Ни одного золота: кошмар России в финале Гран-при . Жизнь на "золотом" карьере: от верхнего края до самого дна Карьер где добывают золото

О том где и как можно посмотреть на настоящее природное золото рассказал один из читателей блога. Самый простой вариант это проехать на один из карьеров добывающий песчано-гравийную смесь. На песчано-гравийном карьере были добыты эти маленькие крупинки золота.

Кто то скажет это ерунда. Может быть и так если рассматривать в глобальном масштабе. Рассмотрим крупинки на фоне линейки с миллиметровыми делениями.


Кучкой смотрятся уже. Вроде как уже что то есть. Истинные размеры крупинок на следующей фотографии.

К сожалению в аллювиальных отложениях Подмосковья много песка, а как нам известно плотность золота выше чем плотность песка, и крупинки металла проваливаются сквозь песок не скапливаясь. При осматривании бортов необходимо найти пропластки с большим содержанием гравия и примесью глины. Пробы брать надо из разных мест и достаточно одного ведра. Задача стоит отмыть пробу до черного шлиха и не смыть золото. Техника промывки само по себе не сложна, но как любое дело требует повторить одно и то же движение много много раз и только тогда придет навык и умение. Черный шлих с целью сохранения и обработки в более комфортных условиях смыть в баночку.
Так вот выглядит черный шлих на обычном совочке для мусора.

Технологии далее разные существуют, но один из вариантов облегчающий дальнейшую работу это с помощью магнита убрать то что магнитится. Магнит предварительно поместить в пакет или же пластмассовую емкость и тогда достаточно магнит вынуть и металл обсыпится с внешней стороны защиты. Иначе с магнита очень нудно снимать магнитные крупинки.
Через некоторое время на совочке уже видны следы золота.

Сегодня утром продолжили беседу о добыче золота в Московской области. Обсудили вероятные места аллювиальных отложений. Один из районов как пример.

Карта тяжелая поэтому обсуждали маленький участок. Карты Московской облсти у меня есть. Масштаб как видите 1:200 000. Помогу разобраться. Есть так же разрезы и объяснительные записки. Кто заинтересовался пишите свой район и почту, а так же предпочитаемые места прогулок.
Через какое то время собеседник пишет, что прогуляется он до карьера и возьмет пробу, что бы на примере конкретного участка показать где и как надо брать пробы и что из этого может получиться.
Вот фотоотчет его выезда. Дорога к карьеру.

Сам карьер по добыче ПГС.

Ну к мусору любителям путешествовать не привыкать. Однажды в полутора километрах от мест где видел последние следы человека нашел остатки стиральной машинки. Разбитая стиральная машинка с барабаном из нержавеющей стали. Были находки недобитых унитазов. Не говорю о банках, бутылках и пакетах этот хлам повсеместно.

Это борт карьера где и следует брать пробы.

При приближении к обнажению видим слои. Это бывшая река несущая песок и гавий с крупинками металла.


Возможно кто то думал, что пробы берутся с выполнением какого то ритуала или же в присутствии духового оркестра. Ошибаетесь. Все тривиально до безобразия. Ведро для мусора и лом. Никакой романтики.

Осталось дождаться результатов промывки. Как только станут известны результаты сообщу.
Читатель любезно предоставил материал по дальнейшей промывке пробы. И еще раз напомню, что при пробе надо брать грунт так как есть для понимания сколько тонн надо перелопатить для достойного выхлопа. Затем следуют разделение пробы весом в 12.5 кг на фракции в результате чего получаем 9.5 кг гравия и 2.5 кг песка.

В гравии то же есть металл, но его надо пропустить через мельницу, но на данном этапе нет смысла этим заниматься хотя его может быть достаточное количество. Крупинки золота, имеющие плотность выше песка, лежат под песком на дне тазика.

А на поверхности блестят чешуйки гидрослюды, которые иногда вводят людей в заблуждение.

Промывая песок получаем шлих в котором преобладают тяжелые металлы. Вот результат промывки ведра гравия - 50 гр. шлиха. Где то в этом шлихе возможно есть крупинки золота.

Доводка шлиха самый ответственный момент. Если начали доводку то уже не останавливаться. Ни в коем случае нельзя допускать обсыхание шлиха. Чешуйки золота обсохнув могут стать плавучими и уплывут вместе с водой и поэтому во время доводки не допускайте обсыхание шлиха и доводочной поверхности. Доводочную поверхность можно сделать из обычного совочка для мусора. Поверхность надо пройти наждачной бумагой что бы снять глянец. Поверхность не должна иметь жирных пятен и следов масла, хорошо смачиваться водой. Вот так вот в домашних условиях можно начать доводку.

В канадском Ванкувере прошел финал Гран-при по фигурному катанию. Для России турнир сложился неудачно: ни один отечественный спортсмен не завоевал золотую медаль. Фигуристка-одиночница Алина Загитова , ехавшая в Канаду в ранге фаворита, стала второй. По мнению серебряного призера Олимпиады и хореографа Ильи Авербуха, Россия «проиграла этот бой».

В Канаде завершился заключительный турнир серии Гран-при по фигурному катанию сезона-2018/19. Среди российских спортсменов никто не смог завоевать золотую медаль. Лидеры отечественного катания Алина Загитова и Елизавета Туктамышева , выступающие в категории женщин-одиночниц, финишировали на втором и третьем местах соответственно. Помешала триумфу ученице Этери Тутберидзе ее главная соперница - 16-летняя японская фигуристка Рика Кихира.

