Социальная ситуация развития в доу по фгос. Название раздела

Тема 5: Развитие психики в дошкольном возрасте

1. Физическое развитие ребенка

2. Социальная ситуация развития дошкольника

3. Деятельность в дошкольном возрасте

4. Умственное развитие

5. Развитие личности дошкольника

6. Психологическая готовность к школе

Дошкольный возраст длится от 3 до 6-7 лет и завершается началом обучения в школе.

Физическое развитие ребенка

На пятом году жизни облик маленького ребенка начинает сильно изменяться. Для ребенка наступают годы роста в длину. Большая часть его приходится теперь на ноги. В то время как маленький ребенок сохраняет еще свое младен­ческое лицо, конечности начинают расти и становиться длинными и стройными. Жировой рельеф исчезает, становятся видны мыш­цы, суставы, образующие утолщения в рельефе конечностей. В сущности, более оформление выступают и колени. Становятся видны коленные чашечки и выделяются широкие концы полых костей. Нос еще мал, хотя немного больше выражен. Но верхняя губа еще выдается над нижней губой.

В движениях появляется угловатость, целеустремлен­ность, они становятся очень ловкими. Его походка приобре­тает другой характер. Вместо того чтобы по-детски семенить, ребе­нок начинает шагать. Большое различие проявляется в беге. Как следствие, и туловище становится стройнее. Оно делится на две части: образуется талия при переходе грудной клетки в живот, при­чем он становится внизу уже, потому что ребра теперь расположе­ны по-другому и вследствие этого острее становится реберный угол. Грудина образует впадину между рельефом больших грудных мышц. Живот уплощается и полукруг внизу исчезает. Позвоночник обре­тает S-образную кривизну и тем самым становится изящнее. Плечи расширяются и становятся более сформированными. Обозначаются ключицы. Под ними возникают углубления кожи, через ко­сые проступают плечевые суставы. На спине выступают лопатки. Шея теперь вырастает, благодаря чему голова свободнее и гар­моничнее возвышается над туловищем.

Социальная ситуация развития дошкольника

В дошкольном возрасте ребенок переживает сильнейшее потрясение – обнаруживает, что он не является центром мироздания и семьи. Причинами этого открытия являются: 1) посещение детского сада; 2) появление второго ребенка; 3) отделение ребенка от взрослого, отношение к нему как «ко взрослому». Потрясение проявляется в ревности, капризах и требовании дополнительного внимания, которые в норме сглаживаются к 5-ти годам.

На протяжении всего дошкольного детства ребенок интенсивно общается со взрослыми и сверстниками. Потребность в общении не сводится к каким-либо другим нуждам и состоит в стремлении к познанию ребенком самого себя и других людей, к оценке и само­оценке и т.д.


Стиль общения в семье оказывает значительное влияние на формирование личностных качеств ребенка.

Авторитарный стиль отличается жестокостью, подавлением инициативы, требованием неукоснительного подчинения, опорой на окрики и наказания. Это не означает, что родители не любят ребенка. Часто, напротив, от ребенка ожидают великих достижений и стремятся «ограничить его жизнь для его же блага». Любовь в такой семье изливается экспрессивно, зависит от настроения родителей, и ребенок никогда не может быть уверен, похвалят его или поругают. Данный стиль воспитания формирует у ребенка несамостоятельность, неуверенность, тревожность, конформизм, либо, напротив, агрессивность и авторитарность (в подражание родителям).

Либерально-попустительский стиль отличается вседозволенностью, потаканием капризам ребенка, отсутствием четких требований, правил и ограничений. Данный стиль воспитания формирует у ребенка эгоистичность, обидчивость, неумение строить нормальные отношения с другими, повышенные требования к другим, утверждение себя через требования и капризы.

Гиперопекающий стиль является вариантом либерально-попустительского и иногда называется «стилем бабушек и дедушек». Семья полностью фиксирована на ребенке, растворяется в нем, посвящает ему всю жизнь. Такой стиль изначально лишает ребенка самостоятельности в физическом, психическом и социальном планах. Данный стиль воспитания формирует у ребенка инфантильность, неуверенность в себе, эгоизм, несамостоятельность, потребительское отношение к другим.

Дружеский стиль характеризуется совместными играми, разговорами на интересующие темы, частым совместным времяпровождением, четкой системой требований и обязанностей. В подобной семье у ребенка возникает уверенность в себе, умение общаться с другими, самостоятельность, инициативность, любознательность.

Отчужденный стиль характеризуется глубоким безразличием к личности ребенка, когда его «не видят», избегают, поддерживают психологическую дистанцию. Ребенок чувствует себя одиноким и несчастным. На этом фоне возникает отчужденное отношение к людям, агрессивность, потребительское отношение, или, напротив, переоценка отношений, стремление во что бы то ни стало быть включенным в какую-нибудь группу.

В общении с воспитателем дети постигают и осваивают свойства других людей и собственные качества, не лежа­щие прямо на поверхности, а умозаключаемыена основе происходя­щего (смекалка, ум и др.). По экспериментальным данным, младшие и средние дошкольники легко понимают вопросы о соответствующих качествах человека, очень высоко оценивают по этим параметрам взрослого и подмечают свои недостатки в этих отношениях. Само­оценка их, правда, остается хрупкой и неустойчивой, но наличие высказываний о себе, критическое отношение к своим качествам сравнительно с качествами взрослого свидетельствуют об успехах в становлении самосознания ребенка.

Этот факт определяет потребность ребенка в уважении со стороны взрослого и обусловливает особую чувствительность дошкольников к той оценке, которую дают им взрослые. Она проявляется в повышен­ной обидчивости ребенка, в нарушении и даже полном прекращении деятельности после критических замечаний или порицаний, а также в возбуждении и восторге после похвалы. Кроме того, отношение воспитателя к ребенку часто отражается и на отношении к нему сверстников.

Хотя взрослый остается центром мира детей примерно до 7 лет, первые контакты со сверстниками тоже отмечаются довольно рано.

По данным Э.Л. Фрухт, они заметны уже в 8-9 месяцев, но сведения насчет взаимодействий младенцев почти полностью исчерпываются утверждением, что на 1-м году жизни ребенок «любит наблюдать за другими детьми».Так, по данным М. Льюса и Дж. Брукса, младенцы, пугавшиеся незнакомого взрослого, давали поло­жительную реакцию на незнакомого ребенка-сверстника. Если же с помощью зеркала создать впечатление, что ребенок сам приближается к себе, то младенец выказыва­ет не меньшее восхищение, чем при появлении матери.

На 2-3-м году жизни, по данным Б. Спока, дети вступают во все более тесные контакты практического плана, и между ними возникают эмоциональные связи. Двух­летние дети, хотя еще почти и не играют вместе, тем не менее любят наблюдать за игрой друг друга и «просто быть неподалеку» от других. Если же они играют вместе, то обходятся «безо всяких церемоний» и лишь после 3 лет научаются «считаться друг с другом. По данным В.С. Мухиной, к середине 2-го года ребенок «чувствует симпа­тию к другим детям», встречает их несмелой улыбкой.

После 3 лет взаимодействие детей друг с другом интенсифицирует­ся, появляется инициирование общения; дошкольники играют не только рядом, но и вместе; обнаруживается потребность детей друг в друге; ребенок перестает бесцеремонно обижать других детей, чаще делится с ними игрушками и сладостями, получая удовольствие от их общества.

Все это свидетельствует о формировании потребности в общении с другими детьми. Потребность эта избирательна: так, в работе Р.А. Смирновой было показано, что дошкольники 3-7 лет отдают наибольшее предпочтение ровеснику, удовлетворяющему их потреб­ность в доброжелательном внимании. Далее следуют товарищи, вы­полняющие программу игрового сотрудничества и сопереживания.

