Упражнения для графомоторных навыков. Методические рекомендации "Развитие графомоторного навыка"

Надежда Карпова
Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста

«Развитие графомоторных навыков

у детей старшего дошкольного возраста»

Работая с дошкольниками, я наблюдаю с какими трудностями

сталкиваются эти дети, когда им приходится выполнять действия, требующие

точности, выверенности и синхронности движений: что-то брать, вставлять,

завязывать, складывать, лепить, вырезать, наклеивать, рисовать и т. д.

Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной

техники движений, скоординированных действий глаза и руки вызывают у

ребенка огромные трудности, которые порой заставляют его отступать перед

любой задачей, связанной с выполнением вышеупомянутых действий. Поэтому

работа педагога не предусматривает целенаправленного обучения рисованию и

письму. Основная наша ЗАДАЧА - РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ И

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ. Она реализуется через развитие:

Двигательной области коры головного мозга:

формирование и совершенствование мелкой моторики пальцев рук,

двигательных умений и навыков в манипуляциях различными предметами

(твердыми и мягкими, упругими, гладкими и шероховатыми);

умение правильно держать карандаш, ручку, фломастер;

учиться владеть ими, используя самомассаж, игры и упражнения (обводя,

закрашивая предметы, рисуя на заранее заготовленных листах);

формирование зрительно-моторных координации.

Речевой области коры головного мозга:

формирование активной речи ребенка, пополнение словарного запаса

новыми понятиями.

Развитие мышления, памяти, внимания, сосредоточенности, зрительного и

слухового восприятия.

Развитие координации крупных движений и умение владеть своим телом,

совершенствование двигательных умений и навыков.

Развитие пространственной ориентации на листе бумаги и в окружающем

пространстве.

Формирование навыков учебной деятельност

умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога;

умение действовать, повторяя показанный образец и правило, а также

ознакомление с написанием цифр.

Реализация этих задач с учетом возрастных особенностей детей способствует

их интеллектуальному развитию. Старший дошкольный возраст связан с

дальнейшим развитием и перестройкой умственной деятельности ребенка.

Расширяется двигательный опыт. Развиваются крупные мышцы туловища и

конечностей, но по-прежнему слабыми, хрящевыми (окостенение продолжается

в дошкольный, школьный и подростковый периоды) остаются части кистей рук

и ступней ног. Не сформировавшаяся и не развитая полностью костно-мышечная

ткань рук не позволяет ребенку этого возраста легко и свободно выполнять

мелкие и точные движения. Но дело не только в мышечном аппарате.

Скоординированные движения рук требуют дифференцированной работы мозга.

Сложная система управления дробными движениями осуществляется четко

дифференцированными и взаимосвязанными процессами нервного возбуждения

и торможения. Какие-то клетки коры головного мозга, и, в частности,

двигательного анализатора, приходят в состояние возбуждения, другие,

смежные, близкие, тормозятся. Эта динамическая мозаика мозговой

деятельности требует не только аналитической зрелости мозговой коры, но и

выработанных динамических ее функций. Даже к концу дошкольного возраста

мозг ребенка еще не достигает такого уровня развития.

Поэтому ЗАНЯТИЯ, В КОТОРЫХ ЗАДЕЙСТВОВАНЫ МЕЛКИЕ

ГРУППЫ МЫШЦ, УТОМИТЕЛЬНЫ, И ОЧЕНЬ ВАЖНО

ПРЕДУСМАТРИВАТЬ ИХ СМЕНУ, ОГРАНИЧИВАТЬ ДЛИТЕЛЬНОСТЬ

И НАГРУЗКУ.

Различные игры-упражнения учитывают эти особенности, дают детям

возможность не испытывать усталости и не снижают интереса к занятиям в

целом. Эти занятия полезны для развития мелких и точных движений рук, т. к. от

задействованных мышц - сгибательных и разгибательных - постоянно

поступают импульсы в мозг, стимулируя центральную нервную систему и

способствуя ее развитию.

В двигательной области коры головного мозга находится самое большое

скопление клеток, управляющих рукой, пальцами (особенно большим и

указательным) и органами речи: языком, губами, гортанью. Эта область коры

головного мозга расположена рядом с речевой областью. Такое близкое

соседство двигательной проекции руки и речевой зоны дает возможность

оказывать большое влияние на развитие активной речи ребенка через

тренировку тонких движений пальцев рук. Чем большее число связей между

клетками мозга задействовано, тем интенсивнее идет процесс психического

развития. Когда ребенок маленький, образование таких связей проходит быстрее

и легче. А повторение игр-упражнений с некоторыми усложнениями в

движениях и действиях с предметами помогает образованию этих связей. Такие

повторения необходимо проводить для правой и левой руки, равным образом

развивая тонкие движения пальцев обеих рук. Развивая функции обеих рук, мы

повышаем уровень организации функций и распределение их между

полушариями мозга, левым и правым.

Таким образом, повторяя различные игры-упражнения, мы совершенствуем,

доводим до автоматизма умение решать те или иные двигательные задачи, т. е.

вырабатываем двигательный навык, а также индивидуальный стиль движений

как таковых, что очень важно как в игровой, так и в учебной деятельности.

Но приучать детей к таким занятиям нужно с простых и легких упражнений.

Они трудны для тех ребят, у которых слабо развиты моторные навыки. В основу

этих упражнений заложено развитие таких навыков.

Ребенок видит образец во всех деталях, но из-за неразвитых мелких движений

рук он не может его воспроизвести. Ему сложно работать еще и потому, что он

видит уже готовое изображение, но не видел, как его делали. Малышу легче

действовать с предметами, вырезать, наклеивать, рисовать, писать и т. д. по

показу взрослого. Но в этом случае требуются подробные пояснения.

Также необходимо помнить: то, что интересно, эмоционально окрашено

чувствами, легче запоминается, дольше хранится в памяти ребенка и

полнее им воспроизводится.

Упражнения для развития графомоторных навыков.

1. Мелкая моторика:

Работа с пазлами, мозаикой, бусами, конструктором «Лего», игра с волчками,

игра «Золушка» (перебирать фасоль и горох) и др. ;

Рисование узоров на листе бумаги в клеточку не отрывая руки от бумаги и не

вращая лист

Вырезание фигур из бумаги разной сложности

Обведение по контуру геометрических фигур (большую фигуру нужно

обводить по внутреннему контуру, постепенно сжимая радиус обводки;

маленькую фигуру – по внешнему контуру с постепенным расширением радиуса

обводки. Касаться стенок предыдущей фигуры нельзя. Чем больше получится

новых фигур, тем лучше.).

Выкладывание фигур, предметов из счетных

Выкладывание узоров из веревочки

2. Формирование пространственных представлений, рядоположения:

Конструирование,

Расположи матрешки от большей к меньшей;

Пальчиковые игры;

Массаж лица, языка, рук;

Штриховки;

Строить буквы из пальцев, из других предметов;

Работа с мелкими предметами;

Аппликация;

Рисование;

3. Работа над ритмом:

Выполнение упражнений руками на весу, на опоре, одной рукой, двумя

Чередование ритма;

Акцентуация медленных ритмов в играх.

4.Развитие внимания:

Считывание эмоциональных оттенков;

Путаницы;

Игра «Найди отличия»;

Создание изображения по точкам, по пунктирным линиям;

Выкладывание картинок в правильной последовательности;

Лабиринты;

Отгадывание загадок;

Дорисовывание симметричных фигур;

Чтение детям сказок, рассказов, прослушивание аудиозаписей.

