Обучение игре на дми в доу. Методическая разработка:"Система обучения детей игре на музыкальных инструментах в детском саду

Инициатором обучения детей игре на музыкальных инструментах в 20- гг. стал известный педагог и музыкант Н. А. Метлов. Ему же принадлежит идея организации детского оркестра. Совместно с Н. А. Метловым по этой проблеме работали Т. С. Бабаджан, Ю. А. Двоскина, М. А. Румер, Н. А. Ветлугина, позднее - О. П. Радынова, А. Н. Зимина и др.

По классификации Н. А. Ветлугиной, все детские музыкальные инструменты делят на два вида: беззвучные и звучащие. К беззвучным музыкальным инструментам относят игрушки, изображающие музыкальные инструменты: пианино с немой клавиатурой, балалайки с неиграющими струнами, скрипки с нарисованными струнами и др. Они используются для создания у детей представления о разных музыкальных инструментах, а использовать их дети могут в сюжетно-ролевых играх, драматизациях.

Звучащие музыкальные инструменты подразделяют на шумовые, издающие звуки неопределенной высоты, на которых можно исполнить только ритм (бубен, треугольник, ложки, музыкальные коробочки и др.) и звуковысотные (мелодические): с диатоническим и хроматическим звукорядом (металлофоны, ксилофоны, баяны, аккордеоны и др.), издающие один звук (дудки, свирели, рожки и др.), с фиксированной мелодией (музыкальные шкатулки, шарманки и др.).

Звучащие музыкальные инструменты делятся также на 1) струнные - цитры, домры, балалайки, арфы и др.;2) духовые - флейты, саксофоны,кларнеты, триолы и др.; 3) клавишно-язычковые - баяны, аккордеоны,гармоники; 4) ударно-клавишные - рояли, пианино; ударные - металлофоны, ксилофоны, бубны, треугольники, тарелки, барабаны и др.

Обучение детей игре на шумовых музыкальных инструментах начинают со II младшей группы: на деревянных палочках, ложках, бубнах, погремушках, музыкальных молоточках, коробочках и др. В этом возрасте они знакомятся с металлофоном. Важно привлекать их внимание к выразительности тембра каждого инструмента, использовать образные характеристики: нежный (колокольчик), звонкий (металлофон), четкий, стучащий (барабан) и т. д., обсуждать с детьми на каком инструменте лучше подыграть ходьбе, бегу, танцу.

В средней группе впервые начинают обучать детей игре на музыкальных инструментах, имеющих звукоряд. Наиболее удобен для этого металлофон. Вначале осваивают приемы игры на нем: стаккато, глиссандо.

Существует несколько способов обучения игры на мелодических инструментах: по нотам, по цветовым или цифровым обозначениям, по слуху. Обучение дошкольников игре по нотам очень трудоемко и редко используется в практике. Цветовая система, распространенная за рубежом, удобна для быстрого овладения детьми игры на инструментах, но музыкальный слух при этом не развивается, т. к. у детей активизируется в основном зрительное восприятие, зрительная память. Цифровая система, предложенная в 30-е гг. Н. А. Метловым, также приводит к механическому воспроизведению мелодии. Наибольший развивающий эффект обучения достигается лишь при игре по слуху. Начиная с младшего возраста важно побуждать детей прислушиваться к звукам мелодии, сравнивать их, различать по высоте. Для этого используются дидактические пособия, моделирующие движение мелодии вверх, вниз, на месте. Это музыкальная лесенка, перемещающаяся с цветка на цветок (ноты) бабочка и т. д. Можно также показывать рукой движение мелодии, одновременно пропевая ее.

Методика обучения игре на инструментах построена по принципу постепенного усложнения исполняемых попевок и песенок. Вначале ребенок играет мелодии, построенные на одном звуке, затем на двух, трех соседних звуках, и только потом учится исполнять мелодии с интервалами. Необходимо, чтобы ребенок играл на инструменте только хорошо ему знакомую мелодию. Подпевать он может только в том случае, если может чисто интонировать мелодию.

Детей учат приемам звукоизвлечения: правильно держать молоточек (он свободно лежит на указательном пальце, его слегка придерживают большим), направлять удар нужно на середину пластины металлофона, не задерживать молоточек на пластине, а быстро снимать его (как подпрыгивающий мячик). Когда играются длинные ноты, молоточек должен подпрыгивать повыше, короткие ноты - пониже.

После того как металлофон освоен, дети старшей и подготовительной к школе группе обучаются игре на других мелодических инструментах - струнных, духовых, клавишно-язычковых.

Обучение детей игре на музыкальных инструментах включает в себя три этапа: на первом - дети слушают и запоминают мелодии, пропевают их, знакомятся с приемами игры, на втором - подбирают попевки, на третьем - исполняют их по своему желанию.

Детский оркестр - один из видов коллективного музицирования. Существует несколько видов детского оркестра: шумовой (включающий в себя разные типы ударных инструментов, не имеющих звукоряда), ансамбль (состоящий из одинаковых или однотипных инструментах), смешанный оркестр (включающий в себя разные группы инструментов).

Шумовой оркестр можно организовать с детьми младшего возраста, если они умеют ритмично воспроизводить хлопками сильные доли тактов, отмечать метр музыки. Ансамбль ложкарей можно организовать, начиная со средней группы. В него можно включить несколько других ударных инструментов (бубен, треугольник и др.). Смешанный оркестр организуют в старшем дошкольном возрасте.

Прежде, чем дети смогут коллективно музицировать в оркестре, необходимо провести с ними много индивидуальных и подгрупповых занятий, которые организует и музыкальный руководитель и воспитатель. Заниматься с детьми игрой на музыкальных инструментах можно как на музыкальных занятиях, так и в повседневной жизни детского сада, поэтому в группе должно быть достаточное количество шумовых и мелодических инструментов. В игре на музыкальных инструментах у детей развиваются музыкальные и коммуникативные способности, трудолюбие и творчество.

Роль музыкально - дидактических игр в развитии музыкальных способностей детей (на примере конкретных игр)

Н. А. Ветлугина предложила классификацию музыкально-дидактических игр, охарактеризовала их структуру и содержание, дидактические требования к оформлению наглядных пособий. В дальнейшем эту работу продолжили А. Н. Зимина, Э. П. Костина.

Целью музыкально-дидактических игр является развитие у детей музыкально-сенсорных способностей. Данные игры содержат игровые действия и правила, выполнение которых помогают развитию ладового чувства, музыкального слуха и чувства ритма. Кроме того, музыкально-дидактические упражнения и игры, особенно с применением настольно-печатного материала, позволяют детям самостоятельно упражняться в усвоении способов сенсорных действий, ребенок учится различать свойства и качества чувственно воспринимаемых явлений.

В зависимости от дидактической задачи и развертывания игровых действийА. Н. Зимина подразделяет музыкально-дидактические игры на три вида: 1) спокойное музицирование , в которые дети чаще играют за столами с наглядными пособиями (картинками, дидактическимикарточками, музыкальными инструментами); 2) подвижные игры с элементами соревнования , в которых дети двигаются, ориентируясь на особенности звучания музыки: тихое или громкое, быстрое илимедленное,веселое или грустное ее настроение;3) игры, построенные по типу хороводных, в них движения детей спокойные, большинство детей двигаются по кругу, а ведущие - в кругу. Музыкально-дидактическая игра всегда требует слуховой сосредоточенности, которая способствует развитию слухового восприятия. Так во время игры ребенок все время должен вслушиваться в смену звучаний и реагировать на это движением или действием. Например, в играх первого вида дети учатся различать тембр музыкальных инструментов: барабана, дудочки, бубна, металлофона и др. («Угадай, на чем играю?»), определять настроение музыки («Солнышко и дождик»), различать музыкальные жанры («Что можно делать под эту музыку: спать, когда звучит колыбельная, маршировать под марш или петь, когда звучит песня»). Игры второго вида часто имеют соревновательный характер, например, «Веселый оркестр» под 1-ую часть музыки дети бегают вокруг музыкальных инструментов, разложенных по кругу, под 2-ую часть, со сменой характера музыки - играют на них; кому не хватило инструмента, тот - дирижер.

В младшем возрасте дети легче всего воспринимают звуковысотные соотношения: высокие, средние, низкие звуки. С ними можно играть в игры «Птица и птенчики», «Какой колокольчик звучит?», «Музыкальная лесенка» из «Музыкального букваря» Н. А. Ветлугиной. Например, высоко на дереве сидят в гнезде птенчики и поют: «Чик-чирик, чик-чирик» тоненькими, высокими голосами (педагог поднимает руку вверх), а мама - птица сидит под деревом на земле и поет свою песню низким голосом: «Чик-чирик, чик-чирик» (педагог опускает руку низко, затем показывает картинку из «Музыкального букваря». Самостоятельно играть малыши еще не могут.