Выделено несколько комплексов проявлений детей в адрес свер­стников, позволяющих считать их типами (вариантами) общения со сверстниками.

1. Ребенок нацелен преимущественно на совмест­ную деятельность со сверстником и на ее организацию. Он стремится к деловым контактам с ровесником, дает советы, вносит предложения по организации деятельности вообще или отдельных действий, оце­нивает свою совместную работу с партнером («Мы красивый дворец построили»). Во всех своих действиях и высказываниях ребенок серь­езен и деловит; он внимательно следит за сверстником, наблюдает за его движениями, комментирует их, если нужно - помогает; прислу­шивается к деловым или познавательным объяснениям партнера. Существует 3 варианта проявлений этого комплекса:

· ребенок преимущественно учится у ровесника приемам, содержанию и организации деятельности;

· ребенок сам организует деятельность, на­вязывает свои образцы, но принимает также предложения и образцы партнера (первый вариант повторяет во взаимодействии со сверстни­ками позицию, которую занимает ребенок по отношению ко взрос­лому - ребенок остается в положении «младшего» по отношению к партнеру - «старшему»; а при втором варианте они - равные партне­ры);

Первый комплекс отражает стремление ребенка к деловым кон­тактам, совместной деятельности, сотрудничеству со сверстником, т.е. реализует деловые мотивы.

2. Ребенок начинает резко отделять себя от свер­стника, подчеркивая свои реальные или приписываемые умения («Я построил...», «Я могу...»). Он проявляет интерес и к умениям партнера, но в пристрастнойформе («А ты так можешь?»); он сравнивает партнера с собой, как бы конкурируя с ним. В поведении ребенка наблюдается феномен, описанный Р.И. Деревянко как феномен «соревновательного подражания». Суть его состоит в следующем: ребенок проделывает свою работу по образцу сверстника, а затем объявляет ее лучшей.

Ребенок перехватывает инициативу у сверстника в репликах и действиях, обычно не подчиняется почину ровесника и тем более его распоряжениям, если они сделаны тоном старшего. Сам же команду­ет, внося категорические предложения, не предполагающие обсуж­дения. Действия сверстника постоянно критикуются; часто возника­ют споры, характерная особенность которых - стремление ребенка отстоять свою позицию как знающего и правого. При этом он не прислушивается к доводам сверстника, даже если они разумны, и любой ценой, отвечая самыми небывалыми аргументами (а часто обходясь и вовсе без них), настаивает на своей правоте.

Высока чувствительностьребенка к отношению партнера. Он обижается, протестует, прекращает общение, если партнер не соглаша­ется с ним или не подчиняется его намерениям. Обида встречается в этом случае значительно чаще, чем при других комплексах проявле­ний детей в контактах со сверстниками.

Этот комплекс реализует потребность дошкольников в уважении сверстников.

Средством проявления отношения к сверстнику или передачи переполняющих ребенка собственных впечатлений и чувств выступа­ет ласковое или (чаще) шутливо-ласковое прикосновение. Ребенок выплескивает свои впечатления (настоящие и прошлые), делится событиями жизни, стремится обязательно довести сообщаемое до понимания партнера.

В третьем комплексе личностно мотивированных проявлений ре­бенка в адрес сверстника актуализируется потребность в сопереживании со стороны ровесников.

4. В нем поведение детей характеризуется пе­реходом от серьезного взаимодействия к веселью и фантазированию: они сочиняют небылицы, говорят «чушь» по телефону, подхватыва­ют и развивают шутки и фантазии другого. Одобрение партнера (смех, включение в необычную беседу) вызывает у ребенка еще больший прилив воображения: он подхватывает отдельные слова, фразы свер­стника и изменяет их, часто рифмуя или играя морфологией слова. Ребенок то и дело специально смешит партнера, разыгрывая веселый сюжет, издавая необычные звуки, строя гримасы, передразнивая высказывания партнера, утрирует, пародирует действия сверстника. Сразу после этого дети становятся внимательнее друг к другу.

Все это квалифицируется как стремление ребенка к сотворчеству со сверстником. Основные черты его: необычность (в произнесении слов, фантастичности сюжетов и персонажей), высокая эмоциональность (частое сопровождение смехом), новизна всех аспектов действий.

Цель: представление опыта работы по созданию условий, способствующих социальной ситуации развития детей дошкольного возраста.

Социальная ситуация развития

Социальная ситуация развития — сущностная характеристика возрастного периода развития, введенная Л. С. Выготским. Социальная ситуация развития как единственное и неповторимое, специфическое для данного возраста отношение между ребенком и средой, определяет: 1) объективное место ребенка в системе социальных отношений и соответствующие ожидания и требования, предъявляемые к нему обществом (А. Н. Леонтьев); 2) особенности понимания ребенком занимаемой им социальной позиции и своих взаимоотношений с окружающими людьми; отношения ребенка к своей позиции в терминах принятия — непринятия. Социальная ситуация развития ставит перед субъектом на каждом возрастном этапе специфические задачи, разрешение которых и составляет содержание психического развития в данном возрасте. Достижения психического развития (см. Развитие психики) ребенка постепенно приходят в противоречие со старой социальной ситуацией развития, что приводит к слому прежних и построению новых отношений с социальной средой, а следовательно, к новой Социальной ситуацией развития. Вновь возникшее противоречие между новыми, более высокими социальными ожиданиями и требованиями к ребенку и его возможностями, разрешается путем опережающего развития соответствующих психологических способностей. Таким образом, скачкообразное изменение социальной ситуации развития выступает одним из существенных компонентов возрастных кризисов развития.

Как много изменений и новообразований происходит в последнее время и мы, взрослые едва успеваем за темпом жизни понимая, что нужно меняться самим: менять свой образ жизни, свои ценности, стиль деятельности, а ведь мы должны помочь нашим воспитанникам войти в современный мир такой сложный и динамичный.

В связи с выходом ФГОС мы решили проанализировать те условия, которые есть на данный момент в нашем ДОУ, чтобы в дальнейшем совершенствовать их. Обратите внимание на пункт 3.2.5. ФГОС. Я познакомлю вас с опытом работы в данном направлении, а вы пожалуйста, отметьте в листочках те пункты которые, как вы считаете, прослеживаются в нашем опыте работы. Так, что же такое социальная ситуация развития. Научное определение вы видите на слайде. (Слайд)

Показателем эффективной работы детского сада является обеспечение в первую очередь эмоционального благополучия воспитанника , что составляет основу его психологического здоровья.

В ДОУ большое внимание уделяется развитию эмоционально-личностной сферы, чтобы ребенку было комфортно вначале вхождения ребенка в новую среду - среду детского сада. В связи с этим, мы уделяем большое внимания адаптационному периоду, считая его очень важным для дальнейшего социального развития, так как отделение ребенка от взрослого, в частности от родителей приводит к новым отношениям в новой ситуации. А будет она развивающей или нет, зависит от окружающих ребенка взрослых. Поэтому работа по организации адаптации детей к дошкольному учреждению начинается задолго до поступления ребенка в ДОУ.

