The Memory Palace Technique, или Чем подлатать дырявую память? Дворец памяти: техника запоминания Шерлока Холмса Дворцы памяти для запоминания иностранных слов.

В прошлом люди придавали совсем иное значение памяти. Запоминание было возведено в ранг науки и искусства. Прежде чем быть записанными, многие учения передавались из уст в уста на протяжении веков. Да и обычное для нас чтение про себя вошло в привычку не так давно. Раньше люди проговаривали то, что читали и это было единственным нормальным способом читать. В наш век избытка информации, заменой памяти стали компьютеры, гаджеты и другие внешние носители информации. Действительно, зачем нам память, когда есть ?

Но бывало ли с вами, что вы не могли вспомнить имена главных героев только что прочитанной книги?

Или вас поражала своей глубиной какая-то цитата, но воспроизвести ее по памяти не было никакой возможности? Оставалось только сокрушаться, как бы она пришлась к месту на вчерашней встрече.

Как не опозориться на конференции и вспомнить свою речь?

А как насчет подготовки к экзаменам? Неприятное занятие, не правда ли? Есть ли способ сделать его легче?

А что вы делали в прошлую среду?

Что позавчера ели на завтрак?

Как вы себя чувствуете когда вас просят рассказать о достопримечательностях того места, куда вы в последний раз ездили?

Конечно нет надобности помнить все — большинство окружающей нас информации — мусор. Но как отличить мусор от того, что важно, если память не работает? О чем говорить с друзьями? Как заинтересовать понравившегося человека?

Вот несколько простых методик для улучшения памяти.

1. Дворец памяти.

Этот метод задействует основной принцип мнемоники — вдумчивое кодирование. Каждый из нас до мелочей помнит хотя бы несколько близких его сердцу мест. Это может быть дом, в котором мы живем сейчас или жили в детстве, дом бабушки и дедушки, городская улица, парк, дорога до работы, любимый музей и т.д. Мы можем воспроизвести по памяти все уголки этих мест, поэтому эти места идеально подходят для того, чтобы быть так называемыми дворцами памяти. Суть метода — сначала мысленно воссоздать пространство, которое вы хорошо знаете, а затем начинить его тем, что вы хотите запомнить, расположив каждую вещь на определенном месте. Когда потребуется извлечь эту информацию, нужно просто прогуляться по дворцу памяти, встречая на своем пути помещенные туда предметы и образы.

Важно отметить, что чем необычнее будет образ, тем легче он запомнится. Любую скучную вещь, которую нужно запомнить, нужно превратить в нечто яркое, удивительное и непохожее на все виденное ранее, так что ее просто невозможно будет забыть.

Данный метод идеально подходит для запоминания хронологии событий, представителей исторических династий, разного рода списков, новых знакомых на многолюдной вечеринке.

2. Эффективное запоминание стихотворений и дословное запоминание текстов.

К сожалению, запоминание слов - это именно то, к чему наш мозг плохо приспособлен. И в данном случае использование только одного метода дворца памяти не будет эффективным, так как крайне сложно подобрать устойчивые образы для таких абстрактных понятий, как, скажем, эмпатия. Также сложно визуализировать предлоги, местоимения и знаки препинания. Но чтобы выучить стихотворение, нужно запомнить каждое слово, которое оно содержит. Выход — выработать систему изображений для предлогов, местоимений и знаков препинания, а абстрактные незапоминающиеся слова разбивать на слога, каждый из которых будет иметь свой символ. Например, слово эмпатия можно представить как Эмму Томпсон (эм), танцующую на вечеринке (пати).

3. «Главная система» для запоминания цифр.

Система изобретена еще в 17 веке искусствоведом Иоганном Винкельманом , однако мнемоники ее используют и по сей день, запоминая числовые ряды, состоящие из сотен, а то и тысячи цифр. Суть — трансформировать цифры в фонетические звуки, а звуки — превратить в слова, получив образы для своего дворца памяти. Например, число 3 похоже на перевёрнутую букву М, 8 — на Ф и так далее на ваше усмотрение (главное, запомнить соответствия). Тогда, например, число 3826 (МФНБ) можно представить как «МатФея, смотрящего на НеБо». Суть та же и для более сложных числовых последовательностей.

4. Интеллект-карты.

Данное направление активно продвигает мнемоник и, по совместительству, успешный коммерсант Тони Бьюзен . Для создания собственной карты вам понадобится лист бумаги и цветные фломастеры. Суть системы — человек создает мысленную карту, рисуя линии от главных идей к второстепенным, далее разветвляясь к третьестепенным и т. д. Идеи формулируются несколькими словами и по возможности иллюстрируются образами. Получается нечто похожее на цветную паутину ассоциаций. И поскольку эта схема наполнена цветными образами, расположенными по порядку на одной странице, она функционирует как дворец памяти, перенесенный на бумагу.

Данный метод особенно хорошо подходит для конспектирования лекций, разбора сложных запутанных вопросов, так как требует осознанного подхода к информации.

Человеческий мозг эволюционировал в процессе естественного отбора в условиях, совершенно отличных от тех, в которых мы живем сегодня. Потребности наших древних предков — охотников и собирателей сформировали тот мозг, которым мы пользуемся в нашу информационную эру. Вот почему всем нам легче дается запоминание зрительных образов и пространств, чем цифр и абстрактных категорий.

По сути, все техники запоминания основываются на том факте, что наш мозг не всю информацию запоминает одинаково хорошо. Преобразовывая ту информацию, которую наш мозг сохраняет с трудом, в ту, для хранения которой он был предназначен, можно значительно улучшить свою память.

