Джованни джакомо казанова - супружеские измены. Джованни Джакомо Казанова

КАЗАНОВА (Casanova) Джованни Джакомо Джироламо, шевалье де Сенгальт (Seingalt) (2.4.1725, Венеция - 4.6.1798, замок Дукс, Богемия), итальянский писатель. Писал на французском и итальянском языках. Окончил Падуанский университет (1742). Принял постриг (1743); отказавшись от церковной карьеры, покинул Венецию и странствовал по Европе, испробовав множество профессий и занятий: военного, скрипача, финансиста, тайного агента, осведомителя инквизиции, театрального антрепренёра. В 1750 году посвящён в масоны. Был знаком со многими знаменитостями - от королей и сенаторов до Вольтера и А. фон Галлера, графов Сен-Жермена и Калиостро. Неоднократно подвергался преследованиям и тюремному заключению по обвинению в дуэлях, чернокнижии и богохульстве. В 1755-1756 находился в венецианской тюрьме Пьомби, затем бежал и перебрался в Париж (1757). В 1760 получил от папы Римского Климента XIII звание папского протонотария. В 1764-65 находился в России, трижды встречался в Санкт-Петербурге с Екатериной II. В 1780-81 издавал ряд периодических сборников и журналов: «Вестник Талии» («Le messager de Thalie») и др. В 1785 году стал библиотекарем графа Вальдштейна в замке Дукс (Духцов).

Автор ряда литературных сочинений: комедии «Молуккеида» («La Moluccheide», 1753), трактата «История смуты в Польше» («Istoria delle turbolenze della Polonia», тома 1-3, 1774-75), утопического романа «Икозамерон» («Icosameron», тома 1-5, 1788) и т.д., а также переводов, в том числе «Илиады» Гомера (1775-78). Наиболее известное сочинение Казановы - написанная на французском языке «История моей жизни» («Histoire de ma vie»), сочетавшая панораму жизни самых широких слоёв европейского общества с описанием многочисленных приключений и любовных авантюр Казановы. Книга, принёсшая Казанове посмертную славу и превратившая его в одну из легенд мировой культуры, была впервые издана в сокращении в 1822-28 (на немецком языке); в 1826-38 годах вышло её французское издание в обработке Ж. Лафорга. Казанове, часто уподобляемому Дон Жуану, посвящены романы (Р. Олдингтон), пьесы (А. Шницлер, М. И. Цветаева), многочисленные эссе (С. Цвейг, Р. Вайян, Ф. Соллерс) и кинофильмы, в том числе «Казанова» Ф. Феллини (1976).

На русском языке глава из мемуаров Казановы была впервые напечатана в журнале «Сын отечества» (1823); в 1861 журнал «Время» напечатал ещё одну главу (с предисловием Ф. М. Достоевского); отдельное сокращённое издание вышло в 1887 году.

Соч.: Histoire de ma vie. Wiesbaden, 1960-1962. Vol. 1-12; Histoire de ma vie. Р., 1993. Vol. 1-3; История моей жизни: В 2 кн. М., 1997.

Лит.: Childs J. R. Casanova, а biography based on new documents. L., 1961; Flem L. Casanova, ou, l’exercise du bonheur. Р., 1995; Cтpoев А. Ф. «Te, кто поправляет Фортуну». М., 1998; G. Casanova: tra Venezia е l’Èuropa. Firenze, 2001; Casanova: fin de siècle: Actes du colloque international. Р., 2002; Морозова Е. В. Казанова. М., 2005; Childs J. R. Casanoviana, an annotated world bibliography of Jacques Casanova de Seingalt and of works concerning him. Vienna, 1956.

КАЗАНОВА Джованни Джакомо

(Casanova, Giovanni Giacomo) , итальянский авантюрист международного масштаба, мемуары которого, отличавшиеся предельной откровенностью в описании интимной жизни автора, принесли ему скандальную известность и сделали его имя синонимом распущенности и плутовства. Родился в Венеции 2 апреля 1725. С раннего возраста Казанова выказывал незаурядные способности к учебе, равно как и умение втереться в венецианский высший свет, где царили весьма вольные нравы. Получив духовное образование, Казанова некоторое время служил в венецианской армии, затем играл на скрипке в театре Сан-Самуэль, но свое подлинное призвание нашел в любовных интригах, карточной игре, мошенничестве и обмане простаков, веривших в его связь со сверхъестественными силами. В 1750 он отправился во Францию, затем совершил путешествие по Центральной Европе и вернулся в Венецию, где продолжил прежний образ жизни. Он навлек на себя неприязнь инквизиции и 26 июля 1755 был заключен под стражу во Дворце дожей по обвинению в масонстве и прочих прегрешениях. Через 15 месяцев, 1 ноября 1756, Казанова бежал, о чем впоследствии рассказал в Истории моего бегства (Histoire de ma fuite), написанной на французском языке и опубликованной в Праге в 1788. Казанова уехал во Францию, где стал директором правительственной лотереи и присвоил титул шевалье де Сейнгаля. Исколесил всю Европу от Испании до Англии и от Польши до России, однако его личное обаяние постепенно увяло. В конечном счете ему пришлось вернуться в Венецию, где он нашел себе заработок в качестве полицейского осведомителя. В 1782 очередной скандал вынудил его покинуть Венецию. Еще три года он метался по Европе, пока не устроился библиотекарем в замке графа Вальдштейна в Богемии. Здесь, в местечке Дукс, он и окончил свои дни 4 июня 1798. С 1891 и до последних дней жизни он занимался сочинением мемуаров. Воспоминания (Memoires) Казановы, написанные по-французски, доведены лишь до 1774. Поначалу их подлинность подвергалась сомнению, но специальные исследования подтвердили достоверность упомянутых в них исторических событий и персонажей. Автор явно приукрашивает свои похождения, представляя себя "героем распутства и любовных побед".
ЛИТЕРАТУРА
Казанова Дж.Дж. История моей жизни. М., 1991 Казанова Дж.Дж. Записки венецианца Казановы о пребывании его в России. М., 1991 Цвейг С. Казанова. М., 1991