Если Туктамышева ехала в Канаду просто наслаждаться катанием и своим успехом в текущем сезоне, то на Загитову действительно выпал огромный груз ответственности. Однако короткую программу олимпийской чемпионке откатать чисто не удалось, а затем были допущены грубые ошибки в произвольном номере. Кихира ошиблась единожды, завалив каскад тройной аксель + тройной тулуп. Судья сняли достаточно много баллов у японки, но все остальное было исполнено идеально.

Это косвенно подтвердила и Загитова после финала, заявив, что не сможет сейчас исполнять четвертные прыжки. Также Алина призналась, что ей было тяжело по ходу сезона из-за возросших ожиданий и давления прессы. Этот финал остался за Кихирой, но уже в ближайшем будущем ее конкуренция с Загитовой может стать главным противостояние женского фигурного катания.

21-летняя Туктамышева стала третьей - хороший для нее результат. Елизавета и перед финалом неоднократно повторяла, что не рассчитывает в Ванкувере на победу.

Еще одна представительница России Софья Самодурова показала пятый результат.

«Я прошла через многое, через взлеты и падения, приобрела опыт, отпустив волнение и поняв, для чего я катаюсь. В моем возрасте важно не соревноваться, а получать удовольствие от работы, любить свое дело», - цитирует Туктамышеву ТАСС.

Много вопросов оставило выступление танцевальных пар. Россияне Александра Степанова /Иван Букин ехали в Канаду главными претендентами на победу, однако столкнулись с судейским «хулиганством» в короткой программе, а наверстать в произвольном номере уже не смогли. Зато порадовали другие российские спортсмены Виктория Синицина и Никита Кацалапов . Пара набрала 201.37 балла по сумме двух программ и стала второй.

Примечательно и то, что молодые люди впервые в карьере преодолели планку в 200 баллов.

Так что серебро Гран-при Синицина и Кацалапов могут записать себе в актив. Еще одна отечественная танцевальная пара Тиффани Загорски/Джонатан Гурейро заработали 184.37 в сумме, заняв итоговое пятое место. С большой радостью судьи отдали золото американцам Мэдисон Хуббелл и Закари Донохью (205.35), которые так и не получили самый высокий уровень сложности. Судейство танцевальных пар в финале Гран-при, вероятнее всего, будет предметом обсуждения еще долго.

Настоящую сенсацию преподнесли спортивные пары. После провальной короткой программы французы Ванесса Джеймс и Морган Сипре были только четвертым, однако в произвольном номере неожиданным для всех образом показали настолько качественный прокат, что взлетели аж на первую строчку.

Лидирующие после короткой программы китайцы Чэн Пэн и Цзинь Ян в итоге финишировали вторыми.

Российская пара Евгения Тарасова и Владимир Морозов ошибались много и часто. В коротком номере был завален тройной прыжок, а в произвольной фигуристы и вовсе допустили падение после выброса и завалили каскад из тройного и двух двойных прыжков. Как итог - только третье место. На четвертой строчке расположились

Создание искусственных островов или уничтожение естественных гор: люди постоянно изменяют облик планеты. И шахтеры превосходно справляются с этой задачей изменяя все большие пространства ландшафта. Некоторые котлованы изрытые дробилками в попытках извлечь руду, являются настоящим чудом технологии, а крупнейшие из них видны из космоса.

Часть этих удивительных примеров человеческой способности подчинять себе природу создана в форме открытых карьеров. Этот способ добычи используют когда ресурсы залегают слишком близко к поверхности, а состав почвы не позволяет использовать туннелирование. Стараниями шахтеров карьеры растут до момента исчерпания ресурсов. После того как карьеры истощаются они превращаются в свалки, или искусственные озера, но не смотря на это они продолжают поражать воображение своими масштабами. Мы предлагаем вам увидеть лучшие из самых огромных карьеров в мире.

Алмазная трубка «Мир»

Владелец: Алроса
Ресурсы: алмазы
Расположение: Россия, г. Мирный
Разработка начата в 1957

В настоящее время это вторая по величине техногенная воронка в мире. Этот алмазный рудник находится на территории России, в районе города Мирный. «Мир» настолько огромен что над ним запрещены полеты,поскольку горные выработки создают очень сильный нисходящий поток воздуха. Карьер, разработка которого началась в 1957 году, до своего закрытия в 2011 году добывал до 10 млн карат алмазов в год. «Мир» был печально известен своими ужасными условиями. Зимой температура в карьере опускается настолько, что замораживает машинное масло и резину,и приводит к постепенному осыпаю карьера. К моменту закрытия рудника время подъема автомобиля со дна карьера на поверхность достигло 2 часов.

Алмазная трубка «Дьявик»

Владелец: Rio Tinto (60%), Harry Winston Diamond Corporation (40%)
Ресурсы: алмазы
Расположение: Канада
Разработка начата в 2003

Алмазная трубка «Дьявик» расположена на территории Канады и не менее впечатляет чем «Мир» несмотря на то, что она существенно меньше своего российского аналога. «Дьявик» производит 8 млн карат алмазов в год, а разработку рудника начали в 2003 году. Наиболее примечателен он тем,что расположен на острове Лак Де Грас,что позволяет наблюдать удивительные метаморфозы: летом карьер окружен кристальной гладью воды, а зимой окутан ледяной пустыней. На «Дьявик» ведет зимник - сезонная дорога доступна только два месяца в году, она растягивается по поверхности замершего озера в 375 км севернее Йелоунайф. Все остальное время попасть в «Дьявик» можно только по воздуху.

