Опыт организации ранней помощи за рубежом и в россии. Программы раннего вмешательства Что помогает получить ожидаемый эффект от вмешательства

Работы представителей различных профессий в программах раннего

Вмешательства.

Программы раннего вмешательства: определение, законодательные основы (на примере США и РФ). Основные принципы раннего вмешательства: междисциплинарный командный подход и семейноцентрированность и их теоретическое и практическое обоснование; преимущества междисциплинарного подхода. Направления и формы раннего вмешательства, в которых реализуются принцип семейноцентрированности и междисциплинарный командный подход (направления работы с семьей, с парой «мать - ребенок), междисциплинарная оценка, обсуждение и формулирование индивидуального плана обслуживания ребенка и семьи и др.). Модель трансдисциплинарной работы сотрудников программы раннего вмешательства.

Определение раннего вмешательства. Основные компоненты системы раннего вмешательства и их взаимосвязь (выявление, оценивание, раннее вмешательство).

Раннее вмешательство – это область междисциплинарного обслуживания детей первых месяцев и лет жизни из групп социального, медицинского и генетического риска отставания в развитии и их родителей. Р.В. направлено на создание условий для удовлетворения потребностей социально-эмоционального развития младенцев и детей раннего возраста.

Работа одновременно с родителями и ребёнком предоставляет уникальную возможность более широкого наблюдения, быстрого накопления информации и опыта, их отражения и комментирования по сравнению с индивидуальными терапевтическими сеансами. àсвязанные с нарушением отношений и первичного социального окружения негативные тенденции в развитии младенца могут быть изменены в более благоприятную для родителей и ребёнка сторону.

Основные компоненты единой системы раннего вмешательства: выявление детей с особыми потребностями, определение особых нужд и специфических образовательных потребностей ребенка и семьи, разработка и реализация индивидуальных программ раннего вмешательства и др.

Р.В. (США) включает в себя такие области, как всесторонняя система обнаружения младенца с отставанием или риском отставания в развитии, предполагающая раннюю идентификацию, скрининг и направление в места обслуживания; определение уровня развития младенца; тренинг и консультации семьи, визиты домой; специальное образование; речевая патология и аудиология; адаптация младенца к окружающей среде и организация адекватной потребности окружающей среды; развитие движения; психологическая служба; социальная работа; координация всех достижимых источников обслуживания ребёнка и семьи; медицинское обслуживание, которое входит в программы р.в. только в целях диагностики и оценки младенца; вспомогательный уход за здоровьем ребёнка.

Описание конкретной программы обычно включает в себя следующие элементы:

Определение программы

Критерии принятия в программу, в том числе характеристики ребёнка и семьи

Обслуживающий персонал и роли каждого профессионала

Порядок поступления ребёнка в программу

Процедуры и методы скрининга и оценки различных сторон развития ребёнка, процедуры и методы оценки семьи

Порядок получения информации и составления индивидуального плана обслуживания семьи, порядок обзора и изменения этого плана

Виды предлагаемого обслуживания

Информация о создании родительского совета

Порядок окончания программы р.в. и перевода ребёнка и семьи в другую программу, отказа от программы

План оценки компонентов программы

Необходимые записи и документы

Основные принципы раннего вмешательства (семейноцентрированность, междисциплинарность, командность).

1) Семейноцентрированность . В настоящее время общепризнано, что программы обслуживания детей с особыми потребностями должны концентрировать своё внимание не только на ребёнке, но и на всей семье, учитывать, что семья является наиболее важным, оказывающим решающее влияние на рост и развитие ребёнка окружением. Семейно-центрированность означает ориентацию на организацию первичного социального окружения ребёнка, на взаимодействие матери и младенца. Работа в партнёрстве с людьми, окружающими ребёнка не только дома, но и в других местах; программа направлена на поддержку и поощрение матери или другого ухаживающего за младенцем человека.

Стратегия и процедура оценки семьи: определить потребности и сильные стороны семьи, установить адекватные кратковременные и долговременные цели, выявить службы вмешательства, определить направления оценки эффективности программы. Родители и члены семьи входят в команду р.в., считаются её важными членами, становятся центральными фигурами в процессе определения слабых и сильных сторон ребёнка и семьи, разработки и последующей реализации индивидуального плана обслуживания. В России такая практика вовлечения родителей в процедуру р.в. очень важна, тк наблюдаемые в медицинских, социальных, педагогических учреждениях отношения характеризуются передачей ответственности за решение судьбы ребёнка профессионалам.

2) Командная работа (модели):

Мультидисциплинарная

Междисциплинарная

Трансдисциплинарная

Одними из наиболее важных черт программ раннего вмешатель­ства являются семейно-центрированность и групповой, командный принцип работы ее сотрудников.

Семейно-центрированность

Результаты исследований в области младенчества, взаимодей­ствия младенца и матери, семей младенцев с риском отставания в развитии привели к осознанию необходимости разрабатывать про­граммы, направленные нетолько надетей, но и на семьи, в которых происходит их развитие, или по крайней мере на диады «мать - мла­денец» (Beckwith, 1990; Krauss, Jacobs, 1990). Обобщение множества данных о влиянии качества раннего взаимодействия на формирова­ние привязанности младенца и матери и последующее социально-эмоциональное развитие и формирование личности ребенка приве­ло к созданию семейно-центрированных программ раннего вмеша­тельства, ориентированных на организацию первичного социально­го окружения ребенка, на взаимодействие матери и младенца.

Поддержка семейно-ориентированных служб привела к значи­тельному сдвигу в общественной политике организации социальных программ и социально-психологической работы с детьми-инвали­дами, поскольку ранее такая ориентация наблюдалась лишь для кру­га семей с низким доходом, неблагополучных семей. В настоящее время общепризнано, что программы обслуживания детей с особы­ми потребностями должны концентрировать свое внимание не толь­ко на ребенке, но и на всей семье, учитывать, что семья является наи­более важным, оказывающим решающее влияние на рост и развитие ребенка окружением. Персонал служб раннего вмешательства рабо­тает в партнерстве с людьми, окружающими ребенка не только дома,

Но и в других местах, а программа направлена на поддержку и поощ­рение матери или другого ухаживающего за младенцем человека.

Акцентирование внимания на семье, как это представлено в за­коне об образовании младенцев с отставанием или риском отстава­ния в развитии, привело профессионалов раннего вмешательства к необходимости выработки стратегии и процедур оценки семьи. Цели оценки семьи в пределах программ раннего вмешательства близки тем, которые обычно устанавливаются для оценки ребенка: опреде­лить потребности и сильные стороны семьи, установить адекватные кратковременные и долговременные цели, выявить службы вмеша­тельства, определить направления оценки эффективности програм­мы. Обзор данных литературы свидетельствуете значительном уве­личении числа исследований семей младенцев с различной этиоло­гией отставания или риска отставания в развитии (Field, 1987; 1990; Beckwith, 1990; Krauss, Jacobs, 1990). Очевидно, что развитие адек­ватных стратегий оценки семьи потребует от профессионалов ран­него вмешательства знакомства с проблемами развития семьи в та­кой же степени, как они знакомы с проблемами развития ребенка, введения в состав персонала профессионалов по работе с семьей. Данное заключение, так же как и другие выводы, сделанные в резуль­тате исследований пяти первых лет со времени принятия в 1986 году закона об образовании детей от рождения до 3 лет, включая измене­ние определения «младенцы-инвалиды» на «младенцы с особыми потребностями», были учтены в поправках, принятых Конгрессом США в 1991 году.


