Ульяновский областной суд - судебный акт. Стаж каменщика на льготную пенсию Назначение пенсии каменщикам

Подписанный Президентом 3 октября 2018 г. закон № 350-ФЗ, которым предусматривается повышение пенсионного возраста с 2019 года , существенно изменяет действующую сейчас систему досрочных пенсий в России. В частности, новый закон предусматривает изменение сроков выхода для таких льготных пенсий , как:

Для этих категорий граждан увеличится период трудоспособности, начиная с 1 января 2019 г. Все изменения будут проводить постепенно, предусматривая переходные положения, в течение которых срок выхода на пенсию будет постепенно повышаться , пока не достигнет предусмотренных законопроектом значений.

Стоит сразу отметить, что закон не предусматривает изменений в условиях назначения:

Изменения в льготной пенсии медработникам и учителям в 2019 году

По условиям старого законодательства для педагогов и медиков предусматривалась возможность выйти досрочно на пенсию при наличии определенного стажа работы по профессии:

На 2018 год пенсионным законодательством возраст выхода на пенсию для них снижен относительно старых общеустановленных значений - они могут оформить выплаты досрочно при достижении 55 и 50 лет для мужского и женского населения соответственно.

Пенсионная реформа предусматривает для них повышение установленных величин льготного пенсионного возраста, начиная с 2019 года. Ежегодно эти значения будут повышаться на 1 год (кроме 2019 и 2020 гг., когда будут действовать льготные условия, предложенные В.Путиным), пока не установятся в окончательном варианте - 60 и 55 лет (то есть предусматривается увеличение на 5 лет для мужчин для женщин).

Год оформления пенсионных выплат по старому законодательству Пенсионный возраст по предложенному законопроекту Год выхода на пенсию согласно законопроекту
Мужчины Женщины
2019 + 0.5 года = 55.5 + 0.5 года = 50.5 2019 и 2020
2020 + 1.5 года = 56.5 + 1.5 года = 51.5 2022
2021 + 3 года = 58 + 3 года = 53 2024
2022 + 4 года = 59 + 4 года = 54 2026
2023 + 5 лет = 60 и т.д. + 5 лет = 55 и т.д. 2028

Таким образом:

  • Для мужчин , работающих в условиях Крайнего Севера и приравненных к нему районов, переходный период продлится с 2019 по 2023 г. - в этот период для них будут происходить постепенное повышение возраста. Начиная с 2023 года для них будет окончательно закреплено значение пенсионного возраста - 60 лет .
  • Для женщин переходные положения также будут действовать в течение периода 2019-2023 годов, а окончательное значение будет закреплено в 2023 году - 55 лет .

Необходимо отметить, что увеличение периода трудоспособности не коснется работников Крайнего Севера и приравненных к ним районов, если они осуществляют свою трудовую деятельность (например, работники черной и цветной металлургии, шахтеры, железнодорожники и т.п.). Для них принятым законом никаких изменений не запланировано .

Льготная пенсия по вредности в 2019 году

Как уже было отмечено ранее, никаких корректировок в условиях назначения (так называемые «список 1» и «список 2») с 2019 года Правительство не планирует . Право на досрочное оформление пенсионных выплат для них обусловлено тяжелыми и вредными условиями труда , в связи с которыми работодатель уплачивает дополнительные взносы в ПФР для формирования льготной пенсии.

Перечень профессий, которые дают право на досрочное оформление пенсии по старости , определен Постановлением Кабинета Министров СССР № 10 от 26.01.1991 г. Условиями назначения для них льготной пенсии с 2019 года по-прежнему остаются (см. таблицу):

  1. Достижение пенсионного возраста, установленного отдельно для списков 1 и 2.
  2. Наличие и необходимого количества .
  3. Наличие необходимого льготного стажа.

Условия льготного назначения пенсии по старости для работников из списков 1 и 2 представлены в таблице:

Пол Условие (в годах)
Пенсионный возраст Общий стаж Льготный стаж
Список № 1
Мужчины 50 не менее 20 10
Женщины 45 не менее 15 7,5
Список № 2
Мужчины 55 не менее 25 12,5
Женщины 50 не менее 20 10

Снижение пенсионного возраста по вредности осуществляется при наличии не менее половины требуемого льготного стажа и полного страхового (общего) стажа следующим образом:

  • за каждый полный год льготной работы по списку № 1 пенсионный возраст уменьшается на 1 год;
  • при работах по списку № 2 уменьшение на 1 год возраста выхода на пенсию производится мужчинам за каждые 2,5 года льготного стажа, а женщинам - за каждые 2 года.