С детьми средней группы проводят все виды игр. В игры «спокойного музицирования» дети среднего возраста успешно играют под руководством педагога и самостоятельно в музыкальном уголке. Подвижные музыкально-дидактические игры вызывают у некоторых детей затруднения, с ними проводятся дополнительные занятия индивидуально или небольшими подгруппами. Например, педагог говорит: «Когда будет звучать плясовая мелодия, плясать будет Коля, а когда тихо - Наташа». Со средней группы следует создавать среду для самостоятельного проведения детьми музыкально-дидактических упражнений - настольно-печатный и игровой музыкально-дидактический материал в музыкальном уголке: музыкальные шкатулки, музыкальное лото, домино, наборы картинок с изображением музыкальных инструментов, шумовые музыкальные инструменты и металлофон, музыкальные аудиозаписи.

В старшем дошкольном возрасте дети играют самостоятельно, а также наиболее одаренные из них проводят их друг с другом или с коллективом детей. Старшим детям доступны игры всех трех видов, их проводят на музыкальных занятиях, в повседневной жизни детского сада, на прогулках. Игра для детей старшего возраста: «Лошадки». Дети делятся на две команды: белые и черные лошадки. Когда звучит тихая музыка, скачут белые лошадки, а когда громкая - черные. Усложненный вариант: третья команда детей играет лошадкам под музыку ритм на шумовых инструментах. Детей старшего возраста необходимо обучать играм творческого характера: «Прогулка», «Наше путешествие» и другие.

Таким образом, педагог должен создавать в группе музыкальный уголок, содержащий музыкальные инструменты, наглядные пособия для музыкально-дидактических игр, разучивать игры с детьми на занятиях и в повседневной жизни детского сада, способствуя тем самым развитию их музыкально-сенсорных способностей.

Непосредственно организованная деятельность по музыкальному развитию детей, ее типы. Составить план музыкального занятия по любой возрастной группе

Содержание, организацию и методику проведения музыкальных занятий с детьми дошкольного возраста разработали Н. А. Ветлугина, И. Н Комисарова, О. П. Радынова, А. Н. Зимина и др. По определению О. П. Радыновой, музыкальные занятия - основная форма организации, в которой осуществляется обучение детей, развитие их способностей и формирование основ музыкальной культуры.

В соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования непосредственно образовательная деятельность по музыкальному развитию детей в ДОУ проводятся во всех возрастных группах 2 раза в неделю, их длительность: в младших группах - 20 минут, в средних - 25 минут, в старших - 30-35 минут.

Структура и содержание непосредственно образовательной деятельности по музыкальному развитию детей (НОД) - музыкального занятия:

1часть - вводная. Она состоит из музыкально-ритмических движений (входа детей под музыку в зал, разных видов ходьбы и бега, танцевальных и имитационных движений).

2 часть - основная. В нее входит слушание музыки (1-2 произведения), пение (распевание, певческие импровизации, разучивание песен), танец и музыкальная игра.

3 часть - заключительная Ее задача привести организм детей в спокойное состояние. Дети выполняют ходьбу под марш, упражнения на релаксацию, подводится итог занятия. По содержанию все музыкальные занятия (НОД) подразделяются на разные типы.

Типовая непосредственно образовательной деятельность по музыкальному развитию детей (НОД) является традиционной. В ходе этой деятельности дети слушают музыку, поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах и в музыкально-дидактические игры.

НОД тематическое. Темы таких музыкальных занятий могут быть игровыми («Любимые игрушки», «Поездка в гости к бабушке»), учебно-познавательными («Музыкальные жанры», «О чем нам рассказывает музыка») и др.

НОД по слушанию музыки проводят с детьми среднего и старшего возраста, т. к. они уже имеют опыт восприятия музыки и определенный запас музыкальной терминологии. Длительность такого занятия в средней группе 10 мин., в старших -20-25 мин.

НОД по развитию музыкального творчества проводят с детьми старшего возраста. Дети на этих занятиях сочиняют мелодии на заданный текст, составляют пляски-импровизации, сочиняют мелодии на металлофоне.

НОД по обучению детей игре на инструментах сначала проводится воспитателем на индивидуальных занятиях, затем музыкальный руководитель организует занятия по подгруппам и фронтальные по обучению детей в ансамбле и оркестре.

Комплексные занятия - НОД, на которых в равной степени представлены музыка, изобразительное искусство и литература.

Интегрированные занятия - НОД, в которой для раскрытия одной темы используются разные виды детской музыкальной деятельности.

НОД с доминированием одного вида деятельности, на которых преобладает какой то один вид музыкальной деятельности:пение или игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения или слушание.

Воспитатель должен быть активным помощником музыкального руководителя на занятии: поет песни, произношением слов в песне, танцует вместе с детьми, следит за осанкой детей, осуществляет показ музыкально-ритмических движений и игры на музыкальных инструментах.

План тематической НОД по музыкальному развитию детей в средней группе:

«Снова осень к нам пришла»

1. Музыкально-ритмические упражнения. Ходьба и бег под музыку М.Красева. Танцевальные упражнения с листьями: летают, кружатся, падают на землю, снова летают.

2. Слушание. «Падают листья» муз. М. Красева.

3. Пение. «Осень» муз. И. Кишко, «Урожайная» муз. А. Филиппенко, «Листопад» Т. Попатенко.

4. Игра. «Найди свой овощ» р. н. м. «Как под яблонькой».

Таким образом, педагог должен при организации и проведении непосредственно образовательной деятельности детей по музыкальному развитию использовать разные типы занятий: типовые, тематические, доминантные, комплексные, интегрированные и др-е, а также разные виды организации детей: фронтальную, а в совместной деятельности: подгрупповые и индивидуальные.

Существует много разнообразных возможностей использования таких музыкальных инструментов в дошкольных учреждениях: это и индивидуальное музицирование в часы досуга, и коллективное исполнение в детском оркестре.

Педагог стремится прежде всего с помощью инструментов побудить детей к самостоятельным занятиям музыкой. Ребята учатся играть знакомые попевки, импровизировать несложные ритмы или отдельные интонации, подбирать по слуху знакомые мелодии, играть в «музыкальное эхо», петь и подыгрывать себе и т. д.

Кроме того, некоторые игрушки-инструменты используются как наглядные дидактические пособия. Они помогают педагогу разви­вать музыкально-сенсорные способности дошкольников, знакомить их с отдельными элементами музыкальной грамоты. В зависимости от способа звукоизвлечения и ха­рактера звучания детские музыкальные игруш­ки и музыкальные инструменты можно сгруппировать в определенные виды.

Беззвучные. Эти игрушки лишь изображают музыкальные ин­струменты, например пианино с немой клавиатурой. Звучащие: 1. Игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты: погремушки, бубны, барабаны, кастаньеты, треугольники.

2. Игрушки-инструменты, издающие звук только одной высоты, с помощью которого можно воспроизводить различные ритмы,- свирели, дудки, рожки.

3. Игрушки с фиксированной мелодией: органчики, музыкаль­ные шкатулки, музыкальные ящики; во время игры на них дейст­вия детей носят только механический характер.

4. Игрушки-инструменты с диатоническим или хроматическим звукорядом: металлофоны, пианино, рояли, кларнеты.

Существует определенная классификация всех музыкальных инструментов: они делятся на струнные, духовые и ударные.

Дети, играя на инструментах, удовлетворяют свои индивидуальные запросы, интересы и привыкают действовать в коллективе согласованно.

Различные группы инструментов требуют освоения различных по степени трудности приемов игры. Поэтому участвующим в оркестре следует давать дифференцированные задания с учетом их индивидуальных возможностей. В проц обучения у д форм-ся слуховые представления, чувство ритма, тембра, динамики, развив самост-ть в действ р-ка, организ-ть внимания, а так же воспитыв-ся выдержка, усидчмвость и др волевые качества. Кроме того, игра на дми несёт определ инф-цию, знакомит с тембровым звучанием, особ-тью расположения клавишей, со способами звукоизвлечения.

8.Методы и приёмы приобщения детей дошкольного возраста к игре на детских музыкальных инструментах.

Игра на музыкальных инструментах – один из видов детского исполнительства. Применение детских музыкальных инструментов и игрушек (на занятиях, так и в повседневной жизни) обогащает музыкальные впечатления детей, развивает их музыкальные способности.

Формы работы по обучению детей на музыкальных инструментах различны: индивидуальные занятия, занятия с ансамблем и оркестром.

