Игры и игровые упражнения для знакомства детей с днями недели. Конспект занятия тема исследование понятия дни недели месяц их количества и видов Изучение дней недели в старшей группе

Непосредственно образовательная деятельность «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с днями недели».

Задачи:
Познакомить детей с названиями, с последовательностью дней недели. Закрепить в активной речи детей названия, последовательность дней недели. Учить детей наглядно в определенной последовательности раскладывать дни недели. Продолжать учить порядковому счету. Развивать внимание, память, мышление. Продолжать учить детей называть цвета спектра.
Оборудование : Демонстративный материал: «Сетка-неделька», карточки с изображением чисел (от 1 до 7), цветные карточки (К, О, Ж, З, Г, С, Ф);тот же раздаточный в количестве присутствующих детей.

Ход занятия:

На доске висит сетка-неделька.
Что это на доске? как вы думаете?
Давайте посчитаем СТРОЧКИ? Сколько их? (7)
Вам о чем-нибудь говорит это число?
Давайте вспомним наши любимые сказки, в каких сказках встречается число 7?
(7 КОЗЛЯТ, ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК, БЕЛОСНЕЖКА И СЕМЬ ГНОМОВ)
Где мы в жизни можем встретить число 7?
(7 ЧУДЕС СВЕТА, 7 ДНЕЙ В НЕДЕЛИ, 7 ЦВЕТОВ РАДУГИ)

Отгадайте загадку:
БРАТЬЕВ ЭТИХ РОВНО СЕМЬ.
ВАМ ОНИ ИЗВЕСТНЫ ВСЕМ.
КАЖДУЮ НЕДЕЛЮ КРУГОМ
ХОДЯТ БРАТЬЯ ДРУГ ЗА ДРУГОМ,
ПОПРАЩАЕТСЯ ПОСЛЕДНИЙ –
ПОЯВЛЯЕТСЯ ПЕРЕДНИЙ.
(ДНИ НЕДЕЛИ)
а может кто-то знает как зовут каждого из братцев? (ПН, ВТ, СР….)
А теперь вернемся к нашей сетке. Это ребята не просто сетка, а сетка-неделька, она нам поможет запомнить дни недели.
Как вы думаете, а зачем нам нужно знать дни недели?
(для того, чтобы знать когда выходной и не приходить в детский садик, чтобы знать когда, а какой день занятия, вот на музыкальное занятие мы ходим в ПН и СР, то есть в определенные дни)
А вы не думали почему же у наших братцев такие имена? А потому что
(ПОКАЗЫВАТЬ НАЗВАНИЯ НА РУКЕ и одновременно по порядку числами заполняю сетку)
ПОНЕДЕЛЬНИК – он первый после недели, после выходных.
ВТОРНИК – второй, СРЕДА – кто знает почему? ПОТОМУ ЧТО ОН В СЕРЕДИНЕ!
ПЯТНИЦА, СУББОТА И ВОСКРЕСЕНИЕ – НА ДРУГОЙ РУКЕ, ПОТОМУ ЧТО ВЫХОДНЫЕ ДНИ!!
Ребята, а теперь заполним нашу «НЕДЕЛЬКУ», и каждый, каждый день обозначим цветом:
ПН - КРАСНЫЙ
ВТ - ОРАНЖЕВЫЙ
СР – ЖЕЛТЫЙ
ЧТ – ЗЕЛЕНЫЙ
ПТ - ГОЛУБОЙ
СБ – СИНИЙ
ВС – ФИОЛЕТОВЫЙ
Ну, что красивая у нас стала НЕДЕЛЬКА?
Чего – то здесь не хватает?
Ну, конечно, кто мне скажет какие же занятия у нас ……………..? (отметить символами занятия, которые должны быть)
Физминутка:
В понедельник мы стирали,
Пол во вторник подметали,
В среду – мы пекли калач,
Весь четверг играли в мяч,
В пятницу мы чашки мыли,
А в субботу – торт купили
И конечно в воскресенье
Звали всех на День Рожденье
Пели, прыгали, плясали
Дни недели посчитали!
Рефлексия.
А теперь у каждого на столах лежит своя НЕДЕЛЬКА! вам нужно заполнить пустые клеточки так же как мы это делали на доске. Не забываем, что у каждого дня есть свое порядковое число и свой заданный цвет!

Конспект занятия

Тема: Исследование понятия «Дни недели», «Месяц» их количества и видов

Цель занятия

Учить называть последовательно дни недели; познакомить с понятием «месяц» (состоит из четырех недель, один месяц следует за другим); упражнять в классификации геометрических фигур по разным признакам.

Материалы

Для воспитателя: листочки от календаря за прошедший месяц, сложенные по неделям; два комплекта цифр от 1 до 7, мяч. Для детей: набор геометрических фигур.

Ход занятия

Поиграем

«Назови скорей»

Дети образуют круг. С помощью считалки выбирается ведущий.

Шла коза по мостику И виляла хвостиком. Зацепилась за перила, Прямо в речку угодила. Кто не верит - это он, Выходи из круга вон.

Он бросает кому-нибудь из детей мяч и говорит: «Какой день недели сегодня?» Ребенок, поймавший мяч, отвечает: «Вторник», бросает мяч другому ребенку и задает вопрос типа: «Какой день недели был вчера? Назови день недели после четверга. Назови день недели между четвергом и пятницей». Так роль ведущего постепенно переходит от одного ребенка к другому. Если кто-то затрудняется быстро дать ответ, то воспитатель предлагает детям помочь ему.

Воспитатель. Сколько дней в неделе? (Семь.) Давайте проверим, так ли это. (Дает детям листочки календаря и предлагает разложить их по порядку.) Сколько дней в неделе? Назовите их по порядку. Покажите с помощью рук, сколько дней в неделе.

