Шлегер о роли игры в обучении. Педагогические идеи л.К

шлегер луиза карловна

, педагог, деятель в области дошк. воспитания и нач. обучения. Окончила пед. класс при Саратовской жен. гимназии (1882), затем училась на ист.-филол. ф-те Моск. высш. жен. курсов (1884-87), пед. курсах Моск. об-ва воспитательниц и учительниц (1887-89). В 1882-1903 работала учительницей нач. классов, домашней воспитательницей. Была среди инициаторов создания (1906). просветительского об-ва «Сетлемент», преобразованного позднее в об-во «Детский труд и отдых». В 1905-18 руководила созданным при об-ве первым нар. дет. садом в Москве (в 1919 вошёл в состав Первой опытной станции Наркомпроса). С 1907 работала в организованной ею совм. с Е. Я. Фортунатовой эксперим. нач. школе. Преподавала на курсах подготовки воспитательниц при Ун-те Шанявского. С 1918 в Моск. отделе нар. образования: одновременно консультант по дошк. воспитанию в Наркомпросе; принимала участие в подготовке педагогов для дет. садов и т. п. В 1930-х гг. занималась гл. обр. исследоват. работой в области нач. обучения.

Пед. система Ш. сложилась под влиянием идей свободного воспитания. Обществ, воспитат. учреждения, по Ш., призваны оградить детей от негативного влияния среды, создать условия для развития их способностей, самодеятельности, инициативы, творчества. Ш. на нач. этапе своей деятельности отрицала необходимость целенаправленного пед. руководства и планирования работы с детьми. Роль воспитателя должна была сводиться к наблюдению, содействию детям в их свободном самопроявлении (через игры и ручной труд), к общей организации жизни в дет. саду. На практике в дет. саду Ш. осуществлялась систематич. воспитат. работа; со временем всё больше внимания уделялось вопросам руководства и планирования деятельности дет. сада, был разработан занимательный и близкий к практич. нуждам детей дидактич. материал. Стремясь к преемственности между дет. садом и нач. школой, Ш. и Фортунатова предложили и использовали в эксперим. школе принципы комплексной системы обучения, к-рые могли бы упорядочить и расширить представления детей об окружающем мире и на этой основе способствовать развитию разнообразных интересов и способностей, в т. ч. формированию навыков чтения, письма, счёта.

С 1918 Ш. работала над проблемами создания системы дошк. воспитания, содержания и методов работы дошк. учреждений. Мн. принципы, обоснованные Ш., единство семейного и общественного, дошк. и шк. воспитания, изучение психофизиол. особенностей ребёнка и окружающей его среды в процессе работы с ним и др. нашли отражение в метод, письмах Наркомпроса, материалах Всерос. съездов по дошк. воспитанию. Большое внимание Ш. уделяла деятельности переходных групп для детей 7-летнего возраста (до 1943 шк. обучение начиналось с 8 лет, в дет. сады принимались дети до 6 лет). В метод, работах по обучению грамоте Ш. предложила использовать в качестве осн. уч. пособия таблицы, составленные самими учащимися; букварь рассматривала не как учебник , а как первую книгу для чтения. Широкое распространение получили подготовленные ею книги для нач. чтения.

А. С. Симонович делила педагогику как науку на теоретическую, определяющую цель, задачи и сущность процесса воспитания, и на практическую - искусство, цель которого, по ее словам, поставить ребенка в наиболее выгодную среду для развития его индивидуальности. Руководствуясь взглядами К. Д. Ушинского, А. С. Симонович считала, что теоретическая педагогика должна строиться на изучении физического и психического развития ребенка.

Как и многие русские педагоги, она давала абстрактное, слишком широкое определение главной цели воспитания, считала ее неизменной для всех времен. “Цель,- писала она,- воспитать поколение самобытное, энергичное, честное, трудолюбивое, заботящееся как о самом себе, так и о благоденствии других людей, поколение, не стоящее в противоречии с самим собой, т. е. поколение счастливое и стремящееся постоянно к усовершенствованию в жизни”..

А. С. Симонович указывала, что первоосновы развития самобытной личности будущего полезного члена общества закладываются матерью в семейном воспитании детей. Роль и задачи. матери в воспитании ребенка она определяла также в духе высказываний К. Д. Ушинского: “Мать должна внушить ребенку те воззрения, которые заставят его всецело отдаться жизни и работать на общую пользу, и работать так, как требует личный взгляд на состояние общества, а не взгляд наиболее выгодный. Мать должна воспитать у ребенка дух честности, самоотверженности”.



Воспитание детей следует начинать с рождения и постоянно усложнять, считала Симонович; важное значение имеет дошкольный возраст, когда происходит усиленное развитие всех жизненных сил и способностей детей и подготовка их в процессе воспитания к школьному обучению.

А. С. Симонович высказывалась за единство процесса воспитания и обучения. “Обучение - одно из вспомогательных средств воспитания,- писала она.- Посредством обучения, начиная с раннего возраста, приобретаются элементарные знания, развиваются умственные способности и нравственные силы ребенка”. Не отрицала влияния наследственности.

48. Педагогические идеи Л.К. Шлегер.

Луиза Карловна Шлегер (1863-1942) была известным деятелем дошкольного воспитания в дореволюционные годы и в первые годы Советской власти.

После окончания Саратовской женской гимназии с педагогическим классом она с 1882 по 1884 г. учительствовала в городской начальной школе Тамбова. Затем училась на Московских высших женских курсах, после чего работала в детских приютах Московского общества попечения о бедных и больных детях. С 1905 г. Л. К. Шлегер руководила народным детским садом, открытым в Москве педагогическим обществом “Сетлемент” (позднее общество “Детский труд и отдых”), возглавляемым С. Т. Шацким. Воспитательницы этого детского сада с большим энтузиазмом и совершенно бесплатно не только вели педагогическую работу, но и сами обслуживали детей, убирали помещение детского сада и т. д. С 1919 г. этот детский сад вошел в систему учреждений первой опытной станции по народному образованию Наркомпроса РСФСР.

Л. К. Шлегер была активным членом общества. Как и другие его члены, она резко протестовала против установок официальной педагогики.

Деятельность общества была направлена на то, чтобы облегчить тяжелую участь детей трудящихся. Слова Шацкого “возвратите детям их детство были его девизом. Члены общества стремились провести в жизнь идею “защиты детства”, организовать “новое воспитание детей, без принуждения и наказаний, царивших в казенной школе. Увлеченные этой утопической идеей, они пытались на практике создать своеобразные оазисы - воспитательно-образовательные учреждения, стоящие вне существующей системы школьного образования. Члены общества понимали, что тяжелое положение детей трудящихся обусловлено государственным строем царской России, однако считали, что улучшить жизнь народа, в том числе “защитить детство”, можно путем просвещения и правильного воспитания.

В конце 1907 г. общество “Сетлемент” было закрыто правительством “за попытку проведения социализма среди маленьких детей”, хотя члены общества не были связаны с революционными рабочими Москвы.После закрытия “Сетлемента” эта же группа педагогов возобновила свою деятельность во вновь созданном ими в 1909 г. обществе “Детский труд и отдых”. Они уже значительно меньше занимались социальными проблемами, а главным образом углубленно разрабатывали методические вопросы, усиленно изучали литературу и опыт зарубежной педагогики.

Л. К. Шлегер тщательно изучала литературу по теории и практике дошкольных учреждений за рубежом, но была против механического перенесения заграничных образцов в русскую педагогику. Вначале в руководимом ею детском саду были введены занятия с фребелевским материалом, но после тщательного анализа они были сняты за формализм, исключающий, детскую активность и творчество. Отвергнут был и материал Монтессори как не связанный с жизнью и интересами детей.

Л. К. Шлегер стремилась найти новые пути воспитания, исходя из условий жизни в России и национальных особенностей русских людей. Вместе со своими сотрудниками она подбирала новый дидактический материал - “жизненный материал (глина, песок, дерево и др.), который давал бы детям возможность проявить творческую активность и самодеятельность.

От программных, строго регламентированных занятий по Фребелю воспитательницы под руководством Шлегер перешли к построению воспитательной работы на основе эмпирического изучения детей, их интересов и предоставления им полной свободы в играх и занятиях.

Взяв, за принцип “присматриваться к детям, куда они поведут”, т. е. ориентируясь на их спонтанное, стихийное развитие, Л. К. Шлегер встала на путь педоцентризма.

