Игры на умение общаться. Коммуникативные игры для детей

А.В.Боргуль Игры 02 Сен 2016

Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего. Н. К. Крупская

« Назови себя»

Цель : Формировать умение представлять себя коллективу сверстников.

Ребенку предлагают представить себя, назвав свое имя так, как ему больше нравится, как бы он хотел, чтобы его называли в группе.

«Назови ласково»

Цель: воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу.

Ребенку предлагают бросить мяч или передать игрушку любимому сверстнику (по желанию) ласково называя его по имени.

«Волшебный стул»

Цель: воспитывать умение быть ласковым, активизировать в речи детей нежные, ласковые слова.

Один ребенок садится в центр на «волшебный стул», а остальные говорят о нем добрые, ласковые слова.

«Волшебная палочка»

Цель : продолжать воспитывать умение быть ласковыми.

Дети встают в круг. Один ребенок передает палочку рядом стоящему и ласково его называет.

«Замри»

Цель: развивать умение слушать, развивать организованность.

Смысл игры в простой команде воспитателя «Замри», которая может раздаться в моменты деятельности детей, в самых разных ситуациях.

«Ручеёк»

Цель: развивать умение действовать совместно и учить доверять и помогать тем, с кем общаещься.

Перед игрой воспитатель беседует с детьми о дружбе и взаимопомощи, о том как можно преодолеть любые препятствия.Дети встают друг за другом и держаться за плечи впереди стоящего. В таком положении преодолевают любые препятствия.

Обогнуть озеро, пролезть под стол и т.д.

«Волшебная палочка»

Цель: формирование представлений о возможностях своих и сверстников.

Один называет сказку, другой ее персонажей и т.д.

«Магазин вежливых слов»

Цель: развивать доброжелательность, умение налаживать контакт со сверстниками.

Воспитатель: у меня в магазине на полке лежат вежливые слова: приветствия (здравствуйте, доброе утро, добрый день и т.д.) ; ласковые обращения (дорогая мамочка, милая мамочка и т.д.).

Я буду предлагать вам различные ситуации, а вы покупаете у меня нужные слова.

Ситуация. Мама принесла из магазина яблоки. Тебе очень хочется, но мама сказала, что нужно дождаться обеда.

Как ты ее попросишь, чтобы она все таки дала тебе яблоко?

«Кузовок»

Цель: продолжать закреплять вежливые слова.

Дети садятся вокруг стола, на котором стоит корзина. Воспитатель, обращается к ребенку: «Вот тебе кузовок, клади в него вежливое слово».

«Вот какая бабушка»

Цель: развивать уважение к старшим, закреплять ласковые слова.

Каждый ребенок по очереди рассказывает, как зовут бабушку, как ласково ее можно назвать.

«Чудесный мешочек»

Цель : расширение объема словаря развитие тактильного восприятия и представлений о признаках предметов.

Дети поочередно узнают на ощупь предмет, называют его и достают из мешочка.

«Добрые слова»

Цель : развивать умение употреблять в речи добрые слова.

Дети подбирают добрые слова. Показать детям картинку, где дети трудятся. Как можно назвать детей, которые трудятся? (Трудолюбивые, активные, добрые, благородные и т.д.)

«Коврик примирения»

Цель: развивать коммуникативные навыки и умение разрешать конфликты.

Придя с прогулки, воспитатель сообщает детям, что два мальчика поссорились из – за игрушки. Приглашает присесть друг против друга на «коврик примирения» выяснить причину раздора и найти путь мирного решения проблемы. Обсудить, как поделить игрушку.

«Как быть, что делать?»

Цель: пробудить инициативу, самостоятельность, сообразительность, отзывчивость детей, готовность искать правильное решение.

Создать ситуацию: отсутствуют краски отдельных цветов, не хватает пластилина для лепки. Дети самостоятельно ищут решения.

«Посылка»

Цель: расширение объема словаря, развитие связной речи.

Ребенок получает посылку от Деда Мороза и начинает описывать свой подарок, не называя и не показывая его. Предмет предъявлен после того, как будет отгадан детьми.

«Вот какой Дед Мороз»

Цель: развивать уважение, закреплять ласковые слова.

Ребенок рассказывает, какие подарки приносил дед Мороз, как он его благодарил, как можно его ласково назвать.

«Без маски»

Цель: развивать умение делиться своими чувствами, переживаниями, строить не законченные предложения.

Воспитатель говорит начало предложения, дети должны закончить.

Чего мне по- настоящему хочется, так это ………….

Особенно мне нравится, когда…………………………

Однажды меня очень напугало то, что ………………..

«День ночь»

Цель: развивать умение сотрудничать, достигать желаемого результата.

После слов «День наступает- все оживает» Участники игры хаотично двигаются, прыгают. Когда воспитатель произносит: «Ночь наступает- все замирает», дети замирают в причудливых позах.

«Слушать за окном, за дверью»

Цель: развивать слуховое внимание.

По заданию воспитателя все дети сосредотачивают свое внимание на звуках и шорохах коридора. Затем по очереди перечисляют и объясняют что они услышали.

«Кто лучше похвалит»

Цель: уметь назвать признаки животных по образцу взрослого, развивать внимание, умение описывать.

Воспитатель берет себе медведя,а ребенку дает зайчика.

И начинает: «У меня медведь.» Ребенок: «А у меня заяц.» и т.д.

«Про кого я говорю»

Цель: развивать наблюдательность, умение ориентироваться на основные признаки описываемого объекта.

Воспитатель описывает сидящего перед ним ребенка, называя его детали одежды и внешнего вида. Например: «Это девочка, на ней юбка и кофточка, волосы у нее светлые, бант красный. Она любит играть с куклой Таней.»

«Вот какой папа».

Цель : развивать уважение к папе, закреплять ласковые слова.

Ребенок рассказывает, как зовут папу, как он с ним играет, как он его ласково называет.

«Опиши друга».

Цель: развивать внимательность и умение описывать то, что видел.

Дети встают спиной друг к другу и по очереди описывают прическу, одежду, лицо своего партнера. Потом описание сравнивается с оригиналом и делается вывод о том, насколько ребенок был точен.

«Вот какая мама».

Цель: развивать любовь к маме, закреплять ласковые слова.

Каждый ребенок по очереди рассказывает, как зовут его маму, как она заботится о нем, как ее можно ласково назвать.

«Что изменилось?».

Цель: внимательности и наблюдательности, необходимых для эффективного общения.

Водящий выходит из группы. За время его отсутствия в группе производится несколько изменений (в прическе детей, в одежде, можно пересесть на другое место,) но не больше двух – трех изменений.

«Подарок на всех»

Цель: развивать чувство коллектива, умение дружить, делать правильный выбор сотрудничать со сверстниками.

Детям дается задание: «Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?».

«Почемучка».

Цель : развивать умение дружить, быть вежливым.

Например, если девочку обидеть, она заплачет.

Если вы нечаянно толкнули, то…………...

