Граждане пенсионное обеспечение которых осуществляется. Пенсионное обеспечение граждан

К сожалению, со временем человек не молодеет, и рано или поздно перед каждым встает вопрос о том, как жить после окончания трудовой деятельности. В нашем государстве всем категориям граждан предоставляются пенсионные выплаты. Это может быть трудовая или государственная пенсия. О последнем пособии поговорим подробнее.

Виды пенсионных выплат в РФ

Согласно законодательству России, в нашей стране существует две категории пенсионных выплат. Это трудовая пенсия, представляющая собой ежемесячные выплаты, предназначенные компенсировать заработную плату, утраченную по причине старости или инвалидности. Кроме того, сюда входят выплаты несовершеннолетним в случае утраты кормильца. Средства на них складываются из страховых взносов, которые ежемесячно, на протяжении всей трудовой деятельности, человек перечислял в Пенсионный фонд.

Второй вид – это пенсии по государственному пенсионному обеспечению. В отличие от трудовых пенсий, их финансирование производится из средств федерального бюджета. Надо отметить, что в России пенсионные выплаты не подлежат налогообложению и, согласно реформе, проведенной в 2002 году, разделены на две части – накопительную и страховую.

Когда назначаются пенсии по государственному обеспечению

Если пользоваться терминологией законодательства РФ, право на гос. пенсии возникает в следующих случаях:

  • если человек длительное время находится на государственной службе, которая, в свою очередь, разделяется на федеральную гражданскую службу и гражданскую службу субъектов федерации;
  • эти выплаты полагаются военнослужащим, несущим службу в вооруженных войсках РФ, сотрудникам правоохранительных служб и органов противопожарной безопасности;
  • людям, которые пострадали в радиационных и техногенных катастрофах;
  • нетрудоспособным членам семьи вышеперечисленных категорий граждан, в случае их смерти.

Как и трудовые пенсии, государственная назначается в нескольких случаях:

  1. Пенсия, выплачиваемая за выслугу лет.
  2. Государственная пенсия, выплачиваемая по старости.
  3. Пенсия, начисляемая при потере кормильца.
  4. Пенсия социальная.

Государственная пенсия по выслуге лет

Право на это пособие имеют гражданские служащие, имеющие стаж на государственной службе не меньше 15 лет или замещавшие должность на федеральной службе не менее 1 года. Пенсия государственного служащего может быть назначена в следующих случаях:

  1. При сокращении штата федеральных госслужащих в органах власти федерального (местного) масштаба или при ликвидации органов власти, образованных согласно Конституции РФ.
  2. При увольнении с должностей, утвержденных в законодательном порядке.
  3. При достижении предельного возраста, позволяющего замещать должность гос. службы.
  4. При обнаружившемся несоответствии должности, по состоянию здоровья, препятствующему дальнейшему продолжению службы.
  5. При увольнении по собственному желанию, связанном с выходом на государственную пенсию.

Пенсия, выплачиваемая по выслуге лет, устанавливается в размере 45 % от среднего месячного заработка государственного служащего, без учета страховой и базовой частей трудовой пенсии. Она устанавливается и выплачивается вместе с трудовой пенсией. Если стаж на государственной службе превышает 15 лет, то за каждый отработанный год сверх этого начисляется прибавка в 3 %, но при этом общий размер не может быть выше 75 % среднего месячного заработка. Гражданин не получает этот вид пенсии в тот период, когда он занимает должность на государственной службе.

Начисление пенсий для военнослужащих

Государственная пенсия за выслугу лет назначается лицам, прошедшим военную службу в армии РФ или СНГ, а также служившим в органах внутренних дел, противопожарной безопасности, органах, занимающихся контролем за оборотом наркотиков, и органах уголовно-исправительной системы. Для начисления пенсии необходимо иметь на момент увольнения с места службы выслугу не меньше 20 лет. В таком случае пенсия составит 50 % денежного довольствия, соответствующего денежному довольствию звания, с которого военный покинул службу. За каждый год свыше двадцати лет положена прибавка в размере 3 %, но общая сумма не должна превышать 85 % от денежного довольствия.

Также право на гос. пенсию имеют в случае увольнения со службы по достижении предельного возраста, ухудшения состояния здоровья или в связи с другими организационными мероприятиями лица, достигшие возраста сорока пяти лет, общий трудовой стаж которых составляет больше 25 лет, и при этом не меньше 12,5 занимает служба в вышеперечисленных организациях. В этом случае пенсия составит 50 % денежного довольствия, соответствующего их званию. За каждый год службы сверх 25 лет начисляется 1 % от указанного довольствия.

