свободное место, то воспитатель может объявить: “Почта идет во все города”, тогда все дети меняются друг с другом местами.

Оценка результатов.

Для оценки результатов использовался:

Метод наблюдения.

Цель: исследовать ребенка в естественных условиях его жизни, определить конкретную картину взаимодействия детей в группе в процессе подвижной игры.

Организация: При наблюдении необходимо обращать внимание на следующие показатели поведения детей:

  • инициативность – отражает желание ребенка привлечь себе внимание сверстника, побудить к совместной деятельности, к выражению отношения к себе и своим действиям, разделить радость и огорчение,
  • чувствительность к воздействиям сверстника – отражает желание и готовность ребенка воспринять его действия и откликнуться на предложения. Чувствительность проявляется в ответных на обращения сверстника действиях ребенка, в чередовании инициативных и ответных действий, в согласованности собственных действий с действиями другого, в умении замечать пожелания и настроения сверстника и подстраиваться под него,
  • преобладающий эмоциональный фон – проявляется в эмоциональной окраске взаимодействия ребенка со сверстниками: позитивной, нейтрально-деловой и негативной.

На каждого испытуемого заводится протокол, в котором по приведенной ниже схеме отмечается наличие данных показателей и степень их выраженности.

Шкала оценки параметров и показателей:

Критерии оценки параметров Выраженность в баллах
Инициативность
- отсутствует: ребенок не проявляет никакой активности, играет в одиночестве или пассивно следует за другими 0
- слабая: ребенок крайне редко проявляет активность и предпочитает следовать за другими детьми; 1
- средняя: ребенок часто проявляет инициативу, однако он не бывает настойчивым; 2
- высокая: ребенок активно привлекает окружающих детей к своим действиям и предлагает различные варианты взаимодействия. 3
Чувствительность к воздействиям сверстника
- отсутствует: ребенок вообще не отвечает на предложения сверстников; 0
- слабая: ребенок лишь в редких случаях реагирует на инициативу сверстников, предпочитая индивидуальную игру; 1
- средняя: ребенок не всегда отмечает на предложения сверстников; 2
- высокая: ребенок с удовольствием откликается на инициативу сверстников, активно подхватывает их идеи и действия. 3
Преобладающий эмоциональный фон
- негативный;
- нейтрально-деловой;
- позитивный.

Регистрация поведения детей с помощью данного протокола позволит более точно определить характер отношения ребенка к сверстникам. Так, отсутствие или слабо выраженная инициативность (0-1 балл) может говорить о неразвитости потребности в общении со сверстниками или о неумении найти подход к ним. Средний и высокий уровни инициативности (2-3 балла) говорят о нормальном уровне развития потребности в общении.

Отсутствие чувствительности к воздействиям сверстника, своеобразная “коммуникативная глухота” (0-1 балл) говорит о неспособности видеть и слышать другого, что является существенной преградой в развитии межличностных отношений.

Важной качественной характеристикой общения является преобладающий эмоциональный фон. В случае если преобладающим является негативный фон (ребенок постоянно раздражается, кричит, оскорбляет сверстников или даже дерется), ребенок требует особого внимания. Если же преобладает положительный фон или положительные и отрицательные эмоции по отношению к сверстнику сбалансированы, то это свидетельствует о нормальном эмоциональном настрое по отношению к сверстнику.

Протоколы заполняются с периодичностью один раз в месяц.

Динамика развития межличностных отношений.

Все эти игры направлены на взаимоотношения и общение детей между собой. В играх участвовали все дети с большим интересом и охотой. Но на начальных этапах наблюдались избирательные предпочтения партнеров по играм. Всем по очереди детям предлагалась главная роль, либо роль капитана в подвижной игре, тем самым ребенок понимал свою значимость и осознавал ту ответственность, которая ему была предоставлена, а также повышался статус ребенка в глазах его сверстника. В какой-то момент узнавали какую-то новую информацию о ребенке. Можно было увидеть желание ребенка услышать мнение не только его лучшего друга, но и другого сверстника который становился для него интересным в определенной степени. Этот интерес или желание можно увидеть в играх, где важно парное взаимодействие и командное, куда соответственно привлекались дети в наименьшей степени, которые общаются и взаимодействуют друг с другом. Но особое внимание необходимо обратить на про социальное поведение по отношению к сверстнику. Далее ребятам предлагалась большая самостоятельность при выборе игроков для своей команды, а также при распределении ролей. Можно увидеть, как ребенок уступает свою роль, место, а так же поделится спортивными атрибутами, видя, как расстроился и это важно для другого сверстника. Ребенок переживает за сверстника, если у него что-то не получается, либо он не так понял или выполняет правила игры, эмоционально вовлечен игровую деятельность ребенка.

