Западные и восточные немцы. По чему “остальгируют” бывшие восточные немцы

До начала горбачевской перестройки ГДР была, пожалуй, самым верным вассалом Советского Союза. "Курица не птица, ГДР - не заграница", - шутили тогда. Дружба с "большим братом" была возведена в Восточной Германии в ранг официальной государственной идеологии. В школах в обязательном порядке учили русский язык, историю КПСС и СССР, едва ли не у каждого немецкого города был советский побратим, отмечались в ГДР и советские праздники.

Дружба не по принуждению

Тесными были экономические связи двух стран. Около трети внешнеторгового оборота ГДР приходилось на Советский Союз. По словам председателя правления Российско-германской внешнеторговой палаты Михаэля Хармса (Michael Harms), почти у каждого завода были производственные или научные связи с советскими организациями и предприятиями, что предполагало и личные контакты.

Кроме того, на территории Восточной Германии была дислоцирована мощная группа сначала советских, а позднее российских войск, и жители ГДР имели порой весьма плотные контакты с военнослужащими, прежде всего с офицерским составом.

Сплошь и рядом заключались смешанные браки. Как подчеркивает Михаэль Хармс, чаще всего - между восточными немцами и россиянками. Сам он, кстати, тоже один из тех восточных немцев, кто "пал жертвой" российского женского обаяния, а накопленные им еще в гэдээровские времена знания русского языка и опыт межкультурного общения послужили хорошей площадкой для карьерного старта уже в объединенной Германии. Да и в Москве сейчас он чувствует себя, как рыба в воде.

"Восточные немцы, особенно те, которые получили среднее образование в ГДР, как правило, знают русский язык, - объясняет собеседник Deutsche Welle. - Они лучше знают историю Советского Союза и России и в целом с большей симпатией относятся к России".

Такую точку зрения разделяет и бывший гэдээровский дипломат Вольфганг Грабовски (Wolfgang Grabowski). "Люди на востоке Германии сохранили доброе отношение к русским и по-прежнему называют их друзьями, - рассказывает Грабовски. - Именно так было принято именовать жителей СССР в Обществе германо-советской дружбы".

Надо отметить, что для граждан ГДР членство в этой организации было "добровольно-принудительным". Но разве можно дружить по указанию сверху? "Безусловно, не все 6,5 миллиона членов общества были искренними друзьями Советского Союза, - признает Грабовски. - Вступать в эту организацию было принято, вступали коллективно, всей бригадой. Но не только".

Бывший дипломат рассказал об итогах опроса, который он много лет назад провел среди 13 тысяч молодых членов этого общества, причем опроса анонимного. 81 процент респондентов заявили, что дружеские чувства по отношению к Советскому Союзу они испытывают совершенно искренние, что это - их глубокое внутреннее убеждение.

По ту сторону политики

Впрочем, и в Западной Германии всегда было немало людей, искренне симпатизирующих России, прежде всего благодаря знакомству с русской культурой. "В первую очередь людей привлекала и привлекает богатейшая российская культура - Достоевский, Толстой, великие русские художники, в частности Кандинский, которого здесь считают непревзойденным", - рассказал в интервью Deutsche Welle управляющий делами Германо-российского форума, выходец из западной Германии Мартин Хоффман (Martin Hoffmann).

На востоке Германии большой популярностью пользовался ансамбль песни и пляски имени Александрова. К тому же кое-какие обычаи и традиции, переданные "большими братьями" "младшим", сохранились там по сей день. Например - ходить за грибами, вспоминает Вольфганг Грабовски. А еще - гостеприимство.

"На востоке Германии, - говорит Грабовски, - прижилась и пришлась по душе такая форма гостеприимства, с которой восточные немцы познакомились во время поездок в СССР или в общении с советскими военнослужащими". Примечательно, добавил он, что такую традицию хранят не только лично познавшие российское хлебосолье, но и их дети.

В конфликте с системой

Ангела Меркель относится к России прохладнее, чем ее предшественник

Другое дело - те восточные немцы, которые были критично настроены к социализму, находились в оппозиции к системе, существовавшей в ГДР. "Они, разумеется, понимали, что эта система была привнесена в Германию Советским Союзом, - объясняет глава Российско-германской внешнеторговой палаты Михаэль Хармс. - Поэтому они не любили Советский Союз, и эта нелюбовь влияет и на отношение к сегодняшней России".

Возможно, именно этим объясняется более прохладное отношение к России сегодняшнего канцлера ФРГ Ангелы Меркель (Angela Merkel), чем было у ее предшественника Герхарда Шрёдера (Gerhard Schröder). Она - восточная немка, но из числа тех, кто был критически настроен к режиму в ГДР.

