Конспект занятия по аппликации. Тема: "Рыбки в аквариуме"

Образовательная область: Познание» (конструктивная деятельность)
Интеграция образовательных областей: «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Труд» (ручной труд), «Физическая культура».
Виды детской деятельности: продуктивная, коммуникативная, восприятие художественной литературы, трудовая, двигательная активность.
Цель: продолжать знакомить детей с конструированием из бумаги в технике «оригами». Повышать интерес детей к изготовлению поделок в технике «оригами».
Задачи:
Образовательные:
— Упражнять детей в многократном складывании бумаги, совершенствовать навыки сгибания квадратного листа по диагонали, пополам, четко совмещая стороны и углы.

Закрепить базовую форму «двойной треугольник».

— Формировать умения следовать устным инструкциям воспитателя.
Развивающие:
— Развивать у детей двигательную активность, способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер
— Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.

Воспитательные:
— Воспитывать интерес детей к искусству оригами.
— Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
— Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.

Планируемые результат: способен конструировать модель рыбки из бумаги; владеет в соответствии с возрастом основными движениями; проявляет интерес к информации, которую получает во время общения; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.

Предварительная работа: чтение художественных произведений о рыбах, беседы о содержании аквариума, отгадывание загадок, практическая работа с бумагой в технике «оригами», выполнение базовой формы «двойной треугольник». Наблюдение детей за аквариумом.

· Материалы и оборудование: Для воспитателя: модель рыбки, два листа цветной бумаги (розовой, желтой) квадратной формы (23см/23см), клей, салфетка. Средства ТСО: компьютер, телевизор, видеоролик для детей.
Для детей: два листа цветной бумаги (розовой, желтой) квадратной формы (12см/12см), фломастеры, клей, салфетки.

Ход занятия.

1. Организационный момент

Воспитатель: Ребята, давайте поприветствуем друг друга.
Давайте порадуемся улыбчивым лицам.

И всем кто живет на этой планете.
«Доброе утро!» скажем мы взрослым и детям.

Воспитатель: Ребята, сейчас я вам загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать

Этот дом не деревянный,

НЕ из камня этот дом.

Он прозрачный, он стеклянный,

Нету номера на нем.

И жильцы в нём не простые,

Не простые золотые.

Эти самые жильцы –

Знаменитые пловцы.

(Аквариум, рыбки.)

Правильно это загадка о рыбках в аквариуме, молодцы! (видеоролик-отгадка). Ребята аквариумы бывают разными: большими и маленькими, круглыми и квадратными, а могут быть сказочными, как у нас. (макет аквариума). А, в этом аквариуме нет рыбок. Предлагаю вам заселить аквариум вот такими рыбками. (воспитатель показывает готовую заготовку «рыбки») Давайте рассмотрим, из каких частей состоит рыба? Ответы детей: туловище, хвост.

Воспитатель: что еще есть у рыб?

Ответы детей: чешуя, плавники, глаза, рот.

Воспитатель: Сегодня мы с вами сделаем «чудо-рыбку» в технике оригами. Проходите на свои места.

2. Основная часть.

· Показ приемов работы и объяснение.

— Я приготовила заготовки из бумаги, какой формы они? Цветом? (Квадратной, розовый, желтый. На экране базовая форма «двойной квадрат» (постепенное приучение к складыванию по схемам с целью подготовленности к следующему возрастному этапу обучения в технике «оригами»))

1. Беру розовый квадрат и складываю его пополам, поднимая нижний угол к верхнему углу.

У меня получился треугольник или «косыночка». Сгибаю треугольник. Хвостик готов.

2. Сгибаю желтый квадрат пополам, поднимаю нижний угол к верхнему, получился треугольник или «косыночка» перегибаю (согнуть и разогнуть) треугольник. Сгибаю уголки от линии перегиба. Сгибаю уголки вниз.

3.Переворачиваю деталь. Поворачиваю деталь. Склеиваю детали. Рисую рыбке глаз, рот, чешую.

· Физкультминутка «Аквариум»

Улитки ползут, свои домики везут. (Передвигаются по кругу в полуприседе., сложив руки за спиной.)

Рогами шевелят, на рыбок глядят. (Останавливаются, делают «рожки» из пальчиков, ритмично наклоняют голову влево, вправо.)

Рыбки плывут, плавничками гребут. (Передвигаются по кругу мелкими шажками, опустив руки вдоль туловища; движения только ладонями вперед-назад.)

