ЛИТЕРАТУРА КИНО on-line off-line

КНИГИ МАССЫ:
(Тексты Массы)

"Утренний снег" (1976)

"Голоса" (1977)

"От первого лица" (1982)

"Предназначение" (1987)

"Потерянный дом
или Разговоры с милордом" (1989)

"Наврод и Парсия" (1990)

"Путешествие рок-дилетанта" (1990)

"Хранитель планеты" (1990)

"Седьмое измерение" (1990)

"Братцы по разуму" (1991)

"Виктор Цой. Стихи, документы, воспоминания" (1991)

"Дитя эпохи" (1994)

"Желтые страницы Интернет" (1997)

"Фигня" (1998)

"Стрелочник" (2000)

"Cнежная почта" (2000)

"Лестница" (2000)

"Снюсь" (2000)

"Потерянный дом, или Разговоры с милордом" (2 изд., 2001)

"Седьмое измерение" (2 изд., 2001)

"Энциклопедия покемонов" (2001)

"Фигня" (2 изд., 2002)

"Старичок с Большой Пушкарской" (2003)

"Эффект Брумма" (2004)

"Спросите ваши души" (2005)

"Параллельный мальчик" (2006)

"Седьмое измерение" (3 изд., 2006)

"Путешествие рок-дилетанта" (2 изд., 2006)

"Альманах рок-дилетанта" (2006)

"Хеопс и Нефертити" (2007)

"Государь всея Сети" (2007)

"Государь всея Сети" (2 изд., 2007)

"Визит вежливости" (2008)

"Цой Forever" (2009)

Начало > ЛИТЕРАТУРА

ЛИТЕРАТУРА

МАССА не родился литератором.

Никаких предпосылок к литературной карьере не было и в семье. Упоминалось, правда, о дедушке Степане Николаевиче Житинском, умершем задолго до рождения Массы, что тот, дескать, был большим книгочеем, только и всего.

Так что избранный Массой жизненный путь был в некотором роде сюрпризом для него самого. В юности он считал, что станет физиком-ядерщиком, теоретиком, погруженным в формулы и заточённым в секретные лаборатории.

Почему он так решил — неизвестно.

Но случилось так, что после окончания средней школы в городе Владивостоке в 1958 году Масса вдруг увлёкся чтением книг. В школе книги, входящие в школьную программу, не очень его интересовали и он старался писать сочинения, не обременяя себя чтением первоисточников, а ловил что-то на слух со слов учительницы. Стыдно сказать, но Масса полностью не читал даже "Войну и мир", а лишь нужные отрывки. Что касается поэзии, то в 10-м классе было пережито кратковременное увлечение Маяковским. Правда, Пушкин был впитан еще раньше, если не с молоком матери, то с манной кашей.

Из "посторонних" книг не по программе, можно отметить лишь "Трех товарищей" Ремарка, которые произвели большое впечатление.

Несмотря на вышесказанное, Массе удалось каким-то образом окончить школу с отличием и поступить в технический вуз там же, во Владивостоке. Потом он немного поучился в Московском авиационном институте и в 19 лет оказался уже в Ленинграде студентом Факультета радиоэлектроники Ленинградского политехнического института им. М. И. Калинина. Эти перемещения случились, благодаря семейным обстоятельствам и Никите Сергеевичу Хрущову, затеявшему большие сокращения в армии и флоте, из-за чего отец Массы, военный лётчик, вынужден был перевестись из Москвы в Ленинград..

И вот тут, в Ленинграде, будучи великовозрастным балбесом юнцом, Масса вдруг начал читать - классику, стихи, прозу, всё подряд. Включая "Войну и мир", которая была прочитана дважды. Впрочем, произошло это не вдруг, а совпало с периодом т. н. "оттепели", когда приоткрылись шлюзы и стали доступны многие (но далеко не все) книги, дотоле бывшие под запретом, а также возникла волна новой русской литературы, имевшая на гребне своих поэтических выразителей в лице Евтушенко, Вознесенского, Рождественского, Окуджавы, Ахмадулиной.

Масса стал запоем читать стихи, покупать книги, охотиться за ними (ибо за книгами перечисленных авторов и не только их приходилось охотиться), подстерегатть в Доме книги, выменивать. Всё это привело к тому, что к 22 годам Масса буквально был напичкан стихами и уже почти научился отличать плохие стихи от хороших. И, конечно, он не мог не попробовать писать их сам.

