Правильная посадка с гитарой. Третий урок

Красота звучания инструмента в огромной степени зависит и от правильной посадки, и от положения правой руки, и от положения левой руки гитариста во время исполнения музыки. Посадка исполнителя должна быть прежде всего удобной, сценически привлекательной и артистичной как на сцене, так и в кругу друзей.

Вообще-то, самое важное, нужно сесть так, чтобы во время игры не уронить гитару. Способов держать гитару много: чуть меньше, чем самих гитаристов. Обращаю ваше внимание на то, что единых правил нет. И спорить на эту тему малоперспективно. Например, посадка классического гитариста совсем не используется гитаристами, играющими в стиле фламенко.

Но я вам расскажу только о некоторых способах держать гитару – о способах для начинающих обучение на гитаре. А решение будете принимать сами.

Начну с того, что на гитаре играют и мужчины, и женщины, люди высокого роста и не очень, с крупной комплекцией тела и другие. А классическая гитара при этом всегда одного размера, примерно один метр длиной и 35-40 см шириной передней деки.

Во время исполнения инструмент придерживается правой рукой, прижимающей корпус гитары к телу, а сам корпус гитары лежит на одной ноге (правой или левой). Левая рука лишь придерживает (не держит) гриф гитары снизу, только в силу того, что ею производятся главные действия: пальцами зажимаются в нужном месте струны на разных ладах. Если даже музыкант уберёт левую руку от грифа, гитара не должна изменить своего положения.

Определитесь с наиболее удобной для ВАС посадкой. Правильная посадка, с учетом ранее сказанного, это классическая:

  • корпус гитары лежит на левой ноге исполнителя и упирается в правую ногу;
  • правая рука естественным образом прижимает гитару к телу музыканта;
  • левая рука не принимает участия в «удерживании» гитары.

На картинках, взятых из старых учебников, показана правильная посадка во время игры на гитаре.

Стул, на котором сидит гитарист или гитаристка, должен соответствовать его или её росту, т.е. при свободной посадке угол в коленях – прямой. Гитара располагается на левом колене ноги, стоящей на подставке (скамейке) высотой 15-20 см. Правая нога, отклоненная в сторону, является упором для корпуса гитары. Передняя дека по отношению к полу находится в вертикальном положении, а верхняя часть задней деки прижимается к груди. Голова грифа гитары находится не ниже уровня левого плеча. Корпус исполнителя – слегка наклонен вперед. При выполнении этих рекомендаций гитара в руках исполнителя очень устойчива.

Делая вывод в конце занятия, особо подчеркну, что при правильной посадке даже многочасовые занятия (что совсем необязательно начинающему музыканту) не приведут к заметной усталости, а тем более к болям в области шеи и поясницы. Поэтому я вам не рекомендую заниматься на гитаре, сидя на мягком диване или кресле.

Посадка. Упражнения для правой руки

Посадка на начальном этапе играет важную роль. В принципе, Вы можете сидеть так, как душе угодно, но рискуете проснуться с дикой болью в спине и шее.

Существует несколько основных типов посадки, которые Вы можете использовать для начальной игры, потом постепенно Ваше тело само решит, как Вам удобнее.

Первый вид: Женская посадка

Вы должны сесть устойчиво на стуле или диване, закинуть ногу на ногу, а гитару положить на верхнюю ногу параллельно полу, приподняв гриф немного выше.

Второй вид

Твердо сесть на стул, облокотившись на спинку, после чего положить гитару на правую ногу. Гитара должна быть перпендикулярна ноге. Гриф немного приподнят.

Третий вид: с подставкой (с опорой)

Сесть на край стула, но так, чтобы не упасть, положить правую ногу на подставку, на нее положить гитару и все, как обычно. Если нет подставки, то можно поставить правую ногу на носок, а пятку прислонить к ножке стула.

Упражнения для правой руки

С посадкой разобрались теперь давайте разбираться с правой рукой.

Разберемся с положением пальцев. Поставьте безымянный, центральный, указательный палец на 1-ю, 2-ю и 3-ю струны в том же порядке, что я назвал.

Эти три пальца играют только по тем струнам, на которых они стоят. Бывают случаи, когда приходиться играть выше, но положение всё равно сохраняется.

Большой палец играет по басовым струнам, т.е. по 4-й, 5-й и 6-й.

Большим пальцем играют удар вниз, остальными пальцами играют удары вверх.

