Занятие по тестопластике в средней группе. Конспект занятия по тестопластике в старшей группеТема: «Сказочная рыбка

Обоснование использования данной технологии.

Личность ребена является центральной фигурой образовательного процесса.

С точки зрения культурно-исторического подхода (Л.С.Выготский), основополагающей целью этого процесса является создание условий, способствующих “присвоению” ребенком общечеловеческой культуры, заложенной в окружающем мире: предметах, природе, человеческих отношениях, а также в способах познания.Сенсомоторное развитиедошкольника – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и развитие моторной сферы. Значение сенсомоторного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ЗАНЯТИЯ. Готовое соленое тесто, трафареты осенних листьев (липа, берёза, клён), стеки, противень.

СВЯЗЬ С ДРУГИМИ ЗАНЯТИЯМИ . Наблюдение за насекомыми в природе во время прогулок. Рассматривание иллюстраций с изображением различных насекомых. Игры на прогулке: «Раз, два, три к дереву беги», «От какого дерева лист?»

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ: – организационная часть: беседа о божьей коровке;

физкультминутка «Жук»;

практическая часть: лепка божьей коровки;

физкультминутка «Листочки»;

практическая часть: лепка листа;

заключительная часть:

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Воспитатель. Ребята, попробуйте угадать, к кому обращают следующую

присказку: « полети на небо, там твои детки кушают конфетки, всем по одной, а тебе ни одной». Ответы детей.

Воспитатель. Правильно, божья коровка – симпатичный маленький жучок, с ярко-красной или оранжевой спинкой, украшенной чёрными точками. Божья коровка умеет ловко ползать по стебелькам трав, а может и летать с помощью маленьких крылышек. Хотя божьи коровки очень маленькие жучки, но они приносят людям большую пользу, так как поедают вредных для сельского хозяйства насекомых (тлей, клещиков и личинок). Яркая окраска божьих коровок предостерегает птиц о том, что насекомые с такой

окраской не съедобны. Но иногда и божьей коровке угрожает опасность. Как вы думаете, какая? Ответы детей.

Воспитатель. Да, действительно, для божьих коровок угрозу представляют дети, которые их ловят. Нельзя обижать этих милых и красивых жучков, в неволе они погибают. Дети, а как вы думаете, где зимуют божьи коровки? Где прячутся зимой от холода? Ответы детей.

Воспитатель. Зимой, как и многие насекомые, божьи коровки спят. С приходом холодов они прячутся в земле или под корой деревьев и просыпаются только весной, когда пригреет солнышко. А чтобы вы не забыли, как выглядят эти красивые жучки, мы вылепим их из солёного теста. Чтобы начать работу, нам с вами нужно размяться, подготовиться к работе. Физкультминутка «Жук».

На лужайке по листочкам Жук летал в цветном платочке. (Дети свободно бегают по группе.) Жу-жу-жу, жу-жу-жу

Я с листочками дружу. (Останавливаются, встают прямо.) Тихо на ветру качаюсь, (Наклоны туловища вправо-влево.) Низко, низко наклоняюсь. (Наклоны туловища вперёд-вверх.) На листочке посидел, (Приседают.) Отдохнул и полетел. (Бегают и садятся на свои места.)

Приступаем к лепке божьей коровки. Дети, возьмите небольшой комочек теста и скатайте маленький шарик. Стекой сделайте надрез на середине шарика – это крылышки на спинке божьей коровки. Затем острым концом стеки точками обозначьте контур головки. Божья коровка готова, переложите её на противень для просушки.

Сейчас немножко отдохнём и лист лепить начнём. Дети, выберите по одному трафарету осеннего листа и скажите, от какого дерева лист вы выбрали.

Физкультминутка «Листочки».

Мы листики осенние, (Плавное покачивание руками вверху над головой.) На ветках мы сидим. (Присели.) Дунул ветер – полетели. (Руки в стороны.) Мы летели, мы летели (Покачивание руками.) И на землю тихо сели. (Присели.) Ветер снова набежал

И листочки все поднял. (Плавное покачивание руками вверху над головой.) Закружились, полетели (Покружились и побежали.) И на землю снова сели. (Дети садятся по местам.)

Приступаем к лепке осеннего листа. Из солёного теста скатайте шарик размером с ваш кулачок. На доску посыпьте немного муки, затем разомните руками шарик из теста в лепёшку толщиной в 5 мм. Приложите к лепёшке трафарет выбранного вами листа. Стекой обрежьте лишнее тесто. Лист готов, переложите его на противень для просушки.

Дети, у вас получились чудесные работы, теперь частичка осени всегда будет у вас перед глазами, и за зиму вы не забудете, как выглядит божья коровка.

А сейчас мысленно посадите божью коровку на ладошку и проговорите ей присказку: « Божья коровка, полети на небо, там твои детки кушают конфетки, всем по одной, а тебе ни одной».

Дети проговаривают присказку и в конце провожают божью коровку взглядом и произносят звук «ж-ж-ж».

После просушки божью коровку и лист дети в свободной деятельности раскрашивают гуашью и склеивают клеем ПВА.

