Упражнения по развитию графомоторных навыков. «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста

Ирина Перунова
Формирование графомоторных навыков у дошкольников

Графо- моторные навыки являются составной частью моторных способностей человека. Их развитие базируется на основе формирования и совершенствования тонко- координированных движений руки, развития зрительно – пространственной ориентировки, зрительно – моторной координации.

В исследованиях многих ученых подчеркивается, что дети дошкольного возраста , испытывают большие трудности при овладении графическими навыками , и это значительно осложняет начальный этап их обучения в школе. В программах дошкольных учреждений по воспитанию и обучению детей дошкольного возраста мало внимания уделяется работе по овладению детьми графическими навыками . В связи с этим возникает необходимость адаптации программы ДОУ, систематизации упражнений, направленных на развитие графо- моторных навыков с учетом последовательности, сложности заданий и учетом категории детей дошкольного возраста . Сложность механизма письма и значимость дошкольного периода для подготовки детей к обучению в школе, а также отсутствие методики работы по формированию графо- моторных навыков дают все основания считать тему исследования актуальной в области дошкольной педагогики .

Многолетняя практика показала, что для развития мелкой моторики очень полезно штриховать, закрашивать, рисовать карандашами.

На основе анализа методической литературы по данной тематике, мы апробировали комплекс упражнений в соответствии с выделенной последовательностью.

I. Формирование тонко-координированных движений руки;

II.Формирование зрительно-пространственной ориентировки;

III.Формирование зрительно-моторной координации.

Такие упражнения были внесены нами в ежедневную работу групп детей всех возрастов.

Каждое направление формирования графо-моторных навыков включало в себя упражнения и задания трех уровней сложности : от простого к сложному. Овладев упражнениями и заданиями 1-го уровня сложности, ребенок «переходил» на 2-ой уровень сложности, затем – на 3-ий уровень. Знакомя детей с новым упражнением, опирались на ранее усвоенные умения и навыки , возрастные и индивидуальные особенности ребенка.

Формирование графо-моторных навыков в рамках нашей работы велось как фронтально, так и индивидуально в различных видах деятельности детей.

Помощь и поправки по ходу выполнения упражнений были минимальными, чаще в форме подбадривания , и постепенно сводились на нет. Таким образом, мы стремились научить ребенка самостоятельно оценивать качество выполнения и контролировать свои действия.

Для эффективности занятий по формированию графо-моторного навыка , учитывались следующие условия :

1. Начало работы с упражнениями с первого уровня сложности, которые будут получаться и доставлять удовольствие.

2. Выполнения упражнений должно быть регулярным.

3. Совместное проведение занятий. Это определяется необходимостью точного выполнения движений, в противном случае результат не будет достигнут.

4. Время выполнения упражнений не может быть долгим, так как внимание и интерес ребенка быстро иссекают.

5. Соблюдение соответствующего для ребенка темпа выполнения упражнения.

6. Очень важно участие и одобряющее поведение взрослого.

7. Сопровождение упражнений инструкцией. Нельзя заменять её рисунком или ручным образцом выполнения. Инструкция должна быть простой, короткой и точной.

8. Формирование тонко- координированных движений.

9. Формирование зрительно-пространственной ориентировки.

Предлагаем некоторые виды упражнений :

Для детей младшего дошкольного возраста .

Для нормализации тонуса мелких мышц подойдут игры с холодной и горячей водой, кубиком льда, грецким орехом, маленьким массажным мячом.

Разрывание бумаги на мелкие кусочки. Лист разрывают пополам, обрывки накладывают один на другой, и процедура повторяется. Не надо складывать обрывки до бесконечности. Достаточно, чтобы набралось до шести слоёв. После этого основная задача – сделать обрывки как можно мельче.

Рисование вертикальных, наклонных линий, воплощаемых в виде «дорожек» , «ленточек» , «ниточек» , «проводов» и т. д. Сочетание этих линий между собой по направлению, окраске, толщине. Закругление линий, замыкание их в форме круга подводит детей постепенно к рисованию «баранки» , «бублика» , «обруча» , «воздушного шара» , карандашами и красками.

Чтобы сохранить интерес детей к содержанию занятий по рисованию, необходимо давать им разнообразный материал, изменять цвет, величину предметов, постепенно усложняя задание. Это способствует совершенствованию техники, а значит, повышает качество рисунков, черты выразительности их образов. Важно правильно подобрать материал, его цвет, предусмотреть возможность ярких сочетаний фона и красок, карандашей или фломастеров. Так, «ниточки» , «колечки» , «клубочки» выразительно получаются при рисовании карандашами или фломастерами, так как они тонкие, длинные, разноцветные и т. д. А «ленточки» , «столбики» , «бублики» , «комочки снега» должны быть широкими, толстыми, а это можно передать в рисовании красками, варьируя в каждом случае их окраску, количество, величину, расположение на листе бумаги

Раскрашивание, от простых форм с толстыми контурами до более сложных.

Упражнения на развитие мелкой моторики :

«Соревнования по бегу» - средний и указательный пальцы правой, затем левой, далее обеих рук изображают ноги бегунов (на столе) .

