Как сформировать спортивную мотивацию. Как сформировать у ребенка желание учиться? Как развивать учебную мотивацию? Мотивации человека: основные виды

15.04.2011 8837 1614

… Чем более учитель будет помнить, что ученики смотрят на него, как на существо высшее, - тем сильнее будет его влияние на детей ….

Но горе учителю, который неосторожным своим поведением разрушил это обаяние. Как только нравственное доверие потеряно…, тотчас же и слово учителя теряет свою силу, … и то, что прежде охотно и радостно делалось – единственно из любви и уважения к нему, достигается уже не иначе как школьной тиранией, наказаниями и принуждениями.

Н.А. Добролюбов

Преподаватель – как фактор мотивации.

Часто бывает, что замечательные методики и педагогические приемы терпят поражение, современные технические средства не срабатывают из-за того, что отсутствует контакт преподавателя с учащимися. В педагогической технике общения главное – это личность педагога!

Преподаватель должен помнить:

· Педагогический подход «сверху вниз» редко приводит к возникновению желания учиться; для этого надо делиться с учащимися информацией, способствующей возникновению мотивации к учебной деятельности;

· Учитель – «тренер команды», а не хозяин классной комнаты;

· Нужно личным примером показывать каким должен быть современный образованный человек.

Общение как специфический вид учебной деятельности в значительной степени определяется мотивацией, а ее отсутствие порождает коммуникативные барьеры. Основным методом преодоления мотивационных барьеров является как можно более тесное связывание материала урока с жизненными потребностями учащихся и создание позитивного образа самого преподавателя.

Стремление произвести приятное впечатление, понравиться аудитории, это не заигрывание преподавателя с учащимися и не амбициозные притязания педагога, а профессиональная необходимость, служащая цели урока.

В создании положительного для аудитории имиджа педагога существенную роль играют следующие факторы:

1. Визуальность, то есть внешняя привлекательность. Она складывается главным образом из манеры поведения преподавателя (мимика, жесты, походка) и манеры одеваться, причесываться, умения пользоваться косметикой.

Что касается мимики и жестов, то здесь недопустима ни одна из крайностей. Их отсутствие создает впечатление скованности, «зажатости», неуверенности в себе. В то же время действует обратная зависимость: чем выше профессионализм человека, тем более сдержан он в мимике и жестах. Держитесь естественно: это производит наиболее благоприятное впечатление.

2. Выступающий не может чувствовать себя уверенно и управлять вниманием аудитории, пока «привязан к тексту», пока от задачи «что сказать» Ú не перейдет к задаче Ú «как сказать», «как оказать влияние на аудиторию». Ну а это предполагает свободное владение материалом своего предмета.

3. Завоевать расположение аудитории может человек, умеющий улавливать настроение людей, искренне сопереживающий их нуждам. Ученики по едва уловимым признакам четко улавливают реальное отношение к ним. Преподаватель ни в коем случае не должен демонстрировать свое превосходство над аудиторией, это не только не добавит ему уважения, но, напротив, вызовет антипатию, так как всякий человек болезненно воспринимает стремление унизить его и будет стремиться к восстановлению своей значимости путем отыскивания недостатков и промахов у преподавателя.

4. Язык выступления – визитная карточка педагога. Лаконичность, точность, выразительность языка способствуют удержанию внимания аудитории. Избегайте монотонности, повышайте и понижайте голос. Старайтесь избегать догматически – назидательного тона, не допускайте стилистических, орфоэпических ошибок. Спокойная речь усиливает сосредоточенность слушателей, создает впечатление знающего, уверенного в себе человека. Пространственные рассуждения, многословность наводят скуку.

5. Успешность делового общения во многом зависит не только от умения говорить, но и от умения слушать ученика. Нужно избегать типичных ошибок слушания: перебивать ученика, делать поспешные выводы, поспешные возражения, давать непрошеные советы. Эмоционально поддерживайте ответы учащихся: доброжелательное выражение лица, кивки головой, реплики типа: да, да … я слушаю … и т.п.

6. По мнению Л.Н. Толстого, ничто так не сближает людей, как хороший, безобидный смех. При установлении межличностных контактов безотказно действует «эффект юмора».

Конечно, есть объективные причины отсутствия интереса к материалу урока:

· место проведения занятий (духота, холод или шум и т.д.);

· естественное утомление внимания (следует понимать о периодах кризиса внимания группы: первый наступает через 15-20 минут после начала урока, второй на 30-35ой минуте);

· разрыв между скоростью словесного мышления (400 слов в минуту): вследствие этого у ребят появляется резерв времени, во время которого у них возникают посторонние мысли;

· устойчивость внимания зависит от возраста, эмоционального состояния, культурного уровня и т.п.;

· объем внимания учащихся ограничен: одновременно он может воспринять не более 4-5 не связанных между собой объектов.

