Цветовые ассоциации времен года. Теория времен года: цветотип весна

Облик природы неповторим и разнообразен, даже обычное дерево в саду или небольшой куст видоизменяются в цвете разного времени года. Как каждому времени года присуще строго определенные цвета, так и женщине на каждый сезон подойдет определенный цвет в одежде, нужно лишь тонко подобрать верный нюанс. Природа, как и все женщины по временам года самых разных темпераментов, красива и непредсказуема, капризна и ласкова.

Весна

Весна это время года, когда вся природа оживает, пробуждается после долгой зимней спячки, умывается долгими дождями и заливается ярким солнечным светом. Вся природа радуется, кажется, будто травинки и листочки улыбаются ласковым лучикам весеннего солнца, а веточки тянутся выше к самому небу. От того и весна представляется нам в розовых и ярких оттенках распускающихся цветов, цветущей сирени с добавлением зеленых пастельных тонов, ведь к маю появляется первая зеленеющая травка.

Цвета весной - яркие и энергичные, как лучи солнца, броские и бодрящие, как сверкающие в лучах ручьи талой воды. Это могут быть сочные основные цвета радуги и мягкий контраст.

Лето

Лето самое теплое время года, именно в этот период растения больше всего растут, и вся природа находится в постоянном движении. Весь живой и растительный мир, кажется, занят важными делами, вот муравей тянет соломинку, а здесь шмель забрался в самый центр цветочка, а травинки перешептываются друг с другом от легкого дуновения теплого ветра. Цвет лета - зеленый. Самый насыщенный, мягкий и приятный цвет, поэтому и на природе в лесу густые зеленые листья деревьев успокаивают, дарят легкость, отдых и наслаждение чарующей красотой. А еще у лета есть голубой цвет. Это цвет неба, воды, а в долгих сумеречных вечерах, еще и ночного неба.

Цвета летом - спокойные, слегка приглушенные тона с легкими оттенками голубого, также, как полные красок цвета благоухающих садов тесно гармонируют с голубыми оттенками неба. При этом цвета могут быть затуманенными дымкой без резкий контрастов.

Осень

Осень - задумчивая пора, когда растительный мир замедляет темп роста, вся природа уставшая, и начинает долгую подготовку к зимнему сну. Птицы перестают петь и все больше собираются в стаи, чтобы покинуть ненадолго родные края в поисках тепла, а деревья покрываются с макушки позолотой и начинают свой таинственный танец сбрасывания листьев. Так начинается листопад, осенняя пора, которую называют золотая осень. Вот и цвета осени пастельные, спокойные, как и сама природа в это время года. Преобладают желтые, золотистые, словно на солнышке опадающие листья цвета и тихие коричневые. А ближе к ноябрю, когда погода все сильней хмурится, появляются и приглушенные серые тона. Все ближе природа готовится к холодам, ветрам и застыла в ожидании снега.

Цвета осени - насыщенные и пестрые, сочетание самых глубинных красок. Цвета в этот период приглушенные и задумчивые, как и сама природа осенью, пестрые и мягкие, близкие к романтическому настроению прогулок по осеннему лесу.

Зима

Вот и приходит зима, одевает деревья в белые шубки, накрывает поля белоснежными простынями, засыпает скамейки в парке белым пухом, а когда ударят совсем лютые морозы, на стеклах зима нарисует расписные узоры. Зима - белая красавица с суровым характером, но с загадочной душой. Ведь зима это еще и ожидание праздника нового года. Вроде холодно, сурово быть на улице, долго и не простоишь, тут же краснеет нос, а настроение становится веселым и задорным и так и хочется прокатиться на санках, слепить снеговика, да побаловаться снежками.

Цвета зимы - холодные и кристально ясные, прозрачные, как лед, яркие, как снег на морозном солнце и контрастные, как голубое небо на белом фоне. Хорошее сочетание чистых и светлых контрастов с холодными ледяными нотками.

Решившись на начало ремонта, многие из нас сталкиваются с трудностями выбора: изобилие качественных широко известных материалов соседствует с незнакомыми новыми – носителями свежей эстетики. И в каждой из этих групп материалов – множество видов, отмеченных как стилеобразующими характеристиками, так и цветовыми, демонстрирующими порой цельную палитру всевозможных оттенков.

Что же делать, чтоб не закружилась голова от такого колористического разнообразия? И как при этом сделать достойный выбор, после которого не будет мучительно больно за бесцельно потраченное время и деньги, минутную слабость и невнимательность при покупке?Придя в магазин и увидев, к примеру, обои, от которых просто невозможно отвести глаз, уже в следующую минуту вы понимаете, что это то, о чем мечтали всю жизнь. И что же - поддаться импульсному влечению? Конечно, да. Только при том условии, что все остальное – шторы, обивочная ткань дивана, фактура дерева и цвет мебели и дверей, напольного покрытия или паркета, люстра и фурнитура – попадает в зависимость от первой покупки, т. е. подбирается тщательно, не пренебрегая нюансами и «мелочами». В противном случае может возникнуть такая ситуация, при которой купленный, к примеру, диван будет диссонировать на фоне ваших замечательных обоев из-за несоответствия цветовой тональности или фактуры этих материалов, обивочной ткани и обоев. А все из-за настроения. Да-да, именно из-за настроения, которое у этих материалов разное. Чтобы избежать покупок материалов «с разным настроением», обратимся за помощью к самой Природе.

