Полушерстяная или хлопчатобумажная ткань саржевого переплетения. Виды тканей

Саржей называют ткань, полученную диагональным плетением нитей. В ее основе могут быть как натуральные, так и искусственные волокна.

Саржевое полотно широко применяется во многих областях легкой промышленности.

Материал появился много веков назад, предположительно в 300-е годы во французском городке Ним.

В середине XIX века американский предприниматель Леви Страусс перенял технологию создания полотна для пошива джинсов из парусины и создал бренд «Деним», что дословно означает «из Нима». Так саржевое переплетение приобрело мировую популярность.

Сегодня существует большое разнообразие видов данного материала. На этикетках изделий из саржи можно увидеть ее общепринятые обозначения. Одни из самых популярных: с-38 юд и СТ-6. Они применяются для создания одежды широкого назначения.

Особенности плетения

Если сырье для создания ткани варьируется, то способ производства неизменен. Он и наделяет материал рядом преимущественных характеристик.

Метод плетения называют саржевым. Также он известен как каперный или диагональный. Суть в следующем: в процессе ведения нити утка она смещается по отношению к основе. Получается рельеф с характерным наклоном.

Диагональный узор представлен крупными или мелкими рубчиками, «идущими» направо или налево под разным углом. Частности зависят от толщины нити, текстуры и количество шагов отступа утка.

Видовое разнообразие

Саржа классифицируется по нескольким параметрам.

По окраске она бывает:

  • Набивной, то есть иметь рисунок. Популярно камуфлированное полотно.
  • Гладкокрашеной, однотонной.
  • Отбеленной.

По типу плетения (тонкости и наклону нити) выделяется саржа:

  • Классическая. Наклон идет на правую сторону, линии имеют одинаковую ширину.
  • Ломаная, или обратная. Наклон влево. Получается рисунок в мелкий рубчик.
  • Сложная. Ткань характеризуется диагоналями разной ширины.
  • Усиленная. Волокно отличается рельефными широкими диагоналями.
  • Зигзагообразная. Направление наклона утка носит попеременный характер.

По составу выделяется саржа:

  • Хлопчатобумажная, или суровая. Это самый плотный материал. В его составе - 100% хлопок.
  • Шелковая. Отличительные особенности: гладкость, приятный блеск.
  • Шерстяная.
  • Полиэстеровая.
  • Вискозная.
  • Стрейч (с добавлением эластана).

Вариантов состава много: натуральные и искусственные волокна сочетаются между собой в различных пропорциях. Но в основе - хлопок, чаще его доля - от 70%.

Отличительные свойства: преимущества

Все изделия из данной ткани имеют ряд плюсов. А именно:

  • Прочность и износостойкость. Это основное преимущество обеспечивается, благодаря плотности полотна: она составляет 220-360 грамм на кв. метр.
  • Хорошая воздухопроницаемость, терморегуляция. Одежда дает телу «дышать». И при этом в холодное время она греет.
  • Гигроскопичность (способность впитывать влагу).
  • Неэлектризуемость. Материал не «искрит» - статическое электричество не накапливается. Поэтому полотно подходит для пошива спецодежды для работников химических предприятий и т. п.
  • Гипоаллергенность. Безопасность для человека объясняется преобладающей долей хлопковых нитей в волокне.
  • Стойкость к воде и загрязнениям (в том случае, если вещь обработали специальной пропиткой).
  • Практичность. Саржевые изделия легко отстирываются, быстро сохнут, не линяют и не мнутся, не впитывают запахи.

Недостатки

Минусов у ткани не много.

Основная слабая сторона заключается в том, что саржа может садиться после первой стирки. Особенно часто усадка грозит хлопчатобумажной разновидности, которая, к тому же, практически не тянется.

Область применения

Подобное полотно получил признание производителей предметов гардероба для повседневной и «профессиональной» носки. Из него шьют:

  • униформу и специальную одежду для рабочих и служащих предприятий и заводов (поваров, продавцов, медиков, нефтедобытчиков и пр.);
  • мешки, ремни, крепежные элементы и прочие предметы технического назначения;
  • мебельные ткани;
  • матрасы и домашний текстиль (шторы, скатерти, подушки и т. д.);
  • постельное белье;
  • подкладочные ткани;
  • летние платья, блузки, юбки, легкие халаты, кимоно;
  • верхнюю одежду, плащи, куртки;
  • брюки, костюмы, кофты, комбинезоны для детей и взрослых;
  • головные уборы: легкие кепки и теплые шапки.