Таким образом, мотивационными приемами преподавателя для создания эмоционального и интеллектуального интереса к своему предмету, уроку являются:

· организация контакта с группой, диалог с учащимися;

· расширение позитивно-ориентированных педагогических требований;

· постановка ярких, притягательных средств взаимодействия;

· речевые, невербальные средства взаимодействия (живой, образный язык, подвижная мимика, содержательный материал, использование новой, неожиданной информации…).

«Немало можно добиться строгостью, многого – любовью, но всего больше – знанием дела и справедливостью, невзирая на лица».

Учебная мотивация: структура и факторы.

Действия человека исходят из определенных мотивов и направлены на определенные цели.

Мотив – это то, что побуждает человека к действию. Не зная мотивов, нельзя понять, почему человек стремится к одной, а не к другой цели, нельзя, следовательно, понять подменный смысл его действий.

Частный случай мотивации – учебная мотивация.

Учебная мотивация определяется следующими факторами:

1. Само образовательное учреждение.

2. Организация образовательного процесса.

3. Субъективными особенностями обучающегося (способности, уровень притязаний, самооценка самого учащегося и т.д.).

4. Педагог, его отношение к учащимся, к делу, характер и т.д.

5. Спецификой учебного предмета.

Отсюда можно сделать вывод, что толчком мотивации профессионального обучения является побудительная деятельность педагогов.

В структуру учебной деятельности входит:

1. Получение удовольствия от учебной деятельности, интерес;

2. Вознаграждение за учебную деятельность, мотив учения, эмоции;

3. Избежание наказания;

4. Значимость для учащегося непосредственного результата учебной деятельности, смысла деятельности;

5. Потребность в аффилиации то есть стремление быть в обществе других людей, в дружеском отклике, принятии группой;

6. Потребность в доминировании то есть принятии себя другими как лидера, самоутверждение.

Продумывая методы учебной деятельности необходимо учесть, что выделяются пять уровней мотивации:

1. Первый уровень – высокий уровень мотивации, учебной активности. (У таких ребят есть познавательный мотив, стремление. Учащиеся добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки).

2. Второй уровень – хорошая мотивация. (Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью. Подобный уровень мотивации является средней нормой).

3. Третий уровень – положительные отношения к учебному заведению, но привлекает таких ребят внеучебная деятельность. Познавательные мотивы таких ребят сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.

4. Четвертый уровень – низкая мотивация. (Эти ребята предпочитают пропускать занятия. На уроке часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности).

5. Пятый уровень – негативное отношение к учебному заведению. (Такие ребята испытывают проблемы в общении с однокурсниками во взаимоотношениях с преподавателями. Место учебы воспринимается ими как враждебная среда).

Психологи определили и причины спада учебной мотивации:

1. Наблюдается «гормональный взрыв» и нечетко сформировано чувство будущего.

2. Отношение учащихся к преподавателю.

3. Отношение преподавателя к учащимся.

4. Личная значимость предмета.

5. Умственное развитие учащихся.

6. Продуктивность учебной деятельности.

7. Непонимание цели знания.

8. Страх перед учебным заведением.

Развитие мотивов учения – это психологическая проблема.

В психологии известно, что развитие мотивов учение идет двумя путями:

1. Через усвоение учащимися общественного смысла учения.

2. Через саму деятельность учения учащимися, которая должна заинтересовать его.

Конкретные условия, вызывающие интерес учащихся к учебной деятельности:

  1. Активные методы обучения.
  2. Активная поисковая деятельность учащихся (интересные вопросы, задания).
  3. Проблемные ситуации.
  4. Осознание важности изучаемого предмета для собственной деятельности.
  5. Посильные задания.
  6. Новизна, показ неожиданного в привычном.
  7. Эмоциональная окраска, живое слово учителя.
  8. Самостоятельные творческие работы, задания.

Система образования должна придти в движение, … чтобы создать возможности для роста и развития опыта.

Только та технология даст необходимый результат, которая одухотворена ее главным автором – Учителем.

Г.К. Селевка.

Роль технологий обучения в мотивации

успешности учащихся.

Доминирующим мотивом учебной деятельности должны стать мотивы познания предмета. Важно, чтобы учащиеся овладевали действиями и способами этого познания, чтобы на первом месте были мотивы их самоосуществления себя как личности. Поэтому необходимо говорить о мотивации, как о результате внутренней потребности учащихся, их интересов и эмоций, целей и задач, наличии мотивов, направленных на активизацию их деятельности.

Успешность решения этой задачи зависит от правильного учета социально-психологических и педагогических факторов.

Важная роль в этом процессе принадлежит мотивации причин психологического характера, которые побуждают личность к деятельностной активности и могут меняться в зависимости от внешних условий.

Современные технологии обучения способны значительно повысить мотивацию обучения, настроить учащихся на осуществление учебной деятельности.

Среди побудительных причин возникновения и практического использования новых педагогических технологий можно выделить следующие:

· необходимость более глубокого учета и использования психофизиологических особенностей обучаемых;

· осознание настоятельной необходимости замены малоэффективного вербального способа передачи знаний системно-деятельностным;

· возможность проектирования учебного процесса, организационных форм взаимодействия преподавателя и учащегося, обеспечивающих гарантированные результаты обучения;

· потребность снизить негативные последствия работы малоквалифицированного преподавателя.