С другой стороны, возникает вопрос — зачем же развивать свою память в век гаджетов, способных хранить ? Ответ — хотя бы для того, чтобы быть более внимательным к миру вокруг и не потерять себя в нем, связывать понятия, генерировать новые идеи и создавать произведения искусства. Ведь наши воспоминания делают нас теми, кто мы есть.

По материалам книги «Эйнштейн гуляет по Луне «. Автор Джошуа Фоер

Купить книгу у наших партнеров —>

Александр Лурия - советский психолог, коллега и друг Льва Выготского - в своей «Маленькой книжке о большой памяти» рассказал историю о таинственном гражданине Ш. Однажды этот Ш., молодой газетный репортёр, пришёл в лабораторию с жалобами на... феноменальную память. Он мгновенно запоминал даты, числа, места, имена - любые факты. Исследования показали, что памяти Ш. не было не только границ, но и «срока годности»: информацию, усвоенную однажды, он мог воспроизвести спустя десятилетия. Запечатление в памяти «носило непосредственный характер, и его механизмы сводились к тому, что Ш. либо продолжал видеть предъявляемые ему ряды слов или цифр, либо превращал диктуемые ему слова или цифры в зрительные образы».

Джошуа Фоер . В 2005 году он в качестве журналиста освещал американский чемпионат по запоминанию, где восхитился способностью участников за ­небольшой промежуток времени запомнить порядок карт в хорошо перетасованной колоде. Всего год спустя Фоер умудрился стать победителем такого чемпионата, а историю своей подготовки к соревнованиям он впоследствии изложил в книге «Эйнштейн гуляет по Луне. Наука и искусство запоминания». Объясняя, как работает наша память и как менялись подходы к её изучению, Фоер не только даёт ценные указания, связанные с так называемой гигиеной мозга, но и рассказывает о конкретных методиках, позволяющих запоминать больше и лучше.

Некоторые учёные, занимающиеся когнитивными исследованиями, утверждают: человек никогда ничего не забывает. Всё однажды увиденное, почувствованное или услышанное до конца жизни сохраняется в определённых «отсеках» мозга. Иными словами, проблема забывчивых людей не в плохой памяти, а в плохих навыках воспроизведения информации. Следовательно, учиться нужно не запоминать факты, а выуживать их из памяти. Хорошая новость: развить способность вспоминать можно. Пусть и в определённых пределах.

Лидеры чемпионата мира по запоминанию (World Memory Championships), который регулярно проводится аж с 1991 года, демонстрируют феноменальные результаты. Участники запоминают гигантское количество дат, лиц, чисел, стихотворных строчек, шокируя публику последующим точным воспроизведением. В своём интервью Джошуа Фоер - чемпион США по запоминанию - уверяет: ни у одного из участников нет сверхспособностей, а блестящие результаты - следствие тренировок, добиться этого может человек с самой заурядной памятью.

Мнемоническая техника «дворец памяти», о которой пойдёт речь, появилась ещё 2 500 лет назад в Древней Греции. Эту же методику неосознанно использовал таинственный гражданин Ш. (кстати, его настоящее имя - Соломон Шерешевский) и осознанно - нынешние участники чемпионатов по запоминанию.

Легенда о появлении этой методики могла бы ­послужить сюжетом для фильма Хичкока. Древнегреческого ­поэта Симонида позвали почитать стихи на большом празднике. Закончив выступление, поэт вышел на улицу, а несколько мгновений спустя свод здания, где проходили торжества, рухнул. Все, кто находился внутри, погиб. Жертвы были так изуродованы, что родственники не могли опознать тела и должным образом похоронить умерших. Единственным выжившим оказался Симонид, с которым, пока он наблюдал за убитыми горем людьми, случилось настоящее чудо. Постепенно в его памяти возникла панорама пиршественного зала до разрушения. Поэт стал брать родственников за руки и отводить к телам погибших. Проанализировав позже то, как проявлялась в памяти «картинка», Симонид описал первую мнемоническую технику. Правда, есть альтернативная легенда, в которой авторство методики приписывается Цицерону.

Метод «дворца памяти» строится на очень сильных ассоциативных связях, благодаря которым любое количество информации можно запомнить в нужном порядке.

Материалы


  • Свободное время .

  • Воображение (как можно более развитое) и концентрация внимания.

  • Информация , которую нужно запомнить.

Что делать

Представим, что вам нужно запомнить продукты, за которыми вас мама (жена, муж, директор фирмы и т. д.) послала в магазин. В список входят: яблоки, мармелад, молоко, творог, яйца, хлеб, майонез, сушки, зелёный чай.

1. Придумываем...

Для каждого пункта свою «комнату» - крючок, с помощью которого мы будем выуживать из памяти нужную информацию. Оптимально, если «комнаты» будут встроены в один «дворец» - все ассоциации связаны в одну историю. Ничего страшного, если она получится абсурдной.

2. Начинаем...

С традиционного сказочного зачина: «однажды», «в тридевятом царстве», «в далёкой-далёкой галактике».

3. Связываем...

Слова глаголами. Например, «желтки яиц взбивали в майонез». ­Если это кажется сложным, обратитесь за помощью к ближайшему «соседу» слова. Для «чая» это может быть «кипяток». А чтобы не использовать слово «кипяток», сделайте его вспыльчивым соседом Чая.

4. Экспериментируем:

«...потому господин Чай обладал странным зеленоватым цветом лица». Очень важно долго не раздумывать. Если ассоциации будут ­рождаться в результате длительных творческих мук, едва ли вы сможете воспроизвести эту цепочку в дальнейшем.