Каньон Бингем

Владелец: Rio Tinto
Ресурсы: медь
Расположение: Юта, США
Разработка начата в 1904

Видимый из космоса и также известный как Кеннекотт, медный рудник Каньона Бингем самый глубокий разрез в мире. Первооткрывателями рудника были Мормоны - обнаруживающие его в середине 19 века, на тот момент месторождение достигало 1,2 км глубиной, 2,5 мили в ширину и занимало площадь более 7,7 км 2. Удивительно, но не смотря на то, что карьер разрабатывается с 1904 года, добычу на месторождении предполагают вести до 2030 года.

Калгори Супер Пит

Владелец: Kalgoorlie Consolidated Gold Mines
Ресурсы: Золото
Расположение: Калгори, Австралия
Разработка начата в 1989 году.

Золотая жила «Фемистон Опен Пит» является самой большой золотоносной жилой в мире, ее обычно называют «Супер Пит». Разрез продолговатой формы находиться на западе Австралии, длиной достигает 3.5 км, шириной - 1,5км и в глубину опускается более чем на 320 метров. «Супер Пит» производит более 850 тыс. унций золота в год.

Карьер Хал-Раст-Махонинг

Владелец: Hibbing Taconite
Ресурсы: Железная руда
Расположение: Миннесота, США
Разработка начата в 1893

Карьер Махонинг начали разрабатывать как подземную выработку, но железная руда оказались слишком близко к поверхности и разработку пришлось вести открытым способом. Сейчас карьер Махонинг достигает 8 км в длину, 3,2 км в ширину и 180 метров в глубину. В ходе разработки месторождения было принято решение объединить несколько более маленьких выработок в один большой карьер. Для такого «слияния» было необходимо перенести город Хиббинг, расположенный в непосредственной близости от карьеров. Перенос города занял 2 года и 16 млн долларов, за то время было перенесено почти 200 жилых домов и 20 офисных зданий. На пике производства,межу Первой и Второй мировой войной разрез добывал 14 часть всей железной руды производимой в США. Сегодня спустя почти 100 лет, компания Hibbing Taconite по прежнему использует Махонинг для добычи полезных ископаемых.

Токепала

Владелец: Southern Copper Corporation
Ресурсы: Медь
Расположение: Такна, Перу
Разработка начата в 1960

Анды являются домом сразу для нескольких самых огромных в мире шахт. Токепала достигает 700 метров в глубину, а диаметр поперечника достигает более 2,5 км. Взглянув на фотографию сделанную спутником НАСА можно увидеть гигантские горные отвалы, образовавшие искусственные горы вдоль северной части шахты.

Алмазная трубка «Екати»

Владелец: BHP Billiton
Ресурсы: Алмазы
Расположение: Северо-Запад Канада
Разработка начата в 1998

Екати расположена в 300 км от Йелоунайф, и была обнаружена во времена золотой лихорадки. После открытия проекта в 1985 году, земли начиная от Великих озер и до полярного круга перепродавались как геологические лотерейные билеты. Научное открытие доказавшее что кимберлитовые трубки - признак месторождения алмазов сделало Екати еще одним Джек потом в этой лотерее.

Карьер Кимберли

Владелец: Da Beers
Ресурсы: алмазы
Расположение: Кимберли, Южная Африка
Разработка начата в 1871

Название - Гигантская Дыра - вот что дает на самом деле дает разгуляться фантазии. Разрез глубиной 240 метров, является крупнейшей выработкой в мире на которой добыча велась ручным способом. Месторождение изначально принадлежало братьям Да Бир приведшим к борьбе за патентные лицензии с Хал-Раст-Махонинг.

После 16 лет раскопок в крайне жестких условиях маленькие карьеры расположенные в регионе пришли к решению о создании конгломерата, и объединению всех выработок в одной компании Da Beers Consolidated Mines Limited. Простоя в позаброшенном состоянии более 100 лет шахта была превращена в объект всемирного наследия ЮНЕСКО.

Карьер Грасберг

Владелец: Freeport-McMoRan
Ресурсы: медь, золото
Расположение: Папуа, Индонезия
Разработка начата в 1990

Месторождение Грасберг крупнейший золотой прииск в мире и третий по величине медный рудник. Бурное прошлое Грасберг включает десятки экспедиций, нападение повстанцев и строительство на 55 миллионов долларов вышедшее за рамки бюджета.
В 30-х годах голландская научная экспедиция отправилась исследовать один из самых высоких пиков голландской Ост Индии. В отчет экспедиции было сообщалось о обнаружении запасов золота и меди, которые впоследствии стали Карьером Эртсберг. Из-за труднодоступности — месторождение располагается в горном массиве на высоте более 4100 метров над уровнем моря - затраты на строительство были определены в 175 миллионов долларов; проект предполагал строительство — 116 км дорог, взлетно-посадочной полосы, электростанции и порта. В 1977 году группа повстанцев напала на шахту и устроила диверсию заложив взрывчатку на железнодорожную ветку выработки.