Первое стихотворение (Масса помнит это хорошо) было написано в читальном зале Политехнического института 26 ноября 1962 года, когда Масса готовился к зачёту по теоретическим основам чего-то очень электрического. К тому моменту от былого увлечения всякой радиоэлектроникой почти не осталось следа. Стихотворение было коротким, написалось мгновенно и называлось "Рыжеволосая девушка". Модель для этого сочинения сидела через два стола от Массы и действительно имела роскошные рыжие волосы и желто-зелёные глаза. Масса начинал как реалист.

Придя домой, Масса вместо того, чтобы выбросить этот клочок бумаги со стихами, качество которых не просто оставляло желать лучшего, а было попросту чудовищным, достал со шкафа пишущую машинку тестя, на которой тот когда-то печатал свою диссертацию, и перепечатал "Рыжеволосую девушку" на чистом листе.

Результат его поразил.

Напечатанное, "как в книге" стихотворение стало выглядеть совсем как настоящее. И Масса тут же написал второе и тоже его перепечатал.

Оно было ещё более прекрасно.

Именно в этот момент Масса понял, что он ничего более в жизни не желает, кроме того, чтобы сочинять и перепечатывать на машинке строчки с рифмой или без, которые он называл стихами.

И он стал писать по два-три стихотворения в день, а когда накопилась довольно толстая папка, повёз её в Москву, в издательство "Молодая гвардия". Он понятия не имел об издательствах, по-видимому, его прельстило слово "молодая". Он решил, что в этом издательстве печатают молодогвардейцев молодых.

Он пришел в издательства и сунулся в первую попавшуюся комнату. Там сидела довольно молодая женщина, которая оказалась редактором. Масса объяснил ей причину своего появления и вытащил из портфеля папку. При виде её редакторша опечалилась: папка была слишком толстой даже для хороших стихов. А опусы, собранные там, лишь к самым последним листочкам начинали слабо напоминать стихи. Масса как человек честный расположил все тексты хронологически, начиная со знаменитой "Рыжеволосой девушки".

Редакторша вздохнула и осведомилась, когда Масса уезжает в свой Ленинград.

- Завтра, - отвечал он.

- Хорошо, приходите к трём часам.

На следующий день в три часа взволнованный Масса был у дверей кабинета. Он заглянул туда и увидел, что кабинет пуст, а на столе лежит его папка, раскрытая примерно на десятом листочке. Всего же в ней было не менее полутора сотен стихотворений. Масса вошёл и стал ждать.

Через пять минут появилась она с кульком яблок. Очевидно их "давали" в редакционном буфете. Пищу тогда "давали". Редакторша была румяна, как яблочко, но увидев автора, опять скисла.

— А-а, это вы... - сказала она.

Потом она встала у стола, опершись на него ладонями, и произнесла следующее:

— Молодой человек, поверьте, что мне очень редко приходится говорить такие вещи. В человеке нельзя убивать надежду. Но в данном случае это абсолютно бесспорно. Вы совершенно лишены литературных способностей и занимаетесь не своим делом. Поэтому возвращайтесь в Ленинград, заканчивайте ваш институт, становитесь инженером, как вы и намеревались. Литература не для вас!

С этими словами она обеими руками протянула папку Массе, а тот обеими руками её принял. Это было похоже на передачу верительных грамот.

Масса вышел на улицу. Был конец марта. Ярко светило солнце. С крыш капало, таял грязный снег, накопившийся за зиму.

Внезапно Масса остановился и изо всей силы ёбнул ударил папкой по водосточной трубе, мимо которой он проходил. Из трубы с грохотом вылетел ледяной снаряд и рассыпался у ног Массы.

- Ну ладно, ... вашу мать! - сказал он. - Я вам ещё покажу!

С тех пор Масса показывает и доказывает. Он считает, что та редакторша сделала его профессиональным литератором. Но он до сих пор не знает — для него литература или не для него. Но в том, что он — для неё, Масса всё же успел убедиться.

В левой колонке — названия всех книг Массы, выпущенных к данному моменту на русском языке. Кроме них, в различных странах изданы еще 8 авторских книг Массы на других языках, не считая публикаций в сборниках. В игровом кино по сценариям Массы поставлены 7 с половиной фильмов.



О себе | Фото | Видео | Аудио | Ссылки | Новости сайта | Гостевая книга ©Александр Житинский, 2009; Администратор: Марина Калашина (maccahelp@gmail.com)