Департамент социальной политики г.Кургана
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 118 «Мишутка»
Рабочая программа кружка
«Мир эмоций»
(старшая группа)
г. Курган
Пояснительная записка
Занятия кружка проводятся с октября по май с детьми старшей группы 1 раз в неделю продолжительностью 25 минут.
Данный цикл занятий представляет собой комплексную разработку, направленную преимущественно на развитие эмоционально-коммуникативной сферы старшего дошкольника. В ней используется много разнообразных приемов, игр, упражнений. Дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. Комплекс целей и задач представлен в таблице.
Цели, задачи:
Данная программа реализует коррекционно-развивающие и психопрофилактические задачи и актуальна в работе с детьми, имеющими проблемы с эмоциональной стабильностью, и с обычными детьми. Результативность работы отслеживается через наблюдение и проективные рисуночные тесты, фиксируется в специально разработанной карте развития.
Календарно-тематическое планирование
Месяц |
Тема занятия |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сентябрь |
1. «Я единственный на планете» 2. «Я расту, я изменяюсь» 3. «Страна Котов» |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Октябрь |
4. «Карта волшебной страны чувств» 5. «Я хозяин своих чувств» 1 6. «Я хозяин своих чувств» 2 7. «Я учусь не обижаться» |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ноябрь |
8. «Злость, гнев» 9. «Не боимся, или приключения смельчаков» 10. «Обыкновенное чудо» 11 «Деревья характеры» |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Декабрь |
12. «Давайте жить дружно. Я и мои друзья» 13. «Мальчик, который не умел играть» 14. «Новогодний карнавал масок» |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Январь |
15. «Ссоримся-миримся». 16. «Какие качества помогают дружбе» |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Февраль |
17. «Этикет» 18. «Этикет» 2 19. «Моя семья» 20 «Слоненок с шариками» |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Март |
21. «Мамины помощники» 22. «Страна вообразилия» 23. «Калейдоскоп эмоций» |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Апрель |
24. «Весенние радости» 25. «Космическое путешествие» 26. «Играй-городок» 27. «В гостях у сказки» |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
28. Диагностика 1. Важнейшей задачей системы дошкольного образования является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, что предполагает:
Забота о реализации права ребенка на полноценное и свободное развитие является сегодня неотъемлемой частью деятельности любого детского сада, что обуславливает востребованность в психолого-педагогическом сопровождении всех участников воспитательно-образовательного процесса. В детский сад «Сказка» поступают дети с диагнозом ОНР (общее недоразвитие речи). Психологическое развитие детей, имеющих нарушения речи, имеет свои особенности. У дошкольников с общим недоразвитием речи страдают высшие психические функции, тесно связанные с речью: память, внимание, мышление. Значительно снижен объем внимания, наблюдается неустойчивость внимания и ограниченные возможности его распределения. Дети забывают последовательность заданий, сложные инструкции. Дошкольники с ОНР отстают в развитии словесно - логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом. Если общее недоразвитие речи сочетается с такими нарушениями, как дизартрия, алалия, то могут наблюдаться общедвигательные нарушения (плохая координация движений, моторная неловкость), недоразвитие мелкой моторики, снижение интереса к игровой деятельности. У детей с ОНР часто страдает эмоционально - волевая сфера: дети осознают свои нарушения, поэтому у них появляется негативное отношение к речевому общению, иногда наблюдаются аффективные реакции на непонимание словесных инструкций или невозможность высказать свои пожелания. Вследствие таких особенностей развития у детей наблюдаются:
Таким образом, в процессе психолого-педагогической диагностики у детей с ОНР выявляются нарушения и в познавательной, и в эмоционально-волевой, и в личностной сфере. Выявление имеющихся психологических особенностей воспитанников необходимо педагогу - психологу для определения основных направлений коррекционно-развивающей работы в процессе психолого-педагогического сопровождения развития детей. Программа предусматривает развитие кооперативной деятельности детей, сотрудничества, децентрации, развитие волевых процессов, развитие самосознания. Занятие состоит из 3-х этапов. 1 этап -Разминка. На данном этапе психолог приветствует детей. Рассказывает, что им сегодня предстоит. Спрашивает о настроении, самочувствии. 2 этап - Основная часть. Этот этап сопровождается беседами, играми и упражнениями, которые обеспечивают развитие коммуникативных навыков. 3 этап - Заключительная часть. Психолог подводит итоги каждого занятия. Хвалит каждого участника за его заслуги. Принципы подачи материала следующие:
Вид программы: групповая Условия реализации программы : Главным исполнителем является педагог-психолог. Он обеспечивает реализацию запланированных мероприятий, предусмотренных в программе, наличие комплексно-тематического планирования, выполнения содержания занятий программы, обеспечение сотрудничества с семьей, разнообразие приемов и методов психологической коррекции. Материально-техническое обеспечение: Для проведения занятий необходима отдельная комната или кабинет, хорошо если в помещении будет поставлена мягкая мебель. В комнате должен находиться музыкальный центр, канцелярские принадлежности. Цели программы: Развитие и коррекция эмоционально-волевой и коммуникативной сферы дошкольников, раскрытие их творческого потенциала. Коррекция навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Задачи программы: Создать благоприятные условия для:
Программа предусматривает использование в работе:
Возрастные и психологические особенности старшего дошкольного возраста детей 4-7 лет.
Возрастные особенности детей 4-7 лет с общим недоразвитием речи.
Программа разработана для детей от 4 до 7-ми лет с нарушениями эмоционально-волевой и коммуникативной сферы личности. Этапы реализации программы:
Для диагностики дошкольников используются следующие методики:
Критерии оценки эффективности программы:
Целевая аудитория: дошкольники. Численность детей в группе: от 5 до 10 человек одного возраста. Программа рассчитана: на 11 занятий, на 3 месяца обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю, по 25-30 минут. Календарно-тематическое планирование.
Приложение Конспекты занятий для детей 4-5 лет. Занятие № 1 Тема: «Моё имя» Ритуал начала занятия: «Ромашка» Игра «Паровозик с именем».
Ритуал окончания занятия
«Эстафета дружбы»
.
Заняте № 2 Тема: «Моя семья» Ритуал начала занятия: «Ромашка» . Детям предлагается раскрасить лепесток цветка в соответствии со своим настроением. (Зеленый - «спокойный», желтый - «радостный», красный - «возбужденный», коричневый - «расстроенный», серый - «равнодушный».) После чего дети в кругу берутся за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются друг другу («дарят улыбку»). Взяться за руки.