Влево, вправо поворот, а теперь наоборот. (Плавные повороты туловища влево право и наоборот.)

Пока дети садятся на свои места воспитатель читает потешку: — Много могут пальчики, озорные мальчики, могут карандаш держать, чтоб картинки рисовать, могут пальчики лепить, из бумаги птиц сложить, и машину, и зверей, приготовьтесь поскорей.

· Выполнение работы.

А теперь приступим к работе. Перед вами лежат все необходимые материалы. (На экране базовая форма «двойной квадрат») Вы готовы? Начинаем!

Дети начинают работать по словесной инструкции воспитателя. Воспитатель также показывает приемы сложения фигуры.

3. Итог занятия:

Наши пальцы не ленились над фигуркой трудились.
Посмотрите, какие рыбки получились.

Спасибо вам за работу. А теперь поселим ваших рыбок в аквариум. Дети вместе с воспитателем «плывут» к аквариуму держа рыбок в руках, в это время воспитатель читает стих.

Вот плывем мы, вот ныряем
Дно морское достигаем
И, внезапно попадаем
В сад волшебный под водой
Посмотри, какой нарядный, разноцветный он какой!

Готовых рыбок заселяем в аквариум.

Предлагаю детям полюбоваться готовым аквариумом, обсуждаем получившиеся образы рыбок.

Молодцы! Я увидела какие красивые рыбки у вас получились. Вот какие вы волшебники!

Конспект НОД по теме: "Аквариумные рыбки»

МБДОУ детский сад №61 «Семицветик»
Описание: предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности по художественному творчеству для детей старшей группы (5-6 лет) по теме "Аквариумные рыбки". Данный материал будет полезен воспитателям старшей группы. Это конспект по ИЗО-деятельности, направленный на развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных способов рисования.

Конспект НОД в старшей группе по теме: «Аквариумные рыбки».
Образовательная область и направление: художественное творчество
Цель: знакомство детей с нетрадиционными способами рисования.
Программные задачи:
1.Образовательные
закрепить знания детей об аквариумных рыбках

Продолжить знакомство с обитателями подводного мира закрепить практические навыки по рисованию гуашью и объемной аппликации

2.Развивающие
развивать мышление, мелкую моторику рук, художественный вкус.
развивать творческие способности детей через использование нетрадиционных способов рисования. .
3.Воспитательные
воспитывать умения работать в коллективе;
воспитывать самостоятельность, аккуратность, интерес и любовь ко всему живому

Интегрируемые образовательные области: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное и речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие». Предварительная работа: рассказ воспитателя об аквариумных рыбках, о представителях подводного мира. Методические приемы:

- Словесный: вопросы, объяснения, поощрения, анализ.
- Наглядный: иллюстрации с изображением рыб, фото аквариумов. Демонстрационный материал: презентация «Аквариум дома». Раздаточный материал: одноразовые бумажные тарелки, краски, кисточки, баночки с водой, пластилин, ракушки.


Ход занятия
1. Организационный момент.

На доске висит макет аквариума. (загадка про аквариум)


2 . Сообщение темы и цели занятия

. Аквариум, аквариум!

Кусочек дна морского!

Аквариум, аквариум!

Я не видал такого:

Здесь рыбки золотые

Резвятся в глубине,

Желания простые

Рождаются во мне:

Хотел бы я, как рыбки,

И плавать, и нырять,

И быть таким же гибким,

И хвостиком вилять!


Место жительства рыбок – это обычно прозрачный небольшой сосуд в виде вазы или ванны. Разным рыбкам требуется разное количество места и объем воды, даже форма аквариума должна быть грамотно подобрана. Самым маленьким рыбкам достаточно и пол литра воды, а некоторым требуется столько, что содержать их в домашних условиях не получится. В таком случае можно увидеть этих рыб в зоопарках, в некоторых их которых аквариумы настолько огромные, что там даже плавают акулы.

Ребята, а каких аквариумных рыбок знаем мы?

Дети отвечают (гуппи, скалярии, меченосцы)
Прежде, чем рисовать
Нужно пальчики размять.
Указательный и средний,
Безымянный и последний
Поздоровались с большим.
А теперь потрем ладошки
Друг о друга мы немножко.
Кулачки разжали – сжали,
Кулачки разжали – сжали.
Вот и пальчики размяли.
А сейчас мастера
За работу всем пора.
Мастера, скорей за дело
Украшай матрешек смело
Выбирай любой узор,
Чтобы радовал он взор.