Результаты проведенной работы показывают об эффективности применения подвижной игры в качестве формирования взаимоотношений детей дошкольного возраста, об этом говорит положительная динамика развития отношений детей, которую можно увидеть по заполненным протоколам.

Отношения не только формируются, но и реализуются, проявляются во взаимодействии людей. Вместе с тем отношение к другому, в отличие от общения, далеко не всегда имеет внешние проявления. Отношение может проявляться и в отсутствии коммуникативных актов; его можно испытывать и к отсутствующему или даже вымышленному, идеальному персонажу; оно может существовать и на уровне сознания или внутренней душевной жизни (в форме переживаний, представлений, образов и пр.). Если общение осуществляется в тех или иных формах взаимодействия с помощью некоторых внешних средств, то отношение – это аспект внутренней душевной жизни, это характеристика сознания, которая не предполагает фиксированных средств выражения. Но в реальной жизни отношение к другому человеку проявляется, прежде всего, в действиях, направленных на него, в том числе и в общении. Таким образом, отношения можно рассматривать как внутреннюю психологическую основу общения и взаимодействия людей. Опыт первых отношений с другими равными ребенку людьми (со сверстниками) является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка.

Необходимость подчиняться правилам и соответствующим образом реагировать на сигнал, организует и дисциплинирует детей, приучает их контролировать свое поведение, развивает сообразительность, двигательную инициативу и самостоятельность. Подвижные игры расширяют общий кругозор детей, стимулируют использование знаний об окружающем мире, человеческих поступках, поведении животных; пополняют словарный запас; совершенствуют психические процессы.

Таким образом, результаты проведенной работы показывают об эффективности применения подвижной игры в качестве формирования взаимоотношений детей дошкольного возраста, об этом говорит положительная динамика развития отношений детей, которую можно увидеть по заполненным протоколам.

Соответственно, можно выделить некоторые рекомендации по применению подвижных игр для формирования межличностных отношений:

Детям предлагались главные роли, в подвижной игре, тем самым ребенок понимает свою значимость и осознает ту ответственность, которая ему предоставлена, а также повышается статус ребенка в глазах его сверстника.

Давать детям большую самостоятельность при выборе игры, распределении ролей, выбора спортивных атрибутов и т.д. когда ребенок может проявить свои про социальные действия по отношению к сверстнику, т.е. показать свою эмоциональную вовлеченность, оказать помощь, уступить, сопереживать и т.д.

Предлагать детям игры на парное и командное взаимодействие, где у детей формируются необходимые качества (согласованность, сплоченность, оказание помощи, сопереживание и т.д.) для развития межличностных отношений.

Е. О. Смирнова, доктор психологических наук, руководитель Центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек МГППУ

У. Рахимова, старший воспитатель ДОУ № 734, г. Москва

Межличностные отношения дошкольников и сюжетная игра

До последнего времени сфера межличностных отношений дошкольников была на периферии образовательного процесса. Однако в последнее время ситуация меняется. В Федеральных государственных требованиях к общеобразовательной программе дошкольного образования развитие коммуникативной сферы заявлено как одно из приоритетных направлений работы педагога. Среди интегративных качеств, задающих результат образовательного процесса, специально определены «Коммуникативные способности», «Эмоциональная отзывчивость», «Самосознание»1. Все это выдвигает на первый план определение условий формирования межличностных отношений дошкольников. Известно, что в дошкольном возрасте (от трех до шести лет) главной формой взаимодействия детей является сюжетно-ролевая игра2. В это время игра становится коллективной - дети предпочитают играть вместе, а не в одиночку. Общение с другими в ролевой игре разворачивается на двух уровнях: на уровне ролевых взаимоотношений (т. е. от лица взятых ролей - врач-больной, мама-дочка и пр.) и на уровне реальных, т. е. по поводу разыгрываемого сюжета (дети распределяют роли, договариваются об условиях игры, оценивают и контролируют действия других и пр.). Главным содержанием общения детей в дошкольном возрасте становится игровое сотрудничество. Дети заняты общим делом, они должны согласовывать свои действия и учитывать активность своего партнера для достижения общего результата. Таким образом, сюжетная игра является практикой общения и отношений детей.