Игра на ударных музыкальных инструментах, не имеющих звукоряда, помогает выработать чувство ритма, расширяет тембровые представления детей. Мелодические музыкальные инструменты развивают все три основные музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма.

Знакомство детей с музыкальными инструментами начинается уже в раннем возрасте. Первые музыкальные впечатления педагог стремиться дать ребятам в занимательно-игровой форме. Когда дети начинают ходить и способны маршировать под музыку, воспитатель может сопровождать звучание марша, играя на бубне, барабане, чтобы подчеркнуть ритм, разнообразить звучание. Бег можно сопровождать игрой на деревянных палочках, ложках, колокольчике.

По мере того как дети начинают чувствовать и воспроизводить в движениях (ходьбе, хлопках) ритм музыки, им поручают самим играть на этих инструментах. Сначала взрослый помогает детям попадать в такт музыке (греметь погремушкой, стучать по бубну, встряхивать колокольчик), потом их действия становятся все более самостоятельными. Обучение начинается с группы ударных инструментов, не имеющих звукоряда. Занятия проводятся с небольшими группами детей и индивидуально.

Во второй младшей группе дети уже могут играть на бубне, деревянных ложках, кубиках, погремушке, барабане, колокольчике. В этом возрасте они знакомятся с металлофоном. Важно привлекать их внимание к выразительности тембра каждого инструмента. Можно использовать образные сравнения, характеристики: нежный (колокольчик), звонкий (металлофон), четкий, стучащий (барабан). Полезно использовать дидактические игры на различение детьми тембров музыкальных инструментов.

В средней группе впервые начинают обучать детей игре на музыкальных инструментах, имеющих звукоряд. Наиболее удобен для этого металлофон. Приемы игры на металлофоне достаточно просты. Детей учат приемам звукоизвлечения: правильно держать молоточек, направлять удар на середину пластины.

Приемы: эффективен прием подтекстовки длительностей (четвертные обозначаются слогом та-та, а восьмые ти-ти), прием прохлопывания ритмического рисунка.

Существует несколько способов обучения игре на мелодических музыкальных инструментах: по нотам, по цветовым или цифровым обозначениям, по слуху.

Обучение детей по нотам очень трудоемко. Далеко не все дошкольники овладевают нотной грамотой. Важно, чтобы дети понимали связь расположения нот на нотном стане со звучанием их в мелодии.

Цветовая система удобна для быстрого овладения детьми игрой на инструментах. Цветовое обозначение (цветные клавиши, пластины металлофона) закрепляется за каждым звуком.

Подобным способом детей обучают играть по цифрам , наклеенным около каждой пластины металлофона.

Оба способа обучения детей (с использованием цветовых и цифровых обозначений) позволяют легко и быстро получить нужный результат, но не имеют развивающего эффекта.

Наибольший развивающий эффект обучения достигается лишь при игре по слуху. Этот способ требует постоянного развития слуха (прислушиваться к звукам мелодии, сравнивать их, различать по высоте). Использовать дидактические пособия, моделирующие движения мелодии вверх, вниз. Это музыкальная лесенка, перемещающаяся с цветка на цветок бабочка и т.д. Можно показывать рукой движение звуков мелодии, одновременно воспроизводя ее.

В старшей и подготовительной к школе группах диапазон попевок расширяется. Дети уже лучше ориентируются в расположении звуков мелодии, действуют более самостоятельно. После того как металлофон освоен, детей обучают игре на других мелодических инструментах – струнных, духовых, клавишно-язычковых.

Таким образом, обучение игре на музыкальных инструментах включает в себя три этапа: на первом – дети слушают и запоминают мелодии, пропевают их, знакомятся с приемами игры; на втором – подбирают попевки, на третьем – исполняют их по своему желанию

Методическая разработка.

«Обучение игре на детских музыкальных инструментах»

Программа обучения дошкольников средней, старшей, подготовительной групп игре на ДМИ. Срок обучения 3 года.

Исполнитель:

Музыкальный руководитель

МБДОУ Д/С №10 «Белочка»

Саленкова Алла Николаевна

г. Кулебаки

2015год

Пояснительная записка

« Обучение игре на детских музыкальных инструментах » Программа обучения.

Срок обучения-3 года.

Виды деятельности: музыкальная грамота, индивидуально-подгрупповая работа, ансамбль (детский оркестр).

Задачи. Одной из форм коллективной музыкальной деятельности является игра на детских музыкальных инструментах.
Играя на различных инструментах, дети приучаются согласованно действовать в коллективе, развивается способность понимать содержание музыкальных произведений, воспитывается устойчивый интерес к музыке, совершенствуются навыки игры на различных детских музыкальных инструментах, развиваются мелодический, динамический, тембровый, звуковысотный слух, чувство ритма, творческая активность. Игра в оркестре воспитывает у детей активное внимание, усидчивость, чувство товарищества, взаимопомощь.

Курс обучения рассчитан на 3 года. Год от года требования к игре детей на детских музыкальных инструментах повышаются, увеличивается число и разновидности осваиваемых инструментов.

1-й год обучения (младшая группа)

На первом году обучения дети учатся играть на ударно-шумовых инструментах (бубен, барабан, погремушка,
колокольчики), воспроизводят метр музыкального произведения без соблюдения ритма. Закрепляются знания детей о музыкальных игрушках (неваляшки, шарманки, музыкальные волчки, органчики). Знакомятся с металлофоном (слушают пьесы в исполнении взрослых).

2-й год обучения (средняя группа)

На втором году обучения расширяется объем ударно-шумовых инструментов (добавляются музыкальные кубики, музыкальные молоточки, музыкальные палочки, треугольник). Усложняются приемы игры на них. Дети овладевают навыками игры на металлофоне, учатся воспроизводить ритмический рисунок музыкальных произведений.

З-й год обучения (старшая группа).

На третьем году обучения ставятся новые, более сложные задачи. Дети овладевают практическими навыками игры ни ксилофонах. Добавляются другие ударно-шумовые инструменты (треугольник, бубенцы, коробочки, колотушки, ложки, тарелки, маракасы, румба, кастаньеты). Дети учатся воспроизводить не только ритмический рисунок, но и мелодическую линию учатся соблюдать общую динамику, темп, своевременно вступать и заканчивать игру.

На последнем году обучения еще более усложняются приемы игры на всех детских музыкальных инструментах, закрепляются и совершенствуются навыки игры, расширяется репертуар, дети знакомятся со струнно-щипковыми инструментами (арфа, цитра, гусли), с электронно-музыкальными («Чижик», «Пиле»), клавишно-язычковыми (аккордеон, баян, гармонь).

Цели : формирование у детей умений и навыков в игре на детских музыкальных инструментах, развитие творческих
способностей.

Задачи: создать условия для развития творческой активности детей, обучающихся игре на детских музыкальных инструментах, а также поэтапного освоения программы по возрастным группам; обучить детей приемам игры на детских музыкальных инструментах; развить у детей интерес к игре в ансамбле; развивать эмоциональную отзывчивость на исполнение музыкальных произведений.

Занятия.

Т.к. играть вместе намного сложнее, чем в отдельности, требуются индивидуальные и групповые занятия, чтобы добиваться слаженности, динамического и ритмического ансамбля. Также на индивидуальных занятиях происходит распределение инструментов для исполнения в оркестре с учетом возможностей детей и их желаний. Индивидуальные занятия помогают заметить особо одаренных для исполнения сольных партий. Выявить интересы и склонности детей,
закрепить навыки и умения, особо позаниматься с отстающими и пропустившими занятия, помогать перешагнуть барьер скованности и робости неуверенным детям.

Методы обучения детей на детских музыкальных инструментах.

1. Словесный (рассказ, объяснение) .

2.Наглядный (показ приемов игры педагогом или ребенком) .

3.Стимулирующий (выступление перед детьми или взрослыми) .

4.Практический (повторение и закрепление приемов игры на различных музыкальных инструментах) .

5.Самостоятельная музыкальная деятельность(игра на детских музыкальных инструментах в групповой комнате под косвенным руководством воспитателя.)

6.Изготовление музыкальных игрушек - инструментов и их использование.

1-й год обучения
Тема: «Обучение игре на детских музыкальных инструментах в детском саду»

Используемые

Репертуар

Период

Кол-во

инструменты

про хождения

занятий

1.Организационное занятие. Беседа с детьми о предстоящей деятельности.

Сентябрь

2. Знакомство с приемами игры на

Погремушка

1. «Мишка с куклой» муз. М. Качурбиной

Сентябрь-

погремушке:

встряхивание,

удар погремушкой по ладошке,

2. «Ах вы, сени», р.н.м.

октябрь

удар ножкой погремушки по полу

3. «Как у наших у ворот», р.н.м.