Конспект занятия по лепке из соленого теста (тестопластика )

для детей старшей группы

Тема: «Декоративное панно»

Подготовила: Лялина Виктория Владимировна

Воспитатель МАДОУ ЦРР Д/C №40 «ЖУРАВЛИК»

Воскресенск 2012

Цель: Совершенствовать навыки ручного труда средствами лепки. Развивать мелкую моторику рук в процессе освоения различных технологических приемов – раскатывание, сплющивание, разминание. Развивать конструктивные способности, мышление, воображение. Формировать художественный вкус.

Материал: разноцветное соленое тесто трех цветов для розы (розовый цвет), лепестков (зеленый цвет), декоративной тарелочки (фиолетовый цвет). Стеки на каждого ребенка, тряпочки для рук, дощечки для лепки.

Предварительная работа: рассматривание декоративных пластин, декоративных панно, открыток и картинок с изображениями цветов, композиций с розами, бутонами. Активный словарь: тестопластика, тесто, панно,обряды, поделки, стека, прожилки, пластичное, податливое.

Ход занятия:

Под салфеткой находится готовое соленое тесто.

Ребята, из чего можно лепить поделки, игрушки? (Из пластилина, глины). Молодцы, правильно, но вы знаете, что можно лепить даже из теста, оно необычное, разноцветное волшебное!

Давайте рассмотрим иллюстрации, которые я для вас приготовила (дети рассматривают, я рассказываю и показываю нужные иллюстрации).

Издавна известны пластические свойства соленого теста. Наши прабабушки лепили из него фигурки различных птиц и животных, так называемых «жаворонков», с которыми встречали весну, баранки, пряничные «козули», которыми одаривали своих друзей и родственников под Новый год и на Рождество, ко дню рождения в знак любви и уважения. Изделия из теста использовались как детские игрушки.

Но прежде чем превратиться в детские игрушки, фигурки из теста имели обрядовое значение. Вы знаете, что такое обряды? Какие вы знаете обряды?

Издавна известны обряды, связанные с зерном и хлебом, традиционные для народов России, Украины, Беларуси, Польши, Болгарии, Чехии. В соответствии с этими обрядами (праздниками) весной, перед прилетом птиц, выпекались фигурные изделия из теста, чаще всего имеющие вид стилизованной птицы. Фигурки назывались «жаворонками».

Изделия изготавливались не только для весенних обрядов, но и для зимних праздников, а также свадеб. Фигурки дарили вместе с пожеланиями здоровья, благополучия, богатства и удачи. Искусство изготовления изделий из теста не умерло и сегодня, а сувениры, сделанные своими руками, пользуются большим спросом. Из соленого теста можно изготовить простые фигурки и изделия, например листочки, грибочки, яблочки, и достаточно сложные варианты - деревья, фигурки животных и людей. Рассматриваем иллюстрации.

Вот как мы много с вами узнали, посмотрели интересные картинки, узнали, как жили и чем занимались наши прабабушки и как много интересных поделок можно сделать не только из глины, пластилина, но и из соленого теста.

Послушайте загадку.

На кустах в саду растёт, Запах сладкий, словно мёд. Но нередко льются слёзы Т ех, кто рвёт их. Это?… (отве т- розы)

Сегодня мы попробуем вылепить из соленого теста декоративный цветок, розу.

Что есть у розы? Лепестки, листики, верно.

Давайте разрежем вот эту часть цветного теста (фиолетовая), из которого лепится тарелочка на куски. Раздать детям. Возьмите ваши кусочки в руки, и пожалуйста раскатайте из него шарик. Покажите мне, что у вас получилось. Здорово, очень красивые, круглые шарики. А теперь мы его сплющим (делаю вместе с детьми), разровняем края, вот так, молодцы ребята. Отложим пока в сторону. Что мы слепили? Правильно, тарелочку для нашего цветка, для розы.

Из следующего куска будем лепить розу. Скатать кусок в шарик, потом раскатать между ладонями колбаску (жгутик). Положить его на доску для лепки. Расплющить, скатать дорожку (полоску) так, как мы делали улитку. Предложить детям, которые быстро сделали одну розочку сделать еще несколько.

Цель : Вызвать интерес, желание слепить божью коровку. Познакомить детей со скульптурным способом лепки. Учить приему оттягивания от целого куска теста такое количество материала, которое понадобится для моделирования головы. Развитие познавательного интереса и бережного отношения детей к живой природе (в частности, к насекомым).

Используемый материал : солёное тесто (соль, мука), стеки, кисточки, стакан с водой.

1. Введение в тему: звучит музыка («Полёт шмеля»), дети высказывают свои мнения, которые возникают у них при прослушивании данного произведении. А если бы этой музыкой «изображали» какое-то животное, то кто бы это мог быть, а если насекомое?».

Во время этой беседы дети смотрят иллюстрации насекомых, о которых идёт речь.

После этого вступления детям предоставляется образец поделки, который им нужно сделать. Анализ образца:

— рассматриваем образец;

— придумываем свою композицию.