Однако практика воспитательной работы в народном детском саду в дальнейшем не совпадала с теоретической позицией педоцентризма, что отражено в отчетах детского сада за период с 1909 по 1917 г. Так, например, воспитательницы были принуждены все же устанавливать какие-то элементы организованного воздействия на детей, создавать известную преемственность в работе, своеобразно, хотя бы косвенными путями, руководить жизнью детей. Наряду со свободными занятиями, построенными на основе изучения и учета детских интересов и текущих переживаний, стали вводиться так называемые “предложенные занятия по плану воспитательницы и даже “обязательные занятия для всех детей (дежурства и т. д.). Эти занятия обеспечивали некоторую устойчивость и последовательность в воспитательной работе детского сада. Воспитательницы непреднамеренно вступали на путь преодоления педоцентризма, все более и более уделяя внимание вопросам планирования и продуманной организации воспитательной работы. Там, где практика выводила их на самостоятельный, оригинальный путь исканий, на путь отказа от педоцентризма, воспитательницы народного детского сада сделали ценный вклад в методику работы с детьми дошкольного возраста, хотя ни Шлегер, ни ее сотрудницы и в этот период еще не смогли встать на правильный путь.

Чтобы обеспечить семилетним детям народного детского сада естественный и незаметный переход в начальную школу, а также чтобы расширить опыт отыскивания “новых путей воспитания и образования детей школьного возраста, при обществе “Сетлемент” в 1907 г. была открыта экспериментально-опытная школа для мальчиков и девочек.

На основе анализа и обобщения практики народного детского сада Л. К. Шлегер было составлено несколько выпусков пособия для работников детских садов под названием “Материалы для бесед с маленькими детьми”. В пособиях указывалась литература для воспитателей, игры и песни для детей, названы экскурсии, которые могут проводиться и в других детских садах; выпуски иллюстрировались фотоснимками детских рисунков, поделок. В “Материалах для бесед с маленькими детьми были даны некоторые ценные методические указания о том, как задавать детям наводящие вопросы, как развивать их наблюдательность, как проводить в тесной связи с беседами коллективные и индивидуальные работы (из бумаги, глины, дерева и др., являющиеся своеобразным “языком детей”), как рассказывать детям, приноравливаясь к их степени развития и возрасту, и др. Это пособие получило значительное распространение в России, вызвало одобрительный отзыв зарубежных педагогов, хотя в нем сказалось определенное влияние идей педоцентризма.

Итогом педагогических исканий Л. К. Шлегер явилась “Практическая работа в детском саду, представляющая собой краткое руководство для работников детских садов, очагов и приютов по Наиболее важным разделам воспитательной работы.

Центральное место в педагогическом процессе детского сада Шлегер отводила игре. “Ребенку нужно дать широкую возможность играть... Игра - это естественная жизнь детей и ни в коем случае не пустая забава. К детской игре надо относиться с величайшим вниманием и серьезностью... В игре раскрывается весь духовный мир, весь запас жизненного опыта”.

Очень важным в воспитательном отношении является, считала она, ручной труд (особенно работы по дереву). “... Он дает выход потребности ребенка к деятельности, к деланию вещей, к воплощению его мысли. Он развивает мускулы рук, которые связаны с мозговыми центрами. Разнообразием материала развиваются внешние чувства - зрение, осязание, чувство формы, пропорции, глазомер... Неважно, что вещь, сделанная ребенком, не изящна, не закончена, но важно настроение ребенка, важна его работа мысли, работа его мускулов, его фантазии и то чувство удовлетворения, которое он испытывает, сделав ее”. Ручной труд помогает воспитанию у детей выдержки, воли, внутренней самодисциплины. Деловое настроение группы, общее настроение, общие интересы создаются в атмосфере труда. Ручной творческий труд должен быть связан с другими занятиями. В детском возрасте нужно избегать механической работы, и труд ценен постольку, поскольку он требует напряжения. У детей нужно вырабатывать навыки самообслуживания. Это способствует воспитанию у них самостоятельности и самодеятельности, замечала Шлегер.

Шлегер уделяла большое внимание физическому воспитанию детей. Рациональное питание детей в детском саду (завтрак до начала занятий, горячее блюдо в полдень), отдых (сон), чистота помещения и тела, движения детей - основные условия для их нормального развития. Ритмические движения под музыку, подвижные игры, ручной труд, деятельность по самообслуживанию являются важными средствами правильного физического развития ребенка.

Особенно большое значение придавалось воспитанию органов чувств. Основной путь сенсорного воспитания детей Шлегер видела в естественной повседневной воспитательной работе с ними - в играх, ручных работах, занятиях со строительным материалом и т. д. В отдельных случаях для проверки развития органов чувств она применяла специальные упражнения.

В народном детском саду Шлегер был применен крупный оригинальный строительный материал для игр и занятий, введены куклы, использованию которых в воспитательной работе детского сада она придавала большое значение. “Кукла - живое существо для ребенка; играя с ней, он живет вместе с ней,- писала Шлегер.- Игра в куклы дает богатый материал для наблюдения и для бесед, для определения всего миросозерцания ребенка. Дети переживают с куклами свою ЖИЗНЬ”, жизнь окружающих. Куклы делают все, что делает человек. Ведение дома, работа отца, матери, своя жизнь - все драматизируется полностью. Эмоциональное средство, которым необходимо воспользоваться”.

В своей книге Л. К. Шлегер рекомендовала, чтобы воспитательница вела свою группу начиная с младшей и до перехода детей в школу; это обеспечивает, указывала она, углубленное изучение индивидуальных особенностей детей и индивидуальный подход к ним на практике.

В книге Л. К. Шлегер нет ни слова о религиозном воспитании детей. Этим она выгодно отличается от других теоретических работ по дошкольному воспитанию (Вентцеля, Тихеевой).

В практической деятельности Л. К. Шлегер и ее сотрудников в народном детском саду имелись значительные методические достижения. Уважение к творческому проявлению личности ребенка в играх и занятиях, индивидуальный подход к каждому ребенку, изучение поведения детей в разных ситуациях, внимательная забота о здоровье детей, их умственном, нравственном, эстетическом развитии, поиски новых форм педагогического воздействия на детей, развивающих их самодеятельность, самостоятельность и взаимопомощь, постоянное совершенствование методов и приемов воспитательной работы с детьми являлись характерными особенностями педагогического творчества Л. К. Шлегер и ее сотрудников.

Однако, несмотря на то что практика работы детского сада стояла на пути преодоления педоцентризма и детский сад, руководимый Л. К. Шлегер, являлся образном продуманной, хорошо организованной воспитательной работы, в своих теоретических высказываниях Шлегер продолжала стоять на позициях защиты “свободного самовыявления ребенка”, “отрицания задач воспитания, лежащих вне ребенка”.

Л. К. Шлегер первая из. группы педагогов общества “Детский труд и отдых предложила в 1918 г. свои силы, знания и опыт дошкольному отделу Наркомпроса РСФСР В условиях Советской власти в процессе творческой работы, под влиянием идей развивающейся марксистско-ленинской педагогики она преодолела свои заблуждения и активно участвовала в методической работе и подготовке первых советских дошкольных работников.

49. Педагогические идеи П.Ф. Лесгафта

Идея обновления педагогической теории за счет новых данных о физиологическом развитии человека была плодотворно осуществлена Петром Францевичем Лесгафтом (1837-1909). Идеально воспитанный человек, по Лесгафту, прежде всего разумен и мудр. Такой человек осознанно относится к своему поведению, в состоянии соединить прошлый и настоящий опыт, "предвидеть последствия своих действий и отношений к другому лицу, выяснять причинную связь наблюдаемых им явлений". Мудрость человека должна помочь ему подняться над личными интересами и "подсказать, что его долг в содействии совершенствованию общества".

Лесгафт выделил в развитии человека пять основных периодов: 1) хаотический, в котором пребывает новорожденный; 2) рефлекторно-опытный (до появления речи); 3) подражательно-реальный (до школьного возраста); 4) подражательно-идейный (до 20 лет); 5) критико-творческий (период взрослой жизни). В каждом из этих периодов необходимо соблюдать определенные правила воспитания. Так, для первых трех периодов главные факторы воспитания следующие: 1) соблюдение гигиены; 2) соответствие между словом и делом воспитателя; 3) отказ от произвола в отношении воспитанника; 4) уважение ребенка, его права личной неприкосновенности.