Спустя 10 лет после нападения, компания Freeport пришла к выводу, что выработка истощенна, и начала исследовать окрестности месторождения в надежде попутные месторождения меньшего размера. Компания сорвала куш на месторождении Грасберг, расположенном в 3 км от Эртсберг с максимальными запасами меди — 40 млрд. долларов. На аэроснимки ниже вы можете увидеть как выглядит Грасберг сейчас. И хотя Эстберг стали разрабатывать в 30-х годах и инвестировали в него около 175 млн долларов — он слишком мал, для того что бы его было видно.

Чукикамата

Владелец: CODELCO
Ресурсы:: медь, золото
Расположение: Чили
Разработка начата в 1882

Если говорить о объемах, то вы не найдете выработку больше чем Чилийская Чукикамата. Перейдя в гос. собственность после Чилийской национализации 1970 года, выработка достигла 4,3 км длиной, 3 км шириной и почти 900 метров глубиной.

В течении краткого периода Чукикамата удерживала самый большой объем годового производства. До объединения с карьером «Эскондида» в 2002 году, на карьере работала самая большая плавильная печь и самый большой электролитический нефтеперерабатывающий завод в мире. Очевидно что территория в районе шахты использовалась на протяжении многих сотен веков, спустя 17 лет после начала работ в заваленной временной выработке был обнаружен «медный человек» датируемый 500 годом до нашей эры.

Эскондида

Владелец: Minera Escondida
Ресурсы: Медь
Расположение:пустыня Атакама, Чили
Разработка начата в 1990

«Эскондида» производит больше меди чем любой другой карьер в мире. За 2007 «Minera Escondida» произвела более 1,5 млн тонн меди на сумму более 20 млрд. долларов. Строительство карьера началось после того, как исследования показали высокую степень вероятности существования медного пояса в регионе, всего в 300 км от карьера Чукикамато.

Беркли Пит

Владелец: Atlantic Richfield компании
Ресурсы: медь, серебро, золото
Расположение: Монтана, США
Разработка начата в 1955

Разработку рудника прекратили 30 лет назад. С тех пор без водяных насосов позволяющих сохранить карьер открытым, 540 метровая яма наполнилась дождевой водой. Несмотря на то, что сверху вода кажется кристально чистой, на самом деле в ней варится настоящий суп из тяжелых металлов и опасных химических элементов - таких как мышьяк, серная кислота и кадмий На самом деле вода в карьере настолько насыщена минералами что «Montana Resources» добывает 180 тыс. тонн меди в месяц перекачивая воду в окрестные пруды.

Шахту открыли в 1955 году, производство находилось в районе 1 млрд. тонн ресурса и в последствии выросла настолько, что владелец месторождения «Anaconda» купил соседний город что бы продолжить экспансию.

Юба Голдфилдс

Владелец: Western Aggregate
Ресурсы: Агрегированые
Расположение: Калифорния, США.
Разработка начата в 1848

Юба Голдфридс располагается вдоль реки Юба в Калифорнии. Месторождение было оформлено во времена золотой лихорадки в 1848-55 годах. Находясь в русле реки прииск пребывал в зачаточном состоянии, но как только прошел слух о перспективности региона крупные горнодобывающие компании стали активно инвестировать проекты в регионе. Чтобы минимизировать производство компании начали открывать прииски с использованием давления водяных струй в предгорьях Сьерра-Невады. Вскоре в реку было сброшено так много отходов и мусора, что русло реки поднялось на 100 футов и в некоторых районах разрушило и затопило населенные пункты в районе реки.

В настоящее время район исчерпал свой золотой запас и хотя он все еще используется для добычи составляющих бетона, его планируют превратить в заповедник. Юба Голдфридс известны их необычным видом, при взгляде на аэрофотосъемку видно как горы, ручьи, и ямы созданные под влиянием многолетней горной добычи — подобно кишке, растянулись вдоль русла реки.

Алмазная трубка «Удачная»

Владелец: АЛРОСА
Ресурсы: Алмазы
Расположение: Республика Саха, Россия
Разработка начата в 1988

Глубина «Удачной» достигает более 600 метров, хотя она и не так широка как «Мир». Обнаруженная чуть позже чем «Мир», «Удачная» настолько удалена от цивилизации, что в для проекта был построен собственный небольшой город для работников рудника названый в честь месторождения. С 2010 года «Алроса» изменила вид добычи на руднике на подземный, поскольку открытая выработка карьера стала более не рентабельной.

Олимпик Дам

Владелец: BHP Billiton
Ресурсы: медь, золото, серебро, уран
Расположение: Южная Австралия
Разработка начата в 1988.

Несмотря на то, что подземная шахта BHP Billiton запланировала расширение до размеров самого огромного в мире открытого карьера, она уже сейчас растянулась очень далеко от того, что некогда было станцией Роксби Даунс Шипс. Представьте себе, что это месторождение - тонны меди, урана, золота и серебра.

Олимпик дам обладает четвертым по величине запасом меди в мире и является крупнейшим в мире месторождением урана. Даже без расширения площади карьера Олимпик дам потребляет ежедневно 35 млн. литров воды.