Читать подробнее о том, как будет оформляться с учетом принятых изменений в пенсионное законодательство.

Ответ от 21.11.2012 22:18

Действующим пенсионным законодательством предусмотрено назначение пенсий отдельным категориям граждан ранее общеустановленного пенсионного возраста. Одной из таких категорий являются работники строительных организаций.

Право на досрочную трудовую пенсию в соответствии с разделом XXVII Списка № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10, предоставляется работникам организаций, осуществляющих строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, реставрацию и ремонт зданий, сооружений, оборудования и других объектов.

При этом не имеет значения, какие организации осуществляют указанные работы. Это могут быть общестроительные организации, осуществляющие весь цикл строительно-монтажных работ, а также организации, выполняющие отдельные виды строительно-монтажных работ.

К таким организациям, как правило, относятся строительные, ремонтные, монтажные организации.

В случаях, когда из наименования организации невозможно установить характер выполняемых работ, во внимание принимаются уставные документы, в которых отражено предназначение организации.

Следует отметить, что досрочные пенсии назначаются работникам, занятым не только на новом строительстве, но и на техническом перевооружении, реконструкции, реставрации зданий, сооружений и других объектов и оборудования.

Что касается профессий, пользующихся правом на досрочное пенсионное обеспечение, то к ним относятся: изолировщики, каменщики, кровельщики, машинисты копров, монтажники по монтажу стальных и железобетонных конструкций, электромонтеры - линейщики по монтажу воздушных линий высокого напряжения и контактной сети, электромонтеры по ремонту воздушных линий электропередачи и др.

При этом не всегда право на досрочное пенсионное обеспечение дает работа в той или иной профессии, предусмотренной Списком № 2. В отношении вышеперечисленных профессий досрочные пенсии назначаются при условии выполнения следующих работ:

Для изолировщиков – на гидроизоляции либо на термоизоляции;

Для кровельщиков – по рулонным кровлям или кровлям из штучных материалов, выполнение работ с применением мастик и грунтовок;

Для электромонтеров по ремонту воздушных линий электропередачи – на высоте свыше 5 метров и на линиях напряжением 35 кВ и выше.

Наиболее распространенной профессией в строительстве является профессия «каменщик». Однако Списком № 2 предусмотрены не все каменщики, а только те каменщики, которые постоянно работают в бригадах каменщиков или в специализированных звеньях каменщиков комплексных бригад. Ранее им право на досрочное пенсионное обеспечение не предоставлялось, поэтому зачастую возникают трудности при подтверждении их права на досрочное пенсионное обеспечение.

Как правило, основным документом, подтверждающим занятость каменщиков в бригаде (специализированно звене) каменщиков, является приказ о создании бригады каменщиков (специализированного звена) и факт зачисления в бригаду (звено) каменщиков. При отсутствии таких документов могут быть использованы и другие косвенные документы, подтверждающие выполнение работ бригадным способом.

Руководители и инженерно-технические работники строительных организаций правом на досрочное пенсионное не пользуются, за исключением мастеров строительных и монтажных работ и производителей работ (прорабов). Старшие прорабы Списком № 2 не предусмотрены и правом на досрочное пенсионное обеспечение не пользуются.

Для приобретения права на досрочную пенсию необходимо отработать в должностях и профессиях, предусмотренных разделом XXVII Списка № 2, не менее 12 лет 6 месяцев (для мужчин) и 10 лет (для женщин). При наличии полного стажа по Списку № 2 право выхода на пенсию по старости возникает на 5 лет раньше общеустановленного пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин).

Следует отметить, что если стаж по Списку № 2 выработан неполностью (но не менее половины, т.е. не менее 6 лет 3 месяцев для мужчин и 5 лет для женщин), пенсия назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста (60, 55 лет) на один год за каждые полные 2 года 6 месяцев такой работы для мужчин и за каждые полные 2 года такой работы для женщин.

К периодам работы, предусмотренным разделом XXVII Списка № 2, при определении продолжительности стажа, дающего право на досрочное пенсионное обеспечение, приравниваются другие виды работ с особыми условиями труда, например, по Списку № 1, по Списку № 2, работы в отдельных профессиях и должностях на железнодорожном транспорте и др.