Следуйте самой Природе

Помочь в щепетильном подборе однохарактерных материалов поможет теория цвета «по временам года», согласно которой интерьер каждого помещения выдерживается в колористической гамме, соответствующей какому-то одному времени года – ведь все пшеничные краски одного сезона гармоничны друг другу, о чем позаботилась сама Природа.

Следуя данной методике, мы можем вводить огромное множество цветовых оттенков в общую колористику интерьера – главное, следовать тональности красок выбранного сезона.

А для этого надо научиться пристально вглядываться в цветовые комбинации времен года и, главное, улавливать их настроения. Ведь не всегда под рукой могут находиться все четыре спектральные таблицы времен года, которые вы видите перед собой.

Какое настроение выбираем?

Палитра каждого сезон отмечена одним главенствующим цветом, определяющим общее настроение времени года, которое достаточно точно передается правильно созданному интерьеру в таком же духе. Поэтому «плясать» можно не от первого понравившегося материала и подгонять под него все остальное, а от осознанного выбора настроения, которое мы хотим сообщить интерьеру. Прислушайтесь к себе и решите, какого эффекта вы хотите добиться, создавая декор разных по назначению помещений.

Желтый, синий, голубой …

Определяющий цвет весеннего настроения – желтый – цвет солнечных потоков и ярких первоцветов. Получаемое же настроение можно характеризовать как оживление, радость – весенний хоровод красок сверкает и искрится.

В противовес весенним краскам летние кажутся выцветшими на солнце и «уставшими» от полуденного зноя. Основной цвет «летнего» декора – холодный светло-голубой – цвет морской воды и дымки, которая как будто окутывает весь ландшафт дрожащим знойным маревом. Общее настроение интерьера в прохладных летних тонах – пляжно-расслабленное.

Самая теплая и насыщенная богатыми, сочными красками – палитра «осеннего» интерьера. Определяющим цветом этого дивного времени года будет оранжево-рыжий. Настроение сложное, но очень приятное, оно связано с тем чувством, когда мы присаживаемся отдохнуть после длительных и праведных трудов, и не имеет ничего общего с расслабленным летним.

Зимний интерьер узнаваем по контрастным сочетаниям, которые могутбыть весьма редкими. Основные цвета – льдисто-голубой и синий. Цветовой лаконизм и контраст создают бодрящее настроение, если синий цвет не доминирует в интерьере.

Анализируем и выбираем

Выбирая нужное настроение для того или иного помещения, необходимо учитывать его специфику, назначение и ориентацию по сторонам света. Естественно, помещения, выходящие окнами на север, логичнее декорировать в теплой гамме – весенней или осенней, имеющих, как было отмечено выше, совершенно разные настроения; южные же комнаты ждут украшательства в холодных тонах – летних или зимних, имеющих вообще противоположное настроение, которое лучше выбрать не спеша. Важно для себя понять и другую вещь: хотим ли мы в том или ином помещении ежедневно наблюдать цветовые контрасты, которыми отмечена весна и зима, или стремимся к нюансам из летней и осенней гаммы? При этом необходимо учитывать, что летние нюансы – самые тонкие – вносят в интерьер некоторую отстраненность и элегантность, а осенние часто бывают на грани мягких, очень уютных, контрастов.

Стоит обратить внимание на то, что краски из весенней палитры родственны осенним, а тона летнего спектра перекликаются с красками из зимней таблицы. Поэтому в некоторых случаях можно позаимствовать нужный цвет из родственного спектра. Как правило, этим приемом пользуются профессиональные декораторы, новичкам же лучше не рисковать.

Выбор «собственно настроения» для комнаты – дело сугубо индивидуальное. Например, одни видят свою ванну с характерным пляжно-расслабленным настроением, другим необходимо с утра быстро «войти в тонус» и выбор падает на экстравагантный декор в зимних контрастах. Или спальня: чтобы быстро расслабиться, кому-то требуется преобладание холодного синего цвета, в то же время другим эта комната видится в теплых персиковых тонах (осень) или бежево-розовых (весна), качество которых покровительствует тонким супружеским отношениям. И так же относительно любого помещения. Поэтому лучше самому анализировать и рассуждать согласно данной теории, учитывая степень контрастности, «градус холодности» и ожидаемое настроение. Перефразируя известное: у природы нет плохой погоды, можно сказать, что у интерьеров любого времени года тоже не бывает плохой погоды – правда, случается не к месту созданное настроение.

