Как называется вид декоративной отделки швейных изделий. Окончательная отделка плечевых изделий

    Классификация видов отделки швейных изделий.

    Поверхностная отделка материалов и изделий с использованием клеевых материалов.

    Химические методы придания деталям одежды различных поверхностных эффектов.

    Отделка деталей швейных изделий из термопластичных материалов сварными строчками и швами.

    Химические методы объемной отделки одежды.

    Химическая технология получения аксессуаров одежды.

    Гардеробная отделка швейных изделий.

    Потребительские свойства швейных изделий неразрывно связаны с колористическим и художественным оформлением материалов и деталей одежды.

Отделка деталей, узлов, изделий направлена на повышение художественной выразительности одежды и придание ей товарного вида (лекция 1). Эта группа методов химической технологии стала формироваться значительно раньше остальных.

Украшения появились раньше костюма. Сначала человек стал разрисовывать себя материалом, добытым из земли, растений, животных. Позднее индейцы стали наносить на тело орнамент в виде татуировки, которая уже долго держалась на коже.

Выразительность своего тела некоторые народности подчеркивали искусственной деформацией (увеличением или уменьшением) его отдельных частей, что можно считать толчком к деформации материалов, используемых при изготовлении одежды. Т.о., все приемы украшения тела человека: рисунок, цвет, деформация его частей, навесные украшения, существовавшие до появления одежды, перешли на одежду.

Одежда, и в частности ее отделка, пережили ряд этапов своего исторического развития. В настоящее время ассортимент отделок одежды очень велик.

Все виды отделки по способу их изготовления условно можно разделить на 3 группы:

    Поверхностная отделка;

    Объемная отделка;

    Дополнительные аксессуары (съемные отделочные детали).

К поверхностной относятся отделки, выполненные непосредственно на поверхности деталей одежды, пространственная форма материала изделия при этом не изменяется.

Объемная отделка обеспечивает объемную форму изделия и его отдельных деталей за счет изменения пространственного расположения материала изделия. Объемную отделку можно условно разделить на подвижную и неподвижную. Неподвижная отделка – это такая объемная форма, которая не изменяется и обычно закреплена с помощью дополнительных материалов (ниток, прокладок, клеев): буфы, защипы, декоративное выстегивание. Подвижная объемная отделка предусматривает некоторую свободу изменения первоначальной формы: драпировки, складки и т.п.

Различают отделку, выполненную преимущественно механическим способом, т.е. достигнутую физическими воздействиями (ниточное, заклепочное соединение, тепловая обработка), и отделку, операции которой связаны с воздействием химических препаратов и процессов (рис.1).

    Клеевой способ изготовления отделок (аппликаций, эмблем) заключается в том, что полотно, предназначенное для получения отделочных элементов, соединяют и прессуют с клеевой паутинкой, клеевой сеткой или пленкой на прессе или утюгом, используя фторопластовую пленку в качестве проутюжильника. После этого вырезают или вырубают (в зависимости от имеющегося оборудования) деталь отделки заданной конфигурации, которую прикрепляют к деталям путем тепловой обработки.

В изделиях из х/б тканей материал для аппликации дублируют полиэтиленовой пленкой на прессе при температуре 1205 0 С, давлении 0,050,01 МПа и времени воздействия 355 с.

Для прикрепления аппликации к основному материалу может быть использован клей БФ-6: деталь аппликации из ткани увлажняют, дают слегка подсохнуть, наносят два слоя клея, давая каждому слою подсохнуть. Накладывают аппликацию поверхностью на лицевую сторону детали и склеивают на прессе или утюгом (температура прессующей поверхности 150-180 0 С, утюжильной 160-190 0 С, давление 0,01-0,05 МПа, время прессования 20-90 с в зависимости от вида ткани).

Термоклеевая вышивка выполняется на вышивальном п/а в виде заготовок-вышивок, лицевая сторона которых получена шелковыми нитками, а изнаночная сторона – клеевой нитью. Заготовка-вышивка делается на специальной термостойкой тканевой подложке, которая при приклеивании полностью разрушается. Остатки разрушенной структуры вспомогательной подложки удаляются. Приклеивание заготовки производят на деталях кроя или на готовых изделиях с помощью пресса или утюга при температуре 150-170 0 С и давлении 0,02-0,05 МПа в течение 5-50 с.

Клеевые вышивки, аппликации устойчивы к х/ч и стирке.


План лекции:

1. Классификация видов отделки

2. Зависимость отделки одежды от ее стилевой принадлежности

Классификация видов отделки

Ассортимент применяемых отделок при изготовлении современной женской, мужской и детской одежды из различных материалов очень разнообразен. Он включает как хорошо известные в производстве одежды виды, так и нетрадиционные, связанные со свойствами конкретных материалов и с появлением новых технологий изготовления отделки.

Все виды отделки одежды по способу изготовления могут быть разделены на три группы: поверхностная отделка, объемная отделка, дополнительные аксессуары.

Поверхностная отделка выполняется непосредственно на поверхности деталей одежды, пространственная форма материала при этом не изменяется. К ней относятся:

Отделочные строчки и швы, которые подчеркивают, усиливают конструктивные линии, швы, края деталей, делая их более заметными;

Отделка тесьмой, сутажем, шнуром, бейкой, бахромой, которые используются для отделки краев деталей. Тесьма, сутаж, шнур могут быть использованы для вышивания сложных узоров;

Вышивка, которая может быть ручной и машинной, выполненной с помощью различного материала (нитками, бисером, стеклярусом, жемчугом, пайетками);

Аппликация, выполненная разными способами (ниточным, клеевым, сварным) из различных материалов;

Отделка фурнитурой - металлической, пластмассовой, деревянной, из драгоценных металлов и камней. Роль фурнитуры выполняют пуговицы, застежка-молния, пряжки, кнопки, крючки, блочки и т. п.;

Комбинирование материалов, когда сочетаются ткани одной и той же фактуры разных цветов; ткани различных фактур одного цвета; ткани различных фактур и контрастного цвета;

Объемная отделка обеспечивает объемную форму изделия и отдельных его деталей за счет изменения пространственного расположения материала. Объемную отделку можно условно подразделить на два вида:

Подвижная отделка - объемная форма, которая предусматривает некоторую свободу изменения первоначальной формы. Это драпировки, складки, воланы, сборки, плиссе, гофре и т. п.;

Неподвижная отделка - это такая объемная форма, которая не изменяется и обычно закреплена с помощью дополнительных материалов: ниток, прокладок, клеев. К неподвижным видам объемной отделки относятся буфы, защипы, декоративное выстегивание.

Дополнителъные аксессуары одежды - это съемные отделочные детали: шарфы, галстуки, цветы, кокилье, жабо, воротники, манжеты, пояса и др.

Различают отделку, выполненную преимущественно механическим способом, т. е. достигнутую физическими воздействиями, и отделку, операции которой связаны с воздействием химических процессов и препаратов. Группа съемных отделочных деталей в представленной класси- фикации не рассматривается, так как она не выполняется непосредственно на самом изделии.

К физическим воздействиям относят давление разной величины, развиваемое одновременно в течение определенного времени, растяжение, трение, просасывание воздуха, воздействие тепла на мокрые, влажные, сухие изделия. Физическими воздействиями осуществляются ниточное и заклепочное соединения. Физическое воздействие тепла направлено на изменение поверхности материала, придание изделиям определенной формы без нарушения структуры материала.

Химические процессы изменяют структуру волокон. При отделке швейных изделий химические способы могут быть использованы при клеевом соединении аппликаций и эмблем с основным материалом, при фиксации форм складок плиссе с предварительной обработкой материала полимерными композициями.