Утеря контактов

После воссоединения Германии налаженные за многие десятилетия связи теперь уже бывшей ГДР с агонирующим СССР стали быстро разрушаться, если не считать короткого всплеска в тот переходный период, когда еще действовали переводные советские рубли. Потом в восточногерманских землях началась повальная приватизация, и большинство предприятий, имевших кооперационные связи с советскими заводами и фабриками, просто прекратили свое существование из-за неконкурентоспособности.

Не у дел остались и многие восточные немцы, которые раньше занимались двусторонними связями. "Даже высококлассных специалистов с блестящими знаниями русского языка не брали на работу в крупные западногерманские фирмы, - вспоминает Вольфганг Грабовски. - Концерны предпочитали брать на российское направление своих людей, знавших только английский".

Объяснить этот феномен собеседник Deutsche Welle не берется. "Возможно, сказывалось пренебрежительное отношение к восточным немцам вообще, - предполагает он. - Есть, конечно, люди, сделавшие карьеру, но они, скорее, исключение".

Смена поколений

Однако постепенно разрушенные связи восстановились, а люди, знающие русский язык и российские реалии, снова оказались востребованы. В первую очередь это коснулось восточногерманских специалистов, занимающихся научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими разработками, вспоминает управляющий делами Германо-российского экономического альянса Виталий Шмельков.

По наблюдениям Шмелькова, выходцы из бывшего ГДР более подвижны, более настойчивы, активно используют личные контакты, наработанные связи, а знание языка, ментальности и общепринятых норм поведения в России позволяют им легче ориентироваться в стране. Сегодня эти люди работают в московских представительствах многих немецких фирм.

Если, однако, посмотреть на молодое поколение, то здесь особых различий между западными и восточными немцами собеседники Deutsche Welle не видят. "В западных федеральных землях тоже есть очень много молодых менеджеров, студентов, которые интересуются Россией, проводят здесь много времени, работают практикантами в немецких фирмах", - говорит Хармс.

"По-моему, теперь и восточные, и западные немцы с равным удовольствием и в баню с русскими сходят, и водки с ними выпьют", - добавляет Шмельков.

Эйфория прошла

Но это на бытовом уровне. А вот общественно-политические настроения на востоке и на западе Германии все-таки разные, отмечает глава Германо-российского форума Мартин Хоффман. По его словам, на востоке страны люди в большей степени готовы принимать Россию такой, какая она есть. А вот западные немцы весьма скептически относится к нынешней форме правления в России, в особенности к стилю Владимира Путина. Хоффман объясняет такой настрой критичным освещением событий в России местными СМИ.

"Эйфория, вызванная Горбачевым и его перестройкой, прошла, - констатирует Хоффман. - Теперь на западе Германии преобладает сдержанное отношение к России".

МОСКВА, 6 окт — РИА Новости, Ксения Мельникова. Восточные и западные немцы отмечают 28-летие объединения Германии. Долгие годы, пока жили по разные стороны Берлинской стены, они мечтали о восстановлении единства нации. Но когда это наконец произошло, выяснилось, что их по-прежнему разделяет стена — в традициях, менталитете, воспитании, доходах и даже языке. Восточные немцы признаются, что с исчезновением ГДР они лишились родины, и с теплотой вспоминают социалистическое прошлое, зачастую сильно его идеализируя.

Баба-яга и шпревальдские огурцы

"Этим летом я ходила на очередную встречу выпускников нашей школы. Мы видимся каждые пять лет. Сейчас я живу в Голландии, но ради этого приезжаю в Германию", — говорит Хайди Кулен. Помимо школьных альбомов с фотографиями, бывшие одноклассники приносят шоколад, шампанское "Красная Шапочка", знаменитые шпревальдские огурцы, лечо, горчицу из саксонского Баутцена и аналог американской колы — популярный в ГДР лимонад ClubCola. Все вместе вспоминают, как ходили на УПК (Unterrichtstag in der Produktion), собирали картофель, и смеются над тем, как их изображают "весси".

В современной Германии очень востребованы вещи и предметы, связанные с социалистическим прошлым: кухонная утварь, люстры, зубные щетки, фарфоровые статуэтки, сделанные в ГДР. Отмотать время назад и вернуться на несколько десятилетий в прошлое восточным немцам помогают магазины и рестораны ретропродуктов, которых с каждым годом открывается все больше. Есть журналы, книги и фильмы о жизни в ГДР.