В соответствии с действующим законодательством в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, засчитываются периоды работы, выполняемые постоянно в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работ в определенных условиях труда не менее 80 % рабочего времени.

Если работник в отдельные периоды выполнял работы, дающие право на досрочное пенсионное обеспечение, неполный рабочий день (менее 80 %), то периоды такой работы не засчитываются в специальный стаж.

Не засчитываются в стаж на соответствующих видах работ различные отвлечения от работ по Списку № 2, например, прогулы, простои, отпуска без сохранении заработной платы и т.д.

Основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору (до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования) является трудовая книжка установленного образца.

В тех случаях, когда в трудовой книжке нет всех необходимых сведений, которыми определяется право на льготное пенсионное обеспечение, администрация предприятия выдает уточняющую справку со ссылкой на документы за соответствующий период работы конкретного работника.

Периоды работы после регистрации в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Такие сведения (с указанием особого характера работы) персонально на каждого работника ежегодно предоставляются страхователем (работодателем) в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации.
если в пфр вам откажут по суду при наличии указанных вами документов можно доказать ваше право на льготную пенсию..

Апелляционное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 4 октября 2012 г. N 11-6264


Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:

председательствующего Климовой С.В. и судей Пильгановой В.М., Семченко А.В.,

при секретаре Туниной Е.П.,

заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Климовой С.В. дело по апелляционной жалобе ГУ-ГУ ПФР N 9 по г. Москве и Московской области на решение Хорошевского районного суда города Москвы от 02 марта 2012 года, которым постановлено:

обязать ГУ-ГУ ПФР N 9 по г. Москве и Московской области включить в специальный трудовой стаж Усановой Н.В. периоды работы: с 21.11.1983 года по 27.11.1983 года, с 01.12.1983 года по 09.08.1985 года, с 22.08.1985 года по 06.08.1989 года, с 09.09.1989 года по 10.06.1990 года, с 28.06.1990 года по 31.07.1990 года, с 01.10.1990 года по 10.01.1991 года, с 12.01.1991 года по 11.02.1991 года, с 13.02.1991 года по 10.03.1991 года, с 31.03.1991 года по 06.06.1991 года, с 30.06.1991 года по 08.07.1991 года, с 29.09.1991 года по 09.01.1993 года, с 16.01.1993 года по 10.10.1993 года, с 30.10.1993 года по 10.01.1994 года, с 29.01.1994 года по 28.02.1994 года, с 27.04.1994 года по 03.05.1994 года, с 29.05.1995 года по 12.07.1995 года, с 28.07.1995 года по 25.03.1996 года, с 26.03.1996 года по 25.03.1997 года каменщиком в СУ N 76 треста "Мосстрой-16" и назначить досрочную трудовую пенсию с 17 февраля 2011 года, установила:

21.11.2011 Усанова Н.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда РФ N 9 по г. Москве и Московской области (далее - ГУ-ГУ ПФР N 9 по Москве и Московской области), в котором с учетом уточнений к иску (л.д. 110) просила признать решение от 28.04.2011 N 376 об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным, обязать ответчика включить в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости периоды ее работы каменщиком в СУ N 76 треста "Мосстрой-16" с 21.11.1983 года по 27.11.1983 года, с 01.12.1983 года по 09.08.1985 года, с 22.08.1985 года по 06.08.1989 года, с 09.09.1989 года по 10.06.1990 года, с 28.06.1990 года по 31.07.1990 года, с 01.10.1990 года по 10.01.1991 года, с 12.01.1991 года по 11.02.1991 года, с 13.02.1991 года по 10.03.1991 года, с 31.03.1991 года по 06.06.1991 года, с 30.06.1991 года по 08.07.1991 года, с 29.09.1991 года по 09.01.1993 года, с 16.01.1993 года по 10.10.1993 года, с 30.10.1993 года по 10.01.1994 года, с 29.01.1994 года по 28.02.1994 года, с 27.04.1994 года по 03.05.1994 года, с 29.05.1995 года по 12.07.1995 года, с 28.07.1995 года по 25.03.1996 года, с 26.03.1996 года по 25.03.1997 года и назначить ей трудовую пенсию по старости на основании п.п. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ от 17.12.2001 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с 17.02.2011, мотивируя обращение тем, что оснований для отказа в назначении пенсии не имелось, а специальный трудовой стаж подтвержден необходимыми доказательствами.

В судебном заседании истец и ее представитель исковые требования поддержали.