В большей или меньшей степени перечисленные виды отделок используются при проектировании и изготовлении швейных изделий из различных материалов. Выбор того или иного вида отделки зависит от вида, фактуры, свойств и стоимости материала, назначения изделия, его формы, а также от ряда других факторов и для швейных изделий из различных материалов имеет свои особенности.

При выборе отделки, входящей в композиционные элементы формы одежды определенного стиля, необходимо определить не только вид отделки, но и технику ее выполнения. Способы выполнения отделок разнообразны и зависят от вида материала и назначения изделия. Развитие производства новых видов материалов с новыми свойствами и внешним видом вызывает и появление новых видов отделки.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ № 10 им. АХМЕТА ДАВЛЕТОВА г. УФА

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

по ПМ.01:Пошив швейных изделий по индивидуальным заказам

МДК.01.03 Оборудование и технология обработки изделий.

ТЕМА: «ВИДЫ ОТДЕЛКИ»

Разработал:

педагог доп.образования Л.Т. Набиуллина

Уфа

2015-2016 уч. год

Пояснительная записка

Методическая разработка открытого урока по теме «Виды отделки» разработана для проведения комбинированного урока с учащимися, изучающими МДК 01.03 Оборудование и технология обработки изделий.

В процессе проведения урока предусматривается изучение различных видов отделки швейных изделий и применение различных методов обработки.

Урок выстроен в соответствии с интересами учащихся, их уровнем учебной подготовки и развития.

На уроке обучающиеся осваивают профессиональные и общие компетенции:

Работа с различными источниками информации;

Приобретают навыки исследовательской деятельности;

Аргументация своей точки зрения;

Согласовано: Утверждаю:

Председатель МК Зам. директора по УПР

И.В. Спиридонова З.Р. Киньябулатова

__________ _____________

План урока

Дата___________ 2015г.

Место проведения : 22кабинет

Группа № : 8

Раздел ПМ 3 выполнение поэтапной обработки швейных изделий различного ассортимента.

ПМ. 01. Пошив швейных изделий по индивидуальным заказам.

МДК. 01.03 Оборудование и технология обработки изделий.

Тема урока : Виды отделки

Тип урока: комбинированный

Метод проведения урока : лекция с элементами беседы

Развитие и овладение общими компетенциями:

ОК. 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

Цели урока :

обучающие:

    Ознакомить учащихся с различными видами отделки;

    Углубить и систематизировать знания по обработке отдельных деталей;

    Повторить технические условия на выполнение машинных швов.

воспитывающие:

    выявление заинтересованности учащихся,

    развитие чувства гармонии и прекрасного.

развивающие:

    развивать творческие способности учащихся;

    развивать умение анализировать методы обработки, выбирать наиболее целесообразные;

    создавать условия для развития воображения, расширения кругозора;

    формировать познавательную активность и уважение к человеческому труду;

Материально-техническое оснащение урока и дидактический материал:

Методико-дидактическое:

структурно-логическая схема, готовые изделия, образцы, планшет-раскладушка с образцами отделки, тесты, словарь «новых слов», доклады учащихся

Материально-техническое:

ноутбук, экран, проектор

Форма организации процесса обучения на уроке :

    индивидуальная;

    групповая.

Межпредметные связи: «Оборудование», «Материаловедение», «Моделирование одежды», производственное обучение.

Литература:

1. Силаева, М. А. Технология одежды: В 2 ч. Ч.1 [Текст]: учебник/ М.А.Силаева.- М.: Академия, 2011.- 336с.

2. Силаева, М. А. Технология одежды: В 2 ч. Ч.2 [Текст]: учебник/ М.А.Силаева.- М.: Академия, 2011.- 368с.

3. Труханова, А. Т. Технология женской и детской одежды [Текст]:учебник/ А.Т.Труханова.- М.: Академия, 2006.

4. Сотникова, Т.С. Технология одежды: Рабочая тетрадь [Текст]: учебное пособие/ Т.С.Сотникова.- М.: Академия, 2011.-144с.

Технологическая карта урока.

Этап урока

Деятельность

преподавателя

Деятельность

учащихся

I .Организационный момент (2 – 3 мин)

Приветствие, создание благоприятной психологической обстановки. Проверка явки учащихся, внешнего вида, готовности к уроку.

Настраиваются на работу. Отчет дежурного.

II . Актуализация опорных знаний

2.1. Мотивация познавательной деятельности.(5 мин)

Формулирование урока, постановка целей и задач урока. Выдвигает проблему

Внимательно слушают, обсуждают проблему совместно с преподавателем.

2.2. Актуализация знаний учащихся (10 мин)

Определяет актуальность темы в соответствии с направлениями моды. Подготавливает к достижению целей, стимулируя к рассуждениям.

Отвечают на тесты ранее пройденного материала по теме «Машинные швы, Терминология машинных работ» (приложение 1)

III . Усвоение новых знаний

3.1 Изучение новой темы(15 мин.)

Использует логико-смысловую модель Штейнберга (приложение 2)

История возникновения отделок (приложение3)

Показывает слайды, образцы. Демонстрация моделей

Внимательно слушают, изучают логико-смысловую модель,

отвечают на вопросы,

оформляют словарь новых слов (приложение 4),

зачитывают доклад (приложение 5)

используют раздаточный материал (приложение 6)

IV .Контролирующее задание

4.1.Контролирующее задание(5 мин)

Просит ответить на вопросы

(приложение 7)

Обсуждают, делают выводы

4.2 Домашнее задание (3 мин)

Дает задание:

составить кроссворд, используя словарь (приложение 8),

зарисовать модель с использованием отделок,

записать раздаточный материал

Получают методику выполнения, (приложение 9), задают вопросы

V . Рефлексия учебной деятельности

5.1 Анализ, дать оценку деятельности учащихся.(3 мин)

Подводит итоги урока. Объявляет результаты тестов. Выставляет и комментирует оценки за работу на уроке. С помощью вопросов стимулирует рефлексию настроения учащихся по трем показателям:

Понимание материала урока;

Интерес к материалу урока;

Свое настроение после урока.

(приложение 10)

Выполняют самоанализ своей деятельности.

ОТДЕЛКА В ОДЕЖДЕ

Отделка одежды - один из декоративных элементов композиции одежды. При моделировании отделку увязывают с формой и конструкцией изделия, материалом, цветом. Это дополнение и украшение, которое может вообще отсутствовать в одежде, т. к. не для всякой одежды оно обязательно.

Отделка не является самостоятельным элементом композиции. Правда, в истории костюма были периоды, когда отделка являлась основной, главенствующей частью композиции одежды, а линии становились как бы второстепенным элементом, фоном. Рюшки, бейки, защипы, кантики, тесьма, бантики, пряжки, кисти, пуговицы чередовались с бисером, стеклярусом, кружевом, мехом и цветами, причем одновременно применяли самые разнохарактерные отделки в одном и том же изделии.

Отделка - об этом уже говорилось выше - должна дополнять, украшать изделие. Кроме того, она должна придавать ему тот или иной характер, определять время его носки (зимнее, летнее), назначение (домашнее, для работы, выходное) и т. п. Это может другая ткань (отличающийся цвет или фактура), вышивка (пайетки, стеклярус, бисер, нитки); фурнитура (пряжки и пуговицы, петли, декоративные застёжки, кнопки, и прочее); различная отделка кокеток, карманов, застёжек молниями; декоративной строчкой, стежками; иными материалами (трикотаж, натуральный и искусственный мех, кожа, бархат); всевозможными кистями, кантами, кружевами, тесьмой, лентами, бахромой; это может быть аппликация или искусственные цветы. Кроме того, применяют защипы, буфы, бейки, рюши, жабо, воланы, оборки, плиссе, рулики, фестоны, галстуки, банты, которые получают, обрабатывая ткани различными способами.

