Правила этикета для детей в любых жизненных ситуациях. Этикет для детей или как научить их жить в обществе Про маленьких правила хорошего поведения

Воспитывать следует с самого рождения, то есть “пока ребенок лежит поперек кроватки”. Только вот как понять, воспитание детей и этикет для детей – это одно и тоже? Сегодня мы с вами поговорим о разных аспектах хорошим манер, существуют ли в них правила и какие.

Здравствуйте, уважаемые читатели, не помню, где услышала, но запомнила на всю жизнь: “Наша миссия, миссия родителей, состоит в том, чтобы научить наших детей правильно жить в обществе”. И сегодня мы с вами подробно поговорим как им в этом помочь.

Основы этикета

В основах лежат вежливость и любовь к людям. Вежливость помогает проявлять уважение к другим. Она включает в себя доброжелательность, внимательность, готовность оказать помощь. А уважение – это почтительное отношение к человеку, основанное на признании его достоинств. Хорошие манеры нужны всем нам, чтобы жить лучше и удобнее. В основе хороших манер лежит забота о том, чтобы все вместе чувствовали себя хорошо в обществе.

Принципы:

  • Быть скромным и сдержанным, контролировать свои поступки;
  • стараться не ставить людей в неудобное положение;
  • учтивое отношение к женщине и уважительное к старшим людям;
  • совершать разумные поступки: не хамить, не шуметь и т.д.;
  • помнить, что в поведении нет мелочей: даже хмурый взгляд может обидеть человека;
  • выглядеть чистым и опрятным.

Зачем маленькому капризуле нужен этикет?

Считается, что правильно воспитанный ребенок будет знать как нужно вести себя в обществе. Общество – это садик, детская площадка, школа, поликлиника, все, что посещает в первые годы своей жизни дитя. Основы этикета он получает в семье. Как только он начинает хоть что-то понимать, ему надо объяснить “что такое хорошо и что такое плохо”. Например, попросить поднять упавшую бабушкину палочку и отдать ей, или принести дедушке газету. Основные правила хорошего тона для детей начинаются именно с таких мелочей.

Не все родители задаются вопросом – зачем нужен этикет? Правда не все родители и следуют его правилам, но мы сейчас говорим о положительном воспитании. Ответ до банальности прост. Для того, чтобы облегчить жизнь своему чаду, мы должны заранее научить его, как следует поступать в том или ином случае. Ребенок, не признающий элементарных норм общества будет, простите, изгоем.

Манера речи

По одной из важнейших основ этикета – манере речи, можно определить и нрав ребенка, и его проблему. Мне сразу здесь вспомнилось письмо одной читательницы, которое я публикую с ее разрешения:

Моя дочь не была букой. Но, одно время, стоило нам выйти на улицу, она становилась другим человеком. Я никак не могла понять почему? Дома ровная, спокойная обстановка, где она “отрывалась по полной”. А на улице, как будто замыкалась, жалась ко мне и ни с кем не разговаривала. Мне было неудобно перед соседями, и я уговаривала ее: “Пожалуйста, поздоровайся, так некрасиво”. Оказалось, соседний мальчишка дразнил ее, потому что она не выговаривает букву “р”. А в словах “здравствуйте” и “привет” – буква “р”.

Мы срочно стали работать над дикцией, хотя до этого времени у меня даже не возникало мысли, что в таком возрасте она может “попортить” жизнь ребенку. Спасибо большое Виктория, за ваши . Нам достаточно быстро удалось справиться с проблемой.

Конечно, нам родителям нужно обращать внимание на все нюансы. Например, нарушенный ритм речи, это гораздо серьезнее, чем буква “р”. И если вовремя не обратить внимание, у ребенка в дальнейшем могут быть большие проблемы. Но вернемся к теме этикет для детей.

Вы наверное не раз слышали, что дети – пустые сосуды, чем заполнят их родители, тем они и будут. Замечали, что дети, играя со своими игрушками, могут пересказать почти все, о чем вы сейчас говорили? Поэтому, чистота речи ребенка напрямую зависит от нас. Если наша речь будет чистой и грамотной, то дитя, естественно, вберет ее в себя. Если мы будем разговаривать спокойно, не повышая интонации, то и дитя не будет “включать” громкость.

Речь тихая, быстрая, громкая, конечно, относится к манере речи, но главное – это учтивая речь. Помните, как удав Каа охарактеризовал Маугли?

Храброе сердце и учтивая речь.

Так вот, одна из важнейших основ этикета – учтивая манера речи! А для того, чтобы подробней разобраться в данном вопросе, я очень советую посмотреть вот это видео. Любимый многими с детства дядя Юра, если вдруг кто-то не застал, он вел передачу “Спокойной ночи, малыши!”, рассказывает классу доступным языком, о том какой должна быть наша речь, чтобы окружающие видели в нас воспитанных людей.

Этикет для детей школьного возраста

Начальная школа принимает детей, практически, знающих всю азбуку этикета. Но здесь они начинают осваиваться во взрослом мире. Правильное поведение в школе подразумевает:

  • Вежливое обращение к преподавателям;
  • дружеское отношение к ровесникам;
  • помощь нуждающимся одноклассникам и не только;
  • постоянное ношение опрятной формы;
  • бережливое отношение к школьному имуществу;
  • хорошее поведение и на уроках, и на переменах.

Начальная школа резко отличается от детского сада, здесь у детей налаживаются контакты, появляются новые друзья, с которыми они делятся секретами. В этом возрасте они уже знают, что в соответствии с правилами приличия, с друзьями нужно обращаться вежливо, а мальчикам не надо обижать девочек. Хотя это они знали и раньше, но в школе все эти правила воспринимаются по-другому – отрабатываются на практике .

Учителям на классных часах, нужно обращать внимание школьников, на их поведение на улице. Правильно перейти дорогу, помочь старенькому человеку донести что-то до дома или сбегать за хлебом – это тоже этикет для детей школьного возраста.

Правила приличия с друзьями

Кто такой друг? В детском саду дети относятся друг к другу больше как приятели, нежели как друзья. А в школе – это уже серьезно. Объяснить детям, что такое дружба, должны взрослые. Друг – это человек, с которым хочется проводить свободное время, делить пополам радости и неприятности.

Другу ты доверяешь свои секреты и знаешь, что если понадобится, он всегда придет на помощь. Для того, чтобы не потерять друга, надо уметь прощать, ведь никто из нас не совершенен. Надо всегда помнить, что друг другом, а правила приличия следует соблюдать. Например, не звонить поздно, спрашивать, свободен ли друг и если он занят, ни в коем случае ни обижаться, ни злоупотреблять дружбой.

Компьютер и фотографии

Когда много времени проводишь с человеком, то некоторые вещи становятся общими, например, фотографии. Допустим, ребенок хочет поместить какую-то фотографию в интернет, но он там не один, а с другом. Перед тем, как перенести снимок в компьютер, сначала следует спросить у товарища, хочет ли он, чтобы снимок был обнародован? Иначе это будет называться вторжением в частную жизнь. Подобные вещи родители обязательно должны донести до детей, тем более, что сегодня почти у каждого школьника есть телефон, с которого снимки обнародуют в считанные секунды.