Беседа «Что такое семья?» Дети рассматривают фотовыставку. Ведущий спрашивает, чем похожи все фотографии и открытки? Дети отвечают, что на всех фотографиях и открытках изображены семьи. Затем ведущий спрашивает, как они догадались. В ходе беседы делается вывод о том, что в семье есть родители и дети. Ведущий спрашивает, можно ли отнести в семью бабушек и дедушек? Делается вывод о том, что бабушки и дедушки - это родители родителей. Ведущий предлагает детям рассказать о своей семье. Пальчиковая гимнастика «Моя семья» Пальцы сжаты в кулак. При чтении потешки из кулака следует поочередно разжимать пальцы (при необходимости индивидуальная помощь детям с ЗПР) Вот и вся моя семья В финале надо энергично несколько раз сжатьруку в кулак. Ведущий раздает детям карточки с изображением людей разного возраста. Нужно разложить их от самого молодого до самого старого. Детям с нормой интеллекта предлагается 5 возрастных периодов (младенец, дошкольник, школьник, мужчина, старик), а ребенку с ЗПР предлагаем три возрастных периода. Дети раскладывают. Ведущий спрашивает, к какому возрасту и к какой картинке они могут себя отнести в настоящий момент; что было раньше; что будет потом. Игра «Назови ласково». Дети встают в круг. Ведущий, кидая мяч одному из детей, называет члена семьи, а ребенок, возвращая мяч, должен назвать его ласково. (Мама, папа, дед, баба, брат, сестра). Йоговая гимнастика: Игра « Угадай, кто говорит»
Упражнение «Портрет семьи» Ведущий спрашивает: «О чем мы говорили на занятии?». Предлагает всем детям, передовая палочку, сказать несколько слов о своей семье. В заключении предлагает детям после занятия под музыку нарисовать портрет своей семьи, где были бы изображены все члены семьи и забрать рисунок домой. В зависимости от уровня развития мелкой моторики детям предлагаются разные материалы (краски акварельные, пальчиковые краски, мелки, твердые карандаши). Занятие № 3. Тема «Моё настроение» Упражнение «Доброе утро» Беседа «Что такое настроение» Ребята, забота о своём настроении также важна, как и забота о своём теле, о своём здоровье. Необходимо научиться радоваться жизни. Вот что способствует хорошему настроению: дружелюбие, улыбка, удобная красивая одежда, музыка, что ещё? (психолог выслушивает мнение детей). Дети, а с чем можно сравнить настроение? Например, на какое время года, природное явление, погоду похоже ваше настроение? Психолог приводит пример: “Моё настроение похоже на белое пушистое облако в голубом небе” А твоё? Психолог по очереди всем детям бросает мяч. Воспитатель обобщает - какое же сегодня у всей группы настроение: грустное, весёлое, смешное, злое и т.д. Предлагается послушать английскую народную песенку в переводе С. Маршака: Два маленьких котёнка поссорились в углу, А дело было ночью, зимою, в январе, Но сдалась хозяйка и отворила дверь. После чтения психолог спрашивает детей: изменилось ли их настроение во время прослушивания стихотворения? Как? Было грустно или весело? Дети по очереди изображают мимику хозяйки, озябших котят, сладкий сон согревшихся котят. Затем разыгрывают сценку полностью. Проводится игра: “Настроение и походка”. Воспитатель показывает движения и просит изобразить настроение: “Покапаем, как мелкий и частый дождик, а теперь как тяжёлый, большие капли. Полетели, как воробей, а теперь как орёл. Походим, как старая старушка, попрыгаем, как весёлый клоун. Пройдёмся, как маленький ребёнок, который учиться ходить. Осторожно подкрадёмся как кошка к птичке. Побежим навстречу маме, прыгнем ей на шею и обнимем её”. Упражнение «Рисунок настроения» У всех детей настроение стало хорошим. Детям предлагается встать по кругу и по очереди передать свою улыбку другому. Под звучание спокойной мелодии детям предлагается нарисовать своё настроение (на что оно похоже). Каждый рассказывает, что он изобразил и почему. Занятие № 4 Тема «Знакомство с эмоциями: радость» Ритуал начала занятия: «Ромашка» . Детям предлагается раскрасить лепесток цветка в соответствии со своим настроением. (Зеленый - «спокойный», желтый - «радостный», красный - «возбужденный», коричневый - «расстроенный», серый - «равнодушный».) После чего дети в кругу берутся за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются друг другу («дарят улыбку»). Прослушивание пьесы П.И. Чайковского «Новая кукла» Вопросы к детям: О чем вы думали, когда слушали музыку? Что чувствовали? Что хочется делать под такую музыку? Повторное прослушивание музыкального произведения Детям предлагается представить, что им подарили новую куклу или другую игрушку, и потанцевать под эту музыку. По окончании музыки обратить внимание детей на то, какие у них были лица, как они двигались. Объяснить, что так они выражали радость. Беседа на тему «Радость» Сделать акцент на том, что все дети во время танца выражали свою радость по-своему. Спросить, от чего зависит, как человек выражает свою радость. Во время беседы подвести детей к выводу о том, что степень выражения радости зависит от человека, его особенностей и от самого события. Рисование на тему «Радость» Придумать название альбома, который можно сделать из детских рисунков после занятия. Упражнение «Что такое радость?» Радость - это когда все радуются. Бывает радость большая, а бывает маленькая. Маленькая - это когда у одного, а большая - когда у всех. Радость - это когда праздник. Радость - когда никто не плачет. Ни один человек. Радость - когда нет войны. У моей бабушки болит сердце. А когда не болит, мы с ней вместе радуемся. Радость - это я! Потому что мама говорит: «Ты моя радость!» (М. Потоцкая «Что такое радость») Хоровод Детям предлагается встать в хоровод и всем вместе порадоваться хорошей песне «Вместе весело шагать...» (муз. В. Шаинского, сл. М. Матусовского). Занятие № 5 «Знакомство с эмоциями: горе» Упражнение «Доброе утро» Дети вместе с психологом сидят в кругу, всем предлагается пропеть слова приветствия: Доброе утро, Саша (улыбнуться и кивнуть головой). Доброе утро, Маша (называются имена детей по кругу). Доброе утро, солнце (все поднимают руки, затем опускают). Доброе утро, небо (аналогичные движения руками). Доброе утро, всем нам (все разводят руки в стороны и опускают). Прослушивание двух музыкальных пьес С. Майкапара «Тревожная минута» и «Раздумье». Вопросы к детям: Каков характер этих пьес? Похожи ли они между собой? Детям предлагается охарактеризовать первое музыкальное произведение, затем - второе. Беседа по сказкам: «Теремок», «Заюшкина избушка», «Краденое солнце», «Волк и семеро козлят». Предлагается вспомнить: Когда герои этих сказок переживали горе? Как они справились с горем? Чтение отрывков из сказки К.И. Чуковского «Федорино горе» Драматизация ситуации «Пропала собака» Один ребенок исполняет роль хозяина пропавшей собаки, а дети успокаивают его, каждый по-своему. После драматизации спросить у ребенка, исполнявшего роль хозяина: Что ты чувствовал, когда тебя успокаивали? Кто лучше всех тебя успокоил? Рисунок на тему «Горе» Предложить желающим рассказать о своем рисунке. Занятие № 6. Тема: «Знакомство с эмоциями: гнев». Упражнение «Чудное приветствие». Психолог говорит о существовании множества разных способов приветствия людьми друг друга, реально существующих в цивилизованном социуме и шуточных. Детям предлагается встать и поздороваться друг с другом плечем, спиной, рукой, щекой, носом, выдумать свой собственный необыкновенный способ для сегодняшнего занятия и поздороваться им. Рефлексия (все делятся своими впечатлениями). Чтение отрывков из произведения К.И.Чуковского «Мойдодыр», где автор описывает гнев Умывальника и Крокодила. Вопросы к детям: Почему рассердились Умывальник и Крокодил? Рассматривание иллюстраций художника А.