5. Память:

Выкладывание 3-4 картинок в определенной последовательности, в какой они

предъявлялись;

Выкладывание по памяти букв, цифр или фигур в предъявленной

последовательности;

Игра «Чего не стало?», «Что изменилось?»

Запоминание 4-5 картинок, а затем их отбор среди других 8-10 картинок;

Обведение контуров букв, выполненных пунктиром;

Дописывание букв

Лариса Камерер
Мастер-класс. Формирование графомоторных навыков у старших дошкольников

Формирование графомоторных навыков у старших дошкольников .

Из опыта работы. Мастер класс .

Проблема готовности дошкольников к предстоящему обучению в школе всегда находилась в центре внимания педагогов и психологов. Ее решение меняется в зависимости от новых тенденций в самой системе образования, которые в свою очередь отражают изменения, происходящие в общественном сознании.

Необходимо отметить, что в отечественной педагогике и психологии старший дошкольный возраст рассматривается как переходный период от одной ведущей деятельности в дошкольном возрасте - игровой , к другой ведущей в младшем школьном возрасте деятельности - учебно-познавательной. Поэтому одной из основных целей образовательной работы дошкольного учреждения является обеспечение плавности этого перехода. Этому способствует воспитание у старших дошкольников познавательной готовности к обучению.

Логопедическая практика показывает, что с каждым годом растёт число детей, имеющих речевую патологию. Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики. При тренировке пальцев рук, речь развивается более интенсивно и становится более совершенной. Актуальность проблемы заключается в том, что полноценное моторное и речевое развитие (правильная речь - один из показателей готовности ребенка к обучению в школе) залог успешного освоения грамоты и чтения : письменная речь формируется на основе устной , и дети, страдающие речевыми нарушениями и моторной недостаточностью, являются потенциальными детьми с нарушениями письма и чтения. Поэтому целью моей работы было совершенствовать тонкую моторику пальцев и координацию движений рук через пальчиковые игры, работу с карандашом при выполнении графических заданий .

Этапы проекта :

1. Организационно-подготовительный (июнь - август) .

анализ предстоящей деятельности июнь педагоги

подбор методической литературы,

выбор средств, методов и приёмов,

разработка перспективного плана. Июнь-июль

Ориентировка детей в пространстве,

развитие крупных движений. Июль -август Воспитатели, муз.

Руководитель, родители

2. Основной (сентябрь-апрель) .

Ориентировка детей в пространстве

и на листе бумаги, уточнение предлогов

ЗА, НА, ПОД, ПЕРЕД,ВОЗЛЕ, ОКОЛО.

Развитие крупных движений (ритмопластика,

физ-ра, логодекламация) Сентябрь -май Педагоги, родители

Муз. Руководитель,

воспитатели, логопед

коррекционно-развивающие занятия

(фронтальные занятия у логопеда,

занятия по развитию речи и

обучению грамоте) Воспитатели, учитель -логопед

Развитие мелкой моторики

(художественно-эстетические занятия,

пальчиковая гимнастика, массаж и

само-массаж рук) Воспитатели, родители,

учитель-логопед

Работа с простым карандашом в тетради

«Готовим руку к письму» Гаврина С. Е.

из серии Школа для дошколят Учитель логопед , воспитатели

Работа в тетради в клеточку (печатание букв,

графический диктант на слух ) Учитель-логопед. родители

3. Заключительный (май) .

Анализ достижений поставленной цели и полученных результатов.

Праздник письма. Учитель-логопед, муз руководитель

Работая над данной проблемой, мною решались следующие задачи : Познакомить детей с соблюдением элементарных гигиенических правил при письме : правильной посадкой при работе с тетрадью, положением листа, кисти руки, пишущего инструмента;

Научить безотрывному плавному обведению предмета по контуру и штриховать его, используя различные виды штриховки (горизонтальная, вертикальная, по диагонали и т. д.)

Развивать графические навыки детей в написании прямых, наклонных, округлых линий, овалов, соотнося их со строкой.

Формирование и совершенствование мелкой моторики пальцев рук, двигательных умений и навыков в манипуляциях различными предметами (твердыми и мягкими, упругими, гладкими и шероховатыми) ;

Научить детей ориентироваться в пространстве и на плоскости;

Развивать умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога; умение действовать, повторяя показанный образец и правило. (Графические диктанты )

Презентация методов и приемов

слайд 9 В своей работе старалась применять новые , в том числе информационно -коммуникационные и здоровьесберегающие технологии. В работе использовались такие методы, как дидактические игры и упражнения, графические упражнения и диктанты, пальчиковая гимнастика которая сопровождается стихами. Также предлагались задания на исследование сформированности пространственных ориентировок (например, ориентировка в сторонах собственного тела и тела сидящего напротив, умение ориентироваться на листе бумаги, развития кинестетической основы движений (опустить кисти рук вниз, сжать кисти обеих рук в кулак и т. д., зрительно-моторной координации движений (выполнение движений по словесным инструкциям) . ИГРА ЦЕПОЧКА Пальчики перебираем и цепочку собираем, ЧЕРЕПАШКИ

Слайд 10 Для детей с речевой патологией характерны некоторые нарушения общей моторики, пространственной ориентировки, затруднения в дифференциации пространственных понятий, нарушения зрительно-моторной координации. Особые затруднения связаны с недостаточно сформированной способностью к переключению с одного движения на другое. Моторика детей отличается общей неловкостью, недостаточной координаторностью. Дети отстают от сверстников в ловкости и точности движений. Дошкольники с нарушением мелкой моторики рук испытывают затруднения при овладении навыками письма . Большинство детей выполняют задания в медленном, напряженном темпе, напряженными пальцами, не в полном объеме. Использовала приёмы здоровьесберегающей технологии, такие как Су-Джок терапия. Детям предлагалось поочерёдно надевать массажные кольца на каждый пальчик, проговаривая стихотворения пальчиковой гимнастики, зажимать кольца между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию звука, работать по инструкции взрослого. Предлагала также проводить массаж и карандашами, самомассаж (валяние пальчиками) . ИГРА ПТИЧКИ СО ВЗРОСЛЫМИ

Слайд 11 Дети очень любят играть с палочками. Из палочек модно сложить не только буквы, но и фигуры. Эти упражнения развивают мелкую моторику пальцев рук, а также способствуют повышению физической и умственной работоспособности детей, создают функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц.

СЛОЖИТЬ ИЗ ПАЛОЧЕК ФИГУРУ

Слайд 12 Ниткография - средство развития зрительно-моторной координации – это рисование с помощью верёвочек, который реализует следующее : совершенствует зрительное восприятие, развивает зрительно-моторную координацию, формирует плавность и точность движений, готовит руку к письму, закрепляет навыки рисования , развивает мелкую моторику и воображение, а также развивает связную речь.

ВЫКЛАДЫВАНИЕ ИЗОРА ИЗ НИТОК

Слайд 13 Очень часто мы видим, что ребенок держит карандаш неправильно. Чтобы рука ребенка не уставала при письме, важно научить его держать письменные принадлежности правильно. Вот некоторые способы приучить ребенка держать ручку правильно. (с помощью веревочки и бумажки и корректора рыбка)

Слайд 14, 15 (Демонстрация тетради) Работая над развитием мелкой моторики и графомоторных навыков детям давались разнообразные задания, проводились графические диктанты , давались упражнения в обведении трафаретов, рисование линий, фигур по клеточкам.