Представление о технологии как о воплощении на практике заранее спроектированного учебного процесса предполагает:

1. Использование ее специалистами, обладающими высокой теоретической подготовкой и богатым практическим опытом;

2. Свободный выбор технологий в соответствии с целями, возможностями и условиями взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся.

Урок есть искусство, его и надо возводить на уровень искусства. Бывают уроки более интересные, чем любой спектакль в любом театре, - напряженные, красивые, драматически выстроенные. В педагогике не принято говорить о драматургии урока, а жаль: в хорошем уроке есть завязка, кульминация, развязка, движение сложных линий, текст и подтекст.

С. Соловейчик

Урок как мотивирующая среда.

В современной педагогической литературе урок рассматривается как:

· инструмент воспитания и развития личности;

· основная форма организации УВП;

· живая, подвижная, постоянно изменяющаяся процессуальная система;

· более или менее законченный отрезок педагогического процесса, ограниченный хронологическими рамками, целями, содержанием, составом учащихся;

· урок – звено в цепи уроков по теме.

Объединяя все мысли, трактующие понятие «урок» можно сделать вывод, что современный урок – это урок, на котором преподаватель использует все возможности для развития личности учащихся, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, умений и навыков, для формирования ее нравственных основ.

Общеизвестно, что каждый урок направлен на разрешение триединой задачи:

· обучающей – осмысление и приобретение системы знаний, умений, навыков;

· воспитывающей – формирование у учащихся научного мировоззрения, нравственных качеств личности, взглядов и убеждений;

· развивающий – развитие у учащихся в процессе обучения познавательного интереса, творческих способностей, воли, эмоций, познавательных способностей, речи, памяти, внимания, воображения, восприятия.

Мотивационным фоном, побуждающим учащихся к деятельности по достижению обозначенных дидактических задач урока является система методов обучения (основных видов деятельности преподавателя у учащихся, обеспечивающих формирование ЗУНов и необходимых для решения учебно-воспитательных задач).

Особое значение (основополагающее) в мотивации учебной деятельности приобретают системы методов, такая их совокупность, в которой имеются внутренние связи между компонентами, обусловленные результативностью конкретных методов. В совокупности они представляют систему управления разными методами познания учащимися учебного материала, начиная с приобретения готовых знаний до самостоятельного решения познавательных задач.

Сущность любого метода заключается в организуемом (мотивированном) способе познавательной деятельности учащегося, в его активности, развитии познавательных сил и способностей.

Мы рассмотрим классификацию методов обучения, составленную по критериям степени самостоятельности и творчества в деятельности обучаемых. Поскольку успех обучения в решающей степени зависит от внешний и внутренней мотивации обучаемых, от характера их деятельности, то именно характер деятельности, степень самостоятельности и творчества и должны служить важным критериям выбора метода.

В этой классификации предложено выделить пять методов обучения:

· объяснительно-иллюстративный метод;

· репродуктивный метод;

· метод проблемного изложения;

· частично-поисковый или эвристический метод;

· исследовательский метод.

Объяснительно-иллюстративный метод обучения – метод при котором учащиеся получают знания из лекций, из учебной или справочной литературы, через экранное пособие в «готовом» виде. Воспринимая и осмысливая факты, оценки, выводы учащиеся остаются в рамках репродуктивного (воспроизводящего) мышления. Самое широкое применение данный метод находит применение для передачи большого массива информации.

Репродуктивный метод обучения – метод, где применение изученного материала осуществляется на основе образца или правила. Здесь деятельность обучаемых носит алгоритмический характер, то есть выполняется по инструкциям, предписаниям, правилам в аналогичных, сходных с показанным образцом ситуациях.

Метод проблемного обучения – метод, при котором, используя самые различные источники и средства, преподаватель, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает, способ решения поставленной задачи. Учащиеся как бы становятся свидетелями и соучастниками научного поиска.

Частично-поисковый или эвристический метод обучения заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении (или самостоятельно сформированных) познавательных задач либо под руководством педагога, либо на основе эвристических программ и указаний. Процесс мышления приобретает продуктивный характер, но при этом поэтапно направляется и контролируется преподавателем или самими учащимися на основе работы над программами (в т.ч. и компьютерными и учебными пособиями).

Исследовательский метод обучения – метод, в котором после анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа учащиеся самостоятельно изучают литературу, другие источники, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера. Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляются в исследовательской деятельности наиболее полно. Методы учебной работы непосредственно перерастают в методы научного исследования.

При такой классификации, методы стимулирования и мотивации являются составной частью каждого из вышеназванных методов, что обуславливает необходимость их самостоятельной систематизации.

Метод – способ упорядоченной взаимодеятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования.

Ю.К. Бабанский

Метод – способ организации познавательной деятельности учащихся.