Представитель ответчика против удовлетворения требований возражала.

Представитель третьего лица ЗАО "Моспромстрой" в судебное заседание не явился.

02.03.2012 судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит ответчик ГУ-ГУ ПФР N 9 по Москве и Московской области по доводам апелляционной жалобы, подписанной представителем по доверенности Чумариной Ю.В.

В заседание судебной коллегии ответчик ГУ-ГУ ПФР N 9 по Москве и Московской области не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно 23.07.2012 судебной повесткой, полученной представителем по доверенности Шлеенковой Н.Б. (л.д. 132), просил о рассмотрении дела в отсутствие его представителя (л.д. 128); истец Усанова Н.В. ее представитель по доверенности Сильянова Я.В. и представитель третьего лица ЗАО "Моспромстрой" по доверенности Литовцев А.В. в судебное заседание явились, против удовлетворения жалобы возражали.

Обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения решения суда.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Усанова Н.В., ... года рождения, 11.02.2011 года обратилась в пенсионный отдел "Щукино" Управления N 1 ГУ-ГУ ПФР N 9 по Москве и Московской области с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с работой с тяжелыми условиями труда по Списку N 2 .

Решением ГУ-ГУ ПФР N 9 по Москве и Московской области N 376 от 28.04.2011 года в назначении досрочной трудовой пенсии по старости Усановой Н.В. отказано в связи с отсутствием необходимого стажа, дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, поскольку работа истца каменщиком в СУ N 76 треста "Мосстрой" в период с 21.11.1983 по 25.03.1997 не подтверждена документами, свидетельствующими о постоянной занятости в качестве каменщика, работающего в бригадах каменщиков или в специализированных звеньях каменщиков комплексных бригад.

В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 10 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается женщинам с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", на один год за каждые 2 года такой работы.

В соответствии с подп. "б" п. 1 Постановления Правительства от 18.07.2002 N 537 при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10. При этом время выполнявшихся до 01.01.1992 работ, предусмотренных Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 N 1173 (с последующими дополнениями), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком, указанным в абзаце первом настоящего подпункта.

Списком N 2 , утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10, право на льготное пенсионное обеспечение установлено каменщикам, постоянно работающим в бригадах каменщиков и в специализированных звеньях каменщиков комплексных бригад (раздел ХXVII "Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий и сооружений и других объектов" (код 2290000а-12680 ).

Как установлено судом и следует из трудовой книжки Усановой Н.В., 20.04.1983 она была принята на работу в СУ N 76 треста "Мосстрой-16" Главмоспромстроя (с 12.03.1991 - СПУ N 76 фирмы Мосстрой -16 АО "Мопромстрой", с 06.02.1998 - ЗАО "Моспромстрой") подсобной каменщика 2-го разряда, с 21.11.1983 Усановой Н.В. присвоен 3-й разряд каменщика, с 04.05.1994 - 4-ый разряд каменщика и переведена техником-диспетчером, 29.05.1995 переведена каменщиком 4-го разряда, с 26.05.1997 переведена на должность оператора связи строительного объекта и 20.10.2003 уволена по п. 3 ст. 77 Трудового Кодекса РФ.

В материалы дела представлены приказы по СУ N 76 треста "Мосстрой-16", и справки ЗАО "Моспромстрой", из которых следует, что для выполнения работ на объектах в организации создавались комплексные бригады, в состав которых входили рабочие всех специальностей для выполнения подземной и наземной частей объекта с полной подготовкой его для выполнения специальных работ, состоящие, в том числе, из монтажников по монтажу стальных и железобетонных конструкций, электро- и газосварщиков, плотников, столяров, бетонщиков и звеньев каменщиков, выполнявших работы согласно технологической карте по кирпичной кладке наружных стен.

Справкой ЗАО "Моспромстрой" подтверждается, что Усанова Н.В. в спорные периоды работала на строительстве новых промышленных и культурно - бытовых объектов полный рабочий день, в режиме полной рабочей недели, без совмещений профессий за исключением периодов отпусков без сохранения заработной платы.

Также согласно справке объединенного архива ЗАО "Моспромстрой" приказы по личному составу не содержат информацию о создании бригад каменщиков или специализированных звеньев каменщиков комплексных бригад ср списочным составом, однако в документах встречаются приказы, доказывающие, что такие бригады существовали, о чем указано также в выписке из наблюдательного дела филиала "Фирма "Мосстрой-16" ЗАО "Моспромстрой".