Изучение ребенка до поступления в ДОУ начинается со знакомства с образом жизни его семьи. Для этого проводится анкетирование родителей, когда они приходят с путевками в ДОУ из которого делаются выводы о готовности ребенка к поступлению в ДОУ. Продолжается знакомство детей и родителей с детским садом заочно по фотоальбомам: «Наш любимый детский сад».С целью обеспечения успешной адаптации детей к дошкольному учреждению педагогами был организован клуб «Здравствуй, малыш!», так как ни родитель, ни педагог не могут облегчить процесс адаптации в одиночку. Педагоги ДОУ знакомят родителей с возрастными особенностями, особенностями игровой деятельности, режимом ДОУ. Родители знакомятся с педагогами, осуществляемых воспитательно - образовательный процессе в детском саду.В период адаптации в работе с родителями используем как традиционные, так и нетрадиционные формы работы «Семейные посиделки», «Театр взрослого актера»Собрание на тему «Адаптация детей к условиям детского сада» проводилось в форме телевизионной передачи «Знатоки педагогического дела». Воспитателем был представлен видеоматериал, в котором были продемонстрированы режимные моменты в течение всего дня, в качестве экспертов были приглашены родители детей старших групп, которые поделились своим опытом при адаптации детей к ДОУ. Как показывает опыт, родители воспитанников проходят тоже своеобразную адаптацию: отделение от ребенка, в следствие повышенная тревожность, неуверенность, беспокойство за психологический комфорт, поэтому педагоги нашего ДОУ рекомендуют выполнить совместные творческие задания вместе с детьми дома, это обычно пособия для дидактических игр: шнуровоки, застежеки. Совместная деятельность оказывает благотворное влияние, как на взрослых, так и на детей, и вселяет в них уверенность. Такие работы представляют особую ценность для малыша, потому, что игрушка сделана любимыми взрослыми. Поделки яркие, неповторимые, помогают длительное время удерживать внимание ребенка, а их многофункциональность позволяет использовать пособие в разных видах деятельности

В начале адаптационного периода дети очень восприимчивы к новой обстановке и болезненно реагируют на нестабильную окружающую среду, поэтому в период адаптации педагоги не изменяют интерьер группы, чтобы ребенку было проще привыкнуть. Чтобы свободно ориентироваться в новом пространстве педагоги наполняют его яркими зрительными ориентирами, такими которые привлекают внимание цветом, формой, звучанием (подвесные игрушки, воздушные шары, яркие модули, картины.)

Первое знакомство с воспитателями и детьми проходило в благоприятной, насыщенной положительными эмоциями обстановке. При этом присутствуют оба воспитателя группы и родители детей. Воспитатели знакомят детей и родителей с группой, а помогает им в этом «Волшебный паровозик», который знакомит малышей сенсорными, двигательными, образными, конструктивными игрушками. На этом возрастном этапе ребенок считает взрослого напарником по игре, поэтому воспитатели вовлекают ребенка в совместные игровые действия.

Очень привлекают ребенка уголки художественного творчества, в которых собраны такие яркие разнообразные художественные средства, нетрадиционные необычные материалы. Изобразительное творчество - это первый вид продуктивной деятельности, которым овладевает ребенок, поэтому наши педагоги групп раннего возраста уделяют особое внимание обустройству этого уголка, в котором дети не только рисуют, лепят и прочее, но и экспериментируют с художественными материалами (песком, глиной, соленым тестом, мелками, карандашами и др). Играя в уголках, воспитатель проявляет внимание к каждому ребенку, узнает его интересы и способности.

Малыши любят уединятся для этого мы используем небольшие ширмы: за которой ребенок может поиграть со своей любимой игрушкой, принесенной из дома, или рассмотреть семейный фотоальбом. Окружающая таким образом среда способствует организации самостоятельной деятельности.

Педагоги стараются взамдействовать в период адаптации с каждым ребенком: воспитатель берет ребенка на руки, ласково уговаривает, разговаривает, знакомит с новыми музыкальными, движущими игрушками, которые обычно заинтересовывают малышей. Забота и внимание, радость от доверительного общения, сотворчества с взрослым помогают ребенку почувствовать уверенность в своих силах. Незаменимыми помощниками на данном этапе являются пальчиковые игры, произведения малых фольклорных форм, которые малыш слышал с самого рождения: пестушки, игры-потешки, колыбельные песни, которые поет воспитатель, когда укладывает детей спать.

Без внимания не остаются и остальные воспитанники: после представления нового члена детского коллектива проводится серия игр, закрепляющих в памяти детей информацию о вновь прибывшем друге. (Слайд: При этом используются игры знакомства с детьми и воспитателем: «Давайте познакомимся!», «Я иду к вам в гости с подарками», «Приходите ко мне в гости я буду угощать», «Загляни ко мне в окошко», «Чей голосок?».) Новенькому трудно привыкнуть не только к обстановке, но и к окружающим его детям. Поэтому наши педагоги организуют детей на для игры, общение или художественное творчество в парах или в малых группах. эффективным для объединения детей наши воспитатели считают совместное с детьми экспериментирование с изобразительными средствами (использование нетрадиционных материалов, таких как спонжики, ватные палочки и т.д.).

Малыши очень восприимчивы к сказкам и поэтому педагоги нашего ДОУ часто используют полюбившегося сказочного персонажа для того, чтобы привлечь детей к игре или переключить внимание на другой вид деятельности. (Дети с интересом играют с зайкой и строят ему новую избушку, а затем все вместе идут гулять или садятся кушать в компании трех медведей).

Успешная адаптация это залог физического и психологического благополучия ребенка, являющегося основой социально-личностного развития и дальнейшего комфортного пребывания детей в ДОУ. Наши малыши переходят в другую группу, к другому педагогу, и это своего рода тоже адаптация. Чтобы облегчить переход педагоги и старшие дети общаются с нашими малышами, когда они еще посещают группу раннего возраста. Малыши с удовольствие смотрят представления и концерты представляемые «Театром маленького актера» в котором участвуют старшие воспитанники и педагоги. Наши «шефы» с удовольствием помогают малышам в изготовлении подарков для детей группы, для родственников, участвуют в оформлении и оснащении группы: приносят свои игрушки, поделки.

Традиционно, чтобы сохранить благоприятное эмоциональное состояние при переходе детей в дошкольную группу ее педагог и педагог группы раннего возраста совместно организуют «День рождения группы» с забавными играми, песнями, танцами, со сказочными персонажами.

Малыши по желанию приносят из прежней группы любимую игрушку, в новую группу и самостоятельно выбирают для нее место в интерьере.

Очень сложно в этот период не только детям, но и педагогу. Так как от первой встречи зависит все будущее проживание вместе с детьми. Осложнен этот период еще и кризисом 3 лет, когда ребенок пытается все делать самостоятельно, даже если не всегда получается «Я Сам». И когда каждый из группы говорит «Я сам», а нужно собираться на прогулку на помощь приходят старшие воспитанники и помогают завязать шапочку, ботинки. Малыши лучше принимают их помощь, нежели от взрослого, потому, что считают себя равными с большими детьми. Очень важно при переходе из одной возрастной группы в другую знакомство с предметной средой и наши педагоги показывают новые материалы, оборудование, средства и способы их применения.

В результате совместной деятельности появляется конкретный продукт: рисунок, аппликация, пластилиновая или бумажная фигурка, которая неизменно будет унесена домой и будет связующим звеном между воспитателем и ребенком.

В этот период воспитателю к которому пришли дети из группы раннего возраста необходимо себя прорекламировать для родителей. С этой целью он представляет детские работы, дипломы, фотографии с конкурсов, общих мероприятиях бывших выпускников.

(внеситуативно - познавательное общение.)

следующий возрасной период 4-5 лет. это средний возраст

Следующий возрастной период на котором я хотела бы остановиться, это средний возраст 4-5 лет. Этих детей интересует все - они «почемучки». Их отличает большая двигательная активность. В связи с этим в нашем ДОУ собрана картотека подвижных, народных подвижных игр, атрибуты к ним. Педагогами ДОУ разработаны мероприятия на скороговорках, потешках, которые можно использовать при проведении режимных моментов.