Слайд 16 Для профилактики дисграфии предлагала детям буквы из наждачной бумаги, обводить букву на бумаге, проводила игру «Найди правильную букву» , отремонтируй букву.

Слайд 17 Для развития орфографической зоркости , произвольного внимания, пространственного воображения, развития мелкой моторики проводила с детьми графические диктанты .

Положительных результатов в развитии графомоторных навыков помогала достигнуть совместная деятельность с воспитателями группы и музыкальным руководителем. Проводя свою непосредственно образовательную деятельность, они значительное внимание уделяли развитию мелкой моторики. Невозможно добиться каких-либо положительных результатов без поддержки родителей. Родителям давались консультации, проводились беседы.

У большинства детей произошли положительные качественные изменения при формировании кинестетической основы движений и зрительно-моторной координации движений, а именно в развитии кинестетической основы движений руки, оптико-кинестетической организации движений, в формировании пространственного восприятия, зрительно-моторной координации движений. Дошкольники после обучения стали намного сосредоточеннее, усидчивее, перестали чрезмерно напрягать руку во время выполнения заданий, стали словесно описывать свои действия, перестали “вращать” тетради. До начала занятий состояние графомоторных навыков у детей находилось на среднем и низком уровне. После проведенных занятий состояние графомоторных навыков начало улучшаться , перешло на более высокий уровень, возросло количество детей со средним уровнем, сократилось количество детей с низким уровнем. При продолжении работы по формированию графомоторных навыков , дети, несомненно, будут давать положительную динамику.

Ирина Перунова
Формирование графомоторных навыков у дошкольников

Графо- моторные навыки являются составной частью моторных способностей человека. Их развитие базируется на основе формирования и совершенствования тонко- координированных движений руки, развития зрительно – пространственной ориентировки, зрительно – моторной координации.

В исследованиях многих ученых подчеркивается, что дети дошкольного возраста , испытывают большие трудности при овладении графическими навыками , и это значительно осложняет начальный этап их обучения в школе. В программах дошкольных учреждений по воспитанию и обучению детей дошкольного возраста мало внимания уделяется работе по овладению детьми графическими навыками . В связи с этим возникает необходимость адаптации программы ДОУ, систематизации упражнений, направленных на развитие графо- моторных навыков с учетом последовательности, сложности заданий и учетом категории детей дошкольного возраста . Сложность механизма письма и значимость дошкольного периода для подготовки детей к обучению в школе, а также отсутствие методики работы по формированию графо- моторных навыков дают все основания считать тему исследования актуальной в области дошкольной педагогики .

Многолетняя практика показала, что для развития мелкой моторики очень полезно штриховать, закрашивать, рисовать карандашами.

На основе анализа методической литературы по данной тематике, мы апробировали комплекс упражнений в соответствии с выделенной последовательностью.

I. Формирование тонко-координированных движений руки;

II.Формирование зрительно-пространственной ориентировки;

III.Формирование зрительно-моторной координации.

Такие упражнения были внесены нами в ежедневную работу групп детей всех возрастов.

Каждое направление формирования графо-моторных навыков включало в себя упражнения и задания трех уровней сложности : от простого к сложному. Овладев упражнениями и заданиями 1-го уровня сложности, ребенок «переходил» на 2-ой уровень сложности, затем – на 3-ий уровень. Знакомя детей с новым упражнением, опирались на ранее усвоенные умения и навыки , возрастные и индивидуальные особенности ребенка.

Формирование графо-моторных навыков в рамках нашей работы велось как фронтально, так и индивидуально в различных видах деятельности детей.

Помощь и поправки по ходу выполнения упражнений были минимальными, чаще в форме подбадривания , и постепенно сводились на нет. Таким образом, мы стремились научить ребенка самостоятельно оценивать качество выполнения и контролировать свои действия.

Для эффективности занятий по формированию графо-моторного навыка , учитывались следующие условия :

1. Начало работы с упражнениями с первого уровня сложности, которые будут получаться и доставлять удовольствие.

2. Выполнения упражнений должно быть регулярным.

3. Совместное проведение занятий. Это определяется необходимостью точного выполнения движений, в противном случае результат не будет достигнут.

4. Время выполнения упражнений не может быть долгим, так как внимание и интерес ребенка быстро иссекают.

5. Соблюдение соответствующего для ребенка темпа выполнения упражнения.

6. Очень важно участие и одобряющее поведение взрослого.

7. Сопровождение упражнений инструкцией. Нельзя заменять её рисунком или ручным образцом выполнения. Инструкция должна быть простой, короткой и точной.

8. Формирование тонко- координированных движений.

9. Формирование зрительно-пространственной ориентировки.

Предлагаем некоторые виды упражнений :

Для детей младшего дошкольного возраста .

Для нормализации тонуса мелких мышц подойдут игры с холодной и горячей водой, кубиком льда, грецким орехом, маленьким массажным мячом.

Разрывание бумаги на мелкие кусочки. Лист разрывают пополам, обрывки накладывают один на другой, и процедура повторяется. Не надо складывать обрывки до бесконечности. Достаточно, чтобы набралось до шести слоёв. После этого основная задача – сделать обрывки как можно мельче.

Рисование вертикальных, наклонных линий, воплощаемых в виде «дорожек» , «ленточек» , «ниточек» , «проводов» и т. д. Сочетание этих линий между собой по направлению, окраске, толщине. Закругление линий, замыкание их в форме круга подводит детей постепенно к рисованию «баранки» , «бублика» , «обруча» , «воздушного шара» , карандашами и красками.

Чтобы сохранить интерес детей к содержанию занятий по рисованию, необходимо давать им разнообразный материал, изменять цвет, величину предметов, постепенно усложняя задание. Это способствует совершенствованию техники, а значит, повышает качество рисунков, черты выразительности их образов. Важно правильно подобрать материал, его цвет, предусмотреть возможность ярких сочетаний фона и красок, карандашей или фломастеров. Так, «ниточки» , «колечки» , «клубочки» выразительно получаются при рисовании карандашами или фломастерами, так как они тонкие, длинные, разноцветные и т. д. А «ленточки» , «столбики» , «бублики» , «комочки снега» должны быть широкими, толстыми, а это можно передать в рисовании красками, варьируя в каждом случае их окраску, количество, величину, расположение на листе бумаги

Раскрашивание, от простых форм с толстыми контурами до более сложных.

Упражнения на развитие мелкой моторики :

«Соревнования по бегу» - средний и указательный пальцы правой, затем левой, далее обеих рук изображают ноги бегунов (на столе) .

«Сжимание и разжимание кистей рук» - поочередное выполнение движений обеими руками одновременно, затем обеими руками, но разновременно (одна кисть руки сжата, другая выпрямлена, и наоборот) .

«Барабанщик» - один ребенок барабанит всеми пальцами обеих рук по столу, отстукивая ритм, другой повторяет.

Составление контуров предметов из палочек сначала более крупных размеров, а затем более мелких (стол, дом, треугольник, машина) .

Нанизывание на шнурок пуговиц, крупных бусин.

Застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков.

Завинчивание и отвинчивание шайбы, крышек у пузырьков, баночек.

Доставание бусин ложкой из стакана.

Складывание мелких деталей (пуговицы, бусины) в узкий цилиндр.