Дети разводят руки в стороны, таким образом показывают протяженность недели.

Затем воспитатель предлагает детям назвать первый месяц года. «Посмотрите, сколько недель в месяце? (Показывает листочки календаря, сложенные по неделям.) Посчитайте, сколько недель в месяце. Вы можете показать, сколько дней в месяце? (Дети широко разводят руки в стороны.) В каждой неделе одинаковое количество дней? Как узнать? (Положить листочки календаря одной недели под листочками другой.) А как можно по-другому узнать, сколько дней в месяце?» (Листочки календаря положить в ряд.)

Воспитатель. Как называется первый месяц года? Второй? Послушайте пословицы о январе.

Январь - году начало, а зиме - середина.

В январе и горшок в печи замерзает.

Январю - морозы, февралю - метели.

Примечание . Если в группе есть плакатный календарь, предложите детям показать на нем январь, спросите, какой этот месяц по счету.

«По порядку стройся» (усложненный вариант)

На столе в беспорядке лежат перевернутые цифры (два комплекта). Дети двигаются под музыку. По сигналу берут цифры со стола. Воспитатель говорит детям, что надо построиться по порядку: дни недели по порядку, одна неделя за другой. Играющие выстраиваются по порядку, в соответствии с цифрой, указанной на карточке. Дети превращаются в семь дней недели. Таким образом, выстраиваются две недели. Дети, оставшиеся без карточек, задают играющим вопросы:

Седьмой день недели, назови свой день недели и придумай пословицу или поговорку о числе семь;

Среда, скажи какой твой день по счету? Назови сказки в которых встречается число три.

Дети возвращают карточки на прежнее место, и игра повторяется.

Сидя за столом

На столах геометрические фигуры разной формы, величины, цвета.

Воспитатель предлагает детям разложить фигуры по разным признакам:

отложите большие красные фигуры и назовите их;

отложите маленькие фигуры, назовите их;

отложите все четырехугольники и назовите их;

отложите все треугольники;

назовите разные фигуры.

Отгадай-ка

У Олега восемь марок. Все марки, кроме трех, он отдал своим друзьям. Сколько марок осталось у Олега? Не спешите с ответом, его вы мне скажите на ухо, - говорит воспитатель.

Выслушав ответы детей, предлагает детям обосновать их ответ.

В Х веке с принятием Христианства в Древнюю Русь пришла неделя. Неделя - семидневный период времени. На Руси неделю называли седьмицей (семь дней). Воскресенье получило своё название в честь воскресения Иисуса. Хотя во всех славянских языках, кроме русского, воскресенье называется «неделей», т.е. день, когда ничего «не делают». Понедельник - день после недели (ничего не делания), вторник - второй день, среда - середина недели, четверг - четвертый, пятница - пятый, суббота - от еврейского слова «сабат» (шабаш) - отдых, конец дел.

Чтобы ребенку было нагляднее и интереснее изучать названия дней недели, в домашних условиях можно изготовить различные пособия.

Круг со стрелкой. Вырезанный из картона круг, делится на 7 частей. Каждую часть нумеруем (или рисуем 1 - 7точек), подписываем, можно нарисовать какое-то особое дело, которое вы обычно делаете в этот день (понедельник - ходим в магазин - рисуем магазин, во вторник - посещаем бассейн и т.д.). По середине круга делаем вращающуюся стрелочку, чтобы можно было передвигать её по дням недели.

Поезд с окошками. Каждый вагон пронумерован, подписан, раскрашен в свой цвет. В окошках приклеены разные животные. Ставни у окошек открывающиеся - закрывающиеся. Какой день недели - те ставни и открыты.

Плакат с липучками и кармашками. Семь (по цветам радуги) разноцветных кусков ткани или флиса сшить друг за другом, сделав кармашки из плотного полиэтилена или липучки. Каждый день в кармашки или на липучки прикрепляется солнышко или тучка и в зависимости от дня - карточка с одной точкой, двумя, тремя и т.д.

Цветик - семицветик. Такой цветок можно сделать из картона или флиса. Желательно, чтобы лепестки снимались и прикреплялись обратно (на липучках, кнопках, молниях, скрепках и т.д.). Ребенку нужно каждый день прикреплять по лепестку, а на следующей неделе наоборот «открывать». При этом проговариваются дни недели и такие понятия, как вчера, сегодня, завтра.

Лесенка. Вырезаем из картона лестницу из семи ступеней, нумеруем, подписываем. Каждый день по лесенке будет «взбираться» какой-нибудь сказочный герой или сам ребенок (вырезанный из фотографии и наклеенный на картон). Если на данной неделе предстоит какое-то интересное событие, например, воскресный поход в цирк, то на самой верхней ступеньке можно расположить картинку с изображением клоуна или выступающего льва.

Отрывной календарь. Подготовить пачку листочков разного цвета и одинакового размера, пронумеровать их, подписать, скрепить сверху. Каждый день ребенку нужно будет отрывать листик и складывать его в коробку. Когда наберется 7 листиков, объясните, что это неделя. Такой отрывной календарь можно сделать из тетрадки на пружинках.

В продаже имеется много готовых . Можно приобрести их для своего ребенка и заниматься по ним.

Обыгрывание наглядного материала

С помощью изготовленных пособий мы не только констатируем название наступившего дня, но и обыгрываем и обговариваем следующие моменты:

  • Расставь карточки по порядку, от понедельника до воскресенья, перечисляя дни недели.
  • Какой день недели у нас красного цвета, синего, желтого?
  • Перечисли дни недели в обратном порядке от воскресенья до понедельника.
  • Назови и покажи рабочие и выходные дни.
  • Назови и покажи дни недели, начиная с понедельника, со среды, с пятницы и т.д.
  • Назови и покажи 1-й, 4-й и т.д. день недели, начиная с понедельника.
  • Назови и покажи, какой день сегодня, какой был вчера (позавчера), будет завтра (послезавтра).
  • Какой день справа от синей карточки? Справа от голубой?
  • Этот день выходной? Этот день идет после вторника?