Лесгафт оставил капитальный труд по истории и теории физического воспитания школьников. В нем изложены целесообразные принципы и условия физического воспитания: естественность, сознательность при выполнении, постепенность и последовательность физических упражнений и др.

50. Педагогические идеи П.Ф. Каптерева

Петр Федорович Каптерев (1849-1921) - теоретик и историк воспитания и образования занимает видное место в русской педагогике. Он многое взял из идейного отечественного наследия 1860-х гг. (Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского), западных педагогических концепций (Д. Локка, Г. Спенсера, И.Ф. Гербарта).

Каптерев продолжил традицию антропологического обоснования воспитания. Он подчеркивал бесперспективность развития педагогики без опоры на данные физиологии и психологии. По его мнению, педагогика - прикладная отрасль человеческого знания, которая опирается на фундаментальные законы, открытые науками о человеке. Педагогика не должна поэтому ориентироваться на эмпирические наблюдения и рекомендации, которые являются "обобщением личного опыта".

Излюбленная теория Каптерева - о целесообразности отделения воспитания и образования от государства, церкви и политической борьбы. Ученый отказывал государству в праве вмешиваться в воспитание и считал, что им должны заниматься прежде всего родители. Каптерев отстаивал тезисы народности воспитания на основе гражданского согласия, о взаимодействии национального и общечеловеческого воспитания; предостерегал от идеологизации педагогики и национализма. "Универсальные законы воспитания, - писал ученый, - проявляются в отдельно взятой стране", отчего "нелепо говорить о немецкой и английской педагогике как науке. Можно говорить только об английском или немецком воспитании, т.е. о практическом осуществлении научных педагогических начал в условиях английской и немецкой жизни".

Каптерев поддержал идею о том, что полезность служит критерием при отборе образовательного материала. В его трудах имеются мысли о необходимости соблюдать принципы воспитывающего обучения, учитывать психологические особенности детей, сочетать гуманитарное и естественнонаучное образование в гимназии, налаживать связи в обучении, особенно между "родственными" дисциплинами и др. Для Каптерева было характерно стремление опираться на классификацию наук при построении системы общеобразовательных знаний.

Размышляя об учебно-воспитательном процессе, Каптерев пытался раскрыть его психологическую и одновременно социальную сущность. Он понимал педагогический процесс как "один поток развития личности", состоящий из саморазвития и самоусовершенствования. При саморазвитии педагог должен помогать воспитаннику, опираясь на знание свойств его организма и развития. Самоусовершенствование - это прежде всего гармоничная социализация воспитанника (процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноценного члена общества), развитие всех духовных и физических сил человека.

51. Педагогические идеи А.П. Усовой

Известный русский педагог А.П. Усова в послевоенный период создала новое направление в дошкольной педагогике. Она разработала дидактику детского сада. В ее педагогике основное внимание обращалось на развитие умственных и психофизических способностей ребенка.

А.П. Усова ставила перед дошкольным воспитанием особую задачу; придать дошкольному обучению развивающий характер. Поскольку, согласно диалектико-материалистической гносеологии и психологии, познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятий, особое значение на ранних ступенях умственного развития приобретает сенсорное воспитание, формирование процессов слуха, осязания, зрения.

В связи с этим, под руководством А.П. Усовой лаборатория умственного воспитания (Н.Н. Поддъяков, Н.П. Сакулина) совместно с лабораторией возрастной психологии (Л.А. Венгер, Я.3. Неверович) разработали новую систему сенсорного воспитания в детском саду, которая являлась более совершенной, чем ранее известные дидактические системы Ф. Фребеля, М. Монтессори, и которая обеспечивала высокий уровень восприятия и наблюдения у дошкольников, что имело существенное значение для их последующего умственного развития. "Обучение основано на воспитании произвольного активного внимания, - писала она, - умения активно действовать, достигать результатов в своих действиях - все это требует от детей умственного и физического напряжения. Правильно установленная мера такой работы (а мы с полным основанием должны назвать это работой) возможна только тогда, когда обучение ведется в форме дидактически целесообразных занятий".

В организованном обучении А. П. Усова ставила вопрос о систематизации знаний для дошкольников, по при этом предлагала учитывать не только формирование у детей мыслительных способностей, но и учитывать их возрастные особенности. Она указывала, что "рассматривая обучение как систему постоянно повторяющихся воздействий на ребенка, образующих у него определенный дидактический стереотип, необходимо особенно требовательно подходить не только к отдельным элементам процесса обучения, но и к организации строгой периодичности знаний, правильного чередования с играми, нормирования их определённым временем".

Вопросы обучения детей до школы, наряду с вопросами физического воспитания в первые годы после воины составляли основное содержание дошкольной педагогики. Это обязывало улучшить воспитательную работу детского сада. Одна из основных задач дошкольных учреждений восстановительного периода была направлена на обеспечение подготовленности детей к обучению в школе.

На конкретном материале А. П. Усова раскрывает сущность обучения дошкольников, считая, что только при четкой систематизации усваиваемых детьми знаний и при правильно организованном процессе обучения дети могут значительно больше усвоить представлений, чем в процессе повседневной жизни. В организованном обучении и воспитании А. П. Усова большое место отводила родному языку. "Процесс обучения языку не может быть отделен от того объема знаний, который дети приобретают в непосредственном речевом общении со взрослыми. Только на фоне речевого развития детей может быть достигнут и успех в обучении". Таким образом, А.П. Усовой был сделан значительный шаг вперед в области умственного воспитания дошкольников.

52. Педагогические идеи Е.А. Флериной.

Евгения Александровна Флерина (урожденная Сохевская) родилась 18 (30) декабря 1889 года в селе Брашеванове бывшей Херсонской губернии (Одесская область). Родители имели звание дворян, но материальное положение их было весьма ограниченным. «Вся их жизнь, которую я помню (а помню я себя с 4-х лет) была трудовая и тяжелая». Мать, окончившая Кишиневскую гимназию, всю жизнь учительствовала. В 1891 году семья переехала на Кавказ. Заселение Кавказа поощрялось царской властью. Отец, как и многие переселенцы, купил по 7 рублей за десятину участок земли и попытался на нем хозяйствовать, но из этого ничего не вышло, т.к. грабежи и разбои в тот период были обычным явлением в отношении русского населения. В 1893 году отец бросил хозяйство и поступил на службу в Хасав-Юртовский округ делопроизводителем. В семье было 5 детей. Каждому из них родители стремились дать образование. Евгения Александровна училась во Владикавказской Ольгинской женской гимназии, где у нее обнаружились способности к рисованию. В 1904 году вместе со старшей сестрой, по окончании гимназии, Евгения Александровна была отправлена родителями в Москву: она - в художественное Строгановское училище, а сестра - в зубоврачебную школу Греффе. С этого времени Евгения Александровна непрерывно жила в Москве. С 1904 по 1907 гг. она ездила на каникулы домой.

В Москве остро переживалась революция 1905 года. Не будучи участником какой-либо партии, Е.А. Флерина вместе с революционным студенчеством участвовала в демонстрациях, похоронах Н.Э. Баумана, видела разгон демонстрантов. Приезжая на каникулы домой, она привозила много нелегальной литературы и распространяла ее среди населения и солдат, разбрасывая около военных казарм и часовых. «В 1907 году на пути из Хасав-Юрта в Москву (на ст. Грозный) я опустила анонимное письмо ругательного содержания на имя командира полка, который был страшным негодяем и участвовал в карательных экспедициях» (Л.Д.;27). Письмо было доставлено по назначению, но его следы были обнаружены. Письмо было показано отцу, который, не зная в чем дело, подтвердил почерк дочери.

В результате отец был немедленно уволен со службы, а семья должна была спешно выехать с Кавказа. После нескольких лет скитаний родители поселились в городе Николаеве Херсонской губернии, где отец поступил преподавателем в железнодорожное техническое училище, мать продолжала учительствовать. Младший брат и сестра жили вместе с родителями.

