Су джок терапия для детей в доу. Использование су-джок терапии в доу

Хорошо развитая речьважнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Учеными и практиками было замечено, что речевые способности ребенка зависят не только от артикуляционного аппарата, но и от движения рук. Тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции. От степени сформированности мелкой моторики пальцев рук зависит речевое развитие ребёнка, как сказал И.П.Павлов: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».

В.А.Сухомлинский говорил: «Ум ребёнка находиться на кончиках его пальцев».

Пальчиковые игры развивают творческие способности, скорость реакции, малыши лучше усваивают такие понятия, как «выше», «ниже», «лево», «право», разучивают счет, да и просто улучшается настроение. В Китае еще в древности были распространены упражнения с каменными и металлическими шарами, а в Японии-с грецкими орехами. Мы с детства помним «Сороку-Белобоку», «Ладушки» и др.

Известный исследователь детской речи М.М. Кольцов писал: «Движение пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связаны с речевой функцией. Развитие руки и речи у людей шло параллельно, то есть одновременно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи».

На сегодняшний день в арсенале тех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал, который способствует эффективному речевому развитию ребенка. Весь практический материал можно условно разделить на две группы помогающий непосредственному речевому развитию ребенка, и опосредованный к которому относятся нетрадиционные здоровье сберегающие технологии.

Для развития интеллектуальных и речевых возможностей ребенка, наряду с традиционными методиками, можно использовать самые разнообразные нетрадиционные технологии и средства развития.

Одной из нетрадиционных технологий является Су –Джок –это лечебное воздействие на биологически активные точки кистей рук и стоп ног («су» – это кисть, «джок» – стопа). Это высокоэффективная, простая и безопасная в применении терапия, последнее достижение восточной медицины, разработанная южно-корейским профессором Пак Чже Ву. Профессор и врач больше 30 лет потратил на разработку метода Су-Джок. Кисти и стопы являются, по мнению самого автора системы Су-Джок, «пультами дистанционного управления» здоровьем человека. Эти лечебные системы функционируют, как своего рода маленькие клиники, естественным образом излечивающие болезни тела». На кистях и стопах в строгом порядке располагаются биологически активные точки, соответствующие всем органам и участкам тела.

Что представляет собой Су-Джок? Это колючий шарик, внутри него находятся два пружинистых колечка.

Достоинства Су-Джок:

Высокая эффективность-при правильном применении наступает выраженный эффект.

Абсолютная безопасность-неправильное применение никогда не наносит вред.

Универсальность – Су-Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.

Приёмы работы с детьми:

Удерживать колючий шарик на расправленной ладошке каждой руки;

Удерживать шарик на расправленной ладошке левой руки, прижатый сверху правой ладошкой и наоборот;

Сжимать и разжимать шарик в кулачок каждой рукой;

Каждым пальчиком надавливать на иголочки шарика каждой руки;

Удерживать колючий шарик тремя пальчиками каждой руки (большой, указательный, средний);

Захватывать колючий шарик тремя пальчиками и передвигаться им по дорожкам разной конфигурации;

Прокатывать колючий шарик по ладошке правой и левой руки круговыми движениями в разные стороны;

Прокатывать колючий шарик вдоль расправленных ладошек вверх-вниз.

При выполнении упражнений с массажными шариками важно соблюдать ряд требований:

Чередовать медленный и быстрый темп выполнения движений;

Соблюдать принцип «от простого к сложному» (сначала ребёнок учиться работать ведущей рукой, затем не ведущей, и наконец обеими руками одновременно);

Перед выполнением упражнения показывать движения, сопровождая их словесной инструкцией;

Каждое упражнение давать в игровой форме.

Знакомство с Су-Джок шариком проводиться в 3 этапа:

Знакомство с Су-Джок шариком и правилами его использования,

Закрепление приёмов работы в играх и упражнениях по развитию речи,

Самостоятельное использование Су-Джок шарика в игре.

Форма организации: индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия.

Упражнения с использованием Су-Джок обогащают знания ребенка о собственном теле, развивают тактильную чувствительность, мелкую моторику пальцев рук, опосредованно стимулируют речевые области в коре головного мозга, а так же способствуют общему укреплению организма ребенка. Пальчиковая гимнастика с применением Су-Джок шарика - уникальное средство для развития речи детей. Она сопровождается чтением стихотворения. Дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом.

В результате использования Су-Джок терапии:

Осуществляется благоприятное воздействие на весь организм;

Стимулируются речевые зоны коры головного мозга;

Развивается координация движений и мелкая моторика;

Развиваются произвольное поведение, внимание, память, речь и другие психические процессы, необходимые для становления полноценной учебной деятельности.

Использование специальных комплексов разнообразных игр и упражнений наиболее способствует активизации речевой деятельности. Их можно рекомендовать для использования логопедам, педагогам и родителям.

Игровые упражнения для детей с Су-Джок шариком:

Массаж пальцев колечком (ребенок поочередно надевает массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики).

Раз - два - три - четыре - пять, (разгибать пальцы по одному)
Вышли пальцы погулять,




А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

«Волшебный шарик».

(ребёнок выполняет движения в соответствии с текстом)

Этот шарик непростой,

(любуемся шариком на левой ладошке)

Он колючий, вот какой.

(накрываем правой ладонью)

Будем с шариком играть
И ладошки согревать.

(катаем шарик горизонтально)

Раз катаем, два катаем
И ладошки согреваем.

(катаем шарик вертикально)

Раз катаем, два катаем
И ладошки согреваем.

(катаем шарик горизонтально)

Катаем, катаем, катаем
Сильней на шарик нажимаем.

(катаем шарик вертикально)

Как колобок мы покатаем,
Сильней на шарик нажимаем.

(катаем шарик в центре ладошки)

«Семья».

Ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, начиная с большого, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики. Упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой руке.

Этот пальчик – дедушка.
Этот пальчик – бабушка.
Этот пальчик- папенька.
Этот пальчик – маменька.
Этот пальчик – Ванечка.

«Черепаха».

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

Шла большая черепаха. И кусала всех от страха, (дети катают шарик между ладоней) Кусь, кусь, кусь, кусь.

(Надавливают ритмично на Су-Джок, перекладывая из руки в руку). Никого я не боюсь. (дети катают шарик между ладоней).

«Мальчик–пальчик не зевай, скорей колечко надевай» .

Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.

Раз – два – три – четыре – пять, /разгибать пальцы по одному/
Вышли пальцы погулять,
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

Ещё можно использовать Су-Джок для развития памяти и внимания у детей.

Ребёнок должен выполнить инструкцию:

Надень колечко на мизинец правой руки,

Возьми шарик в правую руку, и спрячь за спину,

Назови, на какой палец, какой руки надето кольцо.

Использование Су-Джок шариков при автоматизации звуков.

Например: звук Ш. (ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение).

На правой руке:

Этот малыш-Илюша, (на большой палец)
Этот малыш-Ванюша, (указательный)
Этот малыш-Алеша, (средний)
Этот малыш-Антоша, (безымянный)
А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец)

На левой руке:

Эта малышка-Танюша, (на большой палец)
Эта малышка-Ксюша, (указательный)
Эта малышка-Маша, (средний)
Эта малышка-Даша, (безымянный)
А меньшую зовут Наташа. (мизинец)

Игры для развития фонематического слуха и восприятия:

«Телеграф».

«Шарик мы ладошкой стук, если слышим нужный звук»

«Какой звук?»

«Сосчитай, не ошибись».

Простучи шариком заданный ритмический рисунок.
Стукни ладошкой по шарику, когда услышишь заданный звук
Покажи соответствующий заданному звуку (слогу) шарик,
(синий - твердый звук, зеленый – мягкий), услышав слог или слово с ним
Спрячь шарик в ладошке, если звука там нет.
Возьми столько шариков, сколько раз услышишь данный звук среди других, слогов, слов с этим звуком.