Быстро запомнить названия дней недели помогает физминутка «Дни недели» .

В среду мы не хлопаем

Вы называете любые дни недели, ребенок хлопает в ладоши (1 раз). Но в среду в ладоши хлопать нельзя!

Будь внимательным

Вы называете разные слова, в том числе и дни недели. Если малыш слышит название дней недели, то он должен хлопнуть в ладоши: лиса, хлеб, вторник, среда, книга, воскресенье, шорты, велосипед и т.д.

Выходные - будни

Если вы называете будний день недели, то ребенок делает вид, что он что-то делает: играет в игрушки, пишет, рисует. Если выходной - хлопает в ладоши или делает вид, будто спит, или что-то другое на ваше усмотрение.

Кидаем мяч

Встаньте напротив, кидайте друг другу мяч и по очереди называйте дни недели. Усложнить игру можно называя дни недели в обратном порядке.

Матрешки - дни недели

Выстройте вместе с ребенком 7 по росту и попросите его назвать каждую матрешку определенным днем недели. Все семь - это неделя.

Игрушки и дни недели

Муха - чистюха

Жила-была муха-чистюха.

Все время купалась муха.

Купалась она в ВОСКРЕСЕНЬЕ

В отличном клубничном варенье.

В ПОНЕДЕЛЬНИК - в вишневой наливке,

Во ВТОРНИК - в томатной подливке,

В СРЕДУ - в лимонном желе,

В ЧЕТВЕРГ - в киселе и смоле.

В ПЯТНИЦУ - в простокваше,

в компоте и в манной каше…

В СУББОТУ , помывшись в чернилах,

Сказала: - Я больше не в силах!

Ужжжасно, ужжжасно устала,

Но, кажется, чище не стала!
(Ян Бжехва)

Семь дней недели

Жаль, всего семь дней в неделе -

Дел навалом у Емели:

В ПОНЕДЕЛЬНИК на печи

Протирает кирпичи.

Не скучает и во ВТОРНИК -

Он плетёт слону намордник.

Языком молотит в СРЕДУ

И баклуши бьёт соседу.

После дождичка в ЧЕТВЕРГ

Он пускает фейерверк.

ПЯТНИЦА - тяжёлый день:

Тень наводит на плетень.

И СУББОТА не суббота:

У него на мух охота.

Но седьмой настанет день -

Сдвинет шапку набекрень…

Потому что ВОСКРЕСЕНЬЕ -

Это праздник и веселье:

И, улёгшись на печи,

Ест Емеля калачи!

В общем, трудно жить Емеле…

Было б восемь дней в неделе -

Вот тогда бы он успел

Сделать много важных дел!
(А. Усачёв)

Вот неделька, в ней семь дней.

Поскорей знакомься с ней.

Первый день по всем неделькам

Назовется ПОНЕДЕЛЬНИК .

ВТОРНИК - это день второй,

Он стоит перед средой.

Серединочка СРЕДА

Третьим днем всегда была.

А ЧЕТВЕРГ , четвертый день,

Шапку носит набекрень.

Пятый - ПЯТНИЦА - сестрица,

Очень модная девица.

А в СУББОТУ , день шестой

Отдыхаем всей гурьбой

И последний, ВОСКРЕСЕНЬЕ,

Назначаем днем веселья.

Братьев этих ровно семь.

Вам они известны всем.

Каждую неделю кругом

Ходят братья друг за другом.

Попрощается последний —

Появляется передний.
(Дни недели)

Народные про дни недели

В понедельник чихнешь - подарок на неделю.

В понедельник деньги выдавать - всю неделю расходы.

Вторники и субботы - легки.

В дорогу отъезжай во вторник, либо в субботу.

Что Бог не даст, а в среду не прясть.

Кто в пятницу дело начинает, у того оно будет пятиться.

В понедельник, среду и пятницу никакого дела не начинай.

От субботней расправы уйду - воскресенье переживу.

Середа да пятница четвергу не указчица.

Конспект открытого урока

по развитию речи

по теме: «ДНИ НЕДЕЛИ.

ЧАСТИ СУТОК»

во 3 «Г» классе V вида.

Выполнила:

учитель-логопед

МОУСОШ № 20

Дата проведения:

ЦЕЛИ: КОРРЕКЦИОННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

o Закреплять знания о последовательности дней недели;

o Закрепление понятий «сутки», «части суток» «режим дня»;

o Упражнять в употреблении глаголов с частицей «ся» («сь»);

o Упражнять в употреблении названий дней недели в косвенных падежах единственного числа .

КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩИЕ :

o Совершенствовать общую моторику;

o Развивать пространственную ориентацию в отношении своего тела и предметов;

o Развивать творческие способности;

o Развитие интеллектуальных психофизических функций (мышления, памяти, воображения, внимания, ориентировки в пространстве)

КОРРЕКЦИОННО - ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

o воспитывать языковое чутьё;

o воспитывать умение внимательно слушать и слышать педагога;

o постоянно поддерживать интерес ребёнка на занятии;

o воспитывать любознательность.

Оборудование: картина с изображением режима дня, игра «Дни недели», индивидуальные карточки с заданиями.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Здравствуйте, сейчас я вам загадаю загадку.

Братьев этих ровно семь.

Вам они известны всем.

Каждую неделю кругом

Братья ходят друг за другом.

Попрощается последний,

Появляется передний.

(Дни недели) .

Какой день недели сегодня? Какой день недели был вчера? Какой день недели будет завтра? Какой день недели будет после среды? Какой день недели между четвергом и субботой?