Применяя отделки, необходимо помнить об одном правиле - следует во всём знать меру. Современные методы моделирования предлагают применять разнохарактерные отделки. Иногда случается так, что модель бывает очень перегружена отделками и фактурой, но эта перегруженность вовсе не мешает придерживаться чувства меры, но для этого, согласитесь, необходимо обладать особым композиционным чутьём. От фактуры - поверхности формы, зависит внешний облик изделия и его зрительное восприятие. Использование различных фактур в одной модели позволяет выделить те или иные особенности поверхностей. Возможно использование нюансных и контрастных сочетаний фактур, где композиция основывается на еле заметных сменах фактур. Конец 1990-х годов характеризуется насыщенностью и перегруженностью изделий поверхностями больших объёмов. Тогда же появляются новые сочетания, иногда весьма парадоксальные: прозрачная, лёгкая ткань соединялись с мохером, кожей, искусственным или натуральным мехом.

Раньше такие революционные сочетания не применялись в создании одежды. Ткани с металлизацией, трикотаж из разряда нарядных становятся повседневными. Фактуру насыщают объёмные дополнения: жгуты, торчащие перья, кисти, букле, узлы, ворс,- от всего этого зрительно увеличивается общая масса одежды, тогда как гладкие поверхности придают изделиям лёгкость, воздушность, и визуально уменьшают объём.

Также развивается применение складчатых, плиссированных, гофрированных и мятых поверхностей.

Это говорит об утилитарном характере отделки. Приведем в качестве примера и другие виды отделки, такие как пуговицы, чаще всего используемые для скрепления деталей; отделка машинной строчкой, которая не только подчеркивает рельефы и края деталей, но одновременно придает изделию большую устойчивость, способствует сохранению формы (бортов, низа, полочек, мелких деталей).

Отделка может быть постоянно й (вышивка, мережка, кант, аппликация, пуговицы и т. д.) и съемной (различной формы вставки, воротники, манжеты, пояса, банты, цветы). При съемной отделке одно и то же платье может иметь различное назначение (платье с вариантами). Так, применяя скромную отделку (вставку, пояс), платье можно сделать деловым; если использовать нарядную отделку, такую как вставка, цветы, бант, платье будет выглядеть как выходное, нарядное.

Виды современных отделок

Условно их можно разделить на следующие группы: :
- выполненная непосредственно на поверхности деталей одежды (рельефные швы, отделочные строчки, складки, драпировки, плиссе, гофре, аппликации., вышивка, кружево, ленты, тесьма, шнур, бахрома, бисер, стразы);

Выполненная из ткани изделия или отделочной ткани, являющаяся деталью изделия и придающая объем (оборки, воланы, подрезы, воланы, рюши, буфы, сборки банты, бейки, канты, клапаны, хлястики и т. д.);

Сделанная из съемных деталей (жабо, воротники, галстуки,бант,манжеты.кокилье и т. д.);

Отделка на деталях (кокетки, складки, машинные швы, клапаны, хлястики)

Дополнительные элементы - выполненная из др. (не основного) материала (из меха, замши, искусственной или натуральной кожи, бархата, трикотажа и др.) выполненная фурнитурой (с использованием пуговиц, пряжки, молнии и т.д.); выполненная печатным рисунком граффити, цветы, и т.д.

Вышивка - может быть ручной и машинной, выполненной нитками (хлопчатобумажными, шерстяными, шелковыми), а также бисером, стеклярусом, жемчугом и пайетками. Применяют ее в легком платье, верхней и детской одежде.

Вышивка широко применяется и в нарядных платьях. Узоры могут быть самыми различными: геометрическими, тематическими, растительной орнаментации, беспредметными. Иногда вышивают равномерно весь лиф или все платье; иногда же вышивку концентрируют на какой-либо одной части лифа или юбки.

Фурнитура. Материалами для изготовления пуговиц служат: галалит, акрилат, кость, рог, перламутр, фарфор, дерево, стекло, металл, кожа, шнур, сутаж, ткань и др.

Пуговицы служат застежкой или закрепляют детали. Чисто декоративное использование пуговиц бывает очень редко. В начале ХХ в. пуговицы применяли в чрезмерно большом количестве и в основном в декоративных целях (застежка спереди зачастую в то время не была предусмотрена. В начале 50-х годов ХХ в. была широко распространена модель пальто с большим количеством мелких пуговиц, поставленных вплотную одна к другой и расположенных в один или два ряда внутри встречной складки посередине спинки.

Машинные строчки как бы подчеркивают, усиливают линии, швы, рельефы изделия, края деталей и встречные складки, делают их более заметными. Машинную отделочную строчку применяют как в легком платье, так и в верхней одежде. Строчка может быть фигурной (углы, полуовалы, квадраты). В этом случае она зачастую является основным элементом композиции. Фигурная строчка может заполнять все изделие: спортивную куртку, пальто, юбку; иногда строчка расположена по низу изделия, по линии кокетки, капюшона и т. д.

Кант, тесьма, сутаж. Эти виды отделки могут, не являясь средством выражения основной идеи композиции, усиливать линии, детали, рельефы, т. е. обогащать композиционное решение. Гладкую тесьму и вьюнчик применяют в костюмах, летних платьях и детских изделиях. Ими оформляют линию горловины, низ юбки, линии застежек, карманов и кокеток, низ рукавов.

Аппликации применяют преимущественно в детской одежде, а также в спортивных костюмах и костюмах специального назначения. В основном аппликация бывает тематическая (звери, птицы, игрушки, цветы).
Кисти, бахрома, щеточка. Бахромой и щеточкой иногда оформляют линии застежки, края деталей верхней одежды и легкого платья. Кистями можно заканчивать легкий пояс, шарф, капюшон. Кисти, бахрому и щеточку делают либо из нитей основной ткани, либо из других нитей, которые соответственно подбирают по фактуре и цвету. Плотную, неосыпаемую ткань надрезают.

Кружева применяют в легком платье, нарядных блузках, детских изделиях (в виде кокетки лифа, манишки), на рукавах, по низу юбки и т. д. Использование краевого кружева способствует более интересному оформлению краев деталей

Мережка. Мережку применяют в блузках и платьях. Ручная мережка возможна на тканях, нити которой легко выдергиваются (полотняного переплетения). Более распространена машинная мережка. Располагают мережку на лифе в виде кокетки отдельными линиями в вертикальном и горизонтальном направлениях. Мережка может заполнять и весь перед лифа. Она обогащает ткань, делает модель нарядной. Кроме того, мережку используют по линиям соединения отдельных деталей (кокетки с лифом и т. д.).

Цветы и ленты . Цветы применяют в нарядных выходных платьях. Искусственные цветы выполняют в близком к естественному или условном видах. Условно воспроизведенная из ткани роза может быть основной и единственной отделкой нарядного платья. Розу можно делать иной фактуры и другого цвета

Ленты (блестящие и матовые) применяют в виде бантов, поясов, завязок и жгутов, которые несут определенную конструктивную нагрузку.

Готовое швейное изделие без отделки малопривлекательно для потребителя. Для того чтобы «оживить» изделие, украсить его, известно довольно много способов и реализующих их видов технологического оборудования. Особое внимание отделке изделий уделяется в последнее время.