М. Алянского, на которых изображены сердитые Умывальник и Крокодил. Детям предлагается рассказать, как художник передал гнев героев. Драматизация отрывка из сказки Л.Н. Толстого «Три медведя» Дети разыгрывают эпизод, где описывается, как сердятся медведи, узнав о том, что кто-то пользовался их вещами. Обращается внимание детей на то, как по-разному выражают гнев медвежонок, медведица и медведь. Рассказы детей о ситуациях, когда они сердились, гневались, злились. Психолог предлагает детям вспомнить ситуации, когда они сердились. Почему это происходило? Каким образом они выражали свои эмоции. Упражнение «Зеркало» Детям предлагается изобразить перед зеркалом свой гнев. Рисунок гнева Предложить детям цветовым пятном изобразить свой гнев. Рассмотреть с детьми рисунки. Обратить внимание на цветовую передачу гнева, отметить схожесть и отличия в изображениях гнева детьми. Занятие 7 Тема: «Знакомство с эмоциями: страх. Игра «Гуси-лебеди» Дети гуляют по помещению, представляя, что они находятся на цветущей полянке. Когда ведущий подает сигнал тревоги, дети прячутся за стульчики. Игра повторяется несколько раз. Упражнение «Найди пиктограмму» Дети выбирают пиктограмму страха из заранее подготовленных. Сопоставить выбор детей с тем чувством, которое они переживали, когда прятались от гусей. Рассмотреть с детьми выбранную ими пиктограмму, обратить внимание на брови, глаза, рот. Обсуждение с детьми поговорки «У страха глаза велики». Отметить прямой и скрытый смысл поговорки Вопрос к детям: - Пугались ли вы когда-нибудь так, что причина страха вам казалась значительно страшнее, чем было на самом деле? Чтение отрывка из сказки С. Михалкова «Три поросенка» (эпизод, в котором описывается, как поросята убегают от волка и дрожат от страха) Вопрос к детям: - Почему Наф-Наф не боялся страшного волка? Рисование на тему «Наф-Наф не боится страшного волка». Предложить детям нарисовать эпизод из сказки С. Михалкова «Три поросенка». Рассмотреть рисунки детей. Обратить внимание на особенности изображения смелого поросенка. Занятие 8. Тема: «Знакомство с эмоциями: удивление» Упражнение «Разминка» Члены группы должны, не переговариваясь друг с другом, встать по росту, затем - по цвету глас, затем по цвету волос (от светлых к самым темным), затем по дням рождениям. Завершается упражнение обсуждением. Чтение отрывка из сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане...» (об удивительных чудесах на острове у князя Гвидона) Вопросы: Почему все эти чудеса так удивляли и привлекали людей? Детям предлагается сочинить письмо, которое можно было бы послать князю Гвидону, рассказать в нем об удивительных вещах, которые встречались детям, или об удивительных случаях, которые с ними происходили. Упражнение «Зеркало» Предложить детям посмотреть в зеркало, представить себе, что там отразилось что-то сказочное, и удивиться. Обратить внимание детей на то, что каждый человек удивляется по-своему, но, несмотря на разницу, в выражениях удивления всегда есть что-то похожее. Вопрос: - Что общего в том, как вы изображали удивление? Игра «Фантазии» Предлагается детям продолжить начало удивительных приключений: К нам пришел слон... Мы оказались на другой планете... Внезапно исчезли все взрослые... Волшебник ночью поменял все вывески на магазинах... Коллаж «Удивление» Психолог предлагает составить из множества разрезанных картинок, эмоцию «удивление». Рефлексия «Спасибо за» Дети встают в кружок, и ведущий предлагает каждому мысленно положить на левую руку все, то с чем он пришел сегодня, свой багаж настроения, мыслей, знаний, опыта, а на правую руку - то, что получил на этом занятии нового. Затем, все одновременно сильно хлопают в ладоши и кричат - ДА! или СПАСИБО! Занятие № 9 Тема: «Знакомство с эмоциями: грусть и обида Ритуал начала занятия. Пусть каждый из вас назовёт себя по имени и при этом выполнит какие-нибудь движения или действия. Например: Я назову имя и прохлопаю его в ладоши, можно топать ногами или делать что-то ещё, но так, чтобы все сидящие в кругу смогли повторить ваши действия. Проблемная ситуация. У Незнайки испорчено настроение - его обидел Знайка. Взрослый предлагает детям выяснить причину на примере стихотворения В.Орлова: Кто кого обидел первый? Он меня. Нет, он меня. Кто кого ударил первый? Он меня. Нет, он меня! Вы же раньше так дружили… Я дружил. И я дружил. Что же вы не поделили? Я забыл. И я забыл. Вопросы: Из-за чего поссорились Незнайка и Знайка? Почему обиделись друг на друга? Почему друзья забыли причину своей ссоры? Доверительная беседа на тему « Что такое обида» Что такое обида? (чувство, которое возникает, если тебя оскорбили или не дали осуществить задуманное, или не заметили твоей помощи, участия. Чем ближе тебе человек (родители, друг), с которыми, связано это чувство, тем сильнее обида. Из-за чего люди обижаются друг на друга? Приходилось ли вам обижаться? Что хочется в момент обиды сделать с обидчиком? Знакомство с эмоцией обиды. Показ пиктограммы, рассматривание (брови опущены, рот опущен). Тренинговое упражнение «Обидка» Дети распределяются парами и с помощью мимики и пантомимики они должны изобразить роль обидчика и обиженного. Во время тренинга дети меняются местами. Что вы чувствовали, когда были в роли обиженного? Что вам хотелось сделать? Что вы чувствовали, когда были в роли обидчика? Что вам хотелось сделать? Какая роль понравилась больше? Вывод: Добрый человек не будет обижать другого, причиняя ему душевную боль, унижение. Обиженный человек чувствует себя несчастным, раздражённым. Обида опасна, потому что может вызвать такие чувства, как гнев, ненависть, и разрушить доброжелательные отношения. Человек, который попадает под власть негативных чувств, может причинить боль другим случайно. В этом случае нужно извиниться и помириться (попросить прощения). Рисование «обиды» (под музыку) Детям предлагается с помощью цветных клякс нарисовать свою обиду. По окончании занятия спросить, помогала ли музыка и рисование почувствовать себя лучше? Знакомство с советами Незнайки Совет №1 : Если ты очень рассержен на того, кто тебя обидел, напиши ему гневное письмо, а потом это письмо порви. Совет №2 : Когда на душе плохо, и ты чем-то раздражён, лучше уединиться в комнате и постараться поднять себе настроение, вспомнив о чём-то приятном. Совет №3 : Выразить все свои чувства, о которых ты не можешь сказать ни папе, ни маме, можно своему надёжному другу-животному: собаке или коту. Прижми его к себе, погладь, поговори с ним и станет легче. Совет №4 : Если же тебе обидно, что твоё желание не выполнено, ты можешь о нём помечтать, пофантазировать и даже, что ещё лучше, нарисовать своё желание, и поверьте, станет легче. Упражнение «Воздушный шарик»
Упражнение «Небо»