Пенсия по инвалидности

Пенсия по причине инвалидности начисляется гражданам, которые проходили службу по призыву в качестве рядовых, сержантов и старшин в случае ее получения во время несения службы или не позже чем через три месяца после того, как гражданин уволился с военной службы, но инвалидность признана следствием контузии, увечья или болезни, явившимися следствием прохождения службы.

Надбавки к пенсии

Согласно законодательству, военнослужащим, получившим инвалидность в результате травмы, полученной во время военных действий, пенсия по выслуге лет может быть увеличена в следующих пределах:

  • инвалидам первой группы – на 300 % от размера пенсии;
  • инвалидам второй группы – на 250 %;
  • инвалидам третьей группы – на 175 %.

Если инвалидность наступила вследствие трудовой деятельности, общего заболевания или других причин, а также участникам Великой Отечественной войны, включенным в категории, перечисленные в Федеральном законе «О ветеранах», пенсия увеличивается:

  • инвалидам первой группы – на 250 % от расчетной пенсии;
  • инвалидам второй группы – на 200 %;
  • инвалидам третьей группы – на 150 %.

Кроме того, надбавка в 100 % от размера пенсии положена инвалидам I группы, достигшим возраста восьмидесяти лет, и неработающим пенсионерам, у которых на иждивении находятся нетрудоспособные лица. В этом случае надбавка составит 32, 64 и 100 % соответственно на одного, двоих и трех или более членов семьи.

Пенсия по старости

К гражданам, имеющим право на пенсию по старости, закон о государственных пенсиях относит как людей, принявших участие в ликвидации результатов Чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, так и лиц, переселенных из нее или выехавших оттуда на новое место жительство добровольно. Пособие назначается после достижения женщинами 55 лет и 60 – мужчинами, при условии наличия у них трудового стажа не меньше 5 лет и учитывая уменьшение пенсионного возраста, предусмотренное российским законодательством, в зависимости от продолжительности работы или проживания в вышеперечисленных зонах.

В случае получения инвалидности, лучевого поражения или других заболеваний, полученных под воздействием радиационных факторов при устранении последствий взрыва Чернобыльской АЭС, членам их семей выплачиваются пенсии по потере кормильца, независимо от трудового стажа.

Пенсия, связанная с потерей кормильца

Как уже упоминалось выше, право на получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению в случае утраты кормильца имеют нетрудоспособные лица семей военнослужащих, граждан, пострадавших при ликвидации последствий радиационных катастроф, а также катастроф техногенного генеза, и граждан, относящихся к числу космонавтов.

К нетрудоспособным членам семьи в этом случае относятся:

  • Дети, сестры, братья, внуки, которым не исполнилось 18 лет, при условии что они проходят обучение в образовательных учреждениях, в том числе и иностранных, расположенных за пределами РФ, на очной форме, исключая учреждения, дающие дополнительное образование. Пенсия выплачивается до достижения ими 23 лет, при отсутствии у них трудоспособных родителей.
  • Супруг или один из родителей, брат, сестра, дедушка или бабушка, не имеющие работы, при условии, что он ухаживает за детьми погибшего, которым еще не исполнилось 14 лет.
  • Один из родителей или супруг погибшего пенсионного возраста или в том случае, если они находятся на инвалидности. Исключением являются родители военнослужащих, которые погибли во время прохождения службы или вследствие военной травмы.
  • Дедушка или бабушка погибшего, если их возраст составляет 60 или 55 лет, или они являются инвалидами, при условии что у них нет родственников, которые обязаны их содержать.
  • Родители военнослужащих, погибших во время прохождения службы, чей возраст достиг 55 и 60 для женщин и мужчин соответственно.

Государственное софинансирование

С 2008 года в России стартовала программа государственного софинансирования пенсий. Согласно ей, все подавшие заявление до окончания 2014 года и внесшие вклад от двух тысяч рублей (минимальный взнос) до 31.01.2015, удвоят сумму взноса. Максимальной суммой пополнения пенсионного счета является двенадцать тысяч рублей в год. Сделанные взносы будут удваиваться за счет государства в течение десяти лет. Также необходимо помнить, что на всю внесенную сумму государство предоставляет тринадцатипроцентный налоговый вычет.