Вам подарили игрушку, то……………

«Обыграй превращение»

Цель : воспитывать доверие друг к другу, чувство ответственности за другого.

Воспитатель по кругу передает предмет (мяч, кубик), называя их условными именами. Дети действуют с ними так, как если бы это были названные взрослым объекты Например, по кругу передают мячик. Ведущий называет его «Яблоко»- дети «моют», «едят», «нюхают» и т.д.

«Ожившие игрушки».

Цель: формировать у детей культуру общения.

Воспитатель. Вам, наверное, рассказывали или читали сказки о том, как оживают ночью игрушки. Закройте пожалуйста глаза и представьте свою самую любимую игрушку, вообразите, что она, проснувшись, делает ночью. Представили? Тогда предлагаю вам исполнить роль любимой игрушки. А мы попробуем отгадать, какую игрушку ты изображал.

«Съедобное – несъедобное»

Цель : развитие слухового внимания, развитие умения выделять существенные признаки предмета (съедобность, одушевленность).

Ведущий произносит слово и кидает одному из детей мяч и называет предмет. Если съедобный, игрок ловит мяч, а если несъедобное, уклоняется от мяча.

«Волшебная палочка».

Цель: формирование представлений о возможностях своих и сверстников, закрепить признаки весны.

Дети передают палочку и называют признаки весны.

«Давайте поздороваемся».

Цель: создавать в группе психологически непринужденную обстановку.

Воспитатель и дети говорят о разных способах приветствия, реально существующих и шуточных. Детям предлагается поздороваться плечом, спиной, рукой, носом, щекой и придумать свой собственный способ приветствия.

«Что может произойти?».

Цель: развивать воображение, закреплять умение заканчивать предложение, умение слушать друг друга.

Что может произойти, если……….

«Оживут все сказочные герои».

«Дождь будет идти, не переставая».

Ирина Суставова
Картотека игр на общение

Младшая группа

«Ласковое имя»

Цель игры: Учить взаимодействовать друг с другом, называть имя другого ребенка.

Ход игры:

Ритуал начала «Дети, я очень рада вас видеть. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь мне. Я загляну в ваши глаза, а вы в мои. Какие хорошие добрые дети. Давайте обнимемся». Дети подходят к педагогу и все друг друга обнимают.

Дети встают в круг, каждый из них по очереди выходит в центр. Все остальные дети при помощи взрослого называют варианты ласкового имени ребенка, стоящего в центре круга.

Ритуал окончания Дети прикасаются к друг другу и говорят: «До свидания».

Усложнения: добавить мяч в игру, ход игры остается прежним, только дети кидают мяч друг другу.

«Кто пришел к нам в гости?»

Цель игры: Способствовать развитию самоуважения детей; активизировать доброжелательное отношение детей к сверстникам.

Ход игры:

Ритуал начала Дети стоят в кругу, им предлагается разучить приветствие, которое нужно пропеть: - Доброе утро, Петя! (Улыбнуться и кивнуть головой.)Взрослый отводит в сторону двоих-троих детей из группы и договаривается с ними о том, что они будут изображать животных, которые придут в гости к ребятам. Дети решают, каких животных они будут изображать.

Дети встают в круг. Гости по очереди входят в круг. Взрослый говорит детям: «Посмотрите, какой замечательный зверь к нам пришел, какие у него глазки, как он красиво движется и т. п.» Детям необходимо догадаться, какие звери к ним пришли и какое у них было настроение.

Ритуал окончания Дети прикасаются к зверям и говорят: «До свидания (каждому зверьку)».

Усложнить: спросить как зовут зверька.

«У птички болит крылышко»

Цель игры: способствовать формированию у детей умения любить окружающих.

Ход игры:

Ритуал начала. Участники встают в круг и берутся за руки. Ведущий тихим голосом говорит: «Мы - одна большая птичка. Давайте послушаем, как она дышит!» Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь послушаем вместе!» Вдох - все делают шаг вперед, выдох - шаг назад. «Так не только дышит птичка, так же ровно бьется его большое доброе сердце».

Стук - шаг вперед, стук - шаг назад и т. д.

Один из детей превращается в птичку, у которой болит крылышко. Он старается показать, что он грустит. Ведущий предлагает ребятам «пожалеть птичку». Первым «жалеет» ее сам ведущий, который надевает на руку куклу-котенка и его лапками гладит «птичку» со словами: «Птичка … (Саша, Маша) хорошая». Затем другие дети надевают куклу-котенка на руку и тоже «жалеют птичку».

Ритуал окончания Протянуть руки вперед и соединить их в центре круга. Тихо так постоять, пытаясь почувствовать себя теплым солнечным лучиком, которое согрело птичку.

Усложнить: рассказать птичке стихотворение или песенку, что птичка быстрее поправилась

Средняя группа

«Клубок»

Цель игры: развитие коммуникативных навыков, координации речи и движения.

Ход игры:

Ритуал начала. Хлопая по ладошкам ребенку, педагог приветствует его: - Привет, Алеша! Ребенок, хлопая в ответ педагогу по ладошкам: - Привет, Лена! И так с каждым ребенком, по очереди.

Материал: клубок ниток

Дети держатся за руки и идут за ведущим по кругу, заматывая «клубок».

«Я по горенке иду, клубок ниток несу.

Клубок маленький, нитки аленьки.

Клубок катится, нитки тянутся.

Нитка дольше всех, перевёртов шесть».

При повторении слов, «клубок разматывается». В конце песни дети становятся в круг, поднимают руки. «Я за ниточку взялась, тонка нитка порвалась». На последнем слове резко опускают руки вниз и расцепляют их.

Ритуал окончания. Дети в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу сказать несколько добрых слов, за что-то поблагодарить (либо за то, что произошло на занятии сегодня: (аккуратен, отвечал хорошо, интересно рассказал) либо отметить качества, которые в нем привлекательны (умный, красивые глаза, волосы и пр.).

Понимающий комплимент кивает головой и благодарит: "Спасибо, мне очень приятно!" - затем говорит комплимент своему соседу. Усложнить: Упражнение проводить по парам.

«Волшебный стул»

Цель игры: способствовать повышению самооценки ребенка, улучшению взаимоотношений между детьми

Ход игры:

Ритуал начала. Протянуть руки вперёд и соединить их в центре круга. Тихо так постоять, пытаясь почувствовать себя тёплым солнечным лучиком.

Предварительно взрослый должен узнать "историю" имени каждого ребенка - его происхождение, что оно означает. Кроме этого надо изготовить корону и «Волшебный стул» - он должен быть обязательно высоким. Взрослый проводит небольшую вступительную беседу о происхождении имен, а затем говорит, что будет рассказывать об именах всех детей группы. Тот, про чье имя рассказывают, становится королем. На протяжении всего рассказа об его имени он сидит на троне в короне.

Ритуал окончания. Все мы дружные ребята

Мы ребята-дошколята.

Никого не обижаем.

Как заботиться, мы знаем.