Ритуал окончания занятия. «Подарки» В конце занятия мы с вами поиграем в игру, которая называется «Подарки».Все мы любим получать подарки, да и дарить их тоже приятно. Представим, что мы всё можем. Внимательно посмотрите на своих соседей справа, попробуйте угадать, что они хотят получить в подарок. А теперь по очереди подарим друг другу наши подарки. Кто получает подарок не забывает говорить «спасибо». На этом наше занятие заканчивается. До свидания! Занятие № 10 Тема: «Знакомство с эмоциями: хвастовство, стыд, вина » Ритуал начала занятия. Давайте представим себе, что мы разучились говорить, а можем только петь. Сейчас каждый из вас пропоёт своё имя, а мы все вместе будем за ним повторять. Знакомство с эмоцией самодовольства. Посмотрите на карточки, которые я вам принесла сегодня. Какие чувства на них изображены? (радость, страх, удивление) Как вы узнали? Что вам помогло различить чувства? А вот ещё одно лицо. Этот человек хочет с вами общаться или нет? Почему вы так решили? Как вы думаете, он хочет поиграть с кем-то в свою любимую игрушку, или всем покажет и никому не даст? Да, этот человек, скорее всего, никому не даст свою игрушку. Чувство на его лице называется самодовольство. Когда вы хвастаетесь, на вашем лице появляется такое же или очень похожее выражение. Теперь по кругу мы с вами будем хвастаться, кто, чем захочет. Можно хвастаться тем, что у вас есть, можно что-то придумать. Я начну… Разыгрывание сказки «Мышка-хвастунишка» Я расскажу вам сказку « Мышка-хвастунишка», а вы её внимательно слушайте. Потом мы будем разыгрывать её по ролям. Мышка гуляла по лесу и встретила там Оленёнка с золотыми рожками. Подари мне свои золотые рожки,- попросила у оленёнка мышка. Зачем тебе мои золотые рожки? Они будут тебе мешать, - ответил оленёнок. Ты жадина!- стала дразнить оленёнка мышка Я не жадный, - ответил оленёнок и надел на голову мышки свои золотые рожки. Мышка обрадовалась и побежала всем показывать украшение. Она так торопилась, что забыла даже сказать оленёнку слова благодарности. Когда мышка увидела своих подружек, то стала хвастаться перед ними: Я лучше всех, я богаче всех, я не буду с вами, с серыми, дружить! Вдруг из-за кустов выскочил кот. Все серые мышки быстро попрятались в свои норки, а мышка с золотыми рожками застряла. Кот набросился на неё и съел. И остались на траве только золотые рожки. Идёт оленёнок по лесу и видит: лежат его золотые рога. Остановился он, нагнулся и надел их снова себе на голову. Как плохо быть хвастливым, - вздохнул оленёнок и покачал золотыми рожками. Вот такая сказка. Сейчас мы попробуем её разыграть. Кто хочет быть мышкой? Оленёнком? Кошкой? Хорошо! А все остальные будут просто мышками. Сказка разыгрывается несколько раз. Очень хорошо! Как у настоящих актёров! Упражнение на закрепление изученных эмоций «Работа со стихами» Педагог читает стихи, дети поднимают соответствующую пиктограмму.
1) «Страшная птица» (страх) На окошко села птица,
2) «О чём грустят корабли» О чём грустят корабли 3) «Бабочка» (удивление) Увидав на клумбе прекрасный цветок 4) «Радость» Радость - если солнце светит, Беседа на тему « Когда нам бывает стыдно?» Как вы думаете: «А что такое стыд?» (Стыд - это чувство, возникающее при оценке своих поступков, которые противоречат принятым нормам порядочности, самоуважения, достоинства.) Отчего вам бывает стыдно? На что похож стыд? Какого он цвета? Что вы ощущаете, когда испытываете чувство стыда? (смущение, чувство позора) Для чего человеку нужен стыд? «Советы от Незнайки» Когда человеку плохо на душе, то он может помочь себе сам. Если ты совершил проступок, из-за которого самому стало стыдно, то самый верный способ вернуть расположение к себе близких и друзей- признать свою вину и попросить прощения. Чтобы самому успокоиться, нужно сесть поудобнее, закрыть глаза и медленно, спокойно и глубоко подышать: во время вдоха считать до пяти, во время выдоха-до семи. Представь, что ты в лесу или на берегу моря, где воздух свежий и где тебе свободно и приятно дышать, и ты сразу успокоишься. Запомните эти советы и ощущения, когда ты представлял себя в лесу или на море, и вместе с детьми под спокойную музыку выполняют релаксационные упражнения. Игра «Цветок» (под красивую музыку) Наступила весна. Я посадила в землю семена. Эти семена будете вы, согласны? До кого я дотронусь «волшебной палочкой», пожалуйста, присядьте на корточки спрячьте голову в руки и колени. Тёплый луч солнца упал на землю и согрел семена. Из них проклюнулся росток, (медленно поднимают голову и выпрямляются). Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток. Поворачивает голову вслед за солнцем. Покажите, как «цветок расцвёл»: поднимите руки в стороны, голову откиньте назад, медленно повернитесь за солнцем. Как много красивых цветов! Я соберу их в букет (обнимает детей). А теперь давайте сплетём веночек! (обнимаем за талию друг друга) А теперь, давайте скажем хорошие слова, тем, кто стоит рядом, и обнимем его. Вот какой веночек получился. Нравится он вам? Вам было приятно, радостно вместе играть? Релаксация. Лягте на коврик, на спину, руки вытянуты вдоль туловища, ноги прямые не скрещены. Устраивайтесь поудобней и закрывайте глаза. Ощущение приятного покоя и отдыха охватывает всё моё тело и распространяется по нему. Я спокойно отдыхаю. Я отдыхаю Отдыхают мои руки, ноги, нервная система. Приятная истома охватывает моё тело, мне лень шевелиться. Моё дыхание совершенно спокойно. Мне дышится легко и свободно. Мои руки расслаблены и теплеют. Я дышу легко и непринужденно. Каждый новый вдох снимает напряжение, успокаивает меня и приносит приятное расслабление. Чувство приятного покоя наполняет меня изнутри. Я отдыхаю. Моё тело полностью расслаблено. Приятная лень разливается по всему телу. Я наслаждаюсь полным покоем и отдыхом, который приносит мне силы и уверенность в себе. Упражнение «Театр масок». Ребята! Мы с вами посетим «Театр масок». Вы все будете артистами, а я - фотографом. Я буду просить вас изобразить выражение лица различных героев. Например: покажите, как выглядит злая Баба-яга. Дети с помощью мимики и несложных жестов или только с помощью мимики изображают Бабу-ягу. - «Хорошо, здорово! А теперь замрите, фотографирую. Молодцы!» Изобразите Ворону из басни «Ворона и лисица» в тот момент, когда она сжимает в клюве сыр (плотно сжать челюсти, одновременно вытягивая губы, изображают клюв). Внимание! Замрите! Снимаю! Спасибо! Молодцы! А теперь покажите, как испугалась бабушка из сказки «Красная шапочка», когда поняла, что разговаривает не с внучкой, а с серым волком(широко раскрыть глаза, поднять брови, приоткрыть рот). «Замрите! Спасибо!» А как хитро улыбалась Лиса, когда хотела понравиться колобку? Замрите! Снимаю! Молодцы! И забили гвоздик (постучать кулачками). При повторном чтении сравнить четверостишия:1 и 3, 2 и 4. Какие тона присутствуют в 1и 3 четверостишии? (тусклые) Во 2 и 4-м? (яркие, светлые). Вывод: Мрачное настроение часто делает всё окружающее унылым, неинтересным, безрадостным. И наоборот, доброжелательный, светлый настрой даёт возможность видеть красивое, удивительное, приятное вокруг. Релаксация « Водопад» Сядьте поудобней и закройте глаза. Глубоко вздохните и выдохните. Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Но это не совсем обычный водопад. Вместо воды в нём падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струиться по вашей голове… Вы чувствуете, как расслабляется ваш лоб, затем рот, как расслабляются мышцы шеи…Белый свет течёт по вашим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными. Белый свет стекает с вашей спины, и вы замечаете, как в спине исчезает напряжение, и она тоже становится мягкой и расслабленной. А свет течёт по вашей груди, по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются и вы сами собой, без всякого усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя очень расслабленно и приятно. Пусть свет течёт по вашей груди, по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются и вы сами собой, без всякого усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя очень расслабленно и приятно. Пусть свет течёт также по вашим рукам, по ладоням, по пальцам. Вы замечаете, как руки и ладони становятся всё мягче и расслабленнее. Свет течёт и по ногам, спускается к вашим ступням. Вы чувствуете, что и они расслабляются и становятся мягкими. Этот удивительный водопад из белого света обтекает всё ваше тело. Вы чувствуете себя совершенно спокойно и безмятежно, и с каждым вздохом вы всё глубже расслабляетесь и наполняетесь свежими силами. (30 секунд). Игра «Паровозик с именем».