Сказка «Ежик на прогулке».

Жил да был ежик в лесу, в своем домике - норке (зажать шарик в ладошке).

Выглянул ежик из своей норки (раскрыть ладошки и показать шарик) и увидел солнышко.

Улыбнулся ежик солнышку (улыбнуться, раскрыть одну ладошку веером) и решил прогуляться по лесу. Покатился ежик по прямой дорожке (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик), катился - катился и прибежал на красивую, круглую полянку (ладошки соединить в форме круга).

Обрадовался ежик и стал бегать и прыгать по полянке (зажимать шарик между ладошками).

Стал цветочки нюхать (прикасаться колючками шарика к кончику пальца и делать глубокий вдох).

Вдруг набежали тучки (зажать шарик в одном кулачке, в другом, нахмуриться), и закапал дождик: кап-кап-кап (кончиками пальцев в щепотке стучать по колючкам шарика).

Спрятался ежик под большой грибок (ладошкой левой руки сделать шляпку и спрятать шарик по ним) и укрылся от дождя, а когда закончился дождь, то на полянке выросли разные грибы: подосиновики, подберезовики, опята, лисички и даже белый гриб (показать пальчики).

Захотелось ежику обрадовать маму, собрать грибы и отнести их домой, а их так много … как понесет их ежик? Да, на своей спинке. Аккуратно насадил ежик грибочки на иголки (каждый кончик пальчика уколоть шипом шарика) и довольный побежал домой (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик).

Применение Су-Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений

Содержание
1. Введение
2. Цели и задачи методического пособия
3. Применение Су-Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей
4. Приемы Су-Джок терапии
5. Используемая литература
6. Приложение
Введение
Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. Поэтому так важно заботиться о формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка. На сегодняшний день в арсенале тех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка. Весь практический материал можно условно разделить на две группы: во-первых, помогающий непосредственному речевому развитию ребенка и, во-вторых, опосредованный, к которому относятся нетрадиционные логопедические технологии. В настоящее время нетрадиционные формы и средства работы с детьми привлекают все большее внимание. Одной из нетрадиционных логопедических технологий является Су – Джок терапия.

Цели и задачи методического пособия.
Цель: расширение приемов и методов коррекции речевых нарушений у дошкольников с использованием Су-Джок терапии
Задачи:
Воздействовать на биологически активные точки по системе Су-Джок для улучшения функционирования речевых центров мозга.
Повысить уровень знаний педагогов и родителей приемов и методов коррекции речевых нарушений у детей.

Применение Су-Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей.
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
В.А. Сухомлинский.
Одной из нетрадиционных логопедических технологий является Су-Джок терапия («Су» - кисть, «Джок» - стопа). В основе Су-Джок лежит система соответствия, или подобия, кистей и стоп всему организму в целом. На кистях и стопах в строгом порядке располагаются биологически активные точки, соответствующие всем органам и участкам тела. Таким образом, кисть и стопа – своеобразные пульты управления организмом человека. Эти лечебные системы созданы не человеком – он только открыл их, а самой Природой. В этом причина силы и безопасности данной терапии. Поэтому, определив нужные точки в системах соответствия можно воздействовать и стимулировать речевые зоны коры головного мозга и развивать речевую сферу ребенка.
В коррекционно – логопедической работе приемы Су-Джок терапии я активно использую для развития мелкой моторики пальцев рук, которая непосредственно влияет на речевые центры головного мозга, а также с целью общего укрепления организма.
Неоспоримыми достоинствами Су-Джок терапии являются:
- Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект.
- Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно.
- Универсальность – Су-Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.
- Простота применения – для получения результата проводить стимуляцию биологически активных точек с помощью Су-Джок шариков (они свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат).
Таким образом, Су-Джок терапия – это высокоэффективный, универсальный, доступный и безопасный метод самооздоровления и самоисцеления путем воздействия на активные точки, расположенные на кистях и стопах, специальными массажными шариками.
Сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-логопедической деятельности в условиях детского сада, оптимизировать выполнение речевых упражнений в домашних условиях. Следовательно, использование Су-Джок терапии способствует коррекции речевых нарушений у детей.

Приемы Су-Джок терапии.
Массаж специальным шариком. Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Покатывая шарик между ладошками, дети массируют мышцы рук. В каждом шарике есть «волшебное» колечко.
И следующий прием это: Массаж эластичным кольцом, которое помогает стимулировать работу внутренних органов. Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж зоны соответствующей пораженной части тела, до ее покраснения и появления ощущения тепла. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день.
С помощью шаров – «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а так же на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым способствуя развитию речи.
Метод Су-Джок - это ультрасовременное направление акупунктуры, объединяющее древние знания медицины Востока и последние достижения европейской медицины.
Создатель метода Су-Джок – корейский профессор Пак Чже Ву.

Используемая литература
1. Акименко В.М. Новые логопедические технологии: Учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д; Феникс, 2009
2. Филичева Т. Б., Соболева А. Р. Развитие речи дошкольников
Екатеринбург. Издательство «Арго», 1996
3. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.-
СПб. Издательство «Лань», 2002
4. Нищева Н.В. «Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР с 3 до 7 лет» -СПб: ООО «Издательство Детство-Пресс», 2013 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Картотека пальчиковых игр с использованием Су-Джок.

Одежда
Чищу щеткой я одежду
Щеткой чищу я одежду. Катаем шарик между ладонями

Станет чистою, как прежде.

Раз, два, три! Раз, два, три! Проводим шариком по пальцам

Вот как чисто! Посмотри! Катаем шарик между ладонями

Гномики-прачки
Жили-были в домике
Маленькие гномики:
Токи, Пики, Лики, Чики, Мики.
Прыгаем шариком по ладошке
Стали гномики стирать:
Токи – рубашки,
Пики – платочки,
Лики – штанишки,
Чики – носочки.
Мики умница был,
Всем водичку носил.

Игрушки
Игрушки – зверюшки
У меня живут зверушки, Катаем шарик между ладонями
Симпатичные игрушки:
Раз – котенок, два – козленок, На каждый счёт сжимаем и разжимаем шарик
Три – румяный поросенок,
И еще большой коняга,
И щенок Трезор, дворняга.

На прогулку
Раз, два, три, четыре, пять, Катаем шарик между ладонями
Мы во двор идем гулять.
Мы во двор идем гулять.
Что с собой мы будем брать? Пожимают плечами
Раз – лопатка, два – ведерко, Поочерёдно надеваем колечко на пальчики
Три – ушастый пес Трезорка,
А четыре – грузовик,
В нем возить я все привык.
Пять – любимый красный мячик,
Он катается и скачет,
Шесть – сестрёнкина скакалка,
Что порвал ее я – жалко.
Семь – резиновый котенок,
Восемь – розовый утенок,
Девять – формочек гора,
Десять – новая игра.
Я хочу тебя спросить: Пожимают плечами
«Как все это выносить?»

Овощи
Горошки
У меня в руках горошки, Катают шарик круговыми движениями
Покатаю их немножко,
Покатаю их в ладошках
И насыплю на дорожку.
Будут курочки клевать, Шарик прыгает по ладошке
Раз, два, три, четыре, пять.