Надевание и снимание колечка (массаж пальца) .

Комканье платка (носовой платок взять за уголок одной рукой и вобрать в ладонь пальцами только одной руки);

Прикрепление бельевых прищепок к горизонтально натянутой веревке;

Перебирание четок или бус одновременно двумя руками навстречу и обратно;

Нахождение спрятанных предметов в «сухом бассейне» , наполненном горохом и фасолью, в пластиковых ведрах или тазиках;

Сжимание и разжимание эспандера;

Катание мячей-ежиков (с шипами) .

Формообразующие движения (работа с пластилином) - скатывание колбасок, скатывание под углом, скатывание округлых форм , прищипывание, вдавливание, сглаживание.

Упражнения для старших дошкольников .

Различные виды штриховки. Для штриховки можно использовать простой и цветные карандаши, фломастеры и цветные ручки. Можно штриховать книжки раскраски.

Усложненные раскраски

Упражнения мягким карандашом, изображение действия (качание, наматывание, размахивание, разламывание, определённые явления (трубы дымят, море волнуется) или имитируют написание букв

Орнаментная и узорная деятельность, при которой дети практически познают приёмы расположения элементов на плоскости (сверху, снизу, справа, слева, между, над, под, посередине, с краю и т. д., учатся правильно определять направление линий и движений руки (сверху вниз, слева на право, прямо, наклонно, посередине, знакомятся с протяженностями (длина, ширина, высота, овладевают умением определять на глаз (большой, маленький, одинаковые, равные, половина и др.)

«кайма для платочка» , «рама для картины» , «зеркало» , «окно» , «флажок» . Получаемое пространство внутри прямоугольника дети могут заполнять какими-то изображениями. К концу учебного года дети учатся изображать более сложные предметы приёмами сочетания округлых, прямоугольных форм , линий разного направления(«тележка» , «вагончик» , «скворечник» , «неваляшка» , «матрёшка» , «цветок» , «жук» и др.).

«Буквы» - изобразить руками буквы О, Л, М, П, Т и др.

«Замок» - соединить пальцы обеих рук в замок, на слова «чик-чик» (поворот ключа) разъединить.

«Пальчики здороваются» - на счет 1, 2, 3, 4, 5 соединяются кончики пальцев обеих рук - большой с большим и т. д.

«Посчитай-ка» - сжать руку в кулачок, считать пальцы, разгибая их (сначала на правой руке, затем на левой) .

Составление цепочки из 6-10 и более канцелярских скрепок разного цвета с соблюдением очередности цветов

Вырезание из бумаги какой-либо фигуры правой и левой рукой

Нанизывание на нитку с иголкой - мелких бусин, бисера

Кпание из пипетки в узкое горлышко бутылочки

Шнуровка-флексик «Чудо-пуговица» - пришивание пуговиц и сшивание материалов различными видами швов

Штриховка в разных направлениях с различной силой нажима и амплитудой движения руки

Раскрашивание листа в разных направлениях с ограничением и без ограничения закрашиваемой поверхности

Обведение рисунка по контуру, копирование

Рисование по опорным точкам

Дорисовывание изображений

Рисование по клеточкам и на другой ограниченной поверхности

Разлиновка

графический диктант .

Эти виды упражнений советуем выполнять шариковой или гелевой ручкой, цветным или простым карандашом разной твердости, фломастером, специальным угольным стержнем, восковым мелом, пастелью, твердыми материалами, беличьей или колонковой кистью при работе с гуашью, акварелью или тушью, что позволяет корректировать работу с мышечным тонусом кисти руки, когда требуется переносить длительные статические нагрузки на кисть при сохранении четкости движений.

Упражнения по развитию ручной моторики (кинетическая и кинестетическая основа) и графомоторных навыков у учащихся с нарушениями письменной речи.

а) Упражнения по развитию кинестетической основы движения.

1. Вытянуть руку вперед и вниз; все пальцы, кроме большого, сжать; большой палец поднять вверх.

2. Опустить кисть правой руки вниз. Все пальцы, кроме большого, сжать; большой палец вытянуть влево.

3. Опустить вниз кисть левой руки. Все пальцы, кроме большого, сжать; большой палец вытянуть вправо.

4. Сжать кисти обеих рук в кулаки, вытянув большие пальцы вверх.

5. Кисть правой (левой) руки сжать в кулак, на нее сверху положить ладонь левой (правой) руки.

6. Кисть правой (левой) руки сжать в кулак, ладонь левой (правой) руки прислонить к ним вертикально.

7. Неплотно сжать пальцы правой (левой) руки в кулак, оставив небольшое отверстие.

8. Соединить наклонно ("домиком") пальцы правой и левой рук, большие пальцы прижаты к кистям, затем отведены от кистей и располагаются горизонтально.

9. Вытянуть указательный палец и мизинец правой (левой) руки, остальные пальцы сжать.

10. Вытянуть одновременно (и на правой и на левой руке) указательный палец и мизинец, остальные пальцы сжать.

11. Вытянуть большой палец и мизинец правой (левой) руки, остальные пальца сжать.

12. Вытянуть одновременно (на правой и левой руке) большой палец и мизинец, остальные пальцы сжать.

13. Вытянуть указательный и средний пальцы правой (левой) руки, остальные пальцы сжать.

14. Вытянуть одновременно (на правой и на левой руке) указательный и средний пальцы, остальные пальцы сжать.

15. Образовать пальцами правой (левой) руки кольцо. Кольцо также можно получить при соединении большого пальца с любым другим, остальные пальцы при этом вытянуты.

16. Положить перед собой на стол правую (левую) руку с расставленными пальцами, поместить указательный палец на средний (или наоборот).

17. Положить перед собой на стол сжатую в кулак правую (левую) руку, поднять указательный и средний пальцы, расставив их.

18. "Курочка". Соединить концами большой и указательный пальцы (клюв). На клюв веерообразно друг на друга накладываются остальные пальцы (гребешок).

19. "Петушок". Соединить концы большого и указательного пальцев в (клюв). Остальные пальцы полусогнуты, не касаются друг друга (гребешок).

б) Упражнения по развитию кинетической основы движения.

Развитие динамической координации рук в процессе выполнения последовательно организованных движений:

1.Поочередно прикоснуться большим пальцем правой руки ко второму, третьему, четвертому и пятому пальцам в обычном и максимальном темпе.

2.Выполнить аналогичное задание пальцами левой руки.

3.Выполнить аналогичное задание одновременно пальцами обеих рук в обычном и максимальном темпе.

4.Пальцами правой (левой) руки «поздороваться» по очереди с пальцами левой (правой) руки (похлопывание подушечками пальцев, начиная с большого).

5.«Пальчики здороваются».

Соединить пальцы рук. Осуществлять поочередные, начиная с большого пальца, движения-касания всех пальцев.

6.«Солнышко».

Ладонь правой (левой) руки с раздвинутыми пальцами - лучиками положить на стол. Производить поочередные постукивания пальцами по столу.

7.«Болото».

Большой палец правой (левой) руки устанавливается на «кочку». Остальные пальцы поочередно «перепрыгивают с кочки на кочку». (Аналогичные движения осуществляются, начиная с мизинца.)

8. Поочередно сгибать пальцы правой (левой) руки, начиная с большого.

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки:

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

10. Положить кисть правой (левой) руки перед собой (как при игре на рояле), выполнять последовательно движения первым и вторым, первым и пятым пальцами и т. д.