Энциклопедия Кольера. - Открытое общество . 2000 .

Смотреть что такое "КАЗАНОВА Джованни Джакомо" в других словарях:

    - (Casanova) (1725 1798), итальянский писатель. Исторические сочинения; фантастический роман «Иксамерон» (1788). Бурная жизнь Казановы, полная многочисленных любовных и авантюрных приключений, в «Мемуарах» (т. 1 12; написаны в 1791 1798 на… … Энциклопедический словарь

    Казанова (Casanova) Джованни Джакомо (2.4.1725, Венеция, ‒ 4.6.1798, замок Дукс, Богемия), итальянский писатель и мемуарист. Прожил бурную жизнь, исколесил Европу, неоднократно сидел в тюрьме. Написал несколько исторических сочинений,… … Большая советская энциклопедия

    Казанова, Джованни Джакомо - КАЗАНОВА (Casanova) Джованни Джакомо (1725 98), итальянский писатель. Исторические сочинения; фантастический роман Искамерон (1788). Бурная жизнь, полная многочисленных любовных и авантюрных приключений в Мемуарах (тома 1 12, написаны в 1791 98… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Портрет Джакомо Казановы (Франческо Казанова, 1750 год) Джакомо Джироламо Казанова (итал. Giacomo Girolamo Casanova) кавалер де Сенгальт дворянский титул, который он себе присвоил (2 апреля 1725, Венеция 4 июня 1798, Духцов, Чехия) известный… … Википедия

    Казанова Джованни Джакомо - (1725 1798) итальянский авантюрист, писатель. Автор фантастического романа Иксамерон (1788) и мемуаров (История моей жизни), в которых описал свои бурные похождения … Словарь литературных типов

    Джованни Казанова: Джованни Казанова (1732 1795) исторический и портретный живописец и археолог. Джованни Джакомо Казанова (1725 1798) известный итальянский авантюрист, путешественник и писатель … Википедия

    - (1725 98) итальянский писатель. Исторические сочинения; фантастический роман Иксамерон (1788). В Мемуарах (т. 1 12, написаны в 1791 98, на французском языке, опубликованы 1822 28) многочисленные любовные и авантюрные приключения Казановы,… … Большой Энциклопедический словарь

    - (1725 1798 гг.) авантюрист, писатель, автор мемуаров У неопытных девушек можно многому научиться. (Источник: «Афоризмы. Золотой фонд мудрости.» Еремишин О. М.: Просвещение; 2006.) … Сводная энциклопедия афоризмов

    Казанова де Сенгальт Джованни Джакомо - (Casanova de Seingalt, Giovanni Giacomo) (1725 98), венецианский авантюрист. Обладал большим личным обаянием и был известен своими любовными похождениями. Путешествуя по всей Европе, вел жизнь игрока, а случалось и шпиона. В 1756 г. бежал из… … Всемирная история

Книги

  • Любовные и другие приключения Джакомо Казановы, кавалера де Сенгальта, венецианца , Казанова Джованни Джакомо. Мемуары знаменитого авантюриста Джакомо Казановы (1725-1798) представляют собой предельно откровенный…

(1725-1798) итальянский писатель и ученый

В наше время Казанова известен прежде всего как венецианский авантюрист, «гражданин мира», прославившийся своими любовными похождениями. Современники же знали Джакомо Казанову совсем с другой стороны - как разностороннего человека: поэта, прозаика, драматурга, физика, химика, математика, юриста. Кроме того, он был незаурядным дипломатом, удачливым финансистом, талантливым музыкантом. Свое истинное происхождение он всегда скрывал за множеством масок и придуманных им (а иногда и другими) историй.

На самом же деле Джованни Казанова был сыном венецианского актера. Он получил юридическое образование в Падуанском университете, в 17 лет защитил диссертацию и хотел вступить в духовное сословие, но за любовные похождения был исключен из семинарии.

После этого начались его странствия. Он побывал в Неаполе, Риме, Константинополе и Париже, переменил несколько профессий, проявляя самые разнообразные способности, но нигде надолго не задерживался из-за своего неуживчивого характера.

Оказавшись в Венеции, за обман и богохульство, Джованни Казанова был заключен в тюрьму Пьомби. После нескольких месяцев заключения, которое он впоследствии красноречиво описал, ему удалось бежать в Париж.

Во Франции Джакомо Казанова приобрел связи в придворных кругах, чему способствовала его репутация знатока тайной магии. Искусными биржевыми спекуляциями он достиг независимого материального положения. Однако и здесь вмешался в придворные интриги, и ему пришлось уехать из страны.