Наиболее эффективными считаются программы раннего вме­шательства, которые имеют возможность реализации широкого ди­апазона семейно-центрированного обслуживания. Чаще всего обслу­живание состоит из следующих элементов: а) обеспечение информа­цией, б) поддержка и выработка рекомендаций, в) включение в про­граммы образования или обучения, г) помощь в организации взаи­модействия родителя и ребенка, д) помощь в использовании возмож­ностей других организаций. Гибкость программы раннего вмешатель­ства в подборе элементов обслуживания позволяет каждой семье, в зависимости от ее слабых и сильных сторон и потребностей, полу­чить индивидуализированное обслуживание.

Одним из наиболее существенных положений семейно-центри­рованного подхода кобслуживанию младенцев групп риска является то, что родители и другие члены семьи входят в команду раннего вме-


шательства, считаются ее важными членами, становятся централь­ными фигурами в процессе определения слабых и сильных сторон ребенка и семьи, разработки и последующей реализации индивиду­ального плана обслуживания. Таким образом, содействие развитию младенцев групп риска проводится через поддержку функциониро­вания семьи как первичного окружения ребенка путем включения членов семьи в командную работу профессионалов и их участия на каждом из этапов семейно-центрированного раннего вмешательства. Наблюдаемые в российских медицинских, педагогических и соци­альных учреждениях отношения в основном характеризуются пере­дачей родителями ответственности за решение судьбы ребенка про­фессионалам, поэтому вовлечение родителей в работу является еще одной специальной задачей, совершенно новой для российской прак­тики организации обслуживания детей с особыми потребностями.

Командная работа сотрудников

Обычно используются три модели организации групповой, ко­мандной работы сотрудников программы раннего вмешательства, описанные в литературе какмультидисциплинарная, междисципли­нарная и трансдисциплинарная (Hanson, Lynch, 1989; Rossetti, 1990; 1996). Мультидисциплинарная модель подразумевает, что члены ко­манды представляют различные дисциплины и работают непосред­ственно с ребенком или семьей независимо друг от друга, исполняя свою роль и обязанности практически без взаимодействия и пересе­чения профессиональных границ. Примером может служить работа сотрудников детской поликлиники, в которой различные специали­сты последовательно осматривают ребенка, результаты осмотра за­писываются в медицинскую карту и рассматриваются, в случае не­обходимости, на рабочем совещании у ведущего педиатра - заведу­ющего отделением или поликлиникой. Педиатр объединяет все дан­ные, содействует обсуждению результатов и сообщает информацию семье. Слабой стороной мультидисциплинарного подхода считается отсутствие совместных наблюдений, недостаточное взаимодействие и, как следствие, неполное использование возможностей професси­оналов. Особенно очевидным эго становится при необходимости более полной оценки и представления профиля развития ребенка, понимания его сильных и слабых сторон.

В отличие от предыдущей модели работа членов междисципли­нарной команды проходит в условиях установленных каналов взаи­модействия и характеризуется большей степенью координации и ин­теграции обслуживания. На этапе оценки уровня развития ребенка они могут проводить как отдельное, каждый в своей области, так и совместное обследование. Интерпретация и интефация информа­ции, определение диагноза проводятся на совместной встрече и ос­новываются на результатах работы каждого члена команды. В ходе группового обсуждения определяют цели и направления работы и раз­рабатывают план вмешательства, включая рекомендации в каждой из областей развития ребенка. Когда команда, а не отдельный про­фессионал, ответственна за проведение обследования, формулиро­вание диагноза и разработку плана вмешательства, по крайней мере один из членов команды должен иметь опыт интегрирования резуль­татов обследования в различных областях. В зависимости от потреб­ностей ребенка и семьи, члены команды могут выполнять обязанно­сти ведущего групповое обсуждение попеременно.

На этапе проведения раннего вмешательства специалисты ра­ботают обычно отдельно друг от друга, координация обслуживания и контакт с семьей поручаются социальному работнику. Наряду с вы­соким уровнем квалификации в своей области, одним из основных требований к члену междисциплинарной команды является отход от позиции узкого видения в рамках одной дисциплины в сторону зна­комства с работой в других областях. Приоритетом становится зна­комство с навыками и вкладом в групповую работу других сотрудни­ков, развитие навыков межличностной коммуникации, желание вы­сокого уровня сотрудничества и способность к компромиссу для эф­фективного функционирования всей команды. Очевидно, что для организации междисциплинарной модели требуется не только под­бор по областям и объединение под одной крышей представителей различных дисциплин, не только их активное обучение навыкам груп­повой работы, не только теоретические знания и индивидуальный опыт переживания взаимоотношений в группе, но и обращение осо­бого внимания на мероприятия по сохранению команды, поддержа­нию ее в рабочем состоянии, на возможности разрешения внутри-групповых конфликтов.

Отличительной чертой трансдисциплинарной модели является пересечение профессиональных границ, заключающееся во взаимо­заменяемости профессионалов в исполнении ролей и обязанностей,


возможности обучения друг друга, передачи членами команды ин­формации, знаний и навыков работы одному из своих коллег. В этом случае, в силу расширения функциональных возможностей, каждый профессионал может действовать в качестве лидера команды, про­водить оценку уровня развития ребенка в нескольких областях, оп­ределять слабые и сильные стороны ребенка и семьи и, при соответ­ствии специализации основной потребности ребенка, выступать в качестве исполнителя индивидуального плана обслуживания. В слу­чае необходимости остальные члены команды могут консультировать обслуживающего семью профессионала.

Трансдисциплинарная модель командной работы позволяет более гибко встроить терапевтическое вмешательство в жизнь семьи и ребенка, она не исключает индивидуального обслуживания со сто­роны других специалистов, однако в данном подходе это использу­ется менее часто. Считается, что компетентность членов трансдис­циплинарной команды во многих областях позволяет обслуживать больше семей, решать задачи раннего вмешательства меньшим чис­лом людей и что данная модель является более оптимальной по срав-нениюс мульти- и междисциплинарной организацией работы команд профессионалов. В то же время для организации эффективной транс­дисциплинарной работы, обучения профессионалами друг друга, консультирования и обсуждения случаев требуется дополнительное рабочее время (Hanson, Lynch, 1989; Rossetti, 1990).

В Украине стартует масштабный проект поддержки детей с особенными потребностями и их родителей – программа «Родители за раннее вмешательство». Эта практика, распространенная во многих европейских странах, включает в себя помощь в развитии особенных детей с 0 до 3 лет, сопровождение их родителей, семьи, а также изменения социальной среды, в которой живет такой ребенок. Инициатором программы в Украине стали родители детей с особенными потребностями, объединившиеся в организацию «Родители за раннее вмешательство в Украине». Кроме того, в программе участвуют и специализированные организации, такие как харьковский благотворительный фонд «Институт раннего вмешательства», Национальная ассамблея людей с инвалидностью Украины, а также международные организации – UNICEF, британская HealthProm, представительство Евросоюза в Украине и правительство Германии, которые финансируют проекты раннего вмешательства.

