Военно-патриотическое воспитание молодежи. Система военно-патриотического воспитания в российской федерации


Введение

Организация и руководство военно-патриотическим воспитанием в школе

Военно-патриотическое воспитание в учебном процессе

Заключение

Список литературы


Введение


Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянной готовности к ее защите. Вместе с тем, воспитание патриотизма - это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.

Экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Объективные и субъективные процессы существенно обострили национальный вопрос. Патриотизм кое-где стал перерождаться в национализм. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной службы.

Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей "малой родине", патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты.

1. Организация и руководство военно-патриотическим воспитанием в школе


Многие говорят, что современные подростки, юноши и девушки «не имеют ничего святого за душой», не ценят труд своих родителей, не помнят своих предков, не преклоняются перед памятью павших на фронтах Великой Отечественной войны.

Это не так. Их внешняя вульгарность, подражание моде - наносное, просто бравация и самоутверждение. Они нормальные, они всё понимают и всё ценят, и всё берегут. Они бываю настоящими, если с ними по-настоящему, если им доверяют.

Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества и государства дела и поступки.

За последние годы способствовало немало факторов: усиленное обсуждение в СМИ мнения об ошибочном пути развития России, отсутствие общей государственной идеологии, которая смогла бы стать базовой в деле такого воспитания.

Одной из важных задач государства является военно-патриотическое воспитание молодёжи, в основе которого, лежит подготовка молодых людей страны к службе в Вооружённых Силах РФ, воспитание любви к армии, формирование высокого чувства гордости за принадлежность к России, постоянной готовности к защите Родины. Каким должен быть выпускник школы, будущий защитник Отечества?

Это должен быть высокообразованный, физически развитый молодой человек, обладающий высокими моральными принципами. На это нацеливает нас национальная доктрина образования в РФ, утверждённая федеральным законом, которая является основополагающим государственным документом. Она определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 года. Наши задачи по подготовке молодёжи к службе в армии и военно-патриотическому воспитанию чётко определены в законе РФ в редакции 1998 года.

В марте 1998 года была принята новая редакция Закона РФО воинской обязанности и военной службе, которая вводит в стране обязательную и добровольную систему подготовки молодёжи к военной службе, военно-патриотическое воспитание, а также лечебно-оздоровительную работу, без чего невозможно воспитание здорового поколения России.

Прежде чем приступать к работе педагогический коллектив школы должен твёрдо знать основные задачи по военно-патриотическому воспитанию учащихся, которые перед ним состоят, это:

  1. Участие в реализации государственной политики в области военно-патриотического и гражданского воспитания детей и молодёжи
  2. Воспитание чувства патриотизма, формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности к служению Отечеству, и его вооружённой защите.
  3. Изучение истории и культуры Отечества и родного края.
  4. Участие в подготовке и проведении мероприятий по увековеченью памяти защитников Отечества.
  5. Передача и развитие лучших традиций российского воинства.
  6. Противодействие проявлениям политического и религиозного экстремизма в молодёжной среде.
  7. Физическое развитие учащихся, формирование здорового образа жизни.
  8. Участие в подготовке учащихся к военной службе.

Исходя из этих задач, составляем годовой школьный план по проведению мероприятий военно-патриотического воспитания.

Системность и целенаправленность работы по военно-патриотическому воспитанию в школе обеспечивается, прежде всего, тщательным планированием.

При составлении проекта плана, работаю в тесном взаимодействии с директором школы, учителями физкультуры, классными руководителями, учителями-предметниками, необходимо учитывать рекомендации военного комиссариата, общественных организаций. Только после этого план представляется директору школы на утверждение. Военно-патриотическое воспитание учащихся и выполнения плана осуществляется всем педагогическим коллективом.

военный патриотический гражданский конституционный

2. Военно-патриотическое воспитание в учебном процессе


Военно-патриотическое воспитание осуществляется, прежде всего, в процессе обучения. Занятия по предмету Основы военной службы, ОБЖ необходимо проводить по программе разработанной городским методическим объединением и военным комиссариатом города с учащимися 10-11 классов по 2 часа в неделю по разделам:

  1. Армия России - история и традиции.
  2. Тактическая подготовка.
  3. Огневая подготовка.
  4. Строевая подготовка
  5. Общевоинские уставы.
  6. Военная топография.
  7. ОБЖ и гражданская оборона, а также в конце учебного года планируются и проводятся 3-х дневные полевые занятия с юношами 10 классов.

На занятиях по Основам военной службы и ОБЖ учащиеся знакомятся со спецификой воинского труда, готовятся к выполнению обязанностей солдата, познают особенности службы в армии, воспитывают в себе качества необходимые защитнику Родины. Программа позволяет по каждой теме привлекать материал из жизни воинов в мирных условиях, при ведении боевых действий, использовать на уроках примеры из героического прошлого нашей армии и воспитывать у старшеклассников любовь к Вооружённым Силам.

На занятиях по огневой подготовке использую возможность показать превосходство нашего стрелкового оружия перед иностранным. Изучение военной присяги помогает раскрыть важнейшие требования к морально- боевым качествам воина, показать, какую самую высокую обязанность берёт на себя воин, принимая присягу и вступая в ряды защитников Родины.

Полевые занятия служат проверкой практических навыков и позволяют учащимся оценить свою подготовку к защите Родины.

На занятиях должна быть введена единая военизированная форма одежды для учащихся, урок начинать с построения взвода по отделениям, доклад командира взвода преподавателю, приветствие, осмотр внешнего вида учащихся.

То есть, урок необходимо проводить согласно требованиям строевого устава, приближённо к армейским условиям.

В патриотизме гармонично сочетаются лучшие национальные традиции народа с преданностью к служению Отечеству. Патриотизм неразрывно связан с интернационализмом, чужд национализму, сепаратизму и космополитизму.

Патриотическое воспитание школьников - это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Самое главное приобретение человека в период детства и ученичества - это вера в себя, вера в то, что он знает и умеет, чувство собственного достоинства. Эти качества необходимо формировать в процессе патриотического воспитания посредством различных средств и способов. Героическая борьба, подвиги лучших сынов Отечества должны стать основой патриотического воспитания. Рассказывая о героических личностях, необходимо подчеркивать их нравственные устои и мотивы их действий, так как это может затронуть душу ребенка.

Овладение теорией и практикой военно-патриотического воспитания учащихся, всесторонняя подготовка их к военной службе, к выполнению своего долга к достойному служению Отечеству - одна из задач педагогического коллектива учебного заведения, военно-патриотической работы в гимназии.

Создание системы военно-патриотической работы в гимназии предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения, направленные на формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества.

Система военно-патриотической работы в гимназии (рис.1) включает в себя систему, комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания учащихся. Патриотическое воспитание должно быть плановым, системным, постоянным и одним из приоритетных направлений в области воспитательной деятельности.

Система патриотического воспитания не может оставаться в неизменном виде. Ее изменение и развитие обусловлено как достижениями первоочередных задач системы патриотического воспитания, так и изменениями, происходящими в экономической, политической, социальной и других сферах российского общества, а также новыми условиями современного мира, что обуславливает гибкость в управлении системой военно-патриотического воспитания в гимназии.

Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание молодежи в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе". Оно направленно на формирование готовности к военной службе как особому виду государственной службы. Военно-патриотическое воспитание характеризуется специфической направленностью, глубоким пониманием каждым гражданином своей роли и места в служении Отечеству, высокой личной ответственностью за выполнение требований военной службы, убежденностью в необходимости формирования необходимых качеств и навыков для выполнения воинского долга в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

Высокое качество уроков невозможно без хорошей учебно-материальной базы, поэтому в школе нужно вести работу по её созданию и совершенствованию.

В школах необходимо создавать военный кабинет, оборудованный красочными стендами по всем разделам предмета, техническими средствами. хорошо иметь видеосистему с набором учебных и художественных фильмов по военной тематике.