Никого в беде не бросим.

Не отнимем, а попросим.

Пусть всем будет хорошо,

Будет радостно, светло!

Усложнить: В конце игры можно предложить детям придумать разные варианты его имени (нежные, ласкательные). Можно также по очереди рассказать что-то хорошее о короле.

«Рукавички»

Цель игры: развитие коммуникативных навыков

Ход игры:

Ритуал начала. Воспитатель и дети встают в круг и поднимают руки вверх (руки над головой образуют круг)

С Добрым утром, солнце, мы тебе рады! Все мы проснулись, за руки взялись. Медленно опускают руки вниз.

Воспитатель, обращая взгляд поочередно к каждому ребенку продолжает:

И Таня здесь, и Саша здесь, все здесь!

Дети встают на цыпочки, подняв сцепленные руки вверх и хором говорят: “Все здесь!” После этого все медленно опускаются на корточки.

Воспитатель: Доброе утро! Здравствуйте! Итак, все дети собрались в д/с теперь можно и поиграть.

Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички, количество пар равно количеству пар участников игры. Ведущий раскидывает рукавички с одинаковым орнаментом, но не раскрашенным, по помещению. Дети разбредаются по залу. Отыскивают свою «пару», отходят в уголок и с помощью трех карандашей разного цвета стараются, как можно быстрее, раскрасить совершенно одинаково рукавички.

Замечание. Ведущий наблюдает, как организуют совместную работу пары, как делят карандаши, как при этом договариваются. Победителей поздравляют.

Ритуал окончания. Дети в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу сказать несколько добрых слов, за что-то поблагодарить (либо за то, что произошло на занятии сегодня: (аккуратен, отвечал хорошо, интересно рассказал) либо отметить качества, которые в нем привлекательны (умный, красивые глаза, волосы и пр.). Понимающий комплимент кивает головой и благодарит: "Спасибо, мне очень приятно!" - затем говорит комплимент своему соседу. Упражнение проводится по парам.

Усложнить: меняться рукавичками и снова искать пару, повторять упражнение.

«Дотронься.»

Цель игры: развитие навыков общения, умения просить, снятие телесных зажимов.

Ход игры:

Ритуал начала: Дети стоят в кругу, им предлагается разучить приветствие, которое нужно пропеть: - Доброе утро, Петя! (Улыбнуться и кивнуть головой.)

Описание игры: дети становятся в круг, в центр складывают игрушки. Ведущий произносит: «Дотронься до. (глаза, колеса, правой ноги, хвоста и т. д.)». Кто не нашел необходимого предмета, водит.

Ритуал окончания. Все дети дружно встают в круг, протягивают вперед левую руку “от сердца, от души” (получается пирамида из ладошек) и говорят традиционные слова:

“Раз, два, три, четыре, пять – скоро встретимся опять!”.

Комментарий: игрушек должно быть меньше, чем детей. Если у детей коммуникативные навыки развиты плохо, на начальных этапах игры могут развиваться конфликты. Но в дальнейшем, при систематическом проведении бесед и обсуждении проблемных ситуаций с нравственным содержанием с включением этой и подобных игр, дети научатся делиться, находить общий язык.

Усложнения: усложнить можно тем, чтобы добавить дотронься не до игрушек, а до ребят (руки, ноги, носа и т. д)

«Мышка»

Цель игры: развитие тактильных ощущений, формирование выдержки, терпимого отношения к физическому контакту с другими людьми.

Ход игры:

Ритуал начала. Дети сидят по кругу повернувшись друг к другу спиной. Педагог нежно и аккуратно поглаживает впереди сидящего ребенка по спине, он следующего и т. д.

Описание игры: двое детей садятся на стулья друг напротив друга. Одному завязывают глаза, а другому в руки дают бубен. Когда второй играющий начинает играть, третий человек принимается водить мышкой по телу первого ребенка. Мышка бегает, кувыркается, карабкается в соответствии с темпом звучания музыки. Первый участник игры сидит спокойно, он не должен пытаться поймать мышку руками, его задача - сконцентрироваться на своих ощущениях.

Ритуал окончания. В конце занятия взять друг друга за плечи и в тишине постоять (включить музыку).

Игры с веревкой

Разделите всех присутствующих на несколько групп и раздайте каждой группе по веревке длиной примерно полтора - два метра. Предложите выполнить несколько заданий: построить треугольник, затем - пятиугольник и т.д. Внимательно наблюдайте за выполнением заданий, отмечая поведение каждого члена группы. После того как группы выполнят все задания, попросите всех высказать предположения о том, какие вы преследовали цели, давая задания. Подведите участников игры к выводу о том, что аналогичные задания нужны для выявления лидеров и исполнителей. Оцените работоспособность группы при различных вариантах: в группе несколько лидеров; в группе собрались только исполнители при отсутствии лидера.

Все вместе на газете

Разделите всех присутствующих на несколько групп, раздайте каждой группе по четвертинке газеты и предложите всем участникам группы встать на нее таким образом, чтобы ничья нога не ступала на пол, не занятый газетой. Эта игра способствует развитию чувства товарищества.

Природа в моей жизни»

Основные цели: формирование у участников представлений друг о друге; получение первого опыта публичного самоанализа, который предстоит использовать каждому участнику на протяжении всего игрового процесса; создание единого группового эмоционального настроя. Ориентировочное время: 30-40 минут. Материалы и подготовка: листок бумаги, ручка.

Процедура. Каждому участнику предлагается написать в столбик цифры от 1 до 10 и десять раз письменно закончить высказывание «Природа для меня...» («Природа в моей жизни...»). После того как участники напишут свои высказывания, им предлагается рассказать группе о своем опыте общения с природой, о своих мыслях по этому поводу. Строго придерживаться своих записей не обязательно.

Примечание. Можно попросить участника предложить повторить свой рассказ тому человеку в группе, кто, по его мнению, наиболее внимательно его слушал. Закончить упражнение высказываниями в кругу - насколько легко или трудно было каждому участнику справиться с этим заданием. В качестве примера приведем мысли о природе, записанные одной из участниц: «Природа в моей жизни - это:

1) источник вдохновения; 2) способ наслаждения; 3) погружение в гармонию; 4) проведение досуга; 5) способ самореализации; 6) сфера моего познавательного интереса; 7) стимул для расширения моего кругозора; 8) возможность восстановления душевного равновесия; 9) предмет моей заботы; 10) осознание моей ответственности перед ней».

«Сороконожка»

Основные цели: снятие коммуникативных барьеров, создание положительного настроения, развитие навыков группового взаимодействия, развитие чувства персональной ответственности за групповой результат. Ориентировочное время: около 40 минут.