Пальчиковая игра «Насекомые»

Дружно пальчики считаем – сжимают и разжимают пальцы.

Насекомых называем.

Бабочка, кузнечик, муха, поочередно сгибают пальцы в

Это жук с зеленым брюхом. кулак, начиная с большого.

Это кто же здесь звенит?

Ой, сюда комар летит! вращают мизинцем.

Прячьтесь! прячут рукиа спину

3. Практическая часть. Музыкальный фон: «Полёт шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане» (Н. Римский-Корсаков.)Помочь детям наводящими вопросами, конкретными советами, индивидуальным показом (приемом «рука в руке»)

4. Заключение:

— Дети анализируют свою поделку: всё ли они успели сделать, какое «настроение» у их жука.

Детям предлагается высказать свои мысли и впечатления о полученной информации на занятии: что узнали нового, может неожиданного для себя, изменилось ли отношение к некоторым насекомым, которых раньше боялись или не любили и т.д.

Можно провести игру «Жук».

Я нашла себе жука

На большой ромашке.

Не хочу держать в руках –

Пусть лежит в кармашке. (дети показывают)

Ой, упал, упал мой жук (нагибаются)

Нос испачкал пылью

Улетел мой милый жук, улетел на крыльях. (дети машут крыльями

Тема: «Цветы»

Программное содержание:

Учить детей лепить рельефные картины в подарок близким людям –

мамам и бабушкам.

Показать варианты изображения цветов.

Учить лепить цветы разными способами: моделировать пальцами рук

(раскатывать шар, сплющивать в диск, с одной стороны вытягивать и

заострять, с другой вдавливать и сглаживать), вырезать формочкой или

стекой.

Развивать чувство формы и ритма.

Воспитывать эстетический вкус.

Предварительная работа:

Беседа о весеннем празднике мам и бабушек – Дне 8-го Марта. Рассматривание произведений декоративно-прикладного искусства с растительными элементами декора. Рассматривание изображений цветов в детских альбомах по разным видам декоративно-прикладного искусства.

Ход работы:

Звучит тихая спокойная музыка.

Воспитатель: Дети, давайте сядем все на коврик, закроем глаза и представим, как добрые нежные руки мамы гладят нас по головке, им тепло и приятно, потому что самый добрый человек на свете – это мама.

Мини-этюд «Цветочная поляна».

Дети, представьте себе, что наступило лето, расцвело множество цветов на лугу. Они такие красивые, яркие, разноцветные! Хотите быть красивым цветком на лугу. Солнышко еще не взошло, цветочки спят. Глазки у них закрыты. Дышат глубоко, ровно, спокойно. Но вот: выглянул первый лучик солнышка. Погладил по головке каждый цветочек.Цветочки открыли сначала один глаз, потом другой, посмотрели вниз, вверх, влево, вправо. Зажмурились от яркого солнышка. Открыли глаза и улыбнулись. Как рады цветочки солнышку! Посмотрели друг на друга и все вместе сказали: «Здравствуй, утро!»

Воспитатель: Ребята, хотите вы слепить в подарок мамам и бабушкам необычные цветы из теста.

Варианты: (показ педагогом)

— расплющиваем или раскатываем мягкий ком из соленого теста;

— вырезаем цветы стекой по шаблону;

— вырезаем цветы формочками для выпечки;

Пальчиковая гимнастика

«Алые цветки» (педагог вместе с детьми двигает пальчиками под текст стихотворения)

Наши алые цветки

соединить ладони в форме тюльпана.

Распускают лепестки.

медленно раскрыть пальцы.

Ветерок чуть дышит,

плавно покачивать кистями рук из стороны в сторону

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

медленно закрыть ладони.

Закрывают лепестки.

Тихо засыпают,

Головой качают.

Подсказать детям, что вылепленные цветы можно украсить бисером, бусинами, пуговицами.

Практическая деятельность детей. Помочь детям наводящими вопросами, конкретными советами, индивидуальным показом (приемом «рука в руке»)

В конце работы дети рассматривают цветы, обсуждают с какими словами можно их подарить маме и бабушке. Затем выкладывают их на просушку.

Тема «Черепаха»

Программное содержание: Учить детей лепить черепаху из отдельных частей: панцирь, голова, лапы, хвост; упражнять в приемах скатывания, вдавливания, раскатывания, присоединения и примазывания; учить придавать образу выразительность: черепаха ползет, чего-то испугалась, что-то увидела и т. д.

Оборудование : Соленое тесто, дощечки, стеки, большая доска.

Ход работы:

Накануне занятия дети вместе с воспитателем рассматривают черепаху, беседуют о ней.

Пальчиковая игра «Черепаха».

(Рука сжата в кулак, показать большой палец и спрятать его.)

«Вот моя черепаха,

Она живет в панцире,

Она очень любит свой дом.

Когда она хочет есть,

Она высовывает голову,

И прячет ее обратно, дети вместе с педагогом выполняют движения

Когда хочет спать».

