Социальный проект в доу. Социальный проект "несем радость в детский сад" Социально значимые проекты в доу для детей

В основе взаимодействия современного дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество. Инициатором установления сотрудничества должны быть педагоги, поскольку они профессионально подготовлены к образовательной работе.

В 60-70 годы идеи взаимодействия семейного и общественного воспитания развивались в работах В.А. Сухомлинского. Он писал: «В дошкольные годы ребёнок почти полностью идентифицирует себя с семьёй и, открывая и утверждая себя и других людей преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей». Поэтому, считал он, задачи воспитателя могут быть успешно решены в случае, если детский сад поддерживает связь с семьёй, между воспитателями и родителями установились отношения доверия и сотрудничества.

Цель проекта : Повышение педагогической культуры родителей в вопросах развития и воспитания детей. Сплочение родительского коллектива.

Задачи проекта: Формирование у детей чувства единения вместе с родителями. Вовлечение родителей в образовательный процесс. Создание в группе доверительных отношений, доброй атмосферы для дальнейшего сотрудничества воспитателей, родителей и детей.

Проблемные вопросы: Как создаётся альбом? Что должно входить в альбом? Для чего нужен альбом «Вот какой я?»

Участники: Родители, дети 4-х лет, воспитатели.

Место создания альбомов: Домашние условия.

Время проведения: Конец сентября - начало октября.

Учебный предмет: Ознакомление с окружающей действительностью.

Продолжительность проекта: 4 недели.

Разделы альбома:

  • Я люблю…
  • Я не люблю…
  • Я боюсь…
  • Я хочу, чтобы…
  • Мой любимый праздник…

Организационный этап: Выставка альбомов «Вот какой я!»

Этапы проведения: В подготовительном этапе с родителями была проведена беседа по поводу создания альбомов «Вот, какой я!» индивидуального для каждой семьи. Даны рекомендации по оформлению альбомов: с использованием рисунков детей, аппликаций, фотографий, кратким описательным рассказом по разделам включающихся в альбом.

В течении двух недель родители и дети создавали свои альбомы. В итоге, после создания альбомов, была организована их выставка в родительском уголке. Альбомы оформлены в папках с файлами очень красочно, с небольшими рассказами о семье и ребенке.

Альбомы сопровождаются рисунками детей, дополняющими раздел, «что я люблю рисовать», фотографиями подтверждающими разделы «что я люблю…», «мой любимый праздник», «мои друзья». Некоторые семьи оформляли альбом в стихотворной форме, что при просмотре можно было прочитать как сказку, и дети слушали с удовольствием.

При создании альбомов было заметно, как дети в общении со сверстниками в группе обменивались мнениями, что они дома с мамами и папами, бабушками и дедушками, «творят» что-то хорошее, доброе, красивое.

В ходе выставки ребята дружно, эмоционально, коллективно, сидя за одним большим столом, хотя в этом возрасте 4-х лет еще нет полной сформированности к коллективизму, рассказывали, показывали и объясняли значимость каждой фотографии, рисунков в своем альбоме. Также у детей пополнялся и обогащался словарный запас, по фотографиям происходило ознакомление с окружающей действительностью. Можно было заметить, как самим родителям было интересно работать над альбомами.

После выставки альбомов дети долгое время прибегали к их просмотру. В конечном итоге для альбомов было отведено определенное место в специальном уголке, где дети в любое время могли бы взять свой альбом, либо альбом сверстника и «пробежаться» по ним взглядом, при этом помня, « Что мы это сделали всей семьей».

Цель проекта создания альбомов «Вот какой я!» достигнута: отношения родителей, детей и воспитателей изменились, все стали более сплоченными, дружными. Доверительные отношения сложились на будущие годы пребывания ребенка в детском саду. Несомненен нравственный результат такой работы, создалась реальная возможность сблизить родителей и детей.

Использованная литература:

1. С.В. Чиркова «Родительские собрания в детском саду».

2. http://www.detskiysad.ru

3. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. - М., 1987.

4. Журнал «Дошкольная педагогика» № 2. 2008 г.


Юргинский городской округ

Управление образованием Администрации города Юрги

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад №16 «Вдохновение»

«Страна добра»

Введение

Специфика социализации ребенка

Проблема успешной социализации

Реализация проекта «Страна добра»

Заключение

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Введение

С первых дней своего существования человек окружен другими людьми. С самого начала своей жизни он включен в социальное взаимодействие. Первый опыт общения человек приобретает еще до того, как научится говорить.

Человек – существо социальное, его прогресс зависит не только от биологических, а, прежде всего, от социальных законов. Поэтому он формируется только при наличии общественных условий жизни.

В процессе взаимодействия с другими людьми он получает определенный социальный опыт, который, будучи субъективно усвоенным, становится неотъемлемой частью его личности.

Личность развивается и совершенствуется под влиянием других людей, приспосабливается к выполнению в обществе конкретных обязанностей, несёт за своё поведение, действия и поступки определённую ответственность. Этот процесс получил название социализации, основным содержанием которого является передача обществом социально-исторического опыта, культуры, правил и норм поведения, ценностных ориентаций, кроме того, усвоение их индивидом.

В настоящее время, обществу необходим активный человек с высокоразвитым творческим потенциалом, способный к быстрому принятию решений, гармонично взаимодействующий с окружающими, конструктивно решающий возникающие проблемы.

По мнению многих ученых (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин, С.Л. Рубинштейн и др.), первые годы жизни – это критически важный период для социального, интеллектуального и личностного развития. Именно в детском возрасте у человека формируется самосознание и закладываются первые представления о самом себе, образуются устойчивые формы межличностного взаимодействия, моральные и социальные нормы.

В детском возрасте огромное влияние на процесс социализации оказывают агенты социализации, то есть лица, с которыми у ребенка происходит непосредственное взаимодействие. Ими могут являться:

    семья (родители или лица, постоянно заботящиеся и общающиеся с ребенком, братья или сестры);

    детский сад (в первую очередь воспитатели);

    общество (сверстники, друзья).

По своей роли в процессе социализации агенты различаются в зависимости от того, насколько они значимы для ребенка, как выстраивается взаимодействие с ними, в каком направлении и какими средствами они оказывают свое влияние.

Важным фактором в воспитании и развитии ребенка, в приобретении им социального опыта является семья (как один из институтов социализации). Ребенок в семье учится общению, приобретает первый социальный опыт, учится социальному ориентированию. Изучение образовательной практики показывает, что традиционно вопросам социального воспитания детей дошкольного возраста не уделяется должного внимания, часто игнорируется влияние семьи на процесс социализации ребенка-дошкольника. Так как детский сад является одним из основных институтов социализации, представляется необходимым обратить внимание на совершенствование деятельности дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) по организации условий для успешной социализации ребёнка, охватывая развитие его поведенческой, эмоционально-чувственной, познавательной, бытийной, морально-нравственной, межличностной сторон его жизни.

Другими словами, в процессе социализации ребёнка необходимо обучать нормам и правилам поведения, эмоциональному реагированию на различные ситуации, способам проявления и переживания различных чувств. Ребенок постепенно усваивает, каким образом познавать окружающий природный и социальный мир, как организовать свой быт, каких морально-этических ориентиров придерживаться, как эффективно участвовать в межличностном общении и совместной деятельности. Важно, чтобы воспитательно-образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении охватывал основные виды социализации ребёнка (естественно-культурного, социально-культурного, социально-психологического и т.д.) и задавал начальные условия для полной и успешной социализации личности в будущем, необходимо организовать условия вхождения ребёнка в систему социальных отношений как компонента этой системы, т.е. ребёнок должен стать частью социума.

Специфика социализации ребёнка

Социальная природа человека детерминирует его зависимость от общества: по выражению Л.С. Выготского, ребёнок изначально социален, поскольку он максимально зависим от окружающих его людей. Знакомство с социальным миром происходит с рождения ребёнка. Насколько осознанно и успешно он усвоит необходимые для его социальной жизни знания, настолько ребёнок будет адекватен во взаимодействии с окружающими.

По мнению Д.И. Фельдштейна, ребёнок с момента рождения находится в очеловеченном мире, среди предметов, наполненных человеческим смыслом, имеющих социальные функции. Ребёнок применяет орудия и средства, созданные в истории человечества, овладевает языком как социально сформированным инструментом мышления, с помощью которого он усваивает человеческий опыт и общается с другими людьми.

В этом контексте приобщения человека к культуре участвует каждое из его отношений к миру – зрение, слух, обоняние, вкус, осязание, мышление– все органы его индивидуальности. Причём, как полагает учёный, все эти органы – сами возможности восприятия мира в красках, музыке, в слове – всё это завоёвано человеком и осваивается им в постоянном взаимодействии с другими людьми, в ходе овладения явлениями, предметами в процессе преобразовательной деятельности.

Важным этапом на пути становления социального познания ребёнка становится переход представлений об окружающем мире на знаниевую основу, отличающуюся понятийно-смысловой насыщенностью. Роль и развитие обобщений в дошкольном возрасте подробно исследованы В.В. Давыдовым: в его исследованиях получили развитие основные положения Л.С. Выготского о возможностях и путях образования «житейских» и «научных» понятий у детей.