Процедура. На первом этапе из участников формируется «сороконожка». Строение этого существа таково, что впереди становится участник с открытыми глазами - «голова сороконожки» - а все остальные участники выступают в роли «сегментов тела» и будут двигаться с закрытыми глазами. Соединение «сегментов» осуществляется путем «захвата» талии впереди идущего. Маршрут должен проходить по пересечённой местности или по коридорам и лестницам здания, в котором проводятся занятия. Если позволяют условия, можно предусмотреть выход на улицу, так чтобы определенный участок маршрута проходил по оживленному тротуару. Маршрут участникам заранее не сообщается, а сами они, формируя «сороконожку», не предполагают, что она покинет пределы игровой комнаты. Руководитель направляет путь «сороконожки». На втором этапе благополучно вернувшиеся с маршрута участники садятся в круг и анализируют упражнение. Вначале высказываются «сегменты», акцентируя внимание на способах своего взаимодействия с соседними «сегментами» и на стратегии «головы», которая либо помнила об их проблемах, либо неслась вперед, забывая об их комфорте и безопасности. Участники также высказываются о том, как они относятся к тому, что на них смотрели посторонние люди. Завершает обмен впечатлениями «голова».

Примечания. На роль «головы» я стараюсь выбрать уравновешенного и заботливого человека, чтобы обеспечить успех прохождения маршрута и комфорт всех участников. Как правило, это упражнение позволяет подчеркнуть ответственность каждого за самочувствие партнёров, даже если они находится в хвосте «сороконожки». Участники приходят к пониманию большого значения взаимной заботы и внимания друг к другу «в мелочах» для успеха общего дела. Особая проблема - это нестандартное поведение на глазах у окружающих. Отношение участников к такой ситуации бывает разное, но в целом они гордятся, что сделали ЭТО на глазах у прохожих. К тому же мы приходим к пониманию, что мы вели себя нормально, а окружающие, прежде всего, нам завидовали.

При прохождении маршрута постарайтесь провести группу по лестницам. Именно прохождение лестниц позволяет участникам проявлять заботу друг о друге. И хотя за восемь лет использования мною этого упражнения ни разу не случилось каких-либо физических неприятностей, я стараюсь принять определенные меры безопасности: 1) собрать очки у участников; 2) запереть на ключ кабинет с нашими вещами; 3) при спуске с лестницы я иду впереди группы; 4) при подъеме - позади. Изредка встречаются участницы, которые не хотят пересилить своего смущения и принять участие в упражнении.

Попросите такую участницу стать наблюдателем и рассказать во время обсуждения в кругу, что интересного и важного она заметила «со стороны».

Игра в ассоциации

Цель (воспитательная):познакомить детей в группе. Ход игры. Участники выбирают водящего. Он уходит, а в это время все остальные участники выбирают человека (из присутствующих). Затем водящий возвращается и начинает задавать вопросы участникам (одному участнику один вопрос).

Темы вопросов:

– С каким зверем ассоциируется у тебя этот человек? – С каким растением? И т.д.

У водящего есть три попытки отгадать, кто это. При этом после неудачной попытки можно продолжать задавать вопросы.

Игру целесообразно провести 2 раза: в начале работы лагеря, когда дети еще не знают друг друга и нередко руководствуются только внешними данными, и в конце работы лагеря, когда дети хорошо знакомы и ассоциации возникают уже другие.

«Затопленный остров»

Место проведения: лес. Участники: дети любых возрастов, желательно не менее 10. Цель: социализация, сплочение детей. Оборудование: любые 2 доски и 2 небольшие деревянные площадки, можно нарисовать круги вместо площадок.

Ход игры. Легенда о гибнущем острове, о том, что вы единственные жители, оставшиеся на Земле. (Легенда может касаться антропогенных и природных характеров.) Спастись эти оставшиеся земляне могут, только перебравшись на большой цветущий «зеленый» остров, используя две доски (одна короче другой). Дети, не наступая на землю, только по доскам, договорившись, поочередно переправляются на этот новый остров.

Основной результат: дети чувствуют себя в коллективе, понимают, что их мнение играет важную роль. Совместная деятельность сближает.

«Не упади в пропасть»

Цель: сплотить коллектив, развить взаимопонимание в группе. Материалы: 1 доска (узкая). Ход игры. Группа делится на 2 команды. Посередине кладется доска – это «мостик», перекинутый над «пропастью».

Задача группы – перебраться на противоположный берег На «мостике» умещается 1 человек по ширине доски. Задача двух групп-команд – кто быстрее переберется на другой «берег». Это становится возможным при тесном контакте участников двух команд между собой, иначе они будут сталкиваться и «падать в пропасть».

Взаимодействие «пальцы»

Цель: за минуту набрать как можно больше касаний своим большим пальцем о ноготь пальца (большого) напарника. Метод: дети разбиваются на пары. Зацепить всеми пальцами, кроме большого, правой руки за пальцы правой руки соседа. Большие пальцы напарников друг над другом. Вывод: Выигрывают те, кто взаимодействует в паре.

Взаимодействие «Перейди на противоположную сторону»

Все встают в круг. Внутри круга ставится несколько стульев. Цель: за минуту (можно 30 секунд и т.д.) всем поменяться местами с человеком напротив, не задев стулья. Продолжать игру, пока не получится. Вывод: выиграет каждый при взаимодействии друг с другом.

«Заяц и лиса»

Цель: взаимодействие группы участников. Материал: мяч большой и мяч маленький. Ход игры. Ребята становятся в круг (чем больше участников, тем игра интереснее). Большой мяч (лиса) идет из рук в руки каждого участника. Передавать мяч (лису) через игрока или двух игроков нельзя. Маленький мяч (заяц) прыгает, т.е. можно передавать мяч любому участнику игры. Игра заключается в том, чтобы лиса поймала зайца.

Взаимопонимание «Сплочение»

Материалы: 2 маленькие палочки. Ход игры. 2 человека становятся напротив друг друга. Палочки следует расположить горизонтально так, чтобы их концы упирались в указательные пальцы обоих участников. Участники смотрят друг другу в глаза и передвигают палочки в произвольных направлениях. Главное – не уронить палочки.

«Замок, шалаш, диван»

Цель: взаимопомощь, сплочение. Ход игры. Группа ребят собирает сухие ветви, палки (большие, маленькие), сухую траву и т.д. Потом начинают строить замок, шалаш и т.д., то есть то, что было намечено в начале игры. Каждый игрок придумывает, вносит в строительство замка что-то свое. Построив замок можно забраться внутрь, а руководитель поливает водой замок сверху. Если построили замок плохо, то он протекает. Так же можно поступить и с диваном – сесть, лечь на него.

«Живое слово»

Ход игры. Каждый участник изображает какую-либо букву. В результате группа составляет свое слово. Чем больше будет букв в слове, тем в большем выигрыше будет команда. Иногда можно использовать дополнительно палку.

«Слепая гусеница»

Цель: развитие чувственного восприятия природы. Участники: дети любых возрастов. Место проведения: лес. Ход игры. Все участники становятся друг за другом. Руки кладут друг другу на плечи или на пояс. Участники без обуви. Ведущий просит всех закрыть глаза. Движение начинается. Ведущий старается выбрать дорогу с разным грунтом и разной растительностью. Участники «глазами» (роль которых играют ноги) ощущают эту разницу. После игры обсуждаются ощущения всех участников. При проведении игры в городских условиях основная задача игры в сплочении коллектива, почувствовать плечо друга.