(столу).

4. Игра «сохрани погремушку»

3. Знакомство с приемами игры на бубне: удар

Бубен

1. «Пойду ль я», р.н.м.

Ноябрь

ладошкой, удар кулачком (косточками) по

2. «Ах вы, сени», р.н.м.

донцу. Учить правильно держать бубен в левой

3. Музыкально-дидактическая игра «тихо-громко в бубен бей» Е. Е.Тиличеевой

руке - ударять правой рукой, встряхивание

4. Свободные пляски с бубном

производить правой рукой.

4.Знакомство с игрой на колокольчиках показ приемов игры:

Колокольчики

1. музыкально-дидактическая игра

Декабрь

удар палочкой, встряхивание

(валдайские,

« N ихие и громкие звоночки»

толчок пальцем. Обучение приему «трель».

маленькие,

Е.Тиличеевой

Учить правильно держать колокольчик:

средние)

2. «Игра с колокольчиками»

вертикально, не зажимать кисть, свободно

Римского-Корсакова

потряхивать и ставить на ладошку.

3. Свободные пляски

5.Закрепление навыков игры на колокольчиках.

Колокольчики

1. «Ёлка» Т. Попатенко («трель»)

Декабрь

средние

2. «Игра с колокольчиками»

6.Знакомство с игрой на барабане. Показ

Барабан

1. Песня «Барабан» (подыгрывать)

Январь

приемов игры: одновременные удары одной и

2. «Веселая песенка» Ивкодимова

двумя палочками, поочередные удары правой и

З. Упражнение «Барабанщики»

левой рукой, барабанная дробь.

Красева

4. «Марш» Парлова

7.Повторение всех приемов игры на

Погремушки,

Повторение репертуара сентябрь -

Февраль

погремушках, бубнах, колокольчиках,

бубны,

декабрь,январь

барабане. Закрепление полученных навыков.

колокольчики,

барабаны

8.Знакомство с игрой на деревянных ложках.

Ложки

1. «Ладушки», р.н.м.

Март

Показ приемов игры на ложках. Учить детей

2. «Лошадка» Потоловского

правильно держать ложки в руках, ритмично

З. «Цок, цок лошадка» Е.Е.Тиличеевой

ударять «пяточкой» по «пяточке» приемом «ладушки».

4. «Цирковые лошадки» Т. Попатенко;

9.Знакомство с игрой на металлофоне. Учить самостоятельно брать и правильно

Металлофон,

1. Упражнение с молоточками без

Апрель

держать молоточек, помахивать им свободно в воздухе,

деревянные

музыки

постукивать по ладошке и по кубику, по

кубики

2. «Дождик»

столу, по корпусу металлофона, выполнять glissando в воздухе

З . «Часики»

и на столе с поворотом кисти.

4. «Ручейки»

5. «Дятел»

б . «Цыплятки»

10.Обучение приемам игры на металлофоне:

Металлофон

1. «Дождик» (тихий-сильный)

Май

удар по одной пластиночке, glissando на

2. «Ручейки»

пластиночках. Добиваться отскакивания

З. «Птички»

молоточка от пластиночки, стремиться к

4. «Цыплята»

красивому звуку.

5. «Дятел»

6. «Мышка»

ДЕТСКИЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ.

2-й год обучения
Тема: «Ансамбль».

Основные навыки игры в ансамбле

Инструменты

Репертуар

Период

Кол-во

п.п.

про хождения

занятий

Организационное занятие.

Беседа о предстоящей деятельности.

Сентябрь

Исполнение детьми и взрослыми

Погремушки

1. «Ах вы, сени»р.н.м.

Сентябрь

знакомых произведений из репертуара предыдущего года обучения.

Бубны

2. «Мишка с куклой» М. Качурбиной

Барабаны

3. «Игра с колокольчиками»

Колокольчики

4. «Марш» Е.Тиличеевой

Повторение приемов игры на бубне: удар кулачком, ладошкой, встряхивание.

Бубен

1. «Пойду ль я»р.н.м.

2. «Ах вы, сени»р.н.м.

Сентябрь

Разучивание нового приема игры на бубне:

Бубен

1. «Пойду ль я» р.н.м.

Сентябрь

удар подушечками пальцев. Повторение выученных приемов.

2. «Ах вы, сени» р.н.м.

Исполнение пьесы различными приемами игры на бубне.

Бубен

Сентябрь

Добиваться ритмического ансамбля.

Работа над ритмическим ансамблем,

Бубен

1. «Мишка с куклой» М. Качурбиной

Октябрь

одновременным вступлением, окончанием.

Обучение приемам игры на металлофоне.

Металлофон

1. «Дождик»

Ноябрь

Работа над приемом игры glissando

2. «Ливень»

Поэтапное разучивание нового

Бубны,

1. «Полька» Красова

Декабрь

произведения на различных

колокольчики,

инструментах определенными приемами.

металлофоны

Повторение и закрепление на знакомом материале различных

Колокольчики,

1. «Полька» Красова

Январь

приемов игры.

бубны, металлофоны

Сольное исполнение отдельных партий.

Разучивание новой пьесы. Распределение

Колокольчики

1. «Колокольчики звенят»

Февраль

инструментов. Поэтапное разучивание всех партий.

всех видов,

2. «Полька» Красова

Работать над одновременным

бубны,

(повторение)

вступлением и окончанием игры.

металлофоны

Добиваться тишины во время выступления и исполнения другими инструментами.

Повторение и закрепление ранее

Колокольчики

1. «Колокольчики звенят»

Март

выученных произведений и приемов.

всех видов, бубны,

2. «Полька» Красова

металлофоны

Повторение приема игры на ложках «ладушки».

Ложки,

1. «Ладушки» р.н.м.

Март

Знакомство с новым приемом

колокольчики

2. «Пойду ль я» р.н.м.

«тарелочки».

3. «Мы запели песенку» Т. Попатенко,

Ложки. Разучивание приема «блинчики»,

Ложки,

1. «Пирожки»

Апрель

повторение пройденного.

колокольчики

2. «Ладушки»

Распределение приемов игры на ложках по частям нового произведения:

Ложки и др.

1. «Топотушки»

Апрель

1 ч - маленькие «ладушки»,

2 .. «Колокольчики звенят»

2ч - большие ладушки (4раза)

3. «Полька» Красова

3ч. - быстрые маленькие

«ладушки». Повторение знакомых пьес.

Знакомство с новым произведением.

Колокольчики,

1. «Лесная песенка»

Май

Распределение инструментов в

бубны,

Филиппенко

зависимости от изобразительного

металлофоны,

характера песни. Разучивание партии каждого инструмента.

треугольник

Соединение всех в ансамбль.

Работа над своевременным

вступлением каждого инструмента и

окончанием звучания.

Добиваться ритмического ансамбля,

Колокольчики

1. «Лесная песенка» Филиппенко

Май

общей динамики, чистоты исполнения

всех видов,

2. «Колокольчики звенят»

приемов игры на всех инструментах.

бубны,

3. «Полька» Красова

Повторение всех ранее выученных

металлофоны,

4. «Топотушки»

произведений.

треугольник,

ложки

ДЕТСКИЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ.

3-й год обучения
Тема: «Детский оркестр».

Основные навыки игры в ансамбле

Инструменты

Репертуар

Период

Кол-во

П.П.

прохождения

занятий

Организационное занятие. Беседа

Сентябрь

о предстоящей работе.

Работать над правильным извлечением звука из металлофона:

Металлофон

«Лесенка»

Сентябрь

удар-отскок, glissando -

«Дождик»

переворачивать кисть, не зажимая руку.

«Часики»

«Ручейки»

Отрабатывать поступенное движение вверх-вниз; правильно держать молоточек, добиваться ритмичного ансамбля,

Металлофон

«Андрей- воробей»

Октябрь

выстукивать ритмический рисунок,

2.

«Лесенка»

выполнять упражнения

3.

«Дождик»- «Дятел»

для кисти.

4.

«Ручейки»-«Ливень»

4

Поэтапное разучивание нового музыкального произведения;

Металлофон,

1. Вальс «Осенний сон»

4

работать над ритмом, динамикой,

колокольчики

2. «Андрей-воробей»

разучивать темы каждого

3. «Лесенка»

инструмента (l ч.).

5

Продолжение работы над новым

Металлофон,

1. Вальс «Осенний сон»

4

произведением. Поэтапное разучивание 2ч.

колокольчики

2. «Андрей-воробей»

3. «Лесенка»

6

Знакомство с новым проигрыванием. Выбор соответствующих инструментов.

Ксилофон,

1. «Полька» Лядовой

5

Знакомство с ксилофоном и румбой.