Посмотрите на монитор компьютера , какое сегодня число?

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Ребята, скажите сколько всего дней в неделе?

С какого дня начинается неделя?

А заканчивается?

Сколько рабочих дней в неделе? Назовите.

А выходных? Назовите.

А вчера какой день недели был?

Молодцы! А теперь я хочу загадать задачу. Встретились две подружки. Одна говорит: «Я вчера, в воскресенье», ходила с мамой на мультики, - «А я пойду завтра», - ответила другая. В какой день недели встретились подружки. (В понедельник).

Ответьте на вопросы.

Если сегодня понедельник, то завтра будет… Если сегодня суббота, то завтра будет… Если сегодня пятница, то вчера была…

Золушка шила платье с понедельника по среду. Значит, она работала….дня. Чиполлино копал грядку три дня. Начал работу в среду, а закончил её…

А теперь отгадайте мою загадку.

Друг за другом чередой

Мирно ходят брат с сестрой.

Братец будет весь народ, -

А сестра наоборот, -

Спать немедленно зовет.

(День и ночь).

Ребята, день сразу после ночи наступает? Назовите все части суток.

(Вывешивается картина с изображением частей суток).

Ребята, давайте рассмотрим картину и скажем, что мы успеваем сделать за сутки. (дети рассказывают).

Игра «Четвертый – лишний»

а) час, суббота, секунда, минута; б) пятница, суббота, завтра, понедельник.

Заполните таблицу.

ЧТО ПЕРЕД?

ЧТО ПОСЛЕ?

Утро

Среда

Ночь

Воскресенье

Вечер

День

Вторник

«Когда это бывает?»

умывается день смотрит телевизор

обедает ночь делает уроки

учится утро чистит зубы

гуляет вечер завтракает

спит ужинает

ИГРА – УПРАЖНЕНИЕ «Мишина неделя».

Сейчас я прочитаем с вами предложения и задам я вопросы.

1. В понедельник Миша гуляет в парке. В понедельник Миша прогуливается в парке.

Какое слово изменилось? (Слово – действие «гуляет» поменялось на «прогуливается». В конце слова появилась частица «СЯ»).

2.Во вторник Миша ходит на тренировку в спортзал. Во вторник Миша тренируется в спортзале. Что изменилось?

3.В среду Миша ходит в бассейн. (В среду Миша купается в бассейне). Как вы думается как можно изменить предложение, чтобы появилась частица «ся».

4.В четверг Миша ходит в музыкальную школу. (В четверг Миша учится в музыкальной школе). Как можно изменить предложение?

5.В пятницу Миша убирает свою комнату. (В пятницу Миша убирается в комнате).

6.В субботу Миша моет себя в ванне. (В субботу Миша моется в ванне).

7.В воскресенье Миша встретил Сашу. (В воскресенье Миша встретился с Сашей).

Хорошо. А теперь вспомните, что делал Миша всю неделю, и расскажите всё, но изменяя слова, чтобы появилась частица - ся про себя. (Я в понедельник прогуливаюсь в парке. Во вторник я тренируюсь в спортзале. В среду..).

Ребята, что изменилось в словах – действиях, когда вы стали говорить о себе? (частица «ся» поменялась на частицу «сь»).

Прочитайте стихотворение. Его вам нужно будет выучить. (стих написан на листах). Вопросы по тексту стихотворения.

Слово для справок: делу гож – это значит он нравиться делать какие – то дела.

Кто родился в понедельник, Кто в четверг – лентяем вечным,

Будет беленький, как мельник. В пятницу – добросердечным,

Кто во вторник – справедливым, Кто в субботу – к делу гож,

А кто в среду – молчаливым. В воскресенье – всем хорош!

ФИЗМИНУТКА.

В понедельник я стирала,

Пол во вторник подметала,

В среду я пекла калач,

Весь четверг искала мяч,

Чашки в пятницу помыла,

А субботу торт купила.

Всех подружек в воскресенье

Позвала на день рожденье.

Я теперь задание кто больше придумает красивых, длинных предложений, которые будут начинаться со слов или в предложениях были эти слова:

Вечером…..

(дети учатся в школе, по телевизору идут «Спокойной ночи», все люди спят, родители идут на работу)

ИТОГ УРОКА.

Ребята, о чем сегодня мы говорили? О чём составили рассказ? Домашнее задание: составить свой режим дня в выходной день воскресенье, нарисовать и рассказать. Урок закончен.


991 " style="width:743.4pt;border-collapse:collapse;border:none">

ЧТО ПЕРЕД?

ЧТО ПОСЛЕ?

Утро

Среда

Ночь

Воскресенье

Вечер

День

Вторник

Заполните таблицу.

ЧТО ПЕРЕД?

ЧТО ПОСЛЕ?

Утро

Среда

Ночь

Воскресенье

Вечер

День

Вторник

В понедельник Миша гуляет в парке. В понедельник Миша прогуливается в парке.

Во вторник Миша ходит на тренировку в спортзал. В среду Миша ходит в бассейн

В четверг Миша ходит в музыкальную школу.

В пятницу Миша убирает свою комнату.

В субботу Миша моет себя в ванне.

В воскресенье Миша встретил Сашу.

Прочитайте. Выучите стихотворение наизусть.

Кто родился в понедельник,

Будет беленький, как мельник.

Кто во вторни к – справедливым,

А кто в среду – молчаливым.

Кто в четверг – лентяем вечным,

В пятницу – добросердечным,

Кто в субботу – к делу гож,

В воскресенье – всем хорош!