В посте про Ан-24 с высоты 4000 м я на подлёте к Северо-Енисейску: один почти идеально круглый и глубокий, второй эллиптический и помельче глубиной. Теперь стоит осмотреть их и вблизи. И даже ненадолго влиться в их повседневную жизнь: спуститься на самое дно карьера, ощутить масштаб и биение его рабочего ритма. Стоит посмотреть и сверху и заодно оценить сложность управления такой махиной. Как вообще это делается и какими средствами?
Давайте вникнем поглубже в эту странную для горожан суровую горнопромышленную жизнь:)

Для начала - о том, кто вообще роет эти карьеры и что это за сущность.
Итак, перенесемся на полтысячи километров к северу от Красноярска - чуть восточнее Енисея, между Ангарой и Подкаменной Тунгуской.


В 1975 году тут было открыто крупное месторождение золота, которое назвали в честь будущих Олимпийских игр в Москве. Ещё через 5 лет, аккурат в год проведения Олимпиады-80, была создана артель старателей для разработки красноярских золотых приисков. Но пока старатели работали несколько в стороне. Детальная разведка месторождения была проведена в 1983-93 гг., после чего стало возможным защитить и зарегистрировать запасы и ресурсы в ГКЗ (Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых) и получить лицензию на разработку месторождения. Наконец, ещё через 3 года на базе "Олимпиады" началась реальная добыча золота - в 1996 г., и затем стал постепенно складываться горнопромышленный кластер, постепенно разрастаясь. Первая золотоизвлекательная фабрика (ЗИФ) появилась тогда же, затем вторая, третья и в 2010-м - четвертая ЗИФ. Цикл извлечения драгметалла постепенно усложнялся, масштабы добычи росли. Старатели на рубеже 90-х и "нулевых" превратились в мощную горнопромышленную группу "Полюс", которая сейчас стала крупнейшей золотодобывающей компанией в России и вторым по величине налогоплательщиком Красноярского края, после "Норильского Никеля". По размеру добычи золота "Полюс" занимает 8-е место в мире.

Сейчас на базе Олимпиадинского и расположенного поблизости Благодатного месторождения работает ГОК (горно-обогатительный комбинат), который добывает руду открытым способом и извлекает золото на четырех фабриках: ЗИФ-1, 2, 3, 4. Суммарная добыча золота (чистого) - более 45 тонн в год. Посёлок Еруда - вахтовый: здесь проживает примерно 5500 человек, периодически меняясь.

2. А мы едем с Северо-Енисейска на юго-восток, в район месторождения. Это примерно 80 км по тайге. Если из аэропорта можно приехать сюда и на ПАЗике (слева), то основной транспорт внутри территории ГОКа - это всепогодные вахтовки НЕФАЗ повышенной проходимости, на базе КамАЗов (справа).

3. Ночевали мы две ночи в вахтовом посёлке - в одной из многоэтажек ГОКа, превращённой в гостиницу. Первый этап - получение спецодежды, тут к этому относятся крайне серьёзно. Кстати говоря, это было первое, что меня сильно поразило - её качество. Ботинки выдали реально крутые - ходить по карьеру с крупными камнями или щебенке удобно и комфортно, протектор держит прочно даже на осыпи. Но и это ещё не всё: на внутренней территории "Полюса" (а это несколько кв. километров) обувь у всех одинаковая (!!!). Именно такая, как на фото. Мужчина или женщина, главный технолог или уборщица ЗИФа - неважно. Отличается только цвет канта: мужской вариант с белым кантом по прошивке, а женский - с сиреневым. Правда, в самом карьере я видел и вторую модификацию обуви, с высоким голенищем - у экскаваторщиков, например. Рабочий костюм тоже качественный и типовой. Своё одеяние, в котором я сюда приехал, пришлось целиком оставить в комнате; впрочем оно оказалось и хорошо. От себя добавлю, что я за двое суток настолько прикипел к форме, что было жалко её сдавать кастелянше комбината - особенно вот эти ботинки.

4. Следующий этап - инструктаж по технике безопасности в управлении ГОКа. Радиусы работы техники, чего опасаться, какие предметы опасны, чего не трогать, поведение откосов и отвалов и так далее. Показали даже целый фильм про это. Потом роспись в журнале.

5. Интересная деталь на входе. С обеих сторон от входа стоят вот такие ванночки с водой, где можно обмыть ботинки. Щетка штатно ставится в этот вертикальный цилиндр. Нужны эти ванны потому, что многие приезжают сюда с карьеров, с ЗИФов или других участков, где пыль и грязь. На фото, кстати, те самые типовые ботинки, что и на №3. В них я везде и ходил.

6. Главный пассажирский транспорт ГОКа - вахтовка НЕФАЗ. Их тут много - и как развозки, и как дежурные машины.

7. На вьездах в производственные зоны везде посты и достаточно жёсткие досмотры-проверки - и машин и пассажиров. Мышь просто так не проскочит. И это объяснимо: в цикле ГОКа - производства с химическими компонентами, взрывные работы и прочие зоны риска. Ну и конечно, золото:)

8. Проезжаем одну из ЗИФов (золотоизвлекательных фабрик) - там из руды весьма сложными процедурами извлекают золото. Впрочем, речь сейчас не о них, мы едем в карьер.

9. И вот, наконец, мы на месте. Карьер "Восточный" - та самая круглая "дыра" в земле, что была хорошо видна с самолёта.

9а. Вид с самолёта на карьер и комплекс ЗИФов.