Особенности ухода

Но есть общий перечень пожеланий по уходу за саржевыми предметами гардероба. Они заключаются в следующем:

  • стирать чистый хлопок допускается при максимальной температуре;
  • одежу с добавлением синтетики, шелка или шерсти - до 40 градусов;
  • интенсивный отжим разрешается только для суровой саржи;
  • если возникла необходимость в глажке, это рекомендуется делать с изнанки, используя щадящий режим утюга.

Саржей называют определённый вид ткани, но правильнее будет именовать так целую группу материй с характерным способом переплетения нитей. Саржевый тип входит в группу базовых и является вторым по распространённости после полотняного.

Такие ткани универсальны: их ткут практически из любого сырья и применяют для пошива множества видов изделий. Основная отличительная черта саржи - узор из диагональных линий, который образуется из-за частого смещения перекрытия основных и уточных нитей.

Внешний вид

Саржевое переплетение ткани имеет одну узнаваемую черту - это диагональный рисунок из параллельных полос. Иногда такой способ создания полотен называют диагональным или каперным. Рубчик тянется по ширине полотна слева направо наверх, реже наоборот. Рисунок образуется из-за постоянного смещения уточных нитей относительно основы. Так и получается характерный диагональный рельеф. В этой схеме и заключено основное отличие саржи от полотняного типа переплетения, в котором всё построено по шахматному принципу.

Саржевые полотна бывают как с гладкой, так и с мелкоузорчатой изнанкой. Ткани выпускаются , набивные, встречается и отбеленная саржа. Возможно сочетание нитей двух цветов, как, например, в .


Разновидности переплетения

Разнообразие нитяных узоров определяется разновидностями саржевого переплетения нитей:

  1. Классический тип. Угол рубчика на правую сторону, линии одинаковы по ширине.
  2. Обратный - наклон рубчика влево.
  3. Сложная разновидность - различимы несколько рельефных полос разной ширины. Прочность и другие свойства полотна от этого не меняются.
  4. Ломаная сетка позволяет сделать рисунок из разных направлений уголков. Таким является узор «ёлочка». Ломаным способом в основном ткут материи из шерсти, кашемировых, реже хлопчатобумажных волокон.
  5. Усиленное плетение позволяет получить широкие диагонали.

Ткани различаются по остроте угла рубчика. Если основные и уточные нити равны, то получается стандартный угол в 45 градусов. Когда основа превышает , угол будет шире, и наоборот, когда больше основы, угол получается острее. Саржевый эффект зависит и от свойств самой пряжи. Если она толстая и кручёная, рисунок выходит более рельефным, а материя грубой.


Чем хороша саржа

Распространение саржевого переплетения объясняется рядом положительных свойств материй. Любое полотно, тканое таким способом, независимо от исходного сырья, имеет ряд преимуществ:

  1. Обладает высочайшей прочностью и устойчиво к разрыву.
  2. Не покрывается катышками и прослужит долго благодаря износостойкости.
  3. Это практически несминаемая материя.
  4. Хорошо воспринимает различные усиливающие пропитки: водоотталкивающие и другие. Это отличное свойство для тканей, идущих на пошив спецодежды.
  5. Материя получается более мягкой и гладкой, чем при полотняном переплетении.
  6. Гигроскопичность - способность впитывать и отдавать влагу - также присуща сарже.
  7. Полотно немного растягивается по диагонали, оно довольно эластичное, не сковывает движений при носке.
  8. Двусторонние материи приятны на ощупь, в такой одежде комфортно находиться.
  9. Саржа отлично драпируется.
  10. Проста в уходе: легко стирается и быстро сохнет.
  11. Ткани на натуральной основе экологичны, гипоаллергенны.
  12. Не имеет свойства электризоваться.
  13. Обладает отличной терморегуляцией: сохраняет тепло, но пропускает воздух, обеспечивает необходимый комфорт.
  14. Саржа доступна по цене и выпускается с большим выбором мелких узоров, цветов ткани.

Совет! Из-за лёгкого растяжения требуется аккуратность при раскрое изделия, чтобы его не перекосило.

Обзор материй

Нити, использованные для саржевого плетения, оказывают равнозначное влияние на свойства готового полотна. Универсальность саржи заключается в использовании как натуральных волокон - хлопок, лён, - так и искусственных и синтетических.