Общественный транспорт

Нередко, входя в транспорт, можно увидеть, как школьник сидит на сиденье, делая вид, что он спит или, отвернувшись к окну, внимательно что-то рассматривает за горизонтом. А рядом стоит кто-нибудь из взрослых. Правильно воспитанный молодой человек всегда уступит место взрослому. В общественном транспорте свои правила этикета для детей:

  • Не толкаться заходя в автобус;
  • выходя из автобуса, стоит оглянуться, вдруг кому-то нужна помощь;
  • не стоит кушать в транспорте и громко слушать музыку;
  • если есть рюкзак, заходя в автобус нужно его снять.

Вышеперечисленные правила не сложные и, выполняя их, школьник прослывет джентльменом.

Жевательная резинка

Некоторые дети, прожевав жевательную резинку, в лучшем случае просто ее выплевывают. В худшем – лепят в лифте, на поручни, на столы, парты. Потом жвачку можно обнаружить на волосах или на одежде, а известно, что убрать ее очень тяжело. Мало того, что жевать жвачку в общественном месте не красиво, а уж лепить ее… Школьник, знающий правила этикета, никогда так не сделает.

Поведение детей в гостях

Дети любят ходить в гости, да и принимать гостей им тоже нравится. Правда, смотря каких. К нам в гости пришла родственница мужа со своим ребенком. Мальчик домашний, в сад не ходит. Дети наши погодки и, по идее, должны были играть хорошо. Должны были. Пробыли они у нас пару часов, но эти два часа в квартире был крик и рев.

Мальчик вел себя “интересно”, за какую только игрушку не брался мой сын, он бросал все, что было у него в руках, и выхватывал у него игрушку. Краем уха я слышала их разговор, Александр спросил, почему он так делает? Ответ меня потряс, тот сказал, что пришел к нему в гости, и Александр должна все ему давать. Если сын сопротивлялся и не давал игрушку, начинался жуткий крик. А играть вместе нашего гостя видимо не научили. Родственнице было неудобно за него, она оправдывалась, что ребенка очень балует отец. Бедный мальчик, как он будет общаться с детьми в школе?

А теперь давайте посмотрим еще одно видео из серии Уроки этикета для детей. В нем очень наглядно показано как должен вести себя гость.

Правила этикета за столом для детей

Как мы услышали с вами в предыдущем видео, брать с собой детей в гости, стоит только если вас пригласили всей семьей. От того как будет вести себя ребенок в гостях, можно понять воспитан он или нет, знает ли правила этикета? Если ребенок:

  • Не садится за стол, пока его не пригласят;
  • не разговаривает, пока не прожует;
  • кушает, закрыв рот;
  • не лезет через весь стол, чтобы взять что-то со стола;
  • не ест руками из тарелки, – значит вы привили ему правила хороших манер.

С какого времени надо начинать воспитывать ребенка, я написала в начале статьи. А вот к манерам за столом, детей надо приучать, как только они садятся за него с нами.

Правила этикета для детей – видео

Мой сыночек растет, через месяц ему исполнится уже 6 лет, и подумалось мне, что стоит углубиться в тему хороших манер. Нет, нет, не подумайте, что он их не соблюдает. Просто я всегда стараюсь дать ребенку те знания, на восприятие которых он способен по возрасту. Если в 3-5 лет было достаточно почитать книгу о правилах этикета и послушать в машине “Школу рыцарей” Галины Шалаевой. То сейчас, моя задача как родителя, подготовить сына к общению с одноклассниками, учителями, к посещению дома друзей без мамы.

На моем канале я собрала приличное количество видео, которые мы с Александром смотрим по одному в день. Какие-то из них ребенку понятны сразу. Другие даются сложнее и это мне помогает определить игра. Посмотрев видео, мы берем несколько человечков Лего и обыгрываем ситуации, о которых только что услышали. Если вам не совсем понятно, что я имею в виду, советую прочитать , в ней мы обыграли пикник. И как я там писала, тему игры всегда можно усложнить исходя из возраста ребенка.

Мы, взрослые, пройдя уже какой-то жизненный путь и зная правила общежития, можем помочь своим детям. Чтобы этикет для детей был чем-то само собой разумеющимся, следует учить их правильно вести себя с детства. Для этого много не надо, достаточно, чтобы мы вели себя верно, тогда и дети будут вежливыми, здоровыми и счастливыми. Вежливость дается бесплатно, зато приносит большой доход. Если вам понравилась статья, мне будет приятно, что вы познакомите с ней своих друзей в соц. сетях. Пожалуйста, не копируйте текст целиком, лучше воспользуйтесь кнопочками ниже.

«Самая большая роскошь на земле – это роскошь человеческого общения»,- сказал однажды известный во всем мире французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери. Чтобы твое со сверстниками действительно стало роскошью, разбираться следует не только в правилах общения, но и в себе самом.

Как вести себя в новом коллективе

При переезде в другой город или район тебе приходится менять школу. С одной стороны это увлекательно (начать жизнь с чистого листа, обзавестись новыми друзьями, забыть о старых неудачах, и пр.), но с другой – там ведь совершенно ! Тебе придется именно с ними сидеть за партой, гулять и питаться в школьной столовой. Значит, придется налаживать отношения и соблюдать правила общения.

Чтобы избежать , постарайся свести к минимуму количество непоправимых ошибок. Помни о том, что первое впечатление нельзя произвести дважды! Если с первых дней ты будешь жаловаться, что приходится ухаживать за больной бабушкой и носить ей пирожки, потому что без этого тебя не пустят гулять, то потом ты не сможешь убедить окружающих в том, что серый волк тебя не должен съесть.

При переходе в новую школу помни:

  • Всем свойственно ошибаться . Когда будешь отвечать на вопросы, не бойся, что будешь выглядеть глупо. Не стоит придираться к себе. Не стесняйся задавать вопросы только потому, что на тебя будут все смотреть. Более того, будь готов к тому, что людям нужно к тебе привыкнуть, поэтому ты в центре внимания, а вовсе не потому, что над тобой хотят посмеяться.
  • Знакомься со всеми подряд, никого не выделяя. И тем более не выбирай кого-то одного. Чем быстрее ты подружишься со всеми, тем быстрее ты перестанешь быть новеньким. В твоей власти ускорить этот процесс.
  • Не пытайся поставить себя выше других. Может быть в своей бывшей школе ты был звездой местного масштаба, но на новом месте авторитет надо завоевывать заново. Тебе не простят зазнайства и высокомерия. Не стоит давать окружающим почувствовать, что ты делаешь им одолжение, когда разговариваешь с ними.
  • Поначалу старайся больше слушать и присматриваться к окружению. И держи ухо востро! Прежде чем отзываться о ком-то из учителей нелестно, проверь, не является ли он всеобщим любимцем (вполне возможно, что тебя элементарно дезинформировала местная сплетница, чтобы «подставить»).

Общественное мнение

Нужно ли интересоваться мнением окружающих или лучше его игнорировать? Стоит ли озвучивать свое собственное мнение?

В этом вопросе держись золотой середины. Ведь от твоей реакции на высказывания и поступки других людей будет зависеть твое положение, как в коллективе, так и в жизни. Ты постоянно будешь находиться среди людей, и пребывать в общении с ними.

