Потребности человека, естественные и искусственные. Естественные потребности человека: виды и способы удовлетворения Естественные потребности человека

Человек – социально-биологическое существо, соответственно и потребности имеют разный характер, а точнее уровни. Потребности определяют мотивы и личности. Это первооснова жизни человека как индивида, личности и индивидуальности. Из статьи вы узнаете, какие бывают потребности и в чем их разница, как они развиваются, от чего зависят и что зависит от них.

Потребности – психическое состояние, выражающееся в дискомфорте, напряжении, неудовлетворенности какого-то желания.

Потребности бывают осознаваемыми и неосознаваемыми:

  • Осознаваемые потребности человека или группы становятся интересами.
  • Неосознаваемые – дают о себе знать в виде эмоций.

Решается ситуация дискомфорта за счет удовлетворения желания или при невозможности удовлетворения за счет подавления либо замещения схожей, но доступной потребностью. Она побуждает к активности, поисковой деятельности, цель которой – устранение дискомфорта, напряжения.

Для потребностей характерны несколько особенностей:

  • динамичность;
  • изменчивость;
  • развитие новых потребностей по мере удовлетворения ранних;
  • зависимость развития потребностей от включенности индивида в разные сферы и виды деятельности;
  • возвращение человека на предыдущие ступени развития, если более низкие потребности снова становятся не удовлетворены.

Потребности представляют собой структуру личности, их можно охарактеризовать как «источник активности живых существ, указывающий на отсутствие ресурсов (как биологических, так и социокультурных), необходимых для существования и развития личности» (А. Н. Леонтьев).

Развитие потребности

Любая потребность развивается в два этапа:

  1. Возникает как внутреннее, скрытое условие для деятельности, выступает как идеал. Человек сопоставляет знания об идеале и о реальном мире, то есть ищет способы достижения.
  2. Потребность конкретизируется и опредмечивается, является движущей силой деятельности. Например, сначала человек может осознать потребность в любви, а затем искать предмет любви.

Потребности порождают мотивы, на фоне которых вырисовывается цель. Выбор средств достижения цели (потребности) зависит от ценностных ориентаций человека. Потребности и мотивы формируют направленность личности.

Базовые потребности формируются к 18-20 годам и в дальнейшем не претерпевают существенных изменений. Исключение – кризисные ситуации.

Иногда система потребностей и мотивов развивается дисгармонично, что приводит к психическим нарушениям и дисфункции личности.

Виды потребностей

Обобщенно можно выделить телесные (биологические), личностные (социальные) и духовные (экзистенциальные) потребности:

  • К телесным относятся инстинкты, рефлексы, то есть все физиологическое. От их удовлетворения зависит поддержание жизни человека как вида.
  • К личностным относится все духовное и социальное. То, что позволяет человеку быть личностью, индивидуальностью и субъектом общества.
  • К экзистенциальным относится все, что связано с поддержанием жизни всего человечества и с космосом. Сюда относится потребность в самосовершенствовании, развитии, созидании нового, познании, творчестве.

Таким образом, часть потребностей является врожденной и они идентичны у людей любых народов и рас. Другая часть – приобретенные потребности, которые зависят от культуры и истории конкретного общества, группы людей. Свою лепту вносит даже возраст человека.

Теория А. Маслоу

Самой популярной классификацией потребностей (она же иерархия) является пирамида Маслоу. Американский психолог расположил потребности от низших к высшим, или от биологических к духовным.

  1. Физиологические потребности (пища, вода, сон, то есть все, что связано с телом и организмом).
  2. Потребность в эмоциональной и физической безопасности (стабильности, порядке).
  3. Потребность в любви и принадлежности (семья, дружба), или социальные потребности.
  4. Потребность в самоуважении (уважении, признании), или потребности оценки.
  5. Потребность в самоактуализации (саморазвитии, самовоспитании, других «само»).

Первые две потребности относятся к низшим, остальные – к высшим. Низшие потребности характерны для человека как индивида (биологического существа), высшие – для личности и индивидуальности (социального существа). Развитие высших потребностей невозможно без удовлетворения первичных. Однако после их удовлетворения духовные потребности развиваются не всегда.

Высшие потребности и стремление к их реализации обуславливают свободу индивидуальности человека. Становление духовных потребностей тесно связано с культурой и ценностными ориентациями общества, историческим опытом, который постепенно становится опытом личности. В связи с этим можно выделить материальные и культурные потребности.

Для низших и высших потребностей характерны несколько отличий:

  • Высшие потребности генетически развиваются позднее (первые отголоски возникают в позднем подростковом возрасте).
  • Чем выше потребность, тем проще ее на время отодвинуть.
  • Жизнь на высоком уровне потребностей означает хороший сон и аппетит, отсутствие болезней, то есть хорошее качество биологической жизни.
  • Высшие потребности воспринимаются человеком как менее насущные.
  • Удовлетворение высших потребностей приносит большую радость и счастье, обеспечивает развитие личности, обогащает внутренний мир, осуществляет желания.

Согласно Маслоу, чем выше человек поднимается по этой пирамиде, тем здоровее психически и более развитым как личность и индивидуальность его можно считать. Чем выше потребность, тем больше человек готов к активным действиям.

Теория К. Алдерфера

  • существование (физиологические и потребность в безопасности по Маслоу);
  • связанность (социальные потребности и внешняя оценка по Маслоу);
  • развитие (внутренняя оценка и самоактуализация по Маслоу).

Теорию отличают еще два положения:

  • одновременно могут быть задействованы несколько потребностей;
  • чем ниже удовлетворение высшей потребности, тем сильнее желание удовлетворить низшую (речь идет о замещении недоступного доступным, например, любви – сладким).

Теория Э. Фромма

В концепции Фромма потребности классифицированы на основании единства человека и природы. Автор выделяет следующие потребности:

  1. Потребность в общении и межиндивидуальных узах (любовь, дружба).
  2. Потребность в творчестве. Независимо от рода конкретной деятельности человек создает мир вокруг себя и само общество.
  3. Потребность в ощущении глубоких корней, гарантирующих прочность и безопасность бытия, то есть обращение к истории общества, семье.
  4. Потребность в стремлении к уподоблению, поиску идеала, то есть идентификация человека с кем-либо или чем-либо.
  5. Потребность к познанию и освоению мира.