металлофон,

2. Повторение

румба, бубны,

пройденного

тарелки

7

Отрабатывать чистоту исполнения каждого инструмента, каждой партии,

Ксилофон,

1. «Полька»

3

работать над ритмом и динамикой.

Металлофон,

2.Повторение ранее выученного

Разучивание нового

Тарелка,

приема игры «Бурдон».

Румба,

Бубны

8

Поэтапное разучивание новой

Ксилофон,

1. «Я на горку шла»

4

пьесы. Закрепление приемов игры на всех инструментах.

металлофон,

2. Повторение.

бубны

9

Знакомство с ударно-шумовыми

Трещотки,

Знакомые русские народные

4

инструментами: трещотки, бубенцы,

маракасы,

мелодии

коробочка, колотушка, маракасы, кастаньеты, рубель.

рубель, коробочка,

Обучение приемам игры на них.

бубенцы

10

Разучивание современной пьесы. Учить

Металлофоны,

«Бабочки на снегу» Р.Паулс

3

вслушиваться в музыку, поочередно вступать и заканчивать игру, следить за

колокольчики,

динамическим и ритмическим ансамблем.

треугольник,

тарелки, cassio

Литература.

1.Т.Н.Девятова. Программа «3вук- волшебник».(Линка-пресс Москва 2006).

2. Т. Тютюнникова. Программа . «Элементарное музицирование с дошкольниками.»(Дошкольное воспитание,1988г.)

3. Н.Г.Кононова «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах». Книга для воспитателя и
муз. руководителя детского сада. (Москва «Просвещение» 1990г.)

4.С.Бублей: «Детский оркестр».Пособие для муз. руководителей детских дошкольных учреждений(Ленинград «Музыка» 1983 г)

5. Т. Тютюнникова «Музыкальные инструменты». Из опыта работы. (Дошкольное воспитание,1997г.)

6. Зацепина М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические ре­комендации / М. Б. Зацепина. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования

«Центр детского творчества «Ритм»

Методическая разработка

«Обучение детей игре на детских музыкальных инструментах»

Педагог дополнительного образования

Сюткина Оксана Петровна

г. Пермь 2016 г.

Введение

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте.

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни. Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления.

Музыкальная деятельность включает в себя не только восприятие музыки, но и посильное детям исполнительство, основанное на опыте восприятия, - пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения. С помощью пения, игры на музыкальных инструментах можно развить другую музыкальную способность – умение представить и воспроизвести высоту музыкальных звуков в мелодии. Развитие этой способности предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание – и, таким образом, влияет не только на музыкальное, но и на общее развитие ребенка.

Инициатором обучения детей игре на музыкальных инструментах уже в 20-е гг. стал известный музыкальный деятель и педагог Н. А. Метлов. Ему же принадлежит идея организации детского оркестра. Н. А. Метлов провел большую работу по созданию и совершенствованию конструкции детских музыкальных инструментов, имеющих звукоряд, - металлофона и ксилофона.

Игра на музыкальных инструментах – один из видов детского исполнительства. Применение детских музыкальных инструментов и игрушек (как на занятиях, так и в повседневной жизни) обогащает музыкальные впечатления дошкольников, развивает их музыкальные способности.

Кроме того, игра на музыкальных инструментах развивает волю, стремление к достижению цели, воображение.

Обучение детей игре на детских музыкальных инструментах

Знакомство детей с музыкальными инструментами начинается уже в раннем возрасте. Раннее музыкальное обучение играет существенную роль в музыкальном развитии ребенка, но оно должно быть облечено в формы, доступные и интересные для детей раннего возраста. Нельзя не учитывать степень готовности к таким занятиям, как обучение игре на инструментах, требующих от детей значительного внимания, сосредоточенности, осознанности и физической зрелости. Первые музыкальные впечатления педагог стремится дать ребятам в занимательной игровой форме. Обучение начинается с группы ударных инструментов, не имеющих звукоряда. Занятия проводятся с небольшими группами детей и индивидуально. Целесообразно использовать музыкальные инструменты и в повседневной жизни, чтобы закрепить у ребят появляющееся ощущение ритма музыки.

Во второй младшей группе дети уже могут играть на бубне, деревянных ложках, кубиках, погремушке, музыкальных молоточках, барабане, колокольчике. В этом возрасте они знакомятся с металлофоном.

Прежде чем приступить к разучиванию с детьми мелодии на металлофоне, взрослый сам должен несколько раз грамотно исполнить эту мелодию на металлофоне, дети слушают. Затем показывают желающим, по каким пластинкам и сколько раз надо ударить. Сразу запомнить всю мелодию трудно, лучше разучивать ее частями, например выучить запев песни, а когда ребенок усвоит его, показать, как играть припев или первую часть мелодии, затем – вторую. Можно чередовать игру воспитателя с детским исполнением: запев играет воспитатель, а ребенок на другом металлофоне – припев, или наоборот. Желательно, чтобы ребенок, усвоив часть или все музыкальное произведение, исполнил его с воспитателем (на двух металлофонах).

Занятия по обучению игре на металлофоне ведутся с детьми индивидуально.

Для исполнения на металлофоне вначале берутся несложные и хорошо знакомые детям мелодии. В таком случае они ударяют по пластинкам не механически, а все время регулируют слухом свое исполнение. Ударив не ту пластинку, ребенок слышит ошибку, старается ее исправить.

Другое важное условие при выборе произведений – строение мелодии. Звуки мелодии должны быть расположены близко друг от друга, большие интервалы для игры трудны детям. Играть мелодии, построенные на одном звуке, нецелесообразно, да и неинтересно детям.

В средней группе впервые начинают обучать детей игре на музыкальных инструментах, имеющих звукоряд. Наиболее удобен для этого металлофон. Он достаточно прост в обращении, не требует постоянной настройки, как струнные инструменты. Дети уже знакомы с тембром этого инструмента, приемами игры.

Существует несколько способов обучения игре на мелодических музыкальных инструментах: по нотам, по цветовым и цифровым обозначениям, по слуху.

Обучение детей игре по нотам очень трудоемко, хотя иногда используется на практике. Далеко не все дошкольники овладевают нотной грамотой, если не ведется постоянная индивидуальная работа. Важно, чтобы дети понимали связь расположения нот на нотном стане со звучанием их в мелодии, исключив механическое воспроизведение нотных знаков.

Цветовая система, распространенная за рубежом, удобна для быстрого овладения детьми игрой на инструментах. Определенное цветовое обозначение (цветные клавиши, пластины металлофона) закрепляется за каждым звуком. Ребенок имеет запись мелодии в цветовом обозначении: используются цветные кружочки или цветное изображение нот, с ритмическим обозначением и без него. Играть по этой системе очень легко, но при таком способе игры (вижу зеленое обозначение ноты – нажимаю на зеленую клавишу) слух не участвует в воспроизведении мелодии, ребенок играет механически.

Подобным способом детей обучают играть по цифрам, наклеенным около каждой пластины металлофона, и записи мелодии в цифровом обозначении. Может моделироваться и обозначение длительности (длинные и короткие палочки и т. д.)

Цифровая система, предложенная в 30-е гг. Н. А. Метловым, в то время, может быть, была оправданной, но в дальнейшем стала использоваться реже, так как она приводит к механическому воспроизведению мелодии.

Оба способа обучения детей (с использованием цветовых и цифровых обозначений0 позволяют легко и быстро получить нужный результат, но не имеют развивающего эффекта6 слишком велика в этих способах доля механического воспроизведения мелодии.

Наибольший развивающий эффект обучения достигается лишь при игре по слуху. Этот способ требует постоянного развития слуха, серьезной слуховой подготовки. Начиная с младшего возраста важно побуждать детей прислушиваться к звукам мелодии, сравнивать их, различать по высоте. Чтобы накапливать слуховой опыт, развивать слуховое внимание детей, используются дидактические пособия, моделирующие движение мелодии вверх, вниз, на месте. Это музыкальная лесенка, перемещающаяся с цветка на цветок (ноты) бабочка и т. д. Одновременно пропеваются звуки мелодии, соответствующие по высоте моделируемым соотношениям звуков. Можно также показывать рукой движение звуков мелодии, одновременно воспроизводя ее (голосом или на инструменте).

Методика обучения детей игре на музыкальных инструментах по слуху построена на постепенном расширении диапазона исполняемых попевок. Вначале ребенок играет мелодию, построенную на одном звуке. Прежде чем воспроизвести мелодию, он слушает ее в исполнении музыкального руководителя, который сначала поет ее, привлекая внимание к тому, что звуки мелодии не отличаются по высоте, потом играет на металлофоне и одновременно поет. Пропевание попевок позволяет детям лучше представить направление движения мелодии, развивает музыкально-слуховые представления.