После новых странствий, Джованни Казанова прибыл в Берлин, где был принят Фридрихом Великим, предложившим ему должность начальника кадетского корпуса. Отказавшись от этого предложения, Казанова уехал в Петербург. При всей своей находчивости он не сумел войти в доверие к Екатерине II и обосновался в Варшаве, где заслужил расположение короля Станислава-Августа. Но скоро Казанова отличился и здесь. Он дрался на дуэли с одним из придворных, после чего вынужден был покинуть Польшу и возобновить скитания по Европе. Они продолжались до тех пор, пока он не получил позволения властей вернуться в Венецию.

Здесь в 1775 году он сделался тайным агентом инквизиции, но через несколько лет нанес оскорбление одному дворянину и снова должен был оставить свой родной город. С этого времени Казанова постоянно жил, выполняя обязанности библиотекаря, в богемском замке своего племянника, чешского графа Вальдштейна, с которым также занимался алхимией и кабалистикой. Именно там Джованни Казанова и написал свои знаменитые мемуары.

Джакомо Казанова, как и многие его современники, был представителем двух европейских культур - итальянской и французской. В соответствии с вкусами своих будущих читателей он описывает историю своей жизни как увлекательный роман. Стараясь подать себя в более выгодном свете, он то и дело отступает от истины, переставляет местами события. Но главное достоинство его труда не в этом.

Обладая хорошей наблюдательностью и изъездив почти всю Европу, он дал в своих воспоминаниях много интересных исторических сведений, связанных с разными формами правления. Казанова правдиво и ярко описал множество исторических событий и тех деятелей, с которыми ему приходилось встречаться. Так, он живо изображает немецкого короля Фридриха, великого швейцарского ученого Альбрехта Галлера, французского просветителя Вольтера. При этом он выступает и как достойный собеседник, и как тонкий и умный наблюдатель.

Герой мемуаров Казановы - это прежде всего активный деятель, преодолевающий любые препятствия. Подобно Робинзону, он постепенно обживает мир камеры, из ничего создает орудия спасения. За мелочами быта (а глаз у него острый) Джакомо Казанова всегда видит детали государственного устройства. Так, посетив Россию, он сразу же уловил сущность «палочной» дисциплины, которая там царила.

Но особенно ценны его мемуары с этнографической точки зрения, поскольку в них содержится богатый материал для характеристики нравов XVIII века.

Немало места отводит Джакомо Джованни Казанова своим любовным похождениям. При этом он никогда не скрывает, что делает это в угоду обществу, заботясь о собственной репутации.

Судьба мемуаров Джованни Казановы напоминает его собственную. Оставшиеся после него рукописи приобрела фирма Брокгауза в Лейпциге. Первое сокращенное издание его мемуаров на французском языке вышло там в 1822-1828 годах. Они сразу вызвали неоднозначные отзывы. Некоторые упрекали автора в непристойности, но многие писатели, такие, как, например, Стендаль, Гейне, Мюссе, Делакруа, Сент-Бёв, были от них в восторге. О записках Казановы положительно отозвался Александр Пушкин , а Федор Михайлович Достоевский даже опубликовал их фрагменты в своем журнале «Время».

Вместе с тем мемуары Джакомо Казановы еще ждут своего издателя, поскольку суровые нравы его времени не позволили опубликовать их целиком, сегодня же издателей останавливает их значительный объем.

Сам Казанова стал героем многочисленных повестей, романов, пьес. Уже в XX веке по его книге было поставлено несколько фильмов, в которых снимались крупнейшие актеры. Среди них и признанный шедевр - картина «Казанова», снятая великим итальянским режиссером Федерико Феллини.

Так постепенно реальный человек превратился в своеобразный литературный миф.

Джованни Джакомо Казанова

Джованни Казанова (1725–1798) является автором многочисленных исторических сочинений, фантастического романа «Иксамерон» и мемуаров «История моей жизни», в которых великий итальянский сердцеед не только описал свои любовные авантюры, но и дал обширную характеристику нравов современного ему общества.

Казанова (полное имя Джованни Джакомо Казанова де-Сенгальт – дворянский титул, который он себе присвоил) был родом из Венеции. Первоначальные интересы молодого Джакомо были далеки от чувственных томлений. Он хотел принять духовный сан, но, запутавшись в любовных похождениях, не смог противостоять зову своей плоти. Молодой писатель несколько лет путешествовал по Европе, после чего вернулся в Венецию, где за обман и богохульство в 1755 году его заключили в тюрьму. В 1756 году Джакомо бежал в Париж, а затем и в Берлин, где получил аудиенцию у Фридриха Великого. После еще нескольких лет скитаний, в 1782 году, незадачливый любовник поселился в Чехии, в замке графа Вальдштейна, вместе с которым занимался каббалистикой и алхимией.

Любовь во всех ее проявлениях была высшим смыслом существования Казановы. Однако его романы не заканчивались свадьбой, так как больше любви он ценил свою свободу. «Я любил женщин до безумия, но всегда предпочитал им свободу», – писал Джакомо Казанова.