Стоит отметить, что Фромм придерживался концепции о влиянии бессознательного на человека и потребности относил как раз к этому. Но в понятии Фромма бессознательное – скрытый потенциал личности, духовные силы, отведенные каждому человеку изначально. А также в подсознательное занесен элемент общности, единства всех людей. Но подсознательное, как и описанные потребности, разбивается об логику и рациональность мира, клише и табу, стереотипы. И в большинстве своем потребности остаются нереализованными.

Теория приобретаемых потребностей Д. Мак-Клелланда

  • потребность в достижении или свершении;
  • потребность в человеческих связях или в присоединении;
  • потребность во власти.
  • если детей поощряют при контроле над другими, то формируется потребность во власти;
  • при самостоятельности – потребность в достижении;
  • при установлении дружбы – потребность в присоединении.

Потребность в достижении

Человек стремится превосходить других людей, выделяться, достигать установленных стандартов, быть успешным, решать сложные задачи. Такие люди сами выбирают ситуации, где будут нести ответственность за всех, но при этом избегают слишком простых или слишком сложных.

Потребность в присоединении

Человек стремится иметь дружеские, близкие межличностные взаимоотношения, основанные на тесной психологической связи, избегает конфликтов. Такие люди ориентированы на ситуации кооперации.

Потребность во власти

Человек стремится создавать условия и требования для деятельности других людей, управлять ими, контролировать их, пользоваться авторитетом, решать за других людей. Человек получает удовлетворение, находясь в позиции влияния и управления. Такие люди выбирают ситуации соревнований, конкуренции. Их заботит статус, а не эффективность действий.

Послесловие

Удовлетворение потребностей важно для адекватного развития личности. При игнорировании биологических потребностей человек может заболеть и умереть, а при неудовлетворенных высших потребностях развиваются неврозы, возникают и другие психологические проблемы.

Стоит отметить, что из правила «сначала удовлетворение одних потребностей – потом развитие других» существуют исключения. Речь идет о творцах и воинах, которые могут задаваться высшими целями, невзирая на неудовлетворенные физические потребности, например, голод и недосып. Но для среднестатистического человека характерны следующие данные:

  • физиологические потребности удовлетворяются на 85 %;
  • в безопасности и защите – на 70 %;
  • в любви и принадлежности – на 50 %;
  • в самоуважении – на 40 %;
  • в самоактуализации – на 10 %.

Потребности тесно связаны с социальной ситуацией развития человека и уровнем социализации. Что интересно, эта связь взаимообусловлена.

Потребности человека как источник его активности

08.04.2015

Снежана Иванова

Сами потребности человека являются основой формирования мотива, который в психологии рассматривают в качестве «двигателя» личности...

Человек, как и любое живое существо, запрограммирован природой на выживание, а для этого ему необходимо наличие определенных условий и средств. Если в какой-то момент своего эти условия и средства отсутствуют, то возникает состояние нужды, которое обуславливает появление избирательности реагирования человеческого организма. Эта избирательность обеспечивает возникновение ответной реакции на раздражители (или факторы), которые на данный момент являются наиболее важными для нормальной жизнедеятельности, сохранения жизни и дальнейшего развития. Переживание субъектом подобного состояния нужды в психологии именуют потребностью.

Итак, проявление активности человека, а соответственно его жизнедеятельность и целенаправленная деятельность, напрямую зависит от наличия определенной потребности (или нужды), которая требует удовлетворения . Но только определенная система потребностей человека будет обуславливать целенаправленность его деятельности, а также способствовать развитию его личности. Сами потребности человека являются основой формирования мотива, который в психологии рассматривают в качестве своеобразного «двигателя» личности. и деятельности человека напрямую зависит от органических и культурных потребностей, а они в свою очередь, порождают , который направляет внимание личности и ее активность на различные объект и предметы окружающего мира с целью их познания и последующего овладения.

Потребности человека: определение и особенности

Под потребностями, которые являются главным источником активности личности, понимают особое внутреннее (субъективное) ощущение нужды человека, определяющее его зависимость от определенных условий и средств существования. Сама же активность, направленная на удовлетворение потребностей человека и регулируемая осознанной целью, называется деятельностью. Источниками активности личности как внутренней побуждающей силы направленной на удовлетворение различных потребностей являются:

  • органические и материальные потребности (еда, одежда, защита и т.д.);
  • духовные и культурные (познавательные, эстетические, социальные).

Потребности человека находят отражение в наиболее стойких и жизненно важных зависимостях организма и среды, а система потребностей человека формируется под воздействием следующих факторов: социальных условий жизни людей, уровня развития производства и научно-технического прогресса. В психологии потребности изучаются в трех аспектах: как объект, как состояние и как свойство (более подробно описание этих значений представлено в таблице).

Значение потребностей в психологии

В психологии проблема потребностей рассматривалась многими учеными, поэтому на сегодняшний день существует достаточно много различных теорий, которые под потребностями понимали и нужду, и состояние, и процесс удовлетворения. Так, например, К. К. Платонов видел в потребностях в первую очередь нужду (точнее психическое явление отражения нужд организма или личности), а Д. А. Леонтьев рассматривал потребности через призму деятельности, в которой она находит свою реализацию (удовлетворение). Известный психолог прошлого столетия Курт Левин понимал под потребностями в первую очередь динамическое состояние, которое возникает у человека в момент осуществления ним какого-то действия или намерения.

Анализ различных подходов и теорий в изучении данной проблемы позволяет говорить о том, что в психологии потребность рассматривалась в следующих аспектах:

  • как нужда (Л.И. Божович, В.И. Ковалев, С.Л. Рубинштейн);
  • как предмет удовлетворения нужды (А.Н. Леонтьев);
  • как необходимость (Б.И. Додонов, В.А. Василенко);
  • как отсутствие блага (В.С. Магун);
  • как отношение (Д.А. Леонтьев, М.С. Каган);
  • как нарушение стабильности (Д.А. Мак-Клелланд, В.Л. Оссовский);
  • как состояние (К. Левин);
  • как системная реакция личности (Е.П. Ильин).

Потребности человека в психологии понимаются как динамически-активные состояния личности, которые составляют основу ее мотивационной сферы. А так как в процессе деятельности человека происходит не только развитие личности, но и изменения окружающей среды, потребности играют роль двигательной силы ее развития и здесь особое значение имеет их предметное содержание, а именно тот объем материальной и духовной культуры человечества, который влияет на формирование потребностей человека и их удовлетворение.

