Дурак ли Емеля? Психологический анализ сказки «По щучьему велению. Иван Бунин «О дураке Емеле, какой вышел всех умнее Кто автор сказки емеля дурак

В одной небольшой деревушке жили три брата: Семен, Василий и третий - Емеля-дурак. Старшие братья были женаты и занимались торговлей, а Емеля-дурак все лежал на печи, перегребал сажу и спал по несколько суток непробудным сном. И вот однажды братья решили ехать в столичный город для покупки товаров. Емелю разбудили, стащили с печи и говорят ему: "Мы, Емеля, уезжаем в столичный город за разными товарами, а ты живи с невестками хорошо, слушайся их, если они тебя попросят в чем-нибудь им помочь. Если ты будешь их слушать, то мы за это тебе привезем из города красный кафтан, красную шапку и красную подпояску. А кроме того - еще много гостинцев". А Емеле всего пуще нравилась красная одежда; он обрадовался таким нарядам и от радости захлопал в ладоши: "Все, братцы, будет сделано для ваших жен, если только купите такие наряды!" Сам опять залез на печь и тут же заснул непробудным сном. А братья попрощались со своими женами и отправились в столичный город. Вот Емеля спит сутки, спит другие, а на третьи сутки невестки его будят: "Вставай, Емеля, с печи, уж, наверное, выспался, ведь спишь трое суток. Сходи за водой на реку!" А он им отвечает: "Не приставайте ко мне, я спать очень хочу. И сами не барыни, сходите по воду!" - "Ты ведь давал слово братьям, что будешь слушаться нас! А сам отказываешься. В таком случае мы напишем братьям, чтоб они не покупали тебе ни красного кафтана, ни красной шапки, ни красной подпояски, ни гостинцев".
Тогда Емеля быстро соскакивает с печи, надевает опорки и худой кафтан, весь замазанный сажей (а шапку он никогда не носил), взял ведра и пошел на реку.
И вот, когда он набрал воды в проруби и хотел уже идти, увидел, как вдруг из проруби появилась щука. Он и подумал: "Хороший пирог испекут мне невестки!" Поставил ведра и схватил щуку; но щука вдруг заговорила человеческим голосом. Емеля хоть был дурак, но знал, что рыба не говорит человеческим голосом, и очень испугался. А щука ему сказала: "Отпусти ты меня в воду на свободу! Я тебе со временем пригожусь, буду исполнять все твои приказания. Ты только скажи: "По щучьему веленью, а по моему прошенью" - и все для тебя будет".
И Емеля отпустил ее. Отпустил и думает: "А может, она меня обманула?" Подошел он к ведрам и громким голосом крикнул: "По щучьему веленью, а по моему прошенью, ведра, идите в гору сами, да не пролейте ни одной капли воды!" И не успел он докончить своего последнего слова, как ведра пошли.
Народ увидел и удивился такому чуду: "Сколько мы прожили на свете, не только видать, даже слыхать не пришлось, чтоб ведра ходили сами, а у этого дурака Емели идут сами, а он идет сзади и посмеивается!"
Когда ведра пришли в дом, то и невестки удивились такому чуду, а он скорёхонько забрался на печь и заснул богатырским сном.
Прошло довольно много времени, у них кончился запас колотых дров, а невестки задумали печь блины. Будят Емелю: "Емеля, а Емеля!" А он отвечает: "Не приставайте ко мне... Я спать хочу!" - "Иди наколи дров и принеси в избу. Мы хотим блины печь и тебя накормим самыми масляными". - "И сами не барыни - сходите, наколете и принесёте!" - "А если мы только наколем дрова, наносим сами, то тебе ни одного блина не дадим!"
Но Емеля очень любил блины. Взял он топор и пошел на двор. Колол, колол, да и подумал: "Что я колю, дурак, пусть колет щука". И сказал про себя тихим голосом: "По щучьему веленью, а по моему прошенью, топор, коли дрова, а дрова, летите сами в избу". И вот топор в один момент весь запас дров переколол; вдруг отворилась дверь и в избу влетела огромная связка дров. Невестки так и ахнули: "Что это у нас сделалось с Емелей, он прямо творит какие-то чудеса!" А он вошел в избу и залез на печь. Невестки растопили печь, напекли блинов, сели за стол, едят. А его будили, будили, так и не разбудили.
Спустя некоторое время у них весь запас дров кончился, нужно ехать в лес. Начали его будить снова: "Емеля, встань, проснись, - уж, наверное, выспался! Хоть бы ты вымыл свою страшную морду - ты посмотри, до чего измазался!" - "Умывайтесь сами, если вам нужно! А мне и так хорошо..." - "Поезжай в лес за дровами, у нас дров нет!" - "Съездите и сами - не барыни. Дрова вам принес, а блинами не кормили меня!" - "Мы же тебя будили, будили, а ты даже голоса не подаешь! Не мы виноваты, а ты сам виноват. Почему не слезал?" - "Мне на печке тепло... А вы бы взяли и положили мне блинка хотя бы три. Я бы когда пробудился, их бы и съел". - "Ты все нам перечишь, не слушаешься нас! Надо написать братьям, чтобы они тебе не покупали никаких красных нарядов и гостинцев!"
Тогда Емеля испугался, надевает свой худой кафтан, берет топор, выходит во двор, заворачивает сани и берет в руки дубину. А невестки вышли смотреть: "А почему ты лошадь не запрягаешь? Как же ты поедешь без лошади?" - "А зачем бедную лошадку мучить! Я и без лошади съезжу". - "Ты хоть бы на голову шапку надел или что-нибудь повязал! А то ведь мороз, обморозишь уши". - "Если будут мои уши зябнуть, то я волосами загорожу их!" И сам сказал тихим голосом: "По щучьему веленью, а по моему прошенью, поезжайте сами, сани, в лес да летите быстрее всякой птицы". И не успел Емеля окончить последних слов, как ворота распахнулись и сани быстрее птицы полетели по направлению к лесу. А Емеля сидит, подняв дубину кверху, и, что ни есть голоса, напевает дурацкие песни. А волосы его стоят дыбом.
Лес был за городом. И вот приходится ему проезжать через город. А городская публика не успевает убегать с дороги: интересовались - едет какой-то молодец без лошади, в одних санях! Кто хватался за его сани, того он бил дубиной - по чему попадет. Вот он город проскакал и много народу помял и многих своей дубиной поколотил. Приехал в лес и громким голосом крикнул:
"По щучьему веленью, по моему прошенью, топор, руби дрова сам, а дрова, летите в сани сами!"
И чуть только он успел окончить свою речь, как уж у него был полный воз дров, и увязан крепко. Тогда он сел на воз и поехал снова через этот город. А улицы так и запрудились народом. И все рассуждают о молодце, что проехал в одних санях без лошади. На обратном пути, когда проезжал Емеля с возом дров, то еще больше подавил людей и еще больше поколотил дубиной, чем в первый раз. Приехал домой, залез на печь, а невестки так и ахнули: "Что это у нас сделалось с Емелей, он прямо какие-то чудеса творит: у него и ведра сами ходят, и дрова сами в избу летят, и сани без лошади ездят! Нам с ним несдобровать. Наверно, он много народу помял в городе, и нас с ним посадят в темницу!"
И решили больше его никуда не посылать. А Емеля спит себе спокойно на печи, когда же пробудится, перегребает в трубе сажу и снова засыпает.
Донесся о Емеле слух до царя, что есть такой человек, у которого сани ездят сами и что очень много народу в городе он подавил. Призывает царь верного слугу и приказывает ему: "Иди и разыщи ты мне этого молодца и привези лично ко мне!"
Царский слуга отправляется на розыски по разным городам, и селам, и деревням и везде и всюду получает один и тот же ответ: "Слыхать слыхали о таком молодце, но где он живет, не знаем". Вот, наконец, попадает он в тот город, где Емеля придавил много народу. А этот город от емелиной деревни находится в семи верстах, и как раз на разговор попал один человек из емелиной деревни и сказал ему, что такой молодец живет в его деревне, - это Емеля-дурак. Тогда царский слуга приходит в емелину деревню, заходит к сельскому старосте и говорит ему: "Идем возьмем мы этого молодца, который столь много народу подавил".