Не только цвет

Но цвет – не единственное, чему стоит уделить внимание при подборе материалов для декорирования. Ткани, дерево, камень, плитка, металл напольное покрытие – все это, кроме цветового качества, обладает еще и фактурой, текстурой и структурой, качество которых должно соответствовать настроению выбранного сезона. Чтобы быстрее понять принцип «фактурного» подбора, начнем с самых понятных – «зимних» материалов. Так, вспомнив о сверкающей глади льда, мы без труда выберем для зимнего интерьера гладкие, полированные поверхности, которые могут быть блестящими или лакированными. Весьма уместен в «зимнем» декоре крупный экспрессивный узор или рисунок.

Весна – звонкая, веселая, прозрачная – тоже предполагает гладкие поверхности, но не такие сверкающие, как в «зимнем» интерьере. Больше подойдут тонкоструктурные материалы с еле заметным глянцем или слабыми отблесками.

Прохладно-элегантное настроение летнего декора подразумевает слабоструктурированные фактуры, а рисунок – мелкий и с бордюром.

Материалы в уютном осеннем убранстве должна иметь грубую, рыхлую или крупнозернистую фактуру, а узоры – яркими и крупными.

Подробнее о подборе материалов для каждого сезонного интерьера мы расскажем в следующих номерах журнала.


Теория времен года или как выбрать цвет для картины


Об этом я рассказываю детям на занятиях батиком.


Когда человек берет в руки кисть не имея большого опыта в живописи, у него возникает вопрос. «А каким цветом красить?» И неважно взрослый это или ребенок, вступают в работу стереотипы:


  • Небо голубое

  • Цветы красные, желтые или синие

  • Трава зеленая.

Как рассказать детям (а взрослые это те же дети, только побольше) о цвете интересно, так чтобы было о чем поспорить и сразу всю аудиторию вовлечь в дискуссию?

Сначала я пыталась рассказывать, о цветовом круге, о том, что его придумал еще Исаак Ньютон, в начале 1700 годов, о том что бывают цвета


  • Хроматические и Ахроматические

  • Теплые и холодные

  • Основные и дополнительные

  • В каждом мазке должно присутствовать три цвета, цвет предмета, цвет гаммы, и цвет света.

В этот момент дети складывают на место кисточки и начинают заниматься своими делами. Взрослые пытаются вдуматься и не зевать по возможности.


Тогда я изменила тактику. Я практически отменила терминологию, в конце концов


на моих занятиях должно быть интересно!


И я стала рассказывать так:


  • Для каждой картины характерна своя цветовая гармония.

  • Самый лучший учитель - колорист – это сама природа.

  • Цветовой облик природы видоизменяется по временам года.

  • Основных цветов всегда семь и они остаются неизменными, меняются их оттенки.

Американские колористы К.Джексон и Г.Ваттерман подарили миру Цветовую Теорию «Времена Года». То есть не нужно ничего придумывать, можно просто смотреть вокруг и отмечать, запоминать как выглядит природа в то или иное время года.


Вот она вся цветовая палитра Весна Лето Осень Зима. Обратите внимание, что в таблице каждого времени года все цвета гармонично сочетаются друг с другом. Но, тем не менее каждому времени года свойственна своя цветовая палитра.


В Этот момент я показываю разные слайды.





И мы бурно обсуждаем, по каким критериям цвета можно определить время года на картинке.


Итак, Весна!

Основной цвет весны желтый.


Он присутствует практически во всех оттенках, оттого эти цвета нам кажутся такими жизнерадостными. Это настоящий калейдоскоп ярких цветов, особенно в разгар весны, когда все расцветает Деревья украшены белыми и розовыми цветами. Красные, желтые, оранжевые тюльпаны; фиолетовая сирень; яично-желтый первоцвет и одуванчики; зелено- желтая зелень травы и первых клейких листочков на деревьях,- все это под ясной прозрачной голубизной весеннего неба. Для весенней природы типичны радостные, легкие, светящиеся краски. Обычно эти краски используют в детской тематике.


Основной цвет лета – голубой. Летом небо пропускает солнечные лучи сквозь свой своеобразный голубой фильтр, и от этого нам кажется, что все вокруг как бы пыльное. Слепящее летнее солнце будто набрасывает дымчатую вуаль поверх всего великолепия летних красок. Поэтому цветовое настроение этого времени года пастельно- пепельные, приглушенные, как бы выгоревшие тона.






Основной цвет осени – красный. Для этого времени года, естественно, типичны цвета урожая: оранжевые грибы, красные яблоки, золотистый лук и т.д. В «багрец и золото одетые леса», сады и парки…Краски осени – теплые, насыщенные, землистые, тяжелые.
Доминирующий цвет – красный. Это потому, что в солнечном спектре осенью преобладают красные лучи, под которыми все в природе быстрее созревает.