На пресс-конференции, состоявшейся 17 февраля в Киеве, участники проекта рассказали, что запускают его в 10 регионах — Одесской, Закарпатской, Львовской, Винницкой, Днепропетровской, Донецкой, Луганской, Харьковской, Запорожской областях, а также в Киеве. Более того, совместно с инициаторами проекта выступают сразу три министерства – здравоохранения, соцполитики и образования, так как программа раннего вмешательства является комплексной. Для ее реализации нужно не только специально подготовить медиков, но также важно провести работу с учителями в школах и воспитателями в детских садиках, провести тренинги для социальных работников и чиновников местных органов власти, чтобы они в полной мере понимали, как правильно работать с особенными детьми, чтобы их социализация состоялась.

«Мы создали 25 команд раннего вмешательства в восточных областях Украины – они состоят из психологов, реабилитологов, социальных работников, логопедов. Они обучаются самым передовым методикам предоставления услуг раннего вмешательства. С марта мы планируем проводить широкую информационную кампанию, чтобы общество имело представление о системе раннего вмешательство, о нуждах особенных детей», — рассказала Назгуль Чолпонбаева, специалист по защите детей представительства UNICEF в Украине.

«Эта система включает в себя команду специалистов разных дисциплин, которые встречают родителей, только узнавших, что в их семье есть особенный малыш, или тех родителей, кто уверен, что с их ребенком все хорошо, но медики уже знают обратное. Эти команды помогают родителям принять, понять их ребенка, научиться быть открытыми по отношению к своему ребенку в первую очередь. Так они помогают избежать инвалидизации как процесса, а не только как записи в медицинской карте. Мы – родители, готовые помогать государству, медикам разрабатывать программу раннего вмешательства», — говорит Алена Скрипко, координатор программы «Родители за ранее вмешательство в Украине».

На пресс-конференции мы поговорили с харьковчанкой Викторией Пироговой, мамой особенной девочки Оли, участницей программы раннего вмешательства.

Моей дочери Оле уже 18 лет, она очаровательная девушка, юная леди. У Оли были серьезные нарушения центральной нервной системы. Во время таких рутинных практик, как как питание, походы в магазин, мы смогли научиться многим вещам и социализироваться так, что со временем пошли в школу, и я этим очень горжусь. Очень важно пройти весь путь – от раннего вмешательства к инклюзивному либо общему образованию.

Принципы раннего вмешательства очень сложны для нашего постсоветского общества, так как основываются на очень серьезной философии отхода от понимания инвалидности ребенка как медицинского дефекта. В Конвенции прав людей с инвалидностью, которую приняла и Украина, дается определение инвалидности – это взаимодействие общества и конкретного человека. Инвалидность определяется как невозможность жить полноценной счастливой жизнью. Поэтому ранее вмешательство предполагает изменение подхода к реабилитации ребенка. Он в раннем возрасте находится в семье, и оказывая помощь только ребенку, невозможно добиться эффекта. А если помощь оказывается всей семье, то ее эффект очень возрастает.

Какие проблемы родителей помогает преодолеть программа раннего вмешательства?

Когда родилась Оля, мне было очень тяжело. Все мамы особенных детей проходят такой период, когда ты остаешься одна. Пиковая ситуация случается в тот момент, когда ты понимаешь – твой ребенок будет иметь значительные нарушения. Один из врачей посоветовал обратиться в «Центр раннего вмешательства», и когда я пришла, там уже была группа родителей. Мы собирались раз в неделю для терапии, первые полгода мы просто плакали, но впоследствии встречи нам очень помогли. Одна из услуг раннего вмешательства – помочь маме принять ребенка таким, какой он есть, увидеть положительные качества. Ведь сначала ты видишь только дефект, он закрывает всю личность ребенка, и становится очень страшно. Терапия помогает пройти все фазы восприятия – от отрицания, гнева до принятия ребенка.

Так же, как и единомышленники, очень важен поиск помощи детям, поиск хороших врачей и специалистов по раннему вмешательству. 18 лет назад мы передавали друг другу какие-то листки с перепечатанными текстами. Сейчас очень хорошо, что есть интернет и много информации, это помогает определиться.

С какими врачами нужно работать родителям?

Все зависит от того, какой диагноз поставлен ребенку. У меня были очень тяжелые роды, у ребенка было кровоизлияние в мозг, и мы начали с неврологов. Надо отдать должное, мы получили всю необходимую медицинскую помощь, многие функции организма моей дочери были восстановлены, ведь она могла быть просто обездвиженным человеком. Но есть реальность, и ее нужно уметь принять.

Девиз нашего харьковского центра: «Вмешаемся в проблему раньше, чем она помешает жизни вашего ребенка». Также родителям важно не закрывать глаза на ребенка, если мы говорим о группах риска. Многие говорят: «Ребенок потом заговорит». Но лучше проверить маркеры развития. Это поможет создать для ребенка развивающую среду, преодолеть нарушения, ведь головной мозг очень хорошо развивается до 3 лет, и впоследствии ребенок сможет социализироваться.

Есть ли динамика в толерантном отношении к особенным детям в Украине?

Наше общество очень сложно относится к разнообразию, нет понимания, что кто-то медленнее думает, кто-то иначе воспринимает. Только сейчас есть ростки толерантности. Почему важны школы? Потому что у детей еще нет этих ярлыков, которые потом навешиваются на людей, — дети играют, и им все равно, в отличие от взрослых, которые стигматизируют окружающих. С разнообразием мира в постсоветских странах большие проблемы.

Когда Оля была маленькая, мы с другими родителями особенных детей набрались смелости и пошли в кафе! По одному никто в общественные места на тот момент не ходил – нам было настолько страшно выйти с детьми, особенно с теми, по которым были сразу видны нарушения. Мы раз в полгода ходили большой компанией. Я знаю, что сейчас это звучит наивно и смешно, сейчас уже норма, когда маленькие детки везде со своими родителями, ходят на кружки и так далее. Другое дело, что родители не умеют с ними работать. Мы все еще прячемся.

Фото Виктории Пироговой: Національна Асамблея людей з інвалідністю України

Создание системы профилактики, ранней диагностики и коррекции отклонений в развитии детей предполагает анализ и оценку опыта, накопленного на протяжении 30 лет за рубежом, и первых шагов, сделанных Россией на этом пути в настоящее время.
Уже в начале 70-х гг. ХХ в. США и страны Европы перешли к практике создания различных систем и программ ранней помощи младенцам и их семьям. Первые создаваемые программы были ориентированы на удовлетворение социальных потребностей нормально развивающихся детей и детей с риском отставания в развитии от рождения до 3 лет. Это позволило характеризовать их как социально-педагогические программы ранней помощи или раннего вмешательства.