Специфика психического развития дошкольников накладывает отпечаток на психолого-педагогические особенности ознакомления детей с социальной действительностью (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейн и др.).

Ребёнок рассматривается преимущественно с позиций освоения социокультурного опыта, в то время, как взрослый вступает во взаимодействие с миром, - отсюда главная линия развития ребёнка – «не столько постепенная социализация, вносимая в ребёнка извне, сколько постепенная индивидуализация, возникающая на основе внутренней социальности ребёнка».

Освоение ребёнком общественных отношений наряду с овладением общественно выработанными способами анализа окружающей действительности, являются важными компонентами становления личности ребёнка.

Необходимо выделить общие моменты в характеристики личности ребёнка:

наличие сознания;

личность как качественный уровень психического развития;

социальная сущность и детерминированность личности;

произвольность (воля) в управлении собой при соотнесении с предметным миром и окружающими людьми.

Личность ребёнка формируется в предметной деятельности, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, в общении, - посредством чего происходит становление ребёнка как субъекта жизнеосуществления.

Детство, как особая культурная реальность и пространство развития человека, с точки зрения социального статуса отлично тем, что именно на период детства приходится основной этап социализации человека – период закладывания базиса личности, основ человеческой культуры.

Современные исследователи И.С. Кон, А.В. Мудрик, С.А. Козлова рассматривают социализацию ребёнка в триединстве её проявлений:

    адаптации к социальному миру;

    интеграции и принятия социального мира как данности;

    дифференциации – способности и потребности изменять, преобразовывать социальную действительность, социальный мир и индивидуализироваться в нём.

Направленность и достижения человека, осуществляющего процесс социализации, связаны с обретением нового качества на каждой стадии освоения культуры. Выделяются такие стадии и соответствующие им приобретения человека, как стадия онтогенеза (развитие субъекта), персоногенеза (становление личности) и культурогенеза (появление индивидуальности).

Каждая стадия социализации ребёнка отличается его новым статусом во внутреннем (субъект, личность, индивидуальность) и внешнем планах развития (адаптивность, интегрированность, индивидуализированность). Единство внутреннего и внешнего содержания определяет стратегию развития – сначала жизнетворчество, потом социотворчество, и, наконец, культуротворчество.

Достижения социализации связаны с культурогенезом детства - результатами освоения мира культуры и становления мира ребёнка в единстве интериоризации и экстериоризации.

Социальная действительность выступает составной частью культуры, презентует её в непосредственном виде. Для ребёнка социальная действительность как совокупность фактов, событий, предметов и явлений социального мира является объектом познания. Её освоение можно считать одним из первоначальных этапов социализации.

Процесс социального развития дошкольников предполагает не только и не столько усвоение ребёнком культурных ценностей, сколько становление собственного отношения к нему, преобразования и трансформации культурных ценностей в собственные межличностные достижения.

С точки зрения культурно-исторической концепции Л.С. Выготского социализация – присвоение индивидом общественного опыта, культуры, так называемое «окультуривание» ребёнка через взаимодействие с носителем социального опыта – взрослым. При этом опыт перерабатывается и возвращается в культуру в виде определённых индивидуальных достижений. В этом смысле само понятие и определение опыта указывают на его информационную природу: представления, полученные ребёнком в процессе знакомства с социальным миром, перерастают в знания – факт адекватного представления об окружающих событиях и явлениях. Знания являются основой выработки умений и навыков практической деятельности, опредмечиваются в них. В свою очередь, опыт практической деятельности, формируемый на основе реализации совокупности умений и навыков, служит предпосылкой для развития творческой деятельности детей.

Таким образом, факты окружающей жизни, присваиваемые ребёнком, встраиваются в его картину мира и способствуют образованию целостной концепции жизни и своего места в ней, что может быть принято за компоненты самосознания и мировоззрения ребёнка дошкольного возраста.

Общее для всех точек зрения на социализацию и включение в социальную действительность ребёнка – это то, что в ходе взаимодействия с социумом субъект социальной жизни окультуривается, персонализируется (проявляет себя как активную и изменяющую мир, других людей личность) и персонифицируется (становится индивидуальностью).

Процесс социализации ребёнка и знакомство его с культурой происходят под влиянием ряда факторов, определяющих направленность, динамику и характер ознакомления с социальной действительностью. Их учёт позволяет эффективно осуществлять управление процессом воспитания в ДОУ, а также прогнозировать траектории социального развития ребёнка.

Для того, чтобы социализация ребенка проходила наиболее успешно необходимо овладение им общественно выработанных способов анализа окружающей действительности и освоение общественных отношений. Именно в дошкольном возрасте у ребенка интенсивно развиваются психические процессы в том числе и воображение как основа творчества, созидания нового.

Проблема успешной социализации дошкольников

СОЦИАЛИЗАЦИЯ – процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. В процессе социализации человек усваивает общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе.

Воспитание личности - всегда было сложной задачей.

Перед педагогами, кроме традиционных вопросов - чему учить и как воспитывать ребенка в современных условиях, встает проблема: как сформировать человека, который отвечал бы требованиям общества на нынешнем этапе исторического развития.

Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию личностных качеств у подрастающего поколения.

Одна из главных целей - способствование успешной социализации ребенка.

Успешная социализация дошкольника - проблема наиболее актуальная для дошкольного образовательного учреждения сегодня.

В детском саду педагогами созданы условия для успешной социализации, непрерывного социально-личностного развития, т.е. включения во все моменты образовательного процесса.

Именно социально-личностное развитие, целенаправленное, систематическое, помогает сформировать высокие нравственные личностные качества.

От успешной социализации в дошкольном возрасте зависит дальнейшее развитие индивида, раскрытие его способностей, становление личности, поэтому задача педагогов направить свои усилия на создание в ДОУ условий для успешной социализации воспитанников.

Эмоциональное благополучие ребенка – это прежде всего комфорт в душе ребенка. (высокая самооценка, ориентация на успех в достижении целей, наличие положительных эмоций, ...) Создание атмосферы, комфортной для каждого ребенка, способствующей развитию его индивидуальности, творчества, навыков созидательной деятельности и достижения жизненного успеха.

Положительное отношение ребенка к окружающим людям, воспитание уважения и терпимости.

Развитие коммуникативной компетентности ребенка – способность устанавливать и поддерживать необходимые эффективные контакты с другими людьми, сотрудничать, слушать и слышать, распознавать эмоциональные переживания и состояния других людей, выражать собственные эмоции.

Развитие социальных навыков детей . Социальные навыки помогают установить доброжелательные отношения, чувствовать себя комфортно в любой обстановке, готовность общаться с другими людьми, способность адаптироваться.

Обогащение предметно-пространственной среды , наполнение которой представляет ребёнку возможность для саморазвития.

Ещё одним важным условием является профессионализм воспитателей , специалистов дошкольного учреждения, способных оказывать влияние на развитие личности дошкольника:

Понять и помочь – основной принцип педагога;

Позитивное отношение к жизни;

Стремление к лучшему;

Формирование творческой активности;

Доброжелательное отношение;

Обогащение внутреннего мира ребенка впечатлениями;

Грамотное и педагогически целесообразное построение воспитательно-образовательного процесса;

Создание и обеспечение условий социально-личностного развития ребёнка дошкольника

Воспитывает только тот, кому дети доверяют, кого уважают, образу которого бессознательно стараются подражать.

В детском возрасте огромное влияние на процесс социализации оказываютлица, с которыми у ребенка происходит непосредственное взаимодействие. Ими могут являться:

Семья (родители или лица, постоянно заботящиеся и общающиеся с ребенком, братья или сестры);

Детский сад (в первую очередь воспитатели);

Общество (сверстники, друзья).

При всех самых замечательных условиях, созданных в детском саду, дошкольное образовательное учреждение лишь дополняет воспитание, получаемое ребенком в семье.

Приоритетным фактором в воспитании и развитии ребенка, в приобретении им социального опыта является семья (как один из институтов социализации). Ребенок в семье учится общению, приобретает первый социальный опыт, учится социальному ориентированию. Признание приоритета семейного воспитания требует нового отношения к семье и новых форм работы с семьями со стороны дошкольного учреждения

Отсюда главная задача: создать условия для эффективного взаимодействия с семьями воспитанников детского сада .

Вот почему одной из главных задач деятельности является создание полноценного социального сотрудничества в триаде “педагог-дети-родители”.

Сотрудничество - общение “на равных”, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Родители активные участники образовательного процесса.

Общественное дошкольное воспитание, детский сад - это только помощник семьи в деле воспитания личности, и от признания этого факта значение детского сада ничуть не умаляется, но, напротив, все становится на свое место.

Для решения задачи было принято решении о разработке и реализации проекта «Страна добра».

Реализация проекта «Страна добра»

Целью социального воспитания является сформированность готовности ребенка к вхождению в социум, дальнейшему освоению культуры. Под готовностью подразумеваются желания, способности и умения ребенка.

Информационной основой социального воспитания является процесс ознакомления детей с социальной действительностью, так как адекватность жизнедеятельности человечества современному миру напрямую зависит, в первую очередь, от степени информированности о современном состоянии окружающего мира, а затем и от готовности действовать определенным образом на основе имеющейся информации.