«Сжимание и разжимание кистей рук» - поочередное выполнение движений обеими руками одновременно, затем обеими руками, но разновременно (одна кисть руки сжата, другая выпрямлена, и наоборот) .

«Барабанщик» - один ребенок барабанит всеми пальцами обеих рук по столу, отстукивая ритм, другой повторяет.

Составление контуров предметов из палочек сначала более крупных размеров, а затем более мелких (стол, дом, треугольник, машина) .

Нанизывание на шнурок пуговиц, крупных бусин.

Застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков.

Завинчивание и отвинчивание шайбы, крышек у пузырьков, баночек.

Доставание бусин ложкой из стакана.

Складывание мелких деталей (пуговицы, бусины) в узкий цилиндр.

Надевание и снимание колечка (массаж пальца) .

Комканье платка (носовой платок взять за уголок одной рукой и вобрать в ладонь пальцами только одной руки);

Прикрепление бельевых прищепок к горизонтально натянутой веревке;

Перебирание четок или бус одновременно двумя руками навстречу и обратно;

Нахождение спрятанных предметов в «сухом бассейне» , наполненном горохом и фасолью, в пластиковых ведрах или тазиках;

Сжимание и разжимание эспандера;

Катание мячей-ежиков (с шипами) .

Формообразующие движения (работа с пластилином) - скатывание колбасок, скатывание под углом, скатывание округлых форм , прищипывание, вдавливание, сглаживание.

Упражнения для старших дошкольников .

Различные виды штриховки. Для штриховки можно использовать простой и цветные карандаши, фломастеры и цветные ручки. Можно штриховать книжки раскраски.

Усложненные раскраски

Упражнения мягким карандашом, изображение действия (качание, наматывание, размахивание, разламывание, определённые явления (трубы дымят, море волнуется) или имитируют написание букв

Орнаментная и узорная деятельность, при которой дети практически познают приёмы расположения элементов на плоскости (сверху, снизу, справа, слева, между, над, под, посередине, с краю и т. д., учатся правильно определять направление линий и движений руки (сверху вниз, слева на право, прямо, наклонно, посередине, знакомятся с протяженностями (длина, ширина, высота, овладевают умением определять на глаз (большой, маленький, одинаковые, равные, половина и др.)

«кайма для платочка» , «рама для картины» , «зеркало» , «окно» , «флажок» . Получаемое пространство внутри прямоугольника дети могут заполнять какими-то изображениями. К концу учебного года дети учатся изображать более сложные предметы приёмами сочетания округлых, прямоугольных форм , линий разного направления(«тележка» , «вагончик» , «скворечник» , «неваляшка» , «матрёшка» , «цветок» , «жук» и др.).

«Буквы» - изобразить руками буквы О, Л, М, П, Т и др.

«Замок» - соединить пальцы обеих рук в замок, на слова «чик-чик» (поворот ключа) разъединить.

«Пальчики здороваются» - на счет 1, 2, 3, 4, 5 соединяются кончики пальцев обеих рук - большой с большим и т. д.

«Посчитай-ка» - сжать руку в кулачок, считать пальцы, разгибая их (сначала на правой руке, затем на левой) .

Составление цепочки из 6-10 и более канцелярских скрепок разного цвета с соблюдением очередности цветов

Вырезание из бумаги какой-либо фигуры правой и левой рукой

Нанизывание на нитку с иголкой - мелких бусин, бисера

Кпание из пипетки в узкое горлышко бутылочки

Шнуровка-флексик «Чудо-пуговица» - пришивание пуговиц и сшивание материалов различными видами швов

Штриховка в разных направлениях с различной силой нажима и амплитудой движения руки

Раскрашивание листа в разных направлениях с ограничением и без ограничения закрашиваемой поверхности

Обведение рисунка по контуру, копирование

Рисование по опорным точкам

Дорисовывание изображений

Рисование по клеточкам и на другой ограниченной поверхности

Разлиновка

графический диктант .

Эти виды упражнений советуем выполнять шариковой или гелевой ручкой, цветным или простым карандашом разной твердости, фломастером, специальным угольным стержнем, восковым мелом, пастелью, твердыми материалами, беличьей или колонковой кистью при работе с гуашью, акварелью или тушью, что позволяет корректировать работу с мышечным тонусом кисти руки, когда требуется переносить длительные статические нагрузки на кисть при сохранении четкости движений.

моторики, графомоторных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Одним из факторов психологического базиса для развития высших психических функций у детей является развитие крупной (или общей) и мелкой (или ручной) моторики. Моторика - это совокупность двигательных реакций, свойственных детскому возрасту.