Цель совместной деятельности
- Научить детей в игровой форме дням недели.
Задачи
- Познакомить детей с названиями, последовательностью дней недели.
- Закрепить в активной речи названия, последовательность дней недели.
- Учить детей наглядно в определенной последовательности раскладывать дни недели.
- Продолжать учить порядковому счету.
- Развивать внимание, память, мышление.
- Продолжать учить детей называть цвета спектра.

Методы запоминания
1. Наглядные пособия
2. Гимнастика
3. Зрительная гимнастика
4. Подвижные игры
5. Стихи и загадки
Названия дней недели
Неделя – семидневный период времени. На Руси неделю называли седмицей (семь дней).
Понедельник – первый день недели, следующий после недели (седьмой день в древности называли неделя).
Вторник – второй день недели.
Среда – третий день, который находится в середине недели.
Четверг – четвертый день недели.
Пятница – пятый день недели.
Суббота – шестой день (от еврейского слова "шаббат") - отдых, конец дел.
Воскресенье – седьмой день недели христиане стали называть воскресеньем в честь чудесного воскресения Иисуса Христа.

Наглядные пособия
Чтобы ребенку было нагляднее и интереснее изучать названия дней недели, можно изготовить различные пособия.
Круг со стрелкой. Вырезанный из картона круг, делится на 7 частей. Каждую часть нумеруем (или рисуем 1 - 7точек), подписываем, можно нарисовать какое-то особое дело, которое вы обычно делаете в этот день (понедельник – ходим в магазин - рисуем магазин, во вторник – посещаем бассейн и т.д.). По середине круга делаем вращающуюся стрелочку, чтобы можно было передвигать её по дням недели.
Поезд с окошками. Каждый вагон пронумерован, подписан, раскрашен в свой цвет. В окошках приклеены разные животные. Ставни у окошек открывающиеся - закрывающиеся. Какой день недели – те ставни и открыты.
Плакат с липучками и кармашками. Семь (по цветам радуги) разноцветных кусков ткани или флиса сшить друг за другом, сделав кармашки из плотного полиэтилена или липучки. Каждый день в кармашки или на липучки прикрепляется солнышко или тучка и в зависимости от дня – карточка с одной точкой, двумя, тремя и т.д.
Цветик – семицветик. Такой цветок можно сделать из картона или флиса. Желательно, чтобы лепестки снимались и прикреплялись обратно (на липучках, кнопках, молниях, скрепках и т.д.). Ребенку нужно каждый день прикреплять по лепестку, а на следующей неделе наоборот «открывать». При этом проговариваются дни недели и такие понятия, как вчера, сегодня, завтра.
Лесенка. Вырезаем из картона лестницу из семи ступеней, нумеруем, подписываем. Каждый день по лесенке будет «взбираться» какой-нибудь сказочный герой или сам ребенок (вырезанный из фотографии и наклеенный на картон). Если на данной неделе предстоит какое-то интересное событие, например, воскресный поход в цирк, то на самой верхней ступеньке можно расположить картинку с изображением клоуна или выступающего льва.
Отрывной календарь. Подготовить пачку листочков разного цвета и одинакового размера, пронумеровать их, подписать, скрепить сверху. Каждый день ребенку нужно будет отрывать листик и складывать его в коробку. Когда наберется 7 листиков, объясните, что это неделя. Такой отрывной календарь можно сделать из тетрадки на пружинках.
В продаже имеется много готовых плакатов. Можно приобрести их и заниматься по ним.
Паровозик.В зависимости от того, какой день недели, над паровозом или над одним из вагонов прикрепляется шарик или зверюшка. Дети сами могут переставлять шарик и называть дни недели.
.Быстро запомнить названия дней недели помогает
физминутка «Дни недели».

Рассказывайте ребенку стихотворение и вместе с ним изображайте движения, соответствующие тексту:

В понедельник мы стирали,
Пол во вторник подметали.
В среду – мы пекли калач.
Весь четверг играли в мяч.
В пятницу мы чашки мыли,
А в субботу – торт купили.
И, конечно, в воскресенье
Звали всех на день рожденья.
Пели, прыгали,плясали,
Дни недели – посчитали».

Пальчиковая гимнастика «Дни недели»
Данная пальчиковая гимнастика составлена и разработана с целью формирования у дошкольников представлений о днях недели и их последовательности, т. к. временные представления формируются с трудом и без повторений и интересной подачи материала здесь не обойтись.
ИЗУЧАЕМ ДНИ НЕДЕЛИ - хлопаем в ладоши
ИХ ИЗВЕСТНО РОВНО СЕМЬ - демонстрируем 5 пальчиков одной руки, и 2 другой
ПЯТЬ РАБОЧИХ, ДВА ДРУГИХ - 5 пальцев одной руки сжимаем-разжимаем,
затем 2 пальца другой руки
НАЧИНАЕМ НАЗЫВАТЬ, - пальцы обоих рук разгибаются и загибаются
СТАНЕМ ПАЛЬЦЫ РАЗГИБАТЬ: - пальчики обеих рук в кулачках
ПОНЕДЕЛЬНИК, ВТОРНИК
СРЕДА, ЧЕТВЕРГ, ПЯТНИЦА - на каждый день недели, разгибаем пальцы
одной руки
СУББОТА, ВОСКРЕСЕНЬЕ
ДНИ ЖДЯ ОТДЫХА, ВЕСЕЛЬЯ - разгибаем 2 пальца другой руки

“Дни недели” комплекс гимнастики на каждый день
Понедельник.
В понедельник в детский сад
Прискакали зайчики. (Прыжки на двух ногах)
Полюбили крепко их
Девочки и мальчики. (Обхватить себя руками)
Пригласили их плясать
Дружно ножки выставлять (По очереди выставляют вперёд ножки)
Присядь вправо, (Поворот вправо с приседанием, посмотреть взглядом назад)
Присядь влево, (Поворот вправо с приседанием, посмотреть взглядом назад)
А затем кружись ты смело. (Покружиться)
И ладошки у ребят,
Словно листики шуршат. (Ладошки рук потереть друг об дружку).