В любовной игре Казанову привлекало то действие, которое он оказывал на женщин: смешил, интриговал, смущал, заманивал, удивлял, превозносил (таковы, скажем, его приключения с госпожой Ф. на Корфу, К. К. в Венеции, мадемуазель де ла Мур в Париже). «Уговаривая девицу, я уговорил себя, случай следовал мудрым правилам шалопайства», – писал он об одержанной благодаря импровизации победе. Ради прекрасных глаз он переезжал из города в город, надевал ливрею, чтобы прислуживать понравившейся даме.

Джакомо представлял собой незаурядную личность: в нем сочетались возвышенное чувство и плотская страсть, искренние порывы и денежный расчет. Постоянным источником дохода для Казановы была продажа молоденьких девиц, которых он покупал, обучал любовной науке, а затем с большой выгодой для себя уступал другим – финансистам, вельможам, королю. Однако не стоит винить этого известного любовника во всех смертных грехах. Он был порождением своего времени, которое диктовало ему нормы поведения. Людовик ХV превратил Францию в огромный гарем. Со всех краев и даже из других стран прибывали красотки, родители привозили дочек в Версаль: вдруг король обратит на них внимание во время прогулки.

Некоторых девушек Казанова обучал светскому обхождению, вел с ними философские беседы. Он вступал в интимные отношения со всеми без разбора: с аристократками, с проститутками, с монахинями, с простыми девушками, со своей племянницей, может быть, с дочерью. Но ни одна из любовниц Казановы ни разу не упрекнула его, поскольку физическая близость занимала не первое место в общении с женщинами.

Известно, что в течение своей жизни Джакомо увлекался магией, порой посвящая ей все свободное время. Обитатели соседних домов нередко доносили на него властям, но он удивительно легко уходил от ответственности. Только однажды по обвинению в колдовстве венецианская полиция заключила его в знаменитую своими ужасами тюрьму Пломбы под свинцовыми крышами Дворца дожей в Венеции.

Сейчас трудно достоверно сказать, какую роль сыграли сверхъестественные силы, но Казанове удалось выйти из каземата, из которого было не под силу выбраться обыкновенному человеку. В неприступной венецианской темнице он вырубил ход на свинцовую крышу. Бегство принесло авантюристу известность во всей Европе.

Неудивительно, что Париж с восторгом встретил молодого повесу. Среди французов, плененных обаянием великого сердцееда, была и маркиза д’Юфре, которую привлекали большие бездонные глаза и римский нос Казановы. По словам современников, он совершенно одурманил ее. С видом знатока Джакомо поведал д’Юфре, что, когда ей исполнится 63 года, у нее родится сын, она умрет, а потом воскреснет молодой девушкой. Очарованная маркиза даже и не заметила, как ловко Джакомо тем временем завладел ее миллионами и, спасаясь от пленения в Бастилии, поспешил к Вольтеру в Ферме.

Государства он оценивал с точки зрения успеха своих авантюр. Англией он остался недоволен, так как в Лондоне лишился всех своих средств из-за предприимчивой мадам Шарпильон, муж которой чуть не убил Казанову. Будучи уже пожилым человеком, Джакомо писал: «Любовь – это поиск». Если исходить из этого утверждения, то его поискам не было конца. Об одних женщинах Джакомо вспоминал не без оттенка презрения, о других – с чувством благодарности.

В характерах Казановы и Дон Жуана мало общего. Первого никогда не преследовали ревнивые мужья и озлобленные отцы. Женщины не беспокоили его своей ревностью. В чем же тайна его обаяния? Казанова обладал неординарной внешностью, был внимателен и щедр. Но самое главное – то, что он умел говорить обо всем на свете: о любви, о медицине, о политике, о сельском хозяйстве.

Если же общего языка с потенциальной жертвой своего обаяния Казанова не находил, то он отказывался от любви. Как-то раз ему предложили провести ночь со знаменитой куртизанкой Кити Фишер, которая от обыкновенного клиента требовала тысячу дукатов за ночь. Казанова отказался, поскольку не знал английского, а для него любовь без общения не стоила и гроша.

Уже в возрасте 38 лет он почувствовал пресыщение. После неудачи с куртизанкой Шарпильон он стал довольствоваться легкими победами: публичными женщинами, трактирными служанками, мещанками, крестьянками, чью девственность можно было купить за горсть цехинов. Сексуальный интерес стал пропадать, и тогда Джакомо решил проявить себя на литературном поприще. В конце жизни он написал мемуары «История моей жизни», которые породили неоднозначные отклики.

Казанова совершенно искренне описывал каждый эпизод своих любовных похождений, его мемуары производили впечатление документа. Как совершенно ясно из этих воспоминаний, Казанова мог удовлетворить сразу двух женщин. Так было с Еленой и Гедвигой, двумя девушками, которых он одновременно лишил девственности. «Я наслаждался с ними несколько часов, переходя 5 или 6 раз от одной к другой, прежде чем истощился. В перерывах, видя их покорность и похотливость, я заставил их принимать сложные позы по книжке Арстино, что развлекло их сверх всякой меры. Мы целовали друг друга во все места, которые хотели. Гедвига была восхищена, ей понравилось наблюдать».

Однажды Казанова устроил «устричный ужин» с шампанским для двух монашек, Армаллиены и Элимет. Предварительно он натопил комнату так жарко, что девушки были вынуждены снять верхнюю одежду. Затем, затеяв игру, во время которой один брал устрицу у другого прямо изо рта, он умудрился уронить кусочек за корсет сначала Армаллиене, потом Элимет. Последовал процесс извлечения, потом он осматривал и сравнивал на ощупь их ножки.