Игра «Опусти палку»

Материалы: легкая палка (ровная) длиной около 2 м. Метод: играющих делят на 2 группы. Группы встают лицом друг к другу и вытягивают вперед указательные пальцы. На пальцы обеих групп кладут палку.

Задание: опустить палку, не отрывая пальцев и не хватая ими ее.

«Ночной поход»

Участники: дети не младше 12 лет. Место проведения: хорошо обследованная тропа в лесу или открытый участок леса. Оборудование: свечи. Цель: сплочение детей, самоутверждение каждого из участников игры, преодоление боязни ночного леса. Ход игры. Группа детей в темное время суток под руководством взрослых идет в лес. Перед тропой или началом ночного путешествия детям говорят о том, что будет совершена ночная прогулка в лес. При вступлении в полную темноту дети сначала ничего не будут видеть, пока не произойдет перестройка органов зрения на ночное видение. Затем участникам предлагается пройти по пути, который размечен горящими сечами (свечи расставляют так, чтобы они были в поле зрения ребенка). Конечным пунктом станет точка с двумя горящими свечами. Дойдя до этого пункта, дети должны спрятаться. Первый дает негромкий позывной второму и он прячется с ним, второй – третьему и т. д. Последний идущий находит всех вместе. После этого участникам предлагается послушать тишину, определить природные и антропогенные звуки. Затем тихо дети возвращаются. По возвращении обсуждаются услышанные звуки, проводится аналогичное обсуждение перестройки слухового аппарата и ощущений участников от похода.

«Погрейся в пчелином рое»

Цель: сплочение коллектива. Ход игры: Группа участников игры снимает куртки, свитера, становится очень холодно. Все образуют круг, становятся очень близко друг к другу. Те, кто оказался внутри круга – греются, а кто снаружи, те изображают насекомых – машут руками (крыльями). Согревшись, меняются местами, т.е. кто был внутри «вылетает» наружу, а кто снаружи «влетают» в круг. И так пока все не согреются.

«Я собираю рюкзак»

Место проведения: класс, лес. Участники: ребята разных возрастов. Цель: сплочение детей, приобретение туристских навыков. Ход игры. Дети садятся в круг, лучше на полу на колени. Им зачитывается список предметов, которые они могут взять в поход (2 раза, медленно). В списке может быть от 15 до 20 предметов, а также от 2 до 5 предметов, без которых можно обойтись в походе. Затем каждый называет, например, по 10 предметов, которые необходимы. После того, как все назвали, – все вместе объяснят, почему именно эти предметы. В список можно включить, например: котелок, фонарь, лыжи, накомарник, зеркало, шоколад, панама, компас, карта и т.д., а можно и такие, как: кирпич, стул…

«Драконы»

1. Дети разбиваются на две группы и встают в виде змеек друг за другом. Это два дракона. Они встают лицом друг к другу. Задача играющих: голова каждого из драконов должна поймать хвост соседа (шарф, привязанный к последнему в змейке человеку).

2. Дети становятся друг за другом все вместе. Это один дракон. Задача играющих: голова дракона должна поймать свой хвост.

«Мигалки»

Цель: игра на общение. Ход игры. Играющие становятся в круг по парам, в результате образуются внутренний и внешний круги. Ведущий остается без пары. Все игроки внимательно наблюдают за ним. Ведущий старается незаметно подмигнуть (или подать знак) любому игроку внутреннего круга, чтобы тот перебежал к ведущему. Игроки внешнего круга должны удержать убегающего партнера. Одно из условий для игроков внешнего круга – руки держать вдоль туловища, не касаясь партнера до последнего момента Убежавший встает впереди ведущего. Оставшийся без партнера становится ведущим.

«От одного до десяти»

Цель: развитие памяти, быстроты реакции. Ход игры. Участники становятся в одну или две шеренги (друг против друга). На счет 1 наклоняются и достают пальцами рук до земли, на счет 5 руки должны быть вытянуты на уровне груди. На счет 10 – руки подняты вверх.

Затем попросить детей сделать все в обратном порядке. Когда дети хорошо запомнят положение тела на разный счет, необходимо называть цифры в различном порядке, а дети должны показе природе (до 7-8 шт.). Идущие вдоль веревки участники должны увидеть и посчитать эти предметы.

«Отгадай, чьи следы»

Цель: развитие памяти, наблюдательности. Ход игры. Игру удобно проводить во влажную сырую погоду, или где-то на сырой земле, когда видны отпечатки обуви.

Каждый из участников делает по одному отпечатку своей обуви. Внимательно изучаются все отпечатки. Затем они затираются. Один из участников закрывает глаза или уходит в сторону. Кто-то из участников оставляет отпечаток своей обуви. Открыв глаза, игрок должен отгадать, чей след на земле.

«Печатная машинка (клавиатура)»

Цель: концентрация внимания участников. Ход игры. Участники садятся в круг и по очереди показывают буквы алфавита, запоминая «свои» буквы. После этого дается слово. Каждый, чьи буквы есть в слове, хлопает по очереди. Затем дается фраза. Между словами 2 хлопка, затем дается предложение. В конце предложения 3 хлопка.

«Шерлок Холмс»

Материалы: толстые нитки или шнур, колышки для обозначения площадки. Ход игры. Предварительно ведущий обозначает контуры площадок размером 60 х 60 см.

I этап. Каждая команда получает задание запомнить все природные объекты, которые находятся на данной площадке. II этап. Команды меняются площадками и делают до 5 изменений на площадке соперника. III этап. Команды возвращаются на свои площадки и стараются найти все изменения.

1.« Кто к нам пришел?»

Цель: Снятие эмоционального напряжения.

Описание игры: детям предлагается встать в круг и двигаясь по кругу,

со словами ведущего - взрослого:

« Кто к нам пришел? Кто сегодня пришел? Может Саша

пришел. Может Маша, пришла? (называются имена детей).

Дети вместе отвечают да или нет.

2.« Назови свое имя»

Цель: Познакомить друг с другом и объединить детей в группу.

Описание игры: детям предлагается, передавая мягкую игрушку по кругу назвать свое имя.

А в конце, когда игрушка окажется в руках взрослого, произносятся слова: « Вот нас сколько, вместе мы! Ай, да мы молодцы!».

3. «Мяч по кругу»

Цели: Развитие коммуникативных способностей.

Развитие внимания и общей координации.

Описание игры: Детям предлагается передавая мяч по кругу, глядя в глаза улыбнуться друг другу.

4.« Паровозик дружбы»

Цель: Объединение детей в группу.