Т.А. Ильина

Классификация мотивирующих

методов и приемов.

Любая деятельность будет результативна, если она основана на внутренней мотивации, оптимально сочетающейся с внешне организуемой мотивацией, а также на потребности личности вступать в полноценное общение с другими.

Таким образом, мотивирующие методы – это способ побуждения учащихся к учебно-познавательной деятельности.

Можно предложить следующую классификацию методов мотивирующих процесс познания:

Словесные:

· похвала,

· поддержка,

· поощрение, замечать и анализировать малейшие успехи учащихся.

Оценка – при оценивании ответов учащихся реализовывать в первую очередь, функцию мотивации, т.е. побудительное воздействие на личность учащегося, а затем функцию соотнесения, т.е. выставление отметки.

Формирование интереса к учебе:

· интересные, проблемные факты;

· связь с жизненным ответом;

· осознание важности изучаемого предмета для собственной деятельности;

· новизна, показ неожиданного в привычном;

· эмоциональная окраска, живое слово преподавателя;

· творческие работы, задания;

· активные методы обучения.

Ощущение успешности в учебной деятельности:

· понятная формулировка задания;

· посильность, доступность задания;

· четкая подача задания;

· поощрение малейшего успеха;

· постоянное сравнение собственных успехов учащегося;

· высказывание превосходящую успех оценку: «Я знаю, что у тебя все получится!», «Если захочешь, ты легко с этим справишься!» и т.д.

· постановка учащегося в такую ситуацию, в которой он имел бы успех от прилежания и пережил бы чувство удовлетворения;

· проявление терпимости к ошибкам;

· поддержка положительных эмоций и состояния уверенности в себе.

Проблемное обучение:

· использование приемов и методов, которые ставят учащихся в проблемную ситуацию, требующую самостоятельности решения;

· прежде чем излагать материал, ставится проблема, формируется познавательная задача, а затем, рас крывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показать способ решения.

Собственная точка зрения:

· поощрение собственного мнения учащегося;

· побуждение его отстаивания и доказательства.

Применение современных технических средств обучения:

· электронная презентация учебного материала;

· компьютерные обучающие программы;

· видеоматериалы.

Деятельностный подход в обучении:

· работа в парах, в группах;

· использование учебного оборудования;

· освоение современных технологий обучения;

· обучающие дидактические игры, ролевые игры.

Помните! Учебная деятельность мотивируется, прежде всего, внутренним мотивом – самоутверждение, престижность, успешность, достижения.

  1. Личностные качества преподавателя, высокий уровень общения с учащимися, профессионализм, заинтересованность преподавателя в познании учащимися предмета.
  2. Творчество в учебном процессе, наличие творческих заданий.
  3. Активные формы работы на занятиях.
  4. Требовательность преподавателя в сочетании с психологической поддержкой.
  5. Современный материал.
  6. Социальное партнерство, привлечение специалистов производства.

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Любой бизнесмен стремится к тому, чтобы сформировать эффективную систему мотивации топ-менеджмента во имя успешного развития компании. На эту тему прочитаны тысячи докладов и лекций, написаны сотни книг и популярных статей. Однако теория - теорией. А вот практика у каждого руководителя своя.

Я в бизнесе уже 14 лет. И за это время мне пришлось перепробовать самые разные способы мотивации персонала. Впрочем, процесс этот не сводился к случайному перебору известных инструментов. Точнее будет сказать, на каждом этапе приходилось искать наиболее эффективные подходы, соответствующие уровню развития компании. Были периоды, когда нам были нужны менеджеры, способные обеспечить высокую динамику развития; порой ставка делалась на так называемых «антикризисных» менеджеров; а иногда в центре внимания оказывались управленцы, умеющие правильно «консервировать» бизнес.

На мой взгляд, любая компания проходит в своем развитии три ярко выраженных этапа: это «развитие», «кризис развития» и «стагнация». Причем не стоит полагать, что третья фаза - финальная: просто с этого момента может начаться новый круг. Прямолинейного, неуклонно поступательного развития бизнеса, как правило, не бывает, и за очередным броском вперед обязательно следует период накопления сил. Вопрос в том, кто из менеджеров и в какой степени готов обеспечивать управление на каждом из этих этапов. Универсальных управленцев не существует; а значит, каждая фаза требует менеджеров соответствующего типа.

Когда ваша компания решительно движется вперед, вам нужны люди, готовые с высоко поднятым знаменем идти в бой. Да, позади остаются разрушения, а многие цели намечены пока лишь «крупными мазками». Но во время атаки на такие «мелочи» не обращают внимания. Главное здесь - натиск, решимость, достижение существенного прогресса за короткий срок. Менеджеры «прорывного» типа - явные пассионарии. Они никогда не вынесут на повестку дня совета директоров вопрос о закрытии того или иного направления бизнеса, поскольку думают только о расширениях и захватах.