Такого рода общение происходит в развитой игровой деятельности. Однако в последнее время педагоги и психологи все чаще отмечают отсутствие или недоразвитие ролевой игры у современных дошкольников, содержание которой сводится к предметным

1 Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

2 Развитие общения дошкольников со сверстниками /

под ред. А. Г. Рузской. - М, Педагогика, 1989.

действиям3: дети играют все меньше, а их игры становятся все более примитивными. Исследование показало, что около 80 % дошкольников к 5-6 годам не достигают развитой формы игровой деятельности и остаются на уровне примитивной игры.

Можно предположить, что недоразвитие игровой деятельности дошкольников негативно отражается на общении и межличностных отношениях детей.

Главная цель данной работы заключалась в том, чтобы выявить связь игровой деятельности и межличностных отношений дошкольников. Методом исследования явился сравнительный анализ отношений со сверстниками у дошкольников с развитой формой ролевой игры и с ее отсутствием.

Мы выбрали две группы дошкольников с разным уровнем развития игры из двух разных ДОУ г. Москвы по 20 человек в каждой. В первой группе свободная, самостоятельная игра занимает основное время пребывания в детском саду, в то время как во второй - на нее практически не остается времени. В этом саду достаточное внимание уделяется приобщению детей к народной культуре, дети обыгрывают знакомые сказки, включая элементы игры - хороводы, художественное чтение, праздники также связаны с народными играми. Но все это происходит под руководством воспитателей и не укореняется в детской жизни, не становится формой самостоятельной деятельности. Это отражается на разобщенности детей и на дефиците содержательной коммуникации.

Уровень развития игры определялся методом наблюдения за свободной игрой дошкольников в привычных для них условиях. Наблюдение проводилось трижды в течение одного часа. В процессе наблюдения фиксировались следующие показатели:

Максимальная продолжительность игры;

Сюжеты игры;

Наличие ролевой речи, которая свидетельствует о принятии игровой роли;

3 Смирнова Е. О., Гударева О. В. Состояние игры современных дошкольников. - Психологическая наука и образование, 2005, № 2.

Развернутость сюжета (количество и разнообразие игровых действий).

В процессе наблюдений были выявлены явные различия в укладе жизни и в характере игры в этих детских садах, что позволило рассматривать данные группы как две целевые выборки: дошкольники с неразвитой игрой («неиграющие дети») и дети с развитой формой игры («играющие дети»). Основная задача нашей работы состояла в сравнении межличностных отношений в группах играющих и неиграющих детей.

Для выявления межличностных отношений детей использовались методики, которые показали свою валидность в предыдущих работах4.

Наблюдение за свободным взаимодействием. Взрослый незаметно для детей в течение часа наблюдал за взаимодействием детей и фиксировал его характерные особенности. В каждой группе проводилось по три сеанса наблюдения. При наблюдении фиксировались инициативность в общении, чувствительность к партнерам, общий эмоциональный фон и содержание общения, т. е. о чем дети разговаривают со сверстниками. Инициативность и чувствительность к сверстнику оценивались по условной трехбалльной шкале.

Для выявления особенностей восприятия сверстника использовалась достаточно эффективная и простая методика «Рассказ о друге». В ходе беседы взрослый спрашивает ребенка, с кем из детей он дружит, а с кем не дружит. Затем он просит охарактеризовать каждого из названных ребят: «Что он за человек? Что ты мог бы о нем рассказать?» Отвечая на вопросы взрослого, ребенок обнаруживает особенности своего восприятия других и степень чувствительности отношения к другим. Следует отметить, что способность видеть и воспринимать другого человека (а не себя в нем), которая определяется в этой методике, является одним из самым важных аспектов межличностных отношений.

Способы преодоления конфликтных ситуаций выявлялись с помощью методики «Картинки». Детям показывали картинки, изображающие взаимодействие детей со сверстниками. На каждой из них есть обиженный, страдающий персонаж. Ребенок должен интерпретировать изображенный на картинке конфликт между детьми и рассказать, что бы он стал делать на месте обиженного человека. Решая конфликтную ситуацию, дети обычно поступают следующим образом:

4 Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Конфликтные де ти. - М.: ЭКСМО, 2010.

1. Уход от ситуации или жалоба взрослому (убегу, заплачу, пожалуюсь маме).

2. Агрессивное решение (побью, позову милиционера, дам по голове палкой и т. п.).