Казанова неоднократно отмечал, как сладостно для него ощущение власти, как ему нравится платить людям, с которыми он только что забавлялся. Неудачи же в любви раздражали его и приводили в ярость. Когда мадам Шарпильон посмеялась над ним, он исцарапал ее, сбил с ног, разбил нос, то есть ответил самым жестоким образом.

Для других авантюристов важным считалось нажиться или прославить свое имя. Для Казановы же деньги и известность являлись лишь средством для достижения единственной цели – любви. В 1759 году Казанова находился в Голландии. В то время он уже был богат, уважаем, перед ним лежал легкий путь к спокойному и прочному благосостоянию. Но не это нужно было неугомонному Джакомо: новые встречи волновали его воображение. Ради прекрасных глаз, которые задерживались на нем дольше, чем требовали приличия, он мог переодеться гостиничным слугой, давать пиры, играть «Шотландку» Вольтера и поселиться надолго в крохотном швейцарском городке, где за короткое время успел соблазнить аристократку из высшего общества, дочерей трактирщика, монахиню из захолустного монастыря, ученую девицу, искусную в теологических диспутах, прислужниц в бернских купальнях, прелестную и серьезную Дюбуа, какую-то безобразную актрису и, наконец, даже ее горбатую подругу. Все его действия подчинялись одному правилу: двух женщин гораздо легче соблазнить вместе, чем порознь.

Говоря о Казанове, нельзя с точностью утверждать, что этот человек всегда был погружен в торопливый и неразборчивый разврат. Это случалось лишь тогда, когда он хотел избавиться от боли после разрыва с настоящей любовью. Среди бесчисленных женщин, упоминаемых этим известным распутником, есть несколько, оставивших глубокий след в его душе. Им посвящены лучшие страницы мемуаров. Рассказывая о них, Казанова избегал непристойных подробностей, а их образы созданы с такой живостью, что они становятся близкими для читателя людьми.

Первая любовь Казановы к Нанетте и Мартон, двум племянницам доброй синьоры Орио, была чиста и девственна, как утренняя роса. «Эта любовь, которая была моей первой, не научила меня ничему в школе жизни, так как она была совершенно счастливой, и никакие расчеты или заботы не нарушили ее. Часто мы все трое чувствовали потребность обратить наши души к Божественному провидению, чтобы поблагодарить его за явное покровительство, с каким оно удаляло от нас все случайности, которые могли нарушить наши мирные радости...»

Любовь Джакомо Казанова к певице Терезе, путешествовавшей переодетой кастратом, долгое время отдавалась болью в сердце. В этой странной девушке сочетались благородство и ясный ум, внушавшие уважение. Никогда он не думал так серьезно о женитьбе, как в ту ночь в маленькой гостинице в Синигальи. Однако женитьба была невозможна, и Тереза приложила все усилия, чтобы убедить его в этом. «Это было первый раз в моей жизни, что мне пришлось задуматься, прежде чем решиться на что-либо», – записал он в мемуарах.

Во время пребывания на Корфу Казанова переживал чувства, напоминающие своей сложностью и многогранностью темы современных литературных произведений. Много лет спустя воспоминание о патрицианке Ф. Ф. заставило Казанову воскликнуть: «Что такое любовь? Это род безумия, над которым разум не имеет никакой власти. Это болезнь, которой человек подвержен во всяком возрасте и которая неизлечима, когда она поражает старика. О любовь, существо и чувство неопределимое! Бог природы, твоя горечь сладостна, твоя горечь жестока…»

Розалия занимала в жизни Джакомо не первое место, она пронеслась в его жизни яркой кометой. Казанова подобрал Розалию в одном из марсельских притонов. «Я старался привязать к себе эту молодую особу, надеясь, что она останется со мной до конца дней и что, живя с ней в согласии, я не почувствую больше необходимости скитаться от одной любви к другой». Но, конечно, и Розалия покинула его, и поиски начались снова. Вместо предавшей любовницы Казанова встретил Ла Кортичелли. Коварная танцовщица заставила его пройти через муки ревности и обмана. Она искусно плела против него интриги и изменяла ему при каждом удобном случае. Но по тону его рассказов можно судить, что всегда, даже в минуту их окончательного разрыва, это легкомысленное создание внушало безграничную страсть начинавшему стареть авантюристу.

Последний значительный роман Казановы протекал в Милане. Он тогда еще пребывал в зените славы. «Моя роскошь была ослепительна. Мои кольца, мои табакерки, мои часы и цепи, осыпанные бриллиантами, мой орденский крест из алмазов и рубинов, который я носил на шее на широкой пунцовой ленте, – все это придавало мне вид вельможи». Гуляя по окрестностям Милана, Казанова встретил Клементину, по его словам «достойную глубокого уважения и самой чистой любви». Отзываясь о чувствах, которые обуревали его в то время, он писал: «Я любил, я был любим и был здоров, и у меня были деньги, которые я тратил для удовольствия, я был счастлив. Я любил повторять себе это и смеялся над глупыми моралистами, которые уверяют, что на земле нет настоящего счастья. И как раз эти слова, „на земле“, возбуждали мою веселость, как будто оно может быть где-нибудь еще! Да, мрачные и недальновидные моралисты, на земле есть счастье, много счастья, и у каждого оно свое. Оно не вечно, нет, оно проходит, приходит и снова проходит… и, быть может, сумма страданий, как последствие нашей духовной и физической слабости, превосходит сумму счастья для всякого из нас. Может быть, так, но это не значит, что нет счастья, большого счастья…» Разлука с Клементиной причиняла ему невыносимые страдания, ибо уже тогда Казанова чувствовал, что прощается со своим последним счастьем.