В свою очередь, менеджеры «антикризисного» типа способны быстро и трезво разбираться с тем, что «захвачено», когда наступление на новые рыночные позиции завершилось. Они знают, как закрепиться на полученных территориях, и умеют это делать.

И наконец, им на смену приходят менеджеры, способные педантично, системно упорядочивать процесс управления, оптимизировать работу с активами и осуществлять «тонкую настройку» менеджмента.

Сфера ответственности того или иного менеджера чаще всего четко определяется его психологическим портретом. Так, большинство финансовых директоров, как правило, относится к третьему - «консервативному» - типу. А вот менеджеры по продажам - это «нападающие». В свою очередь, специалисты по антикризисному управлению принадлежат к довольно редкому типу и наилучших результатов добиваются на позициях генеральных директоров.

В зависимости от того, к какому из типов относится управляющий тем или иным направлением бизнеса, можно довольно уверенно судить, на каком этапе развития находится бизнес в целом. Если «первую скрипку» играет финансовый директор, значит, предприятие проходит фазу стабильности. Если же рычаги находятся в руках коммерческого директора, то, скорее всего, компания вступила в очередной цикл активного развития.

Хорошо, когда на каждом из этапов удается привлечь или выдвинуть адекватных управляющих, однако не менее важен и общий баланс. Так, в случае численного перевеса «консерваторов» характерными результатами являются возрастающие объемы внутреннего документооборота и вялая реакция на любые свежие идеи, а диктат всепроникающих процедур со временем становится все более опасным. Точно так же не дает идеального результата и ставка исключительно на «специалистов по развитию». Да, компания расширяется, объемы продаж растут, появляются филиалы, но... все деньги идут на их развитие, а ключевые показатели бизнеса, такие как прибыль и доход на вложенный капитал, ухудшаются от квартала к кварталу.

В идеальном случае руководитель соблюдает баланс между различными типами менеджеров, в соответствующие моменты умело используя их достоинства и аккуратно преодолевая границы между меняющимися фазами развития бизнеса, в частности, корректируя систему мотивации.

Мотивация менеджмента - это не столько материальная составляющая (хотя она крайне важна!), но и «заряженность на успех». Хорошо, если ваши топ-менеджеры стремятся к успеху. Однако главное здесь - не попасть в ловушку «быстрых достижений», с которой мне в свое время пришлось столкнуться.

В истории нашей компании был период, когда весь бизнес развивался очень быстро. Но однажды, зафиксировав к концу очередного отчетного периода невероятно высокие показатели, я понял: в следующем году добиться такого результата уже не удастся. Затем это понимание пришло к топ-менеджменту. И... эффективность прежде отлично работавшей системы мотивации драматически снизилась. Люди потеряли цель - просто потому, что она была достигнута.

К такому повороту событий - «эффекту достигнутых целей» - должен быть готов любой руководитель. Помню, мне пришлось тогда инициировать процесс реорганизации компании и таким образом создать новые цели - прежде всего для того, чтобы топ-менеджмент вновь обрел ясные ориентиры и ощутил перспективу. А попутно родилась чуть ли не крамольная для предпринимателя мысль, что рост компании порой нужно сдерживать. Есть спортсмены, которые один раз за всю карьеру ставят невероятный рекорд, а затем исчезают со спортивного горизонта навсегда. А есть такие, кто способен каждый раз понемногу добавлять к высшим достижениям - так действовал многократный чемпион мира по прыжкам в высоту Сергей Бубка.

1)Как же сформировать у школьника желание учиться? 2)Как сделать так, чтобы у него не пропадал внутренний стимул познавать новое, вне зависимости от того, сколько усилий надо будет для этого приложить? 3)Как сформировать мотивацию к обучению у школьника, который считает, что учиться в школе скучно?


1)Ставят в пример сегодняшних миллионеров, 2)Пугают работой дворником и грузчиком, 3)А кто-то уверен, что интерес ребенка к обучению зависит от учителей и психологов. 4)Некоторые родители предлагают радикальные способы: наказывать за плохие оценки, лишать компьютера, прогулок и вкусностей за каждую оценку ниже 4. Способы повысить мотивацию к обучению: опыт родителей






Итогом формирования мотивации к обучению является школьная успеваемость. Но для многих школьников и их родителей время, отведенное для выполнения домашних заданий, становится ежедневным испытанием терпения. Родителям приходится много раз призывать ребенка сесть за уроки. Мотивация к обучению: психологический аспект




В рамках изучения этой проблемы проводились исследования, итогом которых стали неутешительные выводы: ежегодно у большинства учащихся стремление к достижениям в учебе и мотивация к обучению снижается. Причем если раньше в такую категорию детей попадали, в основном, подростки – в связи с переходным периодом – то теперь неуклонно снижается мотивация к обучению даже у малышей в начальной школе.


Что мешает пробуждению у ребенка интереса к учебе и не дает ему полноценно использовать свои ресурсы? Отсутствие самостоятельности в принятии решений и последствий собственных действий; Отсутствие реальной помощи при понимании сложных учебных процессов; Отсутствие единой системы поведения взрослых в требовании по отношению к себе и к ребенку.