Раздел «Развитие моторики, графомоторных навыков» решает ряд задач, связанных с расширением двигательного опыта воспитанников, развитием умения согласовывать движения различных частей тела, целенаправленно выполнять отдельные действия и серии действий по инструкции педагога, что является основой для формирования у детей пространственной ориентировки. Коррекционная направленность занятий предполагает также работу по укреплению моторики рук, развитию координации движений кисти рук и пальцев. Для детей с задержкой психического развития характерно наличие синкинезий, тонических движений, слабость мышц, неумение рационально распределять мышечные усилия, неловкость движений, недостаточная сформированность праксиса и т. д. Общеизвестно, что дети с двигательной недостаточностью на занятиях по рисованию с трудом осваивают технику рисования. Из-за несовершенства моторики при обучении математике испытывают затруднения в работе со счетными палочками, линейкой. Идентичные трудности проявляются в процессе ручного труда, лепке. Моторное недоразвитие тормозит овладение предметными действиями, а значит, и овладение ориентировкой в окружающем мире.

Задержка психического развития у ребенка в большинстве случаев сочетается с недостаточным развитием двигательной сферы, что отрицательно сказывается на развитии познавательной деятельности в целом.Общеизвестно, что базовые «схемы-движения» обеспечивают психофизиологические основы любого действия: видения, слышания, говорения, письма, чтения. С учетом этого положения одной из важных задач развития моторики является координация движений целостной системы тела ребенка и частных систем координации движений (рука - зрение, зрение - слух, рука - зрение - слух, слух - речь и др.), способствующих установлению связей между умениями видеть, слышать, чувствовать, двигаться, говорить.

Доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Результаты исследования показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Тонкая моторика - основа развития, своего рода «локомотив» всех психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление, речь).

Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребенка.

Если сказать коротко, развитием крупной и мелкой моторики

учитель-дефектолог занимается исключительно в том объеме, который нужен для обеспечения наиболее полного познания ребенком предметов, объектов, явлений окружающего мира. При этом целенаправленное воздействие средств физической культуры на психические процессы позволяет стимулировать их созревание и повысить уровень развития, что обеспечит более успешное овладение детьми учебной программой .

У детей с задержкой психического развития наблюдается замедленное развитие двигательной сферы уже с младенческого возраста. Они позднее своих сверстников начинают тянуться к висящей перед ними игрушке, сидеть, стоять, передвигаться в пространстве. Движения зачастую неловки, плохо координированны, чрезмерно замедленны или, напротив, импульсивны (Н. П. Вайзман, В. М. Мозговой и др.).Особую сложность для таких детей, вследствие существенных отклонений у них в развитии тонкой моторики, представляет застегивание и расстегивание пуговиц, шнурование ботинок, т. е. так называемые навыки самообслуживания.

Детям с задержкой психического развития свойственны значительное запаздывание и недостатки формирования предметных действий и связанных с ними произвольных движений. Такой темп развития существенно снижает возможности ребенка при ознакомлении с окружающим предметным миром.В то же время практика работы подтверждает, что, овладевая движениями, дети совершенствуют двигательные навыки, у них развиваются мышечное чувство, пространственная ориентировка и координация, улучшается осанка, повышается жизненный тонус. В процессе двигательной активности в коре головного мозга у ребенка быстрее устанавливаются условно-рефлекторные связи, а значит, интенсивнее происходит его всестороннее развитие. Ведь достижение цели любого двигательного акта, например, бросание мяча в корзину, удерживание равновесия на балансире, ходьба по гимнастической скамейке и др., определяется уровнем сенсомоторного и эмоционально-волевого развития и одновременно стимулирует это развитие.

В процессе выполнения двигательных заданий дети получают знания о свойствах разных предметов и пособий (цвет, форма, качество материалов); знакомятся с особенностями передвижений в пространстве, возможными направлениями движения; определяют местоположение одних предметов по отношению к другим и к самому себе, ориентируются в схеме собственного тела и т. д. При этом познание происходит на основе восприятия разной модальности (кинетического, осязательного, зрительного, кинестетического и др.), а также речи.

В процессе выполнения различных движений формируются психические качества. Основные формы работы, используемые на занятиях по сенсорному развитию детей, - это двигательные упражнения, дидактические и подвижные (средней и малой подвижности) игры.

У детей с задержкой психического развития, как показывают исследования, без специального обучения не формируется саморегуляция - общая способность, которая необходима при выполнении любой (в том числе и учебной) деятельности.

Структура саморегуляции предполагает наличие трех обязательных этапов:

· ориентировочного (принятие и понимание инструкции),

· исполнительского (программа действий и ее реализация),

· контрольно-оценочного (оценка полученного результата).

У дошкольников наблюдается несформированность всех этих этапов.

Выполнение действий по вербальной инструкции, постепенно усложняющейся по принципу увеличения звенности, повышение сложности содержания каждого звена и требований к выполнению команд (например, действия с открытыми и закрытыми глазами) способствует решению данной проблемы. Приведем примеры усложнения предъявляемых инструкций.

1-й вариант:

Присядь, возьми мяч - выпрямись;

Присядь, возьми мяч - выпрямись, потянись вверх, подняв мяч над головой;

Присядь, возьми мяч - выпрямись, потянись вверх, подняв мяч над головой,

Опусти мяч до уровня груди, брось его в кольцо

2-й вариант:

Поставь руки на пояс - сделай один шаг вперед;

Поставь руки на пояс - сделай один шаг вперед - два шага влево;

Поставь руки на пояс - сделай один шаг вперед - два шага влево - один шаг назад;

Поставь руки на пояс - сделай один шаг вперед - два шага влево - один шаг назад - опусти руки.