Конечно же, когда мы говорим о зиме, то сразу представляем себе белый цвет. Это основной цвет, господствующий в зимнем ландшафте на большей части территории Земли. Плюс еще черные, коричневые деревья, контрастирующие на фоне белых сугробов снега. Зимой у природы небольшая палитра, но, тем не менее, те краски, которые остались, выглядят на белом фоне очень яркими: краснота рябины, зелень хвои, оранжевые закаты, ледяная голубизна неба… Зимние краски – холодные до ледяных, но пронзительно ясные, лучистые.
Основной цвет – холодный синий.




Основопологающая закономерность такова, в каждом времени года встречаются все цвета, но со своим характерным оттенком.


Если внимательно присмотреться к камням, листьям, почве или древесной коре, обнаружится, что там не встретишь, гладких поверхностей равномерного цвета, все в природе имеет рифленую, зернистую, округлую, или не ровную поверхность. Поэтому в природе на встречается гомогенного, однородного цвета. В природе не встретишь два одинаковых оттенка. При этом самыми приятными нам кажутся еле уловимые нюансы.


Поначалу в многообразии цветов нам поможет Цветовая Таблица, а дальше чем смелее мы будем, чем больше будем полагаться на свою интуицию, чем больше мы доверимся себе, своему внутреннему художнику, тем интереснее и самобытнее получатся наши картины.


Желаю всем удачи и творческого настроения!

Научить рисовать карандашом можно любого человека, но не каждый станет гениальным художником. Для этого, кроме учения, нужен и дар свыше - талант. Научить разбираться в цветах, красках можно каждого, но не каждый станет колористом. Сегодня автор данной книги раскрывает вам секреты колористики, завтра вы узнаете что-то новое о цвете из других книг, журналов, лекций. Но самый лучший учитель-колорист - это сама Природа. Да-да, именно она изо дня в день учит нас, как нужно гармонично комбинировать цвета. Многие художники внимательно вглядывались в природные цветовые комбинации: как сочетаются цвета у растений и животных, как влияет цвет неба на предметы, какова разница между цветом восходящего солнца и закатного, как изменяется природа в зависимости от времён года...

Американские колористы К. Джексон и Г. Ваттерман, обобщив исследовательский опыт старых мастеров-художников (особенно педагога-колориста И. Иттена) и современных специалистов по цвету, подарили миру цветовую теорию «Времена года». Согласно этой теории цветовые гармонии предлагается создавать, опираясь на «опыт» природы, а именно - природное созвучие красок по временам года.

Цветовой облик природы сильно видоизменяется по временам года. Но краски одного сезона очень гармоничны друг с другом. Потому что, в силу природных явлений, в каждом сезоне доминирует какой-то один из трёх основных цветов - красный, жёлтый, синий. Самая же главная причина доминанты одного из основных цветов - спектре. Именно преобладающий цвет и задаёт всем остальным цветам каждого времени года соответствующий ему подтон.

Какие лее цвета, оттенки характеризуют каждое время года?

Весна. Это настоящий фейерверк цвета, особенно в разгар весны, когда всё кругом цветёт. Деревья украшены белыми и розовыми цветами. Красные, жёлтые, оранжевые тюльпаны; фиолетовая сирень; яично-жёлтый первоцвет и одуванчики; зелёно-жёлтая зелень травы и первых клейких листочков на деревьях, - всё это под ясной прозрачной голубизной весеннего неба. Для весенней природы типичны радостные, лёгкие, светящиеся краски.



Основной доминирующий цвет - жёлтый, что и придаёт весенним краскам солнечную жизнерадостность.

Лето. Вроде бы это время года должно быть самым ярким по количеству цветов и их насыщенности. Но внимательные художники заметили, что «свет съедает цвет». В самом деле, слепящее летнее солнце как бы набрасывает дымчатую вуаль поверх всего великолепия летних красок. Поэтому колористическое настроение этого времени года определяют приглушённые, пастельные, как бы выгоревшие тона. А как же обилие красных, оранжевых, розовых, жёлтых цветов и фруктов? Всё имеет голубоватый холодный подтон. благодаря преобладающему в природе цвету неба, которое пропускает солнечные лучи сквозь свой своеобразный голубой фильтр.

Поэтому можно сказать, что основной цвет, характеризующий лето - голубой.

Осень. Для этого времени года, естественно, типичны цвета урожая: оранжевые грибы, красные яблоки, золотистый лук и т.д. В «багрец и золото одетые леса», сады и парки... Краски осени - тёплые, насыщенные, землистые, тяжёлые.

Доминирующий цвет - красный. Это потому, что в солнечном спектре осенью преобладают красные лучи, под которыми всё в природе быстрее созревает.

Зима. Конечно же, когда мы говорим о зиме, то сразу представляем себе белый цвет. Это основной цвет, господствующий в зимнем ландшафте на большей части территории Земли. Плюс ещё чёрные, коричневые деревья, контрастирующие на фоне белых сугробов снега. Зимой у природы небольшая палитра, но, тем не менее, те краски, которые остались, выглядят на белом фоне очень яркими: краснота рябины, зелень хвои, оранжевые закаты, ледяная голубизна неба... Зимние краски - холодные до ледяных, но пронзительно ясные, лучистые.