В настоящее время, прежде всего, нужно определиться с тем, что включать в план изучения в рамках курса ОБЖ, а что в рамках других предметов и курсов, и не смешивать несовместимое. Например, вопросы изучения военной службы, на наш взгляд, более правильным было бы вынести в отдельный предмет, как это было до распада СССР. Это позволило бы в большем объеме и с большей эффективностью изучать вопросы строительства Вооруженных Сил, традиций и символов армии и флота, отрабатывать строевые приемы, обучать основам тактики общевойскового боя, огневой подготовки, военной топографии и т.п.

Наряду с отмеченными недостатками, анализ содержания учебников и учебных пособий по курсу ОБЖ показал следующее. Во-первых, по форме они ближе к монографиям, где нет распределения материала по разделам, темам и вопросам в соответствии с бюджетом времени, выделенного как в целом на курс, так и на отдельный урок или лекцию. Их структура произвольная, по ним очень трудно давать задания учащимся. При изложении материала больше внимания в них отводится тому, что надо делать в тех или иных чрезвычайных ситуациях, и очень мало говорится о том, как это делать. Избыточность информации вкупе с поверхностностью делают материал трудно усваиваемым и неинтересным для учащихся.

В настоящее время в курс ОБЖ для старших классов пытаются втиснуть вопросы по основам военной службы. Иначе как профанацией это не назовешь. Действительно, школа и не учит воевать, но учит умению оберегать и защищать свой дом, семью, Родину. Кстати, региональные СМИ в Башкортостане активно поддерживают политику своего руководства - проводят военно-патриотические конкурсы, смотры патриотических песен "Когда поют солдаты", широко освещают и пропагандируют военно-прикладные соревнования "Витязь", призывают учащихся следить за памятниками и монументами. Весомый вклад в военно-патриотическое воспитание вносит радиожурнал "Армейский марш", рассказывающий о ветеранах Великой Отечественной войны, передающий репортажи и интервью с допризывной молодежью, с воинами-уроженцами республики в местах их службы. Поэтому не случайно, что военный комиссариат республики многие годы подряд занимает достойное место среди регионов России по призыву молодежи на военную службу.

Умелое использование общеобразовательных предметов в целях военно-патриотического воспитания служит одним из основных средств подготовки учащихся к защите Родины.

Уже в младших классах учащиеся осмысливают такие понятия, как Родина, Подвиг, Патриот, Воин-освободитель, узнают о победах российского народа, учатся любить родную природу.

В повседневной работе, на педагогических советах необходимо акцентировать внимание предметников на большие возможности для военно-патриотического воспитания на уроках любого предмета.

Изучение истории помогает учащимся усвоить основные положения о воине и армии, о воинах справедливых и несправедливых, о роли народных масс и личности в истории. Овладение историческими знаниями неразрывно связано с дальнейшим развитием и укреплением патриотических и интернациональных чувств.

Существенную роль в становлении гражданина и патриота своей страны играет литература. Анализ программ, действовавших в советской школе, показывает, что литературное образование было в значительной мере ориентировано на решение задач патриотического воспитания учащихся, на их подготовку к защите социалистического Отечества. Яркие образы защитников Родины, борцов за ее свободу и независимость учили любить Отечество, свой героический народ, показывали боевые и трудовые традиции.

Проведенный нами анализ действующих в настоящее время программно-методических материалов по литературе показал, что из школьной программы изъято большое количество произведений военно-патриотической направленности. Не входит в школьную программу "Повесть о настоящем человеке" Б. Полевого, не изучается "Молодая гвардия" А. Фадеева, мало кто из учащихся знает "Судьбу человека" М. Шолохова, "Русский характер" А. Толстого. Произведения, освещающие тему Великой Отечественной войны, изучаются поверхностно. В обзорную литературу входят произведения К. Симонова, А. Твардовского, Ю. Бондарева, В. Быкова, В. Кондратьева, В. Некрасова и др., но нет в этом списке произведений Э. Асадова, В. Каверина, В. Кожевникова, А. Чаковского и др. При этом обзорное изучение, в отличие от текстуального, не предполагает детального углубления. Один из пунктов Требований к уровню подготовки выпускников по литературе гласит: "Изучение литературы в школе призвано обеспечить воспитание высоких нравственных качеств личности, патриотических чувств, гражданской позиции". В связи с этим, на наш взгляд, необходимо на уроках литературы изучение романов и повестей, в которых остро звучит тема Родины: "Зарницы войны" Э. Асадова, "Выбор" Ю. Бондарева, "А зори здесь тихие..." Б. Васильева, "Март-апрель" В. Кожевникова, "Судьба" П. Проскурина, "Живые и мертвые" К. Симонова, "Война" И. Стаднюка, "Блокада" А. Чаковского и др.

На уроках литературы формируются нравственные идеалы молодёжи на примерах положительных героев художественных произведений, устанавливается живая связь далёкого прошлого с современностью, воспитывается чувство гордости за нашу Родину, её народ. Преподаватели русского языка и литературы могут активно использовать творческие работы учащихся на военно-патриотические темы.

В процессе изучения основ физики, химии, биологии географии, математики у учащихся формируется диалектическое понимание развития природы. Школьники знакомятся с применением законов физики,химии, биологии в военном деле, влиянием научно-технической революции на развитие военной техники, решают задачи, содержание которых отражена военная тематика.

Так, например: можно интересно провести открытый урок физики, на котором рассказать, как советские физики в годы войны за кратчайший срок изобрели способ размагничивания корпусов кораблей и тем самым спасли жизнь многих тысяч моряков от подрывов на минах. Можно также выступить на уроке и рассказать о применении достижении физики в современных видах оружия.

Перспективным направлением в обучении учащихся основам военной службы является применение в учебном процессе персональных компьютеров.

Наличие в школе хотя бы одного компьютерного класса, оснащённого современными компьютерами, позволит в полной мере реализовать эти возможности. Пока на уроках школьники могут играть в военные компьютерные игры, но это позволяет до разработки специальных обучающих программ, развивать у учащихся такие качества, необходимые будущему воину, как: быстроту реакции, навыки работы на сложной боевой технике.

Необходимо ориентировать юношей на выработку качеств необходимых солдату:

  1. высокая работоспособность;
  2. выносливость;
  3. чёткая координация и точность движений.

Посещение занятий по Основам военной службы и ОБЖ в комплексе с военно-патриотическим воспитанием положительно отражаются на учащихся. Они становятся более дисциплинированными, как в школе, так и вне её, поднимается их общефизический уровень, улучшается выправка и собранность, появляется интерес к выбору военной профессии.


Заключение


В заключение реферата, хотелось бы отметить еще один момент. Вся история России подтверждает тот факт, что вопросы военно-патриотического воспитания не должны рассматриваться изолированно от религии. Но представители традиционных конфессий не привлекаются к разработке образовательных программ, учебников и учебных пособий. В этой связи следует упомянуть об учебниках по граждановедению. Некоторые из них совершенно лишены того, что делает человека гражданином, - уважения к духовным истокам национальной культуры.

Без педагогических инноваций в содержании учебных программ, учебников и учебных пособий невозможно в настоящее время воспитывать патриотизм у учащихся. Здесь уместно привести мнение Т.И. Тюляевой о том, что "в сложной, неопределенной общественно-политической обстановке нельзя допустить существование духовного вакуума, поэтому, чтобы преодолеть кризис общественного сознания, необходимо в большей степени усилить внимание к воспитательному потенциалу учебников. Их содержание должно быть нацелено на воспитание чувства патриотизма, гражданственности, чувство национального самосознания, уважения к историческому и культурному наследию народов России..."


Список литературы


1.Закон РФ О воинской обязанности и военной службе. 1998 г

.О военно-патриотических молодёжных и детских объединениях

.Научно-популярный журнал Военные знания № 1-12, 2000 г. М.