Педагог предлагает вспомнить из каких частей состоит ее тело. После этого воспитатель объясняет, как лепить черепаху. Он берет кусок соленого теста, делит его на три части: большую, поменьше и еще меньше. Из большого куска лепит панцирь с туловищем - скатывает шар, а затем слегка его сплющивает. Второй кусок теста он делит на две части и из каждой скатывает длинные цилиндры, сгибает их пополам и присоединяет к нижней части туловища - это лапы; из оставшегося маленького куска делает голову в виде овала и небольшой хвостик.После объяснения воспитатель предлагает детям подумать, что будет делать черепаха. Каждый должен придумать что-то свое: черепаха может ползти - лапы раздвинуть в разные стороны; может испугаться - тогда голову, хвост и лапы она прячет под панцирь ит. д. В ходе работы воспитатель помогает детям, советует, показывает, как нужно лепить. В конце отмечается выразительность каждой фигурки.

Тема «Гриб-боровик»

Цель: закрепить умение лепить знакомые предметы, используя усвоенные приемы: раскатывание теста прямыми и круговыми движениями, сплющивание ладонями, лепка пальцами для уточнения формы. Развивать творческую самостоятельность, воображение.

Ход работы:

«Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожек.

Шляпка есть, нет головы».

расставляет грибы (муляжи).

— «Куда это мы с вами попали?» (дети рассказывают, что можно видеть в лесу, кто там живет, какие грибы они знают, уточняют представления о внешнем виде и особых вкусовых свойствах)

Пальчиковая игра «Соберу грибы»

Я корзину в лес беру, показывают удивление, разводят

Там грибы я соберу. руки в стороны

Удивляется мой друг:

«Сколько здесь грибов вокруг!»

Подосиновик, масленок, поочередно сгибают пальчики

Подберезовик, опенок, пальчики на обеих руках, начиная

Боровик, лисичка, груздь – с мизинца правой руки.

Не играют в прятки пусть!

Рыжики, волнушки

Найду я на опушке.

Возвращаюсь я домой,

Все грибы несу с собой.

А мухомор не понесу. Большой палец левой руки отстав-

Пусть останется в лесу! ляют, грозят ему.

Игра «Прятки» (на фланелеграфе). Воспитатель меняет местоположение гриба (использование предлогов «за», «под», «перед»).

Каждому ребенку предложить взять гриб, рассмотреть его, найти сходства между грибами, различия, рассказать о своем грибе по схеме: размер– цвет шляпки – форма. Вспомнить, как лепили гриб из пластилина, способы лепки.

Самостоятельная работа детей, по необходимости оказывать помощь.

Тема «Ежики-колючки»

Цель: Учить лепить ежика, передавая характерные особенности внешнего вида, экспериментировать с художественными материалами для изображения колючей «шубки». Направить на самостоятельный поиск средств образной выразительности. Воспитывать уверенность в изобразительной деятельности.

Материалы: соленое тесто, для иголок разный материал на выбор(семечки, зубочистки, крупа, макароны…), стеки, клеенки…

Ход работы:

Колючий недотрога

Живет в глуши лесной.

Иголок очень много, а нитки ни одной.

После беседы о внешнем виде и образе жизни ежей прочитать рассказ Е.Чарушина «Ежик».

Воспитатель предлагает слепить ежиков с разными колючками (рассмотреть предлагаемый материал). Поинтересоваться, как дети будут лепить ежа (из целого куска теста).

  1. Расскатываем в овал;
  2. Вытягиваем и заостряем носик;
  3. Оформляем колючки (по своему желанию);
  4. Оформляем мордочку

Игра «Ежик»

Дети встают в круг. Руки вытягивают вперед. В центре – еж.

Все говорят такие слова:

— что ж ты, еж, такой колючий?

А еж отвечает:

— это я на всякий случай.

Знаешь, кто мои соседи?

Волки, лисы и медведи.

На слова «медведи» «еж» бежит по кругу и старается запятнать детей, т.е. дотронуться до рук, а дети должны быстро убрать руки.

Дети берут тесто, готовят свое рабочее место, выбирают по своему желанию материал для иголок и начинают лепить.

После просушки изделий разместить ежиков на «полянке» и оформить выставку «Вот ежик – ни головы, ни ножек»

МАДОУ «Центр развития ребёнка - д.с. №2 с. Завьялово».

Конспект открытого занятия по тестопластике

В подготовительной группе

Тема: «Новогодняя поляна»

Воспитатель: Борисова И.Н.

Стаж работы: 12 лет.

2016 г.

Задачи:

Воспитывать у детей интерес к лепке из солёного теста; воспитывать трудолюбие, аккуратность, умение доводить начатое дело до конца; побуждать детей оказывать помощь окружающим в трудной ситуации.

Познакомить детей с новым приёмом тестопластики- подрезание ножницами; учить изготавливать ёлочку с использованием данного приёма; закреплять умение делать животных из теста используя знакомые приёмы; продолжать работу по проектной деятельности.

Развивать мелкую моторику рук, глазомер; развивать связную речь детей, инициативность и самостоятельность.