Ведущим направлением в области отделки является вышивка , которая с каждым годом становится всё популярнее. Вышитые изделия и просто вышитые ткани смотрятся очень эффектно и могут придать исключительность даже самым простым изделиям. А разнообразие ассортимента и нарядность изделия сомнений не вызывают.

Больших успехов здесь достигли фирмы «Tajima» (Япония), «Barudan» (Япония), «Sun-Star» (Южная Корея), «ZSK» (Германия), «Melco» (США). Конструктивное разнообразие оборудования для вышивки велико. Так, число шьющих головок в агрегате колеблется от 1÷2 до 20 и более. Число сменяемых цветных ниток от 6 до 15. Поле вышивки одной головки достигает размера 450  550 мм; длина стежка – от 0,1 до 12,7 мм. Скорость шитья до 1200 об/мин (при длине стежка 2÷3 мм), а иногда и 1500 об/мин. Оборудование может воспроизвести на ткани с помощью цветных ниток картины известных художников. Общий вид одной из таких установок показан на рисунке 1.

Рис. 1. Вышивальная машина


Совершенствование этой техники идёт следующими путями: увеличивается объём памяти, увеличивается число шьющих головок (до 60 шт.), вводятся в конструкцию устройства для автоматической замены шпуль в челноках; комбинируются в одной установке различные отделки: вышивка, аппликация, настрачивание шнура, вышивка цепным стежком. Уменьшаются размеры изделий, которые можно закрепить в зажимах машины.

Особенно эффективно сочетание известных вышивальных машин с лазерной установкой. Здесь возможности художника могут реализовываться гораздо полнее. Он может создавать многослойные композиции сложного профиля, производить гравировку, делать аппликации из различных материалов, включая фольгу. Можно, в угоду моде, имитировать потёртости, дыры. Диаметр пятна реза примерно 0,2 мм. Лазерная вырезка очень точна и аккуратна, не зависит от сложности контура; программируется, как и вышивка. Она позволяет выполнять такой сложный вид отделки, как «ришелье». При этом край после обрезки на тканях, содержащих синтетику, подплавляется, и предотвращается осыпание.

Несколько слов о стёжке . Всем известная стёжка «ромбиками» или «волнами» – примитив, который ушёл в прошлое.

Сегодня стёжка приближается к вышивке. Используется укладка шнура, ленты, стёжка пайетками (блестками), бисером, стеклярусом. Управление осуществляется не кулачками, а компьютером через серводвигатели, а потому сложность рисунка ограничивается только фантазией художника. Челноки не «лодочка», а ротационные; это позволило увеличить скорость работы с 600 до 1000 об/мин. Спаренные иглы позволяют получать сжатую прошивку. Натяжение материала при перематывании с рулона на рулон осуществляется сжатым воздухом.

Область применения вышитых тканей весьма велика: портьеры, тюль, драпировка стен и проёмов в зданиях, покрытие мебели, постельное бельё, нарядная вечерняя одежда (рис. 2).


Рис. 2. Образцы стёжки

Модным сегодня направлением отделки является обработка изделий ручным стежком . Строчки, состоящие из таких стежков, прокладываются на мужских пиджаках, женских жакетах, сорочках. И если это раньше была действительно строчка, выполненная ручным способом, что медленно и дорого, то теперь появились для этой цели специальные машины. Некоторые из них имитируют ручной стежок, но есть и такие, которые полностью повторяют строчку, выполненную опытным портным.

В этом случае машинная игла имеет заострение с двух сторон и ушко посередине. Два цанговых зажима передают её, заправленную ниткой, друг другу. Механизм довольно сложен, и, кроме того, нитка при шитье многократно проходит сквозь игольное отверстие, что ведёт к потере её прочности, и производители рекомендуют для этих машин специальные нитки.

Естественно, работа подобных машин более производительна. В качестве примера такой машины назовём DECO-2000 ATT американской фирмы «AMFRеесе». На ней прокладывают отделочные строчки, например, по борту пиджака, на шлицах, вытачках, на листочках, на карманах.

В последнее время появились машины для прикрепления к одежде отделочных элементов из термопластичной пластмассы с помощью ультразвуковых генераторов. Выпускает такое оборудование фирма «V1VISIONTECH.CO» (Южная Корея). Машина под маркой VHS-540 имеет две корзины (бункера), в которых размещается два вида фурнитуры. Поштучно автоматически фурнитура подаётся в рабочую зону и с помощью одновременного нагрева и действия ультразвука отделочный элемент прикрепляется к ткани. Такое двойное воздействие увеличивает прочность соединения. Простым переключением оператор может перейти от одного вида фурнитуры к другому, то есть на подачу то из одной корзины, то из другой (рис. 3).

Рис. 3. Ультразвуковая установка для прикрепления фурнитуры

одежде (стразы, блёстки)

Та же фирма демонстрировала установку, скомбинированную из швейной машины челночного стежка и устройства, подающего под иглу пайетки (блёстки) , отделяемые от металлической полосы. При шитье игла попадает в отверстие пайетки и прикрепляет её к изделию. Пайетки могут нашиваться вплотную друг к другу или с интервалами. Величина подачи изменяется с помощью кулачкового механизма.

Ещё одна интересная машина разработана фирмой «SALLI» (Южная Корея). Лента из термопластичного материала перематывается с кассеты на кассету. В рабочей зоне установлен пуансон, который выбивает из ленты небольшую плоскую фигурку, которая тут же прикрепляется к поверхности ткани за счёт ультразвукового разогрева. Подставляя под пуансон различные участки ткани, можно получить достаточно интересной формы яркую отделку.

Для отделки изделий из более плотных, несыпучих материалов (сукно, тонкая кожа) используется машина SRC-50фирмы «SALLI» (рис. 4).

Рис. 4. Машина для отделки плотных материалов

В этой машине в качестве рабочего органа используется ролик, на который нанесён рисунок. Под действием волн ультразвуковой частоты рисунок ролика при прокатывании его по ткани перфорирует эту ткань, высекая на ней мелкие отверстия, что в совокупности образует своеобразную мережку. Новая оригинальная отделка.

Используются в отделке рисунки, выполненные с помощью лазера, сварочные устройства для прикрепления отделочных полос, установки для изготовления цифр и всевозможных надписей на футболках, куртках, сумках, платках.

До настоящего времени рисунки и надписи наносились методом шелкографии. Это способ нанесения краски через трафарет. Но при этом, если изображение должно быть многоцветным, нужно накладывать несколько слоёв (опять через трафарет) друг на друга. Отсюда не всегда хорошее качество, да и производительность невелика.

Современный метод печати по текстилю – метод прямого нанесения на ткань рисунка с помощью принтера, подобного таким, что широко используются в канцелярской деятельности (рис. 5).

Изображения очень чёткие, почти фотографического качества. Ограничений по цвету нет.

Для получения рисунка применяются чернила на водной основе. На ощупь изображение не отличается от основной ткани. Закрепление рисунка осуществляется при температуре 150–185 °С с помощью термопресса, что позволяет добиться полной фиксации красок на ткани.

Краски, которые используются в принтерах, не влияют негативно на кожу человека, так как это чернила на водной основе. Современная технология предоставляет возможность полноцветной печати на тканях с различным волокнистым составом. Оборудование поставляют фирмы «Brother» (Япония), «AnaJet» (США).

Рис. 5. Принтер для печати по текстилю

Ещё один вид отделки – рисунки и надписи , сделанные на основе термотрансферных плёнок. Область применения – рабочая и спортивная одежда. Отделка яркая, хорошо видимая, обладает высокой устойчивостью к стиркам, химчисткам, агрессивным внешним проявлениям.