Для того, что бы понять суть потребностей как двигательной силы необходимо учитывать ряд важных моментов, выделенных Е.П. Ильиным . Они заключаются в следующем:

  • потребности организма человека нужно отделять от потребностей личности (при этом нужда, то есть потребность организма, может быть неосознаваемой или осознаваемой, а вот потребность личности всегда осознаваемая);
  • потребность всегда связана с нуждой, под которой необходимо понимать не дефицит в чем-то, а желанность или нужность;
  • из личностных потребностей невозможно исключение состояние потребности, которое является сигналом для выбора средства удовлетворения потребностей;
  • появление потребности – механизм, который включает человеческую активность, направленную на поиск цели и ее достижение как необходимость удовлетворения возникшей потребности.

Потребности отличаются пассивно-активным характером, то есть, с одной стороны они обусловлены биологической природой человека и дефицитом определенных условий, а также средств его существования, а с другой – они детерминируют активность субъект на преодоление возникшего дефицита. Существенный аспект человеческих потребностей – это их общественно-личностный характер, который находит свое проявление в мотивах, мотивации и, соответственно, во всей направленности личности. Вне зависимости от вида потребности и ее направленности все они обладают следующими признаками:

  • имеют свой предмет и являются осознанием нужды;
  • содержание потребностей зависит в первую очередь от условий и способов их удовлетворения;
  • они способны воспроизводиться.

В потребностях, формирующих поведение и деятельность человека, а также в производственных от них мотивах, интересах, стремлениях, желаниях, влечениях и ценностных ориентациях заключается основа поведения личности.

Виды потребностей человека

Любая потребность человека изначально представляет собой органичность переплетения биологических, физиологических и психологических процессов, что и обусловливает наличие многих видов потребностей, которые характеризуются силой, периодичностью возникновения и способами их удовлетворения.

Чаще всего в психологии выделяют следующие виды потребностей человека:

  • в зависимости от происхождения выделяют естественные (или органические) и культурные потребности;
  • по направленности различают материальные потребности и духовные;
  • в зависимости от того, к какой сфере они относятся (сферы деятельности), выделяют потребности в общении, в труде, в отдыхе и в познании (или образовательные потребности );
  • по объекту потребности могут быть биологическими, материальными и духовными (также выделяют еще и социальные потребности человека) ;
  • по своему происхождению потребности могут быть эндогенными (возникают вод воздействием внутренних факторов) и экзогенными (вызываемые внешними раздражителями).

В психологической литературе также встречаются базовые, фундаментальные (или первичные) и вторичные потребности.

Наибольшее внимание в психологии уделяется трем основным видам потребностей – материальным, духовным и социальным (или общественные потребности ), которые описаны ниже в таблице.

Основные виды потребностей человека

Материальные потребности человека являются первичными, так как они – основа его жизнедеятельности. Действительно, для того чтобы человек мог жить ему необходимо питание, одежда и жилье и эти потребности были сформированы в процессе филогенеза. Духовные потребности (или идеальные) являются сугубо человеческими, так как отражают в первую очередь уровень развития личности. К ним относят эстетические, этические и потребности в познании.

Следует отметить, что и органические потребности, и духовные характеризуются динамичностью и взаимодействуют между собой, поэтому для формирования и развития духовных потребностей необходимо удовлетворение материальных (например, если человек не удовлетворяет потребность в пище, то он будет испытывать усталость, вялость, апатию и сонливость, что не может содействовать возникновению познавательной потребности).

Отдельно следует рассмотреть общественные потребности (или социальные), которые формируются и развиваются под воздействием социума и являются отражением общественной природы человека. Удовлетворение этой потребности необходимо абсолютно каждому человеку как социальному существу и соответственно как личности.

Классификации потребностей

С того момента, как психология стала отдельной отраслью знаний множеством ученых было предпринято большое количество попыток классифицировать потребности. Все эти классификация очень разнообразны и в основном отражают лишь одну сторону проблемы. Именно поэтому, на сегодняшний день единая система потребностей человека, которая бы отвечала всем требованиям и интересам исследователей различных психологических школ и направлений, до сих пор не представлена научной общественности.

  • естественные желания человека и необходимые (без них невозможно прожить);
  • естественные желание, но не являющиеся необходимыми (если нет возможности их удовлетворения, то это не приведет к неизбежной смерти человека);
  • желания не являющиеся ни необходимыми, ни естественными (например стремление к славе).

Автор информационной П.В. Симонов потребности делил на биологические, социальные и идеальные, которые в свою очередь могут быть потребностями нужды (или сохранения) и роста (или развития). Социальные потребности человека и идеальные по П.Симонову разделяются на потребности «для себя» и «для других».

Довольно интересна классификация потребностей, предложенная Эрихом Фроммом . Известный психоаналитик выделял следующие специфические социальные потребности человека:

  • потребность человека в связях (принадлежность к группе);
  • потребность в самоутверждении (чувство значимости);
  • потребность в привязанности (потребность в теплых и ответных чувствах);
  • потребность в самосознании (собственная индивидуальность);
  • потребность в системе ориентации и объектах поклонения (принадлежность к культуре, нации, классу, религии и т.п).

Но наибольшую популярность среди всех существующих классификаций получила уникальная система потребностей человека американского психолога Абрахама Маслоу (более известная как иерархия потребностей или пирамида потребностей). В основу своей классификации представитель гуманистического направления в психологии положил принцип группировки потребностей по схожести в иерархической последовательности – от низших потребностей к высшим. Иерархия потребностей А. Маслоу для удобства восприятия представлена в виде таблицы.

Иерархия потребностей по А. Маслоу

Основные группы Потребности Описание
Дополнительные психологические потребности в самоактуализации (самореализации) максимальная реализация всех потенций человека, его способностей и развитие личности
эстетические потребность в гармонии и красоте
познавательные стремление узнавать и познавать окружающую действительность
Основные психологические потребности в уважении, самоуважении и оценке потребность в успехе, одобрении, признания авторитета, компетентность и т.п.
в любви и принадлежности необходимость быть в общности, социуме, быть принятыми и признанными
в безопасности необходимость в защите, стабильности и безопасности
Физиологические потребности физиологические или органические потребности в пище, кислороде, питье, сне, половое влечении и т.п.