В Лондоне Казанова встретил не любимую женщину-друга, как он надеялся, а опаснейшую хищницу. Француженке из Безансона, носившей фамилию Шарпильон, суждено было сделаться злейшим врагом Казановы. Это была пламенная и опасная любовь! Мадам Шарпильон была словно соткана из хитрости, капризов, холодного расчета и легкомыслия, смешанных самым удивительным образом. Она разорила Казанову до нитки и довела до тюрьмы.

Любовники не раз выясняли отношения с помощью побоев. Например, однажды она чуть не задушила его, другой раз Казанова в парке бросился на нее с кинжалом. Шарпильон осмеливалась ему неоднократно изменять. Как-то раз Казанова застал ее на свидании с молодым парикмахером. Обезумевший от ревности Джакомо начал крушить все, что попадалось ему под руку. Шарпильону едва удалось спастись.

Однажды Казанове сообщили, что Шарпильон находится при смерти. Вспоминая этот тяжелый для него момент, Джакомо говорил: «Тогда я был охвачен ужасным желанием покончить с собой. Я пришел к себе и сделал завещание в пользу Брагадина. Затем я взял пистолет и направился к Темзе с твердым намерением раздробить себе череп на парапете моста». Встреча с неким Эдгаром спасла ему жизнь. Каково же было негодование и возмущение Джакомо, когда на следующий день он встретил Шарпильон на балу среди танцующих. «Волосы зашевелились у меня на голове, и я почувствовал ужасную боль в ногах. Эдгар рассказывал мне потом, что при виде моей бледности он подумал, что я сейчас упаду в эпилептическом припадке. В мгновение ока я растолкал зрителей и направился прямо к ней. Я стал ей что-то говорить, что – я не помню. Она убежала в страхе». Это было последнее свидание с Шарпильон.

После смерти Казанова стал героем многочисленных литературных произведений, а затем и кинофильмов. Великий итальянский режиссер Федерико Феллини показал в своем фильме (1976) одаренного человека, который тщетно пытается применить свои таланты, но в этом мире востребована только его сексуальная энергия.

Из книги 100 Великих археологических открытий автора Низовский Андрей Юрьевич

Из книги Битвы, выигранные в постели автора Автор неизвестен

ПОЛЬСКИЙ КАЗАНОВА Одним из самых громких шпионских скандалов является дело ротмистра Ежи Сосновского. В период между мировыми войнами ему удалось буквально на пустом месте создать агентурную сеть и несколько лет подряд успешно ею руководить.В 1923–1924 годах разведотдел

Из книги 100 великих евреев автора Шапиро Майкл

Из книги 100 великих узников [с иллюстрациями] автора Ионина Надежда

Блистательный Казанова Джакомо Каталано! Таково настоящее имя Казановы – знаменитого авантюриста и обольстителя, прославившегося на весь мир своими пикантными похождениями и скандальными выходками. Он очень рано убедил себя в том, что истинное его призвание –

Из книги Медичи. Крестные отцы Ренессанса автора Стратерн Пол

Из книги Вокруг трона Медичи автора Майорова Елена Ивановна

ДЖОВАННИ - ЛЕВ X (1476–1521) ДЖУЛИАНО (1479–1516) ЛОРЕНЦО МЕДИЧИ (1492–1519) ДЖОВАННИ БАНДЕ НЕРЕ (1498–1526) Джованни вернулся в Италию в мае 1500 года. События во Флоренции сделали целесообразным для него поселиться в Риме. Здесь он жил во дворце Сант-Эустакьо, (теперь палаццо Мадама),

Из книги Предсказания катастроф автора Хворостухина Светлана Александровна

Из книги Всемирная история в лицах автора Фортунатов Владимир Валентинович

7.7.1. Джакомо Казанова - герой-любовник на все времена Очень немногие авантюристы смогли умереть своей смертью и на свободе, приобретя при этом широкую известность. Итальянец Джакомо Джироламо Казанова сумел это сделать.Он родился в Венеции в 1725 г. Молодой человек

Из книги Санкт-Петербург. Автобиография автора Королев Кирилл Михайлович

Петербург при Екатерине II, 1765 год Джакомо Джованни Казанова В 1765 году в Россию прибыл знаменитый европейский авантюрист Дж. Казанова. Свои впечатления о Петербурге он включил в «Мемуары».Петербург поразил меня своим странным видом. Мне казалось, что я вижу колонию

Из книги Супружеские измены автора Иванова Наталья Владимировна

Джованни Джакомо Казанова Джованни Казанова (1725–1798) является автором многочисленных исторических сочинений, фантастического романа «Иксамерон» и мемуаров «История моей жизни», в которых великий итальянский сердцеед не только описал свои любовные авантюры, но и дал