в каждой группе есть дети разных характеров, кто-то активен и вспыльчив, кто - то спокоен и уравновешен, а кто-то замкнут и не решителен (Черты характера особенно ярко проявляются в этом возрасте) и для каждого воспитатель создает эмоционально благоприятные условия. В группе среднего возраста висит боксерская груша: если ребенок эмоционально реагирует на отказ сверстника дать ему игрушку и хочет его во чтобы - то ни стало ударить, то воспитатель подводит его к ней для снятия напряжения. Воспитатель развивает коммуникативные способности детей в игре, своим примером показывает, как можно договариваться, просить, употребляя вежливые слова. Для создания доброжелательных отношения между детьми и предотвращения конфликтов в группе вместе с детьми обговариваем и устанавливаем определенные правила взаимодействия: совместно с детьми в группе создается каталог «Что такое хорошо, и что такое плохо» (Например: плохо - смеяться над неудачами других; над внешними и внутренними особенностями, хорошо помогать малышам и пожилым людям), в течение дня в режимные моментах введены минуты тишины - сон: когда дети пытаются разговаривать шепотом, или после шумной игры спокойно полежать на коврики, представляя и воображая что-нибудь необычное, а потом рассказывают о представленном или зарисовывают. Таким образом, воспитатель узнает интересы и пожелания детей и создает определенные условия для поддержки и инициативы детей (например, ребенка интересуют динозавры, воспитатель чтобы заинтересовать других детей и поддержать инициативу этого ребенка приносит в группу красиво иллюстрированную книгу о динозаврах, предлагает детям спросить родителей о том, что они знают о динозаврах, подготавливает презентацию о жизни динозавров. В итоге в средней группе был оформлен музей динозавров.) В средних группах для снятия эмоционального напряжения проводится минутка крика, которая обычно, проводится на прогулке. Вошло в правило в группе организовывать время «Ералаша», когда дети могут заниматься всем, чем хотят. Воспитатель же в это время наблюдает за играющими детьми, чтобы определить для себя определенные направления работы, составить своеобразную индивидуальную траекторию развития каждого ребенка. Не секрет, что в последнее время увеличилось количество детей с различными отклонениями в развитии, но и для них тоже необходимо создать оптимальные условия для развития и помочь им найти себя в детском коллективе. Воспитатель внимательно наблюдает за такими детьми, беседует с родителями о том, чем любит заниматься ребенок дома, каковы его предпочтения. Например, у одного задержка речевого развития, но он отлично собирает пазлы. Воспитатель приносит в группу новые пазлы, вместе с детьми разрезают открытки, картинки для создания своих, оригинальных пазлов. Педагог поощряет, поддерживает ребенка в его увлечении, обращает внимание других детей на его успехи. После чего у детей повысился статус этого ребенка: дети стали обращаться к нему за помощью в складывании пазлов, а так же приглашать его в совместные строительные игры. Таким образом, поддерживая инициативу ребенка создаются эмоционально благоприятные условия для его развития, а так же развиваются дружеские взаимоотношения между детьми и коммуникативные способности. Такие дети обычно, медлительны, трудно переключаются с одного вида деятельности на другой, поэтому педагоги организуют гибкий режим пребывания в ДОУ (раньше отправляют одеваться, садится кушать, раньше вставать и т.д.)

Интенсивно развивается сюжетно - ролевая игра. (Это и есть социальная ситуация развития) Дети этого возраста (4-5 лет) стремятся к общению со сверстниками, но не всегда могут договориться. Воспитатель поддерживает желание детей. объединяя их в подгруппы от 2 до 3-5 человек. Для организации совместной игры и расширения сюжета привносит новое оборудование или вводит нового героя или предлагает проблемную ситуацию. Известно, что игра возникает тогда когда у детей имеются яркие конкретные представления, поэтому наши педагоги о каком либо явлении или событии, которое ему интересно, поэтому наши педагоги знакомят детей с трудом взрослых, с событиями общественной жизни, рассказывают художественные произведения и сказки, просматривают вместе с детьми фильмы презентации, чтобы дети самостоятельно могли организовать игру. Дети среднего возраста очень ревниво относятся к своим игровым территориям, могут проявить открытый негативизм к сверстнику. Чтобы избежать конфликтов в группе воспитатель предлагает воспитанникам ширмы, игровые коврики. Если же, все - таки возникает конфликт, то воспитатель ДОУ своим примером показывает, что нельзя без разрешения играющих детей зайти на игровое пространство: он может «постучатся» к ним, «позвонить по телефону» или просто попросить разрешения. Дети, таким образом, научены уважать игровое пространство сверстников. Педагог поощряет проявления доброжелательности, умения договорится, уступить в чем- то. Более конкретно о создании условий для развития детей среднего дошкольного возраста вы можете узнать из опыта работы педагога высшей квалификационной категории Черновой И.Н.

Методы и приемы для обеспечения эмоционального благополучия, поддержку индивидуальности и инициативы детей, установления правил взаимодействия в разных ситуациях (это пункт из ФГОС) продолжают совершенствоваться и в старших возрастных группах, основываясь на возрастные и индивидуальные особенности детей.

Наши воспитанники остаются на протяжении всего дошкольного возраста в одной и той же группе, но это не значит, что не меняется их окружение. Если в младшем дошкольном возрасте воспитатели поддерживают окружающую среду, чтобы малышу легче было привыкнуть к новой обстановке, то к концу дошкольного возраста педагог ее изменяет и преобразовывает, чтобы способствовать развитию ребенка. Поэтому усложняется комплектование игровых уголков, больше место отводится учебной зоне в которой воспитанники не только занимаются, но и играют в учебно - предметно-дидактические игры, в которых познают свойства и признаки предметов в процессе реальной практической деятельности. В старшем дошкольном возрасте дети стремятся все больше общаться с сверстникам, поэтому наши воспитатели развивают позитивные доброжелательные отношения между детьми в совместной и самостоятельной творческой деятельности, что создает благоприятную атмосферу. В начале дня педагог организуя детей, сообщает или напоминает им тему недели, спрашивает у детей, что бы они хотели узнать по этой теме, (например тема «Театр») что уже знают, настраивают на самостоятельную и совместную деятельность. Затем совместно планируют, чем же они будут заниматься сегодня в течение дня, обговаривают кто, что будет делать для достижения конкретной цели, таким образом, в процессе совместного планирования развиваются коммуникативные способности, позволяющие предотвращать конфликтные ситуации между группами детей. Воспитанники самостоятельно обговаривают, договариваются, объединяются по интересам для получения конкретного, общего результата. (Одна группа детей - занимается строительством театра, другая готовит декорации, третья - продумывает и подготавливает к инсценировке сказку.) В течение недели театра дети узнали, какие виды театра существуют (Музыкальный, кукольный, драматический, театр зверей), познакомились с театральными профессиями, различными видами театра, инсценировали по сказкам, используя различные виды театра. В конце недели, когда знакомые виды театра были опробованы, воспитатель предложила детям подумать какой свой театр они могли бы открыть. Дети были заинтересованы в том, а из чего же можно еще изготовить театральные атрибуты? В итоге был разработан проект «По сказочным тропинкам лета», который начинался в одной группе, а реализовывался всем детским садом. В проекте участвовали как малыши, так и взрослые, Входе проекта были разработаны: картонный театр, театр из ложек, театр из киндер-сюрприза и др.