Овощи
Раз – капуста, два – горошек, На каждый счёт гладим шариком пальчики поочерёдно
Три – редис такой хороший.
А четыре – репка
Желтый мячик крепкий.
Пять – пузатый кабачок,
Все зажали в кулачок. Сжимаем шарик в кулаке

Осень
Осенние листья
Раз, два, три, четыре, пять, Катаем шарик между ладонями вперёд-назад
Будем листья собирать.
Листья березы, Поочерёдно надеваем колечко на пальчики

Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем. Сжимаем шарик в ладошке

Поздняя осень
Солнышко греет уже еле-еле, Катаем шарик между ладонями вперёд-назад
Перелётные птицы на юг улетели,
Голы деревья, пустынны поля,
Первым снежком накрылась земля.
Река покрывается льдом в ноябре-
Поздняя осень стоит на дворе. Сжимаем шарик в ладони

Фрукты
Что в корзинку положу
Красные яблоки зреют в саду. Катаем шарик круговыми движениями
В сад погулять я с корзинкой иду.
Что я в корзинку свою положу? Делаем ладошку «корзинкой»
Вы посчитайте, а я расскажу.
Груши, сливы и айву, Поочерёдно надеваем колечко на пальчики
По порядку назову.
Абрикосы и гранат.
Сосчитали все подряд?
Персик, спелый виноград,
Много яблок и гранат.
Очень спелую хурму
Тоже я с собой возьму.

Фрукты
Вот на белом блюде в ряд Катаем шарик между ладонями
Фрукты спелые лежат:
Раз – чудесный апельсин, Нажимаем шариком на каждый палец поочередно
Два – душистый мандарин,
Три – в атласном платье слива,
Аппетитна и красива!
А четыре – это груша.
Хочешь эту грушу скушать?

Ягоды, грибы
За ягодами
Раз, два, три, четыре, пять, Прыгаем шариком по ладошке
В лес идем мы погулять –
За черникой, за малиной, Поочерёдно надеваем колечко на пальчики
За брусникой, за калиной.
Землянику мы найдем
И братишке отнесем.

За грибами
Все зверушки на опушке Катаем шарик круговыми движениями
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали, Прыгает шарик по ладошке
Рыжики срывали.
Лисичка бежала, Гладим шариком ладошку
Лисички собирала.
Скакали зайчатки, Прыгает шарик по ладошке
Искали опятки.
Медведь проходил, Шагает шарик по ладошке
Мухомор раздавил.

Обувь
Новые кроссовки
Как у нашей кошки Надеваем поочерёдно колечко на каждый палец
На ногах сапожки.
Как у нашей свинки
На ногах ботинки.
А у пса на лапках
Голубые тапки.
А козленок маленький
Надевает валенки.
А Сыночек Вовка –
Новые кроссовки.
Вот так, Сжимаем и разжимаем пальцы
Вот так,
Новые кроссовки.

Мебель
Много мебели в квартире
Раз, два, три, четыре, Катаем шарик между ладонями
Много мебели в квартире.
В шкаф повесим мы рубашку,
А в буфет поставим чашку.
Чтобы ножки отдохнули,
Посидим чуть-чуть на стуле.
А когда мы крепко спали,
На кровати мы лежали.
А потом мы с котом
Посидели за столом,
Чай с вареньем дружно пили. Катаем шарик между ладонями
Много мебели в квартире.

Посуда
Вот большой стеклянный чайник, Массажируем колечком поочерёдно каждый палец
Очень важный, как начальник.
Вот фарфоровые чашки,
Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца,
Только стукни – разобьются.
Вот серебряные ложки,
Голова на тонкой ножке.
Вот пластмассовый поднос.
Он посуду нам принес.

Зима
Зимние забавы
Что зимой мы любим делать. Катаем шарик между ладонями
В снежки играть, на лыжах бегать,
На коньках по льду кататься, Поочерёдно надеваем колечко на каждый палец
Вниз с горы на санках мчаться.

Птицы
Кормушка
Сколько птиц к кормушке нашей Сжимаем и разжимаем шарик в ладошке
Прилетело? Мы расскажем:
Две синицы, воробей, Массируем поочерёдно каждый палец шариком
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пестрых перышках.
Всем хватило зернышек.

Птицы вернулись
К нам с весной тепло вернулось, Катаем шарик между ладонями круговыми движениями
Солнце в небе улыбнулось.
Возвратились, наконец
Грач, кукушка и скворец,
Гуси, лебеди, чижи,
Утки, ласточки, стрижи,
А последний - дрозд – длинный хвост

Животные
Хозяюшка
Наша-то хозяюшка Катаем шарик между ладонями вперёд-назад
Сметлива была,
Всем в избе работушку
К празднику дала:
Чашечку собачка Гладим шариком поочерёдно каждый палец
Моет языком,
Хрюшка собирает
Крошки под окном,
По столу котище
Лапою скребет,
Половичку козочка
Веником метет.

Пальчики-зверушки
Пальчик – зайчик, Поочерёдно
Пальчик – волк,
Серый волк – зубами щелк,
Пальчик – рыжая лиса,
Лиска-лисонька краса,
Пальчик – ежик,
Пальчик – мишка,
А кулак похож на шишку! Сжимаем кулак

Насекомые
Дружно пальчики считаем Катаем шарик между ладонями
Насекомых называем.
Бабочка, кузнечик, муха, Нажимаем шариком на каждый палец
Это жук с зелёным брюхом.
Это кто же тут звенит
Ой, комар сюда летит

Рыбки
Рыбки весело резвятся Перекидываем шарик из руки в руку
В чистой тёпленькой воде
То сожмутся, разожмутся, Сжимаем, разжимаем шарик
То зароются в песке

Профессии
Что принес нам почтальон
Что принес нам почтальон? Катаем шарик между ладонями
С толстой сумкой ходит он.
Перевод, журнал, газету, Нажимаем шариком на каждый палец
В бандероли две кассеты
И письмо от тети Вали,
Чтоб ее приезда ждали. Катаем шарик между ладонями

Семья
Как у нас семья большая
Как у нас семья большая Катаем шарик между ладонями вперёд- назад
Да веселая.
Два у лавки стоят, Поочерёдно надеваем кольцо на каждый палец
Два учиться хотят,
Два Степана у сметаны
Объедаются.
Две Дашки у кашки
Питаются.
Две Ульки в люльке
Качаются.

Новый год
Что принес нам Дед Мороз
Беспокоит нас вопрос: Катаем шарик между ладонями вперёд-назад
«Что принес нам Дед Мороз?»
Открываем мы пакет.
И чего в нем только нет!
Апельсин большой душистый, Массируем каждый пальчик поочерёдно
Зайка беленький пушистый,
Шоколадная лошадка
И для пупсика кроватка,
Два воздушных шарика,
Книжка про смешариков
И такой большой трансформер,
И солдат в парадной форме,
И кокосовый орех,
И в мешочке красном смех.
Вот так Дедушка Мороз! Катаем шарик между ладонями
Он сегодня нам принес
Замечательных подарков
Целый, целый, целый воз!

Детский сад
Наша группа
В нашей группе все друзья. Сжимаем и разжимаем пальцы
Самый младший – это я. Надеваем колечко поочерёдно на каждый палец
Это Маша,
Это Саша,
Это Юра,
Это Даша.

Дружат в нашей группе
Дружат в нашей группе Катаем шарик между ладонями
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим Сжимаем шарик в кулаке
Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять Гладим шариком пальчики поочерёдно
Начинай считать опять.

Весна
Иди, весна, иди, красна, Катаем шарик вперёд-назад
Принеси ржаной колосок, Массируем шариком поочерёдно каждый пальчик
Овсяный снопок,
Яблоки душистые,
Груши золотистые,
Большой урожай в наш край.

Картотека

пальчиковых игр

с применением массажного шарика

су-джок

Правильная речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но не все дети являются обладателями такой речи. Для повышения эффективности процесса коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста важным является использование в работе различных методов и приемов - как традиционных, так и нетрадиционных. Одной из нетрадиционных методов коррекции в логопедии является Су-Джок терапия.