Впоследствии младший брат стал инженером, кандидатом технических наук, а младшая сестра - литературным работником. Старшая сестра Евгении Александровны в 1912 году вышла замуж за юриста, поляка. В 1918 году в связи со смертью матери ее муж был вызван в Польшу, а затем вызвал на родину жену с ребенком. Родители некоторое время переписывались с ней, «отец собирался ехать к ней, получил разрешение, но его удалось отговорить ехать во враждебную страну» (Л.Д.;19). Связь со старшим братом-инженером была прервана в 1913 году. Он работал на постройке Ташкентской дороги, затем переехал в Одессу, где его застала революция. С тех пор семья не имела о нем сведений. После 1917 года отец служил в Красном госпитале в Николаеве.

Здоровье его значительно ухудшилось. Он получал ничтожную пенсию, переехал в Москву к Евгении Александровне, где жил на ее иждивении до своей кончины в 1939 (1937) году. Ее мать, выйдя на пенсию, поселилась в Киеве с внучкой (дочерью младшей сестры). Евгения Александровна хлопотала об их переводе в Москву, но этому помешала война. Мать умерла в Киеве в 1943 году. После того, как отца в 1907 году лишили службы, Е.А. Флерина осталась в Москве без поддержки родителей. Она стала давать уроки, занималась с детьми. В Строгановском училище она закончила 5 классов со званием «ученого рисовальщика 1 степени по керамике и фарфору». Шестой класс она не закончила, т.к. в феврале 1907 года Евгения Александровна вышла замуж за Сергея Ильича Флерина. В автобиографии 1937 года она так пишет об этом событии: «Пошла еще в 6-й класс, но далее замужество, рождение ребенка, тяжелое материальное положение, заставило меня искать заработка». В 1909 году она отвозит к родителям в Николаев 2-х месячную дочь, уходит от мужа и поступает руководительницей в детский сад Е.П.Залесской, где проработала 3 года. С этого времени Е.А. Флерина увлеклась педагогикой, «хотя очень любила живопись, а также - пение (имела голос и училась петь)». Второй брак был заключен Евгенией Александровной в 1918 году с профессором Александром Шнейдером, который умер в 1938 году. Во втором браке у Е.А. Флериной родился сын. В 1913 году она стала заведовать детским садом в доме дешевых квартир Солодовникова (2-я Мещанская). С самого начала работы Е.А.Флерина встает на путь самостоятельного искания содержания, методов и форм работы с дошкольниками. Одновременно с 1911 года в течение пяти лет Евгения Александровна преподавала художественный труд на дошкольном отделении курсов имени Д.И. Тихомирова на ул. М.Пироговская. Это положило начало ее деятельности по подготовке кадров дошкольных работников. В 1914 году она примкнула к работе «Грибоедовского кружка рассказчика» (при детской библиотеке имени А.С. Грибоедова), стала его активным членом и рассказчиком в детской аудитории. Это углубило ее интерес к художественному слову и книге. В дальнейшем некоторые члены этого кружка сами стали организовывать кружки, где объединяли любителей-рассказчиков из педагогов школ, детских садов, библиотекарей.

С 1914 по 1916 гг. Е.А. Флерина преподавала на краткосрочных дошкольных курсах в Челябинске, Костроме, Ярославле, Туле и других городах, преподавала в университете А.Л. Шанявского (народный университет, открытый в Москве в 1906 году на средства либерального генерала А.Л. Шанявского и названный его именем, давал высшее образование, просуществовал до 1918 года). В это же время в университете начинает свою преподавательскую деятельность А.В. Бакушинский. Переломным этапом в деятельности Е.А. Флериной была встреча в 1915 году с СТ. Шацким и Л.К. Шлегер. Придя в ее детский сад на отчетную выставку детских рисунков, они высоко оценили ее творческую работу, но отметили, что выбранный ею путь руководства творчеством детей неверен и свой активностью она подавляет детей, перегружает их. Е.А. Флерину эта критика одновременно пленила и огорчила, и она написала в автобиографии, что ее работу никто раньше так не анализировал. Под влиянием идей СТ. Шацкого и Л.К. Шлегер в 1916 году Е.А. Флерина заканчивает работу на Тихомировских курсах, т.к. ее не удовлетворял узкий, инструктивно-методический характер преподавания на них. Разделяя идеи СТ. Шацкого и Л.К. Шлегер, она переходит к ним в детский сад при обществе «Детский труд и отдых», поступает на трехгодичные педагогические курсы и оканчивает их. «Работа в обществе «Детский труд и отдых» (1915-1918) шла исключительно по общественной линии (бесплатно)», поэтому ее приходилось совмещать с дополнительными заработками. Е.А. Флерина положила начало нескольким направлениям исследований дошкольного детства. Центральное место в ее научной и педагогической деятельности занимали проблемы эстетического воспитания детей средствами искусства, изобразительной деятельности, художественного слова, игры и игрушки. Ей принадлежит заслуга в разработке общих основ эстетического воспитания, изучении детского изобразительного творчества и речевого развития детей дошкольного возраста, методики чтения и рассказывания в детском саду.

Фундаментальные труды Е.А. Флериной раскрывают ее позиции в понимании детского творчества, путей и программно-методических средств его развития, а также роли, принципов, содержания и методов использования живого слова в дошкольном учреждении. Важно подчеркнуть методологический характер многих идей, выдвинутых, обоснованных и проверенных ею в экспериментальной работе и широкой педагогической практике. Рассматривая вопросы изобразительной деятельности и художественного слова, обучения диалогической и монологической речи, она ставит и решает важные общепедагогические проблемы дошкольного воспитания, значение которых выходит за узкометодические рамки.

53. Педагогические идеи С.Т. Шацкого

Станислав Теофилович Шацкий (1878-1934) - крупная фигура российской педагогики XX столетия. Теоретик и практик, он внес свой вклад в развитие идей социального воспитания, создание экспериментальных учебно-воспитательных учреждений: "Сеттльмент" (совместно с А.У. Зеленко), "Бодрая жизнь", Первая опытная станция. В этих учреждениях проходили проверку идеи самоуправления учащихся, воспитания как организации жизнедеятельности детей, лидерства в сообществе школьников и др. С.Т. Шацкого глубоко интересовала проблема вхождения ребенка в сферу культурных достижений человеческой цивилизации. На становление его научных взглядов повлияли идеи представителей отечественной и зарубежной педагогики, в особенности Л.Н. Толстого, А.Ф. Фортунатова, Д. Дьюи.

С. Т. Шацкий был одним из организаторов забастовки Всероссийского учительского союза в 1917-1918 гг., воспротивившегося захвату власти большевиками. В дальнейшем Шацкий, стремясь служить на благо детей и общества, пошел на сотрудничество с Наркомпросом.

Источник развития педагогической науки Шацкий видел в анализе организованного воспитательного процесса и обстоятельств, лежащих вне такого процесса (влияние улицы, семьи и пр.). Он считал, что главное влияние на развитие ребенка имеют не генетические задатки, а социально-экономическая среда ("мы не должны рассматривать ребенка самого по себе..., а должны смотреть на него как на носителя тех влияний, которые в нем обнаруживаются как идущие от окружающей среды"). Такой подход резко контрастировал с биологизмом педологии. Вместе с тем Шацкий соглашался, что попытки обойтись в педагогике без опытных и экспериментальных исследований обречены на неудачу. Он высказывал сомнения в правомерности создания педологии как новой отрасли знания при помощи математизированных методов. Одновременно Шацкий отвергал примитивно-социологизаторский подход к ребенку, считая безумием "ломать" детскую природу и "ковать" нового человека во имя прекрасного завтра.

Шацкий сформулировал важные цели обучения и воспитания: соответствие социальному заказу и одновременный учет индивидуальных особенностей личности; формирование у детей умения объединять усилия при достижении общей цели (например, через самоуправление); подготовка преподавателя, обладающего умениями учить, поощрять социально благоприятное воздействие на ребенка, владеющего методами исследования детей; учет макро- и микросоциального окружения ребенка.

Оставляя за школой основную роль в воспитательной работе с детьми, Шацкий подчеркивал, что учебно-воспитательное заведение должно быть теснейшим образом связано с жизнью, являться центром и координатором воспитательного воздействия среды. Главными факторами деятельности ребенка в процессе воспитания и обучения Шацкий называл творчество и самостоятельность. Основная цель обучения – не приобретение знаний, а развитие мышления, воспитание ума. Рассматривая вопрос о месте производительного труда в воспитании, Шацкий подчеркивал, что нельзя стремиться сделать такой труд способом восполнения затрат на образование.