В каждом классе существует группа ребят, составляющих костяк коллектива. Они и есть «общественное мнение». Своими представлениями о хорошем и плохом эта группа влияет на класс. Здесь все зависит от того, какими моральными принципами она руководствуется. Если эти принципы противоречат психологическим и нравственным правилам поведения, то новенькому будет очень трудно отстаивать свое мнение.

О тех, кто под давлением сломался, говорят: «Связался с дурной компанией». Если обстоятельства сложились так, что ты вынужден проводить много времени в плохой компании, то в критических ситуациях лучше помалкивать ради физической и психической безопасности. При мелких разногласиях, не нарушающих моральных норм, тем более можно и нужно промолчать ради сохранения спокойствия духа (например, при выяснении, кто кому первым что сказал).

Если же дело касается твоих ценностей, то высказываться и отстаивать свое мнение надо обязательно! При этом любые свои доводы подкрепляй примерами из жизни и доказательствами. Помни, что твое мнение может отличаться от мнения большинства, но и оно имеет право на жизнь так же, как и точка зрения твоих оппонентов. Каждый из вас может оказаться по-своему правым. Четко осознавай, что тобой движет – если это всего лишь желание выделиться и прихвастнуть, то ничего хорошего может не получиться. Тебя посчитают нахалом и выскочкой, и будут правы!

По статистике только 10 человек из ста имеют свое собственное никем не навязанное мнение. И если твой друг сегодня в одной тусовке разделяет одну точку зрения, а завтра в другой совершенно противоположную, при этом наедине с тобой вполне адекватен, то не осуждай его, лучше промолчать и не обострять отношения – друзья ведь на дороге не валяются.

Для современных подростков характерна дилемма – хочется влиться в новый коллектив со всеми его законами без осложнений и в то же время сохранить свою индивидуальность. Это можно сочетать, следуя нескольким правилам:

  • Категоричность и принципиальность проявляй только в исключительных случаях.
  • Высказывай свое мнение, сохраняя спокойный доброжелательный тон. Особенно если оно отличается от мнения коллектива!
  • Небрежные интонации, ироничные и язвительные высказывания не должны присутствовать в твоем арсенале общения – ведь не зря с древних времен существует Золотое правило «Относись к людям так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе». Пусть оно станет для тебя «светофором» в мире общения с себе подобными.

Чтобы противостоять плохому влиянию и говорить без

Вы когда-нибудь задумывались о том, каково это - быть ребенком в современном беспокойном мире взрослых? В век информации и непрекращающегося шума даже взрослым людям порою сложно добиться того, чтобы их услышали. А теперь представьте, насколько труднее это детям?

Хорошие манеры, благовоспитанность помогают намного легче преодолевать шум и быть услышанными. Манеры - это своего рода социальный клей, который позволяет непохожим друг на друга членам общества держаться вместе. Родителям важно научить детей языку этических норм, чтобы они могли использовать его при общении со сверстниками и взрослыми людьми и получать при этом необходимые преимущества.

Обучая детей этикету и давая им набор руководящих принципов управления взаимодействиями, мы в действительности вооружаем их инструментами, которые помогут им быть услышанными, развиваем их веру в собственные возможности и настраиваем на будущие успехи .

Итак, вот список из тридцати двух правил этикета, которым родители должны обучить своих детей.

Приветствия и прощания

Эти правила могут использовать также и взрослые люди в качестве курса повышения квалификации. Последовательность и практика потенциальных социальных ситуаций приводит к умению вести разговор в позитивном ключе, что со временем становится второй натурой:

1. Приветствуйте человека по имени , а если вы не знаете, как его зовут, спросите. Приветствие по имени - это знак уважения , который говорит человеку о том, что вы его цените. Поэтому важно научить детей всегда приветствовать взрослых людей по имени и отчеству или спрашивать, если они не знают, как их зовут.

2. Никогда не бойтесь переспрашивать , если вы забыли имя собеседника: люди понимают, что иногда дети могут забывать имена. Все это делают. В этом случае вполне приемлема фраза: «Простите, я не могу вспомнить ваше имя, не могли бы вы мне его напомнить?».

3. Старайтесь смотреть собеседнику в глаза: смотреть в глаза человеку во время общения с ним полезно не только детям, но и взрослым. Кроме того, научите детей не отвлекаться; в противном случае собеседник получит сигнал, что он вам не интересен. Взгляд в глаза - простой, но эффективный способ помочь детям завоевать сердце каждого взрослого человека, который встречается им на жизненном пути. Конечно, если такой зрительный контакт характерен для данной культуры и социальных норм.

4. «Приятно видеть вас»: важно добавлять позитивные комментарии в начале разговора. Примерами таких комментариев являются: «Приятно видеть Вас» или «Приятно заглянуть к Вам». Выход за пределы стандартного приветствия показывает, что ребенок ценит человека, с которым разговаривает.

5. «Спасибо за приглашение»: неважно, куда вы пришли - в гости поиграть, в детский сад или домой к бабушке, нужно научить ребенка благодарить за приглашение, за хлопоты, за заботу о себе; такие слова дадут гораздо больший результат, чем простое «спасибо». Такие слова демонстрируют признательность ребенка - качество, которого так не хватает современной молодежи. Они определенно принесут пользу детям в разговоре со взрослыми.

6. «Как ваши дела…?» и выслушайте ответ: мы все автоматически спрашиваем «Как дела?», но зачастую забываем дождаться ответа. Обучение детей спрашивать, а затем внимательно слушать - первый шаг к следующему правилу этикета.

7. Запоминание подробностей и активное слушание : это простое правило хорошего тона, но оно оказывает существенное влияние на восприятие вас другими людьми. Запоминание имен и конкретных деталей (например, болезни или недавнего возвращения из отпуска) предполагает заботу и уважение.

В дополнение, если ваш ребенок стеснительный и прячется за вами каждый раз, когда вы встречаете кого-то, нужно принимать это... до определенного момента. На самом деле, таким детям просто нужны «сценарии разговора» или язык социального взаимодействия.

Выберите одни из вышеперечисленных советов, например, взгляд в глаза при приветствии, даже из-за ваших ног, если это необходимо, и работайте над его совершенствованием. Начинайте медленно и постепенно.

Не нужно принуждать ребенка обнимать и целовать или иным образом физически взаимодействовать с членами семьи или друзьями. В качестве социально приемлемого способа сгладить чувства обиженного родственника подойдет следующее: «Я уверен, что ребенок обязательно проявит к вам свои теплые чувства. Давайте не будем форсировать события».

Физическое пространство

Дети чрезвычайно физически активны. Они любят бегать, прыгать, кувыркаться и играть. Добавьте к этому ограниченный контроль над побуждениями и быстроту ног, и у вас получится рецепт катастрофы, когда речь идет о взаимодействии со взрослыми людьми, особенно с теми, кто не привык или просто не любит общество детей. Обучив ребенка следующим правилам этикета, вы можете гарантировать, что он сможет добиться успеха и произвести впечатление даже на наименее терпеливых взрослых.