Рис. 6. Пресс для установки на одежду крючков, петель, пуговиц


Плёночные надписи выполняются из тонких плёнок (всего 55÷60 микрон), которые при тепловом воздействии привариваются к изделию, образуя с тканью как бы одно целое.

Термотрансферные плёнки изготавливаются из полиуретана или поливинилхлорида. В их состав входит ещё и клей. Он активируется под действием тепла и проникает в структуру ткани, а при остывании полимеризуется, закрепляя рисунок.

Для получения такой отделки нужны режущий плоттер (это известный всем принтер, имеющий вместо печатающей головки нож) и термопресс. Оборудование и плёнки предлагает фирма Zenon (Германия).

Фирма «Gutos» (Германия) продемонстрировала системную технику (рис. 6) для установки на одежду различного вида пуговиц, крючков, петель, зажимов, которые кроме своего основного назначения «что-то удерживать» могут нести ещё и отделочную функцию – украсить одежду. Эта фурнитура может быть металлической и пластмассовой, гладкой и с рисунком. Иногда пуговицы делаются обтянутыми тканями; той же, из которой изготовлена одежда или, наоборот, контрастной.

Особняком стоит отделка джинсовых изделий. Сейчас новые джинсы поступают в продажу в таком виде, как будто их уже долго носили: полинявшая краска, местные потёртости, даже дыры – таковы требования моды. Достигается это варкой в стиральной машине со специальными камнями (типа пемзы) и с биологически активными веществами – энзимами. Технологии эти весьма сложны, но на сегодняшний день хорошо отработаны. Такие фирмы, как «Tonello» (Италия) или «Novozymes» (Дания), поставляют оборудование и химические компоненты в необходимых количествах.

Оборудование для варки и химической обработки джинсовых изделий похоже на стиральные машины, используемые в прачечных, только больше по размерам и покрепче в конструкции.

Машина (рис. 7) состоит из неподвижной станины, на которой смонтирован водонепроницаемый корпус. Внутри корпуса вращается барабан, разделённый на секции продольными пластинами. В корпусе – люк для загрузки обрабатываемых изделий, камней и химических реактивов.

Рис.7 Установка для варки Джинс

отделка швейное изделие оборудование ткань

Объёмы машин (имеются различные варианты) рассчитаны на массу от 100 до 600 кг сухих джинс.

В машине выполняются замачивание, стирка, варка, отбеливание джинсов, а в некоторых конструкциях ещё и отжим.

При вращении барабана джинсы поднимаются разделительными пластинами в верхнюю часть барабана, откуда под действием своей тяжести падают вниз. Процесс повторяющийся и идёт, примерно, два часа; при использовании энзимов – 20÷30 минут. За это время на ткани образуются потёртости, джинсы приобретают линялый, поношенный вид.

После отжима влажные джинсы поступают в сепаратор (рис. 8), где из изделий извлекают камни и песок. После чего джинсы сушат и утюжат.


Рис. 8. Сепаратор для извлечения камней из изделий после варки

Для последней операции используют пресса и паровоздушные манекены (рис. 9).

Вообще говоря, в области отделки швейных изделий за последние годы появилась такая разнообразная и производительная техника, с такими технологическими возможностями, что из очень трудоёмкого и дорогого этот процесс стал обычным и доступным даже для небольших предприятий.

Рис. 9. Заключительная операция в отделке джинс


Хочется отметить и такую деталь: для отделки возрождаются методы, известные давно, но незаслуженно забытые. Речь идёт о нанесении на изделие цепных ниточных строчек. Машины, выполняющие такую отделку, выпускались ещё и в СССР Полтавским заводом «Легмаш». Машина имела обозначение ВМ-50. Ныне, естественно, производство закрыто.

Однако некоторые фирмы, в частности «NV. A. DEKONINCKSA» из Бельгии, с успехом торгуют этим оборудованием различных модификаций.

Базовая машина в группе – CornelyLG3 (рис. 10) имеет плоскую платформу, под которой находятся механизм обводчика нитки и рукоятка управления машиной. Процесс петлеобразования осуществляется иглой, имеющей близ своего острия крючок, упомянутым обводчиком и прижимным капсюлем. С помощью этих органов образуется однониточная цепная строчка, при этом петельки в цепочке образуется сверху на обрабатываемом материале.

Перемещение полуфабриката осуществляется транспортирующей лапкой, имеющей рабочую поверхность в виде кольца. Нитка в машине подаётся снизу через обводчик. Применяется машина для выполнения около десятка различных строчек. В её арсенале:

Цепная однолинейная тамбурная строчка;

Строчка типа «мох» (у нас её часто называют «барашек») для сплошного заполнения некоторых участков вышивки;

Различные типы спиралей;

Пришивка лент, шнуров, сутажа;

Строчка «отхлёстка» и др.

Скоростной режим машины 1100 об/мин. Нитки – всех типов: хлопчатобумажные, шерстяные, шёлковые, синтетические. Обрабатываемые материалы в достаточно широкой номенклатуре, вплоть до кожи.

Определённый интерес представляет ещё одна машина той же фирмы CornelyLG. Она используется для изготовления мережки на полотенцах, постельном белье, блузках, занавесках, скатертях. С помощью двух игл, двух вращающихся в горизонтальной плоскости челноков, специальных прокалывателей и расширителя образуется челночная зигзагообразная строчка, скрепляющая поперечные нити ткани в столбики – так называемая ажурная строчка. Ширина ажура до 8 мм, шаг ажура до 5 мм.

Описанное оборудование весьма интересно для швейных предприятий небольшой мощности и списывать его ещё рано.

Рис. 10. Вышивальная машина с ручным управлением

Современное оборудование для выполнения отделочных строчек успешно производит японская фирма «KANSAYSPECIAL». Она создает свою технику на базе плоского цепного стежка с различными видами покровной нити. Двигатель механизма, обеспечивающего подачу покровной нити, в некоторых вариантах машин осуществляется при помощи сменных копиров, что позволяет получить различные отделочные эффекты.

Интересны многоигольные машины этой же фирмы. С увеличением количества игл представляется возможным увеличивать ширину отделочной нитяной полосы до 150 мм.

В области влажно-тепловой отделки швейных изделий технический парк состоит из традиционных столов для утюжки и столов с парогенераторами, прессов с различными видами подушек, паровых манекенов. Правда, все они выполнены на новой элементной основе в системах управления.

Влажно-тепловая обработка (ВТО) является одним из сложнейших этапов изготовления одежды, от качества проведения которого зависит формоустойчивость и внешний вид изделия.

ВТО представляет собою интенсивный процесс тепло- и массообмена, протекающий в очень короткое время и сопровождающийся механическим воздействием на материал.

Под воздействием на материал тепла и влаги ослабляется действие межмолекулярных сил в волокнах и они приобретают состояние, называемое эластическим. Материал в таком состоянии легко поддаётся деформациям.

Подвергая материал в эластическом состоянии давлению, осуществляют утонение и перегибание краёв, образуют складки, устраняют неровности и замины на поверхности. Деформация вызывает изменение конфигурации цепей молекул. Удаление влаги из материала и его охлаждение после деформации способствуют установлению связи между молекулами в новом состоянии. Благодаря этому закрепляется приданная материалу деформация.

От ВТО во многом зависит качество изделия. Опытным и расчётным путём найдены необходимые режимы обработки, и несоблюдение их ведёт к браку, часто не устранимому. Процесс ВТО может быть представлен в виде непрерывного цикла, состоящего из четырёх этапов:

1) ориентация полуфабриката относительно рабочих органов;

2) увлажнение и нагрев материала для перевода его волокон в эластичное состояние;

3) деформация материала путём давления утюга или пресса на обрабатываемый участок;

4) сушка и фиксация полученной деформации.