3. Вербальное решение (объясню, что так плохо, что так нельзя делать; попрошу его извиниться).

4. Продуктивное решение (подожду, пока другие доиграют; починю куклу и т. п.).

В тех случаях когда из четырех вариантов ответов более половины являются агрессивными, можно говорить о том, что ребенок склонен к агрессивности. Если же большинство ответов детей имеют продуктивное или вербальное решение, можно говорить о благополучном, бесконфликтном характере отношения к сверстнику.

Данные исследования были проведены на детях 5-6 лет в «играющей» и «неиграющей» группах.

Приведем результаты сравнительного анализа по каждой методике. Одним из главных результатов наблюдения за взаимодействием детей было количество инициативных и ответных обращений к сверстникам, которые отражали главные показатели общения, - инициативность как показатель потребности в общении со сверстниками и чувствительность к партнеру. Показатели как инициативности, так и чувствительности к сверстнику значительно выше в группе играющих детей. Общение детей в этой группе происходило преимущественно в игре. Сюжеты игры варьировались, но сотрудничество детей было достаточно конструктивным и содержательным. Роли четко распределялись - мама, папа, дочка, дедушка, бабушка. Характерно, что в общих играх участвовали как девочки, так и мальчики. Например, играя в семью, девочки что-нибудь «готовили» на кухне, а мальчиков («папу» или «дедушку») просили помочь или «сходить в магазин». Или в игре в «парикмахерскую» девочки выполняли роли парикмахера и его помощников, а мальчики легко соглашались быть клиентами, охотно изображая удовольствие и благодарность. В группе преобладало положительное эмоциональное состояние и направленность на общее дело.

В группе неиграющих детей также наблюдалось достаточно интенсивное общение. Дети много разговаривали друг с другом, но большинство этих разговоров касалось своего имущества и игрушек, которые купили родители, или мультфильмов, телепередач, компьютерных игр. Иногда дети говорили о своих

родителях, родственниках, друзьях, при этом преимущественно хвастались (какая у меня хорошая мама, она купила мне куклу). Часто возникали конфликты, дети не могли поделить игрушки. Жалобы друг на друга - кто кого обидел, отнял игрушку, не принял в игру - наблюдались довольно часто. Воспитателю то и дело приходится разрешать конфликты детей или разнимать дерущихся. Детей с высоким уровнем инициативности оказалось четыре человека, однако эта активность не всегда имела позитивный характер.

Мы попытались сопоставить содержание общения детей в двух исследуемых группах. Первое отличие - это отсутствие демонстративности в группе играющих детей. В группе неиграющих подавляющее большинство высказываний детей было направлено на себя (демонстрация игрушек или умений, рассказы о событиях своей жизни, и пр.). Каждый ребенок говорил о себе и не поддерживал высказывания партнера. Местоимения я, мое, мне присутствовали в каждой фразе. В результате диалоги быстро распадались и сводились к фрагментарным репликам («А мне машинку купили»; «А меня зато сегодня после обеда заберут»). В отличие от этого в группе играющих большинство высказываний детей ориентировано на сверстника. Дети интересуются действиями и предпочтениями другого («Покажи, что у тебя получилось?», «Ты чем больше любишь рисовать - мелками или красками?»), планируют совместную игру («Давай мы построим космический корабль и полетим на нем на луну»). Играющие дети гораздо чаще обращались друг к другу, называли товарищей по имени, чаще задавали вопросы, обсуждали план игры или общего дела. У неиграющих детей такие вежливые и содержательные разговоры наблюдались лишь в единичных случаях.

Еще одно очевидное отличие - общая доброжелательность и миролюбие. В группе играющих дошкольников конфликты практически не возникают. А если и возникают, проходят очень быстро и, как правило, без вмешательства воспитательницы. Самостоятельность детей - как в организации своей деятельности, так и в разрешении возникающих проблем -также явно отличает играющих детей от их неиграющих сверстников.

В методике «Рассказ о друге» дошкольникам предлагалось дать характеристику своим друзьям. Среди высказываний играющих детей преобладали описательные характеристики,

в которых дети, как правило, называли нескольких друзей и давали им достаточно точные характеристики. Например:

Вааг: Он сильный, не такой умный, занимается борьбой, умеет ходить на руках.

Егор: Он гимнаст, знает любые приемы, он занял 3-е место по гимнастике, любит шутить и смеяться, не любит ходить в сад.

Федя: Любит играть в салки, играть в солдатиков.