8. Будьте осмотрительны - останавливайтесь и осматривайтесь: дети часто находятся в блаженном неведении по поводу того, что их окружает. У них одно побуждение сменяет другое. Например, вы пришли с малышами в зоопарк, и в то время как вы рассматриваете слонов, они вдруг замечают что-то интересное в другом месте. Не задумываясь ни на секунду о том, что находится вокруг них, малыши бегут сломя голову и чуть не попадают под колеса инвалидной коляски пожилого человека, который начинает волноваться и злиться по понятным причинам. Очень важно, чтобы родители постоянно напоминали детям о необходимости останавливаться и смотреть по сторонам, прежде чем двигаться дальше, и не только при переходе через проезжую часть, а везде и всегда.

9. Красный свет, желтый свет, зеленый свет : вы, возможно, обращали внимание на то, что учителя, тренеры по плаванию и футболу и многие другие взрослые наставники в жизни ваших детей используют этот ценный инструмент. Используя зеленый свет как разрешение «идти», желтый свет, чтобы «замедлиться», и красный свет для «остановки», вы можете контролировать движения и перемещения детей, не повышая голос. Начните использовать этот метод как можно раньше и представляйте его малышам, как игру. Вскоре вместе с практикой они прекрасно научатся определять, когда можно «идти», когда следует «притормозить» и когда они должны «остановиться».

10. Убираем руки от стекла: это правило может показаться немного смешным. Научите детей не трогать руками, особенно грязными, стеклянные поверхности, чтобы на них не оставалось пятен, и ваш учитель танцев, владелец магазина, библиотекарь, врач и многие другие люди будут вам очень благодарны.

11. Не хватайте, не выхватывайте: это не только важное правило этикета, но и безопасности. Понимание этого приходит тогда, когда вы видите, например, как двухлетний ребенок выхватывает нож из рук матери. Если ваш ребенок любит выхватывать предметы, забирайте у него то, что он хватает, но делайте это нежно, а затем красиво передавайте предмет обратно малышу. Делайте это, пока ребенок не поймет, что выхватывать что-либо у других людей недопустимо.

Прием пищи и поведение за столом

Прием пищи - это скользкая зона этикета. С одной стороны, хорошие манеры за столом чрезвычайно важны, с другой - особенности этикета в этой области могут меняться в зависимости от культуры и общества. По мере взросления дети довольно часто едят вместе с другими людьми. Они посещают дни рождения, проводят время с родственниками, участвуют в праздничных обедах и ходят в гости к друзьям. Причем, прием пищи - это такая область этикета, обучение которой можно начинать с момента рождения ребенка.

Когда ребенок с нетерпением набрасывается на грудь матери при кормлении или выхватывает бутылочку с детским питанием, у родителей появляется прекрасная возможность начать обучение малыша правилам хорошего тона. Придержите ребенка и мягко объясните, что ему следует проявлять терпение, а затем начните сначала. Маленькие дети еще не понимают слов, но, в конце концов, они научатся тому, что, если будут выхватывать бутылочку прежде, чем им ее предложат, или будут засовывать руку под рубашку матери в стремлении получить кормление, они не получат то, чего хотят.

Малышей ясельного возраста нужно научить не бросать еду, пользоваться столовыми приборами и не запихивать в рот большие куски пищи. Детям дошкольного возраста можно рассказывать о том, как правильно накрывать стол, принимать пищу с надлежащими манерами и правильно накладывать себе блюда, используя различные кухонные приспособления.

Хорошие манеры за столом очень важны с момента первого совместного завтрака ребенка с другом до обеда взрослого человека с начальником. При приеме пищи в обществе ребенок может либо добиться успеха, либо потерять его. Следующие советы должны вооружить вашего малыша знанием наиболее актуальных правил приема пищи в обществе.

12. Есть с чужой тарелки - даже с тарелки мамы - это плохая идея: в некоторых семьях играют в игру, которая заключается в том, что можно «воровать» еду с тарелок друг друга. Это может быть очень смешным и приемлемым дома, когда вся семья участвует в такой игре и получает удовольствие от нее, но она перестает быть смешной, когда в нее вовлекают кого-то, кто не понимает шутки такого рода. Есть пищу с тарелки другого человека неприемлемо. Гораздо лучше вежливо попросить добавки, даже если маме или папе придется наложить ребенку эту добавку со своей тарелки.

13. Не забывайте о внутренних правилах каждой семьи: в некоторых семьях детям разрешается вставать из-за стола сразу после того, как они доедят все. Однако в других семьях все члены семьи сидят за столом до тех пор, пока последний из них не закончит есть. Научите детей всегда интересоваться и следовать любым правилам поведения за столом хозяев.

14. Пробуйте еду из вежливости: у всех нас есть свои кулинарные пристрастия. К счастью, ушли в прошлое те дни, когда правилом хорошего тона считалось доедать все, что лежит на тарелке. Однако следует научить детей пробовать немного еды, которая им по каким-то причинам не нравится, просто из вежливости и для того чтобы проявить уважение к хозяевам. После этого вполне приемлемо сказать: «Прошу прощения, я не большой любитель…» или «Я на самом деле не ем…». Твердо объясните детям, что ни в коем случае нельзя говорить человеку, который их кормит, что поданное блюдо выглядит отвратительно, ужасно или что они терпеть его не могут (это относится и к блюдам, приготовленным мамой).

15. «Могу ли я помочь вам?»: предложение своей помощи уместно во всех сферах жизни. Но предложение накрыть стол, убрать со стола или помыть посуду считается особенным проявлением вежливости.

16. Салфетка на коленях, локти со стола: в наши дни эти правила этикета считаются старомодными и многие люди относятся к ним немного небрежно. Тем не менее, поскольку в разных семьях существуют разные традиции, следует научить детей этим правилам поведения за столом, чтобы в любой ситуации они оставались на высоте.

17. Не тянись за чем-либо. Старое, но верное правило. Нормами этикета не разрешается тянуться через весь стол за чем-либо. Каждый родитель знает, какое возникает огорчение, когда ребенок переворачивает стакан и проливает его содержимое на обеденный стол. Чтобы не пролить чай на колени соседу и не заставлять нервничать всех сидящих за столом, необходимо вежливо попросить передать вам то, чего вы хотите.

18. Разрешение выйти из-за стола: это очень важное правило этикета! Как только ребенок научится говорить, вы должны познакомить его с тем, как необходимо правильно отпрашиваться из-за стола. Это может пригодиться не только после еды. Каждый раз, когда ребенку необходимо покинуть стол, он должен уметь правильно просить разрешения сделать это.

Ура, подарки! (И другие правила этикета на праздниках/в гостях)

Праздники, дни рождения - это те события, на которых дети контактируют с другими людьми, часто без родителей. Поэтому при приеме и посещении праздничных мероприятий важно знать правила хорошего тона.

19. Приглашения: детские дни рождения могут быть затратными. Поэтому не всегда получается пригласить всех, кого бы вы хотели видеть. Научите детей раздавать приглашения осмотрительно и не обсуждать предстоящий праздник прилюдно, если только на него не приглашены все.

20. Отвечайте на приглашения: просто делайте это. Ничто не расстраивает сильнее, чем беспокойство по поводу того, а достаточно ли у вас всего необходимого для проведения праздника или его слишком мало, или слишком много. Письменно, по электронной почте или по телефону заранее сообщайте принимающей стороне, сможете ли вы прийти.