Службы ранней помощи, например в США, ориентированные на помощь детям в семьях групп риска, осуществляют свою деятельность по следующим направлениям: оценка уровня развития ребенка; консультация семьи, специальная система образования родителей, организация развивающей среды для младенцев; охват образованием различных сфер развития младенца (социальных навыков, эмоционального развития, зрительного и слухового восприятия, первых предметных действий, развития предпосылок понимания речи и активной речи).
Службы, осуществляющие социально-педагогическую помощь проблемным детям младенческого и раннего возраста, решают несколько иные задачи: выявление специальных образовательных потребностей детей в связи с нарушениями развития в той или иной сфере (движений, речи, слуха или зрительного восприятия и т.д.); развитие специальной системы образования родителей, организация развивающей среды, адекватной специальным потребностям младенцев с отклонениями в развитии; социальное и психологическое сопровождение ребенка и семьи; координация всех видов помощи, оказываемой ребенку и семье.
Эффективность работы служб ранней помощи в США принято оценивать по следующим критериям:
время включения ребенка и семьи в практику ранней помощи эффективным периодом является период с первых дней жизни ребенка до трех месяцев;
интенсивность ранней помощи - чем активнее оказывается поддержка семье и ребенку, тем значительнее результаты развития ребенка;
создание всех необходимых условий для развития возрастных навыков у малыша;
охват программой различных сфер развития ребенка;
учет индивидуальных различий детей в скорости и темпе освоения навыков;
поддержка окружающей среды, способствующей развитию ребенка.
Параллельно с социально-педагогически ориентированными службами ранней помощи развивалась система раннего психотерапевтического воздействия или психотерапевтического вмешательства, направленная на одновременную работу с родителями и младенцами.
В России при глубоком понимании необходимости экономической и гуманистической целесообразности ранней помощи еще нет соответствующей целостной государственной системы.
На этом пути в специальном образовании сделаны первые шаги. Впервые совместно медиками и специалистами по специальной педагогике проведенные в 80-х гг. исследования позволили создать единую государственную систему раннего выявления и специальной помощи для одной категории детей - детей с нарушенной слуховой функцией первых трех лет жизни.
В рамках созданной системы проведение медико-психолого-педагогических коррекционных мероприятий начинается с момента диагностирования снижения слуха у малыша. Психолого-педагогическую помощь дети с нарушенным слухом получают в сурдологических кабинетах (отделениях, центрах), а также в создаваемых при специальных (коррекционных) образовательных дошкольных учреждениях для глухих и слабослышащих детей группах надомного обучения и кратковременного пребывания. В сурдологических кабинетах медико-психолого-педагогическая коррекция детей первого года жизни осуществляется, как правило, 1 раз в месяц. С года на ребенка, не посещающего специальное учреждение, выделяется 1 ч в неделю для занятий с педагогом. В группах надомного обучения и кратковременного пребывания наблюдение за детьми до года осуществляется, по возможности, дома; с года дети могут посещать занятия специалиста 2-3 раза в неделю. Если родители живут далеко от учреждения, оказывающего ребенку помощь, то они могут приезжать 2-3 раза в год и в течение 1-2 недель посещать занятия ежедневно.
Организация раннего выявления и ранней коррекционной помощи детям с нарушенным слухом может являться примерной моделью раннего вмешательства в развитие детей с другими отклонениями в развитии (интеллектуальными, сенсорными, эмоциональными, двигательными, речевыми).
Наиболее разработанной региональной моделью ранней помощи семье и детям группы риска с возможным отставанием в развитии может служить С.-Петербургская городская социальная программа «Абилитация младенцев» (Е. В. Кожевникова и др., 1995; Р. Ж. Мухамедрахимов, 1997).



1.4. Создание государственной системы ранней помощи - перспектива в развитии специального образования
Сопоставление зарубежного и отечественного опыта убедительно доказывает, что необходимо создание единой государственной системы выявления детей с нарушениями в развитии и обеспечения ее методами комплексной помощи. При этом ни в коем случае не предполагается отказ от ранее созданных учреждений: они будут реконструированы и обогащены на основе государственной системы, а их работа будет подлержана на переходном этапе.
Таким образом, первоочередной задачей сегодняшнего дня становится задача разработки стратегии и тактики создания единой государственной системы раннего выявления и специальной помощи детям с отклонениями в развитии и их семьям.
Промежуточным результатом работы должен стать проект Программы внедрения разработанной единой системы раннего выявления и помощи детям с нарушениями в развитии на всей территории Российской Федерации.
Необходимо подчеркнуть, что реализация такой программы как нового приоритетного направления развития системы образования на государственном уровне возможна только при скоординированном взаимодействии Министерства образования РФ, Министерства здравоохранения РФ, других министерств, ведомств, различных структур, отдельных научно-исследовательских институтов, высших учебных заведений, групп исследователей и разных категорий специалистов.
Опорным структурным элементом государственной системы должны стать региональные, городские и муниципальные центры и учреждения, создаваемые на основе семейно-ориентированного и междисциплинарного подходов к организации деятельности. Региональные центры должны быть максимально приближены к месту жительства семьи и организованы с учетом региональных экономических возможностей, местных условий и традиций. Им должно быть предоставлено право широкого вариативного выбора места размещения: на базе общеобразовательного или специализированного дошкольного учреждения, или учреждений здравоохранения (детских поликлиник или кабинетов по катамнезу при детских больницах), специализированных центров при психолого-медико-педагогических комиссиях.

Вопросы и задания
1. Чем вызвана необходимость создания в России единой государственной системы раннего выявления и специальной помощи детям с отклонениями в развитии?
2. Расскажите об отечественных научных исследованиях в области ранней помощи детям с отклонениями в развитии и о полученных в их ходе результатах.
З. Приведите данные, характеризующие систему ранней диагностики и специальной помощи в США и странах Западной Европы.
4. Охарактеризуйте наиболее известные отечественные модели ранней помощи.
5. Каковы приоритетные задачи ближайшего будущего в области становления отечественной системы раннего выявления и специальной комплексной помощи проблемным детям и их семьям?

Литература для самостоятельной работы
1. Кожевникова Е.В., Мухамедрахимов Р.Ж. Чистович.Л.А. Санкт-Петербургская программа «Абилитация младенцев» - первая в России программа раннего вмешательства// Педиатрия. - 1995. № 4.
2.Лисина М.М. Проблемы онтогенеза общения. - М., 1986.
З. Малофеев Н.Н. Реабилитация средствами образования должна начинаться с первых месяцев жизни ребенкаII Проблемы младенчества: нейропсихолого-псдагогическая оценка развития и ранняя коррекция отклонений: Материалынаучно- практической конференции. - М., 1999.
4. Мухамедрахимов Р.Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие. - СПб., 1999.
5. Разенкова Ю.А. Пути коррекционной работы с детьми первого года жизни в условиях дома ребенка: Метод. рекомендации. Ч. 1 II Дефектология. - 1998.-№ 1.
6. Разенкова Ю.А. Пути коррекционной работы с детьми первого года жизни в условиях дома ребенка: Метод. рекомендации, Ч. II II Дефектология. - 1998.-№22.
7. Разенкова Ю.А. Содержание индивидуальных программ развития детей младенческого возраста с ограниченными возможностями, воспитывающихся в доме ребенка: Методические рекомендации // Д ефектология. - 1998. - №3.