Если первая инструкция (любого варианта) выполняется детьми достаточно легко, то все последующие изначально выполняются с ошибками: ребенок или «теряет» (забывает) часть инструкции, или изменяет действия, или упрощает порядок выполнения (т. е. выполняет неточно). Причем чем сложнее инструкция (большое количество звеньев, сложные движения), тем больше ошибок и неточностей допускают дети, но на этапе оценивания вычленить эти ошибки и неточности затрудняются, считая, что выполнили все правильно. Эти факты подчеркивают недостаточность саморегуляции при выполнении многозвенных инструкций. Процесс обучения целенаправленному выполнению инструкций учителя-дефектолога, а точнее сказать, произвольной регуляции движений самим ребенком, включает несколько обязательных компонентов:

Повторение инструкции не только педагогом, но и ребенком;

Объяснение (в отдельных случаях и показ) ребенком тех движений, которые предстоит выполнить

Установки педагога на точность, красоту и четкость выполнения;

По окончании выполнения - рассказ ребенка о том, какие действия он выполнил и в какой последовательности

Самооценка ребенка точности выполнения инструкции.

На результативность выполнения инструкций большое влияние оказывает положительная мотивация детей, добиться которой можно через внесение ярких и красочных физкультурных пособий и атрибутов, использование игровых (например, сказочные персонажи и др.) и соревновательных элементов. К контролю и анализу выполнения привлекаются все дети подгруппы, что способствует выработке у них внимания, зрительного сосредоточения, приучает адекватно оценивать выполнение задания другим ребенком, аргументировать свою оценку в устной речи. В итоге - сформированные действия самоконтроля на каждом этапе выполнения деятельности (ориентировочном, исполнительском, контрольно-оценочном) способствуют более полному усвоению учебного материала.

Для успешного овладения чтением, письмом и другими учебными навыками важно сформировать у детей не только зрительно-моторные, слухо-моторные координации, но и координации разных частей тела (например, поза туловища и наклон головы при письме)

Совершенствовать координацию движений помогают специальные физические упражнения; игры и упражнения с мячом: перекладывание, а затем перебрасывание мяча из руки в руку; подбрасывание мяча на разную высоту и ловля мяча двумя руками и одной. Эффективны упражнения, связанные с метанием в цель, выполняемые на ограниченной поверхности, упражнения на равновесие, упражнения с гимнастическими пособиями (мяч, обруч, кегли) и др., т. е. те упражнения, которые развивают согласованность движений разных частей тела и требует синхронности действий. Кроме того, данные виды упражнений способствуют выработке точности и четкости движений, ловкости, быстроты реакции.

Тонкая моторика является составной частью моторных способностей человека. Ее развитие базируется на основе формирования оптимальной статики тела, оптимального двигательного стереотипа локомоций и движений конечностей, музыкально-ритмических движений. Под термином «тонкая моторика» понимаются высокодифференцированные точные движения, преимущественно небольшой амплитуды и силы. В социализированных движениях - это движения пальцев руки и органов артикуляционного аппарата. Тонкую моторику необходимо развивать на основе общей моторики, в системе параллельного формирования всех основных видов моторных способностей.

Развитие моторики влияет на развитие других систем. В частности, многочисленными исследованиями (Г. А. Каше, Т. Б. Филичева, В. В. Цвынтарный и др.) доказана зависимость развития речи от степени сформированности тонких движений рук. Учеными Института физиологии детей и подростков Академии педагогических наук (Е. Н. Исенина, М. М. Кольцова и др.) подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики.

Незрелость в развитии моторных функций проявляется в скованности, неловкости движений пальцев и кистей рук; движения недостаточно четки и координированы. Это особенно заметно в таких видах деятельности , как ручной труд, рисование, лепка, работа с мелкими деталями (мозаикой, конструктором, пазлами), а также при выполнении бытовых манипуляторных действий: шнуровка, завязывание бантов, плетение косичек, застегивание кнопок, крючков, слипов и др.

Дефицит в развитии сложнокоординированных графических движений руки, значительно затрудняет овладение детьми с задержкой психического развития базисными движениями, необходимыми для формирования навыка письма. Изменение (повышение или понижение) мышечного тонуса обусловливает утомляемость кистей рук, из-за чего ребенок не может длительное время удерживать карандаш или ручку. Недостаточность деятельности нервной системы делает движения неловкими, препятствует их согласованности и плавности. Указанные нарушения обычно сочетаются с расстройствами зрительно-двигательной координации. Поэтому требуется не только специальная работа по развитию крупной и мелкой моторики, но и целенаправленная работа по формированию сложнокоординированных движений и базисных графических умений.

Для развития мелкой моторики очень полезно штриховать, закрашивать, рисовать карандашами.Штриховка помогает ребенку координировать движения, соблюдая границы контура, распределять нанесение рисунка по всему силуэту изображаемого предмета. Штриховку можно выполнять сплошной, пунктирной или волнистой линией. Но, пожалуй, самое увлекательное занятие - заштриховывать несколько предметов на одном рисунке.