21. Будьте добрым гостем и гостеприимным хозяином: важно научить детей в качестве хозяев интересоваться у гостей, чем бы они хотели заняться, а будучи гостями, предлагать свою помощь при уборке после праздничной встречи. Научите детей радушно встречать своих гостей и создавать для них комфортные условия. Это заложит основу правильного управления социальными ситуациями во взрослом возрасте. Если ребенок научится быть добрым гостем, это обеспечит ему больше количество приглашений в будущем.

22. У меня это уже есть, я хотел не этого... Нужно просто говорить спасибо: это правило говорит само за себя. Научите своих детей быть вежливыми, скрывать свое разочарование и выражать признательность за проявленное внимание.

23. Ищите хорошие слова, которые можно сказать о подарке. Важное правило хорошего тона гласит: при получении подарка нужно смотреть дарителю в глаза и говорить «спасибо». Но для того чтобы добиться еще большего воздействия на окружение, скажите несколько хороших слов о подарке, даже таких простых, как: «Я не могу дождаться, чтобы начать пользоваться этим».

24. Спасибо, что пришли/Спасибо за то, что пригласили: стандартные, но крайне важные слова.

25. Письма благодарности: существует много творческих способов выразить свою благодарность, но проще всего научить ребенка отправлять собственноручно написанные письма с выражением признательности тем людям, кто прислал им подарок, кто сделал больше, чем требуют простые правила вежливости, и тем детям, которые нашли время, чтобы прийти на день рождения вашего ребенка. Эти благодарственные письма могут быть очень простыми, например, «Спасибо за (название подарка), (несколько хороших слов о подарке)». Дети дошкольного возраста могут просто написать свое имя, а дети в возрасте начальных классов школы могут переписывать ваши или писать собственные письма.

Взаимодействие со взрослыми людьми

Хотя нет никакого сомнения в том, что дети в наши дни более обособлены, чем раньше, всем им рано или поздно приходится взаимодействовать с взрослыми людьми, которые не являются их родителями. Следующие навыки помогут облегчить эти взаимодействия и сделают детей желанными в любой компании:

26. В беседе со взрослыми людьми ждите, пока к вам обратятся: это довольно старомодное правило, которое утратило свою привлекательность в последние десятилетия. Однако в современном технологическом мире, где трудно сказать, когда взрослый человек занят, на самом деле очень важно, чтобы дети не перебивали человека, когда он говорит.

27. Научите детей определять паузу в разговоре : почти все родители знают, что нужно учить детей правильно извиняться , но ХХІ век движется так стремительно, что нужно сделать еще один шаг вперед и научить детей правильно определять паузу в разговоре; пауза - это приемлемый момент, чтобы начать говорить самому.

28. Нужно ли прерывать собеседника: итак, ваши дети знают, как можно вежливо прерывать собеседника, и теперь пришло время научить их определять, нужно ли вообще вмешиваться в разговор. Освещается в разговоре тема, близкая ребенку, или в нем затрагиваются взрослые темы?

Правила вежливости при использовании телефона и высокотехнологичных устройств

В современном быстро меняющемся обществе мгновенного доступа чрезвычайно важно следить за своими словами, особенно напечатанными. В век скриншотов, переадресации сообщений, групповой переписки и случайных получателей важно, чтобы слова или изображения доходили до того человека, которому они предназначены.

Особенно важно начать обучать детей правилам этикета при использовании высокотехнологичных устройств в раннем возрасте, так как много детей в начальных и средних классах школы уже имеют к ним доступ или собственный мобильный телефон. Когда Интернет-совместимые устройства находятся в руках маленьких детей, родителям нужно обращать больше внимания на то, как малыши используют их, и принимать соответствующие меры в случае необходимости. Вот несколько простых правил этикета в этой области.

29. Следите за своими словами: раньше травля и преследование (буллинг) происходили только очно. Большинство родителей обучают своих детей тому, что очень важно проявлять доброту при личном контакте с людьми, потому что буллинг неприемлем. Однако злые комментарии и оскорбления теперь перешли в киберпространство и часто находятся вне зоны контроля взрослых. Приложите все силы, чтобы дети понимали, что слова могут ранить другого человека.

30. Передавайте, отправляйте онлайн только то, что могут видеть все: мы все слышали рассказы о том, как изображения или текстовые сообщения случайно отправлялись не тому человеку, которому предназначались, или отправлялись тому, кому надо, но оказывались в чужих руках. Технологии могут быть опасными, и крайне важно научить детей обращаться с ними с особой осторожностью. Фотографии, тексты и сообщения могут предаваться огласке в Интернете. Дети не всегда видят опасность нанесения ущерба своей репутации, пока не становится слишком поздно.

31. Прячьте свой телефон подальше при живом общении. Серьезно. Порой это трудно. Многие не следуют этому совету, но мы должны научить детей присутствовать при общении. Если мы сейчас не научим их сосредотачиваться на текущей задаче, они не научатся этому никогда. Научите их не распылять внимание . Используйте этот совет и по отношению к себе. Убирайте телефон и уделяйте внимание детям, отключайте звук, если это требуется, и демонстрируйте малышам, что вы их цените.

32. Жестикуляция среди всего прочего помогает избежать прерывания телефонных разговоров: научите детей подавать и понимать сигналы руками, чтобы они не перебивали вас, когда вы разговариваете по телефону. Теперь, когда персональные электронные устройства проникли в мир бизнеса, все более становится распространенной работа на дому, в парке или на трибуне футбольного стадиона. Родителям для своей пользы важно обучить детей основным правилам, чтобы иметь возможность завершать свои телефонные разговоры без ненужного прерывания.

Отличный способ для достижения этой цели - научить детей пользоваться сигналам руками. Сигналы могут быть особенными в вашей семье, удовлетворяющими ваши конкретные потребности; ограничить вас может лишь воображение. Жестикуляция пригодится не только при телефонных разговорах. Сигналы «нет» или «стоп» могут прервать нежелательное проявление поведения без необходимости кричать на весь дом.

В заключение

Считается, что в современном мире правила этикета более гибкие, но при этом еще более необходимы. Чудо заключается в том, что если вы дадите ребенку эти простые инструменты, описанные выше, то поразитесь тем, какое позитивное влияние они окажут на его умение управлять окружающим миром.

Позитивное взаимодействие воспитывает уверенных в себе детей , а уверенный ребенок - это счастливый ребенок , который становится счастливым взрослым.

Оцените публикацию

Вконтакт

Правила приветствия — очень важный шаг в изучении правил этикета. Ведь первое, что мы делаем при встрече со знакомым человеком — это приветствуем его. Этикету общения нужно учить с малолетства, чтобы потом у взрослого человека не возникало трудностей в общении.

Очень важно знать, что воспитанный человек никогда не ждет, что с ним поздороваются. Не давай опередить себя – делай это сам, особенно если встречаешь знакомого старше себя по возрасту.

Неприлично махать руками и кричать «во все воронье горло», если люди, с которыми ты хотел бы поздороваться, находятся далеко от тебя. Достаточно будет, встретившись с ними взглядом, просто приветливо кивнуть им.