Вторник.
К нам во вторник прилетал
Аист длинноногий, (Взмахи руками вверх, вниз)
По болоту он шагал (Ходьба на месте, высоко поднимая колени)
Рыб, лягушек доставал,
Наклонялся, выпрямлялся, (Наклоны вперёд, руки отвести назад)
Вдаль смотрел на край болота (Посмотреть вдаль, приставив реку к голове, как козырёк)
И на нос. Ой, где он? Вот он! (Посмотреть на выставленный вперёд палец, подвести его к носу, не отрывая взгляда от пальца)
Аист полетел домой, (Взмахи руками вверх, вниз)
Машем мы ему рукой. (Машут рукой или одновременно двумя)

Среда.
В среду слон к нам приходил,
Топать ножками учил, (Ходьба на месте)
И наклоны выполнять, (Наклоны вперёд)
И на цыпочках стоять. (Поднимаемся на носочки)
Мы покрутим головой
Словно хоботом с тобой. (Круговые повороты головой, взглядом смотрят: вверх, вправо, вниз, влево и обратно)
В прятки поиграем
Глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы идём слона искать.
Пять, четыре, три, два, один,
Слон уходит в магазин. (Плотно закрыть глаза пальцами рук, досчитать до пяти и широко открыть глазки)

Четверг.
А в четверг к нам приходила
Хитрая лисичка, (Ходьба на месте имитирует мягкие шаги лисицы)
Показала хвостик рыжий
Такой мягкий и пушистый. (Повороты туловища вправо и влево, взглядом стараясь посмотреть как можно дальше назад)
Посидели, постояли,
Притаились как лиса, (Приседания)
Мышку в норке поискали (Присели и пальчиками рук как бы разгребают землю)
Вот такие чудеса! (Встать и развести руки в стороны, приподнимая плечи).

Пятница.
Мишка в пятницу пришёл, (Ходьба на месте имитирует шаги медведя)
Он в лесу медок нашёл, (Руки как бы держат перед собой бочонок мёда, приседания с поворотом туловища вправо, влево)
На высокой ёлке,
Где колкие иголки. (Взгляд поднять вверх, вниз.Пальцы рук раздвинуты, как иголки)
Мы у пчёл медку попросим (Встряхнуть кисти рук)
На дворе настала осень, (Потянуться)
Скоро мишка ляжет спать, (Медленно приседают)
Будет лапу он сосать. (Наклоны головы вправо, влево, руки под головой)
Пчёлы дали мёду,
Целую колоду. (Хлопают в ладоши и прыгают на двух ногах)

Суббота.
Мы в субботу пригласили (Взмахи руками к себе)
Шустрых белок на обед. (Повороты туловища вправо, влево с приседанием)
Щей капустных наварили, (Обе кисти рук сжаты вместе, круговые движения, обеих рук, туловище поворачивается вслед за руками)
Наготовили котлет. (Ладошки лежащие одна на другой, меняются местами)
Белки в гости прискакали, (Прыжки на месте)
Посмотрели на столы …(Глаза широко открыть и крепко их зажмурить)
В лес обратно убежали (Бег на месте)
За орешками они. (Постукивание кулаками друг об друга)

Воскресенье.
В воскресенье выходной,
Мы идём гулять с тобой. (Ходьба на месте)
Смотрим вправо (Поворот туловища вправо, посмотреть взглядом назад)
Смотрим влево, (Поворот туловища влево, посмотреть взглядом назад)
Ничего не узнаём. (Развести руки в стороны и удивиться)
Вот забор, а за забором, (Руки вытянуты перед собой, кисти рук повёрнуты вертикально, пальцы раздвинуты как иголки).
Ходит лая грозный пёс, (обе руки одновременно перевести справа налево, взгляд следит за руками)
Вот корова замычала, “Му-у-у”, (Наклоны туловища вперёд)
Заработал паровоз, “Ду-ду-ду-у”, (Имитация движущегося поезда на месте)
А лошадка бьет копытцем,
Предлагает прокатиться. (Руки на поясе, приподнимаем и опускаем правую, а затем левую ножки)
Мы на этой карусели
Прокатиться захотели. (Произвольные круговые движения руками).

Зрительную гимнастику необходимо проводить регулярно 2-3 раза в день по 3-5 минут. Для гимнастики можно использовать мелкие предметы, различные тренажеры. Гимнастику можно проводит по словесным указаниям, с использованием стихов, потешек.
При планировании рекомендуется учитывать принцип усложнения, отработав вначале простые движения глазами: вправо-влево, вверх-вниз, круговые движения, зажмуривания, моргание, выпячивание глаз, а затем используя их по поду более сложного стихотворного текста в различных сочетаниях. Стихотворный текст также нужно использовать вначале небольшой (до 4 строк), а затем переходить к более сложным и длинным.
Интереснее всего проходят гимнастики для глаз, на которых используются предметы или задания в стихотворной форме, движения по определенным дорожкам, задания на поиск предметов и картинок в разных частях группы.

“Весёлая неделька” гимнастика для глаз
Понедельник
Всю неделю по - порядку, Поднять глаза вверх; опустить их
Глазки делают зарядку. книзу, голова неподвижна;
В понедельник, как проснутся, (снимает глазное напряжение).
Глазки солнцу улыбнутся,
Вниз посмотрят на траву
И обратно в высоту.

Вторник
Во вторник часики глаза, Повернуть глаза в правую сторону,
Водят взгляд туда – сюда, а затем в левую, голова неподвижна;
Ходят влево, ходят вправо (снимает глазное напряжение).
Не устанут никогда.