Итоговый рассказ с зашифрованным списком покупок может быть таким:

Однажды Исаак Ньютон прогуливался по саду, где росли раскидистые яблони. Спелый плод сорвался с ветки и упал прямо на голову учёному, что позволило ему открыть один из важнейших физических законов. К сожалению, очевидцем этого события была лишь корова с соседней фермы. Она так удивилась произошедшему, что на несколько дней перестала давать молоко. Сам того не зная, Исаак Ньютон лишил себя завтрака: по утрам он предпочитал есть свежий творог, сделанный на соседней ферме. Хорошо ещё, что падение яблока не увидели куры, поэтому яйца исправно продолжали поступать на кухню Ньютона. Но кухарка учёного так увлеклась, что перевела все яйца на приготовление майонеза. В итоге бедняге Ньютону пришлось завтракать несвежим мармеладом, который он закусывал хлебом, по твёрдости напоминавшим сушки. Единственным утешением был сладкий чай цвета травы, которую ела злополучная корова.

Если надо запомнить число

Методом «дворца памяти» можно запоминать и ряды чисел, присваивая каждому собственную ассоциацию. Так, например, номер телефона 2–12–85–06 (и более длинные ряды соответственно) можно удерживать в памяти с помощью историй вроде:
«Белоснежный лебедь (2) потерял дюжину (12) возлюбленных в бесконечности (8) переездов, которые возникали из-за отличников (5) труда, стремящихся перевести всех птиц в самый круглый (0) пруд города и закрыть круглый замочек (6) на птичьем домике».
Можно использовать даты (исторические или свои собственные). Например, пин-код от банковской карточки 5293 врежется в память как «за год до смерти Сталина, через год после моего рождения».

Если надо запомнить имя

Привязывать ассоциации можно следующим образом: имя Артур переводится как «медведь», поэтому всех Артуров запоминаем спящими в норе. Другой вариант - король за круглым столом. А вот Ольга - это княгиня, к которой послов лучше не отправлять.

Обложка: кадр из сериала «Теория Большого взрыва»
Фото и иллюстрации: BBC, Shutterstock
Авторы: Виталий Васянович, Анастасия Журба


Дворец памяти — это мнемоническая техника.

Принцип очень прост: вы создаете комбинацию из новой, неизвестной информации и того, что вам хорошо знакомо. И закрепляете её прочными ассоциациями.

Прежде чем приступить к описанию дворца памяти, вспомним слова Шерлока Холмса о том, что наша память похожа на чердак, и чтобы выуживать из нее вовремя все самое необходимое, крайне важно забывать все лишнее.
Но, во-первых, многие просто не умеют сознательно забывать, а во-вторых, как правильно заметил доктор Ватсон в фильме, как было бы скучно жить, если бы все помнили только то, что им нужно по работе.


Однако существует ряд компромиссных вариантов, позволяющих запоминать и тренировать память, и особенно среди них выделяются приемы мнемотехники. У каждого из них свое «назначение».
Методика, о которой идет речь в этой статье, при определенном опыте (который достигается практикой и только практикой), помогают быстро и просто запомнить нужный объем фактической информации.
Называется эта техника по-разному — дворец памяти, замок памяти, лоскутное одеяло памяти, метод Симонида, метод Шерлока Холмса, метод локуса.
Есть и некоторые другие названия, в частности, с выходом популярного британского сериала распространилась вариация «чертоги разума». Как и многие другие подобные приемы, этот был известен еще древним грекам.

Немного истории

Мнемоническая техника «дворец памяти», о которой пойдёт речь, появилась ещё 2 500 лет назад в Древней Греции. Эту же методику неосознанно использовал таинственный гражданин Ш. (кстати, его настоящее имя — Соломон Шерешевский — обладатель феноменальной памяти, профессиональный мнемонист ) и осознанно — нынешние участники чемпионатов по запоминанию.

Легенда о появлении этой методики могла бы -послужить сюжетом для фильма Хичкока. Древнегреческого -поэта Симонида позвали почитать стихи на большом празднике. Закончив выступление, поэт вышел на улицу, а несколько мгновений спустя свод здания, где проходили торжества, рухнул. Все, кто находился внутри, погиб.
Жертвы были так изуродованы, что родственники не могли опознать тела и должным образом похоронить умерших. Единственным выжившим оказался Симонид, с которым, пока он наблюдал за убитыми горем людьми, случилось настоящее чудо.
Постепенно в его памяти возникла панорама пиршественного зала до разрушения. Поэт стал брать родственников за руки и отводить к телам погибших.
Проанализировав позже то, как проявлялась в памяти «картинка», Симонид описал первую мнемоническую технику.


Правда, есть альтернативная легенда, в которой авторство методики приписывается Цицерону. Древний философ и оратор Цицерон ежедневно ходил на «работу» пешком. Обладая блестящим вниманием, он изо дня в день замечал различные особенности в дороге, по которой он шествовал. Спустя долгое время, Цицерон запомнил дорогу настолько хорошо, что мог безукоризненно вспомнить любой ее промежуток со всеми деталями.
После этого Цицерон научился «привязывать» к дороге какие-нибудь предметы в своей памяти. И когда он вспоминал место на дороге, он моментально вспоминал о предмете, который был «привязан» к месту. Это называется ассоциативная связь.
А данный способ мнемотехники теперь называют метод Цицерона, дорога Цицерона. Подробнее о нём мы поговорим в другом посте.