"Я с большим удовольствием пересматриваю советские фильмы-сказки. Баба-яга и избушка на курьих ножках просто вне конкуренции. Сейчас такого не найдешь", — признается 40-летняя Сандра Доган. По ее словам, в наши дни не хватает многого из того, что было в ГДР. "Тогда каждому ребенку гарантировали место в детском саду, можно было с легкостью поступить в университет, медицина — бесплатная, никакой безработицы, люди были душевнее. Все, что мы делали, ценилось, ничто не оставляли без внимания", — перечисляет она РИА Новости.

С ней согласна и фрау Герт, которой уже за восемьдесят: "Раньше был порядок. Мы жили дружно, работали, были уверены в завтрашнем дне. В деревне соседи помогали друг другу, все были как одна семья". Пожилая женщина сетует, что теперь каждый сам по себе, "за своим забором".

"В то время было множество молодежных организаций, а нынешние подростки просто не знают, чем себя занять: либо сидят, уткнувшись в сотовые телефоны, либо залипают перед мониторами. Да и школьная программа была намного эффективнее", — сожалеет житель Франкфурта-на-Одере Хольгер Ренитц.

Особенно остро стоит вопрос пенсий. Ангела Меркель обещала к 2025 году их выравнять, однако пока разница ощутима. Иногда разрыв достигает 450 евро, пишет Spiegel. "Я с детства живу в Тюрингии, всю жизнь проработал водителем автобуса, а моя пенсия меньше, чем у многих других немцев", — жалуется в разговоре с РИА Новости Ральф Швидер (попросил изменить свое настоящее имя).

В положении униженных

ГДР и Западный Берлин вошли в состав ФРГ в 1990 году, однако по сути это была аннексия. На территории бывшего социалистического государства вводилась в действие Конституция ФРГ 1949 года, менялись денежные знаки, а военные, чиновники и офицеры спецслужб подверглись люстрации.

Символ холодной войны: Берлинская стена 25 лет назад пала Берлинская стена – укрепленная граница ГДР с Западным Берлином. По данным российских историков, при попытке ее пересечь погибли 192 человека, около 200 были ранены, более 3 тысяч – арестованы.

Различия в менталитете "осси" и "весси", как они иронично друг друга называли, не стерлись до сих пор. "Стена у нас в головах", — говорят сами немцы. "В элиту обычно попадают западные немцы, налицо настоящий культурный колониализм, причем речь и об органах власти в самих восточных землях", — считает Томас Крюгер, глава Федерального агентства по гражданскому воспитанию. Он один из немногих "осси", пробившихся во власть. Тот факт, что высший пост в стране занимает родившаяся в ГДР Ангела Меркель, лишь немного сглаживает ситуацию.

На востоке признаются, что зачастую чувствуют себя неполноценными гражданами, считают, что в результате объединения "была опорочена их родина", а сами они оказались "в положении униженных". Неудивительно — они дорого заплатили за объединение.

Условия диктует ФРГ

Сразу после падения Берлинской стены власти ФРГ заявили своим обретенным соотечественникам, что их технологии отстали лет на десять, а экономика неконкурентоспособна. Все крупные предприятия бывшей ГДР решили закрыть: миллионы остались без работы. Такая участь постигла Бранденбургский металлургический завод, крупнейший в восточных землях. Еще в 1970-е он выплавлял 2,3 миллиона тонн стали в год, трудоустроив десять тысяч человек. Объединенной стране эта сталь оказалась не нужна, и в 1992-м на территории завода открыли Бранденбургский промышленный музей.

Лишившиеся работы "осси" в поисках лучшей жизни отправились на запад. Те, кто раньше руководил целыми предприятиями, стали мести улицы и развозить товары.

В настоящее время на промышленность восточных земель приходится не более десяти процентов экономики Германии. Уровень доходов семей примерно на 20 процентов ниже. Да и средняя стоимость одного часа рабочего времени на семь евро меньше. Многие предпочитают работать на западе, приезжая домой только на выходные. Из-за сильного оттока населения и низкой рождаемости на территории бывшей ГДР возникли демографические проблемы.

Проведенные в стране опросы общественного мнения неоднократно показывали, что "осси" склонны к ностальгии по прежнему образу жизни. Почти половина населения Восточной Германии уверена, что "в ГДР было больше хорошего, чем плохого, проблемы имелись, но с ними можно было жить", а "народ и вовсе жил счастливее и благополучнее, чем в Германии после объединения". С этим не согласна молодежь: новому поколению нравится жить в объединенной стране, и о стене они знают лишь по рассказам близких или из уроков по истории.

Федеральное правительство вынуждено вкладывать немалые деньги в развитие востока, в частности, в улучшение социального обеспечения. В экономику бывшей ГДР закачали уже несколько триллионов долларов. Некоторые восточные земли расходуют бюджетных средств больше, чем зарабатывают.