Главным выразительным средством на занятиях является линия. Она наносится на бумагу различными инструментами: шариковой ручкой, цветным или простым карандашом разной твердости, фломастером, специальным угольным стержнем, восковым мелом, пастелью, твердыми материалами, беличьей или колонковой кистью при работе с гуашью, акварелью или тушью.

Работа с различными материалами позволяет не только оценить специфику их выразительных возможностей, но и корректировать работу с мышечным тонусом кисти руки, что важно для письма, когда требуется переносить длительные статические нагрузки на кисть при сохранении четкости движений. Нормализации тонуса мелких мышц также способствуют игры с холодной и горячей водой, кубиком льда, грецким орехом, маленьким массажным мячом.

Для формирования тонко координированных графических движений полезны следующие упражнения:

Штриховка в разных направлениях с различной силой нажима и амплитудой движения руки

Раскрашивание листа в разных направлениях с ограничением и без ограничения закрашиваемой поверхности;

Обведение рисунка по контуру, копирование

Рисование по опорным точкам

Дорисовывание изображений

Рисование по клеточкам и на другой ограниченной поверхности;

Разлиновка

Графический диктант.

Существуют также специальные упражнения для подготовки руки ребенка непосредственно к школьному письму, включающие элементы прописных букв.

Проблема формирования графических навыков у детей требует постоянного внимания педагога, так как это не просто двигательный акт, а сложный психофизиологический процесс, который обеспечивается совместной работой ряда анализаторов: речедвигательного, речеслухового, зрительного, кинетического и кинестетического.

Превращение зрительного образа с помощью движения руки в графический знак требует навыков организации движения в пространстве (т. е. динамической организации двигательного акта) и сформированности ряда координации - зрительно-моторных, слухо-моторных, слухо-зрительных. В связи с этим подготовка к письму имеет несколько направлений: развитие тонко координированных движений пальцев и кистей рук; ориентирование на нелинованном и линованном (сначала в клетку, а затем в линейку) листе бумаги; обучение правильной посадке и использованию письменных принадлежностей; отработка элементарных графических навыков; формирование навыков соотнесения звука и буквы.

Техническая сторона письма, несмотря на всю предварительную подготовку, сложна: от детей требуются огромные умственные, физические и волевые усилия, в связи с чем рекомендуемая продолжительность письма на этапе обучения не более 5 мин.

Развитие ручной моторики является основой формирования графических навыков. Каждое коррекционное занятие должно сопровождаться специальной пальчиковой гимнастикой, сочетающей развитие всех пальцев руки (а не только первых трех пальцев, наиболее активных в деятельности и составляющих «социальную зону руки») и движений кисти руки трех видов: на сжатие, растяжение и расслабление (примеры упражнений см. ниже).

Гимнастику следует проводить не менее двух раз по 2-3 мин на каждом коррекционном занятии; допустимо проведение коррекционных занятий (особенно в подготовительной группе), полностью посвященных развитию мелкой моторики и обучению пользованию письменными принадлежностями.

Все упражнения пальчиковой гимнастики выполняются в медленном темпе, 5-7 раз, с хорошей амплитудой движения; каждой рукой отдельно, поочередно или вместе - это зависит от направленности упражнения.

Изначально даются однотипные и одновременные движения, направленные на развитие согласованности и координации движений, и лишь по мере их освоения включаются более сложные - разнотипные движения.

Педагог следит за правильной постановкой кисти руки ребенка, точностью выполнения и переключения с одного движения на другое, при необходимости дает спокойные, четкие указания.

Особо подчеркну, что основная цель такой работы не механическая тренировка движений руки, а систематическое обучение детей новым двигательным тонко координированным действиям.

Для развития мелкой моторики полезны упражнения на сортировку бусинок, пуговок, катание между ладонями деревянных, пластмассовых, резиновых мячей с шипами, работа с мелким конструктором, пазлами и др. (примеры упражнений см. ниже). Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Кисти рук постепенно приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что облегчает овладение навыками письма.

Для проведения игр и упражнений по развитию моторики следует иметь специальное оборудование:

Разнообразные мелкие предметы (пуговицы, бусинки, камешки, зерна, орешки, скрепки канцелярские, кнопки и др.) и различные коробки, банки, лотки для их раскладывания;

Свободные катушки для наматывания на них ниток, веревочек, проволочек;

Дощечки и игрушки-шнуровки «Чудо-пуговица» с множеством отверстий для сшивания и вышивания шнуром

Различные виды застежек: крючки, пуговицы, шнурки, молнии, слипы

Наборы веревочек и лент разной длины и толщины для завязывания и развязывания узлов, плетения косичек, завязывания бантов;

Наборы пластмассовых или деревянных палочек, разноцветные прищепки;

Различные виды мозаики, конструкторов, пазлы.

Работа над развитием движений руки детей является одновременно и работой по формированию различных перцептивных действий и их систем, некоторых сенсорных способностей.


Упражнения для развития и совершенствования графомоторных навыков.