Глава 2

ОБЩЕЕ И СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ИНТЕГРАЦИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ
2.1. Современное понятие интеграции. Человек с ограничеными возможностями жизнедеятельности в обществе: модели в общественном сознании

Интеграция в общество человека с особыми образовательными потребностями и ограниченной трудоспособностью сегодня означаетпроцесс и результат предоставления ему прав и реальных возможностей участвовать во всех видах и формах социальной жизни (включая и образование) наравне и вместе с остальными членами общества в условиях, компенсирующих ему отклонения в развитии и ограничения возможностей.
В системе образования интеграция означает возможность минимально ограничивающей альтернативы (т. е. выбора) для лиц с особыми образовательными потребностями: получение образования в специальном (коррекционном) образовательном учреждении или, с равными возможностями, в образовательном учреждении общего назначения (дошкольное образовательное учреждение, школа и пр.).
Интеграция основывается на концепции «нормализации», в основу которой положена идея о том, что жизнь и быт людей с ограниченными возможностями должны быть как можно более приближенными к условиям и стилю жизни общества, в котором они живут.
Применительно к детям это означает следующее.
1. Ребенок с особыми образовательными потребностями имеет и общие для всех потребности, главная из которых - потребность в любви и стимулирующей развитие обстановке.
2. Ребенок должен вести жизнь, в максимальной степени приближающуюся к нормальной.
3. Лучшим местом для ребенка является его родной дом, и обязанность местных властей - способствовать тому, чтобы дети с
особыми образовательными потребностями воспитывались в свои семьях.
4. Учиться могут все дети, а значит, всем им, какими бы тяжелым ни были нарушения развития, должна предоставляться возможность получить образование.
Принципы «нормализации» сегодня закреплены рядом между-
народных правовых актов: декларацией прав ребенка, декларацией о правах лиц с отклонениями в интеллектуальном развитии,
вы декларацией о правах инвалидов.
В истории развития человеческой цивилизации отношение об щества к людям с ограниченными возможностями жизнедеятельности выражалось в форме, манере обращения с ними и в характер тех социальных «полок» или «ниш», которые им отводились. Нередко эти представления можно различить во взглядах, представления современных людей. Остановимся на кратком описании таких «полок» или моделей.
«Больной человек». В соответствии с этой моделью лица с ограниченным возможностями - больные люди. Это означает, что человек рассматривается как объект лечения.
Не отрицая значимости медицинского обслуживания этих людей, следует видеть, что в контексте образовательного поля природа ограниченных возможностей связана с затруднениями в обучении социализации. Поэтому образовательные программы для таких лиц должны предусматривать не только и не столько уход и лечение, сколько обучение и развитие. Общество, полагающее, что человек с ограниченными возможностями - это больной, может предоставить ему только медицинскую диагностику, лечение и уход, исключая его из образовательного процесса.
Являясь для определенного этапа развития общества прогрессивной, эта модель стимулировала развитие научных исследований клинического изучения причин и последствий нарушенного развития и возможных способов профилактики и лечения отдельных заболеваний, следствием которых является ограничение возможностей человека. Однако в современных условиях эта модель недостаточна, будучи сама по себе ограничителем возможностей человека с особыми потребностями.
Модель «Недочеловек». Человек с отклонениями в развитии согласно этой модели рассматривается как неполноценное существо, приближающееся по своему уровню к животному. Следствием этого стало создание негуманных условий жизни и применение негуманного обращения по отношению к лицам с ограниченными возможностями. Это выражается в создании искусственных ограничений, препятствующих взаимодействию с окружающими.
Модель «Угроза обществу». Существовало представление, что некоторые категории лиц с отклонениями в развитии представляют угрозу обществу (умственно отсталые, глухие, лица с психическими отклонениями). Невежество порождало мнение, что эти люди могут не только быть источником заболеваний, но и «наслать порчу», «накликать несчастье», нанести материальный и моральный ущерб. Вследствие этого общество предпринимало меры, чтобы оградить себя от этой потенциальной «угрозы», создавая интернаты, закрытые учреждения призрения, часто в удаленных от общества местах, иногда со строгим режимом содержания в них. Обучение в этом случае либо отсутствовало, либо было недостаточным.
Модель «Объект жалости». Эта модель оказывает разрушительное влияние на развитие личности человека, на его стремление к самореализации. В рамках этой модели к человеку с ограниченными возможностями подходят как к маленькому ребенку, который не взрослеет, оставаясь в детском возрасте навсегда (особенно эта точка зрения распространяется на лиц с нарушениями интеллекта). Главной задачей в такой модели видится только защита человека с ограниченными возможностями от «плохого» окружающего мира через обособление его от общества, создание комфортной среды обитания, а не обеспечение помощи в образовании и развитии.
Модель «Объект обременительной благотворительности». Сложные экономические условия в ряде стран мира не позволяют придерживаться неизменно благоприятной экономической политики в отношении лиц с ограниченными возможностями. Траты на их содержание рассматриваются как экономическое бремя, которое пытаются уменьшить через сокращение размеров оказываемой помощи.
Модель «Развитие». Эта модель предполагает наличие у лиц с ограниченными возможностями способностей к образованию и развитию. Согласно этой модели общество ответственно за более полное развитие ребенка с ограниченными возможностями; обществу вменяется в обязанность создание условий, благоприятных для развития и коррекционно-педагогической помощи таким детям. Человек с ограниченными возможностями согласно этой модели имеет те же права и привилегии, что и все остальные члены общества: право жить, учиться, работать в своей местности, жить в своем доме, выбирать друзей и дружить с ними, право быть желанным членом общества, право быть таким, как все. Реализация такой модели возможна в соответствии с принципом «нормализации».

2.2. Экскурс в историю интеграции
Еще Л.С. Выготский указывал на необходимость создания такой системы обучения, в которой ребенок с ограниченными возможностями не исключался бы из общества детей с нормальным развитием. Он указывал, что при всех достоинствах наша специальная школа отличается тем основным недостатком, что она замыкает своего воспитанника - слепого, глухого или умственно отсталого ребенка - в узкий круг школьного коллектива, создает замкнутый мир, в котором все приспособлено к дефекту ребенка, все фиксирует его внимание на своем недостатке и не вводит его в настоящую жизнь. Специальная школа вместо того, чтобы выводить ребенка из изолированного мира, развивает в нем навыки, которые ведут к еще большей изоляции и усиливают его сепаратизм. Поэтому Л.С. Выготский считал, что задачами воспитания ребенка с нарушением развития являются его интеграция в жизнь и осуществление компенсации его недостатка каким-либо другим путем. Причем компенсацию он понимал не в биологическом, а в социальном аспекте, так как считал, что воспитателю в работе с ребенком, имеющим дефекты развития, приходится иметь дело не столько с биологическими фактами, сколько с их социальными последствиями. Он считал, что широчайшая ориентировка на нормальных детей должна служить исходной точкой пересмотра специального образования. Никто не отрицает необходимость последнего, но специальные знания и обучение нужно подчинить общему воспитанию, общему обучению.