Как сформировать у школьника желание учиться? Старайтесь не создавать ложных целей у ребёнка, используя метод «Дашь на дашь». Очень важно предоставить ребенку возможность проявить самостоятельность, т.к., она является одной из важнейших составляющих успеха.


Как сформировать у школьника желание учиться? Ребенок должен делать что-то по собственному осмысленному побуждению: «Мне нужно это сделать…», «Мне это интересно». Здесь важны такие качества ребенка, как интерес, инициатива, познавательная активность, умение ставить перед собой цели, планировать свою работу. Именно в этом случае мотивация к обучению у школьника сможет быть сформирована.


Именно в учении начинают складываться многие деловые качества ребенка, которые затем ярко проявляются в подростковом возрасте, и от которых зависит мотивация достижения успехов. В этот момент очень важно, чтобы родители не дергали, не понукали свое чадо, не раздражались. В противном случае сформировать у школьника желание учиться у Вас не получится.


Как сформировать у школьника желание учиться? Большую роль играет обдуманная система поощрений ребенка за успехи, причем не те успехи, которые достаются ребенку легко, в зависимости от его способностей, а те, которые трудны и полностью зависят от тех усилий, которые затратит ребенок на выполнение этого вида деятельности. Мотивация к обучению в этом случае будет только увеличиваться.


Как сформировать у школьника желание учиться? Очень важным моментом является то, верит ребенок в свои успехи или нет. Учитель и родители должны постоянно поддерживать веру ребенка в свои силы, причем чем ниже самооценка и уровень притязаний ребенка, тем более сильной должна быть поддержка со стороны тех, кто занимается его воспитанием детей.



Сегодня все чаще учителя начальных классов сетуют на то, что у школьников снижена или совершенно отсутствует мотивация к обучению. Дети не хотят учиться, проявляют равнодушие к знаниям, оценкам, не стремятся к познанию нового. Вслед за педагогами такое негативное отношение к учебе волнует и родителей, особенно тех, чьи дети собираются поступать в первый класс. Взрослые понимают, что для успешного обучения, кроме умения считать и читать, у ребят должно быть желание учиться. Но как привить такое желание своему чаду? Психологи утверждают, что у ребенка, в первую очередь, должны быть сформированы учебные мотивы. Поэтому недостаточно только научить дошкольника практическим умениям и думать, что он готов к обучению в школе. Нельзя забывать о мотивационной готовности и формировать ее задолго до того, как ребёнок пойдет в первый класс. Наукой давно доказано, что стремление к новым знаниям (мотивация) заложено в людях генетически: даже в древности человек, открывая новое, испытывал радость, душевный подъем. Такое стремление свойственно и маленьким деткам, поэтому в условиях домашнего воспитания сформировать мотивацию достаточно просто, если следовать рекомендациям психологов.

Что надо знать о мотивации родителям

С чего начинать родителям, которые хотят своевременно мотивировать ребенка к учебе? По мнению психологов, для этого необходимо развитие у будущего школьника таких учебных мотивов, как:

  • желание учиться и овладевать знаниями;
  • радоваться процессу обучения;
  • побуждение к самостоятельным открытиям на уроках;
  • стремление к учебному успеху в школе;
  • желание получать высокие отметки за свои знания;
  • стремление к правильному и усердному выполнению заданий;
  • стремление к позитивному общению с одноклассниками и учителями;
  • умение подчиняться школьным требованиям;
  • навыки самоконтроля.

Такое отношение к будущей учёбе родители должны закладывать у своего чада с раннего детства, когда он только начинает познавать мир. Но что делать, если ребенок уже стал школьником, а желание учиться так и не появилось? Родителям первоклашек нужно серьезно отнестись к этой проблеме и постараться понять, в какой степени она существует у ребенка. Определить уровень мотивации и степень адаптации в школе маленького ученика поможет простой психологический тест, который можно провести в домашних условиях.

Тест - опросник

Взрослый в доверительной беседе спрашивает ребенка и фиксирует его ответы:

  1. Тебе нравится в школе или не очень? (не очень; нравится; не нравится)
  2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе хочется остаться дома? (чаще хочется остаться дома; бывает по-разному; иду с радостью)
  3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома? (не знаю; остался бы дома; пошел бы в школу)
  4. Тебе нравится, когда отменяют какие-нибудь уроки? (не нравится; бывает по-разному; нравится)
  5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий? (хотел бы; не хотел бы; не знаю)
  6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены? (не знаю; не хотел бы; хотел бы)
  7. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель? (точно не знаю; хотел бы; не хотел бы)
  8. У тебя в классе много друзей? (много; мало; нет друзей)
  9. Тебе нравятся твои одноклассники? (нравятся; не очень; не нравятся)
  10. (Вопрос для родителей) Ребенок часто рассказывает вам о школе?(часто; редко; не рассказываю)

Положительное отношение к школе оценивается в 3 балла; нейтральный ответ (не знаю, бывает по-разному и т.п.) - 1 балл; отрицательное отношение к школе - 0 баллов.