В п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализаций прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (п. п. 7-13 п. 1 ст. 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемой должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Разрешая заявленные требования, учитывая положения Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 25 от 20.12.2005, дав совокупную оценку представленным доказательствам, суд пришел к правильному выводу о том, что Усанова Н.В., работая каменщиком, была занята на работах, которые предусмотрены соответствующими Списками кодом 2290000а-12680 , и правомерно включил в специальный трудовой стаж истца спорные периоды работы.

Поскольку включение спорных периодов работы истца с 21.11.1983 по 27.11.1983, с 01.12.1983 по 09.08.1985, с 22.08.1985 по 06.08.1989, с 09.09.1989 по 10.06.1990, с 28.06.1990 по 31.07.1990, с 01.10.1990 по 10.01.1991, с 12.01.1991 по 11.02.1991, с 13.02.1991 по 10.03.1991, с 31.03.1991 по 06.06.1991, с 30.06.1991 по 08.07.1991, с 29.09.1991 по 09.01.1993, с 16.01.1993 по 10.10.1993, с 30.10.1993 по 10.01.1994, с 29.01.1994 по 28.02.1994, с 27.04.1994 по 03.05.1994, с 29.05.1995 по 12.07.1995, с 28.07.1995 по 25.03.1996, с 26.03.1996 по 25.03.1997 (11 лет 01 месяц и 22 дня) составляет необходимую продолжительность специального стажа, дающего право истцу на досрочную трудовую пенсию по старости, а также учитывая соблюдение иных условий, предусмотренных подп. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" о достижении истцом возраста и наличия страхового стажа, суд обоснованно обязал ГУ-ГУ ПФР N 9 по Москве и Московской области назначить Усановой Н.В. трудовую пенсию по старости по достижению ей возраста 50 лет, т.е. с 17.02.2011.

В апелляционной жалобе ответчик указывает на то, что постоянная занятость истца в бригадах каменщиков или специализированных звеньях комплексных бригад документально не подтверждена, поскольку приказы о создании таких бригад и звеньев и о включении в них истца отсутствуют.

Указанные доводы ответчика являются несостоятельными, поскольку основаны на неправильном применении и толковании действующего пенсионного законодательства и иной оценке доказательств характера работы истца, и не опровергают выводы суда о праве истца на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, учитывая характер выполняемой работы.

Судом все обстоятельства дела были проверены с достаточной полнотой, выводы суда соответствуют собранным по делу доказательствам и требованиям закона. Нарушений судом норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда, допущено не было, оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328 , 329 ГПК РФ, судебная коллегия определила:

решение Хорошевского районного суда города Москвы от 02 марта 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ-ГУ ПФР N 9 по г. Москве и Московской области - без удовлетворения.




Трудно сказать точно. Сам по себе непрерывный стаж для целей определения права на льготную пенсию не учитывается - только специальный, которого у Вас достаточно.

Но вот не все каменщики идут на льготную пенсию.

Верховный Суд РФ в составе:

Председательствующего судьи Верховного Суда РФ - Редченко Ю.Д.

при секретаре - Терентьевой С.В.

с участием прокурора - Поспелова И.Р.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Миранова В.С. о признании незаконным "Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях", утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. (в редакции постановления от 9 августа 1991 г. N 591), в части содержащегося в главе 27 код N 2290000а-12680 указания о том, что такое право имеют только "каменщики, постоянно работающие в бригадах каменщиков и в специализированных звеньях каменщиков комплексных бригад" (далее Список N 2), установил:

Миранов В.С. обратился в Верховный Суд РФ с указанным выше требованием, сославшись на то, что утвержденный Кабинетом Министров СССР Список N 2 нарушает его конституционные права в области пенсионного обеспечения.

Включение в Список N 2 только каменщиков, постоянно работающих в бригадах каменщиков и в специализированных звеньях каменщиков комплексных бригад, необоснованно нарушает права остальных каменщиков на получение пенсии по возрасту на льготных условиях.

Он работал каменщиком и выполнял ту же работу, что и каменщики, постоянно работающие в бригаде, и до утверждения Списка N 2 пользовался льготами наравне со всеми каменщиками, включая и работающих в бригадах и специализированных звеньях, что, по его мнению, дает основания для признания Списка N 2 в указанной части незаконным.