4. Практическая часть
-Ребята у вас на столе лежат одноразовые тарелки. Посмотрите, они похожи на рыб? На первый взгляд, нет. Для начала мы раскрасим их.

Теперь с одной стороны вырезаем треугольник, это будет рот у нашей рыбки, а сейчас этот треугольник превратится в хвостик. Смотрите, получилась рыбка.

Ребята, чего не хватает у рыбки?

Дети отвечают (глаз)

А глаза мы сделаем из пластилина.

Вот и получились наши рыбки. Осталось их поселить в наш аквариум.

Ребята, скажите, что еще можно увидеть в аквариуме?

Дети отвечают (ракушки, улиток, водоросли)

Ребята вам понравилось? Теперь вы знаете как быстро можно сделать рыбку из бумажной тарелки и можете научить своих друзей и родителей.


Конспект занятия по аппликации.

Тема: "Рыбки в аквариуме"

Цель: Учить резать по линии до ограничения; закрепить умение детей сгибать квадрат по вертикали и горизонтали, загибать углы; формировать у детей художественно-практические умения и навыки (подбирать соединения цветов, аккуратно пользоваться ножницами, наклеивать изображения) ; составлять единую композицию, работать в коллективе, развивать мелкую моторику пальцев, внимание, память. Развивать творчество, фантазию.

Предварительная работа: изготовление детьми на ранее проведенных занятиях фона-заготовки «Морское дно», чтение произведений на тему морских животных, рассматривание иллюстраций, прослушивание аудиозаписи

Оборудование и материалы: фон-заготовка «Морское дно», иллюстрации морских животных, аудиокассета, аквариум, подносы, цветные квадраты, прямоугольники с начерченными линиями, карандаш, ножницы, клей, клеенки.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Организационный момент.

Дети, а вы любите путешествовать?

Я предлагаю вам путешествие на дно моря, только вот не могу решить, на чем мы можем спуститься на морское дно. (На подводной лодке, в водолазном костюме) .

Давайте наденем водолазный костюм, и отправимся в дорогу (имитация движений, звуки воды - аудио кассета).

Вот и опустились мы на дно моря. Посмотрите вокруг, как много в подводном царстве разных животных. На прошлых занятиях мы беседовали об обитателях морей. Давайте вспомним, как они называются? (Рыбы, крабы, киты, дельфины, акулы, морские звездочки, медузы и т. д.) .

Пора отправляемся назад домой. (имитация движений, звуки воды - аудио кассета «Малыш в лесу» №6) .

Сообщение темы и цели занятия.

Вот мы и дома! Посмотрите, какое место в нашей группе напоминает нам о подводном мире? (Аквариум)

Предлагаем подойти к аквариуму и понаблюдать за его обитателями.

Есть прозрачный чудо - дом,

Днем и ночью рыбы в нем.

Вместо воздуха - вода,

Рыбам без нее нельзя.

Рыбки плавают по кругу,

Улыбаются друг другу.

Смотрят рыбки сквозь стекло,

Им уютно и тепло.

Ведь аквариум морской

Для рыбешек - дом родной.

Посмотрите внимательно и скажите, что интересного можно увидеть в аквариуме? (Разных рыб)

Аквариум - это целый подводный мир. Также как и мы не можем обойтись без воздуха, так и рыбы не могут жить без воды, это их дом. На дне много разноцветных камушков, ракушек, а еще много разных растений. А кто знает, как они называются? (Водоросли)

Некоторые рыбы питаются ими, а еще подводные растения насыщают воду кислородом, который также необходим подводным обитателем.

А где могут жить рыбы? (В реке, в море, в океане)

Кто из вас самый догадливый, тот ответит на вопрос: «Чем отличаются места обитания рыб: подводный мир и аквариум? » Подвести детей к мысли, что аквариум создан руками человека, что это искусственный подводный мир.

Предлагаем подойти к фону-заготовке «Морское дно».

Посмотрите, на предыдущих занятиях мы изготовили картину одного из уголков морского дна, но в нем чего-то не хватает? (Рыбок)

Перечислите элементы ее строения? (Хвост, плавники, туловище, голова)

Объяснение нового материала.