Наши Воспитатели поддерживают инициативу детей в создании атрибутов из необычных бросовых материалов, обращают внимание на нетрадиционность использования материала в изготовлении атрибутов, декораций, макетов и умение детей работать в группе, в паре. Этот проект был реализован в летний период, но в театр, сделанный своими руками, дети играют и по сей день. А изготовленные декорации и макеты, воспитатель использует для обогащения игры, для обеспечения игрового времени и пространства. Использование макетов помогает детям самостоятельно организовать свое игровое пространство. Детей заинтересовало использование макетов в игре и они попросили воспитателя помочь им изготовить другие макеты: так появился «Кукольный домик», «Зоопарк», «Деревенский дворик», «Город». Макет - это уменьшенный образец пространства и объектов воображаемого мира (реалистического или фантастического), сделанных совместно- с родителями и педагогами. Уникальность этого оборудования в том, что макеты постоянно пополняются, преобразовываются, трансформируются в зависимости от желаний, интересов, воображения и фантазии детей. Обитатели и персонажи дети делают в процессе самостоятельной продуктивной деятельности (ручном труде, конструировании, рисовании), что способствует развитию творчества, Некоторых обитателей макета дети приносят из дома, сделанных совместно с родителями. В этом возрасте детей интересуют волшебные сказки со спящими красавицами, томящимися в замках, охраняющими замок драконами, со спасающими прекрасных принцесс рыцарями. Поощряя фантазию детей, мы с детьми решили сделать на территории ДОУ макет «Волшебного замка», для начала мы с воспитанниками рассмотрели разнообразные виды замков, выбрали наиболее понравившийся, посмотрели презентацию по сказкам, в которых говорится о старинных замках, кто- то принес раскраски о рыцарях в старинных доспехах и принцессах в бальных платьях. Воспитатель организовала мастер - класс для детей по изготовлению рыцарского оружия и цветов из бумаги для украшения замка. Волшебный замок строили все вместе: воспитатели готовили каркас, укладывали башенки, стены, дети подбирали соответствующие камушки, украшали замок на свое усмотрение: делали налепные картины из пластелина, высаживали вокруг макета цветы, мальчики рисовали, вырезали, лепили рыцарское оружие. В результате общими усилиями получился великолепный замок в котором, на прогулках разворачиваются волшебные истории, которые дети придумывают самостоятельно.

Развитию художественного творчества в старшем дошкольном возрасте уделяется особое внимание, так как меняется отношение к выполненным работам. Детские работы используются для игры, оформления группы, для участия в конкурсах, выставках, так как именно в этом возрасте ребенок ощущает себя членом общества и ему значимо его признание.

В последнее время в нашем ДОУ, сложилась традиция организация персональных выставок одного ребенка. Одну из них вы можете посетить. Поддерживая индивидуальность и инициативу детей, мы активно участвуем во всевозможных конкурсах, олимпиадах, смотрах, фестивалях детского творчества.

К концу дошкольного возраста складывается новая форма общения (Внеситтуативно-личностная). Дети с педагогом говорят о правилах поведения, о себе, о своих родителях. Поэтому каждое утро, встречая детей, воспитатель интересуется о том, как провел ребенок вечер дома, чем занимался, выслушивает как детей, так и родителей. Разрешает какие - то проблемы, затруднения в определении поступков взрослых и детей. Общению педагога и воспитанников уделяется наибольшее количество времени, нежели в младшем возрасте. В повседневных беседах педагог рассказывает детям о себе: где живет, что его интересует, забавные ситуации из своей жизни, показывает альбомы. Дети же в свою очередь рассказывают о своих родителях, друзьях, радостях, обидах, приносят семейные альбомы, семейные реликвии. Воспитатель ДОУ основываясь на этом интересе, вместе с детьми и родителями оформляют семейные стенгазеты, портфолио семьи, альбомы по интересам детей, которые состоят из картинок, самостоятельно вырезанных из газет, журналов открыток, которые отражают то, что нравится ребенку, то что не нравиться, то о чем он мечтает, с кем он дружит. Таким образом, наши педагоги организуют обучение, основываясь на интересах ребенка и зная его определенный уровень развития.

В старшем дошкольном возрасте дети начинают все больше общаться друг с другом. Именно в этот период возникает первая дружба. Наши Воспитатели поощряют первые дружеские проявления, обращают внимания детей на взаимоотношения, взаимопомощь, взаимоподдержку между друзьями, подругами. Воспитатели детского сада мотивируют на развитие дружеских взаимоотношений детей, организуют развивающую среду таким образом, чтобы воспитанники могли самостоятельно выбрать себе занятия по интересам, организовываясь в группы, подгруппы (шахматы, шашки, настольный хоккей, домино, настольно- печатные игры, настольные игры с правилами). В подготовительной группе мы организуем предметно - развивающую среду для девочек и для мальчиков (гендерный принцип), так как мальчики любят более подвижные и активные игры, им нужно больше пространства. Девочек же объединяет интерес к куклам, раскрасскам, художественному творчеству и им нужно не так много пространства, но необходимо место для уединения, где можно «посекретничать».

Следующий пункт из ФГОС - развитие культурных средств деятельности, к числу которых относится: живое слово, печать, радио, телевидение, наглядные и технические средства, искусство и спорт, литература и художественно- творческая деятельность. Приобщая детей к спорту в нашем ДОУ традиционно проводятся зимние олимпийские спортивные игры, в которых участвуют не только старшие дети, но и для малыши. Но наибольшую значимость робота в этом направлении приобретает именно в старшем дошкольном возрасте, так как именно в этот период усваиваются моральные нормы, формируется активное отношение к событиям общественной жизни. Поддерживая интерес и активность детей в преддверии игр, воспитатели знакомили воспитанников с олимпийским движением, историей возникновения, с разными видами спорта. Дети вместе с родителями изготовили нетрадиционное спортивное оборудование в каждой группе.

Наших воспитателей отличает то, что они совместно с детьми играют, общаются, занимаются продуктивными видами деятельности, способствующих развитию мышления, речи, воображении, детского творчества, физического и эстетического развития детей, учитывая возрастные и индивидуальные группы детей своей группы в форме сотрудничества, сотворчества, партнерства и взаимного уважения. Каждому ребенку необходима поддержка, одобрение, внимательное и уважительному отношение со стороны взрослого, благодаря этому наши педагоги создают ситуацию успеха.

(Успех, как считает А. Белкин - это переживание состояния радости, удовлетворение оттого, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их.)

Чтобы подбодрить ребенка, поощрить его, вызвать желание и радость от совместной деятельности педагоги используют вербальные (речевые) и невербальные средства общения ((мимикой- пластическими средствами)

Например, когда ребенок испытывает состояние страха или опасения предстоящей деятельности - «Ничего страшного. Бывает, что люди боятся...»

Если сомневается или забыл - прием- скрытая инструкция - «Ты же помнишь, что...».

Прием - авансирование - «У тебя получится..».

Персональная исключительность - «Только у тебя и может получиться..».

Прием -усиление мотивации - «Нам это так нужно..»

Прием -высокая оценка детали - «Вот эта часть у тебя замечательная..»

Обучение и воспитание будут способствовать развитию ребенка в том случае, если у него

возникает интерес к деятельности. У нас имеются совместные исследовательско - познавательные проекты: групповые («Мое жилище», «Куклы», «Отец молодец» и другие)и общесадиковские в которых принимают участие как малышки, так и старшие дошкольники: «По сказочным тропинкам лета», «Летний калейдоскоп», «Наш дом - земля», «Ледяной зоопарк», «На заснеженной полянке». Педагоги ДОУ в работе с детьми используют музейную педагогику, которая побуждает детей к творческой активности и расширяет знания детей об окружающем мере. Причем в каждой группе организовывая музей, педагоги основывались на интересах и инициативе детей группы: «Куклы», «Домашние животные», «Динозавры», «Кошки», «Жилище вчера сегодня,завтра», «Мои любимцы- собаки».