В начале своего творческого пути С.Т.Шацкий был увлечен теорией и практикой "свободного воспитания". Уже учеба в гимназии выработала в нем убеждение о необходимости радикального изменения всей школьной жизни, пересмотра целей, методов и средств воспитания и обучения. Как он писал позднее, "школьный опыт дал представление о том, как не надо заниматься педагогикой", и "хотелось поэтому поскорее начать действовать самому" (Шацкий С.Т. Избр. пед. соч.: В 2 т. Т. 1. М, 1980. С. 41). Молодой педагог искал такие методы и средства, которые вели к сохранению и развитию природного потенциала личности.

Знакомство с педагогической концепцией Л.Н.Толстого способствовало принятию им идей "свободного воспитания". С.Т.Шацкий вспоминал, что тогда он решил отказаться от репетиторства, и лишь спустя несколько лет, когда возобновил занятия с детьми, сказал себе, что будет "заниматься только развитием моих маленьких учеников" (там же. Т. 1. С. 28).

Видя в ребенке самоценную личность, а в его детстве насыщенный событиями и эмоциями важнейший период, который не предваряет взрослое существование, а является самой жизнью, С.Т.Шацкий подчеркивал, что "самая важная наша работа должна быть направлена на то, чтобы сохранить то, что есть в детях" (там же. Т. 2. С. 13). Задачу воспитателя он определял как стремление к "осуществлению возможно полной детской жизни сейчас, без мысли о том, что даст будущее" (там же. Т. 2. С. 10). Возвращение детям детства - главный девиз педагога С.Т.Шацкого.

Постепенно в нем зрело убеждение, что все неудачи в работе с детьми проистекают от пренебрежения природными свойствами каждого из них, следовательно, педагог должен быть в первую очередь наблюдателем и исследователем.

С.Т.Шацкий в полной мере разделял взгляды педологов России начала XX в. о том, что необходим синтез психологических, биологических, социальных знаний о развитии ребенка. Только на основании такого комплекса представлений о личности ученика педагог может осуществлять свою деятельность. Собственные исследования и эксперименты позволяли С.Т.Шацкому проектировать и строить свою школу с учетом разработок содержания, форм и методов учебной и воспитательной работы.

Так, признавая начальным звеном в развитии ребенка его естественную природную основу, С.Т.Шацкий придавал огромное значение в процессе формирования личности влиянию социальной среды. В дальнейшем этот фактор стал, по существу, ведущим в его педагогической концепции. Характеризуя свои педагогические поиски, он писал: "Вся наша работа носила характер социальный, так как была связана с изучением среды, в которой росли наши дети" (там же. Т. 1. С. 113).

Первым опытом С.Т.Шацкого явилось создание известного "Сетлемента", затем он организовал новое общество - "Детский труд и отдых", потом колонию "Бодрая жизнь". Открывая эти детские сообщества как объединения свободных детей и разумных взрослых с четким распределением обязанностей и равными правами, он стремился сформировать благоприятные условия для каждой личности.

Принцип свободы предполагал отказ от плана учебно-воспитательной работы, вся педагогическая деятельность должна была основываться на естественном и спонтанном проявлении интересов, природных сил и дарований детей. Вместе с тем совместная жизнь в колонии накладывала определенные ограничения: каждый свободен, пока не нарушаются интересы другого. В сознание колонистов входило понимание ответственности перед другими за себя, свое поведение, свое дело, за своих товарищей, за жизнь колонии в целом. С.Т.Шацкий писал: "Та свобода, которая... входила в жизнь колонии, не была мыслима без развитого чувства ответственности" (там же. Т. 1. С. 178).

Представляется, что его отход от принципа свободы исключительно в духе теории "свободного воспитания" был обусловлен пониманием важности социальной среды, которая может как помогать воспитаннику в раскрытии творческих сил, так и оказывать негативное воздействие, ограничивать его развитие. Поэтому школа должна не только чутко отражать особенности той или иной социальной среды, но и уметь выстраивать свою тактику в борьбе за ребенка: учителя должны изучать жизнь улицы, использовать ее положительные моменты и при необходимости вмешиваться, регулируя ее влияние на детей. Первоочередными вопросами в беседе с ребенком являются следующие: где гуляешь; с кем дружишь; что делаешь на улице; с кем дерешься и любишь ли драться? По мнению С.Т.Шацкого, неудачи в работе с детьми часто объясняются тем, что педагоги не хотят замечать ни действительных, ни мнимых ценностей улицы.

Реформаторская педагогика видела главную задачу в адаптации, социализации ребенка. Как писал С.Т.Шацкий, подрастающему поколению нужно "учиться жить, приспосабливаться к жизни" (там же. Т. 1. С. 259).

Изучая условия жизни ребенка, педагог должен стремиться и к повышению социокультурного уровня среды, к ее "педа-гогизации". Выполнению этой задачи была посвящена вся практическая деятельность С.Т.Шацкого, начиная с создания "Сетлемента".

Раскрытию ребенка, очищению его "я" от того наносного, что обусловлено воздействием на него среды, должно было помогать и искусство, в котором "у детей обнаруживается инстинкт выявления себя" (там же. Т. 1. С. 264). Следуя теории эстетического развития, С.Т.Шацкий стремился организовывать занятия так, чтобы дети выражали себя через живопись, скульптуру, музыку, театр.

Сами занятия искусством позволяли "запустить" процесс раскрытия личности и, одновременно, благотворно влиять на ребенка, формировать его внутренний духовный мир, способствовать становлению его жизненных целей и идеалов.

Огромное воспитывающее значение С.Т.Шацкий придавал и труду, который вносит смысл и порядок в детскую жизнь; формирует и стимулирует личные интересы; вырабатывает полезные привычки; способствует возникновению и росту общественных интересов; налаживанию межличностных отношений; воспитанию чувства коллективизма. По его убеждению, труд всегда составлял основу детской жизни, был естествен для ребенка, стремящегося к игре, творчеству, активной деятельности. Правильная организация труда помогает бороться с ленью воспитанников, соответственно работа должна быть по силам, исходить из внутренне присущего ребенку желания деятельности и приносить радость.

Представления о педагогическом значении труда сложились у С.Т.Шацкого под влиянием собственного опыта и получили развитие в процессе знакомства с работами С.Холла и Д.Дьюи. Исходя из того что трудовая деятельность является главным средством развития личности, он полагал, что современная школа должна строиться по принципу трудовой школы, которая станет высшей формой организации всей учебно-воспитательной деятельности. Ее материальную, дисциплинарную основу обеспечивал физический труд, включавший самообслуживание детей. Самоуправление организовывало жизнь школы. Искусство украшало существование и питало эстетическое чувство воспитанников. Игра вносила дух соревнования, позволяла развивать волевые качества, моделировала социальные отношения. Работа ума направляла общую жизнь школы и удовлетворяла дух исследования. Соединение всех этих элементов укрепляло социальные навыки. Сама новая школа олицетворяла собой решение задачи разностороннего гармоничного воспитания личности, причем оно осуществлялось самым естественным образом - через изначально присущее ребенку стремление к активному восприятию жизни.

В первые годы советской власти С.Т.Шацкий постоянно выступал как сторонник трудовой школы. Вместе с тем он отмечал, что эта идея могла быть реализована не сразу, а только после создания соответствующих условий. Основываясь на убеждении, что ребенок хорошо усвоил только то, что познал с помощью активной деятельности, и подчеркивая необходимость связи научных и жизненных знаний ребенка, он считал главными элементами школы производительный труд, искусство, игру, социальную жизнь, умственную работу. "Такая школа не готовит специалистов. Она, - отмечал С.Т.Шацкий, - дает познание самых важных жизненных процессов и их взаимоотношений" (там же. Т. 2. С. 22).

В связи с новым пониманием учебно-воспитательного процесса должны были меняться методы обучения. В значительной степени они перекликались с "методом проектов", характерным для зарубежной трудовой школы, или с "комплексным методом", под которым понималось овладение учебным материалом на основе единого тематического стержня. Так, тема "Работа в гончарной комнате" предполагала не только формовку, роспись и обжиг различной посуды, но и получение знаний о составе и свойствах глины, географии ее залежей, равно как и проведение загородных экскурсий, посещение музеев и библиотек.