10. Но и тут не всё так просто. Прежде чем смотреть сверху и ехать вниз, здесь тоже свой инструктаж по ТБ. Не общий, как в управлении ГОКа, а конкретный. Какая техника работает, какие у неё зоны безопасности, как себя вести при ЧП, если что. Потом расписываешься. Всё это происходит в диспетчерской карьера - красное здание за смотровой.

11. Мы внутри диспетчерской. С окна - визуальный обзор вниз, хотя всё дублируется и камерами.

12. Рабочее место диспетчера карьера. Всё компьютеризировано, на мониторах в реальном времени - работа всей техники. Движутся по экранам значки самосвалов, каждая машина оборудована геопозиционированием,. Есть связь по рации с экскаваторами, горными мастерами, взрывотехниками, буровиками. Понаблюдав минут 10 за работой диспетчера, я нашёл некоторую параллель с авиадиспетчерами. Нагрузка тут и правда немаленькая: всё время потоком идут разные команды, указания, оповещения.

13. Чтобы не фантазировать с параметрами карьера - отснял плакат в диспетчерской. Смотрите, справа всё расписано. Глубина карьера по состоянию на сейчас - около 480 м. Но будет значительно глубже, он пока в разработке. Нижние цифры - самые красноречивые: из карьера вывезено 117 млн. тонн рудной массы, а всего этот карьер дал на сегодня 541 тонну чистого золота. В цикле задействовано порядка 70 карьерных самосвалов. И ещё: работает карьер круглосуточно. Перерывов никаких нет - зима-лето, пурга-ливень-снег, неважно. Есть интервалы на взрывные работы, но это тоже часть производственного цикла.

Погодите, а как же традиционные золотомойные драги? Ими что, хуже добывать золото?
- Конечно, хуже. При их технологии извлекаемость золота ниже.
- И сильно?
- Практически вдвое ниже.
- А почему же тогда они существуют до сих пор?
- Так там россыпное золото, а не рудное. Это совсем иная технология, принципиально. Да и потом, нормальный карьер и его производственный цикл под силу только мощной производственной единице. Кто послабее экономически - моет драгами.

14. Другой плакат, оттуда же. Это про автоматизацию процесса. Высокоточное позиционирование техники в нынешнем виде внедрилось тут относительно недавно - года 3-4 как, судя по диаграмме. Следующая ступень - дистанционное управление. Интересная деталь: на карьерных самосвалах от 80 т и выше нет водителя. Есть оператор . Регистрируется вся эта техника не в ГИБДД, а в Гостехнадзоре, но у всех есть номерные знаки. Однако права выезда на дороги общего пользования нет: слишком тяжелые машины.

15. Наконец, оба инструктажа пройдены и можно смотреть окружающий нас горнопромышленный мир. Вид с кромки диспетчерской на громадный карьер почти в полкилометра глубиной. Из золотых карьеров он второй в мире, после чилийского. Из обычных в России - в первой пятёрке. Но золотой карьер, как видите, гораздо чище угольного: здесь нет характерных для угольных пластов многочисленных "дымков". Видимость прекрасная.

16. Ещё интересный момент: дорога вниз идёт отнюдь не многочисленными спиралями по каждому откосу, а прорезает их более круто спускающейся вниз лентой. Вот тут это хорошо видно. Чтобы спуститься от диспетчерской на самое дно, самосвалу нужно проехать 8,5 км. Туда-обратно выходит уже 17, плюс время на загрузку породой. За смену получается 6-7 ходок.

17. Вид в полном облачении.

18. Тут же, неподалёку, разложены образцы пород в карьере. Из списка давайте посмотрим крупно помеченные галочками - №12 и №15.

19. О-12. Кварц-слюдистый метосоматит. Белый - это кварц.

20. О-15. Коричневый цвет - сульфидная минерализация. Затем из такой оболочки путём сложных манипуляций на ЗИФе "вынут" золото.

21. Горнопромышленные барышни Вера и Ирина. Так что тут есть не только мужчины:)

22. Теперь следующая задача - попасть на самое дно самого глубокого колодца карьера. Вот в это место, отмеченное красной рамочкой.

23. Спускаться вниз на полкилометра будем на безотказном НЕФАЗе-дежурке.

24. Откосы у карьера ступенчатые и довольно крутые. Один ярус высотой примерно 25 метров. То есть, если вниз упадёшь даже на одну ступень, шансов мало. Сам откос так аккуратненько нарезается специальной машиной - видите, там такие бороздки? Сперва бурят тонкие шурфы через равные промежутки и затем точно рассчитанной массой взрывчатки подрывают. Лишнее убирают. В итоге получается вот так аккуратно.

25. Достигли дна, подьезжаем. Вид с предпоследнего нижнего яруса.

26. Здесь как раз идёт выемка и погрузка руды на карьерные самосвалы. Они едут наверх и доставляют руду на ЗИФы.

Видео этого процесса:

27. На вывозе руды задействованы средние (136-тонные) и малые (90-тонные) самосвалы. Погрузку ведёт 10-кубовый экскаватор. Самосвалы импортные (в основном Terex и Caterpillar).

Расклад примерно такой: хорошая руда считается, если извлекаемость золота 3,5 - 3,8 г с 1 тонны. Значит, 136-тонный Катерпиллер везёт каждой ходкой наверх (по максимуму) примерно 500 грамм золота. Но это в идеале: в реальности содержание может быть и ниже - от 1,4 г на тонну. Порода разная.