Таким образом, Л.С. Выготский одним из первых обосновал идею интегрированного обучения. Впоследствии его идея реализовалась в практике работы школ Западной Европы и США и только в последние годы начинает все активнее воплощаться в России.
Интеграция как социально-педагогический феномен насчитывает несколько столетий. Обращение к истории специального образования показало, что идея совместного обучения детей с отклонениями в развитии и обычных детей существует с тех времен, когда было признано их право на образование (см. раздел 1). История специальной гiедагогики знает немало примеров организации совместного обучения детей с особыми образовательными потребностями и обычных детей. В большинстве случаев эти опыты не были удачными, так как учитель массовой школы не владел специальными способами и приемами обучения. Этот период считается периодом псевдоинтеграции и наблюдается в истории многих стран и регионов мира. Сегодня псевдоинтеграция существует в ряде развивающихся стран Азии, Африки, Латинской Америки.
Параллельно с процессом псевдоинтеграции возник и ширился процесс образовательной сегрегации детей с особыми образовательными потребностями.
В ХХ в. было завершено формирование системы сегрегационных образовательных учреждений. В СССР к середине 80-х гг. насчитывалось восемь типов школ для детей с отклонениями в развитии, мировая практика знает и более тонко дифференцированную систему специального образования, насчитывающую до 12- 13 типов.
В начале 60-х гг. ХХ в. наиболее благополучные в социально- политическом и экономическом отношении страны вступают на путь интеграции. К этому их побуждает необходимость проведения в жизнь международных актов, касающихся прав лиц с ограниченными возможностями.
Каждая из этих стран пришла к интеграции своим особым путем. Например, принятие США в 1975 г. Закона об образовании для всех аномальных (Р. 1.. 94-142), «закона об интеграции», стало закономерным итогом длительной борьбы демократических слоев общества против расизма, расовой сегрегации, десятилетия бывшей социальным бичом в стране. дальнейшее развитие демократических тенденций в этом направлении закономерно привело к переносу идей расовой интеграции на проблемы лиц с ограниченными возможностями и развитию интеграционных процессов применительно к специальному образованию, ориентированному на обучение в «общем потоке». Немаловажным субъективным фактором стало и то обстоятельство, что сестра президента Дж. Кеннеди страдала нарушением интеллекта. Представляется поэтому, что проблемы лиц с ограниченными возможностями известны были президенту не только как отвлеченные, общенациональные, но и как проблемы его частной, семейной жизни.
Своим путем шли к интеграции скандинавские страны, которые можно назвать «колыбелью интеграции».
С 1961 по 1980 г. в Дании и других скандинавских странах шла огромная социально-педагогическая работа по осмыслению и освоению педагогами, родителями, всем населением интеграции. Это было движение множества отдельных инициатив, не регламентируемых органами власти. Здесь, как и в США, интеграция постепенно росла «снизу», инициируемая и поддерживаемая социал-демократическим движением, позитивным социальным и экономическим развитием страны. И лишь тогда, когда страна в целом практически и нравственно освоила феномен интеграции (для чего потребовалось около 20 лет), он стал узаконенной реальностью: в январе 1980 г. принимается Закон о реформе образования, предусматривающий введение принципа нормализации отношений с лицами, имеющими ограничение возможностей.
У Италии своя история прихода к интеграции. Там этот процесс начался на рубеже 60-х и 70-х гг. в недрах общественного движения «демократическая психиатрия», которое возглавил священник Ф. Базаглия. Целями этого движения были достижение прогрессивных изменений в психиатрических лечебных учреждениях, отмена социального обособления и изоляции социально не- опасных лиц с нарушенной психикой, являвшихся, по сути дела, узниками психиатрических больниц. Лидеры этого движения считали, что в возникновении психических отклонений и душевных болезней виноваты в первую очередь общество и школа, поэтому они должны измениться, чтобы не оказывать столь пагубное воздействие на человека. Начавшаяся с 1962 г. реформа школьного образования в Италии под влиянием движения «демократическая психиатрия», других общественных инициатив вылилась в процесс интетрационного реформирования школьной системы образования в целом (закон № 118, 1971 г.).
К концу ХХ столетия во многих странах мира (США, Великобритании, Швеции, Германии, Италии, скандинавских странах) направление детей в специальные (коррекционные) образовательные учреждения представляется крайней мерой, когда все другие возможности уже использованы и не дали желаемого результата. В практике образования этих стран реализуется принцип интегрированного подхода - предоставление детям с проблемами в развитии возможности обучения в массовой школе вместе с обычными детьми. При этом им создаются дополнительные условия специальной помощи и поддержки, облегчающие обучение.
Анализ истории развития почти ЗО-летнего зарубежного опыта позволяет выделить следующие условия, которые необходимы для успешности интеграции:
демократическое общественное устройство с гарантированным соблюдением прав личности;
финансовая обеспеченность, создание адекватного ассортимента специальных образовательных услуг и особых условий жизнедеятельности для детей с особыми образовательными потребностями в структуре массовой общеобразовательной школы;
ненасильственный характер протекания интеграционных процессов, возможность выбора, альтернативы при наличии гарантированного iiеречня образовательных и коррекционных услуг, предоставляемых системой образования общего назначения и специального образования;
готовность общества в целом, составляющих его слоев и социальных групп, отдельных людей к интеграционным процессам, к сосуществованию и взаимодействию с людьми с ограниченными возможностями жизнедеятельности.
Принятие интеграции населением, каждым человеком - это длительный процесс воспитания всего общества. Это выращивание с раннего детства нового поколения (а возможно, и не одного поколения), для которого интеграция станет частью мировоззрения.
Ключевым моментом этой точки зрения должна стать убежденность в том, что люди с ограниченными возможностями жизнедеятельности и трудоспособности не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в его жизнь на своих собственных условиях, которые общество понимает и учитывает.
В последние годы за рубежом (США, Канаде, Великобритании и других странах) на смену понятию «интеграция» приходит понятие включение. Этому способствовало распространение декларации ЮНЕСКО о мерах в социальной политике, способствующих «включающему образованию» (Испания, г. Саламанка, 1994 г.).
Инициаторы введения нового понятия и соответствующей системы действий полагают, что как простое физическое присутствие в рабочем коллективе человека с цветом кожи, отличным от белого, еще не означает его принятия и подлинного равноправия, так и механическое объединение в одном классе детей с обычным и особым развитием не означает полноценного участия последних в жизни класса. Английский глагол includе переводится как содержать, включать, охватывать, иметь в своем составе. Поэтому слово inclusion представляется термином, в большей степени отражающим новый взгляд не только на образование, но и на место человека в обществе.
Включение как действие означает борьбу против исключения и таких социальных болезней, как расизм, убеждение в превосходстве одного пола над другим и т. п. Включение как действие означает обеспечение гарантий поддержки тем, кто в ней нуждается, в какой бы форме она им ни потребовалась. Создание и обеспечение работы систем поддержки - не одолжение со стороны общества, а его обязанность. Смысл включения не в вопросе: «Не можем ли мы быть друзьями?», а в вопросе: «Можем ли мы все научиться ладить друг с другом?». Мы не сможем ладить, если будем просто избегать других, тех, кто отличается от нас, и будем включать только тех, с кем мы чувствуем себя комфортно и кто похож на нас.
Итак, понятие «включающее образование» представляет собой такую форму обучения, при которой учащиеся с особыми потребностями:
а) посещают те же школы, что и их братья, сестры и соседи;
б) находятся в классах вместе с детьми одного с ними возраста;
в) имеют индивидуальные, соответствующие их потребностям и возможностям учебные цели;
г) обеспечиваются необходимой поддержкой.
Успешное включение, как здание, должно строиться на соответствующем фундаменте, который может быть крепким только при наличии четырех составляющих: педагогического коллектива единомышленников, информации о процессе преобразований, подготовки и постоянной поддержки.