.Информационно-методическое издание для преподавателей Основы безопасности жизнедеятельности, № 1-12, 2000 г.М.

.Гареев М.А. Полководцы Победы и их военное наследие (очерки о военном искусстве полководцев, завершивших Великую Отечественную войну). 2-е изд., испр. и доп. М., 2004.

.Островский В.П., Уткин А.И. История России. XX век. 11 класс. М., 2005.

.Бурлаков А.И., Похилюк А.В. О некоторых особенностях современных условий формирования патриотического сознания молодежи // Современный патриотизм: борьба идей и проблемы формирования. СПб., 2002.

.5. Устякин В.Н. Патриотическое и нравственно-эстетическое воспитание учащихся при изучении предметов гуманитарного цикла. Дис. ... канд. пед. наук. М., 2006.

.Райхлина Е.Л. Создание и функционирование педагогической системы патриотического воспитания старшеклассников в процессе изучения литературы: Дис. ... канд. пед. наук. Тула, 2003.

.Литература 5-11 класс: Программно-методические материалы / Сост. Т.А. Калганова. М., 2007.

.Лукьянова В.П. Педагогические условия патриотического воспитания старшеклассников в учебно-воспитательном процессе современной школы: Дис. ... канд. пед. наук. М., 2003.

.Тюляева Т.И. Об учебниках истории в общеобразовательных учреждениях РФ // Программно-методические материалы. История 5-9 кл. / Сост. Т.И.Тюляева. 4-е изд., стереотип. М., 2001.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Патриотическое воспитание

Каждый человек отличается большой любовью к своей Родине -- государству трудящихся и выражают эту любовь в конкретных делах, направленных на укрепление ее славы и могущества. Настоящих патриотов нашей Родины отличает последовательный интернационализм, т. е. глубокое уважение к другим странам, нашим друзьям, также к трудящимся всего мира. Любовь к трудящимся, братская солидарность с ними предполагают ненависть к их эксплуататорам, душителям свободы и прогресса. Таким образом, патриотизм -- это сплав чувства любви к Родине. Эти особенности советского патриотизма налагают свой отпечаток на весь процесс патриотического воспитания детей. Формирование гражданина, патриота своей Родины начинается в детском возрасте с чувства любви к родным людям, родному краю, природе, традициям. На основе этих общих для всех чувств формируется и укрепляется высокое чувство любви к Родине. Поэтому развитие у подростков чувства любви к близким, к родному краю становится одним из важных направлений работы школы в деле патриотического воспитания. Формирование чувства привязанности к родным местам -- один из компонентов патриотического воспитания. Опираясь на эти чувства, необходимо идти дальше. По мере овладения знаниями школа призвана воспитывать у детей чувство любви к нашему советскому строю, показывать его преимущества перед капиталистическим строем, растить сознательных, убежденных защитников нашего социалистического общества. Важной задачей является воспитание у подростков любви к трудовому и боевому революционному прошлому нашей Родины. Красочный, яркий рассказ о поступках героев труда, о ратных подвигах наших людей во время войны вызывает сильные переживания и прилив благородных патриотических чувств. Переживание может возникнуть и как результат сопереживания жизни другого человека. На этих благородных традициях прошлого формируется стремление преумножить славу и могущество нашей страны. Школа направляет свои усилия на то, чтобы патриотические чувства подростков находили выражение в полезных делах на благо Родины, с этим тесно связана и другая задача -- воспитание у детей готовности защищать свою страну. Вся работа школы по патриотическому воспитанию подростков должна проводиться в единстве с интернациональным воспитанием: воспитанием у детей чувства дружбы народов нашей страны, братской солидарности с народами социалистических стран, с трудящимися всего мира, нетерпимости к расовой и национальной неприязни, ненависти к врагам коммунизма, дела мира и свободы народов.

Высокое чувство любви к Родине может сложиться лишь в результате целой системы средств воспитания, включающей в себя пропаганду, пример, организацию поведения и деятельности учащихся. Огромное значение в воспитании патриотических чувств принадлежит учебному процессу. На уроках учащиеся изучают прошлое и настоящее нашей Родины, знакомятся с лучшими представителями науки, культуры, героями войны и труда. Знание является важнейшей предпосылкой для возникновения патриотических чувств. Урок является источником получения знаний о Родине.

На основе этих знаний формируется и закрепляется чувство любви к Родине. Иногда учащиеся младших классов не имеют достаточного представления о своей стране. Многие из них под словом Родина понимают только местность, в которой они живут. Такое представление является исходным для формирования другого, более глубокого представления о Родине как о государстве. В зависимости от характера материала учителя делают это различными путями. Уровень патриотического воспитания во многом зависит и от, содержания материала школьных учебников. Его воздействие на детей может быть усилено за счет привлечения отрывков из мемуарной литературы, использования кинофильмов и диафильмов, картин.

Важное значение в военно-патриотическом воспитании имеет подготовка молодежи к службе в Вооруженных Силах. Основными ее формами являются начальная военная подготовка, учеба в школах и клубах Добровольного общества содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ), занятия техническими и военно-прикладными видами спорта. Юноши еще до призыва их в Вооруженные Силы заблаговременно приобретают военные знания и навыки, чтобы быстрее стать умелыми защитниками своей Родины. Это соответствует ленинскому указанию о том, что наряду с военным обучением взрослых граждан для повышения обороноспособности социалистической страны необходимо также обучение всех подростков военному делу. Начальная военная подготовка молодежи проводится в десятых-одиннадцатых классах общеобразовательных школ, в средних специальных учебных заведениях системы профессионально-технического образования. Она имеет своей целью помочь юношам получить военные знания и практические навыки в объеме подготовки солдата, матроса, овладеть одной из военно-технических специальностей, изучить основы гражданской обороны.

Начальная военная подготовка неразрывно связана с военно-патриотическим воспитанием молодежи. Сложившаяся в Советском Союзе система обязательных форм подготовки молодежи к службе в Вооруженных Силах дополняется мероприятиями оборонно-массовой и спортивной работы. Ее задачей является пропаганда военных и военно-технических знаний, вооружение молодых людей знаниями основ военного дела, гражданской обороны. Знания и навыки, полученные в процессе начальной военной подготовки, дополняются занятиями в университетах военных знаний, на факультетах военных знаний при народных университетах, клубах будущего воина. Многие юноши, получившие военную, физическую и моральную подготовку в военно-патриотических клубах, поступают в военные училища, становятся офицерами Вооруженных Сил. Успешному овладению молодежью военными знаниями способствует шефство воинских частей, военно-учебных заведений над общеобразовательными школами, профессионально-техническими училищами, техникумами, учебными организациями ДОСААФ. Допризывная военная подготовка и система оборонно-массовой работы, военно-патриотического воспитания молодежи к службе в Вооруженных Силах дают положительные результаты. Юноши, призванные на действительную военную службу в армии или на флот, успешнее осваивают сложную современную военную технику и вооружение, быстрее становятся в ряды героических Вооруженных Сил, бдительно стоящих на страже мирного труда нашего народа.

Военная психология

Военная психология занимается изучением личности воина с учетом его общественного положения. Как личность воин -- полноправный гражданин общества, представитель трудящихся классов, член воинского коллектива, выполняющий предусмотренный Конституцией РК священный долг по защите Отечества. Ему присущи высокая политическая сознательность, нравственная зрелость, психологическая готовность и мастерство для выполнения учебных, служебных и боевых задач. Каждый воин имеет индивидуально-психологические особенности.

Личность социальна по своей сущности и происхождению, и ее значимость оценивается критериями общественно-классовых интересов. В то же время личность -- это сложный комплекс индивидуально своеобразных психических процессов, свойств и преобладающих состояний. Она имеет свое содержание и структуру. Под содержанием личности понимают духовный мир человека, его индивидуальное сознание, являющееся своеобразным отражением сознания общественного, социальной и природной среды. Элементами содержания личности являются представления, знания, понятия, взгляды и убеждения.