«Продолжи узор» (И. Ткачева «От линии к линии»): в данном пособии предлагаются различные узоры (имитация тетради в клеточку), которые выполняются отдельно правой или левой рукой, а также двумя руками одновременно при работе двумя руками можно рассчитывать на гармоничное, сбалансированное развитие как тонко координированных движений рук ребенка, так и обоих полушарий головного мозга (образцы узоров см.Приложение 1).

«Рисование по клеточкам» (Л.Морозова «Нарисуй-ка». Клеточка за клеточкой»): интересные графические диктанты учат ребенка ориентироваться по тетради и по клеточкам, способствуют развитию восприятия, мышления, произвольного внимания (см.Приложение 2).

«Лабиринты» (Г.М. Зегебарт «Не просто лабиринты»): в ходе игры «Лабиринты» у детей развиваются внимание и память, мышление и воображение, формируются графомоторные навыки, произвольность, появляет-ся упорство в достижении цели, что важно для детей с ограниченными возможностями здоровья.

(работать с лабиринтом можно непосредственно на бумажном бланке или вставить его в прозрачный пластиковый уголок, файл)

Данные «Лабиринты» — особенные, дополненные новыми заданиями и разделенные на несколько самостоятельных этапов; предназначено для детей 5-12 лет и содержит три комплекта заданий:

Комплект № 1. «Нарисуй дорогу». Задача ребенка — найти путь следования между двумя точками лабиринта. В комплект входят шестнадцать постепенно усложняющихся лабиринтов.

Комплект № 2. «Создай картинку». Задача ребенка — сравнить получившуюся тра-екторию движения с образцом (эталоном), дорисовать присутствующие на образце детали, в результате чего должна получиться картинка — символическое изображение птенца, елочки, кенгуру и пр. Комплект представлен двенадцатью лабиринтами разной степени сложности и двумя типами эталонов.

Комплект № 3. «Построй лабиринт». Задача ребенка — скопировать с образца на сет-ку символическое изображение-картинку, а затем внутри контура этого изображения само-стоятельно построить лабиринт. Комплект состоит из четырех картинок.

Пальчиковая гимнастика - это очень полезная программа для развития моторики у детей разного возраста. Также она способствует развитию речи.

Подобранный комплекс пальчиковых игр апробирован с детьми и дал положительные результаты в совершенствовании графомоторных навыков у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Пальчиковая гимнастика в стихах. "Цветы"

Наши красные цветочки (прижимаем локти друг к другу, смыкаем кисти в виде лодочки)

Распускают лепесточки, (потом раскрываются в виде чаши, перед лицом)

Ветерок немножко дышит, (затем кисти движутся против часовой стрелки и потом по часовой стрелке)

Лепестки колышет. (кисти рук наклоняются влево и вправо) Наши красные цветочки (прижимаем локти друг к другу, смыкаем кисти в виде лодочки) Закрывают лепесточки, (показать пальчиками, как лепестки закрываются) Они тихо засыпают, и головкою кивают.

Пальчиковая игра от Н. Радченко

Утром пальчики проснулись, (разжать кулачки)

Потянулись (напрячь, развести пальцы)

И встряхнулись (встряхнуть кисти),

Крепко-крепко обнялись, (имитация рукопожатия),

За работу принялись. ("закатываем рукава")

Налепили куличей, (ладошки "лепят" пирожки)

Стали звать к себе гостей, (приглашающие движения кистями рук)

Заиграли на рояле (имитация игры не клавишах)

И весь день протанцевали. (ручки "танцуют")

Одной из нетрадиционных коррекционных технологий является Су -Джок терапия ("Су" - кисть, "Джок" - стопа). В конце XX века мир облетела сенсационная весть. Профессор сеульского национального университета Пак Чже Ву, 30 лет своей жизни, посвятивший изучению восточной медицины, разработал оригинальный метод самоисцеления, получивший название «су джок» (в переводе с корейского «су» — кисть, а «джок» — стопа). С его помощью можно лечить любую часть тела, любой орган, не прибегая к помощи врача. Главное же заключалось в том, что неправильное применение этого метода не способно нанести организму человека никакого вреда. Особое место в методике Су-Джок отводится большому пальцу, на котором «лицо» находится на ладонной поверхности, а «затылок», соответственно, — на тыльной стороне руки.

Использование массажера Су-джок вызывает интерес и помогает решить проблему. Детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на мелкую моторику пальцев рук.

Приемы работы Су - Джок массажером:

1. Массаж специальным шариком. Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Шариком ребенку воздействуют на пальчики, кисти, ладошки рук, прокатывая его между ними. У ребенка повышается тонус мышц, происходит прилив крови к конечностям. Вследствие этого происходит улучшение мелкой моторики и чувствительности конечностей ребенка.

2. Массаж эластичным кольцом. Пружинные кольца надеваются на пальчики ребенка и прокатываются по ним, массируя каждый палец до его покраснения и появлении ощущения тепла.

Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день. С помощью шаров - «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию мелкой моторики.

Пальчиковая гимнастика в стихах с применением Су-Джок шарика - уникальное средство для развития речи ребенка. Дети любят играть шариком с колючками. Прокатывая его между ладонями, они массируют мышцы руки. Дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом.