Предварительная работа:

    Разучивание стихов о Новом Годе, беседы на новогоднюю тему;

    Знакомство детей с различным приёмами работы с солёным тестом;

    Работа с проектом;

    Изготовление зверей из солёного теста.

Раздаточный материал:

фартуки, миски с тестом, стеки, кисти, ножницы, бусины для украшения.

Демонстрационный материал:

макет поляны, фонограмма, лист бумаги, маркер, цветок, опорные схемы, образец ёлочки.

Словарная работа : скатывание, раскатывание, капелька, вытягивание, приплюснывание, подрезание, склеивание.

Ребята, какой праздник у нас был недавно? А вот в лесу, на волшебной поляне, новый год ещё не наступил. Туда Дед Мороз ещё не дошёл и зверей лесных не поздравил. А вы хотите побывать на этой полянке?

(Входим в группу, на столе стоит макет заснеженной поляны без деревьев и зверей).

Что случилось, куда подевались все новогодние ёлочки и звери?

(Из-за двери слышится голос: Я злой волшебник Группи-Группиян, срубил все ваши ёлки и разогнал всех ваших лесных зверей за то, что вы не пригласили меня на свой новогодний праздник. Пусть теперь Дед Мороз ищет свою сказочную поляну. Ха-ха-ха.)

Ребята что же делать? Как теперь Дедушка Мороз найдет сказочную поляну и поздравит лесных жителей? (сделаем ёлочек из теста и зверей тоже) Правильно, а на волшебной поляне они обязательно оживут.

Давайте подумаем, как можно сделать ёлочку, составим проект. (внешний вид объекта, среда обитания, материал из которого будем делать ёлочку, основная деталь –какой приём будем использовать для изготовления конуса, дополнительные детали –показ нового приёма –подрезание, конечный результат).

Но сначала давайте сделаем разминку для пальчиков:

Бородатый Дед Мороз (гладим бороду)

Нам подарочки принёс: (хлопаем в ладоши)

Шишки да иголки (имитируем шишку руками)

На колючей ёлке, (стряхиваем пальцы)

Разноцветные шары (имитируем форму шара)

Для весёлой детворы. (машем поднятыми руками)

(Самостоятельная работа детей).

Многие уже сделали свою ёлочку, теперь можете вылепить любого лесного зверя. А чтобы вам помочь я вывесила на доске карточки с приёмами, которые можно использовать при лепке зверей. (скатывание шара, капелька, вытягивание, раскатывание колбаски, приплюснывание, склеивание деталей.)

(Самостоятельная работа детей. Готовые ёлочки и животных ставим на макет-поляну).

Ребятки, посмотрите наша поляна снова оживает, а чтобы она совсем ожила можно прочитать новогодние стихи. Кто знает? Какая замечательная поляна у нас получилась. Как вы думаете, понравится наша поляна Деду Морозу? Может мы с вами напишем ему письмо? А что расскажем в нём, что мы с вами сделали сегодня? А про Группи-Группияна мы совсем забыли, что бы такое сделать, чтобы он больше не вредничал? (Пригласим его на волшебную поляну отпраздновать Новый год). Замечательная идея. Ну что ж, а нам пора обратно в детский сад. Понравилось вам путешествие? Обязательно отправимся ещё куда нибудь.

Светлана Камзолова
«Уроки Мукосольки». Конспект занятия по ознакомлению с техникой «тестопластика»

Цель : познакомить детей с техникой тестопластики , изготовление поделки сувенира из солёного теста .

Задачи : 1) дать детям представление об истории возникновения техники тестопластики , познакомить с Мукасолькой ;

2) вызвать интерес к замешиванию солёного теста , к лепке из него, выполнять разные действия с тестом : мять, отщипывать, катать шарики, колбаски, сплющивать, использовать формочку для вырезывания силуэта овечки;

3) укреплять кисти рук, координировать и синхронизировать движения обеих рук;

4) способствовать развитию мышления, фантазии;

5) вызвать чувство радости и удовольствия от созданного изображения.

Оборудование : выставка в группе глиняных игрушек народных мастеров; игрушка из солёного теста – Мукасолька ; фартуки, тарелочки с мукой , ложки, клеёнки, формочки (по количеству детей) ; мука, соль, вода, миска для замешивания теста ; скалка, клей, карандаши, стеки, ножницы, колпачки от фломастеров, бисер, бусины, пуговки; краски, кисти.

Ход НОД.

Эмоциональный настрой :

Ребята, проходите и садитесь на стульчики. (Стулья стоят полукругом) .

Улыбнись – и доброту

Делать не устанешь,

И полюбишь красоту

И умняшкой станешь!

Организационный момент :

Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие . Давайте вспомним, что совсем недавно мы с вами посетили музей народной игрушки. Вам там понравилось? После этой поездки в нашей группе появился мини-музей глиняной народной игрушки. И вы, и ваши родители, и мы – воспитатели приносили сюда изделия народных мастеров. Давайте ещё раз посмотрим на эти игрушки и вспомним их названия.