Основной цвет - холодный синий . Итак, во всех четырёх временах года присутствуют все цвета, но, изображая то или иное время года, опытные художники, внимательные ученики Природы, берут один и тот же цвет, но только разного оттенка, подтона. Например, красный цвет для весны - маково-красный, жёлто-красный; для лета - малиновый, бордо; для осени - томатный, кирпичный; для зимы - ярко-красный, пурпурный.

Как видим, краски весны и осени - тёплые, а лета и зимы - холодные. Не по температуре этих сезонов, а по цветовым характеристикам. Поэтому на практике можно примешать к осенним краскам какой-либо «родственный» им весенний оттенок. Но если скомбинировать осень с зимой, возникает напряжение, которое вызовет дисгармонию, как фальшивый звук в гармоничной мелодии.

Эта цветовая теория «Времена года» - природное созвучие красок - вполне уместна для создания цветовых гармоний не только в изобразительном искусстве, но и в дизайне одежды, макияже, архитектуре (экстерьере и интерьере). В последующих главах мы рассмотрим её практическое применение в этих областях. У нее, конечно же, нет притязаний считаться научной, однако она базируется на эмпирических данных, то есть на полученных опытным путём знаниях о гармоничных сочетаниях цветов в природе и о природе психофизиологического воздействия этих сочетаний на человека.

Может быть, когда-нибудь учёные «поверят алгеброй гармонию», то есть, найдут более убедительные научно-доказательные способы образования цветовых гармоний. Но на сегодня эта теория - наиболее легко воспринимаемая, широко и хорошо применяемая на практике и просто - очень «эстетично-симпатичная» теория.

Понятие гармонии включает в себя и дисгармонию как свою антитезу. В цветовой гармонии реализуется заложенная в людях потребность красоты. Поэтому красивые гармоничные цветосочетания вызывают у нас уравновешенное спокойное чувство.

Иначе говоря, гармонии выполняют не только декоративную функцию, но и эмоционально-содержательную. Чтобы подчеркнуть суть некоторых картин, художники применяют не только красивые сочетания цветов, приятные для глаза, но и дисгармоничные, вызывающие иногда печаль или оказывающее гнетущее впечатление. Эти дисгармоничные сочетания цветов, будучи обязательно в гармонической связи с содержанием художественного произведения, становятся художественно выразительными.

Познав закономерности сочетания цветов, нельзя сказать, что уже полностью разгаданы тайны цветовых гармоний. Мир цвета очень сложен и богат. Отбор цветов для гармоничного сочетания, как уже говорилось, зависит от конкретного случая их применения. Здесь не может быть неукоснительных правил, общих решений, но возможен общий подход. И знание принципов этого подхода очень важно для творческих людей, так как в нём лежит ключ к пониманию цветовой композиции в целом. Ключ к пониманию Красоты в окружающей нас природе и созданию её собственными руками в нашей предметно-пространственной среде обитания, то есть в нашей жизни.

Цвет и форма

Цвет всегда воспринимается в определённых очертаниях, то есть имеет определённую форму. И качество цвета или цветосочетания будет зависеть от этой формы.

Формы могут быть плоскостными (квадрат, круг, треугольник), объёмными (куб, шар, пирамида) и объёмно-пространственными. Цвет может активно влиять на восприятие формы, выражать её основные свойства: геометрический вид, величину, положение в пространстве. Но может и наоборот - иллюзорно, целенаправленно видоизменять восприятие формы. Связь цвета и формы рассматривалась такими известными колористами, как В. Кандинский, И. Иттен, М. Матюшин, А. Ефимов, Н. Степанов. Они выявили взаимосвязь между указанными композиционными средствами. Рассмотрим эти закономерности взаимодействия цвета и других свойств формы.

Подчеркивание геометрического вида. В.Кандинский писал: «Некоторые краски подслуживают в своём воздействии некоторым формам и другими притупляются. Во всяком случае, острые краски звучат по своему свойству сильнее в острых формах (например, жёлтые в треугольнике), склонные к глубокому воздействию увеличиваются в своём воздействии круглыми формами (например, синее в круге)».

И. Иттен представлял ассоциативные связи между шестью плоскостными формами и соответствующими им цветами так:

Квадрату соответствует красный цвет, подчёркивающий материальную тяжесть этой формы;

Для острых углов треугольника характерен боевой излучающий себя во все стороны жёлтый цвет;

Кругу, как символу вечного движения, соответствует синий цвет.

Таким образом представляли взаимосвязь цвета и формы в Баухаузе (первой международной Школе дизайна, Германия), где Иттен и Кандинский преподавали юным дизайнерам. Несмотря на известную субъективность этих представлений, их вполне можно использовать в практической работе.