  1. Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

При массаже пальцев эластичным кольцом, дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, сначала на правую затем на левую руку, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.

Раз - два - три - четыре - пять, /разгибать пальцы по одному/

Вышли пальцы погулять,

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

Игры с пластилином;

Игры с конструктором, мозаикой;

Тренажеры для развития мелкой моторики;

Игры с пуговицами - пуговичный массаж:

  • Заполнить просторную коробку пуговицами.
  • Перетереть пуговицы между ладонями.
  • Пересыпать их из ладошки в ладошки.
  • Найти самую большую пуговицу, самую маленькую, квадратную, гладкую и пр.

Игры с крупами:

  • Пересыпать крупу
  • «Отгадай, какая крупа в мешочке»
  • Найти игрушку
  • «Сухой бассейн» из гороха и фасоли

Шнуровки;

Массаж кистей рук и пальцев. Массажеры:

  • Самомассаж тыльной стороной кистей рук
  • Самомассаж ладони
  • Самомассаж пальцев рук
  • Упражнения с массажерами

Рисование:

  • Карандашом, кистью
  • Рисование пальцем, ладонью, палочкой.
  • Игры с бумагой:
    • Складывание различных фигур;
    • Вырезание ножницами, склеивание различных объемных игрушек.

Упражнения с мячами:

  • Учиться захватывать мяч всей кистью и отпускать его;
  • Катать мяч по часовой стрелке;
  • Держать одной рукой-другой рукой выполнять ввинчивающие движения, пощелкивания, пощипывания.

Лариса Камерер
Мастер-класс. Формирование графомоторных навыков у старших дошкольников

Формирование графомоторных навыков у старших дошкольников .

Из опыта работы. Мастер класс .

Проблема готовности дошкольников к предстоящему обучению в школе всегда находилась в центре внимания педагогов и психологов. Ее решение меняется в зависимости от новых тенденций в самой системе образования, которые в свою очередь отражают изменения, происходящие в общественном сознании.

Необходимо отметить, что в отечественной педагогике и психологии старший дошкольный возраст рассматривается как переходный период от одной ведущей деятельности в дошкольном возрасте - игровой , к другой ведущей в младшем школьном возрасте деятельности - учебно-познавательной. Поэтому одной из основных целей образовательной работы дошкольного учреждения является обеспечение плавности этого перехода. Этому способствует воспитание у старших дошкольников познавательной готовности к обучению.

Логопедическая практика показывает, что с каждым годом растёт число детей, имеющих речевую патологию. Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики. При тренировке пальцев рук, речь развивается более интенсивно и становится более совершенной. Актуальность проблемы заключается в том, что полноценное моторное и речевое развитие (правильная речь - один из показателей готовности ребенка к обучению в школе) залог успешного освоения грамоты и чтения : письменная речь формируется на основе устной , и дети, страдающие речевыми нарушениями и моторной недостаточностью, являются потенциальными детьми с нарушениями письма и чтения. Поэтому целью моей работы было совершенствовать тонкую моторику пальцев и координацию движений рук через пальчиковые игры, работу с карандашом при выполнении графических заданий .

Этапы проекта :

1. Организационно-подготовительный (июнь - август) .

анализ предстоящей деятельности июнь педагоги

подбор методической литературы,

выбор средств, методов и приёмов,

разработка перспективного плана. Июнь-июль

Ориентировка детей в пространстве,

развитие крупных движений. Июль -август Воспитатели, муз.

Руководитель, родители

2. Основной (сентябрь-апрель) .

Ориентировка детей в пространстве

и на листе бумаги, уточнение предлогов

ЗА, НА, ПОД, ПЕРЕД,ВОЗЛЕ, ОКОЛО.

Развитие крупных движений (ритмопластика,

физ-ра, логодекламация) Сентябрь -май Педагоги, родители

Муз. Руководитель,

воспитатели, логопед

коррекционно-развивающие занятия

(фронтальные занятия у логопеда,

занятия по развитию речи и

обучению грамоте) Воспитатели, учитель -логопед

Развитие мелкой моторики

(художественно-эстетические занятия,

пальчиковая гимнастика, массаж и

само-массаж рук) Воспитатели, родители,

учитель-логопед

Работа с простым карандашом в тетради

«Готовим руку к письму» Гаврина С. Е.

из серии Школа для дошколят Учитель логопед , воспитатели

Работа в тетради в клеточку (печатание букв,

графический диктант на слух ) Учитель-логопед. родители

3. Заключительный (май) .

Анализ достижений поставленной цели и полученных результатов.

Праздник письма. Учитель-логопед, муз руководитель

Работая над данной проблемой, мною решались следующие задачи : Познакомить детей с соблюдением элементарных гигиенических правил при письме : правильной посадкой при работе с тетрадью, положением листа, кисти руки, пишущего инструмента;

Научить безотрывному плавному обведению предмета по контуру и штриховать его, используя различные виды штриховки (горизонтальная, вертикальная, по диагонали и т. д.)