Предложив свою классификацию потребностей, А. Маслоу уточнил, что у человека не могут возникать высшие потребности (познавательные, эстетические и потребность в саморазвитие), если он не удовлетворил базовые (органические) потребности.

Формирование потребностей человека

Развитие потребностей человека можно анализировать в контексте общественно-исторического развития человечества и с позиции онтогенеза. Но следует отметить, что и в первом, и во втором случае исходными будут выступать материальные потребности. Это обусловлено тем, что именно они являются главным источником активности любого индивида, толкая его на максимальное взаимодействие с окружающей средой (и природной, и социальной)

На базе материальных потребностей развивались и трансформировались духовные потребности человека, например потребность в познании базировалась на удовлетворении потребностей в пище, одежде и жилье. Что касается эстетических потребностей, то они также формировались благодаря развитию и усовершенствованию процесса производства и различных средств жизни, которые были необходимы для обеспечения более комфортных условий для жизнедеятельности человека. Таким образом, формирование потребностей человека обусловливалось общественно-историческим развитием, в ходе которого все человеческие потребности развивались и дифференцировались.

Что же касается развития потребностей в течение жизненного пути человека (то есть в онтогенезе), то здесь также все начинается с удовлетворения естественных (органических) потребностей, которые обеспечивают установлению взаимоотношений между ребенком и взрослыми. В процессе удовлетворения базовых потребностей у детей формируются потребности в общении и познании, на основе которых появляются и другие социальные потребности. Важное влияние на развитие и формирование потребностей в детстве оказывает процесс воспитания, благодаря которому осуществляется коррекция и замещение деструктивных потребностей.

Развитие и формирование потребностей человека согласно мнению А.Г. Ковалева должно подчиняться следующим правилам:

  • потребности возникают и укрепляются благодаря практике и систематичности потребления (то есть формирование по типу привычки);
  • развитие потребностей возможно в условиях расширенного воспроизводства при наличии разнообразных средств и способов ее удовлетворения (возникновение потребностей в процессе деятельности);
  • формирование потребностей происходит более комфортно, если необходимая для этого деятельность не будет изнурять ребенка (легкость, простота и положительный эмоциональный настрой);
  • на развитие потребностей существенное влияние оказывает переход от репродуктивной деятельности к творческой;
  • потребность будет укрепляться в том случае, если ребенок будет видеть ее значимость, как в личностном плане, так и в общественном (оценка и поощрение).

В решении вопроса о формировании потребностей человека необходимо вернуться к иерархии потребностей А. Маслоу, который утверждал, что все потребности человека заданы ему в иерархической организации по определенным уровням. Таким образом, у каждого человека с момента его рождения в процессе его взросления и развития личности будут последовательно проявляться семь классов (конечно же, это в идеале) потребностей, начиная от наиболее примитивных (физиологических) потребностей и заканчивая потребностью в самоактуализации (стремлении к максимальной реализации личностью всех своих потенций, наиболее полной жизни), причем некоторые аспекты этой потребности начинают проявляться не раньше подросткового периода.

По мнению А. Маслоу, жизнь человека на более высоком уровне потребностей обеспечивает ему наибольшую биологическую эффективность и соответственно более продолжительную жизнь, крепче здоровье, лучше сон и аппетит. Таким образом, цель удовлетворения потребностей базовых – стремление к возникновению у человека высших потребностей (в познании, в саморазвитии и самоактуализации).

Основные способы и средства удовлетворения потребностей

Удовлетворение потребностей человека является важным условием не только для комфортного его существования, но и для его выживания, ведь если не удовлетворять органические потребности человек погибнет в биологическом смысле, а если не удовлетворять духовные потребности – то умирает личность как социальное образование. Люди, удовлетворяя разные потребности, обучаются различным способам и усваивают разнообразные средства для достижения этой цели. Поэтому в зависимости от окружающей среды, условий и самой личности цель удовлетворения потребностей и способы для ее достижения будут различаться.

В психологии наиболее популярные способы и средства удовлетворения потребностей заключаются:

  • в механизме формирования индивидуальных для человека способов удовлетворения своих потребностей (в процессе научения, формирования различных связей между раздражителями и последующей аналогии);
  • в процессе индивидуализации способов и средств удовлетворения базовых потребностей , которые выступают в качестве механизмов развития и формирования новых потребностей (сами способы удовлетворения потребностей могут превратиться в них самих, то есть появляются новые потребности);
  • в конкретизации способов и средств удовлетворения потребностей (происходит закрепление одного способа или же нескольких, с помощью которых происходит удовлетворение потребностей человека);
  • в процессе ментализации потребностей (осознание содержания или некоторых аспектов потребности);
  • в социализации способов и средств удовлетворения потребностей (происходит их подчинение ценностям культуры и нормам общества).

Итак, в основе любой деятельности и активности человека всегда лежит какая-нибудь потребность, которая находит свое проявление в мотивах и именно потребности являются побуждающей силой, которая толкает человека к движению и развитию.

Механизм возикновения потребности рефлекторный, основывается на работах Симонова. »Если возникает потребность должен быть врожденными(безусловные рефлексы)

Есть 3 группы:

1)биологические(механизмы удовлетворения БУР- гомеостат потребности, пищевые,питьевые, потребность в безопасности, экономии сил)

2)Зоосоциальные(половые потребности, родительские, детские потребности, потребность в территории, стайные потребности)

3)идеальные потребности(саморазвитие)-потребность мозга в новой информации, сопротивлении, принуждении, во владении ситуацией.