Упражнение «Как можно называть человека по имени».
Упражнение «Потерялся ребенок».
Ритуал окончания занятия
«Эстафета дружбы»
.
Заняте № 2 Тема: «Моя семья» Ритуал начала занятия: «Ромашка» . Детям предлагается раскрасить лепесток цветка в соответствии со своим настроением. (Зеленый - «спокойный», желтый - «радостный», красный - «возбужденный», коричневый - «расстроенный», серый - «равнодушный».) После чего дети в кругу берутся за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются друг другу («дарят улыбку»). Взяться за руки. Йоговая гимнастика: Дети с нормой интеллекта показывают движения по названию, дети с ЗПР повторяют по показу.
Дети делятся на подгруппы и собирают разрезную картинку, на которой изображена семья. Дети с нормой интеллекта составляют картинку из 5, 6 частей. Ребенку с ЗПР дается облегченный вариант. Игра « Угадай, кто говорит» Ваша семья решила поздравить вас с днем рождения. Ведущий предлагает ребенку прослушать предложение «Поздравляю с днем рождения!», произнесенное от лица мамы (голосом средней высоты тона), папы (низким голосом) и ребенка (тонким, высоким голосом), и угадать, какой голос принадлежит каждому члену семьи. Задание можно усложнить (для детей с нормой интеллекта), предложив прослушать фразу, произнесенную от лица дедушки (низкий голос, глухой тембр) и бабушки (голос средней высоты тона, хриплый тембр). Ход занятия Приветствие. Разминка. Упражнение «Мой сосед» Ведущий просит детей как следует посмотреть друг на друга, обратить внимание на волосы, глаза, прическу, одежду каждого из участников и запомнить как можно больше. Затем просит одного из ребят закрыть глаза и задает вопросы о ком-то из группы.
Дети встают друг за другом, держась за талию впереди стоящего. По команде ведущего «Сороконожка» начинает двигаться вперед, затем приседает, прыгает на одной ножке, проползает между препятствиями и т.д. Главная задача - не разорвать цепочку и сохранить «Сороконожку»
«Похвастайся соседом» Ведущий говорит: «Всем очень нравится, когда о нем говорят приятное. Сегодня мы поиграем в хвастунов. Только хвастаться мы будем не собой, а своим соседом. Ведь это так приятно и почетно иметь самого лучшего соседа. Посмотрите на того, кто сидит справа от вас. Подумайте, какой он, что в нем хорошего? Что он умеет, какие хорошие поступки он совершал? Чем он может понравиться?» Упражнение «Рисунок группы» Ведущий говорит о том, что во время игры дети узнали друг о друге что-то новое, интересное. Участникам предлагается в течение некоторого времени внимательно рассматривать каждого члена группы и всю группу в целом. Напомнить, что мысли можно выражать в стихах, в песнях, в танцах, а мы выразим в рисунке. Затем они должны придумать некий символ, с Важно не допускать оценивания со стороны участников. Все что нарисовано - хорошо. В итоге получается рисунок группы. По окончании рисования происходит обсуждение:
Рисунок группы остается у ведущего (он будет использован при подведении итогов группы). Упражнение «Поменяемся местами» Инструкция: «Сейчас у нас будет возможность узнать побольше друг о друге. Сделаем это так: стоящий в центре круга (для начала им буду я) предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то общим признаком. Этот признак он называет. Например, я скажу: „Пересядьте все те, у кого есть сестры", — и все, у кого есть сестры, должны поменяться местами. При этом тот, кто стоит в центре круга, должен постараться успеть занять одно из мест, а тот, кто останется в центре круга без места, продолжит игру.» При проведении упражнения желательно называть не только признаки внешности, но и возможные интересы, увлечения, черты характера. Подведение итогов занятия. Прощание. Занятие № 5 «Радость - грусть» Цели: ознакомление с чувствами радости и грусти, определение чувств и эмоций по телесным проявлением - через мимику и пантомимику. Закрепление знаний и вербальном и невербальном проявлении эмоций. Материалы: пиктограммы "радость" и «грусть»; фотографии веселых людей; бумага, карандаши. Ход занятия. Приветствие. Разминка. Упражнение «Лучики солнышка» Детям предлагается построить длинный узкий коридор парами. Ведущий становится во главе созданного коридора и превращается в солнышко. Дети превращаются в лучики, вытягивают руки вперед (руки символизируют лучи солнца). С противоположного конца каждый ребенок проходит внутри ряда с закрытыми глазами по направлению к ведущему, а дети-лучики гладят и ласкают его своими лучами - руками. Ведущий все время тихо говорит « Мы ласковые, добрые, теплые лучики. Мы нежно гладим идущего к нам». Когда ребенок доходит до солнышка, оно его обнимает, и ребенок сам становится солнышком. В конце поблагодарить всех за доброту и ласку. А теперь посмотрите на лицо этого человека (пиктограмма "радость"). Как вы думаете, этот человек грустный? А может быть, он сердитый? Или веселый, радостный?.. Да, этот человек радостный. Попробуем изобразить радость на своем лице. Что для этого нужно сделать? Но перед этим поиграем с «Солнечным зайчиком». Упражнение «Солнечный зайчик» Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке, поглаживай аккуратно голову, шею, руки, ноги. Он забрался на живот — погладь животик. Солнечный зайчик не озорник, он любит и ласкает тебя, подружись с ним. Отлично! Мы подружились с "Солнечным зайчиком", глубоко вздохнем и улыбнемся друг другу. Как здорово, что мы с вами встретились! Сейчас я расскажу вам одну историю... Этюд «Встреча с другом». У мальчика был друг. Настало лето, и им пришлось расстаться. Мальчик остался в городе, а его друг уехал с родителями отдыхать. Скучно в городе одному. Прошел месяц. Однажды идет мальчик по улице и вдруг видит, как на остановке из автобуса выходит его товарищ. Как же они обрадовались друг другу! Консультация для педагогов Согласно ФГОС ДО одно из направлений социально-коммуникативного развития, которое педагоги осуществляют в детских садах, - развитие эмоционального интеллекта дошкольника. Основной компонент – эмоционального интеллекта – понимание собственных эмоций и эмоций других людей. Другой компонент – управление эмоциями. Развитие эмоционального интеллекта дошкольника нужно начинать с развития понимания эмоций. Чтобы делать это обоснованно и системно, следует: -обозначить основные направления работы по развитию понимания эмоций; -определить те эмоции, с которыми целесообразно организовывать специальную развивающую работу в каждой возрастной группе. Работа по развитию понимания эмоций у дошкольников складывается на основе психологических принципов: -каждую эмоцию человек обозначает словами; -эмоция выражается экспрессивными средствами (мимикой, пантомимикой, жестами, интонацией); -эмоция возникает в конкретной