11.Непрерывно вести линию по нарисованному лабиринту карандашом, взятым в правую (левую) руку, не меняя положения листа бумаги, на котором нарисован лабиринт.

13.Скомкать пальцами правой (левой) руки лист папиросной бумаги в компактный шарик, не помогая при этом другой рукой.

14.На столе раскладываются бусинки разного размера, но одного цвета (или одного размера, но разного цвета, или разного размера и разного цвета).

Предлагается самостоятельно нанизать на нить бусинки, подбирая их по цвету или размеру, и завязать концы нити бантиком.

в) Упражнения по развитию графомоторных навыков.

Графомоторные навыки включают в себя:

1.Мелкая мускулатура пальцев

Упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их движений.

1. Исходное положение - пальцы разведены врозь. Начиная с мизинца последовательно (веерообразным движением) согнуть все пальцы в кулак. Затем обратным движением, начиная с большого пальца, разогните пальцы в исходное положение. После этого начинайте сгибать пальцы начиная с большого, а разгибать с мизинца. Упражнение следует проделать 10-15 раз

2. Исходное положение - пальцы выпрямлены, большой палец отведен в сторону. Проделайте 10-15 раз кругообразные движения большим пальцем влево и вправо.

3. Исходное положение - пальцы выпрямлены. Сгибайте и разгибайте пальцы в двух первых фалангах. Повторите упражнение 15-20 раз.

2.Зрительный анализ и синтез

А.- Упражнения на определение правых и левых частей тела.

1- Показать, какой рукой надо есть, писать, рисовать, здороваться. Сказать, как называется эта рука. Показать левую руку. Если ученики затрудняются в определении левой руки, логопед называет её сам, а дети повторяют.

Педагог учитывает, что в группе могут заниматься дети с левшеством. У некоторых детей (левшей) ответы будут обратные. В таких случаях необходимо доброжелательно отметить, что названия рук при этом остаются общепринятыми. Это следует всем вместе запомнить.

2- Поднять левую и правую руку поочередно. Показать карандаш левой, правой рукой. Взять книгу левой, правой рукой и т.п.

3- Закрепить различение и называние рук с помощью рисунка, на котором схематически изображены левая и правая рука. Школьникам предлагается подойти к схеме, приложить к ней кисть, определить руку.

После усвоения речевых обозначений правой и левой руки с помощью упражнений 1-3 можно переходить к дифференциации других правых и левых частей тела: правой и левой ноги, правого и левого глаза, уха. В заключение школьникам предлагаются более трудные задания: показать левой рукой правый глаз, правое ухо, левую ногу; показать правые и левые части тела у человека, сидящего напротив.

4- Нарисовать отражения домов.

5- Дорисовать левое и правое ухо.

6- Дорисовать левую бровь и правый глаз.

7- Опознать правую и левую варежки, соединить их с соответствующими руками человечка.

8- Провести линии, выбрав пару ботинок на правую и левую ноги.

9- Соединить стрелками пары перчаток.

Б.- Задания на ориентировку в пространстве по отношению к предметам.

Игры с предметами

Игры с одеждой и её моделями

Определи, левый или правый рукав у блузки, рубашки, карман у джинсов.

Изделия находятся в разном положении по отношению к ребенку.

Игра «Определи по следу»

На песке (снегу) в разных направлениях отпечатаны (нарисованы, обведены) отпечатки рук и ног. Нужно определить, от какой руки, ноги (левой или правой) этот отпечаток.

Игра «Спрячем игрушку (шишку, осенний листочек)»

Всем знакомую игру можно дополнить инструкциями по указанию направления движения поиска игрушки. При знакомстве с игрой инструкцию ребёнку дают поэтапно, затем можно усложнять игру: сразу сообщать направление и изменение движения. Например: «Сделай два шага вперёд, три шага вправо и ещё два шага вперёд» и т.п.

Игры со звуковыми ориентирами

«С какой стороны звук?»

Взрослый предлагает ребёнку определить на слух и показать рукой в ту сторону, откуда слышен звук знакомой игрушки (предмета, голос), назвать направление.

«Расскажи, что слышишь вокруг себя; назови с какой стороны»

В этой игре ребёнок должен сам различить разные звуки улицы, окружающей среды на слух и назвать предметы (объекты), которые их издают, указать направление источника звука.

«Жмурки»

Эту игру лучше проводить в знакомой для ребёнка местности. Ребёнок закрывает глаза, взрослый отходит на небольшое расстояние и просит ребёнка идти на звук его голоса (хлопков, колокольчика).

Игры по словесной инструкции

Игра «Вверху-внизу»

Взрослый называет разные предметы, которые находятся внизу и вверху, чередуя их. Ребёнок должен при названии предмета показывать пальцем руки вверх, если предмет вверху, вниз, если предмет внизу. Например: пол, небо, земля, трава, потолок, люстра, крыша, птицы, дорога, камни, ручей, облака, яма, солнце, песок, горы, море, ботинки, голова, колено, шея.

Игра «Части тела»

Цель. Упражнять детей в умении ориентироваться на собственном теле, при словесном обозначении активно использовать соответствующие пространственные термины.

Один из игроков дотрагивается до какой-либо части тела своего соседа, например, до левой руки. Тот говорит: «Это моя левая рука». Начавший игру соглашается или опровергает ответ соседа. Игра продолжается по кругу.

3.Рисование:

Занятия по штриховке по контуру, обводка.

Срисовывание геометрических фигур.

Задания на зарисовку деталей, предметов, с натуры: дорисовывание незаконченных рисунков; дорисовывание рисунков с недостающими деталями (даются законченные изображения, но с недостающими деталями); упражнения в дорисовывании, создании собственной картины при условии реальности сюжета и деталей.

Задания на воспроизведение фигур и их сочетаний по памяти.

Список литературы:

  1. Белая А.Е. «Пальчиковые игры для развития мелкой моторики»
  2. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук.
  3. Данилова Е. «Пальчиковые игры»
  4. Ермакова И.А."Развиваем мелкую моторику у малышей";
  5. Любина Г. Рука развивает мозг. Журнал «Ребенок в детском саду», №6, 2003г., № 1, 2004 г.
  6. Мелкая моторика в психофизическом развитии детей. Журнал «Дошкольное воспитание» №1, 2005 г.
  7. Новикова О. Веселые пальчиковые игры, Москва-Санкт-Петербург, из-во «Сова», 2005г.
  8. Пилюгина Э.Г. «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003;

Одним из факторов психологического базиса для развития высших психических функций у детей является развитие крупной (или общей) и мелкой (или ручной) моторики. Моторика - это совокупность двигательных реакций, свойственных детскому возрасту.

Нарушение интеллекта у ребенка в большинстве случаев сочетается с недостаточным развитием двигательной сферы, что отрицательно сказывается на развитии познавательной деятельности в целом.

Развитие моторики предполагает коррекцию элементарных общих и тонких моторных способностей, которыми дети с интеллектуальными отклонениями самостоятельно овладеть не могут; исправление неправильных двигательных образцов; формирование произвольности и целенаправленности движений; развитие некоторых основных двигательных качеств.

Общеизвестно, что базовые «схемы-движения» обеспечивают психофизиологические основы любого действия: видения, слышания, говорения, письма, чтения.