Во время реализации проекта, особое внимание уделялось пространству развития детства: поскольку в детском возрасте закладываются не только базовые психические качества, позволяющие ребенку как субъекту и личности быть успешным в основных видах деятельности, но и ключевые компетенции, которые являются основой успешности человека во взаимодействии с окружающим миром, залогом его полноценной социализации.

В настоящее время проблема социального развития детей дошкольного возраста выходит на первый план. Сутью всех вопросов, связанных с развитием личности ребенка, его воспитанием, социализацией является его социальное самочувствие, потребность и способность взаимодействовать с миром. Поэтому закладывание основ социальной компетентности способствует оптимальному вхождению ребенка в социальный мир, социальная компетентность ребенка рассматривается как способность удовлетворять собственные потребности через общественно приемлемые способы реализации активности во взаимодействии с окружающими.

Для активного усвоения дошкольниками ценностей, социальных норм и правил в единстве мотивационного, когнитивного и деятельностно-практического компонента в их жизнедеятельности воспитательная работа направлялась таким образом, чтобы ребенок чувствовал себя уверенным, защищенным, счастливым, убежденным в том, что его любят, удовлетворяют его разумные потребности. Целостность в осмыслении понятий социальной действительности достигалась благодаря широкому использованию литературы, музыкальному, изобразительному материалу, а также собственному творческому использованию окружающей действительности. Учитывая особенности возраста, педагоги определяли тематику дня и содержание работы в соответствии с общей темой недели. Для полноты раскрытия содержательного аспекта темы создавались в нравственно-этические ситуации как важнейшего условия для возникновения эмоционально-творческого переживания действительности. Большое место в течение дня занимала совместная деятельность взрослого и ребенка по закреплению понятий в разных формах.

Кроме того, были созданы условия для свободной и самостоятельной деятельности детей. Игровые обучающие ситуации проводились в форме увлекательных и познавательных игр, т.к. игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки, установлению психологически адекватной возрасту ситуации общения.

Содержание обучения должно выводить ребенка за пределы его непосредственного личного опыта в сферу опыта человеческого и тем самым давать ребенку новую форму жизни в обществе – взаимодействие с обобщенными, общечеловеческими знаниями. Поэтому в проект были включены упражнения когда, детям предлагалось мысленно стать участником событий, дать оценку поступков героев, предложить и обосновать свой вариант поведения.

Трудности, с которыми столкнулись педагоги при реализации проекта:

Невозможность индивидуального подхода к “проблемным” детям из-за большого количества детей в группе;

Несовпадение требований, взглядов, подходов к воспитанию детей родителей и педагогов;

Нежелание родителей сотрудничать с воспитателями в решении проблем ребенка;

Занятость родителей решением своих проблем и их невнимание к проблемам ребенка;

Отсутствие достаточно времени для общения (как у воспитателей, так и у родителей) и как следствие, несвоевременное решение проблем ребенка;

Отсутствие индивидуальной и групповой работы с родителями (консультирование по проблемам ребенка, незнание психологии взрослого, некомпетентность в решении проблем взрослых...)

Заключение

Социализация по сути является отображением процесса становления человека, жизнедеятельность которого, начиная с появления на свет, развертывается как «вхождение» в семью и социум. Особую роль в социализации личности играет семья как первичная социальная группа. Личностное развитие ребенка, освоение им многообразных культурных ценностей осуществляется через включение его в совокупность доступных отношений.

Дошкольное образовательное учреждение должно реализовывать социально-педагогическую деятельность как технологию перевода социальной ситуации развития ребенка в педагогическую, образовательную, воспитательную, обучающую, развивающую. В основе процесса социального воспитания лежит ознакомление детей с социальной действительностью. При этом важно, чтобы были учтены возрастные новообразования ребенка-дошкольника, так как эти критерии по своей природе социальны и их приоритетное развитие обеспечивается в процессе социализации. Полнота достижения этого процесса возможна в единстве мотивационного, когнитивного и деятельностно-практического компонентов развития.

В результате реализации проекта были разработаны рекомендации направленные на повышение эффективности взаимодействия и сотрудничества ДОУ и семьи, что обеспечивает полноценность процесса социализации личности ребенка-дошкольника.

Предложенные рекомендации направлены на создание единой развивающей среды, способствуют более дифференцированному и индивидуальному подходу к воспитательно-образовательному процессу, позволяют учитывать опыт семейного воспитания для построения взаимодополняющей тактической линии воспитательного воздействия. Рекомендации позволяют педагогам ДОУ оказывать информативную и обучающую поддержку семьям воспитанников.

Приложение 1

«Страна добра»

1 младшая группа

Воспитатели:

Пушнякова Н.П.

План – схема реализации проекта 1 младшая группа

Сроки проведения

Вид деятельности

Название

Участники

Продукт деятельности

Чтение р.н.сказки

«Колобок»

воспитатели, дети

лепка «Колобки»

«Поиграй-ка, Маша в бубен»

«Свет мой зеркальце, скажи»

родители, дети

мини-портреты «Веселые ребята» (аппликация, изо, лепка)

«заботливые»

Дидактическая игра

«Кому что нужно»

воспитатели, дети

коллаж «Все профессии нужны»

Сюжетная игра

«Доктор Айболит»

худож.руководитель, воспитатели, дети

рисование «Витамины»

Игровая ситуация

«Кукла заболела»

рисование «Варенье для Аленки»

«вежливые»

Чтение стихотворения (обыгрывание)

А.Барто «Лошадка»

воспитатели, дети

Сюжетная игра

изготовление подарков (аппликация)

Игровая ситуация

«Помогаем бабушке»

лепка «Пирожки»

«дружные»

Чтение р.н.сказки

«Теремок»

воспитатели, дети

конструирование «домики для зверей»

«Поссорились – помирились»

муз.руководитель, воспитатели, дети

Игровая ситуация

«Мы делили апельсин»

воспитатели, дети

аппликация «Угощенья для зверей»

«добрые»

Чтение р.н.сказки

«Курочка Ряба»

воспитатели, дети

коллаж по сказке

«Поплясать становись»

муз.руководитель, воспитатели, дети

Игровая ситуация

«Фея добра в гости пришла»

родители, дети, воспитатели

«Корзинка добрых пожеланий» (подарки для детей других групп)

Приложение 2

«Страна добра»

2 младшая группа

Воспитатель:

Сабрекова Е.В.

План-схема реализации проекта 2 младшая группа

Сроки проведения

Вид деятельности

Название

Участники

Продукт деятельности

«Подари улыбку другу»

Воспитатель, дети

Рассказы детей о друге

Чтение стихотворения

«Великан и мышь»

Воспитатель, дети

Поделка мышонка из бумаги

Музыкальная игра-танец

Танец в парах «Погуляем»

Муз. Руководитель, дети, воспитатель

«Дружбой дорожить умейте»

Аппликация «Дом дружбы»

Ситуативная игра-история

«Котик и ежик на качелях», «Помощь бельчонку»

Воспитатель, дети

Лепка из пластилина «Угощение для друзей»

Спортивная игра

«Скучно, скучно так сидеть»

Воспитатель, младший воспитатель, дети

«Из чего же, из чего же?»

Воспитатель, дети

Аппликация «Девочка и мальчик»

Словесная игра

«Кто скажет больше добрых слов Зайчихе»

Воспитатель, родители, дети

Составление книги «Правила дружбы»

Упр. на релаксацию

«Волшебные руки»

Воспитатель, дети

Аппликация «Дерево дружбы»

Организация выставки

«Наша дружная группа»

Воспитатель, дети

Фотовыставка

«Дружба не умрет, зло не пропадет»

Воспитатель, дети

«Мост дружбы»

Воспитатель, дети

Изготовление подарков друг другу

Спортивный праздник

«Прогулка с Незнайкой»

Воспитатель, дети

Занимательная игра

«Путешествие в сказочную страну»

Воспитатель, дети

Коллективная работа «Цветик-семицветик»

Приложение 3

«Страна добра»

средняя группа

Воспитатель:

Пыркова Н.Б.

План – схема реализации проекта средняя группа

Сроки проведения

Вид деятельности

Название

Участники

Продукт деятельности

Знакомство с Феей доброты

«Что такое дружба?»

Воспитатели, дети

«Копилка добрых дел»

Разучивание песни

«Про друзей»

Муз. Руководитель, воспитатели, дети, родители

Рисование «Портрет друга»

Чтение стихотворения

«Мяч и Петя»

Воспитатели, дети

Изготовление первого листочка с правилом страны Добра

Чтение стихотворения

С. Маршак «Жили-были»

Воспитатели, дети

Аппликация «Подружи животных»

«Помощь малышам»

Воспитатели, дети

Изготовление подарков для детей младшей группы, дарение их

Игровая ситуация

«Помири друзей»

Воспитатели, дети

Коллективная аппликация «Подари солнышку лучик»

Подбор иллюстраций для книги «Правила страны добра»

Родители, дети

Чтение сказки

«Девочка и ромашка»

Воспитатели, дети

Рисование «Друг цветок»

Обсуждение пословиц

«Доброе слово человеку - что дождь в засуху»

Воспитатели, дети, родит ели

Подбор и зарисовка пословиц

«Наши питомцы»

Воспитатели, дети, родители

Рисунок «Ухаживаем за животными»

Проблемная ситуация

«Маша обидела маму»

Воспитатели, дети

Игра «Зеркало»

Упражнение

«Давайте говорить друг другу комплименты»

Воспитатели, дети

Изготовление подарков друг другу, дарение их (Аппликация, лепка, рисунок)

«Наша дружная группа»

Воспитатели, дети

Составление книги «Правила страны добра»

Беседа с родителями

Где живет фея Добра?