Валера: Умный; знает, что такое Европа; знает, какие есть рыбы.

Высказывания неиграющих детей распределились примерно поровну между двумя группами, при этом почти в каждом высказывании присутствовало «Я» ребенка. Например:

Сережа Б.: «Владик Л. мой друг, у него желтые волосы, мы ходим вместе с ним на тренировку, ходим друг к другу в гости, я у него иногда сплю».

Или: «...она злая, я с ней никогда не играю, а еще она не дает посмотреть журналы»,

«.он жирный и всегда потеет, когда бегает, а еще он всегда мешает мне рисовать».

Таким образом, различия в восприятии сверстника получились весьма значительными. Играющие дети обнаружили более выраженную способность воспринимать именно другого человека, а не себя в нем, что, безусловно, является одной из главных предпосылок нормального развития межличностных отношений.

В методике «картинки» дети решали определенную задачу, связанную с преодолением сложившейся конфликтной ситуации.

ЖЭЛОбы взрослому и Вербальные и

Агрессивны с решения продуктивны« решения

Рис. 1. Соотношение разных типов решений конфликтных ситуаций в двух группах (в %о)

Из диаграммы (рис. 1) можно видеть, что в группе играющих детей преобладали конструктивные, миролюбивые ответы, например: «Я бы подружилась с другими ребятами», «Играла бы в свою игру», «Пошла бы в ремонт, там бы починили сломанную куклу», «Построил бы новый дом, если тот сломался». Данные

результаты свидетельствуют о большей способности играющих детей к самостоятельному разрешению конфликтов мирным и конструктивным путем.

В группе неиграющих детей значительно чаще наблюдались жалобы взрослому, которые свидетельствуют о несамостоятельности детей, и агрессивные решения. Например: «Я рассказал бы все воспитателю, что меня не принимают в игру или отнял бы мяч»; «Попрошу Алину Александровну (помощник воспитателя), чтобы она сделала игрушку»; «Догнал бы мальчика, побил бы его и отнял куклу или рассказал воспитателю».

Полученные результаты показываю, что играющие дети более доброжелательны и внимательны, менее эгоцентричны, более конструктивны в решении конфликтных ситуаций. Поскольку обе экспериментальные группы расположены в аналогичных районах Москвы и имеют примерно одинаковый социальный состав семей, данные различия можно считать результатом разных подходов

к образованию детей, где главное - место игры в жизни дошкольников.

Рассматривая пути влияния игры на общение и отношения дошкольников, можно сделать следующие выводы.

Во-первых, игра в дошкольном возрасте является практически единственным содержанием общения сверстников. Они еще не готовы к речевому внеситуативно-личностному общению, и в то же время потребность в сверстнике в дошкольном возрасте достаточно сильна. Сюжет игры и общее воображаемое пространство объединяет детей, создает общее для всех поле интересов, которое они вместе удерживают. Важно подчеркнуть, что настоящая сюжетная игра исключает конкуренцию, поскольку ее участники делают общее дело и в равной мере заинтересованы в его результате.

Во-вторых, игра - это совместная деятельность детей, которую они вместе строят. Общение по поводу игры предполагает способность слушать партнера, учитывать его действия, подстраиваться к ним. Нужно уметь не только отстаивать свое, но договариваться, уступать сверстнику. Игровое сотрудничество формирует эти важнейшие способности.

И, наконец, в-третьих, сюжетная игра является практикой усвоения моральных норм поведения и взаимоотношений людей. Содержанием любой игры являются человеческие отношения, смыслы и задачи человеческой деятельности, проигрывая их, дошкольники присваивают этические инстанции и реализуют их в конкретных отношениях со сверстниками.

У детей, не имеющих опыта совместной сюжетной игры, отсутствует содержание общения, они не могут найти адекватной формы совместной деятельности. Вместе с тем потребность в общении со сверстниками у них является достаточно напряженной. Но без адекватного содержания данная потребность реализуется либо в форме эмоционального практического взаимодействия (т. е. дети возятся, «бесятся», кривляются), либо в форме хвастовства, демонстрации своих преимуществ и в попытках превзойти сверстника, что мы наблюдали в группе неиграющих детей.

Возвращаясь к вопросу о воспитании коммуникативных способностей и эмоциональной отзывчивости, на основании полученных результатов можно утверждать, что наиболее очевидным и естественным методом формирования этих ценных качеств является создание благоприятных условий для свободной совместной сюжетной игры дошкольников. ■