Обычно это очень плотные и тёплые материи. Шерсть саржевого плетения идёт на пошив тёплой зимней и верхней одежды.


Примеры:

  1. Габардин - ткань из шерсти мериноса. Из неё шьют куртки, пальто, костюмы. В мебельной промышленности габардин используется как обивочный материал. Такая мебель выглядит изящно. Особенность - наклон рубчика на лицевой стороне в 60 градусов и гладкая изнанка.
  2. - шерстяная материя для пошива тёплых вещей, элегантных костюмов, пальто, головных уборов, сумок. Изготавливается из овечьей шерсти. Свойства твида: сохраняет тепло, не мнётся, имеет эстетичный вид.

Полушерстяная

Для саржевого переплетения используются смеси волокон. Хорошо зарекомендовали себя полушерстяные материи. Для основы используется хлопчатобумажная нить, шерстяные волокна выступают в роли утка.


Полушерстяная саржа хороша для пошива одежды. Популярная разновидность - шотландка: ткань с рисунком в крупную клетку.

Хлопковая

100%-е хлопчатобумажные полотна - самые плотные. Такую саржу называют суровой.

Одной из наиболее широко используемых и красивых материй с саржевым рисунком является деним, более известный как джинс. Для основы в саржевом переплетении используются окрашенные нити, для утка - неокрашенные.

Из хлопчатобумажной саржи шьётся и обивка матрасов. Такими тканями обтягивают мягкую мебель. Ещё хлопок широко используется для пошива домашнего текстиля.


Из грубых 100% хлопковых материй изготавливают рабочую одежду, брюки для старателей, крепёжные пояса, мешки, рукавицы и другие хозяйственные принадлежности.

К хлопку могут добавляться искусственные и синтетические волокна для улучшения его эластичных свойств. Обычно доля хлопка в смесовых тканях составляет не меньше 70 %. Так, ткань с добавлением эластана называется стрейч. Из неё шьётся женская одежда.

Шёлковая и полушёлковая

Из шёлковых саржевых материй создаются мягкие и приятные к телу постельные комплекты. Для полушёлковых полотен используется шёлковая основа и хлопковый уток.

Вискозная

Вискозная пряжа добывается из целлюлозы. Тонкие вискозные материи саржевого плетения широко используются для подклада верхней одежды и головных уборов. Из ткани шьются многие элементы женского гардероба.


Как ухаживать за изделиями

Несмотря на прочность такого переплетения, следует бережнее относиться к текстилю. Правила ухода зависят от состава ткани. Если в ней есть волокна шерсти, кашемира или шёлка, то стирка, сушка и глажка проводятся строго по рекомендациям на ярлычке. Так, температура не должна превышать 40 градусов, хлорсодержащие вещества, отбеливатели, отжим на высоких оборотах запрещены.

В остальных случаях допускается стирка при температуре не выше 60 градусов на средних оборотах. Саржа не даёт усадку, в крайнем случае немного садится после первой стирки. Только самые грубые и прочные материи можно отжимать на максимальных оборотах и подвергать воздействию высоких температур. Так как ткань практически не мнётся, она легко отглаживается тёплым утюгом с изнаночной стороны.

Нет человека, который не сталкивался бы в жизни с саржевой группой тканей. Такие полотна используются очень широко. Сложно представить современный гардероб без курток и штанов из денима. Спецодежда также получается крепкой и долговечной. Независимо от исходного сырья, саржа - это удобный и практичный материал.

Переплетение двух взаимно перпендикулярных систем нитей основы и утка называют ткацким переплетением, или переплетением ткани. Нити основы расположены вдоль ткани, нити утка поперек. Нити основы и утка огибают одна другую или перекрывают сразу несколько нитей другой системы, располагаясь то с лицевой, то с изнаночной стороны ткани. Различная последовательность переплетения основных и уточных нитей создаст на поверхности ткани разнообразные рисунки. Так переплетения формируют внешний вид тканей. Переплетения влияют и на свойства тканей. Чем чаще переплетаются нити, переходя с лицевой стороны ткани па изнаночную и обратно, тем сильнее они связаны между собой, тем жестче структура ткани и больше ее прочность. Нити с частыми изгибами придают поверхности ткани матовость; нити с длинными перекрытиями делают ее гладкой, блестящей, скользкой. Ткани с длинными перекрытиями устойчивее к истиранию, но легче осыпаются по срезам.