Изучим три простых перебора, которые помогут вам набить правую руку:

  • Б-3-2-1. Расшифровываю: бьете по басовой струне, ее Вы выбираете сами (рекомендую постоянно менять) потом дергаете 3-ю струну, потом вторую и первую, строго теми пальцами, к которым эти струны принадлежат.
  • Б-3-21-3. Нужно ударить по басу, далее по третьей струне, после дернуть одновременно вторую и первую, а потом вновь третью.
  • Б-(321)-Б-(321). Сначала играется бас, потом дергаете три струны одновременно.

Вот и все, что нужно знать для того, чтобы развить на начальном уровне руку.

Что нужно теперь сделать Вам:

Сядьте правильно с гитарой и выберите ту посадку, которая Вам больше всего нравиться.

Проиграйте каждый перебор по 10 раз, примерно, раза 4 в день.

4 0

Хотя речь пойдет о посадке гитариста при игре на классической гитаре, следует заметить, что при игре стоя, причем как на акустической, так и на электрогитаре, расположение гитары примерно одинаково (разве, что гитара при игре стоя распологается несколько ниже). Поэтому, лучше привыкнуть играть именно в классической посадке, чтобы в дальнейшем, когда придется играть стоя, не было дискомфорта и Вы чувствовали себя свободно.

Сядьте на краешек стула с жестким сиденьем и без подлокотников, левую ногу поставьте на подставку, высотой 10-15 см в зависимости от высоты сиденья и длины ног. Левое колено должно быть выше уровня стула. Сидите ровно, не облокачиваясь на спинку стула.

Когда Вы удобно сядете, возьмите гитару, поставьте ее выемкой обечайки на левую ногу, примерно на середину бедра. Правая нога должна быть отставлена от левой на расстояние, необходимое для нижней части гитары, обеспечивая для нее упор. Либо положите правую ногу на левую, а гитару на правую ногу (этот вариант наиболее подходит для женщин).

При правильной посадке головка грифа должна находится примерно на уровне или чуть выше левого плеча, грудь должна слегка касаться нижней деки, но не наклоняйте гитару к себе.

Положение правой руки.

Положите предплечье правой руки всем весом на корпус гитары в самом широком его месте и свесьте кисть. Кисть при этом должна быть округлой формы и оказаться над струнами у розетки. Все пальцы, кроме большого, сложены вместе и параллельны ладам, а линии суставов первых фаланг - параллельны струнам. Следите, чтобы кончики указательного, среднего и безымянного пальцев находились на одной линии и на определенном расстоянии от струн. Большой палец правой руки должен оказаться напротив басовых струн, а остальные напротив первой, второй и третьей. Следите за тем, чтобы локоть не выходил за корпус гитары справа, а запястье не приближалось слишком близко к верхней деке.

Положение левой руки.

Предплечье левой руки должно быть приподнято, запястье согнуто. Кисть должна быть округлой и располагаться так, чтобы большой палец коснулся середины задней части грифа, а остальные пальцы должны иметь округлую форму, не прогибаться в суставах и опираться серединой подушечки на струну.

Пальцы должны стоять на струне, а не лежать. Локоть не прижимайте к туловищу и не отводите в сторону - это помешает зажимать струны.

Запомните ощущения в таком положении, отставьте гитару, а потом опять возьмите. Необходимо запомнить это положение и научиться не напрягаться. Если Вам сначала покажется неудобно - не беда, это дело привычки, а когда привыкните, по-другому держать гитару при игре уже не сможете.


В этой статье мы разберем, как держать гитару и какая посадка при игре на гитаре правильная.

Посадка гитариста.

Существует несколько положений для игры на гитаре:

  1. нога на ногу (+ фламенко)
  2. обычная посадка
  3. классическая посадка

Начнем с того, что исполнителю должно быть комфортно сидеть и играть на гитаре. Распространенное и удобное положение – когда мы закидываем одну ногу на другую. Правильным будет закинуть правую на левую, что более распространено, гитара при этом располагается на правой ноге. Также можно закинуть левую на правую, корпус гитары здесь располагается на обеих ногах.

Посадка «нога на ногу» обеспечивает устойчивое положение для гитары и не дает болтаться из стороны в сторону. Другая вариация этой посадки, когда правая нога согнута, и лодыжка правой ноги ставится на колено. Данная посадка распространена в стиле исполнения фламенко.