Когда царский слуга и староста пришли в дом Емели, то очень перепугались невестки: "Пропали мы! Этот дурак не только себя загубил, но и нас". А царский слуга спрашивает невесток: "Где у вас находится Емеля?" - "Вон на печи спит". Тогда царский слуга закричал громким голосом на Емелю: "Емеля, слезай с печи!" - "Это зачем? Мне и на печке тепло. Не приставайте ко мне, я спать хочу!"
И снова захрапел крепким сном. Но царский слуга вместе со старостой захотели его стащить с печи силой. Когда Емеля почувствовал, что его стащили с печи, то закричал во всю свою дурную глотку громким голосом: "По щучьему веленью, а по емелиному прошенью, явись, дубинка, и угости царского слугу и нашего старосту хорошенько!"
И вдруг дубинка явилась - как начала бить беспощадно и старосту, и царского слугу! Они едва живые выбрались из этой избы. Видит царский слуга, что Емелю взять нет никакой возможности, отправился к царю и рассказал ему все подробно: "Вы посмотрите, ваше царское величество, как все мое тело избито". И поднял свою рубашку, а тело его было как чугунное, черное, все в ссадинах. Тогда царь призывает другого слугу и говорит: "Один разыскал, а ты иди и приведи. А если не приведешь, то я с тебя голову сниму, а приведешь - щедро награжу!"
Другой царский слуга расспросил первого, где Емеля живет. Тот ему все рассказал. Он нанял тройку лошадей и поехал к Емеле. Когда приехал в емелину деревню, то обратился к старосте: "Укажи мне, где живет Емеля, и помоги мне его взять". Староста боится прогневать и царского слугу - нельзя, накажет, а емелиных побоев боится еще пуще. Он все рассказал ему подробно и сказал, что насильно Емелю взять нельзя. Тогда царский слуга и говорит: "Так как же его нам взять?" Староста говорит: "Он очень любит гостинцы: конфеты и пряники".
Набрал царский слуга гостинцев, приходит в дом к Емеле и начал будить его: "Емеля, слезай с печи, тебе вот царь прислал много гостинцев". Когда Емеля услыхал это, обрадовался и сказал: "Давай, я и на печке их съем - зачем мне слезать? А потом и отдохну". А царский слуга и говорит ему: "Ты гостинцы съешь, а поедешь ли к царю в гости? Он тебе в гости велел приехать". - "Почему не съездить? Я кататься люблю". А невестки сказали царскому слуге: "Лучше отдайте ему на печь, что намерены отдать. И если он обещал приехать к царю, то он не обманет, приедет".
И вот подали ему гостинцы, он их съел. Царский слуга говорит: "Ну, наелся гостинцев, теперь поедем к царю". Емеля ему в ответ: "Ты поезжай, царский слуга... Я тебя догоню: не обману, приеду", - сам лег и на всю избу захрапел.
А царский слуга еще раз переспросил невесток, верно ли, если он что обещает, то после делает? Те, конечно, подтвердили, что действительно он никогда не обманывает. Царский слуга уехал, а Емеля спит себе преспокойно на печи. А пробудится - семечки пощелкает, потом снова засыпает.
И вот прошло довольно много времени, а Емеля и не думает к царю ехать. Тогда невестки начали Емелю будить и ругать: "Ты, Емеля, вставай, довольно тебе спать!" Он им отвечает: "Не приставайте ко мне, я очень спать хочу!" - "Но ведь ты обещал ехать к царю! Гостинцы ел, а сам спишь и не едешь". - "Ну ладно, сейчас поеду... Подайте-ка мне мой кафтан, а то, пожалуй, озябну". - "И сам возьмешь, ведь не на печи ты поедешь! Слезай с печи да бери". - "Нет, на санях озябну; я на печке буду полеживать, а сверху кафтан!"
Но невестки ему говорят: "Что ты, дурак, думаешь и делаешь? Где слыхано, чтобы люди ездили на печи!" - "То люди, а то я! Я поеду".
И он соскочил с печи, из-под лавки достал свой кафтанишко, залез опять на печь, укрылся и громким голосом сказал: "По щучьему веленью, а по моему прошенью, печь, поезжай прямо к царю во дворец!"
И печь затрещала и вдруг вылетела на волю. И быстрее всякой птицы понеслась к царю. А он во все горло напевает песенки и полеживает. Потом заснул.
И только въехал царский слуга во двор царя, как влетает и Емеля-дурак на своей печи. Слуга увидел, что он приехал, и побежал докладывать царю. Заинтересовало такое прибытие не только царя, но и всю его свиту и все его семейство. Все вышли смотреть на Емелю, а он сидит на печи и разинул рот. И вышла царская дочь. Когда Емеля увидал такую красавицу, то очень она ему понравилась, и он сказал про себя тихим голосом: "По щучьему велению, по моему прошению, влюбись, красавица, в меня". А царь ему приказывает слезать с печи; Емеля отвечает: "Это зачем? Мне и на печи тепло, я вас всех и с печи вижу... Что нужно, говори!" Царь ему тогда строгим голосом сказал: "Зачем ты много народа примял, когда ездил в санях?" - "А что они не сворачивают? И ты бы стоял разинув рот, и тебя бы задавил!"
Царь очень рассердился на эти слова и приказал Емелю стащить с печи. А Емеля, как увидел царскую стражу, громким голосом сказал: "По щучьему веленью, по моему прошенью, печь, лети на свое место обратно!" И не успел он окончить последних слов, как печь с быстротою молнии вылетела из царского дворца. А ворота отворились сами...
Приехал домой, невестки спрашивают его: "Ну что, был у царя?" - "Конечно, был. Не в лес же я ездил!" - "Ты, Емеля, творишь у нас какие-то чудеса! Почему у тебя все двигается: и сани ездят сами, и печь сама летает? А почему у людей этого нет?" - "Нет и не будет. А меня все слушается!"
И заснул крепким сном. А между тем царевна стала тосковать по Емеле так, что ей без него уж стал и не мил божий свет. И стала просить своего отца с матерью, чтобы он призвал этого молодого человека и отдал ее замуж за него. Царь удивился такой странной просьбе дочери и сильно разгневался на нее. Но она говорит: "Я больше жить не могу на белом свете, на меня напала какая-то сильная тоска - отдай меня за него замуж!"
Царь видит, что дочь не поддается на уговоры, не слушает отца и матери, решил призвать этого дурака Емелю. И посылает третьего слугу: "Иди и привези его ко мне, но не на печи!" И вот царский слуга приезжает в емелину деревню. Так как рассказали ему, что Емеля любит гостинцы, то он набрал множество самых разных гостинцев. По приходу разбудил Емелю и говорит: "Слезай, Емеля, с печи и ешь гостинцы". А он ему и говорит: "Давай, я и на печи гостинцы съем!" - "У тебя уж, наверное, пролежни на боках - ты все лежишь на печи! Я хочу, чтоб ты сидел около меня, и я тебя буду угощать, как барина".
осказках.ру - сайт
Тогда Емеля слезает с печи и надевает свой кафтан. Он очень боялся простуды. А кафтан - только что было название "кафтан" - висела заплата на заплате, весь был рваный. И вот царский слуга начинает его угощать. А Емеля скоро наелся гостинцев и уснул за столом на лавке. Тогда царский слуга приказал Емелю положить в экипаж свой и так, сонного, привез во дворец. Когда царь узнал, что Емеля прибыл, приказал выкатить сорокаведерную бочку и посадить в эту бочку царевну и Емелю-дурака. Когда посадили, бочку засмолили и опустили в море. А Емеля и в бочке спит непробудным сном. На третьи сутки стала его будить прекрасная царевна: "Емеля, а Емеля! Встань, проснись!" - "Не приставай ко мне. Я спать хочу!"
Она горько заплакала из-за того, что он на нее не обращает никакого внимания. Когда он увидел ее горькие слезы, то сжалился над ней и спрашивает: "О чем ты плачешь?" - "Как мне не плакать? Мы ведь брошены в море и сидим в бочке". Тогда Емеля сказал: "По щучьему веленью, а по моему прошенью, бочка, вылети на берег и рассыпься на мелкие части!"
И их моментально волной морской выкинуло на берег, и бочка рассыпалась; и этот остров так был хорош, что прекрасная царевна ходила по нему и не могла налюбоваться его красотой до самой поздней ночи.
Когда пришла к тому месту, где оставила Емелю, видит: он, накрывшись кафтаном, спит непробудным сном. Стала она его будить: "Емеля, а Емеля! Встань, проснись!" - "Не приставай ко мне! Я спать хочу". - "И я хочу спать. Да под открытым небом ночью озябнешь..." - "Я кафтаном укрылся". - "А я-то чем?" - "А мне-то какое дело?"
Тогда царевна очень горько заплакала из-за того, что он на нее не обращает никакого внимания, а она его любит от всей души. Когда он увидел, что царевна плачет, то спросил ее: "Чего тебе надо?" - "Да хотя бы нам какой-нибудь сделать шалаш, а то ведь дождем замочит". Тогда он крикнул громким голосом: "По щучьему веленью, а по моему прошенью, явись такой дворец, какого еще на всем свете нет!"
И только чуть успел окончить последние слова, как на этом красивом острове появился мраморный и очень красивый дворец -такой, какого нет и не было ни в одном столичном городе! Царевна берет под руки Емелю и подходит к этому дворцу. А придворные их встречают, и широко ворота и двери им отворяют, и отдают земной поклон до сырой земли...
Когда они вошли в этот дворец, то Емеля на первую попавшуюся кровать бросился спать, не сняв даже своего рваного кафтана. А царевна между тем пошла осматривать этот великолепный дворец и любоваться его роскошью. Когда пришла к тому месту, где Емелю оставила, увидала вдруг, что он горько плачет. Спрашивает его: "О чем ты, милый Емеля, так горько плачешь?" - "Как мне не реветь и не плакать? Печи-то я не нахожу, лежать-то мне не на чем!" - "А разве тебе плохо на пуховой перине лежать или на драгоценном диване?" - "Мне на печи лучше всего! А кроме того, и забавиться мне нечем: сажи тоже нигде не вижу..."
Успокоила она его, он снова заснул, а она опять ушла от него. И когда нагулялась по дворцу, приходит к Емеле и удивляется: Емеля стоит перед зеркалом и ругается: "Я очень некрасивый и нехороший! Какое у меня страшное лицо!" А царевна ему отвечает: "Хотя ты нехорош и непригож, а сердцу моему очень мил, и я тебя люблю!" Тогда он сказал: "По щучьему веленью, а по моему прошенью, я должен сделаться самым красивым молодцем!"
И вот вдруг перед глазами царевны Емеля изменился и в такого героя-красавца превратился, что ни в сказке сказать, ни пером описать! И с умным рассудком... Только тогда он полюбил царевну и стал с ней обращаться как со своей женой.
Спустя не так много времени вдруг слышат они пушечные выстрелы на море. Тогда Емеля и прекрасная царевна выходят из своего дворца, и царевна узнаёт корабль своего отца. Говорит она Емеле: "Иди встречай гостей, а я не пойду!"
Когда Емеля подошел к пристани, царь со своей свитой уже сходил на берег. И дивится царь этому вновь выстроенному дворцу с великолепными зелеными садами и спрашивает Емелю: "Какому царству принадлежит этот драгоценный дворец?" Емеля сказал: "Это - вашему". И просит его к себе в гости попробовать хлеба-соли.
Царь вошел во дворец, сели за стол, он и спрашивает Емелю: "А где ваша супруга? Или вы холостой?" - "Нет, я женатый, сейчас приведу вам жену".
Сходил Емеля за женой, подходят они к царю, а царь очень удивился и перепугался, не знает, что и делать! Спрашивает: "Неужто это ты, моя дорогая дочь?" - "Да, я, дражайший родитель! Ты меня и моего супруга бросил в засмолённой бочке в море, а мы выплыли на этот остров, и мой Емельян Иванович все сам это устроил, что вы видите своими очами". - "Как же так? Ведь он был дурак и даже был не похож на человека, а скорее на какое-то чудовище!" - "Он самый, только теперь переродился и изменился". Тогда царь просит у них прощения - как у дочери, так и у любимого зятя Емельяна Ивановича; они ему вину простили.
Погостивши у своего зятя с дочерью, царь приглашает их к себе в гости, чтоб повенчать их и пригласить всех родных и знакомых на свадьбу, на что Емеля дал свое согласие.
Когда царь стал рассылать гонцов, чтоб приезжали все на этот великий пир, тогда Емеля тоже говорит своей прекрасной царевне: "И у меня есть родные, разрешите мне лично съездить за ними. А вы останьтесь пока во дворце". Царь и прекрасная молодая царевна хотя и с неохотой, но все же отпустили, дали ему тройку самых лучших коней, запряженных в раззолоченную карету, и с кучером, и он помчался в свою деревню. Когда стал подъезжать к родным местам, проезжая темный лес, вдруг слышит в стороне ауканье. Приказывает он кучеру коней остановить и говорит ему: "Это какие-то люди заблудились в этом темном лесу!"
И начинает на их голос отвечать сам. И вот видит, подходят к нему два его родных брата. Емеля спрашивает их: "Что вы ходите, добрые люди, здесь и так громко кричите? Наверно, вы заблудились?" - "Нет, мы разыскиваем своего родного брата. Он у нас пропал!" - "Как же он у вас пропал?" - "А его увезли к царю. И мы думаем, что он от него убежал и, наверное, заблудился в этом темном лесу, потому что он был дурак" - "Так зачем же дурака вам разыскивать?" - "Как же нам его не разыскивать? Ведь он нам родной брат, и мы его жалеем пуще, чем самих себя, потому что он убогий, глупый человек!"
И у братьев навернулись на глаза слезы. Тогда Емеля им и говорит: "Вот это я самый - ваш брат Емеля!" Они никак с ним не соглашаются: "Вы, пожалуйста, не смейтесь и не обманывайте нас! Нам и так тошно".
Он их стал уверять, рассказал, как все с ним произошло, и вспомнил все, что знал о своей деревне. А кроме того, снял с себя одежду и сказал: "Вы знаете, что у меня на правом боку есть большая родинка, она и теперь у меня на боку".
Тогда братья поверили; он посадил их в раззолоченную карету, и они поехали дальше. Проехавши лес, доехали до деревни. Емеля нанимает другую тройку лошадей и отправляет на ней братьев к царю: "А я съезжу за невестками, вашими женами".
Когда приехал Емеля в свою деревню и вошел в родной дом, то невестки очень перепугались. А он им говорит: "Собирайтесь к царю!" Те еле устояли на своих ногах и горько заплакали: "Наверно, чего-нибудь набедокурил наш дурак Емеля, и нас, наверно, царь посадит в темницу..." А он приказывает: "Как можно скорей снаряжайтесь и не берите ничего с собой!" И усадил их около себя в раззолоченную карету.
И вот приезжают они к царскому дворцу, где царь, и прекрасная царевна, и царская свита, и их мужья идут навстречу им. Мужья говорят: "Что вы очень горюете? Ведь это с вами наш брат Емельян Иванович!" Говорят и весело улыбаются женам. Только тогда они успокоились, бросились в ноги Емельяну Ивановичу и стали просить прощения за плохое свое с ним раньше обращение. Емеля все им простил и всех - как братьев, так и невесток - нарядил в драгоценные одежды. А царь пир приготовил и дал родительское благословение дочери и Емеле идти под венец. Когда обвенчались, то Емеля не стал делать в царском дворце пир, а пригласил всех в свой дворец на острове. И вся свита царская с гостями с великим удовольствием поехала посмотреть этот чудный остров и драгоценный красивый дворец. А по приезде туда задали пир на весь мир.
И я там был, вино, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало!

Добавить сказку в Facebook, Вконтакте, Одноклассники, Мой Мир, Твиттер или в Закладки

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик со старухой... Этим неторопливым присловьем начинаются многие народные сказки. Само слово «сказки» происходит от глагола сказывать: В глухую старину по всей необъятной России в занесенных снегом избах при тусклом свете лучины наши далекие предки складывали и сказывали свои сказки.
Сколько чудес и увлекательных небылиц в народных сказках: тут и огнедышащий дракон о семи головах, и говорящий Серый волк, и злая Баба-Яга... Но главные герои сказок и былин не они, а смелые и мужественные люди - Иван-царевич и Василиса Премудрая, лихой отставной солдат и хитрый батрак или же простой крестьянский сын. На первый взгляд, нет в крестьянине ничего примечательного. Одет он в домотканый армяк, на голове - видавшая виды шапчонка, на ногах - поношенные лапти, да и говорит он не слишком складно. Не удивительно, что порой его считают недотепой, чуть ли не дурачком. Но крестьянский сын не очень-то обижается на это, кто-кто, а он знает себе цену и за легкою славой не особенно гонится, не растрачивает по пустякам свою силу.
Однако стоит кому-либо попасть в беду, как крестьянский сын, накинув на плечи старый армячишко, отправляется в путь-дорогу. И как бы далеко ему не пришлось идти, он обязательно поспеет на выручку к обиженному да угнетенному, спасет человека от напасти... На своем пути крестьянский сын встречается то с Серым волком, то с Бабой-Ягой, то еще с каким-нибудь чудищем. Каждая из этих встреч - не что иное, как испытание, проверка душевных сил героя, его доброты, великодушия.
Столетиями создавал народ свои сказки. В прошлом веке народными сказками заинтересовались писатели. Они ходили по деревням и селам и записывали песни, сказки, были от известных сказителей - сказочников. Одним из самых больших знатоков русских народных сказок был неутомимый собиратель фольклора А. Н. Афанасьев (1826-1871). Всю свою жизнь он посвятил этому делу. Афанасьевым было записано несколько сотен сказок, среди них-и сказка «По щучьему велению».
Веселая и озорная эта сказка. Здесь печь идет в гости к царю, топор сам собой рубит дрова, а сани без лошади отправляются в лес. Все эти чудеса, сильно растревожившие батюшку-царя, учинил не кто иной, как Емеля-дурак. Лежит себе Емеля на печи да приговаривает: «По щучьему велению, по моему хотению», и начинают вещи куролесить. В довершение всех дел решил Емеля-дурак жениться на царской дочери... За что ни возьмется он, все у него получается, а виной всему «щучье слово». Так с помощью волшебного присловья простой крестьянин заставил уважать себя и одержал верх не только над царским офицером, но и над самим царем... Вот тебе и Емеля-дурак!
Б. Заболотских

Сказка от Зелёного Колпака по мотивам народных сказок «Емеля-дурак»
и «По щучьему веленью».

Вот опять русская народная сказка о дураке... Ну, прям «дурак на дураке сидит и дураком погоняет!» Дурак ничего не делает, - всё по его хотенью да по щучьему веленью делается, - и становится царём и богатеем, а умные ему прислуживают! Это не правильно! Так жить нельзя, и нельзя детей учить так жить! Вот я и решил сказку ту переделать, чтоб дети знали, что дуракам на свете ой как плохо живётся! И никакие волшебные щуки и прочие волшебства им не помогут. Ежели дураком родился, не учился, разума не набрался, жить правильно не старался, работать «не было сил», а всё у щуки просил, то о тебе люди скажут потом: «Родился и помер дураком!»

Давным-давно, а может и не так давно, а может и совсем недавно, а может прям в этот час (тогда эта сказка про нас), жил вдовый мужик. Было у него три сына: два вроде умные были, а третий, Емеля, - дурак-дураком. Его в деревне никто и по имени никогда не звал, все его дураком кликали, а он отзывался. Братья-то работящие были, отцу в работе помогали, а вот Емеля всё на печи лежал, спал да зевал и работать не желал. Братья женились, в дом молодых женушек привели, а за Емелю-дурачка ни одна девка, даже кривая, замуж не желала идти. Да и то верно: кто ж за дурака замуж пойдёт?
Вот помер мужик и оставил сыновьям наследство: хозяйство большое да триста рублёв на троих, и велел перед смертью всё поровну поделить. Как-то раз собрались умные братья в город, на зимнюю ярмарку. А Емеле лень ехать. Лежит на печи, с которой только по нужде да пожрать слезал, и говорит братьям: «Вы мне купите красный кафтан на овчине, красную шапку бобровую, да красные сапоги купеческие!» И дал Емеля братьям сто рублёв, что от отца ему достались. Уехали братья и наказали Емеле помогать их женам по хозяйству.
Вот лежит Емеля на печи, а его невестки ему и говорят: «Сходи, дурак, на речку за водой!» А дурак отвечат: «Не пойду! На дворе мороз шибко сильный, а у меня ни кафтана овчинного, ни шапки бобровой, ни сапог купеческих нету!» А невестки ему говорят: «Как по нужде-то во двор бегать, так тебе ни кафтан, ни шапка, ни сапоги не нужны, - в одном исподнем бежишь!» А дурак своё: «Не пойду и всё тут!» А невестки ему говорят: «Ну, тогда, без воды-то, мы ни щей не сварим, ни картошки не отварим, и будешь ты на печи лежать, да палец с голоду сосать!» Пришлось дураку с печи слезть и за водой пойти. Взял два ведра с коромыслом и пошел неспеша. Подошел он к реке и видит, что в проруби, из которой деревенские воду брали, большая щука сидит. Схватил её Емеля да за пазуху и сунул. «Славная ушица сегодня будет!» - говорит. И вдруг щука человеческим голосом ему молвит: «Отпусти меня, Емеля. А за это я обещаю все твои желания исполнять. Стоит тебе только сказать: «По щучьему веленью, по моему хотенью!» - и твоё желание сразу исполнится. А Емеля, хоть и дурак, да «умный» и говорит: «А енто я сейчас проверю. А ну, ведра с коромыслом, по щучьему веленью, по моему хотенью, наполняйтесь водой, да ступайте домой!» Только сказал, вёдра тут же в прорубь нырнули, воды зачерпнули, в коромысла встали и сами домой побежали. «Ну и дела! Енто мне по душе!» - воскликнул Емеля. Отпустил он щуку в реку и домой пошел. А народ-то деревенский видит что вёдра сами идут, а за ними дурак неспешно шагает, и стали дивиться этакому чуду. Пришел Емеля в избу, а невестки ему говорят: «Сходи в лес, дурак, да дров наруби. Печь топить надо». А Емеля в ответ: «Не пойду в лес дрова рубить, а пошлю топор и сани за дровами. Топор нарубит дров, а привезут их сани сами». Посмотрели на него невестки удивленно - мол, что с дурака возьмешь! А Емеля и говорит: «По щучьему веленью, по моему хотенью, ступайте сани и топор в лес по дрова, дров нарубите, да домой привезите!» Только сказал, как из сарая сани выскочили, в которых топор лежал, и в лес умчались. Не прошло и пяти минут, как сани, полные дров, назад примчались. Тут невестки и весь деревенский люд рты и пооткрывали...А дурак давай хвалиться на всю деревню, что тепереча волшебная щука может любое его желание исполнить! Как услыхали деревенские мужики про волшебную щуку, побросали все дела и к реке пустились, щуку ловить. До ночи там сидели, да ничего так и не разглядели. А староста деревенский за это время успел в город съездить да сообщить властям про Емелю-дурака и про его чудеса. Об этих чудесах царю доложили, и царь распорядился, чтоб Емелю немедля к нему доставили.
Утром в избу Емели-дурака староста стучит и Емели говорит: «Емеля, собирайся в город. Сам царь-батюшка желает тебя видеть!» А Емеля говорит: «Не поеду в к царю. У меня ни кафтана красного овчинного нету, ни шапки красной бобровой, ни красных сапог купеческих». И невдомёк дураку, что мог бы давно об ентом щуку попросить... А староста говорит: «Да царь-батюшка даст тебе всё, что пожелаешь!» Емеля нехотя согласился к царю поехать, да вот с печи слезать неохота. Тут он и распорядился, чтобы печь его в город, к царю понесла. Не успел сказать, как печь сорвалась с места, стену вышибла и умчалась, только снежный вихрь за ней подымается.
Как король увидел, что приехал дурак, то и вышел со всеми своими министрами его смотреть и, видя, что Емеля приехал на печи, спрашивает: «Для чего ты столько передавил народу, пока на печи ко мне ехал?» А Емеля отвечат?: «Я чем виноват? Для чего они не посторонились? Видишь, печь по дороге летит, так отойди в сторонку!» Царь только головой покачал и пригласил Емелю в гости. А когда пир закончился, царь предложил Емели погостить у него несколько денёчков, на что Емеля охотно согласился. Отослал он печь назад в свою деревню, а сам в свои опочивальню направился. А по дороге молодую красавицу встретил, что царской дочерью была. Тут Емеля и говорит тихонько: «Кабы по щучьему веленью, а по моему хотенью влюбилась этакая красавица в меня да ко мне в опочивальню пришла!» Лишь только сии слова выговорил, королевская дочь посмотрела на него и влюбилась, а ночью к нему в опочивальню пришла. Три ночи царская дочь к Емели в опочивальню ходила, а на четвёртый день стала прочить царя-батюшку, чтобы он её за Емелю замуж отдал. Как услышал об этом царь, страшно разгневался, потому как понял, что Емеля влюбил в себя его дочь «по щучьему веленью». Приказ царь прилюдно выпороть Емелю, а потом в бочку посадить, бочку закрыть, засмолить да в море кинуть.
Вот плывёт бочка по морям, по волнам, а Емеля спит да спит - дело привычное, спать-то. Однажды, выкинули волны бочку на берег, да об камни и разбили. Вылез Емеля из бочки и диву даётся: на белом песочке диковинные деревья высокие стоят, а на них огромные орехи висят. Пошел Емеля по бережку, шел-шел да опять к своей бочке вернулся. Что за чудеса, думает? От бочки ушел, а к бочке и пришел? Так и не разгадал он эту загадку. Тут Емеле есть пить захотелось. Вспомнил он про щуку и приказал стол с едой и питьём накрыть. Да только стол не появился. Сколько Емеля не приказывал, всё ничего не выходит. «Неужто щука перестала мои желания исполнять?» - подумал Емеля. А я вот так думаю, что щука-то своё слово не нарушала, да дело-то в том, наверное, было, что Емеля в другое далёкое государство попал, а щучье волшебство, только в её государстве действовало, да и то только в районе ей подвластном.
Вот и остался Емеля на необитаемой острове в далёком океане. И ничего то он делать не умеет: ни шалаш себе построить, ни еды добыть, ни кокосовый орех достать, ни рыбу ловить, ни огонь разжечь... Ведь ничему учиться не хотел, а всё на печи лежал, а потом на щуку положился... Вот и сгинул дурак на далёком неизвестном острове. А в его деревне никто и не горевал, что Емеля пропал. Одним дураком меньше - жить легче! Так что, не будь дураком, а живи умником!


Про Емелю и щуку.

    Жил-был старик. У его было три сына: двое умных, третий - дурачок Емеля.

    Те братья работают, а Емеля целый день лежит на печке, знать ничего не хочет.

    Один раз братья уехали на базар, а бабы, невестки, давай посылать его:

    Сходи, Емеля, за водой.

    А он им с печки:

    Неохота...

    Сходи, Емеля, а то братья с базара воротятся, гостинцев тебе не привезут.

    Ну, ладно.

    Слез Емеля с печки, обулся, оделся, взял ведра да топор и пошёл на речку.

    Прорубил лёд, зачерпнул вёдра и поставил их, а сам глядит в прорубь. И увидел Емеля в проруби щуку. Изловчился и ухватил щуку в руку:

    Вот уха будет сладка!

    Емеля, отпусти меня в воду, я тебе пригожусь.

    А Емеля смеётся:

    На что ты мне пригодишься?.. Нет, понесу тебя домой, велю невесткам уху сварить. Будет уха сладка.

    Щука взмолилась опять:

    Емеля, Емеля, отпусти меня в воду, я тебе сделаю всё, что ни пожелаешь.

    Ладно, только покажи сначала, что не обманываешь меня, тогда отпущу.

    Щука его спрашивает:

    Емеля, Емеля, скажи - чего ты сейчас хочешь?

    Хочу, чтобы ведра сами пошли домой и вода бы не расплескалась...

    Щука ему говорит:

    Запомни мои слова: когда что тебе захочется - скажи только:

    "По щучьему веленью,
    По моему хотенью".

    Емеля и говорит:

    По щучьему веленью,
    По моему хотенью -

    Ступайте, ведра, сами домой...

    Только сказал - вёдра сами и пошли в гору. Емеля пустил щуку в прорубь, а сам пошел за вёдрами.

    Идут вёдра по деревне, народ дивится, а Емеля идет сзади, посмеивается... Зашли вёдра в избу и сами стали на лавку, а Емеля полез на печь.

    Прошло много ли, мало ли времени - невестки говорят ему:

    Емеля, что ты лежишь? Пошел бы дров нарубил.

    Неохота...

    Не нарубишь дров, братья с базара воротятся, гостинцев тебе не привезут.

    Емеле неохота слезать с печи. Вспомнил он про щуку и потихоньку говорит:

    По щучьему веленью,
    По моему хотенью -

    Поди, топор, наколи дров, а дрова - сами в избу ступайте и в печь кладитесь...

    Топор выскочил из-под лавки - и на двор, и давай дрова колоть, а дрова сами в избу идут и в печь лезут.

    Много ли, мало ли времени прошло - невестки опять говорят:

    Емеля, дров у нас больше нет. Съезди в лес, наруби.

    А он им с печки:

    Да вы-то на что?

    Как - мы на что?.. Разве наше дело в лес за дровами ездить?

    Мне неохота...

    Ну, не будет тебе подарков.

    Делать нечего. Слез Емеля с печи, обулся, оделся. Взял верёвку и топор, вышел во двор и сел в сани:

    Бабы, отворяйте ворота!

    Невестки ему говорят:

    Что ж ты, дурень, сел в сани, а лошадь не запряг?

    Не надо мне лошади.

    Невестки отворили ворота, а Емеля говорит потихоньку:

    По щучьему веленью,
    По моему хотенью -

    Ступайте, сани, в лес...

    Сани сами и поехали в ворота, да так быстро - на лошади не догнать.

    А в лес-то пришлось ехать через город, и тут он много народу помял, подавил. Народ кричит: "Держи его! Лови его!" А он, знай, сани погоняет. Приехал в лес:

    По щучьему веленью,
    По моему хотенью -

    Топор, наруби дровишек посуше, а вы, дровишки, сами валитесь в сани, сами вяжитесь...

    Топор начал рубить, колоть сухие дрова, а дровишки сами в сани валятся и веревкой вяжутся. Потом Емеля велел топору вырубить себе дубинку - такую, чтобы насилу поднять. Сел на воз:

    По щучьему веленью,
    По моему хотенью -

    Поезжайте, сани, домой...

    Сани помчались домой. Опять проезжает Емеля по тому городу, где давеча помял, подавил много народу, а там его уж дожидаются. Ухватили Емелю и тащат с возу, ругают и бьют.

    Видит он, что плохо дело, и потихоньку:

    По щучьему веленью,
    По моему хотенью -

    Ну-ка, дубинка, обломай им бока...

    Дубинка выскочила - и давай колотить. Народ кинулся прочь, а Емеля приехал домой и залез на печь.

    Долго ли, коротко ли - услышал царь об Емелиных проделках и посылает за ним офицера - его найти и привезти во дворец.

    Приезжает офицер в ту деревню, входит в ту избу, где Емеля живет, и спрашивает:

    Ты - дурак Емеля?

    А он с печки:

    А тебе на что?

    Одевайся скорее, я повезу тебя к царю.

    А мне неохота...

    Рассердился офицер и ударил его по щеке. А Емеля говорит потихоньку:

    По щучьему веленью,
    По моему хотенью -

    Дубинка, обломай ему бока...

    Дубинка выскочила - и давай колотить офицера, насилу он ноги унес.

    Царь удивился, что его офицер не мог справиться с Емелей, и посылает своего самого набольшего вельможу:

    Привези ко мне во дворец дурака Емелю, а то голову с плеч сниму.

    Накупил набольший вельможа изюму, черносливу, пряников, приехал в ту деревню, вошел в ту избу и стал спрашивать у невесток, что любит Емеля.

    Наш Емеля любит, когда его ласково попросят да красный кафтан посулят, - тогда он все сделает, что ни попросишь.

    Набольший вельможа дал Емеле изюму, черносливу, пряников и говорит:

    Емеля, Емеля, что ты лежишь на печи? Поедем к царю.

    Мне и тут тепло...

    Емеля, Емеля, у царя тебя будут хорошо кормить-поить, - пожалуйста, поедем.

    А мне неохота...

    Емеля, Емеля, царь тебе красный кафтан подарит, шапку и сапоги.

    Емеля подумал-подумал:

    Ну, ладно, ступай ты вперед, а я за тобой вслед буду.

    Уехал вельможа, а Емеля полежал еще и говорит:

    По щучьему веленью,
    По моему хотенью -

    Ну-ка, печь, поезжай к царю...

    Тут в избе углы затрещали, крыша зашаталась, стена вылетела, и печь сама пошла по улице, по дороге, прямо к царю.

    Царь глядит в окно, дивится:

    Это что за чудо?

    Набольший вельможа ему отвечает:

    А это Емеля на печи к тебе едет.

    Вышел царь на крыльцо:

    Что-то, Емеля, на тебя много жалоб! Ты много народу подавил.

    А зачем они под сани лезли?

    В это время в окно на него глядела царская дочь - Марья-царевна. Емеля увидал ее в окошке и говорит потихоньку:

    По моему хотенью -

    Пускай царская дочь меня полюбит...

    И сказал еще:

    Ступай, печь, домой...

    Печь повернулась и пошла домой, зашла в избу и стала на прежнее место. Емеля опять лежит-полеживает.

    А у царя во дворце крик да слезы. Марья-царевна по Емеле скучает, не может жить без него, просит отца, чтобы выдал он ее за Емелю замуж. Тут царь забедовал, затужил и говорит опять набольшему вельможе:

    Ступай, приведи ко мне Емелю живого или мертвого, а то голову с плеч сниму.

    Накупил набольший вельможа вин сладких да разных закусок, поехал в ту деревню, вошел в ту избу и начал Емелю потчевать.

    Емеля напился, наелся, захмелел и лег спать. А вельможа положил его в повозку и повез к царю.

    Царь тотчас велел прикатить большую бочку с железными обручами. В нее посадили Емелю и Марью-царевну, засмолили и бочку в море бросили.

    Долго ли, коротко ли - проснулся Емеля, видит - темно, тесно:

    Где же это я?

    А ему отвечают:

    Скучно и тошно, Емелюшка! Нас в бочку засмолили, бросили в синее море.

    А ты кто?

    Я - Марья-царевна.

    Емеля говорит:

    По щучьему веленью,
    По моему хотенью -

    Ветры буйные, выкатите бочку на сухой берег, на желтый песок...

    Ветры буйные подули. Море взволновалось, бочку выкинуло на сухой берег, на желтый песок. Емеля и Марья-царевна вышли из нее.

    Емелюшка, где же мы будем жить? Построй какую ни на есть избушку.

    - А мне неохота...

    Тут она стала его ещё пуще просить, он и говорит:

    По щучьему веленью,
    По моему хотенью -

    Выстройся, каменный дворец с золотой крышей...

    Только он сказал - появился каменный дворец с золотой крышей. Кругом - зеленый сад: цветы цветут и птицы поют. Марья-царевна с Емелей вошли во дворец, сели у окошечка.

    Емелюшка, а нельзя тебе красавчиком стать?

    Тут Емеля недолго думал:

    По щучьему веленью,
    По моему хотенью -

    Стать мне добрым молодцем, писаным красавцем...

    И стал Емеля таким, что ни в сказке сказать, ни пером описать.

    А в ту пору царь ехал на охоту и видит - стоит дворец, где раньше ничего не было.

    Это что за невежа без моего дозволения на моей земле дворец поставил?

    И послал спросить: "Кто такие?" Послы побежали, стали под окошком, спрашивают.

    Емеля им отвечает:

    Просите царя ко мне в гости, я сам ему скажу.

    Царь приехал к нему в гости. Емеля его встречает, ведёт во дворец, сажает за стол. Начинают они пировать. Царь ест, пьет и не надивится:

    - Кто же ты такой, добрый молодец?

    А помнишь дурачка Емелю - как приезжал к тебе на печи, а ты велел его со своей дочерью в бочку засмолить, в море бросить? Я - тот самый Емеля. Захочу - все твое царство пожгу и разорю.

    Царь сильно испугался, стал прощенья просить:

    Женись на моей дочери, Емелюшка, бери мое царство, только не губи меня!

    Тут устроили пир на весь мир. Емеля женился на Марье-царевне и стал править царством.

    Тут и сказке конец, а кто слушал - молодец.

Главный герой сказки - Емеля - вобрал в себя как негативные, так и положительные качества обычного русского парня своего времени.

Неизвестный автор

Некоторые сказки появляются сами по себе, другие придумывают писатели. Как появилась история под названием "По щучьему велению"? Сказка, автор которой до сих пор не известен, является продуктом народного творчества. Она имела несколько вариаций и в разных регионах рассказывалась неодинаково.

Русский этнограф Афанасьев, по примеру Братьев Гримм или Шарля Перро, решил организовать вояж по стране и собрать разрозненные легенды в один объемный труд, так сказать, систематизировать народное достояние. Он несколько изменил название истории и обобщил отдельные элементы, отличавшиеся в зависимости от региона. Благодаря этому сказка "Емеля и щука" приобрела популярность.

Следующим, кто взялся кроить знакомый сюжет, стал Алексей Толстой. Он добавил в народный эпос литературную красоту и вернул произведению старое название "По щучьему велению". Сказка, автор которой постарался сделать ее более интересной для детей, быстро разлетелась по Москве и Петербургу, а местные театры даже добавили в свой репертуар новый спектакль.

Главные персонажи

Главным персонажем этой легенды выступает некий не слишком расторопный молодой парень Емеля. В нем собраны те негативные качества, которые не дают ему вести хорошую жизнь:

  • легкомыслие;

    безразличность.

Тем не менее, когда он проявляет свой ум и доброту, ему попадается настоящая удача - щука из проруби.

Вторым персонажем, буквально антиподом Емели, является щука. Она умна и справедлива. Рыба призвана помочь молодому человеку в его личном становлении, направить его помыслы в нужное русло. Как и полагается в таких ситуациях, Емеля и щука стали друзьями.

Третий герой выступает в образе злодея. Царь - занятой человек, руководящий многомилионным государством, которого Емеля вынуждает своими выходками снизойти до простолюдина. Сказка "Про Емелю и щуку" наделила его завистливым характером.

Царская дочь - приз для главного героя за то, что он становится на путь исправления.

История

Сказка "Емеля и щука" начинается со знакомства с главным героем. Он настолько несмышлёный и крайне ленивый, что все порученное ему приходится переделывать другим людям.

Невестки Емели допрашивались у него помощи долгими уговорами. Тем не менее как только ему кто-то пообещает вознаграждение за то, что он делает, сразу примется за работу с двойной силой.

И вдруг в один прекрасный день Емеля достает из проруби волшебную щуку. Та предлагает ему свою службу в обмен на жизнь. Парень тут же соглашается.

Волшебная помощь

После того как щука становится его волшебным подчиненным, Емеле живется еще лучше, чем прежде. Теперь ему даже совсем несложных поручений выполнять не приходится.

Магические силы рубят дрова, ходят по воду и даже избивают его неприятелей. Емеля остается очень доволен тем, что происходит. Он так обленился, что и с печи вставать не хочет. Щука помогает ему и в этом, превращая печь в первый прототип механического средства передвижения.

Во время таких прогулок верхом на ней Емеля может задавить несколько крестьян, которые попадутся по дороге. Себя он оправдывает тем, что люди сами прыгнули под его печку.

Похоже, что в содеянном он ни капли не раскаивается. Сказка "Про Емелю и щуку" содержит в себе скрытую мораль.

Царь и Емеля

Услыхав про невиданное чудо, самоходную печку, да еще и про крутой нрав ее хозяина, царь решает вызвать Емелю к себе.

С неохотой "герой" является, чтобы посмотреть на хоромы господские. Но эта поездка меняет всю жизнь парня.

В царском дворце он встречается с королевной. Та поначалу тоже кажется достаточно своенравной и облененной. Но Емеля решает, что ему пора остепениться, и хочет позвать ее в жены.

Господская дочка сначала не соглашается. Сам монарх выступает против такого союза, питая надежды на то, что его дочь выйдет замуж только за знатного человека или зарубежного царя.

Емеля просит щуку, чтобы та заколдовала непослушную королевну. В итоге молодой человек добивается своего. Девушка дает согласие. Они женятся.

Разгневанный царь запирает навечно влюбленную пару в бочке и бросает их в море. Емеля просит щуку спасти их. Та делает так, чтобы бочку прибыло к берегу, они выбираются из нее.

Парень просит щуку построить себе огромный дворец, а самого превратить в писаного красавца. Волшебная рыба исполняет желание.

Счастливые молодожены живут припеваючи, пока к ним не заявляется разозленный царь. Его дворец гораздо меньше, чем у Емели. Главный герой милостиво прощает государю все прошлое. Он приглашает его пообедать у них. Во время банкета Емеля признается ему, кто он на самом деле. Царь остается пораженным ловкостью и умом молодого человека. Теперь он понимает, что именно такой парень и должен был жениться на его дочери.

"По щучьему велению" - сказка добрая и поучительная. Ее конец не оставляет конкретного руководства к действию. Наоборот, каждый должен сам подумать и решить для себя, что в жизни правильно, а чего делать не стоит.

“По щучьему велению” (русская сказка): анализ

Эта история чем-то напоминает мечту славянских народов с помощью волшебных сил получить все желаемое, не сильно при этом напрягаясь.

В то же время поймать щуку Емеля сумел только самостоятельно, когда таки принялся делать хоть что-то и на совесть.

Законченный лодырь на глазах у читателей эволюционирует до трудолюбивого, порядочного человека. Получив достаточную мотивацию в виде любви к принцессе, он забывает о желании оставаться лентяем, жить только в свое удовольствие и принимается за дело.

Если щука и не производит на него большого впечатления, он изначально принимает ее как должное, то первый отказ девушки пробуждает в нем чувства.

В тот момент, когда Емеля на печке начинает давить прохожих, по мнению многих исследователей сказки, у парня проявляются царские черты. После этого инцидента даже монарх обратил на него свое внимание.

Возможно, что наши предки, которые создали сказку, видели в последнем внешнем преображении Емели и внутренние изменения к лучшему.

Когда он стал красивее, то сумел простить и понять царя, сделался добрее и внимательнее к другим. Люди с видимыми отличительными знаками на лице обычно считались плохими или даже знакомыми с нечистой силой.

Пока Емеля выглядел как обычный, не слишком приятный парень, он и не мог стать царем. С обретением внутренней красоты все сразу же изменилось.

Традиционные русские сказки всегда заканчивались обнадеживающе. Скорее всего, крестьяне того времени именно так представляли себе самый счастливый день.

«По щучьему веленью»

Коронной фразой всей сказки является "По щучьему веленью, по моему хотенью". Это своеобразное заклинание, которое вызывает волшебную щуку. Произнося данные слова, Емеля получает все, что хочет. "По щучьему велению", то есть просто так. Без того, чтобы приложить к этому какие-либо усилия. Несмотря на то что сказка называется "Емеля и Щука", в народе она была переименована в честь этих волшебных слов.

Щука учит парня этому тайному заклинанию. И как только оно звучит, магия начинает действовать, где бы ни был Емеля. Хоть на печи, хоть под водой. В бочке его спасает фраза «по щучьему веленью». Сказка проводит ее главной нитью.

Эти слова сразу же стали пословицей в народе. Они означают попытку сделать что-то не своими руками, а за чужой, чаще всего магический, счет.

Сказка в поп-культуре

Когда историю впервые напечатали большим тиражом и ее смогли прочитать многие, она тут же стала популярной.

Сказка "Емеля и щука" даже стала основой для одноименного фильма. Детскую кинокартину сняли в 1938 году. За режиссуру отвечал знаменитый на то время Александр Роу. Отдельные элементы сценария были взяты из пьесы Елизаветы Тараховской "Емеля и щука". Сказка в ее интерпретации была адаптирована к современным реалиям, но мораль осталась той же.

Режиссер Иванов-Вано снял мультфильм по тому же вымыслу в 1957 году. А еще раз пьесу Тараховской взяли в 1970, на новую экранизацию Владимира Пекаря.

Третий мультфильм создал Валерий Фомин, уже в 1984 году.

Сказка "Емеля и щука" была увековечена на марках ГДР в 1973 году. Каждый из шести штемпелей изображает один из сюжетов были.

Популярными стали и сами упоминания Емели. Главный герой сказания начал ассоциироваться с ленивым человеком, стремящимся получить богатство, ничего не делая при этом.

"Емеля и щука" - сказка, автор которой не известен, никак не пожелал себя увековечить и остаться в пямяти потомков, не стремившийся к славе, богатству, известности. Тем не менее его образ как нельзя лучше демонстрирует, каким должен быть хороший человек.