Метод «Дворца памяти» строится на очень сильных ассоциативных связях, благодаря которым любое количество информации можно запомнить в нужном порядке.
Пригодится умение строить такие «воздушные замки» и в быту, причем для разных целей. Например, вы сможете запомнить какие-либо сведения о ваших подчиненных, коллегах или клиентах и показать им, как хорошо вы их помните — человеку такое внимание всегда приятно, а значит, оно поможет наладить контакт.
Не выпадут подробности жизни ваших друзей (в том числе кличка любимой кошки и дата рождения их дочери). И это уже не говоря о сессиях, тестах и прочих ситуациях, когда вам в ограниченное время надо запомнить большое количество слов, понятий, явлений, причем необязательно в каком-либо конкретном порядке.


Как работают дворцы памяти

Дворец памяти или чертоги разумаЗа счет чего этого достигается? Краткое описание методики дворца памяти, будет выглядеть следующим образом: собственно дворец - это некое построенное в вашем воображении помещение (реально существующее или вымышленное), в котором размещены различные опорные пункты - например, кровать, письменный стол, секретер, телевизор. Помещение необязательно должны быть жилым, но это должно быть спокойное место, в котором вы чувствуете себя комфортно. Самое главное условие - отлично представлять себе как само помещение, так и все опорные пункты. К опорным пунктам по ассоциациям привязывается информация, которую надо запомнить. Как правило, чем ярче ассоциации тем легче потом воспроизвести сведения. Когда вам надо будет это сделать, вы просто «подойдете» в своем воображении к нужному месту в вашем дворце памяти и выудить из него все необходимое.

Чтобы ваша память надежно удерживала всю помещенную в чертоги разума информацию, при строительстве дворца памяти надо учесть несколько моментов, о которых мы расскажем в следующей статье. Но прежде чем мы перейдем непосредственно к мнемотехнике строительства, обратим внимание на практический момент.
Если вы хотите побить или по крайней мере приблизиться к мировым рекордам или удивить друзей своими суперспособностями, будьте готовы к тому, что вам потребуются усердные тренировки — ничто не дается просто так. Для бытовых целей хватит и нескольких практических уроков, но и здесь необходимо практиковаться, прежде чем запоминать действительно важные вещи.

Смотрим:

Общий принцип создания дворцов памяти

1. Первый шаг — выберите место его «постройки». Пространство для создания дворцов памяти вы можете придумать (например, составить план некоего небольшого городка или представить дом/квартиру/комнату своей мечты) или же представить хорошо вам знакомую территорию (свою квартиру, дачный участок или что-либо похожее).

Второй метод надежнее, так как в данном случае на этом этапе вам ничего не надо запоминать — только представить уже что-то давно знакомое.
Тем, кто только учится создавать дворцы памяти, специалисты советуют начинать именно с этого варианта.

Итак. Нужно:

1. Закрыть глаза.
2. Вспомнить комнату, где вы сейчас находитесь. Мысленно прогуляйтесь по ней, вспомните каждый предмет мебели, его цвет и форму, пересчитайте количество стульев, полок в шкафу, окон. Какие в комнате шторы? Что стоит на столе? Где расположена кровать? И т.д.
3. Мысленно пройдитесь по квартире, повторяя всё то же. Мысленно загляните в холодильник, попробуйте назвать продукты.
4. Можно выйти на улицу и мысленно прогуляться по двору, вспоминая лавочки, деревья, ямы на дорогах.

Это и станет нашим первым дворцом памяти.
Выберите какое-нибудь место, по которому вы уже прошлись. Это может быть одна из комнат, ну или кусочек двора, ограниченный мысленной чертой, или класс в школе, в которой вы учились. Можно превратить в дворец памяти практически любое место, которое вы помните.
Его мы и будем населять образами.

Далее для каждого объекта, который вам надо запомнить, выделите область в вашем «дворце»/«квартире»/«городе» памяти и продумываете ассоциацию с ним.
Эти области принято называть опорными пунктами .

Как метод работает на практике:

Ассоциации всегда очень индивидуальны, и подчас вы можете сами себе удивиться, почему так? В данном случае не обращайте на это внимание — выбирайте то, что вам легче всего запомнить.

Например, вы студент, который хочет выучить к завтрашнему 20 билетов по географии. В таком случае разбейте выделенное под «дворец памяти» пространство (предположим, гостиную) на 20 условных зон — по одной на билет. И дальше выстраивайте ассоциативные цепочки для каждой зоны.

Предположим, билет «Реки Европы» — это буфет. В буфете стоят голубые вазы (символизирующие реки). Самую большую вазу мы купили, когда плыли по Волге на пароходе (Волга — самая длинная река Европы).
Мы плыли 35 дней, а на пароходе ночевали только 30 ночей (3530 км — длина Волги). (Далее вы придумываете историю про объекты в билете и раскручиваете цепочку).

А вот телевизор — это будет билет «Животные Австралии». В комнате работает телевизор, идет передача про животных Австралии. Здесь много очень забавных эндемиков. Сначала показали утконоса, а затем — броненосца.
А вот книжная полка. На книжной полке стоит атлас, а в атласе — большая политическая карта. Атлас довольно толстый, в нем около 240 страниц (примерное количество стран).


Некоторые нюансы строительства дворцов памяти

Если вам надо запомнить сведения о людях, то им тоже надо отвести в вашем «дворце памяти» определенные зоны — привязать к опорным пунктам. Самими простыми ассоциации станут вроде «Игорь любит вкусно поесть — поэтому он холодильник», «Таня постоянно жалуется, что мало спит, — она кофеварка» и «Вася не вылезает из онлайн-игр — он компьютер». Здесь главное, чтобы вы сами могли быстро вспомнить, кто с чем у вас ассоциируется.

