ЛИТЕРАТУРА КИНО on-line off-line





О себе
Фото
Видео
Аудио
Ссылки
Гостевая книга
Критика
Видеочат «В ГОСТЯХ У МАССЫ»
Начало > КИНО

КИНО

Путь Массы в кино лежал через работу внештатным автором на радио и телевидении.

Закончив институт с отличием, Масса был рекомендован в аспирантуру на своей кафедре ИУС (Информационных и управляющих систем) и поступил туда. Однако, намерений писать диссертацию у него не было, о чём он и заявил своему руководителю доценту Ю. В. Ракитскому. Тот пожал плечами и заметил, что писать стишки можно и с дипломом кандидата наук в кармане. Но Масса не хотел терять времени. Три года аспирантуры нужны были ему, чтобы обучиться азам новой профессии. Проще говоря, чтобы научиться писать — и желательно во всех жанрах.

Кроме того, надо было кормить семью. Чтобы совместить то и это, Масса взялся за работу внештатного автора на Ленинградском радио, куда его сосватал его приятель, выпускник Литинститута, поэт и прозаик В. А. Прохватилов, работавший там редактором. И Масса принялся писать сценарии литературных передач.

Это отдельный сюжет в биографии Массы, о котором где-нибудь к месту будет рассказано, а сейчас важно то, что работа эта продолжалась официально до сентября 1968 года, когда Масса был торжественно изгнан с радио за идеологические ошибки.

И вскоре другой приятель привёл его на Ленинградское телевидение, в Учебную программу, где Масса взялся писать цикл учебных передач под названием "Пламя Прометея". Об этом впоследствии было рассказано Массой в повести "Страсти по Прометею", которая была опубликована в альманахе "Молодой Ленинград" за 1974 год.

Сразу после публикации Масса столь же торжественно был изгнан с телевидения. Вплоть до того, что однажды по недосмотру его пригласили на запись вместе с авторами журнала "Аврора" и записали-таки, но потом опомнились и вырезали из записи.

Об этом сейчас Массе приятно вспомнить.

И вот тут-то Масса добрался до кино как очередного способа литературного заработка.

Его телевизионная редакторша, фигурировавшая в повести под фамилией Морошкина, получила место на Ленинградской студии научно-популярных фильмов и перетянула туда своих авторов, среди которых был и Масса. Он стал писать сценарии короткометражных научно-популярных и учебных фильмов. Обычно такой сценарий писался за одну ночь, Масса сдавал его, режиссер снимал, Масса писал дикторский текст, укладывая фрразы в хронометраж — и тут же о нём забывал. Почти никогда он не смотрел окончательный вариант на экране, ибо рассматривал это исключительно как средство заработка.

Может показаться, что он халтурил. И да, и нет. Конечно, он старался, чтобы работа эта занимала как можно меньше времени и энергии, поскольку одновременно не переставал сочинять то, что считал главным — стихи и прозу. Но халтурить в тексте он себе не позволял и всегда старался написать оптимально по соотношению время/качество, если можно так выразиться.

Всего таких сценариев было написано несколько десятков — от учебных фильмов по заказу ГАИ и изучению русского языка для иностранцев до мультфильмов, из которых помнится лишь один —"Воздушный трамвай № 19".

Следует отметить, что платили за всё это крайне скупо.

По мере публикаций повестей и рассказов Массы в журналах и книгах режиссёры и студии начали проявлять к ним интерес и первым был известный режиссёр Виталий Мельников, который предложил Массе написать сценарий по повести "Снюсь". Масса согласился.

Об этой работе будет сказано далее, сейчас отметим лишь основные принципы, которыми руководствовался Масса при работе в художественном кинематографе.

Принцип первый — отказ от самовыражения и авторских амбиций. Автор фильма — режиссёр, а сценарист, если он согласился с ним работать, должен по мере сил помогать ему, даже если у него возникеает впечатление, что его текст искажают.

А его всегда искажают, кстати. Это нормально.

У сценариста есть выбор. Он может отказаться от работы и даже запретить экранизацию, если фильм ставится по его повести или роману. К этой мере авторы прибегают редко. Широко известен запрет Богомоловым первой версии фильма "В августе 44-го". Однако и Массе пришлось однажды прибегнуть к этому запрету, когда режиссёр Эрнест Ясан представил на обсуждение худсовета свой сценарий по повести Массы "Эффект Брумма". Никто не ожидал, что автор повести откажется. Но Масса отказался и фильм не был запущен в производство.

Второй принцип, вытекающий из первого — не маячить на съемочнолй площадке и не вертеться под ногами у режиссёра. Твое место за письменным столом. Масса лишь однажды нарушил его в самом начале карьеры кинодраматурга.

В заключение немного о представленных здесь работах.

Фильмы выложены все, а сценарии частично. Некоторых найти не удалось. С другой стороны, присутствуют сценарии, не дошедшие до экрана. О них будет сказано отдельно, ибо каждый замысел имеет свою историю

О себе | Фото | Видео | Аудио | Ссылки | Новости сайта | Гостевая книга ©Александр Житинский, 2009; Администратор: Марина Калашина (maccahelp@gmail.com)