Описание игры: Ведущий идет по кругу, хлопая в ладоши называя в такт свое имя. Выбирает себе «паровозик» - это кто-то из детей, ребенок становится впереди ведущего. Ведущий держит его за пояс и они вместе идут по

кругу. Ребенок идущий впереди хлопает в ладоши и они вместе называют его имя. Затем 1 ребенок выбирает себе «паровозик» и т.д. Каждый раз меняется «паровозик» и каждый раз все вместе едут по кругу, называя имя впереди стоящего.

5.«Прокати мяч и назови»

Цели: Развитие тонкой и общей координации.

Развитие зрительного внимания и памяти

Выражение эмоционального отношения через имя.

Описание игры: Дети сидя на поду в кругу, катают мяч друг друга, называя имя: ласково – Танечка, Ванечка, Мишенька ……….. строго – Таня, Ваня, Миша………………………

как хотят……………………………………………

6 « Да-да и нет-нет».

Цель: Определение своего места в окружающем мире.

Развитие согласованности детей в группе.

Развитие речевой интонации.

Описание игры: Дети стоят вокруг ведущего, который задает вопросы.

Детям предлагается отвечать сначала тихо, затем чуть-чуть громче

и совсем громко. Словами да-да или нет-нет.

Ведущий: «Я прошу вас ответить вместе и очень тихо:

Вы котята? Дети отвечают: «нет-нет» (тихо)

А теперь погромче вы котята?

А теперь еще громче Вы котята

А сейчас ответьте тихо вы дети и т.д.

Можно задать вопросы: Вы цветы Вы цыплята Вы куклы?

7.«Доброе животное»

Цели: Объединение детей в группу.

Развитие слухового внимания.

Описание игры: дети встают в круг и берутся за руки.

Ведущий- педагог говорит: « Мы одно большое доброе животное, давайте послушаем, как оно дышит» Все прислушиваются к своему дыханию и стараются дышать вместе. А теперь послушаем, как

Стучит сердце доброго животного». Дети вместе произносят: «Тук-тук».

8.« Птицы»

Цели: Развитие эмоциональной симпатии друг другу.

Активизаций мимических мышц.

Научить приветствовать друг друга

Описание игры: Ведущий превращает с помощью волшебной палочки детей в птиц.

« Солнце встало, и лучи всех согрели вдруг они

Птицы глазки все открыли, крылышки свои встряхнули,

Полетели, понесли весточку с родной земли»

Дети летают по комнате и, подлетая, друг к другу, машут крыльями

и улыбаются друг другу, говорят: « Привет».

9.« Котята»

Цель: Развитие эмоциональной зрительной памяти и внимания.

Стимулирование речевой активности.

Активизация моторной и мышечной деятельности.

Описание игры:

Ведущий произносит слова, а дети - «котята» повторяют движения за словами:

«Вот настало утро, проснулись котята, потянулись и

улыбнулись котята. Молочко попили, рыбки попросили.

Нет у кошки-мамы рыбки для котят.

Загрустили котята. Обнялись котята.

Вдруг веселый мячик, прыг - скок, прыг-скок.

Котятам весело играть, прыгают котята, прыг-скок.

А потом устали, на пол упали и уснули.

А часики тик-так, тик- так, а котята спят и спят».

10.«Найди себе пару»

Цель: Формирование способов взаимодействия друг с другом.

Развитие общей моторики и пространственной ориентировки.

Описание игры: детям предлагается выбрать картинку с изображением животного и не показывать друг другу. Одному из детей предлагается изобразить животного, который изображен у него на картинке. Дети отгадывают, и у кого такое же животного выходит, и они вместе изображают животных под музыку, (котята, щенята, цыплята, жеребята).

11.« Поздоровайся!»

Цель: Формирование приемов восприятия и воспроизведения мимических и жестовых движений с соответствующей интонацией приветствия и прощания. Развитие речевой интонации.

Описание игры: Детям предлагается поздороваться (улыбнуться, глядя в глаза, используя жесты. Затем предлагается попрощаться.

12. «Нужно делать так!».

Цели игр: Развитие пантомимических движений.

Активизация речи. Сплочения детей в группе.

Описание игры: Ведущий показывает движения и говорит, что он делает.

Если названное движение соответствует выполняемому дети повторяют движение и называют что делают, если нет то топают ногами и хлопают в ладоши. (« Я прыгаю», « Я смотрю», « Я глажу», «Я обнимаю»…..).

13. « Рыбки в аквариуме»

Цели: Развитие пантомимических движений.

Развитие ориентировки в пространстве.

Описание игры.

В игре « Рыбки в аквариуме», ведущий имитируя плывущую рыбку, складывает ладони вместе и движения по кругу медленные и зигзагообразные. Дети также называют имя ведущего.

14. « Дружная ракета»

Цель: Развитие совместных действий, чувство товарищества.

Описание игры:

В игре « Дружная ракета» - дети передают следующему ведущему шлем космонавта, ребенок одевает и становится ведущим, по ходу движения дети топают ногами, а ведущий хлопает в ладоши и дети называют его имя.

15.« Катаемся на лыжах»

Цель: Снятие мышечного напряжения. Развитие общей моторики и ориентировки в пространстве. Развитие слухового внимания и памяти.

Описание игры: Для игры создается пространство с искусственными преградами. Детям предлагается покататься на лыжах. Но кататься надо так, чтобы не столкнуться и не наезжать на преграды. По звуковому сигналу дети останавливаются и замирают. По повторному сигналу продолжают движение.

16.« Клубок».

Цель: Формирование неречевых средств общения

Развитие мышечного аппарата экспрессивных зон лица. Формирование восприятия мимики лица и интонации голоса собеседника.

Описание игры:

Дети сидят в кругу на ковре. Ведущий передает клубок красных ниток ребенку, тот наматывает нить на палец и при этом улыбается, смотрит в глаза и говорит ласковое слово, затем передает клубок следующему ребенку, пока не дойдет очередь до воспитателя.

17.« Подари улыбку другу»

Цель: Развитие мимики. Активизация эмоциональной памяти.

Развитие положительного отношения друг к другу.

Описание игры:

1. Дети стоят в кругу ведущий предлагает найти себе пару, покружиться, улыбнуться друг другу, погладить друг друга по голове, обняться. Разбежаться и снова найти, но другую пару.

2.Детям предлагается повторять движения за словами: «Светит солнышко в окошко, а глазки наши, как лучики солнца, посмотрели друг на друга, улыбнулись. Правую руку положили на сердечко, послушали, как оно стучит, и собрали в кулачок солнечный лучик и отдали другу».

Цель: Развитие речевой интонации. Развитие слуховой памяти и внимания.

Описание игры:

Дети садятся на ковре, один из детей садится спиной к остальным.

Дети зовут его по разному, ребенок отгадывает по голосу кто его зове т.

19.«Веселый клоун»

Цель: Развитие мимики и пантомимики. Развитие речевой интонации.

Формирование умения управлять своими эмоциями.

Описание игры:

В гости к детям пришел клоун, он решил поиграть с детьми.

Дети двигаются и выполняют движения за клоуном.