ситуации. Таким образом, педагог работает в трех направлениях. Первое направление – обогатить речь детей словами, обозначающими эмоциональные переживания. Обогащение происходит, когда взрослый использует большой словарный запас, описывая свои переживания в конкретной ситуации. Так во время чтения и обсуждения произведения детской литературы педагог спрашивает у ребенка, что почувствовал персонаж. Получив ответ, он называет еще подходящий один оттенок эмоции. Например: «Бабушка опечалилась и ей стало грустно», «Заяц обрадовался и наверное даже развеселился». Второе направление – познакомить с экспрессией выражения эмоций. Ребенок или взрослый понимает эмоции другого человека: -по мимике (выражению лица, движениям мышц лица); -пантомимике (движениям частей тела); -жестам (движениям рук); -интонации (выразительности голоса, изменениям высоты, силы, темпа звучания речи). Чтобы развить эту способность, педагог обращает внимание дошкольника на то, как выглядит человек (или литературный персонаж), испытывающий эмоцию. Так во время чтения он просит детей внимательно рассмотреть иллюстрации и описать их. Например: «Лисенок радуется! Смотри как он улыбается, как взмахнул лапками, какие веселые у него глаза». Когда персонаж попадает в эмоциональную ситуацию, педагог просит одного или нескольких детей показать, как это происходит. Остальные дошкольники в это время детально описывают ситуацию. Вспоминая эмоциональное событие из жизни, педагог показывает, как эмоция проявляется внешне. Например: «Я помню какой печальной была бабушка. Она сидела, пригорюнившись». Третье направление – познакомить с ситуациями возникновения эмоций. Эмоция – ситуационно зависимое переживание. Задача педагога – формировать у ребенка понимание того, что эмоция возникает в определенной ситуации. При изменении ситуации или ее восприятия эмоция может измениться. В педагогической практике существует три способа, как познакомить ребенка с ситуациями возникновения эмоций: -знакомить с ситуациями (опытом) реальных людей; -формировать осознание собственного опыта; -знакомить с ситуациями возникновения эмоций на примере героев детской литературы и мультфильмов. В произведениях детской литературы эмоции персонажей зависят от конкретной ситуации и действий других лиц. Педагог спрашивает детей не только о том, что чувствуют персонажи, но и почему. Например: «Ёж обижается, потому что заяц грубо к нему обращается». Таким образом, путь понимания, «открытия» эмоций – это создание условий для того, чтобы ребенок связал эмоцию с конкретным словом и ситуацией, которая указывает на причину ее возникновения. Организуя работу по развитию понимания эмоций, педагог должен знать, какие эмоции существуют и какие из них нужно развивать по обозначенным направлениям в каждой возрастной группе дошкольников.
Познавательное и эмоциональное развитие. Уточнить знания детей об эмоциях радости, злости, страха. Учить узнавать их и передавать с помощью жестов, мимики. Дать представление о том, как и когда эти эмоции проявляются. Развивать воображение. Речевое развитие . Научить понимать лексическое значение слова «радуга», говорить стихотворные тексты с передачей эмоционального настроения, выразительности движений и тому подобное. Художественно-эстетическое развитие. Передавать с помощью жестов характер изображаемого героя (медведь, лиса). Креативное развитие. В театрализованной деятельности уметь разыгрывать сюжет в соответствии с содержанием сказки, передавать характер героя, в зависимости от ситуации и собственного видения. В рисунке передавать эмоциональный настрой с помощью выражения лица. Социально-нравственное развитие. Дать понятие о том, что внешние черты и слова не всегда соответствуют намерениям определенного лица и быть осторожным в обращении с незнакомыми людьми. Физическое развитие. Побуждать детей к активному выражению мыслей в различных упражнениях и этюдах. Развивать мелкую моторику руки во время рисования пальчиками. Материал: ширма, в соответствии с ростом детей; куклы на ложках; игрушка-Медведь; контурные изображения лиц животных (Волк, Лисичка, Белочка, Зайчик, Петушок), гуашевые краски, мокрые салфетки. Ход занятия во 2 младшей группе детского садаВоспитатель. - Дети, посмотрите в окно, что это к нам заглядывает? (Солнышко) Дети, а солнышко какое? (теплое, ласковое, нежное, желтое, ослепительно, яркое, блестящее, приятное, жарко...) Мы рады солнышку? А когда еще мы радуемся, кому или чему мы рады? (подаркам, цветам, хорошим друзьям, теплому ветру, маме, папе и т.д. разным приятным неожиданностям, чудесам) Сейчас я прочитаю вам стихотворение о различных чудесах, которое так и называется «Радость» (по К. Чуковскому) (при чтении стихотворения воспитатель выставляет на фланелеграф иллюстрации) Рады, рады, рады Белые березы. И на них от радости Вырастают косы. Рады, рады, рады Темные осинки. И на них от радости Вырастают апельсинки. Это не дождь идет из облака И не град, Так посыпался из облака Виноград. Так пошли со мной быстро На зеленые луга, Там радуга через реку Соединила берега. Мы вскарабкаемся на радугу И поиграем в облаках. По радуге вниз поедем Мы на лыжах и санях! Почему радуются малыши? (им весело, потому что вокруг происходят чудеса, и они катаются по радуге) А как вы думаете, слово «радуга», веселое, или печальное? Дети, радуга в небе цветная, красивая, когда мы ее видим, мы радуемся, нам весело. Видимо поэтому она и называется РАДУГА, потому что всем от нее весело, радостно. Ой, а кто это здесь сидит и рычит? (медведь) Упражнение на развитие эмоций Разозлился так Медведь, (сердитый взгляд) Начал громко реветь: (нахмуренные брови) Поломалась у меня кровать, (выступает нижняя губа) И книга порвалась у меня, (качает головой) Что же мне делать? (трясет ее руками) Не реви, не злись, медведь, («гладим» медведя) Склеим твою книгу, (мышцы лица расслаблены) Отремонтируем твою кровать. (добрый взгляд, ласковая улыбка) Ты же на постели не прыгай, Спокойно книгу листай. А теперь угадай, Медвежонок, кто это к нам идет? Психологический этюд на выразительность движений Шла Лисичка по тропинке, И несла грибы в корзинке: 5 опят, 5 лисичек, Для лисичек, для сестричек. Хух! (медленная походка, туловище наклонено вправо - в сторону «тяжелой» корзины, правая рука «сжимает» корзину. На последние слова «ставят» корзину на пол, вытирают лоб обратной стороной ладони). Дети, в каких сказках встречается Лисичка? («Колобок», «Теремок», «Коза-Дереза», «Соломенный бычок», «Котик и Петушок» и т.