Равномерное распределение цвета, однородность окраски подчёркивают единство и цельность плоскости. Так, для прямоугольной плоскости, которая лишена пластической разработки, характерно монохромное (одноцветное) решение. Также и для шара - монохромное решение будет подчёркивать непрерывность его поверхности. Ломаная же плоскость даёт возможность для введения двух и более цветов. Многогранный параллелепипед можно решать по числу граней.

Подчеркивание величины. Оптико-физическими свойствами цвета объясняется, что его изменение ведёт к зрительному изменению и величины формы. Так, тёмные и холодные цвета уменьшают величину формы, а светлые и тёплые цвета - увеличивают. Также увеличивают форму снижение интенсивности цвета и усложнение цветовой композиции.

Монохромная окраска или крупный масштаб цветовых пятен оптически уменьшают величину формы, а многоцветность, наоборот, - зрительно увеличивает.

Положение в пространстве. Существует зависимость между положением формы в пространстве и активностью её цветового решения. Если одну и ту же форму расположить на различных расстояниях от наблюдателя, то при увеличении дистанции наблюдения, активность цветов понижается, цвета приобретают холодный оттенок. При уменьшении дистанции активность цветов будет возрастать, а цвета приобретать тёплый оттенок.

Композиционные приёмы цветового решения формы.

Все приёмы цветового решения формы можно разделить на две группы, которые соответствуют двум основным формообразующим принципам полихромии (многоцветия) объёмно-пространственной формы: принцип аналогии (единства цвета и формы) и принцип противопоставления (самостоятельности цвета).

Первый принцип подчёркивает основные свойства формы, а второй, наоборот, - иллюзорно, целенаправленно видоизменяет восприятие формы.

Иллюзорное (оптическое) видоизменение формы цветом приводит к ощущению принципиально новой формы. Рассмотрим композиционные приёмы цветового решения плоскостной формы.

Как видно из примеров, цвет активно взаимодействует с другими средствами композиции: ритмом, контрастом и нюансом, симметрией и асимметрией, динамикой и статикой и др.

Цвет и материал

Большое влияние на восприятие цветных поверхностей формы оказывает материал этих форм: их фактура и структура. Структура определяется характером анатомического строения материала. Фактура - величиной и характером неровностей его поверхностей. В зависимости от создаваемого художественного образа выбирают необходимый материал-цветоноситель. В живописи, например, материалом-цветоносителем являются основа (бумага, картон, холст) и краски. Масло и пастель, акварель и гуашь имеют свои фактуры, и художники стараются придерживаться специфических правил работы с каждым материалом. Более подробно взаимосвязь цвета и красок, цвета и живописных различных техник, будет рассматриваться в главе IV, посвященной изобразительному искусству. В отличие от живописи, в архитектуре и дизайне цветоносителем может выступать не только окрашенная красками форма, но и естественный цвет природных материалов. Необходимо отметить, что одни и те же сочетания цветов могут быть удачными в композициях из природных материалов и неудачными при окраске. Так, например, очень благородно выглядит сочетание зелёного малахита с позолоченным металлом в шкатулке. И яичница с луком на сковороде - чрезвычайно аппетитное зрелище. Но на бумаге это же сочетание ярко-жёлтого и ярко-зелёного будет негармоничным, не очень-то приятным для глаза.

Цветовые тона природных материалов гармоничны, богаты по оттенкам, красивы по рисунку строения, многообразны по фактуре и структуре. Теплота древесины, причудливый рисунок мрамора, мерцание смальты, шелковистость тканей, плотность и блеск металла, сверкающая белизна стекла - всё это неисчерпаемые источники цветовых ощущений, которые прекрасно используются в дизайне и архитектуре, декоративно-прикладном искусстве и скульптуре. Фактура природных материалов выявляет их природный цвет и влияет на его восприятие. Но и степень фактурности зависит от цвета. Так, например, тёплые, мало- и средне насыщенные, поверхностные, выступающие цвета активно выявляют фактуру. А вот цвета холодные, насыщенные, отступающие, наоборот, маскируют природную фактуру материалов. Грубые фактуры повышают цветовую насыщенность поверхности, но понижают светлоту, тонкие - наоборот. Кроме того, грубые фактуры при солнечном освещении способны менять цветотональные отношения.

Однако цветовые тона, получаемые с помощью красящих составов, также имеют свои преимущества. Они предполагают огромнейшее количество оттенков и способов их разнообразия. Помимо этого, они удобны и экономичны.

Цвет и функция

Цветовая композиция и художественный образ. Композиция цветовых пятен, построенная с учётом закономерностей цветовых гармоний, будет ограничена в эстетической значимости и эмоциональной содержательности, если она не будет служить раскрытию образного содержания. Абстрактная картина или орнамент привлекают своей декоративностью. Сочетание цветов в иконе или реалистической живописи, их символическое и ассоциативное воздействие - намного богаче. В интерьере же на восприятие цветовой гармонии будут влиять также форма и фактура предметов, освещение, пространство и т. д.