Действия: чистить зубы, умывается, одевается, идет.

Передает чувства: светит солнышко, идет дождь, болит живот, потерял игрушку, ест мороженное.

Имитация движений животных: заяц, медведь, слон, белка, петух.

20.« Шепоток»

Цель: Развитие речевой интонации.

Описание игры:

Дети садятся в круг, и каждый задумывает ласковое слово.

По кругу дети передают слово ведущему.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры для развития навыков общения.

1.« Кто к нам пришел?»

Цель: Снятие эмоционального напряжения.

Описание игры: детям предлагается встать в круг и двигаясь по кругу,

со словами ведущего - взрослого:

« Кто к нам пришел? Кто сегодня пришел? Может Саша

пришел. Может Маша, пришла? (называются имена детей).

Дети вместе отвечают да или нет.

2.« Назови свое имя»

Цель: Познакомить друг с другом и объединить детей в группу.

Описание игры: детям предлагается, передавая мягкую игрушку по кругу назвать свое имя.

А в конце, когда игрушка окажется в руках взрослого, произносятся слова: « Вот нас сколько, вместе мы! Ай, да мы молодцы!».

3. «Мяч по кругу»

Цели: Развитие коммуникативных способностей.

Развитие внимания и общей координации.

Описание игры: Детям предлагается передавая мяч по кругу, глядя в глаза улыбнуться друг другу.

4.« Паровозик дружбы»

Цель: Объединение детей в группу.

Описание игры: Ведущий идет по кругу, хлопая в ладоши называя в такт свое имя. Выбирает себе «паровозик» - это кто-то из детей, ребенок становится впереди ведущего. Ведущий держит его за пояс и они вместе идут по

Кругу. Ребенок идущий впереди хлопает в ладоши и они вместе называют его имя. Затем 1 ребенок выбирает себе «паровозик» и т.д. Каждый раз меняется «паровозик» и каждый раз все вместе едут по кругу, называя имя впереди стоящего.

5.«Прокати мяч и назови»

Цели: Развитие тонкой и общей координации.

Развитие зрительного внимания и памяти

Выражение эмоционального отношения через имя.

Описание игры: Дети сидя на поду в кругу, катают мяч друг друга, называя имя: ласково – Танечка, Ванечка, Мишенька ……….. строго – Таня, Ваня, Миша………………………

как хотят……………………………………………

6 « Да-да и нет-нет».

Цель: Определение своего места в окружающем мире.

Развитие согласованности детей в группе.

Развитие речевой интонации.

Описание игры: Дети стоят вокруг ведущего, который задает вопросы.

Детям предлагается отвечать сначала тихо, затем чуть-чуть громче

и совсем громко. Словами да-да или нет-нет.

Ведущий: «Я прошу вас ответить вместе и очень тихо:

Вы котята? Дети отвечают: «нет-нет» (тихо)

А теперь погромче вы котята?

А теперь еще громче Вы котята

А сейчас ответьте тихо вы дети и т.д.

Можно задать вопросы: Вы цветы Вы цыплята Вы куклы?

7.«Доброе животное»

Цели: Объединение детей в группу.

Развитие слухового внимания.

Описание игры: дети встают в круг и берутся за руки.

Ведущий- педагог говорит: « Мы одно большое доброе животное, давайте послушаем, как оно дышит» Все прислушиваются к своему дыханию и стараются дышать вместе. А теперь послушаем, как

Стучит сердце доброго животного». Дети вместе произносят: «Тук-тук».

8.« Птицы»

Цели: Развитие эмоциональной симпатии друг другу.

Активизаций мимических мышц.

Научить приветствовать друг друга

Описание игры: Ведущий превращает с помощью волшебной палочки детей в птиц.

« Солнце встало, и лучи всех согрели вдруг они

Птицы глазки все открыли, крылышки свои встряхнули,

Полетели, понесли весточку с родной земли»

Дети летают по комнате и, подлетая, друг к другу, машут крыльями

и улыбаются друг другу, говорят: « Привет».

9.« Котята»

Цель: Развитие эмоциональной зрительной памяти и внимания.

Стимулирование речевой активности.

Активизация моторной и мышечной деятельности.

Описание игры:

Ведущий произносит слова, а дети - «котята» повторяют движения за словами:

«Вот настало утро, проснулись котята, потянулись и

улыбнулись котята. Молочко попили, рыбки попросили.

Нет у кошки-мамы рыбки для котят.

Загрустили котята. Обнялись котята.

Вдруг веселый мячик, прыг - скок, прыг-скок.

Котятам весело играть, прыгают котята, прыг-скок.

А потом устали, на пол упали и уснули.

А часики тик-так, тик- так, а котята спят и спят».

10.«Найди себе пару»

Цель: Формирование способов взаимодействия друг с другом.

Развитие общей моторики и пространственной ориентировки.

Описание игры: детям предлагается выбрать картинку с изображением животного и не показывать друг другу. Одному из детей предлагается изобразить животного, который изображен у него на картинке. Дети отгадывают, и у кого такое же животного выходит, и они вместе изображают животных под музыку, (котята, щенята, цыплята, жеребята).

11.« Поздоровайся!»

Цель: Формирование приемов восприятия и воспроизведения мимических и жестовых движений с соответствующей интонацией приветствия и прощания. Развитие речевой интонации.

Описание игры: Детям предлагается поздороваться (улыбнуться, глядя в глаза, используя жесты. Затем предлагается попрощаться.

12. «Нужно делать так!».

Цели игр: Развитие пантомимических движений.

Активизация речи. Сплочения детей в группе.

Описание игры: Ведущий показывает движения и говорит, что он делает.

Если названное движение соответствует выполняемому дети повторяют движение и называют что делают, если нет то топают ногами и хлопают в ладоши. (« Я прыгаю», « Я смотрю», « Я глажу», «Я обнимаю»…..).

13. « Рыбки в аквариуме»

Цели: Развитие пантомимических движений.

Развитие ориентировки в пространстве.

Описание игры.

В игре « Рыбки в аквариуме», ведущий имитируя плывущую рыбку, складывает ладони вместе и движения по кругу медленные и зигзагообразные. Дети также называют имя ведущего.

14. « Дружная ракета»

Цель: Развитие совместных действий, чувство товарищества.

Описание игры:

В игре « Дружная ракета» - дети передают следующему ведущему шлем космонавта, ребенок одевает и становится ведущим, по ходу движения дети топают ногами, а ведущий хлопает в ладоши и дети называют его имя.

15.« Катаемся на лыжах»

Цель: Снятие мышечного напряжения. Развитие общей моторики и ориентировки в пространстве. Развитие слухового внимания и памяти.

Описание игры: Для игры создается пространство с искусственными преградами. Детям предлагается покататься на лыжах. Но кататься надо так, чтобы не столкнуться и не наезжать на преграды. По звуковому сигналу дети останавливаются и замирают. По повторному сигналу продолжают движение.

16.« Клубок».