Среда
В среду в жмурки мы играем, Плотно закрыть глаза,
Крепко глазки закрываем. досчитать да пяти и широко Раз, два, три, четыре, пять, открыть глазки; (упражнение для
Будем глазки открывать. снятия глазного напряжения).
Жмуримся и открываем
Так игру мы продолжаем.

Четверг
По четвергам мы смотрим вдаль, Смотреть прямо перед собой,
На это времени не жаль, поставить палец на расстояние 25-30 см.
Что вблизи и что вдали от глаз, перевести взор на кончик пальца
Глазки рассмотреть должны. и смотреть на него, опуститьруку.(Укрепляет
мышцы глаз и совершенствует их координации).

Пятница
В пятницу мы не зевали Поднять глаза вверх, вправо, вниз,
Глаза по кругу побежали. влево и вверх; и обратно: влево, вниз,
Остановка, и опять вправо и снова вверх; (совершенствует
В другую сторону бежать. сложные движения глаз).

Суббота
Хоть в субботу выходной, Посмотреть взглядом в верхний правый
Мы не ленимся с тобой.угол, затем нижний левый; перевести
Ищем взглядом уголки, взгляд в верхний левый угол и нижний
Чтобы бегали зрачки.правый (совершенствует сложные движения глаз).

Воскресенье
В воскресенье будем спать, Закрыть веки, массировать их с помощью круговых
А потом пойдём гулять, движений пальцев: верхнее веко относа кнаружному
Чтобы глазки закалялись краю глаз, нижнее веко отнаружного края к носу,затем
Нужно воздухом дышать. наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение).
- Без гимнастики, друзья, Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз,
Нашим глазкам жить нельзя! Повторить2раза.

Игры с ребенком
Для закрепления изучаемых понятий можно использовать игры.
В среду мы не хлопаем
Вы называете любые дни недели, ребенок хлопает в ладоши (1 раз). Но в среду в ладоши хлопать нельзя!

Будь внимательным
Вы называете разные слова, в том числе и дни недели. Если малыш слышит название дней недели, то он должен хлопнуть в ладоши: лиса, хлеб, вторник, среда, книга, воскресенье, шорты, велосипед и т.д.

Выходные – будни
Если вы называете будний день недели, то ребенок делает вид, что он что-то делает: играет в игрушки, пишет, рисует. Если выходной – хлопает в ладоши или делает вид, будто спит, или что-то другое на ваше усмотрение.

Кидаем мяч
Встаньте напротив, кидайте друг другу мяч и по очереди называйте дни недели. Усложнить игру можно называя дни недели в обратном порядке.

Матрешки – дни недели
Выстройте вместе с ребенком 7 матрешек по росту и попросите его назвать каждую матрешку определенным днем недели. Все семьматрешек – это неделя.

Игрушки и дни недели
Рассадите перед ребенком 7 игрушек и предложите раздать каждой игрушке по кружочку семи разных цветов. Ребенок раздает и называет: «Зайчику – понедельник, лисичке – вторник и т.д.). Затем кружочки собираются, перемешиваются и раздаются снова точно таким же образом в порядке следования дней недели.

Стихотворения
Быстрее запомнить названия дней недели помогут веселые стихи.Есть много простых стихов, которые помогут выучить дни недели. Регулярное повторение этих рифм в конечном итоге установят порядок дней в детских умах. Не беспокойтесь, если дети путают дни недели. Понятие времени - абстрактное понятие для маленьких детей, и требует времени, чтобы это запомнить и выучить.
Муха - чистюха
Жила-была муха-чистюха.
Все время купалась муха.
Купалась она в ВОСКРЕСЕНЬЕ
В отличном клубничном варенье.
В ПОНЕДЕЛЬНИК - в вишневой наливке,
Во ВТОРНИК - в томатной подливке,
В СРЕДУ - в лимонном желе,
В ЧЕТВЕРГ - в киселе и смоле.
В ПЯТНИЦУ - в простокваше,
в компоте и в манной каше…
В СУББОТУ, помывшись в чернилах,
Сказала: - Я больше не в силах!
Ужжжасно, ужжжасно устала,
Но, кажется, чище не стала.
(Ян Бжехва) Вот неделька, в ней семь дней.
Поскорей знакомься с ней.
Первый день по всем неделькам
Назовется ПОНЕДЕЛЬНИК.
ВТОРНИК - это день второй,
Он стоит перед средой.
Серединочка СРЕДА
Третьим днем всегда была.
А ЧЕТВЕРГ, четвертый день,
Шапку носит набекрень.
Пятый – ПЯТНИЦА - сестрица,
Очень модная девица.
А в СУББОТУ, день шестой
Отдыхаем всей гурьбой
И последний, ВОСКРЕСЕНЬЕ,
Назначаем днем веселья.