Идеальные потребности есть только у человека. Они возникли сравнительно недавно. Например, к идеальным потребностям, которые отличают человека от животного, Аристотель отнес "стремление к познанию". Надо отличать его от потребности в информации, которая проявляется у животных в исследовательском поведении. Даже лабораторная крыса, живущая в одной и той же клетке несколько месяцев, периодически обходит все стенки, интенсивно шевеля вибриссами. Человеку же свойственно пытаться постичь причину вещей, а не только закономерности окружающего мира. Например, домашняя кошка старается получить еду. Эмпирическим путем она быстро устанавливает, что для удовлетворения пищевой потребности надо ткнуться лбом в ногу живущего с ней человека. Но откуда берется рыба, а тем более вареная рыба - такими вопросами кошка не озабочена. Поскольку потребность в познании обнаруживается далеко не у всех людей, то иногда к отличающим человека от животного потребностям относят потребность не в познании, а в самопознании: как сказал Хилон Лаконский, "познай самого себя". В остальных потребностях, которые принято относить к идеальным, как правило, можно выделить компоненты, являющиеся другими потребностями. Например, потребность в религии определяется, в частности, потребностью в социальной самоидентификации, т. е. в принадлежности к определенному ограниченному сообществу людей, которое отличается от других человеческих сообществ рядом внешних признаков. Кроме того, в религиозных чувствах присутствует и реализация потребности подчинения лидеру, на котором лежит ответственность за все происходящее: Атеисты же вынуждены признать, что все неприятности, которые с ними случаются, происходят по их собственной вине. По крайней мере, человек является соучастником подавляющего числа происшествий, приносящих ему огорчения. Не злые люди, не роковое стечение обстоятельств и, конечно же, не божий промысел повинны в бедах и несчастьях человека, а только он сам. Такой вывод принять непросто. Поэтому постоянно возникают и будут возникать самые разные системы мироощущений, выполняющие главную функцию религии - перенос ответственности человека за свою жизнь на внешние обстоятельства. К идеальным иногда также относят потребности, не увеличивающие жизнеспособность самой особи или сообщества, к которому она принадлежит. В частности, идеальными считаются информационная и социальные потребности, если они доминируют над потребностями самосохранения.

У каждого человека формируется свой индивидуальный профиль потребностей. Со временем он может меняться.

ПЕРВИЧНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ являются по своей природе физиологическими и, как правило, врожденными. Примерами могут служить потребности в пище, воде, Потребности дышать, спать и сексуальные потребности.

Вторичные потребности (гибридные высшие) – идеальные и социальные. Идеальные потребности создают основу для саморазвития индивида. К ним относят потребность в новизне, получение новой информации, которая реализуется в ориентировочно- исследовательском поведение. Социальные потребности человека включают стремление человека принадлежать к определенной социальной группе и занимать в ней определенное место в соответствии с субъективным представлением субъекта об иерархии данной группы. к идеальным потребностям человека относится его потребность познания окружающего мира и своего места в нем, познания смысла и назначения своего существования. Ее основу составляет потребностей в новой информации которая уже у животных обнаруживает себе в ориентировочно- исследовательском поведении. по природе своей психологические. Например, потребности в успехе, уважении, привязанности, власти и потребность в принадлежности кому или чему-либо. Первичные потребности заложены генетически, а вторичные обычно осознаются с опытом. Поскольку люди имеют различный приобретенный опыт, вторичные потребности людей различаются в большей степени, чем первичные.

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

К данному материалу относятся разделы:

Рефлекторная теория – этапы формирования

Базовые принципы современной физиологии ВНД: принцип отражения, принцип рефлекса, принцип доминанты, принцип системной деятельности мозга.

Определение, биологическое значение и принципы классификации безусловных и условных рефлексов.

Классификация безусловных рефлексов П.В.Симонова. Безусловные рефлексы саморазвития.

Определение и виды биологической памяти: генетическая, иммунологическая и нейрологическая память. Структурно-функциональные основы памяти и обучения. Понятие энграммы. Сенсорная, кратковременная и долговременная память. Классификация форм обучения: неассо

Облигатный характер неассоциативного обучения. Суммация, ее механизмы и биологическое значение. Привыкание как один из вариантов стимул-зависимого обучения.

Неассоциативное обучение. Долговременная потенциация как один из физиологических механизмов памяти.

Неассоциативное обучение. Импринтинг (запечатление), его особенности и биологическое значение. Виды импринтинга. Приуроченность импринтинга к определенному периоду онтогенеза

Неассоциативное обучение. Подражание (имитация) как основа видовых стереотипов.

Условия и механизмы образования временных связей. Условный рефлекс как пример эффект-зависимого обучения. Схема замыкания дуги условного рефлекса (УР). Закономерности формирования временной связи. Принцип «общего конечного пути» как отражение механизма ко

Принципы классификации УР: по афферентному звену рефлекторной дуги, по эфферентному звену, в зависимости от вида безусловного рефлекса, в зависимости от эффекторных органов (инструментальные и классические УР), по характеру безусловного подкрепления

Условные рефлексы высшего порядка, динамический стереотип. Использование поведенческих методов в медико-биологических исследованиях.

Потребности и мотивации. Безусловные рефлексы как механизмы удовлетворения базовых потребностей. Классификация потребностей животных и человека(Симонов).

Биологические потребности, их иерархия и индивидуальный профиль организации.

Зоосоциальные потребности животных. Феномен эмоционального резонанса, эволюционное значение альтруизма. Иерархия и особенности социальных потребностей человека.

Идеальные потребности. Наука, религия и искусство в системе идеальных потребностей человека. Вторичные (высшие, гибридные) потребности человека.

Роль гипоталамуса и миндалины в формировании потребностей и мотивационного состояния. Роль мотивации в формировании целенаправленного поведения. Принцип доминанты и признаки мотивационного состояния. Общие свойства мотивации.

Эмоции: их анатомический субстрат и физиологическое выражение. Информационная и биологическая теория эмоций. Функции эмоций.

Доминанта. Ее свойства и функциональное значение. Автор учения о доминанте.

Теория функциональной системы П.К.Анохина. Два типа функциональных систем.

Typology of THF. Morphological systems of english and ukrainian points for discussion

Typological features of the verb. Category of tense in English and Ukrainian. Category of aspect, of person. Number, Category of voice. Category of mood in English and Ukrainian. Syntactic functions. Modal verbs. Verbals in English and Ukrainian.

Охотничьи качества собак

Испытания по вольному зверю или птице. Импринтинг, или запечатление. Дрессировка собак возбудимого (холерического) типа. Ротвейлер: Темперамент и поведение

Тесты по психологии медицины

Патерналистская модель взаимоотношений между медицинскими работниками и пациентами. Третичная психопрофилактика. Развития творческого мышления.

Антропогенно-техногенное загрязнение окружающей среды

Экологическое действие загрязняющих агентов может затрагивать либо отдельные организмы (проявляться на организменном уровне), либо популяции, биоценозы, экосистемы и даже биосферу в целом.

Отчет по учебной практике. Кафедра «Учет и аудит»

Кафедра «Учет и аудит» Бухгалтерский учет сегодня занимает одно из главных мест в системе управления.