Центральную часть духовного мира воина составляет мировоззрение. Это система общественно-политических знаний и убеждении, сознание патриотизма и интернационализма, воинского долга. Важнейшее место в содержании личности принадлежит нравственному и правовому сознанию.

Центральным свойством личности воина является направленность, которая является обобщенной характеристикой воина с точки зрения того, к чему он стремится, что он ценит в мире и как поэтому воспринимает внешние воздействия. Знание содержания и структуры направленности воина дает представление о преобладающей ориентации его мыслей и стремлений, позволяет верно оценивать и, что очень важно, прогнозировать его поступки и их мотивы. К направленности личности примыкает характер, под которым понимают способность воина действовать в соответствии со своими взглядами. Он представляет совокупность черт, в которых закрепляется отношение воина к типичным условиям и требованиям службы, а также соответствующие способы реагирования. Характер -- это отношения, базирующиеся на идейности, нравственности и культуре личности и проявляющиеся в основных профессиональных привычках и качествах, сформировавшихся в условиях военной службы и необходимых для нее. Особенно ярко вырисовывается характер в сложной обстановке, когда предъявляются повышенные требования, когда воин должен проявить такие качества, как смелость, самоотверженность, мужество, стойкость, сознание воинской чести, взаимовыручка и др. Оценивая характер личности, обращают внимание на отношение воина к службе, своим товарищам и коллективу подразделения, к различного рода материальным и духовным ценностям, а также к самому себе. Трудолюбие, дисциплина, аккуратность, пунктуальность и ряд других профессионально важных черт характеризуют воина как специалиста. Смелость, самоотверженность, бдительность, хладнокровие в боевой обстановке образуют основу военного характера. Коллективизм, доброжелательность, товарищество, готовность к взаимовыручке или же индивидуализм, враждебность, замкнутость -- все это черты характера воина как члена коллектива, его непосредственно социальные качества. Существенное значение имеют черты характера, которые закрепляют отношение человека к миру материальных ценностей, прежде всего к оружию и боевой технике, народному и военному имуществу, а также к ценностям духовного порядка - законам, нормам нравственности, науке, искусству, культуре. Важная сфера характера -- отношение воина к самому себе: его самооценка, скромность, гордость, чувство чести и личного достоинства, аккуратность в одежде, забота о внешнем виде и другие качества. В процессе изучения способностей людей определяются такие показатели, как уровень и возможный темп развития мышления и памяти, наблюдательности и воображения, чувствительность органов зрения, слуха, осязания, приспособленность психофизической организации индивида к осуществлению тонких, ювелирной точности движений. Существенную сторону личности воина составляет его темперамент - свойство, характеризующееся особенностями протекания психических процессов, деятельности и поведения в целом: подвижность, уравновешенность, активность, возбудимость, степень эмоциональности, импульсивности. Темперамент дополняет облик личности динамическими показателями и является весомым фактором в общей картине поведения. Он тесно связан как с характером воина, так и с его способностями.

Важные особенности личного состава обусловлены возрастом; юношам свойственны энтузиазм, самоотверженность, стремление к самостоятельности, желание разобраться в сложных мировоззренческих и нравственных вопросах, повышенная потребность в общении и дружбе. Многие качества этого возраста имеют большую социальную ценность. «...Не надо глушить эти юношеские особые свойства, -- советовал М.И. Калинин. -- Наоборот, их надо беречь, их надо развивать, на почве их надо растить нового, более совершенного человека»* В процессе изучения молодых воинов важно установить, в какой мере им свойственны лучшие черты молодежи, в какой индивидуально-своеобразной форме они проявляются в условиях армейской службы. Юношескому возрасту свойственны и определенные трудности становления и роста. Нередко проявляются категоричность и незрелость суждений и оценок, преобладание эмоциональных форм поведения, групповая замкнутость, неумение применять ранее полученные знания, отсутствие самокритичности. Личность воина -- ее содержание и структура -- не является чем-то застывшим, раз навсегда данным. Напротив, она динамична, ибо формируется в процессе воинской деятельности, обучения, воспитания и самовоспитания. Молодой человек, который приходит в подразделение или поступает в военное училище, уже представляет собой личность. Но ему предстоит пройти еще определенный путь развития, чтобы приобрести, закрепить и закалить те морально-политические и боевые качества, которые определяют сущность личности воина -- вооруженного защитника Отечества.

Напряженность, ответственность и большая значимость службы -- сильные воспитывающие факторы, формирующие личность воина. Общественная значимость воинской деятельности, ее сложное содержание обусловливают развитие у него высоких, благородных черт защитника Родины. Развитие личности молодого воина -- это возмужание 18--20-летнего человека. Современные психологические данные говорят о том, что в этом возрасте развитие не только не завершается, но и по многим направлениям активизируется. На начальном этапе службы происходит адаптация личности к новым условиям жизни и деятельности. Многие люди при изменении жизненной обстановки испытывают определенный стресс.

Новизна обстановки вызывает у некоторых молодых солдат, матросов чувство неуверенности и даже растерянности. Через известное время, по мере того как формируются необходимые для данной обстановки способы поведения, состояние внутреннего дискомфорта, тоски по прошлому, привычному ослабевает, что свидетельствует о завершении процесса адаптации к условиям военной службы. В ходе его происходят обычно обратимые изменения в системе привычек и навыков повседневного поведения, в уровне функционирования личности и основных жизненных функций организма. Человек должен привыкнуть к распорядку дня, повышенному режиму физических нагрузок, к новым формам общения и взаимодействия с людьми, к форме одежды, условиям быта и отдыха, а также нередко и к новым климатическим, природным условиям. Все это представляет большую нагрузку для организма и психики молодых воинов. Существенно меняется весь образ жизни и деятельности -- задача, с которой отдельные из них справляются с трудом. Благоприятные перемены затрагивают все структурные элементы личности: направленность, характер, способности и темперамент. Развивается понимание воинского долга, усиливаются чувства любви к Родине и ненависти к империалистам. Все это находит свое выражение в повседневной готовности воина с оружием в руках в любой момент защищать социальные ценности казахстанского народа и народов других стран содружества. Одновременно с развитием направленности личности происходит закалка характера, особенно таких его черт, как смелость, настойчивость, мужество, дисциплинированности, боевая активность, воля к борьбе и победе, коллективизм и войсковое товарищество.

Определенные изменения происходят и в области темперамента: становятся более яркими и выразительными положительные тенденции, сглаживаются отрицательные. Как правило, воины приобретают уравновешенность и сдержанность, увереннее чувствуют себя при новых обстоятельствах жизни. В армейских условиях воины получают всестороннее общее развитие. Они расширяют свой общеполитический и культурный кругозор, участвуют в общественной работе, овладевают новыми полезными для жизни знаниями, навыками, привычками, становятся более сильными и выносливыми в физическом отношении. Для многих воинов служба в армии является прекрасной школой овладения народным языком, ознакомления с национально-культурными ценностями других народов. Разумеется, все эти и другие положительные сдвиги в содержании культуры личности воинов происходят не самотеком, не стихийно, а при эффективной боевой и политической учебе, умелом проведении политико-воспитательной работы, четкой организации всей службы.