Мини музей русской избы оформлен в фойе ДОУ. Воспитанники от мала до велика знакомятся с устройством избы: обстановкой, утварью, одеждой крестьян. Дети узнают о правилах общежития в крестьянской семье, о том, как вели домашнее хозяйство, работали в поле, на лугу, ухаживали за домашними животными. На выездной экскурсии в краеведческий музей мы обобщаем сведения, полученные в нашей горенке, хорошим подспорьем для закрепления служит подборка загадок и пословиц, посвященных обиходу дома и труду крестьян. Но знания детей не были бы полными, если бы дети не были знакомы с традициями своего народа. Наш детский сад многонациональный, поэтому мы стараемся сохранять традиции не только русского народа, но и татарского, марийского. В наших праздниках принимают участие как малышки, так и старшие дошкольники. (Культурно- досуговая деятельность - это тоже одно из средств культурной деятельности).Так на традиционном татарском, национальном празднике «Сабантуй», ежегодно проводимом в ДОУ присутствуют и участвуют воспитанники и родители всех национальностей и поистине считают этот праздник своим. Очень любят у нас татарский праздник «Грачиная каша»- «Умырзая», который восхваляет приход весны и проводится ранней весной на нашей полянке игр и развлечений. Традицией нашего детского сада стали такие праздники как «Калядки», «Рождество», «Пасха», «Троица» и на них комфортно чувствуют себя педагоги, дети и родители независимо от вероисповедания. Дети на таких праздниках учатся чтить традиции своего народа, воспитывается уважение и терпимость к людям разных национальностей. Особым видом деятельности осуществляемой на празднике является - общение, которое используется как в процессе подготовки, так и непосредственном проведении праздника. Оно проходит между детьми и педагогами, педагогами и родителями, между самими детьми, между младшими и старшими детьми Педагоги совместно с воспитанниками при посильном участии родителей оформляют холлы и зал, как для праздников, так и в преддверие особых значимых событий. В холлах организуются тематические выставки детских работ, совместных работ с родителями и педагогами («Волшебные превращения или чудо с грядки», «Мороз и солнце день чудесный», «Пасхальные забавы», «Космическая одиссея» и другие).Любая творческая, совместная деятельность способствует социально- личностному развитию каждого ребенка. Дети становятся более раскрепощенными и самостоятельными, уверенными в себе общительными, более внимательными, заботливыми по отношению к сверстникам. У детей формируется способность совместно принимать решение и следовать их выполнению. Заканчивая опыт работы мне бы хотелось еще раз обратить ваше внимание на стандарт дошкольного образования, который оговаривает условия необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста. Я вас познакомила с условиями, которые мы организуем в нашем ДОУ, в каждой возрастной группе и если мы что - то упустили, то ваши рефлексивные листы помогут нам определить перспективу дальнейшего преобразования образовательного пространства, в котором живут и развиваются наши дети.

Ст. воспитатель: Шорохова Н.Л.

(Из опыта работы)

Согласно ФГОС одной из основных задач ДО является развитие нравственных качеств, формирование ценностных ориентаций у дошкольников, основанных на нормах, правилах поведения, сложившихся в обществе. Большое внимание уделяется развитию у ребенка инициативности, его взаимодействию и общению со взрослыми и сверстниками, основам поведения в быту, в природе, в обществе; формирование правил поведения на уровне «что такое хорошо и что такое плохо", восприятию окружающего мира, эмоциональной отзывчивости, сопереживанию.
Опыт работы убеждает: социально – коммуникативное развитие ребенка происходит успешно при условии его непрерывного осуществлении. Сам личный опыт дошкольника организуется так, чтобы естественным путем, в доступных ему видах деятельности осваивал средства и способы познания, общения и деятельности, позволяющие проявить самостоятельность, отзывчивость, культуру общения, гуманное отношение к миру. При этом, человек остается главной ценностью культуры в представлении детей.
Эмоционально комфортный климат в группе, организация разнообразных ситуаций, содержательное, личностно ориентированное взаимодействие воспитателя с детьми – основа для накопления положительного опыта и ценностных ориентаций воспитанников.
Ситуации конструируются воспитателем: игровые, имитационные, реального практического опыта и условные, ситуации вербального плана. Необходимо, чтобы их смысл был близок личному опыту ребенка, вызывал эмоциональный отклик и убеждал к проявлению активных действий.
Организуемые педагогом ситуации накопления положительного опыта всегда заключают в себе близкую ребенку жизненную задачу, в решении которой он принимает непосредственное участие.
В каждой ситуации воспитателю необходимо:
- Заинтересовать проблемой, требующей решения, эмоционально предоставить ее, ввести детей в ситуацию. (Что случилось?)
- Вызвать активное сопереживание участникам ситуаций и понимание их трудностей. (Какие чувства они испытывают?)
- Побудить к поиску возможных вариантов и способов разрешения ситуаций. (Как помочь?)
- Включить детей в конкретное практическое действие. (Помочь разрешить конфликт, проявить заботу.)
- Помочь пережить чувство удовлетворения от успешно разрешенной проблемы, понять, как изменилось эмоциональное состояние участников ситуации, и порадоваться вместе с ними. (Как хорошо, когда мы поддерживаем друг друга! Как хорошо, когда тебе помогают друзья!)
Для разыгрывания игровых ситуаций с малышами используем игрушки, персонажи настольного и пальчикового театра, сказочных персонажей. Также применяем в работе игровые приемы. Общаясь с воспитанниками не только привлекаем их внимание, но и воспитываем культуру поведения. Мотивы общения с детьми просты и понятны: «Научите меня, пожалуйста». Детей особенно привлекает возможность оказать помощь любимым героям.
Для поддержания хорошего настроения у детей, создания положительного отношения ко всему происходящему в группе проводим игры:
- «Расскажи и покажи кукле Даше как разговаривать по телефону?»;
- «Научим вежливым словам волчонка»;
- «Расскажем Мишутке о правилах поведения на улице» и др.
В своей работе с детьми используем художественные произведения, например, «Что такое хорошо, что такое плохо»; беседуем на нравственные темы и разговариваем о поведении в общественных местах, используя при этом игрушки, сказочных героев, сюжетные картинки, художественное слово.
Задача наша состоит в том, чтобы увлечь детей содержанием предстоящего дела, показать, что результаты совместных усилий приносят пользу и радость окружающим.
Социально – коммуникативное развитие дошкольников успешно при умении не только культурно выражать собственные чувства, но и правильно понимать, оценивать эмоции других.
Нашими неизменными помощниками в социальном развитии детей являются родители. Только в сотрудничестве с близкими взрослыми можно добиться высоких воспитательных результатов, при условии, что педагоги и родители доверяют друг другу, понимают и принимают общие цели, методы и средства социально – коммуникативного развития.
Искренняя заинтересованность, доброе отношение к ребенку, стремление содействовать его успешному развитию – основа наших совместных с семьей усилий и помощи дошкольнику в налаживании контактов с социальным миром и позитивному отношению к его среде.

Игра как средство создания в ДОУ

социальной ситуации развития детей

В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва) требования к структуре образовательной программы дошкольного образования (п 2.4) определяет основные направления образовательной программы для организации образовательной деятельности в дошкольных учреждениях. Одно из наиболее важных направлений программы направлено на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Социальная ситуация развития обусловливает образ жизни ребенка, его «социальное бытие», в процессе которого им проявляются новые свойства личности и развиваются психические новообразования.

Социальные навыки - любые навыки или поведение, затрагивающие других людей или оказывающие воздействие на других людей.

В качестве элементарных социальных навыков детей дошкольного возраста мы рассматривали:

Навык установления контактов со сверстниками и способность их поддерживать;

Умение принимать участие в коллективных делах, принимать и оказывать помощь;

Умение согласовывать и координировать свои действия и мнения с действиями и мнениями сверстников.

Умение договариваться со сверстниками в конфликтной ситуации.

Социально – коммуникативное развитие ребенка происходит успешно при условии его непрерывного осуществлении. Сам личный опыт дошкольника организуется так, чтобы естественным путем, в доступных ему видах деятельности осваивал средства и способы познания, общения и деятельности, позволяющие проявить самостоятельность, отзывчивость, культуру общения, гуманное отношение к миру. При этом, человек остается главной ценностью культуры в представлении детей.

Эмоционально комфортный климат в группе, организация разнообразных ситуаций, содержательное, личностно ориентированное взаимодействие воспитателя с детьми – основа для накопления положительного опыта и ценностных ориентаций воспитанников.