В судебное заседание заявитель Миранов В.С. не явился. Из имеющейся в деле телеграммы следует, что он не возражает против рассмотрения дела в его отсутствие.

Представители Правительства РФ Васильева Т.Ю., Белякин В.Г., Субботина И.В. и Круглова О.В. с предъявленным требованием не согласились и просили об оставлении его без удовлетворения, сославшись на то, что оспариваемый заявителем Список N 2 не противоречит действующему пенсионному законодательству РФ и охраняемых законом прав заявителя не нарушает.

Выслушав объяснения представителей Правительства РФ, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Поспелова И.Р., полагавшего в удовлетворении заявленного требования отказать, Верховный Суд Российской Федерации находит его не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 2 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Правительству РФ предоставлено право при необходимости утверждать списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, предусмотренная пунктом 1 настоящей статьи.

Как установлено судом, постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 были утверждены Списки N 1 и N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях.

Действие указанных Списков постановлением Совета Министров РСФСР от 2 октября 1991 г. N 517 было распространено на территорию РСФСР.

Постановлением Правительства РФ от 18 июля 2002 г. N 537 подтверждено действие на территории Российской Федерации указанных выше Списков.

Разделом 27 Списка N 2 (код 2290000а-12680) предусмотрено право на льготное пенсионное обеспечение по возрасту для каменщиков при условии их работы в бригадах каменщиков и специализированных звеньях каменщиков комплексных бригад.

По утверждению представителей Правительства РФ, Список N 2 в указанной части требованиям Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" не противоречит.

Право утверждения такого рода Списков законом отнесено к компетенции Правительства РФ, что им и было фактически сделано при распространении действия Списка N 1 и Списка N 2, утвержденных постановлением Кабинета Министров СССР, на территорию Российской Федерации.

Полагают, что в Список N 2 включены те работы, в том числе и в соответствующих профессиях, которые в связи с особенностями технологического процесса, а также характера и способа выполнения, характеризуются наиболее неблагоприятными условиями труда. У рабочих одной и той же профессии могут быть различные условия труда, поэтому им предоставляются различные льготы, в том числе и по пенсионному обеспечению.

С учетом особенностей технологического процесса работы каменщиков в бригадах каменщиков и специализированных звеньях каменщиков комплексных бригад за лицами, постоянно работавшими в таких бригадах и звеньях, и было признано право на назначение пенсии по возрасту на льготных условиях (Список N 2).

Эти утверждения представителей Правительства РФ материалами дела не опровергнуты.

Не представлено каких-либо убедительных данных в их опровержение и самим заявителем.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что раздел 27 Списка N 2 в указанной заявителем части требованиям пенсионного законодательства РФ не противоречит и каких-либо правовых оснований для признания его незаконным в этой части не имеется.

Довод заявителя о том, что Список N 2 в указанной части противоречит ст. 3, п. 1 ст. 5 и ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", не может быть признан обоснованным, поскольку ст. 3 и п. 1 ст. 3 данного Закона предусматривают право граждан на пенсионное обеспечение на общих основаниях и не регулируют вопросы, связанные с назначением пенсий на льготных условиях .

Что же касается ссылки заявителя при этом на ст. 27 названного Закона, то ее также нельзя признать состоятельной, так как именно этой нормой Закона предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий и должностей, с учетом которых назначается трудовая пенсия, при необходимости утверждаются Правительством РФ, что им фактически и было сделано при принятии постановления от 18 июля 2002 г. N 537.

То обстоятельство, что в Списке N 2 разделе 27 право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях предусмотрено только для каменщиков, постоянно работавших в бригадах каменщиков и в специализированных звеньях каменщиков комплексных бригад, и не предусмотрено такого права для других каменщиков, не может свидетельствовать о нарушении каких-либо установленных законом прав заявителя на получение пенсии на льготных условиях, поскольку закон таким правом его не наделяет, а относит решение этого вопроса к полномочиям Правительства РФ.