Попробуем сегодня изготовить фигурки рыбок в технике оригами. Что такое оригами? (складывание бумаги, получаются фигурки)

Какое свойство бумаги будем использовать? (Бумага легко сгибается)

Посмотрите на подносы. Какие фигуры помогут нам выполнить фигурку рыбки? (квадрат, прямоугольник)

А кто мне скажет, чем похожи эти фигуры? (4 угла и 4 стороны)

А чем различаются? (У квадрата все стороны одинаковые, а у прямоугольника нет)

Послушайте внимательно, как мы будем работать?

Сложим из квадрата рыбку

Подготовим хвостик для рыбки

Соединим две части рыбки

Расположим и приклеим на нашем фоне-заготовке свою рыбку.

Дети выбирают квадрат и прямоугольник, садятся за столы.

Этапы выполнения работы.

Ребята, для того чтобы наша рыбка получилась, линии сгиба нужно хорошо проглаживать. Посмотрите внимательно, как будем выполнять.

Показ выполнения работы педагогом.

«Раз - верхний правый уголок приподнимаем,

Два - с левым нижним соединяем,

Три - уголочки разогнули,

На четыре - другие уголки согнули.

А теперь разверни -

Буква спряталась внутри.

Кто догадлив, назови? " (Буква "Х")

Работу мы перевернули,

И пополам ее согнули»

Положили башенкой и соединяем левые уголки между собой, а потом правые.

Выполнение работы детьми совместно с педагогом.

Физкультминутка.

Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп,

Мы глазами миг-миг,

Мы плечами чик-чик.

Раз - сюда, два - туда,

Повернись вокруг себя.

Раз - присели, два - привстали,

Руки кверху все подняли,

Раз-два, раз-два,

Заниматься нам пора!

Этап выполнения работы.

Теперь приготовим хвостик. Разрезаем по линиям до линии ограничения. Накручиваем наш хвостик на карандаш. Приклеиваем его к телу рыбки. Наша рыбка готова. Осталось ее поселить в нашем морском уголке.

Самостоятельная работа, индивидуальная помощь.

Каждый ребенок по мере окончательного оформления своей рыбки подходит к панно и прикрепляет свое изделие на общем плакате-заготовке "Морское дно " в понравившееся место.

Звучит аудиозапись «Шум моря»

Итог занятия.

Посмотрите, какой мы сделаем с вами прекрасный морской уголок!

Чем мы сегодня занимались, о чем вспомнили?

Что больше всего вам запомнилось, понравилось?

Что научились делать?

Что нового узнали?

Посмотрите, какой замечательный аквариум мы сделали все вместе.

Каждый из вас может узнать много интересного о рыбах и морских животных из энциклопедий и разных книг.

Катюнина Наталья Николаевна ,

воспитатель

МДОУ "Детский сад "Родничок" г.Надыма"

Системно -деятельностный подход в дошкольном образовании.

Миссия (цель) воспитателя – перестать быть нужным ребенку, сделать его свободным, чтобы он поверил в свои собственные силы»

А.А. Майер

Основные задачи дошкольного образования в соответствии новыми государственными образовательными стандартами сформировать у дошкольников умение и желание добывать новые знания.

Методологической основой стандартов образования нового поколения является системно-деятельностный подход. Основная идея его состоит в том, что новые знания детям не даются в готовом виде они «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача педагога заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать воспитатель должен организовать работу детей так, чтобы они сами додумались до решения проблемы и объяснили, как надо действовать в новых условиях. Технология деятельностного метода предполагает умение извлекать знания посредством выполнения специальных условий, в которых, опираясь на приобретенные знания, самостоятельно обнаруживают и осмысливают учебную проблему. Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.

В своей работе я использую системно-деятельностный подход и стараюсь его применять во всех видах деятельности. В частности на различных занятиях, одно из которых предлагаю вашему вниманию.

Конспект занятия в старшей группе - изобразительная деятельность.

Аппликация «Рыбки в аквариуме»

Программное содержание: развивать художественное воображение, эстетический вкус. Развивать чувство композиции. Закреплять усвоенные ранее приемы вырезания, в том числе приемы вырезания геометрических элементов (круг, полукруг, треугольник). Упражнять в составлении изображения из геометрических фигур. Продолжать развивать умение рассматривать и оценивать созданные изображения.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций аквариумных рыбок;

Беседа на тему «Где живут рыбы?»;

Чтение: «В морях и океанах». Серия «Узнай мир»

- «Моя первая энциклопедия» П.Я. Гальперштейн

-«Животные морских заливов и океанских глубин». Серия « Смотри и изучай животных».