Ситуации конструируются воспитателем: игровые, имитационные, реального практического опыта и условные, ситуации вербального плана. Необходимо, чтобы их смысл был близок личному опыту ребенка, вызывал эмоциональный отклик и убеждал к проявлению активных действий.

Организуемые педагогом ситуации накопления положительного опыта всегда заключают в себе близкую ребенку жизненную задачу, в решении которой он принимает непосредственное участие.

В каждой ситуации воспитателю необходимо:

Заинтересовать проблемой, требующей решения, эмоционально предоставить ее, ввести детей в ситуацию. (Что случилось?)

Вызвать активное сопереживание участникам ситуаций и понимание их трудностей. (Какие чувства они испытывают?)

Побудить к поиску возможных вариантов и способов разрешения ситуаций. (Как помочь?)

Включить детей в конкретное практическое действие. (Помочь разрешить конфликт, проявить заботу.)

Помочь пережить чувство удовлетворения от успешно разрешенной проблемы, понять, как изменилось эмоциональное состояние участников ситуации, и порадоваться вместе с ними. (Как хорошо, когда мы поддерживаем друг друга! Как хорошо, когда тебе помогают друзья!)

Одним из принципов ФГОС дошкольного образования является построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно игра позволяет построить адекватную особенностям дошкольников систему обучения, обеспечивает вариативность дошкольного воспитания.

ФГОС ДО рекомендует использование игровых форм занятий во всех областях образовательной программы. В образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» программой предусмотрены сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические, подвижные, хороводные игры.

Игра – это такая форма деятельности, в которой ребенок воспроизводит основные смыслы человеческой деятельности и усваивает те формы отношений, которые будут реализованы и осуществлены впоследствии.

Все исследователи игры отмечают то обстоятельство, что в игровом взаимодействии ребёнок каким-то стихийным образом нащупывает способ разрешения, настигшего его противоречия, а именно возможность разрешить конфликт через игру заставляет его вновь и вновь к ней обращаться.

Игры вырабатывают у детей понимание сущности некоторых проблем, а совместное их решение в процессе игры помогают лучше усваивать социальные нормы и роли, соответствующие их полу и социальному статусу.

В ходе игр дети имеют возможность получить новые впечатления, приобретают социальный опыт и общаются друг с другом совершенно не так, как в ходе обычной детсадовской жизни.

Игры универсальны, вариативны и могут быть использованы в разных видах деятельности.

Для разыгрывания игровых ситуаций с малышами используем игрушки, персонажи настольного и пальчикового театра, сказочных персонажей. Также применяем в работе игровые приемы. Общаясь с воспитанниками не только привлекаем их внимание, но и воспитываем культуру поведения. Мотивы общения с детьми просты и понятны: «Научите меня, пожалуйста». Детей особенно привлекает возможность оказать помощь любимым героям.

Для поддержания хорошего настроения у детей, создания положительного отношения ко всему происходящему в группе проводим игры:

- «Расскажи и покажи кукле Даше как разговаривать по телефону?»;

- «Научим вежливым словам волчонка»;

- «Расскажем Мишутке о правилах поведения на улице» и др.

В своей работе с детьми используем художественные произведения, например, «Что такое хорошо, что такое плохо»; беседуем на нравственные темы и разговариваем о поведении в общественных местах, используя при этом игрушки, сказочных героев, сюжетные картинки, художественное слово.

Задача наша состоит в том, чтобы увлечь детей содержанием предстоящего дела, показать, что результаты совместных усилий приносят пользу и радость окружающим.

Социально – коммуникативное развитие дошкольников успешно при умении не только культурно выражать собственные чувства, но и правильно понимать, оценивать эмоции других.

Таким образом, игра, как средство создания в ДОУ социальной ситуации развития детей, способствует формированию полноценной личности, способной жить и работать в современном обществе. Игра - основная форма образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО. Дошкольный ребёнок - человек играющий, поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребёнка через ворота детской игры.


ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ РАЗВИТИЯ Л.С. Выготский ввел понятие социальной ситуации развития как важнейшей характеристики возраста, раскрывающей отношения ребенка и его социального окружения. Если социальная ситуация психического развития ребенка младенческого возраста -- ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого, социальная ситуация «МЫ», то в дошкольном возрасте интересы ребенка перемещаются от мира предметов к миру взрослых людей. Ребенок впервые психологически выходит за рамки семьи, за пределы окружения близких людей. Взрослый начинает выступать не только как конкретное лицо, но и как образ. Социальная ситуация развития в дошкольном детстве - «ребенок - взрослый (обобщенный, общественный). Обобщенный взрослый - это носитель общественных функций, т. е. водитель, милиционер, продавец, воспитатель, мама вообще.


УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ СОЗДАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ РАЗВИТИЯ (ИЗ ФГОС ДО) I.Обеспечение эмоционального благополучия. II.Поддержка индивидуальности и инициативы. III.Установление правил взаимодействия в разных ситуациях. IV.Построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребёнка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности. V.Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.






УМЕНИЕ ОБЩАТЬСЯ Эмоциональное благополучие накладывает отпечаток на уме­ние общаться с другими людьми. Для достижения позитивного результата важно, чтобы партнеры обладали двумя качествами: умением ясно, прямо и доходчиво выражать свои мысли и чувства и умением понимать мысли и чув­ства противоположной стороны. Умение говорить и умение слу­шать имеют важное значение, так как определяют качество взаи­моотношений


ПРАВИЛА АКТИВНОГО СЛУШАНИЯ 1. Разговаривать лицом друг к другу. Контакт глаз. 2. Дать ребёнку обратную связь: Задать уточняющие вопросы, например: «Ты решил…». Назвать чувства ребёнка: «Ты рассердился?» 3. Держать паузу после каждой реплики ребёнка. 4. Повторить то, что вы услышали от ребёнка, обозначить его чувства. Что хорошего? 1. Ослабнет отрицательное переживание ребёнка. 2.Ребёнок будет больше рассказывать о себе. 3.Ребёнок продвигается в самостоятельном решении своей трудности.


ВСПОМИНАЕМ: Что вы чувствовали в детстве, когда вступали в контакт с взрослыми? Были ли в детстве взрослые, с которыми был хороший неформальный контакт и они уделяли вам внимание (что вам нужно было для хорошего контакта с взрослыми) Как в вашей семье относились к проявлению вами ярких эмоций? Что вам говорили при этом? Как это сказалось в вашей жизни? Выводы: Если ребёнок на «голодном пайке», он тянет «одеяло внимания» на себя, пусть это даже отрицательное внимание.


Одно из основных условий сохранения эмоционального благополучия даже в сложных ситуациях - эмоциональная устойчивость - способность преодоле­вать состояние излишнего эмоционального возбуждения при вы­полнении сложной деятельности, неподверженность эмоцио­ нальных состояний отрицательным влияниям (внешним и внут­ренним). Это один из пси­ хологических факторов надежности, эффективности и успешности деятельности.


ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ ПЕДАГОГА Причины проявления эмоциональной неустойчивости (по результатам анкетирования педагогов; Семёнова Е.М., Минск): 1 место - материально-бытовые условия; повышенная ответственность за жизнь, благополучие и здоровье ребёнка; низкая престижность профессии воспитателя. 2 место – субъективные факторы (что свидетельствует о недооценке педагогами собственных личностных особенностей для проявления эмоциональной устойчивости): индивидуально-типологические особенности (не зависящие от человека); эмоциональная неуравновешенность и возбудимость; неумение управлять проявлениями эмоционального состояния. На 12 место в ранговом ряду педагоги поставили поведенческую гибкость (шаблонность, ригидность мышления и поведения), что свидетельствует о невнимательном отношении педагогов к данным особенностям профессионального поведения.


ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ ПЕДАГОГА В процессе исследования выяснилось, что на самом деле проявление эмоциональной устойчивости в профессиональной деятельности педагога определяется психологическими характеристиками личности: Профессиональное самосознание (мотивация к педагогической деятельности, гуманистические мотивы личности, позитивность самовосприятия, стремление к самосовершенствованию) Эмоциональная отзывчивость (способность понимать, искренне принимать переживания детей, проявлять к ним теплоту и участие) Волевая саморегуляция Поведенческая гибкость (лёгкость перестройки поведения, оперативное реагирование на изменение ситуации, умение адаптироваться к изменениям, которые могут произойти неожиданно)


КАК ПОВЫСИТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ УСТОЙЧИВОСТЬ Безопасная эмоциональная разрядка (назвать, признать и безопасно разрядить чувства) Значение безопасной эмоциональной разрядки. Профилактика (игры и упражнения на разрядку) Правила. Повышение профессиональной самооценки. Одна из главных причин низкой самооценки – критика. Внутренний критик. Поддержка.


УМЕНИЕ СОЗДАВАТЬ БЛИЗКИЕ ОТНОШЕНИЯ РАЗМЫШЛЯЕМ: 1. Как вы понимаете честные, доверительные отношения с другими людьми (детьми)? 2. Что мешает установить такие отношения с близкими людьми, с собственными детьми, детьми группы? (записать) 3. Что хорошего в установлении таких отношений?


Близкие отношения определяются доверительностью, внима­нием, заботой друг о друге и позволяют: - свободно высказывать свои сокровенные мысли и чаяния и при этом не бояться быть неправильно понятыми и непринятыми; - чувствовать себя комфортно и свободно, расслабиться, снять внутреннее напряжение; -повышать самооценку и развивать чувство собственного дос­ тоинства. Налаживание близких отношений проходит через ряд условий: способность раскрыться (довериться); принять другого таким, ка­ков он есть, без желания его переделать; оказывать поддержку и помощь друг другу и на словах, и на деле.


Особое место в эмоциональном благополучии занимает по­требность быть любимым и способность человека любить других. Однако прежде чем человек научится любить других, он должен научиться уважать и любить себя. Неспособность к этому - пока­затель неуважения к самому себе (Дистресс «Я недостаточно хорош»)




РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ Развитие и становление чувства индивидуально­сти происходит к юношескому возрасту. Однако у многих людей становле­ние индивидуальности идет всю жизнь. Процесс ощущения са­мого себя (самопознание) изменяется по мере роста и взросле­ния. Индивидуальность человека включает в себя целый комплекс элементов: возраст, пол, этническая принадлежность, вероиспо­ведание, профессия, способности, увлечения, взаимоотношения с другими людьми, особенности осознания себя как личности.


РАЗВИТИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ У маленького ребёнка выражается в действии, в первом непослушании, первом упрямстве, а затем в словах: «Я сам». Развитию индивидуальности способствуют: 1) способность человека взаимодействовать с другими – формируется по подражанию так называемым «значимым другим» (в дошкольном возрасте это родители); 2) способность понимать неоднозначность действия (замахиваться на маму нельзя, а отмахиваться от мухи можно); неоднозначность свойств вещей (палочку можно использовать в игре как ложку и как градусник); 3) способность противостоять шаблону, стереотипу поведения (разный стиль поведения в конфликте); 4) способность вставать на точку зрения другого человека (в сюжетно-ролевой игре;


АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ Активность (поведение, деятельность) - способность производить преобразования материальной и духовной среды. Активность личности проявляется в творческой деятельности, воле, общении. Активные действия могут преследовать гуманистические и антигуманистические цели, иметь как общественно полезную, так и антисоциальную на­правленность.


ТРИ ТИПА ПОВЕДЕНИЯ Пассивное поведение выражается в том, что чело­век перекладывает решение своих проблем на других. Он плывет по течению, скрывает от себя и от других свои истинные мысли, чувства и желания. Заканчивается это тем, что человек, как правило, об­виняет в своих неудачах кого угодно, но только не себя. К тому же и отношения с другими людьми не складываются или разрушают­ся, если они были. Активное поведение выража­ется в том, что человек открыто заявляет о своих потребностях, же­ланиях и о своем стремлении удовлетворить их всеми дозволенны­ми методами. Его отношение к другим людям доброжелательное, уважительное, и они платят ему тем же. Обозначив свою цель, человек стремится достичь ее. Неза­ висимость и чувство собственного достоинства присущи таким лю­дям, активная жизненная позиция создает нормальные, здоровые отношения между людьми (или здоровую конкуренцию). Такие лю­ди, как правило, достигают больших успехов. Вместе с тем активное поведение бывает и агрессивным. В этом случае достижение цели происходит за счет ущемления или притя­заний на права других людей. Естественно, это вызывает их от­ветную реакцию, которая, в конечном счете, заканчивается полной изоляцией человека и неприятием со стороны окружающих. Аг­рессивное поведение оскорбляет окружающих, задевает их чувст­во собственного достоинства, заставляет принимать ответные ме­ры.


ПОТРЕБНОСТЬ – ПРИЧИНА АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ Потребность (существует объективно) - причина активности личности, это нужда (необходимость) человека в чем-то, то к чему он стремится. Она может быть неосознанной и осознанной. Внутреннее осознание потребности (мотив – существует субъективно в сознании, всегда осознаваем) побуждает человека к активному поиску путей её удовлетворения и становятся побуждающей причиной к деятельности. Реализация необходимых, обязательных потребностей эмоционально осознается как удовлетворение, а необязательных – как удовольствие. Удовлетворение потребностей является источником созидания, а удовольствие - разрушения.


Потребности условно можно разделить на биологические, личностные и социальные. Биологические направлены на обеспе­чение нужды организма в пище, тепле, безопасности, движении, размножении и т. п. Личностные потребности стимулируют под­держание человеком своей самостоятельности и индивидуально­сти: это потребности в самовыражении и самоутверждении. Соци­альные потребности направлены на деятельность и на контакты с другими людьми: это потребность в общении, включенности в ка­кую-либо группу, в деятельность.


КОНЦЕПЦИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ А. МАСЛОУ 1. Физиологические потребности. 2. Потребность в безопасности, надежности. 3. Социальные потребности. 4. Потребность в самоуважении и осознании чувства собственного достоинства. 5. Потребность в самореализации и развитии личности, в само­актуализации, осмыслении своего места в мире.




СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПОЗИТИВНЫХ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ДЕТЬМИ Работа в малых группах. Задание: Перечислите условия, которые, по вашему мнению, необходимы для создания доброжелательных отношений между детьми 1. Выбирают спикеров малых групп (1 минута). Участники группы выполняют задание самостоятельно (5 минут) 2. По очереди высказываются, спикер записывает (5 минут) 3. Спикеры группы зачитывают ответы. 4. Ведущий дополняет при необходимости: дети могут принадлежать к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья.


РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ Мозговой штурм. Средства развития коммуникативных способностей детей-дошкольников. Выбрать членов комиссии, которые будут обрабатывать предложенные решения. 1 этап – постановка проблемы. 2 этап – генерация идей. Правила: нет ограничений по количеству идей; полный запрет на критику (в том числе положительную); любые, даже самые абсурдные идеи, приветствуются; комбинируйте и улучшайте любые идеи (нет авторитетов). 3 этап – группировка, отбор и оценка идей. Оценка теперь не ограничивается, а приветствуется Ваши чувства после мозгового штурма.




Построение вариативного развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого ребёнка, через: Создание условий для овладения культурными средствами деятельности; Организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей Поддержку спонтанной игры детей, её обогащение, обеспечение игрового времени и пространства Оценку индивидуального развития детей