Композиционная функция цвета заключена в его способности акцентировать внимание на наиболее важных для понимания образного содержания в композиции местах (в живописной картине), участвовать в организации пространства (в интерьере), определять последовательность восприятия. В отличие от цветовой гармонии цветовая композиция - это организация цвета соответственно смыслу образного содержания.

Так, например, если рассмотреть различные решения цветовой композиции на рис. 29, то, с точки зрения качества цветовой гармонии, они похожи. Но первая цветовая композиция использует формообразующие свойства цвета, узнаваемость предметов, последовательность восприятия - и, в конечном итоге, обладает более образно-содержательной ценностью.

Создание художественного образа картины, объёмного предмета или пространства интерьера - это главный фундаментальный принцип композиции, вызывающий заранее рассчитанную эмоциональную реакцию. Если художник в живописной картине изобразит трагический момент из жизни определённого человека, используя при этом яркие радостные краски, то зритель не поверит в трагедию, так как ассоциативно-эмоциональное воздействие цветов этой картины не будет соответствовать содержанию. Цвет стен школьных классов не стоит делать холодным и мрачным, иначе ученики младших классов поверят рассказам «бывалых» старшеклассников, что хождение в школу - это настоящая трагедия.

Колористический художественный образ формируется вследствие отбора необходимых в каждом конкретном случае собственных выразительных средств: цветового тона, светлоты, насыщенности, а также гаммы вызываемых ими чувств и ассоциаций - возбуждения или успокоения, тяжести или лёгкости, тепла или холода и т.д.

Психофизиологические особенности воздействия цветовых сочетаний. Степень психофизиологического воздействия сочетаний цветов зависит от степени активности или пассивности каждого из них, от соотношения цветов по всем их характеристикам и от многих других факторов. Соотношение цветов - основной фактор, определяющий характер и воздействие композиции. Оно подчинено закономерностям цветосочетаний, среди которых одним из основных является цветовой контраст . Как отмечалось в главе I, в цветоведении и искусстве слово «контраст» употребляется для обозначения разных понятий. Контрасты «цветоведческие» - это физиологические законы работы человеческого глаза. Контраст же, применяемый, например, в живописи как противопоставление цветов в картине - есть основной приём художественной выразительности. Именно он создают основу для выразительной цветовой гармонии.

В искусстве применяют множество видов цветовых контрастов:

· по цветовому тону (цвет и его дополнительный или последовательно - контрастный);

По светлоте (светлый - тёмный);

По насыщенности (насыщенный - малонасыщенный);

По фактурности (матовый - блестящий);

По ассоциациям:

а) пространственный (отступающий - выступающий);

б) температурный (холодный - тёплый);

в) весовой (лёгкий - тяжёлый);

г) по психофизиологическому воздействию (активный - пассивный, угнетающий - успокаивающий)

и многие другие.

Контрасты по цветовому тону не исключают контрасты по другим характеристикам. Контрасты полярных цветов вызывают ощущение большой энергии, чёткости и определённости. Они взаимно усиливают характеристики сочетаемых цветов. Но, взятые в равных количествах, они нейтрализуют друг друга (как бы спорят друг с другом). Поэтому, как описывалось в разделе «Типы цветовых гармоний», необходимо менять их насыщенность и светлоту. Сочетания двух неполярных цветов имеют также свои психофизиологические особенности воздействия. Возбуждающее действие тёплых сочетаний значительнее, чем холодных. Тёплый рядом с холодным кажется ещё теплее. При таких сочетаниях желательно также придерживаться принципов построения цветовых гармоний, рассмотренных ранее (главный принцип – один цвет должен доминировать).

Важно также воздействие цвета в сочетании, зависящее от его местоположения (сверху, снизу, ближе, дальше).

Например, светлые цвета кажутся лёгкими, как бы парящими, а тёмные - как бы покоятся на основании. Поэтому если в композиции светлые цвета расположены наверху, а тёмные - внизу, то такое решение вызывает ощущение уравновешенности, прочности, стабильности. Для ощущения уравновешенности композиции можно также для более светлого цвета отвести большую поверхность, то есть увеличить его площадь.

П амять и внимание тесно связаны друг с другом, и их нужно развивать с самого раннего возраста, так как они будут необходимы при обучении ребёнка в школе. Я считаю, что развитие в этом направлении нужно начинать как можно раньше и обязательно в форме игры. Сейчас довольно много ресурсов с описанием дидактических занятий, различными материалами для работы с детьми, онлайн-играми для приставок и планшетов. На мой взгляд, компьютерные игры оказывают негативное влияние на современных ребят, поэтому своих деток стараюсь от них ограждать. Зато мы много играем в разные развивающие игры. Вот примеры наших занятий со старшим сыном и маленькой дочкой.

Я начала с того, без чего мы не можем воспринимать наш мир – с цветов и оттенков. Грудничок уже в полгода может различать цвета в широком диапазоне: красный, розовый, синий, коричневый. С дочерью я стала замечать это в возрасте восьми месяцев. Она реагировала на розовый цвет, из всех игрушек выбирала именно розовую машинку или погремушку.