Материалы:

Демонстрационный: «фотография» - образец аквариума с рыбками (50х50см). Набор геометрических фигур с грустным выражением: квадрат, треугольник, круг, овал, прямоугольник. Письмо.

Раздаточный: листы картона в виде аквариума по количеству детей, цветная бумага зеленого и коричневого цветов для водорослей и камушков, прямоугольники из цветной бумаги (большие – 4х8см, маленькие – 2х4см) по 2-3 шт. на каждого ребенка,ножницы, манка, клей, кисточки для клея, салфетки.

Оформление группы: два мольберта. На одном в начале занятия воспитатель прикрепляет геометрические фигуры с грустным выражением, а в конце – с веселым. На втором мольберте прикрепляется «фотография» аквариума с рыбками.

Ход занятия:

I . Введение в игровую ситуацию.

Воспитатель собирает детей около себя:

Ребята, вы любите путешествовать? (Да)

Куда вы ездили? (На море, к бабушке, на юг и т.д.)

Хорошо, скажите, пожалуйста, в какой стране мы с вами живем? (в России)

А какие страны вы еще знаете? (Дети сами или с помощью воспитателя перечисляют несколько стран).

Ребята, а я знаю еще одну страну – страну Геометрических Фигур. Жители этой страны очень хотят с вами познакомиться и прислали вам письмо со своими фотографиями. Хотите посмотреть?

Воспитатель достает из конверта и показывает детям карточки с изображением геометрических фигур: квадрата, треугольника, круга,прямоугольника, овала. Каждая фигура с грустным выражением.Дети называют уже знакомые им фигуры. Обращают внимание на их грустное выражение.

Воспитатель:

Оказывается, вы знаете жителей этой страны, молодцы! Но, действительно, они все очень грустные, как вы думаете, почему? (Их кто-то обидел, они заболели и т.д.).

Воспитатель:

Ребята, в конверте есть письмо, давайте, прочтем его. Воспитатель читает письмо:

Нам пишет король этой страны Куб и королева Пирамида:

«Дорогие ребята, мы очень рады с вами познакомиться, и хотим попросить вас о помощи.

Я, король Куб и королева Пирамида на Новый год подарили каждому жителю нашей страны аквариум с рыбками, но злой волшебник Конус не любит, когда в нашей стране все веселятся и радуются и заколдовал всех рыбок, превратив их в кусочки бумаги, поэтому наши жители ходят очень грустные. Помогите, пожалуйста, расколдовать рыбок и вернуть их в аквариумы, чтобы жители нашей страны опять могли веселиться и радоваться. Высылаем вам фотографию рыбок. Очень надеемся на вашу помощь!

Времени очень мало, торопитесь!»

Воспитатель показывает детям «фотографию» с изображением аквариума с рыбками.

Ребята, хотите помочь жителям страны вернуть рыбок? Сможете?

II .Игровая деятельность.

Воспитатель:

Я приглашаю вас за столы.

Дети садятся за столы, воспитатель обращает внимание - перед каждым лежит маленький «аквариум», и кусочки бумаги, в которые волшебник Конус превратил рыбок.

Воспитатель:

Ребята, давайте внимательно рассмотрим фотографию. Здесь изображено много разных красивых рыбок, но между ними есть что-то общее. Что, как вы думаете? (Воспитатель выслушивает ответы детей, если необходимо, подводит к ответу, что туловище всех рыбок выполнено из геометрических фигур).

Какие геометрические фигуры вы видите? (Треугольники, квадраты, ромбы,круги).

Рыбок очень много, а король написал, что нужно торопиться, я думаю, каждый не сможет расколдовать всех рыбок. Что же делать? (каждый попробует расколдовать одну или две рыбки).

Ребята, у нас еще одна проблема: на фотографии рыбки выполнены из разных геометрических фигур, а у нас только прямоугольники и несколько кусочков цветной бумаги. (Дети предлагают разные варианты вырезания геометрических фигур, используя прямоугольник: если сложить данный прямоугольник пополам и разрезать по линии сгиба, можно получить два квадрата; из квадрата можно получить треугольники; если срезать у треугольника углы можно получить полукруг и т. д.).

Хорошо, молодцы, но, давайте посмотрим, на столе еще лежит манная крупа. Она может нам пригодиться? (Из нее можно сделать песчаное дно).