Обычная посадка считается неустойчивой, так как гитара, расположенная на правой ноге имеет лишь две точки опоры: нога и правая рука. А при посадке «нога на ногу»: нога, правая рука и грудная клетка, что обеспечивает гитаре, как говорилось выше, более устойчивое положение. Для того чтобы обычная посадка стала устойчивой, следует добавить третью точку опоры – упор на грудь. Достигается это путем поднятия правой ноги, либо за счет подставки под ногу или низкого стула.

Классическая посадка.

В классической посадке гитара располагается на левой ноге, при этом под ногу ставится подставка. Голова грифа должна находиться на уровне глаз. Делается это во первых для того, чтобы открыть доступ ко всему грифу, во вторых для устойчивого положения гитары. Именно в этой посадке достигается три точки опоры: левая нога, правая рука, грудь.

Всем привет сегодня вы научитесь основам звукоизвлечения, вы узнаете, как образуется звук и за счет чего это происходит. Я расскажу о том, как правильно сидеть, как правильно держать гитару, поговорим о постановке рук и перейдем к практике, выучим несколько основных переборов и ритмических рисунков.

Как сидеть?

Итак, первое, что нужно сделать, чтобы сидя держать гитару, это правильно сесть, но что же такое правильно? Те или иные правила когда-то придумали определенные люди для других людей их эпохи. Поэтому много чего сейчас в Российской музыкальной образовательной системе устарело или не целесообразно применяется.

Итак, самое главное правило, это удобство и раскрепощенность . У вас ничего не должно быть пережато, держите гитару свободно, вы не должны быть в напряжении, чтобы вы могли спокойно двигаться и правильно играть.

Мы будем начинать, конечно же, с позиции сидя, это самая удобная позиция, положим гитару на правую ногу и тут есть нюанс, вы часто видели, что люди играющие сидя на гитаре кладут ногу на ногу, это, понятное дело, делается для того, чтобы держать гитару повыше, потому что так удобнее. Если вам так удобно, то можете также держать гитару.

В зависимости от того где вы будете сидеть, будет положение ваших ног. Выбирайте как вам удобно держать ! Когда мы правильно и удобно сели стоит переходить к постановке рук. Правую руку очень часто советуют округлять (особенно в муз. школах). Это правильно для классической гитары, для классической посадки и для классической музыки. Но это очень неудобно для остальных музыкальных направлений. Поэтому руку держим в средней позиции.

Постановка правой руки

Большой палец отвечает за 6.5.4 струны, указательный за 3. средний за 2. безымянный за 1. Запомните это как своеобразную молитву. 6.5.4 Струны дергаем большим пальцем, делая плавное движение вниз. 1.2.3 Струны дергаем предназначенными для каждой струны своим пальцем вверх. Посидите хотя бы минут 5 и подергайте все струны, привыкайте к тому, что все должно быть на своем месте. Найдите ту середину, когда струна звучит не совсем тихо и не совсем громко. Так, с техникой разобрались, давайте теперь поймем, как образуется определенный звук.

Вы, наверное, заметили, что все струны отличаются по толщине и издают разные ноты. Можете натянуть резинку и попробовать её дернуть, она тоже издаст звук, только тихий . Во-первых, потому что натяжение недостаточно, во-вторых, потому, что сам звук расходится сразу во все стороны.

Так вот в гитаре натяжение довольно большое и есть деревянный корпус, где звук резонирует и выходит из резонаторного отверстия. Именно поэтому для акустической гитары важно, из какого дерева её делали и как сушили. Надеюсь, с этим все понятно.

Постановка левой руки

Переходим к левой руке. Возьмите гитару, упритесь большим пальцем в середину грифа сзади. Он будет давать сопротивление остальным пальцам. Остальная кисть должна быть свободна, нигде не должно быть зажатости. Теперь нам нужно зажать первую струну на 7 ладу. Итак, научимся вычислять, где какой лад находится.

Считаем от пера грифа по порядку, находим 7 лад и прижимаем указательным пальцем струну. Прижимаем подушечкой пальца, рядом с самим ладовым порожком, так будет легче и удобнее .

Пока оставим в покое левую руку . Итак, правой сыграем простой перебор, играем 6 большим пальцем, потом 3 указательным, далее 2 средним, 1 безымянным, потом снова 2 средним и 3 указательным, играйте это в очень медленном темпе и аккуратно, лучше медленнее, но верно, чем быстро и с ошибками. Когда это станет у вас хорошо получаться, подключим левую руку, зажмем нашу первую струну на 7 ладу, а правой рукой сыграем то же самое.