Воспитатели, дети, родители

Фото, рисунки страны добра

Итоговое развлечение

«В мире доброты»

Воспитатели, дети, родители

Мероприятие с родителями и детьми

Приложение 4

«Страна добра»

старшая группа

Воспитатель:

Луцикив Е.Ю.

План – схема реализации проекта старшая группа

Вид деятельности

Название

Участники

Продуктивная деятельность

«Что такое дружба»

«Братья наши меньшие»

Воспитатель, дети

Лепка «Домашнего животного»

Заучивание пословиц о дружбе и о добре

«Без труда не вытащишь рыбу из пруда»

Воспитатель, дети, родители

Подбор пословиц и их зарисовка

Разучивание песни

«Песня о дружбе»

Муз. руководитель, воспитатель, дети

Выставка

«Подбор книг»

Родители, воспитатель, дети

Рисование иллюстраций к книгам

Игровая ситуация

«Сделай подарок другу»

Воспитатель, дети

Аппликация.

«Цветик семицветик»

Чтение рассказа

«Волшебное слово»

Воспитатели, дети

Изготовление групповой газеты

«Выходные с друзьями и родителями»

Воспитатели, родители, дети

Газеты «Выходные с друзьями и родителями»

«О добрых поступках и делах»

Воспитатели, дети

Изготовление аппликации «Улыбка»

Сюжетно – ролевая игра

«День рождения»

Воспитатели, дети

Рисование поздравительных открыток

Мультфильмы

«Цветик семицветик»

Воспитатели, дети

Обсуждения мультфильма

Игровая ситуация

«Друг заболел»

Воспитатели, дети

Сюжетно – ролевая игра «Больница»

Сюжетно – ролевая игра

«Библиотека»

Воспитатели, дети

Сюжетно – ролевая игра «Библиотека»

Пишем рассказы сами

«Книга о добре и дружбе»

Воспитатели, дети, родители

Совместная книга детских рассказов и рисунков

«Дружи с водой»

Воспитатели, дети

1. Дайте понять вашему ребенку, что вы его принимаете таким, какой он есть. Старайтесь употреблять такие выражения как: "Ты самый любимый", "Я тебя люблю любого", "Какое счастье, что ты у нас есть".

2. Помните, что каждое ваше слово, мимика, жесты, интонация, громкость голоса несут ребенку сообщение о его самоценности. Стремитесь создать у вашего ребенка высокую самооценку, подкрепляя это словами: "Я радуюсь твоим успехам", "Ты очень многое можешь".

3. Обратите свое внимание на то, что родители, которые говорят одно, а делают другое, со временем испытывают на себе неуважение со стороны детей.

4. Прежде чем начать общаться с вашим ребенком, постарайтесь занять такое положение, чтобы видеть его глаза. В большинстве случаев вам придется салиться на корточки.

5. В общении с ребенком уделяйте большое внимание невербальному (неречевому) общению. Так, вместо того, чтобы категорически сказать слово "нельзя", попробуйте использовать едва заметный жест, взгляд или мимику.

Сказать, ничего не говоря, - это величайшее искусство воспитания, которое свидетельствует об истинном и глубоком контакте между родителями и детьми. Старайтесь выказывать свое отношение к поведению ребенка без лишних объяснений и нравоучений.

6. Стремитесь проявлять полную заинтересованность к ребенку в процессе общения. Подчеркивайте это кивком, восклицанием. Слушая его, не отвлекайтесь. Сконцентрируйте на нем все внимание. Представляйте ему время для высказывания, не торопите его и не подчеркивайте своим внешним видом, что это уже вам неинтересно.

7. Не говорите своему ребенку того, чего бы вы ему на самом деле не желали. Помните, что многие из тех установок, которые они получают от вас, в дальнейшем определяет их поведение.

8. В общении с детьми помните, что ребенок имеет право голоса в решении какой-либо проблемы. Поэтому старайтесь советоваться с ним, а не принимайте решение только сами.

9. Соблюдайте принципы равенства и сотрудничества с детьми.

10. Не допускайте, чтобы ваш ребенок находился наедине со своими переживаниями. Найдите время и обратитесь к нему: "Я вижу, что тебя что-то беспокоит", " Я вижу, что тебя кто-то огорчил", " Расскажи мне, что с тобой".

11. Используйте разнообразные речевые формулы (прощания, приветствия, благодарности) в общении с детьми. Не забывайте утром поприветствовать ребенка, а вечером пожелать ему "спокойной ночи". Произносите слова с улыбкой, доброжелательным тоном и сопровождайте их тактильным прикосновением. Обязательно, хоть за маленькую услугу, оказанную ребенком, не забывайте поблагодарить его.

12. Старайтесь адекватно реагировать на поступки детей:

    постарайтесь понять ребенка и выяснить, что же явилось побудительным мотивом для его действий; попытайтесь вникнуть в его переживания;

    оценивайте не личность ребенка, а действие, которое он совершил. Например, ребенок разбил чашку и тут же можно услышать: "Ах ты негодяй, опять разбил чашку!" Наиболее уместным было бы такое выражение: "Сынок, ты разбил чашку. Ты не порезался? Принеси мне, пожалуйста, веник и совок, и мы вместе уберем осколки". А чтобы это не повторилось, этот инцидент можно использовать как обучение, сказав ребенку: "Я думаю, чашка разбилась потому, что ты ее неправильно держал";

    дайте понять ребенку, что независимо от поступка, вы к нему относитесь положительно;

    не сравнивайте ребенка с другими детьми.

13. Старайтесь не употреблять в речи такие фразы, которые надолго остаются в сознании ребенка: "Я сейчас занят (а):", "Сколько раз я тебе говорила!", "Вечно ты во все лезешь", "Что бы ты без меня делал".

14. Для того чтобы правильно организовать взаимоотношения с детьми в процессе общения, стремитесь преодолевать:

    барьер занятости (вы постоянно заняты работой, домашними делами);

    барьер взрослости (вы не чувствуете переживания ребенка, не понимаете его потребности);

    барьер "воспитательных традиций" (вы не учитываете изменившиеся ситуации воспитания и уровень развития ребенка, пытаясь продублировать педагогические воздействия своих родителей);

    барьер "дидактизма" (вы постоянно пытаетесь поучать детей).

15.Совершенствуйте коммуникативные умения ваших детей:

    для развития умения внимательно слушать, не перебивать собеседника, напоминайте ему: "Сначала послушай, что говорят другие, а потом говори сам";

    если ребенок забывает говорить речевые этикетные формулы (приветствия, прощания, благодарности), то косвенно напомните ему об этом;

    для развития умения устанавливать контакт с собеседником предложите детям игровую ситуацию: "Давайте говорить друг другу комплименты";

    для развития умения общаться без слов предложите им игры "Через стекло", "Иностранец", "Расскажи стихи руками". Попробуйте 15 минут общаться при помощи мимики и жестов;

    для развития умения понимать настроение и чувства другого предложите ребенку понаблюдать за кем-либо из родственников. Предложите детям игры "На что похоже настроение?", "Нарисуй свой страх и победи его";

    для развития у детей чувства эмпатии (сопереживания) используйте сюжеты сказок. Попытайтесь узнать у детей: сказка - это хорошо или плохо? Что хорошего в сказке? Есть ли хорошие герои? Назови. Есть ли плохие? Кто они? А почему они плохие? Что хорошего может произойти со сказочными героями? А что плохого? Старайтесь читать и всегда обсуждать сказки.

    Предложите детям сочинить:

а) сказка по-новому (за основу берется старая сказка, но героев можно наделить противоположными качествами);

б) салат из сказок (соединяются несколько сказок в одну);

в) продолжи сказку или придумай новый конец.

1. Обязательно установите личный контакт с детьми:

    обращайтесь по имени;

    занимайте позицию на уровне глаз ребенка;

    используйте тактильное прикосновение (однако помните, что когда вы гладите ребенка по голове или кладете руку на его голову, это вызывает у отдельных детей отрицательные реакции, даже стрессовые состояния).

2. Старайтесь выслушивать детей до конца, если даже у вас мало времени. Стремитесь не перебивать ребенка. Проанализируйте свое поведение.

    Всегда ли вы способны дослушать ребенка до конца?

    Не возникает ли желание его перебить?

    Не ловите ли вы себя на мысли, что-то, о чем говорит ребенок, это неважно, пустяки?

    Проследите, не ведете ли вы во время высказываний ребенка внутреннюю полемику с ним, выражая это в мимике и жестах.

3. Следите за собственной речью. Помните, что она - отражение вашей личности. Проанализируйте собственную речь:

    исключите из своей речи окрики, резкие интонации, которые негативно влияют на детей, вызывая эмоциональный дискомфорт;

    обратите внимание на интонирование, помните, что верно расставленные интонационные акценты влияют на качество воспринимаемой информации и на общий психологический микроклимат;

4. Помните, что ребенок дошкольного возраста является существом невербальным, поэтому вся информация лучше усваивается им не через слова, а через отношения. Старайтесь использовать такой неречевой прием взаимодействия с детьми, как "демонстрация расположенности": спокойное внимание, улыбка, контакт глаз, ободряющий жест, ласковое прикосновение, поглаживание.