Еще нам нужны водоросли и камушки, из чего мы их сможем сделать? (из зеленой и коричневой бумаги).

Тогда, я думаю пора браться за дело.

Предлагаю сначала насыпать «песок» (намазываем дно аквариума клеем и посыпаем манкой).

Прежде чем заселять аквариум рыбками, что нам еще необходимо? («положить» камушки на дно и «посадить» водоросли).

Верно, из чего мы сможем их сделать? (камушки – из коричневой, водоросли – из зеленой бумаги)

Дети, с помощью воспитателя обрывают кусочки бумаги и наклеивают их на заготовку.

Воспитатель:

Ребята, Король Куб и королева Пирамида очень вам благодарны, что вы согласились помочь и предлагают вам немножко отдохнуть.

Физкультминутка. «Для начала мы с тобой…»
Для начала мы с тобой
Крутим только головой. (Вращения головой.)
Корпусом вращаем тоже.
Это мы, конечно, сможем. (Повороты вправо и влево.)
А теперь мы приседаем.
Мы прекрасно понимаем -
Нужно ноги укреплять,
Раз-два-три-четыре-пять. (Приседания.)

А теперь на месте шаг.

Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте)

Плечи выше поднимаем,

А потом их опускаем (Поднимать и опускать плечи)

Десять раз подпрыгнуть нужно

Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте)

Мы колени поднимаем-

Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте)

От души мы потянулись (Потягивание – руки вверх и в стороны)

И на место вновь вернулись (Дети садятся).

Воспитатель:
- Можно и рыбками заняться. Каждый из вас может успеть сделать одну или две рыбки. Можно сделать по образцу, а можно и свою рыбку придумать.

Дети с помощью воспитателя вырезают из прямоугольников разные геометрические фигуры и, используя образец и свою фантазию, собирают из них рыбок. Воспитатель обращает внимание, что сначала нужно собрать рыбку из полученных деталей, и только потом приклеивать их.

Самостоятельная работа детей. Воспитатель по необходимости помогает детям, подсказывая и корректируя их работу.

III . Осмысление.

Воспитатель раскладывает готовые работы на столе и просит детей подойти. Просит детей оценить свою работу и работы других ребят. Хвалит детей, отмечая интересные особенности работы каждого ребенка.Затем предлагает посмотреть на геометрические фигуры волшебной страны:

Посмотрите, они снова стали веселые, значит, мы смогли им помочь!

Король Куб и королева Пирамида благодарят вас за помощь.

Вам понравилось занятие? Что было самым интересным? Трудно было? Что было самым трудным? Как вы думаете, почему вы смогли помочь жителям страны геометрических фигур? (Знаем геометрические фигуры, умеем из прямоугольников получать квадраты, а из квадратов вырезать круги и треугольники и использовать их в создании рыбок).

Мне тоже очень понравилось, как вы работали, большое вам спасибо!

Литература:

1. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

2. Воспитание и обучение детей в старшей группе детского сада / Под ред. В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.- М.: Мозаика – Синтез, 2006.

3. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред.

М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика – Синтез, 2010.

4. Ветлугина Н.А. Система эстетического воспитания в детском саду. – М., 1962.

5. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка – ступенька к школе. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Часть 3., М.: Издательство «Ювента», 2011.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Конспект ОД в детском саду. Старшая группа

Яковлева Ольга Васильевна воспитатель ГБОУ «Школа № 842», город Москва
Описание работы: Предлагаю вам конспект образовательной деятельности на тему «Рыбы» для детей старшей группы (5-6 лет). Данный материал будет полезен воспитателям, работающим с детьми старшего дошкольного возраста. Это конспект образовательной деятельности, направленный на обогащение представлений детей о рыбах, развитие речевой активности детей через составление рассказов по картинкам.

Образовательная область: Речевое развитие
Цель: Составление описательных рассказов о рыбах.
Задачи
Образовательные
Учить детей составлять описательные рассказы о рыбах.
Совершенствовать навыки словообразования.
Упражнять в подборе к существительному прилагательных, глаголов.
Обеспечить игровую, познавательную, речевую активность.
Развивающие
Развивать мышление, связную речь, ориентировку в пространстве.
Воспитательные
Воспитывать партнерские взаимоотношения между детьми, умение работать в командах.
Методы и приемы: Игровой, наглядный, проблемные вопросы, система трех вопросов, рассказ воспитателя, использование художественной литературы.
Материалы и оборудование: Картинки с изображением рыб, маршруты, мнемотаблица.
Предварительная работа: Беседы о рыбах, рассматривание иллюстраций, открыток, фотографий рыб, чтение художественной литературы по теме.
Воспитатель: Скажем скороговорку: рыбу ловит рыболов, в речку весь ушел улов. (скороговорку повторяют все вместе, затем девочки, мальчики, в медленном, быстром темпе)
Сообщение темы занятия
Воспитатель: Дети, посмотрите на доску. Как вы думаете, о ком мы будем сегодня говорить? (о рыбах)