Стереть различия в менталитете восточных и западных немцев после раскола, продолжавшегося более сорока лет, за четверть века не удалось. Впрочем, на помощь приходят культура и спорт. Немцы признаются, что по-настоящему едиными чувствуют себя во время Олимпийских игр, а также чемпионатов мира и Европы по футболу.

Берлинская стена

Берлинская стена пала более двадцати лет назад. Этого времени было достаточно для того, чтобы выросло целое поколение, не знавшее, что такое жизнь в разделенной Германии. Но вот достаточно ли было этого времени, чтобы исчезла видимая разница между Восточной и Западной Германией? Достаточно ли было его, чтобы перестали различаться восточные и западные немцы?

Чтобы дать ответы на эти вопросы, в сущности, не обязательно проделывать путешествие из, скажем, например, в (хотя, такое путешествие абсолютно точно дало бы ответы на эти вопросы), достаточно переместиться с запада Берлина в его восточную часть.

При подобном перемещении можно заметить, что буржуазно-сонная умиротворенная консьюмеристская скучноватая обстановка западного сменилась вдруг фриковатым креативом, декадансом и кипучей бодростью восточного. Изменились улицы. Они стали грязнее, но интереснее, появились злачные закоулки, большое количество увеселительных заведений типа баров и клубов. Народ в Восточном Берлине выглядит иначе. Здесь полно богемы, панков и просто городских фриков. Подобные изменения вполне могут вызвать негатив у некоторых особо ханжески настроенных людей, но факт остается фактом — практически вся туристическая жизнь (кроме, пожалуй, шоппинга, за которым народ отправляется в окрестности Kurfürstendamm) сосредоточена именно в Восточном Берлине. Более того, именно из бывшей столицы ГДР происходят все главные символы современного Берлина, ассоциирующиеся с этим городом. А именно, телевизионная башня, Alexanderplatz, Weltzeituhr и Unter den Linden, с ее местами весьма социалистическим обликом. В сущности, можно сказать, что Западный Берлин времен разделенной Германии не дал современному облику столицы практически ничего.

Впрочем, по одному Берлину не стоит делать заключение, что разница между двумя частями объединенной Германии все еще остается весьма ощутимой. Есть и другие города. И сколько бы лет ни прошло, разница между западом и востоком чувствуется как и прежде. На востоке все еще много иногда радующей, но чаще гнетущей социалистической архитектуры, дома и улицы часто неухожены, да и машины на улицах попроще. Здесь часто возникает какое-то пыльное серое железобетонное ощущение, какое можно пережить на окраинах больших российских городов.Но одно можно сказать определенно: восточные города разнообразнее, контрастнее, ииндивидуальнее, если хотите. Я не хочу сказать, что города западные лишены индивидуальности, но в плане атмосферы и духа города бывшего ГДР дадут им большую фору.

Отличаются в двух частях единой Германии не только города, но и люди. Восточные и западные немцы относятся, конечно, к одному этносу и живут уже более двадцати лет в одной стране, но социокультурные различия между ними все еще велики.

В своей массе бывшие граждане ГДР производят, пожалуй, более гнетущее впечатление. У них часто напряженно-недовольное выражение лица и настороженный взгляд, будто они все время ожидают от окружающих подвоха. В них нет того лоска и ненавязчивого самодовольства, которое можно увидеть в их западных собратьях. Часто они хуже образованы и в большей степени склонны к вредным привычкам. Но при личном общении вдруг оказывается, что восточные немцы более затейливые, у них больше интересов и необычных увлечений.

Это, конечно, личное наблюдение автора, сделанное, возможно, на нерепрезентативной выборке. Тогда интерсно узнать, что обо всем этом думают сами немцы. Практически все осси (восточные немцы), с которыми мне довелось на эту тему беседовать, сказали, что общаться им всегда комфортнее с другими осси, чем с весси (соответственно, западными немцами). По их словам, жители, населяющие бывшую ГДР, проще и душевнее, чем сориентрированные, главным образом, на потребление жители Западной Германии. Весси, в свою очередь, тоже признают наличие недопонимания и обвиняют своих восточных собратьев в предвзятом отношении и навешивании ярлыков. Мол, западный – значит, бездуховный консьюмерист.

Иногда непонимание выходит и на бытовой уровень. Так, одну мою знакомую весси, которая приехала учиться в университет Дрездена, другие студенты (из местных осси) спросили, зачем она учится, ведь в Западной Германии женщины все равно не работают.