2. Порядок осуществления пенсионного обеспечения граждан

2.1 Система пенсионного обеспечения в Российской Федерации

С 1 января 2002 года в Российской Федерации действует пенсионная модель, основанная на страховых принципах. Данная модель является составной частью структурных преобразований в экономике и социальной политике государства, ее цель - создание многоуровневой пенсионной системы, позволяющей обеспечить гражданам возможность получения достойной пенсии после окончания трудовой деятельности. В отличие от прежней системы, пенсионные права граждан теперь зависят не только от стажа, но и от размера зарплаты и пенсионных взносов.

На сегодняшний день создана нормативно-правовая база, регламентирующая источники формирования средств пенсионного обеспечения, принципы и методы аккумулирования, сохранения и распределения накопленных ресурсов.

Конфигурацию реформированной пенсионной системы в целом определяют следующие Федеральные законы: 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении», 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».

Значительные изменения были внесены в законодательство Федеральным законом от 24.07.2009 № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

Исходя из действующего законодательства можно говорить о следующей трехуровневой структуре системы пенсионного обеспечения:

· государственное пенсионное обеспечение, основанное на финансировании пенсий за счет федерального бюджета. Это социальные пенсии для отдельных категорий граждан, которые не приобрели права на пенсию по государственному пенсионному страхованию, или тех, кто имеет право на государственное обеспечение. Это ежемесячная государственная денежная выплата, которая предоставляется гражданину в целях компенсации заработка, утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.

· обязательное пенсионное страхование, включающее в себя трудовую пенсию по старости (в составе страховой и накопительной частей) и трудовую пенсию по инвалидности или по случаю потери кормильца (в составе страховой части) и финансируемое за счет страховых взносов работодателя;

· негосударственное (дополнительное) пенсионное обеспечение - негосударственные пенсии, выплачиваемые в рамках договоров с негосударственными пенсионными фондами, финансируемые за счет взносов работодателей и работников в свою пользу и дохода, полученного от их инвестирования.

"right">Таблица 1

Структура пенсионного обеспечения

Виды пенсий

Источник финансирования

Субъект формирования и выплат

Обязательное пенсионное обеспечение и страхование

Государственная пенсия

Выплачивается:

· государственным служащим

· военнослужащим

· пострадавшим в техногенных катастрофах

· участникам ВОВ

· нетрудоспособным гражданам

Государственные органы

Трудовая пенсия (страховой стаж не менее 5 лет)

Страховая часть

Страховые взносы

Накопительная часть

Страховые взносы и доход от инвестирования

ПФР или негосударственный пенсионный фонд

Негосударственное (дополнительное) пенсионное обеспечение

Негосударственная пенсия

Выплачивается работникам предприятий (организаций), гражданам на основании заключенных договоров негосударственного пенсионного обеспечения

Взносы предприятий, граждан и доход от их инвестирования

Негосударственный пенсионный фонд

С 1 января 2010 года вместо базовой части трудовой пенсии введен фиксированный базовый размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), как составная часть страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца.

Фиксированный базовый размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) устанавливается в твердом размере. При этом применяется порядок его дифференциации, аналогичный ранее действовавшему в отношении базовой части трудовой пенсии. По состоянию на 01.01.2010 общий фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости (Б) составляет 2562 рубля в месяц.

На каждое застрахованное лицо в Пенсионном фонде открыт индивидуальный лицевой счет, на который зачисляются взносы, уплачиваемые работодателем. Правила те же, что и для банковских вкладов. Только эти деньги нельзя снять со счета, и вместо начисления процентов по вкладу пенсионный капитал ежегодно индексируется. К пенсионным накоплениям ежегодно добавляется инвестиционный доход, полученный от управления средствами накопительной части пенсии управляющими компаниями. Государство гарантирует, что каждый учтенный на счете рубль уплаченных взносов и полученного инвестиционного дохода, зафиксированного на дату назначения пенсии будет возвращен застрахованному лицу в виде пенсии.

Таким образом, размер вашей пенсии напрямую зависит от суммы на лицевом счете, сформированной за всю трудовую деятельность.

С 2010 года трудовая пенсия по старости состоит из двух частей:

· страховой - дифференцированная часть, зависящую от результатов труда конкретного человека (стажа, заработной платы) в течение всей трудовой деятельности. В состав страховой части также входит фиксированный базовый размер, устанавливаемый Законом и единый для всех пенсионеров;

· накопительной -- выплачиваемая в пределах сумм, отраженных на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц в Пенсионном фонде РФ.