Графическое изображение переплетения ткани называют схемой переплетения. Зарисовку ткацких переплетений выполняют на клетчатой бумаге. Условно принято считать каждый вертикальный ряд клеток основной нитью, а каждый горизонтальный - уточной нитью. Каждая клетка представляет собой пересечение основных и уточных нитей и называется перекрытием. Если на лицевую сторону ткани выходит основная нить, перекрытие называется основным и при зарисовке заштриховывается. Если на лицевую сторону ткани выходит уточная нить, перекрытие называется уточным и при зарисовке его оставляют незаштрихованным.
Перекрытия чередуются в определенной последовательности в каждом ряду основы и в каждом ряду утка, образуя на поверхности ткани один и тот же повторяющийся рисунок, который называется раппортом и обозначается буквой R.

Различают раппорт по основе Ro, и раппорт по утку Rу. Раппорт по основе равен числу нитей основы, составляющих рисунок переплетения. Раппорт по утку соответственно равен числу нитей утка в рисунке переплетения. На схеме переплетения раппорт обычно обозначают в нижнем ювом углу линиями, выходящими за пределы схемы и выделяю- щими при своем пересечении прямоугольник или квадрат рисунка переплетения, который повторяется по всей длине и ширине ткани.

Различают четыре класса ткацких переплетений (рис. 11):

  • простые, или главные;
  • мелкоузорчатые;
  • сложные;
  • крупноузорчатые.

Особенности простых переплетений состоят в следующем:

  • раппорт по основе всегда равен раппорту по утку;
  • в пределах раппорта каждая основная нить переплетается с уточной только один раз.

К простым переплетениям относят полотняное, саржевое, са ти- повое (атласное).

Саржевое переплетение образует характерный рубчик, идущий по диагонали ткани снизу вверх слева направо.


Отличигельные особенности саржевого переплетения:

    • число нитей в раппорте не меньше трех (Ro=Ry=3);
    • при каждой последующей прокидке уточной нити ткацкий рисунок сдвигается на одну нить.

Раппорт саржевого переплетения обозначается дробью: числитель показывает число основных перекрытий в пределах раппорта, а знаменатель - число уточных перекрытий. Раппорт саржи равен сумме цифр числителя и знаменателя. Если на лицевой поверхности ткани саржевого переплетения преобладают основные нити, саржа называется основной (рис. 13 ), например саржа 2/1, 3/1, 4/1 и др. Если на лицевой поверхности ткани преобладают уточные нити саржа называется уточной, например саржа 1/2, 1/3, 1/4.

Саржевым переплетением вырабатывается разнообразный ассортимент тканей. Основное саржевое переплетение обычно применяется для производства полушелковых подкладочных тканей, в которых на лицевую сторону выводятся основные шелковые нити. Уточным саржевым переплетением вырабатываются полушерстяные ткани на хлопчатобумажной основе. Рубчик в тканях саржевых переплетений на лицевой поверхности обычно идет слева направо, но в некоторых тканях может иметь противоположное направление (обратное саржевое переплетение). Угол наклона рубчика зависит от раппорта переплетения, толщины нитей, плотности основы и утка. В равноплотных саржевых тканях, имеющих основу и уток одинаковой толщины, рубчик обычно идет под углом 45°.

  • Особенности сатинового (атласного) переплетения :
    • при каждой следующей прокладке уточной нити ткацкий рисунок сдвигается не менее, чем на две нити (а не на одну, как в полотняном или саржевом переплетении).
    • Минимальное число нитей в раппорте (Ro=Ry= 5).

Сатиновые и атласные переплетения позволяют придать тканям гладкую, блестящую лицевую поверхность.

Лицевой застил в тканях сатиновых переплетений образуется и уточных нитей, в тканях атласных переплетений - из основных ни тей. Например, в пятиниточном сатиновом переплетении каждая уточная нить перекрывает четыре нити из пяти основных. При каждои последующей прокладке уточной нити производится сдвиг перекрытий па две (рис. 15 ) или на три нити. Атласное переплетение - негатив сатинового: каждая основная нить перекрывает четыре нити из пяти уточных. Наибольшее распространение имеют сатин и атлас с раппортами 5, 8, 10. В восьминиточных сатинах и атласах сдвиг равен трем или пяти нитям, в десятиниточных - трем или семи нитям.

Сатиновыми и атласными переплетениями вырабатывают такие ткани, как сатин, атлас, ластик, корсетные и др.

Удлиненные перекрытия придают этим тканям устойчивость к трению, но слабое закрепление длинных перекрытий в структуре ткани увеличивает их осыпаемость.