2.3. Россия на пути к интеграции
Интеграционные процессы начались в России лишь в 90-е гг. ХХ в. благодаря ее вхождению в мировое информационное и образовательное пространство. Сегодня специальное образование в нашей стране пока еще не соответствует общепринятым международным нормам в области образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности. для нашей страны задача интегрированного обучения требует своего решения на государственном уровне. О возможности реализации интеграционных процессов заявлено, но система образования не имеет при этом ни экономической поддержки, ни необходимой готовности (кадровой, духовно-нравственной, содержательно-организационной) массового образования к их осуществлению. Более того, насильственное насаждение интеграции, закрытие специальных (коррекционных) образовательных учреждений для ускорения этого процесса и экономии средств дискредитируют идею интеграции, затрудняют процесс освоения обществом ее нравственных основ.
В настоящее время в массовых общеобразовательных школах России находится много детей с проблемами в развитии. Это вынужденная интеграция (псевдоинтеграция). Ее причинами являются:
отсутствие специальных (коррекционных) образовательных учреждений;
их удаленность от места проживания ребенка и его семьи;
нежелание родителей обучать ребенка в специальном учреждении; волевое решение органов управления образованием без одновременного создания соответствующей инфраструктуры в массовой школе.
Проблема интегрированного обучения является в настоящее время дискуссионной, так как интеграция имеет свои положительные и отрицательные стороны. Хорошо, что дети с особыми образовательными потребностями не будут изолированы от общества, но плохо, что в массовых школах возможности специального интегрированного обучения ограничены. Готова ли массовая общеобразовательная школа принять детей с проблемами в развитии, готов ли учитель оказать специальную психолого-педагогическую помощь, имеются ли специалисты для этого, как психологически совместить разные группы детей, как организовать условия для подготовки детей с ограниченными возможностями к жизни в условиях массовой школы - эти и другие проблемы требуют внимательного изучения и взвешенного решения. Следует учитывать при этом и мнение родителей, которые по-разному относятся к интеграции, особенно в принудительном ее варианте.
В последние годы в Москве, С.-Петербурге и некоторых других крупных городах России началась работа по изучению и практическому психолого-педагогическому сопровождению детей с сенсорными и двигательными нарушениями в массовой школе, чему способствует и положительный зарубежный опыт.
Можно выделить несколько ключевых вопросов интегрированного обучения:
Кто учится, т. е. для каких групп детей с ограниченными возможностями интегрированное обучение в массовой школе доступно и благоприятно?
Где, т.е. каковы организационные формы возможного обучения детей с ограниченными возможностями в массовой школе (в специальном классе общеобразовательной школы, в обычном массовом классе, в реабилитационном центре и т. д.)?
Чему, т. е. каково содержание специального образования в условиях интеграции, каковы варианты обучения, возможности гибкого перехода с одного варианта на другой?

Когда, т. е. каковы сроки начала интегрированного обучения (в дошкольном, младшем школьном или среднем и старшем школьном возрасте)?
Кто учит, т. е. какова должна быть подготовка учителя массовой школы для работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, каковы функции специального педагога и специального психолога в общеобразовательной школе?
В настоящее время в России развиваются две формы интеграции: интернальная иэкстернальная . Интернальная интеграция - это интеграция внутри системы специального образования. Например, слабослышащие дети и дети с тяжелыми нарушениями речи могут обслуживаться практически одним составом специалистов. Зарубежная практика свидетельствует о целесообразности такой интеграции при условии расположения той и другой категории детей в разных, но находящихся поблизости учебных корпусах. дети с нарушениями интеллекта, имеющие дополнительные нарушения (например, нарушения сенсорной сферы), интегрированы в соответствующие специальные (коррекционные) образовательные учреждения для глухих (слабослышащих) или слепых (слабовидящих) детей, где обучаются в отдельных классах.
Экстернальная интеграция предполагает взаимодействие специального и массового образования.

"Раннее вмешательство" -

поддерживая семьи и развитие ребенка

В ближайшие дни Правительством РФ будет принят Проект распоряжения "Об утверждении Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года".

Проект разработан Фондом поддержки детей в трудной жизненной ситуации на основе технологии Раннего вмешательства, принятой ЮНИСЕФ, Минздравом, Минобрнауки, экспертным сообществом.

В связи с принятием Концепции, как сообщает "Известия", в каждом регионе России будет создана своя система раннего вмешательства, будут приняты новые стандарты оказания услуг раннего вмешательства и разработаны новые правила межведомственного взаимодействия в рамках новой Концепции. Также каждый регион определит департамент или ведомство, которое будет создавать службы Раннего вмешательства и поддерживать их работу.

Что такое технология "Раннего вмешательства" (early intervention), или ранней помощи, и какую опасность для целостности традиционной российской семьи представляет собой технология "Раннего вмешательства"?

Технологии Раннего вмешательства относятся к стратегиям профилактики, получившим широкое распространение на Западе в последние две десятилетия. Стратегии профилактики имеют общие качества - отличаются размытость критериев, оценок рисков безопасности, бездоказательностью и высокой инвазивностью по отношению к личной жизни и личному пространству индивидуумов.

Как же определяется "Ранее вмешательство"? К примеру, Европейская Ассоциация Раннего вмешательства Eurlyaid (1993), а также негосударственный международный центр дают такое определение:

«Раннее вмешательство - это все виды мероприятий, ориентированных на развитие ребенка, а также на сопровождение родителей, которые осуществляются непосредственно и незамедлительно после определения состояния и уровня развития ребенка. Раннее вмешательство направлено как на ребенка, так и на родителей, семью и его социальное окружение».

Главный лоббист в России технологии Раннего вмешательства - Фонд поддержки детей в трудной жизненной ситуации - в качестве публичного фасада этой технологии выставляет профилактику отставания детей в развитии и/или инвалидизации ребенка.

Как сообщается в "Ранее вмешательство: ключевые аспекты и международный опыт", новаторская концепция Раннего вмешательства была разработана в США в 60-ых гг 20 века и прежде всего получила развитие в Германии в начале 70-ых годов как вид услуг "социальной педиатрии".