5. Организуя общение с детьми, стремитесь понять их настроение. Развивайте педагогическую наблюдательность. Понаблюдайте: в каком настроении пришел ребенок в ДОУ; рассказывает ли он другим детям о своем эмоциональном настроении, чувствах?

6. Чаще улыбайтесь детям в процессе взаимодействия с ними, это способствует благоприятному психологическому микроклимату. Понаблюдайте за собой:

    как часто вы улыбаетесь детям;

    способны ли вы смеяться вместе с детьми;

    как часто ваше лицо выражает усталость и заботу.

7. Учитесь видеть себя со стороны:

    чаще анализируйте собственную деятельность;

    стремитесь ставить себя на место ребенка;

    развивайте способность признавать свои ошибки в общении с детьми.

8. Общаясь с детьми, используйте такие приемы педагогического воздействия, как внушение и убеждение. Для убеждения вам необходимо:

    быть самому убежденным в том, о чем вы говорите;

    ясно и понятно излагать доводы детям;

    проявлять выдержку и терпение.

Применяя внушающее наставление, вам необходимо говорить в максимально повелительном тоне и при этом выразительно смотреть в глаза ребенку.

9. Особенно внимательно относитесь к своему поведению, манерам, жестам. Помните, что детям дошкольного возраста свойственна высокая подражательность.

10. Выбирайте правильную тактику поведения в общении с детьми, разрешая конфликтную ситуацию. Помните: вы не имеете профессионального права обижаться на детей. Старайтесь оценивать поступок, действие, которое совершил ребенок, а не личность его. Покажите, что вы недовольны поступком, но сами положительно относитесь к ребенку. Избегайте следующих приемов, помогающих разрешить детские ссоры, драки:

    требований ("не мешайте", "перестаньте ссориться");

    наказаний (лишения игрушки, изоляции от коллектива);

    оценки, которые несут в себе характер иронии ("ну я так и знала, что это сделал опять Петров");

    возмущения ("вы только посмотрите, что вы наделали!");

    предвосхищающей отрицательной оценки ("от тебя никогда ничего хорошего не дождешься!");

    вопросов к детям: "Кто разрушил постройку?", "Кто ударил?".

Попытайтесь разрешить конфликт в доброжелательном тоне, не повышая голос. Дайте понять ребенку, что если вы его наказываете, то это не значит, что изменилось ваше прежнее отношение к нему. Используйте следующие приемы:

    предвосхищающую оценку ("Я уверена, что ты так больше не поступишь");

    ориентацию на самих детей ("Я думаю, что вы сами попробуете понять, кто из вас виноват");

    выяснение мотива несправедливого отношения ребенка к своему сверстнику ("Почему ты так поступил?", "Расскажи, как это произошло");

    разъяснение ("Я вам сейчас расскажу, что произошло").

11. Умейте анализировать процесс общения. Попытайтесь найти причины ошибок во взаимодействии с детьми. Это могут быть:

    непонимание психологической ситуации, настроения детей;

    недостаточная саморегуляция;

    несоответствие вашего стиля общения, вашей индивидуальной атмосфере в группе детей, сложившемуся уровню взаимоотношений в группе;

    механическое копирование стиля общения коллег.


Название проекта Года не беда, коль душа молода!
Автор проекта Хренкова Марина Владимировна
Участники проекта Педагоги и дети «Детского сада №223» ОАО «РЖД», педагоги дошкольного учреждения находящиеся на заслуженном отдыхе.
Партнеры проекта Администрация и музыкальный руководитель «Детского сада № 223» ОАО «РЖД»
Место проведения проекта «Детский сад №223» ОАО «РЖД»,
г. Иркутск, улица Тельмана 51.
Предполагаемый продукт (ы) проекта Открытки, поделки, сувениры, выполненные своими руками.
Пожилые люди и дети дошкольного возраста получают удовольствие от общения друг с другом, от результата совместной деятельности.
Общий бюджет проекта
(в рублях) 415 рублей
Сроки проведения проекта Март – май
Аннотация к проекту. Проект ориентирован на передачу опыта старшего поколения младшему через организацию совместной деятельности педагогов и детей старшей группы, педагогов находящихся на заслуженном отдыхе. Совместные беседы, прогулки, поделки улучшат настроение у пожилых людей, их самочувствие, дети с уважением и пониманием будут относиться к пожилым людям. Года не беда, коль душа молода!
Пожилой человек - это вовсе не старый,
Это значит - он пожил, мудрость обрёл.
Просто, может быть, так..., немного усталый,
Ведь всегда за собой молодёжь вперёд вёл.