Мелкоузорчатые переплетения подразделяются на производные и комбинированные. Это наиболее многочисленный класс ткацких переплетений. Такие переплетения создают на тканях несложные рисунки в виде рубчиков, полос, «елочек», квадратиков, ромбов и т.д. Размеры рисунков обычно не превышают 1 см и зависят от раппорта по основе (до 24 нитей) и толщины нитей основы и утка. В отличие от простых переплетений в мелкоузорчатых раппорты по основе и по утку могут быть различными.

К производным саржевого переплетения относятся усиленная, ломаная, обратная и сложная саржа.

К сложным переплетениям относятся двухлицевые, двухслойные, пике, ворсовые, петельные и перевивочные. Такие ткани вырабатывают из нескольких (трех и более) систем основных и уточных нитей. Дополнительные системы нитей при выработке этих тканей вводятся для увеличения толщины, плотности, улучшения теплозащитных свойств.

Крупноузорчатые переплетения имеют большой раппорт и могут быть выработаны только на жаккардовых станках. Рисунки крупноузорчатых переплетении чрезвычайно разнообразны по размерам, форме, колориту, тематике, сюжетам: геометрические и растительные орнаменты, цветочные узоры, сложносюжетные композиции в панно, картинах, гобеленах, коврах и т.д. Крупноузорчатые переплетения делятся на простые и сложные.

      • Простые крупноузорчатые переплетения образуются из двух систем нитей и применяются для выработки скатертей, салфеток, льняных и полульняных полотенец и разнообразного ассортимента тканей: хлопчатобумажных дамаст, сатин-жаккард; шелковых дамассе, альпак, тавар, дудун, штоф, парча; шерстяных платьевых и некоторых пальтовых тканей; льняных портьерных, декоративных, нарядных бельевых и г. д.
      • Сложные крупноузорчатые переплетения образуются из трех и более систем нитей и могут иметь разнообразные по фактуре узоры: ворсовые, петельные, рельефные, плоские многоцветные и др. Сложными крупноузорчатыми переплетениями вырабатываются ковры, гобелены, пикейные покрывала, мебельно-декоративные ткани, разнообразный ассортимент тканей для одежды.

– это лёгкая и прочная ткань диагонального переплетения нитей (саржевое переплетение). Ткань саржа может различаться как по составу волокон, так и по типу переплетения нитей. Направление диагоналей может быть положительным - вправо и отрицательным – влево.


Слово саржа происходит от итальянского “sargia” или латинского “sericus”, что в переводе на русский язык означает “шелковый”.

На самом деле саржа это общее название тканей, которые изготавливают путём саржевого переплетения нитей.

Саржевое переплетение также называют киперное переплетение и характеризуется косыми диагональными рубчиками, расположенными на лицевой стороне ткани.

Ткань саржа может производиться как из натуральных, так и из химических волокон.

Натуральная ткань саржа вырабатывается из хлопчатобумажных, шёлковых или шерстяных нитей.

Хлопчатобумажная лёгкий прекрасно впитывающий влагу и пропускающий воздух износоустойчивый материал. Хлопчатобумажная саржа после стирки имеет небольшую усадку и не утрачивает насыщенность цвета.

Шелковая ткань саржа имеет характерный приятный блеск.

Саржа из шерсти - это лёгкая ткань, которая имеет умеренно блестящую поверхность и на ощупь колючая. Такая ткань достаточно плотная и хорошо сохраняет тепло.

Саржа из искусственной ткани изготавливается на основе полиэстера. Свойства полиэфира придают ткани саржа прочность, износостойкость и устойчивость к внешним воздействиям.

По типу саржевого переплетения, ткань может быть сложной, ломаной и усиленной. Характерным признаком сложного переплетения ткани саржа является образование на поверхности полотна диагоналей разной ширины. Ткань, полученная таким способом переплетения упруга, прочна и практична в использовании.

При ломаном способе переплетения саржи на её лицевой поверхности образуются маленькие рисунки в виде ёлочки с равномерными отступами. Такая ткань гладкая и мягкая, с чётко выраженным орнаментом и разным направлением диагональных полос.

Усиленному способу переплетения ткани саржа характерны отчётливые широкие диагональные полосы на поверхности ткани.

Вырабатывается ткань саржа гладкокрашеной, цветной и набивной.