Рад вас приветствовать, уважаемые читатели! Чтобы поддерживать жизнедеятельность, человек вынужден удовлетворять свои нужды, которые как раз и сподвигают его на действия и активность. И сегодня мы рассмотрим, какие они, естественные потребности человека, и каким образом их возможно реализовать.

Общая информация

Помните, мы рассматривали с вами ?Так вот, существует определённая иерархия, исходя из которой, человек стремится удовлетворить изначально свои биологические потребности, и только потом уже переключается на более высокие и духовные. Ну, к примеру, о каком совещании может идти речь, если вы очень сильно хотите в туалет? Именно это желание будет определять ваше поведение, хотя бы потому, что оно обеспечивает вам существование. В основе вообще лежат инстинкты, такие как, пищевой инстинкт, инстинкт самосохранения и продолжения рода.

Но иногда мы путаем и не в силах определить, чего именно требуется нашему организму. Так происходит по причине подмены базовых желаний, их длительного неудовлетворения, попытки подавления, вследствие чего возникает напряжение, и тогда человек пытается компенсировать это состояние, начиная реализовывать чрезмерно совсем другие желания.

Приведу пример людей с пищевой зависимостью, так случилось, что любой психологический дискомфорт они привыкают заедать, получая от насыщения удовольствие и немного избавляясь от сильной тревоги.

Только проблема в том, что другие мечты, например, создать семью, продвинутся в карьере, они не будут пытаться достичь, сталкиваясь со сложностями и напряжением, начнут избавляться привычным способом – поглощать еду в неограниченных количествах, пока не спадёт уровень тревоги. Поэтому вполне естественный голод или насыщение они не способны ощущать и различать.

Виды

Органические нужды

Связывают нас с другими представителями живой природы, потому что являются общими, одинаковыми. Их ещё называют витальными, от латинского слова vitalis, что переводится, как животворящий. К ним относится здоровый сон, своевременное потребление здоровой пищи, воды, воздуха, возможность продолжать свой род. Если они будут не удовлетворены, человек просто погибнет.

Физиолого-психологические нужды

Ведь каждому из нас важно общение, без которого мы начнём деградировать, что также со временем приводит к смерти. Я рассказывал о важности социума и умении поддерживать контакт с окружающими в статье, вот .

Взаимодействие с окружающей средой

Обмен должен присутствовать в любой сфере, если мы не будем потреблять пищу, у нас не будет энергии и организм погибнет. Если мы будет потреблять ресурсы, но не выделять их вовне, то опять-таки организм отравится и погибнет. Даже в отношениях важен процесс обмена, иначе они разрушатся.

Духовные

Если человек не испытывает внутреннего равновесия, не способен проживать чувство любви или не понимает, что и зачем делает – то не будет радоваться жизни, он может даже перестать заботиться о себе и начать игнорировать биологические нужды, считая, к примеру, что не достоин продолжать свой род или качественно питаться.

А без веры в сердце жить вообще очень сложно, потому что это уже изначально позиция проигрыша, а откуда тогда браться энергии, как мотивироваться? При любой малейшей неудаче убеждения о невозможности успешной реализации только будут подтверждаться.

Самореализация

Каждому человеку очень важно «найти себя», узнать о своих возможностях и ресурсах. Иначе он не будет понимать, какой стороной может «вписаться» в общество, предъявляться в нём. Ведь, при отсутствии ощущения своей полезности может развиться депрессия.

Деньги


Как бы банально ни было, но в современном мире невозможно насытиться и чувствовать себя в безопасности, не имея финансов. Разве что уехать жить в эко поселения, тайгу и прочее, пытаясь выжить благодаря лишь умениям добывать пищу. Может, деньги и не являются основной ценностью, но без них мы можем только дышать бесплатно.

Условия

Для того чтобы обеспечить удовлетворение желания, необходимо позаботиться об условиях, в которых будет происходить реализация. Они бывают:

  • Внешние – то есть, грубо говоря, это место и время. От них иногда зависит исход нашей деятельности. Маловероятно пообщаться с кем-то или купить необходимую еду среди ночи, особенно, если вы живёте вдали от города.
  • Внутренние – это ресурсы, на которые мы опираемся, позитивные или негативные программы подсознания, которые порой определяют нашу деятельность и стремления. А также уровень интеллекта, в зависимости от которого наша личность либо стремится продвинуться вперёд, либо ей абсолютно не интересно ничего, кроме как насытить свой организм.

1.Никогда не приостанавливайте своё развитие

Знайте, что самым основным в управлении своими потребностями является умение противостоять соблазнам, выдерживать напряжение ввиду сохранения безопасности. А это невозможно, если вы не будете осознавать себя, для чего и с какой целью что-то делаете.

2.Научитесь мотивировать себя

3.Материальные условия жизненно необходимы для каждого человека

Хотя бы для того, чтобы купить лекарства, одежду, еду, мебель и воду. А для этого необходимо неустанно работать, находясь не только в поисках активных источников доходов, но и опираясь на пассивы. Для вдохновения почитайте статью о пассивном доходе . Кстати, очень сложно манипулировать человеком, который не испытывает острую жажду в каких-то желаниях, если у него всё есть – им сложно управлять, а это отличная мотивация к активным действиям, чтобы реализовать свои стремления.

4.Прислушивайтесь к себе и заботьтесь не только о теле, но и душе

Ведь от нашего настроения напрямую зависит качество здоровья. Помните, я вам рассказывал, что существует ? Так вот, они порой и определяют наши стремления и желания. Вам может хотеться уединения, и это нормально, особенно для меланхолика, не стоит «ломать» себя, чтобы соответствовать обществу.

Потребность - это переживание необходимости в чем-либо; устойчивое стремление, желание человека, побуждающее его к жизненной активности.

Виды потребностей - обычно выделяют природные (естественные), материальные, социальные и духовные потребности.

Удовлетворение потребностей - это процесс, замкнутый психологический цикл, в котором вычленяются такие этапы: актуализация конкретной потребности или желания, поиск средств и способов удовлетворения, обладание предметом потребности, его освоение, использование и угасание активности.

У думающего работника сферы торговли рано или поздно возникает ряд вопросов:
♦ Что побуждает личность к активной жизнедеятельности?
♦ Почему человек стремится заработать больше денег?
♦ Почему он проявляет покупательскую активность, ходит по магазинам, настойчиво ищет определенный товар?