25 - 30 баллов - высокий уровень учебной мотивации. Учащимся присущи высокие познавательные мотивы, стремление успешно выполнять все предъявляемые требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.

20 - 24 балла - хорошая школьная мотивация. Подобные показатели имеет большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью.

15 - 19 баллов - положительное отношение к школе, но привлекательны внеучебные ситуации. Школьники благополучно чувствуют себя в школьной среде, однакостремятся больше общаться с друзьями, с учителями. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивые школьные принадлежности (портфель, ручки, тетради).

10 - 14 баллов - низкая учебная мотивация. Школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.

Ниже 10 баллов - негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в школе, так как не справляются с учебой, имеют проблемы в общении с одноклассниками, с учителями. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, могут плакать, проситься домой. Нередко ученики могут проявлять агрессию, отказываются выполнять задания, следовать правилам. Часто у таких школьников отмечаются нарушения психического здоровья.

Почему возникает отсутствие мотивации к обучению: 10 ошибок родителей

Педагоги утверждают, что в детском саду и школе многое делается для детей, чтобы развивать у них познавательные мотивы и учебную мотивацию. Между тем, сами родители по незнанию совершают ошибки в воспитании детишек, приводящие к потере у них желания учиться. Самыми типичными из них являются:

  1. Ошибочное мнение взрослых о том, что ребенок готов успешно обучаться, если у него накоплен большой объем знаний и умений. Родители учат свое чадо читать и писать, побуждают заучивать длинные стихи, изучать иностранные языки, решать логические задачи. Порой они забывают, что интеллектуальная готовность не заменяет психологическую, куда входит и учебная мотивация. Часто такие интенсивные занятия проходят в ущерб основной деятельности маленьких ребят - игре, что приводит к появлению у них стойкого отвращения к учебе.
  2. Еще одной распространенной ошибкой является стремление родителей как можно раньше отдать малыша в школу , не учитывая уровень его психологической и физической готовности. Они считают, если дошкольник много знает, то ему пора учиться. Между тем, психологи напоминают, что помимо развитого интеллекта не менее важен уровень психического и физического созревания будущего школьника. Неподготовленному ребенку , он быстро устает, мелкая моторика недостаточно развита. Все трудности, которые приходится преодолевать маленькому ученику, приводят к нежеланию учиться, снижается мотивация к обучению.
  3. Грубой ошибкой семейного воспитания психологи считают завышение требований к малышу без учета его возрастных особенностей и индивидуальных возможностей, упреки в лени, нежелании выполнять указания взрослых. В результате может образоваться заниженная самооценка, которая мешает ребенку правильно оценивать себя и строить взаимоотношения со сверстниками. Категорически неприемлемо как необоснованное захваливание, так и принижение достоинств учащегося, так как отрицательно влияет на развитие учебной мотивации у младших школьников
  4. В семье, где нет четкой организации жизни для маленького школьника , например, не соблюдается режим дня, отсутствует физическая нагрузка, занятия проводятся хаотично, мало прогулок на свежем воздухе; у школьника также не будет сформирована учебная мотивация. В школе такому ученику трудно выполнять требования педагога, подчиняться школьным правилам, нормам поведения.
  5. Одним из недопустимых нарушений семейного воспитания психологи считают, когда нет единых требований к ребенку со стороны всех взрослых в семье. Если требования одного противоречат требованиям другого, ребенок всегда найдет возможность уклониться от выполнения домашних заданий, притвориться больным, чтобы пропускать уроки, необоснованно жалуется на учителя и других учащихся. Такое поведение не дает полноценного развития учебной мотивации.
  6. Неправильное поведение взрослых по отношению к школьнику, например, сравнение его достижений с успехами других детей, высмеивание неудач в школе (например, плохой оценки "двоечник несчастный", трудностей в письме "пишешь, как курица лапой", медленного чтения "уснешь, пока ты прочитаешь"), некорректные замечания в присутствии других ребят ("вот другие ребята - молодцы, а ты..."). Тогда как только чуткое отношение взрослых к школьным проблемам ученика и помощь в их преодолении поможет развитию мотивации.
  7. Использование угроз и физических наказаний , если ребенок получает плохие оценки, не успевает выполнять домашние задания, вместо того, чтобы разобраться в причинах, поинтересоваться, как школьник учился сегодня, что получилось, а с чем стоит поработать.
  8. Неблагополучные отношения в семье , разлад между близкими отрицательно влияет на эмоциональное состояние ребенка. Младший школьник, находящийся в постоянном напряжении, не может адекватно относиться к учебе, получать хорошие оценки, радоваться своим успехам. Родителям следует позаботиться о психологическом климате в семье, чтобы повлиять на повышение мотивации.
  9. Школьники, которые не посещали детский сад , не овладевают умением бесконфликтного общения со сверстниками, имеют низкий уровень самоконтроля, несформированность произвольного поведения. Все это мешает выработке учебной мотивации младших школьников.
  10. Проецирование родителями своих несбывшихся надежд на ребенка. Часто взрослые, не реализовавшие свои интересы в детстве, перекладывают их на ребятишек, не считаясь с мнением ребенка. Например, хотят видеть в нем отличника, талантливого музыканта, лидера класса, и возлагают на него большие надежды. Сам же школьник имеет свои собственные интересы, отличные от родительских, поэтому неоправданные чаяния взрослых совсем не мотивируют его на учебу. Полезнее продумать, как мотивировать ребенка учиться в опоре на его пожелания и стремления.