Культурное воспитание

В числе многих факторов, активно влияющих на процесс перестройки советского общества, несомненно, ключевая роль отводится культуре. «Без культуры, -- говорил академик Д.С. Лихачев, -- нет в стране и нравственности, без элементарной нравственности не действуют социальные и экономические законы, не выполняются указы и не может существовать наука. Если в прошлом культура рассматривалась, прежде всего, как продукт социальных отношений, то теперь она выступает как динамическая сила, формирующая всю жизнь общества, оказывающая громадное, а в ряде случаев решающее воздействие на состояние и развитие всей совокупности общественных отношений. Общественный прогресс в связи с этим во многом оказывается в зависимости от прогресса культурного». Широкий простор для развития культуры открыла перестройка. Она уже многое сделала для культурного возрождения общества, а вместе с ним и армии. С культуры сбиты оковы запретительства и командно-административного диктата, она обретает свободное дыхание. В духовную жизнь возвращается культурное наследие во всем его объеме и многообразии. Интеллигенция получила свободу творчества, какой не знала никогда раньше. Распрямляется и набирает силу потенциал национальных культур народов Казахстана. Заявляют о себе различного рода культурные движения и объединения. Иными словами, культура начала восстанавливать в обществе свою собственную функцию.

Вместе с тем нельзя не видеть, что наметившиеся здесь сдвиги пока что неустойчивы и противоречивы. С одной стороны, духовная жизнь общества бурно обогащается ранее запретными произведениями литературы и искусства, возрождением национальных культурных традиций, расширением участия в культуре церкви, активизацией международных культурных обменов и т. п. С другой -- падает посещаемость театров, филармоний, кинотеатров, музеев, библиотек, клубов, распадается массовая художественная самодеятельность, в молодежной среде все большее признание получает антикультура. То есть дает знать о себе тенденция к декультуризации жизни значительной части советских людей.

В нашем обществе накопилась критическая масса духовной бедности. Бездуховность приняла угрожающие размеры, и этому вряд ли кто сегодня возразит.

Последнее обстоятельство со всей очевидностью заслуживает особого разговора. Надо посмотреть, все ли делают армейские культурные учреждения для того, чтобы каждый офицер был действительно человеком высокой культуры и нравственности. Ведь он -- воспитатель молодежи, носитель таких понятий, как офицерская честь, воинский долг, защита Отечества. Нельзя сбрасывать со счета и тот факт, что для многих сегодня слова «армия» и «культура» звучат как взаимоисключающие понятия. Мол, армия -- это среда, которая, естественно или скорее противоестественно подавляет всякое индивидуальное культурное проявление. Отсюда понятие «культура» кое-кто трактует как нечто чужеродное по отношению к военнослужащим. Армия является не только хранительницей лучших традиций общества, но и наиболее чистым и возвышенным олицетворением духовности. И эти традиция глубокими корнями уходит в отечественную историю. Например, академик Д.С. Лихачев подчеркивает, что лучшие традиции русской армии всегда были, прежде всего, культурными традициями. На протяжении длительного периода истории русская армия олицетворяла огромный культурный и нравственный потенциал. Не случайно многие гении русской и казахской культуры прошли через воинскую службу, в их числе -- Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, М.П. Мусоргский, Чокан Валиханов и другие. Это значит, что армия есть сила не только вооруженная, но и духовная.

В ратном труде своих далеких предков мы находим сегодня не только яркие примеры верности воинскому долгу, Отечеству, но и проявления высокой общей культуры, воспитанности. Знаменитый Чокан Валиханов (1835-1865)- яркий ориентир в этом отношении. Он был одним из образованнейших людей своего времени. Годы его странствий и трудов совпали с исторически очень значимым периодом в жизни его народа, когда казахи всех жузов завершали свое вхождение в состав России и вместе с тем свое воссоединение в один большой народ- мирный и поэтический, веселый и честолюбивый, полный сил и энергии, подающий огромнейшие надежды на развитие… И во всем том, что свершилось к 1865 году, составляющему веху в истории казахов, оставался след Чокана, его усилий, понимания своего долга перед народом, его отваги, его исторического предвидения. Растолковать многоязыкой России, что такое Степь и ее кочевой народ, открыть всему человечеству жизнь казахов, их прошлое, их настоящее, их помыслы о будущем…

Сделанные им открытия поставили молодого поручика русской армии в ряд с выдающимися людьми мира. О нем писали и пишут не только историки, путешественники, но и лингвисты, философы, археологи и литературоведы. Передовые офицеры придавали большое значение не только своему военному, но и общему образованию. Широкое знание литературы, истории, иностранных языков считалось в офицерской среде обязательным. Умением поддерживать в обществе разговор на серьезную тему отличался всякий офицер, заботившийся о своей репутации культурного и воспитанного человека.

В старой русской армии офицер, представляясь, произносил кажущуюся сегодня архаичной фразу: «Честь имею!» В наше время понятие офицерской чести должно быть глубже, но не секрет, что для кое-кого оно стерлось, потускнело. Утрата чувства чести привела к тому, что мы стали «стесняться» произносить это слово. Как тут не вспомнить высказывание римского мудреца Апулея «Стыд и честь -- как платье: чем больше потрепаны, тем беспечнее к ним относишься». Немаловажное значение имеет и такая проблема, как эстетическая культура. Видный педагог-новатор В.А. Сухомлинский был глубоко убежден в том, что без эстетического воспитания вообще никакого воспитания быть не может. Именно обращение человека к красоте облагораживает его душу, снимает, как говорится, «толстокожесть», утончает его чувства. «...Человек, -- говорил В.А. Сухомлинский, -- выделился из мира животных и стал одаренным существом не только потому, что сделал своими руками первое орудие труда, но и потому, что увидел глубину синего неба, мерцание звезд, розовый разлив вечерней и утренней зари, багровый закат перед ветреным днем, безбрежную даль степей, журавлиную стаю в небесной лазури, отражение солнца в прозрачных каплях утренней росы, серые нити дождя в пасмурный осенний день, нежный стебелек и голубой колокольчик подснежника, -- увидел и изумился и начал создавать новую красоту».

Благодаря восприятию прекрасного в природе и искусстве мы открываем прекрасное в самих себе. «Держа в руках скрипку, человек не способен совершить плохого», -- гласит старинная украинская мудрость, приписываемая замечательному мыслителю Григорию Сковороде. Зло и подлинная красота несовместимы. И поэтому одна из важных задач эстетического воспитания состоит в том, чтобы, образно говоря, дать в руки каждому будущему воину скрипку, чтобы он услышал звучание своих душевных струн. Есть немало родников, питающих эстетическую культуру. Среди них, безусловно, одним из плодотворных, одним из самых мощных является тот, который исходит от армейских культурных учреждений. Но не только клуб, Дом офицеров, музыкальный ансамбль заключают в себе духовно-облагораживающую функцию. Не в меньшей мере это относится и к военным учебным заведениям. Например, очень хорошо, что во всех военно-политических училищах введен курс основ культуры. Многое может сделать для дальнейшего повышения эстетического воспитания на уроках начальной военной подготовки Военное издательство

Министерства обороны РК. К примеру, оно могло бы увеличить выпуск литературы по актуальным проблемам эстетики. Куда более предмет нашел бы процесс воспитания молодежи, если бы педагоги и политработники имели под рукой такие, скажем, издания, как «Эстетика военной формы», «Эстетика поведения военнослужащих», «Литература и искусство в твоей жизни», «Красота и нравственность» и т. д.

Кто-то из великих весьма тонко заметил, что реальная культура находится не в музеях, архивах, библиотеках, не в театрах и концертных залах -- это лишь ее символы. Реальная культура в самом человеке. Действительно, это так. Вот почему надо постоянно воспитывать у наших подростков стремление быть нравственно чище и богаче, интеллигентнее, развивать способность к творчеству, духовному и культурному самосовершенств. Как бы ни были велики накопленные человечеством материальные и духовные сокровища, они до тех пор не окажут своего благотворного воздействия, пока не станут частицей собственного мировоззрения личности. Именно в способности учитывать, использовать, применять почерпнутое из этих сокровищ в своей повседневной жизни и проявляется культура каждого из нас. Можно не пропустить ни одной кинопремьеры, ни одного вернисажа, концерта однако само по себе это еще не говорит о высокой культуре. Сколько известно случаев, когда, скажем, завзятый театрал или меломан может позволить себе появиться на службе неряшливо одетым, неуважительно вести себя по отношению к окружающим и т. д. Так что прежде чем стать обладателем этих бесценных кладов, надо немало потрудиться, используя познания о том или ином произведении искусства, явлении культуры для нравственного самосовершенствования.