В первую очередь человек стремится к достижению поставленных целей, к реализации намеченных жизненных планов. При этом активность человека постоянно поддерживается изнутри. Если бы этого не было, то любое небольшое внешнее препятствие полностью блокировало бы его жизнедеятельность.

Мощным внутренним источником активности личности являются ее потребности. Потребность - это переживание необходимости в чем-либо, устойчивое сильное желание, постоянное стремление.

Именно ради удовлетворения своих потребностей, желаний, стремлений человек напрягает силы, преодолевает трудности, противостоит отрицательным воздействиям. Что бы человек ни делал, он это делает с учетом сложившихся обстоятельств, и с учетом своих потребностей.

Когда на пороге магазина появляется посетитель, вы должны отчетливо понимать, что сюда его привели определенные проблемы и потребности.
Например, покупательница отбирает для приобретения несколько пачек стирального порошка. Что побуждает ее к покупке?

С одной стороны, простая необходимость: хозяйка обнаружила, что в семье заканчивается чистое белье. С другой - внутренняя потребность: стремление к порядку в доме, чистоте, соблюдению личной гигиены, желание проявить заботу о близких людях.
Все поведение личности разворачивается на стыке внешней необходимости и внутренней потребности.

Надо различать следующие виды потребностей:
♦ природные (естественные) потребности - ПП (в самосохраннии, питании, отдыхе, сексуальном удовлетворении и т. д.);
♦ материальные потребности - МП (в жилище, одежде, предметах быта);
♦ социальные потребности - СП (в общении, самореализации, в труде);
♦ духовные потребности - ДП (в смысле жизни и счастье, в красоте, добре, справедливости).
Потребности укореняются в человеческой личности по ходу жизнедеятельности, в процессе ее формирования. С развитием личности развиваются и ее потребности.
У каждого человека складывается в итоге своя индивидуальная структура потребностей.

Изменить сформировавшуюся у зрелой личности потребность, как правило, чрезвычайно трудно. Потребность прочно «сидит» в структуре личности, регулируя ее жизненное поведение. Некоторые потребности наносят вред человеку: его здоровью, психике, нравственности. Это потребности в алкоголе, наркотиках, азартных играх и т. д. Под их воздействием развитие личности деформируется, приобретает регрессивный характер.
Потребности взаимосвязаны между собой и влияют друг на друга.

Например, на базе естественной потребности в полноценном питании у человека развивается устойчивое желание иметь оборудованную кухню, холодильник, удобную и разнообразную посуду, то есть материальные потребности получают импульс для своего расширения.

Для правильного понимания психологии покупателя, построения эффективного общения с ним предлагаем ознакомиться с некоторыми особенностями человеческих потребностей.

Природные потребности

Природные потребности возникают у человека естественным путем, в ходе его взросления и развития. Главная из них - потребность в питании - и формирует спрос на рынке продовольственных товаров. Человек современной культуры весьма требовательно относится к потреблению продуктов. Ему важно все: вкусовые качества, питатель-
ность, свежесть, калорийность, полезность продукта для здоровья, упаковка и внешнее оформление товара, разнообразие рациона.

Природой определена некоторая норма питания: ежедневное потребление должно обеспечивать получение человеком примерно 3000 калорий (около 1 млн калорий в год).
Разумеется, количество калорий, необходимое конкретному человеку для нормальной жизнедеятельности, зависит от многих факторов: от пола, возраста, веса, роста человека, характера его трудовой деятельности, климатических условий проживания.

Однако дело не только в калорийности. По данным ученых в суточном рационе человека должно быть более 600 веществ, в том числе 17 витаминов, 20 аминокислот и другие соединения. Следовательно, ежедневное меню должно быть по возможности разнообразным.

Человеку мало быть просто сытым. Он хочет получать удовольствие от самого процесса потребления продуктов питания. Для него важно, как приготовлена пища. Многие люди серьезно увлечены кулинарным искусством.

Гурман - человек, разбирающийся во всех тонкостях кухни, крайне взыскательный к продуктам и своему питанию. Это тяжелый покупатель и достойный партнер для продавца, желающего подтвердить свою профессиональную компетентность.

Материальные потребности

Материальные потребности возникают рано, буквально с малых лет (желание иметь игрушки, красивую одежду, спортивный инвентарь). У подрастающей личности диапазон материальных потребностей быстро расширяется.
Конкретные материальные потребности не появляются сами по себе. Они вырастают на почве определенных жизненных противоречий и проблем. Например, наступившие необычно сильные холода заставляют членов семьи задуматься о скорейшем приобретении теплой одежды.

Родившийся ребенок побуждает молодых супругов к покупке множества новых вещей.
Участившиеся случаи квартирных краж подталкивают домочадцев к приобретению системы сигнализации для наружных дверей.

Однажды возникнув, материальные потребности имеют тенденцию к сохранению и дальнейшему саморазвитию и самоусилению: приобретенные вещи, предметы, услуги активизируют другие желания и стремления личности, последующее потребление. Ранее мы уже отмечали, что человек подбирает себе целую «команду» из нужных вещей, адекватных его потребностям.

Опытные продавцы умело пользуются этим. Учитывая особенности купленного товара, они тут же советуют покупателю обратить внимание на те или иные вещи, связанные по жизненной логике с проданной продукцией.

Современное индустриально-информационное общество стимулирует дальнейшее умножение материальных потребностей, предлагая человеку все новые товары и услуги, подогревая потребительский спрос. Материальные потребности практически ненасыщаемы!

Нередко материальные потребности конкретного человека превышают его возможности, уровень дохода. Возникает конфликтная жизненная ситуация. Важнейшей чертой зрелой воспитанной личности является ее готовность к самоограничению своих материальных потребностей.

Социальные потребности

Социальные потребности формируются постепенно в результате расширения диапазона деятельности личности от простых, «очевидных» (потребности в общении, игре) до более сложных и глубоких (потребности в труде, причастности).

Складывающиеся у данной личности социальные потребности во многом зависят от ее статуса в обществе, полученного воспитания и образования, круга общения, профессиональной принадлежности. Конкретные социальные потребности, как правило, многозначны, размыты, подвижны. В зону своего притяжения они могут втягивать самые различные предметы и вещи.