Известно, что в послереволюционные годы развернулась большая работа по реформированию всей образовательной системы, главной целью которой являлось создание единой трудовой школы. В числе педагогов, принимавших в ней активное участие, был и С.Т.Шацкий, который начал реализовывать свои идеи в работе Первой опытной станции. Она должна была служить своеобразным полигоном для ученых, работников детских садов, школ, внешкольных учреждений и культурно-просветительских организаций для взрослых, где на основе единой исследовательской программы разрабатывались и проверялись формы и методы воспитания и обучения. Однако понимание идеи трудовой школы в этот период было неоднозначным. Наряду с использованием трудового метода широкое распространение получили проекты, суть которых часто сводилась к замене школы производственной коммуной, профессионально-техническим обучением.

В этих условиях работа станции имела особое значение. Ее молодые педагоги попытались реализовать идею естественного формирования всесторонне развитых "будущих граждан республики" через организацию опытных заданий для воспитанников в сочетании с разумным самоуправлением. Под руководством С.Т.Шацкого учителя стремились к тому, чтобы дети учились всем предметам, не сидя в классных комнатах на обычных школьных уроках, а "играючи" - коллекционируя, рисуя, фотографируя, моделируя, наблюдая за растениями и животными, ухаживая за ними.

В "Положении о Первой опытной станции" говорилось, что "такая опытная работа имеет в виду накопление и разработку материалов, могущих способствовать как государственным органам, так и общественным организациям и широким кругам населения в деле углубления проблем культурной работы, выяснение организационных форм и методов проведения ее в жизнь" (Шацкий С.Т. Пед. соч.: В 4 т. Т. 2. М., 1964. С. 409). Через культуру предполагалось повышение технической грамотности населения, развитие духовной и социальной сфер. Одновременно с организацией деятельности воспитанников на станции проводилась большая работа по подготовке и повышению квалификации учителей.

Идеи и опыт естественного и всестороннего формирования личности средствами трудовой деятельности, важность коллективной работы, влияния труда на интеллектуальное развитие ребенка пропагандировались педагогами через устройство выставок детских работ, путем организации бесед и собраний с родителями и общественностью. Одновременно знание культурно-социальной среды воспитанников помогало сотрудникам станции оказывать на нее позитивное влияние и сохранять за школой роль центра воспитания.

Под руководством С.Т.Шацкого на станции проводились обширные социально- педагогические исследования и эксперименты. Рассмотрению и анализу подвергались экономика, быт, культура, педагогика семьи, поведение воспитанников в детских сообществах и коллективах, экономическая и культурно-бытовая среда района станции.

Деятельность станции некоторое время рассматривалась как "ледокол, пробивающий фарватер трудовой школы". Однако уже в начале 30-х гг. при смене внутриполитического курса, ужесточения партийного и государственного контроля за образованием она была закрыта. Заложенные в ее основе принципы естественного, всестороннего формирования личности с помощью свободного, полезного, радостного труда не соответствовали новому духу времени. Несмотря на всю важность работы по умственному, эстетическому, физическому развитию личности, на первом месте всегда стояло трудовое воспитание. Если в начале создания станции С.Т.Шацкий и его сотрудники рассматривали труд преимущественно как средство развития ребенка, то в дальнейшем он приобретал все большее значение и вес, подчиняя себе остальное, что меняло облик станции. Требовался педагогический талант С.Т.Шацкого и его первых сподвижников, чтобы гармонично сочетать идею развития личности на основе трудового метода с производительным трудом, трудовым обучением. Однако советской школой с ее идеологизированностью и командными методами руководства опыт воспитания свободного человека, личности со своим складом мышления не был востребован. Молодое поколение сотрудников, приходивших на станцию в конце 20-х гг., стремилось организовывать работу в духе требований нового времени. Все большей критике подвергались методы "буржуазной педагогики", под которой понимались главным образом реформаторские идеи начала XX в. Все более очевидным становилось идеологическое воспитание, целенаправленное трудовое обучение широких слоев населения, использование единых программ, средств и методов учебно-воспитательного процесса, которые в основном диктовались партией и правительством. Признание педагогических достижений С.Т.Шацкого в книге Д.Дьюи, опубликованной им после посещения нашей страны, только усугубило положение его детища. Разгон станции символизировал собой конец развития реформаторских идей, оказавших позитивное влияние на педагогическую науку и практику в стране, во многом определявших "лицо" отечественной педагогики в один из самых интересных периодов ее существования - конца XIX - начала XX в.

54. Педагогические идеи Е.И. Тихеевой

Елизавета Ивановна Тихеева (1866-1944) была талантливым педагогом и крупным общественным деятелем по дошкольному воспитанию. Она активно участвовала в разработке теории дошкольного воспитания, творчески используя классическое педагогическое наследство (в первую очередь К. Д. Ушинского) и обобщая опыт работы. своего и других детских садов России.

Педагогическую деятельность Е. И. Тихеева начала в 80-х годах XIX в. на Кавказе. Вместе со своей сестрой Л. И. Тихеевой-Чулицкой она обучала детей в бесплатной школе, открытой их отцом вблизи Тифлиса. В 90-х годах сестры переехали в Петербург и работали сначала в воскресной школе, а затем в организованной ими самими начальной школе.

Уже в первые годы своей педагогической деятельности Е. И. Тихеева обращала особое внимание на обучение детей родному языку в начальной школе. Руководствуясь указаниями К. Д. Ушинского о роли родного языка в обучении и анализируя свой опыт работы в начальной школе, Е. И. Тихеева составила в 1905 г. букварь “Русская грамота”, а затем несколько учебных пособий по родному языку для развития речи и мышления детей. Эти книги получили большое распространение.

В 1908 г. Е. И. Тихеева стала членом Петербургского общества содействия дошкольному воспитанию. В 1913 г. она выступила на Всероссийском съезде по семейному воспитанию с докладом “Роль государства, семьи и общества в деле дошкольного воспитания”. Начиная с 1913 г. Е. И. Тихеева состояла председателем школьной комиссии общества, которая разрабатывала вопросы дидактики, методики начального обучения. С этого же времени она руководила детским садом, открытым этим обществом, организуя опытно-экспериментальную работу по созданию методики воспитания детей дошкольного возраста.

В 1914 г. Е. И. Тихеева была в Италии, где ознакомилась с работой “домов ребенка Монтессори. Отметив некоторые положительные моменты в сфере сенсорного воспитания детей в этих домах, она пришла к общему заключению о принципиально неправильном направлении их работы. Е. И. Тихеева решительно выступала против мелкобуржуазной теории “свободного воспитания и “новой свободной школы”. В этой школе, писала она, отсутствует целенаправленное воспитание детей и необходимый порядок, господствует стихийность мер педагогического воздействия, “потворство слабостям, прихотям и проделкам учащихся”.

В годы первой мировой воины Е. И. Тихеева проводила большую консультационную и методическую работу по детским очагам, яслям, детским садам Петрограда, публиковала статьи, в которых выступала против превращения детских очагов в питомники по призрению детей, настаивала на организации в них воспитательно-образовательной работы, основанной на прогрессивных педагогических принципах. Она активно участвовала во Всероссийском съезде по призрению детей (1914), доказывала, что не может быть призрения детей без общественного воспитания.

В мае 1917 г. Е. И. Тихеева как вице-президент Петроградского общества содействия дошкольному воспитанию обратилась с докладной запиской в министерство народного просвещения Временного правительства, в которой ставила вопрос о включении детских садов в систему школьного образования, но не добилась положительного ответа.

Педагог, деятель в области дошкольного воспитания и начального обучения. В 1882-1903 преподавала в начальной школе. Одна из инициаторов создания (1906) просветительского общества "Сетлемент", преобразованного позднее в общество "Детский труд и отдых". В 1905-18 руководила созданным при обществе первым народным детским садом в Москве (в 1919 вошёл в состав 1-й Опытной станции Наркомпроса). С 1907 работала в организованной ею совместно с Е.Я. Фортунатовой экспериментальной начальной школе. Педагогическая система Ш. сложилась под влиянием идей свободного воспитания. Общественные воспитательные учреждения, по Ш., призваны оградить детей от негативного влияния среды, создать условия для развития их способностей, самостоятельности, инициативы, творчества. Роль воспитателя Ш. ограничивала наблюдением, содействием детям в их свободном самопроявлении.

С 1918 Ш. работала над проблемами создания системы дошкольного воспитания на основе принципов единства семейного и общественного, дошкольного и школьного воспитания, изучения психофизиологических особенностей ребёнка и окружающей его среды и др.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 425)

  • - Черный ход еще не заперт, - Мина Карловна сидит. - Извиняюсь... не нарочно... Я и сам тому не рад.....

    Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

  • - арт. оперы. Выступала на оперных сценах Москвы, Минска, Н. Новгорода. Гастролировала по городам России и Украины, в Смоленске, Воронеже...
  • - сов. математик. Окончила Моск. ун-т. С 1926 работает там же. Осн. работы относятся к теории функций действительного переменного...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - известная драматическая актриса...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - писательн.-переводч. под псевдонимом "Аполлонская"; р. в СПб. 1811 г. 3 февр., † 1874 г. 19 ноября в Гельсингфорсе...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - сотрудница журнала "Северный Меркурий" ...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - сотр. "Северн. Меркурия" ...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - педагог-дошкольница. Совместно с Шацким руководила, начиная с 1908, постановкой дошкольного воспитания в московском обществе "Детский труд и отдых"...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Брошель, Александра Карловна - известная драматическая артистка. Брошель воспитывалась в петербургском театральном училище и развитием своего таланта была обязана выдающейся Вере Васильевне Самойловой...

    Биографический словарь

  • - известная драматическая актриса, родилась в 1845 году; воспитывалась в СПб. театральном училище, откуда выступила на сцену 9-го февраля 1864 г., дебютировав, не особенно успешно, в драме Каменской: "Лиза Фомина"...
  • - писательница, внучка известного немецкого писателя и публициста Меркеля, содействовавшего своими статьями освобождению латышей при Александре I. Род. в 1840 году. В семидесятых годах получила от Моск....

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - немецкий нумизмат...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - советский математик, доктор физико-математических наук. В 1921 окончила Московский университет, с 1926 работала там же, профессор...
  • - первая русская женщина-статистик, деятель в области профессионального образования, писательница народнического направления...

    Большая Советская энциклопедия

  • - российский математик, доктор физико-математических наук, профессор. Труды по теории функций, в т. ч. по теории рядов...
  • - Горбуно́ва Минна Карловна, первая российская женщина-статистик, экономист. Изучала женское профессиональное образование за границей, вела переписку с Ф. Энгельсом...

    Большой энциклопедический словарь

"Шлегер, Луиза Карловна" в книгах

КУПРИНА-ИОРДАНСКАЯ (урожд. Давыдова) Мария Карловна

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 2. К-Р автора Фокин Павел Евгеньевич

КУПРИНА-ИОРДАНСКАЯ (урожд. Давыдова) Мария Карловна 1879–1966Издавала журнал «Мир Божий» (с 1906 – под назв. «Современный мир»). Первая жена А. Куприна. Автор книги воспоминаний «Годы молодости».«Муся была странная девушка. Очень хорошенькая. Стройная, с правильным лицом, с

Мусина-Пушкина Эмилия Карловна

Из книги Пушкин и 113 женщин поэта. Все любовные связи великого повесы автора Щеголев Павел Елисеевич

Мусина-Пушкина Эмилия Карловна Эмилия Карловна Мусина-Пушкина (1810–1846), ур. гр. Шернваль фон Валлен, баронесса - дочь выборгского губернатора К. Шернваля, шведка, младшая сестра Авроры Шернваль, жена (с 1828) графа В. А. Мусина-Пушкина, участника декабристского

ВИЕЛЬГОРСКАЯ Луиза Карловна (1791–1853),

Из книги Гоголь автора Соколов Борис Вадимович

ВИЕЛЬГОРСКАЯ Луиза Карловна (1791–1853), жена М. Ю. Виельгорского, графиня, урожденная герцогиня Бирон, фрейлина императорского двора. Была дружна с Гоголем, в котором видела учителя жизни.26 марта н. ст. 1844 г., только что покинув В. в Ницце, Гоголь писал ей из Страсбурга: «Никак

Аврора Карловна Шернваль (1813–1902)

Из книги автора

Аврора Карловна Шернваль (1813–1902) Дочь выборгского губернатора, шведка. Смуглая брюнетка, отличалась исключительной красотой, строгой и пластичной. Пушкин не раз встречался с ней в свете. Баратынский писал к ней: Выдь, дохни нам упоеньем Соименница зари! Всех румяных

Графиня Эмилия Карловна Мусина-Пушкина (1810–1846)

Из книги автора

Графиня Эмилия Карловна Мусина-Пушкина (1810–1846) Сестра предыдущей. В 1828 г. жена богача графа В. А. Мусина-Пушкина. Как и сестра, знаменитая красавица. В свете производили фурор ее белокурые волосы, синие глаза и черные брови. Влюбленный в нее Лермонтов писал: Графиня

Шарлотта Карловна Ливен

Из книги Тайны дома Романовых автора

ПАВЛОВА КАРОЛИНА КАРЛОВНА

Из книги 100 знаменитых женщин автора

ПАВЛОВА КАРОЛИНА КАРЛОВНА Урожденная Яниш(род в 1807 г. – ум. в 1893 г.) Известная русская поэтесса и прозаик, знаменитая переводчица. Почетный член Общества любителей российской словесности (1859 г.). Ты, уцелевший в сердце нищем, Привет тебе, мой грустный стих! Мой светлый

Шарлотта Карловна Ливен

Из книги Романовы. Семейные тайны русских императоров автора Балязин Вольдемар Николаевич

Шарлотта Карловна Ливен Нельзя писать о семье Павла и Марии Федоровны, а тем более о воспитании их детей, не рассказав о замечательной женщине, которая часто заменяла детям их родителей. Речь пойдет о несправедливо забытой Шарлотте Карловне Ливен, единственной в русской

Шарлотта Карловна Ливен

Из книги Екатерина Великая и ее семейство автора Балязин Вольдемар Николаевич

Шарлотта Карловна Ливен Нельзя писать о семье Павла и Марии Федоровны, а тем более о воспитании их детей, не рассказав о замечательной женщине, которая часто заменяла детям их родителей. Речь пойдет о несправедливо забытой Шарлотте Карловне Дивен, единственной в русской

Павлова Каролина Карловна Урожденная Яниш (род в 1807 г. – ум. в 1893 г.)

Из книги Женщины, изменившие мир автора Скляренко Валентина Марковна

Павлова Каролина Карловна Урожденная Яниш (род в 1807 г. – ум. в 1893 г.) Известная русская поэтесса и прозаик, знаменитая переводчица.Почетный член Общества любителей российской словесности (1859 г.). Ты, уцелевший в сердце нищем, Привет тебе, мой грустный стих! Мой светлый

Бари Нина Карловна

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БА) автора БСЭ

Павлова Каролина Карловна

БСЭ

Павловская Эмилия Карловна

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПА) автора БСЭ

Горбунова Минна Карловна

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГО) автора БСЭ

ПАВЛОВА, Каролина Карловна

Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора Душенко Константин Васильевич

ПАВЛОВА, Каролина Карловна (1807–1893), поэтесса, переводчик 10 Одно, чего и святотатство Коснуться в мире не могло; Моя напасть! мое богатство! Мое святое ремесло! «Ты, уцелевший в сердце нищем…» (1854) ? Павлова К. Полн. собр. стихотворений. - М.; Л., 1964, с.

Луиза Карловна Шлегер

Педагогическая деятельность Луизы Карловны Шлегер (1863-1942) началась в 1882 г., а с 1905 г. она стала активным участником обществ «Сетлемент» и «Детский труд и отдых», проводивших воспитательные мероприятия для детей московской бедноты. На одной из рабочих окраин Москвы был открыт детский сад, в котором Л. К. Шлегер и другие члены общества работали безвозмездно. Они пересмотрели фребелевский дидактический материал, сделали основой воспитательной работы так называемый план жизни детей, в котором отдали дань распространенной в то время теории свободного воспитания, предоставив детям полную свободу в играх и занятиях. Однако уже вскоре они были вынуждены установить элементы организованного воздействия на детей, а затем ввели так называемые предложенные занятия и обязательные занятия по плану воспитательницы, перейдя фактически к планированию работы народного детского сада. В то же время воспитательная работа не объединялась какой-либо единой программой или целью. В ряде работ Л. К. Шлегер («Материалы для бесед с маленькими детьми», «Практическая работа в детском саду» и др.) содержатся ценные советы по методике организации бесед с дошкольниками, изучению детей, индивидуальной работе, применению специальных упражнений для развития органов чувств. Л. К. Шлегер оказала заметное влияние на развитие теории дошкольного воспитания. После Великой Октябрьской социалистической революции она активно участвовала в развитии теории и практики советского дошкольного воспитания.