На кистях рук имеются точки, которые взаимосвязаны с различными зонами коры головного мозга. За речь у человека отвечают, главным образом, две зоны, находящиеся в коре головного мозга - это зона Вернике, которая отвечает за сенсорную или импрессивную речь, т.е. эта зона отвечает за восприятие речи и зона Брока, отвечающая за экспрессивную речь – произнесение звуков самим человеком. Д ля стимуляции речевого развития воздействовать надо на точки соответствия головному мозгу. По теории Су-Джок это верхние фаланги пальцев. И при массаже Су-Джок массажерами особое внимание нужно уделять именно этим участкам кисти руки. Использование Су-Джок массажёров (массажных шариков в комплекте с массажными металлическими кольцами) в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий, способствуют повышению физической и умственной работоспособности детей, создаёт функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень сенсорного развития и возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с ребёнком.

Цель использования Су-Джок терапии :

Стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и систем, расположенных на кистях рук.

Задачи:

Нормализовать мышечный тонус, симулировать речевые области в коре головного мозга;

Использовать элементы Су-Джок терапии на различных этапах работы по коррекции речи;

Содействовать снижению двигательной и эмоциональной расторможенности, нормализовать тонус;

Совершенствовать навыки пространственной ориентации, развивать память, внимание.

Приемы Су-Джок терапии:

Массаж шариками (прокатывание шарика между ладонями);

Массаж эластичным кольцом (надевание на пальцы и массирование).

Стихотворный материал,

используемый при массаже кистей рук массажным шариком Су-Джок

Приключения Ёжика

К

Свернулся ёжик клубком

Покатился кувырком.

По ямкам и кочкам.

По тропкам и мосточкам.

Мимо ёлок и клёнов

Мимо кедров зелёных.

По мягкой травке.

По жёсткому песку.

Глубокого оврага

Крутому бережку.

Вокруг горок и бугорков.

Вдоль речек и ручейков.

Мимо белки с шишкой.

Мимо косолапого мишки.

Мимо кукушки.

И остановился на опушке.

С

Ёжик утром проснулся

Солнышку улыбнулся

Чистой росой умылся

Вкусной сушкой подкрепился.

Ес-ес-ес, ес-ес-ес

Отправился гулять в лес.

В лесу с лисой повстречался

Лису сильно испугался

СА-са-са, са-са-са

Ох, не съела бы лиса.

От испуга свернулся клубком

Покатился с бугра кувырком.

Сы-сы-сы, сы-сы-сы

Покатился скорей от лисы.

Катился, катился

И под кустом притаился.

Посидел, посидел под кустом.

В свою норку пустился бегом.

З

Ёжик в деревню забрёл

Увидел зелёный забор

За забором пёс Трезорка

Заливался лаем звонко.

А коза и козлятки

Занимались зарядкой.

А Зоя садила розы

Возле кудрявой берёзы

А Лиза незабудки

Возле Трезоркиной будки.

А бабушка Зина

Корзину взяла

По землянику пошла

И ёжик за ней засеменил

Он тоже землянику любил.

Ж

Идёт ёжик по дорожке

К своему дружку ужу.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу

К своему дружку ужу.

Жа-жа-жа, жа-жа-жа

День рожденья у ужа.

Уж позвал к себе на ужин

Жабу, ёжика, стрижа.

Жи-жи-жи, жи-жи-жи

Ёжик весело бежит

Жу-жу-жу, жу-жу-жу

Пирожок несёт ужу.

Пирожок с черникой

И свежей ежевикой.

Ш

Ша-ша-ша, ша-ша-ша

Шёл ёжик неспеша

Ша-ша-ша, ша-ша-ша

К мышатам-малышам.

К мышонку Паше

И мышке Маше.

Их мама-мышка

Напекла пышки.

Ши-ши-ши, ши-ши-ши

Вышли пышки хороши.

Шёл ёжик, шёл

Носиком повёл

Унюхал Мышкины пышки

Побежал вприпрыжку.

Ош-ош-ош, ош-ош-ош

Очень запах был хорош.

Ч

Ёж к черепахе на чай собрался

Четыре часа до неё добирался

В гостях ел калачи, чай пил.

Так и вечер наступил.

Еж с черепахой простился,

К ручейку спустился.

Увидел лодочку у ручья

И спросил её: ты чья?

Ответила лодочка хохоча:

Я ничья! Совсем ничья!

Плыву худа хочу.

Хочешь тебя прокачу?

Прокачу по ручью.

Быстро домой домчу.

Ёж на лодочку вскочил

И домой поплыл.

Добрался за полчаса.

Что за чудеса?!

Л

Ёжик шёл, шёл, шёл,

Ёжик шёл, шёл, шёл

И до ёлочки дошёл

Ол- ол- ол, ол- ол- ол

И до ёлочки дошёл.

Что за чудо ёлка-

Колкая иголка.

Ла- ла- ла, Ла- ла- ла

Как ты ёлочка мила.

Ол-ол-ол, ол-ол-ол.

Ёжик ёлку обошёл.

Ол-ол-ол, ол-ол-ол.

Снова ёлку обошёл.

Ил-ил-ил, ил-ил-ил

Долго ёжик так ходил.

Ул-ул-ул, ул-ул-ул

И под ёлочкой заснул.

Л

Лодка по волнам плывёт

Лодка ёжика везёт.

Ёжик в лодке сладко спал.

Ёжик с лавочки упал.

Покатался, покатался,

Покатался, покатался

Вновь на лавочку поднялся.

Волна лодку подхватила,

С боку на бок наклонила.

Ёжик тоже наклонился,

Вновь упал и покатился.

Долго лодочка плутала.

Долго ёжика катала.

Наконец-то доплыла.

Ёжик выскочил из лодки

И запел: ла-ла-ла-ла!

Р

Ру-ру-ру, ру-ру-ру

Проснулся ёжик поутру.

Выбрался из норки

Пробежался вокруг горки.

Попрыгал, покружился,

В ручейке умылся

Позавтракал черникой

И красной брусникой.

Побежал к другу бобру

Играть в новую игру.

Ра-ра-ра, ра-ра-ра

На пути стоит гора.

Ёжик на гору забрался.

С горы скатиться собрался.

Свернулся в клубок.

По кочкам прыг да скок.

Прикатился к запруде бобра.

Ура! Ура! Ура!

Сказки

«Ёжик на прогулке»

В сказочном лесу в маленьком уютном домике жил-был маленький ёжик (зажать шарик в ладошке) . Выглянул ежик из своей норки (раскрыть ладошки и показать шарик) и увидел солнышко. Улыбнулся ежик солнышку (улыбнуться, раскрыть одну ладошку веером) и решил прогуляться по лесу. Покатился ежик по прямой дорожке

(прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик). Катился- катился и прибежал на красивую, круглую полянку (ладошки соединить в форме круга). Обрадовался ежик и стал бегать и прыгать по полянке (зажимать шарик между ладошками) . Стал цветочки нюхать (прикасаться колючками шарика к кончику пальца и делать глубокий вдох) . Вдруг набежали тучки (зажать шарик в одном кулачке, в другом, нахмуриться) , и закапал дождик: кап-кап-кап (кончиками пальцев в щепотке стучать по колючкам шарика) . Спрятался ежик под большой грибок (ладошкой левой руки сделать шляпку и спрятать шарик по ним) и укрылся от дождя. А когда закончился дождь, то на полянке выросли разные грибы: подосиновики, подберезовики, опята, лисички и даже белый гриб (показать пальчики) . Захотелось ежику обрадовать маму, собрать грибы и отнести их домой, а их так много… Как понесет их ежик? Да, на своей спинке. Аккуратно насадил ежик грибочки на иголки (каждый кончик пальчика потыкать шипиком шарика) . Довольный ёжик побежал домой (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик) , а потом по извилистой дорожке (круговые движения шариком) . Прибежал домой, отдал мамочке грибы, мама улыбнулась, обняла и поцеловала сыночка за заботу. А когда наступил вечер, закрыл ёжик свой домик, лёг в кроватку и уснул сладким сном! (зажать шарик в ладошке) .