С учетом этого положения одной из важных задач развития моторики является координация движений целостной системы тела ребенка и частных систем координации движений (рука - зрение, зрение - слух, рука - зрение - слух, слух - речь и др.), способствующих установлению связей между умениями видеть, слышать, чувствовать, двигаться, говорить.

Доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука.

Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Результаты исследования показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Тонкая моторика - основа развития, своего рода «локомотив» всех психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление, речь).

Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.
Психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребенка.

Если сказать коротко, развитием крупной и мелкой моторики педагог-психолог занимается исключительно в том объеме, который нужен для обеспечения наиболее полного познания ребенком предметов, объектов, явлений окружающего мира. При этом целенаправленное воздействие средств физической культуры на психические процессы позволяет стимулировать их созревание и повысить уровень развития, что обеспечит более успешное овладение детьми школьной программой.

Таким образом, задачи, решаемые на коррекционных занятиях по развитию психомоторики и сенсорики, не дублируют, а дополняют задачи, поставленные учебными программами по физической культуре.

У детей с интеллектуальной недостаточностью наблюдается замедленное развитие двигательной сферы уже с младенческого возраста. Они гораздо позднее своих сверстников начинают тянуться к висящей перед ними игрушке, сидеть, стоять, передвигаться в пространстве. Движения зачастую неловки, плохо координированны, чрезмерно замедленны или, напротив, импульсивны (Н. П. Вайзман, В. М. Мозговой и др.).

Особую сложность для таких детей, вследствие существенных отклонений у них в развитии тонкой моторики, представляет застегивание и расстегивание пуговиц, шнурование ботинок, т. е. так называемые навыки самообслуживания.

Детям с интеллектуальной недостаточностью свойственны значительное запаздывание и недостатки формирования предметных действий и связанных с ними произвольных движений. Такой темп развития существенно снижает возможности ребенка при ознакомлении с окружающим предметным миром.

В то же время практика работы подтверждает, что, овладевая движениями, дети совершенствуют двигательные навыки, у них развиваются мышечное чувство, пространственная ориентировка и координация, улучшается осанка, повышается жизненный тонус. В процессе двигательной активности в коре головного мозга у ребенка быстрее устанавливаются условно-рефлекторные связи, а значит, интенсивнее происходит его всестороннее развитие. Ведь достижение цели любого двигательного акта, например бросание мяча в корзину, удерживание равновесия на балансире, ходьба по гимнастической скамейке и др., определяется уровнем сенсомоторного и эмоционально-волевого развития и одновременно стимулирует это развитие.

В процессе выполнения двигательных заданий дети получают знания о свойствах разных предметов и пособий (цвет, форма, качество материалов); знакомятся с особенностями передвижений в пространстве, возможными направлениями движения; определяют местоположение одних предметов по отношению к другим и к самому себе, ориентируются в схеме собственного тела и т. д. При этом познание происходит на основе восприятия разной модальности (кинетического, осязательного, зрительного, кинестетического и др.), а также речи.

Мы не останавливаемся на решении задач физического развития ребенка, связанных с повышением функционального уровня систем организма (дыхательной, сердечно-сосудистой и др.), с развитием двигательных умений и качеств (ловкости, быстроты, координации, равновесия и др.), так как данные вопросы относятся непосредственно к занятиям физической культурой.

Остановимся на тех психических качествах, которые формируются в процессе выполнения разных движений. Сразу же отметим, что основные формы работы, используемые на занятиях по сенсорному развитию детей, - это двигательные упражнения, дидактические и подвижные (средней и малой подвижности) игры.
У детей с интеллектуальной недостаточностью, как показывают исследования нижегородской научной школы (В. В. Кисова, Л. А. Метиева, У. В. Ульенкова и др.), без специального обучения не формируется саморегуляция - общая способность, которая необходима при выполнении любой (в том числе и учебной) деятельности.

Структура саморегуляции предполагает наличие трех обязательных этапов: ориентировочного (принятие и понимание инструкции), исполнительского (программа действий и ее реализация), контрольно-оценочного (оценка полученного результата). У младших школьников наблюдается несформированность всех этих этапов.

Выполнение действий по вербальной инструкции, постепенно усложняющейся по принципу увеличения звенности, повышение сложности содержания каждого звена и требований к выполнению команд (например, действия с открытыми и закрытыми глазами) способствует решению данной проблемы. Приведем примеры усложнения предъявляемых инструкций.

1-й вариант:
- присядь, возьми мяч - выпрямись;
- присядь, возьми мяч - выпрямись, потянись вверх, подняв мяч над головой;
- присядь, возьми мяч - выпрямись, потянись вверх, подняв мяч над головой, - опусти мяч до уровня груди, брось его в кольцо.

2-й вариант:
- поставь руки на пояс - сделай один шаг вперед;
- поставь руки на пояс - сделай один шаг вперед - два шага влево;
- поставь руки на пояс - сделай один шаг вперед - два шага влево - один шаг назад;
- поставь руки на пояс - сделай один шаг вперед - два шага влево - один шаг назад - опусти руки.

Если первая инструкция (любого варианта) выполняется детьми достаточно легко, то все последующие изначально выполняются с ошибками: ребенок или «теряет» (забывает) часть инструкции, или изменяет действия, или упрощает порядок выполнения (т. е. выполняет неточно). Причем чем сложнее инструкция (большое количество звеньев, сложные движения), тем больше ошибок и неточностей допускают дети, но на этапе оценивания вычленить эти ошибки и неточности затрудняются, считая, что выполнили все правильно. Эти факты подчеркивают недостаточность саморегуляции при выполнении многозвенных инструкций. Процесс обучения целенаправленному выполнению инструкций педагога-психолога, а точнее сказать, произвольной регуляции движений самим ребенком, включает несколько обязательных компонентов:

Повторение инструкции не только педагогом, но и ребенком;

Объяснение (в отдельных случаях и показ) ребенком тех движений, которые предстоит выполнить;

Установки педагога на точность, красоту и четкость выполнения;

По окончании выполнения - рассказ ребенка о том, какие действия он выполнил и в какой последовательности;

Самооценка ребенка точности выполнения инструкции.

Отметим, что на результативность выполнения инструкций большое влияние оказывает положительная мотивация детей, добиться которой можно через внесение ярких и красочных физкультурных пособий и атрибутов, использование игровых (например, сказочные персонажи и др.) и соревновательных элементов. К контролю и анализу выполнения привлекаются все дети подгруппы, что способствует выработке у них внимания, зрительного сосредоточения, приучает адекватно оценивать выполнение задания другим ребенком, аргументировать свою оценку в устной речи. В итоге - сформированные действия самоконтроля на каждом этапе выполнения деятельности (ориентировочном, исполнительском, контрольно-оценочном) способствуют более полному усвоению учебного материала.

Для успешного овладения чтением, письмом и другими школьными навыками важно сформировать у детей не только зрительно-моторные, слухо-моторные координации, но и координации разных частей тела (например, поза туловища и наклон головы при письме).

Совершенствовать координацию движений помогают специальные физические упражнения;

игры и упражнения с мячом : перекладывание, а затем перебрасывание мяча из руки в руку; подбрасывание мяча на разную высоту и ловля мяча двумя руками и одной. Эффективны упражнения, связанные с метанием в цель, выполняемые на ограниченной поверхности, упражнения на равновесие, упражнения с гимнастическими пособиями (мяч, обруч, кегли) и др., т. е. те упражнения, которые развивают согласованность движений разных частей тела и требует синхронности действий. Кроме того, данные виды упражнений способствуют выработке точности и четкости движений, ловкости, быстроты реакции. Примеры игр см. ниже.