Из книги Об Илье Эренбурге (Книги. Люди. Страны) [Избранные статьи и публикации] автора Фрезинский Борис Яковлевич

Из книги Всемирная история в изречениях и цитатах автора Душенко Константин Васильевич

Из книги Великие рогоносцы автора Ватала Эльвира

Рогоносец Казанова у эти рогоносцы, дорогой читатель, убивать там своих неверных жен ли, любовниц ли не будут. Они попросту будут дико страдать и плакаться в жилетку духовнику ли, какой снисходительной жене ли на свою горькую участь. И, конечно, здорово по свету

автора Автор неизвестен

Из книги Подводные лодки: Свыше 300 подводных лодок всех стран мира автора Автор неизвестен

Из книги Подводные лодки: Свыше 300 подводных лодок всех стран мира автора Автор неизвестен

Прославленный венецианский авантюрист, чье имя стало нарицательным, был блестящим рассказчиком; постепенно он принялся записывать свои рассказы; записи эти переросли в мемуары.

Как всякий истинный искатель приключений, Казакова проводит жизнь в разъездах. Прибыв однажды в Константинополь, он знакомится с почтенным философом Юсуфом и богатым турком Исмаилом. Восхищенный суждениями Казановы, Юсуф предлагает ему перейти в мусульманство, жениться на его единственной дочери и стать его полноправным наследником. Исмаил и сам выказывает гостю свою любовь, отчего тот чуть было совсем не порывает с гостеприимным турком. Пережив еще ряд приключений, Казанова отбывает обратно в Европу, с заходом на остров Корфу, где успевает влюбиться и завести интрижку.

По дороге в Париж Казанова задерживается в Турине; там он находит «все равно прекрасным - город, двор, театр» и женщин, начиная с герцогинь Савойских. Но, несмотря на это, ни одна из местных дам не удостаивается любви великого сердцееда, кроме случайной прачки в гостинице, а посему вскоре он продолжает свой путь. Остановившись в Лионе, Казанова становится «вольным каменщиком, учеником», а два месяца спустя, в Париже, он поднимается на вторую ступень, а затем и на третью, то есть получает звание «мастера». «Эта ступень высшая», ибо прочие титулы имеют лишь символический смысл и «ничего к званию мастера не добавляют».

В Париже Казанова смотрит, наблюдает, встречается с литературными знаменитостями. Кребийон дает высокую оценку мастерству Казановы-рассказчика, однако замечает, что его французская речь, хотя и вполне понятная, звучит «словно бы итальянскими фразами». Кребийон готов давать уроки талантливому итальянцу, и Казанова целый год изучает под его руководством французский язык. Любознательный путешественник посещает Оперу, итальянцев, Французскую комедию, а также «Отель дю Руль» - веселое заведение, возглавляемое мадам Париж. Тамошние девочки производят на итальянца столь сильное впечатление, что он регулярно посещает его до самого своего переезда в Фонтенбло.

В Фонтенбло каждый год охотится Людовик XV, и на те полтора месяца, которые король проводит на охоте, весь двор, вместе с актерами и актрисами из Оперы перебираются в Фонтенбло. Там Казанова знакомится с августейшим семейством, а также с мадам де Помпадур, искренне влюбленной в своего красавца короля. Вращаясь среди очаровательных придворных дам, Казанова не забывает и о красавицах горожанках. Дочь его квартирной хозяйки становится виновницей его столкновения с французским правосудием. Заметив, что девушка влюблена в него, авантюрист не может не утешить красотку, и вскоре обнаруживается, что у той будет ребенок. Мать девицы обращается в суд, однако судья, выслушав хитроумные ответы обвиняемого, отпускает его с миром, приговорив лишь к оплате судебных издержек. Впрочем, растроганный слезами девицы, Казанова дает ей деньги на роды. Впоследствии он встречает её на ярмарке - она стала актрисой в комической опере. Актрисой становится и девица Везиан, юная итальянка, приехавшая в Париж, чтобы разжалобить министра и что-нибудь получить за погибшего отца, офицера французской армии. Казанова помогает юной соотечественнице устроиться фигуранткой в Оперу, где та быстро находит себе богатого покровителя. Казанова устраивает судьбу и случайно встреченной им в балагане тринадцатилетней замарашки. Разглядев острым взором под грязью поразительное совершенство форм девушки, Казанова собственноручно отмывает её и отправляет к художнику - рисовать её портрет. Портрет этот попадает на глаза королю, который тотчас приказывает доставить к нему оригинал. Так девица, прозванная Казановой О-Морфи («Красавица»), на два года поселяется в Оленьем Парке. Расставшись с ней, король выдает её замуж за одного из своих офицеров. Сын своего времени, Казанова обладает самыми разнообразными познаниями, включая каббалистические знания. С их помощью он вылечивает герцогиню Шартрскую от прыщей, что немало способствует его успеху в обществе.