«Ёжик»

Жил да был Ёжик на полянке в своём домике в сказочной стране (положить шарик на ладошку) . У Ёжика было много друзей (катать шарик от ладошки к каждому пальчику) : Крош, Копатыч, Нюша, Совунья, Лосяш (зажать шарик в ладошке) .

И решил он однажды навестить своих друзей.

Выбежал Ёжик на тропинку и побежал к Крошу, так как его домик был совсем не далеко. Бежит, подпрыгивает на кочках (шариком покалываем подушечку каждого пальца) .

Но не оказалось Кроша дома: «Наверное, он убежал Лосяша навестить» - подумал Ёжик и покатился дальше (катаем шарик по кругу ладони) .

Катится Ёжик, а навстречу ему Копатыч идёт не спеша.

Обрадовался Ёжик, спрашивает Копатыча:

- «Куда ты идёшь?».

- «В лес за грибами» - отвечает Копатыч – «Пойдём со мной».

Пошли они вместе (катают шарик по пальчикам по очереди к каждому) .

Раз – грибок (зажать шарик в ладошке) , два – грибок, (зажать шарик в другой ладошке) - много насобирали.

Простился Ёжик с Копатычем и побежал дальше (катаем шарик по кругу ладони) .

Вдруг ему навстречу выскакивает лягушка – квакушка, спрашивает её Ёжик: - «Ты куда скачешь?». - «Скачу, куда глаза глядят» - отвечает лягушка. – «Поскакали со мной».

Стал Ёжик с лягушкой скакать (прикасаться колючками шарика к кончику пальцев, делая глубокий вдох) .

Не заметил Ёжик, как у своего домика очутился, не захотел он больше прыгать, устал. Зашёл он в свой домик (раскатывать шарик по ладошке) , лёг на кроватку, закутался одеяльцем (зажать шарик в ладошке) и уснул.

Упражнения с шариком и с кольцами Су – Джок.

1. Массаж Су – Джок шарами. /дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом/

Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

2. Массаж пальцев эластичным кольцом. /Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец/

Вышли пальцы погулять,

3. Использование Су – Джок шаров при автоматизации звуков. /звука Ш/

На правой руке:

Этот малыш-Илюша, (на большой палец)

Этот малыш-Ванюша, (указательный)

Этот малыш-Алеша, (средний)

Этот малыш-Антоша, (безымянный)

А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец)

На левой руке:

Эта малышка-Танюша, (на большой палец)

Эта малышка-Ксюша, (указательный)

Эта малышка-Маша, (средний)

Эта малышка-Даша, (безымянный)

А меньшую зовут Наташа. (мизинец)

4. Ребенок катает шарик между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию звука Ж.

Ходит ежик без дорожек,

Не бежит ни от кого.

С головы до ножек

Весь в иголках ежик.

Как же взять его?

5. Использование Су – Джок шаров для развития памяти и внимания

Дети выполняют инструкцию: надень колечко на мизинец правой руки, возьми шарик в правую руку и спрячь за спину и т.д.; ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо.

6. Использование шариков при выполнении гимнастики

И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль туловища, в правой руке шар.

1 - руки развести в стороны;

2 - руки поднять вверх и переложить шар в другую руку;

3 - руки развести в стороны;

4 - опустить руки.

7. Использование шариков для звукового анализа слов

Для характеристики звуков используются массажные шарики трех цветов: красный, синий, зеленый. По заданию логопеда ребенок показывает соответствующий обозначению звука шарик.

8. Использование шариков для слогового анализа слов

Упражнение «Раздели слова на слоги»: Ребенок называет слог и берет по одному шарику из коробки, затем считает количество слогов.

9. СКАЗКА «Ежик на прогулке»

Жил да был ежик в лесу, в своем домике - норке (зажать шарик в ладошке).

Выглянул ежик из своей норки (раскрыть ладошки и показать шарик) и увидел солнышко. Улыбнулся ежик солнышку (улыбнуться, раскрыть одну ладошку веером) и решил прогуляться по лесу.

Покатился ежик по прямой дорожке (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик), катился - катился и прибежал на красивую, круглую полянку (ладошки соединить в форме круга). Обрадовался ежик и стал бегать и прыгать по полянке (зажимать шарик между ладошками)

Стал цветочки нюхать (прикасаться колючками шарика к кончику пальца и делать глубокий вдох). Вдруг набежали тучки (зажать шарик в одном кулачке, в другом, нахмуриться), и закапал дождик: кап-кап-кап (кончиками пальцев в щепотке стучать по колючкам шарика).

Спрятался ежик под большой грибок (ладошкой левой руки сделать шляпку и спрятать шарик по ним) и укрылся от дождя, а когда закончился дождь, то на полянке выросли разные грибы: подосиновики, подберезовики, опята, лисички и даже белый гриб (показать пальчики).

Захотелось ежику обрадовать маму, собрать грибы и отнести их домой, а их так много … как понесет их ежик? Да, на своей спинке. Аккуратно насадил ежик грибочки на иголки (каждый кончик пальчика уколоть шипом шарика) и довольный побежал домой (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик).

10. Берём 2 массажные шарика и проводим ими по ладоням ребёнка (его руки лежат на коленях ладонями вверх), делая по одному движению на каждый ударный слог:

Гладь мои ладошки, ёж!

Ты колючий, ну и что ж!

Я хочу тебя погладить,

Я хочу с тобой поладить.

11. На поляне, на лужайке /катать шарик между ладонями/

От хвоста и к голове.

Стала гладить и ласкать

12. Шла медведица спросонок, /шагать шариком по руке/

Принесли в портфелях книжки.

И в тетрадочках писать.

13. «Черепаха» (у детей в руках Су Джок).

Шла большая черепаха

И кусала всех от страха, (дети катают Су Джок между ладоней)

Кусь, кусь, кусь, кусь,

(Су Джок между большим пальцем и остальными, которые ребенок держит «щепоткой». Надавливают ритмично на Су Джок, перекладывая из руки в руку).

Никого я не боюсь (дети катают Су Джок между ладоней).

14. Пальчиковая игра «Ёжик»

Ёжик, ёжик, хитрый ёж,

на клубочек ты похож. (дети катают Су Джок между ладонями)

На спине иголки (массажные движения большого пальца)

очень-очень колкие. (массажные движения указательного пальца)

Хоть и ростом ёжик мал, (массажные движения среднего пальца)

нам колючки показал, (массажные движения безымянного пальца)

А колючки тоже (массажные движения мизинца)

на ежа похожи (дети катают Су- Джок между ладонями).

15. Берём 2 массажные шарика и проводим ими по ладоням ребёнка (его руки лежат на коленях ладонями вверх), делая по одному движению на каждый ударный слог:

Гладь мои ладошки, ёж!

Ты колючий, ну и что ж!

Потом ребёнок гладит их ладошками со словами:

Я хочу тебя погладить,

Я хочу с тобой поладить.

16. На поляне, на лужайке /катать шарик между ладонями/

Целый день скакали зайки. /прыгать по ладошке шаром/

И катались по траве, /катать вперед – назад/

От хвоста и к голове.

Долго зайцы так скакали, /прыгать по ладошке шаром/

Но напрыгались, устали. /положить шарик на ладошку/

Мимо змеи проползали, /вести по ладошке/

«С добрым утром!» - им сказали.

Стала гладить и ласкать

Всех зайчат зайчиха-мать. /гладить шаром каждый палец/

17. Шла медведица спросонок, /шагать шариком по руке/

А за нею – медвежонок. /шагать тихо шариком по руке/

А потом пришли детишки, /шагать шариком по руке/

Принесли в портфелях книжки.