Увлажнение производится водой или паром.

Увлажнение с помощью пара имеет целый ряд преимуществ по сравнению с увлажнением водой: равномерное увлажнение и ускоренный процесс ВТО за счёт быстрого нагрева материала и почти полное отсутствие блеска на поверхности материала (лас).

Сушка материала и фиксация полученной деформации происходит в процессе удаления избыточной влаги под воздействием нагретой гладильной подушки или утюга. С принудительным отсосом паров влаги процесс идёт более интенсивно.

Выбор режимов ВТО изделий является важным, ответственным и весьма сложным этапом. Неправильно подобранные режимы ведут к появлению лас, внешним и внутренним опалам, тепловой усадке, оплавлению ворса, пятнам, изменению цвета.

Конкретные режимы достаточно хорошо разработаны и подробно описаны в литературе. Основные виды влажно-тепловых операций приведены в таблице.

Основные виды влажно-тепловых операций

Операция Характер операции Область применения
1 2 3
Влажно-тепловая обработка Обработка деталей или изделий посредством спец. оборудования с использованием влаги, теплоты и давления Внутрипроцессная обработка и окончательная отделка
Утюжильная обработка деталей Выполнение ряда операций влажно-тепловой обработки с помощью утюжильного оборудования Придание деталям желаемой формы, обработка краёв деталей, швов
Прессование Выполнение операций с помощью пресса в целях уменьшения толщины шва, края или закрепления швов в нужном положении Прессование краёв бортов, низа изделий, складок
Приутюживание Уменьшение толщины шва, сгиба складок или края детали посредством утюга или пресса Приутюживание карманов, бортов, воротников, складок
Разутюживание Раскладывание припусков швов или складок в разные стороны и закрепление их в таком положении с помощью утюга или пресса Разутюживание боковых, плечевых швов, швов рукавов
Заутюживание Укладывание краёв деталей, припусков швов, складок на одну сторону и закрепление их в таком положении Заутюживание среднего шва спинки, швов юбки, рельефов, складок
Сутюживание Уменьшение длины края или площади отдельных участков изделия посредством влажно-тепловой обработки для получения выпуклых форм на смежном участке Сутюживание краёв полочек для получения выпуклости в области груди; сутюживание посадки, например, рукавов; сутюживание слабины в концах вытачек
Оттягивание Удлинение края детали посредством влажно-тепловой обработки для получения вогнутой формы на смежном участке Оттягивание переднего среза рукава, среза стойки нижнего воротника, воланов, беек и т.д.
Отпаривание Обработка изделия паром для удаления с деталей лас, возникших в результате утюжки Отпаривание готовых изделий
Проутюживание Удаление сгибов и заминов на материале или деталях изделия утюгом посредством влажно-тепловой обработки Проутюживание материала перед раскроем, деталей перед обработкой
Пропаривание ВТО, обеспечивающая насыщение изделия паром Пропаривание изделия или отдельных деталей перед прессованием или одновременно с прессованием
Декатирование материала ВТО материала паром и просушивание для предотвращения последующей усадки Декатирование материала перед раскроем

Для выполнения операций по влажно-тепловой обработке применяют различные по конструкции, размерам и мощности утюги, гладильные столы, прессы и паровоздушные манекены (рис. 11–13).


Рис. 11. Виды утюгов


Рис. 12. Пресс для ВТО воротника и манжет мужской сорочки

Тон задают фирмы «Macpi» (Италия), «Veit» (Германия), «Rotondi» (Италия) (рис. 14).


Рис. 13. Паровоздушные манекены

в секции влажно-тепловой обработки мужских сорочек

Эти же фирмы производят установки для предпродажной подготовки одежды. Поскольку производство массовых видов швейных изделий перешло в страны Юго-Восточной Азии, они приходят в Европу огромными партиями в тюках, контейнерах, навалом. Естественно, мнутся. На упомянутых установках изделия в закрытой камере на вешалках продуваются тёплым воздухом определённой влажности и расправляются. После чего упаковываются в полиэтилен и в подвешенном виде поступают в продажу.

Необходимо отметить, что на конечном этапе изготовления швейных изделий серьёзным моментом является необходимость сохранить достигнутое всеми предыдущими процессами качество. С этой целью создано и выпускается серийно укладочное оборудование, установки для упаковки.

Из всего сказанного ясно, что технические достижения сегодняшнего дня позволяют довести до массового потребления без искажения все художественные достоинства, которые вложил автор в созданную им модель.


Рис. 14. Оборудование для влажно-тепловой обработки

Отделочный участок, где изделиям придаётся конечный (товарный) вид, комплектуется ещё оборудованием, облегчающим маркировку и упаковку. Это последнее, весьма важное звено всей производственной цепочки. От него зависит, в каком состоянии изделие дойдёт до торговой точки или до другого места реализации продукции, то есть, в конечном итоге, до конкретного потребителя.

Вопросами упаковки занимается множество фирм, однако на этом участке ещё очень много ручного труда. В принципе, упаковку мелких и простых изделий (трусы, майки, полотенца, носки, постельное бельё) удалось неплохо механизировать. Разумно решён процесс складывания и упаковки сорочек в полиэтиленовые пакеты. И потому эти изделия попадают в продажу в виде, который вызывает у потребителя только положительные эмоции. Красочные запечатанные пакеты, яркие картонные коробочки.

Просто решается упаковка и транспортировка джинсовых изделий.

А вот упаковка костюмов, пальто, платьев ещё ждёт своего оптимального решения. Пока наилучшее сегодня – это надетое на плечевую вешалку изделие и закрытое в полиэтиленовом мешке. Транспортировка изделий осуществляется в подвешенном виде на той же вешалке.


1. Пармон Ф.М. Композиция костюма: одежда, обувь, аксессуары: учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Легпромбытиздат, 2007. – 318 с.

2. Рейбарх Л.Б., Лейбман С.Я., Рейбарх Л.П. Оборудование швейного производства. – М.: Легпромбытиздат, 2008. – 288 с.

3. Франц В.Я. Охрана труда на швейных предприятиях. – М.: Легпромбытиздат, 2007. – 256 с.

4. Жуков Ю.В. Итоги работы лёгкой промышленности в 2006 г. // Швейная промышленность. – 2007. – № 2. – С. 2–12.

ТЕМА: Обработка оборок

Тема урока: Отделка швейных изделий. Виды отделки.

Цель: подготовить учащихся к восприятию нового материала, познакомить их с темой «Обработка оборок», создать условия:

· для формирования устойчивого интереса к предмету;

· воспитания мотивации к учению, уважения к труду;

· мобилизация знаний и опыта учащихся;

· активизации мышления;

· коррекция речи.

Тип урока: вводный.

Оборудование: Карточки №1, №2; образец оборки; учебники, рабочая коробка, швейная машина , гладильная доска, утюг.

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие;

Проверка явки учащихся;

Заполнение учителем классного журнала;

Проверка готовности учащихся к уроку;

Настрой учащихся на работу:

1.1. Определи, двигаясь по стрелкам зашифрованное слово.

Карточка № 1

1.2. Вспомни и проставь последовательность выполнения сборок машинным способом. Карточка № 2

II. Объяснение нового материала.

2.1. Вступительная беседа. В жизни человека одежда играет большую роль. Она влияет на его самочувствие, настроение и работоспособность. Одежда защищает человека от неблагоприятных воздействий окружающей среды. С помощью одежды можно подчеркнуть достоинства фигуры, скрыть её недостатки. К любой одежде предъявляются определённые эстетические требования. Эстетические требования выражаются в том, что одежда должна быть красивой по форме и отделке, соответствовать индивидуальным особенностям человека и современной моде.