Граждане вольны распоряжаться накопительной частью пенсии, в частности она может быть передана любой лицензированной коммерческой управляющей компании. При смерти застрахованного до пенсионного возраста, накопительная часть пенсии передается наследникам. Кроме того существует система государственного софинансирования пенсии в виде 100% участия государства, но с ограничением в 12000 рублей в год.

Анализ пенсионного обеспечения граждан по инвалидности

Взаимосвязь гражданской и муниципальной службы

Гл. I Сущность гражданской и муниципальной службы 1.1 Понятие и принципы гражданской и муниципальной службы Гражданская служба и муниципальная служба являются органически сопряженными институтами публичной службы...

Государственное

Основным видом пенсионного обеспечения военнослужащих является назначение и выплата пенсий. Согласно ст. 2 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»...

Особенности представления адвокатом интересов истцов по жилищным делам

Возникновение жилищных правоотношений может происходить на основании договора социального и коммерческого найма, в результате участия в долевом строительстве многоквартирных домов, а также на основании сделок...

Пенсии по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению семьям граждан, пострадавших вследствие техногенных катастроф

Условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей рассмотрены в статье 10 к Федеральному закону от 15 декабря 2001 г...

Пенсионное обеспечение

Пенсионное обеспечение военнослужащих и членов их семей

Пенсия за выслугу лет, по инвалидности и пенсия по случаю потери кормильца военнослужащим и их семьям назначаются в порядке, установленном Законом РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в ОВД...

Пенсионное обеспечение военнослужащих и членов их семей

2.1 Исчисление и выплата пенсионного обеспечения Пенсии военнослужащим и членам их семей, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава ОВД, Государственной противопожарной службы...

Пенсионное обеспечение военнослужащих и членов их семей

С момента увольнения со службы у военнослужащего, а так же у членов его семьи, появляется право на получение пенсионного обеспечения. Семьям военнослужащих пенсии по случаю потери кормильца назначаются со дня смерти военнослужащего...

Социальная пенсия может быть установлена гражданам, прибывшим на жительство в Российскую Федерацию из государств - участников СНГ, которые являлись получателями соответствующей пенсии или пособия на территории иностранного государства...

Пенсионное обеспечение нетрудоспособных граждан

Пенсионное обеспечение работающих по трудовому договору и военнослужащих

Пенсия - это ежемесячная долгосрочная выплата, назначаемая за счет государственных средств в качестве основного источника средств существования лицам, достигшим установленного возраста, за выслугу лет, по инвалидности...

Правовое регулирование системы профессионального пенсионного страхования в Республике Беларусь и пути его совершенствования

В соответствии с действующим законодательством пенсии можно классифицировать на пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии...

Современное пенсионное обеспечение в Российской Федерации

В период с 1991 по 2002 гг. использовалась распределительная система пенсионного обеспечения. Её суть заключалась в следующем: взносы в пенсионный фонд, собираемые сейчас с работающего населения, шли на выплату пенсионерам...

Пенсионное обеспечение - это государственная система правовых, экономических и организационно-административных мер по поддержке и защите лиц от материальной необеспеченности вследствие наступления старости, инвалидности или потери кормильца.

Пенсия - это гарантированная ежемесячная денежная выплата для обеспечения граждан по достижении ими определенного законом возраста, а также при потере трудоспособности, потере кормильца и иных, предусмотренных законом случаях.

Во всех цивилизованных странах, где сложилась традиция социальной ответственности государства перед пожилыми людьми, постоянно ведутся поиски эффективной модели пенсионного обеспечения. В настоящее время в мире существует три такие модели.