Тонкая моторика является составной частью моторных способностей человека. Ее развитие базируется на основе формирования оптимальной статики тела, оптимального двигательного стереотипа локомоций и движений конечностей, музыкально-ритмических движений. Под термином «тонкая моторика» понимаются высокодифференцированные точные движения, преимущественно небольшой амплитуды и силы. В социализированных движениях - это движения пальцев руки и органов артикуляционного аппарата. Тонкую моторику необходимо развивать на основе общей моторики, в системе параллельного формирования всех основных видов моторных способностей.

Развитие моторики влияет на развитие других систем. В частности, многочисленными исследованиями (Г. А. Каше, Т. Б. Филичева, В. В. Цвынтарный и др.) доказана зависимость развития речи от степени сформированности тонких движений рук. Учеными Института физиологии детей и подростков Академии педагогических наук (Е. Н. Исенина, М. М. Кольцова и др.) подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики.

Незрелость в развитии моторных функций проявляется в скованности, неловкости движений пальцев и кистей рук; движения недостаточно четки и координированы. Это особенно заметно в таких видах деятельности, как ручной труд, рисование, лепка, работа с мелкими деталями (мозаикой, конструктором, пазлами), а также при выполнении бытовых манипуляторных действий: шнуровка, завязывание бантов, плетение косичек, застегивание кнопок, крючков, слипов и др.

Следствием органического поражения головного мозга является дефицит в развитии сложнокоординированных графических движений руки, что значительно затрудняет овладение детьми с интеллектуальной недостаточностью базисными движениями, необходимыми для формирования навыка письма. Изменение (повышение или понижение) мышечного тонуса обусловливает утомляемость кистей рук, из-за чего ребенок не может длительное время удерживать карандаш или ручку. Недостаточность деятельности нервной системы делает движения неловкими, препятствует их согласованности и плавности. Указанные нарушения обычно сочетаются с расстройствами зрительно-двигательной координации. Поэтому требуется не только специальная работа по развитию крупной и мелкой моторики, но и целенаправленная работа по формированию сложнокоординированных движений и базисных графических умений.

Рассмотрим работу по развитию тонкой моторики сквозь призму методических рекомендаций по освоению линейной графики в процессе рисования при подготовке руки ребенка к письму.

Многолетняя практика показала, что для развития мелкой моторики очень полезно штриховать, закрашивать, рисовать карандашами.

Штриховка помогает ребенку координировать движения, соблюдая границы контура, распределять нанесение рисунка по всему силуэту изображаемого предмета. Штриховку можно выполнять сплошной, пунктирной или волнистой линией. Но, пожалуй, самое увлекательное занятие - заштриховывать несколько предметов на одном рисунке.

Главным выразительным средством на занятиях является линия. Она наносится на бумагу различными инструментами: шариковой или гелевой ручкой, цветным или простым карандашом разной твердости, фломастером, специальным угольным стержнем, восковым мелом, пастелью, твердыми материалами, беличьей или колонковой кистью при работе с гуашью, акварелью или тушью.

Работа с различными материалами позволяет не только оценить специфику их выразительных возможностей, но и корректировать работу с мышечным тонусом кисти руки, что важно для письма, когда требуется переносить длительные статические нагрузки на кисть при сохранении четкости движений. Нормализации тонуса мелких мышц также способствуют игры с холодной и горячей водой, кубиком льда, грецким орехом, маленьким массажным мячом.

Для формирования тонко координированных графических движений полезны следующие упражнения:

Штриховка в разных направлениях с различной силой нажима и амплитудой движения руки;

Раскрашивание листа в разных направлениях с ограничением и без ограничения закрашиваемой поверхности;

Обведение рисунка по контуру, копирование;

Рисование по опорным точкам;

Дорисовывание изображений;

Рисование по клеточкам и на другой ограниченной поверхности;

Разлиновка;

Графический диктант.

Существуют также специальные упражнения для подготовки руки ребенка непосредственно к школьному письму, включающие элементы прописных букв.
Проблема формирования графических навыков у детей требует постоянного внимания педагога, так как это не просто двигательный акт, а сложный психофизиологический процесс, который обеспечивается совместной работой ряда анализаторов: речедвигательного, речеслухового, зрительного, кинетического и кинестетического.

Превращение зрительного образа с помощью движения руки в графический знак требует навыков организации движения в пространстве (т. е. динамической организации двигательного акта) и сформированности ряда координации - зрительно-моторных, слухо-моторных, слухо-зрительных. В связи с этим подготовка к письму имеет несколько направлений: развитие тонко координированных движений пальцев и кистей рук; ориентирование на нелинованном и линованном (сначала в клетку, а затем в линейку) листе бумаги; обучение правильной посадке и использованию письменных принадлежностей; отработка элементарных графических навыков; формирование навыков соотнесения звука и буквы.

Подчеркнем, что техническая сторона письма, несмотря на всю предварительную подготовку, сложна: от детей требуются огромные умственные, физические и волевые усилия, в связи с чем рекомендуемая продолжительность письма на этапе обучения не более 5 мин.

Развитие ручной моторики является основой формирования графических навыков. Каждое коррекционное занятие должно сопровождаться специальной пальчиковой гимнастикой, сочетающей развитие всех пальцев руки (а не только первых трех пальцев, наиболее активных в деятельности и составляющих «социальную зону руки») и движений кисти руки трех видов: на сжатие, растяжение и расслабление (примеры упражнений см. ниже). Гимнастику следует проводить не менее двух раз по 2-3 мин на каждом коррекционном занятии; допустимо проведение коррекционных занятий (особенно в первом классе), полностью посвященных развитию мелкой моторики и обучению пользованию письменными принадлежностями.

Все упражнения пальчиковой гимнастики выполняются в медленном темпе, 5-7 раз, с хорошей амплитудой движения; каждой рукой отдельно, поочередно или вместе - это зависит от направленности упражнения.

Изначально даются однотипные и одновременные движения, направленные на развитие согласованности и координации движений, и лишь по мере их освоения включаются более сложные - разнотипные движения.

Педагог следит за правильной постановкой кисти руки ребенка, точностью выполнения и переключения с одного движения на другое, при необходимости дает спокойные, четкие указания.

Особо подчеркнем, что основная цель такой работы не механическая тренировка движений руки, а систематическое обучение детей новым двигательным тонко координированным действиям.

Для развития мелкой моторики полезны упражнения на сортировку бусинок, пуговок, катание между ладонями деревянных, пластмассовых, резиновых мячей с шипами, работа с мелким конструктором, пазлами и др. (примеры упражнений см. ниже). Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Кисти рук постепенно приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что облегчает овладение навыками письма.

Для проведения игр и упражнений по развитию моторики следует иметь специальное оборудование:
- разнообразные мелкие предметы (пуговицы, бусинки, камешки, зерна, орешки, скрепки канцелярские, кнопки и др.) и различные коробки, банки, лотки для их раскладывания;
- свободные катушки для наматывания на них ниток, веревочек, проволочек;
- дощечки и игрушки-шнуровки «Чудо-пуговица» с множеством отверстий для сшивания и вышивания шнуром;
- различные виды застежек: крючки, пуговицы, шнурки, молнии, слипы;
- наборы веревочек и лент разной длины и толщины для завязывания и развязывания узлов, плетения косичек, завязывания бантов;
- наборы пластмассовых или деревянных палочек, разноцветные прищепки;
- различные виды мозаики, конструкторов, пазлы.
Работа над развитием движений руки детей является одновременно и работой по формированию различных перцептивных действий и их систем, некоторых сенсорных способностей, о чем мы будем говорить в последующих главах.