Стали книжки открывать /нажимать шариком на каждый палец/

Пальчиковая игра «Мячик»

Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

18. Пальчиковая игра «Мальчик-пальчик»

Мальчик-пальчик,

Где ты был (надеваем кольцо Су Джок на большой палец)

С этим братцем в лес ходил, (надеваем кольцо Су Джок на указательный палец)

С этим братцем щи варил, (надеваем кольцо Су Джок на средний палец)

С этим братцем кашу ел, (надеваем кольцо Су Джок на безымянный палец)

С этим братцем песни пел (надеваем кольцо Су Джок на указательный палец).

19. Пальчиковая игра «Пальчики - мальчики»

Раз – два – три – четыре – пять, /разгибать пальцы по одному/

Вышли пальцы погулять,

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

20. Пальчиковая игра «Ёжик»

Этот ежик хочет спать,

Этот ежик - прыг в кровать,

Этот ежик прикорнул.

Этот уж давно уснул.

Этот хоть еще не спит,

Но тихонечко лежит.

Тише, тише, не шумите,

Ежиков не разбудите.

21. Раз, два, три, четыре, пять, пальчики хотят играть.

Мы колечко взяли и на пальчик одеваем.

Раз-пальчик большой он красивый такой.

Два - пальчик указательный очень обаятельный.

Три - пальчик средний он совсем не вредный.

Четыре - безымянный пальчик очень славный.

Пять - мизинчик маленький счастливчик.

22. Пальчиковая игра «Ёжик»

Ежик, ежик колкий, где твои иголки, (дети катают Су- Джок между ладоней)

Нужно бельчонку сшить распашонку,

Починить штанишки шалуну-зайчишке,

Фыркнул ежик, отойдите, не просите, не спешите,

Если отдам иголки съедят меня волки. (дети катают Су- Джок между ладоней)

23. Пальчиковая игра «Капуста»

Мы капусту рубим, рубим, (ребром ладони стучим по шарику)

Мы капусту солим, солим, (подушечками пальцев трогаем шарик)

Мы капусту трем, трем (потираем ладошками о шарик)

Мы капусту жмем, жмем. (сжимаем шарик в кулачке)

24. Пальчиковая игра «Игрушки»

На большом диване в ряд

Куклы Катины сидят: (дети катают Су- Джок между ладоней)

Два медведя, Буратино,

И веселый Чиполлино,

И котенок, и слоненок. (поочередно катаем шарик Су-Джок к каждому пальчику, начиная с большого)

Раз, два, три, четыре, пять.

Помогаем нашей Кате

25. Пальчиковая игра «Пальчики»

Этот пальчик - в лес пошёл, (надеваем кольцо Су-Джок на мизинец)

Этот пальчик - гриб нашёл, (надеваем кольцо Су-Джок на безымянный палец)

Этот пальчик - занял место, (надеваем кольцо Су-Джок на средний палец)

Этот пальчик - ляжет тесно, (надеваем кольцо Су-Джок на указательный палец)

Этот пальчик - много ел,

Оттого и растолстел. (надеваем кольцо Су-Джок на большой палец)

26. Пальчиковая игра «Семья»

Этот пальчик - дедушка, (надеваем кольцо Су-Джок на большой палец)

Этот пальчик - бабушка, (надеваем кольцо Су-Джок на указательный палец)

Этот пальчик - папенька, (надеваем кольцо Су-Джок на средний палец)

Этот пальчик - маменька, (надеваем кольцо Су-Джок на безымянный палец)

Этот пальчик - Ванечка (Танечка, Данечка и т. д.) (надеваем кольцо Су-Джок на мизинец) .

27. Пальчиковая игра «Родные братья»

Ивану большому - дрова рубить, (надеваем кольцо Су-Джок на большой палец)

Ваське-указке - воду носить, (надеваем кольцо Су-Джок на указательный палец)

Мишке-среднему - печку топить, (надеваем кольцо Су-Джок на средний палец)

Гришке-сиротке - кашу варить, (надеваем кольцо Су-Джок на безымянный палец)

А крошке Тимошке - песенки петь,

Песни петь и плясать,

Родных братьев потешать. (надеваем кольцо Су-Джок на мизинец) .


Су-Джок терапия - метод точечного воздействия на кисть и стопу. Оздоровительный эффект предлагаемого метода основан на том, что на теле человека имеются системы соответствия - участки тела, куда проецируется анатомическое строение человека в уменьшенном виде. Организм и системы соответствия активно взаимодействуют. Малейшая патология в органе отражается в зоне его проекции, а стимуляция этой зоны оказывает нормализующее действие на орган.

Наши руки и знания всегда с нами. Воздействовать на точку можно с помощью массажных колечек, специальных магнитов, звездочек, специальных или природных игл, семян, камушков… Метод особенно полезен детям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер- класс для педагогов « Су- Джок терапия для детей дошкольного возраста»

Цель мастер – класса: ознакомить воспитателей с современной нетрадиционной технологией – су-джок терапией в работе с детьми по развитию речи. Повысить профессиональное мастерство педагогов в процессе активного педагогического общения по проблеме развития речи детей дошкольного возраста.

В последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. На сегодняшний день в арсенале педагогов, занятых воспитанием и обучением детей с такими нарушениями, имеется обширный практический материал, включающий традиционные методы и способы коррекции, так и нетрадиционные технологии.
Одной из нетрадиционных технологий является Су-Джок терапия. Метод Су-Джок - это ультрасовременное направление акупунктуры, объединяющее древние знания медицины Востока и последние достижения европейской медицины.. В переводе с корейского «Су» – кисть, «Джок» – стопа.
Создатель метода Су-Джок - южно-корейский профессор Пак Чжэ Ву. В основе его метода лежит система соответствия, или подобия, кистей и стоп всему организму в целом. По мнению самого автора, кисти и стопы являются, "пультами дистанционного управления" здоровьем человека. На кистях и стопах в строгом порядке располагаются биологически активные точки, соответствующие всем органам и участкам тела. Соответственно, воздействуя на эти точки, можно влиять на определенный орган человека, регулировать функционирование внутренних органов. Таким образом, с помощью Су-Джок терапии доступно лечить любую часть тела, любой орган.
Су-Джок терапию можно и нужно использовать в работе с детьми наряду с пальчиковыми играми, мозаикой, штриховкой, лепкой, рисованием. Упражнения с использованием Су-Джок обогащают знания ребенка о собственном теле, развивают тактильную чувствительность, мелкую моторику пальцев рук, опосредованно стимулируют речевые области в коре головного мозга, а так же способствуют общему укреплению организма и повышению потенциального энергетического уровня ребенка. Кроме того, они помогают организовать занятия интереснее и разнообразнее, создают благоприятный психофизиологический комфорт детям во время занятия

Целью использования упражнений с шариком Cу-Джок в работе воспитателя является воздействие на биологически активные точки, стимулировать речевые зоны коры головного мозга.

Достоинства Су – Джок:

Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект.

Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто не эффективно.

Универсальность – Су-Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.

Эта система настолько проста и доступна, что освоить ее может даже ребенок. Метод достаточно один раз понять, затем им можно пользоваться

Этапы проведения Су – Джок терапии на занятиях по развитию речи:

I этап. Знакомство детей с Су-Джок, правилами его использования.

II этап. Закрепление знаний в упражнениях, играх.

III этап. Самостоятельное использование шарика Су-Джок в соответствии с потребностями и желаниями.

Форма организации работы с Су-Джок мас массажерами может быть разной: индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия.

Сегодня рассмотрим такую форму работы с детьми, как пальчиковая гимнастика.
Приемами Су-Джок терапии являются массаж кистей специальными шариками и эластичными кольцами, массаж стоп. В работе воспитателя можно использовать су-джок - массажеры в виде массажных шариков в комплекте с массажными металлическими кольцами. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные колечки надеваются на пальчики. Ими можно массировать труднодоступные места.