Подскажите-ка нам звери,
как запомнить дни недели!
Первый-понедельник, зайка – рукодельник
а за ним и вторник, соловей-задорник
а за вторником среда - лисичкина еда
за средой четверг – Волк глазами сверк
за четвергом пятница колобком прокатится
а за пятницей суббота-будет баня у енота.
за субботой воскресенье – целый день у нас веселье!... Куда девался понедельник
-Где бездельник Понедельник?-
Спрашивает Вторник.
-Понедельник - не бездельник,
Никакой он не бездельник,
Он отличный дворник.
Он для повара Среды
Притащил бадью воды.
Кочегару Четвергу
Смастерил он кочергу.
Но приходила Пятница
Скромница, опрятница.
Он оставил всю работу
И поехал с ней в Субботу
К Воскресенью на обед.
Передал тебе привет.
Семь дней недели
Жаль, всего семь дней в неделе –
Дел навалом у Емели:
В ПОНЕДЕЛЬНИК на печи
Протирает кирпичи.
Не скучает и во ВТОРНИК –
Он плетёт слону намордник.
Языком молотит в СРЕДУ
И баклуши бьёт соседу.
После дождичка в ЧЕТВЕРГ
Он пускает фейерверк.
ПЯТНИЦА – тяжёлый день:
Тень наводит на плетень.
И СУББОТА не суббота:
У него на мух охота.
Но седьмой настанет день –
Сдвинет шапку набекрень…
Потому что ВОСКРЕСЕНЬЕ –
Это праздник и веселье:
И, улёгшись на печи,
Ест Емеля калачи!
В общем, трудно жить Емеле…
Было б восемь дней в неделе –
Вот тогда бы он успел
Сделать много важных дел! (А. Усачёв) Емеля
Мы спросили у Емели:
-Назови нам дни недели!
Стал Емеля вспоминать.
Стал Емеля называть.
Дядька крикнул мне:
Бездельник!
Это было в ПОНЕДЕЛЬНИК.
На чердак я влез,
и дворник гнал метлой меня во ВТОРНИК.
В СРЕДУ я ловил жука
И свалился с чердака.
Воевал в ЧЕТВЕРГ с котами и
застрял под воротами.
В ПЯТНИЦУ дразнил собаку,
Разорвал себе рубаху.
А в СУББОТУ – вот потеха -
На свинье верхом поехал.
В ВОСКРЕСЕНЬЕ отдыхал,
на мосту лежал, скучал,
Да с моста свалился в реку -
Не везет же человеку!

Мишка и дни недели:
Мишка утром в понедельник
Заглянул в душистый ельник.
Муравьишке этим днем
он помог построить дом.

А во вторник дождик лил
Мишка к волку заходил
С ним не виделись давно
и сыграли в домино.

В среду Мишка к рыжей белке
Заглянул на посиделки.
Вместе книжку почитали
и орехи пощелкали.

А в четверг проснулся мишка
и к бобру пошел на стрижку,
сделал модную прическу
и купил себе расческу.

В пятницу с прической новой
мишка в бор пошел сосновый,
вместе с зайцем был он рад
там собрать ведро маслят.

А в погожую субботу
Мишка наш пошел к болоту,
повстречался с лягушонком
угостил его масленком.

В день последний – воскресенье
мишка наварил варенья.
всех друзей позвал на пир
даже птичек не забыл

Друг за другом пролетели
семь веселых дней недели
мишка все успел
всем друзьям помочь сумел Неделя
Старший братец ПОНЕДЕЛЬНИК-
Работяга, не бездельник.
Он неделю открывает
Всех трудиться заставляет.

ВТОРНИК следует за братом
У него идей богато,
Он за все берется смело
И работа закипела.

Вот и средняя сестрица
Не пристало ей лениться,
А зовут её СРЕДА,
Мастерица хоть куда.

Брат ЧЕТВЕРГ и так и сяк,
Он мечтательный чудак
Повернул к концу недели
И тянулся еле еле.

ПЯТНИЦА - сестра сумела
Побыстрей закончить дело.
Если делаешь успехи,
Время есть и для потехи.

Предпоследний брат СУББОТА
Не выходит на работу.
Шалопай и озорник
Он работать не привык.

У него другой талант -
Он поэт и музыкант,
Да не столяр и не плотник,
Путешественник, охотник.

В гости ходит ВОСКРЕСЕНЬЕ,
Очень любит угощение.
Это самый младший брат,
К Вам зайти он будет рад.
Семь их ровно посмотри.
Всех запомнил? Повтори.
С. Михалков

Паровоз
Паровоз и шесть вагонов:
Дней в неделе ровно семь...
По полям, подъемам, склонам
Ехать поезду не лень.

Понедельник - паровозик,
Он - начало, как всегда,
Дни недели гордо возит!
После - вторник и среда.

А за ними мчит четверг
С пятницей, конечно...
Время не замедлит бег:
Едет поезд спешно.

То-то радость и веселье:
Вот суббота с воскресеньем!
Вам секрет открыть хотим:
Дети рады выходным!

Утром можно дольше спать,
Целый день гулять, играть.
Только без толку скакать
Любит лишь бездельник.
После выходных опять
Будет понедельник.

Поезд наш веселый движется вперед, -
Новая неделя вот уж настает.
Стук часов - как стук колес:
Вновь шары - на паровоз!

Паровозик и вагоны
В неизвестность нас везут,
Мчится поезд неуклонно -
В будущее наш маршрут.

Загадки
Детям постарше на этапе закрепления и отработки материала можно загадать загадки.

Братьев этих ровно семь.
Вам они известны всем.
Каждую неделю кругом
Ходят братья друг за другом.
Попрощается последний -
Появляется передний.
(Дни недели)
Этот – труженик умелый.
Лень и праздность он отверг.
Всё спешит успеть доделать
День по имени (четверг).

Говорят, что он тяжёлый,
И не дружит с ним бездельник.
На работу, в садик, в школу
Отправляет (понедельник).

Притомившийся с полудня,
День под горку катится.
"Ох, устала! Отдохнуть бы!"
– Размечталась (пятница).
Весь в заботах спозаранку,
Нас напоит и накормит.
Он вторым стоит по рангу.
Ну, конечно, это (вторник).
В этот день нас ожидает
Лишь домашняя работа.
Моет, чистит, прибирает
День по имени (суббота).

В поездах, в цехах, в машинах
Этот день всегда в трудах.
Он – недели середина,
Ну, а попросту, (среда). Всех оставит дома утром
День-волшебник. Вот везенье!
Но проходит почему-то
Очень быстро (воскресенье).

Изучение дней недели не быстрый процесс. Сначала ребенок будет путать порядок дней. Но при регулярной практике и повторении, в конечном итоге все станет на свои места.