Человек, стремящийся к признанию, славе, власти, приобретает престижные вещи, заказывает дорогие костюмы, посещает элитарные мероприятия, завязывает нужные знакомства.

Тот, кто чувствует себя вполне счастливым в общении с близкими и детьми, покупает вещи, которые помогают обустроить домохозяйство, создать семейный уют, интересно проводить совместный досуг.

«Трудоголик» приобретает, прежде всего то, что позволяет меньше отвлекаться от работы, экономит время на домашние дела, способствует более успешному выполнению профессиональной деятельности.

Духовные потребности

Духовные потребности выполняют функцию стратегических регуляторов жизненного поведения. Их влияние заключается в том, что человек расширяет сферу своих желаний и стремлений за счет духовных ориентиров. Высшие духовные потребности видоизменяют характер потребления личности, накладывают определенный отпечаток на отношение к вещам-товарам.

Человек, ценящий красоту, свободу, творчество, будет больше средств затрачивать на образовательные, информационные, культурно-просветительные услуги, даже если ради этого придется покупать меньше товаров утилитарно-бытового назначения. Духовно богатая личность способна к более глубокому и содержательному общению с вещами. Ей удается получить от них гораздо больше

Развитые духовные потребности позволяют человеку точнее оценить скрытые достоинства вещи, придать ей более сложный жизненный смысл. Духовно богатая личность предъявляет и более высокие требования к стилю обслуживания, чувствительна ко многим нюансам общения с торговым персоналом.

Между различными потребностями, желаниями, стремлениями человека могут возникнуть противоречия. Тогда внутри личности разгорается борьба разных побудительных сил. Именно в сфере потребления человек часто испытывает конфликт желаний. Возникшие потребности требуют удовлетворения.

Удовлетворение потребностей представляет собой психологический процесс, в котором можно условно выделить четыре этапа

На 1-м этапе осознается возникшее жизненное противоречие и актуализируется соответствующая потребность, пробуждается конкретное желание.
Следует отметить, что сложившаяся у личности потребность может быть пассивной и активной. До какого-то момента времени потребность «дремлет», погрузившись в глубины бессознательного, человек как бы забывает о ней, сосредоточившись на текущей деятельности. Только в определенных обстоятельствах эта потребность «просыпается».
Задача рекламного воздействия, в частности, - пробудить дремлющую потребность, напомнить человеку о ее существовании.

На 2-м этапе происходит поиск средств и способов, позволяющих удовлетворить возникшую (или «проснувшуюся») потребность. Сила желаний, как правило, возрастает (но при некоторых обстоятельствах может ослабнуть). Поиск приводит чаще всего к тому, что человек осознает необходимость использовать для удовлетворения потребности определенные предметы и вещи.

При этом выясняется, что одни вещи из необходимого набора имеются в наличии, другие - отсутствуют. Отсутствие того, что нужно, остро необходимо в сложившейся ситуации - сердцевина покупательской мотивации! Именно в этот момент возникает идея покупки, появляется покупательский замысел. Следовательно, сам акт покупки - только отдельное звено процесса потребления.
На 3-м (основном) этапе осуществляется реальное удовлетворение потребности, что сопровождается активным обладанием, использованием желаемого предмета, усвоением присущих этому предмету ценных потребительских свойств. На данном этапе происходит интенсивное взаимодействие человека с приобретенной (купленной) вещью, она раскрывает свой потенциал как орудие жизнедеятельности.

Очень важный и тонкий момент, который должны учитывать работники торговли: процесс удовлетворения определяется не только качеством вещи-товара. Большое значение (может быть, решающее) имеют:
♦ ожидания и настрой потребителя, его самочувствие, психическое состояние;
♦ подготовленность потребителя (наличие у него необходимых жизненных навыков, практических умений);
♦ социально-психологические условия, в которых реализуются человеческие желания.

Следовательно, процесс использования купленного предмета зависит не только от качества вещи-товара, но и от индивидуальности потребителя.

Мы полагаем, что многие сложные товары нуждаются в лучшем информационном сопровождении (простые, наглядные и подробные инструкции, специальные видеоматериалы, буклеты). Большую помощь пользователю может оказать послепродажный сервис. Процесс удовлетворения потребности сопровождается эмоциональной разрядкой.

На 4-м (заключительном) этапе происходит завершение цикла: потребность угасает, а психологическое напряжение спадает.
Постпереживание включает три компонента:
♦ удовлетворенность результатами решения жизненной проблемы;
♦ удовлетворенность вещью, которая использовалась и применялась;
♦ удовлетворенность собой (своими действиями, умениями).

Психологический цикл удовлетворения потребности носит замкнутый характер. Как правило, он с некоторой периодичностью повторяется (исключение - случай уникального потребления).

Например, заядлый курильщик может в течение часа неоднократно удовлетворять свою потребность в поглощении никотина. Голод и жажду человеку приходится удовлетворять несколько раз в сутки. Потребность в развлечениях может актуализироваться с периодичностью раз в неделю или в месяц (все зависит от индивидуальности личности).

Необходимость и желание обновить марку своего автомобиля возникает (у рядового потребителя) всего несколько раз в жизни Соответственно и покупательская активность носит циклический характер.

Повторяющийся цикл удовлетворения данной потребности может закрепить или даже усилить ее, но возможно и ослабление этой потребности, даже ее полное исчезновение. Одна из психологических причин такого исхода - неудовлетворенность попытками потребления, результатами преодоления жизненного противоречия выбранным способом.

Другая причина - привыкание. Оно возникает в результате неоднократного удовлетворения знакомой потребности с использованием одних и тех же средств, получение каждый раз одинаковых результатов и впечатлений. Привыкание может притупить интерес к данному товару.

Каждая серьезная торговая фирма должна постоянно изучать потребности своих клиентов. С этой целью необходим анализ покупательских предпочтений, их динамики за определенный период времени.

В частности, компьютерная система анализа продаж, разработанная Академией, позволяет директору магазина получать в любой момент данные о том, сколько было продано товара данного наименования (вида, марки), каков удельный вес этого товара в общем объеме продаж. Можно получить динамику этих показателей по дням недели, за определенный месяц, на протяжении года.

В результате такого анализа понятнее становятся и сами потребности покупателей, и характер изменений этих потребностей. Можно точнее прогнозировать спрос на тот или иной вид продукции.