(Воспитатель показыв ает детям игрушки, перечисляет и напоминает их названия : Дымковская, Жбанниковская, Каргопольская, Филимоновская, Абашевская, Тверская).

Можно очень долго смотреть на эти игрушки, любоваться ими – ведь они очень яркие, нарядные, но ещё приятней – играть с ними, держать их в руках. Потому что сделаны они из глины, из природного материала, и в них вложено тепло тех рук, которые эту игрушку делали.

Сообщение темы :

А вот сегодня, ребята, мы с вами прикоснёмся ещё к одному волшебному миру декоративной народной пластики – искусству лепки из солёного теста . И познакомит вас с ним , вот такая смешная, озорная и затейливая девочка, которую зовут Мукасолька.

(Воспитатель показывает игрушку из солёного теста ) .

Поздоровайтесь с ней, ребята! Мукасолька принесла для вас муку, соль и научит вас замешивать солёное тесто , познакомит с необходимыми материалами для работы с ним и покажет, какие замечательные игрушки можно сделать из этого пластичного материала.

Знакомство с историей возникновения солёного теста :

Ну а сначала я вам немножко расскажу об истории возникновения лепки из солёного теста и мы узнаем почему же нашу гостью зовут таким интересным именем – Мукасолька.

Когда-то давным-давно, в седую старину, люди начали лепить хлебные лепёшки из муки и воды и обжигать их на раскалённых камнях. Уже позднее, появились печи для хлеба, и на смену хлебным лепёшкам пришли первые караваи. А ещё, на Руси пекли пряники, которые назывались медовым хлебом. Их изготавливали для праздников самой разной величины и формы в виде забавных фигурок . На Рождество пекли из теста «коровок» , «бычков» , «петушков» , «козочек» . Эти печенья дарили родным и соседям. Чтобы сохранить их от насекомых и поедания их мышами, в тесто добавляли большое количество соли – так возникло солёное тесто . Считалось, что любая поделка из солёного теста , находящаяся в доме – символ богатства и благополучия в семье. И хлеб с солью будут всегда на столе.

- «Дарю вам мукасол, чтобы были хлеб да соль, чтобы было в доме изобилие» - так говорили в праздники в русских деревнях, даря произведения из солёного теста . Вообще, такие подарки дарили на счастье!

Вот и наша Мукасолька тоже сделана из муки и соли! Теперь она останется с нами и будет приносить нам только удачу. Если у вас случится что-то нехорошее, вы поссоритесь друг с другом или у вас что-то не получается – смело идите к Мукасольке – подержите её в руках, погладьте, пошепчите о своей печали и будьте уверены она вам обязательно поможет и всё у вас будет хорошо.

А теперь, Мукасолька приглашает вас пройти в нашу творческую мастерскую. Но прежде, давайте немножечко разомнёмся.

Физкультминутка :

Вверх и вниз рывки руками,

Будто машем мы флажками.

Разминаем наши плечи.

Руки движутся навстречу. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками руки меняются)

Руки в боки. Улыбнись.

Вправо - влево наклонись. (Наклоны в стороны)

Приседанья начинай.

Не спеши, не отставай! (Приседания)

А в конце – ходьба на месте,

Это всем давно известно. (Ходьба на месте)

Основная часть :

Дети проходят к столам и встают около стульчиков. (Три стола сдвинуты вместе) .

Ребята, прежде чем начать работать с мукой , надо всем надеть фартуки. Посмотрите, на спинке каждого стульчика висит фартук. Давайте их оденем. Вспомните, когда ваши мамы и бабушки дома замешивают тесто , они тоже одевают фартуки. (Дети помогают друг другу одевать фартуки) .

Ну вот, теперь мы готовы приступить к работе. Посмотрите, в центре стола лежат необходимые материалы и инструменты для замешивания солёного теста и изготовления из него поделок. Мукасолька позаботилась и собрала всё самое необходимое. Это конечно же мука, соль и вода, а также : клеёночки, скалка (для раскатывания теста , формочки, ножницы, стеки, разнообразные пуговки, бусины, паетки, колпачки от фломастеров, клей, ножницы и краски. Видите, как много здесь интересного.

Итак, для замешивания солёного теста нам потребуется мука, соль и вода. С солью вы все знакомы. Какая она? (Ответы детей) . А вот муку, давайте-ка, мы с вами рассмотрим. Перед каждым из вас стоит тарелочка с мукой , подвиньте её к себе поближе и скажите, какая она по цвету? (Белая) .

Потрогайте её руками, какая она на ощупь? (Мягкая, пушистая) .

Да, мука сухая, рассыпчатая. Разравняйте её пальчиками, а теперь сделайте из неё горку. (Дети исследуют муку) .

А хотите попробовать муку на вкус? (Да) . Возьмите в ложечку немного муки и попробуйте её. Какая она на вкус? (Ответы детей) .

Да, ребята, мука на вкус не горькая, не сладкая и не кислая. У неё нет вкуса.