д.) Воспитатель. - Дети, а вы любите играть в театр? Давайте посмотрим сказочку с участием Лисички. Театрализованное представление с детьми (кукловоды - дети) Ведущий (воспитатель): Зрители собираются, сказка начинается. Слушайте и смотрите сказку «О Петушке, Курочке и о Хитрой Лисе» Ведущий: Жили-были себе Петушок и Курочка. Надоело им то дома сидеть, и пошли путешествовать они по миру. Вот идут они зеленой рощей, вокруг ветерок кусты качает, а на кустах зеленеет свежие листочки, а между ними ягодки Вот Курочка и говорит: Ребенок-Курочка: - Петушок, сломай мне прутик, Где листья гуще, где ягодок побольше! Ведущий: Только Петушок хотел сломать, а из-под кустика Зайчик из своего дома: Ребенок-Зайчик: - Кто здесь ходит по моей роще, кто мои кустики ломает? Ведущий: Испугался Петушок: Ребенок-Курочка: -Петушок, сломай мне прутик, где листья гуще, где орешков побольше! Ведущий: Только Петушок хотел сломать, а из-под кустика Белочка из своего дома: Ребенок-Белочка: - Кто здесь ходит по моей роще, кто мои кустики ломает? Ведущий: Испугался Петушок: Ребенок-Курочка: - Петушок, сломай мне прутик, где листья гуще, где яблочек побольше! Ведущий: Осмелился Петушок, начал ломать, а здесь Лисичка со своего дома: Ребенок-Лисичка: - Заходите, дорогие, ко мне в гости. Вот отдохните в моей избушке - у меня для вас подарки! Ведущий: Петушок и Курочка очень обрадовались: Курочка и Петушок (вместе): - Ой какие здесь звери хорошие и милые! Ведущий: А хитрая лисичка рассуждает себе: «Это же будет мне хороший обед!» И побежала скорее к Волк e -сосед e , чтобы пригласить его к обеду. А Петушок и Курочка хорошо поели и отдохнули и так повеселел b , что Петушок даже начал петь. Здесь именно Зайчик бежал мимо дома. А Зайчик на самом деле был очень хороший, и говорит: Ребенок-Зайчик: - Бегите быстрее из этого дома, Лисичка хочет вас всех съесть! Ведущий: А Петушок и Курочка ему не верят. Курочка и Петушок (вместе): - Здесь же такие хорошие звери! Ведущий: Тогда Белочка в окошко увидела их: Ребенок-Белочка: - Бегите быстрее из этого дома, Лисичка хочет вас всех съесть! Ведущий: Здесь выглянул Петушок во двор, а во дворе - куриные перья. Ребенок-Петушок: - Ой, ой, надо действительно нам быстро бежать! Ведущий: А уже Лиса идет в дом, и Волк за ней, страшный и хищный, идет и радуется, что будет обед у них. Только стали они на порог, а Курочка с петушком в окошко прыг. И скорее домой! Но едва успели! А Волк с Лисой бежали-бежали - и не нашли под кустами и следа. И остались без обеда! Обсуждение. Воспитатель. - Понравилась вам сказка? Кого первого встретили Петушок и Курочка? (Зайчика) А кого последнего? (Лису) Назовите всех героев, участвовавших в спектакле. Как вы думаете, кто из них был хороший? А кто был хитрый и хищный/злой? А какие были Петушок и Курочка? (пугливые) Покажите, как боялись Петушок и Курочка? Изобразительная деятельность детей Воспитатель. - Давайте мы с вами нарисуем различные лица: добрые, злые и испуганные, кто какое хочет. (дети становятся у столов) Пальчиковая гимнастика. Сделаем зарядку для пальчиков: (имитация движений согласно текста) Петушок с Курочкой шли, Пригоршню зернышек несли, В клюв зернышек набрали, Затем немного поклевали. Остальные на мельницу отнесли, Затем пирожки испекли. Всех детей угощали, Крошки птицы поклевали. Рисование пальчиком : (детям даются контуры мордочек животных, а они должны изобразить их характеры - веселый, злой, испуганный) Итог. Рефлексия. Как называлось представление, которое мы посмотрели? Можно ли заходить к незнакомым людям в дом? Благодарю вас, дети, вы сегодня хорошо потрудились. Разделы: Работа с дошкольниками Актуальность проблемы. В психологии проблеме эмоций посвящено немало работ, тем не менее, считается, что эта проблема меньше всего разработана. Не случайно, такой известный психолог, как Н.Н Ланге, назвал проблему чувств “золушкой” психологии. Эта проблема занимает место гонимой, нелюбимой и вечно обобранной в пользу старших сестер – “ума” и “воли” . Стоит отметить, что сейчас, хотя и есть работы, посвященные проблеме эмоций, но в основном они рассматриваются с физиологической стороны, и почти нет глубинных исследований, посвященных психологическому аспекту эмоций. Таким образом, существует острая необходимость собственно психологического изучения проблемы эмоций. Над темой эмоций работало немало известных ученых, как советских, так и зарубежных. Некоторые исследователи (например, Даффи) полагают, что в рамках поведенческой науки можно обойтись вообще без понимания “эмоция”. Другие же, (например, Томкинс, Изард) утверждают, что эмоции образуют первичную мотивационную систему человека. Ряд ученых придерживается того мнения, что большая часть эмоций разрушает и дезорганизует поведение, являясь основным источником психосоматических заболеваний (например, Лазарус, Юнг). Данные же других авторов показывают, что эмоции играют важную роль в организации, мотивации и подкреплении поведения (Липер, Мауэр). Есть даже мнение, что решение человеческих проблем заканчивается в подавлении и контролировании неадекватных эмоциональных реакций. Другие же считают, что лучшим выходом из ситуаций является высвобождение эмоций для их естественного взаимопонимания с другими подсистемами личности - когнитивными и гомеостатическими процессами, побуждениями и двигательными актами. Сейчас нет единого взгляда на место эмоций в жизни человека, что доказывает сложность и актуальность данной проблемы для изучения. В своих работах Г.Х. Шингаров утверждает: “ … общественными является тот факт, что эмоции имеют первостепенное значение для воспитания личности и для привития ей социально значимых черт”. Так как эмоции играют важную роль в жизни детей, они помогают воспринимать действительность и правильно реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность, поэтому эмоции, которые он испытывает, легко прочитываются на лице, в позе, жестах, во всем поведении. Поступая в детский сад, ребенок попадает в новые, непривычные условия, в окружение незнакомых ему взрослых и детей, с которыми приходится налаживать взаимоотношения. В этой ситуации взрослые должны объединить усилия для обеспечения эмоционального комфорта ребенка, развития умения общаться со сверстниками. Для практического психолога поведение ребенка, развитие его эмоциональной сферы является важным показателем в понимании мира маленького человека и свидетельствует о его психическом состоянии, благополучии, возможных перспективах развития. Поэтому взрослые (родители и педагоги) должны стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с ребенком, так как взаимоотношения с другими людьми, их поступки – важнейший источник формирования чувств дошкольника: радости, нежности, гнева и других переживаний. Сегодня очень много можно встретить программ, посвященных эмоциональному развитию детей дошкольного возраста, но, ни одна не отвечает рекомендациям, которые предложены О.