Шлегер Луиза Карловна , педагог, деятель в области дошк. воспитания и нач. обучения. Окончила пед. класс при Саратовской жен. гимназии (1882), затем училась на ист.-филол. ф-те Моск. высш. жен. курсов (1884-87), пед. курсах Моск. об-ва воспитательниц и учительниц (1887-89). В 1882-1903 работала учительницей нач. классов, домашней воспитательницей. Была среди инициаторов создания (1906) просветительского об-ва "Сетлемент", преобразованного позднее в об-во "Детский труд и отдых". В 1905-18 руководила созданным при об-ве первым нар. дет. садом в Москве (в 1919 вошёл в состав Первой опытной станции Наркомпроса). С 1907 работала в организованной ею совм. с Е. Я. Фортунатовой эксперим. нач. школе. Преподавала на курсах подготовки воспитательниц при Ун-те Шанявского. С 1918 в Моск. отделе нар. образования: одновременно консультант по дошк. воспитанию в Наркомпросе; принимала участие в подготовке педагогов для дет. садов и т. п. В 1930-х гг. занималась гл. обр. исследоват. работой в области нач. обучения.

Пед. система Ш. сложилась под влиянием идей свободного воспитания. Обществ, воспитат. учреждения, по Ш., призваны оградить детей от негативного влияния среды, создать условия для развития их способностей, самодеятельности, инициативы, творчества. Ш. на нач. этапе своей деятельности отрицала необходимость целенаправленного пед. руководства и планирования работы с детьми. Роль воспитателя должна была сводиться к наблюдению, содействию детям в их свободном самопроявлении (через игры и ручной труд), к общей организации жизни в дет. саду. На практике в дет. саду Ш. осуществлялась систематич. воспитат. работа; со временем всё больше внимания уделялось вопросам руководства и планирования деятельности дет. сада, был разработан занимательный и близкий к практич. нуждам детей дидактич. материал. Стремясь к преемственности между дет. садом и нач. школой, Ш. и Фортунатова предложили и использовали в эксперим. школе принципы комплексной системы обучения, к-рые могли бы упорядочить и расширить представления детей об окружающем мире и на этой основе способствовать развитию разнообразных интересов и способностей, в т. ч. формированию навыков чтения, письма, счёта.

С 1918 Ш. работала над проблемами создания системы дошк. воспитания, содержания и методов работы дошк. учреждений. Мн. принципы, обоснованные Ш., - единство семейного и общественного, дошк. и шк. воспитания, изучение психофизиол. особенностей ребёнка и окружающей его среды в процессе работы с ним и др. - нашли отражение в метод, письмах Наркомпроса, материалах Всерос. съездов по дошк. воспитанию. Большое внимание Ш. уделяла деятельности переходных групп для детей 7-летнего возраста (до 1943 шк. обучение начиналось с 8 лет, в дет. сады принимались дети до 6 лет). В метод, работах по обучению грамоте Ш. предложила использовать в качестве осн. уч. пособия таблицы, составленные самими учащимися; букварь рассматривала не как учебник, а как первую книгу для чтения. Широкое распространение получили подготовленные ею книги для нач. чтения.

Соч.: Практич. работа в дет. саду, М., ; Материалы для бесед с маленькими детьми, в. 1-3, М., 1913-14 (соред.); Особенности работы с детьми семилетнего возраста, Л., 1924; Метод, руководство к букварю, M., 19353 (соавт.).

Луиза Карловна Шлегер

Педагогическая деятельность Луизы Карловны Шлегер (1863-1942) началась в 1882 г., а с 1905 г. она стала активным участником обществ «Сетлемент» и «Детский труд и отдых», проводивших воспитательные мероприятия для детей московской бедноты. На одной из рабочих окраин Москвы был открыт детский сад, в котором Л. К. Шлегер и другие члены общества работали безвозмездно. Они пересмотрели фребелевский дидактический материал, сделали основой воспитательной работы так называемый план жизни детей, в котором отдали дань распространенной в то время теории свободного воспитания, предоставив детям полную свободу в играх и занятиях. Однако уже вскоре они были вынуждены установить элементы организованного воздействия на детей, а затем ввели так называемые предложенные занятия и обязательные занятия по плану воспитательницы, перейдя фактически к планированию работы народного детского сада. В то же время воспитательная работа не объединялась какой-либо единой программой или целью. В ряде работ Л. К. Шлегер («Материалы для бесед с маленькими детьми», «Практическая работа в детском саду» и др.) содержатся ценные советы по методике организации бесед с дошкольниками, изучению детей, индивидуальной работе, применению специальных упражнений для развития органов чувств. Л. К. Шлегер оказала заметное влияние на развитие теории дошкольного воспитания. После Великой Октябрьской социалистической революции она активно участвовала в развитии теории и практики советского дошкольного воспитания.

Шлегер Луиза Карловна , педагог, деятель в области дошк. воспитания и нач. обучения. Окончила пед. класс при Саратовской жен. гимназии (1882), затем училась на ист.-филол. ф-те Моск. высш. жен. курсов (1884-87), пед. курсах Моск. об-ва воспитательниц и учительниц (1887-89). В 1882-1903 работала учительницей нач. классов, домашней воспитательницей. Была среди инициаторов создания (1906) просветительского об-ва "Сетлемент", преобразованного позднее в об-во "Детский труд и отдых". В 1905-18 руководила созданным при об-ве первым нар. дет. садом в Москве (в 1919 вошёл в состав Первой опытной станции Наркомпроса). С 1907 работала в организованной ею совм. с Е. Я. Фортунатовой эксперим. нач. школе. Преподавала на курсах подготовки воспитательниц при Ун-те Шанявского. С 1918 в Моск. отделе нар. образования: одновременно консультант по дошк. воспитанию в Наркомпросе; принимала участие в подготовке педагогов для дет. садов и т. п. В 1930-х гг. занималась гл. обр. исследоват. работой в области нач. обучения.

Пед. система Ш. сложилась под влиянием идей свободного воспитания. Обществ, воспитат. учреждения, по Ш., призваны оградить детей от негативного влияния среды, создать условия для развития их способностей, самодеятельности, инициативы, творчества. Ш. на нач. этапе своей деятельности отрицала необходимость целенаправленного пед. руководства и планирования работы с детьми. Роль воспитателя должна была сводиться к наблюдению, содействию детям в их свободном самопроявлении (через игры и ручной труд), к общей организации жизни в дет. саду. На практике в дет. саду Ш. осуществлялась систематич. воспитат. работа; со временем всё больше внимания уделялось вопросам руководства и планирования деятельности дет. сада, был разработан занимательный и близкий к практич. нуждам детей дидактич. материал. Стремясь к преемственности между дет. садом и нач. школой, Ш. и Фортунатова предложили и использовали в эксперим. школе принципы комплексной системы обучения, к-рые могли бы упорядочить и расширить представления детей об окружающем мире и на этой основе способствовать развитию разнообразных интересов и способностей, в т. ч. формированию навыков чтения, письма, счёта.

С 1918 Ш. работала над проблемами создания системы дошк. воспитания, содержания и методов работы дошк. учреждений. Мн. принципы, обоснованные Ш., - единство семейного и общественного, дошк. и шк. воспитания, изучение психофизиол. особенностей ребёнка и окружающей его среды в процессе работы с ним и др. - нашли отражение в метод, письмах Наркомпроса, материалах Всерос. съездов по дошк. воспитанию. Большое внимание Ш. уделяла деятельности переходных групп для детей 7-летнего возраста (до 1943 шк. обучение начиналось с 8 лет, в дет. сады принимались дети до 6 лет). В метод, работах по обучению грамоте Ш. предложила использовать в качестве осн. уч. пособия таблицы, составленные самими учащимися; букварь рассматривала не как учебник, а как первую книгу для чтения. Широкое распространение получили подготовленные ею книги для нач. чтения.

Соч.: Практич. работа в дет. саду, М., ; Материалы для бесед с маленькими детьми, в. 1-3, М., 1913-14 (соред.); Особенности работы с детьми семилетнего возраста, Л., 1924; Метод, руководство к букварю, M., 19353 (соавт.).