Никак нельзя назвать приветствием громкие, удивленные возгласы: «ба — кого я вижу», «ну наконец-то», «где ты пропадал».

Не бойся лишний раз поздороваться с человеком, если повстречал его в течение дня не однажды. Поприветствуй его улыбкой, либо кивком головы, или легким взмахом руки.

Любое общение начинается с приветствия. По этикету, приветствовать человека нужно словами: «Здравствуйте!», «Доброе утро!», «Добрый день!», «Добрый вечер!». Это наиболее распространенные и приемлемые формы приветствия. Среди близких людей чаще всего принято говорить «привет».

В приветствии очень важна интонация, теплая и дружелюбная, потому что даже обычные приветственные слова, высказанные грубым или сухим тоном, могут обидеть человека, с которым вы здороваетесь. А если при словах приветствия вы будете улыбаться, это сразу расположит к вам человека. Только улыбка должна быть искренней.

Приветствие принято сопровождать поклоном, кивком головы, рукопожатием, объятиями. Во время приветствия не следует опускать глаза. Нужно встретиться взглядом с тем, кого вы приветствуете, а иначе человек подумает, что вам неприятно с ним общаться, что вы что-то скрываете и т. д. Во время приветствия неприлично держать руки в карманах. Это выражает неуважение к собеседнику.

Ситуации обмена приветствиями бывают разные. Следует помнить некоторые особенности, если вы хотите быть вежливым человеком и не оскорблять чувства других.

Если вы заметили знакомого вдалеке (на другой стороне улицы, в автобусе и т. п.), и если заметили и вас, нужно поприветствовать человека кивком головы, взмахом руки, поклоном, улыбкой. Кричать во весь голос не следует — вы поставите в неловкую ситуацию и его, и себя.

Если вы увидели знакомого, который приближается к вам, не нужно кричать «Здравствуй» издалека. Дождитесь, когда расстояние между вами сократится до нескольких шагов, и тогда поприветствуйте его.

Если вы идете с кем-нибудь, и ваш спутник поздоровался с незнакомым вам человеком, следует поздороваться и вам.

Если вы встречаете знакомого в компании незнакомца, нужно поприветствовать их обоих. Также нужно поприветствовать всех в группе, к которой вы подходите.

Если вы идете в группе и встречаете своего знакомого, необязательно знакомить с ним остальных. Можно, извинившись, на несколько секунд отойти в сторону и поговорить со знакомым. Но не затягивайте разговор, ведь вас ждут другие люди.

Обязательно нужно приветствовать тех людей, с которыми часто встречаетесь, даже если вы с ними и не знакомы. Например, с продавцом ближайшего магазина, с почтальоном, соседями из подъезда. Это элементарная вежливость.

Если вы входите в комнату, где находится много людей, нужно не здороваться с каждым в отдельности, а сказать общее «здравствуйте».

Часто здороваясь, люди обмениваются рукопожатиями. Тут этикет тоже обращает внимание на некоторые тонкости.

Первыми подают руку старшие младшим, а не наоборот.

Среди ровесников первыми подают руку женщины мужчинам.

Если встречаются две супружеские пары, то сначала здороваются друг с другом женщины, затем мужчины приветствуют женщин, после этого мужчины здороваются между собой.

Перед рукопожатием мужчина должен обязательно снять перчатку. Женщине это делать необязательно. Однако, приветствуя заметно старших по возрасту, перчатку должны снимать все.

То, как мы начинаем общение с человеком, во многом определяет дальнейшую судьбу этого общения, поэтому стоит соблюдать нехитрые правила этикет, это точно не повредит!

Первыми приветствуют младшие старших, мужчины — женщин.

Женщина первой приветствует мужчину, если он намного старше ее. Исключения из этого правила: вошедший в комнату, будь то мужчина или женщина, первым здоровается с присутствующими, уходящий — первым прощается с остающимися.

Когда в комнате несколько человек, здороваются сначала с хозяйкой дома, потом с другими женщинами, затем — с хозяином дома и мужчинами.

Здороваясь с мужчиной, женщина должна первая подать руку. Если она ограничивается поклоном, мужчине не следует протягивать ей руку. То же между старшими и младшими мужчинами.

Мужчина всегда встает (за исключением очень пожилых и больных, которым трудно подниматься), здороваясь и с женщинами, и с мужчинами. Женщина, здороваясь с мужчиной, не встает. Исключения; хозяйка дома, принимая гостей, всегда встает, здороваясь с ними.

Женщины также встают, когда здороваются с пожилыми мужчинами.

Поздоровавшись со своим сверстником, мужчина может сесть. Если же он здоровается с более пожилым мужчиной или с женщиной, то он может сесть лишь после того, как сядут они, или по их позволению. Если хозяйка дома предлагает сесть, а сама продолжает стоять — садиться не следует. Учтите это, когда у вас будут гости.

Не принято здороваться через порог, через стол, через какую-либо перегородку.

Можно, конечно, общаться привычным образом, не обращая внимания на все тонкости этикета, если это устраивает ваше окружение. Но, оказавшись в другом обществе, в другой, незнакомой компании, переходя на новую работу или вышестоящую должность, правила общения стоит соблюдать. Иногда от них зависит слишком многое: решение проблемы, установление нужных контактов, дела в бизнесе или начало долгосрочных важных отношений.

Правила поведения за столом для детей

Без сомнения, поесть вкусненького мы любим все… Однако далеко не все знают элементарные правила поведения за столом. Чтобы не оказаться в глупой ситуации перед людьми, с которыми ты будешь находиться за одним обеденным столом, выучи эти основные правила и тебе никогда не будет стыдно за себя.

Итак, правила поведения за столом для детей:

Не клади на стол локти: они могут помешать соседу, да и занимают много места. Очень неприлично раскачиваться на стуле.

Не разговаривай с полным ртом – прожуй и проглоти, потом говори, не чавкай – старайся есть беззвучно.

Чтобы было легче жевать – не откусывай слишком больших кусков.

Клади на тарелку столько еды, сколько сможешь съесть.

Мясо, поданное большим куском, принято есть с вилкой и ножом: вилка — в левой руке, нож – в правой. Небольшими кусочками нарезаешь мясо, нож откладываешь в сторону, вилку берешь в правую руку – и ешь себе! Такая манера еды демонстрирует воспитанность (тарелка выглядит более аккуратной).

Не нужно есть ложкой то, что можно есть вилкой, а также не пользуйся ножом, если можно обойтись при помощи все той же вилки. Например, рыбу, котлету, заливное ножом не режут – отламывают вилкой небольшие кусочки.

Гарнир (картофель, овощи, макароны) набирай на вилку с помощью хлеба, а не с помощью пальцев.

Руки и губы вытирай салфетками, ни в коем случае руками, скатертью, либо одеждой.

Если тебе захотелось попробовать какое-то блюдо, находящееся вдалеке от тебя, не тянись к нему через весь стол, а попроси вежливо передать.

Из общей посуды накладывай еду не своей ложкой либо вилкой, а теми, что находятся на общем блюде.

Такие сладости, как торты и пирожные, не едят с руки, а отламывают ложечкой в тарелке.