Кто-то удивится: детский сад и пожилые люди! Но ведь именно в детском саду закладывается начало всего прекрасного, и, в том числе, любовь и уважение к старшему поколению. С детства человек впитывает от старшего поколения знания народным традициям и мудрость, основы культуры и родной речи.
Когда педагог детского сада уходит на заслуженный отдых, происходит изменения его жизненного статуса, определение роли в обществе. Эта неопределенность часто негативно влияет на психологическое состояние людей третьего возраста. Они чувствуют не востребованность своего жизненного опыта, знаний, таланта. Им крайне необходимо общение, ощущение своей полезности, своей причастности к каким либо делам. Ведь всю свою жизнь они были на виду, дарили свою любовь, свои знания детям и взрослым, отдавая себя порой даже в ущерб своему здоровью и личной жизни. Хорошо, если свой педагогический опыт, знания и талант педагоги на заслуженном отдыхе смогут применять в своей семье: в общении с внуками, детьми. А если нет?
Актуальность проекта состоит в том, чтобы через общение, совместную деятельность, досуговые мероприятия в детском саду сблизить дошкольников с людьми третьего возраста. Это придаст пожилым людям уверенность в себе, ощущение нужности и востребованности. Мы воспитываем у детей такие качества, как уважение, сочувствие, желание доставить радость. Во время общения с детьми и педагогами дошкольного учреждения пожилые педагоги получат положительные эмоции, у них поднимется настроение, улучшится самочувствие.
Цель проекта: передача опыта старшего поколения младшему через организацию совместной деятельности.
Задачи проекта:
Сформировать у детей уважительное и заботливое отношение к пожилым людям, ценностное отношение к опыту предыдущих поколений.
Организовать совместные концерты детей и пожилых людей с целью ознакомления дошкольников с народной культурой и самореализации представителей старшего поколения.
Привлечь пожилых людей к совместной деятельности с детьми, для гармонизации связей поколений с целью передачи их от старшего поколения к младшему.
Зарождение новых традиций в детском саду: приглашение пожилых людей для проведения цикла образовательных областей «Встречи с интересными людьми» и организация совместных праздников.
Участники проект: Педагоги и дети «Детского сада №223» ОАО «РЖД», педагоги дошкольного учреждения находящиеся на заслуженном отдыхе.
Для привлечения пожилых людей к участию в проекте мы будем проводить индивидуальные беседы, приносить пригласительные билеты для участия в совместных праздниках, беседах, поздравительные открытки, сувениры.
Реализация проекта рассчитана на март – май.
Предпроектный этап (декабрь – январь)
Планируемые действия:
Беседы с педагогам находящимися на заслуженном отдыхе
изучение литературы
постановка цели и задачи проекта
получение разрешения администрации на реализацию проекта в детском саду
Ресурсы:
ручка, стол, компьютер, литература и т.д.
Возможные риски, пути их предотвращения:
Педагоги, находящиеся на заслуженном отдыхе, не пойдут на контакт.
Индивидуальные беседы для того, чтобы заинтересовать пожилых людей, приглашение их на утренники, на образовательные области, развлечения.
Администрация не даст разрешение на реализацию проекта в деском саду.
Убедить администрацию, в актуальности данного проекта.
Результат: согласие администрации на реализацию проекта в детском саду.
Этап разработки проекта (февраль)
Планируемые действия:
составление плана работы,
составление перспективного плана работы
разработка конспектов совместных мероприятий
составление примерной сметы проекта
Возможные риски, пути их предотвращения: Предлагаемые совместные мероприятия могут не заинтересовать людей третьего возраста и детей.
Результат: В проекте «Года не беда, коль душа молода!» предусмотрено проведение праздничных и досуговых мероприятий (концерты, инсценировки и т.д.), изготовление подарков для пожилых людей, совместные беседы, организация совместных прогулок, которые дети и пожилые люди совершают вместе по территории детского сада. Во время проведения тематических мероприятий пожилые люди знакомят детей с народными традициями, истоками русской культуры. Люди старшего поколения прививают детям интерес к русским обрядам, учат вышивать, вязать. На прогулках проводятся наблюдения за живой природой.
Пожилые люди двигаются, улучшают свою физическую форму, получают положительные эмоции. Поднимается их настроение, улучшается самочувствие.
Во время общения дети приобщаются к историческому прошлому своего народа: через рассказы о традициях россиян, декоративно - прикладное искусство, через рассказы о войне и т, д.
Составлен перспективный план работы, разработаны конспекты совместных мероприятий.
Этап реализации проекта (марта по май)
Планируемые действия:
проводятся беседы с детьми
изготавливаются поздравительные открытки и пригласительные билеты
проводятся совместные репетиции и концерты
Возможные риски, пути их предотвращения: Педагоги, находящиеся на заслуженном отдыхе, могут заболеть. Приглашение людей третьего возраста на следующие праздники, вручение поздравительных открыток, сувениров.
Результат: Проектом было охвачено три человека из числа бывших педагогов детского сада, находящихся на заслуженном отдыхе, 20 детей старшего дошкольного возраста, два педагога группы и один музыкальный руководитель детского сада.
Было проведено 10 мероприятий.
- бесед - 2
- концертов – 4
- изготовление подарков, сувениров – 2 (дополнительно 4)
- прогулок по территории детского сада – 1
- «волшебный клубочек» - (март – май, три встречи)
Получение положительных эмоций, удовлетворения от совместного общения.
Заключительный этап (май)
Планируемые действия:
разрабатываются перспективы развития проекта
подведение итогов
Возможные риски, пути их предотвращения
1) Администрация НДОУ будет возражать против продолжения реализации проекта.
Результат:
Пожилые люди и дети нужны друг другу. Совместная деятельность сблизила людей двух (трех) поколений, укрепила их дружеские, доверительные отношения.
Дети получили возможность расширить круг общения, приобрели навыки выступления на публике, научились культурно вести себя во время проведения мероприятий (подготовка к совместным концертам, изготовление сувениров для пожилых людей)
Для пожилых людей взаимодействие с детьми спасает от одиночества, от чувства ненужности. В творческих мастерских они выступают в качестве наставников, что позволяет им почувствовать свою значимость, необходимость для передачи богатого опыта, обретенного за жизнь.
Участвуя в концертах, играх, соревнованиях, совместных прогулках, люди пожилого возраста как – бы «молодеют душой», что улучшает их физическую форму, получают положительный настрой.
Планируемые результаты
- адаптация людей старшего поколения к окружающей жизни, преодоление замкнутости;
- получение положительных эмоций, улучшение настроения, самочувствия;
Педагоги на заслуженном отдыхе стали следить за своим внешним видом (делали прически, макияж, старались одеваться нарядно), у них стали блестеть глаза, улучшилось самочувствие.
- у педагогов находящихся на заслуженном отдыхе, возникло желание подготовить статьи и брошюры для родительского уголка, для совета педагогов
- у детей повысился уровень семейных ценностей (дети внимательно и уважительно стали относиться не только к пожилым педагогам, но и к своим бабушкам и дедушкам, стали замечать их настроение, самочувствие, у детей появилось желание оказывать им помощь).
- готовясь к встречам с гостями, дети учили стихи, песни, танцы, делали пригласительные билеты
- дети приобщаются к историческому прошлому, к русским традициям
- поддерживается связь поколений.
Мероприятия проекта оказывают положительное воздействие на воспитание подрастающего поколения, уважительное отношение к пожилым людям, доставляя им радость от общения с детьми.
Проект позволит педагогам на заслуженном отдыхе быть нужными и интересными современному обществу, способными осуществить свои самые смелые мечты в плане развития своих творческих способностей.
Перспективы развития проекта
Привлечь большее количество педагогов, находящихся на заслуженном отдыхе.
Привлечь педагогов на заслуженном отдыхе к пополнению педагогической копилки группы и детского сада.
«Няня на день». (Педагоги, находящиеся на заслуженном отдыхе).
Иногда бывают такие моменты, когда родителям нужно отлучиться из дома (посетить театр, кинотеатр, магазин и т.д.), а оставить одного ребенка нельзя. Или ребенку после болезни был рекомендован домашний режим, а маме нужно срочно выйти на работу. Вам придет на помощь «Няня на день».
Кружки «Паутинка» - изонить, «Веселые нотки» - игра на музыкальных инструментах, «Будущий первоклассник» - подготовка детей к школе. (Платные кружки)
У педагогов находящихся на заслуженном отдыхе небольшая пенсия. Нам хотелось бы хоть немного улучшить их материальное положение, для этого мы привлекаем педагогов находящихся на заслуженном отдыхе для проведения ими дополнительных образовательных услуг, на платной основе.
Создание вокальной группы «Сударушка», (дети и педагоги, находящиеся на заслуженном отдыхе). Возрождение русских народных традиций.
Группы кратковременного или воскресного пребывания детей в дошкольном учреждении. Педагогами в этих группа будут наши уважаемые пенсионеры
«Советы педагогов» - издательство брошюр, буклетов. (По типу почтового ящика, родители задают вопросы, педагоги отвечают, дают советы)
Сотрудничество с советом ветеранов ОАО «РЖД».
В случае успешной реализации, проект можно представить для использовать во всех дошкольных учреждениях ОАО «РЖД"
Смета проекта
№ Наименование статьи расходов
Количество Цена за штуку Всего
1. Цветная бумага
3 набора 35 рублей 105 рублей
2. Цветной картон
2 набора 50 рублей 100 рублей
3. Бархатная бумага
1 набор 110 рублей 110 рублей
4. Ленты атласные
10 метров 20 рублей 200 рублей
Полная стоимость проекта
415 рублей

Тематическое планирование
№ п./п Наименования мероприятия Срок реализации
1. Беседа с детьми на тему: «Мы славим седину» март
2. Изготовление подарков (открытки) «Цветы нашим милым бабушкам» март
3. «Весенняя капель» концерт март
4. «Широка масленица» март
5. «Бабушкины посиделки», совместный концерт апрель
6. «Волшебный клубочек», вязание Март - май
7. Роспись пасхальных яиц. Изготовление подарков. апрель
«Пасха – светлая», концерт май
8. «Живая память» 9 мая праздничный концерт май
9. «Вместе весело шагать по просторам»,
прогулка по территории детского сада май