В. Хухлаевой в программе по психологическому здоровью “Тропинка к своему я”. Она предлагает, следующие этапы знакомства с эмоциями. 1-й этап. Знакомство с некоторыми базовыми эмоциями. Шаг 1. Первичное знакомство с чувствами. Шаг 2. Обучение распознаванию и произвольному проявлению чувств. 2-й этап. Обучение пониманию относительности в оценке чувства. 3-й этап. Обучение конструктивному разрешению конфликтов. Шаг 1. Обучение детей умению владеть своими чувствами. Шаг 2. Обучение умению принимать во внимание чувства другого человека в конфликтной ситуации. Шаг 3. Обучение детей принятию ответственности за свои чувства на самих себя. 4-й этап. Итоговый. А также четыре направления, которые рассмотрены ниже. К основным эмоциям относятся те, которые являются врожденными. Следуя классификации предложенной К. Изардом, были взяты темы и разработаны занятия для программы “Радуга эмоций”, к ним относятся все базовые эмоции, такие как: радость, горе, страх, гнев, интерес, отвращение, стыд, презрение, удивление. Занятия по программе “Радуга эмоций” строится по такому принципу: знакомство с чувствами, пропуская их через все каналы восприятия информации, то есть, аудиальную, визуальную, кинестетическую. Например, аудиальный канал – детям показываются пиктограммы и картинки с изображением чувств, они наблюдают за мимикой сверстников и педагога. Визуальный канал – слушают музыку, проговаривают воспоминания вслух из своего прошлого опыта, слушают остальных детей. Кинестетический канал – рисуют, показывают чувства руками, ногами, телодвижением. Таким образом, знакомство с чувствами происходит по возможности со всех сторон. Ценность занятий по программе “Радуга эмоций” состоит в том, что благодаря развитию эмоциональной сферы, дети расширяют круг осознаваемых чувств, они начинают глубже понимать себя и окружающих людей, им становится легче наладить дружеские отношения внутри коллектива сверстников. Основываясь на выше сказанное, я считаю, чтобы помочь ребенку понять свое эмоциональное состояние и научиться управлять собой, необходимо развивать у детей эмоциональную сферу, через программу “Радуга эмоций”. Цель программы: развивать эмоциональную сферу детей дошкольного возраста. Задачи:
Принципы: Работая с детьми по данной программе, я руководствуюсь следующими принципами:
Приемы и средства: В процессе групповой и индивидуальной работы с детьми используются приемы, содержание которых отвечает задачам программы. На занятиях работа идет параллельно по четырем основным направлениям, которые предложены О.В. Хухлаевой. Аксиологическое направление предполагает формирование умения принимать самого себя и других людей, при этом адекватно осознавать свои и чужие достоинства и недостатки. Инструментальное направление требует формирования у ребенка умения осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков, т.е. формирования личностной рефлексии. Потребностно-мотивационное направление заключается в формировании умения находить в трудных ситуациях силы внутри себя, принимать ответственность за собственную жизнь, умения делать выбор, в формировании потребности в самоизменении и личностном росте. Развивающее направление предполагает для дошкольников адекватное ролевое развитие, а также формирование эмоциональной децентрации и произвольной регуляции поведения. Данные направления помогают заложить основу рефлексии и самоизменения, и личностного роста. В занятиях используются следующие методические средства:
Методы: Выделенные параметры эмоциональной сферы прослеживаются не только при наблюдении за ребенком, но и при анализе выполнения ими заданий графических методик: рисования семьи, “Кактус”… Методы, используемые для выявления эмоциональных особенностей детей старшего дошкольного возраста следующие:
Длительность занятий. Формы организации занятий: Программа “Радуга эмоций” рассчитана на один год, содержит 25 занятий, из них первые 5 занятий вводные, направленные на сплочение детей, сотрудничество, взаимопонимание, остальные 20 занятий тематические, на них дети знакомятся с эмоциями (Приложение 1 ) Занятия проводятся 1 раз в неделю в течение всего года. Продолжительность – 30 минут, для детей старшего дошкольного возраста. Для эффективной поддержки детей используется групповая и индивидуальная форма работы. Занятия проводятся в кабинете психологической разгрузки, где созданы все условия. На пол постелен ковер, кругом лежат подушки, на которых сидят дети. Подобраны дидактические пособия. Обстановка в кабинете располагает к общению, дети чувствуют себя комфортно и раскованно. На занятия дети сидят полукругом - куполом, педагог при этом находится на некотором расстоянии от купола. Это дает возможность педагогу держать в поле своего внимания всю группу, и детям – хорошо его видно или дети вместе с педагогом сидят в кругу на ковре на маленьких подушечках. Структура занятия: Каждое занятие состоит из трех частей: разминка, основная часть и заключительная часть. В разминку входит приветствие и ставит своей целью, включить детей в работу. Основная часть определяется содержанием темы, рассматриваются определенные эмоции. Заключительная часть – снятие у детей эмоционального возбуждения, подведение итогов занятия. (Приложение 2 ) Ожидаемый результат Дети научились понимать свое и окружающих людей эмоциональное состояние; Имеют представление о способах выражения собственных эмоций; Умеют управлять своими эмоциями и чувствами. Мониторинг Оценки результативности программы, в экспериментальных группах. Для того, что бы дать оценку результативности данной программы была проведена диагностика детей старшего дошкольного возраста до проведения занятий и после них. Диагностика состояла из 8 тестовых методик (Приложение 4 ) Данные результаты представлены в виде гистограмм (Приложение 3 ). По результатам диагностики видно, что данная программа помогает решить многие проблемы детей, она благоприятно влияет на психическое состояние детей старшего дошкольного возраста. Таким образом, можно сделать следующий вывод: развитие ребенка теснейшим образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции, с одной стороны, являются “индикатором” состояния ребенка, с другой стороны сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений. Все без исключения эмоции полезны, если мы осознаем их и “ладим” с ними, то тогда мы сможем ими управлять. Но если мы прячем их за “ширму”, они, во-первых, будут недоступны, когда понадобятся, ведь мы их не одолеем, если подведет “ширма”, прорвись они – нам, же и повредят. Поэтому, в первую очередь необходимо развивать эмоциональную сферу, а потом благодаря развитому направлять свою деятельность в другие сферы. Литература
|