Детей учат приемам звукоизвлечения: правильно держать молоточек (он должен свободно лежать на указательном пальце, его лишь слегка придерживают большим), направлять удар на середину пластины металлофона, не задерживать молоточек на пластине, а быстро снимать его (как подпрыгивающий мячик). Когда играются длинные ноты. Молоточек должен подпрыгивать повыше, короткие ноты – пониже.

Когда ребенок играет мелодию на одном звуке, он должен точно воспроизвести ритмический рисунок. Для этого, пропевая мелодию со словами, можно ориентироваться на ритм стихов.

Для осознания соотношений длительностей звуков мелодии применяется моделирование их с помощью длинных и коротких палочек или обозначений, принятых в нотной записи (четверть, восьмые). Чтобы дети хорошо усвоили ритмический рисунок мелодии, можно, используя принятые обозначения, выкладывать его на фланелеграфе. При этом эффективен прием подтекстовки длительностей, принятый в релятивной системе: четверти обозначаются слогом та , а более короткие восьмые – слогом ти . Широко применяется прием прохлопывания ритмического рисунка мелодии или воспроизведение его на музыкальных инструментах.

После того как дети научились передавать ритмический рисунок разных мелодий, построенных на одном звуке, освоили приемы игры на металлофоне, можно переходить к игре попевок на двух соседних звуках. Чтобы облегчить детям понимание расположения звуков по высоте, применяются названные приемы: выкладывание звуков-кружочков на разной высоте на фланелеграфе, пропевание, показ рукой движения мелодии, дидактические пособия и игры.

Кроме этого, можно воспользоваться «немой» (нарисованной) клавиатурой металлофона: ребенок показывает на ней расположение звуков и под пение «воспроизводит» мелодию.

В старшей и подготовительной к школе группах диапазон попевок расширяется. Дети уже лучше ориентируются в расположении звуков мелодии, действуют более самостоятельно.

Обучая игре на музыкальных инструментах, педагог должен учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка. Одни дети достаточно легко подбирают попевки, с другими необходима более детальная подготовительная работа.

После того как металлофон освоен, дети в старшей и подготовительной к школе группах обучаются игре на других мелодических инструментах – струнных, духовых, клавишно-язычковых. Каждый ребенок может постепенно овладеть игрой на нескольких музыкальных инструментах. Полезно сочетать индивидуальную работу с детьми и работу по подгруппам, а также со всей группой.

По мере того как дети научатся играть на металлофонах, можно показать им, как пользоваться цитрами.

Чтобы дети легче ориентировались в расположении струн, также используем цифровую систему – в нижнюю часть цитры подкладываем под струны бумажную полоску с цифрами, причем цифра 1 соответствует звуку до 1 и т. д. На цитре играют медиатором – пластмассовой пластинкой с заостренным концом. Держать медиатор надо тремя пальцами – большим, указательным и средним, делая движение кистью руки вправо. Для удобства игре на цитре и лучшего резонанса инструмент кладут на деревянный столик. Левой рукой дети слегка приподнимают верхний угол цитры, держа локоть на столике. Это делается для того, чтобы ребенок не наклонял слишком низко голову и чтобы ему было видно цифровое обозначение струн.

Иногда цитры не держат строя, колки ослабевают. В таком случае надо закрепить колки кусочками фанеры. Лопнувшие струны заменяют тонкими балалаечными струнами.

Для обучения дошкольников игре на аккордеоне лучше всего пользоваться детским хроматическим аккордеоном «Беларусь». На нем с правой стороны 20 клавиш с диапазоном до 1 – соль 2 , слева – четыре аккорда.

Прежде чем обучать игре на аккордеоне, следует показать детям, как правильно сидеть и держать инструмент. Ребенок сидит на стуле, занимая примерно половину сиденья, ноги стоят на полу. Один ремень аккордеона надевают на середину правого предплечья, другой – на середину левого. Первый ремень длиннее, короткий ремень на левом предплечье придает инструменту устойчивость. Аккордеон устанавливают на колене таким образом, чтобы левая часть корпуса аккордеона и мех во время игры поддерживались левой рукой. Освоив игру сидя, ребенок сможет играть и стоя.

В детском саду учим играть только правой рукой, которая свободно лежит на клавиатуре. Во время игры дети касаются клавиш подушечками пальцев. Локоть опущен, пальцы полусогнуты. Надо следить, чтобы дети не играли одним пальцем. Для каждой мелодии указывается удобное расположение пальцев (аппликатура). Играть двумя руками дошкольникам трудно.

Если ребенку сложно играть пятью пальцами правой руки, на первых порах можно пользоваться четырехпальцевой системой игры: большой палец под клавиатурой в естественном положении, как на баяне.

При обучении игре на аккордеоне пользуемся цифрами, как и на металлофоне, цитре. Цифры наносят на верхнюю часть белых клавиш. Постепенно дети перестают смотреть на цифры, играют не глядя, пользуясь мышечным ощущением. На аккордеоне могут играть не все дети; некоторых ребят затрудняет одновременное исполнение мелодии пальцами правой руки и раздувание мехов левой.

Когда дети научатся играть на аккордеоне, более способных можно учить игре на духовом инструменте.

Из духовых инструментов рекомендуется брать духовую гармонику «Мелодия-26». У духовой гармоники с фортепианной клавиатурой 26 клавиш с диапазоном си малой октавы – до 3 . Инструмент держат левой рукой, четыре пальца охватывают ручку, большой палец упирается в инструмент с обратной стороны снизу. Мундштук берут в рот. Инструмент надо держать слегка наклонно вниз. Левая рука и локоть приподняты. Правая рука принимает то же положение, пальцы чуть согнуты и свободно передвигаются по клавиатуре.

Играют пятью пальцами, как на фортепиано. Вначале можно пользоваться четырехпальцевой системой, как на аккордеоне. На верхнюю часть белых клавиш наносят цифры. Когда дети освоятся с клавиатурой, цифры можно снять. Звук, извлекаемый во время игры, зависит от струи воздуха. Дуть нужно без напряжения. По окончании игры следует удалить накопившуюся влагу. Для этого пользуются специальным клапаном: нажимают кнопку на обратной стороне инструмента и легко дуют в мундштук.

Важно, чтобы ребята почувствовали выразительные возможности новых инструментов, научились использовать разнообразие тембровых красок. В старшем дошкольном возрасте дети уже осознают, что с помощью каждого инструмента, даже не имеющего звукоряда, можно передать определенное настроение.

Таким образом, обучение игре на музыкальных инструментах включает в себя три этапа: на п е р в о м – дети слушают и запоминают мелодии, пропевают их, знакомятся с приемами игры, на в т о р о м – подбирают попевки, на т р е т ь е м – исполняют их по своему желанию.

Литература

    Метлов Н. А. Музыка – детям. – М.: Просвещение, 1985.

    Радынова О. П., Катинене А. И., Палавандишвили М. Л. Музыкальное воспитание дошкольников. – М.: Просвещение: Владос, 1994.

    Художественное творчество в детском саду /Под ред. Н. А. Ветлугиной. – М.: Просвещение, 1974.

Разделы: Работа с дошкольниками

Музыка обладает возможностями воздействия не только на взрослых, но и на детей самого раннего возраста. Более того, и это доказано, даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает положительное влияние на самочувствие развивающегося ребёнка (может быть, и формирует его вкусы и предпочтения). Из сказанного можно сделать вывод о том, сколь важно создавать условия для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста.

Основными задачами музыкального воспитания можно считать:

Развивать музыкальные и творческие способности (с учётом возможностей каждого) посредством различных видов музыкальной деятельности;

Формировать начало музыкальной культуры, способствовать формированию общей духовной культуры.

Успешное решение перечисленных задач зависит от содержания музыкального воспитания, прежде всего от значимости используемого репертуара, методов и приёмов обучения, форм организации музыкальной деятельности и др.

В ребёнке важно развивать всё лучшее, что заложено в нём от природы; учитывая склонности к определенным видам музыкальной деятельности, на основе различных природных задатков формировать специальные музыкальные способности, способствовать общему развитию.

Основной формой музыкальной деятельности в детском саду являются занятия, которые предусматривают не только слушание музыкальных произведений доступных для восприятия малышей, обучение их пению, движениям в музыкальных играх и плясках, но и обучение их игре на детских музыкальных инструментах.

Почему, проводя музыкальные занятия, мною уделяется большое внимание игре на детских музыкальных инструментах? Да потому что детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребёнка. В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности. Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, они чище поют, улучшается качество музыкально-ритмических движений, дети чётче воспроизводят ритм.

Для многих детей игра на музыкальных инструментах помогает передать чувство, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми. И поэтому этой работе в нашем ДОУ уделяется большое внимание и проводится она не формально от случая к случаю, а имеется целая система обучения.

Работа проводится организованно и последовательно, применяются разнообразные методы и приёмы: показ иллюстраций, игрушек, использование музыкально-дидактических игр, имеется большая база детских музыкальных инструментов. Систематическое применение на музыкальных занятиях музыкальных игрушек и инструментов вызывает у детей интерес к таким занятиям, расширяет их музыкальные впечатления, способствует творческой активности.

Знакомство с музыкальными игрушками и инструментами в 1 младшей группе.

Знакомить детей с музыкальными инструментами я начинаю в 1 младшей группе. Учу детей различать звуки по высоте (высокое и низкое звучание колокольчика, металлофона, фортепиано), узнавать и различать звуки бубна, погремушки, барабана, дудочки.

Каждую музыкальную игрушку вношу, создавая игровую ситуацию. Например, собачка принесла в корзине интересные вещи, ими оказались погремушки. Дети с увлечением рассматривают их, щупают, учатся общаться с ними, извлекать звук. Затем собачка проводит с детьми игру “Погремушки” муз. М. Раухвергера. Играется музыкальная пьеса, а дети вместе с воспитателем выполняют движения; под тихую музыку играют погремушкой перед собой, а под громкую поднимают её вверх и встряхивают с большой силой. Эта игра доставляет малышам радость, учит различать тихое и громкое звучание.

На следующем занятии дети встречаются с мишкой. Он приносит бубен, он хочет танцевать. Но танцует он медленно, вперевалочку, а воспитатель ударяет в бубен. Один из активных детей приглашается потанцевать с мишкой, (мишка пляшет на столе, чтобы все хорошо видели). На следующем занятии все дети превращаются в мишек, медленно, переваливаясь с ноги на ногу, они танцуют вместе с мишкой (воспитатель играет на бубне). Затем мишка предлагает детям поиграть на бубне, сначала с помощью воспитателя, а затем самостоятельно. Конечно, не у всех получаются ритмичные удары, не все умеют ударять. Часто к детям приходит кукла Катя и включается в игры детей. Дети очень любят играть с Катей. Вот Катя идёт по залу - редкие удары в бубен, а вот Катя побежала и дети слышат частое звучание. При этом обращается внимание на разное звучание бубна. Таким образом, дети учатся чувствовать ритм (различать ритм шага и бега), реагировать на смену музыки.

Для развития тембрового слуха уже в 1 младшей группе проводится музыкально-дидактическая игра “Угадай, на чём играю?” Дети узнают барабан, дудочку, бубен, колокольчик. Сначала даётся только два контрастных по звучанию инструмента, а затем количество увеличивается до четырёх. Детей не просят давать названия этим инструментам, они показывают на те, которые лежат перед ширмой (те на которых воспитатель играет, лежат за ширмой). Сначала не все дети правильно определяют звучащие инструменты, но через несколько занятий дети успешно справляются с заданием.

Вторая младшая группа.

Во 2-й младшей группе закрепляем знания детей о музыкальных инструментах и игрушках, о которых они узнали в первой младшей группе, продолжаю знакомить с новыми – добавляю музыкальный молоточек и металлофон. Было замечено, что детям этого возраста доставляет удовольствие выполнять различные движения с инструментами. Для развития чувства ритма детям предлагается такое упражнение. Всем детям раздаём по 2 кубика и предлагаем занять место в вагончиках-стульчиках. Поезд набирает ход – дети медленно ударяют в кубики. Темп ускоряется, дети вместе с воспитателем стараются передать ритм быстрее. Поезд останавливается, и вместе с мелодией замолкают и кубики.

Всегда с большой охотой дети выполняют упражнения на развитие ритмического восприятия. К детям в гости приходит матрёшка и приносит с собой кубики и погремушки. Она хочет поплясать, а музыки нет. Тогда воспитатель просит детей сыграть матрёшке, а она будет плясать. Дети с удовольствием под плясовую музыку ударяют погремушками и кубиками.

В игре “Кто по лесу ходит?” задание усложняется. Дети учатся сравнивать и передавать на одном инструменте медленные удары – ходит мишка, слон, и быстрые – прыгает зайчик, бежит ёжик.

Практика показывает, что дети этого возраста без особых трудностей различают по звучанию два разных колокольчика (высокое и низкое звучание), в играх “Капельки большие и маленькие”, “Какая птичка поёт?”, дети различают от 1 и до 2 октавы.

Продолжая развивать динамическое восприятие, использую такие игры как “Тихие и громкие ладошки”, “Тихие и громкие звоночки”, где дети сначала звонят колокольчиками то тихо, то громко, в соответствии с изменением силы звука в музыке, а потом, усложняя задания: дети делятся на 2 подгруппы. Девочки – тихие звоночки, а мальчики – громкие, и звенеть они должны только свою музыку, развивается выдержка и внимание.

Далее начинаю знакомить детей с новым музыкальным инструментом – металлофоном. Стараюсь, чтобы знакомство с инструментом проходило в атмосфере большой заинтересованности, с использованием разнообразного материала, в игровой форме.

“Сказка про лягушонка КВАК” (на фланелеграфе)

“Лягушонок КВАК пошёл гулять. Вдруг на него упала капелька дождя (ударяю по пластинке металлофона 1 раз).Тучка закрыла солнышко, стало темно, и на лягушонка капнуло ещё несколько капель (ударяю несколько раз).В начале капельки капали редко (редкие удары), а затем дождик разошёлся не на шутку и капельки полились одна за другой всё чаще и чаще. Дождь усилился (частые удары). Лягушонок прыгнул в озеро и стал ждать, когда кончится дождь. Вскоре дождь кончился, и опять выглянуло солнышко”.

Вопросы к детям: какой был дождь? Сильный, слабый, редкий, частый. А вот и инструмент, который помогал мне изобразить настоящий дождик. Таким образом, закрепляется название инструмента. Далее предлагаю посмотреть и потрогать, ещё раз послушать звучание. На следующем занятии игра “Весёлый дождик” закрепляет умение различать ритмический рисунок, а малыши определяют какой идёт дождь. Если в 1 младшей группе дети, узнав инструмент по звучанию, только показывали на него, то во 2-ой младшей группе я прошу дать название инструменту, а в дальнейшем, узнав, назвать и поиграть на нём.

Музыкальные игрушки в этой возрастной группе используются и на праздниках. Так на Новый год мы даём детям колокольчики или погремушки – так они будят Снегурочку, которая спит в своём домике. Иногда танцуют с погремушками, а Петрушка, пришедший на праздник, показывает им движения. Постепенно у малышей обогащается опыт восприятия музыки, воспитывается эмоциональная отзывчивость на знакомые детские музыкальные инструменты, появляется желание самостоятельно действовать с ними.

Средняя группа.

В средней группе предусматривается новый вид детской музыкальной деятельности – игра на металлофоне. Игра на этом инструменте способствует развитию у детей мелодического слуха, ритма и музыкальной памяти. Первоначальное обучение проводится на занятии, а затем во время индивидуальной работы с детьми. Большое значение уделяется правильной посадке детей во время игры. Обеспечивается свобода корпуса и рук. Показ сопровождается объяснением. В ходе игры на инструменте дети самостоятельно изображают большой и маленький колокольчик, прыжки воробушка, удары дятла. После того, как дети почувствовали, что звуки металлофона могут быть низкими и высокими, громкими и тихими, долгими и короткими и выражать различные образы, мы начинаем игру несложных песенок на одном звуке. Сначала знакомлю детей с попевкой, показываю иллюстрацию, затем поём всей группой и индивидуально. С самого начала учу детей точно воспроизводить ритм. Для этого предлагаю прохлопать ритмический рисунок попевки, используя различные ударные инструменты. Дети передают ритм на бубне, кубиках, музыкальных молоточках. При этом учимся согласовывать свои движения с движениями товарищей, чтобы не обгонять и не опережать, и не отставать.

Упражнение “Уточки”

Наши уточки с утра:

кря-кря-кря (поют дети)
кря-кря-кря (звуки инструмента)

Наши гуси у пруда:

га-га-га (поют дети)
га-га-га (звуки инструмента)

Наши курочки в окно:

ко-ко-ко (поют дети)
ко-ко-ко (звуки инструмента)

После таких упражнений дети играют дружнее, слаженнее.

Продолжая развивать взятую попевку на следующем занятии, ставлю перед детьми задачу узнать её по мелодии, спеть её, прохлопать ритм. И только после того, как все дети хорошо усвоят ритм, переходим к игре этой попевки на инструменте. Постепенно дети осваивают навык игры на металлофоне: играют знакомые песенки на одном звуке, передают ритмический рисунок на группе ударных, учатся прислушиваться друг к другу.

Старшая группа.

В старшей группе, при обучении игре на детских музыкальных инструментах важное место отводится музыкально-дидактическим играм. Музыкально-дидактические игры помогают развивать в детях определённые умения и навыки, так необходимые при овладении тем или иным инструментом, прививают интерес и желание играть на них самостоятельно, развивают музыкальные способности. Поэтому я обязательно применяю в своей работе различные игры, способствующие более эффективному обучению детей игре на музыкальных инструментах. Например:

Игра для развития тембрового слуха “Лесная школа”

“Дети, сейчас мы с вами будем играть в школу, но в школу необычную – лесную.

Те, кто сидит в третьем ряду, будут медвежатами, кто сидит во втором ряду, будут лисятами, а те дети, что сидят в первом ряду, будут зайчатами.

(Детям раздаются шапочки- эмблемы с изображением соответствующих животных). Ну, зверушки лесные, будем учиться различать звучание разных инструментов.

Послушайте! Это звучит металлофон. А это стучат кастаньеты. Ну а этот мелодичный звук у колокольчика. Когда я буду стучать в кастаньеты, затопают ногами “медвежата”.

Когда зазвучит металлофон, захлопают в ладоши-лапки “лисята”, а когда колокольчик – “зайчата” будут показывать, как в него играют, - кистями рук покачивать”.

Игра с раздаточным материалом “Определи по ритму”.

Каждый ребёнок загадывает свой образ: капель, часы, гром, самолёт, машина, поезд и т.д. и передаёт его звучание в определённом ритме на выбранном им самим инструменте. Другие дети отгадывают эту загадку, находя сам предмет или карточку с его изображением. Выигрывает тот, чьи загадки будут разгаданы.

В этой группе продолжаю обучение игре на металлофоне. Дети переходят к игре мелодий, построенных на 3-х и более звуках, с более усложнённым ритмическим рисунком, а также мелодий, включающих широкие интервалы. Разучивание таких партий начинаю с работы на бумажной клавиатуре. На ней дошкольники знакомятся с расположением клавиш, порядком нот, играют песенки-гаммы, узнают, где расположена нота “до” первой октавы (“на первом этаже”) и “до” второй октавы (“на втором этаже”). В результате дети учатся легко находить ноты глазами. Мелодическая линия “проигрывается” детьми на клавиатуре сначала в первой октаве, затем во второй. Когда дети научатся хорошо ориентироваться на бумажной клавиатуре, им предлагается сыграть то же самое на металлофоне.

В старшей группе знакомлю детей с новым инструментом – цитрой. Сначала слушаем звучание инструмента, обращая внимание на то, что на ней можно играть медиатором, задевая за струны. Сравнивая звучание цитры с другими инструментами, находим разницу в звучании. Поскольку этот инструмент сложен для освоения, обучение на нём идёт в основном на индивидуальных занятиях.

Работая над несложными песенками, мы формируем у детей навыки игры в ансамбле, приучаем слушать себя и других, играть с динамическими оттенками. Разученные произведения исполняем на детских праздника, используя выступления для совершенствования навыков коллективной игры.

Подготовительная к школе группа.

В подготовительной группе знакомлю детей с нотным станом и названием нот. Обучение детей нотной грамоте идёт через игру, через сказку, через развитие детской фантазии. На каждого ребёнка у нас есть домик из бархатной бумаги с нотным станом, кружочки – ноты. При знакомстве с нотами использую короткие стихи из “Нотной азбуки”. Дети легче запоминают ноты и стихотворения вносят оживление, вызывают эмоциональный отклик у детей. На каждом последующем занятии закрепляю материал предыдущего и даю новый. Игровая форма обучения помогает ребёнку легко, без напряжения освоить графическое изображение нот, основные элементы музыкальной грамоты. Понимание нотной записи способствует более точному исполнению мелодий на музыкальных инструментах.

Таким образом, проводя планомерную работу по обучению детей игре на музыкальных инструментах в течение всего времени пребывания в детском саду, мы смогли подойти к главному этапу работы – созданию оркестра и сознательному разучиванию в нём мелодий на музыкальных инструментах.

Инструментальный состав детского оркестра

Большое значение для качественного звучания имеет тембровое разнообразие оркестра. В составе нашего оркестра используются различные группы музыкальных инструментов:

  • Ударные без определённой высоты звука (барабаны, бубны, тон-блоки, маракасы, кастаньеты, треугольники, колокольчики, тарелки);
  • Ударные мелодические инструменты (ксилофоны, металлофоны);
  • Струнные (арфы, цитры);
  • Духовые (блок-флейты, триолы);
  • Электромузыкальные инструменты (синтезаторы);
  • Наборы народных инструментов.

Различные по тембру детские музыкальные инструменты заинтересовывают слушателей способами звукоизвлечения и характером звучания. При комплектовании оркестра необходимо придерживаться соотношения всех групп инструментов. Мною учитывается, что инструментов с тихим звучанием (металлофоны, цитры и др.) должно быть больше, а инструментов ударной и духовой группы – меньше. Они, хоть и имеют насыщенное, громкое звучание, не должны заглушать мелодию музыкального произведения, которая выполняется на металлофоне или цитре.

Способы размещения участников детского оркестра

При организации детского оркестра важно следовать определённым правилам. Маленькие исполнители должны хорошо видеть руководителя. Они должны удобно сидеть или стоять, не мешая друг другу. Музыкальные инструменты лучше всего положить на небольшие подставки, а не класть на колени, чтобы дети, играя на них, не сидели согнувшись. Духовые инструменты до начала игры дети могут класть на колени

От расположения участников коллектива зависит качество звучания оркестра. Сидеть дети должны одинаково и на репетициях, и на выступлениях. Участников детского оркестра рассаживаю так, чтобы справа были низкие музыкальные инструменты, слева – высокозвучащие инструменты, а ударные инструменты размещаются сзади, в свободном порядке. С первых занятий приучаю маленьких оркестрантов к своим постоянным рабочим местам.

Формы проведения занятий с детским оркестром

В работе с детским оркестром использую все формы проведения занятий: индивидуальную (на начальном этапе обучения игре на музыкальном инструменте), групповую (при игре на однородных музыкальных инструментах) и коллективную (при уверенной игре своих партий каждым участником оркестра).Коллективная форма – самая сложная, но она даёт положительные результаты, если занятие правильно организованно и звучание чередуется с разъяснениями педагога.

Результаты работы

Занятия в оркестре дают позитивные результаты всем без исключения детям независимо от того, насколько быстро ребёнок продвигается в своём музыкальном развитии. Прежде всего, они приносят удовлетворение в эмоциональном плане. На занятиях царит атмосфера увлечённости, подчас даже вдохновения. Эмоциональная сфера ребёнка обогащается постоянным общением с классической музыкой. Детям очень нравится играть те же самые произведения, которые они слышат на занятиях в аудиозаписи в исполнении симфонического оркестра. Они искренне радуются каждому удачно исполненному ими произведению. Большое удовольствие им доставляют “публичные” выступления перед сотрудниками детского сада, родителями на праздниках и развлечениях, на открытых занятиях перед гостями, на выездных конкурсах и концертах.

Бесспорна и воспитательная функция оркестра, поскольку коллективное музицирования является также одной из форм общения. У детей появляется ответственность за правильное исполнение своей партии, собранность, сосредоточенность. Оркестр объединяет детей, воспитывает волю, упорство в достижении поставленной задачи, помогает преодолеть нерешительность, робость, неуверенность в своих силах.

Хочется надеется на то, что усилия не пропадут даром и дети из маленького по возрасту и по составу оркестрика, уже став взрослыми, навсегда останутся друзьями классической музыки.

Используемая литература:

  1. Боровик Т. “Звуки, ритмы и слова” - Минск, 1991г.
  2. Зимина А.Н. “Мы играем, сочиняем!” - Москва, ЮВЕНТА, 2002г.
  3. Кононова Н.Г. “Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах” - Москва, Просвещение, 1990г.
  4. Симукова В. “А вы ноктюрн сыграть смогли бы?” - “Музыкальный руководитель” №3, 2005г.
  5. Трубникова М. “Играем в оркестре по слуху” - Москва, 2000г.
  6. Тютюнникова Т. “Уроки музыки. Система Карла Орфа” - Москва, АСТ, 2000г.
  7. Тютюнникова Т. “Шумовой оркестр снаружи и изнутри” - “Музыкальная палитра” №6, 2006г.