День Победы (старшая группа)
Декорации: на центральной стене аппликация: вечный огонь, над ним орден Победы, салют. У стены стоит стол, на нем вазы, в которые дети поставят цветы.
Реквизит: цветы, синие платки, флажки, бинт, голуби, шарики. Под музыку марша «День Победы» в зал входят дети с цветами, голубями, шарами в руках.
Ведущая. 9 мая! Счастливый и радостный день! Много лет назад советский народ одержал великую победу.
1-й ребенок. День победы - это праздник, это вечером салют,
Много флагов на параде, люди радостно поют. Ветераны с орденами вспоминают о войне,
Разговаривают с нами о победной той весне.
2-й ребенок. Там, в Берлине, в сорок пятом, после натиска атак
Взвился соколом крылатым высоко советский флаг.
Все кричали: «Мир, победа!
Возвращаемся домой!»
Кому радость, кому беды, кто погиб, а кто живой.
3-й ребенок. Никогда забыть не сможет мы про подвиги солдат.
«Мир для нас всего дороже!» - так ребята говорят.
Песня «Звезда России» -
Танцевальная композиция.
4-й ребенок. Белый - облако большое,
Синий - небо голубое,
Красный - солнышка восход.
Новый день Россию ждет.
Символ мира, чистоты -
Это флаг моей страны. (И.Г.Смирнова)
Песня «Флаг России»
5-й ребенок. Уже промчалось лет немало
С тех пор, когда окончилась война,
Но не померкнет никогда героев слава,
Разбивших грозного, кованого врага.
6-й ребенок. Четыре долгих года горя и лишений,
Четыре года испытаний и потерь.
Но он настал, прекрасный день весенний,
Он к мирной жизни распахнул нам дверь.
7-й ребенок. Победный день!
Он красной краскою в календаре отмечен,
Он - нашей Армии и слава, и почет.
Пусть над Россией солнце светит вечно,
Пусть в мире добром наша Родина живет.
Песня «Родина» Н.Орлова - ансамбль «Гудочек»
1-й р е б е н о к. Мы с тобой о войне знаем только по книжкам,
И по фильмам, где в кадрах разрывы гремят.
2-й TOC \o "1-5" \h \z ребенок. А с экрана глядят сиротело мальчишки,
И суровые лица усталых солдат.
3-й ребенок. Сколько горя и слез, сколько боли и крови,
Сколько им испытаний досталось пройти.
4-й ребенок. Чтоб врага победить, дать народам свободу.
Чтоб к счастливой победе и к миру прийти.
Ведущая. Да, ребята, никогда этот день не забудут люди. За то, что мы сейчас с вами вместе радуемся, ликуем, смеемся, танцуем, - мы обязаны нашим дедушкам и бабушкам, которые в жестоких боях и сражениях отстояли этот радостный день и попросили нас никогда не забывать о нем. 4 года страшной войны позади. Так будем же, дети, радоваться и беречь этот чудесный мир, в котором мы живем.
Танец с цветами (Суворова, тр.20) - старшая гр.
1-й ребенок. Мы хотим, чтоб птицы пели,
Чтоб леса вокруг шумели,
Чтобы были голубыми небеса,
Чтобы в них зеркально отражалась реченька-краса.
2-й ребенок. Пусть аист гнезда вьет на крыше,
Курлычат в небе журавли,
пусть будет мир, он так нам нужен,
Он нужен детям всей Земли.
Песня «Наша Россия прекрасна» с голубями
Ведущая. В этот день 9 мая радовались люди, выходили на улицы, обнимались и целовались. Совершенно незнакомые, но такие родные и близкие друг другу, столько страшных дней пережившие вместе. Наши солдаты отличались не только удалью, веселым характером, но и беспримерной храбростью, героизмом и смекалкой.
А какие стали их внуки? Такие же ловкие и смекалистые?
Аттракцион «Вперед к флажку» (задача участника - пробежать, играя в мяч, «змейкой» между стульев и первым взять флажок).
А какими смелыми и бесстрашными были медсестры, выносившие раненых прямо с поля боя, когда гремели взрывы и пули свистели над головой. Они были смелыми и отважными.
Аттракцион «Помощь раненому» (задача участника - пронести раненого солдата от точки А на плече до медсанбата (точка Б), посадить на стул и перевязать ему руку. Побеждает тот, кто ловчее и быстрей это сделает).
Ведущая. А какой радостью была каждая весточка из дома, этот маленький желтый листок. Посылаю в землянку к тебе, чтобы строчками этими часто думать в бою обо мне. Ветер песню мою унесет, чтоб тебе помогал в бою. Помни: девушка верит и ждет, и любовь, и победу твою! Стих простые, наивные, но сколько в них надежды и любви! Такие письма были необходимы солдату. Не случайно символом верности и надежды стала девушка Катюша из песни, которую сейчас знают все - и взрослые, и дети.
Песня «Катюша» (муз. М. Блантера, сл. М. Исаковского)
Исполняют педагоги, находящиеся на заслуженном отдыхе.
1-й ребенок. Над гранитным обелиском ива плачет у кургана.
Словно мать, она склонилась над могилою сынка.
В той могиле неизвестной похоронены солдаты.
Сколько их по всей России, не узнать нам никогда.
2-й ребенок. Так давайте, встанем молча и почтим их тишиной,
Возложив цветы к кургану в благодарность со слезой.
Пусть лежат они и знают: помним, любим и скорбим,
И Россию нашу также мы врагу не отдадим!
Ведущая. С большой болью в душе мы скорбим о тех, кто не вернулся с поля боя. Минутой молчания почтим их память, и каждый в душе поблагодарит их за тот счастливый мир, в котором мы живем.
Встанем все и склоним головы пред их памятью!
Дети и взрослые встают у своих мест. Идет минута молчания.
Ведущая. День Победы, праздник самый главный!
Мирно проплывают в небе облака,
Никогда мы больше не услышим
Слово это страшное «война».
1-й ребенок. Морякам, артиллеристам, летчикам, танкистам,
пограничникам, связистам.
Всем, кто мир наш бережет, и границы стережет,
За великие дела....
Все (хором) Слава! Слава! И хвала!
2-й ребенок. Над кораблем алеет наше знамя,
А за кормой - лазурная волна.
Мы подрастем и станем моряками.
Защитой станет мы тебе, страна!
Ведущая. Наш народ, смелый, отважный, прошел в годы войны через тяжелые испытания, но выстоял, победил и заслужил высокие слова похвалы, радости и уважения от нас с вами. Первый мирный день! Весна! Бойцы с радостью увидели, что цветут сады, поют птицы, улыбаются друг другу люди. И никому не сломить их Родину, никогда! Народ ликует и поет, улыбками сверкают лица и прямо на улицах кружатся пары в победном вальсе.
Танец «Синий платочек» (муз. Г. Петербургского)
1-й ребенок. Еще тогда нас не было на свете,
Когда гремел салют из края в край.
Солдаты подарили всей планете Великий Май, победный Май.
2-й ребенок. Еще тогда нас не было на свете,
Когда с победой вы домой пришли
Солдаты Мая, слава вам навеки
От всей Земли, от всей Земли.
3-й ребенок. Слава! Слава ветеранам! Слава армии родной!
Развевайся флаг трехцветный над Россией дорогой.
4-й ребенок. Поздравляем наших дедов,
поздравляем всей душой!
Пусть гремит салют победы В этот день над всей страной!
Песня «Салют Победы» исполняют дети и взрослые
Ведущая. Дню Победы слава!

Ведущая. Ветеранам слава!
Дети, слава (Машут лентами над головой.)
Ведущая. Счастью, миру на Земле!
Дети. Слава! Слава! Слава!
Выход из зала под песню-марш «Пусть всегда будет солнце!

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Шиморская средняя общеобразовательная школа

Социальный проект

Разработала:

учитель начальных классов

Полюшина С.Ф.

П. Шиморское

2014-2015г

Паспорт социального проекта

Название проекта

«Несем радость в детский сад»

Полюшина Светлана Федоровна-учитель начальных классов

Борискова Мария Ивановна – воспитатель группы №4

Полное название образовательного учреждения

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Шиморская средняя общеобразовательная школа

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №11

Адрес, место реализации проекта

607036, Нижегородская область, г.о.г.Выкса, р.п.Шиморское, ул. Спортивная,зд.15-А

Сроки реализации

Возраст участников

Учащиеся 4-Б класса Шиморской СОШ

Дети подготовительной к школе группы № 4 детского сада №11

« Катерок»

Краткая аннотация

Разработка проекта обусловлена ​​необходимостью создания условий для перехода ребенка из детского сада в школу, который является важным этапом жизни, связан не только с изменением среды его развития, но и с соответствующими процессами самосознания, со столкновением с новыми проблемами, открытием в себе новых возможностей и т.д. Посредством реализации проекта будет реализована единая линия развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства.

Цель проекта

    Создание преемственности и успешной адаптации при переходе из детского сада в школу.

    Организация благоприятных условий в детском саду и школе для развития познавательной активности, самостоятельности, творчества каждого ребенка.

    Формирование устойчивой мотивации каждого ребенка к школьной жизни.

Задачи проекта

    Формировать позитивное отношение ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, потребности и готовности делать добрые дела.

    Способствовать расширению круга общения, развивать умение взаимодействовать с взрослыми.

    Предоставить обучающимся, воспитанникам дополнительные возможности для проявления творческих способностей, их активного вовлечения в организацию и проведение дел.

    Стимулировать и поддерживать социально значимую деятельность школьного соуправления.

    Развивать коммуникативные качества.

Вид проекта

Информационно-практико-ориентированный

Тип проекта

По срокам реализации:

По целевой установке:

Долгосрочный

Образовательный

Адрес сайта

svetlana.fedorovna1969@ mail.ru

Актуальность социальной проблемы, анализ потребности в проекте

Актуальность проекта

На современном этапе развития системы образования, в основе которой заложен гуманистический подход к организации педагогического процесса, одной из актуальных проблем является обеспечение преемственности в обучении и воспитании детей. Преемственность - одно из необходимых условий непрерывного образования, которая обеспечивает единство цели, содержания, методов, форм обучения с учетом возрастных особенностей детей в смежных звеньях образования. Детский сад №11 находится в здании Шиморской школы. В течение учебного года учащиеся 4-Б класса оказывали шефскую помощь воспитанникам детского сада п. Шиморское, и оказание помощи детскому саду показалось им задачей разрешимой и интересной.

Для ребенка важно развитие жизненного опыта, возможности стать более активным, независимым, приспособленным к условиям школьной жизни, Такую возможность предоставляет общение со школьниками, забота о младших детях. Успешной реализации проекта будут способствовать разнообразные формы работы с воспитанниками.

Формы работы

Организация игр;

Праздники;

Представление;

Изготовление поделок;

Ремонт игрушек;

Трудовая акция по уборке территории.

Общие принципы

    свобода выбора

    свобода общения

    научность

    толерантность

Полученные результаты (количественные и качественные показатели реализации проекта) и социальные эффекты

Ожидаемые результаты можно рассматривать как социальный эффект проекта:

расширение и укрепление социальных связей школы- детского сада,

укрепление имиджа школы.

Результаты:

Осознание подростками своей социальной значимости;

Личностные изменения участников проекта;

Подростки научатся оценивать свои возможности;

Изменение социальной и гражданской позиции обучающихся, воспитанников;

Развитие трудовых навыков обучающихся, воспитанников.

Количественные показатели:

увеличение количества обучающихся, воспитанников вовлечённых в социально значимую деятельность.

Качественные показатели проекта :

Шефская помощь детскому саду;

Повышение социальной активности у школьников.

План мероприятий по реализации проекта

Мероприятие

Сроки

Составление плана работы.

Создание рабочих групп учащихся.

Распределение заданий. Обсуждение задания каждого учащегося.

сентябрь

Организация экскурсий по школе для дошкольников

Сентябрь-октябрь

Организация игр на свежем воздухе.

Сентябрь- май

Показ сказки « Как помидор красным стал»

октябрь

Конкурс рисунков «Я рисую добро!»

ноябрь

Изготовление поделок «Дети - детям»

декабрь - март

Театрализованное представление « Сказка о рыбаке и рыбке»

январь

Книжки –малышки. Загадывание загадок о природе.

март

Акция “Неделя добрых слов и добрых пожеланий”

Март-апрель

Спортивные игры « Богатырские забавы»

февраль

Трудовая акция «Зимний городок»

февраль

Посещение воспитанниками праздника « Принятие в пионеры»

май

Подведение итогов, награждение активных участников проекта

май

Задачи на современном этапе:



дошкольного образования:

Развитие личности;

Воспитание личности;

Обучение личности;

Образование личности.