Развивать графические навыки детей в написании прямых, наклонных, округлых линий, овалов, соотнося их со строкой.

Формирование и совершенствование мелкой моторики пальцев рук, двигательных умений и навыков в манипуляциях различными предметами (твердыми и мягкими, упругими, гладкими и шероховатыми) ;

Научить детей ориентироваться в пространстве и на плоскости;

Развивать умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога; умение действовать, повторяя показанный образец и правило. (Графические диктанты )

Презентация методов и приемов

слайд 9 В своей работе старалась применять новые , в том числе информационно -коммуникационные и здоровьесберегающие технологии. В работе использовались такие методы, как дидактические игры и упражнения, графические упражнения и диктанты, пальчиковая гимнастика которая сопровождается стихами. Также предлагались задания на исследование сформированности пространственных ориентировок (например, ориентировка в сторонах собственного тела и тела сидящего напротив, умение ориентироваться на листе бумаги, развития кинестетической основы движений (опустить кисти рук вниз, сжать кисти обеих рук в кулак и т. д., зрительно-моторной координации движений (выполнение движений по словесным инструкциям) . ИГРА ЦЕПОЧКА Пальчики перебираем и цепочку собираем, ЧЕРЕПАШКИ

Слайд 10 Для детей с речевой патологией характерны некоторые нарушения общей моторики, пространственной ориентировки, затруднения в дифференциации пространственных понятий, нарушения зрительно-моторной координации. Особые затруднения связаны с недостаточно сформированной способностью к переключению с одного движения на другое. Моторика детей отличается общей неловкостью, недостаточной координаторностью. Дети отстают от сверстников в ловкости и точности движений. Дошкольники с нарушением мелкой моторики рук испытывают затруднения при овладении навыками письма . Большинство детей выполняют задания в медленном, напряженном темпе, напряженными пальцами, не в полном объеме. Использовала приёмы здоровьесберегающей технологии, такие как Су-Джок терапия. Детям предлагалось поочерёдно надевать массажные кольца на каждый пальчик, проговаривая стихотворения пальчиковой гимнастики, зажимать кольца между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию звука, работать по инструкции взрослого. Предлагала также проводить массаж и карандашами, самомассаж (валяние пальчиками) . ИГРА ПТИЧКИ СО ВЗРОСЛЫМИ

Слайд 11 Дети очень любят играть с палочками. Из палочек модно сложить не только буквы, но и фигуры. Эти упражнения развивают мелкую моторику пальцев рук, а также способствуют повышению физической и умственной работоспособности детей, создают функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц.

СЛОЖИТЬ ИЗ ПАЛОЧЕК ФИГУРУ

Слайд 12 Ниткография - средство развития зрительно-моторной координации – это рисование с помощью верёвочек, который реализует следующее : совершенствует зрительное восприятие, развивает зрительно-моторную координацию, формирует плавность и точность движений, готовит руку к письму, закрепляет навыки рисования , развивает мелкую моторику и воображение, а также развивает связную речь.

ВЫКЛАДЫВАНИЕ ИЗОРА ИЗ НИТОК

Слайд 13 Очень часто мы видим, что ребенок держит карандаш неправильно. Чтобы рука ребенка не уставала при письме, важно научить его держать письменные принадлежности правильно. Вот некоторые способы приучить ребенка держать ручку правильно. (с помощью веревочки и бумажки и корректора рыбка)

Слайд 14, 15 (Демонстрация тетради) Работая над развитием мелкой моторики и графомоторных навыков детям давались разнообразные задания, проводились графические диктанты , давались упражнения в обведении трафаретов, рисование линий, фигур по клеточкам.

Слайд 16 Для профилактики дисграфии предлагала детям буквы из наждачной бумаги, обводить букву на бумаге, проводила игру «Найди правильную букву» , отремонтируй букву.

Слайд 17 Для развития орфографической зоркости , произвольного внимания, пространственного воображения, развития мелкой моторики проводила с детьми графические диктанты .

Положительных результатов в развитии графомоторных навыков помогала достигнуть совместная деятельность с воспитателями группы и музыкальным руководителем. Проводя свою непосредственно образовательную деятельность, они значительное внимание уделяли развитию мелкой моторики. Невозможно добиться каких-либо положительных результатов без поддержки родителей. Родителям давались консультации, проводились беседы.

У большинства детей произошли положительные качественные изменения при формировании кинестетической основы движений и зрительно-моторной координации движений, а именно в развитии кинестетической основы движений руки, оптико-кинестетической организации движений, в формировании пространственного восприятия, зрительно-моторной координации движений. Дошкольники после обучения стали намного сосредоточеннее, усидчивее, перестали чрезмерно напрягать руку во время выполнения заданий, стали словесно описывать свои действия, перестали “вращать” тетради. До начала занятий состояние графомоторных навыков у детей находилось на среднем и низком уровне. После проведенных занятий состояние графомоторных навыков начало улучшаться , перешло на более высокий уровень, возросло количество детей со средним уровнем, сократилось количество детей с низким уровнем. При продолжении работы по формированию графомоторных навыков , дети, несомненно, будут давать положительную динамику.