Ну вот, с мукой вы теперь тоже знакомы. И сейчас, мы с Мукасолькой покажем вам и научим вас замешивать солёное тесто . Отодвиньте свои тарелочки с мукой и посмотрите .

Показ замешивания солёного теста :

Берём большую миску, 1 стакан муки, 1 стакан соли и полстакана воды. Сначала выливаем в миску воду, высыпаем соль – она растворяется в воде, теперь добавляем муку, всё это сначала перемешиваем ложкой, а затем замешиваем тесто . Тесто должно быть крутое , оно не должно липнуть к рукам и не должно крошиться. Вот какое у нас получилось тесто ! (Показывает) .

- Тесто может быть и цветным : жёлтым, красным, синим. Для этого, перед тем, как замешивать тесто , в воду надо добавить любую краску.

Ещё, ребята, запомните, если тесто вот так оставить в миске, то оно сверху начнёт подсыхать. Поэтому, готовое тесто должно находиться в полиэтиленовом пакете. Сейчас, каждому из вас я дам по кусочку теста и вы узнаете , какое оно мягкое, пушистое и тёплое. Но прежде, мы немножко разомнём наши пальчики, а тесто я пока положу в пакет.

Пальчиковая гимнастика :

Разотру ладошки сильно,

Каждый пальчик покручу,

Поздороваюсь со всеми,

Никого не пропущу.

С ноготками поиграю,

Друг о друга их потру.

Потом руки помочалю,

Плечи мягко разомну.

Затем руки я помою,

Пальчик в пальчик я вложу,

На замочек их закрою

И тепло поберегу.

Вытяну я пальчики

Пусть бегут, как зайчики.

Игры с тестом :

Теперь наши пальчики готовы к работе. Положите пере собой клеёночки. (Воспитатель раздаёт детям тесто ) .

Возьмите тесто в ладошки , разомните его. Чувствуете, какое оно мягкое. Если вам очень хочется, то можете его попробовать. Какое оно на вкус? (Солёное) . Захочется ли его съесть? (Нет) . Правильно, из этого теста можно только лепить . Попробуйте скатать из него шарик или колбаску. Шарик легко расплющивается. На тесте можно оставлять отпечатки, надавите на тесто пальчиками или колпачками от фломастеров и увидите следы. (Дети пробуют) .

Ну что, нравится вам играть с тестом ? (Да) . Тогда, мы с Мукасолькой предлагаем вам вылепить из этого теста ваши первые поделки . Хотите? (Да) . Отгадайте загадку :

Круглый год зимой и летом

В шубы дамочки одеты,

Шерсть закручена в колечки

Кто в каракуле? (Овечки) .

Правильно, будем лепить вот такую овечку – символ года. (Воспитатель показывает готовую поделку) .

Лепка поделки «Овечка» :

Итак, приступаем к работе. (Дети лепят по показу воспитателя) . Для начала, нам нужно скатать из теста шарик . У всех получается? Из этого шарика будем делать туловище нашей овечке. Шарик положите на клеёнку и расплющите его, получится вот такая лепёшечка. Теперь, посмотрите, туловище овечки мы будем вырезать при помощи формочки. Берём вот такую формочку для выпечки кексов и аккуратно вырезаем ею туловище, затем убираем лишнее тесто . Оно нам сейчас понадобится. (Дети выполняют работу) .

Теперь, от оставшегося кусочка теста отрываем маленькие кусочки для головы и ушей. Скатываем из них шарики, расплющиваем их, придаём голове и ушам форму и прикладываем их к нашей овечке. (Дети выполняют) .

А сейчас, будем делать нашей овечке маленькие кудряшки на голове. Для этого отрываем маленькие-маленькие кусочки теста , скатываем из них шарики и приклеиваем на голову овечки.

Вот как хорошо у вас получается! А из оставшегося теста сделаем нашей овечке красивые кудряшки-завитки. Делим тесто опять на маленькие кусочки, скатываем из них шарики и украшаем ими тельце нашей овечки. А чтобы завитки казались кудрявыми, подточенным карандашом в середине каждого шарика будем делать небольшое углубление. (Воспитатель показывает, дети выполняют) .

Вот и всё, наши овечки готовы! Теперь остаётся дождаться, когда они подсохнут и мы, вместе с нашей Мукасолькой, будем их раскрашивать. Это тоже очень интересно!

Анализ :

Ребята, вам понравилось лепить из теста ? В следующий раз Мукасолька вам предложит ещё слепить что-то очень увлекательное и интересное. Давайте дружно скажем ей спасибо. Так что мы сегодня научились делать? (Замешивать тесто , лепить из него) . А что ещё узнали? (Ответы детей) . Что больше всего вам понравилось? Я думаю, что и Мукасольке было очень приятно познакомиться с вами .

А сейчас, берите свои поделки и аккуратно несите их сюда на полочку, будем ждать и наблюдать, как они сохнут. Вы сегодня молодцы, очень постарались! Теперь все вместе идём мыть руки.