Формы работы с Су-Джок – самые разнообразные:

Массаж специальным шариком. Массаж эластичным кольцом.
Ручной массаж кистей и пальцев рук. Очень полезен и эффективен массаж пальцев и ногтевых пластин кистей; круговые движения шарика между ладонями перекатывание шарика от кончиков пальцев к основанию ладони; вращение шарика кончиками пальцев; сжимание шарика между ладонями; сжимание и передача из руки в руку; подбрасывание шарика с последующим сжатием между ладонями. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мышцы рук. Массаж эластичным кольцом помогает стимулировать работу внутренних органов. Рассмотрим подробнее приёмы работы с шариком:–

удерживать шарик на расправленной ладони каждой руки

сжимать шарик в кулачок, надавливая 5-10 сек, а затем раскрывать ладонь, полностью разводя пальцы в стороны и удерживать в центре ладони 5-10 сек.

каждым пальчиком надавливать на иголочки шарика каждой руки.

надавливать щепотью каждой руки на иголочки шарика

сжимать шарик кончиками пальцев каждой руки.

захватывать колючий шарик тремя пальчиками и стучать им по столу. двигаться по поверхности стола.

вращать шарик между ладонями по часовой и против часовой стрелки

прокатывать шарик в ладонях вперед и назад, проходя всю поверхность кисти.

круговые движения шарика между ладонями

перекатывание шарика от кончиков пальцев к основанию ладони

вращение шарика кончиками пальцев,

сжимание шарика между ладонями,

сжимание и передача из руки в руку,

подбрасывание шарика с последующим сжатием между ладонями и т.д.

Каждое упражнение сопровождается небольшим стишком, потешкой и т.д.
Эту работу можно проводить в течение 1-2 минут перед выполнением заданий, связанных с рисованием, лепкой, письмом, проводить в качестве пальчиковой гимнастики во время динамической паузы на занятиях.

Попробуйте покатать его между ладонями - тут же ощутите прилив тепла и лёгкое покалывание. .


Вот некоторые варианты работы с детьми: с шариком:
1.Массаж Су – Джок шарами (дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом)
Этот шарик непростой, -(любуемся шариком на левой ладошке)
Он колючий, вот какой. - (накрываем правой ладонью)
Будем с шариком играть - (катаем шарик горизонтально)
И ладошки согревать.
Раз катаем, два катаем -(катаем шарик вертикально)
Сильней на шарик нажимаем.
Как колобок мы покатаем, -(катаем шарик в центре ладошки)
Сильней на шарик нажимаем.
(Выполняем движения в соответствии с текстом в правой руке)
В руку правую возьмём,
В кулачок его сожмём.
(Выполняем движения в соответствии с текстом в левой руке)
В руку левую возьмём,
В кулачок его сожмём.
(Выполняем движения в соответствии с текстом)
Мы положим шар на стол
И посмотрим на ладошки,
И похлопаем немножко,
Потрясём свои ладошки.
«Шарик»
Шарик я открыть хочу.
Правой я рукой кручу.
Шарик я открыть хочу.
Левой я рукой кручу.
Крутить правой рукой правую половинку шарика, левой рукой левую половинку шарика.
2.Массаж пальцев эластичным кольцом. (Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики)
«Дорожка»
Кольцо на пальчик надеваю.
И по пальчику качу.
Здоровья пальчику желаю,
Ловким быть его учу.
3. Речевые игры с шариком . .Рассказывание сказок с использованием шарика.
Сказка «Ёжик»
Жил был ёжик (показываем шарик-массажёр). Он был колючий (обхватываем ладонью правой, затем левой руки). Как-то раз, пошёл он погулять (катаем по кругу на ладони). Пришёл на полянку, увидел короткую тропинку и побежал по ней (катаем от ладони к мизинчику и обратно), вернулся на полянку (катаем по кругу на ладони), опять побежал по полянке (катаем между ладонями по кругу), заметил речку, побежал по её бережку (катаем по безымянному пальцу), снова вернулся на полянку (между ладонями), посидел, отдохнул, погрелся на солнышке, увидел длинную тропинку и побежал по ней (катаем по среднему пальчику), вернулся на полянку и увидел горку, решил забраться туда (слегка поднимаем указательный пальчик (горка) и водим шариком по нему). Потом ёжик покатился вниз и снова оказался на полянке (движение по кругу на ладони), увидел деревце и оббежал вокруг него (катаем вокруг большого пальчика, подняв его). Стало ёжику жарко, он высунул свою мордочку навстречу прохладному ветерку: дыхательная гимнастика- вдох через нос, выдох на ладонь руки(повторить 2 раза)..
Открываем шарик и достаём массажное колечко. Поочерёдно надеваем его на каждый палец ведущей руки, движения вверх-вниз несколько раз.
Ёжик увидел грибок и поспешил сорвать его (на большой палец), заметил цветочек и понюхал его (на указательный), нашёл красивый листочек и подбежал его посмотреть (на средний), приметил ягодку и сорвал её (на безымянный), нашёл шишку и взял её для своей мамы в подарок (на мизинчик). Ёжик так весело гулял по лесу, что не заметил, как стало темнеть. Наступал вечер. Довольный прогулкой он отправится домой (закрываем шарик, катаем между ладонями).
4
. Прокатывание шарика по лабиринту. Например, « Помоги ёжику добраться до грибка».

Для развития фонематического восприятия можно рекомендовать игры: «Если звук услышат ушки- подними шар над макушкой»; «Шарик мы ладошкой стук, если слышим нужный звук» ; « Телеграфисты» (нужно простучать шариком так, как простучит педагог). « Спрячь шарик в ладошке, когда замяукает кошка»(зарычит собака, прокукарекает петушок и т.д.) Для более старшего возраста: «Синий шар кати, согласный звук мне назови» «Спрячь шарик в ладонях, если звука «С» нет в слове»

Для автоматизации звуков игры : « Шарик мы ладонью «стук», повторяем в слове звук.»; « Шарик мне назад верни, слово(слоги) верно повтори».

Развитие лексико- грамматических категорий : Игры: «Шар лови, пять овощей назови» «Назови ласково» «Скажи наоборот» «Один – много» «Какой? Какая? Какое?»

Для развития памяти, внимания упражнение « Веселое колечко»

Педагог надевает поочередно колечко на пальцы правой руки ребенка, начиная с большого пальца, проговаривая: « Колечко, колечко на большом пальчике твое местечко(и т. д.) . На другой руке ребенок самостоятельно пытается повторить движения с колечком, называя пальцы рук.

Использование Су- Джок шаров для совершенствования навыков пространственной ориентации, ориентировки в схеме тела, развития памяти, внимания.

«Лево – право различаю, каждый свой я пальчик знаю»

«Слушай и запоминай, повторяй и выполняй»

Ребёнка просят надеть колечко на определённый палец.

«Глазки закрывай, на каком колечко пальце, угадай»

Использование шариков при совершенствовании навыков употребления предлогов.

«Ловко с шариком играем и предлоги называем

На столе коробка, по инструкции воспитателя ребенок кладет шарики соответственно: красный шарик - в коробку; синий – под коробку; зеленый – около коробки.

Использование шариков для слогового анализа слов.

Упражнение «Раздели слова на слоги»: Ребенок называет слог и берет по одному шарику из коробки»

«По слогам словечко называй и на каждый слог шарик доставай»
Умелыми пальцы становятся не сразу. Главное помнить золотое правило: игры и упражнения, пальчиковые разминки должны проводиться систематически.

Это лишь некоторые примеры использования Су – Джок терапии в нашей работе. Творческий подход, использование альтернативных методов и приемов способствуют более интересному, разнообразному и эффективному проведению образовательной и совместной деятельности педагогов и детей в детском саду.

Рефлексия. .

Сделайте хлопок те педагоги, которые внимательно слушали, о чём мы говорили. Сделайте хлопок те педагоги, которые наблюдали со вниманием наш мастер-класс. Сделайте хлопок те коллеги, которые приняли в нём участие.