Потренируйтесь теперь играть так. Когда немного привыкните, перейдем дальше. Сдвинем наш указательный палец на 5 лад. Потом на 3 и потом на 2. Теперь давайте соединим все вместе. Обязательно посидите и поиграйте это в медленном темпе, это и есть репетиция, это и есть ваши первые упражнения. Самое сложное в первые 3–4 недели, далее продвигаться станет полегче. Итак, когда у вас, получится так играть, сменим рисунок правой руки.

То есть перебор, мы будем играть другой. А левой рукой делать все то же самое. Итак, играем 6. 3–2–3 1 3–2–3, этот перебор называют восьмерка (потому что тут восемь нот) Поиграйте, в медленном темпе не прижимая ничего левой рукой, а когда начнет получаться, подключайте левую руку . И выучим еще один перебор 6 1–2–3 1–2–3 1.

Бой

Далее, перейдем к ритмическому рисунку (в простонародье бой) . В бою есть два основных аспекта, это удар вниз и удар вверх, они чередуются и создают тот самый ритмический рисунок. Но для того чтобы их чередовать нужно научится правильно бить вниз и вверх по отдельности. Сложите пальцы в ОК и немного подвиньте большой палец, чтобы он давал сопротивление указательному. Бейте по струнам вниз указательным пальцем именно ногтем, так звук будет более четкий.

Следите за тем, чтобы удар был не слишком сильный и не слишком слабый. Удар вверх делается двумя способами либо подушечкой указательного пальца, Либо оставляем наши пальцы в таком же положении, как и при ударе вниз и делаем удар вверх ногтем большого пальца (кстати, посоветую отрастить небольшие ногти на правой руке, так будет удобнее).

Когда у вас хорошо получится делать как удар вниз, так и удар вверх, выучим наш первый ритмический рисунок .
Приглушите струны левой рукой, просто положив на них кисть, но не прижимая к самим ладам и играем вот так: Вниз-вниз вверх-вниз вниз. Обязательно тренируйтесь в медленном темпе, это не соревнование, это тренировка и наработка техники.

Подписывайтесь на музыкальное сообщество "Анатомия Музыки"! Бесплатные видео уроки, обучающие статьи по теории музыки, импровизации и многое другое.

Друзья, сегодня достаточно важная тема. В этой статье я хотел бы поговорить с вами о правильной постановке рук при игре на гитаре. Также мы затроним вопрос о правильной посадке гитариста. Данные вопросы важны тем, что это является основой для дальнейшей правильной техники игры на гитаре.
Существует две основных разновидности посадки гитаристов при игре на гитаре: классическая и эстрадная(обычная).

Классическая посадка гитариста

Данную посадку используют музыканты, играющие на классической акустической гитаре. Как Вы можете видеть на картинке, левая нога стоит на подставке и специальной выемкой на ногу кладут гитару. Спину нужно держать прямо. Гитару прижимать к себе. Между нижней декой и телом не должно быть свободного расстояния. Локоть правой руки кладём на обечайку. Кисть правой руки не должна быть зажатой. В свободном состоянии мы касаемся пальцами правой руки. Левой рукой держим гриф гитары. При такой посадке удобно наблюдать за техникой левой руки.

Эстрадная (обычная) посадка гитариста

Более популярная посадка у гитаристов. Этот вариант, как Вы можете видеть, отличается от предыдущего тем, что гитару кладут выемкой обечайки на правую ногу. При этом ноги должны стоять на одном уровне на земле или на полу. Положение рук на гитаре остаётся такое же. Меняется только их положение относительно земли. Правая рука оказывается выше над землёй, а левая наоборот ниже.

Какую посадку гитариста выбрать – каждый решает сам для себя. Нужно попробовать и первую и вторую. Явных преимуществ одного варианта над другим нет.

Теперь разберём постановку рук на гитаре. Здесь всё будет ясно на фотографиях. Я лишь сделаю небольшие примечания.

Постановка правой руки на гитаре

При правильной постановке правой руки на гитаре ощущение кисти должно быть такое, как будто вы держите яблоко. Напряжения в кисте не должно чувствоваться. Спокойная постановка. Вы должны слегка зацепиться пальцами за струны. Такая постановка рук характерна для игры . Большой палец отвечает за игру на басовых струнах, остальные пальцы играют на струнах с 1-й по 4-ю.

Для игры медиатором характерна следующая постановка правой руки:

Постановка левой руки на гитаре