Виды отделки

Отделка швейных изделий бывает самой разнообразной. В качестве отделки используют различные отделочные материалы – кружево, ленту, шитьё, пряжки, пуговицы и др. Отделкой могут служить и дополнительные детали – карманы, клапаны, воротники, оборки, воланы (Учебник см. рис. 14 на стр.33).

2.2. Объяснение нового материала.

Оборки

Оборками отделывают женские и детские платья, ночные сорочки, юбки, блузки, фартуки. Оборка – это полоска ткани, один срез которой собран на сборку и соединён с изделием.

В оборках различают срез притачивания и отлетной срез (см. рис. доске).

Оборки раскраивают из основной или отделочной ткани по косому или поперечному направлению нитей.

Ширина ткани для оборки зависит от фасона изделия, она может быть от 15 до 30 см. Длина оборки должна быть в полтора или в два раза больше длины среза, к которому её притачивают. С целью экономии ткани оборку можно составить из нескольких частей. Части оборки складывают лицевыми сторонами внутрь, уравнивают срезы и стачивают по долевой нити, швы разутюживают. Ширина шва 5-7 мм.

III. Практическая работа «Раскрой оборок»

Учитель. Перед началом работы нужно внимательно ознакомиться с практической работой «Раскрой оборок» и повторить правила техники безопасности .

Давайте вместе выясним, какие инструменты, приспособления и материалы понадобятся для работы (Ответы детей - ткань, рабочая коробка – игла ручная, булавки, нитки, ножницы, мел портновский; линейка; швейная машина, гладильная доска, утюг).

После того как мы выяснили, что понадобиться для работы. Какие действия необходимо выполнить? (Ответы детей – организовать рабочее место, убрать лишнее и рационально расположить)

Учитель. - Верно,

-

Продолжаем знакомиться с ходом практической работы.

Какие правила техники безопасности необходимо вспомнить для работы?

Выполнение работы учащимися. Текущий инструктаж учителя.

Анализ работ, разбор типичных ошибок и установление причин.

IV. Закрепление нового материала.

Вопросы к учащимся:

1. Какие виды отделки можно применить при изготовлении швейных изделий?

2. Какой шов может служить для отделки изделия?

3. Продолжите моё предложение: - Оборка – это ………. .

4. Назови срезы детали оборки?

5. От чего зависит ширина ткани для оборки?

7. Если у нас мало ткани, а необходимо раскроить оборку, как это сделать?

V.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

РАСКРОЙ ОБОРОК

Инструменты, приспособления и принадлежности: игла, ножницы, напёрсток, швейная машина, гладильная доска, утюг, альбом.

Материалы для работы: ткань, швейные нитки.

1. Раскроить оборку из ткани по косому или поперечному направлению нитей.

2. Проложить две параллельные машинные строчки для сборок по срезу притачивания на расстоянии 1 см от среза ткани (1-я строчка); 0,5 см от среза ткани (2-я строчка).

3. Собрать срез притачивания на сборку за нижние нитки машинной строчки, распределяя равномерно сборки.

Тема урока: Обработка отлетного среза оборки швом вподгибку

с закрытым срезом двойной строчкой.

Цель: познакомить учащихся с назначением и технологией выполнения шва вподгибку с закрытым срезом двойной строчкой; создать условия:

· для формирования навыков его выполнения;

· воспитания самостоятельности, трудолюбия, аккуратности, культуры труда и общения;

· обогащения словарного запаса.

Тип урока: комбинированный (новая тема)

Оборудование: Карточка №1, №2, школьная доска, рабочая коробка, швейная машина, гладильная доска, утюг.

Ход урока

I. Организационный момент.

o - приветствие;

o - проверка явки учащихся;

II. Актуализация опорных знаний.

2.1. Определи, двигаясь по стрелкам зашифрованное слово:

Срез какой? Карточка № 1

https://pandia.ru/text/78/026/images/image005_2.png" width="336" height="276 src=">Карточка № 2

III.

3.1. Вступительная беседа

Предметы одежды часто украшают отделочными строчками и краевыми швами, например окантовочным, а также вышивкой.

Оборки, окантовочный шов, вышивка и другие виды отделки придают изделиям нарядный, привлекательный вид.

Различают несколько видов обработки отлетного среза оборки, его можно обработать ручным и машинным способами: строчками косых стежков, швом вподгибку двойной строчкой (московский), зигзагообразной строчкой, окантовочным швом.

3.2. Рассматривание образцов.

А сегодня на уроке мы познакомимся с обработкой отлетного среза швом вподгибку двойной строчкой (московский шов).

Ход работы

1. Подогнуть отлетной срез детали на изнаночную сторону на 3-5 мм, заметать по сгибу.

2. Проложить машинную строчку по изнаночной стороне на расстоянии 1-2 мм от сгиба.

3. Срезать излишек ткани возле строчки.

4. Подогнуть край детали на изнаночную сторону второй раз на 2-3 мм, застрочить по первой строчке со стороны подгиба.

5. Приутюжить шов.

6. Оформить образец в альбом.

Проверка качества работы : 1) ширина шва не более 3 мм; 2) машинная строчка ровная; 3) влажно-тепловая обработка выполнена качественно.

Учитель. Следует организовать своё рабочее место, убрав все лишнее и расположив нужные предметы рационально. Выполните подготовку рабочего места.

3.3. - Организация учащимися своих рабочих мест.

IV . Практическая работа «Обработка отлетного среза оборки швом вподгибку и закрепление подгиба двойной машинной строчкой на образце.

4.1. - Работа с учебником (Практическая работа стр. 40

Чтение вслух хода работы: метод разъяснительного чтения. Демонстрация выполнения операций учителем.

(Повторение правил техники безопасности.)

Есть ли вопросы по выполнению практической работы?

Если вопросов нет, приступайте к выполнению.

IV. Закрепление нового материала

Вопросы к учащимся:

1. Какой шов применяли к обработке отлетного среза оборки?

Ответ: Шов вподгибку двойной строчкой.

2. К какому виду относится данный шов?

Ответ: Шов вподгибку относится к краевым швам.

3. Какой ширины в готовом виде должен быть московский шов?

Ответ: ширина шва не более 3 мм.

V. Уборка рабочих мест.

VI. Подведение итогов. Оценка работы учащихся.

· - Сообщение о достижении целей урока;

· - объективная оценка результатов труда;

· - выставление отметок в классный журнал и в дневники учащимся;

· - сообщение о теме следующего урока

· - задание учащимся на подготовку к следующему уроку.

Тема: Втачивание оборки в шов соединения двух деталей на образце.

Цель: Способствовать формированию представления о способе втачивания оборки в шов соединения двух деталей;

· продолжить формировать навыки соединения оборок с основной деталью;

· воспитание самостоятельности, трудолюбия, аккуратности;

· внимание и самоконтроль;

· навыки работы по плану.

Тип урока: урок формирования и закрепления умений навыков.

Оборудование:

Ход урока

I. Организационный момент.

o - приветствие;

o - проверка явки учащихся;

o - заполнение учителем классного журнала;

o - проверка готовности учащихся к уроку.

o – настрой учащихся на работу (кроссворд)

Отгадай зашифрованное слово:

1. Головной убор.

2. Полоска ткани для обработки срезов или отделки деталей изделия.

3. Бельевое плечевое изделие.

4. Что стелим, когда ложимся отдыхать.