Для малышей больше подойдёт обучение с использованием игрушек. Я беру предметы одинаковых цветов, в основном это мячики, кубики, машины. Затем перечисляю: жёлтый кубик, жёлтый мяч, жёлтая машина. Ребёнка легко можно проверить. Показываем три машины разных цветов и просим выбрать машину того цвета, который вы изучали. Обычно я проверяю их знание цветов после изучения нескольких. Дополнительно поможет игра «найди лишнее», которая знакома всем с детства. Например, среди четырёх мячиков три будут одного цвета, а один – другого. Ребёнку следует найти тот, который отличается от других.

С мячиками можно провести и другую игру. Высыпаем разноцветные мячи на пол и ставим несколько коробочек или детских ведёрок. В каждую ёмкость кладём мяч определённого цвета и объясняем ребёнку, что жёлтый кладём к жёлтому, красный – к красному. Все эти игры достаточно просты для малышей и не требуют определённых знаний от родителей. Такие игры можно проводить с любыми предметами, которые можно найти у каждого в доме.

Моя дочь только начинает изучать цвета, но основные уже различает. С детками двух лет уже можно смешивать краски. Начать следует примерно с таких слов: «А ты знаешь, что если взять два цвета краски и смешать, то получится новый цвет?». Объясните, как получить зелёный, фиолетовый, голубой цвета с помощью смешивания. Для детей в этом возрасте такие игры – чистое волшебство, и они достаточно быстро запоминают информацию.

Обучение времён года с сыном мы начали в возрасте 3,5 лет. Игра довольно проста, для неё нужны основные карточки с изображением весны, зимы, лета и осени, а также карточки с признаками, характерными для этих времён года. Например, лето – цветок, ягода, бабочки; осень – грибы, красные листья; зима – снеговик, снежинки, дерево без листьев, санки; весна – подснежники, почки на ветке, ручей. Вариантов игры может быть очень много. Для начала ребёнок может соотнести карточки с признаками времени года, затем можно попросить взглянуть в окно и ответить на вопрос: «Какое сейчас время года?». Так же задавайте вопросы: «Что бывает летом?», «Чем люди занимаются зимой?» Попросите ребёнка придумать небольшой рассказ о времени года.

Затем мы изучали месяцы, опираясь на знания о временах года. Вместе с сыном мы сделали наглядное пособие. Нам понадобились те же карточки с временами года и 12 карт из плотной бумаги с названиями месяцев и соответствующими картинками. Эти 12 изображений мы искали на просторах Интернета, а некоторые делали сами. Разнообразие картинок мы пополнили домашними фото, на которых был изображен сын: январь – это новогодние праздники, июнь – тепло, солнце и фото со дня рождения сына, март – первые подснежники и т.д. Для начала нужно продемонстрировать ребёнку, какое соотношение у месяцев с временами года, а затем смешать карточки. Придумайте историю, например, о том, что злой Кощей (или Баба Яга) перепутал все карточки, и нужно расставить их в верном порядке, иначе все месяцы так и будут перепутаны. Задавайте наводящие вопросы, которые облегчат обучение: «Назови три зимних месяца?», «Какой месяц идёт за августом?».

Потом мы начали изучать дни недели. Тут всё намного проще. Рисуем разноцветный паровозик, подписываем каждый вагон, объясняем ребёнку, какой день за каким следует. Хорошо будет выучить стихотворение про дни недели – это один из самых действенных способов. Для закрепления материала можно найти какой-нибудь познавательный мультик на эту тему.

Для нас самым сложным этапом было объяснение разницы механических и электронных часов. Честно признаюсь, я даже не знала, с какой стороны подойти, чтобы доступно объяснить это ребёнку. Для начала мне потребовались часы с циферблатом. Сейчас в детских магазинах большой выбор таких игрушек, можно купить на любой вкус. Но у меня остались часы из моего детства, и я обучала сына по ним. В первую очередь, расскажите ребёнку, для чего нужны стрелки и сколько часов в сутках. Объясните, что когда часовая стрелка на любой цифре, а минутная стрелка на двенадцати – это час. Затем уже можно изучить, для чего минутная стрелка. Когда ребёнок начнёт это понимать, тогда можно приступать к играм. Спросите у ребёнка: «Который сейчас час?», «В какое время ты ложишься спать?». К электронным часам я начала приучать намного позже. Он долго не мог понять, почему, например, час дня равен 13.00. На часах со стрелками мы делали наклейки с цифрами от 13 до 24, буквально через несколько занятий с дневным и вечерним временем, сын начал понимать разницу.

Возможно, вы и раньше, чем я, научите своих детей всем этим понятиям. Думаю, что начала обучение немного поздновато. Но когда сын пошёл в школу, я поняла, что все мои старания не были напрасными: мой сын знал намного больше по сравнению с другими детьми, и ему было намного легче учиться.