Многофункциональность и удобство ткани саржа нашло своё широкое применение в различных сферах. Саржа используется как в быту, так и в промышленности. Область её применения зависит от состава и способа производства ткани саржа. Используется саржа в качестве подкладочной ткани, платьевой ткани и технической ткани.

Сложная и ломаная саржа идёт на изготовление пальтовых тканей, костюмных тканей и трико. Джинсовая ткань является ломаной саржей.

Искусственная саржа с улучшенными потребительскими качествами и водоотталкивающей пропиткой нашла своё применение как мебельная ткань и в качестве обивки матрасов.

Из шерстяной саржи шьют дамские платья, костюмы, юбки, пледы и покрывала.

Отличные теплообменные свойства и антиаллергенные свойства позволяют изготавливать из ткани саржа повседневную одежду: брюки, юбки, шорты, бриджи, чиносы, бермуды, куртки, ветровки, бейсболки, детскую одежду, а также панамы и другие головные уборы. Кроме того, она может использоваться для пошива постельного белья.

Превосходные антистатические свойства ткани саржа сделали её удобной для изготовления спецодежды, рабочих костюмов, комбинезонов, фартуков, халатов, рукавиц, мешков и в других технических целях.

Модная и практичная одежда из ткани саржа помимо эстетического наслаждения создаст комфорт и .

Ткань полушерстяная

"...Ткань полушерстяная: ткань, в которой кондиционная массовая доля шерстяного волокна должна быть не менее 20%..."

Источник:

"ТКАНИ ОДЕЖНЫЕ ЧИСТОШЕРСТЯНЫЕ, ШЕРСТЯНЫЕ И ПОЛУШЕРСТЯНЫЕ. ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ. ГОСТ 28000-2004 "

(введен Приказом Ростехрегулирования от 01.03.2006 N 21-ст)


Официальная терминология . Академик.ру . 2012 .

Смотреть что такое "Ткань полушерстяная" в других словарях:

    Байка (ткань) - Байка (лат. badius, коричневый) ворсистая мягкая плотная хлопчатобумажная или шерстяная и полушерстяная ткань. Содержание 1 Пригодность 2 История 3 См. также … Википедия

    Кашемир (ткань) - Кашемир лёгкая шерстяная, полушерстяная или хлопчатобумажная ткань саржевого переплетения. Обычно кашемир изготавливается гладкокрашеным из гребённой шерстяной пряжи. Используется для пошивки женских и детских платьев и др. Кашемир получил… … Википедия

    полушерстяно́й - ая, ое. Шерстяной с примесью другого волокна. Полушерстяная ткань. Полушерстяная юбка … Малый академический словарь

    Туалинет - полушерстяная ткань, с основой из крученой хлопчатобумажной пряжи и утком из гребенной шерсти, тканая полотняным переплетением, но украшенная мелким узором из добавочной шелковой или тонкой шерстяной цветной нити, которая только местами выходит… …

    пш.тк. - полушерстяная ткань … Словарь сокращений русского языка

    ЛЮСТРИН - (франц. lustrine, от lustre блеск, сияние). Тонкая блестящая шерстяная или бумажная с шерстью ткань. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЛЮСТРИН блестящая шерстяная или хлопчатобумажная ткань. Полный… …

    Одежда и одежные ткани - О. служит главным образом для защиты от неблагоприятных условий климата и погоды слишком низкой или чересчур высокой температуры, непосредственных солнечных лучей, дождя, ветра и проч. Отчасти человек одевается и из чувства стыдливости или из… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Ткани - Их разнообразие было велико, а мода и промышленность вводили все новые, заставляя забывать старые. Поясним в словарном порядке только те названия, которые чаще всего встречаются в литературных произведениях, оставаясь для нас непонятными … Энциклопедия русского быта XIX века

    КАШЕМИР - (от соб. им. вост. инд. страны Кашмир). Очень тонкая шерстян. ткань саржевого переплетения, похожая на всемирно известные шали выделываемые в Кашмире. Ткется из пуха тибетск. козы, или из мериносовой шерсти. Словарь иностранных слов, вошедших в… … Словарь иностранных слов русского языка

    габардин - а; м. [франц. gabardine] Плотная шерстяная (реже полушерстяная) ткань в мелкий наклонный рубчик. Пальто, плащ из габардина. ◁ Габардиновый, ая, ое. Г. костюм. * * * габардин (франц. gabardine), лёгкая шерстяная, полушерстяная, шёлковая или… … Энциклопедический словарь