Игры и упражнения
для развития общей моторики

Упражнения с элементами основных движений: ходьба, бег, упражнения в равновесии, лазанье, прыжки, метание.
Ребенку предлагается выполнить в игровой форме следующие упражнения:
- бросить мяч вверх и поймать двумя руками, одной рукой;
- ударить мяч о стену и поймать его двумя руками, одной рукой;
- подбрасывать вверх воздушный шар, стараясь как можно дольше удержать его в воздухе;
- пройти по начерченной на полу линии;
- попрыгать попеременно на одной ноге, на другой;
- попрыгать на двух ногах, продвигаясь вперед;
- повернуться туловищем направо и налево;
- подлезть под натянутой веревочкой;
- «бег» на коленках (четвереньках);
- игры типа «Тир»: попадание в цель различными предметами (мячом, стрелами, кольцами).

Игры и упражнения для развития мелкой моторики

Упражнения на развитие статической координации движений.
«Гнездо» - пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить одни к другим, большие пальцы убрать внутрь ладоней.
«Фонарики» - руки поднять вверх, кисти рук опустить, опущенные пальцы раздвинуть, тянуть вниз, имитируя форму фонарика.
«Буквы» - изобразить руками буквы О, Л, М, П, Т и др.
«Замок» - соединить пальцы обеих рук в замок, на слова «чик-чик» (поворот ключа) разъединить.
«Олень здоровается» - скрещенные руки поднять вверх, пальцы широко раздвинуть, головой и руками делать легкие полунаклоны вперед.
Упражнения на развитие динамической координации движений.
«Пальчики здороваются» - на счет 1, 2, 3, 4, 5 соединяются кончики пальцев обеих рук - большой с большим и т. д.
«Пальцеход» - на плотном ковролине нашито 20 пуговиц - по 10 в 2 ряда. Ребенок нажимает указательными пальцами обеих рук на пуговицы, имитируя ходьбу.
«Соревнования по бегу» - средний и указательный пальцы правой, затем левой, далее обеих рук изображают ноги бегунов (на столе).
«Необычное животное» - показать, как передвигается животное, у которого пять ног, по столу (сначала правой, а затем левой рукой).
«Посчитай-ка» - сжать руку в кулачок, считать пальцы, разгибая их (сначала на правой руке, затем на левой).
«Командир» - сжать руку в кулачок, разжимать пальцы по одному со счетом: «Ты командир, а твои пальчики - солдаты. Командуй: раз, два, три...»
Упражнения на ритмическую организацию движений, переключаемость.
«Кулак - ладонь» - поочередное выполнение движений каждой рукой, затем обеими руками вместе. Выполнение обеими руками может быть одновременное или разновременное (одна кисть руки сжата, другая выпрямлена, и наоборот).
«Кулак - ребро - ладонь» - поочередное выполнение движений каждой рукой, затем обеими руками вместе.
«Сжимание и разжимание кистей рук» - поочередное выполнение движений обеими руками одновременно, затем обеими руками, но разновременно (одна кисть руки сжата, другая выпрямлена, и наоборот).
«Кольцо - зайчик» - переходы из одной статической позы в другую; выполняются поочередно каждой рукой, а затем обеими руками вместе.
«Барабанщик» - один ребенок барабанит всеми пальцами обеих рук по столу, отстукивая ритм, другой повторяет.
Упражнения на развитие координированных графических движений.
«Трудные виражи» - на одном конце дорожки нарисована машинка, на другом - домик или гараж. Педагог говорит: «Ты - водитель, и тебе надо проехать на своей машинке к дому. Дорога, по которой ты поедешь, не простая. Будь внимателен и осторожен».
Ребенок должен, не отрывая руки, карандашом «проехать» по изгибам простых дорожек, а когда он освоится, ему можно предложить и более сложные варианты дорог.
Упражнения с предметами:
- составление контуров предметов из палочек сначала более крупных размеров, а затем более мелких (стол, дом, треугольник, машина);
- составление цепочки из 6-10 и более канцелярских скрепок разного цвета с соблюдением очередности цветов;
- вырезание из бумаги какой-либо фигуры правой и левой рукой;
- нанизывание на шнурок пуговиц, крупных бусин, а на нитку с иголкой - мелких бусин, бисера;
- сортировка бобов, фасоли, гороха, а также перебор крупы (пшено, гречка, рис);
- застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков;
- завинчивание и отвинчивание шайбы, крышек у пузырьков, баночек;
- доставание бусин ложкой из стакана;
- складывание мелких деталей (пуговицы, бусины) в узкий цилиндр;
- продевание нитки в иголку;
- стирание ластиком нарисованных предметов;
- кáпание из пипетки в узкое горлышко бутылочки;
- надевание и снимание колечка (массаж пальца);
- втыкание канцелярских кнопок в деревянный брусок;
- комканье платка (носовой платок взять за уголок одной рукой и вобрать в ладонь пальцами только одной руки);
- прикрепление бельевых прищепок к горизонтально натянутой веревке;
- перебирание четок или бус одновременно двумя руками навстречу и обратно;
- нахождение спрятанных предметов в «сухом бассейне», наполненном горохом и фасолью, в пластиковых ведрах или тазиках;
- сжимание и разжимание эспандера;
- катание мячей-ежиков (с шипами).
Шнуровка-флексик «Чудо-пуговица» - пришивание пуговиц и сшивание материалов различными видами швов.
«Рамки с застежками».
Материал: рамка, обтянутая тканью из двух половинок, к каждой из которых пришито по 5 тесемок (тесемки одной половинки отличаются по цвету от тесемок другой).
Ребенку предлагается завязывать и развязывать банты, соединяя две половинки ткани.
Варианты:
можно использовать рамки с разными застежками: большие и маленькие пуговицы, кнопки, петли, застежки из ремешков и др.
Формообразующие движения (работа с пластилином) - скатывание колбасок, скатывание под углом, скатывание округлых форм, прищипывание, вдавливание, сглаживание.
- Игры
«Оркестр» - одни дети имитируют игру на разных музыкальных инструментах (пианино, барабан, гитара, труба, баян и др.), другие дети отгадывают, кто на чем играет. Затем меняются местами.
«Работники» - дети по очереди изображают работу с каким-то инструментом или орудием труда (ножницами, молотком, кусачками, топором, пилой, лопатой, граблями и др.).
«Поймай рыбку» - ребенок удочкой с крючком пытается подцепить пластмассовых рыбок со специальным отверстием.
Упражнения для расслабления рук.
Массаж подушечек пальцев рук и фаланг пальцев (от ногтевых фаланг к основаниям пальцев), потягивание сцепленных пальцев в противоположные стороны с речевым стихотворным сопровождением, так как стихи, сопровождающие упражнения, - это та основа, на которой формируется чувство ритма.
Имитационные движения для кистей рук:
- мытье рук перед едой
- стряхивание воды с кисти
- полоскание белья
- надевание перчаток
- поглаживание кошки
- пальчики танцуют
Упражнения педагог может придумать сам, проявив творчество.