Не может являться основанием к удовлетворению заявленного требования и довод о том, что ранее ограничения и льготы у всех каменщиков в соответствии с некоторыми действующими правовыми актами (право на сокращенный рабочий день и дополнительный отпуск) являлись одинаковыми, так как у рабочих одной и той же профессии могут быть различные условия труда, а поэтому им предоставляются различные льготы, в том числе и по пенсионному обеспечению. Предоставление дополнительных льгот (сокращенный рабочий день, дополнительный отпуск), которыми пользуется более широкий круг работников, не может являться основанием для досрочного назначения трудовой пенсии по старости по Списку N 2.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 191, 197 и 239-7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации решил:

заявление Миранова В.С. о признании незаконным "Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях", утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 (в редакции постановления от 9 августа 1991 г. N 591), в части содержащегося в главе 27 код N 2290000а-12680 указания о том, что такое право имеют только "каменщики, постоянно работающие в бригадах каменщиков и в специализированных звеньях каменщиков комплексных бригад", оставить без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда РФ в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме".

Первое, что стоит разобрать, что же такое льготный стаж? Льготный стаж — некая гарантия, которую получают люди, работавшие в особых условиях (например, таких, как вредные производства) и вышедшие на пенсию раньше положенного срока.

Согласно Закону Российской Федерации №173 льготный стаж могут получить следующие категории граждан: женщины, родившие более пяти детей, а так же детей — инвалидов, работники подземельных горных пород, педагоги, инвалиды, спасатели, пожарные, военнослужащие, и люди, работающие в опасных и вредных условиях.

Что входит?

В соответствии с Постановлением от 11. 07. 2002 г. № 516 , утверждённым о правилах трудовых периодов, в льготный стаж входят :

  1. основные и дополнительные периоды отпусков;
  2. временная нетрудоспособность;
  3. непосредственная работа;
  4. испытательный срок (вне зависимости от того, выдержал его работник или нет);
  5. декретный отпуск.

Не входит :

  • Отгулы для сдачи экзаменов.
  • Отпуска без сохранения зарплаты.
  • Неработоспособность гражданина в связи с несвоевременным прохождением медицинского осмотра, нетрезвым видом, при медицинских противопоказаниях для выполнения определенных видов работ.

Список 1 и 2: перечень профессий

Исходя из документа «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение (с изменениями на 2 октября 1991 года)» список работ, предоставляющих льготный стаж, делится на 2 списка .

Специальный стаж для назначения пенсии по списку 1, в него входят работы и должности с особо вредными и тяжелыми условиями труда. Сюда относятся:

Ко 2 списку относят такие профессии, как :


Внимание! Это еще далеко не весь перечень профессий, которые имеют право на досрочную пенсию.

Положенные выплаты

Согласно Федерального закона о трудовых пенсиях №173 стаж работы по списку 2 для выхода на пенсию (неполный льготный стаж) предоставляется тем, кто проработал не менее половины необходимого срока (мужчины — 6,3 лет, женщины — 5 лет).
Пенсия назначается так : мужчинам с уменьшением общего пенсионного возраста на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы, а женщинам за каждые 2 года такой работы.

Субсидии каменщикам


Многие работники строительных предприятий, в частности каменщики, интересуются, возможна ли для них льготная пенсия. Да, это возможно.

Согласно Списку № 2, утвержденному Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 , право на пенсию на льготных условиях предоставлено каменщикам, постоянно работающим в бригадах каменщиков и в специализированных звеньях каменщиков комплексных бригад.

Сколько нужно проработать, чтобы получать пособие?

Для получения льготной пенсии необходим стаж работы мужчин 25 лет и женщин 20 лет . На 2017 год пенсионный коэффициент 11,5 и составляет 78,28 рублей, а размер выплат 4801,11 рублей.

Расчет

Льготный стаж для выхода на пенсию можно посчитать самостоятельно.

Для этого существует формула — СП = ИПК х СИПК х К + ФВ х К, где:

  • СП - сумма пенсии;
  • ИПК - индивидуальный коэффициент пенсионера (ИПК), зависящий от заработной платы;
  • СИПК - стоимость ИПК, которая составляет 78,28 рублей и изменяется ежегодно;
  • К - премиальные коэффициенты;
  • ФВ - фиксированная выплата, которая составляет 4805,11 рублей.

Рассчитывается ИПК по формуле — ИПК = СВ / СВmax х 10 , где:

  1. СВ – перечисленные работодателем страховые взносы за год;
  2. СВmax – 16% от максимальной базы для начисления взносов(меняется ежегодно).

Подводя итоги, можно сделать вывод, что вы смело можете рассчитывать на досрочную пенсию, если работаете в особых условиях. Для более детального выяснения вы можете обратиться в Пенсионный фонд по месту жительства, взяв с собой все необходимые документы (паспорт, трудовая книжка, страховое пенсионное свидетельство, справки с места работы, военный билет).