Именно в те годы в Западной Европе вновь начали массово применяться социальные технологии, основанные на мальтузианстве, неомарксистской идеологии. И если присмотреться к концепции Раннего вмешательства внимательнее, то очевидно, что она глубоко затрагивает суверенитет семьи.

В англоязычной технология Раннего вмешательства

"Раннее вмешательство является системой поддержки и обучающей системой для очень маленьких детей от 0 до 3 лет, которые стали жертвами, или которые имеют высокий риск жестокого обращения с детьми и/или пренебрежения, а также детей с задержками и нарушениями развития.

В некоторых государствах и регионах предпочли направить эти услуги на детей с отклонениями в развитии или задержкой развития, но раннее вмешательство не ограничивается детьми с этими нарушениями."

То есть очевидно, что технология "Раннего вмешательства" является очередной социальной технологией сопровождения семьи, ничего не имеющая с реальным врачебным предупреждением инвалидности ребенка.

"В фокусе внимания специалистов раннего вмешательства находится не столько ребенок, сколько его семья. "

Из Фонда поддержки детей, стр.8

В брошюре Фонда поддержки детей в трудной жизненной ситуации, лоббирующего технологии Раннего вмешательства, разъясняется, что технологии Раннего вмешательства могут применяться к семьt и ребенку в том числе и при отсутствии медицинского диагноза , то есть - только на основании чьих-либо предположений о том, что ребенок отстает в своем развитии.

Поэтому вместо квалифицированной врачебной помощи семье на добровольно-принудительной основе предложат работу "межведомственной команды" с сомнительным уровнем знаний и квалификаций.

Под предлогом развития ребенка - крайне субъективной категории, учитывая, что каждый ребенок развивается индивидуально - "межведомственная команда" проведет серьезные вмешательства в жизнь семьи и "научит жить правильно".

Ключевой аспект технологии - выявление с рождения у ребенка "отставания в развитии" и дальнейшее сопровождение некими специалистами его и его семьи.

В брошюре Фонда поддержки детей допускается, что отставание в развитии может быть проведено в том числе на дородовой стадии.

Работа служб Раннего вмешательства предполагает, что сообщить о своих подозрениях, о возможном отставании в развитии ребенка или возможных проблемах с его здоровьем может любой - работники роддомов, яслей и детсадов, медработники, сами родители, члены семьи "и частные лица".

Выявлять отставания в развитии у ребенка, в соответствии с Концепцией Раннего вмешательства, будут не только среди тех детей, у кого есть видимые проблемы со здоровьем.

Целевой группой являются также дети, у которых МОГУТ РАЗВИТЬСЯ стойкие нарушения здоровья и дети из семей в социально опасном положении.

По опыту других стран, описанных в брошюре ЮНИСЕФ, можно описать дальнейшую процедуру после выявления у ребенка "отставания в развитии" происходит следующее:

1. После выявления ребенка с неким отставанием в развитии, его данные направляют в службу Раннего вмешательства, семья ставится на учет, ребенку и его семье назначается КООРДИНАТОР УСЛУГ.

Из брошюры Фонда

2. Экспертами службы Раннего вмешательства ребенку и его семье проводится СКРИНИНГ.

"Скрининг (от англ. «to screen» - просеивать) - быстрый, доступный, приблизительный метод обследования с целью выявления нуждающихся в более точной диагностике или помощи."

"Скрининг уровня развития ребенка должен осуществляться с помощью нормативных шкал. Данные шкалы обязательно должны пройти процедуры стандартизации и валидизации. Поскольку скрининг должен быть быстрой, простой и дешевой процедурой, это могут быть либо специальные скрининговые шкалы (например, Денверская шкала), либо шкалы, основанные на вопросниках для родителей."

Брошюра Фонда поддержки детей, стр.5

3. Не позднее 45 дней после выявления, семье назначается обязательный для выполнения Индивидуальный план, предусматривающий частое посещение семьи и работу экспертов службы в семье.

"Особенностью программ раннего вмешательства является то, что они носят длительный характер. Это означает, что если семья попала в программу, то специалисты будут сопровождать семью на протяжении достаточно продол- жительного времени."

Брошюра Фонда поддержки детей, стр.9

Опыт западных стран демонстрирует, что невыполнение такого Плана квалифицируется как невыполнение родительских обязанностей и ведет к насильственному помещению ребенка в сиротское учреждение или фостерную семью.

Нельзя не отметить, что раздутый бюджет Фонда поддержки детей, получающего баснословные бюджетные средства, с созданием по всей России служб Раннего вмешательства потребует еще большего увеличения.

Создание и работа служб Раннего вмешательства, которые зачем-то должны дублировать работу настоящих детских поликлиник, логопедов, хирургов, педиатров, неврологов и физиологов - это дорогостоящее дело.

К примеру, в 2011 году в США из федерального бюджета на работу служб Раннего вмешательства было выделено 438.5 млн долларов - в пересчете на наши деньги это больше 28 миллиардов рублей в год.

Работой служб Раннего вмешательства в 2011 году было охвачено 337 000 детей в США. Учитывая, что службы Раннего вмешательства нацелены на группу детей самого младшего возраста, то это каждый 6-7 малолетний американский ребенок.

В материалах ЮНИСЕФ особо говорится о том, что стойкой проблемой технологий Раннего вмешательства являетсяотсутствие или недостаток квалифицированных специалистов, недостаток научно-обоснованных программ, что в целом позволяет сделать вывод об откровенно шарлатанском, профанирующем характере данных социальных служб Раннего вмешательства , подменяющих собой квалифицированную неонатальную и педиатрическую помощь лженаучными услугами "социальной педиатрии".

К примеру, даже в Москве крайне мало врачей, работающих с детьми, имеющими расстройства аутического спектра. Это заболевание сложно диагностируется и не диагностируется вообще в раннем возрасте.

Однако все это не мешает службам Раннего вмешательства даже в слабо развитых регионах выявлять таких детей и брать их семьи на сопровождение: Фонд поддержки детей в трудной жизненной ситуации уже сейчас распределил гранты на продвижение технологий Раннего вмешательства в 20 регионах России в качестве пилотных.

Получили эти гранты и отработали обычные региональные муниципальные соцслужбы и социально ориентированные НКО, отнюдь не имеющие специалистов по аутизму. Тем не менее именно их опыт будет представлен как обоснование эффективности работы служб Раннего вмешательства при принятии Правительством Концепции ранней помощи.

Можно допустить, что кому-то сотрудники служб Раннего вмешательства обязательно помогут, учитывая факт, что у нас в стране стабильно 2% детей являются инвалидами. Но вспомним, что идеология служб Раннего вмешательства нацелена совсем не на детей-инвалидов, а на очередную профилактику - профилактику инвалидности. Поэтому, без особых умствований, можно заключить, что с принятием Концепции желание шарлатанов выявлять по методичкам среди всех семей и детей будущих жертв своей профилактики только усилится, а количество этих шарлатанов, желающих долго и навязчиво "сопровождать" семьи законодательно увеличится.