  • 1. Распределительная (солидарная) модель основана на принципе солидарности поколений, когда работающее население финансирует выплату пенсий неработающему населению, т.е. собранные страховые взносы, уплачиваемые работодателями и гражданами, целиком расходуются на выплату пенсий в текущий отрезок времени. Солидарность поколений, с одной стороны, обеспечивает относительную простоту управления финансовыми ресурсами пенсионной системы, но, с другой стороны, увеличивает зависимость данной модели от других социально-экономических факторов и, главным образом, демографических. При данной модели уровень благополучия пенсионеров целиком и полностью зависеть от экономического благополучия поколения, на которое они уже никак не могут повлиять. Долгое время в СССР, а потом и в Российской Федерации действовала именно распределительная пенсионная модель.
  • 2. Накопительная (сберегательная) модель основана на страховых принципах, когда пенсионное обеспечение по старости представляет собой долгосрочный инвестиционный процесс, где изначально происходит уплата взносов и наращивание пенсионного капитала посредством отдачи от пенсионных инвестиций в экономику, а уже затем выплата накопленных средств в виде пенсий. При такой модели, размер пенсий напрямую зависит от отчислений в соответствующие фонды за период трудовой деятельности и дохода от их инвестирования. Накопительная система отличается от распределительной тем, что она менее чувствительна к проблемам старения населения. Каждый человек формирует себе пенсию сам. Его взносы идут не на оплату пенсии другому, а на индивидуальный лицевой счет.
  • 3. Распределительно-накопительная (смешанная) модель основана на сочетании распределительного и накопительного компонентов. Подобные системы существуют в большинстве стран мира.

Пенсионное обеспечение в России основано на распределительно-накопительной модели и осуществляется через Пенсионный фонд РФ.

Пенсионный фонд РФ (ПФ РФ) - это централизованный фонд пенсионного обеспечения населения, созданный в 1990 г. в целях управления финансами пенсионного обеспечения граждан.

К функциям Пенсионного фонда РФ относится:

учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;

назначение и выплата пенсий;

назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям РФ и др.

персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования;

взаимодействие с работодателями - плательщиками страховых пенсионных взносов, взыскание недоимок;

выдача сертификатов на получение материнского (семейного) капитала;

выплата средств материнского капитала;

управление средствами пенсионной системы, в т.ч. накопительной трудовой пенсией, которое осуществляется через государственную и частные управляющие компании.

Финансирование выплат пенсий происходит за счет страховых взносов, вносимых работодателями. Тариф страхового взноса состоит из солидарной и индивидуальной части. На счетах застрахованных лиц отражается только индивидуальная часть тарифа, а солидарная часть используется для фиксированных выплат и на иные цели.

Базой для начисления страхового тарифа для всех застрахованных лиц является годовая заработная плата до уплаты. На суммы свыше предельной базы начисляется страховой тариф в размере 10%, направляемые в полном объеме на солидарную часть.

Рис. 7.1 Структура тарифа страхового взноса для лиц 1966 г. и старше и тех, кто отказался от накопительной пенсии

Рис. 7.2 Структура тарифа страхового взноса для лиц 1967 г. и моложе при сохранении накопительной пенсии

Трудовая пенсия - это ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц - заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильцев, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц.

Виды трудовых пенсий:

  • - по старости;
  • - по инвалидности;
  • - по случаю потери кормильца.

С 1 января 2015 года в России вводится новый порядок формирования пенсионных прав граждан и начисления пенсии в системе обязательного пенсионного страхования. Реформирование пенсионной системы планируется завершить в 2025 году.

Установлено, что права на страховую пенсию будут учитываться в пенсионных коэффициентах (баллах), исходя из уровня заработной платы (уплаченных с нее страховых взносов), стажа и возраста выхода на пенсию.

Условиями возникновения права на страховую пенсию по старости являются достижение возраста 60 лет - для мужчин, 55 лет - для женщин, наличие страхового стажа (т.е. минимального стажа уплаты страховых взносов) не менее 15 лет, наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента (баллов) не менее 30.

В 2025 году минимальный общий стаж для получения пенсии по старости достигнет 15 лет. С 6 лет в 2015 году он будет в течение 10 лет поэтапно увеличиваться - по 1 году в год. Те, у кого общий стаж к 2025 году будет менее 15 лет, имеют право обратиться в ПФ за социальной пенсией (женщины в 60 лет, мужчины - в 65 лет).

С 1 января 2015 года минимальная величина индивидуального пенсионного коэффициента, при котором возникает право на назначение страховой пенсии, установлена в размере 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения 30 в 2025 году.

Стоимость пенсионного коэффициента будет ежегодно определяться федеральным законом.

Таблица 7.1

Условия для возникновения права на страховую пенсию по старости на период реформирования

Требования к страховому стажу

Минимальная сумма индивидуальных пенсионных баллов для возникновения права на страховую пенсию

Максимальное значение

годового балла

При выборе тарифа на накопительную пенсию 0 %

При выборе тарифа на накопительную пенсию 6 %

Годовой индивидуальный пенсионный коэффициент = Ч 10

Граждане имеют право выбора варианта пенсионного обеспечения: с накопительной пенсией или без нее. При этом важно знать, что приняв решение о формировании накопительной пенсии, гражданин уменьшает пенсионные права на формирование страховой, и наоборот.