Будущий военный, умеющий плодотворно сочетать службу с серьезными творческими увлечениями, всегда интересен как неординарная личность. Такая личность не может не вызывать уважения, тем более когда достигнутое ими высоко оценивается талантливыми мастерами.

Искусство постигается и через людей, его создающих, через творческие личности. У каждого зрителя, слушателя - свои авторитеты, свои кумиры. Читая сегодняшнюю прессу мы внимательно следим за тем, что думают деятели искусства о современной армии, воинской службе, о проблемах, которые будоражат жизнь Вооруженных Сил. Радует, что в большинстве такого рода высказываний звучат доброжелательность в понимании и оценке нынешней далеко не простой обстановки в армии. Кирилл Юрьевич Лавров народный артист СССР, герой Социалистического Труда сказал: «Мы, люди творческих специальностей, обязаны в полной мере отражать на сцене, в кино, в других видах искусства героику мирного времени, в том числе каждодневную, весьма нелегкую службу воинов по обеспечению надлежащей боевой готовности. Надо не забывать: все, что мы сейчас имеем, воинским трудом обеспечено и гарантировано». Мы должны в наше перестроечное время не охаивать Армию, не искать пятна на мундире, а помогать ей воспитывать воинов-патриотов, воинов-интернационалистов, заботиться о своих надежных защитниках, гордиться ими».

Когда она выходит на сцену, то кажется, что поет сама степь, поют снежные вершины гор, поют цветущие сады у их подножий. Песни в исполнении народной артистки СССР Розы Баглановой давно покорили слушателей не только в нашей стране, но и за рубежом. Впервые она появилась на профессиональной сцене в 1941 году в Ташкенте. Потом была война. Роза Багланова выступала перед фронтовиками -- на передовой и в госпиталях. Случалось, выносила с поля боя раненых. Не зря 23 февраля 1945 года под Варшавой сам К. К. Рокоссовский вручил ей вторую медаль «За боевые заслуги». Первую она получила в 1943-м.

Это самые дорогие награды, добытые мужеством артистки. Песни казахских степей, советских композиторов, песни народов мира в исполнении Розы Баглановой открывают миру наше многонациональное, многоцветное музыкальное искусство, вдохновляют, заряжают людей оптимизмом.

Знаменитая певица возглавляла в Алма-Аты общество милосердия. Члены его -- студенты, рабочие, служащие -- держали шефство над инвалидами, ветеранами войны и труда, оказывая им посильную помощь.

Спросили как-то Розу Тажибаевну, в чем она видит причины негативных явлений в воинской среде, в частности пресловутой «дедовщины», и она, как нам представляется, по-философски, весьма мудро увидела связь между нравственностью, милосердием и названным явлением:

«Милосердие -- камертон нравственности, которая в наше время, к сожалению, стала дефицитом. И мне представляется, что октябренок или пионер, помогающий людям, утратившим здоровье, сам приобретает нравственное здоровье, из него обязательно выйдет настоящий защитник Родины, настоящий советский солдат. Тот самый, кто ценой своей жизни и пролитой крови добыл нам победу в сорок пятом. Уверена, что мальчишки, прошедшие нашу школу милосердия, встав в армейский строй, никогда не поддержат «дедовщину», наоборот, будут с ней бороться. В последнее время приходится часто и читать, и слышать обвинения в адрес нашей армии по поводу этого позорного явления. Люди, сваливающие все на армию, забывают о том, что именно многие из них поставляют армии уже готовых организаторов «дедовщины». С этим злом надо бороться всем миром».

Культура есть здравый смысл, ибо она -- психическое здоровье. Культура есть красота, ибо она -- физическое здоровье. Культура есть достоинство и совесть, ибо она -- нравственное здоровье. А еще культура -- это верность отцу и матери, верность роду и Отечеству, это правдивость и нежность, доброта и бесстрашие, которые всегда вместе.

При алматинском Доме офицеров существует вокально-инструментальный ансамбль «Каскад». Который сформировался в Афганистане, его участниками являются воины афганцы. Он пользуется успехом у солдат, но знает его и молодежь города. Военно-патриотические, солдатские и лирические песни, исполняемые ансамблем, завоевали сердца слушателей. Ансамбль дает благотворительные концерты, средства, от которых поступают на пополнение фонда центра реабилитации воинов-интернационалистов. Ансамбль выступает с концертами в разных гарнизонах округа, своими песнями пробуждая в сердцах слушателей любовь к родным краям, преданность Родине.

Сегодня в пропаганде воинского музыкального творчества активно участвует Центральное телевидение, что само по себе весьма похвально. Вспомним, с каким успехом проходили в недавнем прошлом телеконкурсы «Когда поют солдаты», какую огромную аудиторию зрителей они к себе приковывали.

Все очевиднее становится необходимость массовой песенной пропаганды. Песню в лучших ее образцах -- патриотическую, лирическую, эстрадную, строевую -- принято считать своеобразной формулой общественного настроения. Она воздействует на эмоциональное состояние человеческой души, формирует музыкальный вкус, общественную позицию. Справедливо утверждение, что любовь к Отечеству немыслима без любви к родной песне.

Когда мы говорим о музыкальном искусстве, то конечно же подразумеваем не только его сугубо утилитарную роль, но и как важное средство формирования здорового эстетического вкуса. При тотальном наступлении так называемой массовой культуры в самом беззащитном положении перед ней оказалась молодежь, разумеется, армейская в том числе. И с этим нельзя не считаться.

Сегодня забота об интеллектуальном и духовном возрождении страны является одной из важнейших политических и практических задач. Это должно найти конкретное выражение в преодолении монополии ведомств, организаций в области культуры при гарантии государством доступности культуры народу; совершенствовании государственно-общественной системы управления культурными процессами и обеспечении защищенности деятелей культуры на законодательной основе; в уважении самобытности и равноправия культур всех проживающих народов в бывшем Советском Союзе, расширении и совершенствовании их свободного взаимодействия и взаимообогащения, создании условий для формирования и развития культурно-национальных центров; в свободе творчества, поощрении таланта, беспрепятственном соревновательном развитии различных культурных направлений, стилей, школ; наконец, в открытости многонациональной советской культуры гуманным идеям и ценностям, обеспечивающим полноценное включение страны в духовную жизнь современного мира.

Культура-это верность отцу и матери, верность роду и Отечеству, это правдивость и нежность, доброта и бесстрашие, которые всегда вместе. Нурсултан Абишевич Назарбаев является не только президентом нашей Республики, но и главнокомандующим Вооруженных сил Казахстана. Он очень многое сделал и делает для процветания и надежности нашей армии. Сегодня воины армии получают колоссальный объем разнообразной информации - политической, исторической, экономической, художественной, социально-правовой, экологической и т.д. Они стали шире смотреть на окружающий мир, глубже всматриваться в себя. Несомненно, весомый вклад в этот процесс вносят учреждения культуры армии, роль которых как оперативных информационных центров за последнее время значительно возросла. Совершенствуется и система агитационно-пропагандисткой деятельности. Перестройка общественной жизни Казахстана вызвало радикальное переосмысление целых исторических пластов, высветила неизвестные страницы нашей истории, в том числе и касающиеся жизни наших Вооруженных сил. На данный момент происходят серьезные реформы в Вооруженных силах Республики Казахстан. Идет внедрение современных технологий, компьютеризация, обновление технической базы.