Это странное предубеждение, существующее и в наши дни, происходит из времен ГДР, где декретный отпуск составлял полгода, после чего ребенок могбыть устроен в ясли. В ФРГ же места в детском саду давались детям только с трехлетнего возраста, потому женщина после рождения ребенка, как правило, долгое время не работала.

Кстати сказать, представления о том, что все восточные немцы проклинают свое гэдээровское прошлое и в восторге от единой Германии, не соответствует действительности. Многие представители старшего поколениясчитают, что в ГДР было больше порядка и справедливости. Некоторые молодые, для которых актуальны вопросы трудоустройства, убеждены, что ГДР давала в этом отношении гораздо больше гарантий. Падение стены стало для немцев не только моментом долгожданного объединения нации и восстановления целостности территории, но и определенным водоразделом. Так, описывая свою жизнь до и после падения стены, немцы среднего и старшего поколений говорят vor der Wende и nach der Wende (т.е. до и после поворота). Что же касается восточных немцев, то в их речи можно встретить выражение zu den Ostzeiten (в восточные времена). Кроме того, среди осси распространено такое понятное лишь им самим чувство как Ostalgie (Ost+Nostalgie) — тоска по гэдээровским временам и всему, что с ними связано: от дизайна интерьеров и футболок с олимпийским мишкой до фильмов про индейцев студии DEFA.

У весси, в свою очередь, имеются к бывшей ГДР претензии экономического характера. Богатые западные земли вынуждены финансовоподдерживать бедные восточные, включая, кстати, arm-aber-sexy Берлин, считающийся городом-банкротом.

Интересно, что в менее свободной и раскрепощенной ГДР в людях развилась некая креативность и затейливость, которая передалась следующему поколению и даже увеличилась в нем. Возможно, здесь сыграло роль отсутствие пресыщенности материальными благами в сочетании с протестом против режима ГДР. Может быть, произошедшее в 1989 году потрясение, которое переживают жители любой страны при смене режима, стало стимулом для скрытого творческого потенциала осси. Ну, а вероятнее всего и то, и то. Западные немцы не знали всего этого, и их творческий потенциал остался, в значительной степени, интактным.

В общем, различия между западом и востоком в Германии все еще сохраняются, как и взаимные претензии. По всей вероятности, в следующие двадцать лет различия уйдут, а вместе с ними и все разногласия. Наверно, это будет хорошо для процветания страны. А все-таки жалко, ведь вместе с этим Германия потряет часть своей самобытности.

Двадцать восемь лет назад, 9 ноября 1989 года, пала Берлинская стена. Границу между Восточным и Западным Берлином официально закрыли уже в 1951 году. Однако в первое время сбежать было не так уж и сложно, и восточную часть покинули 2,6 млн человек. Тогда власти ГДР решились на радикальные меры. Основное заграждение было построено за одну ночь на 15 августа 1961 года, но укрепляли стену вплоть до ее падения.

С тех пор прошло ровно столько, сколько простояла Берлинская стена. Но немцы до сих пор негласно поделены на “осси” (восточных) и “весси” (западных). Некоторые “осси” все еще предаются ностальгии по социалистическому прошлому. В Германии для обозначения этого чувства даже придумали специальный термин – “остальгия”. Мы собрали воспоминания восточных немцев, которые могут разделить большинство из тех, кто вырос в Советском Союзе.

Школьная система образования и учеба по субботам

Как и в ряде стран Советского Союза, в школах восточной Германии была “шестидневка”. Общих критериев субботней учебы не было: где-то школьники сидели четыре урока, где-то шесть. Школу по субботам отменили только в 1990 году, когда страна вновь объединилась. Вместо занятий школьники с родителями стали ездить в западную часть, чтобы получить “приветственные деньги” (Begrüßungsgeld). Это материальная помощь, которую ФРГ выплачивала каждому восточному немцу при въезде на западную сторону.

Дагмар: “После 9 ноября мы, учителя, часто стояли перед полупустыми классами. Большинство учеников по субботам уезжали в западную Германию, чтобы получить денежную помощь. И да, “восточные” дети были более образованными. После объединения страны общий уровень образования откатился назад”.

Йоахим: “К счастью, в субботу я должен был идти в школу. Жаль, что только до обеда. Моей маме в это день почему-то всегда приходила в голову идея делать уборку. Поверьте, я был рад, что мне нужно учиться. Но если серьезно, никому из нас это не повредило. Жаль только учителей, которые и так всю неделю были перегружены”.

Другие не так оптимистично вспоминают школьные годы, но признаются, что польза от субботней учебы была несомненной.