В новых правилах расчета пенсии засчитываются в стаж такие социально значимые периоды жизни человека, как срочная служба в армии, уход за ребенком, ребенком-инвалидом или гражданином старше 80 лет. За эти, так называемые «нестраховые периоды», присваиваются особые годовые пенсионные коэффициенты, если в эти периоды гражданин не работал.

Формула расчета страховой пенсии выглядит следующим образом:

СП = (ФВ Ч КПВ) + (ИПК Ч КПВ Ч СПК), где:

СП - страховая пенсия в году назначения пенсии;

ФВ - фиксированная выплата;

ИПК - индивидуальный пенсионный коэффициент, равный сумме всех годовых пенсионных коэффициентов гражданина;

СПК - стоимость одного пенсионного коэффициента в году назначения пенсии;

КПВ - премиальные коэффициенты за выход на пенсию позже общеустановленного пенсионного возраста.

Таким образом, по новым правилам выходить на пенсию позже будет выгодно. За каждый год более позднего обращения за пенсией страховая пенсия будет увеличиваться на соответствующие премиальные коэффициенты.

Таблица 7.2

Коэффициенты для расчета страховой пенсии при отсрочке обращения за ее назначением после достижения пенсионного возраста

Гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на трудовую пенсию, устанавливается социальная пенсия.

Законодательством предусмотрены следующие виды социальных пенсий: социальная пенсия по старости (для мужчин, достигших 65 лет, и женщин, достигших 60 лет), социальная пенсия по инвалидности, социальная пенсия по случаю потери кормильца.

С 1 января 2010 года с целью доведения материального обеспечения пенсионера до величины его прожиточного минимума, предусматривается установление социальных доплат к пенсии.

Многие россияне выступают за отмену пенсий. Вот аргументы:
http://zhanna1984.livejournal.com/12973.html
Необходимость реформы пенсионной системы России признает любой здравомыслящий человек. А вот каким образом проводить эту реформу, единого мнения нет ни у граждан, ни в Правительстве и уж тем более в самом Пенсионном Фонде России, раздираемом противоречивыми руководителями и их действиями.
Давайте посмотрим на то, как у нас сейчас обстоят дела с пенсиями, населением и перспективами обеспечения этого самого населения теми самыми пенсиями и наконец-то поймем, что есть выход из сложившейся сложнейшей ситуации дефицита Пенсионного Фонда России

И так, что мы имеем.

В настоящее время трудовая пенсия по старости в России состоит из трех частей: базовой (гарантируется государством, и ее размер устанавливается законодательно в виде фиксированной суммы), страховой (дифференцированная часть, зависит от результатов труда конкретного человека) и накопительной (образуется только у граждан 1967 года рождения и моложе). Средний размер трудовой пенсии по старости и на конец 2008 года составил 4 тысячи 902 рубля.

Численность населения России 142,0 млн.человек.

Численность пенсионеров 38, 5 млн.человек.

Экономически активное население 75 млн. человек (52,8% от всего населения). Но населения в возрасте от 20 до 64 лет составляет около 90 млн.человек.

Ежегодно население уменьшается на 500 тысяч человек.

Средний размер начисленных месячных пенсий составляет 99% от величины прожиточного минимума.

45,7% населения со среднедушевым доходом свыше 10 тысяч рублей в месяц.

Численность участников негосударственных пенсионных фондов т.е. тех, кто туда перечисляет деньги 6,5 млн. человек (8,6% от экономически активного населения), а получают пенсии из НПФ всего 685 тысяч человек или 1,8% от всех пенсионеров России.

О перспективах пенсионной реформы в своем недавнем выступлении министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова сообщила, что с 2015 года размер базовой составляющей страховой части трудовой пенсии по старости будет зависеть от продолжительности страхового стажа. И может снижаться на 3 процента за каждый год, недостающий до нормативного стажа в 30 лет. Либо повышаться на 6 процентов за каждый год, превосходящий «норму».

Таким образом понятно, что каждый из нас должен проработать не менее 30 лет, чтобы получать пенсию без скидок равную величине прожиточного минимума. Не думаю, что кого-нибудь из здравомыслящих людей устроит такое положение дел. Но всего 8,6% из нас на сегодняшний день озабочены своим пенсионным будущем, а остальные по старинке надеются на русский “авось” или на Государство которое “всем всегда должно”.