Хм... А почему не БелАЗы?
- Слишком ненадёжные и геморроя с ними многовато.
- Ого...
- Да. У них весь ресурс меньше - и по двигателю, и по шинам, и надёжность пониже.
- А эти сильно дороже?
- Примерно в 2,5 раза от БелАЗа. Но если считать по полному жизненному циклу - с ними получается даже несколько дешевле.

28. Поодаль стоят буровые установки. Они бурят шурфы для закладки взрывчатки и потом её подрывают: получается или новый нижний ярус карьера, или расширение стенок существующего яруса, для беспроблемной работы экскаватора по выемке породы. Кое-где уже стоят красные вешки: там идёт или произведена закладка взрывчатки, работают взрывотехники. В общем, надо быть крайне осторожным: опасных мест внутри карьера очень много. Работа непростая: не зря нас наверху дважды напрягали инструктажами. Всё это не от вредности, а от необходимости.

29. Кое-где видны и трубы для откачки жидкости, спускающиеся ступенями вниз по откосам.

30. Отсюда открывается вид и на самое дно. А мы были ярусом выше, где стоит экскаватор.

31. Выезжаем со дна наверх. Тут тоже стоят предупреждающие вешки: очередное опасное устройство.

32. Едем на самую высокую точку карьера - перепад порядка 740 метров, если считать снизу.

33. Отсюда тоже хороший вид на карьер. Ровно напротив бледно-красная точка: это и есть диспетчерская, где мы проходили инструктаж по ТБ (фото 11-17).

34. На следующий день мы были на другом карьере ГОКа - "Благодатном".

35. Здесь сейчас идут более активные вскрышные работы, так что и самосвалы есть побольше - не только средние на 136 т, но и большие на 220 тонн.

36. Прибыли.

37. Тут нас тоже ждёт свой инструктаж по ТБ. На фото - рабочее место карьерного диспетчера полностью (в предыдущем показе на кадре №12 я не снял верхние экраны с он-лайн графиками).

38. Крупно - средний монитор нижнего ряда с точным позиционированием техники в карьере. Каждый самосвал имеет свой значок, который постоянно перемещается, так что карьерный диспетчер видит всю картину в динамике.

39. А здесь - верхний левый экран с текущими показателями работы дежурной смены.

40. Вид на карьер "Благодатный" от диспетчерской. Он не такой глубокий, как его старший брат "Восточный" - порядка 250 метров (пока). Будет, конечно, глубже со временем.

41. А сейчас едем на одну из погрузочных точек, где работают самые большие самосвалы.

42. Здесь уже работает 18-кубовый экскаватор Ижорского завода, почти в 2 раза больше того, что мы видели на "Восточном". Самосвалы тут большие - 220-тонные японцы "Комацу", самые любимые у операторов. Эти самосвалы ставят на вскрышные работы, где надо вынимать большие объемы пустой породы, прежде чем доберутся до пластов с золотоносной рудой.

43. "Комацу" в сравнении с НЕФАЗом дежурного горного мастера. Правда, вахтовка стоит чуть дальше, но всё равно контраст величин виден наглядно:)

44. Гружёный японец пошёл на вывоз породы.

Продолжение рассказа будет посвящено карьерным самосвалам и технике. Посмотрим их поближе и подробней.
Не переключайтесь! :)

Безусловно, каждый человек видел хотя бы на фотографии настоящие карьеры. Они представляют собой впечатляющие углубления, где ведется или велась работа по добыче различных полезных ископаемых. Не все люди понимают, что такое карьер. Для многих это просто огромные ямы, и ничего больше. Однако на самом деле карьеры играют огромную роль для промышленности многих стран мира. В этом материале мы расскажем о десятке самых больших карьеров на планете.

Первое место - Chuquicamata (Чили)

Огромный чилийский карьер используется для добычи медной руды. За годы его эксплуатации было добыто уже более тридцати миллионов тонн меди. Работы в нем ведутся уже на протяжении сотни лет. Несмотря на это, даже сегодня Chuquicamata остается крупнейшим источником меди на планете. Это самый глубокий карьер в своем роде. Его длина составляет около четырех километров, а ширина - порядка трех километров. В глубину он 850 метров. Доподлинно неизвестно, когда были проведены первые работы в этом районе. В конце девятнадцатого века исследователи нашли заброшенную старинную шахту и человеческие останки возрастом, относящимся к 6 веку нашей эры. Однако массовые работы начались лишь в начале двадцатого века и продолжаются по сей день.

Второе место - Escondida (Чили)

Второе место в этом рейтинге занимает еще одно чилийское месторожденье. Как и в случае с Chuquicamata, данный карьер славится своими медными залежами. Крупные работы по добыче руды начались здесь в 1990 году, и с тех пор темпы добычи стремительно растут. За один лишь 2014 год здесь было добыто порядка 1,5 миллионов тонн меди, стоимость которой оценивают в десять миллиардов долларов США.

Данный карьер является одним из главных источников поступления денег в бюджет Чили. Кроме того, в месторождении трудится около трех тысяч человек, и количество рабочих мест только растет.

В 2006 году из-за массовой невыплаты заработной платы в карьере начались крупные забастовки и митинги. Работники карьера заблокировали дороги, ведущие к месторождению. В конце концов, их требования были услышаны и все деньги выплачены. Сегодня таких проблем не наблюдается, несмотря на то, что определенная негативная репутация все-таки сложилась.