Хайке: “Я ненавидела учебу по субботам, но, по крайней мере, вреда мне это не нанесло. Было бы неплохо ввести то же самое сегодня. Дети занимались бы чем-то полезным в жизни, а не пялились все выходные в смартфон”.

Гоа: “Я даже в техникуме ходила по субботам на учебу - два часа русский, два часа марксизм-ленинизм. Вот это было настоящее удовольствие!”

Михаэль: “В те времена был порядок и мы, дети, уважали взрослых. Сегодня только и слышишь от них на улице: “Эй, чувак”… Каждый делает в школе что захочет. У учителя не осталось никаких прав. Раньше, бывало, и тряпка по классу летала… Все-таки учеба по субботам – однозначно неплохая идея”.

Детские сады полного дня

Это сейчас почти половина немцев уверена, что ребенок страдает из-за отсутствия матери, которая вынуждена работать. В ГДР такой вопрос не стоял. Чтобы строить социалистическое будущее, женщины после родов должны были как можно раньше возвращаться к работе. Варианта “домохозяйка” не существовало в принципе. В Конституции ГДР была напрямую прописана обязанность женщины трудиться: “Социально полезная деятельность - почетная обязанность каждого трудоспособного гражданина”. При этом домашний труд работой не считался.

Для мотивации женщин власти позаботились о 100%-й обеспеченности детей местами в детских садах. Учреждения работали с шести утра до семи вечера, многие проводили в них ежедневно по десять часов и дольше. Нередки были недельные сады, когда ребенка приводили в понедельник утром и забирали в пятницу вечером.

Ингрид: “Наши детские сады были прекрасны. Можно было не бояться забрать ребенка на полчаса позже. Через восемь недель после родов я уже вышла на работу”.


Райнард: “В ГДР все дети были желанными, их появление приветствовалось обществом, чего нельзя сказать сегодня. Благополучие детей было общественной заботой. На ребенка выплачивалось пособие в двадцать марок, сегодня сумма намного больше, но можно ли что-то сделать для детей без любви?”

В сегодняшней Германии лишь 70% матерей работают, причем только треть из них - полный день. Современное немецкое общество теперь приравнивает ведение домашнего хозяйства к неоплачиваемой работе. Неработающие матери, имеющие хотя бы одного ребенка дошкольного возраста - обычное явление. Социум относится к этому если не с одобрением, то с пониманием точно.

Пионерская организация

В ГДР, как и в Советском Союзе, была своя пионерская организация. Только она носила имя не Ленина, а Эрнста Тельмана - видного немецкого коммуниста, уничтоженного фашистами, а галстуки пионеров были не красные, а синие. Впрочем, вскоре их тоже заменили на красные. Пионерия просуществовала вплоть до падения стены. Формально прием в организацию был добровольным, но фактически ее членами были почти все школьники с первого по седьмой класс.

Клятвы пионеров-тельмановцев и пионеров-ленинцев звучали почти идентично: “…клянусь жить, учиться и бороться так, как учил нас Эрнст Тельман”, “…горячо любить и беречь свою Родину, жить, как завещал великий Ленин”. Ну и, разумеется, “будь готов – всегда готов”. С пятого класса каждый “восточный” пионер начинал в обязательном порядке учить русский. Для языковой практики школы организовывали переписку с советскими школьниками. Иногда она длилась годами, перерастая в настоящую дружбу. Многие немцы до сих пор хранят в шкафу те письма.

Габриела: “У меня был синий галстук. Я переписывалась с русской девочкой, и она прислала мне свой красный галстук. После этого наша переписка оборвалась. Жаль…”.


Сибилле: “Красный галстук до сих пор храню дома, я очень гордилась, что ношу его. Вместе с галстуком нам прививали ценности: будь вежлив и готов помочь, уступай места пожилым людям, уважай родителей. Куда все это ушло?”

Онлайн-магазины активно пользуются ностальгией по пионерии. Синие и красные галстуки можно купить практически на каждом сайте, торгующим “восточногерманскими” товарами. Правда, там они будут “made in Сhina”. Тому, кто хочет оригинальный продукт, прямая дорога на ebay – цены на подержанный пионерский символ начинаются от восьми евро.

Коллективная уборка урожая

Почти каждый, кто вырос в Советском Союзе, наверняка помнит добровольно-принудительные поездки на уборку урожая. Ради этого осенью на две недели даже отменялись уроки. Денег за это не получали на сами ученики, ни школа (во всяком случае, детям об этом не говорили). Самое большее, что можно было получить за свой труд - незаметно вывезенное с поля ведро картошки.