Если вам надо запомнить сведения о людях, то им тоже надо отвести в вашем «дворце памяти» определенные зоны — привязать к опорным пунктам. Самими простыми ассоциации станут вроде «Игорь любит вкусно поесть — поэтому он холодильник», «Лена любит мучное — она хлебница» «Таня постоянно жалуется, что мало спит, — она кофеварка» и «Вася не вылезает из онлайн-игр — он компьютер». Здесь главное, чтобы вы сами могли быстро вспомнить, кто с чем у вас ассоциируется.

При запоминании последовательности важно быстро придумать историю, связанную с уже расставленными по зонам дворца памяти персонажами или объектами.

Например, сначала я решил позавтракать и пришел к холодильнику (один объект). Я взял сыр, а потом подумал, что бутерброд с сыром еще лучше и подошел к хлебнице (второй объект). Но бутерброд надо чем-то запить, а что может быть лучше с утра, чем чашечка свежезаваренного кофе, и поэтому я пошел к кофеварке (третий объект).
И за чашечкой кофе просмотрел новости на компьютере (четвёртый объект).

Практический совет по запоминанию последовательностей во «дворце памяти»: чем необычнее будет ассоциация и чем большие эмоций она у вас вызывает, тем лучше (при этом не важно, хорошие или плохие, в принципе плохие считаются даже более надежными). Запомнить что-то экстраординарное проще, чем обыденное.
В ход хорошо идут нелепости и абсурдности.

Порой возникают такие ситуации, когда важно запомнить не только какие-либо сведения, но и их правильный порядок. Конечно, чаще всего это касается чисел — но не только, поэтому сейчас мы обратимся к запоминанию смысловых единиц.
Два наиболее часто встречающихся приема мнемотехники: мнемонические фразы и дорога Цицерона, которой будет посвящена следующая статья.

Для начала разберем фразы-запоминалки.

Запоминаем последовательность через мнемонические фразы

В мнемонике достаточно широко распространено составление фраз для запоминания. Самая известная среди них — «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Она «кодирует» цвета радуги: каждый начинается с той же буквы, что и слово во фразе.
Аналогичным образом работает фраза о порядке планет: «Мы ведь знаем, мама Юли села утром на пилюли» (правда, составлена она была тогда, когда Плутон еще был планетой).
Часто такими способами пользуются врачи, чтобы запомнить, например, последовательности костей и др.

Этот же способ позволит запомнить связи между предметами или сами предметы, даже когда их порядок не важен .

Например, работу фоторецепторов глаза обозначают следующим образом «Днем работают с колбочками, ночью ходят с палочками» (колбочки реагируют на цвет, палочки отвечают за сумеречное зрение), а в мини-диалоге «Степка, хочешь щец? — Фи!» спрятались все глухие согласные русского языка.

Как составить мнемоническую фразу

Если если вы ищите способ хорошо запомнить последовательность слов, попробуйте составить фразу-запоминалку. Идеальный вариант — если вы напишете ее в стихах, так как их выучить надолго намного проще.
Впрочем, если у вас нет поэтических способностей или вы не хотите тратить время на рифмовки — ничего не страшного. Главное — чтобы вы в принципе легко запомнили фразу, а для этого сделайте ее смешной, абсурдной и используйте особо близкие вам образы .

Например, с помощью предложения «Весной и летом наша крыса радостно цепляет Филькино ухо» можно выучить первый столбец Таблицы Менделеева (водород, литий, натрий, калий, рубидий, цезий, франций, унуненний).

Если вы планируете выучить последовательность каких-либо фактов или сами эти факты исключительно по принципу экзаменов («сдал — забыл»), значит, вам важно «проносить» данные фразы в голове максимум несколько дней, что, как правило, не вызывает особых сложностей.
Однако если вы планируете периодически обращаться к запоминаемым сведениям и вам важно, чтобы ими всегда были под рукой, первое время после составления мнемонических фраз возвращайтесь к ним и повторяйте их, чтобы, как и в случае с «Охотник желает знать…», данные предложения перешли в долговременную память и закрепились там.

Еще один совет относится со всем «дворцам памяти», вне зависимости от цели их «постройки». «Первый блин комом» — эта поговорка применима и к данной мнемотехнике, поэтому прежде чем запоминать действительно важные и объемные данные, потренируйтесь на чем-либо менее важном и простом.
Если вы хотите запомнить что-то надолго (а не в режиме «сдал — забыл»), по «дворцу» придется периодически «гулять».
по материалам experimental-psychic.ru

НА ЗАМЕТКУ...

Как развить образное мышление

1. Запоминайте и вспоминайте
Как утверждает тренер по суперпамяти Иван Чурсин, необходимое для мнемотехники образное мышление может «прокачать» каждый.

Начните с простого. Попробуйте запомнить как можно больше людей, которых вы видели за день. А перед сном попытайтесь их всех вспомнить, - советует эксперт. - Опишите внешность, представьте их манеры…
На следующий день повторите эксперимент. Только не с людьми, а с машинами. Или вывесками магазинов.

2. Фантазируйте
Воображайте не только реальные, но и фантастические объекты. Сказочные персонажи и невиданные животные, транспорт будущего и внеземные цивилизации…
Представьте, что вы архитектор, которому по силам создать совершенно новый мир. Фантазируйте!

3. Расшифровывайте слова
Выберите несколько слов и расшифруйте их, словно аббревиатуры. Например, слово «космос» - Крокодилы Осторожно С Мартышками Осваивали Судоходство…
Или «земля» - Зеленые Ежи Медленно Летели в Яму…
Не забудьте представить то, что напридумывали!

Удачи!

Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Метод Цицерона, Римская комната или метод локусов – названия одного и того же приёма, основанного на построении дворца памяти. После его создания человек может запоминать большие объёмы информации (числа, слова и т.п.) в определенной последовательности. В статье вы узнаете, как построить дворец памяти, как им пользоваться и каких ошибок следует избегать.

Зачем нужен дворец памяти и как им пользоваться?

Дворец памяти – некое пространство с определенными статичными объектами, которое человек может воссоздавать в своём воображении.

Звучит сложно, но на деле это гораздо проще, чем кажется. Попробуйте закрыть глаза и представить свою кухню или своё рабочее место. Получилось? Считайте, что основную часть работы по проектированию простейшего дворца памяти вы уже сделали.

Как подготовить дворец памяти к запоминанию

Шаг первый:

Выберите пространство, которое вы превратите в свой дворец памяти. Лучше взять одну из комнат вашей квартиры, потому что вы там часто бываете, а значит, представить это место в своём воображении не составит труда.

Шаг второй:

Выделите предметы, которые не меняют своего места. Это может быть холодильник, телевизор, картина на стене, раковина, настенные часы, аквариум или кондиционер. Постарайтесь отметить как можно больше таких объектов.

Шаг третий:

Представьте выбранное пространство. В своём воображении последовательно переходите от одного выделенного в предыдущем шаге объекта к другому. Вам нужно убедиться, что вы знаете их расположение и можете мысленно перемещаться между ними.

Шаг четвёртый:

Проработайте очертания каждого из выделенных предметов. Вам не нужно запоминать мельчайшие детали (каждый магнитик на холодильнике, точное изображение картины на стене и т.д.). Вы не должны видеть пятно или что-то совсем непохожее на ваш объект, но и излишний фанатизм только навредит.

Шаг пятый:

Вам нужно определить последовательность, с которой вы будете мысленно перемещаться между выделенными объектами. Проще говоря, создать маршрут. Не делайте его сложным: перемещайтесь слева направо или справа налево. Чем проще, тем удобнее.

Всё, ваш дворец памяти готов к использованию.

Как пользоваться дворцом памяти?

Сначала введу новое слово: локус . Локус – это те объекты, которые вы выделяли в своём дворце памяти, это одна «станция» вашего маршрута.

Важно : можно выделять для запоминания детали одного объекта, например, брать не весь холодильник, а отдельно дверцу, морозильную камеру и т.д. Тогда локусами будут дверца и морозильная камера, а не холодильник в целом.

Механизм использования дворца памяти легче всего продемонстрировать на примере. Допустим, у нас есть случайный набор слов и какой-то маршрут.

Слова: мороженое, футбольный мяч, смартфон, окунь, палитра, жёлудь, лошадь, молоко, любовь, декабрь.

Теперь идём по маршруту и оставляем на каждом локусе по одному или по два слова. Давайте на первых двух оставим по одному, а потом будем оставлять по два.

Допустим, первый локус – книжная полка. Представляем, как на ней между книг лежит тающее мороженое.

Стул. Позвольте своей фантазии положить на него огромного окуня, на которого сверху давит метровый смартфон.

Примечание :
Запоминаемые предметы и локусы должны быть примерно одного размера. Несоответствие реальности допускается. Также, поскольку мы читаем слева направо сверху вниз, то слово, которое идёт раньше, должно быть выше. Именно поэтому смартфон находится над окунем.

Батарея. Представьте, что в неё вколочен большой жёлудь, из которого сверху торчит палитра.

Люстра. За край люстры зацепился пакет молока, в который вцепилась зубами висящая лошадь.

Примечание: У многих существительных воображаемый образ очевиден: нужно запомнить кота – представляем кота, ручку – ручку. Но существуют и абстрактные понятия, образ которых не всегда очевиден (чувства, эмоции, названия городов и стран, имена и т.д.). Тогда нужно использовать ассоциативное мышление. Любовь у меня ассоциируется с сердцем, а декабрь с подарком, потому что у меня в декабре день рождения и Новый год вдобавок. И да, ассоциации могут быть сугубо индивидуальными, нелогичными и странными. Критерий один: вы должны их понимать.

Представляем вешалку, на которую насадили сердце, к которому снизу привязан подарок.

Всё. Мы запомнили эти слова.

Теперь самое интересное: мы мысленно проходим по маршруту и видим на локусах те слова, которые запоминали. Возьмите те же слова или какие-нибудь другие и попробуйте разместить их в своём дворце памяти. Это работает!

Дворец памяти универсален. Пример со словами я взял потому, что он самый простой и повторить это сможет любой новичок. Но вы можете оставлять на своих локусах также и , или даже размещать в своих дворцах памяти целые учебники.

Ошибки, которые часто допускают при создании дворца памяти:

  1. Использование одинаковых локусов. То есть, если у вас на маршруте будет два одинаковых объекта (две абсолютно одинаковые тумбочки, например), вы будете их путать. Это приведёт к ошибкам. Можно использовать однотипные локусы, вроде люстр разного вида или аквариумов разной формы, но одинаковые использовать нельзя.
  2. Ошибки, связанные с передвижением по дворцу памяти. Лучше всего будет выбрать одно общее правило для всех маршрутов и придерживаться его. Тогда вы точно будете знать, что за чем идёт.
  3. Забывание локусов. Вы должны хорошо знать свой дворец памяти. Непозволительно иногда пропускать некоторые из локусов. Регулярно тренируйтесь запоминать или хотя бы просто прогуливайтесь по своему дворцу памяти.

О том, как расширить свой дворец памяти и запоминать больше и быстрее, вы можете прочитать в .

Сегодняшний темп жизни и скорость обновления научных и практических знаний, используемых современным человеком в работе, да и в повседневной жизни, ставит перед многим вопрос о том, как запоминать больше и помнить дольше значимые объемы разнообразной информации.