Третье место - Удачное (Российская Федерация)

Россия также славится своими запасами природных ресурсов. Количество карьеров здесь также очень велико. Самым крупным в России из них является месторождение Удачное. В этом карьере ведется добыча алмазной руды открытым и подземным методом. Находится «Удачное» за полярным кругом, что весьма усложняет процесс добычи. Тем не менее использование новейших технологий и оборудования позволяет российским компаниям добывать нужное ископаемое. На сегодняшний день происходит постепенное сворачивание добычи алмазов открытым методом. Изначально планировалось полностью закончить его к концу 2015 года, но работы ведутся по сей день. Одновременно увеличивается объем работ по подземной добыче ценного ресурса. По обнародованным планам, за последующие десятилетия из недр будет добыто более ста миллионов каратов. Ни один другой каньон в мире не может конкурировать с «Удачным» по этому показателю.

Четвертое место - Бингем-Каньон (Соединенные Штаты Америки)

Самым крупным каньоном в Соединенных Штатах является Бингем-Каньон, который по совместительству занимает четвертую строчку в мире. Располагается он на территории штата Юта, на юге от Солт-Лейк Сити. В ширину он простирается на четыре километра, а его глубина составляет 1,2 километра. Работы начались здесь в далеком 1848 году. Главный ресурс каньона - медная руда. Однако кроме меди, в Бингем-Каньоне добывают серебреную руду, молибден и даже золото. Несмотря на то, что работы на объекте ведутся уже более сотни лет, их объемы не сокращаются, а напротив, растут с годами. Добыча ведется и открытым способом, и подземным.

Пятое место - Мир (Российская Федерация)

Кроме «Удачного», Российская Федерация имеет еще один большой карьер по добыче алмазов. Рудник «Мир» находится в Восточной Сибири. На сегодняшний день работы в нем полностью прекратились. Тем не менее он имеет за плечами пятидесятилетнюю историю. Впервые добыча началась в 1957 году. Примечательно, что карьер был выкопан без использования взрывчатых веществ. Это самый глубокий карьер такого типа в мире. В диаметре «Мир» насчитывает 1200 метров, а его глубина - чуть более 500 метров.

Шестое место - Калгури (Австралия)

Австралийский континент также славится большим количеством каньонов. Самым крупным из них является Калугри. Он находится вблизи одноименного города. На данном объекте осуществляться добыча золотой руды. Длина Калгури составляется 3800 метров, ширина - 1500 метров. Глубина каньона - 600 метров. Работы в Калгури ведутся уже несколько десятков лет. За эти годы были добыты сотни миллионов тонн золота.

Седьмое место - Кимберли (Южноафриканская республика)

Данной объект находится на юге африканского континента на территории ЮАР. Работы в каньоне вела известная компания ДеБирс. Примечательно, что Кимберли - самый крупный карьер, созданный без применения специализированный техники. Другими словами, работы в Кимберли велись руками. Длина карьера составляет 1600 метров. Его глубина - двести метров. Объект был закрыт в 1920 году. Сегодня он представляет собой интерес для туристов, которые с особым интересом посещают его. До 1920 года здесь добывали алмазы. Работы велись на протяжении ста лет.

Восьмое место - Диавик (Канада)

Этот карьер славится в мире не только своими размерами, но и красотой. Поистине это один из самых уникальных карьеров на планете. Он располагается на острове, который находится на северо-западе страны. Виды заснеженного острова-карьера завораживают взор. Работы на объекте начались лишь в 2003 году. Это самый молодой большой карьер в мире. Добывают в Диавике алмазы, которые затем продают различным компаниям в США, Канаде и Европейском Союзе.

Девятое место - Махонинг Майн (Соединенные Штаты Америки)

Еще один представитель США в данном рейтинге. Карьер располагается на севере штата Миннесота. Примечателен Махонинг Майн, кроме своих размеров, в первую очередь тем, что работы в нем изначально велись только подземным методом. Спустя время началась и открытая добыча. В других карьерах, как правило, все происходит наоборот, и открытая добыча предшествует подземной.

Махонинг Майн также именуют «Большим северным каньоном» из-за его размеров и географического положения. В длину карьер составляет практически восемь километров. Его ширина - 3200 метров, а глубина - 180 метров.

Первые работы на данном объекте начались в 1985 году. С тех пор было добыто восемьсот миллионов тонн железа. Для осуществления этого было выкопано около полутора миллиардов тонн земли, которые занимали площадь в 8 000 000 квадратных метров.

Десятое место - Грасберг

Карьер Грасберг находится в Индонезии. Это самый крупный объект подобного рода в юго-восточной Азии. Здесь на протяжении уже полувека ведется крупномасштабная добыча алмазов. Карьер обеспечивает данным ресурсом множество предприятий в своем регионе и за его пределами.

Сегодня добычей в Грасберге занимается американская компания McMoRan, которой принадлежит большая часть акций совместного с индонезийским правительством предприятия. За один только 2006 год было добыто около 610 тысяч тонн медной руды, шестьдесят тысяч килограмм золота, сто пятьдесят тысяч килограмм серебра.

Карьеры играют важную роль в промышленности всех стран мира. Именно они обеспечивают ее важнейшими ресурсами. Все объекты из этого списка являются наиболее важными донорами медной, серебряной, золотой руды, алмазов и других полезных ископаемых.