Воспитатель: Для того, чтобы мы получили много интересной, полезной информации, мы используем систему трех вопросов.
1 вопрос: Что мы знаем о рыбах? (ответы детей)
Воспитатель: Где водятся рыбы?
Дети: В воде.
Воспитатель: Чем покрыто тело рыб?
Дети: Чешуей.
Воспитатель: Чем дышат рыбы?
Дети: Жабрами.
Воспитатель: Что рыбы делают в воде?
Дети: Рыбы в воде плавают, ныряют, плещутся, резвятся, играют, прячутся, дышат, питаются, охотятся и т.д.
Воспитатель: Какие рыбы?
Дети: Мокрые, скользкие, быстрые, большие, маленькие, морские, речные, аквариумные, осторожные, яркие и т.д.
Воспитатель: Молодцы, как много уже мы знаем о рыбах!
2 вопрос: Что мы еще хотим узнать о рыбах? (ответы детей) Как много вы хотите узнать!
3 вопрос: Как мы можем это узнать? (ответы детей). Да, информацию можно получить из разных источников: книг, энциклопедий, интернета, спросить у взрослых.

Дидактическая игра «Подберем слова родственники к слову «рыба»
Воспитатель: Как назовем маленькую рыбу?
Дети: Рыбка.
Воспитатель: Назовите рыбу ласково.
Дети: Рыбонька, рыбочка
Воспитатель: А как мы назовем большую рыбу?
Дети: Рыбина.
Воспитатель: Как называют человека, который ловит рыбу?
Дети: Рыбак, рыболов, рыбачка, рыбачек.
Воспитатель: Куда пошел рыбак?
Дети: На рыбалку.
Воспитатель: Что он делает на рыбалке?
Дети: Рыбачит.
Воспитатель: Какой крючок нужен для ловли рыбы?
Дети: Рыболовный.
Воспитатель: Как называется суп из рыбы?
Дети: Рыбный.
Воспитатель: А жир рыбы, какой?
Дети: Рыбий.
Воспитатель: Как называется поселок, в котором живут рыбаки?
Дети: Рыбацкий.
Воспитатель: Мы назвали много слов-родственников. А без какого слова не было бы всех этих слов? (Рыба)

Физкультурная минутка «Рыбы»
Рыбы плавают в реке, в Черном море, озерке (волнообразные движения рук)
Окунь, ерш, карась, налим – все относятся к речным (загибать пальцы)
А еще есть щука, лещ. (ладонями имитируют пасть щуки; затем соединяем ладошки, показывая плоского леща)
В общем всех не перечесть. (машут правой рукой)
Мы о рыбах продолжаем: о морских заводим речь. (гребут руками)
В море плавают акулы, камбала и рыба – меч. (сгибают пальцы)
Сельдь, скат, рыба-пила, (сжимают пальцы в кулачки)
Даже есть такая рыба под названием игла (руки вверх)
Все, что связано с водой, это рыбам дом родной. (руки над головой, изображая крышу)

Воспитатель: Сегодня наша задача: составить рассказы о рыбах. Для того, чтобы это было интересно и плодотворно, нам надо обсудить план. Чтобы вам было легче запомнить пункты плана, у нас есть таблица.

Воспитатель: Как вы думаете, какой первый пункт плана? (назвать рыбу)
Второй пункт? (где живет) Правильно, надо назвать место ее обитания.
Эта группа рыб, где водится (в реке) Какие это рыбы? (речные)

Воспитатель: А эта? (в море) Какие они? (морские)

Воспитатель: А эти рыбки, где живут? (а аквариуме) Какие они? (аквариумные)

Воспитатель: Третий пункт? (описать рыбу, сказать из каких частей она состоит)
И последний пункт плана? (чем питается)

Воспитатель: Составлять рассказы мы будем в командах. Вам надо будет разделиться на команды, пройти по маршруту, найти картинку, вместе составить рассказ по плану, самостоятельно решить, кто будет рассказывать: это может быть один человек, два или вся команда – как вы решите. Вспомним правила работы в командах.
Дети: Надо работать дружно, не перебивать друг друга, обсуждать тихо, чтобы не мешать другим командам, уважать мнение каждого.
Дети делятся на команды, проходят по маршрутам, составляют рассказы о рыбах по плану. Воспитатель оказывает индивидуальную помощь.
Маршруты
Дети начинают движение от красного конуса. Стрелочками показано направление, цифры обозначают, сколько надо сделать шагов.