К сожалению, в большинстве учебных заведений не преподают такую дисциплину, как мнемоника, обучающую различным техникам, способам и методам запоминания и хранения знаний. «Дворец памяти» — одна из древнейших мнемотехник. В этой статье мы расскажем о ее истории, различных модификациях и возможностях практического применения.

Как работает память?

Не углубляясь в научные изыскания, напомним, что же это за процесс - память. Информация, попадающая в наш мозг, проходит четыре основных этапа:

Запоминание;

Сохранение;

Извлечение;

Забывание.

В процесс запоминания вовлекаются все органы чувств, фиксирующие поступающую информацию: глаза, отмечают цвет и яркость шрифта, нос улавливает запах библиотеки или свежей типографской краски, уши слышат шуршание страниц, а руки «помнят» тяжесть книги и фактуру ее обложки.

После получения всей информации мозг посредством нервных импульсов передает все сведения в гиппокамп - особый парный участок коры головного мозга, выполняющий функцию контроля за качеством сохраняемой информации. Согласно исследованиям, именно этот участок мозга некоторое время удерживает выделенные в потоке нервных импульсов важные данные, а затем перенаправляет их в кору полушарий, где и находится основное хранилище. Таким образом, гиппокамп отвечает за кратковременную, а кора мозга - за долговременную память.

Однако всегда перед человеком остро стояла проблема нахождения необходимой информации в нужное время в «закоулках» своей памяти.

Немного истории

В процессе повествования об искусстве памяти и используемых мнемонистами техниках и приемах постоянно вспоминается крылатая фраза о том, что все новое - это хорошо забытое старое. Большинство мнемотехник, успешно применяемых сегодня, были описаны еще в 82 году до н. э. в кратком пособии по риторике Rhetorica ad Herennium. Изложенные в этом фолианте мнемонические способы, техники и тренировки памяти довольно широко использовались как в древние, так и в Средние века.

Юрист Питер Равенна, живший в XV веке, использовал такую технику, как дворцы памяти, для запоминания слов и цитат. Причем количество дворцов в его случае исчислялось не десятками, а тысячами, и в них в алфавитном порядке хранились ключевые фразы и цитаты по важным для него темам. Об этом методе он рассказал в своей книге «Феникс», вышедшей в конце XV столетия.

Наравне с логикой, грамматикой и риторикой, методики являлись основой классического европейского гуманитарного образования. Студентов не только заставляли заучивать материал, но и объясняли, каким образом это делать.

Современные политики и бизнесмены прекрасно знают, как построить дворец памяти и использовать эту мнемотехнику для достижения собственных целей.

Кто автор?

Сегодня невозможно точно определить, кто же первым создал и использовал методику запоминания огромного количества имен, исторических дат, цитат и фактов - древнегреческий поэт Симонид или римский оратор Цицерон. Суть используемой ими техники состояла в том, что необходимую информацию они располагали в хорошо знакомом им здании. В воображении они наполняли комнаты этого строения образами, ключевыми словами - в общем, всем тем, что хотели запомнить. В дальнейшем в любое время можно было воспроизвести в воображении само здание, пройтись по нему и вспомнить все, что необходимо. Позднее эту методику стали называть дворец памяти, метод Цицерона, техника дорог.

Римские комнаты, или дорога Цицерона

Если учесть, насколько давно жил древнеримский оратор и философ не придется удивляться тому, что ему приписывают несколько вариантов использования мнемотехники. Согласно одной из версий, готовясь к публичным выступлениям, он ходил по многочисленным комнатам собственного дома и располагал в них различные тезисы, цитаты и даты. Выступая, он мысленно повторял свой путь и выдавал необходимые сведения. Другая версия гласит, что для запоминания этот римский ритор использовал дорогу, по которой ежедневно ему приходилось ходить. Конечно, будучи наблюдательным и внимательным человеком, Цицерон знал все ее особенности, к которым и «привязывал» нужные ему предметы, факты и т. д.

Религиозная история

В Средние века, особенно во времена инквизиции, перед служителями церкви особо остро вставала проблема запоминания больших объемов различной информации. Религиозным деятелям того времени нужно было не только знать Священное Писание и молитвы, но также помнить все типы, виды прелюбодеяний, грехов, да еще и признаки ведьм... Именно в это время мнемоника становится тайной областью знаний. Человек, способный обучить других помнить все самое важное, очень высоко ценился в то время. Вряд ли той эпохи читали или слышали о таких мнемотехниках, как дворец памяти или дорога Цицерона. Они придумали и использовали схожую методику, называемую театрами памяти. В воображении создавали помещение с четырьмя стенами, на каждой из которых располагалось по несколько ярусов со множеством мест. Заполняя подобные «театры», священнослужители запоминали всю необходимую им религиозную информацию.

Джулио Камилло пошел дальше и создал реальный театр памяти, выстроенный из дерева, который был подарен французскому монарху. Туда могли входить два человека: сам Камилло и король, где правителю объясняли, как запомнить все, что угодно.

Чем прославился Маттео Риччи?

Средневековый католицизм прославился стремлением «привести» к своей «истинной» вере народы, исповедовавшие другие религии. Одним из католических миссионеров в Китае XVI века был иезуит Маттео Риччи. Это был образованнейший человек своего времени: математик и картограф, переводчик, сумевший впервые установить постоянные культурные взаимоотношения между китайским обществом и христианской Европой. Кроме того, в истории его имя сохранилось и из-за блестящих мнемонических способностей, благодаря которым он стал первым, и на долгие годы единственным европейцем, сумевшим выдержать в Китае экзамен на получение высокой государственной должности.