Цель: Формирование неречевых средств общения

Развитие мышечного аппарата экспрессивных зон лица. Формирование восприятия мимики лица и интонации голоса собеседника.

Описание игры:

Дети сидят в кругу на ковре. Ведущий передает клубок красных ниток ребенку, тот наматывает нить на палец и при этом улыбается, смотрит в глаза и говорит ласковое слово, затем передает клубок следующему ребенку, пока не дойдет очередь до воспитателя.

17.« Подари улыбку другу»

Цель: Развитие мимики. Активизация эмоциональной памяти.

Развитие положительного отношения друг к другу.

Описание игры:

1. Дети стоят в кругу ведущий предлагает найти себе пару, покружиться, улыбнуться друг другу, погладить друг друга по голове, обняться. Разбежаться и снова найти, но другую пару.

2.Детям предлагается повторять движения за словами: «Светит солнышко в окошко, а глазки наши, как лучики солнца, посмотрели друг на друга, улыбнулись. Правую руку положили на сердечко, послушали, как оно стучит, и собрали в кулачок солнечный лучик и отдали другу».

Цель: Развитие речевой интонации. Развитие слуховой памяти и внимания.

Описание игры:

Дети садятся на ковре, один из детей садится спиной к остальным.

Дети зовут его по разному, ребенок отгадывает по голосу кто его зове т.

19.«Веселый клоун»

Цель: Развитие мимики и пантомимики. Развитие речевой интонации.

Формирование умения управлять своими эмоциями.

Описание игры:

В гости к детям пришел клоун, он решил поиграть с детьми.

Дети двигаются и выполняют движения за клоуном.

Действия: чистить зубы, умывается, одевается, идет.

Передает чувства: светит солнышко, идет дождь, болит живот, потерял игрушку, ест мороженное.

Имитация движений животных: заяц, медведь, слон, белка, петух.

20.« Шепоток»

Цель: Развитие речевой интонации.

Описание игры:

Дети садятся в круг, и каждый задумывает ласковое слово.

По кругу дети передают слово ведущему.


ДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ!

Дети с воспитателем (ведущим) становятся в круг, воспитатель держит мяч, затем он называет свое имя и имя того, кому бросает мяч. Названный ребенок должен поймать мяч, назвать свое имя и имя того, кому он бросит мяч, и т.д.
Эта игра помогает детям познакомиться, а также вовлечь в общение стеснительных детей.

Один ребенок стоит спиной ко всем остальным, он потерялся в лесу. Кто-то из детей кричит ему: «Ау!» - и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал.
Эту игру хорошо использовать в процессе знакомства детей друг с другом. Ребенку, стоящему спиной ко всем остальным, легче преодолеть барьер в общении, побороть тревогу при знакомстве.

ЕСЛИ «ДА» - ПОХЛОПАЙ, ЕСЛИ «НЕТ» - ПОТОПАЙ

Взрослый называет предложения, а дети должны оценить их и показать свое отношение, похлопав в ладоши, если они согласны, или потопав ногами, если утверждение неверно.

«Рома навестил бабушку и так обрадовался, что обиделся на нее».
«Саша отнял игрушку у Пети и побил его, Петя поссорился с ним».
«Лене очень нравится Сережа, поэтому она его побила».
«Максим подарил Даше конфеты, и она очень обрадовалась».
«Сережа увидел, что Максим подарил Даше конфеты, обиделся, что сам не сделал этого и поэтому поссорился с Максимом».

Ситуации можно подбирать из непосредственной жизни детей. Наверняка их будет немало.
Эта игра способствует развитию коммуникативных навыков детей, а также развитию слухового внимания.

ИНТЕРВЬЮ

Дети выбирают ведущего, а затем, представляя, что они – взрослые люди, по очереди становятся на стульчик и отвечают на вопросы, которые им будет задавать ведущий. Ведущий просит ребенка представляться по имени-отчеству, рассказать о том, где и кем он работает, есть ли у него дети, какие имеет увлечения и т.д.
На первых этапах игры дети часто затрудняются в подборе вопросов. В этом случае взрослый роль ведущего берет на себя, предлагая детям образец диалога. Вопросы могут касаться чего угодно, но необходимо помнить, что разговор должен быть «взрослым».

ДАВАЙ ПОГОВОРИМ

Играют взрослый и ребенок (или дети). Взрослый начинает игру словами: «Давай поговорим. Я бы хотел стать… (волшебником, волком, маленьким). Как ты думаешь, почему?». Ребенок высказывает предложение и завязывается беседа. В конце можно спросить, кем бы хотел стать ребенок, но нельзя давать оценок его желанию и нельзя настаивать на ответе, если он не хочет по каким-либо причинам признаться.
Важно! В игре взрослый должен находиться на одном уровне с ребенком, а в случае трудностей – ниже его.

ОХОТА НА ТИГРОВ

Дети встают в круг, водящий отворачивается к стене и громко считает до 10-ти. Пока водящий считает, дети передают друг другу игрушку (маленького тигра). Когда ведущий заканчивает считать, ребенок, у которого оказалась игрушка, закрывает тигра ладошками и вытягивает вперед руки. Остальные дети делают точно так же. Водящий должен найти тигра. Если он угадал, то водящим становится тот, у кого была игрушка.

ГОЛОВОМЯЧ

Дети ложатся на живот на пол парами, так, чтобы головы оказались рядом. Точно между головами нужно положить мяч. Цель игры – встать, не уронив мяч. Мяч нельзя трогать руками!
Усложнить игру можно, предложив поднимать мяч втроем. После этого можно поставить эксперимент: каково самое большое число детей, при котором можно поднять мяч?

ДОТРОНЬСЯ

Дети становятся в круг, в центр складывают игрушки. Ведущий произносит: «дотронься до… (глаза, колеса, правой ноги, хвоста и т.д.)». Кто не нашел необходимого предмета – водит.
Игрушек должно быть меньше, чем детей.
Эта игра способствует развитию навыков общения, умения просить, а также снятию телесных зажимов.

На пол кладут развернутую газету, на которую встают четыре ребенка. Затем газету складывают пополам, все дети должны снова встать на нее. Газету складывают до тех пор, пока кто-то из участников не сможет встать на газету. В процессе игры дети должны понять, что для победы им нужно обняться – тогда расстояние между ними максимально сократится.

СОТВОРЕНИЕ ЧУДА

Дети разбиваются на пары, у одного из них в руках «волшебная палочка» (карандаш, веточка или любой другой предмет). Дотрагиваясь до партнера, он спрашивает его: «Чем я могу тебе помочь? Что я могу для тебя сделать?». Тот отвечает: «Спой (станцуй, расскажи что-нибудь смешное, попрыгай на скакалке», - или предлагает что-нибудь хорошее сделать позже (оговаривается время и место).
Эта игра учит дошкольников эмпатии, умению понять чувства другого, посочувствовать ему.

С удовольствием разместим Ваши статьи и материалы с указанием авторства.
Информацию присылайте на почту