После обсуждения команды собираются вместе.
Воспитатель: Послушаем первую команду
Примерный рассказ о щуке
Это щука. Она живет в реке. Тело покрыто чешуей. У нее есть голова, жабры, плавники, хвост, острые зубы. Она хищник – питается мелкими рыбешками.
Воспитатель: Кто хочет дополнить рассказ о щуке? (ответы детей)

Рассказ воспитателя.
А вы знаете о том, что щуку называют пресноводной акулой? Щука обладает большим проворством движений. Известны случаи, когда щуки хватали и затягивали под воду утят, мышей, белок. Редкой рыбе удается избегнуть зубастой пасти погнавшегося за ней хищника. Тем более, что щука преследует ее не только в воде, но даже и в воздухе. Прыжки щуки изумительны! Все-таки большей частью хватает она свою добычу из засады или же прибегает к хитрости: щука не редко становится на мели и хвостом мутит ил, так что муть совершенно закрывает ее от мимо идущих рыбок.

Воспитатель: Послушаем вторую команду
Примерный рассказ о золотой рыбке
Это золотая рыбка. Она аквариумная рыбка. У нее есть туловище, голова, длинный хвост, плавники. У рыбки красивые золотистые глазки и небольшой ротик. Тело рыбы покрыто чешуей. Каждая чешуйка похожа на золотую монету, такая же круглая и блестящая. Она питается сухим кормом.
Воспитатель: Кто хочет дополнить рассказ о золотой рыбке? (ответы детей)

Рассказ воспитателя
Давным-давно в Китае было начато производство сосудов довольно больших размеров с широкой горловиной, предназначенных для содержания золотых рыбок в домашних условиях. Это были первые домашние аквариумы, и называли их «рыбьими прудами».
А вы знаете, что аквариумная рыбка телескоп – ближайшая родственница (разновидность) золотой рыбки. Посмотрите, как они похожи, но главной отличительной особенностью являются глаза большого размера.

Воспитатель: Послушаем третью команду
Примерный рассказ о морском коньке
Это морской конек. Он обитает в морях. Голова у него точь-в-точь лошадиная, а чешуи нет, тело покрыто твердыми костяными пластинками. Загнутым наперед хвостиком морской конек цепляется за стебли морской травы. Рот у конька трубочкой, которой он засасывает червячков, рачков и прочую мелкую живность.
Воспитатель: Кто хочет дополнить рассказ о морском коньке? (ответы детей)

Рассказ воспитателя
Морские коньки очень интересные создания! Они ведут малоподвижный образ жизни, прикрепляясь гибкими хвостами к стеблям растений. Морские коньки меняют окраску тела, полностью сливаясь с фоном. Они подстраивают цвет своих чешуек под цвет кораллов или водорослей, из-за чего их практически не видно. Так они защищают себя от хищников и маскируются во время охоты за пищей.
Коньки могут передвигаться «верхом» на рыбах. Благодаря своему изогнутому хвосту, морские коньки могут путешествовать на большие расстояния. Они хватаются за плавники окуня и держаться до тех пор, пока рыба не заплывет в заросли водорослей.

Воспитатель: Вы составили рассказы о щуке, золотой рыбке, морском коньке: они такие интересные, разные – а что их объединяет? (живут в воде) В чем их различие? (внешний вид: необычная форма морского конька; обитают в естественных, искусственных водоемах)
Воспитатель: Кем была рыба, до того, как стать взрослой? (мальком) А до этого? (икринкой) Как рыба растет и развивается мы узнаем в следующий раз.

Рефлексия
Воспитатель: Сегодня мы много успели сделать: поиграли, поговорили о рыбах, подобрали слова-родственники, рассказали стих, поработали в командах, составили рассказы, обсудили планы на будущее. Поделитесь своими впечатлениями: что понравилось, что было легко, сложно, что нового узнали?