Иезуитская мнемотехника

За десять лет Риччи, взявший в Китае имя Ли Ма-доу, не только сумел выучить китайский язык и несколько региональных диалектов, но и прослыть весьма мудрым и ученым человеком. В этом ему помогло не только блестящее образование, но и владение иезуитской мнемотехникой, которой он обучал китайцев. Дворец памяти Маттео Риччи строил исходя из объема материала, необходимого для запоминания. В самых сложных случаях могло состоять из множества различных по высоте и размерам сооружений, соединенных между собой. Риччи считал, что для лучшего запоминания можно использовать не только дворцы, но и различные бюрократические учреждения и храмы, декоративные беседки и Именно в такой «составной» дворец памяти он предлагал своим китайским ученикам помещать образы и понятия, необходимые для запоминания. Китайцы воспользовались предложенной им методикой, но в католическую веру не перешли. Следует отметить, что современные буддисты почитают Маттео Риччи как бога-покровителя всех часовщиков — Ли Ма-доу.

В чем суть метода?

Независимо от того, как называют эту мнемотехнику - техникой опорных образов или локаций, методом матриц или геометрических мест, дворец памяти или чертоги разума, основа ее эффективности всегда одна. Человек создает в своем воображении образ хорошо знакомого и эмоционально близкого пространства, неважно, комната ли это в студенческом общежитии или Рыцарский зал Эрмитажа, рабочий офис или любимый уровень компьютерной игры DooM или Heroes of Might and Magic.

Фактическая информация, которую необходимо запомнить, превращается в яркие ассоциативные образы, размещаемые в воссозданном в воображении человека, хорошо знакомом и эмоционально приятном пространстве. Когда возникнет необходимость вспомнить тот или иной факт, припоминаете, куда вы его поместили, и оправляетесь в мысленное путешествие по дворцу памяти, своей комнате или уровню компьютерной игры.

Психологические механизмы

Такие мнемонические техники, как дворец памяти или метод локуса, используют превращение запоминаемой информации и фактов в яркие визуальные картинки, помещаемые и связываемые с определенными точками эмоционально значимого и знакомого пространства. В результате таких интеллектуальных манипуляций мозг создает новые нейронные связи и ассоциации между сведениями, которые необходимо запомнить и в дальнейшем воспроизвести, и образом того или иного места. Благодаря чему в результате образной визуализации и проработке развивается человеческая память.

В самом начале, только осваивая эту технику, лучше ограничиться небольшим и очень хорошо знакомым помещением, к примеру, собственной комнатой. Итак, что же нужно сделать, чтобы «возвести» собственный дворец памяти? Методика проста, вот основные шаги:

1. Определиться со своим дворцом памяти. На первых порах, для того чтобы разложить воспоминания, может хватить письменного стола и Если не хватает, то можно использовать и остальные предметы мебели и пространство. Вместо комнаты можно «выстроить» факты вдоль вашей дороги на занятия или работу. Дворец памяти или метод локуса лучше всего работает, позволяя размещать большее количество запоминаемой информации, когда воспроизводимое в воображении пространство реалистично и детализировано.

2. Прокладываем маршрут. Создав собственный «ментальный» дворец, важно продумать пути вашего передвижения по нему. Если нужно запомнить информацию в строго определенном порядке, то и маршрут передвижения должен быть очень четким и желательно простым. Проще всего использовать в воображении тот же путь, что существует в реальности. Например, войдя в комнату в первую очередь вы видите телевизор, затем диван, а только потом - рабочее место.

3. Выбираем хранилища. Очень важный шаг, так как при использовании методики (дворец памяти/разума) вам предстоит расставить по этим местам все необходимые цифры, факты и имена. Стоит помнить о том, что на один предмет можно накладывать одну мысль, иначе возможна путаница, и метод окажется бесполезным. Желательно, чтобы предметы заметно отличались друг от друга, так будет проще вспоминать.

4. Помните: дворец памяти - техника, эффективно работающая только в том случае, если вы знаете созданный вами дворец, как свои пять пальцев, и помните наизусть все его детали. Те, кто практикует это метод, рекомендуют нарисовать чертеж ментального хранилища и обозначить на нем места, где хранится информация. Сверяя виртуальный образ с нарисованной вами схемой, вы сможете проверить, насколько точно вы привязали его к предмету.

Как его использовать?

Но вот все подготовительные этапы пройдены, и, наконец, к запоминанию готов ваш дворец памяти.

Методика его наполнения довольно проста: нужно заполнить небольшим количеством информации каждый предмет. Чем больше характеристик - тем лучше. Представляйте запах, цвет, фактуру и текстуру каждого предмета, наделите его той или иной эмоциональной окраской. Если предстоит запомнить большой объем связной информации, то разместите ассоциативные предметы последовательно, связав их между собой. Чем более экстравагантными и даже абсурдными будут использованные вами ключи и образы - тем лучше. Например, Белый Медведь в Валенке размера 6 Максимум поможет вам легко вспомнить марку и модель нового суперавтомобиля от известного концерна.

Вместо заключения

Не стоит надеяться, что дворцы памяти - это легкий и быстрый способ подготовиться к экзамену или публичному выступлению. На самом деле это доступная методика, благодаря которой действительно можно улучшить память. Вот только заниматься придется регулярно, постоянно тренируя собственное воображение и различные виды памяти. Начать можно с малого - со своего рабочего места или комнаты. Главное, чтобы каждое воспоминание «лежало» на своем месте, ведь тогда его будет легко отыскать. Древние говорили о том, что дорогу осилит идущий, так, может, пора в путь?