Несколько иначе было в ГДР. Школьники так же проходили “отработку”, а осенние каникулы так и назывались – “картофельные каникулы” (‘Kartoffelferien’). Но за каждый собранный ящик овощей детям платили небольшую сумму – от 10 пфеннингов. Бывшие “осси” вспоминают, что за каникулы можно было неплохо подкопить карманных денег.

Хорст: “Ребенок понимал, что деньги можно заработать. Понимает ли это кто-то из сегодняшних детей? Сомневаюсь! Зато сейчас всякие умники называют это принудительным трудом в социалистическом лагере!”

Ангела: “Мы ездили убирать картошку всем классом. А деньги потом шли на классную поездку. От того, как хорошо мы работали, зависело, сколько родители должны доплатить”.


Сабине: “Во время каникул мы с братом ездили собирать картошку. Заработанные деньги тратили на мороженое и кино, а остальное откладывали. Мой внук сейчас просто не может поверить, когда я ему об этом рассказываю”.

Свен: “Я тоже ездил на поле, но при этом о добровольности говорить не приходилось. Нас никто не спрашивал, хотим ли мы. И нет, я не получал от этого удовольствия. Но работать точно научился”.

Еще в ГДР был лагерь труда и отдыха - что-то типа советских пионерских лагерей. Школьники до обеда работали, а после культурно отдыхали. Часто туда приезжали дети из других стран соцлагеря.

Катрин: “В лагере мы собирали яблоки. Вместе с нами работали ровесники из Польши, мы соревновались друг с другом. Тогда никто не знал слов “иностранцы” и, несмотря на языковый барьер, нам всем было очень весело. Не было ссор, никто не старался уничтожить другого. Детский труд? Смешно..”

Эвелин: “Мы ездили собирать клубнику и вишню. На дерево разрешали залезать только тем, кому уже четырнадцать, остальные должны были обрывать ягоды с веток. Но мы все им завидовали и хотели наверх”.

Мультфильм “Ну, погоди!”

Культовый мультфильм советских детей, который можно смотреть бесконечно, был не менее популярен в ГДР. Только в прокате он шел под названием “Заяц и волк” (‘Hase und Wolf’), а реплики персонажей переводить не стали, что, собственно, немецким детям никак не мешало. Многие “осси” до сих пор считают, что это лучшее, что пришло в страну из Советского Союза. Мультфильм показывали по телевизору, в кинотеатрах и детских садах.

“Я всегда с восторгом смотрела этот мультфильм, там волк говорил ‘nubaggadi"”, – вспоминает Рамона.

Спустя годы человеку многое кажется иным, чем было на самом деле. Улицы чище, конфеты вкуснее, а люди вежливее. Психологи считают, что прошлое, воспринимаемое позитивно, помогает человеку жить полноценно и строить планы на будущее. Конечно, никто из бывших “осси”, самозабвенно предающихся воспоминаниям, не хочет снова жить за стеной. Но большинство из них с удовольствием “остальгируют”. Просто потому, что их жизнь в ГДР - это в первую очередь семья, дом и друзья.

Ральф: “Я считаю, что у нас была прекрасная жизнь в ГДР, но не благодаря соцстрою, а вопреки ему. Своим беззаботным детством я обязан родителям и родственникам, которые жили в западной части. От заботы социализма в то время я бы с удовольствием отказался. В следующий раз, когда кто-нибудь соберется строить стену, пусть предупредит заранее, чтобы было время исчезнуть”.

Фото: pixabay.com, кадр из фильма Вольфанга Беккера “Гуд бай, Ленин!”

Даже спустя 22 года после объединения Германии между восточной и западной частями единой страны по-прежнему существуют значительные различия. "Осси" (как здесь называют население бывшей ГДР) и "весси" (жители западной части) во многом воспринимают друга друга как чужаков и слагают друг про друга небылицы. Правда, есть тема, которая их объединяет.

К годовщине германского единства, отмечаемого 3 октября, немецкий таблоид Bild привел результаты опроса. Поразительно, но выросшие в Восточной Германии чаще всего более открыты для Запада, нежели западные немцы для Востока, начинают свою статью журналисты из "Бильда". В опросе, который проводился с 28 сентября по 1 октября 2012 года, принимали участие 1005 граждан Восточной и Западной Германии.

Каждый пятый житель Западной Германии (21 процент) никогда не был на территории Восточной Германии. Из жителей Восточной Германии никогда не были на Западе всего 9 процентов. 67 процентов западных немцев могли бы сочетаться браком с выходцами из бывшей ГДР. Против — 17 процентов. Среди опрошенных восточных немцев 78 процентов могли заключить подобные браки, 11 процентов ответили отказом. Три четверти всех немцев (74 процента) видят причину в "различии менталитета" между населением старых и новых (т.е. бывшей ГДР) федеральных земель, выделяя при этом определенные качества, присущие "осси" и "весси".