И самое главное: необходимо обязательно поблагодарить того, кто готовил и подавал вам блюда, сказать волшебное «спасибо»!

Правила поведения за столом очень важны в современном мире. Праздничный стол, поход в кафе или ресторан, романтический или дружеский ужин не может обойтись без элементарных правил этикета…

Как правильно разговаривать по телефону

Правила поведения со взрослыми — Для воспитанных детей

Правила дружбы — Для детей и подростков

Правила поведения в театре, в кино и на концерте очень важно знать не только детям, но и взрослым. Так как в наше время встречаются и взрослые люди, которые ведут себя не совсем культурно на подобных мероприятиях.

Собираясь в театр или концертный зал, ты должен помнить очень строгое правило, установленное этикетом, касающееся одежды, в которой можно посещать подобные заведения. Отнесись к этому серьезно, чтобы не выглядеть белой вороной среди присутствующих там людей!

В театр не принято приходить в джинсах и кроссовках, а уж тем более в спортивном костюме. Мужчины, обычно, надевают темный костюм, светлую рубашку и галстук. Женщины же, как принято, приходят в вечерних платьях.

Приходить в театр или на концерт нужно пораньше, чтобы было достаточно времени на то, чтобы привести себя в порядок, сдать в гардероб верхнюю одежду, да и просто прогуляться в фойе.

Если твое место находится в середине ряда, постарайся занять его заранее, чтобы не беспокоить тех, кто сидит в начале ряда. Но если уж произошла такая ситуация — проходи лицом к сидящим, при этом не забудь попросить прощение за беспокойство.

Во время спектакля является дурным тоном что-то есть и пить

С простудой в театр лучше не ходить. Своим кашлем ты будешь мешать и зрителям, и исполнителям, да и сам окажешься в неловкой ситуации.

На концерте не подпевай исполнителю, пойми, ведь люди пришли сюда не для того, чтобы послушать твое пение.

На музыкальных концертах, чтобы не выглядеть глупо, не спеши аплодировать, если не очень хорошо знаешь музыкальное произведение, потому что пауза в исполнении может означать не конец исполнения, а перерыв между частями.

В кинотеатре правила попроще, чем в театре. Однако ты все равно не должен особо расслабляться. Не нужно превращать кинозал в свалку попкорна, конфетных бумажек и банок из-под напитков. Веди себя прилично.

В кинотеатре обычно не снимают верхней одежды. Однако ты все время должен помнить о людях, сидящих сзади тебя. Сними головной убор прежде, чем тебя попросят об этом. Так должны поступать не только мальчики, но и девочки.

Если сидящий впереди сделал это ради тебя, обязательно поблагодари его.

Признак невоспитанности – предсказывать то, что произойдет в фильме. Не комментируй увиденное, не выражай свое мнение о фильме и отношение к героям по ходу просмотра. Это мешает другим. А если кто-то думает иначе, может возникнуть спор или шумное обсуждение, чему не место в кинотеатре. Не забывай, что люди пришли смотреть фильм, а не слушать комментарии и споры.

Посещение театра в последнее время становится все более популярным, как среди молодежи, так и у взрослых людей. Именно поэтому очень важно знать правила поведения в театре, как таблицу умножения. Ведь если ребенок будет вызывающе себя вести в театре, это обязательно привлечет осуждающие взгляды на его родителей. Чтобы не краснеть и не ощущать неловкость нужно своевременно научить ребенка этих нехитрым правилам.

Как дарить подарки

Не каждый знает, как правильно дарить подарки. А ведь у этого события тоже есть свои особенные правила этикета, которые следует узнать и запомнить.

Наступает праздник… и мы, как всегда, в растерянности… А что же… кому… и как… можно подарить?

Итак, приступим. Как дарить подарки по правилам:

— Готовя подарок родным, ты можешь что-нибудь нарисовать, вышить, сделать что-нибудь своими руками. Ко дню рождения мамы или отца можно выучить стихотворение или разучить песенку.

— Если ты покупаешь другу подарок в магазине, попроси взрослых помочь тебе выбрать его.

— Неприлично дарить другу деньги и советовать при этом «купить себе что хочешь». Если вам действительно небезразличен одариваемый, то стоит потрудиться и придумать для него нужный подарок, который доставит радость.

— В первую очередь, важно учитывать вкусы и увлечения одариваемого. Вспомните, что любит этот человек и чем увлекается!

— Лучше всего упаковать подарок – разворачивать его ну очень приятно!

— К подарку можно приложить открытку с пожеланием.

— Не забудь обязательно снять с подарка ценник.

— Нельзя дарить животных, если заранее это не обговорено! Твой друг, скорей всего, очень обрадуется, а вот родители его могут быть и против.

— Новый год – это волшебный праздник, когда все ждут чудес и сюрпризов! Поэтому подарки нужно сделать всем родственникам и друзьям, а подарками могут стать недорогие, но приятные мелочи. При подготовке новогодних подарков постарайся проявить чувство юмора - это очень порадует и развеселит твоих друзей и родных.

— Запомни, хорошо подобранным и душевным подарком человек будет пользоваться, и будет хорошо вспоминать о тебе. Подарком скучным или сделанным для простой формальности, никто пользоваться не станет, такой подарок отдадут кому-нибудь, или вообще просто выбросят.

Теперь ты знаешь, как дарить подарки, а значит можешь смело ждать ближайших праздников, чтобы поздравить своих близких по всем правилам этикета!

Вежливый ребенок – «визитная карточка» родителя. С ним приятно находиться в транспорте, безопасно посещать общественные места, легко ходить в гости и комфортно приглашать гостей к себе. И, согласитесь, любой маме больно, когда ей делают, пусть даже взглядом, замечание: «Твой ребенок такой невоспитанный».

А как научить детей вежливости, правилам этикета, вежливому общению? Давайте попробуем заботливо и без давления привить детям созидательные манеры поведения.

В современном обществе сбитых ориентиров родителям важно осознанно, критически и в то же время творчески подходить к теме детской вежливости. Ведь поведенческие нормы имеют отношение к формированию личности. Требуется немалое мастерство и чуткость, чтобы за манерами не спрятались лицемерие и подавленные эмоции. Каждая семья формирует свой этический кодекс, опираясь на глубинные ценности, унаследованные традиции и личный жизненный опыт.

Этикет для детей. Уроки вежливости

При обучении детей правилам поведения, можно использовать условный алгоритм:

  1. Озвучить правило, норму поведения
  2. Показать на практике или в игре
  3. Поддержать ребенка в исполнении
  4. Дать позитивное подкрепление: похвалить, одобрить (словом, взглядом, жестом, мимикой)
  5. Контролировать, чтобы правило соблюдалось в обозначенных условиях всеми участниками процесса

Примечание: Доброжелательный тон и приветливое лицо – более мудрые учителя, чем крик, приказ, выговор.

8 способов обучения детей вежливости

1. Игра.

Ориентируясь на этикет, можно придумать не одну захватывающую игру. Давайте попробуем: почему бы нам вместе с ребенком не побывать на приеме у короля Людовика XIV? При входе во дворец всем вручают «этикетки».