5. Это не рюкзак и не пакет, это - … .

6. Относится к постельному белью.

II. Актуализация опорных знаний

2.1. Проставь последовательность по порядку:

1. Обработать срезы шва. (4)

2. Необходимо выполнить сборку, собрать срез детали оборки за нитки до размера основной детали. Концы ниток завязать узлом. (1)

3. Шов заутюжить в сторону основной детали. (5)

4. Наложить оборку лицевой стороной на лицевую сторону основной детали, уровнять срез, приколоть, приметать, притачать со стороны оборки между строчками сборки. (2)

5. Удалить нитки примётывания и нитки сборок, рассекая их с изнаночной стороны через 5-7 см. (3).

2.2. Вопрос: Как называется вид соединения оборки с основной деталью?

Ответ: Соединение оборки с основной деталью стачным швом.

III. Изложение нового материала (Объяснительно-иллюстративный метод):

Сегодня мы научимся способу втачивания оборки в шов соединения двух деталей (показ готового образца ).

Ход работы

2. Наложить оборку изнаночной стороной на лицевую сторону одной детали, уровнять срезы, приметать между строчками сборки.

3. Наложить вторую деталь лицевой стороной на деталь с оборкой, уровнять срезы, сколоть, сметать и стачать со стороны первой детали, со стороны смётывания.

4. Удалить нитки смётывания и нитки сборки.

5. Обработать срезы швов.

6. Разложить детали. Шов заутюжить в противоположную от оборки сторону.

Контроль: 1) сборки распределены равномерно по всей длине оборки;

2) срезы шва обмётаны; 3) шов заутюжен в противоположную от оборки сторону; 4) влажно-тепловая обработка выполнена качественно.

IV . Практическая работа

4.1. - Работа с инструкционной картой.

Продолжаем знакомиться с ходом практической работы.

Чтение вслух хода работы: метод разъяснительного чтения. Демонстрация выполнения операций учителем.

4.2. - Какие правила техники безопасности необходимо вспомнить для работы? (Повторение правил техники безопасности.)

Есть ли вопросы по выполнению практической работы?

Если вопросов нет, приступайте к выполнению.

4.3. Выполнение работы учащимися.

4.4. Текущий инструктаж учителя.

4.5. Анализ работ, разбор типичных ошибок и установление причин.

V . Уборка рабочих мест.

VI . Закрепление пройденного материала (Фронтальный опрос) :

6.1. Вопросы к учащимся:

1. Что такое оборка?

Ответ: Оборка – это полоска ткани, один срез которой собран на сборку и соединён с изделием.

2. Какие изделия отделывают оборками?

Ответ: Оборками отделывают женские и детские платья, ночные сорочки, юбки, блузки, фартуки.

3. Назовите название срезов детали оборки?

Ответ: В оборках различают срез притачивания и отлетной срез.

4. По какой нити раскраивают оборку?

Ответ: Оборки раскраивают по косому и поперечному направлению нитей.

5. С какими видами обработки отлетного среза оборки вы познакомились?

Ответ: Отлетной срез оборки можно обработать ручным и машинным способами, швом вподгибку двойной строчкой, зигзагообразной строчкой. Окантовочным швом.

6. Какими способами оборки могут быть притачаны к срезу основной детали?

Ответ: Оборки могут быть притачаны к срезу основной детали стачным, накладным швами, в шов соединения двух деталей.

6.2. Показ готовых образцов .

VII . Подведение итогов .

7.1. Оценка работы учащихся.

7.2. Заключительная беседа.

Тема урока: Соединение оборки с основной деталью притачным швом.

Цель: Познакомить учащихся с технологией соединения оборки с основной деталью притачным швом; создать условия:

· для совершенствования навыков работы на швейной машине;

· воспитания самостоятельности, трудолюбия, аккуратности, культуры труда.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: Кроссворд, школьная доска, образец соединения оборки с основной деталью, рабочие коробки, швейная машина, гладильная доска, утюг.

Ход урока

I. Организационный момент.

o - приветствие;

o - проверка явки учащихся;

o - заполнение учителем классного журнала;

o - проверка готовности учащихся к уроку;

o - настрой учащихся на работу

Среди букв, представленных в форме, найдите ответы на вопросы. В скобках указывается количество букв в слове. Слова могут читаться только по горизонтали и вертикале, по часовой и против часовой стрелки

1. В ткани есть нить утка и нить…….Основы

2. Плечевое бельевое изделие (7). - Сорочка

3. Полоска ткани, один срез которой собран на сборку (6) - Оборка

4. Головной убор (7) - Косынка

5. Комплект плечевого бельевого изделия (6). – Пижама

II. Актуализация опорных знаний

Вопросы к учащимся:

1. Какие изделия отделывают оборками?

Ответ: женские, детские платья, ночные сорочки, юбки, блузки.

2. Назовите название срезов детали оборки?

Ответ: срез притачивания, отлетной срез.

3. По какой нити раскраивают оборку?

Ответ: по косому и по поперечному направлению нити.

4. С какими видами обработки отлетного среза оборки мы познакомились?

Ответ: отлетной срез оборки можно обработать ручным и машинным способами: строчками ручных косых стежков, швом вподгибку с закрытым срезом, зигзагообразной строчкой, окантовочным швом.

Ш. Изложение нового материала (Объяснительно-иллюстративный метод):

Вступительная беседа. Оборки могут быть притачаны к срезу основной детали накладным швом, втачаны между двумя деталями или стачным швом. Сегодня мы научимся способу соединения оборки с основной деталью притачным швом (показ готового образца ).

Ход работы

1. Необходимо выполнить сборку, собрать срез детали оборки за нитки до размера основной детали, концы ниток завязать узлом.

2. Наложить оборку лицевой стороной на лицевую сторону основной детали, уровнять срезы, приколоть, приметать, притачать со стороны оборки между строчками сборок.

3. Удалить нитки примётывания и нитки сборок.

4. Обработать срезы шва.

5. Шов заутюжить в сторону основной детали.

Контроль: 1) сборки распределены равномерно по всей длине оборки;

2) шов заутюжен в сторону основной детали; 3)влажно-тепловая обработка выполнена качественно

Учитель. Следует организовать своё рабочее место, убрав все лишнее и расположив нужные предметы рационально. Выполните подготовку рабочего места.

- Организация учащимися своих рабочих мест.

IV . Практическая работа «Соединение оборки с основной деталью притачным швом.» на образце.

4.1. - Работа с учебником (Практическая работа стр. 41 ). Продолжаем знакомиться с ходом практической работы.

Чтение вслух хода работы: метод разъяснительного чтения. Демонстрация выполнения операций учителем.

4.2. - Какие правила техники безопасности необходимо вспомнить для работы? (Повторение правил техники безопасности.)

Есть ли вопросы по выполнению практической работы?

Если вопросов нет, приступайте к выполнению.

4.3. Выполнение работы учащимися.

4.4. Текущий инструктаж учителя.

4.5. Анализ работ, разбор типичных ошибок и установление причин.

V .Закрепление материала

Вопросы к учащимся:

1. Какими способами можно соединить оборку с основной деталью?

2. Какие швы применяют при соединении оборки с основной деталью?

VI . Подведение итогов .

Оценка работы учащихся.

Заключительная беседа.

Сегодня мы закончили большую тему – «Обработка оборок». И я надеюсь, вы теперь сможете не только шить швейные изделия, но и производить отделку швейных изделий.

o - объективная оценка результатов труда;

o - выставление отметок в классный журнал и в дневники учащимся;

o - сообщение о теме следующего урока

o - задание учащимся на подготовку к следующему уроку.