36 процентов всех опрошенных типично западногерманским качеством считают "ориентированность на деньги", в качестве типичного свойства натуры восточных немцев — 17 процентов. "Бесцеремонность", судя по опросу, более свойственна западным немцам, по крайней мере так полагают 23 процента респондентов и только 17 процентов назвали такое поведение типичным для жителей восточных областей.

Зато вечно брюзжащими и "недовольными" чаще всего (37 процентов всех опрошенных) называют восточных немцев. И только 17 процентов уверены, что эта черта характера присуща их западным соседям. Чего уж тут говорить! "Зависимость от начальства", как считают 29 процентов опрошенных, свойственно скорее жителям бывшей ГДР, нежели немцам западных земель (12 процентов). И далее, в полном соответствии с клише: "зависть" — это непременное качество "осси". В этом уверены 30 процентов опрошенных, и только 13 процентов думают, что им обладают и западные немцы.

Что касается проблем современной политики, то в данном вопросе между восточными и западными немцами, похоже, практически нет разногласий. 64 процента респондентов, как на Востоке, так и на Западе, безразлично относятся к федеральному президенту Иоахиму Гауку (Joachim Gauck) и канцлеру Ангеле Меркель (Angela Merkel). Напомним, что оба, достигших высших государственных постов политиков, являются выходцами из Восточной Германии. Почти треть опрошенных "осси" (36 процентов) и почти столько же "весси" (37 процент) полагают, что служба безопасности экс-ГДР "Штази" (Stasi) "все еще продолжает оказывать влияние на общество". Противоположной точки зрения придерживается тоже почти равное количество опрошенных восточных и западных немцев. Точные данные на этот счет "Бильд" по какой-то причине не привел.

В первом же комментарии один из блоггеров риторически вопрошает: "Как насчет разницы в менталитете между жителями Шлезвиг-Гольштейна и Баварией?" Ирония вполне уместная, поскольку между лежащей на юге Баварией и северными землями Шлезвиг-Гольштейна тоже есть разница. У баварцев даже свой особый диалект немецкого языка — Bairisch, который наиболее далек от литературного немецкого языка (так называемый Standarddeutsch или Hochdeutsch). Есть и другие отличия в образе жизни, нелюбовь к "военизированным" пруссакам (Пруссия исконно поставляла мужчин в офицерский корпус Германии) и т. д. Представляется однако, что разница по принципу "север-юг" — в силу исторических причин — менее разительная, нежели между западом и востоком страны. Это в соседней Италии разительный контраст между промышленным Севером и аграрным Югом, а в Германии разделение произошло по другому географическому параметру.

"Подобной ерунды никогда не слышала, — возмущается анонимная блоггерша. — Каждый "весси" хочет знать все о восточных немцах, однако не имеет о них ни малейшего понятия". Еще один посетитель под ником Siegfried Bauer комментирует: "Большой международный путеводитель настойчиво предостерегает от посещения ГДР. Этим уже все, собственно говоря, и сказано".

Мимо советского гарнизона проходили многолюдные демонстрации и, идущие со свечами в руках люди, скандировали: "Горби! Горби!" Любовь к советскому лидеру, чуть позже за здорово живешь "подарившего" своих проверенных союзников своим новым западным друзьям, сменилась вскоре другим настроением. Осенью 1989 года в Дрездене, Берлине и Лейпциге впервые раздался, навеянный советской "перестройкой" лозунг Wir sind ein Volk ("Мы — народ"), из которого быстро родился Wir sind das Volk ("Мы — один народ"). Обе части Германии устремились к объединению. У каждой стороны находились свои резоны."Ориентированность на деньги", упомянутая в последнем опросе, действительно оказалась действенным стимулом для "весси". На территории бывшей ГДР они быстренько сварганили "Управление по опеке" — Treuhand, моментально превратившееся в крупнейшего в мире предпринимателя, контролирующего более девяти тысяч бывших государственных предприятий, примерно два миллиона гектаров земельных и двух миллионов гектаров лесных угодий.

Национальное или, как тогда говорили "народное", достояние на глазах уходило по бросовым рыночным ценам, превращая "осси" в немцев второго сорта. Восточные немцы не меньше алчных своих собратьев стремились к воссоединению двух половинок Германии. Автор этих строк, проживая в Германской Демократической Республике, с интересом расспрашивал побывавших в Западной Германии восточных немцев: "Скажите одним словом, что вас больше всего поразило за границей?"