Конспект занятия по тестопластике "Поляна сказок"

"Добрые чувства необходимо воспитывать с детства."
В. А. Сухомлинский

КРУЖОК "МУКОСОЛЬКА" ПО ЛЕПКЕ ИЗ СОЛЁНОГО ТЕСТА.

Тема: Лепка сказочных персонажей из русской народной сказки "Колобок": заяц, волк, медведь, лиса, колобок.

Цель :


  • Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста.

  • Лепить из частей, деление куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине: голова меньше туловища, мелкие детали прикреплять, плотно соединяя их.

  • Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур.

  • Учить создавать общую сюжетную композицию.

  • Развивать творческое воображение, связную речь при составлении сказки, интонационную выразительность речи.

  • Воспитывать у детей интерес к творчеству, желание дарить радость другим, коллективизм.
Оборудование:

  • разрисованная "поляна сказок",

  • выполненная из картона,

  • декорации леса,

  • деревья из картона,

  • домик.
Материалы и инструменты :

  • тесто для лепки,

  • стеки,

  • краски,

  • стаканчики с водой,

  • кисти,

  • подставки,

  • салфетки,

  • схемы с изображением последовательности лепки зверей,

  • аудиокассета с записью "звуки природы",

  • музыкальная заставка "В гостях у сказки".


Ход занятия

Организационный момент

Дети входят, встают возле "поляны сказок". Звучит музыка "В гостях у сказки".

^ Сообщение темы занятия

Воспитатель: Давным-давно, в сказочном лесу жили-были разные звери. Они умели разговаривать и с ними приключались разные волшебные истории. Но, однажды, в лесу появились лесорубы. Они стали вырубать лес, бедные звери разбежались кто куда, им стало негде жить, а сказочная поляна опустела. Мы с вами сегодня будем добрыми волшебниками! Мы слепим и раскрасим лесных зверей, поселим их на полянку и придумаем новую сказку с хорошим концом.

Разминка: Упражнения для развития мелкой моторики.


  • Стоя, хлопки руками по коленям два раза, затем скрестить руки, вновь два хлопка по коленям. 4-5 раз.

  • Кулак-ладонь. Правая рука сжата в кулак, левая ладонь разжата. Поочередно меняем движения рук.

  • Массаж кистей рук шестигранными карандашами: растирание ладоней и пальцев, поворачивание карандаша между пальцев.

  • "Медведь лезет на сосну". Перебирать карандаш пальцами правой руки снизу вверх.
^ Основная часть

Рассматривание слепленных на предыдущем занятии фигурок животных: медведя, зайца и лисы. Чем они похожи и чем отличаются? Закрепление последовательности лепки. Перед детьми схемы с изображением последовательности работы. Опрос детей. Что мы делаем сначала? На сколько частей делим тесто? Какого размера должно быть туловище, а какого голова? Как нужно прикреплять мелкие детали? Зачем нужно смачивать пальчики водой?

Дети самостоятельно выбирают, что они хотят слепить и лепят по замыслу. Звучит музыка "Звуки природы". Воспитатель помогает детям, если есть необходимость. Напоминает, что работать с тестом нужно быстро, не крошить на мелкие части, ставить фигурку устойчиво на подставку. Сплющивать ушки, оттягивать носик, лапки прикреплять с боков туловища, слегка смачивая водой детали. Готовые фигуры ставят на подставку, и оставляют до следующего занятия. Моют руки, вытирают салфетками. Убирают оборудование на поднос.
^ Вторая часть

Воспитатель с детьми садятся вокруг сказочной поляны. Рядом на столике находятся игрушки из теста, которые были слеплены на предыдущих занятиях: зайчики, лисички, медвежата, снеговики, деды Морозы, снегурочки, птички и др. Дети выбирают себе персонажей.

"Ребята, вы хотите, чтобы на поляне снова появились звери?

Давайте придумаем свою сказку:

Сказочно-игровая ситуация

Наступила зима. Все звери с нетерпением ожидали встречи Нового года. Они надеялись, что снова смогут собраться на любимой полянке и Дед Мороз исполнит их заветные желания. Каждый мечтал о чем-то своем. А вот о чем? Осталось совсем мало времени, а на полянке так никто и не появился. Вдруг звери услышали какие-то звуки:. (Звучит музыка с пением птиц). Дети самостоятельно придумывают продолжение сказки. Выслушиваются разные версии.
^ Завершение занятия

Воспитатель от имени всех персонажей благодарит детей за помощь и участие. Подчеркивается роль каждого участника. Ведь благодаря усилиям каждого из вас, ребята, звери снова смогли вернуться в свой любимый дом. Это вы помогли им встретиться. Вы настоящие волшебники!

А это шуточное стихотворение:

Замесили тесто, а оно ни с места,
Замесили на дрожжах, не удержишь на вожжах.
Взяли соль, воды, муки, налепили колобки.
А из этих колобков лепим сказочных зверьков
Девочки и мальчики развивают пальчики.
Взяли кисть и краски, получилась сказка!

Пусть лепка из теста и Вам принесет радость открытий. Ведь мы сами творцы своей жизни, режиссеры и исполнители. Удачи всем!