А между тем на выплату базовой части пенсии федеральный бюджет должен в следующем году перевести в Пенсионный фонд свыше 1 триллиона рублей на закрытие растущего дефицита бюджета Пенсионного фонда, который в следующем году должен выплатить пенсионерам 3 триллиона рублей. В 2010 году — 3,7 триллиона, а в 2011 году — уже 4,3 триллиона рублей.

Необходимо повернуть угрожающую тенденцию роста дефицита средств ПФР вспять. Вот и получается, что единственный способ обеспечить достойную старость тем, кому предстоит еще нормативные 30 лет работать это полностью отменить государственные пенсии. При 65 летнем пороге ухода на пенсию, к которому мы скоро прийдем, население моложе 35 лет должно быть полностью лишено государственных пенсий и, соответственно, само заботиться о своем будущем. Таким образом все средства ПФР должны распределяться среди текущих пенсионеров, а пополняться за счет тех, кто старше 35 лет и не достиг 65 лет, а это 56 миллионов человек. Простые вычисления показывают, что при ежегодной смертности населения страны в 2,4 млн. человек и при ежегодном выходе на пенсию в среднем 1,8 млн. человек в ближайшие годы в ПФР возникнет профицит и средства бюджета могут быть потрачены не на латание пенсионных дыр, а, например, на повышени уровня образования и медицинского обслуживания населения. Приняв в ближайшее время такие поправки в пенсионное законодательство Государство решит массу проблем не только с пенсионным обеспечением, но и с развитием внутреннего российского инвестиционного климата, получит серьезных долгосрочных инвесторов в экономику страны и существенно повысит финансовую грамотность населения.

2. Понятие и виды пенсионного обеспечения.

Пенсия (от лат. pensio - платеж) - это регулярная денеж­ная выплата (обычно она производится один раз в начале меся­ца), которая осуществляется в установленном законом порядке определенным категориям лиц из пенсионного фонда или других источников (например, в случае с военнослужащими и др. - из федерального бюджета), предназначенных для этих целей.

Основаниями для пенсионного обеспечения являются раз­личные юридические факты: достижение соответствующе­го пенсионного возраста; наступление инвалидности; смерть кормильца (для нетрудоспособных членов семьи кормильца); длительное выполнение определенной профессиональной де­ятельности - выслуга лет.

В настоящее время все пенсии, выплачиваемые в Российс­кой Федерации, можно разделить по функциональному назна­чению, источникам выплаты, а также по особенностям право­вого регулирования на два основных класса:

1) пенсии по обязательному пенсионному страхованию (выплачиваются из сумм страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию, аккумулированных в ПФР);

2) пенсии по государственному пенсионному обеспечению (финансирование данных пенсий производится из федераль­ного бюджета).

Основными видами пенсий по обязательному пенсионному страхованию являются трудовые и профессиональные пенсии. К трудовым пенсиям, которые устанавливаются и выплачи­ваются в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федера­ции", относятся:

Пенсия по старости;

Пенсия по инвалидности;

Пенсия по случаю потери кормильца.

По государственному пенсионному обеспечению в соответс­твии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Фе­дерации" могут назначаться следующие виды пенсий:

Пенсия за выслугу лет;

Пенсия по старости;

Пенсия по инвалидности;

Социальная пенсия;

Пенсия по случаю потери кормильца. Осуществление выплаты трудовых пенсий производится прежде всего в рамках обязательного пенсионного страхования, организационные, правовые и финансовые основы которого уста­новлены Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Феде­рации". Кроме того, обязательное пенсионное страхование регу­лируется Конституцией РФ, законодательством Российской Фе­дерации о налогах и сборах, а также федеральными законами от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пен­сиях в Российской Федерации" и от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обяза­тельного пенсионного страхования".

Обязательное пенсионное страхование - это система создаваемых государством правовых, экономических и орга­низационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахован­ного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения. Его субъектами являются федераль­ные органы государственной власти, страхователи, страхов­щик и застрахованные лица.

Единственным государственным страховщиком всех видов трудовых пенсий является Пенсионный фонд Российской Феде­рации (ПФР). ПФР по своему гражданско-правовому статусу яв­ляется государственным учреждением, и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы пол­ностью подотчетны вышестоящим. При этом государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам ПФР перед застрахованными лицами по финансовому обеспечению полной реализации накопленных пенсионных прав застрахованных лиц

Наряду с государственным страховщиком - ПФР - стра­ховщиками по обязательному пенсионному страхованию могут также являться в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом (пока только по формированию накопи­тельной части трудовой пенсии), и негосударственные пенси­онные фонды (НПФ).