В Париже, Дрездене, Венеции - везде, где бы Казанова ни находился, он сводит знакомства как с обитательницами веселых домов, так и со всеми хорошенькими женщинами, каких только можно встретить окрест. И женщины, удостоившиеся внимания блистательного авантюриста, ради его любви готовы на все. А болезненная венецианская девица, познав любовь Казановы, даже излечивается от своего недуга; девица эта настолько околдовывает великого авантюриста, что тот готов даже жениться на ней. Но тут случается непредвиденное: венецианский трибунал инквизиции арестовывает Казанову как нарушителя общественного спокойствия, заговорщика и «изрядного негодяя». Помимо доносов, написанных ревнивцами и ревнивицами, в доме у Казановы обнаруживают книги заклинаний и наставления по влиянию планет, что дает основание обвинить его еще и в чернокнижии.

Казанову сажают в Пьомби, Свинцовую тюрьму. От тоски и благочестивых книг, которые подсовывают ему тюремщики, Казанова заболевает. Вызванный надзирателем врач приказывает узнику одолеть тоску. Казанова решает, рискуя жизнью, добыть себе свободу: «Либо я буду убит, либо доведу дело до конца». Однако от замысла до осуществления его проходит немало времени. Едва Казанова ухитряется изготовить острый стилет и проковырять в полу дыру, как его переводят в другую камеру. Надзиратель обнаруживает следы его трудов, однако изобретательному авантюристу удается запугать тюремщика, пригрозив выставить его перед начальством своим сообщником. Желая задобрить узника, надзиратель разрешает ему меняться книгами с другими заключенными. Пряча послания в книжных переплетах, Казанова завязывает переписку с падре Бальи, сидящим в тюрьме за распутный образ жизни. Монах оказывается натурой деятельной, а так как Казанове необходим помощник, то он заручается его поддержкой. Проделав отверстия в потолках своих камер, а затем в свинцовой крыше, Казанова и Бальби бегут из тюрьмы. Оказавшись на свободе, они стремятся как можно скорей покинуть пределы Венецианской республики. Казанове приходится расстаться со своим товарищем по несчастью, ставшим для него обузой, и, ничем и ни с кем не связанный, он устремляется к границе. И вот Казанова снова в Париже; перед ним стоит важная задача - пополнить кошелек, изрядно отощавший за время пребывания в тюрьме. Он предлагает заинтересованным лицам устроить лотерею. А так как «нет на свете другого места, где было бы так просто морочить людей», то ему удается получить от этого предприятия все возможные выгоды. Не забывает он и о продажных красавицах и знатных поклонницах своих разнообразных талантов. Неожиданно заболевает его новый друг Ла Тур д_Овернь; Казанова, заявив, что в него вселился влажный дух, берется излечить его, наложив печать Соломона, и чертит у него на бедре пятиконечную звезду. Через шесть дней Ла Тур д_Овернь снова на ногах. Он знакомит Казанову с почтенной маркизой д_Юрфе, страстно увлекающейся оккультными науками. У маркизы имеется прекрасное собрание рукописей великих алхимиков, у себя в доме она устроила настоящую лабораторию, где постоянно что-то выпаривается и перегоняется. У госпожи д_Юрфе часто обедает «славный авантюрист» граф де Сен-Жермен - блистательный рассказчик, ученый, «отменный музыкант, отменный химик, хорош собой». Вместе с маркизой Казанова наносит визит Жан Жаку Руссо; впрочем, знаменитый философ не производит на них ожидаемого впечатления: «ни внешность его, ни ум не поражали своеобычностью».

Желая обрести постоянный доход, Казанова по предложению некоего прожектёра открывает мануфактуру. Но она приносит ему одни убытки: увлекшись юными работницами, Казанова каждые три дня берет себе новую девицу, щедро награждая её предшественницу. Бросив убыточное предприятие, Казанова уезжает в Швейцарию, где, по обыкновению, чередует возвышенное общение с лучшими умами эпохи с любовными приключениями. В Женеве Казанова несколько раз беседует с великим Вольтером. Далее путь его лежит в Марсель. Там его настигает госпожа д_Юрфе, жаждущая совершить магический обряд перерождения, исполнить который может только Казанова. А так как обряд сей состоит главным образом в том, что Казанова должен заняться любовью с престарелой маркизой, он, чтобы достойно выйти из положения, берет в помощницы некую юную красотку. Изрядно потрудившись и свершив обряд, Казанова покидает Марсель.

Путешествие продолжается. Из Лондона, где Казанове не понравилось, он направляется в германские княжества. В Вольфенбюттеле он все время проводит в библиотеке, в Брауншвейге не отказывает себе в амурных удовольствиях, в Берлине удостаивается аудиенции у короля Фридриха. Затем путь его лежит в Россию - через Ригу в Санкт-Петербург. Всюду Казанова с интересом знакомится с непривычными для него обычаями и нравами. В Петербурге он наблюдает крещение младенцев в ледяной воде, ходит в баню, посещает дворцовые балы и даже покупает себе крепостную девку, оказавшуюся необычайно ревнивой. Из северной столицы Казанова едет в Москву, ибо, по его словам, «кто не видал Москвы, не видал России». В Москве он осматривает все: «фабрики, церкви, памятники старины, собрания редкостей, библиотеки». Возвратившись в Петербург, Казанова вращается при дворе, встречается с императрицей Екатериной II, которая находит суждения итальянского путешественника весьма занимательными. Перед отъездом из России Казанова устраивает для своих русских друзей празднество с фейерверком. Казанову снова влечет Париж, путь его пролегает через Варшаву… и все продолжается - интриги, аферы, любовные авантюры…