Сегодня во многих школах практикуется военно-патриотическое воспитание учащихся. Любому государству необходимы физически здоровые, сильные, смелые, мужественные, дисциплинированные и инициативные граждане, которые в случае необходимости встанут на его защиту, даже не задумываясь. Важнейшим элементом воспитания молодежи должно быть формирование патриотических чувств, ведь без этого невозможно гармоничное и полноценное развитие личности.

Именно поэтому военно-патриотическому воспитанию школьников важно уделять особое внимание. В ходе мероприятий, посвященных формированию у младшего поколения чувств, ребята знакомятся с такими понятиями, как гуманизм, нравственность и чувство собственного достоинства. Кроме того, школьники изучают государственный строй своей Родины, структуру правительственных учреждений и аналогичные темы.

В данной статье мы расскажем вам, что именно представляет собой сегодня военно-патриотическое воспитание детей в школе, и в чем заключается его смысл.

Военно-патриотическое воспитание молодежи сегодня

Военно-патриотическое воспитание школьников в большинстве случаев представляет собой следующие мероприятия:

  1. Возложение цветов к братским могилам, посещение различных музеев и экскурсий, встречи с ветеранами, а также проведение различных мероприятий, связанных с празднованием Дня Победы, например, конкурсов военно-патриотической песни.
  2. Военно-спортивные коллективные игры.
  3. Знакомство учеников с основами допризывной подготовки, различными подразделениями вооруженных сил, особенностями службы в каждом из них и тому подобное. Об этом школьники узнают на уроках ОБЖ – основы безопасности жизнедеятельности или ОВС – основы воинской службы.

Главная цель военно-патриотического воспитания молодежи, безусловно, заключается в формировании патриотизма и чувства и преданности своей Родине. Между тем, нельзя недооценивать и такие функции указанных мероприятий, как подготовка мальчиков к будущей службе в армии, а также повышение выносливости и уровня физической подготовки у девушек и юношей. Также военно-патриотическое воспитание заставляет детей гордиться своей страной и соотечественниками и уважать историю своего государства. Наконец, подобные мероприятия способствуют формированию у молодых членов общества активной гражданской позиции и умения отвечать за свои слова и нести ответственность за свои поступки.


Статьи по теме

Весенние заклинательные песенки традиционно исполнялись для того, чтобы пробудить землю и ускорить наступление тепла. Они представляют собой обрядовые песни, имеющие характер заклинания. Далее расскажем, когда поют весенние заклички и какую роль они играют в жизни современной детворы.

Любящие мамы с удовольствием рассказывают или читают своим детям сказочные истории, так как это позволяет развивать фантазию ребят, учит их добру, честности, взаимопомощи. В этой статье приведем небольшой список повествований, которые нельзя оставить без внимания.

Военно-патриотическое воспитание в школе

Воспитываем патриотов

КАРНАУХОВА Вера Андреевна

учитель истории

«Мужественные подвиги

достовернее слов».

А.В.Суворов.

Современному обществу в России нужны патриоты, интеллектуальные и духовно развитые личности, любящие свою Родину, почитающие традиции наших дедов и прадедов, готовые на самопожертвование ради спасения других людей, ради свободы и независимости Отчизны. В настоящее время проблема патриотического воспитания молодежи является очень острой. Если в советском государстве она решалась с помощью пионерской организации, тимуровского движения, военно-спортивных игр «Зарница» и «Орленок», то сейчас это забыто.

Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту. Военно-патриотическое воспитание тесно связано с воспитанием патриотизма.

Военно-патриотическое воспитание – образовательная технология двойного назначения, поскольку всеми доступными формами вооружает юного гражданина важнейшими морально-психологическими качествами, необходимыми как будущему защитнику Родины, так и вполне мирному человеку. Ведь смелость, твердость характера, физическая выносливость необходимы как защитнику Родины, так и врачу, инженеру.

В работе нашей школы одной из главных задач является воспитание подрастающего поколения. Важнейшая составляющая процесса воспитания – формирование и развитие патриотических чувств. Без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности. В свете этих задач повышается значимость военно-патриотического воспитания молодежи, так как именно оно должно внести весомый вклад, а в некоторых случаях и решающий вклад в дело подготовки умелых и сильных защитников Родины.

Работа по военно-патриотическому воспитанию в нашей школе идет следующим направлениям:

I направление. Воспитание на боевых традициях народа и Вооруженных Сил. Данное направление включает в себя следующие мероприятия:

    Мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины (создание музея боевой славы, проведение митингов и других патриотических мероприятий на братском захоронении и в других памятных местах).

    Проведение экскурсий, уроков Мужества, встреч с ветеранами Великой Отечественной войны. Поздравление и выступление с концертами перед ветеранами войны и труда.

    Празднование памятных дат, проведение выставок, викторин, конкурсов, просмотров видеофильмов.

    Проведение конкурсов военно-патриотической песни, фестивалей, а также других праздничных мероприятий (концертов) посвященных великим праздникам.

II направление. Взаимосвязь школьного и воинского коллективов.

Работа по данному направлению осуществляется через руководство военно-прикладными кружками и клубами («Юные казачата», «Юные друзья пограничников», «Патриот»), спортивными секциями « Казачий рукопашный бой», встреч с военнослужащими. Данные направления являются военно-патриотическими воспитательными комплексами. Не менее важную роль в военно-патриотическом воспитании играют месячники оборонно-массовой и спортивно-оздоровительной работы, военно-спортивные эстафеты, военно-спортивные праздники, посвященные Дню Защитника Отечества.

В начале 2011-2012 учебного года было решено добавить к ним еще такие формы работы, как организация краеведческого кружка «Патриот» и создание школьного музея боевой и трудовой славы.

Когда мне поручили вести краеведческий кружок и на его основе начать создание музея, я задалась вопросом: «А что же знают мои будущие кружковцы об истории нашего края, о Великой Отечественной войне, о ее героях, о том, какой след она оставила в судьбах нашего города и наших земляков?» Поэтому первое занятие кружка прошло в виде игры - исторического лото. Разделившись на две команды, ребята ответили на одинаковые вопросы, не требовавшие специальных знаний или изучения программного материала. Ответы на них были, как говорится, «у всех на слуху». Например, названия улиц Азова, носящих имена героев-земляков, имена великих полководцев, самые важные даты, связанные с войной и так далее. Каково же было мое разочарование, когда оказалось что на большинство вопросов команды дали ошибочные ответы. И это не удивительно. Все дальше и дальше уходят от нас в прошлое исторические события. Для сегодняшних подростков середина XX века - уже глубокая старина, когда жили их прадеды. Одним из самых знаменательных событий этого сложного и противоречивого века была Великая Отечественная война. Время летит, все меньше остается в живых участников и свидетелей этого грозного времени. Уходят из жизни ветераны. Время, болезни, окопная жизнь не дают им прожить отпущенный природой век. Поэтому так важно для будущих поколений собрать, упорядочить, сохранить для наших наследников Правду, суровую Правду в солдатской шинели: воспоминания, письма, вещи, рассказы очевидцев реальных событий.

Создание в школе музея боевой и трудовой славы стало насущной необходимостью и потребностью. Вести эту работу предстояло краеведческому кружку.

Мы начали с того, что побывали у памятников героев Великой Отечественной войны Цезарю Куникову, Аркадию Штанько, у мемориального комплекса г.Азова- Вечного огня. А когда ребята прониклись этой темой, почувствовали хоть частично всю тяжесть и бедствия той суровой поры, мы стали встречаться с ветеранами войны и тыла - теми, кто завоевал победу в бою, и теми, кто ковал ее в тылу. На нашу просьбу охотно откликнулись Краснокутский М.Д., Пухкало И.П., Шабанов В.Г., Нестеренко В.А. и другие.