Большинство родителей ошибочно полагают, что они не в силах замотивировать школьника на учебу и это могут сделать только педагоги. Однако, без активной помощи семьи не всегда развивается мотивация учебной деятельности даже в школе. Гораздо быстрее и результативнее мотивация младших школьников сформируется общими усилиями педагогов и родителей. Какие способы и методы необходимо использовать для развития учебной мотивации в домашних условиях? Вот, что советуют психологи для мотивации учения школьников:

  • Будьте примером для ребенка. Часто можно заметить, что у младшего школьника нежелание учиться проявляется в неприязненном отношении к какому-то учебному предмету. Например, одни школьники не любят читать, поэтому с трудом воспринимают уроки чтения, другие испытывают трудности в решении задач и т. д. Для преодоления подобных ситуаций полезен будет пример родителей. Хотите привить любовь к урокам литературы? Читайте чаще вслух, устраивайте семейные чтения, вечера загадок, стихотворные конкурсы с поощрительными призами. Любые интересные методы сыграют на развитие мотивации.
  • Создавайте общие интересы. Когда родители хорошо осведомлены об интересах своего чада, гораздо легче вместе познавать новое. Например, увлеченность младшего школьника животными поможет сформировать любовь к урокам природоведения, опираясь на артистичность первоклашки, можно приохотить его к чтению по ролям, любовь к рисованию сможет проявиться в интересе к зарисовкам природы, составлению геометрических узоров, хорошая логика поможет полюбить математику. Очень многое зависит от внимательных родителей, которые хорошо зная свое чадо, могут без труда повлиять на такой важный момент, как мотивация к учебе.
  • Организуйте полезное общение со сверстниками. В семье всегда должны знать, кто является другом вашего дитя. Чтобы извлечь пользу от общения ребенка со сверстниками, можно подобрать ему хорошее окружение, например, в кружках, секциях, клубах по интересам. В такой среде, отвечающей потребностям школьника, он всегда будет стремиться не отставать от других ребят ни в учебе, ни в спорте и т. д.
  • Правильно распределите жизнь школьника. В своем стремлении оптимально загрузить ребенка полезными занятиями, чтобы он не сидел без дела, родители иногда выходят за пределы возможного. Надо понимать, что младшему школьнику важен правильный распорядок дня, когда физические и интеллектуальные нагрузки чередуются с отдыхом, хобби, игрой, прогулками. В младшем школьном возрасте, когда только идет становление произвольности действий, ребенок не в состоянии сам контролировать время и действия. В этот период важен контроль взрослых, которые подскажут школьнику, как распределить свое время, какие уроки делать в первую очередь, как совместить отдых и занятия.
  • Никаких сравнений! Ничто так не мешает школьнику в развитии учебной мотивации, как сравнение его с другими детьми. Любящие родители принимают ребенка со всеми его достоинствами и недостатками, понимая, что все недостатки ребенка - это пробелы их воспитания. Полезно научиться оценивать домашние задания школьника, работу в классе. Для этого желательно почаще контактировать с учителем, обсуждая успехи или неудачи ребенка в школе.
  • Эврика (греч. heureka - я нашел)! Сделайте своего ребенка первооткрывателем, создайте эмоциональный настрой при получении новых знаний. Хорошо, когда родитель вместе с ребенком узнает что-то новое, выражает радость, удовлетворение от оригинального решения какой-либо задачи, возникновении идеи, при этом необходимо подчеркнуть наличие знаний для нахождения решений. Для школьника - первооткрывателя учение всегда является удовольствием.

  • Создайте систему поощрений за хорошую учебу. Правильное поощрение используется как мотивация учения школьников. Полезно договориться с маленьким учеником, как его успехи в учении будут поощряться. Есть семьи, где нормой является материальное поощрение. Как показывает практика, это работает до поры до времени, становясь старше ребенок начинает добывать хорошие оценки любыми способами. Гораздо важнее, когда поощрение станет продолжением эмоционального подъема ребенка. Для младшеклассников ценным всегда является общение с родителями, поэтому поощрением могут быть семейные походы, путешествия, экскурсии, прогулки с интересными событиями (в цирк, театр, боулинг, спортивные соревнования). Выбор поощрений зависит от интересов ребенка. Совместите приятное с полезным, вся семья получит удовольствие!