Если ребенок не читает, можно нарисовать условные обозначения. Но даже маленькие детки любят имитировать чтение.

Королем, придумывающим правила, может быть и мама, и ребенок поочередно. Королевскими гостями с удовольствием будут все мягкие и твердые игрушки (кого король захочет пригласить).

Естественно, во время игрового застолья озвученные правила важно соблюдать. Можно поразмышлять с детьми: а зачем Людовик придумал правила поведения за столом, что побудило его даже карточки-напоминалки раздавать гостям? Пофантазировать, какие именно правила придумал французский король или прочитать об этом в энциклопедии. Для закрепления вручать детям сделанные во время игры карточки перед обедом, например.

В качестве игровой разминки чудесно подходят стихи про вежливость по типу «доскажи словечко»:

Если встретился знакомый,
Хоть на улице, хоть дома —
Не стесняясь, не лукавствуй,
А скажи погромче… (здравствуй ).

Порвал Воробей
Паутинные нити.
Чирикнул смущенно:
Ну…(извините) .

Вылез Крот на белый свет
И сказал Ежу… (привет ).

Если встретилась компания,
Не поспешно, не заранее,
А в минуту расставания
Всем скажите…(До свидания ).

Если просишь что-нибудь,
То сначала не забудь
Разомкнуть свои уста
И сказать… (пожалуйста ).

Когда я что-то подарю,
Мне говорят: …(Благодарю) .
Тебе подарят что-нибудь —
Благодарить не позабудь !

Если невежей прослыть не хотите,
Очень прошу вас — будьте мудры,
Вежливым словом просьбу начните:
Будьте…(любезны ),
Будьте…(добры ).

Если, словом или делом
Вам помог кто-либо,
Не стесняйтесь громко, смело
Говорить … (спасибо )!

Основные правила поведения за столом:

  • Вымыть руки перед едой
  • Пользоваться салфеткой
  • Не разговаривать, пережевывая
  • Не ковыряться руками в тарелке
  • Начинать кушать вместе со всеми
  • Не шататься на стуле
  • Благодарить за вкусную еду
  • Пользоваться столовыми приборами
  • Просить передать то, что не можешь достать
  • Обслуживать соседа по столу

В видео ниже малышка Ариша очень наглядно рассказывает и показывает, как нужно вести себя за столом. Посмотрите это видео с детьми — будет, что обсудить!

2. Чтение книг.

Не стоит обходить стороной книжные магазины. Там можно найти такой клад по семейному и общественному этикету, что ваши дети с навостренными ушами и горящими глазами будут вечером выпрашивать: «Мама, ну почитай еще эту страничку!», а потом цитировать как-бы невзначай, и поучать младшеньких. К числу лучших книг по обучению вежливости уже не один десяток лет относится . Чудесное сказочное знакомство с этикетом и ненавязчивое обучение следовать его правилам.

Из современных изданий популярна энциклопедия для и « » Татьяны Шорыгиной.

Также обучаем малыша бережно относиться к печатным изделиям:

  • Не заламывать углы
  • Не рвать страницы
  • Возвращать книги на место
  • Не рисовать
  • Анализировать прочитанное
  • Делиться прочитанным с другими членами семьи
  • Спрашивать разрешения, прежде чем взять чью-то книгу

3. Песочная терапия.

Говорят, что этикет начинается с песочницы. Учите ребенка выстраивать свои границы, оберегать их и уважать чужие. Фразы в помощь:

  • Давай поменяемся: я тебе ведро, а ты мне пасочку
  • Я поиграю сам, а потом дам тебе
  • Мне не нравится (неприятно, больно), когда ты….
  • Пожалуйста, перестань делать….
  • Можно я поиграю твоей лопаткой, а ты можешь взять мою машинку
  • Давай вместе строить тоннель
  • Перейди, пожалуйста, в тот угол, я здесь начал строить...
  • Присоединяйся, вместе веселее!


4. Фольклор.

Поведенческие нормы формировались веками и передавались из поколения в поколение. Фольклор может оказаться хорошим помощником для родителей. Обязательно обратите внимание на пословицы и поговорки и старайтесь, как можно чаще использовать их в речи:

Этикет в пословицах и поговорках

  • Сперва подумай, а потом скажи.
  • Лучше недоговорить, чем переговорить.
  • Говорить не думая, что стрелять не целясь.
  • Береги одёжу снову, а честь смолоду.
  • Не тем богат, что есть, а тем богат, что рад.
  • Часом опоздал, годом не вернёшь.
  • Не стыдно молчать, когда нечего сказать.
  • В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив.
  • Когда больше двух, говорят вслух.
  • Умей сказать - умей и смолчать.
  • В чужой монастырь со своим уставом не ходят.
  • На ласковое слово не кидайся, на грубое – не гневайся.
  • Напои, накорми, а после расспроси.

Насыщая свою речь народным колоритом, стоит помнить, что – хоть простые, но сильные фразы. Они исподтишка влияют на картину миру. Создают в подсознании фундаментальные убеждения о себе, о других, о ценностях и правилах поведения. Поэтому тщательно отбирайте только созидательные народные изречения.

5. Сказки .

Куда без сказок? — Вежливый Колобок. Гостеприимный Журавль. Непослушный Петушок. Заносчивый Заяц. Кажется, в сказках прячется весь необходимый ребенку этический курс:

  • Ходить в гости с пустыми руками неприлично
  • Открывать дверь незнакомым людям в отсутствии родителей опасно
  • Хвастаться нехорошо
  • Принимать в свою компанию тех, кому одиноко
  • Предлагать помощь нуждающемуся

6. Мамины истории.

Сочиняйте их сами! Это очень ценно – сказки под маминым авторством. Выберите героя, близкого вашему ребенку, и пусть он попадает в самые разные ситуации:

  • Вежливо отвечает на звонок
  • Просит о помощи, когда не может справиться сам
  • Благодарит за оказанную услугу
  • Придерживает дверь, если следом кто-то идет
  • Пропускает сестричку вперед
  • Уступает место пожилому человеку
  • Говорит искренние комплименты вслух
  • Спрашивает, который час
  • Хранит доверенную тайну
  • Уходя, прощается
  • Пишет письмо
  • Дарит открытку другу на день рождения


7. Обсуждения.

Разговаривайте с детьми о том, что зацепило их на детской площадке, в садике, школе, в гостях, магазине. Стимулируйте мышление. Задавайте вопросы: «А как ты думаешь? Как, по-твоему, было бы лучше?». Здесь есть одна особенность: мы обговариваем поступки, а не людей, поэтому ярлыки «плохой мальчик», «некультурная девочка» недопустимы.

8. Личный пример .

А теперь о самом главном. Без теплых отношений и качественного родительского примера уроки вежливости не состоятся. Ну, невозможно передать то, чего не имеешь сам!

И помните, этика – это не чтение моралей, это область философского знания! А философия не терпит дилетантов.

Современная мультиндустрия создала не один десяток поучительных мультфильмов о вежливости и правилах поведения. Приглашаю посмотреть один из них прямо сейчас:

Вежливого вам окружения!

С теплотой и любовью,

Людмила Поцепун.

Приглашаем посмотреть увлекательный ролик на нашем видеоканале "Мастерская на радуге"