Юные краеведы внимательно слушали их рассказы о войне, о своих боевых друзьях, записывали их в письменном и электронном виде, фотографировали, делали копии документов, принадлежащих ветеранам. Живое слово участников далеких событий так волнующе действовало на ребят, что они теребили меня вопросами: «А когда мы еще пойдем к ветеранам?».

Следующим шагом работы краеведческого кружка стали выступления перед обучающимися и воспитанниками школы с рассказом о собранном материале. В начале декабря 2011 года кружковцы подготовили и провели устный журнал, посвященный 70-летию битвы под Москвой - «Дороги доблести и славы». На страницах этого журнала они рассказали о подвиге 28-ми героев-панфиловцев, о Зое Космодемьянской, о других защитниках нашей столицы от немецких захватчиков осенью 1941 года. Рассказы сопровождались песнями, стихами, слайдами электронной презентации, подготовленной самими школьниками. На экране зрители увидели не только портреты героев битвы за Москву, но и карты, картины сражений, фотографии боевого оружия советской армии. И песни военной поры, и кадры презентации, и рассказы, и минута молчания – все это способствовало не только патриотическому воспитанию школьников, но и расширяло их эмоциональный опыт, а у членов кружка, кроме того, вырабатывало коммуникативные качества. Ведь многие из них впервые выступали на сцене перед большой аудиторией, переживали чувство ответственности за свои слова, за умение воздействовать на слушателей.

Еще одно выступление членов краеведческого кружка было приурочено к акции «Молодое поколение выбирает чтение». Это был урок-диспут «Герой никогда не умрет, он вечно в народе живет». На занятиях кружка предварительно были прочитаны отрывки из шеститомной книги воспоминаний азовчан о Великой Отечественной войне – «Незабываемые годы». Ребята познакомились также с другими книгами о героях, чьи имена живы в памяти народа. На уроке-диспуте его участники поделились своими впечатлениями о прочитанных книгах, услышали интересную информацию о том, как тема героизма воспринимается народами европейских стран, посмотрели слайды электронной презентации, посвященной роли книги в жизни человека, познакомились с выставкой книг военно-патриотической тематики. Такой разговор о героях, о книгах помог повышению образовательного уровня школьников, воспитанию у них устойчивого интереса к чтению книг, привлек внимание к литературе военно-патриотической тематики.

За четыре месяца работы краеведческого кружка сделано не очень много: собраны первые экспонаты для музея боевой и трудовой славы, оформлены первые его экспозиции, велась пропагандистская работа. Но главное даже не в этом. Гораздо важнее то впечатление, которое оставила она в душах ребят. Наблюдая, с каким интересом и участием они слушают рассказы ветеранов о былом, с каким волнением участвуют в проводимых мероприятиях, я видела, что они неравнодушны к судьбе своих земляков, застигнутых войной в молодости, искренне переживают за те бедствия, которые война принесла нашему народу. Не с этого ли начинается патриотизм? Не удивилась, когда кружковцы сами предложили: «А давайте поздравим наших ветеранов с Новым годом». Ребята мастерили новогодние поделки, готовились задать ветеранам все новые и новые вопросы об их военном прошлом.

Придя на встречу с Пухкало Иваном Поликарповичем, ребята еще и комнату его украсили новогодними снежинками. Может быть, став взрослыми, они вспомнят об этих своих маленьких и скромных делах на пользу уважаемому ветерану и расскажут своим детям о войне и ее героях.

Краеведческому кружку предстоит еще сделать немалый объем работы по сбору экспонатов для музея, раскрывающих историю Донского края, оформлению музейных экспозиций, накоплению материала о ветеранах войны и тыла. Предстоит провести еще много встреч с участниками боевых действий и в годы Великой Отечественной войны и афганской войны, и боевых действий в Чечне. Эта увлекательная и полезная для юных краеведов работа станет органической частью общего воспитательного процесса педагогического коллектива школы, направленного на формирование патриотических качеств у наших воспитанников. Дети хорошо усвоили главное, что любовь к Родине – это проявление патриотизма, а защита Отечества – это долг и обязанность патриота. Много надо еще сделать, чтобы они стали активными гражданами своей страны, любили малую и большую Родину и готовы были вложить свои силы, знания, умения в ее процветание.

Остаюсь при мнении, что воспитание гражданина – патриота стратегическая цель каждой школы. Патриотическое сознание наших граждан остается важнейшей ценностью, одной из основ духовно – нравственного единства общества. Воспитать человека любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины – очень непростая задача. Но она, безусловно, осуществима, если мы, педагоги, будем выполнять ее с любовью и добротой, не забывая мудрых слов: “Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь!”

Родина. Это слово имеет огромный смысл и каждый из нас вкладывает что-то свое, заветное в это незыблемое понятие. На протяжении веков люди защищали свою Отчизну, приумножали ее богатства и гордились славными подвигами своих предков. Для того чтобы наши дети любили свою страну и могли ее защитить, существует военно-патриотическое воспитание, которое поможет сегодняшним подросткам понять, и как она дорога каждому из нас. Одной из составляющих этого направления является формирование и развитие патриотизма, без которого не может состояться

Военно-патриотическое воспитание состоит из нескольких компонентов:

  • Знания о доблестном прошлом своего народа, о его военных подвигах в деле защиты от захватчиков.
  • Военно-патриотические спортивные игры.
  • Тесная взаимосвязь между молодежными организациями (в школах, колледжах, ВУЗах, рабочих коллективах) с воинскими подразделениями.

Безусловно, берет свое начало из семьи. В тех семьях, где свято чтут традиции своих предков, где на почетном месте висит портрет деда-ветерана, где каждый год 9 мая дети вместе с родителями возлагают цветы к могилам павших воинов, уже вырабатывается чувство патриотизма.

В школе следует начинать с первого класса. Можно разучивать с детьми песни, которые посвящены данной тематике и доступны для их возраста. Также рекомендуется рассказывать о прошедшей ВОВ, посещать с учащимися воинские мемориалы. Дети с детства должны знать о героическом прошлом своего народа. Если классный руководитель начнет вместе с детьми навещать участников ВОВ, войны в Афганистане или других войн, приносить им продукты или оказывать помощь по дому, то это выработает у детей отношение уважения не только к людям, которые проливали свою кровь, но и к нашему Отечеству.

Военно-патриотическое воспитание в школе может дать существенные результаты, если дети-подростки будут играть в военно-спортивные игры, например, «Орленок» или «Зарницу». Во время такой подготовки подростки смогут не только физически развиваться, но и укреплять свой боевой дух и силу воли. Эти игры вырабатывают чувство коллективизма, что совсем неплохо для нашего времени. Выносливость, трудолюбие, умение ориентироваться и находить выход, иногда самый неординарный - это далеко не все, чему смогут обучиться школьники во время таких игр.

Военно-патриотическое воспитание молодежи должно стать приоритетной задачей любого коллектива, занимающегося обучением и воспитанием детей, будущих воинов и защитников своей страны. Если углубиться в историю, то еще древние спартанцы с большим усердием подходили к воспитанию своей молодежи. Прошло много столетий, но и сегодня военно-патриотическое воспитание должно занимать не меньше, а гораздо больше времени, чем это было 30 или 40 лет назад. Организовывайте совместно с детьми встречи с ветеранами, водите их на мемориалы воинской славы, приглашайте на беседу с ними наших современников-военнослужащих, которые могут рассказать ребятам о службе в Вооруженных силах, о настоящей мужской дружбе и беззаветной любви к своему Отечеству. Если в нашей стране военно-патриотическому воспитанию не будет уделяться должного внимания, мы не сможем вырастить настоящих мужчин, способных постоять за свою семью и Родину с оружием в руках.

Для того чтобы не потерять надежду на детей, необходимо военно-патриотическое воспитание молодежи, и, может быть, тогда у нас будет меньше брошенных детей, обманутых стариков, опустившихся бомжей и циничных, разнузданных подростков, сметающих все живое на своем пути.