Спасибо за внимание!

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей и педагогов

«Внедрение Су-Джок терапии в образовательный процесс ДОУ»

Су-Джок терапия - метод точечного воздействия на кисть и стопу. Оздоровительный эффект предлагаемого метода основан на том, что на теле человека имеются системы соответствия - участки тела, куда проецируется анатомическое строение человека в уменьшенном виде. Организм и системы соответствия активно взаимодействуют. Малейшая патология в органе отражается в зоне его проекции, а стимуляция этой зоны оказывает нормализующее действие на орган.

Наши руки и знания всегда с нами. Воздействовать на точку можно с

помощью массажных колечек, специальных магнитов, звездочек, специальных или природных игл, семян, камушков… Метод особенно полезен детям.

Воздействуя на точку можно:

 укрепить защитные силы организма;

 снять приступы острой боли;

 избавиться от некоторых хронических заболеваний;

 помочь организму восстановиться, когда организм устал и ослаб;

 провести непрямой массаж внутренних органов;

 восстановить артериальное давление;

 снять острые приступы зубной боли;

 справиться с насморком, кашлем, воспалением глотки;

 помочь в экстренных случаях (приступы сердечной боли,

головокружение, тошнота, потеря сознания);

В настоящее время появилась возможность использования в коррекционно педагогической работе с детьми дошкольного возраста нетрадиционного Су-Джок метода. Данный метод обладает высокой эффективностью, безопасностью и простотой, базируется на традиционной акупунктуре и восточной медицине самооздоровления. "Су" по-корейски - кисть, "Джок" - стопа.

Вся работа по данному методу проводится с помощью Су-Джок стимуляторов: массажёры типа «каштан». Внутри таких шариков – «каштанов», как в коробочке, находятся два специальных кольца, сделанных из металлической проволоки так, что можно их легко растягивать, свободно проходить ими по пальцу вниз и вверх, создавая приятное покалывание.

Использование массажных шариков "Каштан" в комплекте с двумя

металлическими кольцами в сочетании с упражнениями по коррекции

звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий способствует повышению физической и умственной работоспособности детей, создаёт функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с ребёнком.

Сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий, позволяет значительно повысить эффективность занятий.

Вот некоторые формы данной работы с детьми при нормализации мышечного тонуса и стимуляции речевых областей в коре головного мозга, коррекции произношения, развитии лексико-грамматических категорий, совершенствовании навыков пространственной ориентации.

Автоматизация звуков. Дети катают массажные шарики между ладонями, проговаривая стихотворение на автоматизацию звука [c]: «На сосне сидит сова, говорит она слова...» С этой же целью можно предложить ребёнку поочерёдно надевать массажные кольца на каждый палец, произнося стихотворный текст пальчиковой гимнастики: « Этот пальчик гриб нашёл (на большой палец), этот пальчик чистить стал (указательный), этот резал (средний), этот ел (безымянный), ну этот всё глядел (мизинец)».

Совершенствование лексико-грамматических категорий . Упражнение "Один -много".

Педагог катит "Каштан" по столу ребёнку, называя предмет в единственном числе. Ребёнок, поймав ладонью массажёр, откатывает его назад, называя существительное во множественном числе.

Аналогично проводятся упражнения "Назови ласково", "Скажи наоборот" и т.п.

Совершенствование навыков пространственной ориентации, развитие

внимания, памяти. Дети выполняют инструкцию взрослого: надеть колечко на мизинец правой (левой) руки и т.д. Ребёнок закрывает глаза, взрослый одевает колечко на любой его палец. Ребёнок должен назвать, на какой палец одето колечко.

Использование массажного шарика при выполнении гимнастики. Дети могут выполнять задание педагога по перекладыванию "Каштана" из одной руки в другую руку.

Звуковой анализ слов.

Для характеристики звуков используются массажные

шарики трёх цветов: красный, синий, зелёный. По заданию педагога ребёнок показывает соответствующий обозначению звука шарик.

Совершенствование навыков употребления предлогов. По инструкции педагога ребёнок кладёт разноцветные шарики соответственно в коробку, под коробку, около коробки. Затем наоборот - ребёнок должен описать действие взрослого.

Слоговая структура слова. Упражнение "Раздели слова на слоги". Ребёнок называет слог и берёт по одному шарику из коробки, затем считает число шариков. Но мы нашли и другое применение массажным шарикам. Их используем не только для развития мелкой моторики, но и для развития цвета восприятия, при обучении счету и т.д. Можно использовать следующие игры: "Разложи шарики по цвету", "Найди все синие (красные, желтые, зеленые)", "Сделай разноцветные шарики"(сине-красный, зелено-желтый).

Это лишь некоторые приёмы использования Су-Джок терапии в коррекционно –педагогической работе с детьми. Творческий подход педагогов, использование альтернативных методов и приёмов способствуют более интересному, разнообразному и эффективному проведению занятий и режимных моментов в образовательном учреждении.

Предварительный просмотр:

Самообразование.

Цель:

Стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах. Особенно важно воздействие на большой палец, отвечающий за голову человека. Кончики пальцев ногтевые пластины отвечают за головной мозг.

Задачи:

Нормализовать мышечный тонус стимулировать речевые области в коре головного мозга.

Использовать элементы су-джок терапии на различных этапах работы и этапах занятий по коррекции речи.

Содействовать снижению двигательной и эмоциональной расторможенности, нормализовать тонус.

Совершенствовать навыки пространственной ориентации, развивать, память, внимание.

Актуальность:

предполагаемый результат:

Этапы самообразования:

1 . Подбор и изучение методической литературы

2.Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования

Предполагаемые сроки выполнения каждого этапа

1 . Изучение методической литературы

  • Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;
  • Изучение учебной и научно-методической литературы;
  • Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;
  • Изучение новых программ и педагогических технологий;
  • Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;
  • Повышение общекультурного уровня

литература по теме самообразования

дата

источник

(сайт; издательство,

год издания)

результат

Амосова Н.С. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями

Логопед, № 6, 2004 .

Богуш Д.А. корейский метод Су-Джок.

М.: Ника – Центр, 2008.

Смотреть тетрадь по самообразованию

Новикова О.А. ум на кончиках пальцев: веселые пальчиковые игры.

М. АСТ, 2007.

Смотреть тетрадь по самообразованию

Пак Чжэ Ву. Вопросы терапии и практики Су-Джок терапии: Серии книг по Су-Джок терапии.

Су-Джок Академия, 2009.

Смотреть тетрадь по самообразованию

+ Какие программы, методики, технологии изучены в процессе работы над методической темой? Кто авторы? Какой передовой педагогический опыт изучен? Какие методические рекомендации использованы? Вырезки, копии, цитаты…

2 .Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования

+ фото и выдержки из материалов (доклады, выступления, рефераты)

3.Формирование опыта по теме. Внедрение в практику.

«Волшебный шарик»

Беседы с детьми

«Разложи шарики по цвету»

Дидактические игры

«Ёжик»

«Ёлочка»

Пальчиковые игры

«Использование Су-джок терапии»

Родительское собрание

«Колобок»

«Красная шапочка»

«Маша и медведь»

Использование сказок

«Веселые игры»

Продолжаем играть с мячом

«Колючий мяч»

Изготовление картотеки игр

  • Анализ выполнения программы (диагностика)

Как отслеживается результат работы по теме? (Диагностика: таблицы, результаты работы, в %.)
Выводы по теме. Есть ли положительный результат? (Приложить диаграммы, сравнительный анализ)

4.Представление опыта работы по теме.

  • способ демонстрации результата проделанной работы
  • форма отчета по проделанной работе
  • Формы отчета по теме самообразования могут быть разнообразными :
  • Выступление на педсовете
  • Консультация
  • Семинар-практикум
  • Показ непосредственно - образовательной деятельности с детьми
  • Выставки детского творчества

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: