Когда день военного автомобилиста в. День военного автомобилиста вооруженных сил россии

Весна прекрасное время года, май – колыбель жизни. В этом месяце много праздников различных военных специальностей. Моряки Тихоокеанского и Балтийского флотов, военные переводчики, пограничники. В конце месяца отмечают профессиональный праздник военные водители. Официально 29 мая попал в число праздничных дат в 2000 году после подписания приказа министра обороны.

В своем роде это уникальный праздник. Он объединяет водителей всех родов войск. Машины есть в каждой части: сухопутных, ВМФ, ВВС, артиллерийских. Военные автомобилисты выполняют широкий круг задач, которые невозможно переоценить:
Подвозят личный состав;
Доставляют технику, оружие, боеприпасы;
Эвакуируют раненых;
Перевозят специальные грузы и многое другое.

Первые автомобили появились на фронте в период Первой мировой войны. Несовершенство первых моделей, их небольшое количество, сказывались на качестве и быстроте перевозок, но уже первые месяцы показали важность использования машин для нужд фронта.

Николай II своим указом создает учебную автомобильную роту, в задачу которой входила подготовка водителей для русской армии. За полгода авторота стала центром обеспечения армии техникой и водителями.

Великая Отечественная война не делала разницы между родами войск – на победу работали все. За военный период автомобилисты перевезли больше 100 миллионов тонн грузов. Машины буксировали артиллерию, реактивные установки, перевозили раненых, боеприпасы, личный состав.

Настоящим подвигом считается Дорога жизни. На протяжении всей блокады Ленинграда водители, рискуя жизнью, доставляли продукты, боеприпасы, эвакуировали раненых. По дороге №101 ездили рабочие лошадки войны – ГАЗ-АА. Знаменитая полуторка всю войну обеспечивала фронт необходимыми грузами.

Автомобилисты совершали невозможное, доставляли боеприпасы туда, где, казалось бы, горит земля. Они внесли огромный вклад в нашу Победу. Мужество, героизм, профессионализм оценены по достоинству:

77 частей награждены боевыми орденами;
15 подразделений получают почетное наименование;
Сотни автомобилистов награждены орденами и медалями;
14 водителей заслужили Звезду Героя.

Сегодня военный автомобиль – не только надежный и мощный транспорт, но и существенный уровень удобства в управлении. Новейшие разработки автоиндустрии нашли применение в военной технике: автоматизация управления, электропривод, навигация. Электронная начинка позволяет управлять отдельным элементом, не покидая кабины.

Военнослужащие выполняют поставленные задачи в ходе боевых конфликтов. Один из исторических моментов – война в Афганистане. В ходе проведения боевых операций несколько сотен водителей были награждены орденами и медалями.

Сегодняшние военные водители достойны славных традиций ветеранов. Военнослужащие постоянно совершенствуют мастерство вождения, осваивают новую технику. Поздравляем военнослужащих и ветеранов с профессиональным праздником!

День военного автомобилиста (День автомобильных войск) - профессиональный праздник служащих, имеющие отношение к автомобильному транспорту, вне зависимости от звания и занимаемой должности. В их числе механики, водители, обслуживающий, ремонтный персонал, инженеры, конструкторы автозаводов, сотрудники фабрик, изготавливающие соответствующую продукцию, запасные части и комплектующие. К мероприятиям имеют отношение их родственники, знакомые, друзья, близкие люди. День автомобильных войск считают своим преподаватели, студенты, выпускники профильных учебных заведений.

В 2019 году в России День военного автомобилиста отмечается 29 мая и проходит на официальном уровне 20 раз.

Значение: праздник приурочен к созданию 29.05.1910 первой в Российской империи учебной автомобильной роты.

Традиционно в этот день лучшим служащим вносят благодарности в личные дела, вручают грамоты, повышают в званиях и должностях.

История праздника

Событие берёт начало 24 февраля 2000 года. Министр обороны РФ Игорь Сергеев издал приказ об учреждении праздника. Выбранная дата имеет символическое значение: она приурочена к созданию в 1910 г. учебной автомобильной роты, ставшей первой в Российской империи. На неё возлагались функции обучения персонала для парка боевых соединений. Впоследствии учреждение стало играть важную роль в развитии данного вида транспорта в рамках армии.

Традиции праздника

Чествования военных автомобилистов подразумевают застолья в кругу офицеров, их друзей, родственников, знакомых, близких людей. В адрес виновников торжества собравшиеся произносят поздравления, пожелания здоровья и успеха в ответственном труде. Звучат тосты, сопровождаемые традиционными пожеланиями «ни гвоздя, ни жезла». Коллеги обмениваются подарками, обсуждают рабочие вопросы, делятся воспоминаниям и накопленным опытом.

В средствах массовой информации публикуются материалы, посвящённые памятной дате. Главными героями интервью становятся солдаты, командование частей, рассказывающие о своей жизни, истории из будней. День военного автомобилиста 2019 года знаменуется вручением из рук начальства почётных грамот, дипломов лучшим служащим. Проходят повышения в званиях и должностях. В личные дела вносятся благодарственные записи.

Событие имеет особое значение для жителей городов, в которых производится колёсная техника. Мероприятия в таких населённых пунктах приобретают широкий масштаб, вне зависимости от отношения к отрасли.

Задание на день

Посетите выставку военных машин или посмотрите документальный фильм о работе военных автомобилистов.

  • Прототипом автомобилей в Русской Армии стали два паровых тягача на колесном ходу, которые закупили в 1876 году в Англии.
  • Первый автомобиль внутреннего сгорания появился в отечественной армии в 1897 году. Им стал 6 местный автомобиль «Делаге», который был использован во время Белостокских маневров. После испытаний автомобиль получил высокие отзывы среди офицеров и министра путей сообщения.
  • В 1981 году на камском автомобильном заводе первый советский вездеход КамАЗ-4310, который проходил бездорожье и использовался в армейских целях.
  • На вооружении российской армии имеются бронированные автомобили, которые имеют повышенную защищенность и предназначены для выполнения транспортных функций в опасных зонах. На отечественных конструкторских бюро производятся машины серии «Тайфун», которые состоят из металла и керамики, обеспечивая четвертый класс защиты.
  • В 1986 году произошел военный конфликт между Чадом и Ливией. Это единственная в истории война, которая получила название от японской марки автомобилей - Toyota War. Чад одержал победу благодаря четыремстам внедорожникам этой марки, которые были оборудованы пулеметами и противотанковыми ракетными комплексами.
  • Военными инженерами активно разрабатываются автоматические системы боевой техники, которые управляются дистанционно. По прогнозам, в ближайшие десятилетия дроны станут наиболее распространенным видом боевой техники, как на небе, так и на земле.

Тосты

«Поздравляю с Днём военного автомобилиста и хочу от души пожелать всегда ехать в верном направлении. Пусть удаётся оставаться невидимым для врагов и завистников, пусть все дороги ведут к нужной цели, пусть в мрачную погоду жизни или непогожий день мощные фары всегда помогут проехать туда, куда зовёт твоё сердце».

«С праздником всех военных за рулем! Желаем стремительного карьерного роста, крепкого здоровья, верных друзей, отличного настроения и удовольствия от работы! Пусть все дороги будут легкими и ровными, задания - конкретными и четкими, возвращения - быстрыми и желанными. Пусть в дороге всегда сопутствует удача, ангел хранитель всегда будет рядом»!

«Звание автомобилиста звучит гордо, а если прибавить к этому военный чин, так просто - сплошной повод для гордости! С Днем военного автомобилиста, защитник Отечества! Держи руль крепко, смотри за дорогой и пусть каждый километр повышает твою ценность как незаменимого на военной службе специалиста»!

Подарки

Набор инструментов. Компактный набор инструментов станет практичным презентом и незаменимым предметом в дороге. Имея под рукой необходимые инструменты, водитель с легкостью сможет устранить возникшие неполадки.

Термокружка. Термокружка с функцией подогрева от прикуривателя станет полезной вещью, которая придет на выручку в длительных поездках и сделает их более комфортными.

Аксессуары для гаджетов. Аксессуары для гаджетов в автомобиль (держатель для мобильного телефона, портативное зарядное устройство) послужит приятным и практичным презентом для автомобилиста.

Массажный подголовник. Удобный массажный подголовник порадует водителя, который много времени проводит за рулем. Такое приспособление позволит разгрузить позвоночник, предотвратить боль в шее и спине.

Конкурсы

Собери волю в кулак
Каждому участнику конкурса выдается по листу А4, на которых большими буквами написано слово «ВОЛЯ». Конкурсанты должны по команде одной рукой смять лист и зажать его в кулаке, чтобы не было видно бумаги. Побеждает тот участник, который быстрее справится с заданием.

Военная техника
Участники конкурса делятся на две команды. Каждой команде выдается ватман и фломастер. По команде по очереди участники начинают рисовать военную технику. Ведущий засекает время, после истечения которого, подсчитывается, сколько единиц военной техники у каждой команды. Побеждает команда с более широким арсеналом.

Обезвредь гранату
Для конкурса необходимо заранее подготовить спелые плоды граната, миски и ножи, количество которых должно соответствовать числу участников. Каждому участнику выдается по гранату и дается задание очистить его. Побеждает тот конкурсант, который быстрее справится с заданием.

О профессии

Специалисты занимаются перевозкой людей и грузов, поддерживают исправность подвижного состава, ведут его ремонт и обслуживание. Они могут работать на легковом, грузовом транспорте.

Путь в профессию начинается с призыва в ряды Вооружённых сил, где получаются права на управление автомобилем. Ему предшествует обучение, включающее дневные и ночные марши протяжённостью несколько сотен километров в составе колонны. Осваивается материальная часть, устройство узлов и агрегатов.

После сдачи экзаменов водитель получает соответствующую категорию. Деятельность связана с постоянной концентрацией внимания и относится к категории опасных для здоровья и жизни.

Офицерский состав руководит процессом перевозки, снабжения вверенных подразделений, обеспечивая и контролируя выполнение заявок на горюче-смазочные материалы, комплектующие, проведение регламентных работ. Военные автомобилисты востребованы в гражданской сфере, где им предлагают аналогичный труд.

Этот праздник в других странах

В Украине в последнее воскресенье октября празднуется День автомобилиста и дорожника.

Главная Поступление на военную службу по контракту Служба по контракту-твой выбор! Новости Подробнее


29.05.2017 (00:20)

Сегодня в России отмечается День военного автомобилиста










Боевая летопись военных автомобилистов с историей нашей Родины, героическими подвигами воинов-автомобилистов в годы Великой Отечественной войны, восстановлением народного хозяйства, освоением Целины и Нечерноземья, огненными дорогами Афганистана и других военных конфликтов, ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций.

В современных условиях военная автомобильная техника в общей системе Вооруженных Сил Российской Федерации занимает особое положение, являясь главным средством обеспечения подвижности войск и основным средством обеспечения их боевой деятельности. Важнейшей задачей автомобильных войск является транспортировка подвижных систем вооружения и оборудования.

Сегодня воины-автомобилисты - образец профессионализма и ответственности, честного и добросовестного отношения к исполнению священного долга перед Отечеством.

Военные автомобили являются наиболее массовым видом военной техники в современной армии, пронизывающим все воинские формирования от батальона до армии.

В современной общевойсковой (мотострелковой) бригаде нового облика численность автомобилистов достигает 20% от численности всего личного состава.

В Вооруженных Силах РФ в целом количество военных автомобилей многократно превосходит суммарную численность всех видов другой техники.

В настоящее время в СВ, ВМФ, ВКС, РВСН, ВДВ практически все наземное вооружение смонтировано на автомобильных базовых шасси, а по Вооруженным Силам этот показатель составляет более 95%, а образцы военной автомобильной техники несут на себе более 1,5 тысяч видов вооружения, что составляет более 95 %.

Общий парк ВАТ в Вооруженных Силах России составляет более 410 тысяч единиц.

Автомобилисты в армии - это водители, ремонтники, командиры автомобильных подразделений, начальники автомобильной службы, а также специалисты научно-исследовательских организаций Минобороны России.

Все эти люди непосредственно связаны с разработкой требований к военной автомобильной технике, проверкой выполнения этих требований предприятиями промышленности при ее создании, эксплуатацией и ремонтом как автомобилей общетранспортного назначения, так и автомобильных базовых шасси, используемых под монтаж вооружения, военной и специальной техники.

Сегодня подготовкой офицеров-автомобилистов занимается Омский автобронетанковый институт, также специалистов автомобильной отрасли готовят и гражданские вузы, и их военные кафедры. После обучения можно пойти служить по контракту или стать офицером автомобилистом. Водителей готовят Учебный центр подготовки водителей в Острогожске Воронежской области и Центр контраварийной подготовки в Солнечногорске, учебные центры военных округов, видов и родов вооруженных сил, а также ДОСААФ.

29 мая 1910 года на основании Указа Императора России Николая II была сформирована первая автомобильная учебная рота, которая впоследствии была преобразована в военную автомобильную школу. Функции военной автомобильной школы под руководством полковника Петра Секретева не ограничивались подготовкой водительского состава. В военной автомобильной школе проводились исследования по определению пригодности существующих автомобилей для нужд армии, формированию первых требований к военным автомобилям, проверке соответствия их параметров армейским требованиям. Таким образом, практически одновременно с появлением автомобилей в армии России начали формироваться и основы военной автомобильной науки и педагогики. Именно этот фактор оказал решающее воздействие на широкое распространение автомобилей в Российской армии. Так, если к началу первой мировой войны армия насчитывала 711 автомобилей, то к ее окончанию автомобильный парк превышал 10 тыс. автомобилей.

Для подготовки офицеров-автомобилистов был создан офицерский класс, в который командировались офицеры, отобранные в войсках. Подготовка офицеров включала: общий курс технических дисциплин, курс математики, химии и других наук. Кроме того, офицеры должны были в совершенстве овладеть вождением автомобилей, их устройством, методами эксплуатации и способами ремонта, в том числе навыками вулканизации шин.

Каждая страна имеет собственную историю возникновения производства автомобилей и начала их применения в армии, которая возникла на рубеже 19 и 20-го веков. Первоначально автомобили стали поступать на вооружение армии во Франции (1898 г.). Затем примеру французского военного ведомства последовала Германия. Третьей державой, которая начала заниматься применением автомобилей в армии, стала Россия.

Сегодня трудно себе представить, как всего лишь 100 с небольшим лет назад люди обходились без автомобиля, как без автомобиля решались вопросы обеспечения мобильности вооруженных сил.

При этом путь отечественного автомобиля в армию был не простым и в начальный момент своего развития, как любой инновационный проект, испытывал сопротивление большого количество лиц, в частности использующих гужевой транспорт (в 1912 году в России насчитывалось 32,8 млн. лошадей).

В феврале 1910 года в военный совет было подано секретное представление № 37, где говорилось: «… к железнодорожным батальонам Европейской России и Кавказа проектировано придать 5-е роты, наименованные автомобильными». Покупать машины планировалось «… в зависимости от средств, которые будут для сего ассигнованы». В каждой роте планировалось иметь 12 автомобилей, а всего предполагалось содержать 108 автомобилей.

К концу Первой мировой войны в ее составе было уже 22 отдельные автороты.

В годы гражданской войны автомобили использовали и белые, и красные, причем обе стороны испытывали значительные трудности с обеспечением своих автомобильных подразделений запчастями и ГСМ. В 1920 году парк Красной армии насчитывал семь с половиной тысяч автомобилей (в основном, иностранного производства).

В конце 1920-х годов началось формирование отдельных автомобильных батальонов окружного подчинения, комплектуемых новыми отечественными автомобилями. К середине 1930-х годов в РККА — уже 40 тысяч машин, советские военные теоретики стали рассматривать автомобиль как основное средство моторизации пехоты, которая должна следовать за танками в глубокой наступательной операции.

К началу Великой Отечественной войны армейский парк превышал 272 тысячи единиц всех типов, основу которых составляли легковые "эмки" ГАЗ-М1, знаменитые «полуторки» ГАЗ-АА и «трехтонки» ЗИС-5. В первые месяцы войны автотранспортные части понесли катастрофические потери, которые частично удавалось восполнять мобилизацией техники из народного хозяйства и, до некоторой степени, производством новых автомобилей. Но до конца войны промышленность так и не вышла на показатели 1941 года. Важную роль сыграли поставки американских грузовиков и джипов. Летом 1945 года в РККА числилось 664 тысячи автомобилей, треть которых составляла техника, полученная по ленд-лизу, а около 10% были трофейными.

Опыт войны предполагал оснащение автотранспортных частей полноприводными грузовиками. Уже в конце 1940-х годов было организованно производство армейского ЗИС-151, затем появились ЗИЛ-164 и ГАЗ-53. В 1970-х годах им на смену пришли ГАЗ-66, ЗИЛ-131, Урал-375, вездеход УАЗ-469, начался выпуск дизельных КамАЗов.

За 107 лет отечественные военные автомобили прошли огромный модернизационный путь от модернизированного «Руссо-Балт-С24-40» ХУШ серии, получившего наименование «Промбронь-С24-40» и первого советского полноприводного автомобиля ЯГ-12 с колесной формулой 8x8 до современных автомобилей «Тигр» и «Тайфун».

Более, чем столетнюю историю развития военные автомобили прошли путь от самодвижущейся повозки к транспортному средству, которое является сплавом новейших технологий и инноваций.

Качественное изменение предназначения ВАТ на фоне интенсивного развития средств обнаружения и поражения у потенциального противника предопределила существенное расширение и ужесточение тактико-технических требований к образцам ВАТ со стороны видов ВС и родов войск.

Впервые, исходя из современных требований войск и специальных подразделений, Министерством обороны в качестве возможных средств обеспечения подвижности рассматриваются высокомобильные транспортные средства малой грузоподъемности (типа квадрациклов, багги, снегоходов), которые получили распространение в ряде стран мира и силовых структур в нашей стране.

Говоря о тактико-технических характеристиках современных образцов военной автомобильной техники хочется отметить высокие показатели подвижности (скорость, маневренность), показатели противопульной и противоминной защищенности на уровне зарубежных образцов, показатели надежности. Современная военная автомобильная техника ежедневно доказывает свое право на существование спасая жизни людей (проект «Тайфун»), доставляя различные грузы, являясь средством обеспечения мобильности различных систем вооружения.

Ключевым требованием войск к автомобилю XXI века является защита экипажа и оборудования. В последние годы удается сократить отставание в этой области от зарубежных образцов, которое наметилось в конце прошлого века. В настоящее время в этом направлении ведутся работы в проекте «Тайфун», где воплощены в железо требования по противопульной и противоминной защищенности.

В настоящее время Главным автобронетанковым управлением совместно с профильными НИО ведется работа по разработке концептуальных положений формирования системы управления полным жизненным циклом образцов ВАТ, которая позволит обеспечить готовность образцов ВАТ, при одновременном снижении затрат, связанных с их эксплуатацией. На сегодняшний день, в рамках выполняемых мероприятий, уже разработана система объективного контроля технического состояния ВАТ, позволяющая в режиме реального времени на основе значений различного рода эксплуатационных параметров, оценивать «реальное состояние» образца ВАТ и давать рекомендации по целесообразности его дальнейшей эксплуатации.

Наряду с этим, с целью организации эффективной эксплуатации ВАТ в тяжелых климатических условиях, разрабатывается концепция «теплого полевого парка», а также методы и средства обеспечения эксплуатации ВАТ в условиях низких температур.

В рамках реализации «Концепции развития подвижных средств восстановления бронетанкового вооружения и техники и военной автомобильной техники на период до 2025 года», утвержденной заместителем министра обороны Российской Федерации генералом армии Дмитрием Булгаковым в 2016 году, спланирован, и в настоящее время проводится, ряд НИОКР по разработке средств эвакуации и ремонта ВАТ выполняющей задачи во всех климатических зонах, в том числе - в Арктическом регионе. Кроме того, прорабатываются вопросы использования инновационных технологий в процессах восстановления ВАТ.

Сегодня подтверждена высокая эффективность мер по оснащению подразделений, базирующихся в Арктическом регионе, как существующими двухзвенными гусеничными транспортерами семейства «Витязь», так и вновь разрабатываемыми специальными транспортными средствами Типажа ВАТ 2011-2020 гг.: снегоходами, в том числе, с закрытой кабиной, машинами на шинах сверхнизкого давления («Трэкол»), автомобилями многоцелевого назначения ПАО «КАМАЗ» и АО «АЗ «Урал» в исполнении ХЛ.

Положительно оцениваются работы в направлении создания и перспектив использования в северных регионах перспективной военной автомобильной техники, машин семейств «Торнадо» и «Тайфун», в том числе с колесной формулой 4х4.

Только за последний год в 21 научно-исследовательском центром автомобильной техники 3 ЦНИИ МИ РФ прошли испытания 37 образцов военной автомобильной техники, общий пробег в ходе их проведения составил 341623 км, на образцах проведено около 540 лабораторных работ. В настоящее время ведутся 31 научно-исследовательская и 21 исследовательско-испытательная работы.

Сотрудники НИЦ АТ принимают активное участие по исследованию проблем функционирования системы автотехнического обеспечения и ее элементов непосредственно в войсках.

За прошедшие пять лет Центром был выполнен значительный объем научно-исследовательских и опытно-испытательных работ по результатам которых разработан целый комплекс тактико-технических требований и тактико-технических заданий на разработку перспективных образцов ВАТ, средств ремонта и эвакуации ВВТ разработан ряд основополагающих (уставных) документов, которые легли в основу развития ВАТ и системы автотехнического обеспечения.

Военные автомобилисты со всего мира выявят лучших в профессии в этом году в рамках трех международных конкурсов - «Мастера автобронетанковой техники», «Рембат» и «Военное ралли».

«Мастера автобронетанковой техники» - это соревнования водителей различных классов техники (легковые, грузовые автомобили и автопоезда). Суть соревнований заключается на первом этапе в выполнении упражнений «Курса вождения» (например, такие общеизвестные как «Змейка», «Габаритный дворик», «Тупиковая эстакада») в индивидуальном зачете. На втором этапе проводится командная эстафета по специально подготовленной трассе с грязевыми ваннами, бетонными надолбами, скоростными участками.

«Рембат» - это соревнования экипажей ремонтных мастерских, например, МТО-УБ1. Суть соревнований заключается во первых в скорости развертывания оборудования мастерской для начала проведения работ по техническому обслуживанию техники, во вторых в скорости замены какого-либо агрегата автомобиля или другой техники.

«Военное ралли» - это армейский аналог ралли «Шёлковый путь» только в усеченном размере и с участием военных автомобилей. В 2017 году будет проводиться впервые.

В этом году он попадает 29 октября. Этот праздник отмечают водители рейсовых маршрутов, обслуживающий и ремонтный персонал предприятий-перевозчиков, работники, инженеры и конструкторы автозаводов, фабрик по изготовлению запасных частей и комплектующих. К торжествам в том числе присоединяются преподаватели, студенты, выпускники профильных учебных заведений, жители населенных пунктов, для которых изготовление колесной техники является градообразующей отраслью.

В вооруженных силах России есть родственный праздник – День военного автомобилиста. Он проходит каждый год 29 мая.

Наземный транспорт перевозит людей и грузы. Для правительств многих стран данная отрасль имеет первостепенное значение. Ее развитие влияет на темпы процветания экономики, конкурентоспособность услуг, товаров, безопасность жизни. Сотрудникам автомобильного транспорта посвящен профессиональный праздник.

В День автомобилиста руководство предприятий вручает самым лучшим работникам почетные грамоты, дипломы.

На телевидении и радиостанциях показывают передачи посвященные автомобильному транспорту.

Этот праздник появился в советские времена и был установлен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 января 1976 года № 2847-IX «О Дне работников автомобильного транспорта» и подтвержден Указом от 1 октября 1980 года № 3018-Х.

Традиция чествования автомобилистов в последнее воскресенье октября сохранился после распада СССР в России, Украине, Беларуси.

В России с 1996 по 2000 год автомобилисты отмечали свой профессиональный праздник вместе с работниками дорожного хозяйства, в соответствии с Указом Президента России от 14 октября 1996 года № 1435. Указ Президента России от 23 марта 2000 года № 556 разделил эти торжества. Сотрудников дорожного хозяйства начали чествовать в третье воскресенье октября, а автомобилистов – в последнее воскресенье октября. Указ Президента России от 25 июня 2012 года № 897 установил праздник – День работника автомобильного и городского пассажирского транспорта. Его начали отмечать не только автомобилисты, однако и работники городского пассажирского транспорта.

В Украине этот праздник учрежден Указом Президента страны от 13 октября 1993 года № 452/93 «О Дне автомобилиста и дорожника», в Беларуси – Указом Президента страны от 20 октября 1995 года № 438 «О Дне автомобилиста».

Автомобилисты перемещают людей и грузы, обеспечивают исправность подвижного состава, его ремонт, а также обслуживание. Они работают на легковом и грузовом транспорте.

Путь в данную профессию начинается с получения прав на управление автомобилем. На руководящие должности допускаются только после выпуска из профильного высшего учебного заведения. Водители общественного транспорта обязаны получить необходимую категорию.

Перед выездом на маршрут нужно пройти медицинский осмотр у специалиста, который разрешает садиться за руль. Данная работа связана с постоянной концентрацией внимания и считается опасной для здоровья и жизни.

29 мая в России ежегодно отмечается День военного автомобилиста. Это профессиональный праздник всех военнослужащих и гражданского персонала автомобильных войск Российской Федерации, а также всех военнослужащих и военнообязанных, которым по долгу своей службы приходится управлять различными транспортными средствами. Хотя автомобильные войска существуют в нашей стране с 1910 года, сам праздник был утвержден сравнительно недавно: дата 29 мая была утверждена приказом министра обороны страны от 24 февраля 2000 года.

Автомобильные войска Вооруженных сил России (АВ ВС России) - это объединение (специальные войска) в составе Вооруженных сил России, которое предназначено для перевозки личного состава, горючего, боеприпасов, продовольствия и иных материальных средств, которые необходимы для ведения боевых действий, а также для эвакуации раненых, больных и поврежденной техники в боевых условиях. Помимо всего прочего, автомобильные войска могут перевозить войска, не имеющие собственного автомобильного транспорта.


АВ ВС России организационно состоят из автомобильных (автотранспортных) подразделений, соединений и частей, учреждений и управления и могут организационно входить в состав общевойсковых частей и соединений, а также частей и соединений видов вооруженных сил и родов войск, или же составлять отдельные автомобильные соединения и части. В России автомобильные войска существуют, начиная с 1910 года. Таким образом, российские автомобильные войска приняли участие во всех крупных войнах и конфликтах XX века.

Дата 29 мая для праздника была выбрана неслучайно. Именно в этот день в 1910 году в Санкт-Петербурге была образована первая Учебная автомобильная рота, которая и заложила основы автомобильного дела в русской армии и стала прообразом будущей организации автомобильной службы и всей системы автотехнического обеспечения ВС России. Создателем автомобильных войск России принято считать Петра Секретова, который в чине капитана возглавил в мае 1910 года первую Учебную автороту, затем военную автомобильную школу. Дослужившись до генерал-майора, он в 1917 году возглавлял все автомобильные части русской армии.

Стоит отметить, что в Первую мировую войну Россия вступила, имея в своем составе всего 5 отдельных автомобильных рот. Несмотря на свою малочисленность, автомобильная техника уже в годы Первой мировой войны была признана эффективным, маневренным и очень перспективным средством перевозки войск и грузов. В ходе дальнейших боевых действий автомобильным подразделениям регулярной армии пришлось решать многочисленные задачи по перевозке личного состава и грузов, а также мобилизационные и снабженческие задачи. Россия заканчивала Первую мировую войну уже с 22 автомобильными подразделениями, общий парк которых составлял порядка 10 тысяч автомобилей разной грузоподъемности.

В годы гражданской войны в России автомобильный транспорт использовали и красные, и белые, причем обе стороны конфликта испытывали существенные трудности с обеспечением своих автомобильных подразделений горюче-смазочными материалами и запасными частями. В 1920 году парк молодой Красной Армии насчитывал порядка 7,5 тысяч автомобилей (главным образом иностранного производства).


В конце 1920-х годов в стране началось формирование отдельных автомобильных батальонов окружного подчинения, которые комплектовались новыми отечественными автомобилями. К середине 1930-х годов в составе РККА насчитывалось уже 40 тысяч автомобилей. При этом советские военные теоретики начали рассматривать автомобиль как основное средство моторизации пехоты, которая должна была следовать за бронетанковым кулаком во время проведения глубокой наступательной операции.

К началу Великой Отечественной войны в составе РККА имелось уже более 272 тысяч автомобилей всех типов, основу автопарка составляли тогда знаменитые «полуторки» ГАЗ-АА, «трехтонки» ЗИС-5 и легковые «эмки» ГАЗ-М1. В первые месяцы войны автотранспортные части Красной Армии понесли катастрофические потери в технике, которые частично удалось перекрыть мобилизацией автомобильной техники из народного хозяйства страны и выпуском новых автомобилей. При этом производство автомобилей в СССР в ходе войны существенно сократилось, составляя в среднем 51,2 тысячи машин в год. Снижением объемов производства произошло главным образом из-за переключения части автомобильных цехов и заводов на выпуск боевой техники, особенно танков и САУ. Сказывались и трудности с обеспечением заводов металлом и другими дефицитными материалами.

До конца Великой Отечественной войны советская автомобильная промышленность так и не вышла на показатели 1941 года. Важную роль в годы войны в формировании автотранспортных частей и подразделений Красной Армии сыграли поставки автотранспорта иностранного производства по программе ленд-лиза. За годы войны в Советский Союз было отправлено 375 883 грузовых автомобиля и 51 503 вездехода и джипа, а также 3 миллиона 786 тысяч автомобильных шин. Другим достаточно важным источником пополнения автотранспортного парка Красной Армии была трофейная автомобильная техника. Только за период с ноября 1942 года по март 1943 года советские войска захватили 123 тысячи немецких автомобилей разных типов. Все это позволило существенно нарастить объемы военных автомобильных перевозок. В 1943 году их удалось удвоить по сравнению с 1941 годом, а в 1944 году - утроить.


Всего за годы войны автотранспортными подразделениями и частями Красной Армии было перевезено более 145 миллионов тонн разных грузов. К середине 1945 года советские войска располагали 664,5 тысячами автомобилей разных типов, 32,8% из них приходилось на технику, поставленную по программе ленд-лиза, 9,1% - на трофейные автомобили. За образцовое выполнение заданий командования 14 автомобильных частей и соединений получили почетные наименования, 94 были награждены орденами Красного знамени, Красной Звезды, Александра Невского и Кутузова. За самоотверженный труд и подвиги в годы войны 21 тысяча военных автомобилистов была награждена различными орденами и медалями, а 11 из них стали Героями Советского Союза.

Опыт Великой Отечественной войны подтолкнул военных к оснащению автотранспортных частей грузовыми автомобилями с полным приводом. Уже в конце 1940-х годов в стране было развернуто производство армейского ЗИС-151, позднее появились ЗИЛ-164 и ГАЗ-53. В 1970-е годы их сменили ГАЗ-66, Урал-375 и ЗИЛ-131, начался выпуск дизельных КамАЗов, а также вездеходов УАЗ-469, который на долгие годы превратился в главный отечественный внедорожник.

Также в 1950-е годы перед советскими автостроителями встала новая задача - обеспечить подвижность создаваемого в стране ракетно-ядерного вооружения. Данная задача была успешно решена, в СССР были созданы специальные колесные шасси, предназначенные для размещения ракетных комплексов, многие из них до сих пор не имеют аналогов. С развитием автомобильной техники и вооружений непрерывно рос и уровень моторизации войск, военная автомобильная техника (ВАТ) стала материальной основой подвижности войск. При этом автомобиль из простого средства перевозки людей и грузов стал носителем различных вооружений, в том числе самых разрушительных.

Так в Афганистане именно военным автомобилистам была отведена решающая роль в обеспечении ограниченного контингента советских войск в Афганистане (ОКСВА) всеми видами материальных средств: от патронов до продовольствия. При этом советские автомобильные части выполняли перевозку различных грузов не только в интересах военных, но и в интересах мирного населения Афганистана. Большой вклад в снабжении советского контингента всем необходимым внесли 58-я отдельная автомобильная бригада (58 оавтбр) и 59-я армейская бригада материального обеспечения (59 абрмо).

Структурно Автомобильные войска сегодня включают автомобильные бригады, полки, батальоны и роты материального обеспечения, которые входят в состав войсковых объединений и соединений, а также тыловых структур. В настоящее время за танкотехническое и автотехническое обеспечение Вооруженных сил Российской Федерации отвечает Главное автобронетанковое управление МО РФ. Строительством и развитием службы военных сообщений, автотранспортных служб видов ВС РФ, военных округов и флотов, родов войск и объединений ведает Департамент транспортного обеспечения МО РФ.

Сегодня общий парк военной автомобильной техники в ВС России составляет более 410 тысяч машин различного назначения. При этом ежегодно в стране проводятся испытания новых образцов автомобильной техники. К примеру, только в 2014 году на базе Научно-исследовательского испытательного центра автомобильной техники 3-го ЦНИИ Министерства обороны России состоялись испытания 37 образцов военной автомобильной техники, созданных в интересах российской армии.


В День военного автомобилиста «Военное обозрение» поздравляет всех действующих солдат и офицеров автомобильных войск, ветеранов, а также всех тех, кому ранее доводилось, находясь на службе, управлять различной автомобильной техникой, с их профессиональным праздником.

По материалам из открытых источников