Порядок формирования в этих фондах средств пенсионных накоплений и их инвестирования, условия передачи пенсионных накоплений из ПФР (и обратно), уплаты страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в НПФ, а также ограни­чения осуществления данными фондами их полномочий страхов­щика устанавливаются Федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования на­копительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" и отдельными нормативными актами Правительства РФ.

Однако, несмотря на пятилетний период реализации пен­сионной реформы, отдельные нормативные акты, необходимые для эффективного регулирования пенсионных накоплений, еще не приняты. Это обусловлено тем, что законодательно ус­тановленный период массовых выплат пенсионных накоплений начинается не ранее 2025-2037 гг. Для отдельных возрастных групп пенсионеров ограниченный период формирования пен­сионных накоплений (2002-2004 гг.) законодательно позволяет сформировать накопительную часть трудовой пенсии начиная с 2012-2013 гг. При этом следует обратить внимание, что право наследования пенсионных накоплений предусмотрено законо­дательно уже в настоящее время.

3. Формирование пенсионных прав застрахованных лиц в условиях пенсионной реформы.

После пенсионной реформы условия формирования пенси­онных прав радикально изменились. Для различных категорий граждан эти изменения имеют различную направленность, да и сами категории застрахованных лиц претерпели принципи­альные преобразования.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона "Об обязатель­ном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхова­телями по обязательному пенсионному страхованию являются:

1) лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе:

Организации;

Индивидуальные предприниматели;

Физические лица;

2) индивидуальные предприниматели (в том числе част­ные детективы и занимающиеся частной практикой нотариу­сы), адвокаты.

В тех случаях, если страхователь одновременно относится к нескольким категориям страхователей, исчисление и уплата страховых взносов производятся им по каждому основанию.

Застрахованные лица в ПФР - это лица, на которые в со­ответствии с законом распространяется обязательное пенсион­ное страхование. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также проживающие на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства:

Работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору;

Самостоятельно обеспечивающие себя работой (индиви­дуальные предприниматели, частные детективы, зани­мающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты);

Являющиеся членами крестьянских (фермерских) хо­зяйств;

Работающие за пределами территории Российской Фе­дерации в случае уплаты страховых взносов, если иное не предусмотрено международным договором РФ;

Являющиеся членами родовых, семейных общин мало­численных народов Севера, занимающихся традицион­ными отраслями хозяйствования;

Каждое застрахованное лицо приобретает право на откры­тие персонифицированного индивидуального лицевого счета в Базе данных персонифицированного учета ПФР. На этом ли­цевом счете накапливаются пенсионные права каждого застра­хованного лица. Условия и порядок формирования пенсионных прав застрахованных лиц в государственной системе персони­фицированного учетам строго регламентированы специальным пакетом законодательных и нормативных документов, среди которых центральное место занимает Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обя­зательного пенсионного страхования".

В условиях рыночной пенсионной реформы осуществлен переход с нормативного метода учета пенсионных прав за­страхованных лиц (исходя из установленных законодатель­ством стажа и заработка) на формирование этих прав исходя из непосредственной суммы страховых взносов, поступивших в бюджет ПФР и своевременно отраженных на лицевом счете застрахованного гражданина.

Переход на такой порядок формирования пенсионных прав обусловлен тем, что пенсия теперь рассматривается как страховая выплата при наступлении страхового (пенсионного) случая, которым в соответствии с Законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" принято наступление старости, потеря кормильца либо инвалидность. При этом страховым случаем установлено наступление сле­дующих рисков: старости (возраст мужчин - 60 лет, жен­щин - 55 лет), инвалидности (полная или частичная потеря трудоспособности в любом возрасте и в любой момент времени, начиная с рождения и детства) и потеря кормильца (для иж­дивенцев, которые утрачивают финансовый источник своего существования, также в любом возрасте и в любое время).

Согласно ст. 8 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страховым риском признается утрата застрахованным лицом за­работка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая.

Страховым случаем признаются достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца.

Обязательным страховым обеспечением по обязательно­му пенсионному страхованию являются:

Страховая и накопительная части трудовой пенсии по старости;