начального образования:

- здоровьесберегающая компетентность;

Общекультурная компетентность;

Познавательная компетентность;

Оциальная компетентность.


Стандарт дошкольного образования

Стандарт начального общего образования

1 группа Результатов:

Личностные

3 группы Результатов:

- Предметные

- Метапредметные

- Личностные

Литература:

1. Должикова Р. А., Федосимов Г. М., Кулинич Н. Н., Ищенко И. П. «Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе», Москва, Школьная пресса, 2008.

2. Доскин В. А. Здоровье ребенка и его готовность к школе: пособие для родителей; под ред. В. А. Доскина. – М. : Просвещение, 2007.

3. «Поговорим о преемственности», Р. Стеркина, «Обруч», №1, 1997г.

4. «Преемственность: так в чем проблема? », Е. Сербина, «Обруч», №1, 1997г

5. «Преемственность как процесс воспитания и обучения ребенка», - О. П. Миронова, «Управление дошкольным образовательным учреждением» №2, 2003г.

6. Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников: Методическое пособие / Е. П. Арнаутова, Г. Г. Зубова. – М. : ТЦ Сфера, 2006.

Реализация программы действий.

Во время экскурсии дошкольники знакомятся со школой, с классом, в котором будут учиться, с библиотекой, с компьютерным классом и другими кабинетами, во время перемен играют со школьниками, знакомятся с учителями.

Частые гости в детском саду - школьники. Они играют с детьми, помогают с ремонтом игрушек, помогают благоустраивать территорию.

Приложение

Министерство образования и науки Российской Федерации

ГОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет»

Региональный институт педагогического образования

и дистанционного обучения

Курсовая работа

« Социальное проектирование в дошкольных

образовательных учреждениях».

Выполнила студентка

Регионального института

педагогического образования

и дистанционного обучения

направление « Педагогика»

4 курса группы 44

Гаврикова Ольга Геннадьевна

научный руководитель:

доктор педагогических наук

Волчегорская Евгения Юрьевна

Челябинск 2010

Введение________________________________________________2-3

4 - 26

1.1 Что такое социальное проектирование.____________________4 - 8

1.2 Понятие «Социальный проект» в теории педагогического исследования.

8 – 11

1.3 Этапы проектирования_________________________________12 - 17

1.4 Методики социального проектирования___________________17 - 21

1.5 Особенности социального проектирования в дошкольном образовании.

21 - 25

Выводы по первой главе.___________________________________25 - 26

2.1 Социальный проект «Работа детского сада с неблагополучными семь

ями» _______________________________________________________27 – 29

Заключение.______________________________________________30 - 31

Список литературы________________________________________32 - 34

Приложение №1___________________________________________34 - 35

Приложение №2___________________________________________35 - 36

Приложение №3______________________________________________37

Введение.

Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует самоутверждению человека, стимулирует его социальную и творческую активность. Другими словами в семье осуществляется первичная социализация ребенка.

Семейное воспитание имеет ряд несомненных достоинств. К ним следует отнести, благоприятный эмоциональный и морально-психологический климат, атмосфера любви, заботы и поддержки, близость родительского воздействия, духовная связь и преемственность между поколениями, постоянный пример взрослых, нравственное воспитание личности, через усвоение системы ценностей, семейных традиций, стереотипов поведения и общения и т.д. Однако встречаются так называемые неблагополучные семьи, воспитание в которых, как правило, деформирует личностное развитие ребенка. Кроме того, неблагополучные семьи являются источником социального сиротства

Можно назвать целый ряд факторов определяющих семейное неблагополучие и влияющих на рост числа детей, лишенных родительской опеки:

падение жизненного уровня, безработица и низкие доходы семьи, ухудшение условий содержания детей;

структурные изменения в семьях - увеличивается число неполных семей, а также детей, рожденных вне брака матерями-одиночками или несовершеннолетними матерями;

отсутствие или недостаток в семьях эмоционального, доверительного общения, высокий уровень конфликтности в отношениях между взрослыми членами семьи и в детско-родительских отношениях, неблагоприятный эмоциональный фон в целом, педагогическая некомпетентность родителей и т.д.;

падение нравственных устоев семьи, алкоголизм и наркомания родителей, а отсюда - жестокое обращение с детьми, пренебрежение их интересами и потребностями.

Проблема семейного неблагополучия как источника социальной нестабильности, детской безнадзорности, беспризорности, социального сиротства и, вследствие этого, правонарушений несовершеннолетних становится сегодня проблемой национальной безопасности.

В связи с актуальностью проблемы, возникает необходимость новых подходов к работе с семьей и с неблагополучной семьей в частности.

Цель исследования: разработать социальный проект «Работа детского сада с неблагополучными семьям».

Объект исследования: процесс воспитания детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: социальное проектирование в ДОУ.

Цель, объект и предмет изыскания предусматривают решение следующих задач:

1. Рассмотреть теоретико-методологические аспекты социального проектирования.

2. Изучить особенности социального проектирования в дошкольном образовании.

3. Разработать социальный проект: «Работа дошкольного учреждения с неблагополучными семьями»

Методы исследования:

Изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования.

Глава I. Теоретико-методологические аспекты социального проектирования.

1.1. Что такое социальное проектирование.

Социальное проектирование - термин, который стал употребляться относительно недавно - с 70-80-х годов прошлого века. Хотя, как отмечает автор одной из ранних работ по методологии социального проектирования, В.М. Розин, первую попытку разработки глобального социального проекта осуществил еще Платон, разработав учение об идеальном государстве.

После революции 1917 года Россия становится огромным полем глобальных социальных экспериментов. Предметом проектирования становится общество в целом, включая человека - каждого гражданина этого общества.

Задача формирования нового человека входила в программные документы КПСС. Эта установка настолько глубоко проникла в сознание многих руководителей, что в 1991 году, уже после августовского путча, на одном из региональных совещаний крупный чиновник системы образования вполне серьезно утверждал, что «задача системы образования -проектирование ребенка нового типа».

Социальное проектирование как отрасль социологической науки появилось в XX веке, когда стало очевидным, что игнорирование социальных аспектов развития чревато серьезными издержками в функционировании современных обществ. На первых этапах своего становления оно было производным от научного и технического проектирования. Исторически научно обоснованные методы проектирования впервые стали применяться в архитектуре и машиностроении. Все большее распространение получает проектирование при решении проблем расселения, а также при совершенствовании систем управления.

Что касается социального проектирования, то его исходные принципы разрабатывались Я. Дитрихом, Т. Тиори, Д. Фра-ем, П. Хиллош, Ф. Ханикой и другими исследователями.

Социальное проектирование - это проектирование социальных объектов, социальных качеств, социальных процессов и отношений. В отличие от проектирования таких объектов, при изменении которых не учитывается субъективный фактор, при проектировании социальных объектов этот фактор должен учитываться. Его учет во многом предопределяет специфику социального проектирования. При этом в основания социального проектирования должны быть заложены следующие параметры:

Противоречивость социального объекта;

Многовекторность развития социального объекта;

Невозможность описания социального объекта конечным числом терминов любой социальной теории (принципиальная неформализуемость);

Многофакторность бытия социального объекта;

Наличие множества субъективных составляющих, определяющих соотношение должного и сущего в отношении развития социального объекта;

Субъективные факторы формирования социального ожидания, социального прогноза и социального проектирования;

Факторы, определяющие разные критерии оценки зрелости развития социального объекта.

Перечисленные выше факторы не являются конечным списком причин, определяющих специфику социального проектирования. Они лишь являются системой тех параметрических черт, которые характеризуют то, что проектирование социальных объектов коренным образом отличается от проектирования таких объектов, которые не обладают указанными чертами.

Социальное проектирование дает возможность оценить обоснованность прогноза, разработать научно обоснованный план социального развития. Проектирование учитывает и возможность неудачного эксперимента по проверке идей, так называемый отрицательный результат. При его получении необходим тщательный анализ причин, чем вызвано несоответствие в решении поставленных задач. Процесс социального проектирования также называют «социальным конструированием ».

Проектирование социальных процессов направлено на внесение изменений в социальную среду человека. Оно в идеальной форме задает эти изменения, которые осуществляются последующей реализацией проекта. В этом качестве социальное проектирование выступает своеобразной инженерной деятельностью, по ряду показателей идентичной деятельности по проектированию технических систем. Говоря о деятельности социального проектировщика как о разновидности социально-инженерной деятельности, следует иметь в виду особенности определения поля творческого освоения социальной

Выступая сложным системным образованием, социальное проектирование включает в себя социальную пробу, социальную практику и социальный проект.

Под социальной пробой понимают такой вид социального взаимодействия, в ходе которого человек получает и присваивает информацию о социальных объектах и явлениях, получает и осознает опыт своего социального взаимодействия.

Социальная практика - это, во-первых, процесс освоения, отработки социальных навыков и, во-вторых, познание не внешней, демонстрируемой, заявляемой стороны социальной действительности, а внутренней, сущностной, часто скрытой и неочевидной.

Социальный проект - наиболее сложный тип социального проектирования. Данная деятельность предполагает создание в ходе осуществления проекта нового, ранее не существовавшего, как минимум в ближайшем социальном окружении, социально значимого продукта.