Положительное общественное мнение. Общественное мнение - методы манипулирования общественным мнением и массовым сознанием

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Общественное мнение и его роль в жизни общества. Анализ документов как метод сбора социологической информации. Реальное проявление общественного мнения на примере исследования периодических изданий. Методология и методика изучения общественного мнения.

    реферат , добавлен 11.11.2011

    Сущность общественного мнения как специфического проявления общественного сознания. Основные методы изучения общественного мнения: социологические и неформальные исследования, коммуникационный аудит. Мониторинг публикаций средств массовой информации.

    реферат , добавлен 16.01.2010

    Общественное мнение как социальный феномен. Функции общественного мнения и его определение. Понятие социальной установки, социального и общественного настроений. Методы изучения общественного мнения, документальные источники. Общественное мнение в России.

    курсовая работа , добавлен 18.10.2010

    Общественное мнение как совокупность многих индивидуальных оценок по конкретному вопросу. Факторы, порождающие общественное мнение. Общественное мнение в России, центры по его изучению. Экспрессивная и консультативная функции общественного мнения.

    реферат , добавлен 03.12.2009

    Структура и функции общественного мнения гражданского общества в Казахстане. Социальный институт коллективного мнения в средствах массовой информации и в контексте политических трансформаций. Переходный период и общественное сознание: новые парадигмы.

    дипломная работа , добавлен 06.06.2015

    Роль и функции общественного мнения как социального института. Особенности и технологии формирования общественного мнения и его влияние на общество. Средства массовой информации как основной источник формирования и выражения общественного мнения.

    курсовая работа , добавлен 23.01.2011

    реферат , добавлен 01.02.2010

    Общественное мнение как социальный институт и состояние массового сознания, его роль в переломные моменты человеческой истории, проблемы компетентности и социальной направленности. Критерии общественного мнения, его функции и опыт изучения в мире.

    Общественность — это группа людей, оказавшихся в аналогичной ситуации, сознающих неопределенность и проблематичность ситуации, сознающих неопределенность и проблематичность ситуации и реагирующих определенным образом на создавшуюся ситуацию.

    — это состояние , заключающее явное или скрытое отношение к явлениям, событиям и фактам общественной жизни, отражающее определенную коллективную позицию по проблемам, представляющим определенный интерес.

    Его основные признаки:

    • общественное мнение включает не все точки зрения, имеющиеся у людей, а лишь связанные с изучаемой ситуацией; в отношении этой ситуации совокупность индивидов выступает как общность;
    • общественное мнение по конкретным вопросам в одной ситуации может коренным образом отличаться от общественного мнения в другой ситуации;
    • общественным мнение становится лишь в случае его публичного выражения, в противном случае оно остается индивидуальной точкой зрения отдельных людей;
    • общественное мнение должно обладать определенностью и сохраняться на протяжении определенного периода времени.

    Функции общественного мнения

    Основными функциями общественного мнения являются функция , экспрессивная, консультативная и директивная функции.

    Как социальный контролер, общественное мнение способно следить, чутко реагировать на принятие и выполнение правительственных решений, способствуя или тормозя их реализацию.

    Следующей важной функцией общественного мнения является экспрессивная функция — выражение определенной позиции общества по отношению к фактам и явлениям жизни общества.Данная функция позволяет общественному мнению, а следовательно, и гражданскому обществу осуществлять контроль над органами государственной власти, оценивать их деятельность.

    В практике цивилизованных стран широко реализуется консультативная функция общественного мнения , когда результаты опросов населения используются для выбора одобряемых обществом способов разрешения тех или иных проблем.Выявляя слабые и сильные стороны различных позиций, общественное мнение вынуждает политическую элиту принимать более взвешенные решения.

    Директивная функция — обязательность для претворения в жизнь результатов опроса. Реализация данной функции зависит от очень многих обстоятельств. Поэтому она далеко не однозначна.Примером может служить волеизъявление народа во время проведения референдумов и плебисцитов.

    Значение и роль общественного мнения особо возрастает в , «старающемся» обходиться без государственных органов правосудия. Оно помогает вырабатывать суждения об общих делах: оценка каких-либо событий, норм поведения, определении практических путей решения проблем общественной жизни, становясь в гражданском обществе действенным социальным институтом.

    Это одна из моих любимых тем, ведь для людей, общественное мнение – это так важно, что они готовы из кожи вон лезть, чтобы должным образом его сформировать. Общественное мнение действительно имеет смысл, если вы собираетесь использовать это мнение в своих целях, например, заручиться поддержкой. Но если вы переживаете по поводу общественного мнения только потому, что оно создает у вас дискомфорт, то у вас определенно проблемы с правильным мировосприятием. Что вообще такое общественное мнение, как мы можем определить такое понятие? Кто-то скажет, что это коллективное мышление или точка зрения большинства, как бы объединяя сознание людей в единое целое. Только вот нет этого единого целого, нет мнения большинства, и нет никакого коллективного мышления, есть только стадный инстинкт, который всем этим управляет. На самом деле, есть только точка зрения одного человека, который убеждает остальных ее принять.

    Есть мнение одного человека, которое берется на веру остальными и принимается как свое и есть решение одного человека, которое опять-таки является основанием для решения других людей. То есть, если у общества есть мнение касательно вашей личности, значит, есть и тот, кто его сформировал таким образом. Ну не станут все в одночасье думать одинаково, даже несмотря на то, что нас воспитывают подобным образом. Так или иначе, каждую ситуацию, как и каждого человека, мы видим по-своему, и определение человеку мы тоже даем свое. Только вот смелости на высказывание исключительно своей точки зрения, хватает далеко не у всех. И потому, порою проще принять чужую точку зрения, нежели осмелиться высказать свою, а то не дай бог настроишь остальных против себя.

    Потому в обществе и преобладает точка зрения наиболее смелых и убедительных людей, которые берут на себя ответственность за так называемое общественное мнение, которое ни чем иным как принятым на веру стереотипом не назовешь. Да многие даже и понятия не имеют, почему они думают так, как думают, почему они определенного мнения о той или иной личности, и почему они вообще считают, что имеют свое мнение, отличное от чужого? Это не простой вопрос, во всяком случае для тех, кто старается во всем походить на окружающих, кто не достаточно уверен в себе. Вот и получается, что являясь жертвой общественного мнения, вы на самом деле являетесь жертвой мнения одного человека, который навязал его остальным. А если копнуть глубже, то вина за такое мнение ляжет в конечном итоге на вас, как на не достаточно уверенного в себе человека, который позволяет собой манипулировать не обществу как ему может показаться, а просто другому человеку.

    Поменять общественное мнение относительно своей личности, по сути задача техническая, люди будут верить тому, что более убедительно звучит, нежели более правдоподобно выглядит. Что касается того, чтобы просто наплевать на общественное мнение, которое весьма нестабильно, то это безусловно очень мудрый способ не забивать себе голову лишними мыслями о тех, кто этого не заслуживает. Но это только в том случае, когда вы действительно не зависите некоим образом от того общества, мнение которого может быть использовано в ваших интересах, либо против вас. Допустим кандидату в президенты, крайне важно сформировать у общества положительное о себе мнение, хотя по определению ему на него наплевать, для него люди, лишь средства достижения своей цели.

    И вам я советую придерживаться такой же позиции, ибо если вы не навяжете обществу свою точку зрения, сформировав тем самым его мнение, то это сделает кто-нибудь другой, сыграв на интересах этого общества. А если вы сами понимаете, что мнение каждого человека, отражает прежде всего его собственные интересы, то также должны понять и то, что есть только два варианта общественного мнения: либо оно навязано ему вами, и отражает ваши интересы, либо оно вам совершенно ни к чему, ибо уже не является для вас интересным. Общественное мнение также не отражает интересов общества на самом деле, как величина непостоянная, это мнение время от времени играет в интересах разных людей, которые умеют его формировать.

    Вот и думайте после этого, есть ли смысл вообще задумываться о том, что о вас подумают другие или, что они о вас скажут, ведь что бы они не подумали и не сказали, вы от этого мало зависите. Если же зависимость все-таки есть, то вам надо работать в плане собственного роста, становясь более уверенным в себе и внедряя в сознание окружающих вас людей, свое понимание вещей. Так знаете ли, гораздо интереснее, нежели постоянно подстраиваться под мнение тех, кто даже не знает какое оно у него.

    способ существования массового сознания, в котором проявляется отношение (скрытое или явное) различных групп людей к событиям и процессам действительной жизни, затрагивающим их интересы и потребности. Формирование и развитие общественного мнения происходит либо целенаправленно, под воздействием на массовое сознание политических институтов и социальных учреждений (политических партий, средств массовой информации и т. д.), либо стихийно - под непосредственным влиянием жизненных обстоятельств, конкретного опыта и традиций. В любом случае происходит регуляция поведения индивида, социальных групп в отношении принятия решения поддержать и отвергнуть те или иные представления, ценности, нормы. Общественное мнение практически действует во всех сферах жизни общества, но высказывается далеко не по любому поводу. В поле зрения общественного мнения попадают, как правило, лишь те проблемы, события, факты, которые вызывают общественный интерес, отличаются актуальностью и в принципе допускают многозначное толкование, возможность дискуссии. По своей структуре общественное мнение может быть монистичным, единодушным (формы тоталитаризма, автократии; о "манекене", мыслящем лишь по общему шаблону, по Ницше; о бездумных исполнителях, единодушном одобрении писали представители антиутопии) и плюралистичным (открытые демократические общества), состоящим из ряда не совпадающих друг с другом точек зрения. Общественное мнение в различных конкретных ситуациях оказывается в разной степени адекватным реальному положению вещей - может содержать в себе как верные, реалистичные, так и ложные, иллюзорные представления о действительном положении вещей. В огромной степени развитость общественного мнения как института зависит от состояния общественного сознания, культуры, от степени усвоения обществом демократических ценностей, прав и свобод, и в первую очередь свободы печати, выражения мнений - собраний, митингов, а также от гарантий действенности общественного мнения.

    Отличное определение

    Неполное определение ↓

    ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ

    в наиболее общем значении - это одобрение или неодобрение публично наблюдаемых позиций и поведения, которые выражаются определенной частью общества или обществом в целом. О.М. представляет собой оценку значимого происходящего. В теории - концептуализация природы, содержания и значимости О.М. представлена широким спектром философских, социологических, политологических и других концепций, все многообразие которых с некоторой долей условности можно свести к ряду базовых дискуссионных проблем: 1) определение и интерпретация его субъекта; 2) уровень значимости и, в ряде критических теорий, отрицание существования О.М.; 3) содержание О.М. Проблема определения и интерпретации О.М. впервые возникает в античной философии. Протагор определяет наблюдаемый им социальный феномен - "публичное мнение" - как мнение большинства населения. По Платону, "публичное мнение" - это мнение аристократии. Впоследствии, оба направления, представленные в античности, получают свое развитие в социальной философской мысли. Сторонники первой линии, определяют О.М. как силу, с которой должны считаться, как инструмент участия народа в управлении государственными делами. Сторонники второго направления утверждают, что мнение господствующей элиты выступает как сила, воздействующая на население и способствующая легализации политического господства элиты. В 17-18 вв. понятие О.М. используется для обозначения коллективных суждений вне сферы, подконтрольной правительству, оказывающих влияние на политический процесс принятия решений. Такое определение становится особенно популярным вследствие масштабных социально-экономических и политических изменений: "с ростом политически активного публичного сектора, О.М. становится формой политической власти - той, которая вместе с буржуазией оказалась в состоянии бросить вызов абсолютистскому правлению" (В. Прайс). В середине 19 в. наибольший интерес в развитии анализа О.М. представляют работы Тарда, в частности "Общественное мнение и толпа". Тард противопоставляет толпу и публику, акцентируя именно последнюю в качестве субъекта О.М. Работы Тарда фактически знаменуют собой начало социально-психологического подхода в исследовании О.М. Среди современных социально-философских трактовок О.М. можно выделить: 1) - концепцию Лумана (рассматривается в рамках теории коммуникации). Луман отрицает наличие какого-либо субъекта О.М. Центральным является понятие содержания и темы, предлагаемой обществу. Благодаря публичной доступности и гласности, обществу одновременно предлагается целый спектр тем, которые и находятся в центр внимания процесса коммуникации. Однако, одновременная коммуникация с несколькими темами невозможна, поэтому с необходимостью выбирается только одна тема. Соответственно, в интерпретацию вводится понятие "степени внимания", уделяемого той или иной теме, за счет чего и осуществляется выбор. Такая главная "тема" коммуникации составляет содержание О.М. Таким образом, не следует рассматривать понятие О.М. в соотнесении с большинством населения, либо с отдельными индивидами или аристократией. По Луману, все в равной мере являются его субъектами. Однако, приверженцы одного мнения отличаются от приверженцев другого (что объясняется различием его содержания); 2) - морализующе-нормативную концепцию О.М., принадлежащую Хабермасу. В концепции Хабермаса это понятие рассматривается в тесной взаимосвязи с понятиями "права" и "политики". О.М. в его теории - это инструмент в руках господствующего класса, всегда является официальным, т.е. отождествляется с тем, что представлено в средствах массовой информации; 3) - концепцию О.М. Э.Ноэль-Нойман. В соответствии с ее теорией, во-первых, следует различать общественное и обыденное мнение, которые достаточно часто смешиваются. Во-вторых, в основе О.М. лежат два источника: непосредственное наблюдение за окружающим, улавливание, одобрение или неодобрение тех или иных действий; тематика О.М., так называемый его "дух", порождается средствами массовой коммуникации. Именно это формируемое настроение влияет на поведение и оценки индивидов. Ноэль-Нойман использует определение П. Лазарсфельда об "избирательности восприятия", механизмом которого являются социальные установки. Наиболее интересное нововведение в данной концепции - понятие так называемого механизма "спирали молчания". Основание феномена "спирали молчания" - это боязнь индивидов оказаться в изоляции. Боязнь выступает как движущая сила, которая и запускает "спираль молчания". О.М., кроме того, обладает социальным измерением. Если его можно безбоязненно гласно высказать перед общественностью, не испытывая страха перед социальной изоляцией, то феномен "спирали молчания" отсутствует. Данная концепция достаточно эвристична при интерпретации данных опросов О.М.; 4) - структурно-функциональную теорию О.М. как базирующегося на бессознательном стремлении людей, живущих в некоем сообществе, прийти к общему суждению, согласию, т.е. выполняющее функцию интеграции. В соответствие с теорией Мертона, основная функция О.М. - это социальный контроль. Несмотря на многообразие теорий и концепций О.М., длительную традицию его исследования, это понятие и конструирующие его концепции все еще остаются предметом постоянных дискуссий.

    Отличное определение

    Неполное определение ↓

    В результате изучения главы 14 студент должен:

    знать

    • – основные современные трактовки общественного мнения;
    • – структуру и функции общественного мнения;
    • – сущность манипулирования общественным мнением;

    уметь

    • – различать общественное мнение как оценку и социальный институт;
    • – выделять стадии развития общественного мнения;

    владеть

    – навыками анализа конкретных примеров общественного мнения.

    Общественное мнение как социальное явление

    Интерес к общественному мнению, которое "не видно невооруженным глазом" (Г. Тард), но которое тем не менее имеет огромное влияние на людей, существовал в человеческом обществе всегда. На мнения людей обращали внимание с античных времен. Так, Демокрит, Платон, Аристотель соотносили мнения и знания. В Новое время Г. Гегель в "Философии права" дал развернутую концепцию общественного мнения. В XX веке появились социологические концепции общественного мнения. В Европе, США и в России ряд социологов обратились к исследованию сущности общественного мнения, его роли, функций в жизни социума, форм выражения.

    В настоящее время в социологии под термином "общественное мнение" понимают:

    • 1) совокупность суждений, вырабатываемых и разделяемых более или менее широким кругом людей;
    • 2) социальный институт, т.е. особую форму социальной организации и регуляции.

    Рассматривая общественное мнение в первом значении, социологи определяют его как совокупность оценочных суждений, выражающих отношение социальных групп к событиям, процессам, явлениям окружающего мира. Таким образом, общественное мнение, во-первых, отражает реальность; во-вторых, оценивает ее. Общественное мнение представляет собой духовное образование, определенный срез духовной жизни людей. Высказать мнение – значит так или иначе оценить что-либо или кого-либо (например, одобрить или осудить). Содержание общественного мнения есть взаимное воздействие людей друг на друга с целью выработки единства оценки значительного актуального явления, процесса, а также соответствующего данной оценке поведения в конкретной ситуации.

    Основанием возникновения общественного мнения выступает наличие потребности, проявляющейся в общественном интересе. Для того чтобы оценить что-либо (вещи, взгляды, события и т.д.), необходимо иметь знания об объектах оценки. Знание может быть полное либо неполное, истинное или неистинное, но оно всегда служит предпосылкой формирования любого мнения: знание и мнение неразрывно связаны. Степень осведомленности субъекта мнения о его объекте определяет компетентность мнения . Вместе с тем мнение и знание различаются: мнение в отличие от знания не существует без своего субъекта.

    Кто выступает субъектом общественного мнения ? В истории общественной мысли мы можем найти разные высказывания по этому вопросу. У Т. Мора субъектом общественного мнения является "народное собрание", у Дж. Локка и г. Гегеля – народ, у Ж. Кондорсе – большинство, у Г. Тарда – публика, у немецкого юриста Ф. Гольцендорфа – то высшие сословия, то широкие слои парода (а то он говорит о безличности общественного мнения).

    Общественный организм представляет собой сложную систему, в состав которой входит множество различных по-своему строению и объему структур. Это и малые группы (семьи, производственные коллективы, спортивные команды), и большие группы (профессиональные, национальные и др.), и социальные институты. В рамках каждой из них и общества в целом вокруг вопросов, затрагивающих интересы структуры, складывается внутреннее мнение. Независимо от того, идет ли речь о первичном производственном коллективе или административном районе, демографической или этнической группе, такое мнение в рамках и по отношению к своей структуре является общественным. Поэтому мы говорим об общественном мнении группы, района, нации, наконец, общества в целом. Причем это всегда мнение большинства (нации, группы, района), т.е. преобладающей части той или иной структуры. Будучи субъектом своего мнения, каждая общность, выступает сосубъектом общественного мнения народа, когда его предмет затрагивает всеобщие интересы (например, война).

    Общественное мнение не является мнением всех взрослых членов общества. В обществе (или в группе, районе, нации) всегда найдется определенное количество индивидов, стоящих вне общественного мнения. Это люди, которые имеют собственную позицию, не совпадающую с позицией ни одной общественной группы, а также те, кто не занимает никакой позиции или уклоняется от публичного высказывания своей точки зрения (такое случается в предвыборных опросах).

    Субъект общественного мнения представляет собой органическую совокупность отдельных индивидов, объединенных устойчивым интересом и отношениями. Субъект общественного мнения, как правило, одновременно является и носителем, и выразителем мнения. Так, бастующие учителя, шахтеры выступают и носителями, и выразителями мнения своих профессиональных групп. Иногда, когда мнение еще не обрело больших масштабов, его выражает какая-то одна группа. Например, группы зеленых раньше других выразили потребность в экологически чистой среде обитания. Постепенно это мнение стало общечеловеческим.

    Объект общественного мнения – это то, по поводу чего складывается и выражается оценка, отношение. В принципе объектом общественного мнения может быть любое явление, факт, процесс и т.д.; в этом смысле объект высказываний общественного мнения неограничен. Мнение имеет равную возможность и проявляет равное стремление судить и об экономической реформе, и о падении нравов, и о поведении видных политиков. Вместе с тем отнюдь не всякое событие, явление и т.д. становится объектом мнения, а лишь то, которое представляет какой-либо интерес для группы либо общества. За интересом, как известно, всегда стоит определенная потребность, которая выражает необходимость в изменении условий существования данного субъекта. Чем более жизненно важные интересы субъекта мнения затрагивает объект, чем настоятельнее необходимость их удовлетворения, тем сильнее проявляется процесс образования общественного мнения, тем активнее это мнение заявляет о себе. Таким образом, только при наличии общей заинтересованности людей то или иное явление действительности реально становится объектом общественного мнения. Это отмечают и зарубежные, и отечественные исследователи.

    Кроме общественной значимости объект мнения должен отвечать критериям:

    дискуссионности, т.е. относительно объекта мнения должны существовать многозначные суждения, различия в подходе;

    компетентности – для образования суждений о чем-либо людям необходим определенный уровень знаний, информированности об объекте мнения.

    По степени сложности объекты общественного мнения делятся на объекты-факты, объекты-события, объекты-явления (процессы).

    Структура общественного мнения включает ряд компонентов:

    • 1. Рациональный компонент складывается из конкретных знаний о фактах и событиях, которые стали объектом общественного внимания.
    • 2. Эмоциональный компонент представляет собой совокупность массовых настроений, социальных чувств по поводу объектов общественного мнения.
    • 3. Оценочно-ценностный компонент, или социальная оценка, складывается в результате взаимопроникновения рационального и эмоционального компонентов.
    • 4. Волевой компонент. Кроме оценок, суждений, общественное мнение содержит в себе активное начало, от которого зависит переход от суждения к действию. Таким началом служат воля, общественные волевые побуждения. Таким образом, волевой компонент выражает стремление субъекта к практическому осуществлению оценочных суждений, представленных в общественном мнении. Воля отражает готовность субъекта проводить в жизнь свою позицию. Тем самым волевые начала способствуют превращению общественного мнения из преимущественно духовного образования в духовно-практическое, стимулирующее практическую деятельность людей.

    Все названные компоненты структуры общественного мнения тесно взаимодействуют, обусловливая его качественное своеобразие.

    Как отмечалось выше, общественное мнение представляет собой не только совокупность оценочных суждений по поводу какого-либо объекта. Очень часто в условиях современных обществ с их достаточно развитым массовым сознанием, системой массовых коммуникаций, представительной демократией оно выступает в качестве социального института. Сложившееся, стабильное, функционирующее мнение соответствует общим признакам социального института, таким как:

    • 1) статусы и роли субъектов, вступающих в отношения, которые приобретают устойчивый характер;
    • 2) регламентация и контроль за взаимодействием субъектов;
    • 3) более или менее формализованная организация;
    • 4) социально значимые функции, выполняемые институтом в обществе.

    Субъектную структуру института общественного мнения составляют:

    субъекты общественного мнения – общности разных типов; субъекты выражения общественного мнения (ими могут быть непосредственно сами субъекты мнения и специализированные субъекты, например СМИ);

    субъекты изучения общественного мнения (научно-исследовательские, маркетинговые структуры, социологические центры, занимающиеся диагностикой массового сознания);

    субъекты формирования, продуцирования мнения, которые целенаправленно воздействуют на массовое сознание; субъекты использования общественного мнения при выработке и принятии политических, управленческих и иных решений (участники политических и управленческих процессов);

    субъекты регламентации деятельности в сфере функционирования института общественного мнения (в их число входят органы законодательной и исполнительной власти, устанавливающие порядок функционирования института общественного мнения в обществе).

    Все перечисленные субъекты имеют определенные статусы, роли, права и обязанности, осуществляют оценочную деятельность и деятельность по формированию, выражению, изучению оценок.

    Общественное мнение как социальный институт содержит специфические нормы и предписания, как формальные, так и неформальные.

    Формальные нормы . В их круг входят Конституция, а также система различных законодательных актов.

    Конституция определяет характер института общественного мнения в конкретном обществе, право граждан на информацию, свободное выражение мнений, закрепляет статус общественного мнения, показывает, как государство намерено учитывать интересы и оценки.

    Система законодательных актов включает в себя законы о референдуме, выборах, средствах массовой информации, регламентации форм выражения общественного мнения – демонстраций, митингов, шествий.

    В нормативную систему, задающую условия существования общественного мнения, входят различные законодательные и подзаконные акты , которые устанавливают порядок использования общественного мнения при выработке и принятии общественно значимых хозяйственных и политических решений органами управления.

    Неформальные (моральные) нормы являются существенным элементом нормативной системы общественного мнения. Многочисленные неформальные нормы и предписания не менее жестко определяют условия выражения и использования общественного мнения. Таковы предписания общин у разных народов, неформальных групп, различных социальных слоев, положения неписаных профессиональных кодексов.

    Общественное мнение выполняет в социуме ряд тех же функций , что и другие социальные институты: обеспечивает социальную интеграцию, регулирует деятельность социальных субъектов, способствует воспроизводству сложившейся системы отношений, трансляции социального опыта и коммуникаций. Институт общественного мнения усиливает взаимозависимость и взаимоответственность социальных субъектов через нормы, правила и систему ролей, способствует консолидации усилий, обеспечивает конформность (согласованность) личных целей индивидов с целями других людей. Будучи социальным институтом, общественное мнение вырабатывает шаблоны поведения, которые направляют действия людей в установленное русло. Нередко человек поступает в соответствии со стандартами мнения вопреки собственному желанию. Общественное мнение универсально в качестве регулятора, ибо присутствует в любых сферах деятельности и отношений, на любых уровнях структуры общества.

    Институционализированное мнение закрепляет определенные отношения и содействует их сохранению и трансляции, тем самым институт мнения обеспечивает устойчивость социальной структуры общества.

    Институт общественного мнения отличается от других социальных институтов тем, что действует во всех сферах жизни общества, поэтому его невозможно рассматривать однозначно либо как политический, либо как экономический институт, либо как институт только духовной сферы. Как отмечают современные исследователи общественного мнения, в рамках предметной классификации социальных институтов ему трудно найти место. Данный институт в определенных условиях может выполнять функции политического, экономического или духовного института. Уместнее отнести институт общественного мнения к неформальным институтам общества, поскольку чаще всего он упорядочивает, регулирует поведение социальных субъектов через систему неформальных норм.